→ Cочинение «Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи". Сочинение по повести Достоевского «Белые ночи Можно ли назвать мечтателя счастливым человеком

Cочинение «Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи". Сочинение по повести Достоевского «Белые ночи Можно ли назвать мечтателя счастливым человеком

Ф.М. Достоевский пишет повесть «Белые ночи» в последние месяцы осени 1847 года, вскоре, уже в 1848 году, произведение издает журнал «Отечественные записки».

Ранее писателя уже интересовала тема «петербургских мечтателей», на эту тему в 1847 году им было написано несколько статей-фельетонов, которые вошли в большой фельетон «Петербургская летопись». Но эти статьи Достоевский публиковал почти анонимно, подписывая фельетоны буквами «Ф.М.». Позже критики установили, что часть материала из фельетона вошло в повесть «Белые ночи» - описание быта героев, их характеристики.

Повесть посвящена А.Н. Плещееву, другу юности Достоевского, и некоторые критики утверждают, что Плещеев стал прототипом главного героя. Некоторые, впрочем, возражают, что образ главного героя - это образ самого молодого Достоевского, и автор неслучайно ведет повествование от первого лица, намекая на автобиографичность.

Анализ произведения

Жанровые особенности, композиция, содержание повести

Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению. Первый - прямо, второй - косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов. По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».

Однако жанрово «Белые ночи» - это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными, честными в своих чувствах.

Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай - живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай - соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет). Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: « Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?». То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья - это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.

Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро». Построение символично: романтические ночи - стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра - прозрения. Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.

Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.

Сюжет повести

Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный. Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние. Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку. Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.

Главные герои

Главным героем повести является Мечтатель - полюбившийся автору образ одинокого человека, полностью изолированного от внешнего мира и живущего в замкнутом круге своих мечтаний.

Мечтатель - 26-летний житель Петербурга. Он образован, но беден, имеет определенные перспективы, но не имеет житейских желаний. Он где-то служит, но не сходится с коллегами и прочими окружающими - например, женщинами. Его не интересует ни бытовая сторона жизни, ни деньги, ни девушки, он постоянно погружен в призрачные романтические мечты и в периоды контакта с окружающими миром испытывает болезненное ощущение чуждости этому миру. Он сравнивает себя с грязным котенком, не нужным никому в мире и испытывающим ответную обиду и вражду. Впрочем, он не был бы безответен, если бы в нем нуждались - ведь люди ему непротивны, он готов был бы помочь кому-нибудь, способен к сопереживанию.

Мечтатель типичный «маленький человек» (социальное положение, неспособность на поступок, неподвижность, незаметность существования) и «лишний человек» (он сам себя таковым ощущает, презирая лишь себя за свою ненужность).

Главная героиня, 17-летняя девушка Настенька, противопоставлена Мечтателю, как активный, действующий персонаж. Несмотря на внешнюю хрупкость и наивность и юный возраст, она сильнее Мечтателя в поиске счастья. Писатель использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами - «глазки», «ручки», «премиленькая», подчеркивая детскость и непосредственность образа, его игривость, непоседливость, как у ребенка. Повадками ребенок, сердцем это - настоящая женщина: умело пользуется помощью взрослого мужчины, но при этом, явно распознав его чуткую и нерешительную натуру, упорно не замечает его чувств. В критический момент, однако, когда становится понятно, что возлюбленный её бросил, живо ориентируется и наконец замечает эти самые чувства. В момент появления потенциального мужа вновь смотрит на чувства Мечтателя как на дружеское участие. Впрочем, стоит ли винить девушку в переменчивости? В конце концов главного своего счастья она верно ждала целый год, а в том, что едва не переметнулась к Мечтателю, нет неискренности - жизнь одинокой хрупкой девушки в большом и враждебном Петербурге непроста и опасна, ей нужна поддержка и опора.

Настенька пишет Мечтателю письмо, в котором благодарит за участие в её истории. Получив письмо, Мечтатель не чувствует грусти - он искренне желает счастья девушке и, повторяя идею эпиграфа, говорит, что целая минута блаженства с Настенькой - это то, чего хватит и на всю жизнь человеческую.

Современники Достоевского увидели в повести французские утопические идеи, которыми все они были увлечены. Главным тезисом утопистов 1840-х годов стало стремление к безмолвному подвигу, жертвенности, отказу от любви в пользу других людей. Этим идеям был глубоко предан и Достоевский, поэтому тип описываемой им любви настолько идеален.

Это повесть Федора Достоевского, которая была впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" в 1848 году. Писатель посвятил свое произведение А.Н. Плещееву, другу молодости. Возможно, именно этот человек является прототипом главного персонажа, так как известно, что в данное время он думал над собственным вариантом повести, герой которой витает в облаках. Характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" будет рассмотрена в нашей статье.

Все мы мечтатели

"Белые ночи", по мнению многих исследователей творчества писателя, является одним из самых поэтических и светлых его произведений. Сам Достоевский, кроме того, писал о том, что все мы являемся в некоторой степени мечтателями. То есть повесть в каком-то смысле можно назвать автобиографичной. Ведь Федор Михайлович, как и главный герой произведения, часто вспоминал о своих грезах. Он писал о том, что в юношеской фантазии любил представлять себя иногда то Марием, то Периклом, то рыцарем на турнире, то христианином периода правления Нерона и т.д. Атмосфера этого произведения романтична, как и образы главных его героев - юной девушки и чиновника-разночинца. Оба они обладают чистой душой.

Встреча с Настенькой

Повесть состоит из пяти частей. При этом в четырех из них описываются ночи, а в заключительной - утро. Молодой человек, главный герой, - это мечтатель, который прожил уже восемь лет в Петербурге, но не смог найти в этом городе друзей. Он вышел в один из летних дней на прогулку. Но вдруг герою показалось, что на дачу выехал весь город. Являясь одиноким человеком, мечтатель ощутил с большой силой свою оторванность от остальных. Он решил отправиться пешком за город. Возвращаясь с прогулки, главный герой заметил молодую девушку (Настеньку), рыдающую у перил канала.

Они разговорились. Этими событиями начинает повесть "Белые ночи" Достоевский.

Характер главного героя

Выбрав форму повествования от первого лица, автор произведения придал ему черты исповеди, размышлений, имеющих автобиографический характер. Характерно, что своего героя Достоевский не назвал. Этот прием усиливает ассоциацию с близким другом писателя или самим автором. Всю жизнь образ мечтателя волновал Федора Михайловича. Он хотел даже написать одноименный роман.

Характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" следующая. В произведении главный герой - это полный сил, образованный молодой человек. Однако он называет себя одиноким и робким мечтателем. Этот персонаж живет романтическими грезами, заменившими ему действительность. Повседневные заботы и дела ему неинтересны. Выполняет он их лишь по необходимости и ощущает себя в этом мире чужим. Бедный мечтатель прячется в темных углах Петербурга, куда солнце никогда не заглядывает. Этот человек всегда сконфужен, он постоянно чувствует себя виноватым. У героя нелепые манеры, бестолковая речь.

Внешняя характеристика мечтателя из повести "Белые ночи" очень скудная. Акцент делается автором на его Так, мы не можем сказать, чем он занимается, где служит. Это обезличивает его еще больше. Мечтатель живет без друзей, а также никогда не встречался он с девушками. Из-за этого герой становится объектом неприязни и насмешек окружающих. Сам он себя сравнивает с грязным, помятым котенком, с враждой и обидой смотрящим на мир.

Все время складывается такое ощущение, что главный персонаж является маленьким мальчиком или же снедаемым лихорадкой подростком. Путанные признания и чрезмерные эмоции, которые он выплескивает сумбурно, кажутся не имеющими совершенно никакого отношения к ситуации. Он совсем не знает мира, как показывает характеристика мечтателя из повести "Белые ночи". Если девушка решит связать свою жизнь с этим героем, ее ждут нежные вздохи, однако ни в гости, ни в театр такой человек ее не пригласит - только запрет дома и сделает заложницей сентиментальности. Характеристика мечтателя позволяет сделать такой вывод.

Греховность жизни мечтателя, его творческие силы

Федор Михайлович считает, что такая призрачная жизнь является греховной, поскольку уводит человека из мира реальности. Он превращается в "странное существо" какого-то "среднего рода". Мечтания главного героя в то же время имеют и творческую ценность. Ведь этот человек, как замечает Достоевский, является художником собственной жизни. Он творит ее по своему произволу каждый час.

"Лишний человек"

Мечтатель представляет собой тип так называемого лишнего человека. Однако лишь внутрь себя обращена его критика. Общество он не презирает, подобно Печорину или Онегину. Герой этот испытывает к незнакомым людям искреннюю симпатию. Мечтатель-альтруист способен служить другому человеку, прийти ему на помощь.

Отражение настроений в обществе в произведении

Многим современникам Достоевского была присуща склонность к мечтам о чем-то необычном и ярком. В обществе царили разочарование и отчаяние, которые были вызваны поражением декабристов. Ведь не созрел пока подъем освободительного движения, приходящийся на 60-е годы. Федор Михайлович смог сам отказаться в пользу идеалов демократии от пустых мечтаний. Однако главному герою "Белых ночей" так и не удалось вырваться из плена грез, хотя он и понял всю пагубность собственного мироощущения.

Настенька

Противопоставлена этому герою-мечтателю Настенька - активная девушка. Достоевским был создан образ романтичной и утонченной красавицы, которая является героя, хотя и немного наивной и ребячливой. Вызывает уважение этой девушки, ее желание бороться за собственное счастье. Однако Настенька и сама нуждается в поддержке.

Любовь, которую пережил мечтатель

Достоевский ("Белые ночи") в своем произведении описывает чистое, искреннее чувство мечтателя. Герою эгоистические побуждения неведомы. Он готов для другого пожертвовать всем, поэтому стремится устроить счастье этой девушки, не задумываясь ни на минуту о том, что любовь Настеньки - это единственное, что у него есть в этой жизни. Чувство мечтателя доверчиво, бескорыстно. Оно так же чисто, как белые ночи. Любовь спасает героя от его "греха" (то есть мечтательности), позволяет утолить жажду полноты жизни. Однако печальна его участь. Он снова является одиноким человеком. Ф. Достоевский ("Белые ночи"), однако, не оставляет в финале повести безысходного трагизма. Вновь благословляет мечтатель свою возлюбленную.

Повесть эта является своеобразной идиллией. Это авторская утопия о том, какими люди могли бы быть, если бы проявляли лучшие чувства. Произведение "Белые ночи", мечтатель в котором - персонаж обобщенный, типичный, - это скорее греза о красивой, другой жизни, чем отражение Достоевским действительности.

Мечтатели у Толстого и Достоевского

На представления главного героя о счастье (идеал сострадания и братства) интересно взглянуть через призму произведения Толстого "После бала". Характеристика мечтателя ("Белые ночи") в свете этого рассказа становится особенно рельефной. Бесконечная оторванность от жизни и сентиментальность героя Достоевского резко контрастируют с глубокими переживаниями, присущими молодому романтику из произведения Толстого. Он в отличие от первого принимает серьезные решения. Совершенно погружен в свои переживания герой Федора Михайловича. Для него где-то в стороне существует внешний мир. Собственные грезы - единственный мотив для совершения того или иного действия, как показывает мечтателя ("Белые ночи") и его "двойника" из рассказа "После бала". Любая сентиментальность - показатель непонимания насущных потребностей, духовного одиночества, следствие чувства отчужденности от мира, владеющего человеком. Ф. Достоевский ("Белые ночи") тем не менее сочувствует герою и не осуждает его.

Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский.

С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу».

«Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, забыть, где я, как вдруг очутился у заставы… Точно я вдруг очутился в Италии, - так сильно поразила природа меня, полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах… Есть что-то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской при- роде, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами…»

В темных петербургских углах, куда никогда не заглядывает солнце, прячется бедный мечтатель, всегда сконфуженный, чувствующий себя виноватым, с нелепыми манерами, бестолковой речью, доходящий до самоуничтожения. Герой рисует автопортрет: измятый, замызганный котенок, который, отфыркиваясь, с обидой и одновременно враждой взирает на природу и даже «на подачку с господского обеда», принесенную сердобольной ключницей.

«Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!»

Эта повесть - своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, чем отражение действительности.

    • В самом начале «сентиментального романа» автор знакомит нас с мечтателем. В одну из петербургских белых ночей происходит встреча и знакомство мечтателя с Настенькой. Он сразу же раскрывает ей всё о себе, о своей однообразной, на первый взгляд, жизни. Она отвечает ему взаимностью,и тут, сам того не замечая, мечтатель влюбляется всё сильнее и сильнее в Настеньку. Конечно же, она понимает, чувствует его любовь к себе. При помощи их взаимоотношений, автор раскрывает пред нами множество тем: тема любви, ненависти, […]
    • Образ мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. Образ мечтателя в повести «Белые ночи» автобиографичен: за ним стоит сам Достоевский. С одной стороны, автор утверждает, что призрачная жизнь есть грех, она уводит от настоящей действительности, а с другой - подчеркивает творческую ценность этой искренней и чистой жизни. «Он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу». «Я ходил много и долго, так что уже совсем успел, по своему обыкновению, […]
    • Родион Раскольников, главный герой романа «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, совершает одно из самых страшных, с точки зрения Библии и человеческой морали, преступлений – убийство. Он – бедный студент, разночинец, принимает решение убить старую женщину – процентщицу Алену Ивановну. В ходе убийства он обрекает на смерть и ее безобидную сестру Лизавету, которая к тому же была беременна. Писатель представляет на суд читателя не просто убийцу, а персонажа трагедийного, наделенного массой положительных […]
    • Ф.М. Достоевский - это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман "Преступление и наказание" открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
    • В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы - психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим "лишних […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Лужин Свидригайлов Возраст 45 лет Около 50 лет Внешность Он уже немолод. Чопорный и осанистый мужчина. Брюзглив, что отражается на лице. Носит завитые волосы и бакенбарды, что, однако, не делает его смешным. Весь внешний вид весьма моложавый, на свой возраст не выглядит. Отчасти еще и потому, что вся одежда – исключительно в светлый тонах. Любит хорошие вещи – шляпу, перчатки. Дворянин, раньше служил в кавалерии, имеет связи. Род занятий Весьма преуспевающий юрист, надворный […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» просто изобилует символическими деталями, нюансами, несущими в своём значении скрытый подтекст. Это произведение по праву можно считать образцом символизма в русской литературе XIX века. Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же. И это – ещё не […]
    • Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» поднимает целый ряд социальных, психологических и нравственных проблем, заставляя читателя всерьез задуматься о поиске ответов на многие вопросы, стоящие перед личностью и человечеством в целом. Каждый персонаж в произведении примером собственной жизни и выбора демонстрирует результат этого вечного человеческого поиска и роковых ошибок на этом пути. Главный герой романа – Родион Раскольников – молодой человек, терзаемый мыслью о собственном предназначении и […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
  • Сочинение

    I. Особенности жанра, композиции повести Ф. Достоевского

    «Белые ночи».

    II. Образ рассказчика в повести.

    1. Сердце, полное любви.

    2. Поэт, мечтатель, романтик.

    3. Альтруизм героя.

    4. Мечты и действительность.

    III. «Петербургский мечтатель» в восприятии современного читателя.

    Я не умею молчать, когда сердце во мне говорит.

    Ф. Достоевский

    Ф. М. Достоевский определил жанр своего произведения «Белые ночи» как «сентиментальный роман». Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени романтического героя, мечтателя, идеалиста, человека с богатым внутренним миром.

    С первых страниц мы угадываем в рассказчике страдающую, возвышенную душу. Сердце его полно любви, он одаривает ею людей, не знающих о его существовании, «тех, кого привык встречать в том же месте, в известный час, целый год». Он признается: «Они, конечно, не знают меня, да я-то их знаю. Я коротко их знаю; я почти изучил их физиономии – и любуюсь на них, когда они веселы, и хандрю, когда они затуманятся». Его нежность распространяется и на неодушевленные, но ставшие такими родными, предметы: «Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье?»

    Возможно, таким его сделала тяжелая действительность, спасения от которой он ищет в мечтах. Но вероятнее всего, мы имеем дело с поэтом, человеком, наблюдающим мир под особым углом зрения, создающим свою реальность. Он признается: «Я создаю в мечтах целые романы». Поэту свойственно романтизировать жизнь, он способен в капле воды увидеть океан, в мимолетной улыбке – обещание счастья. Наш герой в девушке, встреченной поздним вечером, увидел прекрасную незнакомку, «угадал» возвышенную натуру. Судьба предоставила мечтателю настоящий подарок: возможность спасти девушку от развязного ловеласа, проявив рыцарское благородство. Он, действительно, ведет себя по-рыцарски: увидев блеснувшую на глазах незнакомки слезу, проявляет искреннее сочувствие к ней. И, как бывало уже не раз, влюбляется в нее, – точнее, в нарисованный в воображении портрет, – как влюблялся не раз «в идеал, в ту, которая приснится во сне».

    «Петербургский мечтатель» – личность, склонная не только к созерцанию, но и к деятельности. Влюбившись с первого взгляда в Настеньку, совсем не зная ее, он старается помочь ей устроить ее счастье с любимым человеком, хотя для него самого это будет настоящей катастрофой. И катастрофа происходит: Настенька, уже решившая связать с ним судьбу, оставляет его, произнеся, конечно, слова благодарности, написав в сумбурном, но вполне романтическом, соответствующем характеру их отношений письме: «О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю в эту минуту, потому что я достойна любви вашей, потому что я заслужу ее…»

    Считается, что «петербургский мечтатель» не сумел до конца реализовать себя в отношениях с Настенькой. Так ли это? На мой взгляд, именно в такой несчастливой, но красивой любовной истории должна была реализоваться его романтическая натура. Он говорит о себе: «Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни», – но что есть для него действительная жизнь? Мог ли бы он спуститься с высот поэзии на бренную, прозаическую землю?

    Современному читателю трудно принять всерьез героя – рассказчика повести «Белые ночи». Раздражает его наивность, непрактичность, его порою слишком слащавая речь. Досада берет оттого, что он не умеет, не желает бороться за свою любовь. Но… оторваться от чтения невозможно. Думаешь: бывают ли на свете такие люди, или только «в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьезное-пресерьезное время» могут они существовать? И, соглашаясь и внутренне протестуя одновременно, перечитываешь последние строки повести: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?»

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное образовательное учреждение

    « Волжский городской лицей» Республики Марий Эл

    Конспект урока на тему:

    «Счастлив ли Мечтатель?»

    (по повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи», 9-ый класс)

    г. Волжск

    2011 г.

    Цели урока:

    Обучающие: формировать навыки анализа текста

    Развивающие: развивать эмоциональную память, внимание, активное, творческое, ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение.

    Воспитывающие: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову; добросовестность, любознательность, умение видеть, слышать, ценить прекрасное в окружающем мире.

    Оборудование:

    • Картина Куинджи «Лунная ночь»;
    • Рисунки М. Добужинского к повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»;
    • Портрет Ф.М. Достоевского
    • Запись медленной инструментальной музыки;
    • Магнитная доска (отпечатанные на листах высказывания о Ф.М. Достоевском, афоризмы писателя и т.п.)

    Ход урока.

    Вступительное слово учителя.

    Ребята, здравствуйте, садитесь. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Не замечаете ничего нового? Мы так привыкли друг другу, к образу, созданному нашими стереотипами, что никогда, наверное, не задумывались о том, что каждый человек есть тайна, загадка. А прикоснуться к этой тайне сегодня нам поможет великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Это поистине гениальный писатель. Достаточно лишь сказать, что его роман «Преступление и наказание» стоит самым первым в цикле 10 великих романов 20 века, подготовленном специалистами Оксфорда.

    1848 год. Достоевскому 26 лет. Он казался себе уже глубоким стариком, все увидевшим и все пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную даже любовь (к А.Я. Панаевой), и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения (первая повесть Достоевского «Бедные люди» была очень благосклонно встречена критикой), уязвленность насмешками людей, и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. («Двойник» осмеян, «Хозяйка» поругана), а впереди – ничего и зачем писать, и жить для чего? Хорошо еще, в это время рядом с тобой такой же, как ты, мечтатель, друг поэт Алексей Плещеев.

    А ночи стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….

    2) Поэтическая «пятиминутка» (Ученицы под запись инструментальной музыки читают стихи русских поэтов о белых ночах) (см. приложение).

    3) Продолжение слова учителя.

    В 1848 году в журнале «отечественные записки» было напечатано самое поэтичное и лирическое из произведений Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Ребята, запишем в тетрадь:

    Ф.М. Достоевский (1821 – 1881 г.г.)

    Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя.

    Небольшая повесть и такое необычное название. Наверно, это не случайно. Литературовед Ю.Манн определил 7 слов названия как семь ключей к хранящейся за семью замками «художественной тайне» повести. С этих ключей мы и начнем свою работу над произведением Ф.М. Достоевского.

    Писатель определил жанр своего произведения как роман . Дело в том, что в 40 – е годы 19 в. роман как литературный жанр подразумевал, прежде всего, изобретение личной жизни обыкновенных людей. Недаром второе значение слова роман – история любви.

    Не забудем слово «сентиментальный». Что оно обозначает?

    Ответ ученика. Сентиментальный (от фр. Sentiment – чувство) т. е. обращённый к изображению жизни сердца в тончайших её проявлениях. Итак, в произведении будет важно не то, что произойдёт с героями, а то, что они будут чувствовать, переживать, как будут воспринимать происходящее.

    Достоевский назвал своё произведение «Белые ночи» Как вы думаете, что скрывает в себе это название? Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – «бессонные ночи». В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

    4) Беседа с классом по вопросам учителя.

    • Из воспоминаний Мечтателя. Ребята, от какого лица ведётся повествование. Почему?

    (Такое повествование звучит как исповедь, душевное признание).

    • Имеет ли главный герой имя?

    (Нет, Он назван просто – Мечтатель)

    Образ Мечтателя является одним из центральных в творчестве молодого Достоевского. И позднее, в 70 - ее гг., Достоевский собирался писать большой роман под названием «Мечтатель». Тема эта всю жизнь волновала Достоевского. Образ Мечтателя в «Белых ночах» автобиографичен: за ним стоит сам писатель.

    • Ребята, а кто такой Мечтатель ? Мечтатель это хорошо или плохо? (ответы ребят).

    Ребята, известный критик Белинский дал свою трактовку образа Мечтателя.

    (Выступление с сообщением Белинского о Мечтателе).

    Итак, по мнению Белинского, мечтательность пошла и приторна. Неоднозначно относился к своему герою и сам Достоевский

    (выступление с мнением Достоевского).

    Учитель . Итак, с одной стороны, Ф. М. Достоевский утверждает, что призрачная жизнь есть грех, так как она уводит от настоящей действительности.

    Но с другой стороны ?

    • Ребята, а что же с другой стороны?

    Запишите в тетрадь проблемный вопрос нашего урока. ?

    (Д/з: Написать сочинение – рассуждение на эту тему). (На магнитной доске под проблемным вопросом вывешиваем)

    Счастливый ли человек Мечтатель

    Ребята, каждый человек понимает слово счастье по- своему, но есть общее, что объединяет, мне кажется, мнения всех людей. Обратимся к толковому словарю Ожегова : (запись сделана на доске)

    Счастье – 1)чувство и состояние полного и высшего удовлетворения;
    2) Успех и удача.

    Счастье – прежде всего чувство гармонии, согласия с самим собой.

    Расскажите, на какое состояние души героя указывает Достоевский в самом начале?

    (ответы: Одиночество )

    Безусловно, мечтатель Одинок . Ребята, можно ли считать Одиночество состоянием Счастливого человека? (Нет) (ответ вывешивается на доску). Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделён способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.

    Ребята, как мечтатель воспринимает город?

    (ответы : Город он воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо).

    Но более всего запомнилась Мечтателю история с Одним домом. Давайте прочитаем отрывок. (Чтение отрывка (наизусть) выразительно см. приложение)

    Ребята, обратимся к мастерству Достоевского – художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый ? Почему?) «Караул, домик красят в желтую краску!» Ребята, кому из вас не нравится желтый цвет ? Есть ли в отрывке слово, которое можно было бы поставить в один ряд с этим словом? (Желчь).

    Ребята, литературовед В. Кожинов заметил (с мнением В. Кожинова выступает ученица )

    В. Кожинов заметил, что при жизни Достоевского желтый и желчный писались через о .

    «Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский».

    Какое же значение вкладывал Достоевский?

    В словаре Ожегова значение слова желчный – раздражительный, злой.

    Сердце Мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.

    Комфортно ли Мечтателю в его одиночестве? (Мечтатель одинок, но душою он тянется к людям).

    Герой , как и все Мечтатели, грезит о Любви .

    Однажды Судьба послала ему встречу .

    Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку . Прочитаем описание её внешности (чтение отрывка).

    Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным ?

    (ответ: Девушка была в премиленькой жёлтой шляпке).

    Как вы думаете, почему желчный жёлтый цвет выступает в соседстве со словом « премиленький » ? (ответ ребят).

    Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (Хорошим, весёлым).

    Почему?

    Мечтатель упоён красотой петербургской летней ночи. Поддавшись её очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всём, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый жёлтый цвет.

    Умеет ли герой воспринимать и чувствовать красоту окружающего мира? (Да).

    Способность чувствовать красоту – это дар счастливого или несчастливого человека?

    (Счастливого. (На доску крепим лист с нужным ответом)).

    Герой начинает встречаться с Настенькой.

    Любил ли герой кого – нибудь до неё? (мечту, идеал).

    Что привлекло героя в Настеньке? (то, что она не Хозяйка).

    Ребята, как вы понимаете значение слова Не хозяйка? (ответ).

    Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту, наивность.

    Он понял, что любовь к Настеньке спасёт его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.

    В одну из встреч Настенька попросила Мечтателя рассказать ей свою историю.

    Что ответил Мечтатель? (У меня нет истории).

    Расскажите коротко о жизни Мечтателя (ответы).

    О чём мечтает герой?

    Каким словом можно охарактеризовать бытие Мечтателя? (Неустроенный быт).

    Как вы думаете, делает ли неустроенный быт Мечтателя счастливым человеком? (Нет).

    (На доску прикрепляем лист: «неустроенный быт»).

    А какова история Настеньки? Что сближает её с Мечтателем ? (Одиночество, круг чтения, мечты).

    О чём мечтает Настенька? (ответы).

    В одну из встреч Настенька рассказала Мечтателю о том, что любит другого.

    Как к этому сообщению отнёсся герой? (ответ).

    Как вы считаете, любил ли Мечтатель Настеньку? Подтвердите примерами из текста. (Любил, когда любишь – желаешь человеку добра).

    Ребята, у одной из любимых моих поэтесс Вероники Тушновой есть такие строки:

    Улыбаюсь, а сердце плачет

    В одинокие вечера

    Я люблю тебя, это значит –

    Я желаю тебе добра.

    У кого из русских поэтов мы встречаем подобное отношение к любви? (А. С. Пушкин «Я вас любил»).

    Герою «Белых ночей» неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки ни на минуту не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки - единственное, что он может получить от жизни: Это чувство бескорыстно, доверчиво и так же чисто, как белые ночи.

    Как завершилась история любви Настеньки и Мечтателя?

    Настенька написала герою письмо о том, что выходит за другого. Обратимся к мастерству Достоевского – психолога. Посмотрите, как меняется душевное состояние героя после прочтения письма (выразительное чтение).

    Как называется приём, использованный Достоевским в словосочетании молодая старуха . Для чего он нужен? (ответы).

    Итак, герой испытал безответную любовь

    Счастлив ли он? Ответ вывешивается на доску. (Нет). Испытав несчастную любовь, герой снова возвращается к своему страшному состоянию – Одиночеству .

    Так счастливый ли человек Мечтатель?

    (Ответы. Работа с теми признаками, что вывешены на магнитную доску).

    Да, на первый взгляд Мечтатель кажется нам глубоко несчастным человеком. Однако безысходного трагизма здесь нет. Прочитаем последние строки произведения: (чтение).

    «Целая минута блаженства, разве этого мало хотя бы на всю жизнь человеческую?»

    Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! (последний лист вывешивается на доску). И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар . А это не всем дано.

    Счастье, по мнению Достоевского, это не жизненная удача, а простое, искреннее проявление жизни, пусть даже печальное или трагическое,- вот мысль Достоевского. Ребята, учитесь видеть красоту вокруг, ценить счастливые мгновения, и тогда известная всем фраза Достоевского «Красота спасёт мир», приобретает, на мой взгляд, дополнительный смысл: Умение видеть и слышать эту красоту сделает человечество добрее, счастливее, гуманнее. Закончить же урок хочу стихотворением И. А. Бунина «Вечер». (чтение).

    «Человек несчастен потому, что не знает, что он счастлив»

    (Ф. М. Достоевский ).

    Приложение .

    На магнитной доске в конце урока получается схема.

    Стихи о белых ночах.

    («поэтическая пятиминутка).

    Лазурный свод

    В зерцале вод

    Блестит, красой своей любуясь:

    Едва – едва

    Шумит Нева,

    В гранитных берегах волнуясь ….

    (А. Комаров «Ночь»).

    *****

    Дышит счастьем,

    Сладострастьем

    Упоительная ночь

    Ночь немая,

    Голубая

    Неба северного дочь.

    ……………..

    Блещут свежестью сапфирной

    Небо, воздух и Нева

    И, купаясь в влаге мирной

    Зеленеют острова

    (П. Вяземский «Петербургская ночь»).

    ******

    Город спит, окутан мглою

    Чуть мерцают фонари…

    Там далеко, за Невою,

    Вижу отблески зари

    В этом дальнем отраженье,

    В этих проблесках огня

    Притаилось пробужденье

    Дней тоскливых для меня…

    (А.Блок)

    *****

    Белой ночью месяц красный

    Выплывает в синеве

    Бродит призрачно- прекрасный

    Отражается в Неве.

    Мне провидится и снится

    Исполненье тайных дум.

    В вас ли доброе таится,

    Красный месяц, тихий шум?...

    (А.Блок)

    Листочки вывешиваются на доску в течение всего урока, с левой стороны – признаки счастливого человека, с правой – несчастливого. Итоги сравниваются в конце урока.


     

     

    Это интересно: