→ Список национальный бестселлер. Знаменитые лауреаты премии «Национальный бестселлер» . Книга находится в библиотеках

Список национальный бестселлер. Знаменитые лауреаты премии «Национальный бестселлер» . Книга находится в библиотеках

На Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге 26 мая выбрали и назвали автора романа-победителя литературной премии «Национальный бестселлер - 2018». Им стал роман писателя из Екатеринбурга Алексея Сальникова «Петровы в гриппе и вокруг него».

Думаю, это не первый человек, который стоит на этой сцене и думает закрыть «Нацбестом» ипотеку. Думаю, получилось замечательно. Еще хотелось сказать, как я был приятно удивлен тому, насколько читатель каждый, если не каждый, то многие, способны прощать тексту множество недостатков, какие присутствуют обычно в больших текстах. Просто за то хотя бы, что текст не смотрит на читателя с некоего пьедестала, а просто за некий более-менее одобрительный взгляд на обыденную жизнь, - высказался победитель со сцены.

За звание национального бестселлера боролись следующие произведения:

- «Дорогая, я дома» Дмитрия Петровского;

- «Посмотри на него» Анны Старобинец;

- «Была бы дочь Анастасия» Василия Аксенова;

- «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова;

- «Сука» Марии Лабыч.

В состав Малого жюри конкурса вошли профессор университета Сорбонна (Франция) Элен Мела, лауреат премии 2017 года писатель Анна Козлова, рэпер Хаски, бизнесмен Артем Оболенский, художник Татьяна Ахметгалиева и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов.

По данным из открытых источников, Алексей Сальников живет в Екатеринбурге с 2005 года. Родился в 1978 году в эстонском Тарту, с 1984 года жил на Урале. Известно, что Сальников проучился 2 курса в сельскохозяйственной академии, один семестр - на фа­культете литературного творчества Уральского университета у Юрия Казарина, был учеником писателя и педагога Евгения Туренко. Роман о поэзии повседневности «Петровы в гриппе и вокруг него» был удостоен приза критического жюри литературной премии «НОС».

СПРАВКА

Премия «Национальный бестселлер» вручается с 2001 года. В большом списке авторов - более 60 произведений, из который в короткий отбираются пять. Победитель получит 1 миллион рублей, остальные финалисты - по 60 тысяч рублей.

Посмотреть церемонию выбора и вручения премии можно по ссылке.

ЕСТЬ МНЕНИЯ

Разбитое зеркало

Колонка писателя, главного редактора журнала «Роман-газета» Юрия Козлова

По государственным (или приравненным к таковым) литературным премиям можно изучать эпоху и делать выводы о состоянии общества – определять крепость его мускулов, живость воображения, степень готовности защищать свои идеалы и свое понимание будущего. Уникальным явлением в русской (советской) культуре были Сталинские премии в области литературы и искусства, просуществовавшие ()

Современная проза вместо пыльных томиков

Колонка обозревателя "ВМ" Никиты Миронова

В столичных библиотеках стало больше новинок. В январе здесь появились более 40 книг лауреатов и финалистов национальных литературных премий. Среди новых книг - романы F20 Анны Козловой (победитель «Национального бестселлера - 2017»), «Тайный год» Михаила Гиголашвили (обладатель «Русской премии - 2016» в номинации «Крупная проза»), «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» Льва Данилкина (лауреат «Большой книги - 2017») и многие другие. Общий тираж новинок (

В числе претендентов «Тень Мазепы» Сергея Белякова, «Жития убиенных художников» Александра Бренера, «Родина» Елены Долгопят, «F20» Анны Козловой, «Патриот» Андрея Рубанова, «Головастик и святые» Андрея Филимонова и «Эта страна» Фигля-Мигля.

Пока итоги не подведены, вспомним 10 наиболее примечательных авторов, которые в разные годы становились лауреатами этой престижной награды.

Леонид Юзефович

Известный российский писатель был удостоен премии дважды. В первый раз в год учреждения «Нацбеста» (в 2001-ом) за книгу «Князь ветра».

Во второй раз он получил награду спустя 15 лет за документальный роман «Зимняя дорога». В книге рассказывается о забытом эпизоде Гражданской войны в России, когда белый генерал Анатолий Пепеляев и анархист Иван Строда сражались в Якутии за последний клочок подконтрольной белогвардейцам земли.

Дмитрий Быков

Как и Леонид Юзефович, Дмитрий Быков дважды становился лауреатом «Нацбеста». В 2011 году он получил его за роман «Остромов, или Ученик чародея». А ранее, в 2006-м, за биографию Бориса Пастернака в серии «ЖЗЛ».

Оба раза победа Быкова вызывала недовольство у некоторых членов оргкомитета, считавших, что писатель «уже состоялся как знаменитость, он всеми любим и читаем», а задача премии - раскрыть нереализованный потенциал начинающих авторов. «И тем приятнее победить, когда этого так сильно не хочет оргкомитет», - заявил Дмитрий Львович.

Виктор Пелевин

Самый загадочный современный российский писатель получил «Нацбест» за роман «ДПП. НН». В этом году Пелевин также выдвигался на нее с романом «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами».

Однако книга не вошла в шорт-лист и выбыла из литературной гонки. Зато роман вполне может получить премию «Большая книга». Шансы у мастера довольно высокие.

Когда в 2005 году премию «Нацбест» получил роман Михаила Шишкина «Венерин волос», то многие стали высказываться, что именно таким должен быть настоящий бестселлер.

Захар Прилепин

Захара Прилепина не раз называли «писателем года» наряду с Борисом Акуниным и Виктором Пелевиным, а его упоминаемость в СМИ несколько раз опережала даже Людмилу Улицкую.

Упомянутый выше Дмитрий Быков назвал этот сборник современным «Героем нашего времени» за «продолжение лучших тенденций советского социума, с установкой на культуру, просвещение, любовь к жизни».

Александр Терехов

Победителем 2011-го года стал Александр Терехов с романом о жизни столичных чиновников «Немцы».

После его победы Захар Прилепин признался, что считает Терехова настоящим классиком русской литературы наряду с Набоковым. После выхода книги многие ожидали ее скорейшей экранизации.

По сюжету главной герой возглавляет пресс-центр московской префектуры и разрывается между проблемами на работе и дома. Книга была настолько мастерски написана, что еще на стадии рукописи попала в число претендентов.

Андрей Геласимов

Прозаик и сценарист Андрей Геласимов стал известен российскому читателю после выхода в свет его повести «Фокс Малдер похож на свинью» почти 16 лет назад. С тех пор он издал множество отличных романов, повестей и рассказов.

Но главный книжный триумф Геласимова - «Нацбест» за роман «Степные боги», книгу про пленного японца, который живет в России и пишет мемуары для своей родни в Нагасаки.

Идея пришла писателю в голову после личной трагедии, когда он писал письма своей матери из Москвы в Иркутск, не имея возможности увидеться, «показать внуков».

Писатель признается, что за долгие годы разлуки забыл, как выглядела родная мать. Эта трагедия и легла в основу «Степных богов».

Илья Бояшов

«Путь Мури» Ильи Бояшова - это история о коте, идущем через всю Европу в поисках утраченного благополучия: кресла, пледа и миски с молоком.

Остроумность, легкая философия и любовь к кошкам сделали свое дело, и в 2007 году книга была удостоена «Нацбеста».

Александр Проханов

Роман «Господин Гексоген» повествует о трагических событиях 1999 года, в частности, о серии взрывов жилых домов.

Книга вышла в свет спустя три года после терактов и начала Второй чеченской кампании и сразу же вызвала бурные обсуждения среди журналистов, критиков и простых читателей.

Так или иначе, Проханов стал лауреатом «Нацбеста». Он передал свою денежную премию скандально известному Эдуарду Лимонову, назвав его «художником на привязи, к которому невозможно равнодушно относиться».

Сергей Носов

Питерский писатель Сергей Носов в 2015 году стал лауреатом «Нацбеста» за роман «Фигурные скобки».

По признанию автора, книга написана в стиле «магического реализма», в которой главный герой, математик-менталист, вынужден заниматься расследованием гибели своего друга, который последние годы делил свое тело с подселенным в него другим человеком.

В тетради погибшего мысли «подселенного» были выделены фигурными скобками - что и дало название произведению.

Объявлен Длинный список 16-го сезона премии "Национальный бестселлер" и состав Большого жюри. «Национальный бестселлер» — ежегодная общероссийская литературная премия. Вручается в Петербурге за лучший, по мнению жюри премии, роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии — «Проснуться знаменитым!». Премия была учреждена в 2001 году Константином Тублиным.

Длинный список 2016 года

НОМИНАТОР - НОМИНАЦИЯ

Ильдар Абузяров, писатель, Санкт-Петербург - Елена Котова. Период полураспада. - М.: Вече, 2015
Николай Александров, критик, Москва - Александр Иличевский. Справа налево. - М.: АСТ, 2015
Татьяна Алферова, писатель, Санкт-Петербург - Ольга Погодина-Кузмина. Герой. - М.: АСТ, 2016
Максим Амелин, издатель, Москва - Михаил Ардов. Проводы: хроника одной ночи. - М.: Б.Г.С.-Пресс, 2015
Андрей Антипин, издатель, Москва - Евгений Анташкевич. 1916 год. Хроника одного полка. - М.: Центр-полиграф, 2016
Мария Арбатова, писатель, Москва - Евдокия Шереметьева. Здесь люди. - рукопись
Андрей Аствацатуров, писатель, Санкт-Петербург - Игорь Сахновский. Свобода по умолчанию. - рукопись
Наталья Бабинцева, критик, Москва - Петр Алешковский. Крепость. - М.: АСТ, 2015
Наташа Банке, литагент, Швеция - Наринэ Абгарян. С неба упали три яблока. - СПб.: Астрель, 2015
Владимир Бондаренко, критик, Москва - Анатолий Ким. Гений. - Владивосток: Валентин, 2015
Евгений Водолазкин, писатель, Санкт-Петербург - Андрей Аствацатуров. Осень в карманах. - М.: АСТ, 2015
Михаил Визель, критик, Москва - Дмитрий Данилов. Есть вещи поважнее футбола. - М.: Рипол, 2015
Ирина Горюнова, литагент, Москва - Валерий Бочков. Коронация зверя. - рукопись
Юлия Гумен, литагент, Санкт-Петербург - Мария Галина. Автохтоны. - М.: АСТ, 2015
Лев Данилкин, критик, Москва - Михаил Однобибл. Очередь. - рукопись
Илья Данишевский, издатель, Москва - Сергей Кузнецов. Калейдоскоп. - М.: АСТ, 2016
Алексей Евдокимов, писатель, Рига - Кирилл Кобрин. Шерлок Холмс и рождение современности. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2015
Всеволод Емелин, поэт, Москва - Эльдар Саттаров. Транзит Сайгон-Алматы. - Алматы, 2015
Александр Жикаренцев, издатель, Санкт-Петербург - Светлана Дорошева. Книга, найденная в кувшинке. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2016
Александр Касьяненко, издатель, Екатеринбург - Евгений Стаховский. 43. - Екатеринбург: Издательские решения, 2016
Игорь Караулов, поэт, Москва - Михаил Харитонов. Золотой ключ, или Похождения Буратины. - рукопись
Юлия Качалкина, издатель, Москва - Сухбат Афлатуни. Муравьиный царь. - рукопись
Владимир Козлов, писатель, Москва - Владимир Козлов. Пассажир. - рукопись
Алексей Колобродов, критик, Саратов - Аглая Топорова. Украина трех революций. - СПб.: Лимбус Пресс, 2016
Михаил Котомин, издатель, Москва - Феликс Сандалов. Формейшн. История одной сцены. - М.: Common Place, 2015
Виктор Кузнецов, издатель, Санкт-Петербург - Василий Аксенов. Десять посещений моей возлюбленной. - СПб.: Лимбус Пресс, 2015
Майя Кучерская, критик, Москва - Петр Алешковский. Крепость. - М.: АСТ, 2015
Константин Мильчин, критик, Москва - Михаил Зыгарь. Вся кремлевская рать. - М.: Интеллектуальная литература, 2016
Александр Набоков, издатель, Москва - Ильдар Абузяров. О нелюбви. - Казань: Идель, 2016
Вадим Назаров, издатель, Санкт-Петербург - Валентина Назарова. Девушка с плеером. - рукопись
Валерия Пустовая, критик, Москва - Леонид Юзефович. Зимняя дорога. - М.: АСТ, 2015
Сергей Рубис, издатель, Москва - Александр Снегирев. Как же ее звали?.. - М.: Эксмо, 2015
Игорь Сахновский, писатель, Екатеринбург - Александр Иличевский. Справа налево. - М.: АСТ, 2015 (12.02)
Александр Секацкий, философ, Санкт-Петербург - Андрей Хомченко. Птица. - рукопись
Роман Сенчин, писатель, Москва - Михаил Тарковский. Тойота-Креста. - М.: Эскмо, 2016
Марина Степнова, писатель, Москва - Александр Кабаков. Камера хранения. - М.: АСТ, 2015
Максим Сурков, «Циолковский», Москва - Эльдар Саттаров. Транзит Сайгон-Алматы. - Алматы, 2015 (19.02; 0:50)
Ната Сучкова, поэт, Вологда - Владимир Шпаков. Песни китов. - М.: Рипол-классик, 2016
Елена Толкачева, издатель, Москва - Елена Крюкова. Солдат и Царь. - рукопись
Владислав Толстов, критик, Тверь - Анна Матвеева. Завидное чувство Веры Стениной. - М.: АСТ, 2015
Дмитрий Трунченков, критик, Санкт-Петербург - Герман Стерлигов. Учебник истории. От Грозного до Путина. - рукопись
Константин Тублин, издатель, Санкт-Петербург - Илья Штемлер. Одиночество в раю. // Звезда, 2016, 1-2
Артем Фаустов, «Все свободны», Санкт-Петербург - Кирилл Рябов. Клей. - Казань: Ил-music, 2015
Константин Шавловский, «Порядок слов», Санкт-Петербург - Николай Кононов. Парад. - М.: Галеев-Галерея, 2015
Сергей Шаргунов, писатель, Москва - Олег Зайончковский. Тимошина проза. - рукопись
Елена Шубина, издатель, Москва - Дмитрий Глуховский. Метро-2035. - М.: АСТ, 2015
Сергей Эрлих, издатель, Москва - Сергей Дигол. Диагноз Веспуччи. - рукопись

Большое жюри 2016 года

1. Дмитрий Александров, фотограф, Москва
2. Елизавета Алесковская, филолог, Санкт-Петербург
3. Любовь Беляцкая, «Все свободны», Санкт-Петербург
4. Дмитрий Воденников, поэт, Москва
5. Александр Гаррос, писатель, Москва
6. Амирам Григоров, поэт, Москва
7. Анастасия Бутина, критик, Санкт-Петербург
8. Александр Етоев, писатель, Санкт-Петербург
9. Анастасия Козакевич, филолог, Санкт-Петербург
10. Андрей Константинов, журналист, Москва
11. Павел Крусанов, писатель, Санкт-Петербург
12. Наталия Курчатова, писатель, Санкт-Петербург
13. Андрей Пермяков, поэт, Петушки
14. Ольга Погодина-Кузмина, писатель, Санкт-Петербург
15. Артем Рондарев, музыкальный журналист, Москва
16. Андрей Рудалёв, критик, Северодвинск
17. Максим Семеляк, журналист, Москва
18. Андрей Тесля, философ, Хабаровск
19. Аглая Топорова, журналист, Санкт-Петербург
20. Ольга Туханина, публицист, Новосибирск

Комментарий к Длинному списку 2016 года

В этом году наш длинный список несколько короче, чем обычно. Обычно бывало чуть больше пятидесяти книг, в этом году - сорок четыре. Казалось бы, важность невелика, однако тут есть о чем поговорить. Пространство русской литературы съеживается, и если несколько лет назад это было только смутное ощущение, которое трудно было проиллюстрировать конкретными примерами, то нынче все куда как «весомо, грубо, зримо».

Несколько лет назад отказались от современной русской литературы московское издательство «AdMarginem» и питерская «Амфора». Была соответствующая серия в «Азбуке», да быстро прекратилась. Каким-то чудом жив еще «Лимбус», но своих средств у него катастрофически мало. Ничего не слышно про «Лениздат», который еще два года назад казался одним из главных продюсерских центров для начинающих писателей. Этот «список кораблей» можно было бы и продолжать.

Каждое из этих событий (или, по аналогии с невстречей - несобытий) само по себе еще не было катастрофой. Однако литература не фондовый рынок, где счет идет на секунды - только успевай покупать и продавать, - она реагирует не сразу, преодолевая мощную, встроенную в само ее существо инерцию, но реагирует все же наверняка. Были ли в последние несколько лет какие-нибудь издательские стартапы? Ну, только если к таковым отнести «ИЛ-music» - казанское издательство, которое несколько музыкантов делают на коленке, по двести книжек, и продают их на своих же концертах. Был ли в 2015 году в русской литературе яркий дебют? Был один - но Гузель Яхина получила первую премию «Большой книги», а значит, в «Нацбесте», по нашим правилам, участвовать не может. Кто помнит, какой роман вызвал в прошедшем году яростные споры, широкое обсуждение? Все та же Яхина? И все? То-то же.

Около десяти номинаторов признались, что не вспомнили ни одной книги, которую они могли бы с чистой совестью рекомендовать на премию. (Как курьез отмечу, что никто из номинаторов не вспомнил про двухтомный роман нашего лауреата-2004 Виктора Пелевина «Смотритель», так что наш длинный список впервые обойдется без этого автора.)

Всякий, кто помнит премиальные лонг-листы десятилетней давности (не только нацбестовские, но нацбестовские - как самые яркие), может подтвердить, что их диапазон был шире. Живые классики, крепкие середнячки, наглая молодежь, проза разной степени экспериментальности, хулиганская проза, добротная проза, традиционная проза, самый разный нон-фикшн - все это есть и теперь, но в каждом сегменте температура как будто бы на пару градусов упала.

На все это есть сугубо экономические причины, упирающиеся в монополизацию книгоиздательского и книготоргового рынка в нашей стране. Книжная среда гомогенизируется - дерзости, эксперимента, хулиганства, прорывов в ней становится меньше и меньше. Философским камнем для писателей, издателей и премиальных экспертов становится своего рода «теплый ламповый роман», который сам по себе, может быть, и неплох, но на нем одном литературный биоценоз не запустишь.

Да и сама наша премия могла бы в этом году (впервые за свою шестнадцатилетнюю историю) не состояться - лишь в последний момент нас поддержали издательский дом «Городец», специализирующийся на выпуске юридической литературы, и Союз охраны психического здоровья. На тему психического здоровья в Сети не пошутил только ленивый, но, если подумать, ничего смешного тут нет - в нашем наэлектризованном общественном поле «Нацбест» остается одним из немногих островков благоразумия. Пользуясь случаем, еще раз выражаю нашим спонсорам глубочайшую благодарность.

«Нацбест» продолжается - а значит, не все еще окончательно застыло, не все еще скучно и предсказуемо, не все пропало. Русское литературное пространство сужается, но жизнь кипит и на том островке, который остался. В нынешнем лонг-листе есть книги завсегдатаев всех коротких списков - Анны Матвеевой и Ольги Погодиной-Кузьминой, Дмитрия Данилова и Александра Снегирева, Игоря Сахновского и Александра Иличевского, Андрея Аствацатурова и Петра Алешковского, - есть книги авторов, про которых мы до сих пор ничего не слышали (кто такие Эльдар Саттаров и Евгений Стаховский? а Феликс Сандалов? Евдокия Шереметьева? Андрей Хомченко?), есть и откровенные фавориты, среди которых назову только первого лауреата «Нацбеста» Леонида Юзефовича; единственная, на мой взгляд, опасность, которая грозит его «Зимней дороге» - это что жюри оставит ее без голосов по принципу «все равно проголосует кто-нибудь другой».

Напоминаю, что Большое жюри «Нацбеста» не собирается и не обсуждает голосование друг с другом - каждый участник жюри принимает решение самостоятельно.

Что касается Большого жюри, то мы позвали в него как наших испытанных, проверенных «ридеров», так и - около половины состава - людей новых. Об их литературных пристрастиях мы лишь смутно догадываемся, но совершенно точно, что люди это все интересные и их мнение для нас важно. Старым членам жюри напоминаю, а новым - сообщаю, что первой добродетелью члена жюри мы считаем принципиальную «внетусовочность» голосования, а второй - писание рецензий на прочитанные книги. Причем вторая добродетель изрядно помогает первой - поверьте, если вы напишете хотя бы десяток рецензий, вам будет гораздо проще объяснить вашим друзьям, почему вы голосуете не за них, а за кого-то другого.

Скажу еще, что в нашем Большом жюри есть люди с максимально различными идеологическими, политическими и эстетическими взглядами - для нас это в высшей степени важно и ценно. Большое жюри «Нацбеста» остается одной из немногих площадок, где настолько разные люди могут пусть не встретиться, но все же говорить на равных и быть выслушаны с одинаковым уважением.

Хочу обратить внимание и на то, что Большое жюри представляет шесть городов России (причем Москвы и Петербурга в нем поровну) от Северодвинска до Хабаровска и в нем также соблюдено гендерное равновесие.

Ближайшие два месяца Большое жюри будет читать книги Длинного списка и писать на них рецензии. Все они по ходу дела будут появляться на сайте премии, на который - читать их - я всех и приглашаю: следить за премиальной гонкой «Нацбеста» куда увлекательнее, чем просто в конце концов узнать, кто в ней пришел первым.

А я умолкаю до конца апреля, когда жюри проголосует и выберет таким образом Короткий список - повлиять на него я, как вы знаете, никаким образом не могу, а вот прокомментирую с великим удовольствием.

Вадим Левенталь,
ответственный секретарь оргкомитета,
Санкт-Петербург, 22.02.2016

Ежегодная общероссийская литературная премия "Национальный бестселлер" была учреждена в 2000 году в Санкт-Петербурге.

Учредитель премии — фонд "Национальный бестселлер", образованный физическими лицами и привлекающий в порядке пожертвований средства как юридических, так и физических лиц (но только не из государственных источников).

На премию могут быть выдвинуты прозаические произведения (художественная и документальная проза, публицистика, эссеистика, мемуары), впервые опубликованные на русском языке в течение прошедшего календарного года или рукописи вне зависимости от года их создания.

Девиз премии — "Проснуться знаменитым!".

Цель премии - вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами прозаических произведений.

Сроки проведения всех этапов премии публикуются каждый год в начале цикла, вместе со списком номинаторов. Объявление результатов премии происходит в начале лета, в завершение многоступенчатой процедуры, разворачивающейся в осенне-весенний сезон.

"Национальный бестселлер" является единственной общенациональной литературной премией, итоги которой объявляются в Санкт-Петербурге.

В соответствии с Положением о премии , выдвижение произведений происходит следующим образом: Оргкомитет премии формирует список номинаторов из представителей книжного мира — издателей, критиков, писателей, поэтов, журналистов — которым предлагается выдвинуть на соискание премии по одному произведению. Все представленные таким образом произведения попадают в "длинный" список премии.

Далее члены Большого жюри читают все произведения, включенные в номинационный список, и выбирают два наиболее понравившихся. Каждое первое место приносит соискателю премии 3 очка, каждое второе - 1 очко. Таким образом, формируется "короткий" список из 5-6 произведений.

Список финалистов премии составляется на основе простых арифметических подсчетов. Эти подсчеты, с указанием, кто как голосовал, также публикуются в СМИ. Члены Большого жюри сопровождают оба выбранных произведения личной аннотацией, кроме того, они пишут краткое резюме по каждому из прочитанных ими произведений из номинационного списка.

На последнем этапе Малое жюри, состоящее уже не столько из профессиональных писателей, сколько из читателей: авторитетных деятелей искусства, политики и бизнеса — делает выбор из произведений шорт-листа. Голосование Малого жюри происходит прямо на церемонии вручения премии.

Состав Большого и Малого жюри определяется оргкомитетом премии. В семидневный срок потенциальные члены жюри должны подтвердить свое согласие на участие в процедуре, после чего с каждым из них заключается индивидуальный контракт.

Число номинаторов и членов обоих жюри не носит фиксированного характера.

Почетным председателем Малого жюри становится по приглашению оргкомитета общественный или политический деятель, не связанный с литературой напрямую. Почетный председатель Малого жюри вмешивается в работу жюри только если голосование членов Малого жюри не выявило победителя. Тогда его имя называет почетный председатель. Его решение является в таком случае окончательным, а полные итоги премии подводит оргкомитет.

Победитель получает денежную премию в 250 тысяч рублей , которая делится между ним и выдвинувшим его номинатором в пропорции 9:1.

Правом номинировать книги на премию пользуются не только фигуранты официального списка номинаторов, но и пользователи интернет-ресурса LiveJournal. В специально созданном сообществе любой блогер сможет повлиять на формирование длинного и короткого списков премии. Произведения, выдвинутые не менее чем тремя блогерами, попадают в таблицу для голосования.

С началом работы Большого жюри премии в LiveJournal стартует НацWorst : выборы худшей (самой переоцененной) книги года по мнению ЖЖ-пользователей. Произведение, получившее наибольшее число голосов ЖЖ-пользователей, становится обладателем титула НацWorst.
Произведение из официального шорт-листа премии, получившее наибольшее число голосов блогеров, станет обладателем приза читательских симпатий.

Первым лауреатом премии "Национальный бестселлер" в 2001 году стал Леонид Юзефович с романом "Князь ветра"; в разные годы лауреатами премии были писатели Виктор Пелевин, Александр Гаррос, Алексей Евдокимов, Александр Проханов, Михаил Шишкин, Дмитрий Быков, Илья Бояшов, Захар Прилепин, Андрей Геласимов, Эдуард Кочергин.

В 2011 году, к 10-летию существования премии "Национальный бестселлер", была приурочена премия "Супер Нацбест" . "Супер Нацбест" — это конкурс на лучшую книгу среди победителей премии "Национальный бестселлер" за прошедшие 10 лет.

В 2012 году победителем премии "Национальный бестселлер" за 2011 год и обладателем приза в 250 тысяч рублей с романом из жизни столичных чиновников "Немцы".

В середине апреля 2013 года стало известно, что премия потеряла прежний источник финансирования и ее вручение оказалось под угрозой. 14 мая 2013 года оргкомитет объявил, что генеральными спонсорами "Нацбеста" стали телеканал "2х2" и кинокомпания "Централ Партнершип". В этот же день был объявлен состав Малого жюри, куда вошли искусствовед Александр Боровский, поэт Сергей Жадан, философ и публицист Константин Крылов, исполнительный вице-президент кинокомпании "Централ Партнершип" Злата Полищук, кинорежиссер-документалист Нина Стрижак и лауреат "Нацбеста" Александр Терехов. Почетным председателем Малого жюри стал гендиректор "2х2" Лев Макаров.

В середине апреля 2013 года , в который вошло шесть произведений. Финалистами стали Максим Кантор ("Красный свет"), Евгений Водолазкин ("Лавр"), Ильдар Абузяров ("Мутабор"), Софья Купряшина ("Видоискательница"), Ольга Погодина-Кузмина ("Власть мертвых") и Фигль-Мигль ("Волки и медведи").

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

3 июня будут оглашены результаты литературной премии «Национальный бестселлер». В этом году на звание главного романа года претендуют не шесть, а сразу семь книг, в числе которых «Тень Мазепы» Сергея Белякова, «Жития убиенных художников» Александра Бренера, «Родина» Елены Долгопят, «F20» Анны Козловой, «Патриот» Андрея Рубанова, «Головастик и святые» Андрея Филимонова и «Эта страна» Фигля-Мигля.

Пока итоги не подведены, вспомним 10 наиболее примечательных авторов, которые в разные годы становились лауреатами этой престижной награды.

Леонид Юзефович

Известный российский писатель был удостоен премии дважды. В первый раз в год учреждения «Нацбеста» (в 2001-ом) за книгу «Князь ветра». Во второй раз он получил награду спустя 15 лет за документальный роман . В книге рассказывается о забытом эпизоде Гражданской войны в России, когда белый генерал Анатолий Пепеляев и анархист Иван Строда сражались в Якутии за последний клочок подконтрольной белогвардейцам земли.

Как и Леонид Юзефович, Дмитрий Быков дважды становился лауреатом «Нацбеста». В 2011 году он получил его за роман «Остромов, или Ученик чародея» . А ранее, в 2006-м, за биографию Бориса Пастернака в серии «ЖЗЛ». Оба раза победа Быкова вызывала недовольство у некоторых членов оргкомитета, считавших, что писатель «уже состоялся как знаменитость, он всеми любим и читаем», а задача премии - раскрыть нереализованный потенциал начинающих авторов. «И тем приятнее победить, когда этого так сильно не хочет оргкомитет», - заявил Дмитрий Львович.

Самый загадочный современный российский писатель получил «Нацбест» за роман . В этом году Пелевин также выдвигался на нее с романом . Однако книга не вошла в шорт-лист и выбыла из литературной гонки. Зато роман вполне может получить премию . Шансы у мастера довольно высокие.

После его победы Захар Прилепин признался, что считает Терехова настоящим классиком русской литературы наряду с Набоковым. После выхода книги многие ожидали ее скорейшей экранизации. По сюжету главной герой возглавляет пресс-центр московской префектуры и разрывается между проблемами на работе и дома. Книга была настолько мастерски написана, что еще на стадии рукописи попала в число претендентов.

Прозаик и сценарист Андрей Геласимов стал известен российскому читателю после выхода в свет его повести «Фокс Малдер похож на свинью» почти 16 лет назад. С тех пор он издал множество отличных романов, повестей и рассказов. Но главный книжный триумф Геласимова - «Нацбест» за роман , книгу про пленного японца, который живет в России и пишет мемуары для своей родни в Нагасаки. Идея пришла писателю в голову после личной трагедии, когда он писал письма своей матери из Москвы в Иркутск, не имея возможности увидеться, «показать внуков». Писатель признается, что за долгие годы разлуки забыл, как выглядела родная мать. Эта трагедия и легла в основу «Степных богов».

Илья Бояшов

Ильи Бояшова - это история о коте, идущем через всю Европу в поисках утраченного благополучия: кресла, пледа и миски с молоком. Остроумность, легкая философия и любовь к кошкам сделали свое дело, и в 2007 году книга была удостоена «Нацбеста».

Роман «Господин Гексоген» повествует о трагических событиях 1999 года, в частности, о серии взрывов жилых домов. Книга вышла в свет спустя три года после терактов и начала Второй чеченской кампании и сразу же вызвала бурные обсуждения среди журналистов, критиков и простых читателей.

Кто-то обвинял автора в искажении реальных фактов, а кто-то в излишней паранойе и чрезмерном увлечении теориями заговора. Сам писатель заявил, что он пытался исследовать «мифы, укрепившиеся в сознании общества». Так или иначе, Проханов стал лауреатом «Нацбеста». Он передал свою денежную премию скандально известному Эдуарду Лимонову, назвав его «художником на привязи, к которому невозможно равнодушно относиться».

Сергей Носов

Питерский писатель Сергей Носов в 2015 году стал лауреатом «Нацбеста» за роман «Фигурные скобки». По признанию автора, книга написана в стиле «магического реализма», в которой главный герой, математик-менталист, вынужден заниматься расследованием гибели своего друга, который последние годы делил свое тело с подселенным в него другим человеком. В тетради погибшего мысли «подселенного» были выделены фигурными скобками - что и дало название произведению.

 

 

Это интересно: