→ Почему именно сказка стала вершиной сатирического творчества. Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки? Почему сказки – уникальны

Почему именно сказка стала вершиной сатирического творчества. Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки? Почему сказки – уникальны

Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр сказки, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки «Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик» и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры - в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки: «Не давши слова - крепись, а давши - держись!», «Уши выше лба не растут», «Моя хата с краю», «Простота хуже воровства». Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. д. У персонажей, олицетворяющих трудовой народ, язык особый. Их речь естественна, умна, лаконична. Это речь человека, а не маски, не куклы. Им свойствен глубокий лиризм, слова их идут от страдающего и доброго сердца.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

Меню статьи:

Михаила Салтыкова-Щедрина считают одним из великих русских сатириков. Писатель – своей жизнью и талантом – доказывал необходимость борьбы за свободу обычных людей. Прежде всего – свободу от рабства, от крепостнического строя. Так что «Сказки» Салтыкова-Щедрина – пример неумолимой, едкой, но утонченной сатиры, высмеивания пороков социума. Писатель критиковал абсолютизм, крепостной гнет. В 1861 году по Российской империи прогремела реформа: крепостные якобы получили свободу. Но на деле осталась масса пережитков былого порядка. Эти пережитки встречались не только в общественных обычаях, нормах, но и в сознании людей. Бывшие крепостные оставались такими же покорными, трусливыми и безвольными, отдаваясь на волю эгоизма своих угнетателей.

Детальнее о сатире русского писателя

Сказки – это жанр, где наиболее ярко проявился сатирический дар Салтыкова-Щедрина. Дело в том, что в Российской империи господствовала цензура, а сказки эффективно позволяли скрывать истинный посыл произведения. Обличительность при этом никуда не девалась, но маскировалась. Салтыков-Щедрин любил наделять свои тексты острым социальным и политическим подтекстом, понятным для читателей.

Как говорил известный автор сказок – датчанин Андерсен, все вещи следует называть своими именами. Но если это невозможно сделать в реальной жизни, значит в сказке это делать просто обязательно. Каждый писатель старается донести читателю свой внутренний мир, свои мысли – даже самые потаенные. Истинный мастер тонко чувствует и глубоко сопереживает миру – глубже обычного человека. Такой автор – это своеобразный эмоциональный «индикатор», лакмус реальности. Гений Салтыкова-Щедрина – описывать серьезные вещи в простой форме детской сказки. Незатейливость, непосредственность, но и скрытая серьезность – вот характерные черты сказок нашего писателя. При этом Салтыков-Щедрин прямо снабжает свои тексты ремаркой: «для детей изрядного возраста».

О чем рассказывают сказки?

Итак, обратимся непосредственно к самим сказкам писателя. Бедные угнетаются богатыми, дворяне и чиновники яро критикуются. Автор обвиняет и обличает сильных, обладающих властью людей, эксплуатирующих слабых. Народный труд оказывался разменной монетой, и народ в этом обмене, как правило, ничего не получал.

Салтыков-Щедрин активно использует образы господ и правящего класса. В сказках этого автора в негативном свете предстают помещики и чиновники, купцы и другие представители этих сословий. Власть – это все, чем они владеют. Но на самом деле эта власть оборачивается исключительно эксплуатацией людей, которые делают всю работу. Писатель изображает господ ленивыми, беспомощными, глупыми, хвастливыми, заносчивыми.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

В этом произведении автор представляет на суд читателей реалии Российской империи – той эпохи, в которую жил сам писатель. Крестьяне страдают от гнета помещиков, нещадно наживающихся на простом народе. При этом крестьяне не сопротивляются и, кажется, даже не думают об этом.

Герои повести и события

Далее Салтыков-Щедрин рассказывает о двух генералах, прослуживших в кабинетах. Однажды, по причине «ненадобности» генералов упраздняют. Сказки делают возможными всякие парадоксы, так что автор помещает своих персонажей на остров. Там герои чуть было не поубивали друг друга, однако остались живы лишь благодаря простому мужику. Тот тоже жил на острове. Мужик покормил генералов, готовых накинуться друг на друга и съесть. Так что простой человек спас господ от голода, несмотря на то, что остров был и так богат на разные плоды, рыбу и всяческую живность.

В 1869–1870 годах увидело свет сатирическое произведение Салтыкова-Щедрина под названием «История одного города». Предлагаем читателям

Генералы умоляли простеца спасти их от голода. Мужик – добрая душа, так что покормил героев. Но генералы, когда вдоволь насытились, принялись смеяться над мужиком и осыпать своего спасителя издевками. Господа доказывают мужику, как хорошо быть на их месте.

Выводы из сказки

Образ народа в сказках русского автора

Так как народ занимает почетное место в произведениях Салтыкова-Щедрина, следует поближе присмотреться к образу простых людей в сказках. Талант, самобытность, сила, житейская смекалка – все это отличает простого человека из народа от господ.

Вспомним еще раз проанализированную выше повесть. Мужик обладает хорошим умом. Собственные волосы послужили герою материалом, чтобы соорудить невод, а также сделать лодку. Салтыкова-Щедрина переполняет горькая обида, иногда – стыд за народ, который страдает и претерпевает. Образно говоря, народ сам делает цепь, которую ему позже набросят на шею господа-угнетатели. Также писатель представляет читателям символ русского человека из народа. Это конь, терпеливо тянущий свою ношу.

Актуальны ли сказки сегодня?

Безусловно. Писатель создал произведения на века, которые никогда не устареют. Актуальность сказок очевидна и в наше время. Если читатели достаточно внимательны, то они, однозначно, увидят, что реальность Салтыкова-Щедрина похожа на современность. Соответственно, сказки – хороший инструмент для познания современного мира. В текстах русского автора раскрывается специфика социальных отношений, закономерностей жизни. Сказки способствуют нравственному очищению людей. Творчество автора – вне времени, эти сказки – не только наследие прошлого, но также принадлежность настоящего и будущего.

Почему сказки – уникальны?

При создании своих сатирических произведений автор пользовался опытом фольклора, учитывая устное народное творчество. Кроме того, писатель обращается к зарубежному опыту, который Салтыков-Щедрин соединяет с русскими традициями. Результат – формирование совершенно нового, оригинального жанра, который сочетает черты фантастики, а также злободневной политической действительности.

Главная тема произведения Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” – жизнь помещиков накануне отмены крепостного права и после этого события. Предлагаем читателям

Сказки – это воплощение всего идейно-тематического богатства сатирического дара автора. Это органическая часть творчества русского автора. Поэтому сказки являются особым литературным жанром, опирающимся на были, легенды, песни и суеверия. Не брезгует автор и традиционными сюжетами, персонажами (вроде Василисы Прекрасной или Ивана-царевича), художественными приемами (устойчивыми оборотами, присказками, эпитетами, антитезами). Под рассказами о животных скрывается на самом деле политический памфлет.

История рождения сказок

Первые произведения этого жанра вышли из-под пера Салтыкова-Щедрина в 1869-м. Однако лишь спустя несколько лет (в 1883–1886 годах) развернулись интенсивные работы по написанию сказок. Всего писатель создал около 32-х текстов, а конкретно в тот период – 28. Но почему же все-таки русский автор так увлекся этим жанром? Сказка – понятный и простой способ донести свои мысли до простых людей. Ведь главный адресат писателя – народ. Начиная с ранних лет, с детства, люди знакомятся с образами из сказок, поэтому язык сказки – лишь инструмент влияния на сознание человека. По крайней мере, для Салтыкова-Щедрина.

Тематическое своеобразие сказок

Удивительно полно и точно автор отображает русские реалии XIX века, тонкости общественных и социальных сил Российской империи. Это был период реформ. Множество сказок писатель посвятил этим темам. Можно вспомнить «Богатыря», «Медведя на воеводстве», «Орла-мецената», где автор критикует русский абсолютизм, пороки власти.

В «Премудром пескаре», «Вяленой вобле», «Либерале» автор высмеивает трусость мещан, критикует приверженцев либерализма. В «Праздном разговоре», «Деревенском пожаре», а также в «Коняге» автор обращается к образу кулака – нового социального феномена, а еще – крестьянства. Страдающий, обездоленный народ – вечная тема Салтыкова-Щедрина.

Темы сказок разнообразны, однако посыл автор во всех текстах одинаков: принципиальное различие, непримиримость интересов работающих людей и господ, эксплуатирующих народ. Ирония – острое оружие автора. Салтыков-Щедрин выводит в своих произведениях образы других писателей, философов, которые мечтают о бескровном решении проблем общественного неравенства.
Резюмируем темы, которые затрагивает сатирик:

  • описание нерадивых правительственных групп, господ, эксплуатирующих народ;
  • образ жизни русских крестьян;
  • сатира, обличающая пороки и поведение, психологию мещан, а также либералов-интеллигентов;
  • ирония, насмешка над индивидуалистической моралью, а также внимание к пропаганде новых нравственных ориентиров.

«Карась-идеалист»

Проанализируем еще одну сказку. Зло – это «заблуждение умов», результат «горькой случайности» истории. Салтыков-Щедрин – приверженец просвещения, прогресса. Здесь писатель немного наивен, так как верит в возможность доброго решения проблем, без крови, без хаоса. Впрочем, далее автор остро насмехается над иллюзиями – утопическим заблуждением. Эта ирония идет рука об руку с поддержкой социализма. На сцене появляется Карась – не такой уж простой образ. Карась наивен, но готов пойти на самопожертвование.

Художественные приемы сказок

Сатира

Автор активно пользуется художественными приемами сатиры. Это сатирическая типизация. Читатель найдет здесь фантастику, гротеск в паре с гиперболой. В тексте появляется и аллегория. Это основные приемы, используемые писателем.

Олицетворение

Обращение к образам животных – типичный прием, который мы находим в сказках, притчах и баснях. И это не случайность. Заяц пишет в газетную колонку, медведь путешествует и ездит по командировкам, а рыбы спорят о политике и реформах. Образы этих героев не отличаются условностью, это полноценный художественный образ. Автор сосредотачивает внимание на свойствах, на облике персонажей, на повадках.

Контрастность

Другой популярный метод русского писателя – это противопоставление и контраст. Мужик противопоставляется генералам, богатые – бедным, хищники – добыче и т. д. Салтыков-Щедрин часто изображает идейную полемику, спор между персонажами. Диалоги даже составляют содержание некоторых отдельных текстов, которые суть – один разговор героев. В этом контексте можно вспомнить проанализированного нами выше «Карася-идеалиста».

Символичность

Еще один распространенный прием называется символикой. Этот прием обладает эмоциональной и смысловой нагрузкой. Например, вспоминается пейзаж – мощный символ из сказки о «Коняге».

Ирония

Конечно же, в сказках не обошлось без иронии. Салтыков-Щедрин – признанный мастер иронии, и это отличает, пожалуй, все произведения этого автора, а не только сказки. Ирония предполагает своеобразный юмор, пусть и немного злобный. О юморе любопытно писал Белинский. Например, гоголевский юмор критик считал спокойным даже в раздражении и возмущении, добрый, даже если лукавый. А вот юмор нашего автора сказок критик находил грозным, открытым, желчным, ядовитым и беспощадным.

Политические сказки

Итак, Салтыковым-Щедриным было создано новое явление. Писатель – изобретатель нового жанра – политической сказки. Богатая галерея героев произведений сатирика представляет реалии российского общества времен реформы. Салтыков-Щедрин – это анатом от литературы, который препарирует социальные реалии, классы, разрезает и изучает патологии дворян, буржуа, мещан, бюрократов, интеллигентов…

О политической сатире писателя отзывался, в частности, Тургенев:

В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьёзный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл, сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы…

Политическая сатира автора похожа на басню. Салтыков-Щедрин тоже снабжает свои тексты (в конце) моралью-выводом. Герои сказок проявляют признаки статичности, воплощая те или иные пороки, отрицательные черты людей. Обычно в произведениях нет положительного персонажа как такового. Но есть в этих сказках и отличие от обычной нравоучительной басни, популярной в эпоху Просвещения. Это реализм текстов Салтыкова-Щедрина, отображение злобы дня. Вот как писал об этом сам

Писания мои до такой степени проникнуты современностью, так плотно прилаживаются к ней, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности…

Творческая манера автора

Писатель отличается уникальной творческой манерой. Он укрупненно, заостренно изображает действительность, обнажает скрытый «механизм» реальности. Автор уделяет внимание единству обыденности и чуда, социального начала и фантастики. Жгучая ирония, сердечная боль и ярый гнев пронзаю все тексты сатирика. Автор – исследователь, потому что старается познать глубину и полноту жизни – под микроскопом.

О либералах и обывателях

Время, когда жил Салтыков-Щедрин, отличилось разгулом либеральных настроений. Эти настроения превратились в основу общедемократического движения XIX столетия. Сам писатель тоже поддерживал подобные идеи, выступая против самодержавной власти. Но во время революции 1905 года эта форма российского либерализма показала свою нежизнеспособность. Революция 1917 года же тотально доказала бесплодность попыток либералов. Писатель, предчувствуя грядущее, обличает половинчатость идей либералов, бесхарактерность, соглашательство, ведомость Европой – черты российских либералов из интеллигенции. Даже сказку, отражающую эту критику, автор назвал «Либералом». Об этом тексте в свое время отзывался даже Ленин:

Щедрин беспощадно издевался над либералами и навсегда заклеймил их формулой: «применительно к подлости»…

Таким образом, писатель продолжает традиции своих коллег, которые тоже обличали эгоистичные, трусливые характеры русских либералов. Это делал, например, Тургенев, писавших о похожих вещах в «Отцах и детях». Либерализм – это страна упущенных возможностей, вселенная замков из песка. В этом контексте можно вспомнить мнение Чехова, совпадающее с позицией Салтыкова-Щедрина:

Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр…

«Премудрый пескарь»

Это философская сказка, где писатель рассуждает о вечных вопросах: о смысле жизни, о предназначении личности, об идеалах, о том, как стоит жить в целом. Вот читатель видит мелкую, жалкую рыбешку, беспомощную и трусливую – это образ мещанина, обывателя. Человек буквально наделяется чертами рыбы. А мы ведь все помним известную присказку: «ни рыба ни мясо». «Пескарь» является художественной формулой, выразителем породы обывателей. Для Салтыкова-Щедрина сущность обывателей выражается короткой формулой:
Жил – дрожал и умирал – дрожал…

О бюрократах и народе

Писатель кричал – в своих текстах – о том, что примирить социальные противоречия невозможно. Необходимо разрушить иллюзии о добровольности, бескровности, легкости социальных трансформаций, реформ. Чиновник, бюрократ привык эксплуатировать, а народ – привык проявлять свою рабскую, покорную натуру. Ни тот, ни другой не станут изменять себе. Общество – это мир социальных стигм и стереотипов.

«Медведь на воеводстве»

Показательный пример – сказка о медведе. Здесь писатель яростно критикует монархические устои Российской империи. Медведи используются монархом-львом в борьбе с «внутренними супостатами», то есть с народом. Таким образом, бюрократы предстают преданными, бездумными слугами царя. Борьба оборачивается на практике разнообразными злодействами: поеданием чижей, воровством домашнего скота… Однако не все медведи позволяли себе злодействовать. Один из героев – приверженец либерализма – пошел путем реформ. И за это крестьяне его благодарили, но в итоге все равно отомстили и ему тоже, учинив расправу. Так автор показал, что волнения народа происходит не только из-за произволов чиновников, но также по причине порочности самой системы. Впрочем, люди и сами часто не прочь себя околпачить, попадаясь на удочку обещаний.

О нравственных добродетелях

Салтыков-Щедрин, тем не менее, пишет не только о негативных вещах. Писатель обращает внимание и на добродетели. Что больше всего ценит автор? Мир, в котором правит совесть рука об руку со справедливость, – вот идеал автора сказок. Человек зависит от собственной жизненной позиции, а также должен выстраивать соответствующее мировоззрение.

Таким образом, положительные идеалы – тоже не редкость для текстов сатирика. Даже когда совесть выбрасывают, как отжившее свое ветошь, автор надеется, что в невинных детях эта добродетель еще найдет своих защитников. Посмотрим на цитату из произведения «Пропала совесть»:

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка <…> А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплёванная, затоптанная ногами пешеходов…

Разделы: Литература

Цель: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, ассоциативного мышления, обучение работе в группах и сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.

Эпиграф:

Сатира провожает в царство теней всё отжившее…

М.Е.Салтыков-Щедрин

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем
трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым
совершенством.

А.В.Луначарский

Оборудование: сборник сказок Салтыкова-Щедрина, иллюстративный материал к план анализа произведения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

М.Е Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Щедрин писал романы, драмы, очерки, рассказы, рецензии, сказки.

Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые “Сказки”, которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”.

II. Актуализация знаний.

Что же такое сказка?

Когда и по какой причине Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Что такое сатира?

Ответы учащихся:

Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров.

В.И. Даль назвал ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка - это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.

По тематике сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, по характеру отношения к изображаемому - юмористические и сатирические.

К жанру сказки в своём творчестве Салтыков-Щедрин обращался дважлы: 1-й раз – в 1869 г., 2-й раз – в 80-е годы. У сказок разные адресаты и проблематика. Всего у Салтыкова-Щедрина 32 сказки. В 1869.г. на страницах журнала “Отечественные записки” Щедрин приступил к публикации цикла “Для детей”. Начало сказочному циклу положили

  1. “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
  2. “Пропала совесть”.
  3. “Дикий помещик”.

Эти три произведения писатель сопроводил заявлением: “Автор настоящих рассказов предполагает издать книжку для детского чтения…”. Однако они вышли за границы детской тематики, и Щедрин решил, что большие возможности для художественного решения общественных вопросов даёт жанр сатирической сказки.

В последнее десятилетие своей жизни (1882-1886 гг.) Салтыков-Щедрин написал 29 сказок, объединив их в книгу “Сказки для детей изрядного возраста”. Расцвет жанра сказки не случайно приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую и понятную простому читателю. Адресат сказок, по определению автора - дети изрядного возраста, то есть те, кто сохранил наивные иллюзии и беззаботный детский взгляд на нелицеприятную действительность.

Цензор Лебедев, прочитав “Сказки” Щедрина, написал: “Намерение господина Салтыкова издать свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно, для простого народа, более чем странно. То, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства…”.

Цензура запретила издание сказок, цель которых – пробудить народ, но они дошли до читателя.

III. Создание проблемной ситуации.

Прочитана ещё одна книга, состоялось знакомство с новыми героями, открылась интересная страничка русской классики - мир сказки Салтыкова-Щедрина.

Это и взгляд на нашу историю, и попытка осмыслить то, что происходило с людьми во 2-й половине ХIХ века. А для нас с вами - ещё одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волновали автора и его героев и которые заставляют задуматься и нас, современных читателей.

IV. Работа в группах (исследование).

В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, писатель развивает в них сатирическое содержание, а фантастическая форма является надежным способом “эзопова” языка, понятного и доступного самым широким слоям русского общества.

Условно все сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на 4 группы:

1) сатира на правительственные круги и господствующее сословие;

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

3) сказки о народе;

4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские социалистические идеалы.

Общее задание: подобрать из самостоятельно прочитанных сказок одну, соответствующую названным группам, и исследовать ее.

Учащиеся предложили для исследования:

1 группа – “Медведь на воеводстве”.

2 группа – “Самоотверженный заяц”.

3 группа – “Карась – идеалист”.

4 группа – “Христова ночь”.

План анализа сказки.

1. Время создания сказки.

2. Основная тема сказки.

3. Художественное своеобразие сказки.

4. Особенности языка.

5. Значение сказки.

6. Создание иллюстрации к данной сказке.

7. Подбор эпиграфа к сатирическому произведению.

V. Итог исследования – выступление групп.

VI. Работа с эпиграфом к уроку и иллюстративным материалом к сказкам Салтыкова-Щедрина.

VII. Итог урока.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках, как и во всем творчестве М.Е. Салтыков-Щедрина, противостоят 2 социальные силы: трудовой народ, который выступает под масками беззащитных зверей и птиц, и эксплуататоры - в образе хищников. Автор вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина - особый жанр, вбирающий в себя

фольклорную традицию (зачины, присказки, поговорки, постоянные эпитеты) и авторские приёмы сатирического письма (памфлетность, “вечность” тематики, современные аналогии, смешение реального и фантастического, ирония, абсурд, “говорящая” символика, аллегоричность). Сатирическая сказка, близкая к басне, анекдоту, притче, легенде, явилась для Щедрина “гибким “жанром, ориентированным на самую широкую читательскую аудиторию и укорененным в отечественной словесной культуре.

Салтыкова-Щедрина трудно назвать сказочником: слишком горькие выводы делал он, размышляя над жизнью России второй половины XIX века. Но чем пристальнее вглядывался писатель в окружавшую его действительность, тем яснее различал опутавшие ее сети “небывальщины”. Неслыханная жестокость политического режима, чудовищное бесправие народа действительно граничили с фантастикой. Все это способствовало обращению Салтыкова-Щедрина к жанру сказки. Возможно, в маленьких шедеврах писателя нет правдоподобия, зато есть правда. Каждая из сказок - законченное и совершенное произведение.

- Каким литературным традициям следовал Салтыков-Щедрин, создавая сказки?

(Пушкинские традиции: “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”; басни Крылова - “эзопов” язык; можно сопоставить с произведениями Некрасова “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”: оба автора стремились пробудить народное самосознание и с горечью говорили о долготерпении народа).

- Назовите специфические особенности сказок Салтыкова-Щедрина.

(Писатель удивительно тонко сумел воссоздать духовный облик народного сказителя, воплотив в нем то свойство русского национального характера, которое Пушкин определил как “весёлое лукавство ума и живописный способ выражаться”. И лексика, и фразеология, и интонационный рисунок сказок Щедрина воспроизводят говор народного сказитедя).

- Что общего и отличительного в народных и щедринских сказках, сказках нового времени?

Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного.

Слишком много страданий пришлось пережить людям. Пошатнулась их вера в “сбывшиеся сказки”. Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть им надежду на справедливость и счастье. Такая позиция близка и великому русскому сатирику М. Салтыкову-Щедрину.

Творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина многообразно. Он писал романы, драмы, хроники, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии и особое место в его творчестве занимают сказки. Покусаев Е.И., Прозоров М.Е Салтыков-Щедрин. Биография. Пособие для учащихся. Издательство «Просвещение», 1969. C. 24.

«Сказка,-- писал Гоголь,-- может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждой, облекающей высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутительно и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу» Цитиров. по Хрест. литературоведческих материалов Русская литература XIX века В.Н Азбукин, В.Н Коновалов М.,1984. С 283.. Таковы именно щедринские сказки, высокое идейное содержание которых выражено в ярких и общедоступных художественных формах.

Форма сказки всегда привлекала Салтыкова-Щедрина. В 1869 Щедрин опубликовал на страницах «Отечественных записок» три сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик», включенные им в цикл «Для детей», который в итоге остался незаконченным. В 1880 появилась сказка «Игрушечного дела людишки», которая, по неосуществленному замыслу писателя, должна была открывать сатирическое обозрение, изображавшее людей- кукол. После небольшого перерыва в 1883 увидели свет сказки «Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц» и «Бедный волк», которые сначала были напечатаны в Женеве в разных номерах газеты «Общее дело» под редакционной рубрикой «Сказки для детей изрядного возраста» (имя автора не упоминалось). В 1884 они появились в России на страницах «Отечественных записок» под общим заглавием «Сказки» и с подписью Н. Щедрин. С 1883 по 1886 было написано 28 сказок. Однако в полном объеме при жизни Щедрина цикл не был опубликован в силу запрета цензуры. Так, например, сказка «Медведь на воеводстве», будучи напечатанной в Женеве дважды (1884 и 1886), в России была издана лишь в 1906, а сказка «Богатырь» вообще стала известна лишь в 1922. Теория литературы: Учебник/ В.Е. Хализев. - 3-е изд.,испр.и доп. - М.: Высш. Шк.,2002. С. 138. В них нашли отражения основные сатирические темы, в них сплетается фантастическое и реальное, комическое сочетается с трагическим, в них широко используется гротеск, проявляется удивительное искусство эзопова языка. Щедрин объединил 23 текста (и еще девять добавлены в советских изданиях). Проблема целостности «Сказок» усложнена тем, что при жизни Салтыкова-Щедрина цикл ни разу не был опубликован в полном составе с соблюдением авторской композиции. В. Базанова. Сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина. - М., 1966

Сказка- повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / под редакцией Шведовой 18 издание. М.: Русский язык, 1999. C. 720. Один из эпических жанров литературы, для которого характерен глубокий подтекст. Именно поэтому к данному жанру обратился Салтыков-Щедрин. Его сказки -- это отдельный, самостоятельный этап его творчества, в котором уложилось всё то, что писатель накапливал на протяжении четырех десятилетий своего творческого пути. Сам он адресует свои сказки, взрослым людям. И к ним автор обращается довольно сурово, умно, высмеивая людские недостатки и пороки.

Писатель впервые наполнил сказку острым общественным смыслом, заставил ее раскрывать драмы и комедии человеческой жизни. В качестве причин его интереса к этому жанру исследователи (А.С Бушмин, В. Я Кирпотин, С. А. Макашин) М.Е. Салтыков - Щедрин в русской критике. - М., 1959. C. 89. называли:

  • -условия цензуры;
  • -воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
  • -появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
  • -популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
  • -органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Безусловно, каждый из этих факторов сыграл свою роль в появления щедринского цикла сказок. Но для нас наиболее важно остановиться на последней из названных причин. С народной сказкой, по мнению многих исследователей, сказку Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов Горячкина М.С., Сатира Салтыкова-Щедрина. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1976. C. 49. (о них пойдет речь при анализе художественных особенностей сказок).

Сказки, отразили особенности идейно-художественных исканий Щедрина. Можно условно выделить 4 основных тематических «блока» Русская литература XIX-XX веков: В двух томах. Т. 1: Русская литература XIX века: Учебное пособие для поступающих в вузы. -- М.: Изд-во Моск. ун-та. 2001. C. 114.:

  • 1. Тема власти: ее антинародного характера («Медведь на воеводстве»), псевдо-просветительской деятельности самодержавия («Орел-меценат»), взаимоотношении власти и народа («Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),
  • 2. Тема народа: его трудолюбия и тяжелого положения («Коняга»), покорности («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Коняга»), стихийности протеста («Медведь на воеводстве»), вечно живущего в народе стремления к правдоискательству («Ворон-челобитчик»),
  • 3. Тема интеллигенции: осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти («Вяленая вобла», «Либерал»), осмеяние разных форм подчинения насилию («Не могу, волк не велел» в сказке «Самоотверженный заяц». «Жил-дрожал, и умирал-дрожал» в сказке «Премудрый пискарь»), критического отношения к прекраснодушным мечтателям («Карась-идеалист»),
  • 4. Нравственно-этические темы («Пропала совесть», «Добродетели и пороки»).

Эта классификация носит общий характер, в ней упоминаются лишь некоторые сказки. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем. Например, в сказке «Дикий помещик» раскрываются темы взаимоотношения власти и народа, его покорности, стихийности его протеста и т.п.

Главную роль в щедринских сказках играет язык. Язык - основное средство художественного изображения жизни в литературе. Слова в языке литературного произведения выполняют функцию образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки.

Салтыков-Щедрин заботился о доходчивости и понятности своих произведений и помимо иносказаний (эзопова языка и уподобления) использует народное остроумие - разговорную речь или просторечие.

Просторечие - слова, выражения, обороты, формы словоизменения, не входящие в норму литературной речи. Часто допускаются в литературных произведениях и разговорной речи для создания определённого колорита. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. C. 613.

Аудитория у щедринской сказки, безусловно, более массовая, чем у многих других его произведений, но характер этой массовости совершенно особенный, непостоянный, изменчивый в пределах всего сказочного цикла. То предполагаемая автором читательская аудитория заметно расширяется, свободно и непринужденно включая в свой вероятный состав крестьян, отходников, мастеровых, то она, в подавляющем большинстве случаев прямо указывают на читателя-интеллигента, на горожанина, имеющего возможность и привычку следить ежедневно за газетами, различать их, живущего в курсе последних политических новостей.

Из всего выше сказанного можно сделать выводы, что именно художественная форма «Сказок» и является их основным достоинством. Конечно, литература всегда была общественной трибуной, но очень редко произведение, затрагивающее только социальные проблемы, остается в истории литературного развития. «Сказки» Щедрина благодаря удивительному и сложному художественному миру, действительно художественному своеобразию до сих пор входят в обязательный круг чтения всех образованных людей.

Михаил Салтыков-Щедрин - создатель особого литературного жанра - сатирической сказки. В небольших историях русский писатель обличал бюрократизм, самодержавие, либерализм. В этой статье рассмотрены такие произведения Салтыкова-Щедрина, как «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Премудрый пескарь», «Карась-идеалист».

Особенности сказок Салтыкова-Щедрина

В сказках этого писателя можно встреть и аллегорию, и гротеск, и гиперболу. Присутствуют черты, характерные эзоповскому повествованию. В общении между персонажами отражены отношения, преобладавшие в обществе XIX века. Какие сатирические приемы использовал писатель? Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует вкратце рассказать о жизни автора, столь безжалостно обличавшего косный мир помещиков.

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Сатирические приемы Салтыкова-Щедрина

Его творчество довольно многообразно. Но едва ли не наибольшую популярность среди произведений Салтыкова-Щедрина имеют именно сказки. Можно выделить несколько особых сатирических приемов, с помощью которых писатель пытался донести до читателей косность и лживость помещичьего мира. И прежде всего В завуалированной форме автор раскрывает глубокие политические и социальные проблемы, высказывает собственную точку зрения.

Другой прием - использование фантастических мотивов. Например, в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» они служат средством выражения недовольства в адрес помещиков. И наконец, называя сатирические приемы Щедрина, нельзя не упомянуть символизм. Ведь герои сказок нередко указывают на одно из общественных явлений XIX века. Так, в главном персонаже произведения «Коняга» отражена вся боль русского народа, угнетаемого столетиями. Ниже приведен анализ отдельных произведений Салтыкова-Щедрина. Какие сатирические приемы использованы в них?

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» - это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев - собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки - дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же - это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж - Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа - представители провинциального помещичьего рода - погибают один за другим. Причина их гибели - глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

«Орел-меценат»

Герои этой сказки - орлы и вороны. Первые символизируют помещиков. Вторые - крестьян. Писатель снова прибегает к приему иносказания, с помощью которого высмеивает пороки сильных мира сего. В сказке присутствует также Соловей, Сорока, Сова и Дятел. Каждая из птиц - аллегория на тип людей или социальный класс. Персонажи в «Орле-меценате» более очеловечены, чем, например, герои сказки «Карась-идеалист». Так, Дятел, имеющий обыкновение рассуждать, в завершении птичьей истории не становится жертвой хищника, но попадает за решетку.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина - использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

 

 

Это интересно: