→ Сборник игр, направленных на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой "читая, играем". Методическая разработка "литературные игры как средство развития читательских интересов у детей дошкольного возраста" Игр

Сборник игр, направленных на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой "читая, играем". Методическая разработка "литературные игры как средство развития читательских интересов у детей дошкольного возраста" Игр

Художественная литература с самого раннего возраста формирует характер ребёнка. Она присутствует в его жизни как нравственно-эстетический ориентир: книги становятся его друзьями и советчиками, их герои - примером для подражания, а язык автора открывает двери в мир воображения, где царит красота гармонии. Так у ребёнка закладывается система ценностей, развивается самосознание и культура речи, формируется художественный вкус. Дети крайне восприимчивы и отзывчивы ко всему прекрасному, поэтому нужно стремиться как можно шире использовать художественную литературу в процессе воспитания. Для того чтобы занятия по литературе были максимально эффективными, нужно учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и ориентироваться в прогрессивных тенденциях современной педагогики.

Цели занятий по художественной литературе в детском саду

Можно сформулировать следующие общие цели проведения занятий по художественной литературе в детском саду:

  1. Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности, через воспитание художественного вкуса как способности воспринимать на слух различные средства выразительности языка, которыми пользуется автор (общая тональность произведения, красота метафор, ритм и мелодичность речи, образность и поэтика языка).
  2. Дать представление об основных жанровых и стилистических особенностях литературного произведения (структура и композиция, ритмика, различные речевые обороты), без чего невозможно целостное восприятие прочитанного и понимание его содержания.
  3. Привить любовь к книгам, как базу для формирования привычки к чтению и способности самостоятельно ориентироваться в мире литературы в дальнейшем.

Настоящую увлечённость литературой можно развить в ребёнке только с учётом его природных склонностей и интересов

Восприятие художественного произведения всегда индивидуально. И эту индивидуальность необходимо всячески культивировать, так как настоящую увлечённость литературой можно развить в ребёнке только с учётом его природных склонностей и интересов.

Дети откликаются на художественное произведение всем сердцем. Они способны верить в реальность литературного персонажа, могут поставить себя на его место, радоваться и огорчаться вместе с ним. Это учит их сочувствию и милосердию, прощению и снисходительности. Такая эмоциональная вовлечённость помогает им лучше понимать текст - сначала на невербальном уровне, а потом, в более старшем возрасте, на уровне смысловых оттенков.

Нельзя представить себе занятие литературой без анализа прочитанного произведения. Со временем форма аналитической беседы меняется, отражая возрастные особенности ребёнка. Однако, оценивая поступок героя, воспитатель всегда использует эстетические категории, воспитывая в ребёнке понимание того, что нравственно - это не просто правильно и хорошо, но ещё и красиво.

Младшая группа

В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия по художественной литературе неразрывно связаны с развитием речи.

Сначала ведётся работа с визуальными образами, когда при знакомстве с произведением (сказкой, песенкой, потешкой) воспитатель тем или иным образом использует принцип наглядности. Он сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним, читает книги с иллюстрациями, привлекает игрушки.

При знакомстве с произведением воспитатель сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним

На этом этапе детей приучают воспринимать короткие произведения на слух, узнавать их, связывая со знакомыми образами, и воспроизводить. Повторяя одно и то же произведение много раз, воспитатель постепенно подводит ребёнка к пересказу с опорой на иллюстрации.

Приём поправления нужно использовать с осторожностью, не заостряя внимания на ошибках ребёнка и не оказывая на него давления - скорее подсказывая и объясняя, чем исправляя неточность. Дети могут эмоционально реагировать на произведение, даже не понимая тонкостей сюжета и не разбираясь в мотивах поступков героев.

Картинки можно использовать как опору при подготовке к пересказу: задавать по ним вопросы, просить найти нужную иллюстрацию, усложнять описание по ходу действия

Самой важной задачей для этой возрастной группы является формирование навыка слушания. Через слушание и эмоциональный отклик ребёнок получает доступ к более сложным оттенкам чувств и эмоций, он начинает глубже понимать смысл произведения, у него развивается чувство языка и коммуникативные навыки, внимание и музыкальный слух. Именно так дети усваивают речь, это основная закономерность.

Одновременно, в соответствии с общими целями ознакомления с художественной литературой, у них закладываются базовые представления о способах выразительности: образности и поэтике языка, певучести интонаций народной речи и ритмичности стихотворений. Они начинают интуитивно распознавать жанры (сказку, прозу, стихотворение), лучше разбираться в построении сюжета, глубже понимать смысл. А главное, у них просыпается интерес к книгам и художественное чутье, которые впоследствии превратятся в любовь и уважение.

Перед воспитателем стоит задача поддержать этот интерес, увлечь ребёнка книгой и научить его следить за сюжетом.

Видео: занятие по художественной литературе в младшей группе

Средняя группа

При условии непрерывности воспитательно-образовательного процесса, ребёнок легко осваивает способы взаимодействия с художественным текстом, которые актуальны для его возраста.

Так, с детьми средней группы уже можно проводить более подробный анализ произведения, обсуждать жанровые и стилистические особенности, обращать их внимание на отдельные средства выразительности (эпитеты, метафоры и сравнения), сравнивать характеры персонажей и оценивать их взаимоотношения. Воспитателю следует воздерживаться от искажения слов, обозначающих жанр произведения, используя полные формы без уменьшительных суффиксов (сказку - не сказочку, стихотворение - не стишок).

Видео: занятие по чтению с элементами исследовательской деятельности (средняя группа)

Старшая группа

В этом возрасте ребёнок начинает осознанно интересоваться книгами. Ему нравятся определённые произведения, он прослеживает сложные повороты сюжета и способен оценить отдельные средства выразительности, присущие конкретной книге или автору. У него уже есть некоторый багаж знаний и опыта, который позволяет ему сопереживать героям на более глубоком уровне, с пониманием мотивов их поведения. У детей старшей группы можно развивать отношение к книге, как к произведению искусства, поддерживать в них уважение и любовь к авторам, формировать представление о многослойности и неоднозначности художественного образа (в противовес преувеличенно хорошим или плохим героям сказок).

У детей старшей группы уже появляются любимые книги и произведения

Перед воспитателем стоит задача отточить инструменты анализа, углубить знания ребёнка о разновидностях жанров. Для этого можно проводить тематические беседы по прочитанным произведениям, обсуждать книги любимых авторов, зачитывать фрагменты текста с последующим разбором их особенностей.

Важно не переусердствовать с аналитической составляющей в ущерб воображению и фантазии. Для равновесия необходимо учитывать потребность ребёнка в высвобождении творческой энергии. Можно изучать основы стихосложения или писать рассказы, устраивать литературные конкурсы и «фестивали книги». Играть в словесные игры, наконец. Главное, поддерживать интерес и систематически отслеживать состояние ребёнка.

Видео: фрагмент занятия по чтению художественной литературы в старшей группе

Видео: инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» (старшая группа)

Виды занятий

В соответствии с принципом всеобщности и постоянства эстетического воспитания, литература должна проникать во все сферы жизнедеятельности ребёнка в любом возрасте. Виды деятельности детей бывают следующие:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • художественная;
  • двигательная.

Это означает, что могут быть самые различные виды занятий по литературе: игровое занятие с элементами декламации, на котором воспитатель, например, читает стихи наизусть, а дети его слушают и реагируют в соответствии с игровой ситуацией, занятие-беседа (предварительная или аналитическая), занятие по инсценировке художественного произведения, занятие-экскурсия или даже занятие-прогулка. Ребёнку дошкольного возраста сложно долго сохранять концентрацию внимания на чем-то одном, поэтому нужно чередовать активные виды деятельности со спокойными.

Занятия по чтению необходимо чередовать с активной деятельностью

Формы и методы работы с книгой в детском саду

Методы работы с книгой делят на первичные и вторичные. Методы вторичного ознакомления углубляют понимание ребёнком текста, прослушанного ранее с использованием первичных методов. Они дают ему возможность лучше оценить выразительные средства языка - меткость эпитетов в прозе, мелодику и ритм стихотворений, образность и напевность речи в народных сказках. Детям нравится слушать полюбившиеся им произведения снова и снова, каждый раз сопереживая героям и эмоционально проживая все перипетии сюжета.

Любимый рассказ или сказку дети готовы слушать много раз

Методы первичного ознакомления

К основным методам первичного ознакомления с книгой относят:

  1. Чтение.
  2. Рассказывание.

Чтение подразумевает дословное воспроизведение текста вслух (по книге или наизусть). Разновидностью этого метода можно считать прослушивание аудиозаписи (пластинки), когда воспитатель не выступает в роли чтеца или рассказчика.

Рассказывание отличается от чтения свободной передачей сюжетной линии произведения, что допускает достаточную степень вариативности в отношении языка оригинального текста. Рассказчик может при этом менять порядок слов в предложениях, использовать синонимы или даже свободно интерпретировать какие-то повороты сюжета. В данном случае все зависит от таланта рассказчика и его умения заинтересовать детей произведением.

Формы проведения занятий

Эти методики могут использоваться при проведении занятий в форме:

  • чтения или рассказывания одного произведения;
  • чтения или рассказывания нескольких произведений, объединённых одним художественным образом (рассказы о воробье, сказки о петушке);
  • чтения или рассказывание нескольких произведений, объединённых одной темой (любимые игрушки, лес зимой).

Принцип комплексного воздействия

Возможны формы проведения занятий по литературе, когда используется принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства. Вовлечение всех органов чувств в процесс восприятия художественного произведения усиливает впечатление и вызывает более глубокий эмоциональный отклик. Там, где это возможно, следует стремиться объединять произведения, принадлежащие к разным видам искусства.

Прекрасным дополнением к чтению может быть теневой и другие виды театра

К таким формам проведения занятия могут относиться:

  • чтение или рассказывание с использованием наглядного материала или визуального сопровождения (рассматривание картин, показ слайдов с репродукциями или диафильмов с иллюстрациями к произведению);
  • чтение или художественная декламация, сопровождающаяся исполнением музыкального произведения;
  • чтение или художественная декламация с использованием визуального сопровождения в сочетании с музыкой;
  • чтение, рассказывание или художественная декламация с визуальным сопровождением в виде театрализованного представления (теневой театр, театр кукол).

Все эти формы проведения урока формируют у ребёнка целостное художественное впечатление, развивают вкус и стимулируют интерес к литературе.

Методы вторичного ознакомления

К методам вторичного ознакомления с книгой относят:

  1. Аналитическую беседу.
  2. Повторное чтение.
  3. Пересказ произведения.
  4. Заучивание наизусть.
  5. Художественную декламацию.
  6. Инсценирование.

Аналитическая беседа служит для того, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми прочитанного произведения. В ходе беседы можно уделить внимание особенностям жанра произведения, его композиции и средствам выразительности. Дать оценку характерам героев, их поступкам и взаимоотношениям.

Очень важно сделать паузу после того, как произведение будет прочитано, чтобы дать ребёнку время прийти в себя, осмыслить услышанное. Будет ошибкой переходить к разбору произведения, когда ребёнок все ещё находится под впечатлением от прослушанного. По мнению Е. А. Флериной, элементы анализа лучше использовать при повторном чтении, так как переживания ребёнка гораздо важнее.

Воспитательная беседа, которую вы инициируете, может разрушить очарование текста и испортить впечатление. Иногда, достаточно просто спросить у ребёнка, понравилась ли ему сказка или рассказ. И поддержать его одной фразой, эмоционально связанной с содержанием прочитанного. К сожалению, общепринятой практикой является проведение аналитической беседы без учёта эмоционального воздействия текста на ребёнка.

После чтения необходимо дать ребёнку время на осмысление услышанного

Повторное чтение, как и аналитическую беседу, лучше использовать с каким-то временным интервалом, так как ребёнку необходимо усвоить полученную информацию и осмыслить тот опыт, который он получил. Если произведение большого объёма, можно читать небольшие отрывки, значимые по смыслу, а потом уже, через несколько недель - перечитать его целиком. Однако, небольшие по объёму произведения (стихи, басни, короткие рассказы) можно повторять сразу после прочтения.

Произведения, которые дети уже знают, можно пересказывать, заучивать наизусть и использовать в играх, инсценировках.

Картотека книг в детском саду

Список литературы следует постоянно пересматривать, пополняя его новыми книгами, чтобы в нём присутствовали произведения разных жанров и авторов: от поэм и басен до рассказов и повестей. Воспитателю нужно быть в курсе литературных новинок, знать хорошие издательства, которые специализируются на детской литературе, использовать творческий подход и читательскую интуицию.

Воспитатель дожен быть в курсе и литературных новинок, и классических произведений

Психологические особенности восприятия литературного произведения детьми дошкольного возраста

Дошкольникам присуща конкретность и образность мышления, поэтому в литературных произведениях должны присутствовать конкретные чувственные образы, психологически близкие детям. В этом возрасте они очень эмоциональны и импульсивны, у них динамичная природа. Соответственно, нужно выбирать произведения с ясной структурой и эмоциональным подтекстом: борьбой противоположностей, которые олицетворяют герои, быстрой сменой событий и драматическими поворотами сюжета.

Дети легко вживаются в условности и сопереживают героям, что обусловлено их психологическими особенностями. Они очень хорошо воспринимают такой стилистический приём, как преувеличение - намеренное подчёркивание тех или иных черт характера персонажа, с целью усиления выразительности. Чем меньше ребёнок, тем больше его потребность в этом отклонении от «равнодушной истины», поэтому самые маленькие больше всего любят сказки, а более взрослые - приключенческую литературу.

Принципы организации картотеки

При составлении картотеки список книг разбивается на разделы по содержанию. Например, картотека художественной литературы может содержать такие разделы, как «Эстетическое воспитание» или «Развитие речи». Далее, указывается автор произведения, название и предполагаемая цель проведения занятия, которая всегда связана с общими задачами изучения литературы. Это может быть «Воспитание чувства прекрасного» для раздела «Эстетическое воспитание». Или «Воспитание культурно-гигиенических навыков» для раздела «Самообслуживание, труд». Структура картотеки должна быть понятной и логичной, чтобы ей легко было пользоваться.

Разработка проекта по художественной литературе

Проекты по художественной литературе для дошкольников могут относиться к творческому, педагогическому, познавательному или познавательно-художественному типу. Они бывают как краткосрочными, так и долгосрочными. В зависимости от количества участников, их подразделяют на групповые и индивидуальные.

Соответственно, проекты могут затрагивать самые разные темы, при условии, что цели работы имеют отношение к общим целям проведения занятий по литературе, а автор способен обосновать выбор своего предмета и доказать актуальность исследования.

Какую тему выбрать

Проект по приобщению ребёнка-дошкольника к литературе может использовать, например, такую форму работы с детьми, как оформление выставочных стендов с детскими рисунками-иллюстрациями к прочитанным произведениям А. Н. Толстого или С. Я. Маршака. При этом можно проводить занятия-беседы по биографиям этих писателей - знакомить детей с их творчеством и интересными фактами из их жизни. Название проекта может звучать как «Мои любимые сказки С.Я. Маршака» или «Любимые персонажи из сказок А. Н. Толстого».

Чтобы научить ребёнка с уважением и бережностью относиться к книге, можно организовывать тематические экскурсии в музеи и типографии, выпускать стенгазету, смотреть познавательные видеофильмы воспитательного характера, проводить занятия по истории книги и оборудовать специальный уголок «Книжной скорой помощи» в группах.

Можно также праздновать день рождения любимого произведения. Для этого вместе с детьми делается календарь-самоделка «Книжкины именины» с указанием книг, которые скоро будут отмечать свой юбилей.

Результатом проекта может стать выставка «Книжкины именины»

Алгоритм разработки проекта

При разработке проекта по художественной литературе для ДОУ принята следующая последовательность действий:

  1. Оценивается актуальность работы (проводится аналитико-прогностическое обоснование проекта, определение причин, которые привели к существующему положению вещей).
  2. Формулируются цели и задачи проекта.
  3. Определяются этапы его реализации (со сроками и задачами по каждому этапу).
    • проводится обсуждение и выбирается тема проекта совместно с детьми (этап проблематизации);
    • составляется план деятельности воспитателя и детей, происходит выбор ребёнком художественного произведения для дальнейшей работы (этап разработки проекта);
    • происходит переход к практической части, включающей различные виды деятельности детей и формы работы (этап выполнения проекта).
  4. Подводятся итоги проведённой работы.
    Оценивается ресурсная база проекта (кадровые, материально-технические, программно-методические, информационные ресурсы).
  5. Составляется перечень использованных художественных произведений с приложением сценария разработанного мероприятия.

Тематическое планирование художественной литературы в детском саду

Прежде чем приступать к какой-либо деятельности, всегда лучше сначала определиться с планом действий. План должен помогать в достижении поставленной цели, выполнять функцию контроля и мотивировать исполнителя, повышая эффективность педагогического процесса. От того, насколько качественно он составлен, будет зависеть результат.

Какими принципами следует руководствоваться

При разработке плана занятий по художественной литературе в детском саду нужно помнить о тематическом принципе, который подразумевает существование общей тематики, объединяющей всю деятельность детей. Например, это может выражаться в том, что воспитатель будет отбирать произведения для занятий, посвящённые текущему времени года (рассказы и сказки о лете) или какой-то праздничной дате (стихотворения к Новому году).

Включение в план различных видов занятий обусловлено принципом взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития. Так, игровые занятия, занятия-прогулки или занятия-экскурсии позволяют реализовать обучающие задачи не только в образовательной, но и в других видах деятельности.

К изучению любого материала надо подходить системно: занятия должны отличаться регулярностью и последовательностью, носить циклический характер. Поэтому, скажем, одну игру имеет смысл планировать несколько раз, постепенно усложняя задачи (от знакомства с правилами, до изменения формы взаимодействия участников). При этом нужно обязательно чередовать активные виды деятельности со спокойными, брать в расчёт местные климатические условия (включая времена года и погоду), индивидуальные особенности развития каждого ребёнка (темперамент, личные качества, склонности и увлечения) - и варьировать формы работы от индивидуальной до групповой, с заданиями (играми) разного уровня и степени сложности.

Любая деятельность на занятиях должна опираться на инициативу ребёнка и его активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Этот принцип планирования сейчас выходит на первое место.

Активность детей показывает. что они заинтересованы деятельностью

Виды планирования

План, форма которого приближена к традиционной, может выглядеть следующим образом:

Таблица: планирование по ознакомлению с художественной литературой в детском саду (фрагмент)

Тема занятия Программное содержание
1 Чтение русской народной сказки «Колобок», обр. А. Н. Толстого. Дать базовые представления о жанре сказки, объяснить в чём заключается её отличие от рассказа и стихотворения. Обратить внимание на стилистические особенности, присущие произведениям устного народного творчества.
2 Чтение русской народной сказки «Лиса и волк», обр. А. Н. Толстого. Развить представления о жанре сказки, обратить внимание на такие средства выразительности, как образность и напевность речи. Сравнить характеры персонажей двух сказок А. Н. Толстого, дать оценку их поступкам и взаимоотношениям между героями в каждой сказке.

Такой тематический план логичен и последователен в освоении образовательных задач, его характеризует простота и ясность. Что имеет свои преимущества. Однако этот вид планирования создаёт противоречивую ситуацию, когда предсказуемо расписанная последовательность действий мешает ребёнку проявлять инициативу и действовать спонтанно, принимая решения по ходу работы.

Получается, что план не учитывает индивидуальные особенности и потребности ребёнка, не предусматривает его участия в процессе, нарушая один из важнейших принципов планирования.

Ребёнок как активный участник воспитательно-образовательного процесса

В соответствии с требованиями, заявленными в ФГОС ДО, воспитатель должен стремиться создать на занятиях такие условия, чтобы у ребёнка был стимул принимать собственные решения, а не ждать готового ответа. Происходит пересмотр представлений о том, что такое воспитание и обучение. На смену старому способу взаимодействия приходит новый, более прогрессивный, который даёт возможность ребёнку думать и искать выход из ситуации.

Одной из главных задач детского сада является формирование у ребёнка потребности в чтении

В свете всего вышеизложенного, имеет смысл использовать как перспективное, так и календарное тематическое планирование. Перспективное планирование при этом сводится к списку рекомендованной литературы. В плане следует указать образовательные задачи на год, оставив методы и приёмы на усмотрение воспитателя, который оценит ситуацию на занятии и учтёт пожелания детей. Дети могут дополнить и изменить список литературы, принести свои любимые книги, чтобы прочитать их вместе со всеми, или высказать пожелания в отношении предполагаемой формы занятия.

Организация учебного процесса без каких-либо временных рамок и ограничений стимулирует у детей самостоятельность и учит их проявлять инициативу.

Роль технологии сбора в планировании

Календарное планирование при таком подходе использует технологию группового сбора, заключающуюся в том, что воспитатель планирует все занятия вместе с детьми. Такое планирование отличается от традиционного последовательностью действий. Сначала дети определяются с выбором темы недели или проекта. После этого воспитатель обсуждает с ними форму и методы работы, проводит занятие, и только потом полностью заполняет план.

Такой вид планирования может применяться лишь в старшей и подготовительной группах с опорой на инициативу наиболее развитых и активных дошкольников.

План может составляться на период от 1 до 3 недель, что зависит от сложности проекта, уровня знаний и возраста детей. При необходимости он корректируется в ходе работы с учётом пожеланий детей, заявленных в перспективном плане задач, методических принципов и реалий образовательного процесса. Таким образом, календарный план - это уже скорее средство для анализа проведённой работы и форма самоконтроля, чем инструкция, которой нужно придерживаться в обязательном порядке.

Правильно организованный воспитательно-образовательный процесс учитывает потребности ребёнка и активно вовлекает его в дискуссию по отбору учебного материала. При этом усиливается эмоциональный отклик от прочитанного произведения, которое ребёнок выбрал сам, воспитывается ответственность, способность принимать решения, возникает естественное уважение к мнению другого человека. Такой подход к занятиям литературой в детском саду развивает у детей чувство собственного достоинства и формирует активную жизненную позицию. Он может оказать неоценимую помощь воспитателю, который по-настоящему стремится привить ребёнку любовь к литературе, так как делает возможной попытку диалога между двумя традиционно противоборствующими сторонами: ребёнком и взрослым, учителем и учеником.

Поделитесь с друзьями!

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.Картотека предлагает дидактические игры и игровые упражненияна активизацию сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека

игр и игровых упражнений по обучению детей сочинению сказок

Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.

«Назови героя»

Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку.

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок (девочки герои - сказок: Василиса Прекрасная, Красная Шапочка, и т.д.)

«Действия героя»

Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки: коза из сказки «Волк и семеро козлят».

Условие: говорить только глаголами. (Жила-была, ходила, наказывала, пела и т.д.) Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

«Сказочные слова»

Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знают в сказках («Сим-сим, открой дверь», «Сивка-бурка, вещая каурка…» и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка («Однажды в некотором царстве», «в стародавние времена…»и т.д.)

«Закончи сказку»

Цель: придумать по данному началу для сказки концовку, развивать умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас.

Итак, вы предлагаете ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился, и вдруг видит …».

В дальнейшем следите за тем, как ребенок в самостоятельной творческой деятельности применяет усвоенные слова и выражения.

В процессе сочинения сказки поддерживайте инициативу малыша, стимулируйте проявления фантазии, следите, насколько верно ребенок понимает ваши задания и наводящие вопросы.

Примерный алгоритм сочинения сказки «Приключения котенка». Взрослый задает малышу вопросы, подводящие к описанию главного персонажа: «Какой это котенок? Какими словами можно сказать о нем? Какая у котенка шерстка? Какие у него уши, лапы?» Можно загадать загадку о нем. Потом ребенок выполняет следующие задания: «Придумай предложение про котенка, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный). Придумай, с чем можно сравнить нашего героя. Расскажи, что он умеет делать. Придумай предложение, чтобы в нем были слова «прыгает», «беленький» и др.

«Из какой сказки герой»

«Узнай сказочный транспорт»

Цель: учить детей по нарисованной художником картинке отгадывать сказочный транспорт, вспомнить героев сказок, кому принадлежал этот вид транспорта, вспомнить название сказки.

Воспитатель показывает какой-либо вид сказочного транспорта, а дети должны вспомнить и назвать вид сказочного транспорта, а также назвать сказку и героев. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

«Сказочные разбойники»

Цель: учить детей по внешнему виду отгадывать героев сказок; дать возможность вспомнить название сказки.

Воспитатель показывает какой-либо образ, а дети должны вспомнить конкретных героев и назвать сказку. Можно провести небольшую беседу по содержанию сказки, вспомнить других героев этой сказки.

«Сказка наизнанку»

(старшая группа)

Цель: развивать творческое воображение, вызвать желание придумать сказку «наоборот»; обогащать словарный запас детей за счёт употребления сравнительных оборотов.

Оборудование: карты, фломастеры, цветные карандаши.

Ход.

Педагог предлагает вспомнить хорошо знакомую сказку и поменять характер героев. Положительный на отрицательный и наоборот.

Дети рассказывают, как изменяются герои, их характер, поступки,каким станет сюжет сказки.

Например: Красная Шапочка,злая, а волк добрый.Колобок предлагает каждому герою стать его начинкой, т е. Колобок съедает всех по- очереди.

Упражнение «Чёрный ящик»

(средняя группа)

Цель: учить детей решать одну «задачу»: найти секрет « чёрного ящика» при помощи минимального числа вопросов, развивать логическое мышление, память, внимание.

Оборудование: «чёрный ящик», предметы, детские музыкальные инструменты, игрушки (пластмассовые, деревянные, мягкие).

Ход.

Воспитатель предлагает открыть секрет «чёрного ящика» с помощью вопросов.

Например: В чёрном ящике игрушка.

Вопросы: Живой или неживой объект?

Твёрдый или мягкий?

Твёрдый или мягкий?

Металл или дерево? и т. д.

«Сказка калька»

Цель: продолжать учить детей составлять модель сказки, по модели сочинять новую, полностью изменённую или с различными степенями; развивать творческое воображение, желание придумывать сказку, используя символы.

Оборудование: карты, цв. карандаши, фломастеры, восковые мелки.

Ход

В этой игре мы составляем с детьми как бы модель сказки и дальше по этой модели сочиняем новую, с различными степенями узнаваемости или полностью изменённую.

Берётся популярная, хорошо знакомая сказка и сводится к голой схеме, сюжетным линиям.

Можно использовать цветовые или геометрические обозначения. Всё придуманное детьми запоминается гораздо лучше и вызывает чувство гордости за своё творчество.

В старших и подготовительных группах дети любят буквенные обозначения, но каждую букву украшают каким-либо элементом, характеризующим этого героя.

По составленной модели сказки сочиняется своя совершенно новая сказка, герои которой могут быть самыми разнообразными: кто-то из героев остаётся, появляются новые герои и т.д.

Можно составлять сказку про любимую игрушку, про себя, про товарища. Главное стараться следовать сюжетным линиям, придумать «весёлый конец».

«Вспоминаем сказки»

Цели:

3) Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду.

Ход игры:

Воспитатель: «Однажды все книжки решили над ребятами подшутить и перепутались страницами. А потом не смогли вернуться в свои сказки. Срочно нужна ваша помощь. Я буду читать вам отрывки из сказок, а вы скажите мне, из какой сказки был прочитан отрывок. Если правильно ответим, то все сказки восстановятся.

Воспитатель читает отрывки сказок, выставляет книжки на доске.

«Помоги герою найти свою сказку»

Цели:

1) Прививать детям любовь к устному народному творчеству.

2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

3) Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид.

Воспитатель: Ох, беда! Герои сказок выпали из книжек и потерялись! Помогите им попасть в свои сказки.

Дети узнают героев сказок, называют и кратко описывают их, находят книжку, в которой они живут. Герои «поселяются» в свои сказки.

Выигрывает команда, угадавшая большее число героев.

«По порядку становись!»

Цели:

1) прививать детям любовь к устному народному творчеству.

2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

3)Вспоминать порядок появления героев в сказках.

Воспитатель: Ребята, герои сказок «Репка», «Теремок» забыли свои места. Помогите им правильно встать на своё место.

Командам раздаются медали с изображением героев сказок «Репка», «Теремок»

репка теремок

дедка мышка

бабка лягушка

внучка заяц

Жучка лиса

кошка волк

мышка медведь

Дети надевают медали. По команде выстраиваются в ряд в последовательности появления героев в сказке.

Выигрывает команда, быстрее и правильнее построившаяся.

«В чём ошибся художник?»

Цели:

1) Прививать детям любовь к устному народному творчеству.

2) Активизировать знания детей о русских народных сказках.

3) Учить находить нелепицы в картинках.

Логопед: Посмотрите, ребята, что творилось в сказочном мире, пока мы с вами не взялись за дело! (Вывешивает на доску картину нелепиц по русским народным сказкам). Посмотрите на картину и расскажите, что неправильно нарисовано. Побеждает команда, назвавшая больше другой нелепиц.


3.Задачи ознакомления детей с художественной литературой по коррекционно-речевой программа Н.В. Нищевой5

4.Методы, приемы и формы работы6

5.Заключение10

Введение

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой

Значение детской художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношения к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад должен знакомить детей с лучшими произведениями и на этой основе решать целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Развитие эстетического восприятия очень заметно в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую черту художественного восприятия ребенка, как активность, яркие сопереживания с героями произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя.

Старшие дошкольники под воздействием целенаправленного руководства воспитателей могут увидеть эмоциональное единство произведения и его художественной формы, найти образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами, а потом они и сами будут придумывать их. Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом этих возрастных особенностей эстетического восприятия. Воспитатели должны познакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, правильное их понимание — важная программная задача детского сада.

В дошкольной педагогике и детской литературе на основе общих положений эстетики разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения. Важно воспитателям посещать эпизодические или постоянные выставки книг, встречи детских писателей и иллюстраторов с активом воспитателей, которые устраиваются при библиотеках, центральных методических кабинетах и т. д.

Задачи ознакомления детей с художественной литературой по коррекционно-речевой программа Н.В. Нищевой

Старшая группа. Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению

1 квартал: развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений, формировать эмоциональную отзывчивость; формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, поступкам героев; знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихов; обучать выразительному чтению стихов; привлекать к участию в инсценировках; формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания и соотнесение их с текстом; совершенствовать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с небольшой помощью взрослого; совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших текстов по данному педагогом плану или коллективно составленному плану

2 квартал: дальнейшее развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности; совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному, описывать внешний вид героев, их поступки, переживания; развитие художественно-речевых исполнительских умений, привлечение к участию в инсценировках, обучение выразительному исполнению ролей.

3 квартал: дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и активного тяготения к книге, красоте художественного: воспитывать способность воспринимать красоту художественного произведения; любовь к прекрасному, доброму, справедливому; совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному; формировать умение сопереживать тому, что происходит в рассказе, сказке, стихотворении; развитие художественно-речевых исполнительских умений, привлечение к участию в инсценировках, обучение выразительному исполнению ролей.

Методы, приемы и формы работы

Основная задача воспитателя - привить детям любовь к художественному слову. Для работы по развитию речи используются разнообразные методы и приемы. Самый распространенный из них - чтение художественной литературы, т.е. дословная передача текста. В старшей группе мы учим детей при чтении литературных произведений замечать выразительные средства речи. Дети старшего возраста уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Знакомя детей с жанром рассказа, мы раскрываем перед ним общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращаем их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Дети также должны понимать и оценивать поступки героев.

Другой метод - это рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Для лучшего понимания произведения мы проводим инсценировки по прочитанным произведениям. После чтения сказки или рассказа мы обязательно беседуем и пересказываем услышанное. При чтении художественной литературы обязательно используем наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, иллюстрации). Дидактические игры - это хороший способ для закрепления знаний детей при ознакомлении с художественной литературы. Они являются практическим методом в работе с книгой. В частности, дети очень любят собирать пазлы по уже знакомым произведениям. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. Для закрепления прочитанных произведений можно дать детям задание нарисовать свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, а затем организовать выставку работ. Полезно посещать театр с детьми. Ребята очень эмоционально реагируют на театральные постановки по мотивам уже прочитанных литературных произведений. Благодаря использованию разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребенка к книге.

Самый распространенный метод—чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод—рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами. На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Выразительное чтение помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей.

Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений. Выразительное чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала. Методы:

· Чтение

· Заучивание наизусть

· Инсценировки

· Рассказывание

Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное непосредственное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.

Назначение многих методических приемов - облегчить детям процесс слушания и понимания, помочь запомнить произведение, глубже пережить его. Приемы:

· Выразительное чтение

· Повторность чтения

· Выборочное чтение

· Показ игрушки, другого наглядного материала

· Словесные приемы. Детям надо дать дослушать все произведение….

· Вопросы

· Объяснение непонятных слов (не прерывая чтение)

· Использование эпитетов

· Рассматривание иллюстраций

· Сравнение иллюстраций

· Ввод новых слов

· Беседа по произведению

· Закрепление правила обращения с книгой

· Дидактические игры

· Пазлы

· Рисование по мотивам произведений

Формы работы: работа в книжном уголке; внесение образных игрушек-персонажей знакомых сказок, произведений; использование разных видов театра; слушание записей музыкально-литературных инсценировок; использование художественного слова во время наблюдений на прогулках; «Театральная мастерская»; литературные викторины, праздники, КВН; посещение театров; творческие вечера «У бабушки-загадушки», «Чуколядния», «Сказка в гости к нам пришла» и т. д.; тематические занятия, вечера; настольно-печатные игры «Узнай сказку по картинке», «Из какой сказки отрывок», «Волшебные кубики»; драматизации литературных произведений; постановки спектаклей; праздники, утренники, развлечения; сказочный сундучок; роки доброты; интегрированные занятия; тематические дни, недели; проекты; чтение; заучивание; рассматривание иллюстраций; знакомство с творчеством поэта, писателя …; ситуативный разговор о….; экскурсия в библиотеку. Оформление книжного уголка в старшей группе:

· Стеллаж или открытая витрина для книг

· Стол, стулья, диван

· Книги по программе

· Любимые детские книги

· Сменяемые детские журналы

· Детские энциклопедии, справочники, словари, словарики

· Книги по интересам о достижениях в различных областях

· Книги с фольклорными произведениями

· Книжки-малышки с фольклорными произведениями

· Книжки-раскраски по темам

· Книжки- самоделки

· Аудио- и видеодиски с записями литературных произведений

· Диапроектор, экран.

Заключение

Художественная литература играла большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Общеизвестно воздействие литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.

Изменилось наше общество. Меньше читают родители - меньше читают и дети. Самое главное - у многих детей не возникает интереса к чтению, и родителям приходится их «заставлять» читать, что, конечно же, не способствует у ребенка возникновения интереса к книгам. Появились новые носители информации. Но крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке. Далеко не все современные детские книги способствуют развитию литературной речи и художественного вкуса. Конечно, у каждого времени - свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. Все эти проблемы предстоит решать педагогам.

Список литературы

1.Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. Формирование этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой // Современные проблемы науки и образования. №1, 2014 г., с. 68

2.Игнатович И.И. Приобщение дошкольников к художественной литературе о родном крае // Сборник научных трудов Sworld. №4, 2013 г., с. 32-35

3.Киркина Е.Н. Особенности реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в условиях регионального дошкольного образования // Казанская наука. №1, 2011 г., с. 324-325

4.Кусова М.Л. Художественно-эстетическое воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и фольклора // Педагогическое образование в России. №6, 2012 г., с. 164-169

5.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.

6.Питерскова М.Н., Кузьмина Л.А., Шибаева Р.В. Художественная литература как средство эмоционального развития дошкольников // Обучение и воспитание: методики и практика. №10, 2013 г., с. 235-240

7.Творческое рассказывание: обучение детей 5 - 7 лет/ авт.-сост. Л.М. Граб. - Изд. 2 - е. - Волгоград: Учитель, 2012. - 136 с.

Развивающие игры для детей 6 - 8 лет по сказкам.

Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Дидактические игры рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей, логопедов, учителей начальных классов и родителей.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным.
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и сказку получаются замечательные развивающие упражнения, которые пригодятся и педагогам ДОУ и учителям начальных классов.

В данной статье представлены игры со сказками:
-русская народная "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка";
-русская народная "Маша и медведь";
-русская народная "Три медведя";
-русская народная "Волк и семеро козлят";
-русская народная "Волк и лиса";
-русская народная "Морозко";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "По щучьему велению";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "Царевна-лягушка";
-русская народная "Колобок";
-украинская народная "Рукавичка";
-русская народная "Гуси-Лебеди";
-русская народная "Зимовье зверей";
-русская народная "Теремок";
-русская народная "Хаврошечка";
-русская народная "Снегурочка";
-русская народная "Репка";
-русская народная "Сивка-Бурка";
-русская народная "Золотая рыбка; (из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-А.С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях;
-Шарль Перро "Золушка";
-Шарль Перро "Кот в сапогах";
-Г.Х. Андерсен "Огниво";
-Г.Х. Андерсен "Русалочка";

Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
- Развивать умение действовать согласованно.

ИГРА 1. "Чьи слова?"

Задание : «Кто говорит эти слова?»:
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.


«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.


«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.


«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.


«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.


"По щучьему велению, по моему хотению..." - Емеля


"Битый небитого везет" - Лисичка


"Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом..." - Иван- Царевич


"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" - Колобок


"Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой." - Ваня (Иван-дурак)


"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка


"Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." - Царица


"Но помни, как только часы пробьют двенадцать.." - фея – волшебница (Крестная)

ИГРА 2. "Растерянные буквы".

Задание : У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово.

*Морозко


*Огниво


*Золушка


*Гуси-Лебеди


*Колобок


*Репка


*Рукавичка


*Снегурочка


*Русалочка


*Хаврошечка

ИГРА 3. «Отгадай сказку».

Задание : Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).


Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).


Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).


Туфелька, бал, Фея (Золушка)


Сапоги, шляпа, кот (Кот в сапогах)


Коза, козлята, волк (Волк и семеро козлят)
Печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга (Гуси-Лебеди)


Бык, баран, свинья, гусь (Зимовье зверей)


Дед, бабка, внучка, Жучка (Репка)

Комар-Пискун, муха-горюха, мышка-погрызуха (Теремок)

Загадки про сказочных героев одни из пожалуй самых популярных среди детей наравне с загадками про животных.
Ведь загадки про сказочных героев интересны не только как развлечение, детям нравится их разгадывать особенно после прочтения сказки.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Семеро козлят

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Снегурочка

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Емеля

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Колобок

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Золушка

С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…
Снегурка

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах

Людмила Поротикова
Деловая игра для воспитателей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Цель : повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи :

Активизация применения устного народного творчества в работе с детьми;

Развитие коммуникативных качеств педагогов;

Раскрытие творческого потенциала каждого из педагогов.

Игроки делятся на 2 команды. В команде – педагоги, работающие в разных возрастных группах.

Разминка

1. Вспомнить, кто говорил такие волшебные слова :

Команда 1 : По щучьему веленью, по моему хотенью?

Команда 2 : Спи, глазок, спи, другой?

Команда 1 : Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?

Команда 2 : Несу косу на плечи, хочу лису посечи?

2. Закончить пословицу :

Команда 1 : Что написано пером (не вырубишь топором)

Команда 2 : Не плюй в колодец (пригодится воды напиться)

Команда 1 : Хочешь есть калачи (не сиди на печи)

Команда 2 : Не красна изба углами… (а красна пирогами)

Команда 1 : Не имей сто рублей (а имей сто друзей)

Команда 2 : Любишь кататься (люби и саночки возить)

Задание 1.

К каким жанрам народного творчества относятся эти произведения?

Команда 1 : Как аукнется, так и откликнется? (пословица)

Команда 2 : На дворе трава, на траве дрова? (скороговорка)

Команда 1 : Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из подворотни лают ворота? (небылица)

Команда 2 : Катя, Катя, Катюха,

Оседлала петуха? (потешка)

Команда 1 : Ехала машина темным лесом

За каким-то интересом? (считалка)

Команда 2 : Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские? (былина)

Задание 2

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по ознакомлению с художественной литературой :

Команда 1 : Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать произведения малых жанров фольклора? (1-я младшая группа)

Команда 2 : Развитие интереса к книге, способности чувствовать художественный образ . Развитие связной и выразительной речи, умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам? (старшая группа)

Задание 3

Для работы с детьми какой возрастной группы используются эти произведения :

Команда 1 : «Сказка о царе Салтане…» , «Мороз Иванович» В. Одоевского, «Чук и Гек» А. Гайдара, «Пороша» С. Есенина? (старшая группа)

Команда 2 : «Лиса и журавль» , «Почему у месяца нет платья» , «Снегопад» В. Берестова, «Грузовик» А. Барто? (2-я младшая группа)

Команда 1 : «Приключения Чипполино» (д. Родари)

«Волшебник Изумрудного города» (А. Волков)

Команда 2 : «Приключения Незнайки и его друзей» (Н. Носов)

«Цветик-семицветик» (В. Катаев)

Задание 5

Назвать художественные произведения , написанные

С. Я. Маршаком,

К. И. Чуковским.

Задание 6

Вспомнить стихотворения о данном времени года (вынимают из конверта пейзажную картинку)

Задание 7

Вспомнить пословицы и поговорки о книге и чтении

Чтение – лучшее учение.

Книга для ума – что теплый дождик для всходов.

Кто много читает, тот много знает.

Одна книга тысячи людей учит.

Книга мала, а ума придала.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Подведение итогов

Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию» Деловая игра для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию». Цель: формирование педагогической.

Деловая игра для воспитателей «Знатоки детской художественной литературы» Задачи: 1. Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми; 2. Развивать.

Дидактическая игра по ознакомлению с художественной литературой и развитию речи «Угадай, что за сказка?» Цель: развивать внимание, речь, мышление, память; умение отгадывать сказку по картинке и угадывание загадки. Ход: воспитатель раскладывает.

Конспект ОД по ознакомлению с художественной литературой «Капризная кошка» Тема "Капризная кошка" Цель: Способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и идею сказки,.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы по сказке В. Сутеева «Яблоко» Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей подготовительной группы, по сказке В. Сутеева «Яблоко» (Чтение и.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Герои сказок» Цель: закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора, по описанию отгадывать героя. Развивать внимание,.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «В гостях у сказки» Тема: «в ГОСТЯХ У СКАЗКИ». Программное содержание. Поддерживать непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение и его.

 

 

Это интересно: