→ Личный враг Гитлера - русский конструктор танков Т34 Михаил Кошкин. Личный враг Гитлера - русский конструктор танков Т34 Михаил Кошкин Трудная задача и противостояние с военными чинами

Личный враг Гитлера - русский конструктор танков Т34 Михаил Кошкин. Личный враг Гитлера - русский конструктор танков Т34 Михаил Кошкин Трудная задача и противостояние с военными чинами

Всем привет!

Посылка шла с треком, который отслеживался только на территории Китая, если кому-то интересно, то посмотреть эту информацию можно .

Упаковка у этого набора точно такая же, как и в случае с «Тигром» - некое подобие картонного конверта. Комплект поставки так же аналогичный: инструкция, металлические платины с деталями и ствол пушки (металлический стержень) приклеенный к инструкции, которая выглядит следующим образом (заранее прошу прощения за качество фото, качество у них страдает):


В отличии от большинства конструкторов, собрать этот без инструкции довольно проблематично. Так же для сборки понадобятся кусачки и небольшие пассатижи. В принципе, инструмент, необходимый для сборки модели можно заказать одновременно с самим набором. Хотя если у вас есть «карманная» модель мультитула, то ее будет достаточно. Все элементы пазла вместились на две небольшие металлические пластины, которые на время хранения были заламинированы пленкой, предотвращающей появление царапин.

Вероятнее всего все детали вырезались при помощи лазера, претензий к их обработке нет. К тому же лицевая сторона каждой детальки покрыта узором «под камуфляж». В общем, смотрится все это очень симпатично.

Как и в случае с «Тигром», сборка начинается с башни. Детализация порадовала, даже люки есть. Камуфляж рельефный, то есть если провести пальцем по поверхности узора, то чувствуется что он не плоский, а как бы объемный.


Соединение деталей друг с другом осуществляется посредством специальных язычков, которые вставляются в соответствующие прорези и загибаются с обратной стороны на 90 градусов (как вариант, можно не их загибать, а проворачивать, удобнее, но, как мне кажется, не так надежно).

Следующий этап - сборка корпуса, состоящего из пары больших элементов. К ним уже цепляются выхлопные трубы, ящик для инструмента и фонарь. Вид с изнаночной стороны:


А вот так выглядит лицевая с уже установленной башней и «крыльями»:


Самый сложный и длительный процесс - сборка катков. Их тут 14 штуки и каждый из них состоит из нескольких (вроде четырех) разных деталей. К тому же из-за небольших размеров приходится все делать аккуратно. Катки 3 видов, отличаются как размером и внешним видом, так и конструкцией.

После того, как они будут собраны, останется установить гусеницу, закрепить боковины на кузове и закрыть нижнюю ее часть отельной деталью. Танк готов:


Скажу сразу, что в живую он смотрится очень симпатично. Время за сборкой пролетает быстро, хоть монтаж катков и изрядно напрягает. В итоге получается неплохая модель размером с пару спичечных коробков.

На этом можно было бы закончить, но меня заинтересована надпись «Л2-НС», которую китайцы разместили на броне и башне модели. Непродолжительно расследование првело меня к заключению, что скорее всего, это не «Л2-НС», а «Л2-КС». И если это так, то перед нами модель танка Т-34-76 130-й танковой бригады, который был захвачен немцами в конце мая 1942 года, в ходе окружения советских войск под Харьковом. Танк произведен на СТЗ (Сталинградском тракторном заводе). Танк имеет маркировку Л2-КС, но не имеет камуфляжа, так как получен в начале мая 1942 года. Маркировка Л2-КС - 23-го танкового корпуса Юго-Западного фронта, командир корпуса в период Харьковской операции - генерал-майор танковых войск Ефим Григорьевич Пушкин.


Немного ликбеза из сети: «Интересная деталь: у этого Т-34 отсутствует резиновый бандаж катков. «… К сожалению, пришли сталинградские „тридцатьчетверки“, у которых опорные катки были без бандажей. Они грохотали страшно», - вспоминает А. В. Боднарь. Это были так называемые катки с внутренней амортизацией. Первым катки этого типа, называвшиеся иногда «паровозными» стал выпускать Сталинградский завод (СТЗ), причем еще до того, как начались действительно серьезные перебои с поставками резины. Раннее наступление холодов осенью 1941 года привело к простою на скованных льдом реках барж с катками, которые отправлялись по Волге из Сталинграда на Ярославский шинный завод. Технология предусматривала изготовление бандажа на специальном оборудовании уже на готовом катке. Крупные партии готовых катков из Ярославля застряли в пути, что вынудило инженеров СТЗ искать им замену, которой стал сплошной литой каток с небольшим амортизирующим кольцом внутри него, ближе к ступице. Когда начались перебои с поставками резины, этим опытом воспользовались другие заводы, и с зимы 1941 - 1942 г. до осени 1943 года с конвейеров сходили танки Т-34, ходовая часть которых полностью или большей частью состояла из катков с внутренней амортизацией. С осени 1943 г. проблема нехватки резины окончательно ушла в прошлое, и танки Т-34-76 полностью вернулись к каткам с резиновыми бандажами ».

Подводя итог всему, что тут было написано, хочу сказать, что этот 3D-пазл был интересен не только своим прямым предназначением, но и тем, что благодаря ему я узнал то, чего не знал раньше. Покупка, однозначно, стоящая. Особенно для тех чьи дети/друзья/знакомый увлекаются моделированием (на не профессиональном уровне).

На этом, пожалуй, все. Спасибо за внимание и потраченное время.

Планирую купить +3 Добавить в избранное Обзор понравился +28 +42

Михаил Ильич Кошкин – советский конструктор, разработчик боевой техники, создатель легендарного танка Т-34 . Будущий гениальный механик родился в многодетной крестьянской семье в деревне Брынчаги (Ярославская область) 3 декабря 1898 года. Детство Михаила оказалось недолгим – уже в 14 лет ему пришлось уехать в Москву на заработки. В феврале 1917 года он был призван в армию и стал рядовым в армии Керенского. Вскоре получил ранение и вернулся с Западного фронта в Москву.

Октябрьская революция серьезно повлияла на судьбу Михаила Ильича. Он пошел служить добровольцем в железнодорожные войска и был зачислен в экипаж бронепоезда. Возможно, именно тогда в нём проснулся интерес к военной технике, который через много лет воплотится в главное дело его жизни – танк Т-34.

Учеба и поездка в Вятку

В 1921 году Кошкина после очередного ранения отправляют на учебу в Коммунистический университет. По окончании университетского курса он отправился в Вятку, где стал помощником директора кондитерской фабрики. Это может показаться удивительным, но Кошкин был профессиональным кондитером: с 14 лет он работал на московских фабриках учеником, а затем и мастером.

Довольно быстро фабрика, на которую он был назначен, стала одним из лучших предприятий Вятки. В местном музейном фонде можно найти любопытный документ – протокол заседания заводского комитета, где указана просьба коллектива задержать Кошкина на должности, чтобы он успел подготовить себе хорошего преемника.

Сам же Михаил Ильич мечтал о серьезном техническом образовании. Страна нуждалась в квалифицированных инженерных кадрах. Днём он «поднимал на ноги» кондитерскую фабрику, а ночами сидел за книгами, готовясь к поступлению в технический университет.

Техническое призвание берет верх

В 30-летнем возрасте он осуществляет свою мечту и становится студентом Ленинградского технологического института. Учился студент Кошкин самозабвенно, отдавая науке все свое время. Производственная практика будущего инженера-механика по конструированию тракторов и автомобилей проходила на Горьковском автозаводе. Практикант сразу получил достаточно серьезную должность мастера дефектного отдела. Руководству ГАЗа так понравился молодой специалист, что в Наркомат тяжелой промышленности было направлено прошение вернуть Кошкина на предприятие после окончания университета.

Но судьба распорядилась иначе: преддипломную практику Михаил Ильич проходил на одном из ленинградских заводов в опытно-конструкторском бюро, занимавшемся проектированием танков. Здесь часто бывал 1-й секретарь Ленинградского обкома С.М. Киров, и он обратил внимание на необыкновенную одаренность молодого конструктора.

После окончания практики Кошкина по ходатайству руководства ГАЗа должны были отправить на автомобильный завод. Но проектирование танков, с которым он близко познакомился на ленинградском заводе, так запало в душу инженеру, что он решился идти на прием к Кирову и просить его предоставить возможность заниматься делом, близким сердцу.

После беседы с первым секретарем Ленинградского обкома Кошкин уже мог не беспокоиться о своей судьбе. Ему предоставляется возможность вернуться в конструкторское бюро и заняться проектированием танков. Михаил Ильич принимает активное участие в разработке быстроходного Т-29 и среднего танка Т-111. Работу Кошкина отмечают на самом высоком уровне – он получает орден Красной Звезды на вклад в танкостроение.

Харьковский период

В 1936 году Кошкина отправляют руководить конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода. Этот период жизни станет для инженера и изобретателя самым ярким и драматичным.

Встречали нового начальника настороженно – неизвестный человек, к тому же сам нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе наделил его широкими полномочиями. Но Михаил Ильич быстро завоевал доверие коллектива своим простым, человечным отношением к коллегам и высочайшим профессионализмом и конструкторским талантом. Менее чем за год бюро под его руководством разрабатывает модернизированный танк БТ-7, на который установили дизельный двигатель. Для мирового танкостроения это было настоящим прорывом.

В том же 1936 году в Испании начинается республиканская война. Советский союз помогает Испанской республике, отправляя своих специалистов и военную технику. В Москву начинают поступать отчеты с фотографиями сожженных и развороченных снарядами танков БТ и Т-26. Становится ясно, что немецкая противотанковая артиллерия, поставляемая генералу Франко, легко справляется с броней советских машин.

Трудная задача и противостояние с военными чинами

В 1937 году перед конструкторским бюро, возглавляемым Кошкиным, ставится задача создать новый колесно-гусеничный танк, получивший индекс А-20. Представители автобронетанкового управления РККА видели его более совершенным, чем БТ, но никаких принципиальных изменений не предложили. Кошкин быстро понял бесперспективность подобного подхода. Но саботировать приказ он не мог, поэтому работа над проектом началась, поэтому Михаил Ильич на свой страх и риск создает параллельную конструкторскую группу, которая занялась разработкой гусеничной модели танка (индекс А-32).

Суть танка заключается в трех свойствах:

  1. Огневая мощь
  2. Защита
  3. Подвижность и маневренность.

В 30-е годы XX века среди конструкторов не было единства, какой из этих параметров считать основным. Кошкин решил эту проблему, положив в основу концепции нового танка все три свойства, причем все они рассматривались в качестве одинаково важных.

Кошкин поставил перед своими подчиненными задачу максимально упростить танк, сохранив при этом выдающиеся боевые характеристики. Позднее эта простота сыграет решающую роль: во время войны производство Т-34 оперативно разворачивалось на эвакуированных заводах, а подготовка экипажей проходила в кратчайшие сроки.

Но это было потом, а в 1938 году проект гусеничного танка встретил неодобрение и серьезное сопротивление высокопоставленных чинов Советской армии. Как ни удивительно, даже генерал-полковник Павлов, командующий танковыми подразделениями в Испании, поддержал проект колесно-гусеничного танка А-20, хотя собственными глазами видел, что происходит с такими машинами в современном бою.

Большое мужество создателю танка Т-34 пришлось продемонстрировать и на главном военном совете РККА. Заместитель Наркома обороны Г. Кулик запретил Кошкину упоминать о существовании параллельного проекта, но Кошкин не только проигнорировал этот запрет , но и пронес на заседание совета макет А-32. Более того, свое выступление автор разработки начал именно с гусеничного танка. Однако маршал Кулик резко оборвал выступление Кошкина, назвав гусеницы «калошами». Совет постановил — делать А-20. Но конструктора неожиданно поддержал сам Сталин. В результате Кошкину была предоставлена свобода действий, окончательное решение надлежало принять после сравнительных испытаний.

Триумф изобретателя

Летом 1939 года оба танка были представлены государственной комиссии. По обеим моделям вынесли положительный вердикт, но на войсковых испытаниях А-32 оказался на голову выше колесно-гусеничной модели. Все преграды, в том числе водная, преодолены блестяще, что вызывает аплодисменты присутствующих. 19 декабря 1934 года танк получает имя Т-34 и принимается на вооружение.

Но на этом история не заканчивается. В марте 1940 года организуется еще один показ военной техники. На этот раз смотр производится в Москве. Но маршал Кулик запрещает везти Т-34 на показ, мотивируя свое решение тем, что танки не имеют официально установленного запаса хода. Кошкин принимает решение отправиться на Т-34 из Харькова в Москву своим ходом.

Семь сотен километров по заснеженным полям и дорогам вел создатель свое детище. Вместе с механиками они испытали машину в суровых условиях. Показ в Москве стал решающим – Сталин положительно отозвался о новом танке, что еще больше укрепило авторитет Михаила Ильича и предопределило дальнейшую судьбу Т-34.

Героический труд великого конструктора

Великому конструктору и автору Т-34 судьбой было отпущено мало времени. Дорога в Москву и обратно подорвала его здоровье. По возвращению в Харьков Кошкин был срочно госпитализирован с сильной простудой. Но даже серьезно больной Михаил Ильич продолжал трудиться на износ, дорабатывая Т-34. К сожалению, его болезнь обострилась, не помогла даже операция по удалению легкого, проведенная вызванным из Москвы хирургом. В сентябре 1940 года Михаил Ильич Кошкин скончался.

Серийное производство танков Т-34 началось через месяц после смерти его создателя. Главным конструктором к этому моменту стал А. Морозов. Он продолжил дорабатывать танк, но при этом всегда признавал, что появление столь совершенной для того времени боевой машины – заслуга Михаила Ильича Кошкина.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

75 лет назад был подписан протокол Госкомитета Обороны о серийном производстве танка Т-34. Почему его появление на фронте повергло противника в шок, а все дальнейшие разработки немецких конструкторов были нацелены на борьбу с Т-34, - в этом материале

К концу 30-х годов основным средним танком Красной Армии был Т-28. По мере развития артиллерии становилось очевидным, что броневую защиту этих машин требуется серьезно усилить. Поначалу решили обойтись простым техническим решением - на танк установили дополнительные бронелисты. Это повысило защищенность машины, однако значительно увеличило массу, из-за чего ухудшились скорость и проходимость. Изменение ходовой части ощутимых результатов не принесло. Армия нуждалась в принципиально новом среднем танке.

27 февраля 1939 года прошло заседание комитета обороны, на нем рассмотрели чертежи двух новых танков – А-20 и А-32. Данные проекты были разработаны под руководством Михаила Кошкина. По итогам заседания конструктору поручили изготовить опытные образцы обоих танков в металле. Вскоре макеты были готовы: внешне машины получились практически идентичными, но в ходе испытаний выявлено, что А-32 имеет резерв по увеличению веса. Он и был использован для установки более толстой брони, без ущерба для других характеристик. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство на заводе №183 подписан Комитетом обороны 31 марта 1940 года. В документе предписывалось изготовить первую опытную партию из 10 танков к первым числам июля.

Отец легенды

Михаил Ильич Кошкин был назначен главным конструктором бюро № 183 на Харьковском паровозостроительном заводе в декабре 1936 года. До этого он, сын крестьянина из Ярославской губернии, успел поработать кондитером, пройти службу в царской армии, с Красной армией принять участие в боях против белогвардейцев под Царицыным и Архангельским, пройти обучение в Коммунистическом университете имени Я.М. Свердлова и в Ленинградском политехническом институте.

В 1937 году конструкторское бюро №183 и лично Михаил Кошкин получают техническое задание – создать принципиально новый танк. По поводу новой бронемашины сразу же разгораются споры. Дискуссия ведется о типе ходовой части танка. Часть инженеров выступали за сохранение колесно-гусеничной ходовой. Кошкин же считал, что будущее принадлежит гусеничному движителю. По мнению конструктора, данный тип ходовой радикально улучшает проходимость танка, и обладает значительно большей грузоподъемностью. Именно это обстоятельство позволяет при одинаковых габаритах и мощности двигателя резко увеличить мощность вооружения машины и толщину брони.

В рамках технического задания конструкторское бюро Кошкина создало проекты двух танков – А-20 на колесно-гусеничном ходу и А-32 на гусеничном. В ходе испытаний бронемашин, которые были проведены в первой половине 1939 года, радикальных преимуществ ни у одной из них выявлено не было. Кошкину пришлось убеждать руководство армии и страны, что танк на гусеничном ходу обладает дополнительными резервами для увеличения толщины брони, повышения боевой массы не в ущерб скорости и маневренности. В то же время у второго образца такого запаса нет, а на снегу или пашне он без гусениц попросту застрянет.

Чтобы доказать свою правоту конструктор решается на выпуск двух опытных танков А-34, у которых гусеничный ход с пятью опорными катками позволил увеличить по сравнению с А-20 и А-32 боевую массу примерно на 10 тонн, а толщину брони поднять с 20 до 40-45 миллиметров. К заслугам Кошкина можно отнести и безошибочный выбор типа двигателя – именно он отстоял необходимость использования дизеля В-2.

Показ первых образцов А-34 в Кремле был назначен на 17 марта 1940 года. Однако к тому времени сборка двух прототипов Т-34 только завершилась, бронемашины уже ездили своим ходом, у них работали все механизмы, но еще не был наработан необходимый пробег (по нормативам тех лет пробег допущенных к показу и испытаниям танков должен был составлять более двух тысяч километров). Чтобы не сорвать "показательные выступления" новой машины и намотать необходимый пробег, Михаил Кошкин решил перегнать танки из Харькова в Москву своим ходом.

Принимая данное решение, конструктор шел на риск – опытные машины являлись секретным изделием, которое ни в коем случае нельзя было показывать населению. Один факт выезда на дороги общего пользования, правоохранительные органы могли расценить, как разглашение гостайны. На тысячекилометровом пути не обкатанная, толком незнакомая механикам-водителям и ремонтникам техника могла сломаться или попасть в аварию. Но в то же время пробег предоставлял уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях, проверить правильность выбранных технических решений, выявить достоинства и недостатки узлов и агрегатов танка.

В итоге ответственность за перегон взял на себя лично конструктор. В ночь с 5 на 6 марта 1940 года из Харькова вышли два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей "Ворошиловец". Часть пути Кошкин сам вел бронемашины, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Для соблюдения секретности автоколонна двигалась вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. В таких условиях танки работали на пределе, было выявлено и устранено множество мелких поломок.

До столицы бронемашины добрались спустя шесть дней - 12 марта, а 17 числа их перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. Демонстрация опытных образцов стала триумфом новинки. Танки понравились руководству страны. Даже Сталин отметил изящную быструю машину. После показа оба танка подвергли испытаниям на полигоне в Кубинке, контрольному обстрелу из орудий разного калибра, который показал высокий уровень защищенности машин.

В апреле автоколонне предстоял обратный путь в Харьков. Кошкин предложил проделать его не на железнодорожных платформах, а своим ходом по весенней распутице. В дороге один из танков провалился в болото. Михаил Кошкин, который еще во время первого пробега подхватил простуду, сильно промок и замерз. Вернувшись в Харьков конструктор надолго попал в больницу, его состояние ухудшалось, пришлось удалить одно легкое. 26 сентября на 42 году жизни "отец" легендарного Т-34 скончался.

Создание легенды

Т-34 получил V-образный 38,8-литровый алюминиевый двигатель марки В-2. Номинальная мощность мотора составляла 450 лошадиных сил при 1750 об/мин, максимальная – 500 л.с. при 1800 об/мин, эксплуатационная – 400 л.с. при 1700 об/мин. Двигатель отличался прогрессивной для своего времени схемой газораспределения. В каждой головке цилиндров находилось по два распределительных вала. Привод осуществлялся не цепью или ремнем, а валами – по одному на каждую головку. После модернизации в 1941 году картер двигателя В-2 стали выпускать из чугуна (ранее он был изготовлен из силумина), он получил название В-2-34.

Ходовую часть боевой машины составляли по пять больших сдвоенных опорных катков с каждой стороны, ведущие колеса сзади и направляющие колеса спереди. Они имели индивидуальную пружинную подвеску. Пружины были установлены наклонно в шахтах по бортам бронекорпуса. Подвески первых катков в носовой части защищались стальными кожухами. В разные годы и на разных заводах выпускалось не менее семи типов опорных катков. Сначала у них были резиновые бандажи, потом из-за дефицита резины пришлось выпускать катки без бандажей с внутренней амортизацией (в таком варианте танк сильнее грохотал). Гусеницы Т-34 были стальными, гребневого зацепления, состоявшие из чередовавшихся 37 гребневых и 37 "плоских" траков. На боевых машинах ранних выпусков гусеница имела ширину в 550 миллиметров и состояла из 74 траков, на танках более поздних выпусков гусеница имела ширину 500 миллиметров, а число траков было сокращено до 72. В комплектацию боронемашины также входили по два запасных трака и два домкрата.

Орудием главного калибра, которое установлено на башне, сначала служила пушка Л-11 – 76,2 миллиметра со стволом, имевшим длину 30,5 калибров и начальной скоростью бронебойного снаряда – 612 метров в секунду. Практическая скорострельность в условиях танка составляла один – два выстрела в минуту. Данное орудие было весьма сложным и дорогим в производстве. С пушкой Л-11 было выпущено чуть более 450 машин. В 1941 году, специально для Т-34 была спроектирована пушка Ф-34 также калибра 76,2 миллиметра, но со стволом длиной 41,5 калибра, значительно превосходившая Л-11.

Обе пушки использовали один ассортимент боеприпасов: унитарные выстрелы к 76,2-миллиметровой дивизионной пушке образца 1902/30 годов и 76,2-миллиметровой полковой пушке образца 1927 года. Боекомплект орудия на Т-34 выпуска 1940-1942 годов состоял из 77 выстрелов, размещавшихся в чемоданах на полу боевого отделения и в укладках на его стенках. На танке выпуска 1942-1944 года, боекомплект был увеличен до 100 выстрелов. В него могли входить выстрелы с калиберными, подкалиберными бронебойными, осколочно-фугасными, шрапнельными и картечными снарядами. Подкалиберные снаряды из-за наличия в них вольфрама были на протяжении всей войны в дефиците и в боекомплект включались лишь при наличии вероятности отражения танковых атак.

Броневой корпус Т-34 собирался из катаных плит и листов гомогенной стали толщиной 13, 16, 40 и 45 миллиметров, после сборки подвергавшихся поверхностной закалке. Защита танка была выполнена с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 миллиметров: верхняя плита, располагалась под углом в 60 градусов к вертикали. Благодаря этому лист лобовой брони в 45 миллиметров работал как вертикальный толщиной в 90 миллиметров. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину - 45 миллиметров. Верхняя часть бортов состояла из 40-миллиметровых плит, расположенных под углом в 40 градусов. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-миллиметровых плит. Днище танка имело броню толщиной до 16 миллиметров.

Главным в конструкции танка было гармоничное сочетание его основных боевых свойств – высокой огневой мощи, надежной броневой защиты и высокой подвижности. Длинноствольная 76,2-миллиметровая пушка могла поразить танки противника на дистанции в 1,5 километра. Броневые листы корпуса и башни были расположены под рациональными углами наклона, зачастую немецкие снаряды просто отскакивали от Т-34. Также преимуществом советского танка была простота изготовления.

Войска Вермахта столкнулись с советской новинкой летом 1941 года. В самом начале войны немцы были уверены в превосходстве своих танков. По данным германской разведки, Красная Армия имела устаревшую бронетехнику. Немецкие танкисты, впервые встретившиеся с Т-34, отмечали его скорость и маневренность. При этом германские танки не могли нанести ему существенный урон. Вскоре боевая машина завоевала уважение противника.

Модернизация

Несмотря на все плюсы, Т-34 нуждался в модернизации, ведь противник также совершенствовал свою технику. Конструкторам поставили довольно простую задачу – увеличить количество выпускаемых танков. Но для выполнения этой цели в Т-34 было внесено несколько тысяч изменений. Так, в начале 1942 года была изменена конструкция башни. Она стала просторнее, а технология ее производства упростилась. Из-за шестигранной формы новый Т-34 получил прозвище "гайка".

В конце 1942 года на полях сражений стали появляться новые танки Вермахта. В январе 1943 года один из них был захвачен Красной армией под Ленинградом. Это был тяжелый танк Т-6, известный как "Тигр". После обследования машины противника советское командование пришло к выводу, что пушка Т-34 нуждается в модернизации – 76,2 миллиметра не хватало для эффективной борьбы.

Данные выводы подтвердились летом 1943 года, когда под Курском в районе железнодорожной станции "Прохоровка" состоялось танковое сражение. В этих боях Красная Армия вплотную столкнулась с "Тиграми" и "Пантерами". В битве на Курской дуге советские войска одержали победу, но данное противостояние заставило ускорить работы по модернизации танков.
В декабре 1943 года на вооружение были приняты танки Т-34 с новой башней и пушкой калибра 85 миллиметров, также был увеличен экипаж машины до пяти человек – появился наводчик, а командир танка мог в полной мере управлять боем. С начала 1944 года в стране начали активно наращивать производство Т-34-85 – такое обозначение получил усовершенствованный танк. Новая машина не могла бороться с "Тиграми" на равных, но при умелых действиях экипажа он становился достаточно грозной силой. Т-34 выигрывал, как правило, за счет маневренности и проходимости, там, где тяжеловесные немецкие танки застревали, советские машины проходили без особых проблем. Занимая наиболее выгодные позиции для выстрела, танкисты Красной Армии поражали бронетехнику противника в менее защищенные места – борта и корму.

Т-34 против "Тигр"

В отличие от Т-34 немецкий тяжелый танк "Тигр" создавался в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к боевым машинам своего класса. Тяжелый танк по определению должен быть доминантой на поле боя, при этом спектр решаемых им задач также достаточно широк. На момент создания, например, немцы планировали применять "тигры" в качестве своего рода тарана, проламывавшего при наступлении советскую оборону. Однако реалии Восточного фронта внесли свою поправку, и на протяжении всей своей боевой карьеры "Тигр" использовался в качестве танка-истребителя. Немцы раньше других стали рассматривать танки как наиболее эффективное противотанковое средство, и "Тигр" пришелся как раз кстати, особенно в условиях подавляющего большинства Красной армии в количестве боевых машин.

Компоновка "Тигра" представляла собой классический немецкий вариант с передним расположением трансмиссии. Данная компоновка, благодаря объединению отделений управления и трансмиссионного, позволила отвести под боевое отделение больше места. Последнее обстоятельство было для немецких конструкторов, всегда стремившихся обеспечить высокую эффективность применения вооружения, весьма важным. В итоге объем боевого отделения "Тигра" стал наибольшим среди танков Второй мировой войны.

Компоновка "Тигра" обеспечивала комфортные условия экипажу в бою и позволяла рационально и удобно разместить внутренние агрегаты. Техническое обслуживание трансмиссии осуществлялось без выхода экипажа из танка. Вместе с тем при более сложных неисправностях ее демонтаж без снятия башни был невозможен.

"Тигр" был оснащен 88-миллиметровой пушкой, двигателем в 700 лошадиных сил и 100-миллиметровым лобовым листом брони. Экипаж машины состоял из пяти человек. Танк мог развивать скорость до 40 км/ч.

Т-34 не превосходил "Тигр" ни в чем, кроме подвижности, что не удивительно. Как правило, именно в этом тяжелые танки уступают боевым машинам более легкой весовой категории. Отсюда напрашивались два варианта ведения боя с "Тигром": либо сблизиться на максимальной скорости и навязать маневренный бой на малых дистанциях, либо находясь в засаде, подпустить вражеский танк на предельно допустимую дистанцию и открыть огонь в упор. На малых расстояниях боя "Тигр" терял свои основные преимущества в вооружении и броневой защите. Интенсивно маневрировать, особенно на местности, он не мог. Тут в полной мере сказывались его основные недостатки: слишком большая масса, вызванная нерациональным расположением броневых листов корпуса и башни, применение ходовой части с шахматным расположением катков.

Оба способа ведения боя были рискованными и требовали высокого уровня подготовки экипажа и психологической устойчивости. Если эти условия выполнялись, то у "Тигра" не оставалось шанса одолеть Т-34.

Т-34 против "Пантера"

"Пантера" получила переднее расположение трансмиссии. При наибольшем внутреннем объеме немецкий танк был вооружен и бронирован слабее, чем боевые машины, создаваемые для борьбы с ним. Дело в том, что основным требованием к компоновке для германских конструкторов стало обеспечение эффективного применения вооружения. Главное внимание уделялось обеспечению высокой скорострельности, что и было достигнуто за счет применения артсистемы среднего калибра и создания комфортных условий для экипажа в боевом отделении. Требуемого бронебойного действия удалось достичь за счет высокой начальной скорости и конструктивной отработки снарядов.

"Пантера" имела на вооружении 75-миллиметровую пушку. Двигатель, мощностью 700 лошадиных сил, позволял немецкому танку разгоняться до 46 км/ч. Экипаж машины состоял из пяти человек. Имела "Пантера" и внушительную броню – толщина верхнего лобового листа составляла 85 мм.

Однозначное превосходство советской боевой машины над "Тигром" в маневренности не распространялось на "Пантеру", во всяком случае, это преимущество Т-34 не было решающим фактором. Неудивительно, что большинство ветеранов-танкистов считают "Пантеру" более серьезным противником, чем "Тигр". По уровню защищенности немецкий танк превосходил Т-34. Слабым местом "Пантеры" была бортовая броня. Именно в борт и стремились поразить ее советские танкисты.

За четыре года боев танк, созданный в конструкторском бюро Кошкина, завоевал славу лучшего танка Второй мировой. Он был самым массовым танком во время Великой Отечественной войны, участвовал во всех крупных сражениях, освобождал от захватчиков города и страны, прошелся по Красной Площади во время первого парада Победы. Официально танк Т-34-85 был снят с вооружения только в 1993 году. Сегодня Т-34 стал героем десятков фильмов и видеоигр, а в некоторых странах советский танк все еще находится на вооружении.


Детство и юность

Имя Михаила Ильича Кошкина стоит в ряду выдающихся личностей ХХ века. Вошел он в историю, как создатель легендарного танка Т-34, ставшего не только новым словом в этом виде боевой техники, но и сделавший переворот в мировом танкостроении. Его творческая жизнь на поприще конструктора, а затем главного конструктора исчисляется всего шестью годами, но и за этот относительно короткий период во всей полноте проявились его талант, незаурядные способности, умение быть организатором.

Родился Михаил Ильич 3 декабря 1898 года в небольшой деревне Брынчаги Переславского уезда, нынешней Ярославской области, в многодетной крестьянской семье. Отец его, бедный крестьянин, трагически погиб, когда мальчику было семь лет. Семья не имела ни лошади, ни коровы. Маленький клочок земли не мог ее прокормить, и мать работала батрачкой. С раннего детства Кошкину приходилось помогать ей по хозяйству. Учился он совсем немного – закончил лишь три класса.

В 11 лет, после окончания церковно-приходской школы, Михаил Ильич уехал в Москву на заработки, где приобрел профессию кондитера. Весной 1917 г., уже после Февральской революции, его призвали в армию и отправили на германский фронт, правда, воевать Кошкину пришлось совсем недолго – в августе, после ранения, он оказался в госпитале. Здесь застало его известие об Октябрьской революции, которую он принял сразу и полностью. Во время боев с юнкерами в Москве он сражался на стороне большевиков, а в апреле 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию; что подтверждается Военным билетом, дубликат которого хранится в домашнем архиве Кошкиных. В период службы он был принят в большевистскую партию, стал политработником.

Кошкин был знаком с Блюхером Василием Константиновичем. Командарм отзывался о Кошкине так: «Я был очарован душевностью этого человека. Он был идеалом многих. Бесстрашный боец с врагами советской республики, замечательный большевик, чудесный товарищ и талантливый командующий».

В годы Гражданской войны Михаил Ильич участвовал в обороне Царицына от войск генерала Краснова, потом оказался на севере – воевал против белогвардейских отрядов генерала Миллера и его английских союзников, участвовал в освобождении Архангельска. Весной 1920 г. его командировали на польский фронт, но до места назначения он не доехал, так как заболел тифом.

Годы учебы

После демобилизации в 1921 году Кошкин поступил в Коммунистический университет имени Я. М. Свердлова. По тем временам это было очень сильное учебное заведение, дававшее не только политическую, но и общеобразовательную подготовку. В 1924 году, по окончании университета, он получил назначение в Вятку на должность заведующего кондитерской фабрикой. Под его руководством фабрика вскоре из отстающей и нерентабельной превратилась в одно из лучших предприятий в городе.

Организаторские способности Михаила Ильича заметили и в 1925 г. его перевели на работу в промышленный отдел райкома партии. Позже он работал заведующим губернской партшколой и заведующим агитационно-пропагандистским отделом Вятского губкома. Таким образом, почти 10 лет, Кошкин отдал работе партийного функционера. Решительный перелом в его судьбе произошел в годы первой пятилетки, когда в Советском Союзе чрезвычайно остро встал вопрос о создании собственных инженерно-технических кадров. Тогда появилось решение руководства ВКП(б) о направлении в высшие технические заведения страны коммунистов, прошедших школу партийной работы. Кошкин, который давно мечтал стать инженером, засел за учебники – сам прошел весь школьный курс математики, физики и в 1929 году поступил в Ленинградский машиностроительный институт. На доме, где семья Кошкиных жила в этот период помещена мемориальная доска. Учился он прилежно, хотя время было непростым. Денег все эти годы катастрофически не хватало – Кошкин уже был женат и имел двоих детей; всем им приходилось жить на одну его стипендию. Пять лет учебы не только утвердили в нем правильность избранного пути, но и развили созидательность, чувство нового и желание творить. Наконец, в 1934 году, он получил диплом инженера, и с этого момента его жизнь оказалась неразрывно связана с танкостроением.

Из воспоминаний Веры Кошкиной, жены главного конструктора:

«Михаил Ильич очень любил семью, детей. Был жизнерадостный, здоровый. Мало только приходилось бывать с детьми и видеть их. Уезжал на работу рано, они спали. Приезжал поздно, видел их спящими. Только в выходной день все были вместе. Любил футбол, литературу, кино, театр, но не хватало на все времени. Проработал около 4 лет на заводе, не был в отпуску. Очень переутомлялся».

Работа над танком Т-32

Начало самостоятельной конструкторской деятельности Михаила Ильича положила работа над новым танком Т-28. Тогда впервые проявился инженерный талант Кошкина. От рядового конструктора он вырос до заместителя главного конструктора. В 1936 году М. И. Кошкина назначили главным конструктором Харьковского танкового завода. Вскоре ему была поручена работа над совершенно новым танком Т-11. Но Михаил Ильич уже тогда начал понимать, что будущее за танками с мощной броневой защитой. Однако усиление брони сразу увеличивало вес танка, требовало более мощного двигателя и порождало массу новых проблем. Далеко не все из них удалось разрешить в Т-11, но работа над ним помогла Кошкину накопить необходимый опыт. Затем Михаил Ильич создал танк Т-32. Разработанный им танк был снабжен чисто гусеничным движителем. Это позволило значительно сократить вес ходовой части, увеличив толщину брони и калибр орудия. Оставаясь по весу средним танком, машина Кошкина по толщине брони и огневой мощи стояла на уровне тяжелых танков. Вместо привычной для средних типов 45-мм пушки, конструкторы запланировали установить самую мощную из разработанных тогда – 76-миллиметровую.

Летом 1938 года проект нового танка предложили на обсуждение Главного военного совета. Новизна машины многим пришлась не по вкусу. Т-32 подвергли критике. Но Сталин, за которым оставалось последнее решающее слово, не дал запретить проект и приказал изготовить опытные образцы.

Генерал армии А. А. Епишев говорил:

«Хорошо помню, сколько трудностей пришлось испытать, преодолеть, прежде чем появились первые образцы новой боевой машины. И это понятно. Подобного аналога в мировой практике танкостроения не было. Не таким уж богатым был и собственный опыт... Поэтому конструкторам, инженерам, техникам во многом пришлось идти непроторенными тропами, проявляя творческую, техническую и определенную политическую смелость в поиске наиболее оптимальных решений».

В ходе работы над опытными образцами Кошкин решился еще на один эксперимент - сварная башня была заменена цельнолитой, что должно было значительно упростить серийное производство. В 1939 году Т-32 представили Государственной комиссии для ходовых испытаний. Весивший 26, 5 тонн танк показал прекрасную проходимость. Скорость его достигала 55 км/ч. Это произвело впечатление даже на заведомых противников.

Комиссия отметила, что новый танк «отличается надежностью в работе, простотой конструкции и легкостью в управлении». Но многим по-прежнему не нравился чисто гусеничный движитель. Но вскоре начавшаяся финская война заставила комитет обороны в середине декабря 1939 года принять новый танк на вооружение, при этом, как и задумывал изначально Михаил Ильич, предлагалось усилить толщину брони до 45 мм и установить на машине новую 76-мм пушку. В этом варианте танк получил новое наименование Т-34, под которым и вошел в историю.

Рождение «тридцатьчетверки»

Близкий друг Кошкина В. Васильев, который работал под его руководством в группе проектирования, где рождался Т-34, говорил: «Человек удивительной нравственной чистоты, живший в постоянном напряжении ума и воли, в активном и нетерпеливом действии, Кошкин был выдающимся конструктором и организатором, бесстрашным в достижении высокой цели – создать принципиально новый, небывалый в мире танк».¹

Впервые танк Т-34 был испытан на заводе в начале 1940 года. Главные испытания должны были проходить на полигоне под Москвой. По правилам перед тем, как предстать перед комиссией, танк должен был пройти не менее 3000 км. Времени для этого уже не было, и Кошкин решил вести танки в Москву своим ходом.

Вера Кошкина отзывалась о муже так:

«Кошкин был из тех, для которых дело прежде всего, которые везде хотят поспеть, берут на себя как можно больше. Во время перегона танков Т-34 на генеральные смотрины в Москву Михаил Кошкин решил ехать вместе с механиками и водителями, хотел воочию увидеть, как поведут себя машины на таком длительном марше. Благодаря этим качествам он очень быстро приобрел авторитет на заводе».

По воспоминаниям ветерана танкостроения А. Забайкина, "Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, логичность, возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив".

В марте 1940 года два опытных Т-34 двинулись в путь и 17 марта предстали на полигоне перед комиссией, которую возглавлял сам Сталин. Т-34 произвел на него сильное впечатление: скорость, маневренность, проходимость, огневая и броневая мощь их действительно представлялись готовить танк к серийному производству. Обратный путь в Харьков конструктор проделал на своем танке. Он был полон творческих планов. Однако, осуществить их ему было не суждено. Сразу после возвращения на завод он слег в больницу и скончался от абсцесса легких в сентябре 1940 года.

Коллеги Кошкина говорили о нем: «Михаил Ильич Кошкин был беспредельно скромным человеком. Он жил для людей и погиб ради жизни на земле. Кошкин умело руководил большим коллективом умных и преданных делу людей, делу всей его жизни. И всегда говорил: «делаем вместе».

Кошкин не дожил до начала войны и поэтому не стал свидетелем колоссальной популярности своего танка. Единственной при жизни ему наградой был: «Орден Красной Звезды», боевой орден еще в мирное время за личный вклад в дело обороноспособности страны.

Как известно, Т-34 стал настоящей легендой Второй мировой войны, и ни одна из воюющих стран за пять лет так и не сумела создать более совершенного танка.

«Тридцатьчетвёрка прошла всю войну, от начала до конца, и не было лучшей боевой машины ни в одной армии. Ни один танк не мог идти с ним в сравнение – ни американский, ни английский, ни немецкий... До самого конца войны Т-34 оставался непревзойдённым». (И. С. Конев)

Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года.

За годы войны танк Т-34 стал любимцем танкистов.

Вся страна помогала производству «тридцатьчетверок», еще на пяти заводах наладили выпуск «чудо-машин», а на Сталинградском тракторном заводе продолжался выпуск Т-34 даже во вражеском окружении. Всего за годы Великой Отечественной войны было выпущено свыше 66000 этих танков.

Технические характеристики Т-34-76

От множества бронированных машин в период Великой Отечественной войны средний танк отличало то, что, пройдя всю ее от самого первого дня и до Победы, он не устарел морально. Одним из его наиболее важных качеств были почти фантастические ремонтопригодность и восстанавливаемость после боевых повреждений. Эти высокие показатели в значительной степени были заложены в ходе глубокой проработки проекта Т-34 конструкторами и технологами под руководством главного конструктора машины Кошкина по максимальному упрощению систем, агрегатов, узлов и деталей, а также снижению трудоемкости их изготовления. Это позволяло инженерам и техникам из ремонтных батальонов, постоянно следуя за боевыми порядками войск, в полевых условиях проводить на Т-34 полный перечень ремонтно-восстановительных работ, включая и капитальный ремонт.

Т-34 стал классическим образцом среднего танка, и его конструкция определила пути развития современного танкостроения. До сих пор его технические решения служат примером для подражания.

Технические характеристики Т-34-76

Тип танка средний
Экипаж, чел. 4
Боевая масса, т 30,9
Длина, м 6,62
Ширина, м 3
Высота, м 2,52
Количество пушек/калибр, мм 1/76
Количество пулеметов/калибр, мм 2/7,62 мм
Броня лобовая, мм 45
Броня бортовая, мм 45
Двигатель В-2-34, дизельный, мощностью 450 л. с.
Максимальная скорость 51 км/ч
Запас хода, км 300

Память потомков

Он так и не узнал о своей славе! Все почести М. И. Кошкин заслужил уже потом, когда в боях за Родину прославился его танк, серийного производства которого он добивался в тяжелой и упорной борьбе в то сложное, тяжелое для страны время. Его имя вошло в Большой энциклопедический словарь: «Кошкин Михаил Ильич (1898-1940), советский конструктор. Член КПСС с 1919. Под руководством Кошкина создан средний танк Т-34 – лучший танк периода 2-й мировой войны 1939-45. Государственная премия СССР (1942, посмертно)». В книге «100 великих россиян» есть статья, посвящённая моему прадеду. Его именем была названа улица в Харькове. Раньше она называлась Червонный шлях – Красный путь, короткая и красивая, зеленая аллея – как была прекрасной и короткой его жизнь.

Елизавета Михайловна охарактеризовала жизнь отца так:

«Яркая вспышка молнии – зигзаг, прорезавший все трудности на пути во славу Родины» 2.

Улица Кошкина ведет путь от главной проходной завода, на котором был создан танк Т-34, которому он без остатка отдал свою мечту, свои помыслы, талант, силу ума, силу воли, свою жизнь». Здесь ему поставлен памятник в виде ствола танка, а вокруг – след от Т-34.

Бывшая улица Широкая в городе Переславль-Залесский около стадиона «Славич» получила имя М. И. Кошкина. На насыпном холме у стен древнего Горицкого монастыря установлен танк Т-34. Отсюда ежегодно уже много лет спортсмены Ярославской области проводят традиционный авто-мотокросс, посвященный знаменитому земляку. Стоит на постаменте «тридцатьчетверка» и в городе Ярославле. А на перекрестке Москва – Переславль-Залесский – Архангельск она возвышается над целым мемориальным архитектурным комплексом.

Его имя носит и улица на его родине в п. Брынчаги. В доме, где родился Кошкин местная администрация планирует открыть его музей

В ознаменование 40-летия Победы в Великой Отечественной войне открыт памятник-бюст М. И. Кошкина в Харькове.

Установлены мемориальные доски там, где жил и работал Михаил Ильич: в г. Кирове (Вятка), в Санкт-Петербурге (Ленинград), в Харькове.

Все было, когда его уже не было. А было очень много сказано хорошего о нем в газетах, журналах, потом на телевидении и в газетах.

И какими бы совершенными ни были современные танки, как бы ни мощна была их броня, и каким бы запасом хода они ни располагали, у всех участников войны не угасла любовь и признательность к легендарной «тридцатьчетверке». Эта признательность в благодарной памяти фронтовиков, ветеранов труда, конструкторов. Она в многочисленных постаментах у нас в стране и за рубежом, где в вечном карауле стоит танк Т-34. Как, например, в Волгограде на линии фронта сентября – ноября 1942 г.



Танк Т-34 был разработан под руководством Главного конструктора по танкам Харьковского паровозостроительного завода Михаила Ильича Кошкина.

Михаил Ильич Кошкин родился 21 ноября (3 декабря по новому стилю) 1898 года в селе Брынчаги Ярославской губернии в многодетной крестьянской семье. Его отец в 1905 году получил смертельную травму, работая на лесозаготовках. Достигнув 14 лет Михаил отправился в Москву на заработки, где устроился подмастерьем на кондитерскую фабрику. В карамельном цехе он осваивал ремесло кондитера, которое еще пригодится ему во взрослой жизни.

По достижении призывного возраста, Михаил был взят на службу в царскую армию. Его судьбу круто изменила революция 1917 года. Кошкин вступил в Красную армию, участвовал в боях с белогвардейцами под Царицыным и Архангельским, получил неопасное ранение. В 1921 году прямо из армии Михаил был направлен на учебу в Москву в Коммунистический университет имени Я.М. Свердлова, готовивший руководящие кадры для молодой Советской республики. Из Москвы Михаил Кошкин был распределен в Вятку, где ему пришлось вспомнить свою профессию кондитера - некоторое время Кошкин работал директором Вятской кондитерской фабрики. Но выпускать сладости и лакомства Кошкину пришлось недолго. Он был назначен на партийную работу в Вятский губком. Это позволило Михаилу Ильичу приобрести опыт руководителя и организатора.


В 1929 году в числе «парттысячников» Кошкин уехал на учебу в Ленинградский политехнический институт. Его специальностью становятся автомобили и трактора. Интересно, что Михаил Ильич проходил практику на недавно построенном Горьковском автозаводе под руководством А.А. Липгарта. Собственно автомобили, тракторы и танки объединяет то, что все они, несмотря на свою внешнюю непохожесть, являются безрельсовыми транспортными средствами с двигателем внутреннего сгорания, состоят из узлов и агрегатов, работающих по схожим принципам, а производство автомобилей, тракторов и танков относится к отраслям транспортного машиностроения.

Начинающего инженера заметил лидер Ленинградской партийной организации (по тем временам - глава администрации города) Сергей Миронович Киров. Вскоре Кошкина приглашают на работу на Ленинградский завод опытного машиностроения - Путиловский, а впоследствии Кировский завод. В то время ленинградцы трудились над созданием бронетанковой мощи молодого советского государства. В эту работу с головой уходит и молодой специалист Кошкин. Стояла задача в кратчайшие сроки создать танкостроение - важную оборонную отрасль. Этого требовало грозное время. В Германии пришли к власти нацисты, на Дальнем Востоке угрожал японский милитаризм. Активными сторонниками создания мощных танковых частей в Красной Армии являлись видные военачальники И. Якир, И. Уборевич, И. Халепский и руководители тяжёлой промышленности Г. Орджоникидзе, К. Нейман, И. Бардин, И. Тевосян. Михаил Кошкин, участвовавший в первой мировой и гражданской войнах, тоже прекрасно понимал, как необходим Советскому Союзу мощный броневой щит. В Ленинграде пиком карьеры Кошкина стала должность заместителя главного конструктора Кировского завода, занимая которую Михаил Ильич получил орден Красной звезды.

В декабре 1936 года М.И. Кошкин получил новое назначение. Приказом Наркома тяжелого машиностроения Г.К. Орджоникидзе (товарища Серго Орджоникидзе) на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна создается конструкторское бюро № 183, и Главным конструктором назначается Михаил Ильич Кошкин. С одной стороны, это было почетное назначение - Харьковский паровозный завод выпускал самые массовые танки Красной армии БТ-5, БТ-7, а, значит, был крупнейшим производителем советской бронетехники. С другой стороны - семье Кошкиных пришлось переехать в провинциальный город, но это было не самое худшее. В 1937 году начались массовые репрессии против руководящих и инженерно-технических работников. Органы НКВД арестовали коллег Кошкина, конструкторов А.О. Фирсова, Н.Ф. Цыганова, А.Я. Дика. Должность Главного конструктора стала смертельно опасной - за любую ошибку и неудачу ему грозили тюрьма и расстрел.

В таких условиях проявились лучшие качества Михаила Ильича. Поначалу мало знакомый коллективу завода новый Главный быстро и безо всяких трений нашел контакт с коллегами и подчиненными. Он чутко воспринимал обстановку того времени, привлёк к работе многих конструкторов, производственников и военных, разделяя их наболевшие проблемы, трудности и переживания. Он был принципиален, трудолюбив и честен. Благодаря этим качествам он очень быстро приобрел авторитет на заводе. По воспоминаниям ветерана танкостроения А. Забайкина, «Михаил Ильич был прост в обращении и деловит. Не любил многословия. Как конструктор - быстро входил в суть конструкции, прикидывая её надёжность, технологичность и возможности массового изготовления. Внимательно выслушивал нас, технологов, и, если наши замечания были обоснованными, немедленно их использовал. Его любил коллектив».

Несмотря на огромный риск стать «врагом народа», Кошкин не боялся отстаивать свою точку зрения перед руководителями любого уровня и продвигать смелые новаторские идеи. Именно в 1937 году по результатам участия советских танкистов в составе интернациональных бригад в войне в Испании, Автобронетанковое управление РККА вырабатывает техническое задание на разработку танка нового поколения, который должен прийти на смену легкому скоростному БТ-7. Задачу предстояло решать конструкторскому бюро №183 и лично Михаил Ильичу.

В тот период развернулась дискуссия о типе ходовой части танка. Многие военные и инженеры выступали за сохранение колесно-гусеничных движителей, как у БТ. Кошкин был среди тех, кто понимал, что будущее принадлежит гусеничному движителю. Он радикально улучшает проходимость танка, а, главное, обладает значительно большей грузоподъемностью. Последнее обстоятельство позволяет при одинаковых габаритах и мощности двигателя резко увеличить мощность вооружения танка и толщину брони, что существенно повысит защищенность машины от средств поражения противника.

В рамках одного технического задания КБ Кошкина спроектировало два танка - А-20 (иногда его зовут БТ-20) на колесно-гусеничном ходу и А-32 на гусеничном. Сравнительные испытания этих машин в первой половине 1939 года не выявили радикальных преимуществ ни у одной из них. Вопрос о типе ходовой части оставался открытым. Именно М.И. Кошкину пришлось убеждать руководство армии и страны, что танк на гусеничном ходу обладает дополнительными резервами для увеличения толщины брони, повышения боевой массы не в ущерб скорости и маневренности. В то же время у колесно-гусеничного танка такого запаса нет, а на снегу или пашне он без гусениц сразу же застрянет. А ведь у Кошкина хватало серьезных и влиятельных оппонентов из числа сторонников комбинированной ходовой части.

Чтобы окончательно доказать правоту Кошкина, зимой 1939-1940 годов на заводе построили два опытных танка А-34, у которых гусеничный ход с пятью опорными катками позволил увеличить по сравнению с А-20 и А-32 боевую массу примерно на 10 тонн и поднять толщину брони с 20 до 40-45 мм. Это были первые прототипы будущего Т-34.

Еще одной заслугой М.И. Кошкина стал безошибочный выбор типа двигателя. Харьковские конструкторы К.Ф. Челпан, И.Я. Трашутин, Я.Е. Викман, И.С. Бер и их товарищи спроектировали новый дизельный двигатель В-2 мощностью 400-500 л.с. Первые образцы нового мотора установили на танки БТ-7 взамен бензинового авиационного М-17. Но узлы трансмиссии БТ, рассчитанные на меньшие нагрузки, не выдерживали и выходили из строя. Ресурс первых В-2, которые завод еще не научился изготавливать, тоже оставлял желать лучшего. Кстати, поломки БТ-7 с В-2 стали одной из причин отстранения от должности и уголовного преследования А.О. Фирсова. Отстаивая необходимость использования именно дизеля В-2, М.И. Кошкин тоже шел на риск.

На 17 марта 1940 года был назначен показ в Кремле высшим руководителям страны новых образцов танковой техники. Изготовление двух прототипов Т-34 только-только завершилось, танки уже ездили своим ходом, у них работали все механизмы. Спидометры машин отсчитывали первые сотни километров пробега. По действовавшим тогда нормативам пробег допущенных к показу и испытаниям танков должен был составлять более двух тысяч километров. Чтобы успеть произвести обкатку и намотать необходимый пробег, Михаил Ильич Кошкин принял решение перегнать опытные машины из Харькова в Москву своим ходом. Это было рискованное решение: сами танки являлись секретным изделием, которое никак нельзя было показывать населению. Один факт выезда на дороги общего пользования, правоохранительные органы могли расценить, как разглашение государственной тайны. На тысячекилометровом пути не обкатанная, толком незнакомая механикам-водителям и ремонтникам техника могла встать из-за любых поломок, попасть в аварию. К тому же начало марта - это еще зима. Но в то же время пробег предоставлял уникальный шанс опробовать новые машины в экстремальных условиях, проверить правильность выбранных технических решений, выявить достоинства и недостатки узлов и агрегатов танка.

Кошкин лично взял на себя огромную ответственность за этот пробег. В ночь с 5-го на 6-ое марта 1940 года из Харькова вышла колонна - два закамуфлированных танка в сопровождении тягачей «Ворошиловец», один из которых был загружен горючим, инструментами и запчастями, а на втором стоял пассажирский кузов наподобие «кунга» для отдыха участников. Часть пути Кошкин сам вел новые танки, садясь за их рычаги попеременно с заводскими механиками-водителями. Маршрут для секретности пролегал вне дорог по заснеженным лесам, полям и пересеченной местности Харьковской, Белгородской, Тульской и Московской областей. На бездорожье, зимой, агрегаты работали на пределе. Пришлось устранять немало мелких поломок, производить необходимые регулировки.

Но до Москвы будущие Т-34 все же дошли 12 марта, а 17 числа их перегнали с танкоремонтного завода в Кремль. За время пробега М.И. Кошкин простудился. На показе он сильно кашлял, на что обратили внимание даже члены правительства. Однако сам показ стал триумфом новинки. Два танка, ведомые испытателями Н. Носиком и В. Дюкановым, разъехались по Ивановской площади Кремля - один к Троицким, другой к Боровицким воротам. Не доезжая ворот, они эффектно развернулись и понеслись навстречу друг другу, высекая искры из брусчатки, остановились, развернулись, сделали несколько кругов на высокой скорости, затормозили на прежнем месте. И.В. Сталину понравилась изящная быстрая машина. Его слова разные источники передают по-разному. Одни очевидцы утверждают, что Иосиф Виссарионович сказал: «Это будет ласточка в танковых войсках», по словам других, фраза звучала иначе: «Это первая ласточка танковых войск».

После показа оба танка подвергли испытаниям на полигоне в Кубинке, контрольному обстрелу из орудий разного калибра, который показал высокий уровень защищенности новинки. В апреле предстоял обратный путь в Харьков. М.И. Кошкин предложил снова ехать не на железнодорожных платформах, а своим ходом по весенней распутице. По пути один танк провалился в болото. Едва оправившийся от первой простуды конструктор сильно промок и замерз. На этот раз болезнь обернулась осложнениями. В Харькове Михаил Ильич надолго попал в больницу, его состояние ухудшалось, вскоре он стал инвалидом - врачи удалили ему одно легкое. 26 сентября 1940 года в санатории «Липки» под Харьковом Михаил Ильич Кошкин умер. Ему не исполнилось и 42 лет. За его гробом шел весть коллектив завода, без него остались жена Вера и трое детей. Работы над освоением танка Т-34 продолжал товарищ Кошкина новый Главный конструктор А.А. Морозов.

В 1942 году М.И. Кошкин, А.А. Морозов и Н.А. Кучеренко за создание Т-34 стали лауреатами Сталинской премии, для Михаила Ильича она оказалась посмертной. Он не увидел триумфа своего детища.


Через несколько десятилетий, в конце 70-х годов в СССР был снят художественный фильм «Главный конструктор» о М.И. Кошкине, его борьбе за новый танк и о том самом тысячекилометровом пробеге. Роль Михаила Ильича исполнил способный и харизматичный актер Борис Невзоров. Несмотря на некоторые «недоговорки», вызванные идеологическими ограничениями тех лет, фильм и сегодня смотрится захватывающе, привлекает внимание зрителя достоверностью актерской игры. В реалистичность происходящего на экране веришь даже, несмотря на не совсем удачный подбор игровых машин - роль прототипов Т-34 играют поздние Т-34-85, «техничкой» сопровождения выступает послевоенный тягач АТ-Л, а служебный ГАЗ-М1 Кошкина сильно «околхожен». Все эти ошибки можно простить авторам картины только за то, что им удалось грамотно выстроить сюжетное повествование, а, главное, передать живой образ Михаила Ильича Кошкина - талантливого конструктора, умелого руководителя, сильного, волевого, уверенного в себе и своей правоте, честного порядочного человека.

 

 

Это интересно: