→ Жизненные принципы и убеждения базарова. Что я принимаю и не принимаю в характере и поступках Евгения Базарова (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») Евгений базаров убеждения и взгляды

Жизненные принципы и убеждения базарова. Что я принимаю и не принимаю в характере и поступках Евгения Базарова (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») Евгений базаров убеждения и взгляды

Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм – отрицание всего. С самого начала спора, кульминации идеологических разногласий представителей “детей” и сторонников “отцов”, Е. Базаров, находящийся в чужом для него месте, в чужой среде дворян-либералов, ведет себя естественно, с гордостью подчеркивает свое превосходство над аристократами: “Мой дед землю пахал!” Не случайно для него слова

“аристократишко” и “дрянь” – синонимы.

Молодой нигилист, по мнению которого “в теперешнее время полезнее всего отрицать”, не принимает ничего: ни государственный строй, ни религию, однако и созидание он не считает своей целью, говорит, что “сначала надо место расчистить”. ,ни искусство “Рафаэль гроша медного не стоит”. , ни любовь “это все романтизм, чепуха, гниль”. , ни патриархальную крестьянскую семью “вы, чай, слыхали о снохачах?”. . Для него “аристократизм, либерализм, прогресс, принципы” – это лишь пустые, бесполезные слова.

Единственная страсть Базарова – наука.

Именно ей он и посвящает большинство своего времени. Перед нами человек труда, в любой обстановке занимающийся делом, он не любит “болтать о наших язвах” болезнях общества. : “это ведет только к пошлости и доктринерству”. Е. Базаров считает, что толковать об “искусстве, бессознательном творчестве, парламентаризме” – это заниматься вздором,

Главного героя отличают решительность, убежденность, смелость критической мысли, отход от незыблемых авторитетов.

Таким образом, могу сделать вывод, что взгляды Базарова основаны на идеях нигилизма и представляют собой стройную логическую систему.


Другие работы по этой теме:

  1. Евгений Васильевич Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – разночинец по происхождению и демократ по политическим убеждениям, появившись в усадьбе братьев...
  2. Тургенев видел в образе Базарова “лицо трагическое”. С этим нельзя не согласиться, его “рефлексирующий нигилист” имеет собственную точку зрения, но не знает, как применить знания...
  3. Все люди разные, и каждый понимает любовь и дружбу по-своему. Для одних найти любимого человека есть цель и смысл жизни, а дружба – неотъемлемое условие...
  4. Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети” невозможно сделать без представления, кто такой Базаров, каков его характер и отношение к тому, что...
  5. Этому человеку с красными руками, не знающими перчаток, длинным и худым лицом “с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими...
  6. Написанный в 1862 году, роман “Отцы и дети” является документальным свидетельством происходившей в ту эпоху борьбы между различными общественными силами Российской империи. Центральным и животрепещущим...
  7. 1. Традиция изображения лишних людей. 2. Образ Базарова в романе “Отцы и дети”. 3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой. 4. Роман как...
  8. 1,Базаров герой своего времени. 2,Образ Базарова и отношение автора к герою. 1) Почему И. С. Тургенев назвал Базарова “лицом трагическим”. 2) Характер конфликта в романе....

Базаров – единственный герой романа, представляющий демократическую идеологию, в то время как прочие образы – олицетворение либерализма. Плебей и сторонник действительности он независим, стоек и решителен. Отстоять точку зрения, пусть даже это будет бытовым пустяком, – его святой долг перед самим собой. Евгений – знак отрицательности, неприкрытый пессимизм и полное отсутствие романтизма. Или нет?.. Невероятно то, что глухую стену, которую Базаров усердно, на протяжении долгих лет, строил вокруг своего “я”, не смогло проломить ничего,

ничего, кроме любви. О, как же резко меняются люди. Он действительно сильная, незаурядная лич-ность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства, высшей власти. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том,

что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выраже-нии лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мяг-кую ночь”, наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нра-вится тебе женщина… - старайся добиться толку, а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась”. Это можно сравнить с полетом в космос: на земле ты твердо стоишь на двух ногах, но не можешь сдвинуться с места – тебе мешает сила притяжения, здесь же – сила стереотипов, ультимативных правил, незыблемость суждений. Но как только ты отрываешься от скучной, обыденной реальности – твое тело становиться сво-бодным и легким. Ты ощущаешь воздушность, но в то же время существуешь в оболочке нерешительности, какой-то неуверенности, неопределенности. Но полет не продлился долго – его смертное тело вернулось на землю, однако он оставил там, во Вселенной, признание, не только самому себе, но и Богу. И, воз-можно, его душа не осталась неприкаянной бродить по земле, потому что он ис-полнил главный долг человека – долг перед самим собой.

Глоссарий:

– принципы базарова

– жизненные принципы базарова

– убеждения базарова

– Жизненные принципы и убеждения Базарова

– обломов в захаре


Другие работы по этой теме:

  1. Главному персонажу комедии Дениса Ивановича Фонвизи­на “Недоросль” Митрофану шестнадцать лет. Это возраст, ког­да у молодого человека происходит взросление, определяется его отношение к жизни, формируются жизненные...
  2. Молодой человек, по имени Евгений базаров, был явным приверженцем нигилизма, он отрицал все действующие порядки каких-либо авторитетов. Но все события, которые стали последствиями его бурной...
  3. 1. Жизненные приоритеты купцов. 2. Маска и внутренняя сущность Паратова. 3. Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса. 4. Карандышев и его жизненные приоритеты. Пьеса А. Н....
  4. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭПИЗОДА Узнал о своей скорой смерти и поставил родителей в известность Базаров, когда, приехав из деревни, попросил у отца адского камня, чтобы прижечь...
  5. Евгений Базаров – главный герой романа “Отцы и дети”. Сын уездного лекаря, придерживающийся нигилистических взглядов на жизнь. Он прост, свободолюбив и независим. Он человек острого...
  6. Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, – человек нового поколения, выразитель идей революционной демократии. В основе его взглядов лежит нигилизм...
  7. Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824...
  8. На протяжении всего романа ” Отцы и дети ” автор пытается показать полноформатную фигуру главного героя Евгения Базарова со всех сторон. И если в начале...

Которых составляют идеологическую основу известного романа знаменитого писателя И. Тургенева «Отцы и дети», являются идейными противниками в данном произведении. Оба олицетворяют разные мировоззрения, которые принципиально между собой отличаются. Первый - нигилист-разночинец, материалист по своим взглядам на мир, второй - аристократ по духу и по крови, консерватор по натуре. Столь разные личности, разумеется, так и не смогли найти общий язык, это и привело к злополучной дуэли между ними.

Социальные противоречия

Базаров и Кирсанов, споры которых послужили основой конфликта между этими героями, принадлежали к разным социальным группам. Первый происходил из семьи простого уездного лекаря. Всю свою жизнь он провел в работе и не терпел свободного времяпрепровождения, чем, по сути, и занимался Павел Петрович.

Базаров много учился, занимался наукой. Кроме того, автор дает читателю понять: он не гнушался и физического труда. Кирсанов же, напротив, был предоставлен самому себе. Он не утруждал себя никакими занятиями. Сын военного офицера, аристократ и дворянин, Павел Петрович вел в деревне праздный образ жизни. Столь разные позиции привели к их первому столкновению, которое выявило более глубокие различия между ними.

Взгляд на жизненные принципы

Базаров и Кирсанов, споры которых касались наиболее важных сторон человеческого существования, в первый же вечер знакомства испытали живейшую неприязнь друг к другу.

Во время общего разговора оба обнаружили совершенно разные взгляды на принципы человеческого существования. Кирсанов утверждал, что человек должен руководствоваться по жизни четко выработанными принципами. Базаров же, напротив, полагал, что нужно принимать только практически полезное. Павел Петрович отстаивал исключительное право аристократии на ведущее положение в обществе: по его мнению, дворяне заслужили себе право находиться на вершине общества не благородным происхождением, а делами. Евгений Васильевич не принимает никаких авторитетов.

Об обществе

Двумя главными противниками в романе «Отцы и дети» являются Базаров и Кирсанов. Споры между этими персонажами интересны тем, что они показывают столкновение двух мировоззрений эпохи середины девятнадцатого века: дворянско-аристократического и революционно-разночинского. Базаров считал современный ему социальный строй устаревшим и нуждавшимся в полной трансформации.

При этом уязвимым местом в объяснениях этого персонажа является то, что он не предлагает ничего взамен разрушенного уклада жизни. Он рассуждает как максималист. Базаров не допускает даже мысли о том, что из старого строя можно взять и заимствовать много полезного. Герой уверенно утверждает необходимость ломки абсолютно всего, без каких-либо исключений. Такая позиция шокирует и вместе с тем раздражает его противника, который считает сохранение старого социального уклада залогом благополучия.

О культуре

Спор Базарова и Павла Кирсанова, пожалуй, наиболее интересная для школьников часть их разговора. Отношение главного героя к культуре также отрицательное. Он полагает, что произведения живописи, литературы, музыки не имеют никакой практической пользы для человека и поэтому бесполезны. Эти слова шокируют не только Кирсанова, но и его брата, который, будучи по натуре эстетом, любил музицировать. Павел Петрович отказывается понимать своего собеседника, и в этом, пожалуй, заключается его слабое место. Он только возмущается и раздражается, но не находит и не приводит никаких объяснений в пользу своей точки зрения о нужности и полезности искусства.

Глубокий раскол в обществе вообще и в интеллигенции в частности середины девятнадцатого столетия доказывает спор Базарова и Кирсанова. Цитаты их разговора позволяют лучше понять позицию героев. Каждый из них совершенно по-разному смотрел на одни и те же вещи. Первый, например, утверждал, что «природа - мастерская, и человек в ней - работник». Также он считал, что для совершенствования общества нужно сперва избавиться от всех старых идей. Кирсанов возражает, что нельзя только разрушать, что «ведь надобно и строить». Однако Евгений Васильевич как максималист полагает, что сперва нужно полностью избавиться от всего того, что связано с идеализмом.

Дуэль

Спор между Базаровым и Кирсановым завершился поединком, в котором последний был слегка ранен в ногу. Показателен тот факт, что Евгений Васильевич, который считал дуэль пережитком старого режима, принял вызов и даже стрелял.

Впрочем, в данном эпизоде романа важно не столько физическое противостояние, сколько завершение идеологического конфликта, который автор оставляет открытым. Бывшие противники хотя и примирились на словах, однако Тургенев дает понять, что время определит правого в этом бесконечном споре отцов и детей.

События, которые описанные в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети » в канун крестьянской реформы. Прогрессивная общественность разделилась на либералов и революционер – демократов. Одни приветствовали реформу, а другие были против такой реформы.

В центре романа появляется Евгений Базаров. И роман Тургенева начинается с приезда Базарова в имение Кирсановых. Базаров был сыном лекаря, так же он прошел суровую школу, потом учился в университете на гроши, увлекался разными науками, хорошо знал ботанику, агротехнику, геологию, никогда не отказывает в медицинской помощи людям, вообщем он гордится собой. А вот неприятия и интерес у людей он вызвал своим внешним видом: высокий рост, старый плащ, длинные волосы. Так же автор подчеркивал его ум, указывая на череп и лицо, выражающие самоуверенность. А вот Кирсановы были лучшие из дворян. Взгляды Базарова вызывают у них разные чувства.

Характеристика Базарова в романе «Отцы и дети» звучит одним словом: он – нигилист, он ярко отстаивает свою позицию отрицания всего. Он плохо высказывается об искусстве. Природа не предмет восхищения для героя, она для него не храм, а мастерская, и человек в ней работник. А любовь Базаров называет ненужным чувством. Взгляды Базарова не типичны для представителей радикального дворянства.

Автор проводит своего героя через много испытаний, а так же через испытания любовью. Когда у него произошла встреча с Одинцовой, Базаров был уверен, что любви нет, и не будет вообще. На женщин он смотрит равнодушно. Анна Сергеевна для него – только представитель одного из разрядов млекопитающих. Он говорил, что её богатое тело, достойно театра, но он о ней не задумывался как о человеке. Потом неожиданно для него вспыхивает чувство, которые его вводят в состояние рассеянности. Чем дольше он находился в гостях у Одинцовой, чем ближе сходится с ней, тем сильнее к ней привязывается.

Человек, сильно веривший в свою теорию нигилизма, принимающий ее на 100 %, ломается при первой же настоящей жизненной ситуацией. Подлинная любовь настигает героя романа Базарова и он не знает, что делать и как правильно поступить. Он не лишается гордости из-за неразделенного чувства, он просто отходит в сторону.
Отношение Базарова к окружающим – разное. Аркадия он пытается увлечь своей теорией. Павла Петровича Кирсанова ненавидит, а Николая Петровича считает добрым, но уже отжившим свой век человеком. Внутри него растет чувство внутреннего противостояния с самим собой. Пытаясь выстроить свою жизнь на основе нигилизма, он не может подчинить ее всем этим сухим канонам.

Отрицая существование чести, он, в то же время, принимает вызов на дуэль, так как считает это правильным. Презирая принцип благородства, на дули он ведет себя, именно благородно, что признает сам Павел Кирсанов. Поступки, требующие определенного анализа Базарова пугают и не всегда он понимает как поступить.
Как Базаров не пытается, ему не удается спрятать свои нежные чувства к родителям. Особенно это проявляется в момент приближения смерти Базарова. Прощаясь с Одинцовой, он просит не забывать стариков. Осознание того, что базаров нигилист, но он верит в существование любви для него тягостно и болезненно.

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 году, и в нем автор отразил главный конфликт, расколовший русское общество накануне эпохи реформ. Это конфликт между разночинцами-демократами, выступающими за решительное проведение реформ, и либералами, предпочитающими путь постепенных преобразований. Сам Тургенев принадлежал ко второму лагерю, но героем романа он сделал своего идейного противника, разночинца по происхождению и нигилиста по взглядам - Евгения Базарова.
Первая наша встреча с героем происходит 20 мая 1859 года, когда Аркадий Кирсанов, возвращающийся после окончания учебы в родное «дворянское гнездо», привозит с собой своего нового приятеля, Базарова. Фигура Базарова сразу же привлекает наше внимание: в нем чувствуется внутренняя сила, спокойная уверенность, независимость во взглядах, поступках, суждениях. Он, бесспорно, оказал сильное влияние на Аркадия. Тургенев обращает внимание читателя на небрежные манеры Базарова, на его одежду, «балахон с кистями», которую сам герой называет «одежонкой», на его обнаженную красную руку, не знавшую, очевидно, белых перчаток и привыкшую к труду. Автор рисует портрет героя: мы видим его длинное и худое лицо с широким лбом, «оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Базаров учился на врача и в следующем году собирался «держать на доктора».
Главный предмет интересов Базарова - естественные науки. Он обладал глубокими и широкими познаниями в физике, химии, биологии, медицине. Он, по выражению Аркадия, «все знает». Но, как мы скоро убеждаемся, знания Базарова были несколько односторонними. Герой признавал только те науки, которые приносят видимую практическую пользу. Поэтому Базаров преклонялся перед естественными науками и совершенно не признавал философии, искусства. Он говорил: «И что такое наука - наука вообще? Есть науки, как есть ремесла, знания, а наука вообще не существует вовсе».
Эта ограниченность во взглядах объясняется убеждениями Базарова. Он называет себя «нигилистом», то есть человеком, который «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров верит только в то, что можно проверить опытом, экспериментом. Он отрицает полезность литературы, живописи, музыки, искусства вообще для человека, ведь они не приносят, как ему кажется, практической пользы. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта, - утверждает Базаров. - Рафаэль гроша медного не стоит». Герой Тургенева не понимает, что для человека искусство так же важно, как и практические науки. Недаром существует мудрая русская пословица: «Не хлебом единым жив человек». Эти взгляды Базарова, бесспорно, обедняют его как личность, и мы не можем их принять. В этом плане мне кажется более симпатичным образ Николая Петровича Кирсанова, который умеет тонко чувствовать и понимать прекрасное: он любит Пушкина, увлеченно играет на виолончели, восхищается красотой русской природы. Базаров же равнодушен к красоте природы, он смотрит на нее чисто практически. «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», - говорит он.
Но во взглядах Базарова есть и положительные стороны - это отрицание устаревших понятий и представлений. Прежде всего это относится к его взглядам на дворянство и, в частности, на аристократию. Базаров всегда подчеркивал свое недворянское происхождение, хотя его мать происходит из обедневших дворян и у его родителей есть даже своя маленькая усадьба и одиннадцать человек крепостных. Герой гордится своей близостью к народу, он даже представляется по-народному - Евгений Васильев. «Мой дед землю пахал», - заявляет Базаров. Он привык с детства трудиться, учился на «медные деньги», сам себя содержал, не брал у родителей ни копейки. Огромное трудолюбие, работоспособность, настойчивость, сила воли, практичность - вот те качества, которыми Базаров может заслуженно гордиться и которые привлекают нас в Базарове. Он постоянно трудится: ставит опыты, «режет лягушек», занимается медицинской практикой. Эти занятия Базарова резко контрастируют с «сибаритством» Аркадия и аристократическим ничегонеделанием Павла Петровича, которого Базаров искренне презирает и считает никчемным человеком.
Но не все поступки Евгения вызывают нашу симпатию. Мы не можем одобрить его чувств к родителям, к которым он относится несколько высокомерно-снисходительно и которым невольно причиняет боль. А ведь они так искренне любят его, так гордятся им! Отношение Базарова к Аркадию тоже не всегда можно назвать товарищеским. Евгений иногда кажется грубым, бесчувственным. Но за этой внешней грубостью скрывается нежное, ранимое сердце, способное к глубокому чувству. Хотя Базаров отрицает чувство любви, но сам он способен глубоко и искренне любить. Это доказывает его отношение к Анне Сергеевне Одинцовой. Именно ее умирающий Базаров просит позвать к себе, чтобы перед смертью увидеть еще раз.
Смерть Базарова, так правдиво изображенная в романе, производит на нас сильное впечатление. Сам Тургенев считал Базарова лицом трагическим, потому что, по мнению автора, у него не было будущего. Д.И. Писарев в статье «Базаров» писал: «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает... Умереть так, как умер Базаров, все равно, что сделать великий подвиг». Герой умирает, не отрекшись от своих взглядов, своих убеждений, не изменив себе. И трагическая смерть Базарова является заключительным аккордом его короткой, но яркой жизни.
Личность Евгения Базарова, его взгляды, поступки, конечно, неоднозначны, мы можем принимать или не принимать их. Но они, бесспорно, достойны нашего уважения.

 

 

Это интересно: