→ История персонажа. Богатырские образы в арийской культуре на примере Святогора и Керсаспы Образ и предания

История персонажа. Богатырские образы в арийской культуре на примере Святогора и Керсаспы Образ и предания

Богатыри. Святогор и кузнец. Художник Вениамин.


Относится к наиболее древним героям русского былинного эпоса, находящегося вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающегося с первым в былинах о встрече Святогора с Ильёй Муромцем.

Согласно былинному эпосу, тяжести Святогора не выносит мать — Сыра Земля, но сам он не может превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходит ногами в землю. В другой былине Илья Муромец и Святогор примеряют каменный гроб, встреченный ими на пути; тот оказывается впору Святогору, который не может снять крышки. Перед смертью Святогор с дыханием передаёт Илье часть своей силы.

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке Мать — Сыра Земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. Святогор является русским древнейшим богатырём, дохристианским, божественным и могучим.

Оригинал взят у | "Святогор", изд. "Белый город"...


Характерно, что отец Святогора «тёмный», то есть слепой — признак существа иного мира (ср. Вий).

Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.


По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей.

Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем.

Третий эпизод — женитьба Святогора; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным (Сиверским) горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную Плёнку Поморскую на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдёшь.


Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Слободчиков Виктор Геннадьевич. «Святогор».

Святогор старше многих богов. Его отец назван «тёмным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Рождён же Святогор был для того, чтобы стоять на страже мира Яви и не пускать сюда тёмных чудищ из Нави. Вход туда находился у подножия огромнейшего каменного столпа, на котором держалось небо. Сам же столп (или Мировое древо) находился в святых горах, откуда и происходит имя великана. Нелёгкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены тёмным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трёх своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора.


Николай Константинович Рерих. «Святогор». 1942

Надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.


Андрей Рябушкин. «Святогор». 1895

Эх, знал бы, что любое желание имеет еще и оборотную сторону, так, наверное, остерёгся бы просить ума и силы. «Будешь ты сильнее Сварожичей, но тебя самого осилит камень, - ответил ему Вышний. - Станешь мудрее богов, а человек-то тебя и обманет!» Лишь ухмыльнулся великан в ответ, не поверил сказанному. Уж ему ли, построившему из скал лестницу в небеса, камушка какого-то опасаться! Ну, а мелкий род людской, что жучки под ногами, что они могут ему сделать?

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Всё же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы.
Святогор спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным (Сиверским) горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную Плёнку Поморскую на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдёшь.


Клименко Андрей. «Святогор и кузнец Судьбы».

Однажды, чувствуя в себе исполинские силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал Микула Селянинович и бросил на землю суму, в которой была заключена «вся тягость земная». Святогор тщетно пытается сдвинуть суму, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за суму обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в суме, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумы.


Иван Васильевич Симаков. «Русский богатырь Святогор тянет суму перемётную». 1917

По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа.


И. Я. Билибин. «Илья Муромец и Святогор». 1900-е


И. Я. Билибин. «Илья Муромец и жена Святогора». 1912-1916

В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везёт двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет». Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем.


А. Клименко. «Илья и гроб Святогора».

На гривастых конях на косматых,
На златых стременах на разлатых,
Едут братья, меньшой и старшой,
Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое,
Наезжают - ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,
С черной крышей, тяжелой, томленой,
Вот и поднял ее Святогор,
Лег, накрылся и шутит: "А впору!
Помоги-ка, Илья, Святогору
Снова выйти на божий простор!"
Обнял крышу Илья, усмехнулся,
Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху... Да нет, погоди!
"Ты мечом!" - слышен голос из гроба.
Он за меч,- занимается злоба,
Загорается сердце в груди,-
Но и меч не берет: с виду рубит,
Да не делает дела, а губит:
Где ударит - там обруч готов,
Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа
Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья - божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу... Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину.
На иные дела!

Бунин Иван Алексеевич

История Святогора известна и в Греции: то ли её туда принёс арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Плёнку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звёздами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.



Юдин Георгий. «Микула Селянинович и Святогор».


Константин Васильев. «Дар Святогора».


К. Челушкин. «Святогор».


Андрей Мазин. «Святогор».


Алексей Фанталов. «Святогор и кузнецы».

Святогор – славянский богатырь, Бог, поддерживающий небесный свод. Описывают его как великана ростом «выше леса стоячего». Святогор живет в горах и никогда не спускается оттуда. Всё время он занят тем, что охраняет столбы, поддерживающие небо, а в других славянских мифах Святогор сам поддерживает небесный свод.

Иногда Святогора упоминают не как Бога, а как славянского богатыря, жившего одновременно с Ильей Муромцем. Но на Русском Севере сохранились легенды о Святогоре как о славянском Боге.

Святогор создан Родом , Творцом всего Сущего. Он брат Сварога , Небесного Отца, а его сыновья Сварожичи приходятся Святогору племянниками. Потому Святогор – один из древнейших славянских Богов, ошибочно считать его молодым Богом или вовсе человеком.

Святогор женат на царице Плёнке, дочери морского царя. У них родилось много дочерей Пленькинь. Нам известны такие имена дочерей Святогора: Лина, Меря, Майя, Аля, Тайя, Эля, Ася.

Легенды и мифы о Боге Святогоре

Славянский Бог Святогор редко принимает участие в битвах и приключениях других Богов, ведь он всегда занят своей работой – охраняет небесный свод. Но несколько мифов о Святогоре сохранилось. Самая известная легенда – о женитьбе Святогора на Плёнке Поморской, дочери морского царя.

Святогор обратился к Богине Макошь , чтобы узнать свою судьбу. Макошь предсказала, что богатырь Святогор женится на заморском чудовище. Такое известие опечалило Святогора, но всё же он отправился за море искать свою судьбу. Так он попал на безлюдный остров с опустевшим городом. В разрушенном капище он встретил змею и понял, что это и есть его невеста. В ужасе Святогор ударил змею мечом, но после устыдился этого: оставил на капище золотой алтын и уплыл обратно в горы, охранять небесный свод. Змея же превратилась в Плёнку, дочь морского царя, которая была заколдована Черноморским змеем. Заклятие спало от удара меча. Плёнка взяла золотой алтын и начала вновь торговлю в заброшенном городе. Когда город вновь стал многолюдным и богатым, царица Плёнка отправилась искать Святогора, потому как Макошь и ей предсказала эту встречу.

Ещё один миф о Святогоре рассказывает, как он выдал свою дочь Мерю замуж за простого деревенского парня. Иван случайно попал в Ирей, где встретил Мерю и полюбил её. Святогор согласился отдать дочь замуж, если Иван сможет отгадать его загадки и сам придумает такую, которую Святогор не сможет решить до захода солнца. Иван победил в споре и женился на Мере.

Оберег – символ Святогора


Святогору посвящен один из славянских оберегов – Боговник. Это свастический символ с четырьмя причудливо изогнутыми лучами. Этот символ чаще всего изображают на очельях или на верхней части одежды – ближе к голове. Боговник – знак мудрости. Оберег Святогора помогает уравновесить мысли, обрести уверенность, подталкивает человека к развитию, поиску своего пути, уберегает от праздной жизни.

Бог Святогор в северной традиции гадания и магии


Знак Боговник изображен на славянской Резе, связанной с силой Бога Святогора.

Номер Резы – 12.

Реза Бога Святогора появляется в раскладе, когда спрашивающий слишком увлекся материальной стороной жизни, заботится только о физической силе и достатке, забывая о важности развития духа. Реза Святогора напоминает о том, что для счастливой жизни необходимо постоянное развитие: даже если сейчас всё хорошо, нужно двигаться вперед, чтобы сохранить радость жизни.

Подробнее о значении Резы Бога Святогора в гадании в статье «

Могучий великан Святогор – самый сильный персонаж древнерусских былин. Однако герой не борется с врагами и не охраняет земли Руси, он появляется в сказаниях для поучительных уроков и как символ бескрайней необоримой силы. Великан замечен всего в пяти преданиях, в двух компанию ему составляет .

Мифология

Происхождение Святогора заложено в славянской мифологии: великан приходится сыном богу-творцу Роду. Задача героя – охранять мир Яви от вторжения злых чудищ из Нави. Попасть в Явь можно через вход, который расположен возле подножия столпа, держащего небо. Мировое дерево (так назывался столп) находилось в святых горах – отсюда и имя великана. По ту сторону «баррикады», у входа в Навь, дежурили три темных великана – Горынычи, которые старались не выпускать души умерших, жаждущие сбежать. Святогор был в постоянном противостоянии с Горыней, Дубыней и Усыней.

Во время правления Царьградом богатырь-великан узнал свою судьбу: по пророчеству, в жены ему предназначено чудовище змеиных кровей, живущее в морских глубинах. Святогор расстроился, но все же отправился на поиски невесты. Попал мифический герой на остров, покинутый людьми, где наткнулся на змею. От испуга ударил ее мечом, оставил алтын и скрылся.

В образе змеи была заколдованная морским владыкой красавица-царица по имени Пленка. После удара заклинание пало, девушка сумела умножить оставленные великаном деньги и возродить остров – на кусочек земли средь бескрайнего моря вернулись люди, выросли храмы и дворцы. Пленка решила приумножить золото и драгоценные камни торговлей в Царьграде, куда и отправилась. Здесь героиня встретилась со Святогором, вышла за него замуж и родила кучу детей, от которых берут начало многие народы мира.


Когда открылась дорога в царство небесных богов, Святогор, поставив одну гору на другую, явился к Вышеню. У владыки великан попросил наделить его недюжинной силой, чтобы ни один бог или дух не смог сравниться с ним. Щедрый Вышень исполнил желание Святогора, но предрек, что победит героя людская хитрость и камень. Так и вышло – дочь пришлось отдать перехитрившему богатыря земному человеку Вану, а черный камень Велеса, вобравший тягу земную, загнал великана в землю по самый пояс. Святогор превратился в гору Арарат.

История персонажа перекликается с героями древнегреческих сказаний – в них живет титан Атлант, женатый на океаниде Плейоне и ставший впоследствии скалой.

Образ и предания

Из мифологии Святогор перекочевал в былины. Герой фигурирует в поздних народных преданиях как «бесполезный» богатырь, потому что не совершает блестящих подвигов, а сила его не приводит ни к чему хорошему. Исследователи считают, что Святогор олицетворял неуправляемую животную мощь, которая обречена на гибель.


Характеристика героя впечатляет: огромный великан передвигается на таком же большом коне – «выше леса стоячего, ниже облака ходячего». Голову венчает шлем, который задевает тучи. Непременным атрибутом образа стал орел, сидящий на правой руке. Когда могучий Святогор скачет по земле, реки выходят из берегов, а леса колышутся.

Персонаж появляется в былинах с тремя сюжетными линиями. В одном предании хвалится силой и уверяет, что легко перевернул бы Землю. Пошутить над силачом решил пахарь , выдав суму с «тягой земной», которую Святогор не сумел поднять – только ушел ногами глубоко в землю. Здесь и закончилась его жизнь. В другой сказке Микула, пожалев богатыря, рассказал секрет сумы.


Два варианта имеет и былина с Ильей Муромцем. Однажды Святогор встретился с русским богатырем, который начал бить великана палицей, но тому удары – что комариные укусы. Чтобы успокоить соперника, Святогор засунул Илью вместе с лошадью в карман. В пути герои наткнулись на каменный гроб, в который Святогор шутки ради решил лечь да так и не смог снять крышку. Умирая, выдохнул часть могучей силы Илье Муромцу.

Еще одно сказание гласит об измене жены Святогора с русским богатырем. Илья Муромец уснул сладким сном под дубом в чистом поле. Спустя три дня на это место прискакал на коне великан с ларцом из хрусталя, в котором прятал красивую супругу. Пока он отсыпался с дальней дороги, жена охмурила Илью и тайно поместила в карман мужа. Когда секрет раскрылся, Святогор убил неверную, зато подружился с Муромцем.


Третий былинный рассказ повествует о женитьбе великана, с незначительными изменениями повторяя сюжет из мифологии. Микула Селянинович отправил Святогора к ясновидящему кузнецу, чтобы тот поведал детали дальнейшей судьбы. Коваль пророчил гостю в невесты чудище из приморского царства, которая после удара мечом превратилась в красавицу. Услыхав о девушке прелестной внешности, Святогор отправился свататься. После бракосочетания заметил на груди жены шрам и поверил, что судьбу просто так не обойдешь.

В культуре

Святогор уступает по популярности в культуре и искусстве другим богатырям. Герой упоминается в легендарной сказке «Илья Муромец», снятой режиссером Александром Птушко в 1956 году. В ленте, созданной по мотивам былин, а также произведений , главенствующий богатырь получает в дар меч великана.


Со Святогором знакомы и современные дети. В мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей» (2004 год) меч достается уже Алеше, но здесь персонаж, который представлен как ростовский поп, собственноручно передает оружие. Озвучил его .

Ценители живописи имеют возможность любоваться картиной «Святогор», написанной Николаем Рерихом в 1938 году. Художник не раз обращался к теме былинных героев, стремясь передать мощь русского народа. Великан изображен на фоне заснеженных гор, каких именно – остается загадкой. Возможно, Гималаев, потому как живописец создавал очередной шедевр в экспедиции по Центральной Азии.


В «Святогоре» объединены русские и восточные элементы: герой одет, как типичный древнерусский воин, но черты лица азиатские. Картина является экспонатом московского Музея народов Востока.

В Коломне в середине 90-ых годов прошлого столетия открылся «Центр русской воинской культуры «Святогор». Дети и подростки постигают азы русского рукопашного боя, фехтования, стрельбы, изучают мифологию, историю костюма.

Изобразив Илью Муромца в героическом образе спасителя Отечества, и жестоко высмеяв малодушие князя Владимира, Сказитель далее не мог строить взаимоотношения между этими своими персонажами по прежней схеме: князь правит, витязь ему верно служит.

Службе Ильи у Владимира пришел конец. И все «Сказание об Илье Муромце» пора было завершать, хоть и жаль было Сказителю прощаться с полюбившимся ему героем.

Беллетризованная биография доблестного витязя, согласно традициям такого жанра, установившимся в средневековой поэтике, могла закончиться гибелью героя, при совершении его последнего подвига, либо обретением всех положенных наград, включая прекрасную, верную жену, с перспективой жить затем долго и счастливо, в почете и довольстве.

Ни одна из таких концовок не устраивала Сказителя. Он не мог допустить гибели своего героя, ибо это разрушило бы миф о непобедимости Ильи Муромца, отображающий авторские представления о неодолимой силе русского народа. Также Сказитель не мог представить своего сурового витязя в роли счастливого ветерана на заслуженном отдыхе.

Во времена классического язычества земная жизнь Ильи могла бы естественным образом продолжиться в сообществе бессмертных богов и полубогов. Так получилось у его эллинского собрата – Геракла.

Автор «Сказания об Илье Муромце» направил своего героя в бессмертие особым путем, не выходя за пределы того, что дозволялось мировоззренческими установками христианского монотеизма. На этом пути Илью ожидало еще одно увлекательное приключение – встреча со Святогором.

Еще в те годы, когда Сказитель проживал в хлебообильном Чернигове, он надежно уложил в свою память древнюю былину, начальные строки которой дошли до нас (в несколько измененном виде):

«На тыих горах высоких, на той, на Святой горы, был богатырь чюдныи, что ли на весь же мир он дивныи, на весь же мир был дивныи – не ездил он на Святую Русь, не носила его мать сыра-земля» (52).

Святые горы – поэтическое название общей славянской прародины, находившейся в Карпатских горах и в их предгорьях. Именно там, под защитой горных твердей, зазвучала впервые славянская речь. В той речи, на самой ранней стадии ее развития, название Карпаты (Къръбы, Хъръбы) имело простой смысл – Горы (ибо других гор предки славян еще не знали).

Злобные враги не могли одолеть праславянское племя, ибо его защищал божественный предводитель (по некоторым представлениям – предок), непобедимый великан: «выше леса стоячего, головою – под облака ходячие». Называли его Горец, или Горный. Так это имя звучало бы на современном русском языке; следы его сохранились в именах некоторых персонажей западнославянской мифологии: Кърък, Кракус, Крконош, Крабат.

Когда далекие предки русского народа вышли из Святых гор к берегам Днепра и стали расселяться на равнинах своей новой родины, исполинский защитник не мог им сопутствовать: под его тяжестью проваливалась рыхлая земная плоть Приднепровской Руси. Восточным славянам – русичам приходилось полагаться на собственные силы, но их дух укрепляла память о Чудесном (Святом) Горце, которого продолжали почитать, как покровителя и прародителя.

В Черниговской земле Святогор был особенно популярен. Местные песнетворцы обычно представляли его в образе гигантского всадника, который может взять одной рукой и положить в свой карман обычного витязя, вместе с конем.

При этом творческая раскованность, свойственная эпохе двоеверия, побуждала певцов-сказителей переделывать на собственный лад древние былины, соединяя в них героическое содержание с вольными и даже фривольными эпизодами. Немалую популярность обрел сюжет о неверной жене Святогора, безбоязненно крутившей любовные шашни чуть ли не на глазах супруга, который ничего не замечал – не из-за своего ли величия, не позволявшего различать житейские мелочи?

Святогора Илья Муромец встретил, конечно же, в Святых горах – Карпатах, где витязь оказался, объезжая западные границы Русской земли. Они не стали биться, вместо того – побратались. При этом Илья признал себя младшим братом Святогора. Названные братья отправились путешествовать по Святым горам.

«Ездили оны по многу времени, ездили оны, да забавлялися, находили тут оны да чюдо чюдное, находили оны да диво дивное» (53). Находкой стал гроб огромных размеров. Для Ильи Муромца этот гроб оказался великоват, а когда Святогор лег в него на пробу, то получилось – в самый раз. И выйти из гроба великану уже не удалось, даже при помощи Ильи. Святогор передал часть своей силы названному брату, но и это не помогло. Младший брат не смог разрубить крышку гроба, накрывшую старшего брата.

Гибель Святогора, решившего примерить гроб по собственной странной прихоти, не случайна – она предопределена волею неких божественных инстанций (Сказитель не уточнил, кто именно приговорил к смерти древнего великана). По той же божественной воле Илья унаследовал меч Святогора. Этим символическим актом он принял на себя обязанности чудесного защитника Русской земли.

Горизонты обыденной реальности раздвинулись вокруг Ильи Муромца, открывая для доблестного витязя пространство особого, сверхъестественного бытия, не подвластного ординарным законам краткосрочной человеческой жизни.

Так завершилось «Сказание об Илье Муромце».

Исполнив его перед первыми слушателями, Сказитель даровал своему творению право на самостоятельное существование. Его собратья по ремеслу, вполне оценившие художественные достоинства «Сказания», быстро разнесли славу витязя Ильи по русским градам и весям. Продолжение

!!! Примечания к Главе 21 смотрите

 

 

Это интересно: