→ Исследовательский проект "современная речь школьника". Исследовательская работа "особенности культуры речи современной молодежи" Исследовательская работа уровень культуры речи

Исследовательский проект "современная речь школьника". Исследовательская работа "особенности культуры речи современной молодежи" Исследовательская работа уровень культуры речи

Краевая научно-практическая конференция «Эврика»

«Культура речи и языковая норма»

Секция «Языкознание» (русский язык)

Авакьян Маргарита Андреевна,

10 класс МБОУ СОШ № 20

Научный руководитель:

Мустакимова Луиза Рашитовна,

учитель русского языка

МБОУ СОШ № 20

с. Шепси

2017 год

Оглавление

Введение …………………………………………………………………………… 3-4

Глава 1. Понятие о культуре речи…………………………………………………….. 4-6

Глава 2. Как засоряется русский язык………………………………………………… 6-14

2.1. Заимствования из других языков………………………………………………… 7-8

2.2. Причины использования молодежного жаргона………………………………… 8

2.3. Жаргон школьников как компонент молодежного жаргона…………………… 8-9

2.6. Кто подвержен «заражению речевой инфекцией»……………………………… 13

Глава 3. Как научиться грамотно разговаривать…………………………………….. 13-16

Заключение………………..……………………………………………………………. 16

Список литературы……………..………………………………………………............ 17

Приложение ……………………………………………………………………………. 18-19

Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов.

Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас.

И.С.Тургенев

Введение

Русский язык - язык великого народа, язык великой литературы.

Гимны русскому языку, его богатству и выразительности можно найти в сочинениях и размышлениях почти всех крупнейших русских писателей. Для Тургенева, например, раздумья о судьбах Родины были неотделимы, неотрывны от мысли о «великом, могучем, правдивом и свободном русском языке».

Русский язык стал интернациональным языком, языком межгосударственного общения и культурно-идеологического взаимодействия между всеми народами СНГ. Русский язык распространяется везде, в странах Запада и Востока. Интерес к его изучению возрастает на всех материках нашей планеты.

В этих условиях неизмеримо усиливается, увеличивается ответственность всех нас, тех, для кого русский язык является родным, за его чистоту и правильность, за его точность и выразительность. «Надо вдумываться в речь, в слова», - говорил Чехов. «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку; как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке», - убеждал Алексей Максимович Горький молодое поколение советских писать лей. Изучение языка помогает открыть законы его развития, правила его употребления и способы обогащения.

В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, так или иначе, связана с общением. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры.

Культура речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.

Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает. Актуальностью является и то, что в последние годы наблюдается снижение речевой культуры. Резкая смена в восьмидесятых годах ХХ-го века политического и экономического курса государства, появление относительной «свободы слова».

Задачи:

1. Дать понятие «культура речи»

2. Рассказать об аспектах культуры речи

5. Дать советы как грамотно разговаривать.

Методы исследования:

Глава 1. Понятие о культуре речи

Культура речи – это учение о содержании и стиле эффективной и образцовой речи, о её основных коммуникативных качествах.

Учение о качествах хорошей речи возникло еще в античные времена – в Древней Греции и Древнем Риме. Она разрабатывалась преимущественно в рамках поэзии и ораторского искусства (связана сименам известных античных деятелей науки и культуры, среди которых имена Платона, Аристотеля, Цицерона, Горация и т.д.).

В России становление культуры речи как науки связано с деятельностью известных учёных: Ломоносова, Востокова, Буслаева, Шахматова, Ушакова, Щербы, Пешковского, Ларина, Виноградова и Ожегова.

Сегодня культура речи – самостоятельная научная дисциплина. Предметом её изучения является речь в устной и письменной формах, видовые и жанровые признаки этих форм, стилевая дифференциация речи, её литературные нормы и отклонения от них, варианты речевых единиц, коммуникативные качества речи т.п.

Важным признаком культуры речи является знание коммуникативных качеств речи – то есть качеств, обеспечивающих эффективное общение. Вопрос об этих качествах был поставлен еще в античные времена теоретиками поэтики и ораторского искусства. Так, Аристотель основным качеством речи считал ясность, подчиняя ей остальные качества, среди которых назвал уместность и правдоподобие. Теофраст выделял четыре «достоинства» речи: чистоту, ясность, уместность и красоту. Пять качеств речи отмечал Диоген Вавилонский: чистоту, ясность, краткость, уместность и красоту. Перечисленные свойства литературной речи легли в основу различных классификаций.

Сегодня к основным коммуникативным качества речи относятся: правильность, точность, логичность, чистота, богатство и разнообразие языковых средств, выразительность и образность, краткость и уместность.

Правильность – главное коммуникативное качество речи – её соответствие принятым литературно-языковым нормам времени.

Точность – качество, которое предполагает умение четко и ясно мыслить и находить для передачи своих мыслей адекватные точные языковые формы.

Логичность речи – соответствие высказывания законам логики, то есть умение обеспечивать средствами языка (вводными словами, союзами, частицами и т.д.) переходы между основными мыслями и частями высказывания.

Выразительность речи – живость, эмоциональность, образность, которые создаются за счёт умения использовать различные выразительные средства языка (тропы – метафоры, эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы, фразеологизмы, афоризмы) + интонационная выразительность.

Богатство речи – смысловая насыщенность, разнообразие языковых средств: обширный словарный запас, знание грамматических, синтаксических и интонационных конструкций.

Уместность речи – целесообразность использования языковых средств для каждой конкретной ситуации общения, владения разными функциональными стилями речи.

Современная концепция культуры речи, разработанная в 90-е годы ХХ века проф. Е.Н. Ширяевым, включает три аспекта культуры речи:

1)нормативный; 2) коммуникативный; 3) этический

охарактеризуем их.

1 аспект культуры речи – это правильность или нормативность – предусматривает соблюдение норм литературного языка. Культура речи начинается там, где появляется возможность выбора одной языковой единицы из числа вариантов, имеющих одно и то же значение (грамматическое или смысловое). Поэтому центральным понятием предмета культура речи является понятие языковой нормы. В общих словах, языковая норма – это общепринятое употребление разнообразных языковых средств, регулярно повторяющееся в речи говорящих.

Таким образом, отвечая на вопрос «Что такое правильная речь?», можно сказать, что «это речь, в которой нет нарушения норм литературного языка».

Нормативный аспект культуры речи – важнейший, но не единственный. Изучение текста с точки зрения его соответствия задачам общения получило название коммуникативного аспекта владения языком.

2 аспект культуры речи – это коммуникативный аспект. Так как язык выполняет разные коммуникативные задачи и обслуживает разные сферы общения, необходимо грамотно и уместно использовать языковые средства в зависимости от ситуации. То есть высокая культура речи заключается в умении найти точное средство для выражения своей мысли, доходчивое (то есть выразительное), подходящее для данного случая, стилистически оправданное).

3 аспект культуры речи – этический – предписывается правилами речевого этикета. В каждом обществе существуют свои этические нормы поведения. Эти нормы касаются и многих моментов речевого общения. Например, этические нормы, или иначе языковой этикет, касаются, в первую очередь, обращения на «ты» и «вы», выбора полного и сокращённого имени, выбора обращений, типа: гражданин, товарищ, господин. Таким образом, в области культуры речи этический аспект предполагает следование определённым правилам речевого этикета, использование этикетных формул речи.

На основании всего вышесказанного мы можем сформулировать итоговое определение культуры речи. Культура речи – это лингвистическая дисциплина, изучающая принципы отбора и организации языковых средств для определенной ситуации общения, которые при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Глава 2. Как засоряется русский язык

Но, к великому нашему сожалению, русский язык в последние годы активно засоряется. Филологи давно бьют тревогу: в язык постоянно проникает много словесного «мусора», в результате чего язык утрачивает многие свои черты.

Слова, проникающие в русский язык, можно подразделить на следующие группы: жаргон (арго), неологизмы, сленг различных социальных и профессиональных групп, простые заимствования.

Молодёжная культура – это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства, неким словесным абсурдом, который могут употреблять только молодые люди, смелые и решительные, настроенные против всего мира и создавшие свой неповторимый мир. Как следствие этого – возникновение молодёжного жаргона.

Жаргон (франц. jargon) – это совокупность особенностей разговорной речи, возникающей среди людей, находящихся в сходных профессиональных и бытовых условиях, объединенных общностью интересов, совместным времяпрепровождением. Языковые особенности молодежного жаргона.

2.1. Заимствования из других языков

В лексике сленга можно выделить несколько групп:

Первая и самая большая группа слов образована от общенародной русской лексики путем переосмысления («вобла» - худая девушка, «дрыгаться» - танцевать). Сюда же относят и образование новых слов как аббревиатур («чмо» - дурак, тупица, (от: человек морально опущенный), «зоя» - "злюка" (от: змея особо ядовитая).

Вторая группа - заимствования из арго, условно-профессиональных языков: «бабки» - деньги, «чувиха» - девушка. Однако из арго в молодежный жаргон переходит гораздо больше слов, чем из жаргона в арго. Это объясняется относительной устойчивостью арго, базирующейся на традициях преступной среды, и быстрой сменой лексики молодежного жаргона, часто зависящей от влияния моды.

Третья группа - заимствования из других языков. Сейчас в сленге значительное место занимают заимствования из английского языка, а точнее его американского варианта. И это не случайно. За последние 25 лет в русских язык перешло большое количество американизмов: «зипер» - молния, «герла» - девушка, «мэн» - парень. Часто иностранные слова искажаются, изменяются на русский манер типа «бёздник» - день рождения, «выдринкать» - выпить. Все чаще стали употребляться несклоняемые существительные: «пати» - вечеринка, «тату» - татуировка.

Четвертая группа - это сближение слов на основе звукового подобия, звуковой перенос: к примеру, «лимон» вместомиллион, «мыло», «Емеля» вместо e-mail (от английского слова - электронная почта).

В то же время значение многих жаргонных слов размыто. «Афигеть», «круто», «капец» могут быть и положительной, и отрицательной оценкой ситуации. Слова типа «блин» и «о май гад» используются в жаргоне только в качестве эмоциональных восклицаний, они теряют свое значение, заменяя его как положительной, так и отрицательной эмоцией.

2.2. Причины использования молодежного жаргона

Причин использования жаргона много. Это, во-первых, желание отделиться от старших, говорить со сверстниками на «своем языке». Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться. Другой причиной употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения.

Юношей и девушек отчасти привлекает к употреблению жаргонизмов выраженное в слове пренебрежение к случаю, опасности, смерти («засыпаться» - не сдать экзамен, «погореть» - попасться при совершении плохого поступка, «жмурик» - покойник). Молодых людей привлекает в жаргонизмах звучание, эмоционально-экспрессивная окраска. Отсюда такие оценочные слова: «потрясно», «обалдеть», «убойный», «кайф». Сленг богат и смешными словами, чем снимает грубость некоторых выражений («копыта» - ноги, «филолух» - студент филологического факультета).

2.3. Жаргон школьников как компонент молодежного жаргона

Носителями школьного жаргона являются исключительно представители молодого поколения - соответственно, школьники. Таким образом, школьный жаргон можно квалифицировать как корпоративный молодежный жаргон.

Школьный жаргон включает в себя:

Наименования учебных предметов (матеша, матика - математика, физра - физкультура и пр.),

Школьных оценок (пара- оценка ""2"", трояк - оценка ""3"" и пр.),

Некоторых школьных помещений (столовка - столовая, тубзик - туалет и пр.),

Отдельных работников школы (училка - учительница, дерюга / дерюжка - директор школы),

Видов учебной деятельности (домашка - домашняя работа, контра - контрольная работа) и т. д.

Данную лексическую группу можно рассматривать в качестве ""ядра"" школьного жаргона - входящие в нее единицы реализуются в речи большинства школьников без каких-либо (например, территориальных) ограничений.

К указанной группе примыкают единицы (их количество не превышает один десяток), представляющие собой наименования педагогических работников по преподаваемому предмету (например, физичка - учительница физики, биологичка - учительница биологии, англичанка - учительница английского языка и т. п.) или по роду профессиональной деятельности (например, завучиха - заведующая учебной частью).

Отдельного рассмотрения заслуживает такая специфическая часть школьного жаргона, как жаргонные наименования учителей и прочих школьных работников по их конкретным признакам. Данная группа достаточно обширна, но составляющие ее лексемы, даже в случае отвлеченного наименования учителей разных предметов (например, Колба - учительница химии, Кисточка - учительница рисования, Карандаш - учитель черчения, Молекула - учитель физики, Принтер - учитель информатики и т. д.), носят ярко выраженный ""локальный"" характер и реализуются в речи учеников лишь той школы (или даже в пределах нескольких классов школы), где были выработаны.

Большинство же единиц данной группы номинирует вполне определенных, конкретных людей и уже поэтому не может быть актуально для всех школьников в целом. В остальном же указанные лексемы полностью соответствуют понятию жаргонизмов - они экспрессивны, сниженно-фамильярны, реализуются лишь при внутригрупповом общении школьников.

Нельзя не заметить, что образование подобных единиц (выработка жаргонных наименований конкретных людей) является специфической чертой школьного жаргона, которая не характерна для других жаргонных образований (например, для студенческого жаргона).

К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др.

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи?

Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего.

«Значит, ну, вот, понимаете, у каждого человека, так сказать, вот, есть, значит, это самое, свои „любимые“, так называемые „сорные“, значит, слова, вот.Понимаете, вот, бывает, что, значит, ну, что выступление, значит, вот, обычный, так сказать, разговор состоят наполовину, так сказать, значит, ну, из подобных слов».

Как и откуда появились и накрепко засели они в нашей речи?

В детстве, когда вы не знали, как начать фразу, такие слова сами выскакивали. Хочет что-то сказать ребёнок, а нужное слово не вспоминается, вместо него появляется вот, но всё равно заминка, тут всплывает слово ну - не помогает, выскакивает третье слово - значит… Наконец всплывает в памяти необходимое слово.

Представьте себе: вошёл в комнату человек и хочет рассказать, что увидел недавно на улице. Мысль ещё не сформировалась, а рот открыт, говорить надо. Начинается речь: «Ну, вот, значит, иду я по улице и вижу…».

Когда возникает заминка с тем, как лучше передать увиденное, тут эти слова и повторяются: «Вот, значит, несётся машина высокопоставленного чиновника, нарушая все светофоры, выскакивает на полосу встречного движения… а тут, значит, вот, поворачивает с боковой улицы другая машина - и…».

Согласитесь: разобрать, понять подобную речь можно. Но в неё просто невозможно вслушаться, она раздражает: чем короче человек хочет сказать, тем длиннее и непонятнее у него получается. Такая речь проскакивает мимо слушающего.

Отчего и почему так происходит? В чём истоки?

Пожалуйста, прочтите несколько строк, которые даны ниже. Сначала вам будет трудно читать, наверняка даже возникнет раздражение. Но во второй раз сделаете это бегло и всё легко поймёте. Не так ли?

По рзеульаттамилссеоваднийодонгоанлигйсокгоунвиертисета, не иеемтзанчнеия, в кокам пряокдерсапожоленыбкувы в солве. Галвоне, чотбыпреавя и пслоендяябквуыблыи на мсете. Осатьлынебкувымгоутселдовтаь в плоонмбсепордяке, все рвано ткестчтаитсея без порбелм. Пичрионйэготоялвятеся то, что мы не чиатемкдаужюбкуву по отдльенотси, а всё солвоцликеом.

Если же этот текст произносить, то на слух его воспринять трудно. Почему?

Когда мы читаем, у нас есть время остановиться, обдумать непонятное, догадаться о том, что пропущено, заметить ошибку. Процесс восприятия и обработки информации на слух - совсем другой.

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Словом “просто” отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово “просто”. Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто! Еще им злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: “Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась”. Или: “Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся”.

Слова “типа”, “короче”, “значит” употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Чаще это подростки или люди, сохранившие и во взрослой жизни зависимость от тинейдержских стереотипов.

Кстати” говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

Это самое” украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

На самом деле” используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

Как бы” используется одинаково и подростками (наравне с “типа” и “значит”), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

Практически” – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

Вообще-то” – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

Так сказать” и “собственно” – виньетка в речи интеллектуала.

2.6. Кто подвержен «заражению речевой инфекцией»

Первая группа

Вторая группа

Это гиперкоммуникабельные люди, которые из-за желания найти общий язык с собеседником начинают копировать его движения, мимику и, конечно же, манеру речи. К этой же категории относятся и люди, в системе жизненных ценностей которых лидирующую позицию занимает определение “модно”. Они просто копируют манеру речи тех, кто, по их мнению, достоин уважения.

Третья группа

Это люди, редко прислушивающиеся к своей речи.

Глава 3. Как научиться грамотно разговаривать

Шаг №1. Выделяйте главное

Умение изъясняться грамотно заключается не только в лексической сочетаемости слов и правильной расстановке ударений. Необходимо научиться выделять главное из большого объёма информации.

Представьте, что вы смотрите интересный сериал, о котором вам так увлечённо рассказывали друзья. После десятого эпизода начинается самое интересное, а продюсер, как назло, растянул этот момент и скрыл кульминацию за кучей ненужных деталей. По истечении ещё нескольких серий вы бросите просмотр и переключитесь на более информативную кинокартину.

Так происходит и с речью. Оппонентам не интересно слушать историю с массой мельчайших подробностей. Рассказ должен быть лаконичным, логически связанным. Занудство отталкивает собеседников и убивает интерес.

Шаг №2. Увеличивайте словарный запас

Откажитесь от употребления тех слов, значение которых вам непонятно. Расширить область знаний в плане русской речи поможет толковый словарь. Если неизвестно значение иностранных слов, обратитесь к Всемирной паутине. Подобные действия не только помогают изъясняться разносторонне, но и способствуют вливанию в разные слои населения. По истечении месяца регулярной практики вы сможете найти общий язык с учителями, танцорами и профессорами. Возьмите за привычку узнавать значение 3-4 слов в сутки. Важно выучить, понять и запомнить изученные аспекты.

Шаг №4. Пересказывайте полученную информацию

Психологи советуют стоять перед зеркалом и разговаривать с отражением. Безусловно, данную методику есть смысл попробовать. Но существует и другой способ, позволяющий человеку обучиться грамотности. Раз в неделю собирайте друзей вместе (минимум 4-5 человек) и пересказывайте им полученные ранее знания. Посмотрели интересный фильм? Выделите суть и постарайтесь изложить сюжет интересно, лаконично, без лишних прелюдий.

Следите за реакцией публики. Если слушатели зевают, опускают глаза или задают вопросы, не относящиеся к теме, им скучно. В таком случае у вас есть 2 выхода: самостоятельно проанализировать, что именно вы сделали не так, либо обратиться напрямую к оппонентам. Частой ошибкой новоиспечённых «пересказчиков» является чрезмерное употребление местоимений вместо того, чтобы называть героев по именам.

Шаг №5. Избегайте тавтологии

Тавтологией именуют фигуру речи, когда оратор использует близкие по значению или однокоренные слова. Подобные словосочетания затрудняют восприятие, поэтому их необходимо избегать. Примером тавтологии можно считать «масло масляное» или «аналогичный аналог». Запомните, это правило - основополагающая грамотной речи.

Чтобы научиться подбирать уместные слова можно следить за дикторами на радио или ТВ, после чего анализировать их промахи. Людям, у которых имеется основная работа, стоит присмотреться к удалённой деятельности по написанию статей. Копирайтинг вынуждает подбирать одинаковые по смыслу, но разные по произношению слова.

Шаг №6. Читайте книги

Классическая литература по праву считается образцом художественной речи. Неосознанно вы начнёте перенимать из книг слова и выражения, которые идеально подходят в определённой ситуации. Не стоит рассчитывать на то, что ежедневное 15-минутное чтение сделает вашу речь грамотной. Этому процессу необходимо выделять минимум 2-4 часа в сутки.

По истечении месяца прочтённая информация даст о себе знать, вы перестанете испытывать трудности при подборе слов и построении предложений. Людей, которые обучаются посредством освоения художественной литературы, называют начитанными. Это происходит по той причине, что человек начинает выражаться некогда изученными словами, усвоенными на уровне подсознания.

Шаг №7. Следите за речью

В русском языке существует масса сленгов, которые предназначены для конкретных ситуаций. В официальной обстановке и во время публичного выступления перед высшими слоями населения необходимо использовать профессиональную лексику. В разговоре с друзьями или «простыми» людьми стоит отдавать предпочтение молодёжному сленгу. Касаемо экспрессивного жаргона, откажитесь от него вовсе. Слова «хата», «баксы», «тачка» никак не пересекаются с грамотной речью.

Заключение.

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь – это одна из самых важных характеризующих черт человека. От нашей манеры общения зависит то впечатление, которое мы производим на окружающих. Речь человека способна притягивать к нему людей или, наоборот, отталкивать. Речь также может оказывать сильное влияние на настроение нашего собеседника.

Моя работа не претендует на всеохватность проблемы «Проблемы засорения русского языка», она - приглашение к размышлению о том, что каждый из нас может сделать для оздоровления языка.

«Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни», - говорил Паустовский. Нужно помочь «великому и могучему» русскому языку выжить, сохранить его и сделать так, чтобы он овладел устами и сердцами нас, наших детей и внуков..

Литература:

1. Головин, Б.Н. Основы культуры речи/Б.Н. Головин - М: Высшая школа, 1988.

2. Васильева, А.Н. Основы культуры речи/ А.Н. Васильева - М: Русский язык, 1990.

3. Кожевникова К. Спонтанная устная речь в русской эпической прозе.– Praha, 1970.

5. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1976. c. 272

6. Сиротина О.Б Современная разговорная речь и ее особенности. М., 1984г.

7. Толковый словарь живого великорусского языка Даля //

Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Елань-Коленовский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Исследовательская работа на тему «Особенности культуры речи современной молодежи».

Елань-Колено, 2016 год

Введение. 2

2.Особенности культуры речи современной молодёжи. 4

2.1.Проблема «Язык и общество» 4

2.2.Результаты анкетирования на тему «Выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП». 7

3.Вывод. 12

4.Заключение. 14

5.Список использованной литературы. 16

Введение.

Язык – необходимое условие существования и развития общества, это элемент его духовной культуры. Русский язык по праву считается одним из наиболее богатых и развитых языков мира. О гибкости, красоте, многогранности и неповторимости русского языка с восторгом говорили многие поэты и писатели.

И.С.Тургенев, восхищаясь красотой русского языка, призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Говоря о меткости русского языка, Н.В.Гоголь подчёркивал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

А.И. Куприн размышлял так: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

Конечно, с этими высказываниями нельзя не согласиться, но в условиях современного мира мы наблюдаем зачастую совершенно обратный процесс: «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной, порой жаргонной лексикой. Особую тревогу у специалистов вызывает современный молодёжный язык.

В связи с этим, возникает закономерный вопрос: почему сегодня молодёжь, имея такой богатый язык, предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг и ненормативную лексику.

Нужно ли вообще сегодня учить современному русскому языку, на котором говорит все общество, по которому нас узнают в мире, который обеспечивает нам весь объем культурной информации, если в подавляющей своей массе молодежь говорит на примитивном языке? Этот вопрос становится всё более актуальным, и мы постараемся на него ответить. Но для этого нужно знать, что такое речевая культура и каковы особенности речи современной молодёжи.

В связи с этим, основной целью нашей работы станет следующая: изучить культуру речи и коммуникативную грамотность в молодёжной среде.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

1. Рассмотреть особенности культуры речи и коммуникативной грамотности современной молодёжи.

2. Изучить состояние речевой культуры учащихся 5-11 классов КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП».

3. Оформить результаты исследования в виде письменной работы и мультимедийной презентации.

Особенности культуры речи современной молодёжи.

Проблема «Язык и общество»

Проблема «Язык и общество» широка и многопланова. Прежде всего, язык социален по своей сущности. Основная его функция - быть средством, орудием общения людей.

Пристальный интерес к вопросам культуры речи в российской науке возникает в конце 80-х годов XX века. Но к более тщательному анализу речевой ситуации в современном обществе учёные обращаются уже в XXI веке, веке ультрасовременных технологий и научно-технического прогресса, когда все чаще прослеживается тенденция к максимальному упрощению языка.

Но что такое культура речи?

Термин «культура речи» многозначен. Среди его основных значений лингвисты выделяют следующие:

«Культура речи - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач общения»;

«Культура речи - это совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве»;

«Культура речи - это область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи».

Эти три значения взаимосвязаны: первое относится к характеристике индивидуальных способностей человека, второе - к оценке качества речи, третье - к научной дисциплине, изучающей речевые способности и качества речи.

«Итак, культура речи - это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач», - так определяет понятие культуры речи известный современный лингвист Е.Н. Ширяев.

Также, говоря о речевой культуре современной молодежи, следует отметить, что речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества, но вместе с тем она шире речевой культуры общества. Правильное пользование языком предполагает собственное чувство стиля, верный и достаточно развитый вкус.

Но на сегодняшний день часто бывает так, что этот вкус и стремление к индивидуальности переходит все границы разумного.

По данным исследований, большее влияние на современного подростка оказывает прежде всего окружающая культурная среда (семья, друзья, родственники, ровесники), а также глобальная сеть Интернет, телевидение, модные журналы, книги, музыка и общество в целом.

Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает наиболее подходящие слова и обороты речи, берет из выработанного предшествующими поколениями актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира. Естественно, новые поколения отказываются от того, что кажется архаичным, не созвучным новой манере формулировать мысль, передавать свои чувства, отношение к людям и событиям. Иногда они возвращаются к архаичным формам, придавая им новое содержание, новые ракурсы осмысления.

Таким образом, постоянное развитие языка ведет к изменению литературных норм, которые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Но, современная тенденция развития языка не сулит нам в будущем ничего хорошего, поколение next настолько ломает и видоизменяет привычные нормы, что трудно представить себе, каким будет язык к концу нашего прогрессивного столетия.

Возьмем, к примеру, молодежные журналы «Cool», «Молоток», «BRAVO», которыми читает вся «продвинутая» молодежь, и с первых же страниц видим (татуха, шмотки, туснуть, днюха, депрессовать, баскет, движуха, слинял, по-любэ, затарился и так можно перечислять до бесконечности).

Та же ситуация и на телевидении (МУЗ ТВ, ТНТ, СТС, МТV и т.д.). Одними из любимейших телепередач подрастающего поколения являются «COMEDY CLUB», «Наша Раша», «ХБ», «Однажды в России и т.п., которые ради высоких рейтингов готовы пренебрегать любыми нормами, и не только языковыми, но и нравственными.

Но особо стоит отметить музыкальные композиции некоторых современных групп, тексты песен которых способны вызвать шок у любого мало-мальски образованного человека (группы «Фактор-2», «Ленинград», большинство рок- и рэп-исполнителей). Куда бы ни поехал, в автобусе или такси неизменно играет шансон, вызывающий патологическое привыкание к жаргонной «блатной» речи.

Результаты анкетирования на тему «Выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП».

В связи со всем вышесказанным, мы решили провести небольшое исследование, направленное на выявление уровня жаргонизации речи учащихся КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП». Для проведения исследования была выбрана форма анкетирования, в котором приняли участие 50 учащихся 5-11 классов в возрасте от 12 до 18 лет. Цель, стоящая перед нами: выяснить, употребляют ли учащиеся нашей школы в своей речи жаргонизмы и как реагируют на их речь взрослые.

Вопросы анкеты выглядели следующим образом:

1. Используете ли вы жаргонные слова при общении со сверстниками?

2. Какой Ваш пол?

а) мужской;

б) женский.

3. С какой целью вы употребляете жаргонные слова?

а) для самоутверждения;

б) поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе;

в) обмениваться информацией и узнавать новое;

г) придать своей речи живость, юмор.

4. Какие жаргонные слова вы чаще всего используете в своей повседневной речи?

а) матерные;

б) юмористические;

в) и те, и другие: все зависит от ситуации или компании.

5. Поправляют ли учителя Вашу речь?

б) учителя не обращают внимания на мою речь;

в) не всегда, но все же делают замечания.

6. Как относятся родители к Вашей речи?

а) им не важно, как я говорю;

б) они постоянно напоминают, чтобы я следил за своей речью;

в) иногда родители делают замечания по поводу моей речи.

7. Чья речь для Вас является эталоном?

а) моих друзей;

б) моих родителей;

в) моих учителей.

г) то, как говорят на телевидении, в Интернете.

Данные, полученные нами в ходе анкетирования, отражены в графиках и диаграммах, которые вы видите на экране:

Вывод.

Целью данного исследования, как уже упоминалось выше, является изучение жаргонной речи учащихся нашей школы - современных школьников подросткового и раннего юношеского возраста. Анализ полученных нами результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Все опрошенные отметили, что считают использование жаргонной речи неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяют им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое.

2. При изучении уровня жаргонной речи выявлено: первое место у юношей занимают матерные слова, для девушек сленг является прежде всего игрой слов, средством придания их речи легкого юмористического характера.

3. В нашем исследовании учащиеся отметили высокий уровень использования сленга в речи ведущих в теле- и радиопередачах, известных блоггеров, в публикациях газет и журналов.

Таким образом, полученные в ходе исследования данные подтверждают выдвинутую нами цель: наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи учащихся средних и старших классов. Если обобщить полученные данные, то можно описать причины увеличения доли жаргонизации речи современного подростка и старшеклассника:

1. Социальные факторы. Сегодня активное использование жаргонной речи обусловлено изменившимися социальными условиями – приоритет материальных ценностей, разделение общества (на богатых и бедных), изменение межличностных отношений и т.д. Ребята все чаще сталкиваются с безразличием, грубостью, злостью. А это, в свою очередь, приводит к протесту, который выражается, в частности, в повышенной жаргонизации речи при общении школьников.

Общение со сверстниками, а также с друзьями более старшего возраста продолжает быть значимым для испытуемых. Они отмечают, что хотят проводить с ними как можно больше времени – гулять, отдыхать, развлекаться, а значит они должны разговаривать на «своем» (сленговом, жаргонном) языке.

2. Значимость «своего» языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников, так и в собственных глазах).

3. Влияние средств массовой информации (чтение молодежных журналов, просмотр телепередач, общение в сети Интернет) на речь подростка.

Заключение.

Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что все усилия учителей, преподавателей и даже государства по защите великого русского языка представляются на данный момент ничтожными под натиском моды, общественного вкуса и неуёмной жажды обогащения любой ценой. Но хотелось бы верить, что это всего лишь временное явление, и уже через пару лет общество откажется от «продуктов массового поражения» (музыки, телепередач, социальных сетей и журналов, которые делают акцент на использовании жаргонизмов).

Как нам представляется, положение дел с культурой речи современной молодёжи вполне возможно улучшить. Для этого необходимо:

    пропагандировать бережное отношение к русскому языку

    разъяснить лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку;

    разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;

    пропагандировать классическую русскую литературу;

    воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному языку;

    организовать на базе КОУ ВО «Елань-Коленовский ЦППМСП» консультативную службу русского языка;

    усилить работу педагога-психолога по формированию культуры речи школьников.

Завершить своё исследование мне хотелось бы словами великой Анны Ахматовой:

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки.

Список использованной литературы.

    Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - Ростов-на-Дону, 2000.

    Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. - М., 2000.

    Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 1989.

    Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. - М., 1998.

    Клюев Е.В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. - М., 2002.

    Мучник Б.С. Культура письменной речи. - М., 1996.

    Русский язык. Энциклопедия. - М., 1997.

    Шмидт Р. Искусство общения. - М., 1992.

"Культура речи" (Научно – исследовательская работа по русскому языку)


Цель работы Рассказать о культуре речи, о её признаках Повысить общую языковую культуру учащихся Выявить слабые стороны владения речью учащихся Найти пути улучшения состояния культуры речи учащихся Вызвать интерес к изучению русского языка и чтению художественной литературы


Результаты опроса Я провела опрос среди учащихся нашей школы (5-8 кл.) с целью выявить уровень их речи, их отношение к учёбе. К русскому языку и литературе, узнать их мнение о важности знания русского языка. Обработав ответы на предложенные им вопросы, я получила следующие результаты: (было опрошено 60 учащихся) –12% учащихся считают, что важнее дело, а не слово; –19% учащихся считают, что они кабардинцы и им вовсе не обязательно знать русский язык, достаточно знать один язык; –72% учащихся считают, что их речь не на достаточно хорошем уровне, и они хотели бы повысить культуру своей речи. Своё свободное время около 60% опрошенных учащихся проводят на улице с друзьями, соседями; 25% - у экранов телевизора и компьютера; И лишь около15% учащихся читают художественную литературу, много внимания уделяют учёбе. Обработав ответы на 5 – 7 вопросы, я получила такой результат: 78% уч-ся считают, что речь влияет на чувства других людей; 96% уч-ся случалось утешать близких им людейи у них хорошо это получалось; 81% уч-ся доводили других до слёз. Но самое удивительное авэтом опросе – это то, что все опрошенные помогли словом сделать что-то хорошее, и все считают себя культурными людьми. На опрос, как можно можно повысить культуру речи, наиболее частые вопросы –Могло читать книг; –Больше смотреть телевизор; –Больше внимания уделять учёбе.

Введение.

К.Г.Паустовский оставил нам очень точные, емкие слова о русском языке, о том необыкновенном даре природы, которым обладаем мы: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Эти слова можно с уверенностью отнести и к любому другому языку. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь наша неразрывно связана с языком. Через сказки бабушек, колыбельные матерей, живые беседы учителей, через страницы сотен книг мы видим и познаем окружающий нас мир. Через слово мы впервые узнаем о том, чего еще не видели глаза, а, может быть, никогда и не увидят. Так мы постигаем красоту слова, красоту языка.

Но все чаще и чащев последнее время задумываюсь вот над чем. Как стало вокруг много некрасивой речи, нехороших слов! Почему люди вокруг так говорят? Так ли уж необходимы в нашей речи грубые, бранные слова? Всегда ли так было? Так ли уж они безобидны? Все эти вопросы заставили меня обратиться к разной литературе о значении слов, о красоте языка: к пословицам и поговоркам, поэтическим произведениям, статья, цитатам, материалам Интернета.

Цель исследования:

    рассмотреть некоторые аспекты раздела лингвистики «Культура речи»

Задачи:

    изучить значение силы слова в общении и его влияние на здоровье человека;

    рассмотреть, как отражается значение слова в некоторых фольклорных жанрах;

    изучить историю возникновения ненормативной лексики в речи;

    провести исследование с помощью анкеты «Сквернословие в моей жизни»;

Методы исследования:

    обзор специальной литературы;

    анкетирование учащихся гимназии

    беседы с учителями, родителями

1 . Что такое язык.

Слово понадобилось человеку

для того, чтобы дать имя всему,

что есть в мире и самому себе.

Слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само ее часть, дух и плоть. Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве». Чем больше слов знает человек, тем точнее, ярче, образнее выражает он свою мысль. Объектом моего небольшого исследования стало слово, его воздействие на человека. А слово-это единица языка. Начнем с того, что же обозначает само слово «язык». В «Толковом словаре русского языка» С. Ожегова дается несколько значений этого слова (См. приложение)

    Язык и речь.

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести…

Остановимся подробнее на значении слова « язык», как речь, способность говорить. Существует древняя легенда, связанная с именем баснописца Эзопа. Именно благодаря ему есть в нашем языке понятие «эзопов язык», что значит иносказание. Эта легенда очень ярко отражает значение слова «язык» как речь. (См. приложение)

Мы видим, что в этой легенде иллюстрируется значение слова «язык» как речь. Мы часто рассматриваем эти слова как синонимы. Точнее сказать язык-это потенциальная речь. Основная функция языка - быть средством общения. С помощью сохраняется и передается духовный опыт поколений, знания, умения. Язык - один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций.

3.Душа слова. Опыты М. Эмото. Фольклор о значении слова.

У каждого из слов душа своя,

На душу говорящего похожа…

Порой мы не придаем значения тому, какой силой нас одарила природа и не всегда думаем что говорим. Замечательный калмыцкий поэт - философ Д.Н. Кугультинов очень точно сказал:

У каждого из слов душа своя,

На душу говорящего похожа…

А что такое душа? А душа слова? Меня очень заинтересовали исследования ученых разных стран, стремящихся доказать, что сила слова оказывает воздействие не только на настроение, душевное состояние человека, но и на его здоровье.

Известный японский ученый Масару Эмото, проводя свои многочисленные опыты с водой, доказывает, что у воды есть память. Он налил воду в сто чашечек Петри и поместил их в холод при температуре до -200 градусов, получил кристаллы воды и подверг их различным воздействиям. Например, «заставлял» их слушать музыку, слушать разные слова. Кристаллы воды принимали красивые формы, слушая хорошие, добрые слова, а от грубых, бранных слов искривлялись, становились бесформенными. (Смотрите приложение).

Эти опыты очень заинтересовали меня еще и потому, что вокруг нас стало так много слов, которых не должно быть в речи человека. Употребляют их и взрослые, и дети. Это ненормативная лексика, с которой нужно бороться всем миром.

Если подобные изменения происходят с кристаллами воды, то что же происходит с человеческим организмом, когда он постоянно подвергается влиянию со стороны грубых, бранных слов.

Под действием звуков, в том числе и человеческой речи, молекулы воды (а наше тело примерно на 80 процентов состоит из нее) начинают выстраиваться в сложные структуры. И в зависимости от ритма и смысловой нагрузки эти структуры могут лечить или, наоборот, отравлять организм.

Думаю, что вы удивлены. Рассматривая эти фотографии, невольно размышляешь и проводишь сравнения, аналогии. Например, вот о чем. Все мы знаем, что в фольклоре каждого народа есть благопожелания. У нашего народа они называются…..? (йорялы) Почему народ наш придавал и придает такое большое значение им? Ведь нет ни одного события большого или маленького, чтобы ему не посвящали йорялы. Есть немало пословиц, подтверждающих огромное значение благопожеланий в жизни народа. Например: «Йорял уга алтнас йорялтя зес» (Благословленная медь дороже неблагословленного золота), «Йорялин экн - тосн, харалин экн - цусн» (У истоков благопожелания - масло, а у истоков проклятий - кровь).

Неграмотные наши далекие предки, наверняка, не знали о том, что человеческий организм на 80% состоит из воды, но во все времена желали произносить и слышать йорялы и очень боялись харалов. Можно ведь предположить, что они имели и имеют воздействие на организм, а, значит, и жизнь человека.

Во всяком случае, эти сведения должны нас заставить задуматься так ли уж безобидны слова, которые многие из нас употребляют в своей речи и без которых можно прекрасно обходиться.

4.Из истории ненормативной лексики.

Откуда же они появились в нашей речи? Всегда ли они существовали?

Матерные слова были внесены в нашу речь не монголо - татарами, как утверждают многие, они, к сожалению, имеют исконно русские корни. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость? Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение «поле брани». Не зная происхождения этой фразы, многие думают, что это поле битвы. Однако значение фразы другое – это поле матерной брани. Если же посмотреть на историю происхождения и значения слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звукам животных – «ма» и «мя» - в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание - вплоть до смертной казни.

5. Ненормативная лексика и мы.

Заговори, чтобы я тебя увидел…

Зачем же нужна «ненормативная лексика» в речи. С какой целью ее употребляют, в каких ситуациях? Результаты исследования указывают на несколько причин:

1) для повышения эмоциональности речи,

2) эмоциональной разрядки,

3) оскорбления, унижения адресата речи,

4) демонстрации агрессии,

5) демонстрации отсутствия страха,

6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов,

7) демонстрации принадлежности к «своим».

Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц, проституток и других опустившихся лиц, то теперь всё в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искажённого сознания. Часто такой человек, попадая в приличное общество, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова.

Малые дети, слыша брань родителей, засоряют свой язык, даже не понимая смысла произносимых слов. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. Приведем некоторые статистические данные о том, как молодые люди относятся к проблеме сквернословия, и какое место нецензурная брань занимает в их жизни. По информации Фонда «Общественное Мнение» сегодня около 70% жителей нашей страны применяют ненормативную лексику в своей речи. И лишь 29% населения её никогда не употребляют. При этом 64% против 32% считают, что употребление мата в речи недопустимо ни при каких обстоятельствах. Как же так получается ругаться не хотим, но с языка все-таки срывается? Как избавиться от этой весьма вредной привычки?

Государство действует здесь своими методами. Нецензурная брань является административным правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, и квалифицируется как мелкое хулиганство.

Все единодушны в том, что нецензурной брани нет места в нашей жизни. Однако почему об этом всё ещё приходится говорить? Почему проблема по-прежнему остается актуальной?

Расхожей стала философия, что мы, русские люди, не можем жить без мата, что он – де у нас в крови. Плохого в нём ничего нет, Напротив, он позволяет избавиться от накопившегося раздражения, что называется, выпустить пар.

Тем, кто так думает, нужно знать ещё и следующее. Язык человека не является чем-то случайным, это его выбор (сознательный или бессознательный), отражающий состояние души. И каков человек, таковы и его слова. Нельзя забывать, что слово – это уже совершенно конкретный поступок. Если человек циничен, то циничны его слова, поступки и вся жизнь. Русская пословица гласит: «От гнилого сердца и гнилые слова». Когда сердце человеческое развращается или наполняется обидой, недовольством, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Слыша брань от конкретного человека, можно легко сделать вывод о его духовном состоянии. В Библии сказано: «От слов своих осудишься, от слов своих оправдаешься». Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от того, насколько человек духовно развит.

6. Сквернословие и здоровье человека. Исследования ученых.

Результаты анкетирования.

Учёные медики пришли к выводу, что все болезни имеют своё происхождение в духе. Они считают, что прежде чем заболит орган, нарушит свою работу система, или функция, должны появиться изменения в духовном плане человека, в его мыслях, чувствах, эмоциях, словах и действиях. Что такое духовность? Какие качества нужно развивать? До необъятных размеров нужно развивать в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, как науки и состояния медицинской помощи, на 20% наследственным фактором, на 20% состоянием окружающей среды и на 50% образом жизни. (См. приложение)

Изменение отношения человека к самому себе – очень важный путь, ведущий к здоровью.

Состояние души современного россиянина отражено в исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения.

За последние 10 – 15 лет, по мнению большинства опрошенных, в окружающих людях усилились качества, помогающие достижению личного успеха любыми средствами: цинизм и умение «идти напролом» (считают 57% россиян). Одновременно отмечается ослабление таких качеств как искренность (67%), честность (63%), душевность (62%), бескорыстие (59%), верность товарищам (52%) – т.е. истинных человеческих ценностей. Естественно, что в обществе, в котором потеряли цену настоящие ценности, слова и выражения не будут исполнены высокой духовной культуры. Отсюда же – вспышка наркомании, алкоголизма, преступности. Сквернословие приносит нежелательные последствия, хотя об этом мало кто сегодня задумывается. (См. приложение)

По данной теме было проведено анкетирование среди учащихся седьмых, девятых классов. (Образец анкеты в приложении)

Анкетирование учащихся показало, что прослеживается непосредственная связь между употреблением мата в семье и самими участниками анкеты.

Всего 7,8 % респондентов отметили, что у них в семьях не ругаются матом; В 17,6 % семей – мат употребляют; 74,5 % респондентов отмечают, что мат в их семьях употребляют иногда (учащиеся отмечают, что неформальная лексика в их семьях используется в основном для выражения недовольства со стороны родителей по отношению к детям, во время ссор).

Доказательством вышеуказанного утверждения являются ответы учащихся на вопрос: «Как вы относитесь к мату?» 53 % опрошенных отвечают, что в определённой жизненной ситуации ненормативная лексика необходима, т.е. иногда. В подтверждение этого можно привести анализ ответов на вопрос о случаях употребления мата. Подавляющее большинство респондентов (84,5 %) отмечают, что они ругаются матом, когда сердятся или злятся.

74,1 % опрошенных утверждают, что используют мат иногда, что является лишним подтверждением вышесказанного.

На вопрос «Как часто вы употребляете неформальную лексику?» 20,7% респондентов ответили, что «часто». Обратим внимание, что в первом вопросе «Ругаются ли матом в вашей семье?» 17,6 % опрошенных ответили утвердительно. Прослеживается определённое соответствие ответов.

С матерными словами связано одно интересное наблюдение. Известный психофизиолог, врач, член Всемирной экологической академии Л.Китаев - Смык вот уже почти 40 лет занимается проблемой стресса и мата как его неотъемлемой составляющей. Он действительно увидел, что мат снимает стресс у того. Кто использует нецензурные выражения. Однако, по этим же результатам исследований, человек прибегает к мату тогда, когда он, пусть даже на подсознательном уровне, не уверен в своей состоятельности, в своих силах, то есть чувствует свою неполноценность.

Нормальному, здоровому человеку ненормативная лексика не нужна. Злоупотребление матом – то, что мы наблюдаем сегодня, - медленно, но верно ведёт к гормональным нарушениям, особенно у женщин, которые со временем теряют женственность как в душе, так и во внешности. Причина всё в тех же мужских гормонах. Для женщин мат противоестественен на физиологическом уровне.

Сквернословие наносит вред здоровью самого матершинника. Доказательством этому служит одно известное исследование влияния сквернословия на здоровье человека. В конце двадцатого века сотрудник Института проблем управления РАН, основатель «Института квантовой генетики», биолог Пётр Гаряев взялся за исследования, которые позволили создать аппарат, переводящий человеческие слова в электромагнитные колебания, а затем прослеживал, как эти колебания влияют на молекулы наследственности – ДНК. С помощью этой современной технологии стало возможным проверить, как отражаются на живом организме злые и добрые слова.

Выяснилось, что некоторые слова могут оказаться страшнее мин: они «взрываются» в генетическом аппарате человека, искажая его наследственные программы, вызывая мутации, в конце концов, приводящие к вырождению. Во время отборной брани корёжатся и рвутся хромосомы.

То есть бранные слова вызывают мутации, аналогичные воздействию радиации. Грубыми, злыми словами можно не только расшатать здоровье, вызвать болезнь, но и убить человека.

«Мы пришли к выводу, - говорит Пётр Гаряев, - что волновые «уши» ДНК специально приспособлены к восприятию речевых колебаний… ДНК не безразлична к получаемой «информации». Например, молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает программы, которые обеспечивают нормальную работу организма».мы это увидели и на опытах японского ученого.

Вновь обратимся к словам П.Гаряева: «Генетическому аппарату далеко не безразлично, о чём вы думаете, говорите или читаете: любые слова могут впечататься в волновой геном. Любое произнесённое слово – это не что иное, как волновая генетическая программа, которая меняет вашу жизнь. Иногда слово срабатывает, вызывая рак или, наоборот, устраняя болезнь».

К ещё более поразительным выводам недавно пришёл уральский учёный Г.Чеурин. Он утверждает, что ненормативная лексика очень активно воздействует на организм человека, со временем губя всё живое. Гипотезу Чеурина «О влиянии ненормативной лексики на психофизиологическое состояние живых организмов» проверяли несколько НИИ – столичный центр при Минздраве РФ, технические университеты Санкт - Петербурга и Барнаула. И доказать теорию удалось! Вместе с коллегами учёные в лаборатории в целях эксперимента поливали зёрна пшеницы разной водой: одна вода слышала только ругательные слова, а другая вода – только молитвы. В результате семена, которые поливали первой водой, всходили лишь в 49 случаях из 100. Те же, что поливали водой, заговорённой молитвами, прорастали в 96 случаях. Всё это ещё раз доказывает негативное воздействие сквернословия на здоровье человека и окружающих.

В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.

Но мало кто из нас догадывается, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Кроме того, старшеклассники стараются бранными словами задеть родителей, шокировать, вывести их из себя, чтобы измерить свою власть над ними и подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

Выходит, что наши предки, не изучавшие законов физики, химии и других наук, были гораздо мудрее, культурнее. Они ценили и возносили благопожелания и избегали проклятий, думая о своем здоровье и заботясь о здоровье своих потомков.

Может быть, сквернословие действительно является одной из причин слабого здоровья молодого поколения?

III. Заключение.

Исследуя эту тему, собирая материал, приходишь к следующему выводу: «Борьбу со сквернословием, с грубыми, бранными словами нужно каждому человеку начинать с себя!» Нравственным правилом для каждого из нас должны стать слова известного писателя А.Солженицына: « Пусть это приходит в мир и даже царит в мире, но только не через меня».

Попробуем устоять в такой позиции. Попробуем не испугаться насмешек, презрения, даже одиночества. Позиция «Я – исключение!» притягательна потому, что отвечает подлинным потребностям личности выделиться, проявить свою уникальность. Как раньше боролись со сквернословием?

Однажды в Киеве знаменитая Дева Мария обратилась к молодому человеку лет 18-ти: «Не сквернословь… Потому что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел».

Вот, оказывается, каким сильным образом избавляли наших предков от желания сказать словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой. Человеку всегда поможет «небесный кремль», будь только достоин этой помощи.

Подытоживая сказанное, повторим как своеобразное кредо:

Я ИСКЛЮЧЕНИЕ. МОЯ РЕЧЬ – ЭТО МОЕ ЗЕРКАЛО, МОЕ ДОС-

ТОИНСТВО. НАСТОЯЩИЙ КОНТРОЛЬ – ЭТО КОНТРОЛЬ ИЗНУТРИ.

Список использованных источников и литературы:

1.С. Ожегов.Толковый словарь русского языка.

2.Я.Григорян.Язык мой-друг мой.

3.Д. Кугультинов. Сборник стихотворений «Простор».М.Прогресс.1977 г.

4.В.Солоухин.Стихотворение «Слово о словах».

5.В.Харченко.Молодежи о сквернословии..Журнал «Русский язык в школе» №1 1977 г.

6.Хальмг ульгурмуд болн тяялвртя туульс.Элиста.1960 г.

7.Ю.Андросова.Вирус сквернословия.Газета «Школьный психолог» №20 -2008г.

8.Эмото и его фотографии.tasya -moor ./ucoz .ru

9.Вирус сквернословия.www .schsite .ru


Юнусов Ильназ

Руководитель проекта:

Тарасова Мария Станиславовна

Учреждение:

ГБОУ Табынская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Автор посвящает исследовательскую работу по русскому языку "Современная речь школьника" изучению особенностей речевого портрета учащихся. Теоретическая часть проекта была подкреплена анкетированием, результаты которого помогли автору раскрыть языковую личность опрошенных.

Данный исследовательский проект по русскому языку "Современная речь школьника" раскрывает понятия "языковая личность", "речевой портрет" в современной лингвистике, мнение различных исследователей и как данные термины взаимосвязаны с изучением языковой картины мира.


В проекте по русскому языку "Современная речь школьника" ученик 7 класса выявил различные сферы употребления жаргонизмов в лексике опрошенных учащихся - сфера школы, сфера досуга, сфера быта, сфера оценки, которые также делятся на подгруппы.

В итоге работы "Современная речь школьника", автор приводит словарь школьного жаргона, где даёт определения некоторым лексическим единицам.

В своей исследовательской работе о современной речи школьников автор умело использует наблюдение, проводит анализ, обработку и обобщение полученной информации, проводит опрос среди одноклассников.

Введение
Глава 1. Понятие «речевой портрет» в современной науке.
1.1. «Речевой портрет» в современной науке.
1.2. Языковая личность и речевой портрет.
Глава 2. Особенности лексикона современных школьников.
2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника.
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Введение


Работа посвящена исследованию особенностей речевого портрета современного школьника.

Школьники – это возрастная группа, которая представляет наибольший интерес.
Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что молодежная речь является одним из составляющих компонентов процесса развития языка. Школьники быстрее всех реагируют на изменения в языке. Все это актуализирует проблему изучения речевого поведения современной молодежи.

Объектом исследования является устная речь и материал анкетирования современных школьников Табынской коррекционной школы – интернат.

Предметом исследования стали особенности современных слов и речевого поведения обучающихся, проявляющиеся в процессе общения.

Цель работы - описать и проанализировать речевой портрет обучающихся Табынской коррекционной школы – интернат.

Данная цель повлияла на постановку решения следующих задач :

  • изучение работ, посвящённых исследованию речевого портрета в современной лингвистике;
  • анализ слов современного школьника и выявление его особенностей;
  • представление особенностей речевого поведения школьников.

Методы исследования: для решения поставленных задач в работе используется описательный метод (наблюдение, анализ, обработка, обобщение), а также анкетирование, объяснение значений слов.

Материалом для исследования послужили результаты анкетирования школьников.

Глава 1. Понятие «речевой портрет »в современной науке

1.1. «Речевой портрет » в современной науке

В последнее время наиболее актуальным представляется изучение языковой личности человека, который принадлежит к определенной социально-возрастной группе (студент, школьник и пр.) Вследствие этого в науке органично вошло такое понятие, как «речевой портрет ».

По мнению С.В. Леорды , «речевой портрет – это воплощенная в речи языковая личность .

Т.П. Тарасенко определяет понятие речевого портрета как «совокупность языковых и речевых характеристик человека.

Г.Г. Матвеева понимает под речевым портретом «выбор определенных слов и выражений в определенных ситуациях».

Создание речевого портрета возможно по отношению к любой сфере общения.

Объектом изучения могут стать и герои литературных произведений. В литературе речевой портрет является средством создания художественного образа. Речевым характеристикам в русской литературе уделяет внимание М.Н. Панова. Речевую структуру художественного образа рассматривают Л.К. Чурилина, Е.А. Гончарова, Е.А. Иванова, Ю.Н. Курганов.

М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова называют речевой портрет «основным компонентом личности ».

Многие исследователи уделяют внимание только одной стороне речи. М.В. Китайгородская и Н.Н. Розанова в хрестоматии «Русский речевой портрет » уделяют внимание описанию произносительных особенностей. Основываясь на магнитофонных записях, исследователи выявляют характерные черты, в которых отражается речевая особенность человека.

Таким образом, понятие«речевой портрет » не ново в науке. При описании речевого портрета говорящего рассматриваются языковые и речевые особенности. Одним из самых важных моментов в характеристике речевого портрета является анализ наиболее ярких элементов (слов, выражений).

1.2. Языковая личность и речевой портрет

Именно в последнее время в науке сформировалось особое направление, которое изучает языковую личность с точки зрения описания ее речевого портрета.

Термин «языковая личность » получает в современной науке различные определения.

В отечественной науке термин был впервые употреблён В. В. Виноградовым в работе «О художественной прозе ».

Языковая личность – это личность, которая выражается в языке и через язык.

В современной науке языковая личность –это понятие, связанное с изучением языковой картины мира. о Полное описание языковой личности по мнению Ю.Н. Караулова, предполагает:

а) характеристику языка;
б) строение языкового компонента на основе текста.

Языковая личность – это личность, которая обладает знанием языковой системы, законов речевого поведения.

В основе разграничения понятий «языковая личность » и «речевой портрет » лежит, прежде всего, необходимость различения языка и речи.

Понятия «языковая личность » и «речевой портрет » взаимосвязаны, по мнению В.В. Виноградова.

Таким образом, опираясь на мнение многих исследователей, можносделать вывод,речевой портрет является фундаментом для становления языковой личности.

Глава 2. Особенности лексикона современных школьников

2.1. Языковой анализ речевого портрета современного школьника

С. И. Ожегов дает следующее определение понятию «жаргон »:

1. Это речь какой-либо группы, объединенной общими интересами;
2. Это речь, содержащая много слов и выражений, отличающихся от общего языка, от нормированного языка.

В лексике жаргона школьников представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами: сферой школы, сферой досуга, сферой быта, сферой оценки. В ходе исследования нами было выявлено, что обучающиеся школы используют в своей речи слова всех сфер:

1. Слова сферы школы

Слова этой сферы можно разделить на следующие группы:

  • наименования учителей (очумелые ручки – учитель труда , царица сложной науки учитель математики, физрук – учитель физкультуры).
  • наименования учебных предметов (физра - физкультура, литра - литература, матем - математика );
  • наименования других процессов и предметов учебного процесса (зубрилка – очень умный человек, или ученик, усердно занимающийся учёбой), столовка - столовая, камчатка – последние парты, скатать - списать);
  • наименование отметок (двояк – «двойка », трояк – «тройка », пятак – «пять »).

2. Сфера отдыха.

К сфере отдыха в жаргоне школьников можно отнести такие слова, как: комп (компьютер), лопата (большой телефон),музон – музыка, лайкни (означает «мне понравилось »), скинь фото (означает «отправить фотографию »), все норм – всё нормально, отпад – используется для выражения эмоционального состояния

3. Сфера быта.

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп:

  • слова, называющие части тела (смайл - лицо; крылья – руки, лыжи,- ноги).
  • слова, называющие одежду, обувь (картофан - куртка; кроссы-кроссовки, боты – ботинки) . Данные слова были широко распространены в сленге молодежи.
  • слова, называющие различную бытовую технику (комп - компьютер; клава - клавиатура; скинуть- скопировать на флеш-карту; телик - телевизор )

Результаты нашего анкетирования показывают, что большинство школьников употребляют в своей речи жаргонные слова. Причем, девочки используют таких слов меньше, чем мальчики.

Мы выяснили, с какой целью обучающиеся употребляют в своей речи жаргонные слова. Для способа самовыражения девочки употребляют жаргонных слов больше, чем мальчики. А мальчики, в отличие от девочек, употребляют эти слова чаще для того, чтобы стать «своим » в классе, группе.

Когда школьник не знает, что ответить на поставленный вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока он произносит нараспев как бы, типа, типа того, значит, вроде как, в смысле, это самое и т.п., то лихорадочно думает над тем, что ответить. Многие школьники имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть э-э-э, ну-у-у, а-а-а или м-м-м .

Таким образом, результат исследования говорит о том, что язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Заключение

Молодежный сленг существовал всегда, его развитие связано с развитием истории, науки, техники.


По результатам исследования можно сформулировать отдельные выводы относительно употребления молодежного сленга обучающимися:

  • используя в своей речи слова, обучающиеся школы не всегда знают значения того или иного понятия;
  • наиболее часто сленг используется как средство общениясо сверстниками, в кругу друзей, на улице, и является необходимой частью устной речи школьной молодёжи.

Язык школьника живет своей жизнью и видоизменяется. Словарный состав такого языка постоянно подвержен изменениям, в большей, либо в меньшей степени. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой.

Чтобы подростки знали, что разговорная и литературная речь – вещи разные. А молодежный сленг – лишь часть «большого » языка. Думается, что молодежный сленг должен стать объектом пристального внимания ученых-языковедов.

Список использованной литературы

  1. Будагов Р. А. . Как мы говорим и пишем. – М.: Московский университет, 1998.
  2. Вальтов Х., Мокиенко В. М., Никитина Т. Г . Толковый словарь русского школьного и студенческого жаргона. – М.: АСТ, 2005.
  3. Вопросы языкознания. - М.: Наука. №1. 2004. - с.4-34
  4. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М.: Эксмо, 2006.
  5. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. – М.: Наука, 1995. – 128 с.
  6. Колесов В.В . Язык города. – М.: Едиториал УРС, 2005.
  7. Крысин 2003 - Л. П. Крысин. Речевое общение и социальные роли говорящих // Социально-лингвистические исследования. М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 2003.
  8. Лаптева О.А. Как учёные говорят. – М.: Наука. №1 ж-л «Русская речь », 1995.
  9. Ларин Б. А . К лингвистической характеристике города. Несколько предпосылок // Известия ЛГПИ им. А. И. Герцена. Вып. 1. Л., 1977. – с.189-199.
  10. Левикова С.И . Большой словарь молодёжного сленга. – М.: Просвещение, 2003.
  11. Леорда С.В . Речевой портрет современного студента // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. – Саратов: Наука. №6, 2006.
  12. Матвеева Г.Г . Скрытые грамматические значения и индентификация социального лица («портрета ») говорящего. – дис.докторафилол.наук. – СПб.: Филин, 1993. – с. 58-60.
  13. Никитина Т. Г . Так говорит молодёжь: словарь молодёжного сленга. – .: ФПб, 1998.
  14. Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. – М.: Наука, 1991. – с. 74-75.
  15. Николаева Т. М. «Социолингвистический портрет » и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. Скворцов Л.И. Об оценках языка молодежи (жаргон и языковая политика) // Вопросы культуры речи, вып. 5. М.: Наука, 1964.
  16. Панова М.Н. Языковая личность государственного служащего: опыт лингвометодического исследования. – М.: Просвещение, 2004. – 323 с.
  17. Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф.дис.канд.филолог.наук // Краснодар: ФПб, 2007. – с. 12-14.

 

 

Это интересно: