→ Юный гений надя рушева. Надя рушева- самая юная художница ссср Выставки и новые достижения девочки

Юный гений надя рушева. Надя рушева- самая юная художница ссср Выставки и новые достижения девочки

Родилась эта удивительная девочка 31 января 1952 года. В глаза сразу «бросается» указанная дата. Также 31 января появилась на свет известная предсказательница Ванга. Только родилась она на 41 год раньше Нади Рушевой. Именно так звали девочку, о которой уже через несколько лет после её рождения заговорил весь мир.

Малышка родилась в творческой семье. Отец - Николай Константинович Рушев (1918-1975) являлся театральным художником. Мать - Наталья Ажикмаа-Рушева (род. 1926) была балериной. Жила семья в Улан-Баторе. В столице Монголии родители девочки занимались преподавательской деятельностью. Покинула семья далёкие восточные земли летом 1952 года и переехала на постоянное место жительства в Москву.

Имя девочке дали не просто так. По-монгольски Надежда - это Найдан, что в переводе означает «вечноживущая». Назвав ребёнка подобным образом, родители оказались провидцами. В наши дни творчество Нади Рушевой известно практически каждому культурному человеку, как в России, так и за её пределами.

Свои необычные способности к рисованию девочка начала проявлять в возрасте 4 лет. Отец читал малышке сказки, а та брала в руки лист бумаги, карандаш и начинала рисовать сказочных персонажей. Николай Константинович, являясь профессиональным художником, очень скоро заметил, что его дочь обладает настоящим талантом живописца. Он вынужден был признать, что не может рисовать также как Надя.

В своих рисунках девочка подчёркивала характерные образы сказочных персонажей, выражала динамику движений, и что самое поразительное - абсолютно правильно изображала костюмы разных эпох и их цвета. Делала она это интуитивно и никогда не ошибалась.

В свои ранние годы Надя Рушева больше всего любила сказку «Маленький принц» французского писателя и лётчика Антуана де Сент-Экзюпери. Она нарисовала порядка 30 рисунков к этому произведению. Одним из самых любимых писателей девочки являлся А. С. Пушкин. Однажды, слушая «Сказку о царе Салтане», Надя изобразила на бумаге сразу около сорока рисунков.

Беря в руки карандаш, девочка быстро и точно наносила на бумагу изображение. Создавалось впечатление, что на листе уже присутствуют невидимые линии. Ребёнок их только обводит. При этом юная художница никогда не пользовалась стиральной резинкой. Она создавала очередную иллюстрацию один раз и навсегда. Каждое из этих творений представляло собой уникальное изображение, удивительно точно раскрывающее образ сказочного героя.

Очень много рисунков Надя Рушева посвятила А. С. Пушкину. Она изображала его самого, жену, детей. Есть рисунки, рассказывающие о последних часах жизни поэта. Все эти иллюстрации удивительно точно характеризуют эпоху первой половины XIX века. Создаётся впечатление, что юная художница была непосредственной участницей тех далёких событий.

Конечно, столь точное изображение давно минувших дней можно отнести на богатое воображение девочки, но только ли в нём дело. Творчество Нади невозможно втиснуть в рамки обычной одарённости. Её рисунки указывают на определённые способности ясновидения, на дар видеть то, что не дано видеть другим.

Девочка посвятила целый цикл своих рисунков Древней Греции. Это «Подвиги Геракла», а также бессмертные произведения Гомера: «Одиссея» и «Илиада». И опять все графические этюды удивительным образом указывают на то, что Надя Рушева как бы являлась современницей тех событий. Она абсолютно точно подметила дух древних времён, как будто жила среди эллинов и смотрела на окружающий мир их глазами.

Первая выставка рисунков девочки состоялась, когда той было 12 лет. Это 1962 год. К этому времени Надя приобрела широкую известность среди художников. На неё обратил внимание Василий Алексеевич Ватагин (1883-1969) - график и скульптор-анималист. Несмотря на огромную разницу в возрасте, эти два человека подружились, увидев друг в друге настоящих творцов.

Девочка отличалась сильным характером и самодисциплиной. Досталось это всё ей по наследству от матери. Ведь для настоящей балерины подобные качества просто необходимы. В то же время Надя Рушева была мягким и добрым человеком. Она тонко чувствовала окружающий мир, прекрасно разбиралась в его «оттенках», сопереживала добру и неприемлемо относилась к злу.

Самую большую роль в развитии таланта девочки сыграл её отец. Он первым заметил необычный дар и ненавязчиво следил за тем, чтобы дочь неустанно развивала его. Его забота и внимание имели очень большое значение для Нади. Именно отец дал ей прочитать книгу «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова. Этот роман начал публиковаться в СССР только в 1966 году, хотя закончен был в 1940 году.

Надя прочитала книгу на одном дыхании. После этого отец с дочерью прошли по тем местам в Москве, которые были описаны в романе. Под впечатлением всего этого девушка создала целую серию рисунков, посвящённую «Мастеру и Маргарите».

Иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»

Именно герои бессмертного романа стали последними в творческой жизни девушки. Но до фатального конца состоялось ещё 15 выставок Нади Рушевой. Её работы выставляли в Москве, Ленинграде, Чехословакии, Индии, Румынии, Польше, США. О Наде много писали в прессе. Правда, хвалебные отзывы не всем нравились. Находились серьёзные люди, считавшие, что не следует так сильно превозносить совсем молоденькую девушку. Слава портит зрелых людей, а тут почти ребёнок, у которого вся жизнь впереди.

Известность Надю не испортила. По своему характеру она была далека от амбиций, самомнения, зазнайства. Её волновали совсем другие вещи, недоступные для понимания большинству людей. На мир девушка смотрела не так как окружающие. Во всём она искала внутренний, скрытый от людских глаз смысл, а затем старалась выразить его в своих рисунках.

Ещё одна иллюстрация к роману «Мастер и Маргарита»

Надя Рушева, в силу своего необычного дара, практически не имела близких подруг. Самыми дорогими для неё людьми были отец и мать. Именно с ними девушка делилась всем тем сокровенным, что волновало её в этом мире. Семья жила в небольшой квартире на окраине Москвы. У Рушевых не было даже телефона. В наше время такое представить невозможно, но в те годы это было рядовым явлением.

Наряду с необычным и загадочным, Надя являлась обыкновенной ученицей одной из московских школ. Ей не нравились точные науки, зато она тяготела к литературе и принимала активное участие в общественной жизни школы. Её навыки были просто незаменимы при изготовлении стенгазет. Естественно этим пользовались вначале пионервожатые, а затем и комсомольские вожаки.

Очень много времени девушка проводила вместе с отцом на различных художественных выставках и в музеях. С интересом читала серьёзные литературные произведения. Прочитав «Войну и Мир» Льва Николаевича Толстого, посвятила этой книге почти 400 иллюстраций. Они удивительно точно отразили то тяжёлое для России время.

Девушка также создала рисунки, посвящённые балету «Анна Каренина». Это произведение великого русского писателя произвело на Надю очень сильное впечатление. Всего же насчитывается более 10 тысяч рисунков, охватывающих не менее 50 произведений различных классиков.

В конце февраля 1969 года девушка уехала с отцом в Ленинград. В городе на Неве киностудия «Ленфильм» начала снимать фильм, посвящённый юной художнице. Назывался он «Тебя, как первую любовь…». Это были одни из самых прекрасных дней в жизни девушки. Она много гуляла по одному из красивейших городов мира, знакомилась с его историей, памятниками архитектуры, музеями.

В начале марта Надя Рушева вернулась в Москву. Ранним утром 6 марта 1969 года девушка собиралась в школу. Она надевала обувь, когда вдруг упала на пол. К дочери тут же кинулся отец, но та была без сознания. Николай Константинович обежал соседей, но ни у кого из них телефона не было. Тогда мужчина побежал в ближайшую больницу.

«Скорая помощь» приехала быстро и забрала девушку, так и не пришедшую в сознание. Уже на операционном столе выяснилось, что Надя страдала от рождения аневризмой сосуда головного мозга. В 60-е годы XX века это заболевание не поддавалось лечению. Через несколько часов талантливая художница умерла. Её смерть вызвала у людей шок. Многие отказывались в это верить: казалось просто невероятным уйти из жизни в 17 лет на пике славы и творческого подъёма.

Похоронили Надю на Покровском кладбище. На памятнике изобразили «Кентаврёнка». Именем девушки назвали школу № 470, в которой училась юная художница. В честь Нади Рушевой названа малая планета, открытая астроном Л. Г. Карачкиной в 1982 году.

В 1972 году состоялась премьера балета «Анна Каренина». Главную героиню танцевала Майя Плисецкая. Костюмы создавал Пьер Карден. Балет имел огромный успех. Поразительным же было то, что Надя нарисовала исполнителей балета в тех же самых платьях, которые через несколько лет после этого создал маститый французский модельер, испытывающий определённые чувства к Майе Плисецкой.

Не менее поразительным является ещё один факт. Буквально через несколько недель после смерти талантливой художницы, к Рушевым зашла Елена Сергеевна Булгакова. Эта женщина очень сильно любила М. А. Булгакова и была для него такой же палочкой-выручалочкой, как для Ф. М. Достоевского его вторая жена Анна Григорьевна. То есть занималась издательскими вопросами и держала в руках все финансовые дела непрактичного писателя.

Именно благодаря Елене Сергеевне нашёл всеобщее признание и увидел свет роман «Мастер и Маргарита». Главная героиня этого бессмертного произведения Маргарита являлась прототипом Елены Сергеевны. Познакомившись со своей третьей женой в 1929 году, Булгаков в то же самое время и начал свой роман. Теперь женщине необходимо было поставить логическую точку в этой затянувшейся на 40 лет эпопее.

Вдова писателя готовила полное издание романа. Естественно, она хотела, чтобы текст украшали соответствующие иллюстрации высочайшего качества. Поэтому пожилая дама и оказалась в доме Рушевых.

Николай Константинович разложил перед Еленой Сергеевной рисунки Нади, созданные его дочерью для «Мастера и Маргариты». Рассматривая их, пожилая женщина изменилась в лице. На том рисунке, где девушка изобразила Маргариту, явственно просматривались черты лица Елены Сергеевны, хотя Надя никогда не видела вдову писателя. Потряс гостью и портрет мастера. На безымянном пальце его правой руки юная художница изобразила перстень. Точно такой же носил Булгаков. Девушка не могла об этом знать никаким образом.

Что руководило Надей Рушевой, когда она создавала иллюстрации. Какие силы подтолкнули её руку нарисовать именно это, а не что-то другое. Об этом уже никто никогда не узнает. Несомненно, что талантливая девочка обладала удивительным даром прорицательницы. Ведь недаром же она родилась 31 декабря, как и Ванга.

Вызывает чувство глубокого сожаления скорая смерть удивительной девушки. Она прожила до обидного мало. В то же время надо учитывать то, что при врождённой аневризме сосуда головного мозга дети, как правило, живут не более 8-9 лет. Наде судьба дала целых 17 лет. Высшие силы сочли, что девушке необходимо задержаться на этой земле. Она выполнила какую-то загадочную миссию и только после этого оставила подлунный мир. Ну что же, будем благодарны за это тем, кто исподволь управляет нашими судьбами и решает, когда для каждого из нас должен наступить закономерный конец.

Существует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева. Это маленькая 17-летняя художница с трагической и одновременно счастливой судьбой, о которой мы и расскажем в нашей статье.

Рождение, отрочество и юность маленькой художницы

Говорить о навечно юной 17-летней девочке, которой была уготована столь короткая, но очень яркая судьба, можно только положительно. Она - это маленькое солнышко, которое при жизни вызывало только восторг. Родилась Надежда 31 января в 1952 году в семье талантливого мастера изобразительного искусства Рушева Николая Константиновича и первой тувинской балерины Наталии Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой. Однако Надюша росла не совсем обычным ребенком.

Необъяснимая тяга к рисованию

Склонность к рисованию у девочки появилась в раннем детстве. Еще в пять лет отец малышки стал замечать одну интересную особенность: как только он начинал читать вслух сказки, его дочь тут же вскакивала, куда-то убегала и возвращалась с карандашом и бумагой. Затем она садилась рядом, внимательно слушала папин голос и старательно что-то чертила на бумаге. Вот так помаленьку Надя Рушева стала рисовать.

Школа и рисование

Родители очень любили Надюшу, поэтому до школы старались «не забивать ребенку голову» точными и гуманитарными науками. Они специально не учили ее ни писать, ни читать. Когда малышке исполнилось семь лет, ее отдали учиться в школу. Так Надежда впервые стала осваивать науки, учиться писать, читать и считать. Несмотря на свою усталость и загруженность в рамках школьной программы, девчушка все же находила время и по полчаса в день после уроков отводила на рисование.

Не иссякла с годами и заинтересованность художницы русскими сказками, мифами и легендами Древней Греции, библейскими притчами. В этом возрасте Надя Рушева продолжила совмещать свое любимое занятие, рисование, с прослушиванием вечерних сказок в исполнении папы.

Первый рекорд по числу картинок

Однажды Надя, как обычно, сидела и слушала папу, который читал для нее «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина и традиционно делала наброски. Когда любопытство Николая Константиновича взяло верх, и он решил посмотреть, что же там рисует девочка, его удивлению не было предела. Как оказалось, за время чтения сказки Надюша создала целых 36 картинок, соответствующих тематике произведения. Это были чудесные иллюстрации, простота линий которых поражала воображение.

В чем особенности рисунков Нади Рушевой

Главная особенность живописи Рушевой заключалось в том, что за время своей молодой карьеры девочка ни разу не сделала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Художница предпочитала создавать свои шедевры с первого раза. И если при этом у нее что-то не получалось или ее не устраивал полученный результат, она попросту сжимала, выбрасывала картинку и начинала сначала.

По словам самого юного дарования, она слышала или читала какую-нибудь историю, брала лист бумаги и уже мысленно видела, какое изображение на ней нарисовать.

Надя Рушева (биография): признание у взрослых

Первая выставка и первый жизненный опыт

Старания советского художника Рушева Николая Константиновича не были напрасными. Когда Надежде исполнилось 12 лет, с его помощью была организована ее самая первая персональная выставка. Сколько радости и положительных эмоций принесла она пятикласснице, мечтающей стать известным мультипликатором!

И хотя многие критики с настороженностью и неким недоверием отнеслись к школьнице, за плечами которой не было диплома об окончании специализированного художественного училища и большого жизненного опыта, это не оттолкнуло, а, наоборот, стало определенным стимулом для художницы. Надя Рушева (фото ее можно увидеть выше) не оставила свое хобби, а продолжала развивать и улучшать свои способности.

Однако наряду с неожиданно нагрянувшей популярностью в жизни девочки практически не произошло никаких изменений. Она все так же продолжала ходить в школу и учиться, гулять с подругами, читать и много рисовать.

Создание новой серии иллюстраций

В 13 лет Надя Рушева создала новую серию картинок, являющихся иллюстрациями к произведению «Евгений Онегин». На удивление всем родственникам, друзьям и знакомым, девочке-подростку удалось совместить две невероятные вещи: не только отобразить людей, соответствующих определенной исторической эпохе, но и даже передать их настроение.

Рисунки - это лучик Надежды

Картины Надежды Рушевой - это обычные карандашные или акварельные наброски, представляющие собой набор контуров и линий. Как правило, в них почти полностью отсутствовали штриховка и тонировка.

По словам известного скульптора Василия Ватагина, рисовала Надя Рушева картины, обладающими простыми линиями. Однако они были выполнены в настолько легкой технике, что такому мастерству могли бы позавидовать многие опытные, взрослые живописцы.

Если говорить о персонажах художницы, то они настолько тщательно подобраны и прорисованы, что, глядя на них, просто диву даешься. Ее мифические персонажи совсем не злые. Наоборот, они добрые и призваны вызывать только позитивные эмоции.

По словам самого папы девочки, ей хорошо удавалось улавливать настроение авторов, которые написали то или иное произведение, а также переносить его на бумагу. Кентавры, русалки, боги и богини, персонажи из Библии и сказок словно оживали под карандашом талантливой художницы. Очень жаль, что рано ушла из жизни Надя Рушева. Смерть настигла ее в столь юном возрасте. Подробнее о том, как это произошло, расскажем ниже.

Выставки и новые достижения девочки

В течение последующих пяти лет работами Надежды заинтересовались многие издательства, а также представительства сферы искусств. За этот период прошло 15 новых выставок работ юной художницы. Они с успехом состоялись в Польше, Румынии, Индии, Чехословакии и других странах мира. Среди картин Надюши были иллюстрации к древнегреческим мифам и легендам, к сказкам и произведениям советских поэтов и прозаиков.

Произведение Булгакова в творческой жизни Надежды

Особым штрихом на жизненном пути Надежды стал ряд иллюстраций, сделанных ею во время чтения такого знакового как «Мастер и Маргарита». На тот момент девушке только исполнилось 15 лет.

Для тех, кто не владеет информацией, главные герои данного романа - это яркие прототипы самого автора и его прекрасной супруги. Даже не догадываясь об этом, Надя Рушева интуитивно почувствовала это сходство и сделала все возможное для того, чтобы перенести свои мысли на бумагу.

Необычайная тяга к балету

Мало кто знает, что, помимо литературных произведений, художницу интересовал еще и балет. Маленькая надежда часто бывала на маминых репетициях и любовалась ее грацией во время выступления. Один раз Надежде даже удалось нарисовать иллюстрацию к балету «Анна Каренина», причем задолго до того, как музыка к этому произведению была написана.

Выбор Булгакова

Когда автор нашумевшего сегодня романа увидел Надины иллюстрации, он был поражен ими. Поэтому он сразу же решил использовать их как эффектные иллюстрации для книги. Так юная художница стала первым пятнадцатилетним автором, которому официально разрешили проиллюстрировать роман. Позднее она проиллюстрировала и роман «Война и мир» Л. Толстого.

Неожиданная кончина

Никто даже и не мог подумать, что так быстро и неожиданно покинет этот мир Надя Рушева. Причина смерти ее, по официальным данным, - разрыв одного из сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

«Все произошло внезапно, - делился своими впечатлениями отец девочки. - Ранним утром Надежда, как обычно, собиралась в школу, вдруг она почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Медики более пяти часов боролись за ее жизнь, но спасти ее им все же не удалось».

И хотя родители девочки не хотели терять надежду, новость о кончине их дочери окончательно выбила их из колеи. Отец и мать долгое время не могли поверить в то, что их солнышка уже больше нет рядом. Вот так и ушла из жизни Надя Рушева. Причина смерти - врожденная аневризма.

Со дня кончины талантливой художницы прошло уже много времени, но даже сегодня память о ней жива в сердцах ценителей ее творчества и прочих деятелей искусств.


Рушева Надежда Николаевна

РУШЕВА НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА

Б иографический очерк

Надя Рушева
родилась в семье художника и балерины, в городе со странным, гулким названием:
Улан-Батор. Потом семья переехала в Москву. Рисовать девчушка начала с трех лет,
много раньше, чем читать.

Рисунок стал для
нее как бы еще одним языком - загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и
сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное
озорство.

Но над рисунком
всегда - затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир,
неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не
раз: «Я живу жизнью тех, которых рисую».

Чем она
рисовала? Цветными мелками, карандашом. Пока отец вслух читал ей «Сказку о царе
Салтане», она сделала к ней в альбоме более тридцати шести рисунков... Кстати, в
художественной школе она никогда не училась, и никто и никогда не мог заставить
ее рисовать насильно.

В возрасте шести-семи лет девочка подружилась с пером (ручкой),
которым в первом классе все старательно выводили палочки и крючочки. Художники
обычно им не рисуют - слишком хрупкий инструмент, да и поправки - исключаются..
Надя любила рисовать и фломастером, и карандашами, для нее это было в равной
степени легко, она говорила, что только обводит на листах бумаги внезапно
проступившие контуры рисунка лица и фигуры, контуры и сюжеты. После ее ухода -
не поворачивается язык сказать - смерти, гибели, - столь внезапно все было! -
осталось более тысячи рисунков, среди них иллюстрации к «самому родному поэту»
Пушкину

Художник-график

«НАДЯ,
ПУШКИН, СИРЕНКИ и ДР.»

Надя Рушева, на мой взгляд, - явление
чрезвычайное в изобразительном искусстве наших дней.

Говорить
о ней радостно и горько: радостно потому, что, глядя на рисунки Нади, говоря о
них, невозможно не почувствовать себя на высокой волне большого праздника, не
ощутить доброго волнения; а горько потому, что самой Нади уже нет с
нами.

Надя умерла в семнадцать лет. Так мало пожив на этом свете, она
оставила огромное художественное наследие - десять тысяч
рисунков-фантазий.

Талант
щедр, и эта щедрость души, это стремление тратить свои душевные богатства без
оглядки, отдать людям всего себя без остатка - несомненно, один из первых
признаков, изначальное свойство истинного таланта.

Но само собой
разумеется, что о мощи таланта мы судим не только по количеству сделанного.
Важно не только то, сколько перед нами рисунков, но и то - каких
рисунков.

Я четырежды был на выставках ученицы обычной московской школы
Нади Рушевой, и с каждым новым знакомством с её рисунками они всё больше
пленяли, покоряли и радовали.

Надины
рисунки - это огромный, многообразный, богатый мир образов, чувств, идей,
интересов. В её рисунках и сегодняшний день, и историческое прошлое страны, и
мифы эллинов, и современная Польша, и сказки, и пионерия Артека, и древний мир,
и страшный Освенцим, и первые дни Октябрьской революции.

Матери
мира – за мир

Плач
над Зоей

Многообразие интересов художницы поражает. Ей до всего в
мире было дело. Всё её касалось.

Но эта широта художнических интересов -
не есть всеядность. Аппарат отбора, столь важный для художника, действовал у
Нади строго и безошибочно. Что отбирала Надя для себя из практически
безграничного богатства человеческой культуры?

Надя любила чистые, высоко
поэтические мифы эллинов. Мифологическим мотивам посвящены многие её рисунки, и
среди них - самые ранние. Восьмилетней девочкой Надя рисует «Подвиги Геракла» -
цикл из ста маленьких этюдов.

Уже в ранних детских рисунках ярко видится
будущий художник, с его пристрастиями, с его всеобычным глазом и прекрасной
гибкой линией, с его безошибочным чувством отбора и изящным лаконизмом
художнического языка.

Это о первых рисунках восьмилетней Нади. А вот
передо мной последняя композиция семнадцатилетней художницы. И опять тема -
прекрасная эллинская сказка: «Аполлон и Дафна». Этот небольшой, примерно в
страничку школьной тетради, рисунок - поистине шедевр. Миф о боге солнца, муз,
искусств Аполлоне, влюбившемся в прекрасную нимфу Дафну и отвергаемом ею, - один
из самых поэтических созданий греческой мифологии.

Эту
победу нимфы над богом, Дафны над Аполлоном и нарисовала Надя в самой её
трагической кульминации. Аполлон, уже настигший Дафну, протягивает руки, чтобы
схватить свою жертву, но Дафна уже наполовину не Дафна. Из живого тела её уже
возникают ветки лавра. С поражающей художественной находчивостью Надя уловила и
отобрала наиболее сложный, наиболее драматический момент мифа. Она изображает
как бы самый процесс перевоплощения Дафны. Она ещё человек, но одновременно уже
почти деревце: у неё и живые человечьи руки, и ветви лавра. Исполнен рисунок
изумительно скупо, точно, прозрачно. Линия упруга, текуча, завершена в первом и
единственном движении пера.

Линия у Нади всегда единична и окончательна.
Надя не употребляла карандаша, не пользовалась резинкой, не растушевывала
рисунок, не намечала предварительных направлений, не проводила множественных
линейных вариантов. Линия одна, всегда окончательна, и материал, которым
работала Надя, строго соответствовал её удивительной способности безошибочной
импровизации. Тушь, перо, фломастер не терпят поправок и повторных попыток, а
именно тушь, перо и фломастер любила Надя, изредка подцвечивала свои рисунки
пастелью или акварелью.

Веснушки.
Серёжа Есенин.

Танец
Шахерезады

Безошибочность линии в Надиных рисунках просто
поразительна. Это какой-то особый, высший дар, какая-то волшебная, чудотворная
сила и свойство руки художника, всегда верно выбирающей то единственное
направление, тот единственный изгиб, ту единственную толщину и плавность линии,
какие необходимы в каждом конкретном случае. Уверенность, верность руки Нади
непостижима.

Офелия

Столь
же находчива, экономична и каждый раз бесспорно окончательна композиция Надиных
работ. Вот небольшой рисунок «Пир Калигулы». На тёплом зеленоватом фоне перед
нами три фигуры – полнотелый Калигула и цветущая женщина с ним рядом, а перед
ними на камнях – чёрная рабыня с подносом, уставленным пиршественными яствами и
сосудами с вином. Как мало нарисовано и как много сказано: этих трёх фигур и их
положения в большом пиршественном зале, только намёком данном на втором плане,
оказывается достаточно для того, чтобы создать атмосферу пира.

Своеобычна
композиция «Адам и Ева». На рисунке только две фигуры – Адам и Ева. Ни райских
кущей, ни дерева с яблоками познания добра и зла. Из сопутствующих аксессуаров –
только змей на первом плане и яблоко. Яблоко уже сорвано: оно на земле перед
глазам Евы, которая, присев, жадно вытянула руку, чтобы схватить его. Этот
бурный жест женщины, жаждущей схватить, познать запретное, неподражаемо
выразителен. Заслонённый Евой Адам, тоже припавший к земле, как бы дублирует
стремительное движение Евы. Центр картины: Ева, яблоко, жест Евы. Я назвал эту
композицию картиной, а не рисунком, и это, на мой взгляд, вполне закономерно.
Этот рисунок – больше, чем рисунок.

Непокорённая

Малость
средств, какими достигается Надей огромный результат, иной раз просто поражает.
Вот рисунок, озаглавленный «Освенцим». На нём нет ни лагерных бараков, ни
колючей проволоки, ни печей крематория. Только лицо – одно лицо, измождённое,
измученное, настрадавшееся, с провалившимися щеками и огромными, страшно
глядящими в мир глазами… Нет никаких деталей, которые говорили бы о страшных
делах, какие творили фашисты в лагере смерти, но всё это явственно видится в
измученном, измождённом лице с огромными глазами на рисунке Нади
«Освенцим».

А ведь автору «Освенцима», «Адама и Евы», «Аполлона и Дафны»
и тысяч других работ художника, сложно и глубоко выразившего сложные и глубокие
идеи и образы нашего века и веков прошлых, было всего семнадцать
лет.

Столь раннее созревание ума, чувств, руки, дарования невозможно
определять, вымерять обычными мерами, обычными категориями, и я понимаю
академика живописа В.Ватагина, говорящего о гениальности Нади.

Надя
с художником-анималистом В.Ватагиным

Я понимаю Ираклия Андронникова,
который после посещения выставки Нади Рушевой написал: «То, что это создала
девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка. Они не требуют
доказательств своей первозданности.»

Слова «гениальность» и
«первозданность» - очень большие слова, их страшновато произносить в приложении
к современнику, да притом ещё семнадцатилетнему. Но мне кажется, что это та
мера, которой и можно, и должно мерять огромное дарование Нади
Рушевой.

До сих пор я говорил более или менее обстоятельно о четырёх
Надиных рисунках: «Аполлон и Дафна», «Пир Калигулы», «Адам и Ева», «Освенцим»,
но, в сущности говоря, каждый из её рисунков заслуживает столь же и даже более
обстоятельного разговора. Тематическое многообразие и богатство Надиного
творечства почти безграничны К каким только темам, мотивам, жизненным явлениям
не обращается эта жарко и жадно взыскующая душа!

Автопортрет
рисующей на полу

Надя ненасытно глотает книги, и почти всякая из них
рождает вихрь мыслей и жажду воплотить на бумаге зримо, в линиях и красках
материал прочитанной книги, её героев, её идеи и образы.

Она рисует
иллюстрации к К.Чуковскому и В.Шекспиру, Л.Кассилю и Ф.Рабле, А.Гайдару и
Э.Гофману, С.Маршаку и Д.Бацрону, А.Грину и Ч.Диккенсу, Н.Носову и А.Дюма,
П.Ершову и М.Твену, П.Бажову и Д.Родари, А.Блоку и Ф.Куперу, И.Тургеневу и
Ж.Верну, Б.Полевому и М.Риду, Л.Тольстому и В.Гюго, М.Булгакову и Э.Войнич,
М.Лермонтову и А.Сент-Экзюпери.

Маленький
принц с розой

Прощание
с Лисом

Пушкин
- это особый мир Нади, особое её пристрастие, особая любовь. С Пушкина,
возможно, всё и началось. Пушкин разбудил дремавший в маленькой восьмилетней
Наде Рушевой интсинкт творчества. Именно тогда, в пятьдесят девятом году,
впервые побывав с родителями в Ленинграде, посетив Эрмитаж, Русский музей,
последнюю квартиру поэта на Мойке 12, Надя взяла в руки перо и фломастер. Тогда
именно и появились первые тридцать шесть рисунков на темы, навеянные «Сказкой о
Царе Салтане».

С этой, ставшей сердцу Нади дорогой, квартиры на Мойке
началось творческое в Наде; здесь и кончилось. Последний её поход был совершён
сюда уже спустя десять лет.

На другой день после посещения квартиры поэта
Надя внезапно умерла. За три дня до этого она побывала в городе Пушкине под
ленинградом, в лицее, в комнате, в которой шесть лет жил лицеист
Пушкин.

Юные
лицеисты Пушкин и Дельвиг

Рисунки Нади Рушевой приближают нас к
Пушкину ещё на один шаг. Работая над этими рисунками, Надя старалась вжиться не
только в образ самого поэта, но и в атмосферу, его окружавшую, в пушкинскую
эпоху, увидеть, почувствовать, ощутить её – представить себе воочию людей того
времени, обстановку их, вещи, какие были вокруг них и в их руках. Настраивая
себя на это, Надя делала рисунки пушкинского цикла гусиным пером. Она постоянно
возилась в эти дни с гусиными перьями, зачинивала их, обжигала в пламени свечи,
делала бесчисленные срезы пера на разных от бороздки расположениях, чтобы
достичь определённой, нужной для рисунка гибкости оконечья пера.

Папа,
давай поиграем!

В пушкинском цикле Нади явно ощущается созвучие с
манерой пушкинского рисунка – лёгкого, непринуждённого, изящного, как бы
летучего Но в то же время Надя остаётся Надей и в этих рисунках. Налицо
всегдашняя её лаконичная компановка, уверенная определённость линий,
импровизационная свобода рисунка.

Надя сперва создаёт серию лицейстких
рисунков: несколько портретов Пушкина-лицеиста, товарищей его по Лицею. Под
пером Нади возникают Кюхля, Дельвиг, Пущин, жанровые сценки лицейского быта,
друзья-лицеисты, посещающие заболевшего Сашу, бунь лицеистов против
воспитателя-кляузника Пилецкого.

Кюхельбекер

Но
мало-помалу в силу вступает художническая жажда и стремление понять мир великого
поэта во всей его широте и многообразии. И тогда вслед за лицейской серией
появляются рисунки «Пушкин и Керн», «Пушкин и Ризнич», «Пушкин и Мицкевич»,
«Пушкин и Бакунина», прощание Пушкина с детьми перед смертью, портрет Натальи
Николаевны, Наталья Николаевна с детьми дома и на прогулке.

Стремление
расширить поле зрения, неустанно углублять избранную тему, с которым мы
встретились в пушкинском цикле, вообще характерно для Нади.

Мастер
и Маргарита в подвальчике у застройщика

В своём последнем цикле,
посвящённом роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита», Надя выступает
первооткрывательницей темы. Роман М.Булгакова чрезвычайно сложен: он объединяет
в одном целом реальность и фантастику, историю и сатиру.

Мастер
ждёт Маргариту

Надя с блеском преодолела эту трудность объединения
разнородных планов. И тут, вживаясь в образ, она бесконечно повторяет лицо
Маргариты, для которого ищет наиболее яркого воплощения.

Превосходно
найдены средства воплощения и таких разноплановых персонажей как Мастер, Иешуа,
Пилат, Крысобой, Волнад и его свита.

Мольба
Фриды

Коровьев
и Бегемот

Тот же неустанный поиск правды и выразительности образа
видим мы и в великолепном цикле, посвящённом «Войне и миру». Стремясь
представить нам Наташу Ростову во всей её жизненной полноте, Надя рисует её
подростком с куклой и окрылённой мечтой девушкой, залитой лунным светом перед
открытым окном в Отрадном, и любящей, заботливой матерью у постели
ребёнка.

Другие
пресонажи «Войны и мира» так же явлены нам в Надиных рисунках во всём
многообразии жизненных интересов, характеров, судеб, устремлений, поступков и
душевных движений. Чрезвычайно богат, многосторонен огляд художником материала
великого романа: Пьер на поле Бородинской битвы, спасение им женщины с ребёнком,
Кутузов, беседующий в Филях с шестилетней крестьянской девочкой Малашей, смерть
Платона Каратаева, гибель Пети Ростова, Николушка Болконский, мечтающий о
подвигах…

Пьер
Безухов

Наполеон
в отступлении

И ещё одно, чрезвычайное сопоставление. Стремясь войти
в образ, дать его во всей жизненной полноте, Надя старается сколько можно
приблизиться к нему как бы и физически. Рисуя пушкинский цикл, Надя бродит по
пушкинстким местам, посещает Лицей, едет на место дуэли Пушкина. Отмеривает по
снегу десять шагов и, воочию убедившись, как страшна дистанция дуэлянтов,
восклицает с болью и негодованием: «Это же убийство! Ведь этот негодяй стрелял
почти в упор.» Потом я Чёрной речки идёт на Моку и там долго стоит перед
портретом поэта, среди вещей окружавших его при жизни, словно впитывая в себя
самую атмосферу этой жизни, его мыслей, мечтаний дел, его музы, звучания его
стихов. Во время прогулки в Лицейском саду Надя поднимает с дорожки прутик и
неожиданно начинает чертить им на снегу летучий профиль юного Пушкина…

То
же происходит и в процессе работы над другими циклами, особенно дорогими
художнице. Рисуя листы «Войны и мира», Надя едет с отцом из Москвы на осеннее
Бородинское поле, долго бродит по огромной долине, останавливаясь и тщательно
просматривая места, где были Багратионовы флеши, батарея Раевского, Шевардинский
редут, ставка Кутузова…
Работая над рисунками к «Мастеру и Маргарите», Надя
обходит все старые московские переулки, улицы, бульвары где разыгрывалось
действие романа, где ходили, мучались спорили, скандалили, лукавили персонажи
булгаковской фантазии.

А теперь возвращаюсь к обещанному чрезвычайному
сопоставлению. В чём оно состоит? Отец Нади говорил, что она не умела рисовать
натуралистически, со светотенью, никогда не копировала натуру. Даже делая свои
автопортреты, она только ненадолго заглядывала в зеркало, а потом рисовала уже
по памяти. Рисунки её были всегда импровизацией.
Так как же совместить эту
импровизационную манеру со стремлением детально ознакомиться с жизнью героев
своих рисунков, с местами, где они жили и действовали, пристально оглядывать эти
места, окружающие предметы, изучаь их?

Так обычно работает тот, кто
накрепко привержен реализму. Но художник-импровизатор как будто бы должен
поступать совсем не так?
Рисунки Нади – это импровизации. Они в какой-то мере
фантастичны, сказочны, но в то же время они вдохновлены конкретной
действительностью, жизнью, книгой, фактом. И Надя верна конкретным образам,
вещам, событиям. Рисунки Нади несмотря на импровизационность и подчас
фантастичность, не беспочвенны, не безличны, не безразличны к жизни. Они следуют
жизни в такой же мере, в какой следуют творческому импульсу Нади. Они
фантастичны и реалистичны одновременно. Они – сказка, ставшая былью, поэзия в
графике.

Надя рисует мифических сирен. Их много. Она их любит. Но как она
их любит? И каковы они у Нади?

Прежде всего – это не те свирепые сирены,
морские дивы, которые в мифах завлекают своим пением моряков-путешественников в
морские пучины, чтобы погубить их. Спастись от них можно только залепив уши
воском, чтобы не слышать их пения, как сделал это Одиссей со своими спутниками.У
Нади сирены зовутся ласково сиренками, и никого они не губят. Напротив, они
очень обаятельны, дружелюбны, приветливы и, не корча из себя злодеек, занимаются
самыми обыденными делами: ходят на просмотры моделей в дом мод, служат
официантами, устраивают дома, время от времени, большую стирку и, сняв свои
рыбьи хвостики и выстирав их, развешивают рядком, как трусики, на верёвочках для
просушки.

Удивительно милы эти сиренки, и Надя дружит с ними издавна. У
неё есть даже такой рисунок: «Дружба с сиренкой», где обыкновенная девочка,
может быть, сама Надя, улыбаясь, стоит в обнимку с сиренкой и мирно
разговаривает с ней.

Кентаврёнок
с лавровым венком

Очень домашни, милы и кентаврицы, а также кентавры
и кентаврята. Кентаврицы столь же кокетливы, как и сиренки. На всех четырёх
копытцах у них высоконькие, остренькие, самые можные каблучки. Отношения Нади и
кентавриц, Нади и сиренок, на мой взгляд, таковы, какими должны быть отношения
художника к своим созданиям: они совершенно естественны, человечны, задушевны.
Через эти отношения очень глубоко и достоверно раскрывается сам художник, его
добрый взгляд на окружающий его мир.

Встреча
вакха и нимфы

И ещё одно скрыто в Надиных образах: это – добрая
улыбка и весёлый глазок художницы, её мягкий юмор – мягкий и одновременно смелый
и тонкий.

Шалунья
и шпиц

В этом весёлом, задорном, озорном отношении к материалу есть
что-то открыто-детское – и в то же время мужественно взрослое, бесстрашное.
Художник не преклоняется, не раболепствует перед мифом, перед сказкой, а просто
принимает этот мир как художническую достоверность и совершенно свободен и
непринуждён в отношениях с ним.

А что говорить?

Говори что хочешь.

-
Ладно. Я расскажу, как получила двойку по математике.

И рассказала.
Рассказ милый, простодушный, открытый – всё напрямик, всё без утайки, без
прикрас. В нём – вся Надя, весь её характер, весь душевный строй.

Я
смотрел три коротеньких фильма о Наде. В них Надя тоже такая, как есть: без
ретуши и прикрас. Бродит по Ленинграду… Вот она у Зимней канавки, на набережной
Невы, в Летнем саду, славная, милая девушка, иной раз даже девчёнка. Смотрит на
чудесный город, который так любила, в котором была за свою короткую жизнь
четырежды.

В последнем фильме о Наде – очень коротеньком и кончающемся её
прощальной улыбкой и горестным титром «Фильм не удалось закончить, так как Надя
Рушева умерла в марте шестьдесят девятого года…» - запечатлён один жест
Нади.

Медленно проходя по комнатам пушкинской квартиры и вглядываясь в
окружающие её реликвии, Надя летучим, каким-то удивительно интимным жестом
подносит руку к лицу, к щеке. Этот нечаянный жест пленителен, она даёт знать
зрителю, с каким внутренним волнением, с какой трепетной, затаённой душевной
тревогой и радостью Надя вглядывалась в Пушкина, в его жизнь, в его
стихи.

Я спросил у Надиного отца: знала ли она о своей аневризме, о том,
что болезнь её смертельна? Николай Константинович ответил коротко: «Нет. Никто
не знал… Утром, дома, собираясь в школу, потеряла сознание…»

Не
могу сказать – к лучшему ли то, что Надя не подозревала о ежеминутно
подстерегавшей её смерти. Может быть, елси бы знала, это лишило бы её рисунки
той прекрасной и поистине великой гармоничности, какая в них живёт, наложило бы
на них печать трагического. Не знаю, не знаю… Но знаю одно – проглядывая
многажды Надины рисунки, я ещё раз и окончательно убедился, что добрые
волшебники существуют на свете, живут среди нас…

Надя Рушева скончалась 6 марта 1969 года в больнице
из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего
кровоизлияния в мозг, и была похоронена на Покровском кладбище в Москве.

Памяти Нади Рушевой Недетский почерк детского рисунка

Она оставила после
себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число
невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов
художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным
причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва
Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в
Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее
Пушкина в Москве.

Прошло более 160 выставок её работ в Японии, Германии,
США, Индии, Монголии, Польше и многих других странах.


http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=830

Москвичи постарше ещё помнят очереди в Пушкинский музей на выставку графики 17-летней московской школьницы, которую весь Союз знал как гениальную юную художницу Надю Рушеву. Она была автором тысяч восхитительных рисунков, в том числе иллюстраций к «Мастеру и Маргарите» - лучших из всех существующих, по авторитетному мнению вдовы Булгакова. 31 января 2017 года ей могло бы исполниться 65 лет. К сожалению, она умерла, когда ей было всего 17. В день рождения Нади Рушевой «Избранное» решило восстановить хронику жизни и творчества невероятно талантливой девочки.


1. Мама Нади Рушевой была первой тувинской балериной

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе. Её отцом был советский художник Николай Константинович Рушев, а матерью – первая тувинская балерина Наталья Дойдаловна Ажикмаа- Рушева.


Родители Нади познакомились в августе 1945 года. Николай Рушев жил в Москве, в Туву приехал в командировку. Он всегда интересовался востоком, но из этой поездки привёз не только впечатления и книги, но и экзотическую восточную красавицу . На старых фотографиях Наталья Дойдаловна, чистокровная тувинка, похожа на китаянок из фильмов Вонг Кар-Вая. Осенью 1946 года они поженились.

2. Рисовать Надя начала в пять лет

Её никто этому не учил, она просто взяла в руки карандаш и бумагу и больше никогда в жизни с ними не расставалась. Однажды она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, за то время, пока отец читал эту сказку вслух. Надя рассказывает:

«Сначала были рисунки к сказкам Пушкина. Папа читал, а я рисовала в это время - рисовала то, что в данный момент чувствую <...> Потом, когда сама научилась читать, делала уже к „Медному всаднику“, „Повестям Белкина“, к „Евгению Онегину“ ...»


Маленькая Надя Рушева с родителями

3. Надя никогда не пользовалась ластиком

Особенность стиля Нади Рушевой заключалось в том, что девочка никогда не делала эскизов и не использовала ластик для карандаша. Штриховок и исправленных линий в рисунках тоже практически нет. Она всегда рисовала с первой попытки, как будто обводила на листке видимые только ей контуры. Именно так она сама и описывала процесс рисования:

«Я их заранее вижу... Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести».

На её рисунках нет ни одной лишней черты, но в каждой работе художница виртуозно передаёт эмоции - часто всего несколькими линиями.


Наталья Гончарова, жена Пушкина - пожалуй, самый известный рисунок Нади Рушевой

4. Отец решил не отдавать девочку в художественную школу

Надя почти никогда не рисовала с натуры, не любила и не умела это делать. Отец боялся разрушить муштрой дар девочки и принял важнейшее решение - не учить её рисованию. Он считал, что главное в таланте Нади - её удивительное воображение, которому научить невозможно.


Лицеисты-вольнодумцы: Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг. Из серии «Пушкиниана»

5. Первая выставка Нади состоялась, когда ей было всего 12 лет

В 1963 году её рисунки были напечатаны в «Пионерской правде», а ещё год спустя состоялись первые выставки - в редакции журнала «Юность» и в «Клубе искусств» МГУ.

В последующие пять лет прошло ещё 15 персональных выставок – в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии.


Пушкин читает. Из серии «Пушкиниана»

6. «Браво, Надя, браво!», - написал на одной из её работ итальянский сказочник Джанни Родари

В оценке её творчества простые зрители и искусствоведы были единодушны - чистая магия. Как можно с помощью бумаги и карандаша или даже фломастера передать тончайшие движения души, выражение глаз, пластику?.. Объяснение было одно: девочка - гений.

«То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка», - писал Ираклий Луарсабович Андроников, рассуждая о цикле «Пушкиниана»

«Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же - никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства», - восхищался Надей доктор искусствоведения Алексей Сидоров.


«Аполлон и Дафна», 1969.
Нимфа Дафна дала обет целомудрия. Убегая от воспылавшего страстью Аполлона, она попросила богов о помощи. Боги превратили её в лавровое дерево, как только влюблённый Аполлон дотронулся до неё.

7. Только в серии «Пушкиниана» более 300 рисунков

Среди работ Нади Рушевой - иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Льва Толстого, Михаила Булгакова. Всего девочка проиллюстрировала произведения 50 авторов. Самые известные рисунки Нади - это серия иллюстраций к сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, к роману в стихах «Евгений Онегин» Пушкина и к «Мастеру и Маргарите» Булгакова.

Пушкину, которого Надя называла «самым родным поэтом», художница посвятила около 300 рисунков.

Ей прочили карьеру иллюстратора, но она сама хотела стать мультипликатором, готовилась поступать во ВГИК.


Пушкин и Анна Керн (из серии «Пушкиниана»)


Другие известные циклы Нади Рушевой - «Автопортреты», «Балет», «Война и Мир» и др.

8. Рисунки Нади высоко оценила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова

Полузапрещённый в СССР роман «Мастер и Маргарита» Надя прочла на одном дыхании. Книга полностью захватила её. Она отложила все другие проекты и какое-то время буквально жила в созданном Булгаковым мире. Вместе с отцом они гуляли по местам, где разворачивалось действие романа, и результатом этих прогулок стал потрясающий цикл рисунков, в котором Надя Рушева проявилась уже как практически состоявшийся художник.

Невероятно, но эти созданные полвека назад рисунки остаются и по сей день, пожалуй, самыми известными иллюстрациями к роману Булгакова - и самыми удачными, во многом пророческими. Ни разу не видя Елену Сергеевну Булгакову, вдову писателя и прототип Маргариты, Надя придала своей Маргарите сходство с этой женщиной - удивительная прозорливость, качество гения. А Мастер получился похожим на самого Михаила Афанасьевича.

Неудивительно, что Елена Сергеевна была очарована работами Нади:

«Как свободно!.. Зрело!.. Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем больше затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно все поняла. И не только поняла, но и убедительно, великолепно изобразила».



Мастер и Маргарита




Первая встреча Мастера и Маргариты




Маргарита выхватывает рукопись из огня



Поэт Бездомный

9. Буквально накануне смерти Надя ездила в Ленинград, где про неё снимали документальный фильм

В конце февраля 1969 года киностудия «Ленфильм» пригласила 17-летнюю художницу принять участие в съемках биографического фильма о себе. К сожалению, остался незавершенным. Надя вернулась домой буквально за день до смерти.

Один из самых поразительных эпизодов десятиминутного незавершенного фильма - те несколько секунд, когда Надя рисует веткой на снегу профиль Пушкина.



Надежда Рушева. Автопортрет

10. Она умерла неожиданно

5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу и вдруг потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, где она умерла, не приходя в себя. Выяснилось, что она жила с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Тогда это лечить не умели. Более того, врачи говорили, что это чудо - дожить до 17 лет с таким диагнозом.

Никто не знал, что у Нади аневризма - она никогда не жаловалась на здоровье, была весёлым и счастливым ребёнком. Смерть наступила от кровоизлияния в мозг.

Беспощадная жестокость судьбы вырвала из жизни только что расцветший талант гениальной московской девочки Нади Рушевой. Да, гениальной, - теперь нечего бояться преждевременной оценки.

- из посмертной статьи академика В.А. Ватагина в журнале «Юность»

Надя оставила после себя огромное художественное наследие - около 12 000 рисунков. Точное их число невозможно подсчитать - значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие её рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Государственном музее А.С. Пушкина в Москве.

Журналист и писатель Дмитрий Шеваров в своей статье о Наде Рушевой говорит о том, что творчество советской художницы оказалось чрезвычайно близко японской классической эстетике.

«Японцы до сих пор вспоминают Надю, издают ее рисунки на открытках, - пишет Шеваров. - Приезжая к нам, они удивляются, что в России нет рушевского музейного центра, что работы Нади лежат в запасниках, а наша молодежь в большинстве своем о Рушевой ничего не слышала. „Это же ваш Моцарт в изобразительном искусстве!“ - говорят японцы и недоуменно пожимают плечами: мол, как же богаты талантами эти русские, что могут позволить себе забывать даже о своих гениях».

Но как? Откуда? Почему вместо скакалок и классиков - книги, биографии и часы кропотливой работы без отдыха и перерыва. Работы, к которой её никто не принуждал. И почему древняя Эллада, биография Пушкина и «Абидосская невеста» Байрона интересовали 12-летнего ребёнка больше, чем игры и болтовня с подругами? Увы, на эти вопросы, уже никто уже не ответит. Девочка как будто спешила выполнить одной ей известную миссию и, завершив её, ушла из жизни.

Загружено пользователем joseeash, дата: 28.01.2010

Музыка Сергея Прокофьева, рисунки А.С.Пушкина и Надежды Рушевой

Нам сквозь туман неверья и сомнений,


Нить Ариадны с кончика пера.

Рассказывая о жизни таких людей как Надя Рушева стальное кольцо перехлестывает горло…. Эта девочка была гениальна, все в ней говорило об этом, и то что она рано с трех лет не умея еще читать начала рисовать, и ее раняя смерть, неожиданный уход….

Ее называли Моцартом в живописи. Ее талантом восхищались все известные люди русской культуры, ее современники….

Многим известна запись Ираклия Андроникова, оставленная на одном из Надиных рисунков писателем: "То, что это создала девочка гениальная, становится ясным с первого рисунка.

Они не требуют доказательств своей первозданности".

Девочка-планета... Девочка-Вселенная....

"Надя Рушева, юная гениальная художница.
Родилась 30 января 1952 в Улан-Баторе (Монголия) в творческой театральной семье, направленной в Монголию помогать становлению национального монгольского балета.

Её мать – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева, отец – театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. Летом 1952 семья переехала в Москву.

Рисовать девчушка начала с трех лет, много раньше, чем читать.

Рисунок стал для нее как бы еще одним языком - загадочный, порывистый, легкий. Как дыхание. Она и сама была легкой, подвижной, веселой, любила танцы, смех, шутки, безобидное озорство.

Надя Рушева "Пушкиниана"

Использованы работы Нади Рушевой,
Песня "Тает желтый свет свечи" -Стихи: Леонид Филатов,Музыка:Владимир Качан

Но над рисунком всегда - затихала, замирала. Над рисунком она как бы погружалась в другой мир, неведомый остальным. Она властвовала в рисунке. Она жила в нем. Сама говорила не раз: "Я живу жизнью тех, которых рисую".

Известность пришла к Рушевой в двенадцать лет, 1964 году, когда ее рисунками заинтересовались писатели Лев Кассиль и Борис Полевой, а в "Клубе искусств" МГУ и в редакции журнала "Юность" состоялись первые персональные выставки школьницы.

Уникальность её рисунков в том, что героями подавляющего большинства из них являются герои мировой и русской классической литературы, истории, культуры. С пером в руке она прочитала античные мифы, Шекспира, Пушкина,

Лермонтова, Толстого, Тургенева, Экзюпери, Булгакова, Блока, Гюго, Грина, Диккенса, Байрона, Рабле и многих других.

Она рисовала по воображению, смело входя в золотоносные пласты человеческой культуры и чутко угадывая сквозь толщу столетий тот наиболее лаконичный и соответсвующий характеру героя, атмосфере места и времени образ, который потом будет безошибочно узнаваться теми, кто будет смотреть её рисунки: вот это - вне сомнений - Наташа Ростова, это - Булгаковский Мастер, это - юный Пушкин, это - Офелия, это - Маленький Принц...

Её называли "Моцартом рисунка", а академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал о творениях художницы так:

"Это кристаллизация чистоты духа. Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Не в технической виртуозности суть, а в талантливости её личности.

Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Тургеневе, Экзюпери и, наконец, о "Мастере и Маргарите"

Булгакова. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана".

Она рисовала везде, например гуляя на улице рисовала на снегу…Ей прочили будущее книжного графика, а сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.

В середине 70-х годов космонавт Георгий Гречко взял с собой на околоземную орбиту рисунок Нади и во время телесеанса с Землей показал его миру. Рушева стала первым художником, чей вернисаж состоялся в масштабах планеты.

Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В 1969 на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь...», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось.

Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Ей было 17. Врачи ничем не смогли помочь.

Когда вдове Михаила Булгакова, Елене Сергеевне, показали цикл рисунков к роману "Мастер и Маргарита", та была потрясена увиденным не меньше их, и долго перебирала рисунки, всматриваясь в тонкие, начертанные пером контуры, лица, фигуры, силуэты, темы...

Оказалось, что перстень на пальце Мастера - это точная копия фамильного перстня Михаила Афанасьевича Булгакова, а женский портрет и старая фотография жены писателя - это одно лицо. Ни перстня, ни фотографии Надя, конечно, физически не могла видеть! Но она создала уникальный цикл рисунков, и все они говорили действительно о том, что юная художница полностью владела материалом и понимала его досконально. Каждый рисунок вызывал у Елены Сергеевны восклицание и удивление: "Какая амплитуда чувств... Маргарита - хороша!... Азазелло великолепен... Это потрясающе... Девочка в 16 лет прекрасно всё поняла..." Такие отзывы в устах Елены Сергеевны (Маргариты) были высшей похвалой, жаль, что Наде не довелось услышать этих слов.

Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. А еще есть несколько зарисовок, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен – уже после смерти художницы. Анну в нём играла Майя Плисецкая.

Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Многие из них хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве.

А один из них – кентавренок – воспроизведен на памятнике, который стоит на могиле Нади на Покровском кладбище.

Посвящения

Памяти Нади Рушевой.
Как недолгий, но яркий фонарик,
Как зимою дыханье тепла,
Эта девочка - грустный очкарик -
Между нами однажды прошла.
Каждый штрих, словно ласточка детства,
Все по-пушкински - сразу ясней...
А потом с перехваченным сердцем
Я смотрел кинокадры о ней.
...Вот улыбка... Знакомые строфы...
Но я прутик забыть не могу,
Выводивший курчавый профиль
На весёлом лицейском снегу.
(Макс Дахие, журнал «Юность» № 1-2 за 1973г.)
Век девятнадцатый стревожен
Таким вниманием к себе.
Его поэзия, быть может,
В другой откликнется судьбе.
Его история разъята
В своей красе и некрасе,
И воскрешённая крылатка
Трещит на взлётной полосе.
И девочка, ещё ребёнок,
Надежда Рушева спешит
В рисунке, что и бел, и тонок,
К надеждам пушкинской души.
(Александр Богучаров, журнал «Юность» № 6 за 1972г.)

Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.

Вальсирует свободно по паркету
Листа рука. Душе дар богом дан
Провидеть. Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.

И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...

Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера...
(02’2005) edel

Перо фигурного катания
обводит Образ Чистоты.
Душа трепещет в ликовании,
провидя лики красоты.

Легко и просто как дыхание,
ложится линия на лист,
глазам являя обаяние
движенья тел, и душ, и лиц...

Узор-экспромт, где ветви дерева
скрывают женские черты...
О, сколько было бы утеряно
в подвалах Вечной Черноты,

Но - было ж Господу мгновение! -
вложил ей в руки жар любви,
и чистый угол преломления
в кристалик дремлющий вживил.

Как резв и развит грифель Рушевой!..
Сбылось перо терзаний Пушкина.

Как кружит снег под утро раннее
слетают со стола листы.
Перо фигурного катания
скользит по линиям мечты.

Она была, она подвигнула
сонм наших душ в иной состав!
Так что ж скорбеть или завидовать,
её при жизни не застав?...
(Андрей Зырянов)

Серия сообщений "Иллюстрации":
Часть 1 - Иллюстрированное|Andrew LoomisЧасть 2 - Старые журналы...Часть 24 - Свадебное|Старинные принтыQUOTE]

Цитирую с благодарностью

 

 

Это интересно: