→ Вячеслав михайлович головко историческая поэтика русской классической повести. Повесть как литературный жанр История развития повести как жанра

Вячеслав михайлович головко историческая поэтика русской классической повести. Повесть как литературный жанр История развития повести как жанра

ПОВЕСТЬ

Средний (между рассказом и романом) эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). По объёму П. больше рассказа и шире изображает действительность, рисуя цепь эпизодов, составляющих определенный период жизни главного персонажа, в ней больше событий и действующих лиц, однако, в отличие от романа, как правило, одна сюжетная линия.

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПОВЕСТЬ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПОВЕСТЬ в Литературной энциклопедии:
    широкий, расплывчатый жанровый термин, не поддающийся единому определению. В своем историческом развитии как самый термин «повесть», так и обнимаемый им …
  • ПОВЕСТЬ в Большом энциклопедическом словаре:
    прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги …
  • ПОВЕСТЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (англ. tale, франц. nouvelle, histoire, нем. Geschichte, Erzahiung), одна из эпических жанровых форм художественной литературы; её понимание исторически изменялось. Первоначально, …
  • ПОВЕСТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - род эпической поэзии, близкий к роману, но отличающийся от него некоторыми, не всегда уловимыми чертами. П. менее значительна и …
  • ПОВЕСТЬ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ПОВЕСТЬ в Энциклопедическом словарике:
    прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом),тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет …
  • ПОВЕСТЬ в Энциклопедическом словаре:
    ПOBECTЬ, -и, мн. -и, -ей, ж. 1. Литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе. Л. Пушкина "Метель". …
  • ПОВЕСТЬ
    "П́ОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ", повесть 2-й пол. 17 в., где впервые в др.-рус. лит-ре конфликт перенесён непосредственно в сферу …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "П́ОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ", воинская повесть (не позднее сер. 14 в.) о героич. эпизоде из времён монг.-тат. нашествия; входит …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "П́ОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ" ("Повесть от жития святых новых чудотворец муромских..."), др.-рус. повесть (первонач. сюжет, вероятно, 2-я пол. 15 …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "П́ОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ" (17 в.), рус. лироэпич. повесть в стихах о добром, склонном к "кроткому пьянству" молодце, неотвязно преследуемом Горем-Злочастием …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́ОВЕСТЬ ДРЕВНЕРУССКАЯ, жанровая форма др.-рус. лит-ры, объединяющая повествоват. произв. разного характера (собственно повесть, житие, летописная повесть, сказание, …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "П́ОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ", общерус. летописный свод, составлен в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. Нестором. Редактировалась Сильвестром и др. Текст …
  • ПОВЕСТЬ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́OВЕСТЬ, прозаич. жанр неустойчивого объёма (преим. среднего между романом и рассказом), тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естеств. течение жизни. Лишённый …
  • ПОВЕСТЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? род эпической поэзии, близкий к роману, но отличающийся от него некоторыми, не всегда уловимыми чертами. П. менее значительна и …
  • ПОВЕСТЬ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    по"весть, по"вести, по"вести, повесте"й, по"вести, повестя"м, по"весть, по"вести, по"вестью, повестя"ми, по"вести, …
  • ПОВЕСТЬ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, мн. п"овести, повест"ей, ж. 1) Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и романом. Повести Пушкина. Прочитать …
  • ПОВЕСТЬ в Тезаурусе русской деловой лексики:
    Syn: см. …
  • ПОВЕСТЬ в Тезаурусе русского языка:
    Syn: см. …
  • ПОВЕСТЬ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. …
  • ПОВЕСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
    Syn: см. …
  • ПОВЕСТЬ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Рассказ о последовательном ходе событий. 2) Литературное художественное повествовательное произведение, занимающее промежуточное место между рассказом и …

Повесть это в современной русской теории литературы средний по объему текста или сюжета эпический прозаический жанр, промежуточный между рассказом и романом. В мировой литературе чаще всего четко не вычленяется. Так, по-японски слово «моногатари», зафиксированное с 9 века, буквально значит «рассказ о вещах» и определяет прозаические произведения разных жанров: фантастическую сказку, волшебную повесть, собрание коротких сказок или легенд, крупное произведение-аналог европейского романа, героическую эпопею. По-английски повесть - tale, с середины 18 века терминами history, novel именовалась противопоставленная старым любовным романам (romance) разновидность романа с персонажами, наделенными более разносторонними интересами, с тематикой из сферы обычной современной жизни. По-французски повесть - conte, буквально «сказка», то, что сказывается, рассказывается, повествуется (воспитанный на французской культуре А.С.Пушкин в письмах называет сказками свои «Повести Белкина»); однако слово conte применяется и к стихам - например, «Сказки и рассказы в стихах» («Contes et nouvelles en vers», 1665-85) Ж.Лафонтена. Современная литература пользуется термином «микророман», в частности, он привился в Эстонии.

В древнерусской литературе повесть не была жанром ; этим словом обозначались повествования самых разных типов, включая летописные («Повесть временных лет»). В 18 веке появились авторские стихотворные повести: у И.Ф.Богдановича «Душенька» (1778)-«древняя повесть в вольных стихах», «Добромысл» (конец 1780-х) - «старинная повесть в стихах». В подзаголовок одно слово «повесть» первоначально не выносилось как бессодержательное, требовавшее определения, уточнения; сатирический «Каиб» (1792) И.А.Крылова, напоминающий «восточные повести» Вольтера, снабжен подзаголовком «восточная повесть». В 1790-е Н.М.Карамзин своими сентиментальными повестями возвел прозу в ранг высокой литературы. Пушкин применял слова «повести» к своим поэмам: «Кавказскому пленнику» (1820-21), «Медному всаднику» (1833, «петербургская повесть»-обозначение, заимствованное А.А.Ахматовой для первой части «Поэмы без героя», 194062, - «Девятьсот тринадцатый год»), фантастический и «высокий» по теме «Демон» (1829-39) М.Ю.Лермонтова-также «восточная повесть».

Прозаическую повесть от Карамзина до Пушкина, структурно и по объему обычно аналогичную тогдашним западноевропейским новеллам, нельзя с ними отождествлять: в ранней русской прозе повесть и роман не противопоставлялись по объему даже так относительно, как на Западе. У Н.В.Гоголя ранние повести короче последующих, а «Тарас Бульба» (1835), прозаическое подражание героическому эпосу Гомера, по объему сопоставим с некоторыми романами 1830-х.

Д.П.Святополк-Мирский в своей «Истории русской литературы…» (1926) находил, что романы И.С.Тургенева отличаются от его повестей не столько объемом, сколько наличием злободневных разговоров персонажей. Сам Тургенев чаще называл их повестями и лишь в 1880, когда после Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского роман утвердился как высшее достижение национальной культуры, объединил свои шесть небольших романов под этим общим наименованием. В 20 веке объем текста тоже не всегда рассматривается как определяющий жанровый признак. М.Горький дал своей четырехтомной хронике «Жизнь Клима Самгина. Сорок лет» подзаголовок «повесть», видимо, подчеркивая прежде всего, что это не роман, а повествование вообще. «Повесть, - писал А.И.Солженицын в автобиографической книге «Бодался теленок с дубом» (Paris, 1975), - это то, что чаще всего у нас гонятся называть романом: где несколько сюжетных линий и даже почти обязательна протяженность во времени. А роман (мерзкое слово! нельзя ли иначе?) отличается от повести не столько объемом и не столько протяженностью во времени (ему даже пристала сжатость и динамичность), сколько - захватом множества судеб, горизонтом взгляда и вертикалью мысли». В последней трети 20 века были писатели, проявившие себя преимущественно в жанре повести, отчасти потому, что средний жанр навлекал меньшие идеологические претензии, чем крупный. Это зрелый Ю.В.Трифонов, ранний Ч.Т.Айтматов, В.Г.Распутин, В.В.Быков. Западные литературы по-прежнему часто оставляют прозаические произведения среднего объема без четкого обозначения. Например, «Старик и море» (1952) Э.Хемингуэя принято называть и повестью, и рассказом (новеллой).


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Факультет филологии и журналистики
Кафедра русской зарубежной литературы

Курсовая работа
на тему: «Особенности жанра повести Н. А. Дуровой «Серный ключ»

Выполнила: студентка 2 курса специальности 050301.65. Русский язык и литература Н. А. Липина
Научный руководитель: к. филол. наук, доцент О. И. Позднякова

Йошкар-Ола
2012
Содержание
Введение………………………………………………………… …………..…………3
1. Повесть как литературный жанр……………………………..…………………….5
1.1 Определение жанра повести в современном литературоведении………….5
1.2 Типология повести первой трети XIX века…………………………………..8
1.2.1. Романтическая повесть……………………… …………........................11
1.2.2. Историческая повесть………………………… ………………………..14
1.2.3. Фантастическая повесть. …………………………………………….....16
1.2.4. Светская повесть….………………………………………………….. ....17

1.2.5. Бытовая повесть……………………………….…………………….. ....19
2. Анализ жанровых особенностей произведения Н. А. Дуровой «Серный ключ»………………………………………………………………… …............................. ...21
Заключение…………………………………………………… …..….......................... .27
Список использованных источников и литературы………………………………………..……… ………………………….............29

Введение
Творчеством Н. А. Дуровой восхищались многие ее современники. Бесспорно, ее ждало блестящее будущее, но будто та самая улановская сабля, о которой говорил А. С. Пушкин, внезапно перерубила перо. Стоит отметить, что сейчас уже мало кто знает про Дурову-писательницу, а если что-то и знают, то разве только то, что она автор «Записок кавалерист-девицы". Но кроме этой книги она является автором романа, ряда рассказов и повестей. Взятые в целом произведения Н. А. Дуровой являются значительным достоянием русской литературы тридцатых годов XIX века. Закончив в 1840 году издание произведений, Дурова навсегда отказалась от литературной деятельности и в течение двадцати шести лет не написала ни строчки. Возможно, сказалось отсутствие ярких впечатлений во время жизни в Елабуге, возможно, подействовала резкая критика последних произведений. Сама Дурова на вопрос, почему она больше не пишет, отвечала, что она уже не сможет написать так, как писала раньше, «а с чем-нибудь явиться в свет не хочется» 1
Деятельность Н. А. Дуровой как писательницы интересовала не только ее современников. Но стоит отметить, что исследователи изучали ее творчество в целом, не особо углубляясь в жанровые особенности отдельных произведений. Так было и с повестью «Серный ключ». Опираясь на вступительные статьи сборников произведений автора, мы пришли к выводу, что вопрос о жанровой особенности повести почти не изучен. Так, к примеру, Б. В. Смиренский писал, что «в сборнике «Сто русских литераторов», том I, помещена повесть «Серный ключ» с портретом автора работы А. Брюллова. Последняя вошла в сборник повестей Дуровой под названием «Черемиска». 2 Также Смиренский отметил, что «повесть написана в присущем Дуровой романтическом духе. Художественный прием создания повести «Серный ключ» заключается в обычной манере автобиографических произведений Дуровой: герою повести рассказывают историю, послужившую сюжетом произведения». 3 Вл. Муравьев писал, что сюжет повести «целиком принадлежат эпохе романтизма». 4 А В. В. Афанасьев отметил то, что Дурова «удивительно верно схватывала тончайшие оттенки облика представителей разных народов – татар, марийцев («Серный ключ»), поляков, литовцев («Гудишки»). 5
Все исследователи рассматривают какие-то отдельные аспекты и не акцентируют свое внимание на особенностях жанра, поэтому мы считаем, что этот вопрос требует более глубокого изучения. В силу вышесказанного данная тема является актуальной.

Цель данного научного исследования – выявить особенности жанра повести «Серный ключ» Н. А. Дуровой.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

    изучить особенности жанра повести;
    определить жанровую специфику повести «Серный ключ»;
    установить место повести «Серный ключ» в творчестве Н. Дуровой;
Научная новизна данной исследовательской работы заключается в том, что в ней рассматривается повесть «Серный ключ» Н. А. Дуровой в аспекте жанровых особенностей.
Объектом исследования является повесть Н. А. Дуровой «Серный ключ».
Предметом – эпический жанр повести, его типология и художественная специфика.
Метод исследования: в работе используется комплексный подход, состоящий из сочетания историко-генетического и типологического методов исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованных источников и литературы, включающего 12 наименований. В первой главе рассмотрены теоретические вопросы, связанные с определением повести как жанра русской поэзии. В практической части приводится типологический анализ повести «Серный ключ» Н. А. Дуровой.

Тексты произведения Н. А. Дуровой цитируются по изданию: Избранные сочинения кавалерист -девицы Н. А. Дуровой/ Сост., вступ. примеч. Вл. Муравьева. – М.: Моск. Рабочий, 1983. – 479 с. В работе в круглых скобках арабскими цифрами обозначаются страницы.
1. Повесть как литературный жанр
В данной главе главным образом рассматривается история возникновения жанра повести, ее особенности, проблематика, типология. Она разделена на два параграфа: первый параграф посвящен непосредственно истории жанра, второй – типологии повести первой трети XIX века.
1.1. Определение жанра повести в современном литературоведении
Повесть прозаическая – одна из жанровых разновидностей средней эпической формы (наряду с новеллой, рассказом и новой, неканонической поэмой), которую отличает следующая система константных структурных признаков: 1) в области «события, о котором рассказывается» - доминирование циклической сюжетной схемы, ситуация испытания героя и поступок как результат этического выбора, принцип обратной («зеркальной») симметрии в расположении важнейших событий; 2) в структуре «события самого рассказывания» - нерефлектируемый его характер, предпочтение временной дистанции, оценочная направленность повествования на этическую позицию героя и возможность авторитетной резюмирующей позиции, тенденция к переосмыслению основного события и приданию ему иносказательно-обобщенного значения (параллельный вставной сюжет или дополнительный его аналог в финале); 3) в аспекте «зоны построения образа» героя – серьезность, неравноценность изображенного мира действительности автора и читателя и в то же время потенциальная близость кругозоров действующего лица и повествователя (может реализоваться в финале); соотнесение героя и его судьбы с известными образцами поведения в традиционных ситуациях и, следовательно, трактовка центрального события как «примера» (зачастую – временного отклонения от нормы), а также извлечение из рассказанной истории жизненных уроков. 6
Повесть в современной русской теории литературы - средний по объему текста или сюжета эпический прозаический жанр, промежуточный между рассказом и романом. В мировой литературе чаще всего четко не вычленяется. В древнерусской литературе повесть не была жанром; этим словом обозначались произведения самых разных типов, включая летописные («Повесть временных лет»). В 18 веке появились авторские стихотворные повести: у И.Ф.Богдановича «Душенька» (1778)-«древняя повесть в вольных стихах», «Добромысл» (конец 1780-х) - «старинная повесть в стихах». Сатирический «Каиб» (1792) И. А. Крылова, напоминающий «восточные повести» Вольтера, снабжен подзаголовком «восточная повесть». А.С.Пушкин применял слово «повесть» к своим поэмам: «Кавказскому пленнику» (1820-21), «Медному всаднику» (1833). У Н.В.Гоголя ранние повести короче, чем последующие, а «Тарас Бульба» (1835) по объему сопоставим с некоторыми романами 1830-х. М. Горький дал своей четырехтомной хронике «Жизнь Клима Самгина. Сорок лет» подзаголовок «повесть», судя по всему, подчеркивая прежде всего, что это не роман, а повествование вообще. В последней трети XX века были писатели, проявившие себя именно в повести потому, что средний жанр подвергался критике меньше, чем крупный. Это зрелый Ю.В.Трифонов, ранний Ч.Т.Айтматов, В.Г.Распутин, В.В.Быков. 7
Первоначальное значение слова «повесть» в нашей древней письменности весьма близко к его этимологии: повесть - то, что повествуется, представляет законченное повествование, поэтому применяют его свободно и широко. «Так, повестью часто назывались житийные, новеллистические, агиографические или летописные произведения (например, «Повесть о житии и отчасти чудес исповедание блаженного Михаила...», «Повести о мудрых женах» или известное «Се повести временных лет» и т. д.). И наоборот, в заглавиях старинных повестей можно найти термины «Сказание», «Житие», «Деяния» соответственно распространенному на Западе лат. «gesta», «Слово», при нравоучительном осмыслении - нередко «Притча», позже «Приклад» (т. е. пример)». 8 Тем не менее старинная повесть теснейшим образом переплетается с большинством других повествовательных жанров. В недостаточно дифференцированной, «синкретичной» древней письменности повесть является общей жанровой формой, в которой переплетаются почти все повествовательные жанры: житийные, апокрифические, хроникальные, воинско-эпические и т. п. Для повести характерно связное изложение не одного, а целого ряда фактов, объединенных единым стержнем. Центральную линию развития повестийных жанров дают повести светские, которые содержали в себе тенденцию развития беллетристики. Вместе с тем сравнительная простота социальных отношений и бытовых их проявлений и примитивность познавательных возможностей литературы определяли сюжетную однолинейность, «одноплановость» древних произведений, свойственную повести. Только в позднейший период средневековой литературы появляются бытовые, авантюрные, говорящие об «обычных» людях и построенные на художественном вымысле светские повести. Этот период является этапом в развитии русской литературы, когда общая масса повествовательных жанров начинает с большей отчетливостью диференцироваться, выделяя, с одной стороны, новеллу, с другой - роман как уже отчетливо определившиеся жанры. Такого рода произведения, как «Повесть о Карпе Сутулове», «О Шемякине суде» и т. п., терминологически еще не обособившиеся в отдельный жанр, являются в сущности типичными новеллами. При наличии такой диференциации повествовательных форм понятие «повесть» приобретает новое и более узкое содержание, занимая среднее положение между романом и новеллой. Это прежде всего определяется масштабом объема и сложности охватываемой произведением действительности. Но размер произведения решающей роли при этом не играет: маленькая повесть может быть короче длинного рассказа (например, у Л. Н. Толстого повесть «Записки маркера» и рассказ «Метель»), большая же может оказаться длиннее небольшого романа. Однако в среднем повесть длиннее рассказа и короче романа; размер произведения является производным от его внутренней структуры. По сравнению с рассказом повесть - более емкая форма, поэтому число действующих лиц в ней обычно больше, чем в рассказе. В первой трети XIX века в господствующем стиле, т. е. в стиле различных групп дворянства, выдвигаются преимущественно стихотворные повести и драматургические жанры. Позднее, в 30-х гг., когда с чрезвычайной интенсивностью начинает расти проза, в ней выдвигается на первый план вместе с романом и повесть. Так, Белинский в 30-х гг. утверждал: «Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть» («О русской повести и повестях Гоголя»). Развитие повести несомненно связано с обращением литературы к «прозаической», обыденной действительности (недаром Белинский противопоставляет повесть и роман «героической поэме» и оде классицизма), хотя сама эта действительность может восприниматься авторами и в романтическом аспекте (например, петербургские повести Н. В. Гоголя, ряд повестей В. Одоевского, Марлинского, такие произведения Н. Полевого, как «Блаженство безумия», «Эмма» и др.). Но среди повестей 30-х гг. было немало и обладавших исторической тематикой (романтические повести Марлинского, повести Вельтмана и др.). Но подлинно типичными для эпохи, новыми по сравнению с предыдущим этапом, являются повести с реалистической устремленностью, обращенные к современной, будничной жизни («Повести Белкина» А. С. Пушкина, буржуазная и мелкобуржуазная бытовая повесть М. П. Погодина, И.Н. Павлова, Н. А. Полевого и других; у романтиков - В. Ф. Одоевского и А. А. Марлинского). С дальнейшим развитием русской литературы, в которой все большую роль начинает играть роман, повесть все же сохраняет достаточно заметное место. Приблизительно такой же удельный вес сохраняет повесть в творчестве наших современных писателей. Исключительный вклад в развитие повести сделал М. Горький своими автобиографическими повестями («Детство», «В людях», «Мои университеты»), структурной особенностью которых является большая значимость окружающих основное действующее лицо персонажей. Прочное место заняла повесть в творчестве ряда других современных писателей. Достаточно назвать такие популярнейшие произведения советской литературы, как «Чапаев» Д.А.Фурманова, «Ташкент - город хлебный» С.И.Неверова и мн. др. При этом «однолинейность» повести, известная простота ее структуры в литературе социалистического реализма, не идет в ущерб глубине социального осмысления отражаемых явлений и эстетической ценности произведения. 9

1.2. Типология повести первой трети XIX века.

Пути становления и развития русской прозы наиболее ярко могут быть прослежены при рассмотрении двух ее основных жанров - повести и романа. Если типология романа конца XVIII - начала XIX века изучена относительно полно, то исследование русской оригинальной повести в типологическом аспекте пока недостаточно.
В настоящее время в литературоведении не вызывает сомнения уместность типологического метода исследования. Более того, именно типологический подход позволяет наиболее точно проследить генезис и развитие жанров в пределах определенной литературной эпохи. Как справедливо отметил Ю.М. Лотман, «потребность в типологических моделях возникает тогда, когда исследователь встает перед необходимостью объяснить сущность хронологически или этически отдаленной литературы, представив ее не в виде набора экзотических нелепостей, а как органическую, внутренне стройную, художественную и идейную структуру» 10
В начале XIX века появились специальные труды, посвященные исследованию повести. Так, например, первую попытку классификации русской повести и романа XVIII века представляет работа В.В. Сиповского «Очерки из истории русского романа». Достоинством данного исследования является то, что это был первый опыт описания и классификации огромного материала, ранее не изученного и не вошедшего в научный оборот (привлечены многие источники XVIII века, начиная с 1730 года). Существенным недостатком монографического исследования является, во-первых, классификация, данная на основе произведений западноевропейской литературы, что, по нашему мнению, преувеличенно подчеркивает подражательный характер русской литературы конца XVIII века и недостаточно полно раскрывает особенности русского оригинального романа и повести; и, во-вторых, не дается жанровая дифференциация между романом и повестью. Типологическому аспекту исследования русской повести конца XVIII века была посвящена работа Т. Ж. Юсупова «Русская повесть 80-х-90-х гг. XVIII века (Проблемы типологии)». Предложенная классификация ограничивается следующими типами повестей: 1. сатирико-бытовая повесть; 2. сентиментальная повесть а) с развитым сюжетом, б) бессюжетная. Дается также типология повестей Н.М. Карамзина: сентиментальная, предромантическая, светская.
На наш взгляд, при классификации повестей по тематическому принципу остаются за пределом внимания исследователя такие разновидности повести 80-90-х годов XVIII века, как авантюрная, историческая, философская, «восточная» и так далее, имевшие место в литературном процессе конца века. Таким образом, остается неучтенным значительный пласт русских повестей указанного периода, что не позволяет говорить о целостном исследовании жанра повести.
В. Г. Белинский в своей статье «О русской повести и повестях Гоголя («Арабески» и «Миргород») также предпринимает попытку типологии повести. 11 В ней автор анализирует полностью творчество авторов, которые положили начало развитию русской повести. Среди них А. А. Бестужев-Марлинский, который «был первым нашим повествователем, был творцом, или, лучше сказать, зачинщиком русской повести» 12 , князь В. Ф. Одоевский, М. П. Погодин, Н. А. Полевой, Н. Ф. Павлов, которые больше тяготели к историческим повествованиям, а Н. В. Гоголь писал по большей части повести фантастического характера. Стоит уточнить, что В. Г. Белинский не ставил перед собой цель классифицировать повести по каким-то признакам, но его труд послужил толчком для последующих исследователей этого жанра.
Белинский писал: «Повесть наша началась недавно, очень недавно, а именно - с двадцатых годов текущего столетия. До того же времени она была чужеземным растением, перевезенным из-за моря по прихоти и моде и насильственно пересаженным на родную почву» Появление в русской литературе повести нового типа критик связывал с развитием русского романтизма. «В двадцатых годах, - продолжал Белинский, - обнаружились первые попытки создать истинную повесть. Это было время всеобщей литературной реформы, явившейся вследствие начинавшегося знакомства с немецкою, английскою и новою французскою литературами и с здравыми понятиями о законах творчества» 13
«Отцом» русской повести В. Г. Белинский считал А. А. Бестужева-Марлинского, который дал огромный толчок для развития этого жанра. Его повести были по большей части «народными» или историческими, рассказывающими о жизни и быте русского народа, но эта «народность» заключалась лишь в русских именах, а по своему содержанию его произведения больше были похожи на рыцарские романы. «Но, несмотря на все это, повести г. Марлинского, не прибавивши ничего к сумме русской поэзии, доставили много пользы русской литературе, были для нее большим шагом вперед. <…> В повестях г. Марлинского была новейшая европейская манера и характер; везде был виден ум, образованность, встречались отдельные прекрасные мысли, поражавшие и своею новостию и своею истиною; прибавьте к этому его слог, оригинальный и блестящий в самых натяжках, в самой фразеологии - и вы не будете более удивляться его чрезвычайному успеху». 14 Повести же князя В. Ф. Одоевского были аллегорического характера, но тем не менее были историческими. Впервые были сделаны нападки на XVIII век. Но, как писал Белинский «не ищите в его созданиях поэтического представления действительной жизни, не ищите в его повестях повести, ибо повесть была для него не целию, но, так сказать, средством, не существенною формою, а удобною рамою». 15 «Следуя хронологическому порядку, я должен теперь говорить о повестях г. Погодина. Ни одна из них не была историческою, но все были народными, или, лучше сказать, «простонародными». 16 М. П. Погодин писал о жизни простого народа, мир его поэзии - мир купцов, мещан, мелкопоместного дворянства и мужиков. Его "Нищий", простодушно рассказывающий о своей любви и своих страданиях, может служить типом благородно чувствующего простолюдина. В "Черной немочи" описан быт среднего сословия, с его полудиким, получеловеческим образованием, со всеми его оттенками и «родимыми пятнами». «Одно из главнейших, из самых видных мест между нашими повествователями занимает г. Полевой. Отличительный характер его произведений составляет удивительная многосторонность, так что трудно подвести их под общий взгляд, ибо каждая его повесть представляет совершенно отдельный мир». 17 Его повести скорее исторические, в которых автор сумел очень точно, ненавязчиво рассказать о прошлом ("Живописец" и "Эмма"). «Трудно судить о повестях г. Павлова, - писал Белинский. - Трудно решить, что они такое: дума умного и чувствующего человека, плод мгновенной вспышки воображения, произведение одной счастливой минуты, одной благоприятной эпохи в жизни автора, порождение обстоятельств, результат одной мысли, глубоко запавшей в душу, - или создания художника, произведения безусловные, безотносительные, свободное излияние души, удел которой есть творчество?» 18 Повести Н. Ф. Павлова скорее пропитаны повседневностью обыденной жизни. В них нет ничего сверхъестественного, а наоборот, все обычно.
Работа В. Г. Белинского дала толчок для дальнейшего изучения повести как жанра.
И на наш взгляд самой полной работой в рассмотрении вопроса о типологии этого жанра стала коллективная монография «Русская повесть XIX века: история и проблематика жанра» под редакцией Мейлаха Б. С. (Ленинград, 1973). Так как повесть Н. Дуровой «Серный ключ» принадлежит первой трети XIX века, приступим непосредственно к рассмотрению этого периода русской литературы. Авторы данного научного труда выделяют пять типов повести XIX века: романтическая, историческая, фантастическая, светская и бытовая.

1.2.1. Романтическая повесть
«Процесс формирования романтической прозы отличался в России своим своеобразным характером. Если история немецкого романтизма начинается с романа и повести, сразу принявших на себя сложнейшую философско-эстетическую проблематику нового направления, то русский романтизм с начала утверждается в поэзии». 19 Искания первых русских романтиков были связаны с идеей личности, со стремлением выразить духовно-психологический опыт человека новой исторической эпохи, поставившей перед литературой задачи, неразрешимые художественными средствами классицизма и сентиментализма. Эта тенденция - передать усложнившуюся психологию современного человека и изменившийся характер его взаимоотношений с окружающим миром, претерпевшим бурные исторические события, - выдвинула на первый план поэтические жанры, которые оказались более подготовленными к усвоению новых литературно-эстетических задач, поставленных романтизмом. Именно поэтому 1800 - 1810-е годы характеризуются значительным расцветом романтической поэзии, давшей, по образному определению Белинского, русской литературе «душу и сердце», обогатившей ее психологизмом. «Историческая задача следующего периода, - отмечается в «Истории русского романа», - состояла в том, чтобы перенести достижения Жуковского, Пушкина, Грибоедова, поэтов-декабристов... в сферу художественной прозы, и прежде всего романа и повести». 20
В начале XIX в. количество оригинальных повестей, которые могут быть названы сентиментальными, значительно возрастает по сравнению с XVIII в. В художественном отношении эти повести, как правило, гораздо слабее карамзинских. Тем не менее повесть 1800-1810-х годов - это не только эпигонство, но и новые находки, пусть не очень заметные с первого взгляда, но показывающие постепенную эволюцию жанра.
В повестях 1800-1810-х годов сохранились многие устойчивые элементы, повторявшие сюжеты, образы, характеры, стиль повестей XVIII века.
В. В. Сиповский подметил, что прозаики начала века проявляли интерес к форме именно повести и новеллы, но не романа. При этом сам сюжет произведения приобретал для автора интерес лишь в связи с возможностью описать чувства и переживания героев. Насыщенность событиями и динамичность действия постепенно уступали место замедленному, почти статическому описанию с подробным анализом мыслей и чувств по поводу события.
Уже в 90-е годы XVIII в. возникает и другая линия в литературе русского сентиментализма - собственно предромантическая («Остров Борнгольм» и «Сиерра-Морена» Карамзина). В начале XIX века происходит дальнейшее развитие жанра романтической повести, однако прежде чем этот жанр окончательно оформился, он долго сосуществовал с сентиментальной повестью.
В эпоху предромантизма и романтизма во всех европейских странах возрастает внимание к древности, и Россия в этом отношении не была исключением. Писатели обращались к далеким временам в поисках истинного героя, более близкого к природе, чем современные люди, человека, не связанного предрассудками цивилизации. Историзм при этом имел, естественно, условный характер, но постепенно интерес к историческому прошлому своего народа становился все серьезнее и глубже.
Уже в повести «Наталья, боярская дочь» (1792) Карамзин переносит действие в те старые времена, «когда русские были русскими, когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком по своему сердцу, то есть говорили, как думали». В XIX веке, как известно, история становится главным предметом занятий Карамзина, с чем связано и появление его исторической повести «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода» (1803). 21
Это произведение уже нельзя считать сентиментальной повестью, однако написано оно Карамзиным - признанным главой русского сентиментализма. В мировоззрении и творчестве Карамзина произошли очень существенные изменения, однако новые художественные принципы писателя вырастали на основе его предыдущего опыта.
В творчестве крупнейшего русского писателя-сентименталиста начали формироваться основные типы повести, ставшие популярными в течение 1820-1830-х годов. Перу Карамзина принадлежала не только одна из первых исторических повестей, но и одна из повестей, посвященных жизни светского общества, - «Юлия». «Автор статьи «Взгляд на повести или сказки» «превосходнейшей» из повестей Карамзина считает «Юлию»: «Живость рассказа, красивость выражений, легкость кисти, картины прозаической живописи, верные изображения общества, наконец все цветы воображения и все прелести слога ее украшают». 22 «Юлия»(1794) была одной из первых светских повестей в русской литературе. Именно эта разновидность жанра получает большое распространение в начале XIX века. Светская повесть давала писателям широкие возможности для постановки проблем психологизма на материале, наиболее близком и знакомом им. Демократизм авторов русского сентиментализма был по существу очень ограничен: признавая способность крестьянки «чувствовать», они предпочитали говорить о переживаниях «благородного» героя.
Значение сентиментальной повести для русской реалистической литературы XIX века по-разному оценивалось исследователями. Многие отмечали, что отдельные сюжеты, мотивы, образы из повестей Карамзина и его последователей переходят в произведения Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского. «В ряде работ, однако, были показаны принципиальные отличия пушкинских повестей от сентиментальных. Детально исследовавший эту проблему В. В. Гиппиус писал: «Повесть Пушкина возникла не из усвоения сентиментальной повести, а из ее преодоления и отрицания». 23
Итак, мы можем сделать вывод, что русская повесть первых десятилетий XIX в., испытывавшая сильнейшее воздействие Карамзина и Жуковского, отличалась значительным разнообразием по тематике и стилю. Фольклорность, религиозные мотивы, мистическая фантастика в дальнейшем становятся существенными признаками романтической повести в ее классическом варианте. В дальнейшем в русской повести действительность стала рассматриваться и в других аспектах – фантастическом, «светском». Особую разновидность образовали повести об искусстве и художниках (повести о «гении»). Таким образом, в ходе развития русской романтической прозы создались четыре самостоятельных жанровых варианта – историческая, светская, фантастическая, бытовая повести.

1.2.2. Историческая повесть

«Процесс преодоления и отрицания начался по существу изнутри, в недрах самого жанра сентиментальной повести, как можно видеть из приводившегося выше материала. Сентиментальная повесть - это понятие сложное, включающее в себя несколько групп, разнородных и вместе с тем тесно связанных друг с другом». 24 Уже в пределах сентиментальной повести происходит заметная эволюция жанра: постепенно расширяется проблематика повести, в частности появляется проблема отношения героя к среде, окружающей его и накладывающей на него свой отпечаток. «В соответствии с этим углубляется представление сентименталистов о «жизни сердца», о психологии человека, открываются новые многосторонние связи, существующие между героем и внешним миром». 25
«Одни авторы сосредоточивают свое внимание на изображении личности «чувствительного» героя, противостоящего «свету», не подчиняющегося его морали. Такой герой непосредственно предшествует герою романтической повести с его бурным протестом против устоявшихся законов и мнений». 26
Подчеркивая, что рассказываемые ими истории взяты из реальной действительности, сентименталисты стремились ввести в свои произведения такие детали, которые могли бы свидетельствовать о достоверности повествования. Если время действия было отнесено в прошлое, появлялись сведения, факты, описания, позволявшие читателю представить эту отдаленную эпоху. Так начинали вырабатываться принципы создания исторической повести.
На историческую повесть декабристов, например, очевидное воздействие оказал жанр думы Рылеева. Принципы историзма, разработанные Рылеевым, несомненно, были учтены в исторических повестях А. Бестужева. К ним относятся:
- историческая личность, наделенная чертами исключительности, чей внутренний мир предельно сближен с авторским;
- исторические аллюзии в обрисовке нравов прошлого, которое призвано «намекнуть» читателю на современность;
- лиризация авторского повествования, сближение исповедальной манеры речи автора и главного героя;
- приемы психологизма (портрет, пейзаж), пришедшие в историческую повесть из арсенала элегического романтизма и др.

1.2.3. Фантастическая повесть
«С середины 1820-х годов в русской повествовательной прозе начинает развиваться и вскоре достигает значительного распространения одна из ветвей романтической повести, получившая название фантастической». 27
Термин «фантастическая повесть» далеко не однозначен по своему содержанию. «Необходимым условием, лежащим в основе фантастики этого периода и, следовательно, фантастической повести, является представление, получившее название двоемирия. Оно заключается в том, что якобы независимо от видимого и воспринимаемого человеком мира, независимо от окружающей его действительности и как бы за ней, за ее пределами, существует иной, недоступный чувственному восприятию и не постигаемый разумом сверхъестественный, «потусторонний» мир. Этот второй, «иной» мир может оказывать (и оказывает) таинственное и в конечном счете губительное влияние на человека, его судьбу и окружающую его действительность, по временам вторгаясь в человеческую жизнь. В переводе на исторически сложившиеся религиозные понятия этот темный потусторонний мир является созданием и орудием духа зла-дьявола; он враждебен светлому миру, созданному и управляемому божеством; он борется против божества или по крайней мере стоит как бы вне его; попытки человека проникнуть в этот мир, и в особенности подчинить себе его силы, противозаконны и греховны, являются колдовством, чародейством, ведущим человека к погибели». 28
Особого рода источником мистических представлений является народное творчество в виде поверий и преданий, сложившихся в средние века под двойным воздействием древних языческих верований (одухотворения природы, культа предков и пр.) и христианской мифологии, сливавшейся с этими верованиями. Интерес к народному творчеству возник и стал расти с середины XVIII в. Отметим при этом, что не следует смешивать фантастики народных поверий и преданий с фантастикой народных сказок. Существенное различие между той и другой заключается в том, что в сказке отсутствует представление о потустороннем, сверхъестественном мире как об иной, даже обратной стороне бытия - представление, о котором говорилось выше.
«Одним из важных источников фантастической повести - как в Западной Европе, так и в России - является романтическая идея народности, понимаемой как выражение «народного духа» в нравах, обычаях, поверьях, преданиях, идущих от старины, в народном творчестве. Но в отличие от баллады, введенной в русскую поэзию Жуковским и обращавшейся преимущественно к зарубежному средневековью, к псевдоисторической или поэтизированной старине, к германскому, британскому, скандинавскому, восточному фольклору, русская фантастическая повесть 20 - 30-х годов обращается чаще всего к материалам русского или - еще больше - украинского («малороссийского») народного творчества». 29
Тесная связь литературной фантастики с фольклором, народными поверьями и преданиями как с ее существенным источником способствовала тому, что фантастическая повесть в форме устного рассказа стала явлением быта. В создании фантастической повести с середины 20-х по начало 40-х годов приняли то или иное участие многие русские писатели и поэты от величайших гениев того времени до третьестепенных, безвестных и забытых литераторов. Здесь в первом ряду нужно назвать три таких имени, как Пушкин, Гоголь и Лермонтов; за ними следуют имена меньшие, но все же заметные - А. А. Перовского (Антония Погорельского), В. Ф. Одоевского, М. Н. Загоскина, О. М. Сомова (Порфирия Байского),Г. Ф. Квитки-Основьяненко, Ё. П. Гребенки, А. К. Толстого.

1.2.4. Светская повесть

В середине 1830-х годов из потока романтических повестей выделяется новая разновидность - «светская повесть», которая меньше чем на десятилетие станет одним из самых распространенных и модных жанров времени. Термин «светская повесть» входит в критику лишь с 1835 года, хотя к этому времени сам жанр уже сформировался и приобрел свои характерные признаки. Но несмотря на то, что жанр стал популярен в 30-х годах XIX века, основоположником и создателем «светской повести» принято считать Н. М. Карамзина. Его сентиментальная повесть «Юлия», написанная в 1796 году, открывает этот жанр в русской литературе. Через «светские повести» прошли почти все писатели 1830-х годов. Наиболее известными из них были A.С. Пушкин, В.А. Соллогуб, Н.Ф. Павлов, А.А. Бестужев-Марлинский, B.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов.
В основе «светской повести», как правило, лежит любовно-психологическая драма, конфликт между «светом» и героем, который хочет быть самим собой, жить согласно своему сердцу, и, как результат, нарушает «законы» высшего общества. Во многих случаях подобная коллизия определяет сюжетное развитие «светских повестей», взаимоотношения персонажей, а также особенности построения характеров и эмоциональный тон повествования». 30 Сюжет «светской повести» строится на несоответствии искренности и лицемерия, глубоких чувств и общественных условностей («Поединок» Е.П. Ростопчиной).
«Термин «светская повесть» впервые вводит в литературу критик и писатель С. П. Шевырев, рецензируя сборник Н.Ф. Павлова «Три повести» (1835). Название жанра говорит само за себя. Все повести посвящены теме большого света и светского человека. Таким образом, действующие лица «светской повести» - это «лица обыкновенные, которые вам часто попадаются в обществе: Граф, Графиня, Княжна, Полковник, Корнет и т.д.» 31
Основная проблема, вокруг которой строится повествование, - взаимоотношения человека и общества. Эволюция отношений составляет содержание повести и объясняется давлением «обстоятельств». Обязательно присутствие любовной интриги, являющейся центром развития сюжета. Переживания героя, его внутренний мир - на первом месте у автора «светской повести». Действие протекает в светской среде, фоном которой становятся гостиная, бал, театр, маскарад, домашняя обстановка, усадьба. Писатели уделяют много внимания композиции и стилю, стремятся обогатить литературный язык, придать ему изящество, блеск и разговорную легкость. Они разрабатывают диалоги, которые по своей пестроте, юмору, игре слов, метафорам напоминают светскую словесную дуэль.
Стандартный набор «светской повести»: любовный треугольник, «свет» как структурообразующий компонент, романтическая коллизия: незаурядная личность противостоит обществу. Герой не находит себе места в обществе, и поэтому автор вынужден сделать так, чтобы он погиб, уехал и пр. Для «светской повести» 1830-х годов характерен несчастливый финал. Сила «света» непропорционально велика силе героя. Главная черта заключается в том, что, чем положительней герой, чем в нем больше добрых качеств, чем он больше открыт миру, тем он более уязвим, и тем у него больше шансов погибнуть.
«Образ главного героя или героини всегда противопоставлен «светской черни», «светской толпе». И редко бывает так, чтобы автором был выписан какой-то один персонаж из толпы, как правило, он создает собирательный образ, все светское общество сливается в одно целое». 32
В «светской повести» широко распространен мотив «молвы», «сплетни», «слуха», «аргуса», который является двигателем сюжета. Зависть, ложь, предательство - все это епархия «светской черни». Главной героиней женской «светской повести» становится женщина (в мужской «светской повести» дело обстоит иначе: в большинстве случаев главный герой - мужчина), в отдельных случаях она является вершиной любовного треугольника. Мотив неразделенной, «преступной» любви широко распространен в «светских повестях», как правило, на нем строится сюжет. Но в этой коллизии герой-мужчина чаше всего бывает слеп, избирая объектом любви пустую легкомысленную женщину, интриганку, хорошо знающую правила «света», умеющую добиться цели, используя кокетство.

1.2.5. Бытовая повесть
«Бытовая повесть получает значительно меньшее развитие в русской прозе начала XIX в., чем остальные жанры. Это объясняется тем, что она связана прежде всего с бытописанием, с изображением быта, характерным для справедливых и полусправедливых повестей, для нравоописательной прозы, а также для басни. Но так как быт может быть разным, например светским, то под бытовой повестью обычно понимают ту, в которой повествование касается низших сословий общества – крестьян, солдат, разночинцев, мещан, купцов и пр. В остальных случаях изображение быта изучается в качестве его функций в романтической прозе. Тем не менее, бытовая повесть обладает рядом структурных особенностей, к которым относятся:
- столкновение «простого» человека из низших слоев общества с человеком (или средой) более высокого социального статуса - противопоставление патриархального мира цивилизованному;
- при этом патриархальный мир оценивается положительно, а цивилизованный – отрицательно;
- герой, как правило, терпит личное крушение в семье, в своем стремлении к знаниям, в искусстве». 33
«Выработка новых принципов бытописания в начале 1830-х годов была в значительной мере связана с попытками социально-исторического осмысления действительности, и здесь особое место принадлежало Пушкину. Уже в первых песнях «Евгения Онегина» Пушкин рисует своего героя на широком и детализированном бытовом фоне. «Быт» возникает как «среда», причем как среда эстетически нейтральная, вне оценки. Среда выступает как детерминирующий фактор, это становится особенно ясно после второй главы, где воспитание Татьяны и ее бытовая сфера окажутся контрастно противопоставленными онегинским» 34
и т.д.................

В этой статье мы поговорим о том, чем отличается роман от повести. Для начала дадим определение этим жанрам, а затем сравним их.

и повесть

Романом называют довольно крупное художественное Этот жанр относится к эпическим. Главных героев может быть несколько, и их жизнь напрямую связана с историческими событиями. Кроме того, в романе рассказывается обо всей жизни персонажей или о какой-то значительной ее части.

Повесть - это литературное произведение в прозе, которое обычно рассказывает о каком-то важном эпизоде в жизни героя. Действующих персонажей обычно немного, при этом главным является только один из них. Также объем повести ограничен и не должен превышать примерно 100 страниц.

Сравнение

И все-таки чем отличается роман от повести? Начнем с романной формы. Итак, этот жанр предполагает изображение масштабных событий, многоплановость сюжета, очень большие временные рамки, которые включают в себя всю хронологию повествования. Роман имеет одну основную сюжетную линию и несколько побочных, которые тесно сплетаются в композиционное целое.

Идейная составляющая проявляется в поведении героев, раскрытии их мотивов. Действие романа происходит на историческом или бытоописательном фоне, затрагивая большой круг психологических, этических и мировоззренческих проблем.

Роман имеет несколько подвидов: психологический, социально-бытовой, приключенческий, детективный и пр.

Теперь подробнее рассмотрим повесть. В произведениях этого жанра развитие событий ограничивается конкретным местом и временем. Личность главного героя и судьба раскрывается в 1-2 эпизодах, которые являются поворотными для его жизни.

Сюжет в повести один, но в нем может быть несколько неожиданных поворотов, которые придают ему многоплановость и глубину. Все действия связаны с главным героем. В таких произведениях нет ярко выраженных привязок к истории или социально-культурным событиям.

Проблематика прозы намного уже, чем в романе. Обычно она связана с моралью, этикой, личностным становлением, проявлением личностных качеств в экстремальных и необычных условиях.

Повесть подразделяется на поджанры: детективные, фантастические, исторические, приключенческие и пр. Редко в литературе можно встретить психологическую повесть, зато большой популярностью пользуются сатирические и сказочные.

Чем отличается роман от повести: выводы

Подведем итоги:

  • Роман отражает социальные и исторические события, а в повести они служат только фоном для повествования.
  • Жизнь персонажей романа предстает в социально-психологическом или историческом контексте. А в повести образ главного героя может быть раскрыт только в определённых обстоятельствах.
  • В романе существует один главный сюжет и несколько второстепенных, которые образуют сложную структуру. Повесть в этом плане намного проще и не осложнена дополнительными сюжетными линиями.
  • Действие романа происходит в большом временном промежутке, а повести - в очень ограниченном.
  • Романная проблематика включает большое число вопросов, а повесть затрагивает лишь несколько из них.
  • Герои романа выражают мировоззренческие и социальные идеи, а в повести важен внутренний мир персонажа и его личностные качества.

Романы и повести: примеры

Перечислим произведения, которые являются :

  • «Повести Белкина» (Пушкин);
  • «Вешние воды» (Тургенев);
  • «Бедная Лиза» (Карамзин).

Среди романов можно назвать следующие:

  • «Дворянское гнездо» (Тургенев);
  • «Идиот» (Достоевский);
  • «Анна Каренина» (Л. Толстой).

Итак, мы выяснили, чем отличается роман от повести. Если говорить кратко, то различие сводится к масштабности литературного произведения.

Историческая поэтика – детище отечественной филологической науки, хотя у истоков этой дисциплины стояли не только русские, но и европейские учёные XIX в., занимавшиеся сравнительно-типологическим изучением явлений мировой литературы и на этой основе делавшие выводы об эволюции отдельных форм словесного творчества и целых художественных систем. Её зарождение связано с научной деятельностью академика А.Н. Веселовского (1838–1906), создателя «новой», «индуктивной поэтики» , который впервые определил предмет, разработал методологию изучения и сформулировал задачи исторической поэтики. Актуализируя принцип историзма в научном познании, этот выдающийся учёный принципиально обновлял теорию литературы, знания о генезисе поэтических жанров и родов, сюжетов и мотивов, о закономерностях развития мировой литературы. Нормативной теории и истории литературы он противопоставлял идею «генетической» поэтики, основанную на понимании роли собственно эстетических и внеэстетических факторов литературного развития. Целью этой научной дисциплины А.Н. Веселовский считал изучение «эволюции поэтического сознания и его форм» , подчеркивая при этом, что «метод новой поэтики будет сравнительным» .

Рассматривая историю литературы как «историю общественной мысли в образно-поэтическом переживании и выражающих его формах» , учёный в 1870 г. говорил во вступительной лекции к курсу всеобщей литературы, который он читал в Петербургском университете: «История литературы, в широком смысле этого слова, – это история общественной мысли, насколько она выразилась в движении философском, религиозном и поэтическом и закреплена словом. Если… в истории литературы следует обратить особенное внимание на поэзию, то сравнительный метод откроет ей в этой более тесной сфере совершенно новую задачу – проследить, каким образом новое содержание жизни, этот элемент свободы, приливающий с каждым новым поколением, проникает старые образы, эти формы необходимости, в которые неизбежно отливалось всякое предыдущее развитие» .

А.Н. Веселовский «индуктивную поэтику» рассматривал в рамках «методики истории литературы», создаваемой с целью «выяснения сущности поэзии – из её истории» , причём рассматривал в парадигме содержательности форм, взаимосвязи типологического и исторического. Предостерегая от «умозрительных построений» в этой области, он обращал внимание на важность изучения природы эстетической деятельности и специфики восприятия: «Задача исторической поэтики… – определить роль и границы предания в процессе личного творчества» . При этом в контексте преодоления эмпиризма в научном познании им формулировался вопрос, суть которого заключалась в необходимости «отвлечь законы поэтического творчества и отвлечь критерий для оценки его явлений из исторической эволюции поэзии» .

«Отвлечение», «снятие» данных эволюции поэтических систем, исторически складывавшейся общности, целостности на разных уровнях эстетической реальности в целях определения закономерностей развития художественного сознания, форм его выражения обусловливает тесную связь проблем истории и теории литературы при изучении предмета «индуктивной поэтики». В этом сходятся все специалисты по исторической поэтике. В понимании самого А.Н. Веселовского, как и его современника, немецкого литературоведа В. Шерера, «историческая поэтика означала попросту теорию литературы, основанную на принципах историзма» . Развивая идеи А.Н. Веселовского, современные учёные придают синтезу теории и истории литературы – как сущностной стороне исторической поэтики – особое значение. И.К. Горский утверждает, что «поэтика в истинном значении этого термина есть прикладная литературная теория» . М.Б. Храпченко рассматривал историческую поэтику как «звено связи между общей теоретической поэтикой и историей литературы» . А.В. Михайлов видит задачу исторической поэтики в «сближении, опосредовании и совмещении теоретического и исторического знания о литературе» . С.Н. Бройтман акцентировал внимание на том, что «связанная с историей литературы, историческая поэтика тем не менее является теоретической дисциплиной, имеющей свой предмет изучения» .

Но предмет этой научной дисциплины понимается по-разному, что объясняется синтетическим, комплексным её характером, а также тем, что после А.Н. Веселовского, по ряду причин не завершившего работу по созданию единой всеобщей поэтики, это направление научного знания разрабатывалось не столь интенсивно, как остальные разделы поэтики (теоретическая, систематическая и частная, описательная поэтика). Приведём наиболее значимые определения предмета исторической поэтики, дающие представление о современном состоянии её изучения.

М.Б. Храпченко писал, что «содержание, предмет исторической поэтики целесообразно охарактеризовать как исследование эволюции способов и средств образного освоения мира, их социально-эстетического функционирования, исследование судеб художественных открытий» . «Построение исторической поэтики развёртывается… – считает А.В. Михайлов, – во взаимопроникновении литературной теории и истории литературы – и притом непременно так, чтобы этот процесс взаимопроникновения и слияния теории и истории литературы выходил в широту истории культуры и в ней, в её развитии, в её многообразных материалах черпал свою внутреннюю логику»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

 

 

Это интересно: