→ Деловая игра для воспитателей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Сборник игр, направленных на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой "читая, играем" Рассказ Е. Пермяка «Самое страшно

Деловая игра для воспитателей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Сборник игр, направленных на развитие речи старших дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой "читая, играем" Рассказ Е. Пермяка «Самое страшно

Ақмола облысы, Ерейментау ауданы білім бөлімінің

«Сказка» бөбекжай – бақшасы» МКҚК

ГККП «Ясли – сад «Сказка»

отдел образования Ерейментауского района Акмолинской области

Воспитатель: Астапова М.Н.

г.Ерейментау

Пояснительная записка к дидактическому материалу

«Литературные игры для дошкольников»

Дидактический материал «Литературные игры для дошкольников» составлен на основе методических разработок З.А.Гриценко, Л.М.Гурович и интернет-источников.

Цели пособия:

    Приобщение детей к миру художественной литературы.

    Развитие творческих и интеллектуальных способностей через активное участие в игровом процессе.

Задачи:

    Закрепить знания детей о литературных произведениях.

    Обучать детей умению анализировать прочитанное.

    Развивать речевую культурую.

    Развивать психологическую базу речи: внимание, память, мышление.

Пособие может быть использовано педагогами, родителями в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Литература:

    Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников. – Академия, 2012.

    Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова. В.И. «Ребенок и книга» (пособие для воспитателя детского сада. под ред. В.И. Логиновой ) - . Издание 2-е., Издательство “Акцидент” С-Петербург, 1996.

«Литературное лото»

Эта игра – одна из самых простейших,

позволяющих реализовать книжные знания детей.

1 вариант

Материал: карточки с изображением литературных героев.

Правило: игроки поочередно достают карточки

с персонажем и называют его характеристики.

Например: «Лиса» - хитрая, рыжая; «Колобок» -

круглый, вкусный и т.д.

2 вариант

(без карточек) Ведущий называет имя персонажа,

а второй игрок – его характеристику.

Еще интереснее, когда ведущий, задавая свой вопрос,

в это время кидает игроку мяч, тот дает свой ответ,

бросая мяч обратно.

«Спой вместе с героем»

Ведущий предлагает вспомнить, какие песенки

пелись героями разных сказок. Если дети

испытывают затруднение, он сам дает им подсказки.

Итак. как:

    пела свою песенку мама-коза, когда возвращалась

к своим детушкам-козлятушкам из леса?

(«Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся,

ваша мама пришла, молочка принесла. Бежит молочко

по вымечку. Из вымечка – по копытечку, из копытечка

во сыру землю»);

    пел песенку Колобок, когда катился по лесу?

(«Я – Колобок, Колобок, по сусеку скребен, на

сметане мешон, на окошке стужен, я от бабушки

ушел, я от дедушки ушел»);

    пела песенку хитрая лисичка-сестричка,

когда ехала верхом на сером волке?

(«Битый небитого везет, битый небитого везет»);

и другие.

Пусть ребята поочередно назовут эти песенки

и персонажей, которые их пели.

«Стань волшебником»

Ведущий предлагает детям вспомнить, какие волшебные слова употребляли герои разных сказок, чтобы совершить то или иное волшебство. Пусть каждый из них на время станет персонажем этой сказки и произнесет нужные слова.

1. С помощью каких слов можно было сварить в горшочке вкусную сладкую кашу? («Раз, два три, горшочек вари!»)

2. Какие слова велела Емеле произносить щука, которую он отпустил обратно в прорубь? («По щучьему велению, по моему хотению»)

3. Каким словам научили Буратино лиса Алиса и кот Базилио, утверждая, что они волшебные? («Крекс, фекс, пекс»)

4. С помощью каких слов можно было вызвать Сивку-бурку? («Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)

5. В книге писательницы Валентины Осеевой был мальчик по имени Павлик, который узнал волшебное слово. Что это было за слово? («Пожалуйста»)

6. В восточной сказке «Али-баба и сорок разбойников» были волшебные слова, которые помогли открыть дверь в пещеру. («Симсим, открой дверь!»)

7. В сказке «Баранкин, будь человеком!» герой книги Юра Баранкин и его друг Костя Малинин превращались то в муравья, то в бабочек, то в воробьев. Какие слова они произносили, чтобы стать муравьями? («Вот я, вот я превращаюсь в муравья!»)

«Волшебные предметы»

А теперь давайте вспомним волшебные предметы, которые так и остались существующими лишь в сказках. Итак, как назывались:

Волшебный предмет, который в сказке А.С. Пушкина умел разговаривать (зеркальце)

Головной убор, который делал своего владельца невидимым (шапка-невидимка)

Длинный тоненький предмет из дерева. Стоит взмахнуть этим предметом, как он исполнит любое желание его владельца (волшебная палочка)

Волшебное оружие, владелец которого непременно побеждал неприятеля (меч-кладенец)

«Прогулка по сказкам»

Воспитатель совместно с детьми рассматривает иллюстрации в знакомых книгах, уточняя названия произведений.

Игры на воспроизведение содержания сказки

по мнемотаблице

- «Какая сказка спряталась в этом рисунке?»

Про кого эта сказка?»

(предложить педагогам нарисовать сказку)

Для детей младшего возраста предлагаются цветные мнемотаблицы, в которых цвет тесно связан с характерными особенностями сказочного образа: лиса – рыжая, цыплята – желтого цвета и пр.

Отгадай загадку по предметам

в волшебном сундучке»

Дети по очереди достают предметы или картинки из волшебного сундучка и называют сказку, в которой встречается тот или иной предмет (картинка): кувшин («Лиса и кувшин»), стрела («Царевна-лягушка»), ложка («Жихарка») и т.д. Хорошо, если предмет или картинка вызывает ассоциации с несколькими сказками. Например, скалка может принадлежать лисе из сказки «лиса со скалочкой», или Василисе Прекрасной («Царевна- лягушка»).

« Найди свою сказку»

Каждый из детей получает по картинке-эпизоду из сказки. По сигналу играющие определяют свою принадлежность к той или иной команде и выстраиваются в соответствии с имеющимися у них картинками, воспроизводя последовательность действий в сказке.

«Полетушки»

Все игроки садятся вокруг стола, каждый кладет руку с вытянутым указательным пальцем в центр стола. Ведущий поочередно называет персонажей разных литературных произведений – живых и неживых, причем к каждому слову он прибавляет глагол «летает».

Баба Яга летает! Колобок летает! Серый волк летает! Змей Горыныч летает! Красная шапочка летает! Карлсон летает!

Ведущий сам поднимает руку с вытянутым пальцем каждый раз, когда произносит очередное словосочетание – независимо от того, действительно летает этот предмет или нет. Его задача запутать игроков.

Игра продолжается, пока у ведущего не иссякнет перечень героев или пока не останется один игрок – победитель.

Загадки «Вчера и сегодня»

Предложите детям отгадать загадки о чудесах и разных дивных предметов, встречающихся в волшебных сказках, которые стали прототипом будущего технического изобретения?

Например:

    предметы с помощью которых можно было очень быстро преодолевать большие расстояния

Конек-горбунок (космическая ракета)

Ковер-самолет (самолет, вертолет)

Сапоги-скороходы (поезд)

    предметы с помощью которых показывали все, что делается на белом свете

наливное яблочко и серебряное

блюдечко (телевизор)

волшебное зеркало

    предмет, который показывал путникам дорогу

клубочек (компас)

    предмет, который освещал все вокруг

Перо Жар-птицы (фонарик, прожектор)

    предмет, извещающий о том, что нападают враги

Золотой петушок (радиолокатор)

И другие.

«Стань волшебником»

(продолжение)

8. В сказке писателя Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик» волшебная дудочка помогала девочке Жене найти землянику на лесной лужайке. Что для этого надо было сказать? («Дудочка, играй»)

9. В сказке писателя Валентина Катаева девочке Жене подарили волшебный цветик-семицветик, у которого каждый лепесток мог выполнить любое желание. Какие слова при этом надо было произнести? («Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!»).

10 В сказке «Волшебник Изумрудного города» злая волшебница Бастинда вызывала летучих обезьян этими слорвами. («Бамбара, чуфара, лорики. Ерики, пикапу, трикапу, скорики, морики»).

«Волшебная корзинка»

Предварительная подготовка: вспомнить, какие у героев известных сказок имелись волшебные предметы, и нарисовать их на листочках бумаги.

Ведущий дает подсказку – имена героев, после чего дети называют волшебный предмет. Ведущий распределяет, кто из ребят будет что рисовать – чтобы предметы не повторялись.

1. Буратино (ключик)

2. Оле -Лукойле (зонтик)

3. Девочки Жени из сказок В. Катаева (дудочка и цветик семицветик)

4. Муми-тролля (волшебная шляпа – черный цилиндр)

5. Аладдина (лампа)

6. Солдата из сказки Г.Х. Андерсена (огниво)

7. Элли (серебряные башмачки)

8. Маленького мука (туфли)

9. Мери Поппинс (ковровая сумка и зонтик с головой попугая)

10. Баба Яга (ступа, помело)

11. Старик Хоттабыч (ковер-самолет)

После все рисунки надо сложить в одну корзинку. Ведущий читает стихи:

В нашей волшебной корзинке

Лежат расписные картинки

Ну-ка, ну-ка, ты давай

Быстро сказку угадай.

Ведущий поочередно вытаскивает рисунки с изображением волшебных предметов, а дети должны назвать персонажа (название сказки), которому этот предмет

принадлежал.

«Отгадай сказку»

Дети по очереди выбирают картинки, на которых изображены сказочные герои, и называют сказку. Предполагается, что правильных ответов может быть несколько, например лиса может быть из сказки «Лисичка со скалочкой» или «Жихарка».

«В какую сказку попал Колобок»

Детям объясняется, что сказки могут изменяться. Сегодня Колобок отправился в путешествие по сказкам:

Угадайте, в какую сказку он попал?

«Отгадай сказочного героя»

Игрушку – сказочного героя прячут за ширму. Педагог от лица героя сказки односложно отвечает на вопросы детей: «да» или «нет». Играющие задают вопросы, сужающие круг поиска. По ответам дети должны догадаться, кто прячется за ширмой. Например: «ты человек? - Нет. – Ты животное? – Нет. – Ты большой? – Нет. – Ты круглый? – Да. – Тебя сделали из муки? – Да».

Вариант. На ребенка надевают сказку сказочного героя так, чтобы он не знал, какого именно. Он должен догадаться, чья эта маска, задавая остальным детям наводящие вопросы

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с художественной литературой для развития речи

Наталья Ефимова

"Влияние художественной литературы на развитие речи детей"

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи:

1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,

что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

"Методы приемы и средства по приобщению детей к художественной литературе"

Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи,

воспитатель использует разнообразные методы, приемы и средства такие как:

методы приёмы средства

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детямпо содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.

Выразительное чтение художественной литературы

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

практический наглядный Игры-драматизации

игровой Дидактические игры

словесный Театрализованные игры

Элементы инсценировки

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Показ схемы

Составление алгоритма

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки, книжного уголка

Более эффективным, является практический метод, а именно театрализованная деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Наглядные приемы – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.

Одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Основными требованиями к оформлению книжных уголков являются:

Рациональное размещение в группе;

Соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;

Соответствие интересам детей;

Постоянная сменяемость;

Эстетическое оформление;

Востребованность.

"формы работы по приобщению детей к чтению"

С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:

Оформление уголков чтения в группах детского сада.

В них должна быть представлена литература, соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент.

– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей. Для их лучшей организации должен быть составлен календарь памятных дат, позволяющий педагогам ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки. Например, могут быть оформлены экспозиции, посвященные К. И. Чуковскому, А. С. Пушкину, А. Л. Барто, Е. И. Чарушину и т. п.

Занятия по ознакомлению с биографиями писателей. Детям интересны не только сами стихи А. Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась.

Создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге. Можно провести занятие «из прошлого книги». Благодаря этому, дети узнают, что для издания одной книги необходим труд многих людей.

Выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как «Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. В их оформлении могут принять участие дети всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.

– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами. Презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях.

Празднование именин произведения.

Для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей. Например, в 2012 году «Сказке о глупом мышонке» С. Я. Маршака исполнится -90 лет и т. п.

Оформление макетов по мотивам любимых сказок. Над такими макетами могут работать сами дошкольники, их родители и педагоги.

Создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. Они могут принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек. Дети с удовольствием узнают, что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги

Посещение занятий в районной библиотеке.

Практикуется форма работы, при которой родители рассказывают детям о своих любимых книгах. Кроме этого, на родительских собраниях, конференциях, родители могут рассказать о том, как они приучают своих детей к чтению, с какого возраста, что интересно их детям и им самим.

Таким образом, осуществляется обмен родительским опытом по привлечению детей к чтению.

"Формы работы с родителями по приобщению детей к художественной литературе"

Знакомство детей с художественной литературой, даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.

Чтобы в ребёнке воспитать читателя, сам взрослый должен проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать те книги, которые будут важны малышу, следить за новинками детской литературы, уметь интересно беседовать с малышом, быть искренним в выражении своих чувств.

Для проведения эффективной работы с родителями используются следующие формы:

Анкетирование

Консультации

Родительские собрания

Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы)

Участие в проектах

Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы о проведенных мероприятиях.

Для эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций:

“Знакомство ребенка с художественной литературой”.

“ Роль сказки в развитии речи детей”.

“ Организация бесед по сказкам”.

“ Значение игр – драматизаций в развитии речи детей” и т. п.

Таким образом, при совместной работе педагогов и родителей у детей формируется представления об особенностях художественной литературы, развивается поэтический слух, способность целостного восприятия произведений разных жанров.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети

начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них

начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие,

доброта, протест против несправедливости.

Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая

гражданственность.

Эффективные приемы методы и средства позволяют педагогу:

Формировать речевые умения и навыки детей не только в специально организованном

обучении, но и в самостоятельной деятельности;

1. Обеспечивают высокий уровень речевой активности детей;

2. Способствуют овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

Благодаря использованию приемов развития речи, происходит самая близкая встреча воспитателя и ребенка, которого первый побуждает к речевому действию, а также повышает интерес к художественной литературе.

Используя различные формы по приобщению детей к чтению, осуществляется работа по привлечению родителей к познанию ознакомления детей с художественной литературой, в результате которого происходит, обмен родительского опыта и приобщение детей к чтению, главным результатом которого должен стать интерес к книге.

Основные формы работы с родителями помогают знакомить детей с художественной литературой, формируя нравственную и культурную сторону ребенка, передавая представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника.

Только единые педагогические воздействия педагогов и родителей на детей дошкольного возраста способствуют успешному речевому развитию.


Развивающие игры для детей 6 - 8 лет по сказкам.

Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Дидактические игры рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей, логопедов, учителей начальных классов и родителей.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным.
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и сказку получаются замечательные развивающие упражнения, которые пригодятся и педагогам ДОУ и учителям начальных классов.

В данной статье представлены игры со сказками:
-русская народная "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка";
-русская народная "Маша и медведь";
-русская народная "Три медведя";
-русская народная "Волк и семеро козлят";
-русская народная "Волк и лиса";
-русская народная "Морозко";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "По щучьему велению";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "Царевна-лягушка";
-русская народная "Колобок";
-украинская народная "Рукавичка";
-русская народная "Гуси-Лебеди";
-русская народная "Зимовье зверей";
-русская народная "Теремок";
-русская народная "Хаврошечка";
-русская народная "Снегурочка";
-русская народная "Репка";
-русская народная "Сивка-Бурка";
-русская народная "Золотая рыбка; (из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-А.С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях;
-Шарль Перро "Золушка";
-Шарль Перро "Кот в сапогах";
-Г.Х. Андерсен "Огниво";
-Г.Х. Андерсен "Русалочка";

Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
- Развивать умение действовать согласованно.

ИГРА 1. "Чьи слова?"

Задание : «Кто говорит эти слова?»:
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.


«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.


«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.


«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.


«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.


"По щучьему велению, по моему хотению..." - Емеля


"Битый небитого везет" - Лисичка


"Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом..." - Иван- Царевич


"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" - Колобок


"Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой." - Ваня (Иван-дурак)


"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка


"Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." - Царица


"Но помни, как только часы пробьют двенадцать.." - фея – волшебница (Крестная)

ИГРА 2. "Растерянные буквы".

Задание : У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово.

*Морозко


*Огниво


*Золушка


*Гуси-Лебеди


*Колобок


*Репка


*Рукавичка


*Снегурочка


*Русалочка


*Хаврошечка

ИГРА 3. «Отгадай сказку».

Задание : Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).


Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).


Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).


Туфелька, бал, Фея (Золушка)


Сапоги, шляпа, кот (Кот в сапогах)


Коза, козлята, волк (Волк и семеро козлят)
Печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга (Гуси-Лебеди)


Бык, баран, свинья, гусь (Зимовье зверей)


Дед, бабка, внучка, Жучка (Репка)

Комар-Пискун, муха-горюха, мышка-погрызуха (Теремок)

Загадки про сказочных героев одни из пожалуй самых популярных среди детей наравне с загадками про животных.
Ведь загадки про сказочных героев интересны не только как развлечение, детям нравится их разгадывать особенно после прочтения сказки.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Семеро козлят

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Снегурочка

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Емеля

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Колобок

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Золушка

С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…
Снегурка

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах

Светлана Кувшинова
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой ».

Цель :

Повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;

Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.

Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

(Игроки делятся на 5 команд согласно возраста детей, вопросы задаются поочередно каждой команде)

Вступительное слово о значении детской книги в развитии дошкольников

Ведущий : Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей , она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она делает эмоции более насыщенными, воспитывает воображение и даёт дошкольнику прекрасные образцы русского литературного языка . Эти образцы различны по своему воздействию : в рассказах дети узнают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальность, напевность, образность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность русского слова, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача- каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному : чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Умение правильно воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребёнку само собой : его надо развивать и воспитывать с самого раннего детства. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь . Благодаря этим навыкам у ребёнка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Разминка :

1. Наши педагоги и психологи уделяли большое внимание вопросу влияния детской литературы на развитие малышей , в т. ч. и на речевое. Вам необходимо было подготовить высказывания наших учёных-педагогов. Теперь предлагаю вам зачитать их.

Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге , если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как-будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)

То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нём глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым и иногда несознаваемым руководителем жизни . (К. Д. Ушинский)

2. К какому виду творчества это относится?

«Как аукнется, так и откликнется» (пословица)

«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» (Потешка)

«В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

«Ехала машина темным лесом, За каким-то интересом. Инте-инте-интерес, Выходи на букву С» (Считалка)

«Расскажу-ка я вам про дела старые, Да про старые, про бывалые, Да про битвы, да про сражения, Да про подвиги богатырские…» (Былина.)

«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

«Жили-были дед да баба» «Сказка»

Задание 1.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе :

1. Слушать рассказывание или чтение взрослого, запоминать или узнавать знакомое произведение при повторном слушании, узнавать героев сказки, рассказа, стиха в иллюстрациях и игрушках, запоминать тексты произведений малого фольклора. (1-ая младшая группа)

2. Слушать внимательно сказки, стихи, рассказы. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. (2-ая младшая группа)

3. Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения , но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. (Средняя группа)

4. Воспитывать любовь к книге , способность чувствовать художественный образ . Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. (Подготовительная к школе группа)

5. Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. (Старшая группа)

Задание 2.

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения :

1. А. Барто. «Игрушки» , «Репка» , «Колобок» , «Теремок» , «Сорока Белобока» ,К. Чуковский. «Цыпленок» ,С. Маршак «Сказка о глупом Мышонке» (1-ая младшая группа)

2. З. Александрова «Мой мишка» , А. Барто «Девочка-ревушка» , С. Маршак «Усатый-полосатый» , «Петушок и бобовое зернышко» , «Маша и медведь» , «Коза-дереза» , «У солнышка в гостях» , Е. Чарушин «Волчишко» (2-ая младшая)

3. «Лисичка со скалочкой» , «Гуси-Лебеди» , «Два жадных медвежонка» , «Зимовье» ,Я. Тайц «По грибы» ,К. Чуковский «Федорино горе» ,

4. Александрова «Ветер на речке» , «Одуванчик» . (средняя)

5. Н. Носов «Живая шляпа» , «Айога» , «Хаврошечка» , «Серебряное копытце» , (старшая)

6. Х. К. Андерсен «Гадкий утенок» , «Сказка о царе Салтане» , «Спящая красавица» (подготовительная)

Задание 3

Назовите методы и приёмы ознакомления детей с художественной литературой »

Метод Приёмы

Словесный Чтение произведений

Вопросы к детям по содержанию произведений

Пересказ произведения

Заучивание наизусть

Выразительное чтение

Беседа по произведению

Прослушивание грамзаписи

Практический Элементы инсценировки

Игры-драматизации

Дидактические игры

Театрализованные игры

Использование разных видов театра

Игровая деятельность

Наглядный Показ иллюстраций

Элементы инсценировки

Движение пальцами, руками

Алгоритмы

Просмотр видеофильмов, диафильмов

Оформление выставки

Задание 4

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку :

1. …Ну так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

(П. П. Ершов «Конек-горбунок» )

2. … Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке» )

3. …Я остался с кашей наедине. Посолил. Попробовал- ну невозможно есть! Тогда посыпал сахару, попробовал. Еще хуже стало. Тут я вспомнил, что у нас есть хрен. Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда попробовал, у меня глаза на лоб полезли, и я, наверное, потерял сознание , потому что взял тарелку, и быстро выплеснул кашу на улицу в окно… .

(В. Драгунский. «Тайное становится явным» )

Задание 4

Аукцион пословиц. Кто больше знает пословиц о книге и чтении.

Задание 5

Каждой команде предлагаются иллюстрации художников-иллюстраторов .

Необходимо назвать художников- иллюстраторов . несколько произведений, которые он иллюстрировал.

Задание 6

Назови одним словом :

Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление (поговорка)

Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью (басня)

Устное народное творчество. Песня-сказание, основанное на реальных событиях (былина)

Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера (сказка)

Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему (анекдот)

Устное народное творчество, народная мудрость (фольклор)

Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения (песня)

Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения (загадка)

Краткое выразительное изречение, имеющее поучительный смысл (пословица)

Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом (частушка) .

Художественная литература с самого раннего возраста формирует характер ребёнка. Она присутствует в его жизни как нравственно-эстетический ориентир: книги становятся его друзьями и советчиками, их герои - примером для подражания, а язык автора открывает двери в мир воображения, где царит красота гармонии. Так у ребёнка закладывается система ценностей, развивается самосознание и культура речи, формируется художественный вкус. Дети крайне восприимчивы и отзывчивы ко всему прекрасному, поэтому нужно стремиться как можно шире использовать художественную литературу в процессе воспитания. Для того чтобы занятия по литературе были максимально эффективными, нужно учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и ориентироваться в прогрессивных тенденциях современной педагогики.

Цели занятий по художественной литературе в детском саду

Можно сформулировать следующие общие цели проведения занятий по художественной литературе в детском саду:

  1. Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности, через воспитание художественного вкуса как способности воспринимать на слух различные средства выразительности языка, которыми пользуется автор (общая тональность произведения, красота метафор, ритм и мелодичность речи, образность и поэтика языка).
  2. Дать представление об основных жанровых и стилистических особенностях литературного произведения (структура и композиция, ритмика, различные речевые обороты), без чего невозможно целостное восприятие прочитанного и понимание его содержания.
  3. Привить любовь к книгам, как базу для формирования привычки к чтению и способности самостоятельно ориентироваться в мире литературы в дальнейшем.

Настоящую увлечённость литературой можно развить в ребёнке только с учётом его природных склонностей и интересов

Восприятие художественного произведения всегда индивидуально. И эту индивидуальность необходимо всячески культивировать, так как настоящую увлечённость литературой можно развить в ребёнке только с учётом его природных склонностей и интересов.

Дети откликаются на художественное произведение всем сердцем. Они способны верить в реальность литературного персонажа, могут поставить себя на его место, радоваться и огорчаться вместе с ним. Это учит их сочувствию и милосердию, прощению и снисходительности. Такая эмоциональная вовлечённость помогает им лучше понимать текст - сначала на невербальном уровне, а потом, в более старшем возрасте, на уровне смысловых оттенков.

Нельзя представить себе занятие литературой без анализа прочитанного произведения. Со временем форма аналитической беседы меняется, отражая возрастные особенности ребёнка. Однако, оценивая поступок героя, воспитатель всегда использует эстетические категории, воспитывая в ребёнке понимание того, что нравственно - это не просто правильно и хорошо, но ещё и красиво.

Младшая группа

В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия по художественной литературе неразрывно связаны с развитием речи.

Сначала ведётся работа с визуальными образами, когда при знакомстве с произведением (сказкой, песенкой, потешкой) воспитатель тем или иным образом использует принцип наглядности. Он сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним, читает книги с иллюстрациями, привлекает игрушки.

При знакомстве с произведением воспитатель сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним

На этом этапе детей приучают воспринимать короткие произведения на слух, узнавать их, связывая со знакомыми образами, и воспроизводить. Повторяя одно и то же произведение много раз, воспитатель постепенно подводит ребёнка к пересказу с опорой на иллюстрации.

Приём поправления нужно использовать с осторожностью, не заостряя внимания на ошибках ребёнка и не оказывая на него давления - скорее подсказывая и объясняя, чем исправляя неточность. Дети могут эмоционально реагировать на произведение, даже не понимая тонкостей сюжета и не разбираясь в мотивах поступков героев.

Картинки можно использовать как опору при подготовке к пересказу: задавать по ним вопросы, просить найти нужную иллюстрацию, усложнять описание по ходу действия

Самой важной задачей для этой возрастной группы является формирование навыка слушания. Через слушание и эмоциональный отклик ребёнок получает доступ к более сложным оттенкам чувств и эмоций, он начинает глубже понимать смысл произведения, у него развивается чувство языка и коммуникативные навыки, внимание и музыкальный слух. Именно так дети усваивают речь, это основная закономерность.

Одновременно, в соответствии с общими целями ознакомления с художественной литературой, у них закладываются базовые представления о способах выразительности: образности и поэтике языка, певучести интонаций народной речи и ритмичности стихотворений. Они начинают интуитивно распознавать жанры (сказку, прозу, стихотворение), лучше разбираться в построении сюжета, глубже понимать смысл. А главное, у них просыпается интерес к книгам и художественное чутье, которые впоследствии превратятся в любовь и уважение.

Перед воспитателем стоит задача поддержать этот интерес, увлечь ребёнка книгой и научить его следить за сюжетом.

Видео: занятие по художественной литературе в младшей группе

Средняя группа

При условии непрерывности воспитательно-образовательного процесса, ребёнок легко осваивает способы взаимодействия с художественным текстом, которые актуальны для его возраста.

Так, с детьми средней группы уже можно проводить более подробный анализ произведения, обсуждать жанровые и стилистические особенности, обращать их внимание на отдельные средства выразительности (эпитеты, метафоры и сравнения), сравнивать характеры персонажей и оценивать их взаимоотношения. Воспитателю следует воздерживаться от искажения слов, обозначающих жанр произведения, используя полные формы без уменьшительных суффиксов (сказку - не сказочку, стихотворение - не стишок).

Видео: занятие по чтению с элементами исследовательской деятельности (средняя группа)

Старшая группа

В этом возрасте ребёнок начинает осознанно интересоваться книгами. Ему нравятся определённые произведения, он прослеживает сложные повороты сюжета и способен оценить отдельные средства выразительности, присущие конкретной книге или автору. У него уже есть некоторый багаж знаний и опыта, который позволяет ему сопереживать героям на более глубоком уровне, с пониманием мотивов их поведения. У детей старшей группы можно развивать отношение к книге, как к произведению искусства, поддерживать в них уважение и любовь к авторам, формировать представление о многослойности и неоднозначности художественного образа (в противовес преувеличенно хорошим или плохим героям сказок).

У детей старшей группы уже появляются любимые книги и произведения

Перед воспитателем стоит задача отточить инструменты анализа, углубить знания ребёнка о разновидностях жанров. Для этого можно проводить тематические беседы по прочитанным произведениям, обсуждать книги любимых авторов, зачитывать фрагменты текста с последующим разбором их особенностей.

Важно не переусердствовать с аналитической составляющей в ущерб воображению и фантазии. Для равновесия необходимо учитывать потребность ребёнка в высвобождении творческой энергии. Можно изучать основы стихосложения или писать рассказы, устраивать литературные конкурсы и «фестивали книги». Играть в словесные игры, наконец. Главное, поддерживать интерес и систематически отслеживать состояние ребёнка.

Видео: фрагмент занятия по чтению художественной литературы в старшей группе

Видео: инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» (старшая группа)

Виды занятий

В соответствии с принципом всеобщности и постоянства эстетического воспитания, литература должна проникать во все сферы жизнедеятельности ребёнка в любом возрасте. Виды деятельности детей бывают следующие:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • художественная;
  • двигательная.

Это означает, что могут быть самые различные виды занятий по литературе: игровое занятие с элементами декламации, на котором воспитатель, например, читает стихи наизусть, а дети его слушают и реагируют в соответствии с игровой ситуацией, занятие-беседа (предварительная или аналитическая), занятие по инсценировке художественного произведения, занятие-экскурсия или даже занятие-прогулка. Ребёнку дошкольного возраста сложно долго сохранять концентрацию внимания на чем-то одном, поэтому нужно чередовать активные виды деятельности со спокойными.

Занятия по чтению необходимо чередовать с активной деятельностью

Формы и методы работы с книгой в детском саду

Методы работы с книгой делят на первичные и вторичные. Методы вторичного ознакомления углубляют понимание ребёнком текста, прослушанного ранее с использованием первичных методов. Они дают ему возможность лучше оценить выразительные средства языка - меткость эпитетов в прозе, мелодику и ритм стихотворений, образность и напевность речи в народных сказках. Детям нравится слушать полюбившиеся им произведения снова и снова, каждый раз сопереживая героям и эмоционально проживая все перипетии сюжета.

Любимый рассказ или сказку дети готовы слушать много раз

Методы первичного ознакомления

К основным методам первичного ознакомления с книгой относят:

  1. Чтение.
  2. Рассказывание.

Чтение подразумевает дословное воспроизведение текста вслух (по книге или наизусть). Разновидностью этого метода можно считать прослушивание аудиозаписи (пластинки), когда воспитатель не выступает в роли чтеца или рассказчика.

Рассказывание отличается от чтения свободной передачей сюжетной линии произведения, что допускает достаточную степень вариативности в отношении языка оригинального текста. Рассказчик может при этом менять порядок слов в предложениях, использовать синонимы или даже свободно интерпретировать какие-то повороты сюжета. В данном случае все зависит от таланта рассказчика и его умения заинтересовать детей произведением.

Формы проведения занятий

Эти методики могут использоваться при проведении занятий в форме:

  • чтения или рассказывания одного произведения;
  • чтения или рассказывания нескольких произведений, объединённых одним художественным образом (рассказы о воробье, сказки о петушке);
  • чтения или рассказывание нескольких произведений, объединённых одной темой (любимые игрушки, лес зимой).

Принцип комплексного воздействия

Возможны формы проведения занятий по литературе, когда используется принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства. Вовлечение всех органов чувств в процесс восприятия художественного произведения усиливает впечатление и вызывает более глубокий эмоциональный отклик. Там, где это возможно, следует стремиться объединять произведения, принадлежащие к разным видам искусства.

Прекрасным дополнением к чтению может быть теневой и другие виды театра

К таким формам проведения занятия могут относиться:

  • чтение или рассказывание с использованием наглядного материала или визуального сопровождения (рассматривание картин, показ слайдов с репродукциями или диафильмов с иллюстрациями к произведению);
  • чтение или художественная декламация, сопровождающаяся исполнением музыкального произведения;
  • чтение или художественная декламация с использованием визуального сопровождения в сочетании с музыкой;
  • чтение, рассказывание или художественная декламация с визуальным сопровождением в виде театрализованного представления (теневой театр, театр кукол).

Все эти формы проведения урока формируют у ребёнка целостное художественное впечатление, развивают вкус и стимулируют интерес к литературе.

Методы вторичного ознакомления

К методам вторичного ознакомления с книгой относят:

  1. Аналитическую беседу.
  2. Повторное чтение.
  3. Пересказ произведения.
  4. Заучивание наизусть.
  5. Художественную декламацию.
  6. Инсценирование.

Аналитическая беседа служит для того, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми прочитанного произведения. В ходе беседы можно уделить внимание особенностям жанра произведения, его композиции и средствам выразительности. Дать оценку характерам героев, их поступкам и взаимоотношениям.

Очень важно сделать паузу после того, как произведение будет прочитано, чтобы дать ребёнку время прийти в себя, осмыслить услышанное. Будет ошибкой переходить к разбору произведения, когда ребёнок все ещё находится под впечатлением от прослушанного. По мнению Е. А. Флериной, элементы анализа лучше использовать при повторном чтении, так как переживания ребёнка гораздо важнее.

Воспитательная беседа, которую вы инициируете, может разрушить очарование текста и испортить впечатление. Иногда, достаточно просто спросить у ребёнка, понравилась ли ему сказка или рассказ. И поддержать его одной фразой, эмоционально связанной с содержанием прочитанного. К сожалению, общепринятой практикой является проведение аналитической беседы без учёта эмоционального воздействия текста на ребёнка.

После чтения необходимо дать ребёнку время на осмысление услышанного

Повторное чтение, как и аналитическую беседу, лучше использовать с каким-то временным интервалом, так как ребёнку необходимо усвоить полученную информацию и осмыслить тот опыт, который он получил. Если произведение большого объёма, можно читать небольшие отрывки, значимые по смыслу, а потом уже, через несколько недель - перечитать его целиком. Однако, небольшие по объёму произведения (стихи, басни, короткие рассказы) можно повторять сразу после прочтения.

Произведения, которые дети уже знают, можно пересказывать, заучивать наизусть и использовать в играх, инсценировках.

Картотека книг в детском саду

Список литературы следует постоянно пересматривать, пополняя его новыми книгами, чтобы в нём присутствовали произведения разных жанров и авторов: от поэм и басен до рассказов и повестей. Воспитателю нужно быть в курсе литературных новинок, знать хорошие издательства, которые специализируются на детской литературе, использовать творческий подход и читательскую интуицию.

Воспитатель дожен быть в курсе и литературных новинок, и классических произведений

Психологические особенности восприятия литературного произведения детьми дошкольного возраста

Дошкольникам присуща конкретность и образность мышления, поэтому в литературных произведениях должны присутствовать конкретные чувственные образы, психологически близкие детям. В этом возрасте они очень эмоциональны и импульсивны, у них динамичная природа. Соответственно, нужно выбирать произведения с ясной структурой и эмоциональным подтекстом: борьбой противоположностей, которые олицетворяют герои, быстрой сменой событий и драматическими поворотами сюжета.

Дети легко вживаются в условности и сопереживают героям, что обусловлено их психологическими особенностями. Они очень хорошо воспринимают такой стилистический приём, как преувеличение - намеренное подчёркивание тех или иных черт характера персонажа, с целью усиления выразительности. Чем меньше ребёнок, тем больше его потребность в этом отклонении от «равнодушной истины», поэтому самые маленькие больше всего любят сказки, а более взрослые - приключенческую литературу.

Принципы организации картотеки

При составлении картотеки список книг разбивается на разделы по содержанию. Например, картотека художественной литературы может содержать такие разделы, как «Эстетическое воспитание» или «Развитие речи». Далее, указывается автор произведения, название и предполагаемая цель проведения занятия, которая всегда связана с общими задачами изучения литературы. Это может быть «Воспитание чувства прекрасного» для раздела «Эстетическое воспитание». Или «Воспитание культурно-гигиенических навыков» для раздела «Самообслуживание, труд». Структура картотеки должна быть понятной и логичной, чтобы ей легко было пользоваться.

Разработка проекта по художественной литературе

Проекты по художественной литературе для дошкольников могут относиться к творческому, педагогическому, познавательному или познавательно-художественному типу. Они бывают как краткосрочными, так и долгосрочными. В зависимости от количества участников, их подразделяют на групповые и индивидуальные.

Соответственно, проекты могут затрагивать самые разные темы, при условии, что цели работы имеют отношение к общим целям проведения занятий по литературе, а автор способен обосновать выбор своего предмета и доказать актуальность исследования.

Какую тему выбрать

Проект по приобщению ребёнка-дошкольника к литературе может использовать, например, такую форму работы с детьми, как оформление выставочных стендов с детскими рисунками-иллюстрациями к прочитанным произведениям А. Н. Толстого или С. Я. Маршака. При этом можно проводить занятия-беседы по биографиям этих писателей - знакомить детей с их творчеством и интересными фактами из их жизни. Название проекта может звучать как «Мои любимые сказки С.Я. Маршака» или «Любимые персонажи из сказок А. Н. Толстого».

Чтобы научить ребёнка с уважением и бережностью относиться к книге, можно организовывать тематические экскурсии в музеи и типографии, выпускать стенгазету, смотреть познавательные видеофильмы воспитательного характера, проводить занятия по истории книги и оборудовать специальный уголок «Книжной скорой помощи» в группах.

Можно также праздновать день рождения любимого произведения. Для этого вместе с детьми делается календарь-самоделка «Книжкины именины» с указанием книг, которые скоро будут отмечать свой юбилей.

Результатом проекта может стать выставка «Книжкины именины»

Алгоритм разработки проекта

При разработке проекта по художественной литературе для ДОУ принята следующая последовательность действий:

  1. Оценивается актуальность работы (проводится аналитико-прогностическое обоснование проекта, определение причин, которые привели к существующему положению вещей).
  2. Формулируются цели и задачи проекта.
  3. Определяются этапы его реализации (со сроками и задачами по каждому этапу).
    • проводится обсуждение и выбирается тема проекта совместно с детьми (этап проблематизации);
    • составляется план деятельности воспитателя и детей, происходит выбор ребёнком художественного произведения для дальнейшей работы (этап разработки проекта);
    • происходит переход к практической части, включающей различные виды деятельности детей и формы работы (этап выполнения проекта).
  4. Подводятся итоги проведённой работы.
    Оценивается ресурсная база проекта (кадровые, материально-технические, программно-методические, информационные ресурсы).
  5. Составляется перечень использованных художественных произведений с приложением сценария разработанного мероприятия.

Тематическое планирование художественной литературы в детском саду

Прежде чем приступать к какой-либо деятельности, всегда лучше сначала определиться с планом действий. План должен помогать в достижении поставленной цели, выполнять функцию контроля и мотивировать исполнителя, повышая эффективность педагогического процесса. От того, насколько качественно он составлен, будет зависеть результат.

Какими принципами следует руководствоваться

При разработке плана занятий по художественной литературе в детском саду нужно помнить о тематическом принципе, который подразумевает существование общей тематики, объединяющей всю деятельность детей. Например, это может выражаться в том, что воспитатель будет отбирать произведения для занятий, посвящённые текущему времени года (рассказы и сказки о лете) или какой-то праздничной дате (стихотворения к Новому году).

Включение в план различных видов занятий обусловлено принципом взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития. Так, игровые занятия, занятия-прогулки или занятия-экскурсии позволяют реализовать обучающие задачи не только в образовательной, но и в других видах деятельности.

К изучению любого материала надо подходить системно: занятия должны отличаться регулярностью и последовательностью, носить циклический характер. Поэтому, скажем, одну игру имеет смысл планировать несколько раз, постепенно усложняя задачи (от знакомства с правилами, до изменения формы взаимодействия участников). При этом нужно обязательно чередовать активные виды деятельности со спокойными, брать в расчёт местные климатические условия (включая времена года и погоду), индивидуальные особенности развития каждого ребёнка (темперамент, личные качества, склонности и увлечения) - и варьировать формы работы от индивидуальной до групповой, с заданиями (играми) разного уровня и степени сложности.

Любая деятельность на занятиях должна опираться на инициативу ребёнка и его активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Этот принцип планирования сейчас выходит на первое место.

Активность детей показывает. что они заинтересованы деятельностью

Виды планирования

План, форма которого приближена к традиционной, может выглядеть следующим образом:

Таблица: планирование по ознакомлению с художественной литературой в детском саду (фрагмент)

Тема занятия Программное содержание
1 Чтение русской народной сказки «Колобок», обр. А. Н. Толстого. Дать базовые представления о жанре сказки, объяснить в чём заключается её отличие от рассказа и стихотворения. Обратить внимание на стилистические особенности, присущие произведениям устного народного творчества.
2 Чтение русской народной сказки «Лиса и волк», обр. А. Н. Толстого. Развить представления о жанре сказки, обратить внимание на такие средства выразительности, как образность и напевность речи. Сравнить характеры персонажей двух сказок А. Н. Толстого, дать оценку их поступкам и взаимоотношениям между героями в каждой сказке.

Такой тематический план логичен и последователен в освоении образовательных задач, его характеризует простота и ясность. Что имеет свои преимущества. Однако этот вид планирования создаёт противоречивую ситуацию, когда предсказуемо расписанная последовательность действий мешает ребёнку проявлять инициативу и действовать спонтанно, принимая решения по ходу работы.

Получается, что план не учитывает индивидуальные особенности и потребности ребёнка, не предусматривает его участия в процессе, нарушая один из важнейших принципов планирования.

Ребёнок как активный участник воспитательно-образовательного процесса

В соответствии с требованиями, заявленными в ФГОС ДО, воспитатель должен стремиться создать на занятиях такие условия, чтобы у ребёнка был стимул принимать собственные решения, а не ждать готового ответа. Происходит пересмотр представлений о том, что такое воспитание и обучение. На смену старому способу взаимодействия приходит новый, более прогрессивный, который даёт возможность ребёнку думать и искать выход из ситуации.

Одной из главных задач детского сада является формирование у ребёнка потребности в чтении

В свете всего вышеизложенного, имеет смысл использовать как перспективное, так и календарное тематическое планирование. Перспективное планирование при этом сводится к списку рекомендованной литературы. В плане следует указать образовательные задачи на год, оставив методы и приёмы на усмотрение воспитателя, который оценит ситуацию на занятии и учтёт пожелания детей. Дети могут дополнить и изменить список литературы, принести свои любимые книги, чтобы прочитать их вместе со всеми, или высказать пожелания в отношении предполагаемой формы занятия.

Организация учебного процесса без каких-либо временных рамок и ограничений стимулирует у детей самостоятельность и учит их проявлять инициативу.

Роль технологии сбора в планировании

Календарное планирование при таком подходе использует технологию группового сбора, заключающуюся в том, что воспитатель планирует все занятия вместе с детьми. Такое планирование отличается от традиционного последовательностью действий. Сначала дети определяются с выбором темы недели или проекта. После этого воспитатель обсуждает с ними форму и методы работы, проводит занятие, и только потом полностью заполняет план.

Такой вид планирования может применяться лишь в старшей и подготовительной группах с опорой на инициативу наиболее развитых и активных дошкольников.

План может составляться на период от 1 до 3 недель, что зависит от сложности проекта, уровня знаний и возраста детей. При необходимости он корректируется в ходе работы с учётом пожеланий детей, заявленных в перспективном плане задач, методических принципов и реалий образовательного процесса. Таким образом, календарный план - это уже скорее средство для анализа проведённой работы и форма самоконтроля, чем инструкция, которой нужно придерживаться в обязательном порядке.

Правильно организованный воспитательно-образовательный процесс учитывает потребности ребёнка и активно вовлекает его в дискуссию по отбору учебного материала. При этом усиливается эмоциональный отклик от прочитанного произведения, которое ребёнок выбрал сам, воспитывается ответственность, способность принимать решения, возникает естественное уважение к мнению другого человека. Такой подход к занятиям литературой в детском саду развивает у детей чувство собственного достоинства и формирует активную жизненную позицию. Он может оказать неоценимую помощь воспитателю, который по-настоящему стремится привить ребёнку любовь к литературе, так как делает возможной попытку диалога между двумя традиционно противоборствующими сторонами: ребёнком и взрослым, учителем и учеником.

Поделитесь с друзьями!

 

 

Это интересно: