→ Если не состоялись торги что делать дальше. Аукцион не состоялся, не подано ни одной заявки. Единственная заявка — порядок действий

Если не состоялись торги что делать дальше. Аукцион не состоялся, не подано ни одной заявки. Единственная заявка — порядок действий

Иногда по ряду причин электронный аукцион по 44-ФЗ может не состояться (точнее сказать, будет признан несостоявшимся). На самом деле, ситуация не такая неприятная, как может показаться на первый взгляд, так как признание аукциона не состоявшимся еще не значит, что вы не выиграли данный контракт. Правда, по новым законам возникает достаточно много спорных моментов, в которых, естественно, каждая сторона желает поиметь себе выгоду, а другие стороны оболванить. Поэтому необходимо учитывать все это, и стараться действовать грамотно, чтобы не попасться на глупую удочку госзаказчика в случае чего. Госзаказчики – это наемные сотрудники, которые держатся за свое место. Поэтому им фиолетово, какие будут проблемы у подрядчика, т. к. подрядчик – это буржуй, который стремится лишь прикарманить государственные средства. Итак, рассмотрим ситуацию, при которой не состоялся аукцион. Что делать дальше?

В зависимости от причины, по которой возникла данная ситуация, есть несколько путей к ее успешному (а иногда и неуспешному) разрешению. Все зависит от самой ситуации, а также иногда и от ваших действий.

1. Аукцион не состоялся, если в нем один участник

В этом случае с этим участником заказчик заключает контракт как с победителем, при условии, если вторая часть заявки соответствует установленным и аукционной документации. Согласование с контролирующим органов в данном случае не требуется, так как по условиям, для кворума достаточно и одной заявки, если она оформлена правильно. Естественно, если вы откажетесь, то будете нести ответственность так, как если бы вы участвовали в полноценном тендере со многими участниками и выиграли его. Если вы подали единственную заявку, и она не прошла, госзаказчик должен провести новые торги.

2. Аукцион не состоялся, если в нем несколько участников

а) Допустим, что в электронном аукционе несколько участников, но требованиям ко второй части заявки удовлетворяет только один из них. Соотвественно, в этом случае применимо правило пункта «1», то есть с этим участником госзаказчик заключает контракт без согласования в контролирующем органе.

б) В аукционе несколько участников, но госзаказчик отклонил все заявки на этапе рассмотрения вторых частей. Решением является проведение новых торгов.

3. Не подано ни одной заявке (в аукционе нет участников)

Согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ, заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.

Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей

В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений. Если же из всех заявок по результатам рассмотрения первых частей (а не вторых) допущен лишь один участник, то тогда, согласно ч.2 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе.

Аукцион не состоялся, так как никто из участников не вышел на него

Согласно ч.3 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе (первая заявка, соответствующая условиям аукциона). Если не соответствует ни одна заявка, либо заявка соответствует, но участник готов на расторжение, то применяется пункт, подходящий по условиям 44-ФЗ:

"3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:

4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе".

  • On 11.09.2016
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Закупки в строительстве, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Статьи, Условия госконтрактов, Электронный аукцион

В соответствии с законом № 44-ФЗ, контракты для обеспечения государственных и муниципальных нужд должны заключаться на основе конкурентных процедур. Таковыми являются различные виды конкурса, электронный аукцион, а также запросы котировок и предложений. Однако в ряде случаев, установленных статьей 93 упомянутого закона, приходится осуществлять закупку у единственного поставщика. В том числе в случаях, когда процедура конкурентной закупки признана несостоявшейся (пункт 25 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ).

Почему закупка может не состояться

Причины признания конкурентной процедуры несостоявшейся, которые позволяют заключить контракт с единственным поставщиком, можно объединить в две группы:

  • заявку подал один участник, и она признана соответствующей условиям закупочной документации и требованиям законодательства;
  • заявки подавали несколько участников, но условия закупки удовлетворила заявка лишь одного из них.

Процедура закупки может быть признана несостоявшейся и по другим причинам. Например, заявок может и вовсе не поступить либо все они могут быть отклонены вследствие несоответствия требованиям закупочной документации. Такие случаи имеют принципиальные отличия от приведенных выше ситуаций, когда требованиям закупки удовлетворяет единственная заявка.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Во-первых, в этих случаях конкурентную процедуру, например, конкурс, следует повторить. Если и повторный конкурс будет признан несостоявшимся, тогда заказчик сможет применить норму пункта 25 статьи 93 закона № 44-ФЗ и заключить контракт с единственным поставщиком.

Во-вторых, если заключение контракта с единственным источником становится следствием признания несостоявшейся повторной конкурентной процедуры, то заказчик должен выбрать этот источник сам. Тогда как при наличии единственного участника, удовлетворяющего условиям закупки, заказчик обязан заключить контракт именно с ним.

Когда нужно согласование

Заказчик, который получает право заключить контракт с единственным поставщиком вследствие несостоявшейся процедуры закупки, освобождается от необходимости размещать извещение в ЕИС, а также от составления отчета о невозможности определения поставщика другими способами.

Однако в ряде случаев будущий контракт придется согласовать с контролирующими органами. Это касается закупок для обеспечения федеральных нужд, потребностей региона или муниципалитета. Согласовать придется не все указанные контракты – это зависит от способа определения исполнителя. Так, если закупка проводилась посредством электронного аукциона или запросом котировок, то согласовывать заключение контракта с единственным поставщиком не потребуется. А вот при проведении конкурса в большинстве случаев контракт придется согласовать. Однако и здесь есть исключения – к ним относятся конкурсы на капвложения в объекты государственной и муниципальной собственности, а также проекты по строительству и реконструкции капитальных объектов, которые проводятся за счет бюджета организациями, не являющимися государственными либо муниципальными предприятиями.

В остальных случаях в течение 10 дней после размещения в ЕИС данных о несостоявшейся конкурентной процедуре следует отправить контракт на утверждение в контролирующий орган. У последнего на согласование есть 10 рабочих дней с даты, когда обращение заказчика было получено.

Цена контракта

Контракт с единственным поставщиком, исполнителем или подрядчиком, должен заключаться по цене, которая удовлетворяет требованиям документации закупки. Запрещается заключать контракт по цене, превышающей начальную (максимальную) цену контракта, а также выше значения, указанного в заявке участника или предложенного в процессе электронного аукциона.

Срок заключения

В зависимости от того, каким способом определялся единственный исполнитель, а также от необходимости согласовывать контракт, на его заключение отводится разное количество времени.

В случае с конкурсом у заказчика на заключение контракта есть 20 дней. Если требуется согласование контролирующего органа, то этот срок начинает свой отчет со дня получения такого согласования. В остальных случаях он считается с даты размещения в ЕИС информации о признании процедуры закупки несостоявшейся.

Если поставщик был определен в ходе электронного аукциона, то контракт должен был заключен в стандартный срок. А именно не ранее 10 и не позже 27 дней после того, как в системе был размещен протокол с результатами аукциона.

Если исполнитель контракта был определен посредством запроса котировок, то заключить его следует с 7 по 20 день с даты, когда была размещена документация с итогами этого запроса.

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком .

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как определен победитель, контракт с ним расторгнут.

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2015 году каждая третья конкурентная закупка была признана несостоявшейся:

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки ;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка ;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

  • Не подано ни одной заявки ;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка ;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

  • Не подано ни одной заявки ;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Подана только 1 заявка ;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям.

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции .

Что будет делать заказчик, если процедура не состоялась?

Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика

В первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:

  • Повторный конкурс или запрос предложений, если закупка проводилась в форме конкурса;
  • Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
  • Новый запрос предложений после несостоявшегося запроса предложений.
  • Новую котировку после несостоявшегося запроса котировок.

Для запроса котировок и электронных конкурсов надо продлить срок подачи заявок: на 4 и 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку указанным выше способом.

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

Заказчик должен:

  1. Если проводился электронный аукцион или запрос котировок — заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям;
  2. Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
  3. Если закупка согласована, заключить контракт.
  4. Привлечь внешних экспертов к приемке товаров или работ по контракту, заключенному в соответствии с п. 25.1-25.3 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Если вы стали победителем такой закупки, будьте внимательны и соблюдайте все условия контракта. К мелочам, на которые заказчик может не обратить внимание, чтобы быстрее принять нужный товар, внешняя комиссия может придраться.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после ее завершения:

  • Если это был аукцион, вы обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже если не подавали ценовые предложения. Например, как .
  • Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
  • В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
  • Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям, контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.
Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке .

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Выводы

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Иногда заказчик специально прячет закупку, чтобы о ней знал только один поставщик, который и становится победителем. О том, как обойти хитрости заказчиков, мы писали . В некоторых случаях найти скрытую закупку поможет поиск по документации .

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное . Это поможет не пропустить изменения в ней и результаты.

Не пропустите срок подписания контракта

Если стали единственным поставщиком, то сможете заключить контракт по максимальной цене.

При проведении электронного аукциона по 44-ФЗ иногда случается так, что закупочная комиссия отклоняет все заявки участников. Такое происходит в том случае, если их вторые части не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. В соответствии с частью 13 статьи 69 упомянутого закона, аукцион в этом случае признается несостоявшимся. Что делать заказчику в таком случае? Пункт 2 части 8 статьи 83 закона 44-ФЗ дает ему право определить поставщика путем запроса предложений. Но прежде необходимо внести изменение в план-график, а при необходимости и в план закупок.

Когда вносить изменения в план-график?

Четкого срока, когда необходимо изменить план-график на том основании, что электронный аукцион признан несостоявшимся, закон 44-ФЗ не устанавливает. Из этого следует, что указанные изменения в план-график можно внести в любой момент. На практике это будет зависеть от того, когда заказчик планирует проводить запрос предложений. Обратите внимание, что при проведении запроса предложений после несостоявшегося электронного аукциона закон запрещает изменять объект закупки.

Когда объявлять и проводить запрос предложений?

Часть 14 статьи 21 закона 44-ФЗ требует, чтобы изменения в план-график были внесены не позже чем за 10 дней до размещения извещения о закупке в ЕИС. Аналогичный вывод следует и из пункта 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика (постановление Правительства РФ от 05.06.15 № 554). Таким образом, заказчик объявляет запрос предложений (размещает извещение в ЕИС) после несостоявшегося электронного аукциона не ранее, чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Когда изменения в план-график утверждены, в течение трех дней документ нужно разместить в ЕИС. Это следует из части 15 статьи 21 закона 44-ФЗ. Таким образом, между внесением изменений в план-график и размещением обновленного документа в ЕИС может пройти до трех дней. В связи с этим указанную норму закона можно растолковать двояко:

  • трехдневный срок, отведенный на размещение измененного плана-графика в ЕИС, входит в 10 дней, которые нужно выждать до объявления новой закупки методом запроса предложения (то есть 10 дней отсчитываются с даты утверждения плана-графика);
  • десятидневный срок до объявления новый закупки отсчитывается с даты размещения плана-графика в ЕИС.

Специалисты рекомендуют придерживаться второго подхода, то есть выждать 10 дней после размещения в ЕИС измененного плана-графика, и только после этого объявлять новую закупку. Такой подход следует из принципов, на которых базируется законодательство о закупках - открытости и прозрачности. Они предполагают, что любое заинтересованное лицо должно получить свободный доступ к информации о закупках. ЕИС же является инструментом реализации указанных принципов. Упомянутый выше 10-дневный срок предназначается для того, чтобы проинформировать контролирующие органы о том, что в плане-графике заказчика произошли изменения, и дать возможность поставщикам подготовиться к новой закупке.

Тот факт, что 10 дней должны быть исчислены именно от даты размещения измененного плана-графика в ЕИС, подтверждают и в Минэкономразвития (письма от 21.09.16 № Д28и-2477 и от 17.02.16 № ОГ-Д28-1814). О том же говорит и правоприменительная практика ФАС и арбитражных судов.

Между размещением извещения о запросе предложения и проведением самой процедуры в соответствии с частью 3 статьи 83 закона 44-ФЗ должно пройти не менее пяти дней.

Выводы

Итак, подытожим сказанное выше. Если электронный аукцион признан несостоявшимся, и заказчик планирует провести запрос предложений, то алгоритм его действий должен быть следующим:

  1. Внести изменения в план-графики - в любое время после признания аукциона несостоявшимся.
  2. Разместить новый план-график в ЕИС - в течение трех дней после утверждения.
  3. Разместить в ЕИС извещение о проведении запроса предложений - не ранее, чем через 10 дней после публикации нового плана-графика в ЕИС.
  4. Провести запрос предложений - не ранее, чем через 5 дней после размещения извещения о его проведении в ЕИС.

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта

1. Отсутствуют предложения.

2. Подана только одна заявка.

Общие основание Для конкурсных процедур Для электронного аукциона Уклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.

1. Отклонены все предложения.

2.Только одна признана соответствующей требованиям.

При проведении в конкурсе с ограниченным участием:
1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.
2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.
При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа
1. Отсутствуют предложения.
2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.
3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.


Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с , при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).ст. 92 , кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

 

 

Это интересно: