→ «музыкальный портрет» - музыка - методические материалы - каталог статей - мбу дпо "умоц". Урок искусства "музыкальный портрет" Примеры музыкального произведения рисующие портреты человека

«музыкальный портрет» - музыка - методические материалы - каталог статей - мбу дпо "умоц". Урок искусства "музыкальный портрет" Примеры музыкального произведения рисующие портреты человека














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учебные цели (цели УД обучающихся):

Освоить знание понятия “портрет” в музыкальном произведении;

Освоить знание понятия “выразительность” и “изобразительность”;

Выработать умение определять на слух, какой музыкальный “портрет” создал композитор на примере творчества С. С. Прокофьева;

Ученик правильно воспроизводит определение понятия “портрет” в музыке;

Ученик правильно воспроизводит определение понятия “выразительность” и “изобразительность”;

Сможет на слух определить, какой портрет, образ нарисовала нам музыка.

Педагогические цели:

Обучения :

1. Oрганизовать УД обучающихся:

По освоению ими понятия “портрет” в музыке;

По освоению ими понятий “выразительность” и “изобразительность”;

По освоению ими различных выразительных средств, используемых композиторами для создания “портретов” в музыке;

По отработке умений слышать в конкретных музыкальных произведениях различные музыкальные образы героев;

2. Развития: способствовать развитию воображения и фантазии учеников при осознании ими “портретов” в музыке;

3. Воспитания: создать условия для формирования эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства на основе восприятия и анализа музыкальных и литературных образов.

Педагогические задачи.

Организовать:

  • знакомство обучающихся с определением понятия “портрет” в музыке;
  • понимание особенностей музыкального образа;
  • деятельность обучающихся по выработке умения определять на слух музыкальный образ;
  • обсуждение с обучающимися, какие чувства, эмоции, впечатления возникают у них при прослушивании определенных музыкальных произведений;
  • рефлексивную оценку результатов учебной деятельности обучающихся

Тип урока: комбинированный

Оснащение урока: а удио- и видеооборудование; презентация.

Ход урока

Дети входят в кабинет под музыку “Утро” из сюиты “Пер Гюнт” Э. Грига (слайд№1 – фон)

Преподаватель Обучающиеся
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем с вами разговор о том, как много интересного нас ждет каждый день. Давайте послушаем и споем одну замечательную мелодию... (слайд №1) Мелодия – это...?

Молодцы, ребята!

Распевание: исполнение на инструменте мелодии Э.Грига “Утро”.

- Добрый день!

Душа музыки (хором)

- Что за мелодия прозвучала? Слышали ли вы её раньше?

Давайте, споём на слог “ля” (фа мажор).

А теперь поём со словами: (слайд №2)

Солнышко всходит и небо светлеет.

Природа проснулась, и утро пришло

- Да, на прошлом уроке. Это “Утро” Эдварда Грига.
- Какую картину нарисовал нам композитор в этом произведении? - картину утра, нарисовал, как всходит солнце, рассвет, наступает день...
- Молодцы! Музыка, действительно может рисовать нам картины природы – это музыкальная изобразительность.

Давайте споем песню, которую я задавала вам выучить на дом. Она, о чем нам рассказывает?

- она изображает нам картину природы
Исполнение песни “Утро начинается” (минус на слайде №2) (текст – приложение 1 )

А как вы думаете, о чем еще может музыка нам рассказать?

Итак, как вы думаете, какая будет тема нашего урока сегодня? О чем мы будем сегодня разговаривать?

- ответы детей

О том, как музыка может изображать человека.... Рисовать его портрет

- Вы большие молодцы! Тема нашего урока сегодня так и звучит: “Портрет в музыке” (слайд №3). Очень часто в музыкальных произведениях мы как бы встречаемся с разными персонажами –

веселыми и...

озорными и...

хвастливыми и....

Это могут быть как взрослые, так и дети, мужчины или женщины, девочки или мальчики, а также звери или птицы. По музыкальной теме мы можем представить, какой у них характер и даже какая внешность иногда, как они ходят, как говорят, какое у них настроение. Музыка может выражать чувства, мысли и характеры человека, т.е. она способна рассказать нам о них – это музыкальная выразительность.

Откройте учебник на странице 26-27. Внизу на стр.26 мы видим понятия “выразительность” и “изобразительность”. (То же на доске – слайд №4). Как вы поняли, что же такое “Изобразительность”? Выразительность”?

Вы большие молодцы! Давайте послушаем с вами отрывок из музыкального произведения уже хорошо нам знакомого композитора С. С. Прокофьева (слайд №5)

- грустными

Спокойными

Скромными

Слушаем музыку и выбираем, какому герою она принадлежит (слайд 6).

Почему вы решили, что это именно этот персонаж?

Что же такое портрет в музыке? Как вы думаете?

- ответы детей

Ответы детей

Портрет в музыке – это изображение человека, его характера с помощью звуков, мелодий

- Правильно, ребята! (слайд №7) Сегодня мы с вами понаблюдаем, как композиторы с помощью мелодий и выразительных интонаций создают музыкальные портреты. Сейчас я вам прочту стихотворение А.Л. Барто “Болтунья” (слайд №8).

Послушайте внимательно и об особенностях этого стихотворения скажите после прослушивания (читаю). Какие особенности?

Подберите портрет девочки из представленных иллюстраций (слайд№9).

Почему именно эта картинка?

За счет чего? Как вы определили?

Ребята, такой быстрый темп прочтения, говорения называется СКОРОГОВОРКОЙ (слайд №10)

- быстро...
Как вы думаете, зачем автор использовал в своем стихотворении скороговорку?

Представьте, что вам предложили бы написать музыку к этому стихотворению. Какая она бы была? Вам нравится такая девочка?

Давайте послушаем, как С. С. Прокофьев нарисовал портрет этой девочки.

Слушаем песню “Болтунья”

- ответы детей... чтобы показать, что девочка любит поговорить

Быстрая...

Итак, смог ли композитор нарисовать нам портрет болтуньи?

При помощи чего?

- Да!

Быстрый темп, веселый характер...

- Как вам кажется, нравится ли композитору Лида?

На экране сцены из балета “Ромео и Джульетта” и портрет Г.Улановой в роли Джульетты. Говорю об этом детям (слайд №11).

- Нравится!!!
- Подумайте, кто спрятан за этой интонацией? Играю начало “Джульетты-девочки”

Какой у неё характер? Что она делает?

Эта интонация построена на гамме до мажора, которая быстро взлетает вверх.

Поем гамму до мажора, постепенно ускоряем на слог “ля”(слайд 12)

Смотрим видео “Джульетта-девочка” (приложение 2 , 21 мин.)

Джульетта!

Озорной, она бегает

- Скажите, только одна тема прозвучала в портрете Джульетты?

Правильно. Как вы думаете, почему?

- несколько

Ответы детей.

- Давайте попробуем, слушая музыку, изобразить мимикой и движениями её настроение и действия.

Скажите, а Джульетта вам нравится?

Дети встают и пластическими движениями под музыку показывают Джульетту.

Она лёгкая, мечтательная, влюблённая

Итак, расскажите, о чем же мы сегодня с вами разговаривали? Что такое портрет в музыке? (слайд №13)

Вы правы, музыка – искусство выразительное. Она выражает чувства, мысли, и характеры людей. Через них мы можем увидеть и животных, и тараторящую без умолку девочку, и лёгкую и мечтательную Джульетту.

Вам понравилось наше занятие сегодня? (слайд №14)

Домашнее задание на следующий урок

>>Музыкальный портрет

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе , изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека . «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Художественно-творческое задание
Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Оказывается, человек может звучать…. В нотах, музыкальных фразах, мелодиях раскрывается его характер, изображается «лицо». Известно, что портрет, написанный художником, способен передавать сущность человека, оставляя некую тайну. Каждая часть лица, каждый изгиб тела на холсте воскрешает нас как личность, при этом сохраняя что-то сокровенное.

Музыка же, как и любой другой вид искусства, воплощает в жизнь нечто прекрасное. Она передает настроение, заряжая человека позитивом. Очень часто мы ищем себя в строках песен, пытаемся уловить любую нотку и сопоставить ее со своей личностью.

А представьте эти два величайших вида искусства вместе - живопись и музыка! Портрет человека в музыке. Интересно?

Музыкальный портрет - это…

Прежде всего, это искусство, которое раскрывает Вашу душу, музыкально передает эмоции и характер человека. Это Ваше, личное, неповторимое, как и сам человек. С помощью музыкального портрета, вы рассматриваете себя с разных сторон, раскрывая все более глубокие грани вашего внутреннего мира. Мелодия, списанная фактически с вашего «я», способствует улучшению духовного состояния — с этим не поспорить! Ведь слушая определенную музыку, Вы испытываете эмоции. А если это музыка Вашей души? Приходилось ли рассматривать ее со стороны? Это неизгладимое впечатление - реальность приобретает другие очертания: любовь, красота, безграничность…

Как составляют музыкальный портрет?

Вы никогда не задумывались, что такое умиротворение? Иногда, в некоторые моменты, ты ощущаешь какое-то душевное спокойствие. Тебя ничего не волнует, ты ходишь по нескончаемым стезям, там, глубоко внутри. Когда теряются мысли, и ты погружаешься в нечто большее, что невозможно описать. Это нечто поднимается глубоко изнутри, из самых тайных комнат сердца.

Какое количество людей способны прочесть неизведанный мир?
Музыкальный портрет может создать только гений, гений души. Он может не только прочесть, но и воспроизвести это в музыку, ощутить, понять Ваше мышление, сознание, открыть волю. Воспроизвести музыку, которая играет внутри Вас.

Все полнота искусства создания музыкального портрета обитает в уникальной среде интуитивного мира. Для того чтобы создать его, композитору нужен личный контакт с человеком либо личная фотография или видеозапись. Когда собрана вся информация о человеке, музыкант записывает портрет в студии, обеспечивая мелодии качественное звучание. В практике также бывало такое, что композитор записывает музыкальный портрет в присутствие человека, о котором пишет. Но в любом случае, с личной встречей или без нее, качество не изменится. Это в любом случае будет то, что называется - музыкальное изображение внутреннего мира.

Хотите услышать, как звучит музыкальный портрет?

Музыкальный портрет имеет два вида создания:

1) Импровизация (экспромт) — это воссоздание чувств автора сразу в запись

2) Прописанная пьеса - сложная, разработанная до мелочей композиция в нотах. Подобного рода композицию впоследствии можно аранжировать. Данная мелодия имеет вид произведения, над которым нужно трудиться определенное время.

Музыкальный портрет - историческое наследие и эксклюзивный подарок

Современного человека очень тяжело удивить, не так ли? Представьте, что Вы получаете в подарок самого себя - свой внутренний мир, давно знакомые и родные Вам чувства и переживания?.. Только облеченные в язык музыки. Это не только актуально и ново для нашего мира, это кажется невероятным и невообразимым!

Заказывая музыкальный портрет, Вы можете сделать подарок любимому человеку. Ведь автор может написать музыкальный портрет лично Ваш или, например, выразить Ваши чувства к любимому человеку - изобразить его таким, каким Вы его видите! Музыкант может написать портрет о любви, о дружбе и т.д. В музыкальном портрете можно воплотить всю многогранность личности!

Узнать об услуге и заказать музыкальный портрет можно

Портрет в литературе и музыке

Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души.

Леонардо да Винчи

Из опыта изобразительных видов искусства мы знаем, насколько важен для портрета внешний облик модели. Разумеется, портретисту последний интересен не сам по себе, не как цель, а как средство - возможность заглянуть в глубины личности. Давно известно, что внешность человека связана с его психикой, его внутренним миром. На основе этих взаимосвязей психологи, врачи, да и просто люди с развитой наблюдательностью и необходимыми познаниями «считывают» информацию о психических свойствах человека по радужной оболочке глаза (глаза - «зеркало души», «окно души», «врата души»), чертам лица, руке, походке, манерам, излюбленной позе и т. д.

Более всего о человеке может рассказать его лицо. не без основания полагал, что лицо - «душа человека»; как говорил русский философ, «это как бы навигаторская карта». Лидо - «сюжет» книги «Личность». Неслучайно изменение лица порой означает превращение в другого человека. Эта взаимозависимость внешнего и внутреннего дала толчок художественной фантазии писателей - В. Гюго в «Человеке, который смеется», М. Фришу в «Назову себя Гантенбайн». Именно уродование лица кажется герою романа Д. Орузлла «1984» окончательным разрушением его личности. Герой романа Кобо Абэ «Чужое лидо», волею обстоятельств вынужденный изготовить себе маску, под ее влиянием начинает жить двойной жизнью. Маска, скрывающая лицо, - право на иной «имидж», иной характер, иную ценностную систему, иное поведение (вспомним Сувестра и М. Аллена и киноверсий их книг, фабулу «Летучей мыши» И. Штрауса...).


Учитывая, как много может рассказать описание внешности, писатели часто пользуются им для характеристики персонажа. Мастерски сделанное описание делает облик персонажа едва ли не «живым», зримым. Мы словно видим индивидуально неповторимых провинциалов «Мертвых душ». Рельефны герои Л. Толстого.

Не только то, как выглядит человек, но и окружающая его обстановка, обстоятельства, в которых он существует, также несут информацию о персонаже. Это хорошо понимал, например, Пушкин, представляя читателю Онегина в первой главе своего романа, в стихах. Автору мало выразительных штрихов личностного «я» персонажа («молодой повеса», «как dandy лондонский одет»), и оно дополняется множеством подробностей воспитания Онегина, его светской жизни с балами, театрами, флиртами, модами, салонами, обедами.

Очевидно, способность «обстоятельств действия» свидетельствовать о людях нашла свое крайнее выражение в новелле современного немецкого писателя Германа Гессе «Последнее лето Клингзора». Художник Клингзор, чтобы, написать автопортрет, обращается к фотографиям самого себя, родителей, друзей и возлюбленных, для успешной работы ему необходимы даже камни и мхи, - словом, вся история Земли. Впрочем, искусство опробовало и другую крайность - полное отсечение окружения от человека, что мы видим на полотнах великих живописцев Возрождения: у Леонардо да Винчи, Рафаэля картины природы намеренно отдалены от крупно выписанных, приковывающих к себе внимание зрителя лиц. Или слышим в операх: центральная ария-портрет Онегина «Вы мне писали, не отпирайтесь» никак не связана с окружающими ее бытовыми зарисовками - песней девушек «Девицы, красавицы, душеньки, подруженьки»; признающийся в своих чувствах Лизе Елецкий в «Пиковой даме» Чайковского, словно не замечает суеты шумного парадного петербургского бала. Контраст организует внимание зрителя или слушателя, направляя его на «крупный план» и расслабляя на «фоне».

Описывая цвет волос и глаз, рост, одежду, походку, привычки, обстоятельства жизни героя, писатель отнюдь не стремится создать «зрительный ряд» художественного произведения. Его истинная цель при этом (и совершенно сознательная) лежит много дальше: рассмотреть во внешних признаках душу человека. Вот как сказал об этом крупный французский портретист XVIII века Кантен де Латур: «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома погружаюсь в глубину их души и забираю ее целиком».

А как музыка портретирует человека? Воплощает ли она зримое? Чтобы понять это, сопоставим три портрета одного и того же человека - выдающегося немецкого композитора конца XIX - начала XX веков Рихарда Штрауса.

Вот каким (отнюдь не ангелом, но живым человеком) его увидел Ромен Роллан: «У него по-прежнему вид взрослого рассеянного ребенка с надутыми губами. Высокий, стройный, довольно элегантный, высокомерный, он кажется принадлежащим к более тонкой расе, чем другие немецкие музыканты, среди которых он находится. Презрительный, пресыщенный успехом, весьма требовательный, он далек от того, чтобы быть с остальными музыкантами в миролюбивых скромных отношениях, как Малер. Штраус не менее нервен, чем он... Но у него большое преимущество перед Малером: он умеет отдыхать, Легко возбудимый и сонливый, он спасается от своей нервности благодаря присущей ему силе инерции; в нем есть черты баварской рыхлости. Я уверен, что по истечении тех часов, когда он живет интенсивной жизнью и когда энергия его расходуется чрезвычайно, у него бывают часы как бы небытия. Тогда замечаешь его блуждающие и полусонные глаза».


Два других портрета композитора - звуковых - «нарисованы» им самим в симфонической поэме «Жизнь героя» и в «Домашней симфонии». Музыкальные автопортреты во многом похожи на описание Р. Роллана. Однако, задумаемся, какие именно стороны личности «озвучиваются». Вряд ли, слушая музыку, мы догадались бы о том, что прототип «высокий, стройный, довольно элегантный», что у него «вид взрослого рассудительного ребенка с надутыми губами» и «блуждающие и полусонные глаза». Но вот другие черты Штрауса-человека, раскрывающие его эмоциональный мир (нервность, легкую возбудимость и сонливость) и важные черты характера (высокомерие, самолюбование) переданы музыкой убедительно.

Сравнение портретов Р. Штрауса иллюстрирует более общую закономерность. Язык музыки не особенно располагает к зрительным ассоциациям, но и полностью отбросить такую возможность было бы опрометчиво. Скорее всего, внешние, физические параметры личности лишь отчасти могут найти отражение в портрете, но лишь косвенно, опосредованно, и в той степени, в которой они гармонируют с психическими свойствами личности.

Нетрудно сделать еще одно наблюдение. Живописный портрет через внешний облик стремится уловить глубинные черты личности, в то время как музыкальный располагает обратной возможностью - «схватывая суть» человека (его эмоциональную природу и характер), допускает обогащение зрительными ассоциациями. Литературный портрет, занимая между ними промежуточное место, вмещает в себя информативное описание и внешнего вида, и эмоционально-характерного «ядра» личности.

Итак, эмоцию содержит в себе любой портрет, но она особенно значима в портрете музыкальном. В этом нас убеждает заметное явление в мировой музыкальной культуре - миниатюры французского композитора конца XVII - начала XVIII веков Франсуа Куперена, сочиненные для предшественника современного фортепиано, клавесина. Во многих из них запечатлены хорошо знакомые композитору люди: жена одного из органистов королевской церкви, Габриэля Гарнье («Ла Гарнье»), супруга композитора Антуана Форкре («Великолепная, или Форкре»), невеста Людовика XV Мария Лещинска («Принцесса Мари»), малолетняя дочь принца Монако, Антуана I Гримальди («Принцесса де Шабей, или муза Монако»). Среди «моделей» есть и явно окружавшие композитора люди («Манон», «Анжелика», «Нанет»), и даже родственники, В любом случае метод воссоздания человеческой личности един: через индивидуальную эмоцию. Его Манон весела и беззаботна , торжественно-величавой предстает в парадном портрете Антонина, более лиричными тонами окрашен облик Мими. И все они - словно продолжение портретной галереи, собранной в книге крупного писателя и философа Жака де Лабрюйера «Характеры, или Нравы нынешнего века».

К подробной характеристике эмоционального мира человека расположена и оперная ария. Любопытно, что в итальянской опере XVII - начала XVIII веков сложилась традиция выделять в арии главную эмоцию персонажа, главный аффект . Основные эмоции дали жизнь типам арий: арии скорби, арии гнева, арии ужаса, арии-элегии, бравурной арии и другим. Позже композиторы стараются передать не одно всеохватное состояние человека, а комплекс присущих ему эмоций и тем самым добиваются более индивидуальной и глубокой характеристики. Такой, как в каватине (то есть выходной арии) Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Композитор явно вдохновлен пушкинским образом:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена... так что же?

Еще милее тем она.

Ария Людмилы состоит из двух разделов. Первый, вступительный, - обращение к отцу - проникнут светлой грустью, лиризмом. Широкая распевная мелодия, звучащая в медленном темпе, прерывается, однако, кокетливыми фразами.

Во втором, основном разделе мы узнаем главные черты героини: жизнерадостность, беспечность. Аккомпанируемая «танцующими» польку аккордами, мелодия быстро преодолевает сложные скачки и ритмические «сбивы» (синкопы). Звенит, переливается высокое колоратурное сопрано Людмилы.

Вот еще один музыкальный портрет, «написанный» уже без участия голоса - пьеса «Меркуцио» Сергея Прокофьева из фортепианного цикла «Ромео и Джульетта». Музыка излучает бьющую через край энергию. Быстрый темп, упругие ритмы, свободные перебросы из нижнего регистра в верхний и наоборот, смелые интонационные изломы мелодии «оживляют» образ весельчака, «дерзкого молодчика», который «в одну минуту больше говорит, чем за месяц выслушает», балагура, шутника, не умеющего оставаться в бездействии.

Таким образом, получается, что личность в музыке не просто наделяется какой-то придуманной автором эмоцией, а непременно той, которая особенно показательна для оригинала (литературного прототипа, если таковой, разумеется, существует). И еще один немаловажный вывод: понимая, что «одна, но пламенная страсть» все же схематизирует личность, «загоняет» ее в двухмерное плоскостное пространство, композитор старается прийти к некоему множеству эмоциональных штрихов; многоцветная же «палитра» эмоций позволяет обрисовать не только эмоциональный мир персонажа, но, фактически, нечто значительно большее - характер.

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1.Музыка в произведениях изобразительного искусства

Часто художники и скульпторы в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты, например скрипку. Известны портреты скрипачей, жанро­вые сценки с музыкантами-скрипачами, натюрморты со скрипкой. Звучание скрипки очень выразительно. Её голос часто сравнивают с человеческим. Скрипка может петь, пла­кать, говорить...

Скрипка олицетворяет собой эстетику звучания человечес­кого голоса и оказывается способной донести всё лучшее, что есть в нём. Не случайно высшей похвалой мастерству скрипа­ ча является сравнение его игры с человеческим голосом: скрипка поет, плачет, тоскует. Каждая скрипка, ожившая в ру­ ках мастера, имеет свой характер.

Скрипка появилась в Европе в конце XV в. Она была лю­бимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляниях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и ка­бачках. Как народный инструмент скрипка сохранилась до наших дней в Болгарии, Венгрии, Польше, Румынии.

Звучала скрипка и в аристократических кругах - во дворцах, замках, в богатых домах, - а также в церквах. При французском дворе были созданы ансамбли скрипачей, ко­торые играли во время пробуждения и трапез короля и, ко­нечно, исполняли танцевальную музыку на придворных ба­лах.

Лучшие скрипки были созданы итальянскими мастера­ми Амати, Страдивари, Гварнери.

Посмотри натюрморты со скрипкой - своеобразные портреты скрипок.

Сандро Боттичелли (1445-1510 Италия). Ангелы





















Рауль Дюфи (1877-1953) Франция.Скрипка

Дмитрий Жилинский (1927г.СССР.) Альтист


Согласись, у каждого от этих картин чело века возникают свои впечатления. Глядя на эти картины, каждый слышит разную му зыку. Какую? Особенно слышимым голос скрипки становится, когда художник изображает скрипку в руках скрипача. Единство инст румента и исполнителя рождает высокие художественные переживания и мысли, которые можно назвать вдохновением. Это чувство пронизывает все картины.

Послушай, как звучат музыкальные произведения, сочинённые для скрип­ки композиторами разных времен:

Ответь на вопрос:

О чём рассказала тебе эта музыка? Определи, какой из картин созвучно то или иное произведение.

Задание 1.

Послушай ещё раз:

1. «Чакона» И.-С. Бах.

2. «Мелоди я» П. Чайковский

3. Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных А. Шнитке. Ссылки смотри выше.

Определи, какой из картин созвучно то или иное сочинение. А теперь давай вместе проанализируем музыкаль­ ный язык сочинений, прослушав их ещё раз.

Слушая «Чакону» Баха (финал Партиты № 2), обрати внимание на то, что это сочинение написано композитором для скрипки соло. Эту знамени тую пьесу, мощь которой достигает органного и даже оркес трового звучания, один из музыковедов (Ф. Вольфрум) срав­ нил со «звуковым гигантом, грозящим сломить нежное тело скрипки». Определи характер пьесы.

Обрати внимание на то, как в звучании скрипки мелодия сочета­ ется с аккордами. Эту многоголосную фактуру исполняет один инструмент - скрипка, а у слушателя создается впечатление одновременно звучащих мелодии и аккомпанемента.

Задумайся над тем, сохраняется ли эмоциональное состояние главной темы до конца произведения? Ты конечно заметил, что в процессе развития музыки появля­ются различные оттенки чувств - скорбь, порыв, тревога. Несколько мелодий, словно вырастая из начальных интона­ций, постоянно меняют свой облик. Линию развития образа можно сравнить с большими волнами. Главный принцип разви­тия музыкальной мысли в этом сочинении - варьирование.

Чакона - первоначально народный танец, известный в Испании с конца XVI в., оживлённого характера, сопровождался пением и игрой на кастаньетах. Со временем чакона распространилась по Европе, стала медленным танцем величавого характера. Во Франции чакона становится балетным танцем, вво­дится в финалы сценических произведений. В XVII-XVIII вв. включа­ется в многочастные инструментальные сочинения (сюиту, партиту). Темы чаконы небольшие, с ясной танцевально-метрической основой. Для скрипки Бахом написаны произведения в различных жанрах - концерты с оркестром, сонаты, партиты.

«Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского - пример лирико-драматического образа. Это сочинение имеет авторский подзаголовок («Воспоминание о родном месте»).

Трепетность, непосредственность лирического высказывания-откровения подчёркивается не только повторениями главной мелодии (возвращением одной и той же мысли), её волнообразным движе­нием, взлетающими пассажами скрипки, но и синкопированным рит­мом аккомпанемента на фортепиано.

Очевидно, ты услышал контраст средней части «Мелодии»: ускоряется темп, учащается ритмическое движение, появляются эле­менты танцевальности, мелодия напоминает тончайшее кружево (вы­сокий регистр, узоры мелодического рисунка), выразительные под­голоски фортепиано словно допевают (досказывают) мелодию скрип­ки. В кульминации пьесы - выразительной трели скрипки - форте­пиано исполняет главную тему, вступая в диалог со скрипкой. Вспомни аналогичный диалог солистки и партии фортепиано, который возникал в «Вокализе» С. Рахманинова.

Определённое выразительное значение имеет и неизмен­ный на протяжении всей пьесы мажорный лад.

Почему ком­позитор, используя трёхчастную форму пьесы, оставляет без изменения светлый мажорный колорит?

«Мелодию» Чайковского можно сопоставить с картиной Д.Жилинского «Альтист».

Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне?

Что различает эти два художествен­ных образа?

3. Соnсегtо gгоssо № 1 Альфреда Шнитке



Сопсег t о g го ss о № 1 для двух скрипок, клавесина, фортепиано и струнных Альфреда Шнитке - музыка современного композитора.

Вслушайся в начальные такты концерта Шнитке, в которых звучат скрипки, а затем сравни это звучание с главной мелодией «Чаконы» Баха. Есть ли между ними сходство? Обе темы по­хожи друг на друга своей страстностью, взволнованностью, энергией, драматизмом. Тот же трагический минор, тот же ре­читативный склад мелодики.

Наверняка, ты убедился в том, что волевой, целеустремленной начальной теме (по мнению Шнитке, эта тема создавалась им под влиянием стиля А. Вивальди) ком­позитор противопоставляет другой мир - злобный, враждеб­ный. Искажающие звучание чистых тембров скрипки «наплы­вы» воспринимаются слушателями как вторжение сил, проти­востоящих активности главной темы.

Что общего (или различного) ты найдёшь при сравнении концерта Шнитке с картиной Пуни «Скрипка»?


Ве­роятно, ты заметил, что образный строй двух современных произведений искусства - концерта и живописного полот­на - различен. Одиночество скрипки на светлом фоне, кон­траст синего, светло-бежевого и зелёного (с рисунком) то­нов. Статика, неподвижность картины отличается от динамич­ной, наполненной энергией современных интонаций и ритмов музыки.

4. Портрет Никколы Паганини в музыке, живописи, скульптуре

Рассмотри портрет Никколы Паганини (1782 - 1840)- итальянец, воплощённый в скульптуре С. Конёнковым (1874-1971 СССР)


и в живописи Э. Делакруа(1798-1863) Франция

Не­обычность его внешнего облика связана с передачей главного качества его натуры - увлечённостью игрой на любимом му­зыкальном инструменте.

Никколо Паганини (1782-1840) – имя этого итальянского композитора и скрипача-виртуоза XIX в. известно всему миру. Его мастерство на скрипке было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила. Не случайно, одна из пьес Паганини получила название «Дьявольские трели».

Одним из самых известных сочинений Паганини стал Каприс №24. Caprice в переводе с французского – прихоть, каприз. Его мелодию неоднократно повторяли в своих сочинениях как дань памяти скрипачу – виртуозу разные композиторы. Так же как
и «Чакона» Баха, Каприс № 24 написан Паганини для скрипки соло. Вы­разительные возможности инструмента в сольном звучании раскрываются особенно ярко.
Повторения короткой начальной интонации с активным ритмическим рисунком позволяют её быстро запомнить.

Ты знакомился с этим произведением в начальной школе. Послушай ещё раз

Яркую необычную личность Паганини отразили в своих произведениях художники и скульпторы. Музыкальный портрет Паганини создал С.Рахманинов, написав «Вариации на тему Паганини». На эту музыку в Большом театре в Москве был поставлен балет.

В «Вариациях на тему Паганини» или "Рапсодия на тему Паганини", С. Рахмани­нова (произведение написано в 1934 г.,), ты услышишь черты такого жан­ра, как концерт для фортепиано с оркестром. Послушай Во-первых, здесь явно выделяются два образа. Пер­вый основан на варьировании темы Паганини, которая звучит каждый раз в новом виде - то легко и грациозно, то напори­сто и грозно. Во-вторых, исполнение этой темы переходит от оркестра, его отдельных групп (скрипки) к фортепиано. Вто­рой образ - лирический построен на подлинно русской, пе­сенной, рахманиновской теме. Эта тема - образ вдохновен­ной светлой лирики - начинается спокойно и безмятежно.Ты сможешь самостоятельно услышать её развитие. Постепенно она набирает силу, звучит страстно и торжественно, как светлый гимн Красоте, Человеку. В конце звучание темы словно истаивает, замирая образуя трёхчастность построения. Именно контрастность образов, их симфоническое развитие послужили поводом для создания балета на эту музыку.

Фрагмент балета на музыку С.В.Рахманинова "Рапсодия на тему Паганини"



Ответь на вопрос:

1. В какой форме написана интерпретация каприса?

(р. в 1913 г.)

Обрати внимание на сходства и различия с главной темой Капри­са № 24 Паганини. Начало «Вариаций» звучит грозно и решительно, затем композитор использует разнообразные приёмы развития, в которых главная тема то звучит так же, как у Паганини, то приобретает новые черты. Характерной особенностью развития темы Каприса № 24 в
этом произведении является постоянная её узнаваемость. Звучание оркестра и солирующего фортепиано даёт нам повод предположить, что это жанр концерта для фортепиано с оркестром (как и у Рахманинова).

В «Вариациях» мы слышим большую драматизацию
образа, вторжение в звучание активных ритмов, придающих музыке тревожность и суровость, появление новых оркестровых кра­сок, жестких звучностей (гармоний).
Лирические проведения темы Каприса № 24 практически, отсутствуют. Так, компози­тор Лютославский по-новому «прочитал» знаменитую тему Каприса № 24 Паганини, создав под влиянием своего времени» напряженных ритмов жизни XX в., ещё один вариант
интерпретации нестареющей классической мелодии.

Ответь на вопросы:

2. Какие черты темы Паганини подчёркивает
композитор в своих вариациях?

3. Что вносит нового в её звучание?

Как услышал и исполнил В. Зинчук шедевр мировой музыкальной классики? Обрати внимание на точное повторение мелодии Каприса № 24 солирующей гитарой. При этом в рок-обработке усилено безостановочное движение, которое придает музыке напористый, а часто агрессивный характер. Эмоциональному накалу звучания способствует быстрый темп, который в конце пьесы ещё более ускоряется. Возбуждённый характер пьесы поддерживается жёстким, упругим ритмом со­провождения, с выделением функции ударных инструментов.

Что же остается без изменения по сравнению с
Каприсом Паганини? Форма вариаций. Обрати внимание на заключительный разделу пьесы - коду. В ней обработчик несколько
раз подчеркнуто повторяет звучание тоники, точки. Такое завершение, возможно, имеет определённый смысл: классическая музыка понятна современным слушателям!
Не случайно Зинчуком выпущены несколько компакт-дисков под названием
«Неоклассика» . Нео - значит «новая», класссика - «образцовая».

В итоге мы пришли к понятию - интерпретация .
Ведь она есть твор­ческое освоение художественных произведений, связанное с его особым, избирательным прочтением: в обработках и транскрипциях, в художественном чтении, режиссерском сценарии, актерской роли, музыкальном исполнении.
Ты сам, ког­да пытаешься проникнуть в замысел композитора, художника, тоже интерпретируют произведение.

Интерпретации, подобные тем, с которыми ты встретился на этом уроке, пред­ставляют собой переложения музыкального произведения (Каприса Паганини) для других инструментов:
фортепиано и оркестра, рок-группы - и соединяют в себе триединство «ком­позитор- исполнитель - слушатель». Фактически они явля­ются образом-портретом выдающегося скрипача Н. Паганини, музыку которого услышали и воссоздали каждый по-своему композиторы разных стран, в данном случае являющиеся од­новременно и исполнителями.

5.Задание 2

Ты послушал интерпретации Каприса №24 Н.Паганини.

Сравни три интерпретации Каприса №24 Н.Паганини .

Ответь на вопросы:

1. Какие черты шедевра Н.Паганини подчёркнуты композиторами и исполнителями?

2. Какая из трёх интерпретаций понравилась тебе больше всего и почему?

6.Задание 3

Прочитай отрывок из рассказа К.Паустовского "Струна".

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Его­рова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осажденном острове в Балтийском море, где воины отбивали непрерывные ата­ки немцев.

Война застала в Эзеле нескольких актеров - мужчин и женщин. Днем мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали ране­ных и стирали бойцам белье. Ночью, если не было боя, ак­теры устраивали концерты и спектакли на маленьких поля­нах в лесу.

Хорошо, - скажете вы, - конечно, в темноте можно
слушать музыку, но непонятно, как актеры ухитрялись разы­грывать спектакли в ночном лесу. Что в этом мраке могли увидеть зрители? ...Как только начинался спектакль, зрите­ли наводили на актеров узкие лучи карманных электричес­ких фонариков. Лучи эти все время перелетали, как малень­кие огненные птицы, с одного лица на другое...

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фона­риков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

А Паганини играл и на одной струне...

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

Все же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спо­койно горела на краю залива. Свет ее мерцал, а не перели­вался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно одна стру­на запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть бы­ло легко, будто сухие, легкие пальцы Паганини водили смыч­ком по изуродованной скрипке.

В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от ее томительного напева, казалось, разорвется, не выдер­жит сердце. И последняя струна действительно не выдержа­ла силы звуков и порвалась. Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. Скрипка замолчала надолго. И свет фонариков погас. Толпа слушате­лей только вздохнула.

Егорову не на чем было играть. Он стал обыкновен­ным бойцом в обыкновенном отряде. И во время одного ночного боя отдал свою жизнь за Родину. Его похорони­ли в грубой песчаной земле. Скрипку Егорова бойцы пе­редали летчику, улетавшему в Ленинград. ...Летчик отнес скрипку к известному дирижеру. Тот взял ее двумя паль­цами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была итальян­ская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетне­го пения.

Я передам ее лучшему скрипачу нашего оркестра, -сказал летчику дирижер.

Где теперь эта скрипка -- я не знаю. Но где бы она ни была, она играет прекрасные мелодии, знакомые нам и лю­бимые нами, как каждое слово Пушкина, Шекспира и Гей­не. Она играет мелодии Чайковского, заставляя сердца слу­шателей дрожать от гордости за гений своей страны, за ге­ний человека.

Ответь на вопросы:

1. Какая мелодия из знакомых тебе сочинений П. Чайков­ского могла звучать на ночном концерте?

2. Что ты знаешь об итальянском скрипаче Паганини?
3. Какое из его известных произведений ты слушал?

4. Вспомни литературные произведения, в которых музы­ка - одно из главных действующих лиц.

 

 

Это интересно: