→ Сочинение на тему: Мцыри как романтический герой. "мцыри как романтический герой" - сочинение по поэме лермонтова Основная часть мцыри как романтический герой

Сочинение на тему: Мцыри как романтический герой. "мцыри как романтический герой" - сочинение по поэме лермонтова Основная часть мцыри как романтический герой

Произведение «Мцыри» является одной из художественных вершин всего творческого наследия М. Ю. Лермонтова. Эта поэма - плод длительной и активной работы. Страстное увлечение Кавказом, а также стремление к описанию ситуаций, в которых мог бы наиболее полно раскрыться мужественный характер главного героя, все это привело великого русского поэта к написанию произведения «Мцыри». Можно ли назвать ее главного героя романтическим? И если да, то почему?

Общая характеристика романтического героя

Для того чтобы ответить на эти вопросы и описать Мцыри как романтического героя, рассмотрим основные критерии, по которым литературный персонаж может быть отнесен к данной категории. Романтизм, как известно, является литературным направлением, возникшим в начале XIX века. Данное течение предполагает наличие исключительного героя в определенных обстоятельствах. Романтическому персонажу свойственно одиночество, разочарование в общепринятых идеалах, трагизм, а также бунтарство. Этот герой вступает в открытое противоборство с теми обстоятельствами, в которых он оказывается, с окружающими людьми. Он стремится к определенному идеалу, однако остро чувствует раздвоенность бытия. Романтический герой выражает протест против общепринятых правил.

Основная идея, которая развивается поэтом в произведении, - мужество и протест, что само по себе предполагает наличие такого персонажа, как романтический герой. «Мцыри» не содержит в себе любовного мотива. Он отражается только в кратком эпизоде, где главный герой встречается с грузинкой у горного потока. Однако главный герой, сумев преодолеть зов юного сердца, делает выбор в пользу свободы. Ради этого идеала он отказывается от личного счастья, что также характеризует Мцыри как романтика.

Главные ценности персонажа

В одну пламенную страсть у него сливается и желание свободы, и любовь к родине. Для Мцыри монастырь, в стенах которого он провел столько времени, оказывается подобным тюрьме. Кельи представляются душными. Стражи-монахи кажутся трусливыми и жалкими, а сам он видит себя как узника и раба. Здесь читатель наблюдает мотив протеста против сложившихся правил, который также характеризует Мцыри как романтического героя. У него возникает непреодолимое желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», возникновение которого спровоцировано страстным порывом стать свободным.

Воля для главного героя - это настоящее блаженство. Именно по причине искренней любви к родине Мцыри готов сражаться за нее. Произведение не раскрывает полностью мотивов героя. Однако они ощутимы в косвенных намеках. Об отце и о своих знакомых главный герой вспоминает как о доблестных воинах. Ему не просто так снятся битвы, в которых он одерживает победу. Несмотря на то что на своем жизненном пути Мцыри ни разу не ступил на поле брани, по своему духу он является воином.

Гордость и отвага

Главный герой никому не показывал своих слез. Плачет он только во время побега, но только потому, что этого никто не видит. Воля главного героя закалена во время пребывания в монастыре. Не случайно для побега выбрана грозовая ночь - эта деталь также характеризует Мцыри как романтического героя. То, что вселяло страх в сердца монахов, для него стало привлекательным. Душа Мцыри наполнялась ощущением братства с грозой. В наибольшей степени мужество главного героя проявилось в его схватке с барсом. Но гибель его не пугала, ведь он знал - возвращение к прежнему образу жизни являлось бы продолжением прежних страданий. Трагический финал произведения говорит о том, что смерть не ослабила духа главного героя и его вольнолюбия. Слова старого монаха не провоцируют его на раскаяние.

Природа и описание характера Мцыри

Лермонтов ввел в поэму описание кавказского пейзажа с целью более полного раскрытия образа главного героя. Он презирает свое окружение, ощущает родственную связь только с природой, что также характеризует Мцыри как романтического героя. 8 класс - это время, когда школьники обычно проходят по литературе это произведение. В данном возрасте поэма будет очень интересна для учащихся, ведь в ней они познакомятся с одним из самых свободолюбивых романтических персонажей всей русской литературы.

Заключенный в стенах монастыря, главный герой сравнивает себя с листком, который вырос меж сырых плит. И вырвавшись на волю, он может вместе с полевыми цветами поднимать голову во время восхода солнца. Мцыри подобен сказочному герою - он узнает загадки щебетания птиц, ему становится понятным спор потока воды и камня, тяжкая дума разъединенных скал, жаждущих снова встретиться.

Романтичность характера Мцыри

Почему Мцыри - романтический герой, какие именно черты делают его принадлежащим к данной категории? Во-первых, он бунтует против устоявшейся системы - монастыря, в котором ему довелось жить. Во-вторых, у Мцыри ярко выражена индивидуальность. Читатель имеет возможность наблюдать за исключительным героем в самых неординарных обстоятельствах. Между ним и обществом случается конфликт - это также черта романтического героя. Мцыри испытывает разочарование в тех условиях, в которых он жил, всей душой он стремится к идеалу. И таким совершенным миром становится для него Грузия. Горячая кровь представителя горного народа очень хорошо подходит для создания образа романтического героя.

Герой поэмы и свобода

Мцыри три дня проводит на свободе, но на его пути попадаются испытания. Ему доводится перенести жажду и голод, чувство страха и порывы любви. И самым главным событием в это время становится схватка с диким барсом. Сильный дух романтического героя в поэме «Мцыри» позволяет ему превозмочь слабость своего тела, одержать победу над зверем. Те трудности, который выпали на долю Мцыри, символизируют препятствия, с которыми сталкивается каждый человек на жизненном пути. Главный герой испытывает множество чувств. Это и ощущение единства с природой, с ее красками и звуками, и нежность любовной грусти.

Знакомство с характером главного героя по ходу произведения

Мцыри - романтический герой Лермонтова, жаждущий счастья и свободы, стремится быть вместе с теми людьми, которых он может назвать родными по духу. Великий русский поэт описывает мятежную душу человека, наделенного могучим темпераментом. Перед читателем предстает герой, который обречен на рабское существование внутри стен монастыря, абсолютно чуждое его страстной природе. В начале произведения поэт лишь делает намеки на черты характера юноши. Он приоткрывает завесу понемногу, раз за разом знакомя читателя с качествами главного героя. Описывая недуг ребенка, поэт этим только подчеркивает его умение справляться с трудностями, гордость, недоверчивость и сильный дух, унаследованный от прадедов. Характер главного героя в наиболее полной степени раскрывается во время исповеди.

Взволнованный монолог Мцыри вводит слушателя в мир его тайных стремлений, дает объяснение причинам его побега. Ведь узник был одержим желанием обрести свободу, познать жизнь. Он хотел жить в мире, где люди свободны, словно птицы. Мальчик хотел узнать о настоящей жизни, снова обрести утраченный родной край. Его манил мир, который был совершенно недоступным в монастырских стенах.

Жажда жизни, которая сильнее обстоятельств

Все это позволяет понять герою, что жизнь прекрасна и неповторима во всем многообразии. На первый взгляд может показаться, что Мцыри остался побежденным, потерпел неудачу в своей борьбе с обстоятельствами и теми трудностями, которые преподносила ему жизнь. Однако главный герой оказался достаточно сильным, чтобы бросить вызов этим препятствиям. И это означает для него победу духовную. Для соотечественников Лермонтова, которые проводили жизнь в пассивном созерцании, Мцыри стал идеалом отчаянной борьбы за высокие духовные ценности.

Романтизм и реализм в произведении

Мцыри - романтический герой поэмы Лермонтова, который полон самых пламенных страстей. Несмотря на это, великий русский поэт вносит в свое произведение и некоторые черты реализма. С одной стороны, Лермонтов создает глубоко психологичную поэму-исповедь, в которой главный герой раскрывает душу. В данном отношении произведение продолжает традиции романтизма. С другой стороны, вступление характеризуется точной и скупой речью, свойственной реализму («Однажды русский генерал…»). И эта романтическая поэма является свидетельством роста реалистических мотивов в творчестве поэта.

Итак, мы ответили на вопрос о том, можно ли назвать Мцыри романтическим героем. Что касается самой поэмы, то она относится к жанру романтизма, однако содержит в себе также элементы реализма. Образ Мцыри глубоко трагичен. Ведь тот, кто отваживается противостоять реальности, чаще всего оказывается побежденным. В одиночку невозможно изменить окружающую действительность. Выходом для такого героя становится гибель. Только так он избавляется от конфликта.

Лермонтова всегда восхищал и при-влекал Кавказ. Величественность гор, хрустальная чистота и опасная сила рек, яркая необычная зелень и, конечно, лю-ди, свободолюбивые и гордые, питали воображение поэта-романтика. И мес-том действия поэмы «Мцыри» также из-бран Кавказ.

Это произведение о мужестве и свобо-де. Поэт почти полностью исключил лю-бовный мотив — он присутствует лишь в эпизоде краткой встречи Мцыри с гру-зинкой у горного потока. Герой, побеж-дая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается отличного счастья во имя родины и свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пла-менную страсть» сливается любовь к от-чизне и жажда воли.

Тюрьмой становится для Мцыри монас-тырь, душными кажутся ему кельи, сум-рачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет роди-лись мы», обусловлено страстным поры-вом к свободе. Короткие дни побега — это для него вся жизнь. Только вне мона-стыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.

Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. И поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши.

О своем отце и знакомых Мцыри вспо-минает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в ко-торых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю от-цов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время по-бега, потому что никто их не видит. Тра-гическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Он бежал из мо-настыря в грозовую ночь: то, что устра-шило боязливых монахов, было ему близко, — Мцыри чувствует родство со стихией.

Мужество и стойкость героя с наиболь-шей силой проявляются в битве с бар-сом. Мцыри не боится смерти, потому что знает: вернуться в монастырь — про-должить прежние страдания. Трагичес-кий финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбия. Увеще-вания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и веч-ность променял» за несколько минут жизни среди близких. Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодоли-мыми, и он напрасно «спорил с судь-бой». Побежденный, Мцыри духовно не сломлен, его мужество, цельность, геро-изм — черты, которых Лермонтов не на-ходил среди боязливых и бездеятельных современников.

Подлинным героем поэмы является Кавказ. Пейзаж в произведении служит средством раскрытия образа Мцыри. Презирая свое окружение, герой чувст-вует родство лишь с природой. Заклю-ченный в монастырь, он сравнивает се-бя с бледным тепличным листком, вы-росшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он просыпается вместе с цве-тами. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Мцыри видит то, чего не замечают другие: блеск зме-иной чешуи и отливы серебра на шерсти барса, зубцы далеких гор и бледную по-лосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба за полетом ангелов.

Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывает свою душу в рассказе-исповеди. Строки о не-счастливом детстве и отрочестве Мцыри помогают глубже понять его пережива-ния и мысли. Автор стремился как можно полнее раскрыть — «рассказать душу» своего удивительного героя.

Итак, в поэме Лермонтова присутству-ют все черты романтизма: место дейст-вия — Кавказ, экзотический и велико-лепный; внимание поэта сосредоточено на психологии главного героя; сюжет произведения составляют яркие, далеко не обычные события. Но главное — в центре поэмы образ Мцыри, незауряд-ного, сильного, смелого, свободолюби-вого, — автор наделил его всеми каче-ствами романтического героя, прекрас-ного, но невозможного.

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Тест по произведению

На рубеже 18-19 веков в России развивается романтическая традиция, сменившая собой классицизм. Если предыдущее литературное направление основное внимание обращало на развитие общества и стремилось описать идеальное мировое устройство, то для романтизма становится важным совершенно иное. В произведениях романтиков на первое место выходит человек, его внутренний мир, стремления и ощущения. Романтические писатели твердо убеждены, что каждый человек исключителен и представляет первоочередную ценность, поэтому они переносят свое внимание на изображение чувств и переживаний. Так появляется романтический герой, для изображения которого вскоре формируются вполне четкие литературные каноны.

Первым правилом романтизма как литературного направления становится изображение необычного героя в необычных условиях. Как правило, писатели-романтики выбирают для своих произведений нетипичное место действий: лес, горы, пустыню или же какой-нибудь старинный замок. В таинственное место помещается необычный герой, обладающий всеми лучшими человеческими качествами: он красив, горд и благороден. Он лучше окружающих его людей и при всем этом вызывает их неприязнь. Отсюда вытекает второе условие: противопоставление героя и общества, героя и окружающей действительности. Романтический герой всегда находится в оппозиции, поскольку он отлично видит несовершенство мира и, в силу своей нравственной чистоты, не желает с ним смиряться. На этом и строится романтический конфликт. Еще одно обязательное условие для литературы романтизма – это детальное описание мыслей героя. Для этого выбирается форма дневника, лирического монолога или же исповеди.

Классическим примером романтического героя в произведениях русских писателей могут служить герои произведений М. Лермонтова. Это Печорин и Арбенин, Демон и Мцыри… Рассмотрим Мцыри как романтического героя.

Мцыри как романтический герой

В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.

О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.

Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.

Трагедия Мцыри

Романтический герой почти всегда обречен на поражение в борьбе с миром, поскольку борьба эта неравная. Его мечты, как правило, не сбываются, а жизнь обрывается рано. В этом романтический герой поэмы Лермонтова «Мцыри» оказывается исключением: ему все же удалось осуществить часть своей мечты и вдохнуть воздуха свободы. Другое дело, что, как говорит нам эпиграф к поэме, он «вкусил мало меда», и свобода дана ему всего на три дня – но тем ярче им переживется это время. Мцыри счастлив своим слиянием с природой. Здесь к нему возвращаются воспоминания о семье, о родном ауле и счастливом детстве. Здесь просыпается его кровь, кровь воинственных горцев, и он оказывается способен на подвиги. Во время битвы с барсом Мцыри предстает перед читателем как отважный воин, полностью осознающий свою силу и умеющий ею пользоваться. Он прекрасен, как и дикая природа вокруг: он ее часть и ее дитя.

Но Лермонтов не мог бы по праву называться великим поэтом-романтиком, если бы он превратил свою поэму в счастливую сказку. Мцыри побежден обстоятельствами, он изранен и вновь принесен в свою келью. Свобода лишь поманила его, но главная мечта: вернуться на родину, на далекий вольный Кавказ, не сбылась. И, если задуматься, она и вовсе не была осуществимой, ведь там его никто не ждет. Близкие Мцыри давно мертвы, дом разрушен, и у себя он бы оказался точно таким же чужаком, как и в монастыре. В этом и проявляется подлинный романтический трагизм: герой полностью исключен из этого мира и равно чужд всем в нем. Только за гранью жизни его, возможно, ждет счастье, но Мцыри не желает сдаваться. «Рай и вечность» он бы с охотой променял на несколько минут на родине. Он умирает несломленным и последний его взгляд обращен на Кавказ.

Образ Мцыри – образ романтического героя, с глубоко трагической историей, который по праву пользуется любовью уже многих поколений читателей. «…Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» – так отзывался о нем критик Белинский, и слова критика действительно полностью характеризуют героя. Идут годы, сменяются литературные течения, романтическая традиция давно ушла в прошлое, но образ Мцыри по-прежнему вдохновляет на подвиги и пробуждает любовь к наиболее ценному: к жизни и родине.

Приведенный образа романтического героя поэмы и описание его черт, пригодятся ученикам 8 классов при поиске материалов для сочинения на тему «Мцыри как романтический герой поэмы Лермонтова»

Тест по произведению

Практически в каждом из своих произведений, знаменитый русский писатель Лермонтов старался учитывать опыт Байрона и не просто опыт, а именно творческий подход к работе.Конечно, многие могут задать вопрос, кто же это такой? Но, только не те кто знаком с творчеством поэта. Ведь, люди которые хорошо знакомы с творчеством Михаила Юрьевича знают, что этот человек очень долгие годы являлся его кумиром. Именно поэтому, практически о каждом герое, можно говорить о как о байронических героях. Давайте, всё же внесем ясность и скажем, что байронический герой – это на самом деле романтический образ, обладающий самыми высшими качествами, герой-мятежник с естественной натурой и непростой судьбой.

Это человек, который старается жить честной жизнью, не поддаваясь ни на какие обстоятельства судьбы.

Специалисты и критики в области литературы уверены, что именно это качества так сильно привлекали Лермонтова потому, что он сам по своей натуре являлся таковым персонажем.

Не стал исключением и романтический герой "Мцыри", которого Лермонтов из всех своих авторских сил старался сделать идеалом романтического героя.

О жизни главного героя данного произведения мы узнаем как бы из первых уст, так как писателем была выбрана исповедь, как форма повествования данного произведения.

Стоит отметить, что исповедь является самым популярным жанром романтического стиля. Так же важно будет учесть тот факт, что исповедь как правило наполнена трагической судьбой. Не исключением становиться и наш герой, именно его трагическая и в какой-то степени несправедливая судьба привлекает автора, и ещё автора не на шутку привлекает откровенность героя. Он честно и правдиво рассказывает всю свою жизнь, как бы очищая свою душу от страданий и мучений, которые столько лет терзают его.

Как ни странно, но именно романтизм привлекает большое количество читателей, ведь его так не хватает в повседневной жизни.

В 18 – 19 веке в России полным ходом развивается романтизм, который сменил классические традиции. Если до этого литературные произведения были направлены на развитие общественной стороны, и хотелось показать некий идеал устройства, то для романтической стороны главным становится совсем другое. В творчестве таких писателей главным образом становится сам человек, его мысли, цели, то, как он живет, и о чем думает.

Романтики уверены в своих убеждениях, что любой человек уникален и особенен, и он сам представляет в первую очередь главную ценность, потому писатели пытаются обратить внимание на чувства и переживания их героев. Таким образом, создается персонаж полный романтизма, и очень быстро создаются точные литературные правила, который не стал исключать и наш известный писатель.

Жизнь Мцыри, а точнее об основных его моментах, можно узнать от него же самого, поскольку Михаил Юрьевич Лермонтов для своей поэмы выбрал форму исповеди. Ведь подобный жанр очень хорошо помогает раскрыть всю сущность души человека, и само произведение выходит красочным и ярким. Мцыри живет в не обычном месте, в монастыре на Кавказе. Данное место в то время считалось достаточно необычным, где присутствует вольность и свободомыслие.

Сам характер героя виден даже в том, как мало выделено тому, какова была жизнь молодого человека до того, как он попал в монастырь, все очень кратко и сжато. Пребывание в монастыре – тайна, очень характерна для подобных поэм. Когда он был еще ребенком, его захватили в плен. Захватил его русский генерал и поселил в монастырь, где молодой Мцыри и прожил много лет. Но молодой человек не простой монах, у него совсем иной характер, он бунтует от подобной жизни. Он не может позабыть свой родной край, отрешиться от того места, где родился и куда хочет непременно вернуться любой ценой.

Долго ли думал наш герой о своем побеге? Ведь, само собой разумеется, монахи не думали навредить ему, нанести какой-либо вред. Но то, как они живут, молодому человеку это все чуждо, так как он хочет совсем иного для себя мира и ради него может пойти на любое рискованное дело. Он бежит – это восстание против правил. Как показывает произведение, это случилось во время бурной грозовой ночи, тогда, когда священнослужители молятся, чтобы Бог перестал не них гневаться. Для молодого же человека грозы – радость, он хочет влиться в струю бурной стихии и стать свободным!

Несколько интересных сочинений

  • Герои произведения Старуха Изергиль (характеристика)

    Рассказчик в произведении является одним из действующих лиц, хотя сведений о себе он дает немного. По сюжету, он - молодой русский парень, красивый, сильный, работающий на сборе винограда в Бессарабии

  • Система образов в пьесе Гроза Островского сочинение

    Все герои пьесы «Гроза» являются жителями вымышленного города Калинова. Главными персонажами становятся члены семьи Кабановых.

  • Первобытные люди, как и животные, боялись огня. Но процесс эволюции привел к тому, что они поняли: греться у костра хорошо и запеченное на нем мясо вкуснее

  • Сочинение по картине Левитана Свежий ветер. Волга

    Картина «Свежий ветер. Волга» была написана знаменитым русским живописцем И.И. Левитаном в 1895 году. Данная картина является одной из лучших работ художника, несмотря на то, что ее создание давалось Левитану нелегко.

  • Сочинение Образ Базарбая в рассказе Плаха Айтматова

    Базарбай – это персонаж романа «Плаха». Полная противоположность Бостону. Полнейший пьяница и нахлебник. Полное имя данного персонажа – Базарбай Нойгутов.

 

 

Это интересно: