→ Нарисовать луноход ребенку 1. Как нарисовать луноход. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Нарисовать луноход ребенку 1. Как нарисовать луноход. Муниципальное общеобразовательное учреждение

Если исходить из того, что братьев по разуму у нас нет, этот транспорт можно считать самым надежным во всей Вселенной. Американцы не в счет: они дважды ремонтировали свой "Лунный ровер" прямо на Луне. Наш "Луноход", сломайся он в "рейсе", ремонтировать было бы некому – экипаж находился от него за 400 тыс. километров…

Шасси для беспилотника

В освоении иных планет мы, как это бывало не раз, тоже пошли своим путем. Вместо человека СССР решил послать на соседнюю планету робота-исследователя.

Чтобы он смог делать всё то же, что и живой космонавт, ему было необходимо транспортное средство. Ключевой проблемой было шасси, и решить ее поручили военному НИИ из Ленинграда, проектировавшему ходовую часть. Военные конструкторы остановились на старом добром колесе, отвергнув гусеничный ход, шагающий, прыгающий, перекатывающийся… Определяющих требований к шасси "Лунохода" было несколько.

Прежде всего движитель должен быть настолько универсальным, чтобы свести к минимуму вероятность "засадить" планетоход – подтолкнуть-то его будет некому! Да и с "раскачкой", как покажет жизнь, у космических роботов проблемы. Кроме того, профиль протекторной части должен был препятствовать боковому сползанию транспортного средства при движении по склонам. Во-вторых, важна надежность, а что может быть проще колеса? Тут, кстати, сразу и в-третьих, по причине простоты колесо как таковое – предельно легкий узел. Наконец, оно – один из самых эффективных движителей и требует наименьших энергозатрат. Применение шасси с колесами дает возможность варьировать их количество, а помимо снижения давления на грунт, это еще и возможность повысить живучесть транспортного средства – за счет исключения из игры отказавших колес.

Колесо заново

Правда, колесо пришлось существенно дорабатывать, и прежде всего потому, что в конце 1960-х человек очень приблизительно знал, что представляет собой лунный грунт. Комбинация камней всех калибров с рыхлыми породами непредсказуемой плотности требовала колеса с противоречивыми свойствами. И военные такое сделали. Три тонких титановых обода легко катились по твердой поверхности, натянутая между ними сетка вступала в действие на сыпучем грунте, когда обода начинали проваливаться. Приваренные поверх всего уголки-грунтозацепы помогали выгребать на рыхлой поверхности под нагрузкой. Как потом оказалось, они были востребованы чаще, чем хотелось бы. Легкие спицы вместо дисков обеспечивали необходимую прочность и упругость на случай жесткого контакта колеса с камнями.

Окончательный вариант колес рождался в результате расчетов и многочисленных испытаний. Опытные образцы катали на трех полигонах с разными типами грунтов и даже в отсеке самолета, имитирующего лунную гравитацию, которая составляет 1/6 часть земной. Например, много времени занял подбор величины ячейки сетки, натянутой на обод.

В тонкую ступицу колес встроили электродвигатель постоянного тока с редуктором и пиропатроном. Последний подрывался дистанционно в случае аварийного заклинивания привода, и колесо, разобщенное таким образом с осью редуктора, превращалось из ведущего в ведомое, то есть просто катилось по поверхности. Таким образом можно было без непосредственного участия человека "отремонтировать" привод пяти колес из восьми имеющихся, и аппарат мог продолжать выполнение задачи с тремя оставшимися ведущими!

Нервы длиной 400 тыс. км

Самым сложным пунктом в лунном проекте СССР было управление "Луноходом". Оно было дистанционным, и более дистанционное найти было трудно: расстояние от Моря Дождей на Луне, куда высадился наш космический робот, до Центра дальней космической связи в Крыму, где располагался его экипаж, превышало 400 000 километров.

Командный радиосигнал преодолевал этот путь за 2,5 секунды, то есть с такой задержкой аппарат реагировал на команды водителя. Но это была не главная проблема. Основная трудность была в скорости обновления картинки на мониторе перед оператором. Передача изображения с камер "Лунохода" на Землю только называлось телевизионной, на самом деле водитель видел перед собой, мягко говоря, слайд-шоу: кадр сменялся не 25 раз в секунду, а один раз в 3–20 секунд (в зависимости от рельефа местности)! Ничего не поделаешь – обеспечить более быструю передачу данных каналы связи и счетно-решающие машины того времени не могли. Таким образом, после обнаружения препятствия машина продолжала двигаться еще не менее 8 секунд! Именно поэтому водители никогда не "гнали" быстрее 2 км/ч.

Усугубляли проблему особенности лунного освещения – настолько резкого и контрастного, что дорожная ситуация "за лобовым стеклом" выглядела для оператора как набор черных и белых пятен. В некоторые дни, когда солнце стояло в зените, "ехать" было вообще нельзя. Поэтому в помощь глазам водителя аппарат присылал ему данные с дополнительных датчиков: крена, дифферента, нагрузки и пробуксовки колес. Анализируя их, экипаж быстрее понимал, что происходит с его машиной: накренилась на каменной гряде, спускается в кратер, карабкается из него с 90-процентной пробуксовкой... Работа экипажа была столь напряженной, что больше двух часов "за рулем" он не выдерживал.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Что внутри?

Кстати, об экипаже. Он состоял из пяти человек. Кроме водителя, сидевшего на рычагах (поворачивал "Луноход" по-танковому, с подтормаживанием колес), были еще штурман, бортинженер, оператор остронаправленной антенны и командир экипажа. Как бы там ни было, даже при прочих благоприятных условиях поместиться в своей машине все эти люди не могли бы, поскольку ее округлый корпус (макс. диаметр 2 150 мм) полностью занят научной аппаратурой и системами, отвечающими за работу шасси. Маршевые электродвигатели планетохода питались от серебряно-кадмиевых аккумуляторных батарей, которые получали зарядку от солнечных панелей, размещенных на верхней откидывающейся крышке. Ночью (1 лунная ночь, как и лунный день, длится почти 14 земных суток) крышка закрывалась, чтобы беречь тепло в корпусе, и аппарат на это время замирал в "анабиозе". Причина не в отсутствии мощных фар, а в отсутствии возможности подзаряжать батареи без солнца.

1 / 2

2 / 2

Одной из ключевых систем "Лунохода" была климатическая установка, которая обеспечивала заданную температуру в герметичном корпусе при забортной температуре –150 °С ночью и +150 °С днем. Источником тепла служила капсула с радиоизотопом Полоний-210, излишнее же тепло отводилось через крышу корпуса, являющуюся радиатором. Газ-теплоноситель циркулировал внутри корпуса по двум контурам, причем второй был выделен для аппаратуры с особо строгим тепловым режимом. Эффективность тогдашнего климат-контроля была столь высока, что позволяла не беспокоиться за сохранность аппаратуры при разнице температур левого и правого бортов аппарата в 100 градусов!

Гарантийные обязательства

Всего было выпущено четыре экземпляра "Лунохода", не считая опытных версий и тренировочных экземпляров. Самый первый "боевой" экземпляр, которому впоследствии присвоили наименование "Луноход-0", из-за аварии ракеты на старте в космос не попал. Второй аппарат под именем "Луноход-1" наездил по Луне 10 540 метров, выполнив множество научных задач. Производитель – оборонное предприятие Машиностроительный завод имени С. А. Лавочкина – гарантировал три месяца бесперебойной работы своего детища, но "Луноход-1" отработал без малого год, с 17 ноября 1970 г. по 15 сентября 1971 г. Эксплуатацию пришлось прекратить после того, как выработал свой ресурс изотопный источник тепла и "начинка" восьмиколесного робота окончательно замерзла холодной лунной 150-градусной ночью…

17 ноября 1970 года в 7 часов 20 минут по московскому времени в районе Моря Дождей на Луне советский самоходный космический аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли, преодолел первые несколько метров. С этого момента началась новая эпоха исследований спутника Земли. По крайней мере так думали в те годы.


Посадочная платформа аппарата «Луноход-1». Изображение передано с Луны.

Кстати ниже представлены панорамы поверхности Луны, переданные на Землю луноходом в 1970 году . Можете сравнить их качество с теми снимками, которые в 2013-м. Ошиблись тогда в 1970-м рассчитывая на "новую эпоху" в космических исследованиях...

Значение того, что за несколько лет удалось осуществить для прогресса всего человечества выдающемуся конструктору Григорию Николаевичу Бабакину, трудно переоценить. О значимости его вклада в мировую космонавтику говорит тот факт, что именем Бабакина названы кратер на Луне, расположенный рядом с кратерами Циолковского и Королева. Экспедиция «Лунохода-1» закончилась уже после его смерти 30 сентября 1971 года. Триумф лунохода стал поводом почти для всенародного ликования.

А вот «сидячим космонавтам» - экипажу, управлявшему КА «Луноход-1» с Земли с популярностью не повезло. Первое время даже само их существование скрывалось от широкой общественности. В первом сообщении ТАСС 18 ноября 1970 года говорилось: «Передвижение по Луне самоходного аппарата осуществляется с помощью восьмиколесного шасси... Управление движением «Лунохода-1» производится из Центра дальней космической связи с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности...». Несмотря на вполне гражданское предназначение лунохода членов экипажа на долгие годы засекретили. Даже когда те давали небольшие интервью для центрального телевидения их представляли без имен. Фамилии сидячих космонавтов были названы лишь спустя 23 года в «Красной звезде».

В музее Космических войск, расположенном в Главном испытательном центре (испытаний и управления космическими средствами) им.Г.С.Титова, сохранился наземный пункт управления лунным аппаратом. Вячеслав Георгиевич Довгань, секретарь Совета ветеранов Космических войск, входивший в экипаж в качестве водителя «Лунохода-1» рассказал о том, как происходили те легендарные события.

Сложность управления КА «Луноход-1» заключалась в том, что задержка сигнала из-за расстояния (радиосигнал двигался до Луны и обратно около 2 секунд) и применения малокадрового телевидения (от 1 кадра в 4 секунды до 1 в 20 секунд) доходила до 24 секунд. Получалось, что к тому времени как придет новая картинка луноход продвинется на несколько метров. Именно поэтому опыт водителей наземных транспортных средств, привыкших оценивать ситуацию на основе сиюминутных ощущений, мешал управлять луноходом. Тогда было решено набрать инженеров-испытателей ракетно-космической техники. В 1967 году в СССР был создан отряд водителей лунохода. Было отобрано 14 офицеров командно-измерительного комплекса (КИК – в настоящее время Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами им. Г.С.Титова (ГИЦИУ КС)) - будущих членов экипажа лунохода.

Командование КИК приняло решение о создании трех групп. Одна – Ю.Ф. Васильев, А.Е. Кожевников, Н. Я. Козлитин, Л. Я. Мосензов и И.Л. Федоров – была направлена в ОКБ им. С.А. Лавочкина, где полным ходом шли испытания бортовых систем лунохода, другая – В.Г. Довгань, Н.М. Еременко, Н.Н. Иванов, А. И. Калиниченко, Г.Г. Латыпов, В.М. Сапранов и В.И. Чубукин, изъявивших желание стать водителями лунохода - в Ленинградский ВНИИТрансмаш, возглавляемый в то время Главным конструктором А. Л. Кемурджианом, специалистами которого уже было создано шасси лунохода. А третья – будущие штурманы экипажа K.К. Давидовский и В.Г. Самаль – в Институт космических исследований, где в одном из его отделов была сформирована оперативная научная группа от АН СССР под руководством Б.В. Непоклонова.




В соответствии с подготовленной программой наземных испытаний и тренировок летом 1968 года на Симферопольском Центре космической связи (НИП –10), в кратчайший срок была доработана и усовершенствована аппаратура командной радиолинии (КРЛ) и введен в эксплуатацию комплекс "Сатурн-МЛ”. Особенностью комплекса "Сатурн-МЛ” НИП-10 (в отличие от "Сатурн – МС” других НИПов) являлись: пункт управления луноходом (ПУЛ ), который включал пульты управления командира экипажа, водителя лунохода и оператора остронаправленной антенны (ОНА), рабочее место штурмана экипажа, а также зал оперативной обработки телеметрической информации. Кстати, на НИПе типового здания для этой радиотехнической системы не было. Т.к. строительство его заняло бы много времени, то для монтажа необходимой аппаратуры приспособили здание существовавшего лабораторного корпуса.

В конце 1969 г. был введен в эксплуатацию первый комплекс аппаратуры контроля и обработки телеметрической информации на базе "Минск-22” - СТИ-90.


Для тренировки экипажа по вождению лунохода, на НИПе был создан полигон – размером 70х120 м. Он был идентичным лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины. К этому времени лунная поверхность была более или менее изучена по фотопанорамам КА "Луна – 9” и "Луна –13” и исследованиями прочности грунта КА "Луна-13”. Как потом оказалось, лунодром ничем не отличался от кусочка настоящей Луны, и на нем продолжилась подготовка к беспрецедентному научному эксперименту.

Интенсивные тренировки на лунодроме проводились в преддверии первого старта очередной "Луны” с унифицированной посадочной платформой и луноходом. Старт ракеты – носителя (РН) "Протон” состоялся 19 февраля 1969 года. Однако на 52-й секунде полета произошло аварийное выключение двигателей первой ступени и ракета взорвалась.

10 ноября 1970 года КА "Луна – 17” взял курс в сторону Селены. 17 ноября в 6 ч. 46 мин. 50 с. посадочная платформа совершила мягкую посадку в районе лунного Моря Дождей.

Самым сложным, несмотря на всю подготовку, оказалось, все-таки, управление аппаратом. Две телевизионные камеры стояли на «Луноходе-1» слишком низко. Работала лишь одна из них, вторая была запасной. Картинка с Луны была очень контрастной, без полутеней. Весь первый лунный день экипажи лунохода приноравливались.

Работа экипажа была чрезвычайно сложная. Через два часа они уже были измотаны, но экипаж продолжал свою работу. Если за неполный первый лунный день луноход прошел лишь 197 метров, то за второй уже полтора километра.

Три первых «гарантийных» месяца помимо изучения поверхности аппарат выполнял еще и прикладную программу: отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Перед экипажами стояла задача: с использованием только навигационных средств (а не по старой колее) вывести луноход к посадочной ступени. Это удалось. 20 февраля, по окончанию 4 лунного дня, ТАСС сообщил о полном выполнении первоначальной программы работ.

Однако «Луноход-1» не собирался «умирать». Пришлось разрабатывать программу работ на следующий лунный день, и еще на следующий, и еще... В итоге луноход в три раза перекрыл свой первоначально рассчитанный ресурс.

Всякое случалось за это время. В 6 лунный день, 12 апреля 1971 года (прямо в День космонавтики) луноход попал в сложный кратер с очень сыпучими, крутыми краями. Выбраться из него было очень сложно. Пробуксовка колес достигала 90%, углы наклона - 24°. Экипаж, посовещавшись, принял рискованное решение: закрыть солнечную батарею и выбираться вслепую назад. Все закончилось благополучно.

За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10.540 метров, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий.

Это была очередная победа СССР в освоении космического пространства. Запуск первого искусственного спутника Земли, первый человек в космосе, первая фотография обратной стороны Луны, а теперь и высадка «Лунохода-1» на лунную поверхность, - все эти успехи СССР в космосе не могли оставить равнодушными США, стремившимися доказать свое превосходство в освоении космического пространства.

«Лунная гонка» проходила при небывалом обострении военного противостояния СССР и США. В начале 60-х, столкнувшись с реальной опасностью ядерной войны, военные по обеим сторонам океана предлагали планы милитаризации Луны. С их точки зрения спутник Земли был идеальным местом для создания неуязвимого командного пункта или ракетной базы. Командующий военно-воздушных сил США Гарднер открыто заявлял: «…через два или три десятилетия Луна по своему экономическому, техническому и военному значению будет иметь в наших глазах не меньшую ценность, чем те или иные ключевые районы на Земле, ради обладания которыми происходили основные военные столкновения».

По материалам Федерального космического агентства

Вопросам детей можно удивляться, но каждый родитель знает, что на них нужно отвечать (и ответ "не знаю" не принимается).

Детей интересует всё: от маленького муравья, до необъятной Вселенной. Поэтому совсем не удивительно, что некоторым родителям приходится объяснять ребёнку, как нарисовать луноход.

Быстрая навигация по статье

Подготовка

Прежде чем рисовать луноход, изучите его фотографии (которые можно найти в интернете) и выделите основные части этой машины.

У лунохода, как и у любой машины, есть колёса: их по четыре с каждой стороны, они большие и поддерживают металлическую платформу, на которой стоит тело лунохода. Поэтому рисовать луноход ребёнку можно начинать именно с колёс (кстати, нарисовать планетоход проще всего сбоку).

Корпус лунохода

Посмотрев на фотографии можно заметить, что корпус лунохода похож на усеченный конус, большим основанием повёрнутый вверх. То есть корпус лунохода можно нарисовать в виде трапеции, расширяющейся кверху.

Ребёнку можно объяснить, что корпус лунохода похож на кастрюлю.

Сверху лунохода расположена солнечная батарея, которая сделана в виде верхней крышки корпуса. Открытую солнечную батарею можно нарисовать в виде овала, прикреплённого с одной стороны к верхушке лунохода.

Спереди лунохода расположены антенны, которые можно изобразить в виде наклонных палок или раскрытых прямоугольных лепестков.

Объясните ребенку назначение антенн и нарисуйте их вместе с ним.

Рисуем луноход

Изучив фотографии, можно приступить непосредственно к рисованию лунохода:

  • Первым делом рисуются четыре больших колеса;
  • Над колёсами нарисуем корпус лунохода в виде расширяющейся кверху кастрюли;
  • После этого предложите ребёнку выбрать сторону, в которую будет ехать луноход. Спереди по ходу движения, рисуются антенны, а сзади - овальная солнечная батарея.
  • Осталось дополнить рисунок поверхностью Луны: для этого посмотрите фотографии лунной поверхности и отобразите кратеры и моря, на фоне которых будет двигаться ваш луноход.

Дабы лишний раз перестраховаться и оставить пути для отхода, сливки общества активно исследуют космос на предмет пригодных мест для обитания. При первой же необходимости они могут свалить толи на луну, толи на марс и создать там новое государство с пивом и девками законами и демократией. Но прежде, чем отправлять туда человека, поручили разведать почту специальным роботам, о которых мы сегодня поговорим, да еще и узнаем как рисовать луноход поэтапно. Луноход, или лунатик — приспособление для собирательства космической пыли, вакуума и лунных камней как с самой Луны, так и близлежащих лун. Полностью заменяет человека, беспрекословно исполняя все команды. Правда о луноходах:

  • Первый луноход был разработан Советским Союзом, он успешно исследовал поверхность Луны, знал на гимн и считал, что партия Ленина вечна;
  • По логике этот аппарат должен быть называться луноездом, в основном потому, что он летает без гравитации, но назвали его именно луноходом;
  • Китайцы запускают луноходы сразу по несколько штук в надежде, что хоть один долетит;
  • Сейчас на луне находится более десятка различных луноходов, которые общаются между собой и находят общий программный язык.

В нашем примере будет пилотированный луноход:

Как нарисовать луноход карандашом поэтапно

Шаг первый. Разделим устройство на конструктивные части, изображая их на бумаге в виде прямоугольников.
Шаг второй. Набросаем эскиз космонавта, сидящего в машине.
Шаг третий. Добавьте небольшую антенну впереди аппарата, более детально обрисуйте человека за рулем.
Шаг четвертый. Удалим вспомогательные линии и обведем контуры четче.
Шаг пятый. Чтобы показать эффект движения сделаем под ним тени, и еще добавим штриховки на колеса, космонавта и другие части. Вот:
Попробуйте также изобразить.

«Луноход-1» (Аппарат 8ЕЛ № 203) - первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности другого небесного тела - . Принадлежит к серии советских дистанционно-управляемых самоходных аппаратов «Луноход» для исследования Луны (проект Е-8).

Предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.

Модель Лунохода-1


Автоматический космический аппарат «Е-8» включал не только луноход, но из корректирующе-тормозной модуль (КТ).

Корректирующе-тормозной модуль был предназначен для обеспечения перелета по трассе Земля-Луна, включая коррекции траектории, выход на орбиту искусственного спутника Луны, формирование предпосадочной окололунной орбиты, сход с орбиты и посадку на лунную поверхность. Основу конструкции КТ составляли четыре сферических топливных бака, соединенных между собой цилиндрическими проставками, две из которых выполняли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой. Часть аппаратуры системы управления, предназначенная для управления работой блока «Д», была размещена на переходной ферме.

Помимо основных баков топливо размещалось еще и в баках сбрасываемых отсеков. Сброс отсеков производился перед включением двигателя для схода с окололунной орбиты. Двигательная установка корректирующе-тормозного модуля состояла из основного двигателя с регулируемой тягой и блока двигателей малой тяги с номинальной тягой 280 кгс. Суммарная тяга двигателя могла изменяться в пределах от 1929 до 750 кгс.

На посадочной ступени устанавливался собственно луноход, который состоял из двух основных частей: колесного шасси и герметичного приборного контейнера, в котором размещалась вся служебная аппаратура.

Приборный контейнер имел форму усеченного конуса, причем верхнее основание конуса, служащее радиатором-охладителем для сброса тепла, имел больший диаметр, чем нижнее. На время лунной ночи радиатор закрывался крышкой. Внутренняя поверхность крышки была покрыта фотоэлементами солнечной батареи, что обеспечивает подзаряд аккумуляторной батареи в течение лунного дня. В рабочем положении панель солнечной батареи могла располагаться под разными углами в пределах от 0º до 180°, чтобы оптимально использовать энергию Солнца при различных его высотах над лунным горизонтом. В передней части приборного отсека были расположены иллюминаторы для телевизионных камер, электрический привод подвижной остронаправленной антенны, предназначенной для передачи на Землю телевизионных изображений лунной поверхности, малонаправленная антенна, обеспечивающая прием радиокоманд с Земли и передачу телеметрической информации, научные приборы и оптический уголковый отражатель.

В состав телевизионного комплекса, предназначенного для получения информации об окружающем луноход пространстве, входили малокадровая телевизионная система, предназначенная для получения изображений лунной поверхности, необходимых для оперативного управления движением и фототелевизионная система.

Для получения панорамных изображений и съемки участков звездного неба, Солнца и Земли, необходимых для астроориентации лунохода и не требующих высоких скоростей передачи изображения, на борту лунохода установили телефотометрическую или фототелевизионную оптико-механическую систему с панорамной разверткой, состоящую из четырех камер. Они были расположены таким образом, что две из них обеспечивали обзор местности справа и слева от лунохода в пределах несколько более 180° в горизонтальной плоскости и 30° в вертикальной; а две другие камеры давали изображение местности и пространства в пределах 360° в вертикальной и 30° в горизонтальной плоскостях.

По левому и правому борту были установлены по две панорамные телефотокамеры (причем, в каждой паре одна из камер конструктивно объединена с определителем местной вертикали) и четыре штыревые антенны.

В задней части приборного отсека располагался радиоизотопный источник тепла, а рядом с ним - прибор для определения физико-механических свойств лунного грунта и механизм подъема и опускания девятого колеса.

Приборный отсек был установлен на восьмиколесном шасси, обеспечивающем передвижение автоматической лаборатории по поверхности Луны. Оно позволяло уверенно передвигаться по поверхности с рыхлым, сыпучим слоем грунта, преодолевать крутые подъемы, переезжать через кратеры и препятствия в виде отдельных камней или гряды камней, соизмеримых с размерами ходовой части. Каждое колесо шасси имело три титановых обода, покрытых сеткой из нержавеющей стали и соединенных грунтозацепами. Колеса, трансмиссии и двигатели были объединены в единые узлы - мотор-колеса. Луноход имел восемь мотор-колес, каждое из которых являлось ведущим. Все колеса были сделаны как неповоротные относительно вертикальной оси, поэтому для разворота лунохода на месте каждая четверка колес либо вращается в противоположном направлении, либо в одном, но с разной скоростью. Диаметр каждого из восьми ведущих колес по грунтозацепам составляла 510 мм, ширина - 200 мм, ширина колеи - 1600 мм.

Схема Лунохода-1


Для обеспечения заданного теплового режима внутри гермоконтейнера в условиях лунной ночи был использован радиоизотопный источник тепла, содержащий ампулы с полонием-210.

Двухконтурная воздушная система терморегулирования обеспечивала сброс тепла в течение лунного дня через верхнее днище приборного отсека, которое одновременно являлось радиатором-охладителем. На его наружной поверхности было нанесено специальное термооптическое покрытие, состоящее из зеркальных элементов из кварцевого стекла. Для дополнительного охлаждения в наиболее теплонапряженных сеансах применялся водяной испаритель.

Луноход управлялся дистанционно. В состав дистанционной системы управления входили система курсоуказания, обеспечивавшая передачу на Землю информации об угловом положении аппарата. Кроме того, курсовой гироскоп обеспечивал движение в заданном направлении с учетом объезда препятствий.

Стартовая масса космического аппарата «Е-8» составляла 5700 кг, после выхода на селеноцентрическую орбиту - 4100 кг, а на поверхности Луны - 1900 кг. Общая масса лунохода составляла 756 кг, его длина с открытой крышкой солнечной батареи - 4,42 м, ширина - 2,15 м, высота - 1,92 м. Он был рассчитан на три месяца работы на поверхности Луны.

Кроме прочего, и на луноходе, и на посадочной ступени установливались флаги и вымпелы с изображением Государственного герба СССР и барельефом Владимира Ильича Ленина.

Для отработки методики управления луноходом под Симферополем в Крыму был создан специальный «лунодром». Там-то экипажи лунохода и смогли попрактиковаться в управлении аппаратом.

Станция («Е-8» № 203) стартовала 10 ноября 1970 года и, совершив неполный виток вокруг Земли, направилась к Луне. 12 и 14 ноября были проведены плановые коррекции траектории перелета.

15 ноября «Луна-17» вышла на селеноцентрическую орбиту и в 3 часа 46 минут по времени Гринвича благополучно прилунилась в , в точке с координатами в точке с координатами 38° 17" с.ш. и 35° 00" з.д.

Два с половиной часа ушло на осмотр места посадки и развертывание трапов. В 6 часов:28 минут «Луноход-1» съехал с посадочной ступени на лунный грунт. Напомню, что к тому времени на Луне уже побывали американские астронавты: Армстронг, Олдрин, Конрад и Бин.

Пульт управления Луноходом


Самым сложным оказалось управление аппаратом. Две телевизионные камеры стояли на «Луноходе-1» слишком низко. Работала лишь одна из них, вторая была запасной. Картинка с Луны была очень контрастной, без полутеней. Весь первый лунный день экипажи Лунохода приноравливались к необычному телеизображению.

«Мы увидели там лишь какие-то черно-белые пятна, - вспоминает инженер-конструктор Гарри Николаевич Роговский. - Определить, где камни, где кратер, казалось, было невозможно. Требовался большой навык, большой опыт, чтобы разобраться в этом хаосе. Кратер, например, был виден в виде темной полоски, поскольку камеры стояли очень невысоко, на уровне глаз сидящего на стуле человека. Поэтому поначалу часто въезжали в кратеры. А въезжаешь в кратер - начинаются неприятности. Стенки у него рыхлые, луноход начинает буксовать, его сносит».

Колея, оставленная Луноходом-1


Но экипаж справился. Если за первый лунный день «Луноход-1» прошел лишь 197 м, то за второй - уже 1,5 км.

Экипаж и вся группа управления и анализа работала в Центре дальней космической связи под Евпаторией. Сеансы связи проводились с аппаратом ежедневно в течение всего лунного дня.

Три первых «гарантийных» месяца помимо изучения лунной поверхности «Луноход-1» выполнял еще и прикладную программу: отрабатывал поиск района посадки лунной кабины. Сначала аппарат шел на юго-восток. В конце третьего дня направление его маршрута изменилось на северо-западное. Перед экипажами стояла задача: с использованием только навигационных средств (а не по старой колее) вывести машину к посадочной ступени. Это удалось. 18 января «Луноход-1» вернулся на место своей посадки.

20 февраля, по окончанию четвертого лунного дня, ТАСС сообщил о полном выполнении первоначальной программы работ «Лунохода-1». Однако «лунный странник» не собирался «помирать». Пришлось управленцам вместе с учеными разрабатывать программу работ еще на один лунный день, а потом еще на один, и еще... И только в начале 12-го лунного дня (30 сентября 1971 года) войти в связь с луноходом не удалось.

В результате общее время активного функционирования лунохода (301 сутки 6 часов 57 минут) более чем в три раза превысило заданное.

В ходе выполнения программы работы за 116 сеансов движения «Луноход-1» прошел расстояние 10540 м, что позволило детально обследовать лунную поверхность на площади 80000 м2. Максимальная скорость движения составляла 2 км/час. За это время на Землю было передано 200 телефотометрических панорам и около 20 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки были получены стереоскопические изображения наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения.

По данным обследования луноходом района посадки станции «Луна-17» были построены топографическая схема трассы в масштабе 1:1000, уточненные схемы отдельных участков в масштабе 1:200, топографические планы отдельных участков в масштабе 1:100, высотные профили трассы и характерных кратеров.

Снимок Лунохода-1, полученный LRO


В течение всего срока активного существования лунохода регулярно проводились измерения физико-механических свойств лунного грунта. С помощью автоматической спектрометрической аппаратуры РИФМА была получена информация о химическом составе лунного грунта - в своем составе он имел следующие элементы: кремний (20%), железо (12%), кальций (8%), алюминий (7%), магний (7%), титан (
К научно-техническим приоритетным достижениям станции «Луна-17» относятся маневры подвижного аппарата на поверхности Луны в соответствии с планом полета.

 

 

Это интересно: