→ Игры по художественной литературе в доу. Занятия по чтению художественной литературы в детском саду. Разработка проекта по художественной литературе

Игры по художественной литературе в доу. Занятия по чтению художественной литературы в детском саду. Разработка проекта по художественной литературе

Ақмола облысы, Ерейментау ауданы білім бөлімінің

«Сказка» бөбекжай – бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли – сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Воспитатель: Астапова М.Н.

г.Ерейментау

Пояснительная записка к дидактическому материалу

«Литературные игры для дошкольников»

Дидактический материал «Литературные игры для дошкольников» составлен на основе методических разработок З.А.Гриценко, Л.М.Гурович и интернет-источников.

Цели пособия:

    Приобщение детей к миру художественной литературы.

    Развитие творческих и интеллектуальных способностей через активное участие в игровом процессе.

Задачи:

    Закрепить знания детей о литературных произведениях.

    Обучать детей умению анализировать прочитанное.

    Развивать речевую культурую.

    Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

Пособие может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература:

    Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. – Академия, 2012.

    Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова. В.И. «Ребенок и книга» (пособие для воспитателя детского сада. под ред. В.И. Логиновой ) - . Издание 2-е., Издательство “Акцидент” С-Петербург, 1996.

«Литературное лото»

Эта игра – одна из самых простейших,

позволяющих реализовать книжные знания детей.

1 вариант

Материал: карточки с изображением литературных героев.

Правило: игроки поочередно достают карточки

с персонажем и называют его характеристики.

Например: «Лиса» - хитрая, рыжая; «Колобок» -

круглый, вкусный и т.д.

2 вариант

(без карточек) Ведущий называет имя персонажа,

а второй игрок – его характеристику.

Еще интереснее, когда ведущий, задавая свой вопрос,

в это время кидает игроку мяч, тот дает свой ответ,

бросая мяч обратно.

«Спой вместе с героем»

Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки

пелись героями разных сказок. Если дети

испытывают затруднение, он сам дает им подсказки.

Итак. как:

    пела свою песенку мама-коза, когда возвращалась

к своим детушкам-козлятушкам из леса?

(«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся,

ваша мама пришла, молочка принесла. Бежит молочко

по вымечку. Из вымечка – по копытечку, из копытечка

во сыру землю»);

    пел песенку Колобок, когда катился по лесу?

(«Я – Колобок, Колобок, по сусеку скребен, на

сметане мешон, на окошке стужен, я от бабушки

ушел, я от дедушки ушел»);

    пела песенку хитрая лисичка-сестричка,

когда ехала верхом на сером волке?

(«Битый небитого везет, битый небитого везет»);

и другие.

Пусть ребята поочередно назовут эти песенки

и персонажей, которые их пели.

«Стань волшебником»

Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)

7. В сказке «Баранкин, будь человеком!» герой книги Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращались то в муравья, то в бабочек, то в воробьев. Какие слова они произносили, чтобы стать муравьями? («Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»)

«Волшебные предметы»

А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:

Волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце)

Головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка)

Длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка)

Волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)

«Прогулка по сказкам»

Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.

Игры на воспроизведение содержания сказки

по мнемотаблице

- «Какая сказка спряталась в этом рисунке?»

Про кого эта сказка?»

(предложить педагогам нарисовать сказку)

Для детей младшего возраста предлагаются цветные мнемотаблицы, в которых цвет тесно связан с характерными особенностями сказочного образа: лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета и пр.

Отгадай загадку по предметам

в волшебном сундучке»

Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин («Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка («Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например, скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна- лягушка»).

« Найди свою сказку»

Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.

«Полетушки»

Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет персонажей разных литературных произведений – живых и неживых, причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает».

Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает!

Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый раз, когда произносит очередное словосочетание – независимо от того, действительно летает этот предмет или нет. Его задача запутать игроков.

Игра продолжается, пока у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не останется один игрок – победитель.

Загадки «Вчера и сегодня»

Предложите детям отгадать загадки о чудесах и разных дивных предметов, встречающихся в волшебных сказках, которые стали прототипом будущего технического изобретения?

Например:

    предметы с помощью которых можно было очень быстро преодолевать большие расстояния

Конек-горбунок (космическая ракета)

Ковер-самолет (самолет, вертолет)

Сапоги-скороходы (поезд)

    предметы с помощью которых показывали все, что делается на белом свете

наливное яблочко и серебряное

блюдечко (телевизор)

волшебное зеркало

    предмет, который показывал путникам дорогу

клубочек (компас)

    предмет, который освещал все вокруг

Перо Жар-птицы (фонарик, прожектор)

    предмет, извещающий о том, что нападают враги

Золотой петушок (радиолокатор)

И другие.

«Стань волшебником»

(продолжение)

8. В сказке писателя Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй»)

9. В сказке писателя Валентина Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»).

10 В сказке «Волшебник Изумрудного города» злая волшебница Бастинда вызывала летучих обезьян этими слорвами. («Бамбара, чуфара, лорики. Ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики»).

«Волшебная корзинка»

Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги.

Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.

1. Буратино (ключик)

2. Оле -Лукойле (зонтик)

3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик)

4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)

5. Аладдина (лампа)

6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво)

7. Элли (серебряные башмачки)

8. Маленького мука (туфли)

9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)

10. Баба Яга (ступа, помело)

11. Старик Хоттабыч (ковер-самолет)

После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи:

В нашей волшебной корзинке

Лежат расписные картинки

Ну-ка, ну-ка, ты давай

Быстро сказку угадай.

Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет

принадлежал.

«Отгадай сказку»

Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены сказочные герои, и называют сказку. Предполагается, что правильных ответов может быть несколько, например лиса может быть из сказки «Лисичка со скалочкой» или «Жихарка».

«В какую сказку попал Колобок»

Детям объясняется, что сказки могут изменяться. Сегодня Колобок отправился в путешествие по сказкам:

Угадайте, в какую сказку он попал?

«Отгадай сказочного героя»

Игрушку – сказочного героя прячут за ширму. Педагог от лица героя сказки односложно отвечает на вопросы детей: «да» или «нет». Играющие задают вопросы, сужающие круг поиска. По ответам дети должны догадаться, кто прячется за ширмой. Например: «ты человек? - Нет. – Ты животное? – Нет. – Ты большой? – Нет. – Ты круглый? – Да. – Тебя сделали из муки? – Да».

Вариант. На ребенка надевают сказку сказочного героя так, чтобы он не знал, какого именно. Он должен догадаться, чья эта маска, задавая остальным детям наводящие вопросы

Цель:

    повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

    развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

(Игроки делятся на 2 команды, вопросы задаются поочередно каждой команде)

Ход игры:

Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Я представляю команды. Замечательно. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Очки представляются в форме фишек. За каждый правильный ответ – фишка. Первыми и лучшими будут те, у которых окажется больше фишек. Командам все понятно?……Тогда приступим.

Разминка:

1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:

    « По щучьему веленью, по-моему, хотенью…» Емеля

    « Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» Иван дурак

    « Спи, глазок, спи, другой!» Хаврошечка

    « Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?» Морозко

    «Избушка избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом …» Иван Царевич

    « Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!» Петушок

    « Козлятушки-ребятушки отворитеся, отопритеся» Волк

    « Свет мой, зеркальце, скажи…» Царица

2. Закончите пословицу:

    « Что написано пером…» (не вырубишь топором)

    « Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться )

    « Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)

    « Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)

    «Что посеешь…» (то и пожнешь)

    « Любишь кататься…» (люби и саночки возить)

    « Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)

    « Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)

3. К какому виду творчества это относится?

    « Как аукнется, так и откликнется» (Пословица)

    «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

    «На березе сидит заяц, Книжку вслух читает. Прилетел к нему медведь, Слушает, вздыхает. » (Небылица.)

    Пусть у кошки заболит, У собачки заболит, Будет кошка инвалид И собачка инвалид! А тебе пусть повезет – У тебя вся хворь пройдет! (Потешка)

    «В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

    «Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С» (Считалка)

    -«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» (Былина.)

    -«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

    И тогда наверняка вдруг запляшут облака,

И кузнечик запиликает на скрипке... (Песня)

    Поленился утром Вова

Причесаться гребешком,

Подошла к нему корова,

Причесала языком! (Частушка)

    Добра соль, а переложишь - рот воротит. (Поговорка)

    "Ай, Моська! знать, она сильна,

Что лает на Слона!" (Басня)

    Малыша угостили конфетой. Он быстро хватает ее и жует.

Мама делает ему замечание:

Что надо сказать?

Дай еще! (Анекдот)

Задание 1.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, автор­ские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, пер­сонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровы­ми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе вос­питателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произве­дения, предоставляя детям возможность договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы.

Учить с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать не­большие отрывки из народных сказок.

Продолжать способствовать формированию интереса к книгам. Регу­лярно рассматривать с детьми иллюстрации.

Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотво­рения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки. Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.

Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.

Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произве­дении.

Продолжать работу по формированию интереса к книге. Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объ­яснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного мож­но узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации. Познакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым, Е. Чарушиным.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).

Способствовать формированию эмоционального отношения к литера­турным произведениям.

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка ли­тературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.

Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) до­ступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпите­тами. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.

Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувс­твие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выра­зительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполни­тельские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

Задание 2.

Для работы с детьми какой возрастной группы, используются следующие произведения:

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Русский фольклор

Повторение песенок, потешек, сказок, прочитанных и рассказанных детям второго года жизни.

Песенки, потешки, заклички. «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок.»; «Заяц Егорка.»; «Наша Маша маленька...»; «Чики, чики, кички...», «Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор...»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком...»; «Огуречик, огуречик...»; «Солнышко, ведрышко...».

Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Бу­латова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Фольклор народов мира

«Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Бу-бу, я рогатый», лит., обр. Ю. Григорьева; «Котауси и Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Ой ты заюшка-пострел...», «Ты, собачка, не лай...», пер. с молд. И. Токмаковой; «Раговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова; «Сапожник», польск., обр. Б. Заходера.

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мош- ковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кош­ка шар...»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет... » (из «Сказки о царе Салтане»); М. Лермонтов. «Спи, младенец... » (из стихотворения «Казачья колыбельная»); А. Барто, П. Барто. «Девочка- ревушка»; А. Введенский. «Мышка»; А. Плещеев. «Сельская песня»; Г. Са- пгир. «Кошка»; К. Чуковский. «Федотка», «Путаница».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"?»; В. Би- анки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».

С. Капутикян. «Все спят», «Маша обедает» пер. с арм. Т. Спендиаровой; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; Д. Биссет. «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Ч. Янчарский. «В магазине игрушек», «Друзья» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько.

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Пальчик-мальчик.», «Заинька, поп­ляши.», «Ночь пришла.», «Сорока, сорока.», «Еду-еду к бабе, к деду..», «Тили-бом! Тили-бом!.», «Как у нашего кота.», «Сидит белка на тележке.», «Ай, качи-качи-качи».», «Жили у бабуси.», «Чики-чики-чикалочки.», «Кисонька-мурысенька.», «Заря-заряница.», «Травка-муравка.», «На улице три курицы.», «Тень, тень, потетень.», «Курочка-рябушечка.», «Дождик, дождик, пуще.», «Божья коровка.», «Радуга-дуга.».

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Бу­латова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Се­ровой; «Теремок», обр. Е. Чарушина.

Фольклор народов мира

Песенки. «Кораблик», «Храбрецы», «Маленькие феи», «Три зверо­лова», англ., обр. С. Маршака; «Что за грохот», пер. с латыш. С. Маршака; «Купите лук.», пер. с шотл. И. Токмаковой; «Разговор лягушек», «Несго­ворчивый удод», «Помогите!», пер. с чеш. С. Маршака.

Сказки. «Рукавичка», «Коза-дереза», укр., обр. Е. Благининой; «Два жадных медвежонка», венг., обр. А. Краснова и В. Важдаева; «Упрямые козы», узб., обр. Ш. Сагдуллы; «У солнышка в гостях», пер. с словац. С. Могилевской и Л. Зориной; «Лиса-нянька», пер. с финск. Е. Сойни; «Храбрец-молодец», пер. с болг. Л. Грибовой; «Пых», белорус., обр. Н. Мя- лика; «Лесной мишка и проказница мышка», латыш., обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой; «Петух и лиса», пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой; «Свинья и коршун», сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры.» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила.», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась... » (из новогреческих песен); А. Пуш­кин. «Ветер, ветер! Ты могуч!..», «Свет наш, солнышко!..», «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Чер­ный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»; К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Ежики смеются», «Елка», «Айболит», «Чудо-дерево», «Черепаха»; С. Гродецкий. «Кто это?»; В. Берестов. «Курица с цыплятами», «Бычок»; Н. Заболоцкий. «Как мыши с котом воевали»; В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Что ни страница - то слон, то львица»; К. Бальмонт. «Комарики-макарики»; И. Косяков. «Все она»; А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Ми­халков. «Песенка друзей»; Э. Мошковская. «Жадина»; И. Токмакова. «Медведь».

Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей», «Уточки», «Васька», «Лиса Патрикеевна»; Т. Александрова. «Медвежонок Бурик»; Б. Житков. «Как мы ездили в зоологический сад», «Как мы в зоосад приехали», «Зебра», «Сло­ны», «Как слон купался» (из книги «Что я видел»); М. Зощенко. «Умная птичка»; Г. Цыферов. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек» (из книги «Про цыпленка, солнце и медвежонка»); К. Чуковский. «Так и не так»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», «Снег идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Д. Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо.»; «Таня знала буквы.»; «У Вари был чиж.», «Пришла весна.»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Су­теев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Е. Виеру. «Ежик и барабан», пер. с молд. Я. Акима; П. Воронь- ко. «Хитрый ежик», пер. с укр. С. Маршака; Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка», пер. с болг. М. Маринова; А. Милн. «Три лисички», пер. с англ. Н. Слепаковой; Н. Забила. «Карандаш», пер. с укр. З. Александровой; С. Капутикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет», пер. с арм. Т. Спен- диаровой; А. Босев. «Дождь», пер. с болг. И. Мазнина; «Поет зяблик», пер. с болг. И. Токмаковой; М. Карем. «Мой кот», пер. с франц. М. Кудиновой.

Проза. Д. Биссет. «Лягушка в зеркале», пер. с англ. Н. Шерешевской; Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», пер. с англ. О. Образцо­вой; Ч. Янчарский. «Игры», «Самокат» (из книги «Приключения Мишки Ушастика»), пер. с польск. В. Приходько; Е. Бехлерова. «Капустный лист», пер. с польск. Г. Лукина; А. Босев. «Трое», пер. с болг. В. Викторова; Б. Пот- тер. «Ухти-Тухти», пер. с англ. О. Образцовой; Й. Чапек. «Трудный день», «В лесу», «Кукла Яринка» (из книги «Приключения песика и кошечки»), пер. с чешск. Г. Лукина; О. Альфаро. «Козлик-герой», пер. с исп. Т. Давить- янц; О. Панку-Яшь. «Покойной ночи, Дуку!», пер. с румын. М. Олсуфьева, «Не только в детском саду» (в сокр.), пер. с румын. Т. Ивановой.

«Пальчик-мальчик.», «Как у нашего кота.», «Огуречик, огуречик.», «Мыши водят хоровод.», рус. нар. песенки; А. Барто. «Мишка», «Мячик», «Кораблик»; В. Берестов. «Петушки»; К. Чуковский. «Елка» (в сокр.); Е. Ильина. «Наша елка» (в сокр.); А. Плещеев. «Сельская песня»; Н. Са- конская. «Где мой пальчик?».

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Русский фольклор

Песенки, потешки, заклички. «Наш козел.»; «Зайчишка-трусишка.»; «Дон! Дон! Дон!..», «Гуси, вы гуси.»; «Ножки, ножки, где вы были?..», «Сидит, сидит зайка.», «Кот на печку пошел.», «Сегодня день целый.», «Барашеньки.», «Идет лисичка по мосту.», «Солнышко-ведрышко.», «Иди, весна, иди, красна.».

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. А. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы.

Фольклор народов мира

Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л. Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузь­мина.

Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. «Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние лис­тья по ветру кружат.»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало.» (из ро­мана «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжин. «Улицей гуляет.» (из стихотворения «В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аука­ет.»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором.» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Ма­ше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зо­щенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); В. Бианки. «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшеб­ная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Си­биряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У сло­ненка день рождения».

Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям.», «Мальчик стерег овец.», «Хотела галка пить.».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Ту- вим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Соло- новича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.

Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской; Э. Хогарт. «Ма- фин и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.

Произведения для заучивания наизусть

«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?», рус. нар. песенки; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой ца­ревне и о семи богатырях»); З. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитате­ля); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Русский фольклор

Песенки. «Как на тоненький ледок.»; «Николенька-гусачок.»; «Уж я колышки тешу..»; «Как у бабушки козел.»; «Ты мороз, мороз, мо­роз.»; «По дубочку постучишь - прилетает синий чиж.»; «Ранним-рано поутру..»; «Грачи-киричи.»; «Уж ты, пташечка, ты залетная.»; «Ласточка- ласточка.»; «Дождик, дождик, веселей.»; «Божья коровка.».

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-бурка», обр. М. Булатова; «Финист - ясный сокол», обр. А. Платонова.

Фольклор народов мира

Песенки. «Гречку мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой; «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).

Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дыша­ло.» (из романа «Евгений Онегин»); «Зимний вечер» (в сокр.); А. К. Тол­стой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад.»; М. Цветаева. «У кроват­ки»; С. Маршак. «Пудель»; С. Есенин. «Береза», «Черемуха»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Фет. «Кот поет, глаза прищурил.»; С. Черный. «Волк»;

    Левин. «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов. «Мирная считалка». С. Городецкий. «Котенок»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится.»; А. Барто. «Веревочка».

Проза. В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой. «Кос­точка», «Прыжок», «Лев и собачка»; Н. Носов. «Живая шляпа»; Б. Ал­мазов. «Горбушка»; А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза»; В. Драгунский. «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский. «Кот-ворюга».

Литературные сказки. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (гла­вы); В. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. А. Милн. «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ.

    Маршака; В. Смит. «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходе­ра; Я. Бжехва. «На Горизонтских островах», пер. с польск. Б. Заходера; Дж. Ривз. «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой; «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.

Литературные сказки. Х. Мякеля. «Господин Ау» (главы из книги), пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуков­ского, стихи в пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.

Произведения для заучивания наизусть

«По дубочку постучишь...», рус. нар. песня; И. Белоусов. «Весенняя гостья»; Е. Благинина. «Посидим в тишине»; Г. Виеру. «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский. «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем. «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Су­риков. «Вот моя деревня».

Для чтения в лицах

Ю. Владимиров. «Чудаки»; С. Городецкий. «Котенок»; В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька...»; Э. Успенский. «Разгром».

Дополнительная литература

Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок

      Афанасьева); «Докучные сказки».

Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад на­шли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.

Проза. Б. Житков. «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снеги­рев. «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев. «Буква „ы"»; М. Москвина. «Кроха»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Поэзия. Я. Аким. «Жадина»; Ю. Мориц. «Домик с трубой»; Р. Сеф. «Со­вет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс. «Уж я бегал, бегал, бегал.»; Д. Чиарди. «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер. «Приятная встреча»; С. Черный. «Волк»; А. Плещеев. «Мой садик»; С. Маршак. «Почта».

Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер.

      Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Русский фольклор

Песенки. «Лиса рожью шла.»; «Чигарики-чок-чигарок.»; «Зима пришла.»; «Идет матушка-весна.»; «Когда солнышко взойдет, роса на землю падет.».

Календарные обрядовые песни. «Коляда! Коляда! А бывает коля­да.»; «Коляда, коляда, ты подай пирога.»; «Как пошла коляда.»; «Как на масляной неделе.»; «Тин-тин-ка.»; «Масленица, Масленица!».

Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Ты пирог съел?»; «Где кисель - тут и сел»; «Глупый Иван...»; «Сбил-сколо­тил - вот колесо».

Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята». Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня

и Змей», пересказ Н. Колпаковой; «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов - семь работ­ников», обр. И. Карнауховой; «Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой; «Не плюй в колодец - пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Фольклор народов мира

Песенки. «Перчатки», «Кораблик», пер с англ. С. Маршака; «Мы пош­ли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой; «Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Ой, зачем ты, жаворонок.», укр., обр. Г. Литвака; «Улитка», молд., обр. И. Токмаковой.

Сказки. Из сказок Ш. Перро (франц.): «Кот в сапогах», пер. Т. Габбе; «Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина; «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова; «Голубая птица», туркм., обр. А. Александровой и М. Тубе- ровского; «Беляночка и Розочка», пер. с нем. Л. Кон; «Самый красивый наряд на свете», пер. с япон. В. Марковой.

Произведения поэтов и писателей России

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лер­монтов. «Горные вершины» (из Гете); Ю. Владимиров. «Оркестр»; Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин. «Зима! Крес­тьянин, торжествуя.» (из романа «Евгений Онегин»), «Птичка»; П. Соло­вьева. «День и ночь»; Н. Рубцов. «Про зайца»; Э. Успенский. «Страшная история», «Память»; А. Блок. «На лугу»; С. Городецкий. «Весенняя песенка»; В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.); Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок); Н. Заболоцкий. «На реке».

Проза. А. Куприн. «Слон»; М. Зощенко. «Великие путешественни­ки»; К. Коровин. «Белка» (в сокр.); С. Алексеев. «Первый ночной таран»; Н. Телешов. «Уха» (в сокр.); Е. Воробьев. «Обрывок провода»; Ю. Коваль. «Русачок-травник», «Стожок»; Е. Носов. «Как ворона на крыше заблуди­лась»; С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки. А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Ремизов. «Хлебный голос», «Гуси-лебеди»; К. Паус­товский. «Теплый хлеб»; В. Даль. «Старик-годовик»; П. Ершов. «Конек- Горбунок»; К. Ушинский. «Слепая лошадь»; К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; И. Соколов-Микитов. «Соль земли»; Г. Скребицкий. «Всяк по-своему».

Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия. Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой; Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина; Э. Лир. «Лимерики» («Жил-был старичок из Гонконга.», «Жил-был ста­ричок из Винчестера.», «Жила на горе старушонка.», «Один старикашка с косою.»), пер. с англ. Г. Кружкова

Литературные сказки. Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка», «Гадкий уте­нок», пер. с дат. А. Ганзен; Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой; С. Топелиус. «Три ржаных колоска», пер. со швед. А. Лю­барской.

Произведения для заучивания наизусть

Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; Е. Благинина. «Шинель»; Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; С. Есенин. «Береза»; С. Маршак. «Тает месяц молодой...»; Э. Мошковская. «Добежали до вечера»; В. Орлов. «Ты лети к нам, скворуш­ка...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»); Н. Рубцов. «Про зайца»; И. Суриков. «Зима»; П. Соловьева. «Подснеж­ник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» (по выбору воспитателя).

Для чтения в лицах

К. Аксаков. «Лизочек»; А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки); Л. Ле­вин. «Сундук»; С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

Дополнительная литература

Сказки. «Белая уточка», рус., из сборника сказок А. Афанасьева; «Мальчик с пальчик», из сказок Ш. Перро, пер. с фран. Б. Дехтерева.

Поэзия. «Вот пришло и лето красное.», рус. нар. песенка; А. Блок. «На лугу»; Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.); А. Пушкин. «За вес­ной, красой природы.» (из поэмы «Цыганы»); А. Фет. «Что за вечер.» (в сокр.); С. Черный. «Перед сном», «Волшебник»; Э. Мошковская. «Хитрые старушки», «Какие бывают подарки»; В. Берестов. «Дракон»; Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»; И. Токмакова. «Мне грустно»; Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин»; М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа.

Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко»; А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»; М. Пришвин. «Курица на столбах»; Ю. Коваль. «Выстрел».

Литературные сказки. А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы); Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Задание 3

    «Приключения Чипполино» (Д.Родари)

    «Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)

    «Домовенок Кузька» (Т. Александрова)

    «Цветик-семицветик» (В.Катаев)

Задание 4

Написать детские художественные произведения, написанные К.И. Чуковским за 1 минуту

Название: Айболит Бармалей Краденое солнце Крокодил Мойдодыр Муха-Цокотуха Одолеем Бармалея Приключения Бибигона Путаница Собачье царство Тараканище Телефон Топтыгин и Лиса Федорино горе Чудо дерево.

Задание 5.

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

      Мальчик радостный пошёл,

и решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду - плохо».

Маяковский Что такое хорошо и что такое плохо?

      «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаёшь во тьме глубокой,

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей». - «Братец мой, -

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкин А.С.

3 .Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к

дивану. (Н.Носов. «Живая шляпа»)

4. Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошёл к ней и понюхал её.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул её лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев и собачка Толстой Л. Н.

Задание 6.

«Составь слово из слогов и отгадай сказку»

(в форме финвордов)

Команды получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 команда

Кашечрохав («Хаврошечка»).

Боклоко («Колобок»)

Зоркомо («Морозко»)

Очвокамйюд Дюймовочка

2 команда

Дыродйом Мойдодыр

Гукароснеч («Снегурочка»)

Комерет («Теремок»)

Щеинакатар («Тараканище»)

Задание 7

Домашнее задание.

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Задание 8.

Участники должны вспомнить название сказки.

О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».)

О ветеринаре. («Доктор Айболит».)

Об общежитии для зверей. («Теремок».)

О хлебобулочном изделии. («Колобок».)

О деревянном мальчике. («Буратино».)

О трудолюбивой девочке. («Золушка».)

Подведение итогов деловой игры. Награждение.

Детский сад «Березка» р.п. Чишмы

Деловая игра для воспитателей.

«Знатоки детской художественной литературы».

Подготовила и провела

учитель – логопед ЛЕБЕДЕВА Е.С.

Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы

О.О. Содержание Автор, название Цель
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких

В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.

Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка - добрая душа»
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям

Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
«Детский сад»
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию

П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов

Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям

Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
Физическое развитие

НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведений

Скачать Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС

Светлана Кувшинова
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой ».

Цель :

Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

(Игроки делятся на 5 команд согласно возраста детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)

Вступительное слово о значении детской книги в развитии дошкольников

Ведущий : Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка . Эти образцы различны по своему воздействию : в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному : чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь . Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Разминка :

1. Наши педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей , в т. ч. и на речевое. Вам необходимо было подготовить высказывания наших учёных-педагогов. Теперь предлагаю вам зачитать их.

Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге , если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как-будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)

То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нём глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым и иногда несознаваемым руководителем жизни . (К. Д. Ушинский)

2. К какому виду творчества это относится?

«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» (Потешка)

«В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

«Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка)

«Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…» (Былина.)

«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

«Жили-были дед да баба» «Сказка»

Задание 1.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе :

1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)

2. Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. (2-ая младшая группа)

3. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения , но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. (Средняя группа)

4. Воспитывать любовь к книге , способность чувствовать художественный образ . Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)

5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)

Задание 2.

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения :

1. А. Барто. «Игрушки» , «Репка» , «Колобок» , «Теремок» , «Сорока Белобока» ,К. Чуковский. «Цыпленок» ,С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)

2. З. Александрова «Мой мишка» , А. Барто «Девочка-ревушка» , С. Маршак «Усатый-полосатый» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Маша и медведь» , «Коза-дереза» , «У солнышка в гостях» , Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)

3. «Лисичка со скалочкой» , «Гуси-Лебеди» , «Два жадных медвежонка» , «Зимовье» ,Я. Тайц «По грибы» ,К. Чуковский «Федорино горе» ,

4. Александрова «Ветер на речке» , «Одуванчик» . (средняя)

5. Н. Носов «Живая шляпа» , «Айога» , «Хаврошечка» , «Серебряное копытце» , (старшая)

6. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок» , «Сказка о царе Салтане» , «Спящая красавица» (подготовительная)

Задание 3

Назовите методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой »

Метод Приёмы

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Практический Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Задание 4

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку :

1. …Ну так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

(П. П. Ершов «Конек-горбунок» )

2. … Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» )

3. …Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал- ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание , потому что взял тарелку, и быстро выплеснул кашу на улицу в окно… .

(В. Драгунский. «Тайное становится явным» )

Задание 4

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Задание 5

Каждой команде предлагаются иллюстрации художников-иллюстраторов .

Необходимо назвать художников- иллюстраторов . несколько произведений, которые он иллюстрировал.

Задание 6

Назови одним словом :

Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

Устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)

Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)

Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)

Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка) .

Развивающие игры для детей 6 - 8 лет по сказкам.

Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Дидактические игры рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей, логопедов, учителей начальных классов и родителей.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным.
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и сказку получаются замечательные развивающие упражнения, которые пригодятся и педагогам ДОУ и учителям начальных классов.

В данной статье представлены игры со сказками:
-русская народная "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка";
-русская народная "Маша и медведь";
-русская народная "Три медведя";
-русская народная "Волк и семеро козлят";
-русская народная "Волк и лиса";
-русская народная "Морозко";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "По щучьему велению";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "Царевна-лягушка";
-русская народная "Колобок";
-украинская народная "Рукавичка";
-русская народная "Гуси-Лебеди";
-русская народная "Зимовье зверей";
-русская народная "Теремок";
-русская народная "Хаврошечка";
-русская народная "Снегурочка";
-русская народная "Репка";
-русская народная "Сивка-Бурка";
-русская народная "Золотая рыбка; (из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-А.С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях;
-Шарль Перро "Золушка";
-Шарль Перро "Кот в сапогах";
-Г.Х. Андерсен "Огниво";
-Г.Х. Андерсен "Русалочка";

Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
- Развивать умение действовать согласованно.

ИГРА 1. "Чьи слова?"

Задание : «Кто говорит эти слова?»:
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.


«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.


«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.


«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.


«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.


"По щучьему велению, по моему хотению..." - Емеля


"Битый небитого везет" - Лисичка


"Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом..." - Иван- Царевич


"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" - Колобок


"Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой." - Ваня (Иван-дурак)


"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка


"Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." - Царица


"Но помни, как только часы пробьют двенадцать.." - фея – волшебница (Крестная)

ИГРА 2. "Растерянные буквы".

Задание : У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово.

*Морозко


*Огниво


*Золушка


*Гуси-Лебеди


*Колобок


*Репка


*Рукавичка


*Снегурочка


*Русалочка


*Хаврошечка

ИГРА 3. «Отгадай сказку».

Задание : Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).


Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).


Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).


Туфелька, бал, Фея (Золушка)


Сапоги, шляпа, кот (Кот в сапогах)


Коза, козлята, волк (Волк и семеро козлят)
Печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга (Гуси-Лебеди)


Бык, баран, свинья, гусь (Зимовье зверей)


Дед, бабка, внучка, Жучка (Репка)

Комар-Пискун, муха-горюха, мышка-погрызуха (Теремок)

Загадки про сказочных героев одни из пожалуй самых популярных среди детей наравне с загадками про животных.
Ведь загадки про сказочных героев интересны не только как развлечение, детям нравится их разгадывать особенно после прочтения сказки.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Семеро козлят

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Снегурочка

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Емеля

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Колобок

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Золушка

С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…
Снегурка

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах

 

 

Это интересно: