→ Музыкальный словарь: буква "Д" (джаз; дискант; домра, домбра; духовой оркестр). Что такое домбра? Домбра правит

Музыкальный словарь: буква "Д" (джаз; дискант; домра, домбра; духовой оркестр). Что такое домбра? Домбра правит

Заявка

на участие в X районном конкурсе

детских этнографических работ

«Мастеровые»

1. Фамилия, имя, отчество участника: Байниязов Ерлан Серикбаевич

2. Фамилия, имя, отчество педагогов: , классный руководитель . , учитель физики

4. Населённый пункт: п. Кассельский

5. Директор организации представляющего участника конкурса:

6. Название статьи: Домбра – казахский национальный инструмент

7. Контактный e-mail: kassel - school @ mail . ru

8. Почтовый адрес: Челябинская область, Нагайбакский район, п. Кассельский,

9. Контактный телефон участника конкурса и педагога:

МОУ Кассельская СОШ

X районный детский

этнографический конкурс

Мастеровые

Тематическое направление исследовательской работы

Предметный мир традиционной культуры народов Южного Урала: история старинного предмета

Название исследовательской работы

ДОМБРА – КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Работу выполнил : Байниязов Ерлан, 10 кл.

Руководители : , кл. рук. , уч. физики

п. Кассельский

Домбра в казахской культуре

Одним из величайших изобретений, подаренных миру тюркскими народами, по праву признана домбра.

Домбра (каз. домбыра ) казахский народный двухструнный щипковый музыкальный инструмент. Применяется в качестве аккомпанирующего и сольного, а также основного инструмента в казахской народной музыке.


В 2010 году домбра была занесена в Книгу рекордов Гинесса, после того как в Китае 10450 домбристов исполнили казахскую музыкальную пьесу «Кенес».

Техника игры на домбре схожа с методами игры на других щипковых инструментах: левая рука музыканта свободно скользит по грифу (рукоятке), а при помощи пальцев правой руки, ударяющих по обеим струнам, извлекается звук. Певучие, бархатистые, ритмичные звуки домбры повествуют о бескрайних степях Казахстана, о тихих джайлау с мирно пасущимися стадами. Но стоит усилить звучание струн, и мелодия устремляется вслед за табуном лошадей, скачущих по пастбищу. В степных напевах домбры можно уловить шелест травы и звон ручьёв, ликованье птичьих хоров, ржание лошадей и стук копыт. В старину на домбре играли на пирах и перед боем для достижения соответствующего настроя. Подобно русским скоморохам, казахские народные сказители акыны ходили с домброй по базарам, ярмаркам и сёлам, исполняя одни пьесы за другими. Всего за 2-4 минуты (время звучания одной пьесы) с помощью двух струн степные музыканты передавали радости и горести простого народа. Как бы ни была печальна мелодия, в звучании домбры всегда присутствует тёплоё, задушевное напутствие. В народе говорят, что в звуках домбры живёт душа казаха.

Устройство домбры

Являясь родственницей балалайки , домбра имеет грушевидный корпус с двумя струнами и длинный гриф, на шейке которого крепятся металлические лады. Зажимая струны между ладами, можно получить более мелодичный звук.

Интересно, что казахское название «домбра» образовано сочетанием двух слов: «дом»-звук, а «бра»-настраивание струн. Рождение казахского народного инструмента начинается с выбора дерева, традиционно мастера вырубают корпус из древесины твёрдых пород – клёна, дуба, сосны. Изготовление каждой детали домбры и в особенности деки с пружиной, служащей усилителем звука. Требует точности и выдержки. Погрешность даже в 1 мм приводит к хрипам и дребезжанию во время игры.

Раньше на корпус домбры натягивали натуральные струны – из бараньих кишок, поэтому инструмент издавал более глубокий, низкий и глухой звук. Так как низкий настрой неудобен для исполнения оркестровых классических произведений, струны на домбре стали изготавливать из полимеров.

История инструмента

В 1989 году в Казахстане, высоко в горах на плато (жайляу) «Майтобе» профессором С. Акитаевым, с помощью этнографа Жагда Бабалыкулы, был обнаружен наскальный рисунок с изображением музыкального инструмента и четырёх танцующих человек в разных позах. По исследованиям известного археолога К. Акишева, данный рисунок датируется периодом неолита. Инструмент, изображенный древним художником на скале, сильно похож на домбру по форме. На основании этого можно сказать, что прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых инструментов.

Также в свое время во время раскопок древнего Хорезма были найдены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют типологическое сходство с казахской домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

В 21 веке, в эпоху электронной музыки домбра по–прежнему вызывает интерес меломанов. Например, казахские рок-группы комбинируют звучание домбры, скрипки и электрической гитары, получая совершенно новый звук. Старая домбра завоёвывает всё больше новых поклонников.


В последние годы в Казахстане предпринималось немало попыток создания электродомбры. Но лишь в 2012 году был создан инструмент, который получил международный патент. Автор инструмента – мастер Адиль Сабит, который создаёт и реставрирует гитары, домбры. Он вошёл в почётную гильдию мастеров Лондона по производству гитар.

Пока это единственный инструмент, первая запатентованная электродомбра. До этого предпринимались попытки создать электродомбру. При этом чаще всего на инструменте меняли струны на металлические и устанавливали обычный звукосниматель. Адиль Сабит пошёл другим путём. Ему удалось сохранить природу традиционной домбры – на ней нейлоновые струны. Но внутри инструмента он установил датчики особой конструкции, которые являются его изобретением. Благодаря этому появилась возможность подключить к нему дополнительные устройства: музыкальные процессоры, преобразователи звуков и другие приспособления.

Строение домбры

Алчность" href="/text/category/alchnostmz/" rel="bookmark">алчности . Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Образовалось отверстие посередине и остались только две струны.

Ещё одна легенда о происхождении домбры

У местного хана на охоте от клыков кабана погиб сын, и слуги, боясь гнева хана (он пригрозил залить глотку кипящим свинцом тому, кто скажет ему, что с сыном произошло что-то недоброе) отправились к старому мастеру Али за советом. Тот смастерил музыкальный инструмент, который назвал домброй, явился к хану и заиграл на ней. Застонали, заплакали струны, словно жалобный шум леса пронесся под шелковым шатром ханской палатки. Резкий свист ветра смешался с воем дикого зверя. Громко вскрикнули струны, словно человеческий голос, прося о помощи, так домбра рассказала хану о смерти его сына. Вне себя от гнева хан приказал плеснуть горячим свинцом в круглое отверстие домбры.

Литература

1. Курган Иссык.- Москва, 1978.

2. , Особенности казахской домбры.// Мы и вселенная. 2001.№1(6), с52-54.

3. Музыкальные инструменты Средней Азии. - Москва, 1980.

4. Творчество скрипичного мастера.- Ленинград, 1988.

5. , Очаковская словарь юного музыканта. – Москва «Педагогика». 1985.

сайт узнал, что значит этот инструмент для казахского народа и какая у него история. А также что связывает Президента Нурсултана Назарбаева с национальным инструментом. Фото и видео с участием Главы государства предоставлены пресс-службой Акорды.

Как появилась домбра?

Родственников у казахской домбры много, это и русская домра, и узбекская думбыра, и башкирская думбыра. Точно сказать, как и когда появился казахский национальный инструмент, невозможно. Но исследователи уверены в одном: это предмет с богатой историей. Археологические находки свидетельствуют, что прототип домбры появился более 4000 лет назад.

В качестве доказательства приводят наскальную живопись, найденную на плато Майтобе в 1989 году. На рисунке изображён музыкальный инструмент, похожий по форме на домбру, и танцующие люди. Археолог Кемаль Акишев отнёс находку к эпохе неолита.

Наскальная живопись / Фото с сайта abai.kz

Сакские племена тоже играли на инструменте, очень схожем с домброй. Во время раскопок Хорезма археологи нашли терракотовые статуэтки музыкантов с двухструнками в руках. Находили описание этого инструмента и у куманов (европейское название кипчаков). Любили домбру и племена гуннов. До наших дней дошли даже их кюи: "Кеңес", "Сары өзен", "Шұбар ат".

Абу Насыр аль-Фараби в своих трудах так описывал тамбур: инструмент, очень похожий на домбру.

Есть, конечно, и красивые легенды происхождения инструмента. По одной из них на Алтае жили два брата-великана. Младший очень любил играть на своей домбре. И только он начинал играть, забывал обо всём на свете. Старший же был очень тщеславным. Захотелось ему прославиться, построив мост через реку. Стал он собирать камни и возводить мост. Старший - работает, младший - играет. День прошёл, второй, третий. Не спешит на помощь музыкант к брату. Разозлился тогда старший, выхватил домбру и ударил её о скалу. Смолкла музыка, но остался на камне отпечаток. Через много лет люди нашли этот отпечаток, стали по его подобию изготавливать новые домбры - музыка зазвучала вновь.

Другая легенда гласит, что у Чингисхана на охоте погиб любимый сын Джучи, слуги не знали, как об этом сообщить своему правителю, и привели к нему музыканта. Тот не сказал ни слова, просто сыграл на домбре кюй "Аксак кулан". Хан всё понял и велел казнить домбру. С тех пор на инструменте появилось отверстие - след от расплавленного свинца.

Ещё одна интерпретация предыдущей истории не обошлась без любовной составляющей. Раньше домбра была с пятью струнами и без отверстия. Этим инструментом виртуозно владел джигит Кежендык. И вот он влюбился в дочь местного хана. Хан пригласил джигита к себе в юрту и приказал доказать любовь к своей дочери. Кежендык стал играть. Играл он долго и красиво. И пел не только о любви. Исполнил он песни о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал вылить на домбру свинец. Тогда-то и появилось отверстие и осталось всего две струны.

В красивых легендах есть доля правды. Этот щипковый инструмент как никто другой может передать звучание казахской степи, ветра, шевелящего ковыль, гор, упирающихся в небеса, облаков, уносящихся вдаль. Кюй красиво может напеть о прекрасном, а айтыс хлёстко ударить, напомнив о самых низменных качествах, после которых героям точно захочется залить инструмент свинцом. Не зря смелых акынов ценили во все времена. Музыка могла сказать о том, о чём боялись сказать сами люди. В состязании айтыскеров некоторые вообще видят прародителей современных рэп-батлов.

Для казахского народа домбра имеет особую историческую ценность. Есть даже поговорка:

"Нағыз қазақ - қазақ емес, нағыз қазақ -домбыра!" ("Настоящий казах - это не сам казах, настоящий казах - домбра!" .

В 2010 году домбра попала в Книгу рекордов Гиннесса. В районном центре Толы Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая 10450 человек одновременно исполнили казахский кюй "Кенес".

Историческую ценность домбры признала и ЮНЕСКО. В 2014 году в список наследия организация включила казахский кюй, домбру и юрту.

Путь к электроинструменту

Кочевники делали домбру из того, что было под рукой, и практически из любого материала: дерева, камыша, кожи, костей, рогов животных, конского волоса. Для струн использовали кишки козы или барана.

В более поздний период и в наши дни домбру изготавливают из крепкой древесины дуба, клёна. Причём искусствоведы разделяют два вида домбры: западную и восточную. Западная - это домбра больших размеров с овальным корпусом, похожим на грушу, и с тонким грифом. Специалисты отмечают, что у этого инструмента особый рокочущий звук и он насыщен переливами с низким тембром. Восточные домбры, напротив, очень мелодичны. Они имеют широкий корпус в виде лопаты и гриф у них короткий.

Создание домбры - это особое мастерство, искусство, подвластное не каждому. Как будет звучать домбра, зависит от самой мелкой детали. Немаловажную роль играет порода дерева.

В 2012 году была создана электродомбра. Автор изобретения - Нуржан Тойшы, основатель необычной группы Aldaspan. Как рассказывает Нуржан в многочисленных интервью, идея создать такую домбру пришла к нему ещё в конце 80-х годов, но начать реализацию удалось только в 2009. А в 2012 появилась первая и единственная в мире группа, которая играет на электродомбре.

День домбры

Нурсултан Назарбаев ценит домбру и хорошо владеет инструментом. Он убеждён - и этому учил своих внуков, - что домбра - неотъемлемая часть истории, достояние казахского народа.

Нурсултан Назарбаев с внуками, 1992 г. / Фото пресс-службы Акорды

В январе 2002 года Президент сказал в интервью российскому журналу "Эхо планеты":

"Домбра - это чисто национальный инструмент. Чтобы его просто понимать, надо родиться казахом… Её звук совершенно необычный. Он как бы говорит о широких степях Казахстана, о наших горах, о наших предках, о нашей истории...".

Газета "Қазақ әдебиеті" в 2006 году также процитировала главу государства:

"Қолым қалт еткенде домбыраға қол созып, жыр жазатыным да сол бір арманшыл шақтан қалған жұқана да ("Привычка брать домбру в руки и писать песни сформировалась с мечтательных времён")".

Нурсултан Назарбаев не только мечтатель и поёт о высоких чувствах. Президент на одном из мероприятий сыграл на домбре и спел о жизни и о том, что уважение заслуживает тот, кто делает, а не тот, кто много болтает.

13 июня глава государства подписал Указ, согласно которому первое воскресенье июля в Казахстане учреждено как Национальный день домбры. В этот день по всей стране тысячи домбристов заиграют на народном инструменте.

Казахский двухструнный щипковый музыкальный инструмент, родственник русских и . Встречается также в Узбекистане ( , думбрак), Башкирии (). Звук у домбры тихий, мягкий. Извлекается щипком, ударом кисти или медиатора.

Игрой на домбре сопровождают свое пение народные сказители — акыны. Исполнение на домбре музыкальных композиций является любимой формой художественного творчества казахов. Под звуки домбры исполняют народные песни, домбра также используется как сольный и ансамблевый инструмент.

Имеет корпус грушевидной формы и очень длинный гриф, разделённый ладами. Струн — две. Обычно настроены струны в кварту или квинту. Один из основателей казахской музыки на домбре является Курмангазы, чья композиция «Адай» до сих пор популярна в Казахстане и не только.

В начале 50-х годов XX века археологи производили раскопки в Средней Азии, в тех местах, где когда-то располагалось древнее государство Хорезм. Среди других находок им попалось несколько терракотовых статуэток. Статуэтки изображали музыкантов, которые держали в руках инструменты. В этих двухструнных щипковых инструментах ученые узнали предков домбры, и поныне широко распространенной в Киргизии и Казахстане.

Легенда о домбре

В давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, очень он любил на ней играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Вот однажды захотел он прославиться, а для этого решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.

Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток. Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Домбра в последние годы

В 1934 году домбра была реконструирована и были созданы её оркестровые разновидности. В последние годы, благодаря усилиям казахских деятелей музыкального искусства домбра значительно усовершенствовалась: усилилась громкость и расширился диапазон звучания, появились домбры высокого и низкого регистров.

Видео: Домбра на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

В конце прошлого века в Казахстане высоко в горах был обнаружен наскальный рисунок периода неолита с изображением четырёх танцующих человек и музыкального инструмента. Рисунок древнего художника изображал инструмент грушевидной формы сильно похожий на домбру (двухструнный народный музыкальный инструмент казахов и ногайцев). Оказывается, прототип нынешней домбры имеет возраст более 4000 лет и является одним из первых щипковых – предтечей современных музыкальных инструментов подобного вида.

По письменным памятникам домбра и родственные ей инструменты других народов на евразийском континенте хорошо известны с давних времен.

Так, к примеру, сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты схожие с домброй, более 2000 лет назад. А во время раскопок Хорезма (древний регион и государство с центром в низовьях реки Амударья, ныне территории Узбекистана и Туркменистана) были найдены терракотовые статуэтки, изображающие музыкантов, играющих на щипковых инструментах. Ученые отмечают, что хорезмийские двухструнки, бытовавшие не менее 2000 лет назад, имеют сходство с домброй и были одним из распространенных инструментов среди ранних кочевников, живших на территории Казахстана.

Также упоминание о домбре встречается в трудах известного путешественника Марко Поло: «этот инструмент присутствовал у воинов тюрков-кочевников, которых в то время на Руси называли татарами. Они пели и играли на нём перед боем, для достижения соответствующего настроя».

Легенды о происхождении домбры

Существует несколько легенд о происхождении домбры, вот самые интересные из них:

Джучи-хан был старшим и любимым сыном Чингисхана и отцом хана Батыя. Охотившийся в кыпчакских степях, Джучи-хан был сбит с лошади и растерзан вожаком стада куланов. Никто не осмеливался известить грозного Чингисхана о трагической смерти его любимого сына. Чёрного вестника ожидала жестокая казнь. Чингисхан обещал сообщившему ему о смерти сына залить в глотку расплавленный свинец. Нукеры хана нашли выход из положения. Они привели в ставку Чингисхана простого домбриста по имени Кет-Буга и поручили тому озвучить страшную весть. Кет-Буга перед очами грозного хана не произнёс ни слова. Он просто сыграл свой кюй (муз.жанр для домбры) «Аксак кулан» (Хромой кулан). Прекрасная музыка великого жырау Кет-Буга донесла до хана суровую правду о варварской жестокости и бесславной смерти. Разгневанный Чингисхан, помня о своей угрозе, велел казнить домбру. Говорят, что с тех пор на верхней деке домбры так и осталось отверстие – след расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области.

Еще одна легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так бездельник обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет, да играет.
Так день прошёл, и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы, ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.

Современная история домбры

В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ – қазақ емес, нағыз қазақ – домбыра!», что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах – домбра!». Тем самым подчеркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчеркивает особую любовь казахов к этому инструменту и это действительно так, ведь домбра — самый популярный казахский музыкальный инструмент, но инструменты подобные домбре есть и у других народов.


Современная история домбры. На фото — Ислам Сатыров

Так, в русской культуре есть схожий по форме инструмент — Домра, а известная русская балалайка, по одной из теорий, считается произошедшей именно от домбры. В таджикской культуре есть схожий инструмент – Думрак, в туркменской культуре – Дутар, Баш, Думбыра, в узбекской, башкирской и ногайской культуре – Думбыра, в азербайджанской и турецкой культуре – Саз, в якутской – Тансыр. Отличаются эти инструменты количеством (до 3 струн), а также материалом струн.

Современная домбра имеет грушевидный корпус и гриф с 19 ладами. Несмотря на то, что инструмент имеет всего две струны, музыкальный диапазон ее составляет две полных октавы (от Ре малой октавы до Ре второй октавы). Инструмент обычно имеет квартовый или квинтовый строй. Традиционно струны, использовавшиеся на домбре, были жильные, изготавливаемые из бараньих или козьих кишок. Но наиболее подходящей по звучанию оказалась обычная рыболовная леска. Как результат сегодня мы имеем единственный, широко распространённый вид домбры стандартной формы со струнами из лески.


Домбра получила широкое распространение в качестве аккомпанирующего, сольного, а также основного инструмента в казахской и ногайской музыке. Инструмент в последнее время претерпел значительные изменения: появились оркестровые разновидности домбры, увеличилась громкость, расширился диапазон звучания – появились домбры высокого и низкого регистров. Инструмент из-за своего необычного тембра и яркой этнической выраженности часто используется в современной популярной музыке.

Уникальное творчество Ислама Сатырова

Одним из артистов активно использующем в своем творчестве домбру и другие национальные инструменты, о котором хотелось бы рассказать сегодня, является (Islam Satyrov). Получив музыкальное образование в Астраханском музыкальном училище им. М.П. Мусоргского, он, тем не менее, не забыл наветов своего отрочества, и как музыкант, живущий сегодня, создает абсолютно уникальный материал, продолжающий традиции ногайского народа, несущий в массы культуру и музыкальное наследие своей родины.

Недавно Ислам выпустил свой дебютный альбом.

В музыке этого талантливого человека, исполнившего от первой до последней все партии в альбоме, получившем название «Zaman», что в переводе на русский означает «время», тесно переплелись современные веяния с этническими мотивами.

Песни пластинки – это отражение того, с чем в течение жизни сталкивается каждый из нас — любовь, привязанность, родственные узы, национальная гордость. От первой до последней ноты запись была исполнена самим музыкантом с использованием редких акустических инструментов для придания новой жизни старинным мелодиям и ритмам своего народа.

Домбра - это родственница русской балалайки и струнный музыкальный инструмент тюрских поселений. Особенно домбру можно отнести к казахскому народу, потому что она считается казахским народным музыкальным инструментом. Фото домбры можно посмотреть в различных источниках.

Происхождение

Музыкальная культура казахов играет большую роль в духовном развитии населения. В казахской истории есть величественное наследие, переходящее из одного поколения в другие в течении многих веков. И это домбра. История этого музыкального инструмента несказанно интересна и необычна, так как существует огромное количество поверий о сотворении казахской домбры.

В 1989 году был найден рисунок на скале, на котором изображен музыкальный инструмент и люди, увлеченные танцем. Этот инструмент очень напоминает современную домбру. Археологи установили, что рисунок был нарисован в период неолита. Это значит, что казахской домбре уже больше 4000 лет. Интересный факт, что домбра - один из первейших струнных инструментов, сотворенных в мире.

Легенда о создании

Однажды поселились на далёком Алтае два братца, которые были великанами. У одного из них был прекрасный сладкозвучный музыкальный инструмент домбра, мелодией которого он одаривал всех людей. Владельца домбры знали за версту и приходили послушать волшебный звук. Однако другой брат утаил злобу и зависть на младшего, потому что ему достается все внимание. Тщеславные силы двигали им и он решил построить мост через бушующую реку, да такой мост, который свет не видывал прежде. И вот он стал собирать все необходимые материалы для строительства, а братец его все бренчал и бренчал на загадочном инструменте, не желая помогать в строительстве знаменитого мостка. Безделье братца разозлило его и он вырвал со всей своей злобой сладкозвучный инструмент и разбил его о скалы. Это был единственный экземпляр инструмента, однако, разбившись о скалу, домбра оставила отпечаток на ней. Через века люди, нашедшие отпечаток, начали делать подобные музыкальные инструменты. Так свет и увидел этот прекрасный музыкальный инструмент.

Легенда о видоизменении домбры

Давным-давно музыкальный инструмент домбра имел пять струн и не имел отверстия посередине. Однажды он оказался во владении одного очень богатого джигита, который был пленен красотой дочери хана. Тот отдал приказ о том, что джигиту необходимо показать свою любовь к его дочке и доказать серьезность его намерений. На что джигит решил сыграть на домбре. Он неповторимо прекрасно и долго играл и исполнял песни, в конце начал петь об отвратительных качествах самого хозяина. На что хан несказанно разозлился и испортил инструмент, налив туда расплавленный свинец, который выел круглое отверстие посередине и еще три струны.

Трагическое сказание о сотворение казахской домбры

Есть ещё одно печальное поверие о возникновении домбры (музыкального инструмента). История начинается с того, что дочка хана влюбилась в юношу, и вскоре они ждали своего первенца. Однако Всевышний даровал им двойню. Но все это время за девушкой наблюдала злая колдунья, которая похитила малышей и привязала их к верхушке священного дерева байтерека вниз головой. Малыши погибли, а дерево засохло от горьких слёз.

Когда мать обнаружила пропажу, она немедля побежала на поиски своих детей. Она забрела далеко-далеко и упала обессилена, потеряв надежду. Однако девушка услышала печальную мелодию и почувствовала, что это ее дети. Она взобралась на верхушку засохшего дерева и нашла останки своих детей. Колыхаясь на ветру, они издавали прекрасные звуки, и девушка решила сделать из них музыкальный инструмент - домбру. Так и появилось это сладкозвучное сотворение.

Легенда о сыне хана

Однажды сын великого хана погиб на охоте. Было приказано, что тому, кто оповестит хозяина о гибели его единственного сына, наполнят горло расплавленным свинцом. Слуги пошли за советом к мудрому мастеру и он нашел выход из ситуации. Три ночи он мастерил музыкальный инструмент - и сотворил домбру. Затем мастер пошел к хозяину и начал бренчать на ней. Домбра поведала ему о погибели сына, после чего тот отдал приказ залить в круглую пройму инструмента горячий свинец.

Строение инструмента

Это щипковый восьмикладный инструмент, имеющий две струны и содержащий две основные части, которые называются корпусом и грифом.

Пока шли долгие тысячелетия, сладкозвучный инструмент видоизменялся, но в целом он сохранил свою форму.

Шанак - это корпус инструмента, выполняющий функцию усиления звучания. Существует несколько методов изготовления шанаков - методы сборки и вырубки. Первый из них намного экономичнее и удобнее. Приспособление делается из кусков сосновых деревьев, орешника, клёна и других видов деревьев. Второй же способ является очень кропотливым и тяжелым, так как шанак изготавливается (вырубывается) из целосного дерева.

Какпак (или дека), отвечающая за тембр и ритм звука, должна изготавливаться из однопородных сосновых деревьев.

Подставка казахской домбры - это ключ, подходящий к мелодии инструмента. От параметров подставки зависит качество звучания казахской домбры.

Стоит отметить, что прежде казахский музыкальный инструмент домбра был без пружины. Однако для улучшения звука ее стали использовать, крепить возле подставки. Длина пружины варьируется от 200-350 мм.

Один из главных элементов домбры - это струна, выступающая как источник звуковых колебаний. От материала, из которого сделана домбра, зависит качество звука исполняемых произведений на ней.

Струны дарят волшебное звучание и показывают, какой прекрасный и сладкозвучный домбра музыкальный инструмент. Сколько струн содержит он? Всего лишь две струны. В древние времена для них использовались кишки баранов или коз.

Любопытный факт, что лучшими струнами считались струны, изготовленные из овцы возрастом в два года. Они создают низкий настрой инструменту, что очень характерно для народной музыки.

Домбра также состоит из порожков, разъединяющих клавиши, и обечаек, которые изготавливаются из клёна.

Музыкант может изменить звучание инструмента, прижав струны к определенному месту грифа. Для исполнения этой цели служат порожки, которые распределены по грифу в соответствии с используемым строем.

Виды казахских домбр

Существует несколько разновидностей домбр, которые именуются западной и восточной. Они обусловлены конкретными характерными чертами разных традиций. Для игры более быстрых песен важно, чтобы левая рука домбриста легко скользила по грифу.

Домбры бывают:

  • Двухструнными.
  • Трехструнными.
  • Ширококорпусные.
  • Двухсторонние.
  • Подгрифные.
  • С полыми грифами.

Различия между домрой и домброй

Домра или домбра? Музыкальный инструмент домра несколько отличается от домбры. Например, домбра является двухструнным музыкальным инструментом, а домра - трех- или четырёхструнным. Домра является русским народным трехструнным инструментом, а домбра - казахским двухструнным. Различие есть также и в размере, ведь домра больше похожа на игрушечный инструмент, а домбра может достигать до метра в своем размере.

Песни, исполняемые на домбре

Сохранились более ста сказаний, в которых упоминаются поэтические строки, сопровождаемые древним музыкальным двухструнным инструментом.

Песни с давних времен играли огромную роль в жизни казахских поселений. Ни одно событие не проходило без песен в сопровождении струнного музыкального инструмента. Певцы-акыны всегда были в почете и уважении, их всегда приглашали на свадьбы и различные пиршества.

Свадебные песни

На казахских свадьбах особое внимание уделялось песне невесты, которая исполнялась на прощальном обряде. Песня "Жар-жар" пелась в тот момент, когда невесте приезжала в дом к жениху. В самом начале свадьбы певцы исполняли "Открытие торжества", пересказывая таким образом весь процесс свадебного обряда.

Песни для ритуальных обрядов

На похоронах казахи тоже исполняли народные песни на домбре. Ритуальные композиции заключали в себе скорбь об умершем и горе, которое принесла его смерть. На похоронах певцы пели "Дауыс", "Жылау". Также существовали различные напевы об утрате, например "Жиырма бес", что в переводе означает "Двадцать пять".

Исторические сказания

Всем известно, что у казахов песни, посвященные любви, очень распространены. Но певцы любили исполнять также и народные эпические сказания. Историческое наследие этого народа насчитывает более ста сказаний с тысячами поэтических строк, которые исполнялись с помощью музыкальных струнных инструментов, таких как домбра или кыл-кобыза. Интересный факт, что эпические сказания донесли до настоящего времени реальные исторические события.

Легендарный Курмангазы

Он был великим композитором и автором песен для исполнения на домбре. Казахский народ очень гордится этим человеком. Его считали специалистом в области легенд, обычаев, приданий. Он с детства учился игре на домбре, поэтому и стал великим музыкантом, которого казахи именуют "отцом кюев". Композиция Курмангазы "Адай" является популярной не только в Казахстане, но и в других странах.

Творчество Курмангазы - это визитная карточка всего Казахстана. Благодаря ему весь мир имеет представление о казахах, их музыкальном творчестве и духовном восприятии мира.

Курмангазы умер в 1896 году и покоится ныне в селе Алтынжар Астраханской области в Российской Федерации.

Таттимбет

Великий композитор и судья, живший в 19-м веке. Получил всеобщее уважение и призвание благодаря своей музыкальной деятельности. Является автором больше сорока кюев.

Факты о домбре

  • Домбра была занесена в Книгу рекордов Гинесса, после того как в Китае был исполнен казахский "Кенес" 10 450 домбристами.
  • Домбру украшали перьями филина.
  • Это один из самых древних инструментов во всем мире.

 

 

Это интересно: