→ Энциклопедия сказочных героев: "Елочка. Новогодняя быль". Тема. С. В. Михалков «Новогодняя быль» Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Рассказ новогодняя быль

Энциклопедия сказочных героев: "Елочка. Новогодняя быль". Тема. С. В. Михалков «Новогодняя быль» Особенности данного жанра. Чтение по ролям. Рассказ новогодняя быль

План-конспект урока по чтению.

Тема урока: С.В. Михалков «Новогодняя быль».

Цели урока : Обучающие: ознакомить детей с произведением С.В. Михалкова.

Развивающие: отрабатывать навыки беглого осознанного чтения;

развивать внимание, память, речь учащихся; отрабатывать умение работать над иллюстрацией.

Воспитательные: привитие интереса и любви к чтению; расширение читательского кругозора.

Оборудование: использование презентации Путешествие по книге С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем…»

    Орг. момент.

    Проверка домашнего задания.

    Постановка целей урока.

Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник? (Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные – сказочные события.)

Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.

Откройте учебники, прочитайте название.

4. Изучение нового материала .

1. Первичное чтение.

Читает учитель, дети следят по учебнику.

2. Беседа после чтения.

Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

Понравилась ли вам сказка?

Что вам особенно понравилось в этой истории?

Какие чувства пробудила у вас эта сказка?

Были ли моменты, когда вам было жалко Елочку? Опиши этот момент.

От какого лица идет повествование в сказке? (От лица автора)

5. Физкультминутка.

6. Закрепление нового материала.

1 . Подготовительная работа перед чтением.

Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.

На-лю-бо-вать-ся – налюбоваться

По-зна-ко-ми-лась – познакомилась

Рас-ка-чи-вай-ся – раскачивайся

Бес-по-кой-ство – беспокойство

Спря-тать-ся – спрятаться

Об-ла-мы-ва-лись – обламывались

При-бли-жа-ю-ще-го-ся – приближающегося

Читайте целыми словами:

Лес – лесная, лесничий

Ночь – переночевал

Цвет – цветные

Стекло – стеклянные

Серебро – серебряные

2 . Выразительное чтение.

3 . Анализ произведения.

Где происходили события?

Где жила ёлочка?

Были ли у нее друзья?

Как жилось Елочке одной в лесу?

Что же заставило Елочку забеспокоиться? (Прилетела сорока и рассказала ей, что ее под Новый год срубят.)

Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?

Какой характер был у Елочки?

Подтверди свой ответ примером из текста?

Как стала жить Елочка после рассказа Сороки? (В страхе и беспокойстве.)

Принесла ли Елочка кому-нибудь радость? Почему?

Прочитай диалог Сороки и Ёлочки. Попробуй передать его своими словами.(Работа в парах.)

7. Физкультминутка.

8.Работа над иллюстрацией.

Рассмотри иллюстрацию в учебнике.

Кто изображен на этой иллюстрации?

Какой эпизод изобразил художник?

Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

Какой художник изобразил елочку?

Как вы думаете, какие чувства она испытывает в этот момент?

Как эти чувства нам помог увидеть художник?

9. Расширение кругозора.

Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.

(Чтение стихотворения подготовленными учащимися.)

С.В.Михалков «Событие»

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Понравилось вам стихотворение?

Ребята, а какие стихи С.В. Михалкова знаете вы?

10. Использование презентации С.В. Михалков «Мы едем, едем, едем…».

Используется презентация для хорового чтения.

1 слайд.

Знакомство с портретом писателя С.В.Михалкова.

Знакомы ли вы с писателем?

2 слайд.

Отправимся в путешествие по книге С.В. Михалкова «Мы едем, едем, едем…».

3 слайд, 4 слайд .

«Мой щенок».

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала,

За уроки не садилась

И обедать не могла.

5 слайд, 6 слайд.

«Бумажный змей»

Я взял бумагу, щепки, клей,

Весь день сидел, потел,

Бумажный змей – воздушный змей

Я смастерить хотел.

7 слайд, 8 слайд.

«А что у вас?»

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал,

Николай ногой качал.

9 слайд, 10 слайд .

«Прививка»

На прививку! Первый класс!

Вы слыхали? Это нас!.. –

Я прививки не боюсь:

Если надо – уколюсь!

Ну, подумаешь, укол!

Укололи и – пошёл…

11слайд, 12 слайд.

«Бараны»

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

13-14 слайд.

«Песенка друзей»

Мы едем, едем, едем

В далекие края,

Хорошие соседи,

Весёлые друзья.

15слайд, 16 слайд.

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

17слайд, 18 слайд.

В снегу стояла ёлочка –

Зелёненькая чёлочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Нарисуй иллюстрации к произведению.

12. Итоги урока.

Какие произведения С.В. Михалкова вам понравились?

Нарисовать иллюстрацию к произведению.

Тема: "С. Михалков "Новогодняя быль".

Цели:

    познакомить с литературной сказкой “Новогодняя быль”;

    произвести анализ произведения.

Задачи:

Познавательные:

    продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова;

    продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Развивающие:

Воспитательные:

    воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Оборудование: презентация, портрет С. В. Михалкова, книги С. В. Михалкова, учебник.

Ход урока.

I . Орг. момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянии дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

II . Работа над развитием речевого аппарата.

1.Дыхательная гимнастика.

Ребята, давайте выполним дыхательные упражнения. Итак, начали. Первое упражнение "Снежинки".

Представьте, что вам на ладошку упали снежинки. Вам нужно их сдуть.

Ребята, что нужно для того, чтобы снегопад превратился в метель? Давайте и в классе устроим метель, выполнив следующее упражнение.

Второе упражнение" Ветерок".

Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Хорошо, выполним речевую разминку - подготовим голос к работе. Наша задача произносить звуки чётко.

2. Речевая разминка.

Ок – ок - ок - падает снежок.

Ип - ип - ип - слышу снега скрип.

Ре - ре - ре - горы в снежном серебре.

Прочитайте чистоговорки шёпотом и медленно.

А теперь прочтите громко и весело.

Прочитайте конец 1 предложения с вопросительной интонацией.

Конец 2 предложения с восклицательной интонацией.

III .Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, чтобы узнать его фамилию необходимо разгадать ребус:

Что у вас получилось? (Михалков.)

Чтобы узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, расшифруйте анаграмму:

НОГОВОДНЯЯ ЛЫБЬ

Что у вас получилось? ("Новогодняя быль".)

Прочитайте название еще раз. Как вы думаете, о чем пойдет речь в произведении? Когда будут происходить события?

Сегодня мы познакомимся с творчеством Сергея Владимировича Михалкова, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”.

IV . Работа над темой урока

1. Знакомство с биографией С. В. Михалкова.

В школу Сережа Михалков пошел учиться с 4-го класса. Первоначальное образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный литературный журнал.

С. В. Михалков - известен как поэт, писатель, баснописец, журналист и автор слов гимна Российской Федерации.

Его книги мы знаем и любим с самого детства.

Давайте вспомним некоторые его произведения. Поиграем в игру. Я зачитываю отрывок произведения, а постараетесь вспомнить, как оно называется. Готовы?

2. Игра "Угадай-ка".

1. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят! ("А что у вас?")

2. Кто не знает дядю Стёпу?

Дядя Стёпа всем знаком!

Знают все, что дядя Стёпа

Был когда-то моряком. ("Дядя Стёпа".)

3. Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём. ("Песенка друзей".)

3.Зарядка для ушей «Умные ушки»:

Ладонями прижать уши к голове и круговыми движениями по часовой стрелке потирать их;

Плотно прижать ладони к ушам и резко отдёрнуть руки;

Вставить в ухо палец, а затем резко выдернуть.

4 . Слушание сказки С.В. Михалкова "Новогодняя быль".

Сейчас мы с вами познакомимся с ещё одним произведением С. Михалкова, называется оно "Новогодняя быль". У меня есть помощники, они заранее подготовились к чтению произведения по ролям. Слушайте внимательно и после прослушивания ответьте на вопрос: «К какому жанру относится это произведение?».

К какому жанру относится это произведение? Почему?

Что в этой сказке реально, а что вымышлено?

Что вам понравилось в этой истории?

От чьего лица ведётся рассказ?

Где происходили события?

Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?

Вспомните, как называется этот приём в литературе? (Олицетворение.)

Физкультминутка "Елочки-пенечки".

V . Закрепление изученного.

1. Чтение "Про себя".

полюбоваться

раскачиваться

чувствовала

прострекотала

Прочитайте сказку "про себя".

2 . Выборочное чтение произведения.

Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, что увидела Елочка, когда она очнулась.

Ребята, когда отмечают Новый год? Как вы думаете, всегда ли так было?

3. Сообщение подготовленного ученика.

В давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На Новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!” и конечно же - украшать елку. Этот обычай ввел Петр I, который вернувшись из путешествий по Европе, повелел на Новый год дома и улицы украшать хвойными ветками в праздничном одеянии.

4.Работа над иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике (с. 207).

Какой эпизод изобразил художник?

Куда, недолго думая, села Сорока?

Как вы думаете слово «макушка» однозначное или многозначное? Макушка – это не только верхняя оконечность чего-либо (дерева, горы), но и верхняя часть головы.

Дотроньтесь до своей макушки.

Подумайте, когда говорят «ушки на макушке» (человек насторожен)?

Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте.

5. Чтение отрывка по ролям. (Норицин, Кокул, Пыжив)

6 . Расширение кругозора.

Вспомните, чем стихи отличаются от прозы?

Знаете ли вы, что эту же историю С. Михалков записал в стихах. Послушайте, что у него получилось.

С.В.Михалков «Событие»

В снегу стояла елочка –

Зелененькая челочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.

Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её –

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздно вечером

Пришла в себя она.

Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения –

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.

Несрубленная! Целая!

Красива и крепка!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!

Понравилось вам стихотворение?

7. Экологическая беседа.

Чему учит нас С. Михалков в сказке "Новогодняя быль" и в стихотворении "Событие".

С наступлением Нового года каждый хочет видеть в своем доме украшенную новогоднюю елочку. Сейчас очень много красивых искусственных елочек. Они ничем ни уступают их лесным сестрам, при этом помогают беречь человеку окружающую среду. Послушайте стихотворение, о искусственной красавице.

(Чтение стихотворения подготовленным учащимся.)

И. Токмакова. Живи, ёлочка!

Мне елку купили! Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите, скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной,
Задень - и она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая. Кому? Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой неспиленной ели!

Подумайте, а что ещё может сделать человек, для того, чтобы не рубили ели?

Ребята, а к каким видам растений относится ель? (Хвойные.)

А какие хвойные растения вы еще знаете? Как отличить ель от сосны? Кто сможет соотнести изображение хвойного дерева с иллюстрацией?

8. Игра «Найди дерево».

Хвойные леса особенны.

Кедр – в старину называли живицей. Если помазать резаную рану смолой кедра, то она не загноится и заживет.

Сосна - дерево, указывающее путь. Соснами раньше отмечали проезжие дороги. Сосна - символ света. В темноте сосна выглядит светлее других деревьев.

Если походить по хвойному лесу, подышать этим воздухом, то не заболеешь простудными заболеваниями. Беречь хвойные леса нужно еще и потому, что растут они очень медленно. За год растение вырастает лишь на 10-15 см.

VI . Рефлексия.

С каким произведением познакомились на уроке?

Кто был героем сказки?

VII . Итог.

Оценивание своей работы детьми. Зеленый круг - доволен своей работой на уроке, желтый – не совсем доволен работой, мог работать лучше, красный – недоволен.

Домашнее задание.

Пересказ от имени Елки.

Тютрина Оксана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Ульканская СОШ №2"
Населённый пункт: посёлок Улькан, Иркутская область
Наименование материала: конспект открытого урока
Тема: "С.Михалков "Новогодняя быль"
Дата публикации: 06.04.2016
Раздел: начальное образование

Урок литературного чтения во 2 в классе.
Тема: «С.Михалков «Новогодняя быль»

Цели:

Предметные:
познакомить учащихся с произведением С.Михалкова «Новогодняя быль; отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
Метапредметные:
учить работать в парах; развивать умение услушать товарищей..
Личностные:
воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, аргументировано отвечать, доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.
Прогнозируемые результаты:
учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; понимать особенности были и сказочного текста; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков; читать выразительно.
Оборудование:
учебник литературного чтения Л.Ф.Климановой и др., карточки для работы в парах; новогодняя ель; таблички «Какая была», «Как вела» Ход урока
I.Организационный момент

II. Работа с заголовком
- Ребята, какой праздник у нас скоро наступит? - Любите ли вы этот праздник? - Что вы от него ждёте? Слайд 1 - Сегодня мы с вами познакомимся с замечательным произведением, которое для нас написал писатель Сергей Михалков. - Давайте откроем учебник с.203 и прочитаем, как называется произведение. -Что значит Новогодняя? - Как вы думаете, почему автор назвал быль?
III. Первичное восприятие текста.
подарки праздник сбываются мечты дед Мороза снегурочку сказочного настроения бенгальских огней
Дети читают произведение по ролям (сорока, ёлка, автор, лесничий, мальчик). - Вы, сейчас прослушали произведение. - Почему же автор назвал произведение Новогодняя быль? - Как вы думаете, что такое быль? - Давайте, с вами объясним, что же такое быль? (на столах листы в них начатая таблица, продолжают дети сами) -Итак, вот, что такое быль! - А вас ничего не смущает в произведении? Что же необычного в произведении? -Чего не бывает? - Какой вывод можно сделать? В каких произведениях такое бывает? - и именно поэтому Михалков назвал свою сказку новогодней былью. Зачем он это сделал. Нам предстоит об этом узнать на уроке. - Почему именно быль и почему сказка?
IV. Вторичное восприятие
- а сейчас очень внимательно прочитаем сказку быль и попробуем разгадать замысел автора. - посмотрим, как жила Ёлочка, какой она была и как она себя вела. - итак, будем внимательно читать текст. Походу объяснять, останавливаться, и рассуждать, почему именно так. ….. Как вы думаете, зачем автор поставил здесь троеточие. Значит, какая она была, продолжите. Быль В лесу растут Живет лесничий Летают сороки живут зайцы В лесу выпадает много и засыпает маленькие деревьяснега Наряжают елку в лесу и дома На новый год ходят срубать елку сказка Пишется с большой буквы Взрослые деревья Птицы разговаривают Ель упала в обморок
Как вы думаете, а звери ее любили? Почему она раскачивалась? (сорока была незнакомая) Как елочка себя вела? (вежливо попросила) Что имела сорока введу, когда говорила Такая как ты?(красивая, пушистая) Почему неуверенно возразила Елочка? (беспокоилась) Зачем она хотела спрятаться, затеряться в лесу? (ей было страшно, ей не хотелось, чтобы её срубили) Что здесь происходит? (приободрилась) Какая она был? (пушистая, зелёная) Почему он так сказал? (она ему понравилась) Какая она стала? (нарядная) , но при этом она где осталась (стояла на этом же месте) Какая Ёлочка стала? (НОВОГОДНЯЯ) что испытывала Ёлочка (радость) Какая стала Ёлочка (высокая, стройная ель) Как вы думаете, что произошло дальше? Как закончилась сказка - быль? А почему, как выдумаете? Зачем Михалков написал. Что хотел нам показать Михалков?
V. Рефлексия.
Если вас это произведение чему- нибудь научило то возьмите..желтый бантик Если вам было сложно работать, но понравилось, возьмите ….синий бантик Ели вам нужно еще поучиться работать с текстом ……зелёный бантик
VI. Итог урока.
Д/ З выберите любой отрывок произведения и почитайте по ролям.

Цели:

  • продолжить знакомство с биографией и творчеством талантливого детского писателя С. В. Михалкова;
  • познакомить с идейным смыслом литературной сказки “Новогодняя быль”;
  • произвести анализ данного эпического произведения.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с биографией и творчеством С. В. Михалкова; продолжить работу над совершенствием навыка чтения, осознанность, беглость, скорость, выразительность, формировать умение “вдумчиво читать”, т.е. думать над произведением до, во время, после чтения.
  2. Развивать устную речь, образное и логическое мышление, дикцию, словарный запас; умение анализировать, обобщать, сопоставлять
  3. Воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, взаимоуважение, умение работать дружно.

Оборудование: учебник “Родная речь”, выставка книг С. В. Михалкова, портрет писателя; компьютерная презентация; слоговые таблицы; листы с текстами пословиц.

Ход урока

1. Организационный момент:

Учитель: Прозвенел звонок на наш открытый урок литературного чтения. (1слайд)

Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся.

Готовы вы к уроку? Да
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Всё получится у нас.

2. Сообщение темы урока и постановка цели.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством очень известного детского писателя, прочитаем его произведение “Новогодняя быль”, совершим путешествие в сказочный зимний лес и попробуем помочь его жителям.

Чтение с доски “Мы в ответе за всё на этой планете”

3. Проверка домашнего задания.

И первым нас встречает в лесу красавица белоствольная берёза. Давайте представим, что мы подошли к ней, дотронулись до веточек, осыпанные снегом. А какой замечательный русский поэт тоже любовался красотой русской берёзы?

Дома вы учили наизусть стихотворение С. А. Есенина “Берёза”. Давайте послушаем ребят, которые постараются донести до слушателей красоту есенинского стиха. Оценивая чтение мы говорим о 3 слайд .

Чтение наизусть – 3 ученика. Оценивается карточками 5 4 3(без комментирования)

Физкультминутка:

1)Ветер дует нам в лицо....

2) Зайка серенький сидит.....

4. Подготовительная работа

Учитель: Под берёзой кто - то написал на снегу слова, но их запорошил снежок. Разгадаем эти слова.

Учитель: О каком же празднике мы вспоминаем, прочитав эти слова?

Учитель: А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта (начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1 сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым годом!”, “С новым счастьем!”

Стук в дверь – телеграмма.

Прочитаем её. Подумайте, с какой интонацией нужно прочитать эту телеграмму в зависимости от содержания (радостно, тревожно, с призывом о помощи)

Учитель: Кто из жителей леса мог прислать эту телеграмму?

Учитель: Ель- дерево, которое мы называем птичьей столовой (свиристели, белочки, кабаны, лоси, все приходят сюда в зимний холод).

Из древесины ели делают музыкальный инструмент пианино. Ель - лесная долгожительница. Она живёт 150-200 лет. Представьте, что эту красавицу срубят и на неделю всего принесут в дом, а потом выкинут. Как же нам помочь ёлочке?

Стихотворение “Живи, ёлочка!” И. Токмаковой.

Учитель: А свой совет даёт нам замечательный детский писатель, книги которого у нас на выставке – читаю названия книг. Вы догадались – кто это.

Это С. В. Михалков

Учитель: Ребята приготовили нам небольшое сообщение о творчестве С. В. Михалкова (2 сообщения)

Учитель: Михалков популярен во всём мире, его книги переведены на многие языки. Их общее число (тираж) 230 млн. экземпляров.

5. Сообщение темы урока. Постановка цели.

Сегодня мы прочитаем его произведение, которое называется “Новогодняя быль”

Как вы думаете, что обозначает это слово “быль”?

Это было на самом деле. Может быть, эту историю автор помнит из своего детства, а может быть, ему рассказал кто-то из знакомых.

Учитель: Во время первого чтения постарайтесь понять, о чём эта быль, представить себя среди героев, стать участником событий.

6. Первичное восприятие текста.

1 часть - читает учитель.

2 часть - инсценировка/Диалог Сороки и Ёлочки.

3 часть - ученик.

4 - у читель.

5 часть - ученик и учитель.

7. Проверка первичного восприятия текста.

Что вы можете сказать о прочитанном?

(радость, тревога, страх и т. д.)

С кем произошла прочитанная история.

8. Чтение и анализ произведения.

1 раз - медленно

2 раз - в среднем темпе

затем - 3 раза быстро

*Прочитаем родственные слова, некоторые из которых встретятся в тексте (8 слайд )

*Уточним значение некоторых слов с помощью “Толкового словаря”

/Индивидуальная работа/.

*Трудные слова – по слогам, плавно, затем – целыми словами. (10 слайд)

9. Минутка отдыха. /Психологическая гимнастика/

/Звучит музыка./

Закройте глаза и представьте, что вы в зимнем лесу.

Покажите, что вы замёрзли и съежились, отогрелись и улыбнулись.

Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение, А теперь смахните снежинки, улыбнитесь и с отличным настроением продолжим урок.

*Учитель (при подготовке я поделила текст на смысловые части для анализа во время второго чтения).

1 часть - чтение по “цепочке”

Как жилось ёлочке в лесу? Было ли ей одиноко или скучно? Почему?

Найдите слова, рассказывающие о деревце, как о человеке.

Вспомните, как называется этот приём в литературе.

2 часть - чтение диалога “про себя”

Расскажите, какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку.

Чтение по ролям.

3 часть - Найдите и прочитайте, как стала жить Елочка после разговора с Сорокой?

Эти слова несут особый эмоциональный оттенок.

О каком дне говориться в следующей части?

Кого испугалась Ёлочка?

Как вёл себя человек, пришедший в лес?

Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста:

“Он не заметил,....”

Это самый волнующий, напряжённый момент были.

Что случилось с Ёлочкой, когда она проснулась?

Была ли рада Ёлочка, стала новогодней?

Кто радовался вместе с ней?

10. Вторичный синтез.

Как вы думаете, какие чувства испытывала Ёлочка потеряв сознание, а потом очнувшись,

Работа с картинным планом.

Я приготовила для вас 5 иллюстраций к “Новогодней были” Назовите их по порядку (работа в группах) (11 слайд)


Сейчас поработаем в парах.

На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая из них отражает главную мысль “Новогодней были”? (12 слайд)

Для кого эта история закончилась хорошо? Только ли для Ёлочки?

Читаем афоризм “Спешите делать добрые дела”.

А С.В. Михалков написал и стихотворение про новогоднюю ёлочку.

Чтение стихотворения С. Михалкова “Событие”.

11. Итог урока.

Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.

С творчеством какого детского писателя мы продолжили сегодня знакомиться?

Какие моменты его жизни вам запомнились?

Что вы можете сказать о героях “ Новогоднеё были”?

Как вы думаете, что хотел донести до вас С.В. Михалков?

Что бы сказала вам Ёлочка, если бы пришла к нам на урок?

* * * * * * *
с п а с и б о (на снежинках)

12. Выставление оценок. Похвала.

И я вместе с Ёлочкой благодарю вас за отличную работу.

13. Домашнее задание.

стр. 203-207 . Подготовить выразительное чтение. Постарайтесь передать чувства каждого героя.

Урок литературного чтения во 2 классе.
Тема: С. Михалков «Новогодняя быль»(слайд 1)
Цели деятельности педагога: создать условия для развития интереса к
литературному творчеству и чтению речевых умений, фонематического слуха,
памяти и мышления; познакомить учащихся с произведением С. Михалкова
«Новогодняя быль», совершенствовать умения работать с иллюстрациями.
Тип урока: постановка и решение учебной задачи.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение выразительно читать и пересказывать произведение,
используя соответствующую лексику.
Личностные: интерес к учебному труду; умение оценивать свои поступки и
знания; внимание к переживаниям других людей; чувство сопереживания.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов
универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения и героев.
Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения
действий; планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной
задачей.
Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным
произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая
общую позицию.
Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная; непродуктивный.
Образовательные ресурсы: карточки с играми; касса букв; альбомные листы
для каждого ученика; словари по русскому языку; выставка рисунков
учащихся, карандаши.
I. Мотивация учебной деятельности.
Личностные УУД: положительное отношение и интерес к урокам
литературного чтения.
Регулятивные УУ
Д: принимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в
действие после его завершения на основе оценки учителя.
Коммуникативные УУД: уметь строить монологическое высказывание по
теме урока, получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и
сопоставляя его ответы.

I.
Ход урока:
Организационный момент. Психологический настрой на урок.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(Н. Некрасов)
­ Что вы почувствовали, услышав эти строки? (Обобщить ответы детей).
II. Проверка домашнего задания.
1)Рассмотрим выставку рисунков к русской народной сказке «Два Мороза».
2)Объяснить одну из пословиц:
«Мороз велик, да стоять не велит», «Где тепло, тут и добро», «Хочешь есть
калачи, так не сиди на печи», «У работающего дело в руках огнём горит»,
«Береги нос в большой мороз».
III.Актуализация знаний.
­ Скажите мне, пожалуйста, о каком времени года вы читали произведения на
последних уроках литературного чтения? (о зиме) Слад 2
­ Вы любите зиму? Почему?
­ Ребята. Сегодня утром по дороге я увидела на снегу под деревом странные
слова. Я не смогла прочитать их полностью, так как снежок их запорошил.
Слайд 3
­ Помогите мне. Давайте расшифруем эти слова (праздник, подарки, веселье)
­ К чему бы это? О каком празднике мы можем вспомнить, прочитав эти
слова? (О Новом годе)
­ А вы знаете, что в давние времена Новый год отмечали сначала 1 марта
(начало весны, пробуждение природы), потом стали встречать Новый год 1
сентября (когда заканчивалась уборка урожая с полей, и только 300 лет назад
царь Пётр I приказал отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января. На новый
год принято дарить подарки, радоваться, веселиться, и говорить с “Новым
годом!”, “С новым счастьем!”
1V. Постановка целей урока.
­ Приближается праздник – Новый год. Чем примечателен этот праздник?
(Это волшебный праздник, мы загадываем желания или отправляем письма

деду морозу и желания исполняются, происходят даже невероятные –
сказочные события.)
­ Сегодня на уроке мы прочитаем новогоднюю сказку.
Определение темы урока.
­Откройте учебник на странице 203.
­Определите тему урока.
V Организация познавательной деятельности
1) Введение в тему урока. Актуализация опорных знаний.
­Попробуйте по названию определить, о чем пойдет речь в произведении.
­ Кто автор произведения?
Какие произведения С. Михалкова вы помните?(слайд 4­6)
Сергей Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Кроме Сергея в
семье воспитывались еще два мальчика: Михаил, Александр. Писать стихи
Сергей начал еще в детстве. Школьные годы Михалков провел в Пятигорске.
В 1930 году он окончил среднюю школу, но еще за два года до этого было
опубликовано его первое стихотворение «Дорога». Затем Михалков обучался
в Литературном институте имени Горького. В это же время Михалковым
была издана первая книга стихов. В годы Великой Отечественной войны поэт
находился в рядах Красной армии, работал в армейской печати.
Знаменитые строки на гранитной плите Вечного огня у Кремлевской стены:
"Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен", ­ также принадлежит
Михалкову.
После Великой Отечественной войны Михалков продолжил свою
литературную деятельность и прожил долгую интересную жизнь.
2) Подготовительная работа перед чтением. (слайд 7)
а) Проговорите скороговорку
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка тоже
­ Начните читать медленно и постепенно ускоряя темп.
б) ­Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами.
На­лю­бо­вать­ся – налюбоваться
По­зна­ко­ми­лась – познакомилась
Рас­ка­чи­вай­ся – раскачивайся
Бес­по­кой­ство – беспокойство
Спря­тать­ся – спрятаться
Об­ла­мы­ва­лись – обламывались
При­бли­жа­ю­ще­го­ся – приближающегося
­Читайте целыми словами: (слайд 8)

Лес – лесная, лесничий
Ночь – переночевал
Цвет – цветные
Стекло – стеклянные
Серебро – серебряные
­ Какие это слова?(однокоренные)
V1Этап первичного восприятия текста
1) Открытие нового знания. Первичное знакомство с рассказом С.
Михалкова
Сказку читает учитель, Проверка усвоения понимания
1 часть
 Где жила ёлочка?
 Почему елочка не чувствовала себя одинокой?
 Были ли у неё друзья?
2 часть
 Почему ёлочка прожила лето и осень в страхе и беспокойстве?
 О чем рассказала сорока?
 Какие чувства могли бы возникнуть у вас в такой ситуации?
 Какой характер был у елочки?
(Она была доброй, скромной, воспитанной, вежливой – вежливо попросила,
тихо прошептала, неуверенно возразила)
 Что можете сказать про сороку? (говорит быстро – прострекотала)
3 часть
 О чем мечтала елочка вплоть до последнего дня уходящего года?
 Как вы думаете, с каким намерениями к ней мог идти человек?
 Для чего срубают ёлки под новый год?
 Что может случиться, если перед новым годом будут производить
массовую вырубку ёлок?
 Для чего нужны нам эти деревья? (древесина используется в
строительстве, при производстве бумаги, музыкальных инструментов;
из нее добывают смолу, скипидар, и пр.)
 Что нужно сделать, чтобы росли елки?

 Что случилось в первый день нового года? (дети и лесничий пришли к
ёлке)
 Раз это случилось много лет назад, то, что случилось с елочкой? (выросла)
 Как вы думаете, сколько лет живут ели? (Живёт 250-300, редко 500 лет,
достигает высоты 20-50 м и в диаметре до 1 м.)
VII Физ. минутка.
Дети проговаривают чистоговорки и выполняют синхронные движения
­ ма­ма­ма – пришла снежная зима,
– ег­ег­ег – все засыпал белый снег,
– ки­ки­ки – любим мы играть в снежки,
– оз­оз­оз – щиплет щеки нам мороз,
– лю­лю­лю – зиму снежную люблю.
Этап Осмысления, анализа художественного текста
­ Помогите мне разобраться с некоторыми словами: Слайд 6
1.Лесничий 1. Верхняя оконечность, вершина чего­либо.
2.Копошиться 2.Специалист по защите, использованию и сохранению
лесного
хозяйства.
3.Макушка 3. Шевелиться, двигаться в разных направлениях.
(читают слово и соответствующее значение
Вторичное чтение.
­ Выразите своё мнение о произведении одним словом.
­ Докажите, что это сказка.
­ Почему автор назвал эту сказку былью?
­ Посмотрите на иллюстрацию на странице 205. Какой эпизод сказки
изображён?
­ Что произошло с Ёлочкой дальше?
­ Что с ней случилось, когда она очнулась?
­ Что вам особенно понравилось в этой истории?
­ Какова основная мысль сказки?
­ От чьего лица ведётся рассказ?
­ Чему учит это произведение?

­ Принесла ли Ёлочка кому­нибудь радость? Почему?
­ Поднимите руки те, кто переживал вместе с елочкой
3)Художественный анализ
Выборочное чтение
Откройте свои учебники на странице 203.
­ Какой вид работы нам может сейчас пригодиться?
­ Где жила Ёлочка? (В лесу, недалеко от дома лесничего)
­ Прочитайте, как автор описывает Елочку. Какая она была?
(Она была стройная и красивая)
­ Чувствовала ли себя Ёлочка одинокой? Докажите словами из текста.
­ Почему слово Ёлочка написано в тексте с большой буквы?
­ Ёлочку­дерево автор наделил человеческими чертами.
­ Вспомните, как называется этот приём в литературе (олицетворение)
­ Что же заставило Елочку забеспокоиться?
­Найдите в тексте диалог Елочки и Сороки.
­ Какой вы представили Ёлочку, а какой Сороку? (ёлочка ­ добрая, тихая,
вежливая, доверчивая; сорока ­ болтливая, назойливая)
­ Кто может прочитать выразительно для всех разговор Елочки и Сороки,
чтением выразить свое к ним отношение? (читают в масках)
­ Оцените работу своих товарищей, похлопайте в ладоши, если вам
понравилось их чтение.
­ Сорока улетела. А как стала жить Елочка после разговора с Сорокой?
Прочитайте.
­ Долго ли Ёлочка жила в беспокойстве и тревоге? (до тридцать первого
декабря)
­ Что случилось 31 декабря? (в лес пришёл человек)
­ Как вёл себя человек, пришедший в лес? Прочитайте.

­ Я начну предложение, а вы закончите его словами из текста:
“Он даже не заметил,…”.
­А что значит «потеряла сознание»? (ничего не видела и не слышала)
­ Что вы можете сказать об этом леснике? (добрый)
­ Какое слово использовал автор, после чтения которого стало понятно,
какой человек пришел в лес? (улыбнулся)
­ Что увидела ёлочка, когда очнулась? Прочитайте.
­ Какие чувства испытала Ёлочка?
­ Какой подарок лесничий сделал Елочке? (игрушки, жизнь – самый лучший
подарок)
­ Кто радовался вместе с Ёлочкой?
Работа с картинным планом.(слайд 9)
­Я приготовила для вас иллюстрации к “Новогодней были”.
Назовите их по порядку.Озаглавьте
­На ваших столах лежит листочек с 3 пословицами. Вам нужно выбрать, какая
из них отражает главную мысль “Новогодней были”?
 Добро помни, а зло забывай.
 За всякое дело берись умело
 Все хорошо, что хорошо кончается.
­ С.Михалков эту историю записал и в стихах. Послушайте всё стихотворение
(читает подготовленный ученик).
В снегу стояла ёлочка –
Зелёная иголочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её! –
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…

И только поздно вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда­то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения –
Какой нарядный вид!
При этом без сомнения,
Она в лесу стоит.
Не срубленная! Целая!
Красива и крепка!...
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
­ Какой вариант истории вам больше понравился? Почему?
X. Постановка учебной проблемы. Применение нового знания. . Тест.
(слайд 10)
Дети работают над тестом в парах.
1. Кто автор сказки?
а) С.Маршак;
б) С.Михалков;
в) Н.Сладков.
2. Недалеко от чего росла ёлочка?
а) от леса;
б) от города;
в) от дома лесника.
3. С кем она однажды познакомилась?
а) с зайцем;
б) с лисой;
в) с волком.
4. Кто рассказал ёлочке про Новый год?
а) ворона;
б) сорока;
в) сова.
5. В страхе и беспокойстве ёлочка прожила:
а) весну и лето;
б) лето и осень;
в) осень и зиму.
6. Когда нашли Ёлочку?
а) 30 декабря;
б) 31 декабря;
в) 1 января.

7. Ёлочку:
а) срубили;
б) нарядили;
в) срубили и нарядили.
­ Проверим фронтально, сверяя ответы с доски.
XI. Рефлексия.
­ Что у вас особенно получилось на уроке?
­ За что вы похвалили бы себя?
­ Где пригодятся знания, полученные на уроке?
XII. Подведение итогов урока.
­ Какое произведение читали на уроке?
­ Что хотел донести до нас С.Михалков?
­ О чём должен помнить каждый человек на планете?
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и пересказ от лица Ёлочки.

 

 

Это интересно: