→ Деревянная игрушка медведь и мужик. Богородская игрушка. Производство и продажа подлинных русских сувениров. Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки

Деревянная игрушка медведь и мужик. Богородская игрушка. Производство и продажа подлинных русских сувениров. Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки

В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село - родина знаменитого народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур.

Легенда

Когда была вырезана из липы первая игрушка в селе Богородском - точно никто не знает, однако существует легенда о том, что первую фигурку «Ауку» сделала для своих детей мама, чтобы их позабавить. Позже куклу продали купцу, а он поставил её в своей лавке для украшения, но игрушка ту же была куплена с выгодой для купца.

Богородское

Богородское - село старинное. Уже в XV–XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

Артель «Богородский резчик»

В 1913 году мастера объединились в артель «Богородский резчик», была открыта профессионально-техническая школа, основной задачей которой была подготовка новых кадров - мастеров художественной резьбы по дереву.

Мальчик на лыжах с собакой. 1950-60 гг. Путеводитель по русским ремеслам , CC BY-SA 4.0

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла, артель была преобразована в фабрику.

Направления деятельности

К 2001 году на предприятии определилось несколько направлений деятельности:

  • участок резной белой игрушки,
  • участок скульптуры,
  • участок токарной расписной игрушки с движением, основанной на старинных принципах сборки и росписи,
  • участок смешанных стилей и направлений, в основном щепая и крашеная игрушка,
  • матрешка.
, CC BY-SA 4.0

С 1999 года на предприятии в сотрудничестве с Троице — Сергиевой Лаврой возрождается иконостасная резьба.

Известность

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.


, CC BY-SA 4.0

Далеко за пределами Московской области известны богородские мастера-чудодеи: , Н.И. Максимов, М.А. Пронин, А.Я. Чушкин, А.А. Рыжов, И.К. Стулов, С.А. Паутов, И.М. Польский, М.Я. Дворников, .

Богородские резчики - участники многочисленных выставок: их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке,Брюсселе.

Игрушка «Крестьянин и курочка» находится в Историческом музее Москвы, в Русском музее Санкт-Петербурга работает постоянная выставка, где экспонируются известные композиции «Как мыши кота хоронили», «Чудо-Юдо Рыба-Кит» и многие другие произведения.

Богородская фабрика - обзор

Кандидат педагогических наук Л. РЕЗАНОВ, учитель технологии Центра образования № 1828 «Сабурово» (Москва).

Из истории промысла

Наука и жизнь // Иллюстрации

Кузнецы Мишка и Мужик - символ богородского промысла.

Игрушка с шариком-балансом.

Старое здание главного учебного корпуса Богородской профтехшколы. Фото 1958 года.

Потомственный резчик С. И. Балаев показывает воспитанникам Детской академии русской культуры Центра образования «Сабурово», как делать маятниковую игрушку.

Работа мастера над подвижной игрушкой уподобляется уже искусству не скульптора, а конструктора, собирающего композицию из разных деталей.

Воспитанники Детской академии русской культуры в домашней мастерской потомственного резчика В. Г. Ерошкина (сидит справа).

Ручная работа над игрушкой занимает довольно много времени. Сначала заготовку вырубают топором, затем приступают к обработке стамесками и специальными богородскими ножами.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Село Богородское раскинулось на высоком берегу реки Кунья, неподалёку от Сергиева Посада. Игрушечный промысел зародился здесь в XVII веке под влиянием Троице-Сергиева монастыря - в то время одного из крупнейших центров художественных ремёсел Московской Руси. Местные мастера вырезали из дерева фигурки людей и животных. Нередко такие фигурки имели символическое значение. Медведь, персонаж многих народных сказок, по языческим верованиям, был символом могущества. Козёл олицетворял добрую силу, покровительствовал урожаю. Баран и корова символизировали плодородие, олень - изобилие, удачный брак.

Первые фигурки людей, животных и птиц были одинарными и, по обыкновению, неокрашенными. Красоту наводили узорной резьбой. Со второй половины XIX века резчики начали делать скульптурные группы из нескольких фигур на общем основании: «Крестьянское хозяйство», «Тройка», «Кавалерия», «Чаепитие» и др. Символом промысла стали «Мужик и Медведь» в различных сюжетных постановках.

В 1911 году местные жители решили организовать учебные мастерские. В 1913 году Главным управлением земледелия и землеустройства была создана Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу. Методику учебного процесса впервые придумал и ввёл в школу мастер Андрей Яковлевич Чушкин. Детей учили рисованию, технологии деревообработки и резьбы по дереву.

Тогда же мастеровые люди основали артель - маленькое совместное производство, где сообща решали задачи приобретения материала, улучшения качества инструмента, сбыта продукции и т. д. Создателями артели считаются А. Я. Чушкин и Ф. С. Балаев. Предприятие так и назвали: «Кустарно-игрушечная артель». В её состав вошли 19 талантливых резчиков. Работали по уставу, утверждённому владимирским генерал-губернатором И. Н. Сазоновым.

В 1914 году при Учебно-показательной мастерской появилось общежитие на 10 учеников, находившихся на полном казённом пансионе. В 1922 году мастерскую переименовали в Профтехшколу, которая с 1990 года стала Богородским художественно-промышленным училищем.

Артель в 1923 году получила название «Богородский резчик». С 1961 года это уже Богородская фабрика художественной резьбы. В 1993-м фабрике возвращается название «Богородский резчик».

В летопись промысла вписаны многие поколения славных мастеров-резчиков: Бобловкиных, Барашковых, Барденковых, Ерошкиных, Зининых, Пучковых, Стуловых, Устратовых, Чушкиных, Шишкиных и др. Эти фамилии - воплощение блестящего исполнительского мастерства и творческой мысли.

Технология изготовления игрушки

Прежде чем игрушка попадает на прилавок, она проходит долгий путь. Сначала необходимо найти липу, такую, чтобы сучков было поменьше. Сучки плохо выглядят на изделиях, поэтому их или обходят, или вырезают. Снимать липу с корня можно лишь зимой, когда весь сок уйдёт в землю и в дереве останется меньше влаги. А почему именно из липы делают игрушки? Да потому, что она самая мягкая для резчика, податливая, с ней легче работается. После снятия коры липу просушивают в течение двух-трёх лет на воздухе под навесом. Оставляют кору лишь на краях бревна в виде колец, чтобы древесина не треснула при высыхании. Просушенное бревно распиливают на «чураки», то есть короткие стволы. И только после этого мастер приступает к задуманной работе.

Богородские изделия выполняют как вручную, так и на токарных станках. Ручная работа гораздо сложнее. Заготовку сначала вырубают топором, производят так называемую зарубку, делают пропилы ножовкой по дереву. Эти операции придают изделию общий контур. Затем приступают к обработке стамесками. Готовую нераскрашенную игрушку именуют «бельём».

Динамичные, выразительные, смешные…

Богородские игрушки добрые, забавные, поучительные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку-дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик – главные герои богородского промысла - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. По этому же принципу сделана игрушка «Солдатики на разводе». Раздвигаешь деревянные планки - солдатики расходятся в стороны, сдвигаешь планки – сходятся в стройные шеренги. Щелкунчик разгрызает лесные орешки от прикосновения к рычагу за его спиной. «Куры на кругу» клюют зёрнышки благодаря раскручивающемуся шарику-балансу. А есть игрушки, работающие на пружинном механизме, спрятанном в брусочке-тумбочке. При нажатии на кнопку, связанную с пружинкой, фигуры начинают двигаться. Медведица качает колыбельку, стирает бельё, может даже гладить утюгом. Для оживления жанровых сцен резчики вводят в композицию изображения деревьев с колеблющимися листочками, укреплёнными на тонких проволочных пружинках.

Качать и кружить, тянуть и толкать, раздвигать и сдвигать - эти универсальные элементы подвижных механических игрушек служат развитию сноровки у детей, развивают мелкую моторику пальцев. Для малышей такие забавы - самые лучшие.

Экскурсия в домашнюю мастерскую

Вместе с воспитанниками Детской академии русской культуры Центра образования «Сабурово» мне довелось не раз бывать в Богородском. Последняя наша этнографическая экспедиция в эти края состоялась в феврале нынешнего года. Московские школьники наблюдали за работой и сами трудились в домашних мастерских В. Г. Ерошкина и С. И. Балаева.

На фасаде дома Сергея Ивановича Балаева, дед которого стоял у истоков создания артели, - белым цветом выкрашенные резные фигуры птиц и животных. Проходя мимо, невольно засмотришься.

Сергей Иванович пригласил нас в гости. В его доме всё напоминает о традиционном укладе доброй и крепкой крестьянской семьи. Большая побелённая печка, красный угол с иконами, высокая кровать с многочисленными подушками, старинный комод, на стенах - чёрно-белые фотографии. Есть, конечно, и свой верстак. Располагается он около окна, где больше естественного света, чтобы меньше напрягались глаза. Инструмент - в ячейках тряпичной сумки-раскладки, которая легко раскладывается на верстаке и так же легко сворачивается, не занимая много места. Резцы в такой сумке не тупятся и никого не поранят. На передней стороне верстака закреплена короткая упорная доска, вся изрытая соскакивающими во время работы резцами. Благодаря этой доске, легко заменяемой на новую, верстак не портится. Над верстаком развешаны необходимый резчику столярный инструмент, картонные шаблоны различных изделий. Шаблон накладывают на заготовку и обрисовывают карандашом.

Рядом с верстаком обязательно должен быть пенёк, на котором заготовку зарубают или выпиливают ножовкой. Только после этого начинается обработка изделия стамесками и острыми богородскими ножами. Инструмент и материал резчик подготавливает заранее. Чтобы древесина не пересохла, зимой хранит её в полиэтиленовом пакете, а иногда даже заворачивает во влажную ткань и укладывает в пакет. Пересохший материал резать сложнее.

У профессионалов больших отходов липы в работе не бывает. Ценят каждый кусочек, используют для всяких мелочей. А в печку идут только стружка и сучковатые обрезки.

Сергей Иванович с удовольствием продемонстрировал нам, как он делает маятниковую игрушку «Мальчишка, держащий за хвост Жар-птицу», используя самые простые инструменты - топор, нож, стамески и резцы.

Как стать игрушечных дел мастером

Освоить технику резьбы и получить профессию художника-мастера уникального русского народного промысла можно в Богородском художественно-промышленном училище. Вступительные экзамены для абитуриентов на базе 9-11-го классов проходят ежегодно в августе. Студенты за период обучения (четыре неполных года) овладевают академическим рисунком, скульптурой, живописью, проектной графикой.

Преподаватели развивают в учениках наблюдательность, творческую инициативу и прилагают немало сил, чтобы студенты могли участвовать в различных конкурсах и выставках. Ежегодно работы учащихся выставляются на Московской ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья», в «Городе мастеров» на ВВЦ, на Всероссийской выставке «Молодые дарования России» и нередко занимают призовые места.

За 95 лет существования Богородское художественно-промышленное училище выпустило из своих стен сотни резчиков, многие стали художниками высокого класса. Музей образцов и дипломных работ выпускников училища дополняет огромную коллекцию экспонатов музея фабрики «Богородский резчик». Оба собрания хранят историю и наследие богородского промысла.

Изделия богородских мастеров экспонируются в Государственном историческом музее, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, в Музее игрушки и Историко-художественном государственном музее-заповеднике Сергиева Посада и во многих других культурных центрах страны. Известны они и за рубежом. Богородские игрушки и скульптуры были широко представлены этой осенью на выставке в Строгановском дворце, одном из филиалов Русского музея (Санкт-Петербург).

Статья иллюстрирована фотографиями, предоставленными педагогическим коллективом Богородского художественно-промышленного училища.

Раньше она была во многих детских садах, а заказы на изготовление поступали даже сверху. Сейчас Богородской игрушке очень трудно. Государству на промысел пофиг. Совсем умереть ей не дают мастера, работающие на фабрике за копейки. Даже на частных заказах по дереву далеко не уехать, они больше поднимают настроение, чем дело. Работники фабрики до сих пор вспоминают, как однажды пришёл новый русский и попросил изготовить в подарок тёще ступу. С намёком)

Сегодня — фабрика Богородской игрушки.
Игрушке около 350 лет. Тогда под контролем Троице-Сергиевой лавры в расположенном недалеко селе Богородское начала развиваться обработка дерева. Вырезали инокостасы, наличники, деревянные скульптуры и игрушки. Позже появилась школа мастеров-резчиков и профессиональная артель, нынешняя фабрика.

Более романтическая версия говорит про крестьянина, детям которого надоело играть с деревянной куклой и они её бросили. Крестьянин отвёз куклу на ярмарку, где ему повезло — игрушку увидел купец и заказал партию. Так и начали жители Богородского заниматься «игрушечным бизнесом».

1. Изготавливают игрушку из просушенной за 3-5 лет липы. Это мягкое дерево хорошо подходит для резки

2. После просушки дерево отправляется на зарубку. Обрабатывают будущую игрушку вручную или на токарном станке

3. Заготовку изделия сначала вырубают топором или выпиливают ножовкой по шаблону

4. Потом обрабатывают инструментами — стамесками и специальными очень острыми богородскими ножами. Да, ножи тоже были местные. Когда-то пока одна часть села делала игрушки, вторая — готовила ножи и стамески для их изготовления. Сейчас мастера пользуются привозным инструментом или делают его сами, осталось только название

5. У работника с опытом на вырезку одной заготовки тратится 15-20 минут. Впрочем, рабочий день мастера на фабрике короткий — до обеда. Дальше многие идут домой на частную работу или выполнять заказ фабрики. Мы приехали как раз обеду, и все мастера уже разошлись. Пришлось всё показывать сопровождающей

6. В месяц по норме положено сдать 130-140 изделий. Порезы и ссадины — обычное дело при работе, но люди не унывают

7. Работают здесь. Внутри пахнет деревом

9. После обработки игрушку собирают по частям

10. А это — будущие Карлсоны. Ниже будут раскрашенные

11. Хотя традиционно игрушку не расписывали, сейчас от этого правила иногда отступают. Получается не хуже)
Работают гуашью, а после покрывают безвредным масляным лаком

12. Раньше на фабрике дела шли отлично и работало несколько сотен человек. Теперь рабочих становится всё меньше и меньше, некоторые цеха даже пустуют. Говорят, что за 12 лет коллектив уменьшился в 2 раза и сильно постарел

13. Однако игрушка до сих пор замечательная. Смотрите, какие крутые Карлсоны

14. Добрые и весёлые

15. Просто класс. Игрушка держится в руках, шарик вращается — Карлсон двигает рукой и ест варенье, банку с которым ему ещё не прикрепили

16. Но ложку уже выдали

17. И он доволен)

18. Есть игрушки и с героями других сказок. Здесь шарик крутится, а бабка с дедом пекут колобок

19.

Встречаются разные подвижные сюжеты — кот ловит рыбу, куры клюют зерно. Такая игрушка развивает воображение и руки

20. Неокрашенная игрушка часто изображает быт крестьянина, «помогают» которому звери. Впрочем, сюжетов много, и чем будут заниматься герои, зависит от фантазии мастера. Есть тоже подвижные, как эта — самая известная — «Кузнецы»

21. Так и просто игрушки с животными

22. В основном с медведями

23. Или панно

24. В музее при фабрике попадаются композиции на сказочные темы

25. Вырезают мастера и уникальные вещи, как эти шахматы «Северная война». Пётр и Карл XII со своими королевами

Большой проблемой фабрики являются новые кадры. Молодёжь после окончания местного художественного училища или уезжает, или занимается частной резкой. Иначе — не выжить. Вот и создаются мастерские на дому. Многим рабочим тоже выгоднее работать дома и получать процент с заказа фабрики, чем идти на неё за смешную зарплату в несколько тысяч.
Портят положение и «мастера», продающие подделки. Таких, по словам рабочих, много. Качество их низкое, а клиента можно легко обмануть.
Помогает фабрике тоже расположенная в Богородском Загорская ГАЭС. Отремонтировали музей и часть помещений, проводят фестивали промыслов, не дают традициям окончательно забыться.

Кроме игрушки мастера фабрики делают на заказ резную мебель, настенные деревянные панно с объемным изображением людей и животных. С сырьем проблем нет. В селе торговцы продают липу с машин. Цены доступные — один кубометр стоит несколько тысяч, а хватит его на год работы.

Кто-то говорит, промысел погубило ещё создание единой фабрики. Изготовление игрушки — дело творческое, и сажать мастера в кабинет на рабочий день, требуя с него месячную норму — издевательство. В таких условиях никто не вспомнит про вдохновение, работать придётся для плана, а не для души. Что-то правдивое в этом есть.

А ещё вспомнилась недавно гуляющая по интернету Маша. Жаль, таким производителям сейчас лучше, чем доброму промыслу


Фото из интернета

Богородская игрушка не попала в символы Олимпиады в Сочи, её не обозвали наверху красивым, а на деле пустым набором телевизионных слов вроде «гордости края, с помощью чего Россия продолжает возрождаться». Её не дарят иностранцам на приёмах. На сегодня — времена высших и массовых заказов прошли. Но игрушка жива. Оставшиеся мастера, в основном женщины — фанаты своего дела.

При фабрике есть магазин. Цены — от нескольких сотен рублей, есть выбор. В московских магазинах наверняка будет дороже. Да и вообще, можно ли купить эту игрушку в Москве?

20.10.2010

Столица Богородской игрушки

«Богородская игрушка» обязана своим рождением селу Богородское, расположенному ныне в Сергиево-Посадском районе Московской области. В XV веке селом владел известный московский боярин М.Б. Плещеев, после смерти которого, село вместе с крестьянами перешло по наследству его старшему сыну Андрею, а затем внуку Федору.

С 1595 года село Богородское становится собственностью Троице-Сергиева монастыря, а крестьяне - монастырскими крепостными. Именно крестьяне заложили в XVI-XVII веках основы резьбы по дереву, прославившей Богородское - нынешнюю «столицу игрушечного царства», на весь мир.

Предания села Богородское

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку, положившую начало народному художественному промыслу, жители села Богородское уже не помнят, но более 300 лет из уст в уста передаются об этом событии два интересных предания.

Первое предание гласит: «Жила в селе Богородском крестьянская семья. Вот задумала мать позабавить ребятишек - вырезала из чурбачка забавную фигурку и назвала ее «аука». Ребятишки поиграли с «аукой» и забросили ее за печку. Вот поехал муж крестьянки на базар, да и взял с собой «ауку» показать торгашам. «Ауку» тут же купили и еще игрушек заказали. Говорят, что с тех пор и началась резьба деревянных игрушек и стали они называться «борогодскими».

Второе предание повествует о том, как житель Сергиева Посада вырезал как-то куклу в девять вершков из липового чурака. Пошел к Лавре, где торговал купец Ерофеев, да и продал ему. Купец решил поставить забавную игрушку в лавке, как украшение. Не успел поставить, как игрушку тут же купили, да с выгодой большой для купца. Купец нашел крестьянина, да и заказал ему целую партию таких же игрушек. С тех пор и прославилась богородская игрушка.

История развития народного художественного промысла

По утверждению историков, резьбой по дереву в XVII веке занимались крестьяне многих сел, в том числе в Сергиевом Посаде и Богородском. Так что оба вышеприведенных предания верны.

Вначале резчики села Богородское были зависимы от скупщиков Сергиева Посада, выполняя их заказы. Сергиевский промысел основывался на закупке у крестьян, так называемого «серого товара», который затем обрабатывался, окрашивался и реализовывался. Приблизительно с середины XIX века центр народного промысла перемещается из Сергиева Посада в село Богородское, которое к этому времени является «олицетворением местных традиций резьбы по дереву». По мнению исследователей, на конец XIX века приходится расцвет богородского резного промысла. Большая заслуга в формировании «богородского стиля» игрушки принадлежит таким старейшим мастерам, как А.Н.Зинин. Однако и тесное сотрудничество сергиево-посадских и богородских резчиков также оказало большое влияние на формирование единой системы образов и сюжетов игрушек.

В 1913 году по инициативе старейших резчиков Ф.С. Балаева и А.Я.Чушкина в селе Богородском была организована артель, которая дала богородским мастерам полную экономическую независимость от Сергиево-Посадских скупщиков. В 1923 году за счет пополнения штата новыми мастерами, созданная прежде артель преобразовывается в артель «Богородский резчик», при которой начинает работать школа, обучающая детей, начиная с 7 лет, мастерству резки по дереву. В 1960 году артель «Богородский резчик» получает статус фабрики художественной резьбы. Это событие было приурочено к 300-летию зарождения в Богородском народного художественного промысла.

Как делают Богородскую игрушку?

Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева - липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать. Заготовленные бревна липы по специальной технологии просушиваются не менее 4 лет, поэтому заготовка липы представляет собой непрерывный процесс. Просушенные бревна пилят и отправляют на зарубку. Полученные заготовки мастер размечает по лекалу и затем вырезает игрушку специальным богородским ножом. В работе резчика используется и стамеска. Готовые детали игрушки отправляются в цех сборки, а на заключительном этапе их раскрашивают. Игрушки, не подлежащие раскраске, покрывают бесцветным лаком.

Особенности «богородского стиля» игрушки

 

 

Это интересно: