→ Один день из жизни светского человека. День светского человека. Развлечения Сообщение день светского человека евгений онегин

Один день из жизни светского человека. День светского человека. Развлечения Сообщение день светского человека евгений онегин

В 1830 году А.С. Пушкин написал одно из ярчайших произведений своей эпохи — роман в стихах «Евгений Онегин». В центре повествования лежит история о жизни молодого человека, по имени которого роман получил свое название.

В первой главе автор знакомит читателя с главным героем — типичным представителем молодого поколения аристократов. Онегин родился в Петербурге, с младенческого возраста был предоставлен нянькам и гувернерам. Он получил домашнее образование, однако ни одна наука не увлекала его по-настоящему. Француз, обучавший юношу, не был строг со своим учеником и старался угодить ему. Он знал французский и немного латынь, хорошо танцевал и умел поддержать любой разговор. Но самое большое удовольствие он получал от общения с женщинами.

Красивый и воспитанный юноша пришелся по душе светскому обществу, и его ежедневно приглашали в гости именитые люди. Его отец постоянно брал деньги в долг, но, несмотря на это, ежегодно устраивал по три бала. Отец с сыном не понимали друг друга, каждый из них жил своей жизнью.

Каждый новый день из жизни героя был похож на предыдущий. Просыпался он после полудня и уделял много времени своему внешнему виду. В течение трех часов Онегин перед зеркалом приводил в порядок свою прическу и одежду. Не забывал он ухаживать за ногтями, для чего у него были различные ножнички и пилочки. После этого герой отправлялся на прогулку. Затем его ждал роскошный обед: ростбиф, трюфели, вино. Все приготовлено с тем, чтобы угодить молодому человеку.

Читатель видит, что у Онегина отсутствует четкий распорядок дня, он подчиняется своим прихотям и желаниям. Если во время обеда ему приходит известие о начавшемся театральном представлении, он сразу же мчится туда. Но отнюдь не любовь к искусству движет его порывами. Евгений приветствует всех своих знакомых и ищет среди зрителей красивых девушек. Само представление наводит скуку на Онегина. Всю ночь он проводит на балу, возвратившись домой только под утро. В то время, когда все люди отправляются на работу, наш герой только ложится спать, чтобы отдохнуть перед началом дня, полного светских балов и вечеров. Таков один день из жизни Евгения Онегина из 1 главы романа Пушкина. Но Затем все изменилось…

Герой не счастлив, он недоволен своей жизнью, которая наводит на него только скуку и хандру. Решив измениться, он начинает много читать, пробует заняться писательством. Но скоро его охватывает апатия. В это время умирает отец Евгения, долги которого вынуждают Онегина отдать все деньги кредиторам. Но это не пугает молодого щеголя, он знает о скорой смерти своего дяди и рассчитывает получить от него крупное состояние. Его надежды сбываются и, в скором времени, он становится хозяином земель, заводов и лесов.

День светского человека в 19 веке.
Я проснулся часам к десяти утра. В голове было пусто, так же как и на небе не было ни облачка. Я задумчиво рассматривал потолок, силясь разыскать хотя бы малейшую трещинку в белом полотне моей «крыши». В комнате стояла густая тишина, и было такое ощущение, будто до нее можно дотронуться ладонью и пустить круги, как рябь от брошенного камня по воде. Но вот на лестнице послышался топот – это мой слуга и, пожалуй, самый близкий друг – Анатолий, или как его еще называли, Толька, хотя я так и не привык к этому сокращению, - несся на всех парах, дабы разбудить мою персону. Дверь чуть скрипнула, и вошел он.
- Вставайте, сударь. Вот ужо с утра пораньше письмецо принесли – Дягтеревы зовут ваше благородие на обед…
- Anatole, не суетись. К чему такая спешка? Сейчас встанем… Подай кофею и документы в столовую. Сегодня пойду гулять налегке.
- Сию минуту-с. Распорядимся.
Анатолий вновь побежал подгонять кухню на приготовление кофе. Я потянулся и рывком поднялся. Одеваюсь я, по привычке, угодной мне с самого детства, сам, и никакие там гувернантки в этом не участвуют. Наряд обычный для нашего времени.
Вниз я спустился спустя пять минут. Кофей уже дымился в посеребренной чашечке, рядом стояло излюбленное мной яблочное варенье, припасенное еще с лета. Но доминировала на столе кожаная папка с документами. Я изучал их по чуть-чуть. Это были какие-то древние бумаги, привезенные откуда-то из Египта моим дедом. Довольно занятно читать летописи по утрам. Зато не приходится морочить голову всякими там «Вестниками»… Однако я был не чужд почитать Пушкина, уж больно нравились мне его произведения! Или там Байрона… По настроению.
Стоит, наверное, рассказать немного о себе. Звали меня Владимир Сергеевич ***. Поместье досталось мне от давно уже почившего отца, да еще и сто пятьдесят душ в придачу. На момент повествования мне было двадцать четыре года, я был неплохо образован, недурно говорил по-английски, бегло читал по-французски, знал немного обозначение египетских иероглифов, писал стихи и прозу, мог изобразить Моцарта на фортепиано и, в общем-то, был доволен своей скромной жизнью. Каждый день имел спонтанный распорядок, но чаще всего я возвращался домой к четырем утра, выслушивал Анатоля по поводу дел и ложился спать. Собственно, это и есть тема моего рассказа вам, мой дорогой читатель. Как я провожу день?
От размышлений над очередным манускриптом меня оторвал Толька. В его руке белел конверт нового приглашения.
- Сегодня у Шаповаловых дают бал…
- Я иду, Анатоль, у них прелестная дочь, а ты же знаешь, как я люблю общаться с юными барышнями…
- Так точно, ваше благородие. А что с Дягтеревыми?
- Тоже принимай, потом поеду в театр, говорят, сегодня будет что-то интересное. Ну а там и к Шаповаловым…
- Сию минуту.
Я сложил документы обратно в папку, допил уже изрядно подстывший кофей и направился к себе в кабинет, где находилось мое пианино. До обеда было еще пока далеко, а я жаждал убить время.

***
Я вышел на улицу. Белый снег ярко блестел в свете полуденного солнца, слепя глаза. Экипаж стоял готовый прямо около входа, лошади дергали хвостами в нетерпении, из ноздрей выдавался пар. Я поежился. Даже в шубке прохладно, знаете ли… Сел и крикнул кучеру: «Трогай!». Экипаж со скрипом тронулся, мягко заступали по снегу копытами лошади. До Дягтеревых было далеко и я занялся тем, что наблюдал как пар, выходя изо рта, конденсировался на подставленной ладони, стекая вниз маленькими капельками. За этим я и уснул. Разбудил меня кучер, объявив конечную остановку.
В сенях было светло. Прямо на пороге стояла служанка Ефросинья, которая помогла мне снять верхнюю одежду.
- Здравствуйте, Владимир Сергеевич! – в столовой, куда меня привела Ефросинья, меня встретил Александр Петрович Дягтерев, хозяин дома.
- И вам здравствуйте Александр Петрович! Как нынче ваша супруга?.. Насколько помню из последнего письма…
- Да, больна, к прискорбию моему. Больна. Доктор, что был здесь накануне, сказал, что в кровати ей еще лежать и лежать. Но все равно благодарю, что справились о ее здоровье. А сейчас, к столу, гости уже заждались.
Обед удался на славу, но просидел я довольно не долго. Сославшись на нехорошее самочувствие, я распрощался с гостями и Дягтяревым, уже порядком надоевшим мне своей пустой болтовней, и укатил смотреть представление. Скажу прямо, было откровенно скучно, да и к тому же ни одной стоящей mademoiselle я так и не нашел. Оттого незаметно покинул зал и направился в другой театр. Тут контингент был многим лучше. Увидел дочь Шаповаловых, Машенька – прелестная девушка. Мне нравилось в ней все, кроме ее слишком уж строгого характера. Вследствие того, я вот уже второй год бью голову, как же мне добиться ее руки. Но речь пока пойдет не об этом. Спектакль оказался на редкость интересным, я просидел до конца, а потом аплодировал, кажется, громче всех. Что же, до бала оставалось еще немного времени, и кучер по моему велению повез меня домой, где я отобедал и, вопреки обыкновению, сел за манускрипты.
Что же, все подробности бала я описывать не буду. Скажу лишь только: очередной способ растопить сердце Машеньки я так и не обнаружил, а придуманный мною за манускриптами в очередной раз с треском провалился. Играли в вист, я выиграл сто пятьдесят рублей у главы дома, Михаила Шаповалова, теперь он мне должен.
Домой вернулся позже обычного, выслушал Анатоля, и, разморенный горячим чаем на ночь, рухнул без памяти в кровать, с которой не поднимался до самого полудня.

Введение ………………………………………………………… ……………1

Глава 1. Что такое «светское общество»? ………………………………….3

Глава 2. Этикет ………………………………………………………………6

Глава 3. Кто такие «денди»?……………………………………………...…9

Глава 4. Роман «Евгений Онегин» - энциклопедия «светской» жизни….12

4.1 Развлечения………………………………………………… ....13

4.2 Бал……………………………………………………………... 16

4.3 Дуэль………………………………………………………….. 20

Заключение …………………………………………………… …………….26

Список литературы …………………………………………………… …..28

Введение

В романе «Евгений Онегин» Пушкин создал образ типичного дворянина своего времени. На протяжении первой главы романа автор не раз говорит о том, что Евгения одолел недуг, название которого - «английский сплин» или «русская хандра» . Но что же стало причиной этой болезни?

Ответ на этот вопрос - ни что иное как подробное изучение данной темы. Долгое время Евгений жил по законам высшего общества, развлечения и нравы которого изрядно ему надоели.

Также, зная о тонкостях светской жизни, занятиях и увлечениях дворян, можно переосмыслить многие эпизоды романа. А также понять предпосылки возникновения мотивов поведения многих героев, причины их отношения друг к другу.

Не стоит также забывать о тех качествах человека, которые могли быть продиктованными высшим обществом и нормами поведения в нем. Например, любовный интриги, в которых участвовал Евгений, заглушили в его душе способность искренне и сильно любить. Именно это не позволило ему распознать в Татьяне свою истинную любовь.

То же самое можно сказать и о тех местах, которые обязан посещать человек высшего общества. Не важно, импонирует ли человеку какая-либо театральная постановка – если о ней говорят, то он обязан на ней присутствовать. Да и стоит ли упоминать о постоянном посещении домов высокопоставленных особ. Получение приглашения на такие приёмы подчёркивало определённый статус человека, его элитарность. Здесь обсуждалась не только политическая жизнь страны, важные новости международного масштаба, но и обычные сплетни или выгодные партии для собственных детей. Не это ли мы видим в эпизоде сватовства к Татьяне?

Логика исследования обусловила структуру данной работы, состоящей из введения, четырех глав, заключения и библиографии. Глава № 1 посвящена объяснению термина «светское общество» - ключевого для исследуемой темы. Глава № 2 рассматривает этикет и его особенности, характерные для эпохи, обрисованной в романе «Евгений Онегин».

Глава № 3 - переход от анализа образа жизни общества в целом к анализу стиля жизни главного героя романа. Глава №4 полностью посвящена роману А.С. Пушкина. В заключении подводятся итоги проведенного исследования.

В данной работе будут преследоваться несколько целей. Одна из них - попытка проанализировать нормы светской жизни и рассмотреть то, как Пушкин воплотил их в своем романе. Другая же заключается в том, чтобы представить главных персонажей романа как ярких представителей высшего общества, в полной мере раскрыть особенности их повседневной жизни.

Глава 1. Что такое «светское общество»?

Прежде чем перейти к рассмотрению дня светского человека в целом, нужно подробнее разобраться в понятиях: «светское общество» и «свет». Движение от общего к частному – главный принцип данной работы, что, безусловно, создаст наиболее полное представление о её теме.

Итак, под словом «свет» подразумевается интеллигентное, привилегированное и благовоспитанное общество. «Свет» состоит из людей, отличающихся своим умом, ученостью, каким-нибудь талантом, природными достоинствами или достоинствами, приобретенными посредством цивилизации, наконец, вежливостью и приличием.

Быть названным «светским человеком» значит получить похвалу. Знать светское обращение, значит уметь пленять всеми родами прекрасных качеств: вежливостью, обходительностью, самообладанием, спокойствием, деликатностью, приветливостью, великодушием и тому подобным.

Если бы мы могли знать всю подноготную «света», если бы мы могли войти во все подробности сокровенной семейной жизни людей, принадлежащих к свету, узнать все их домашние тайны, заботы и мрачное беспокойство; если бы мы могли проникнуть сквозь эту блестящую, полированную скорлупу, представляющую на вид одно лишь удовольствие, веселье, блеск и великолепие, какая разница представилась бы нам между тем, что он есть на самом деле, и тем, чем он кажется.

«Отец в разладе с детьми, муж враждует с женой, но эти семейные тайны от глаз света тщательно скрываются: и антипатия, и зависть, и роптания, и вечный разлад. Там дружба омрачается подозрением, личными интересами и прихотью; нежные клятвы и уверения в вечной любви и преданности кончаются ненавистью и изменой; огромные состояния теряют всю свою ценность через зависимость, которой они подвергаются » 1 .

Загляните в любой светский дом, и вы увидите людей различных состояний и разнообразнейших положений в свете. В числе их находятся и военные, и медики, и юристы, и богословы – словом, люди всех профессий, представители разных специальностей, наук и искусств. Все они собрались в один круг хороших знакомых, но как бы тесно они не были соединены, всё-таки они остаются чужды друг другу, между ними никогда не может быть полной солидарности во мнениях и взглядах, однако снаружи всегда будет казаться, что между ними всеми господствует полное единомыслие и солидарность во всем. Этого требует этикет, предписывая самообладание, полнейшую учтивость и уважение к мнению другого, хотя бы с этим мнением внутренне и нельзя было согласиться. Этикет не допускает ни споров, ни нетерпимости к чуждому мнению. Один, желая завязать разговор, смело поднимает вопрос о каком-либо предмете, другой собеседник, более застенчивый и выжидавший лишь случая, чтобы с ним заговорили, учтиво отвечает на заданный вопрос, не решаясь возражать, хотя внутренне и не согласен с мнением своего более смелого собеседника. Третий, тоже обладая смелостью, но не обладая знанием того предмета, о котором заговорили, начинает говорить, сам себя не понимая. Однако его никто не обрывает замечанием, что он говорит о том, чего не понимает. Четвертый, мнение которого о том же предмете вполне справедливо, или молчит, или вставляет свое замечание так скромно, вежливо и мягко, что никого не оскорбляет своим умственным превосходством, и разговор идет мирно, без споров, без волнений. «Здесь никто не забывается, каждый знает свое место и положение в свете » 2 .

Свет не без основания составляет свое мнение о вашем достоинстве соответственно тому мнению, которое оно имеет о ваших друзьях. Пословица говорит: «Скажите мне, с кем вы дружны, и я скажу, кто вы». Действительно, каждый человек становится до известной степени таким, каковы те, в кругу которых он вращается. Он принимает их взгляды, их манеры и даже образ мыслей. Поэтому очень важно, чтобы молодой человек, желающий усвоить привычки, осанку и манеры светского человека, посещал лишь хорошие общества. Все эти внешние качества он незаметно приобретет, вращаясь в приличном обществе и внимательно применяя качества и манеры лиц, составляющих это общество. Пусть только он как можно внимательнее присматривается к ним, и скоро он сравняется с ними. В светском обществе нет ничего такого, чего нельзя было бы приобрести при старании и внимательности.

Глава 2. Этикет

Упоминая в предыдущей главе об этикете, своеобразном «своде законов» для светского человека, было бы логично рассказать о нем подробнее. Не обладать даже самым минимальным представлением о том, что значило для дворян слово «этикет», значит не понять предпосылок многих поступков героев романа «Евгений Онегин».

Известно, что с течением времени старинные русские обычаи мало-помалу исчезали, уступая место господствующему французскому влиянию. Что касается манер, светской любезности и моды, то они были слепым подражанием французам. Знание французского языка в то время считалось основным признаком хорошего воспитания. Поэтому дворяне стали поручать своих детей французам, которые вместе с преподаванием языка прививали своим питомцам французские обычаи и нравы.

В ХIХ веке в России большой популярностью пользовалась книга ЛИ. Соколова «Светский человек, или Руководство к познанию светских приличий и правил общежития, принятых хорошим обществом». Она неоднократно переиздавалась в 1847-1 855 годы.

Каких же правил придерживалось русское общество в ХIХ веке?

Большое внимание в пособиях по этикету того времени уделялось искусству нравиться и располагать к себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать не которыми удобствами ради окружающих, тактичность. Такт являлся од ним из важнейших условий пребывания в свете. Тактичный человек мог стать всеми любимым и уважаемым, не обладая при этом большим умом, поскольку такт и рассудительность во многих случаях способны были заменить для света образование и даже сердце. С другой стороны, «человек, в котором высшие добродетели соединены с неприятными личными чертами: знания с гордостью, мужество - с дерзостью, нравственность с излишней суровостью, вряд ли бывал любим в обществе. Тем, кто не обладал тонкой натурой, чувством такта, здравым смыслом и чувствительностью, рекомендовалось следовать установленным правилам» 3 .

Первый выезд в свет молодого человека был также строго регламентирован. Появиться на балу в первый раз он мог во фраке или мундире. На балу он должен был быть внимательным к хозяевам лома и дамам, независимо от их возраста, привлекательности и богатства. Все это свидетельствовало о превосходном воспитании молодого человека и принадлежности его к избранному обществу.

До вступления в брак образ жизни девушки и молодого человека кардинально отличался. Молодой человек не подчинялся какому-либо контролю и был вполне свободен в своих знакомствах и развлечениях. Молодая девушка, наоборот, не имела права жить и выезжать в свет одна; обязана была жить с родителями и подчиняться их воле.

Светскими отношениями называли знакомства, заведенные в салонах с обоюдного согласия, при взаимной симпатии и равенстве сторон. При знакомстве обменивались карточками, визитами и всевозможными любезностями, следуя законам светских приличий.

«Если после взаимного представления от какой-либо из сторон следовало приглашение, на него отвечали визитом, отказываться было неприлично. Если же приглашения не было, но хотелось завязать знакомство, через лень после знакомства (представления) посылали визитную карточку и ждали приглашения» 4 .

Вообще, визиты были необходимым элементом светского общения. Люди посещали друг друга или для того, чтобы завязать знакомство или для поддержания старого.

Короткие визиты принято было наносить при отъезде. Уехать, не нанося знакомым визита и не сообщив об отъезде, противоречило правилам хорошего тона. Возвращаясь после долгого отсутствия, тоже нужно было посетить знакомых.

Гость должен был следить за тем, чтобы «не засидеться» больше 20 минут. Требуемое вежливостью приглашение хозяев остаться подольше всерьез не воспринималось. Во время первого визита угощение не подавалось. В начале разговора визитер благодарил за оказанную ему честь.

После первого визита было принято присылать ответное приглашение в течение недели, иначе считалось, что знакомство не будет иметь продолжения. Если ответный визит откладывался на неопределенное время, это означало, что знакомство нежелательно.

Глава 3. Кто такие «денди»?

Буквально в первых строках романа автор называет своего героя «денди». Кого же во времена Пушкина подразумевали под этим названием? То есть, прежде чем переходить непосредственно к роману Пушкина, следует побольше узнать о том стиле жизни, которого придерживался Онегин.

Денди - социально-культурный тип 19 века: мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения. В отличие от щеголя, не слепо следует моде, но сам её создает, обладая тонким вкусом, неординарным мышлением, иронией по отношению к существующим моделям поведения.

К известным денди относятся Байрон, Джордж Браммел, Гюисманс, Робер де Монтескью, Оскар Уайльд, Джеймс Уистлер, Бодлер, Макс Бирбом. Чаще всего денди принадлежали к среднему классу, хотя и вели аристократический образ жизни.

Краткое описание

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодёжи Петербурга начала XIX века вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Тип такого молодого человека, в более позднее время, мы находим в мемуарах М.Д.Бутурлина, который вспоминает «князя Петра Алексеевича Голицына и неразлучного его друга Сергея (отчество забыл) Романова.

Прикрепленные файлы: 1 файл

А.С. Пушкин
«Евгений Онегин»

«День светского человека»

Сознание человека, систему жизненных ценностей, как известно, во многом формируют нравственные законы, принятые в обществе. Пушкин пишет в своем романе как о столичном, так и о московском и провинциальном дворянстве.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества - модное дневное гуляние по определенному маршруту ("Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар..."), обед в ресторане, посещение театра. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не своеобразным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений. Пушкин дает своему герою следующую характеристику:

Театра злой законодатель,

Непостоянный обожатель

Очаровательных актрис,

Почетный гражданин кулис...

Онегин ведет жизнь молодого человека, свободного от служебных обязательств. Следует отметить, что количественно лишь немногочисленная группа дворянской молодёжи Петербурга начала XIX века вела подобную жизнь. Кроме людей неслужащих, такую жизнь могли себе позволить лишь редкие молодые люди из числа богатых и имеющих знатную родню маменькиных сынков, чья служба, чаще всего в министерстве иностранных дел, была чисто фиктивной. Тип такого молодого человека, в более позднее время, мы находим в мемуарах М.Д.Бутурлина, который вспоминает «князя Петра Алексеевича Голицына и неразлучного его друга Сергея (отчество забыл) Романова.

Танцы занимают в

«Евгении Онегине»

отступления, они играют

большую сюжетную роль.

Танцы были важным струк-

турным элементом дворян-

ского быта. Их роль сущест-

венно отличалась как от

функции танцев в народном

быту того времени, так и от

современной. Бал оказывался

областью непринужденного

общения, светского отдыха,

местом, где границы служеб-

ной иерархии ослаблялись.

При всем многообразии тем, затронутых в романе, "Евгений Онегин" прежде всего роман об исканиях передовой дворянской интеллигенции, о ее драматической судьбе. Эту проблему Пушкин воплотил в образах главных героев:

Пушкин говорит о петер-

бургском высшем обществе

с изрядной долей иронии и

без особых симпатий, ибо

жизнь столичная “однооб-

разна и пестра”, а “света шум

очень быстро наскучивает”.

Поместное, провинциальное

дворянство представлено

в романе весьма широко.

От главы к главе «Онегина» гигантскими шагами шел вперед, творчески рос, созревал сам поэт. В то же время он сумел сообщить своему произведению такую художественную целостность и единство, что его воспринимаешь одним творческим порывом. Мало того, первоначальный замысел Пушкина был резко искажен по причинам, от поэта не зависевшим (вынужденное изъятие из него целой главы). Но даже тому, что роман принудительно оказался «без конца» поэт сумел придать глубочайший идейно-художественный смысл. Больше того, насыщая свой роман, посвященный изображению жизни «лучших представителей дворянского сословия» передовыми идеями, утверждая в нем реалистическое воспроизведение действительности, вырабатывая нормы национального литературного языка, Пушкин дал могучий толчок тому процессу демократизации художественной литературы.


Масштабная экспозиция представляет более 50 подлинных нарядов первой трети XIX века. Фото Веры Ветровой

Музей Александра Пушкина на Пречистенке, похоже, решил проблему многих людей, которые пока не знают, куда сходить в выходные и грядущие мартовские праздники. Выставка «Мода пушкинской эпохи», созданная объединенными силами фонда историка моды Александра Васильева, Музея Пушкина и Исторического музея, стала настоящим подарком на 8 Марта для женщин всех возрастов.

Масштабная экспозиция, которая занимает три зала, представляет более 50 подлинных костюмов и платьев, 500 дамских и мужских аксессуаров, деталей гардероба, живописные портреты, модные картинки, предметы интерьера и быта - то, что составляло гардероб и окружало модника первой трети XIX века.

Выставка построена как рассказ об одном дне жизни светского человека по временному принципу, и каждому времени суток в просторных выставочных залах отведено особое место. К счастью, до наших дней дошло немало свидетельств той яркой эпохи, хотя многие экземпляры происходят из Франции, Германии, Англии, США и Испании.

Понятие «мода» для пушкинского времени было чрезвычайно актуально, ведь вкусы общества менялись достаточно быстро. Законам моды (в большей степени она приходила в Россию из Европы) следовали в общественной жизни, в светском этикете, в искусстве – в архитектуре и интерьере зданий, в живописи и литературе, в гастрономии, ну и, конечно же, в одежде и прическах.

В XIX веке в среде аристократии существовали строгие правила, предусматривающие определенный тип одежды для разных этикетных ситуаций. Проследить эти правила и модные тенденции можно по разнообразию платьев, которые носили в российских столицах 200 лет назад пушкинские современники и современницы, а также литературные герои того времени.

В начале экспозиции идет рассказ о первой половине дня, в которую входили «утренний туалет», «прогулка», «утренний визит», «обед» и «послеобеденное общение в кабинете хозяина».

Утренний туалет для женщины заключался в платьях простого покроя, а аристократ надевал халат или шлафор (другое название – шлафрок – просторная одежда без пуговиц, подпоясанная витым шнуром, – его могли носить и мужчины, и женщины), в нем выходили к завтраку, виделись с домочадцами и близкими друзьями. Кстати, халат среди домашней одежды удерживает пальму первенства по частоте упоминаний у русских литераторов. Герой повести Соллогуба «Аптекарша» сшил себе халат в виде сюртука с бархатными отворотами, и такой костюм «свидетельствовал о щеголеватости привычек хозяина». Петр Вяземский в своих произведениях халат трактовал как неизменный атрибут праздности, лени, но одновременно он стал считаться признаком… творческой личности. Именно в халате изобразил Пушкина Тропинин, а Иванов – Гоголя.

Рассматривая небольшие изящные наряды, невольно задаешься вопросом: сможет ли кто-то из наших взрослых современников, а не детей облачиться в подобные костюмы? Александр Васильев сказал, что максимальный размер женского платья был 48, а средний рост женщины той поры – 155 см, мужчины немного повыше, но не слишком – 165 см. Историк моды заметил, что пища, которую мы сейчас едим, содержит гормоны, и поэтому не стоит удивляться, что люди становятся такими большими.

Утренний туалет и чашка кофе сменялись утренними приемами и визитами (между завтраком и обедом). Особой заботой здесь был визитный костюм, который должен был быть нарядным, изящным, но не парадным. При утреннем визите мужчинам полагалось быть в сюртуках с жилетками, дамам – в модных туалетах, специально предназначенных для утренних посещений.

К двум-трем часам пополудни большая часть светской публики выбиралась на прогулку – пешком, верхом или в коляске. Излюбленными местами гуляний в 1810–1820-е годы в Петербурге были Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар, в Москве – Кузнецкий Мост. Как и положено настоящему денди, щеголь носит атласную шляпу-цилиндр с широкими полями a la Боливар по имени популярного южноамериканского политического деятеля. Фрак для прогулок мог быть зеленого или темно-синего цветов. Женщины же наряжались в цветные, пестрые платья и надевали шляпки разнообразных фасонов.

Около четырех часов пополудни наступал обед. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко держал повара, предпочитая обедать в хорошем ресторане.

После обеда начинались вечерние визиты – одна из непременных светских обязанностей. Если вдруг швейцар отказывал визитеру в приеме без объяснения причины, то это означало, что человеку вообще отказано от дома.

Дамы принимали гостей в гостиных и музыкальных салонах, а хозяин дома предпочитал для общения с друзьями свой кабинет. Обычно обставленный во вкусе хозяина, кабинет располагал к неспешной и доверительной мужской беседе, например, за хорошей трубкой и рюмкой отменной настойки.

Кстати, визитные карточки появились в Европе в конце XVIII века, в России они приобрели широкое распространение в начале XIX века. Сначала заказчики просили делать тиснения, вставляли гербы, рисунки и гирлянды, но в 1820–1830-е почти повсеместно перешли на простые лакированные карточки безо всяких украшений.

Отдельный зал выставки посвящен театру – весьма модному времяпрепровождению в пушкинское время.

Представление начиналось в шесть часов вечера, а заканчивалось в девять, так что молодой франт, облаченный во фрак или мундир, потом мог успеть на бал или в клуб.

На выставке, в нишах, стилизованных под театральные ложи, манекены облачены в роскошные вечерние шелковые туалеты, на головах – береты, токи и тюрбаны из бархата и со страусовыми перьями (головные уборы не снимали ни в театре, ни на балу).

Вдоль всей стены зала выставки тянется витрина – веера бальные из тюля, веер из черепахи, веер с изображением галантных сцен, лорнеты и театральные бинокли, флакончик с нюхательной солью, бисерные сумочки с цветочными орнаментами, браслеты с халцедонами и агатами, модные картинки, портретные миниатюры дам в ампирных платьях.

В театр приходили, не только чтобы посмотреть спектакль, это было место светских встреч, любовных свиданий и закулисных интриг.

Вероятно, самый насыщенный экспонатами зал посвящен «вечернему времени» и включает в себя такие темы, как «Английский клуб» и «Бал».

Первые Английские клубы появились в России при Екатерине II, запрещенные при Павле I, они пережили второе рождение во время царствования Александра I. Заседания в Английском клубе были привилегией исключительно мужской половины общества, поэтому и в витринах аксессуары: миниатюрные портреты модников, вышитые гладью подтяжки, табакерки (в виде позолоченной фигуры мопса или с портретом фельдмаршала Герхарда фон Блюхера), расшитый бисером бумажник и портрезор. Последний уже давно перешел в разряд диковин и милых безделушек, что даже всемогущие «Яндекс» с «Гуглом» не выдают объяснения, для чего предназначался предмет. На самом деле портрезор – это вязаный стальным бисером по коричневым нитям длинный кошелечек для монет, чье количество внутри портрезора ограничивалось специальным кольцом.

Устроители выставки не обошли вниманием и книги, которые пользовались большой популярностью, были обязательной частью библиотек и активно читались в клубах: сочинения лорда Байрона, Альфонса де Ламартина «Поэтические размышления», Эвариста Парни «Избранные сочинения», Жермены де Сталь «Коринна, или Италия» – все на французском языке. Среди отечественных произведений – «Руслан и Людмила» Александра Пушкина и «Ледяной дом» Ивана Лажечникова.

Вечерние туалеты, в которые наряжалась светская публика на званые вечера, рауты и балы, были очень разнообразными и различались весьма интересными деталями. Например, бальные туалеты дебютанток, приехавших на свой первый бал, обязательно отличались от нарядов светских дам. Имели значение цвет, фасон и даже сорт цветов, которыми украшали платье.

Где и у кого покупали платья модники пушкинской эпохи, также можно узнать на выставке. Интересно, что один из путеводителей того времени сообщал: «С раннего утра и до позднего вечера видите вы много экипажей, и редкий из них поедет без покупок. И за какую цену? Все втридорога, но для наших модников это ничего: словно «Куплено на Кузнецком мосту» придает каждой вещи особенную прелесть». Так что жалобы современных франтов на завышенные цены магазинов Москвы имеют как минимум двухсотлетнюю историю.

На открытии выставки Александр Васильев отметил, что дворянская прослойка в России была сравнительно невелика, и туалетов высшего света сохранилось гораздо меньше, чем в Европе. Кроме того, костюмы пушкинского времени очень хрупкие, потому что все платья делались исключительно вручную. Это была эпоха, когда еще не изобрели искусственных красителей и все платья окрашивались исключительно натуральными красителями, основанными на цветах, листьях, минеральных солях, деревьях, ягодах и даже жуках.

Сейчас мало найти платье и отреставрировать его, самое сложное – скомплектовать его с другими предметами туалета, чтобы завершить образ. На выставке с этой задачей блестяще справился дизайнер Кирилл Гасилин, который нарядил и стилизовал все манекены.

Два года назад в Музее Москвы показывали другой проект Васильева – «Мода в зеркале истории. XIX–XX вв.» и еще тогда отмечали, что организации, которая бы регулярно проводила выставки, связанные с модой (как делает, к примеру, Музей Виктории и Альберта в Лондоне, Музей моды и текстиля в Париже или вновь заработавший после длительного перерыва Центр костюма имени Анны Винтур Метрополитен-музея в Нью-Йорке), в России, к сожалению, нет.

И хотя в 2006 году был основан Музей моды – организация под идейным руководством Валентина Юдашкина, свое помещение у него отсутствует, и в результате под его эгидой периодически проводятся мероприятия на чужих площадках. Так было в 2014 году, когда в честь 25-летия Дома моды Юдашкина работы модельера «дополняли» экспозицию ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке «Мода в пространстве искусства».

Создать выставку, подобную «Моде пушкинской эпохи», стоит огромных усилий и труда, а повторить практически невозможно, поэтому длиться она будет по московским меркам достаточно долго – до 10 мая.

 

 

Это интересно: