→ Добро и зло в русско народных сказках. Конспект тематического вечера в старшей группе «Добро и зло в русских народных сказках. да на ус наматывай

Добро и зло в русско народных сказках. Конспект тематического вечера в старшей группе «Добро и зло в русских народных сказках. да на ус наматывай

МУО Тумановская СОШ

р. п. Москаленки 2009

Русская литература всегда стремилась к великой гармонии, к поискам жизни естественной, к разрешению вечных вопросов. Очень важная сторона духовной жизни, духовной сути русской литературы – это литература христианская, православная по своему восприятию мира и человека.

Н. Бердяев отметил эту христианскую сторону русской литературы: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира».

Смыкаются литература и православие по одной очень веской причине. Одна из важнейших сторон русской литературы -0 поиск смысла жизни, осознание предназначения человека. Это одновременно и один из главных вопросов философии – вопрос о смысле жизни. Христианство отвечает на него очень определенно – соединение своей жизни с жизнью Бога.

Православие делает удивительный основополагающий вывод: человек сам избирает путь праведности или греха, но, даже согрешив, ты можешь победить зло духовным борением, великим нравственным усилием. Отсюда тот светлый оптимизм русской литературы, проявляющийся в доверии к миру и его сокровенному смыслу.


Самой главной, вечной для каждого человека является тема, которая самая актуальная в наше время: Добро и Зло.

Несколько повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» объединяет именно эта тема.

Как решает эту тему Н. В. гоголь на страницах повестей «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством»?

Какие нравственные уроки из этого можно извлечь?

Повествование в повести «Сорочинская ярмарка» начинается с описания роскошного летнего дня. «Как упоителен, как роскошен летний день в МалоРоссии! …дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю…» . Яркими радостными красками описывает Гоголь и ярмарку – народный праздник. Все спешащие на ярмарку охвачены весельем, радостью, даже в воздухе витает какая-то лёгкость.

Настроение людей усиливается ощущением чего-то хорошего, доброго, что должно с ними произойти.

Но что-то мешает людям безмятежно веселиться, не идёт торговля. Оказывается, ярмарка находится в том самом месте, которое народ называет проклятым. Зло обитает в самом воздухе, зло рядом с людьми.

Зло воплощается в зримый образ. Появляется сам чёрт. Чёрт выглядит несчастным – он изгнан за какие-то проступки из ада и с горя пьёт. У него кончились деньги, поэтому он закладывает красную свитку и совсем исчезает.

Оставшаяся красная свитка вводит жида в искушение: он продаёт её выгодно, проезжему пану. Свитка – красивая, дорогая и редкая вещь, но обладатели красивой свитки несчастливы, потому что она имеет отношение к злу, а то, что имеет отношение к злу, не может принести добро человеку. Обладатели свитки пытались от неё избавиться, но оказывается не так-то просто с нею расстаться. Удалось лишь тому мужику. Который, перекрестившись, изрубил её и разбросал куски по свету. Нечистая сила теряет свою мощь перед святым крестом.

Очень часто зло скрывается под обычной человеческой личиной. В повести Гоголя воплощением зла является мачеха Хивря. Она властная женщина, не любит свою падчерицу, готова обругать любого, кто ей скажет слово поперёк. Да и выражение лица у неё такое, что даёт повод парубкам сказать: «А вот впереди и дьявол сидит». Мачеха Хивря мешает счастью Грицька и Параски, но хитрость парубков и цыгана, использовавших красную свитку, помогают влюбленным соединиться. В конце повести танцующий народ, объединившись, заслонил стеной красивую пару Грицько и Параску от грозных окриков Хиври. Добро, любовь и единение людей побеждают зло.

Повесть заканчивается авторским отступлением. Казалось бы счастливый конец, все радуются, но в этом авторском размышлении звучит грусть: « и тяжело, и грустно становится сердцу и нечем помочь ему». Вслед за автором задумаемся над тем, принесет ли счастье Грицько и Параске их любовь, добытая в нечистом месте, нечистыми способами и с помощью нечистой силы.

Другая повесть «Майская ночь, или Утопленница» продолжает решение темы борьбы добра со злом. Уже в названии этой повести тесно переплетаются реальное и фантастическое. Майская ночь – это ночь чистой, светлой любви двух реальных героев, Левко и Ганы. Утопленница – указание на чудеса.

Действие, описанное в начале повести, происходит вечером. Великолепная природа, окружает двух влюбленных. Они говорят друг другу искренние слова любви. Изумительный пейзаж, чувства героев создают определенную гармонию единства природы и человека. Но Ганну, главную героиню, что-то беспокоит. А беспокоит её дремавший возле леса, на горе, старый деревянный дом и зло, происходящее здесь. Злая мачеха – ведьма решила сгубить падчерицу, превратившись в страшную черную кошку с железными когтями, пыталась её задушить. Отец под влиянием мачехи-ведьмы выгнал родную дочь из дома. Погубила ведьма грешную душу отца, забыл он об отцовских чувствах к дочери, толкнула молодую панночку на самоубийство. « И тяжело, и грустно становится сердцу, и нечем ему помочь».


Из страшного мира предания герои переносятся в реальный мир. И здесь царит зло. Ганна признается Левко: «недобрые у вас люди: девушки все глядят так завистливо, а парубки…» Зависть тоже порождение зла. И очень часто она губит людей, заставляет совершать недобрые поступки. Но Левко и Ганна верили в бога, любили его и знали, что все нечистые духи, воплощающие зло, «полетят стремглав и кучами попадают в пекло», как только бог опустится на землю в Христов праздник. Эта светлая вера помогла им быть вместе.

У Левко есть страшный соперник – родной отец. Он будучи головой, важным лицом на селе, жесток по отношению к людям: « обливает людей на морозе холодною водою», « всегда берет верх и … по своей воле посылает кого ему угодно, ровнять и гладить дорогу или копать рвы».

Родной отец оказывается страшным, злобным человеком. Левко не добиться у отца согласия на брак с ганкой.

Друзья, парубки дурачат голову. Но отец неумолим. Он не понимает и не хочет понять чувств своего сына.

Панночка, утопленница, обещает помочь Левко, если он избавит русалок от ведьмы. Легенда в повести напоминает сказку, в которой зло наказывается и побеждает добро. И как в сказке, в легенду попадает помощник. Им у Гоголя становится герой из жизни Левко. Он добр, отзывчив на чужую беду, сердце его наполняется жалостью и грустью, когда он слушает печальный рассказ панночки.

Но чтобы найти злого человека, надо его узнать. И Левко определяет ведьму по черноте внутри. «Внутри у неё виднелось, что-то чёрное, а у других светилось» . Черная душа – это народный признак отрицательного характера. Когда ведьма бросалась на девушку в игре «В черного ворона», лицо её озарялось злобной радостью – злорадством. Как бы ни маскировалось зло, добрый человек с чистой душой всегда может его распознать и почувствовать.

Левко за свое добро получил в награду любовь. Левко истинный христианин – желает царство небесное панночке, крестит свою спящую возлюбленную.

Заканчивается повесть описанием божественной ночи, величественного покоя, опустившихся на село. «Так же прекрасна была земля…», как прекрасные были чувства Левко и Ганы. Эта благодать создается гармонией, которая всюду: в сказке, в жизни, в природе.

Иной оттенок приобретает решение вечной темы в повести «Ночь перед Рождеством». Рождество входит в повесть через описание рождественской ночи. «Зимняя, ясная ночь наступила. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа». Рождественская ночь – это не только торжество природы, веселье и радость людей, но и особенно острая в эту ночь борьба добра и зла. Накануне светлого Рождества нечистая сила разгулялась и в последние дни своего существования норовит ввергнуть в грех православных людей. В небе колдуны, рой духов, пляшущий чёрт, метла. Но в этой повести зло внешне и физически не страшно, а наоборот, смешно и нелепо. Ведьма – мать кузнеца Вакулы – женщина «приятная во всех отношениях». Она крадёт звёзды и прячет их в рукав. Её приятель – чёрт. Он комичен, похож на «немца»: « узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё … мордочка оканчивалась … кругленьким пятачком, ноги были тонки». Он вслед за Солохой схватил обеими руками месяц и спрятал его в карман.

В повести еще есть один образ нечистой силы – это Пацюк. Внешне он смешон, похож на огромную бочку. Для людей Пацюк не опасен: когда-то он был запорожцем, потом стал лечить людей, и они шли к нему за помощью. В отличие от предыдущих повестей, зло данной повести стремится погубить не тело, а душу. Поэтому в повести развивается Гоголем тема христианского понимания добра, зла, греха. В ночь перед Рождеством месяц поднялся, чтобы посветить добрым людям. Они выйдут на улицу, будут весело колядовать и славить Христа. Эта ночь последняя для нечистой силы, поэтому особенно остро противостоит добро и зло. Черт крадет месяц, чтобы отомстить Вакуле.

Вакула злейший враг, и все черти его знают. Кузнец был живописцем. Богобоязливый человек, он писал для церкви образа святых и картинку, на которой чёрта изгоняли из ада. Когда Вакула писал картину, черт пытался мешать ему, смешивал краски, но никакие гадости чёрта не смогли смутить душу Вакулы. Так крепко он верил в Бога, так чиста была его душа. Автор делает эту светлую душу Вакулы местом борьбы добра и зла. Безответная любовь к Оксане смутила Вакулу, лишила его веселья в рождественскую ночь, позволила проникнуть самым страшным мыслям – мыслям о самоубийстве, а для глубоко верующего человека – это великий грех. Вакула понимает, что самоубийством он губит свою чистую душу и просит парубков отслужить панихиду. Вакула отказывается от этого страшного решения и отправляется искать помощи у Пацюка: « Пойду, ведь душе все же придётся пропадать». Любовь к Оксане приводит героя в состояние горького разочарования: в горе никто уже не сможет ему помочь, и жизнь без Оксаны не имеет смысла.

Начинаешь сомневаться в том, действительно ли чиста и богобоязлива душа у Вакулы? Он остался тем же набожным человеком и поэтому быстро выскочил из хаты Пацюка, выплюнув скоромный вареник и вытерев губы, вымазанные сметаною. «Что я в самом деле, за дурак, стою тут и греха набираюсь!» Для Вакулы наблюдать за тем, как Пацюк в голодную кутью есть вареники со сметаной, уже грех и зло.

Чёрт искушает своими речами Вакулу, набивается ему в товарищи. И уже радуется от того, что самый богобоязливый человек, Вакула, готов отдать ему свою душу. «Тут чёрт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аду всё хвостатое племя, как будет беситься хромой чёрт, считавшийся между ними, первый на выдумки».

Но Вакула силён не только физически, но и духовно. Он знает, что со злом, в образе чёрта, надо бороться словом. Божьим и святым крестом. И нечистая сила становится послушной и помогает Вакуле добраться до Петербурга.

В чем сила Выкулы? Он не продал свою душу нечистой силе, смог побороть зло в своей душе и избавить других добрых людей – от чёрта и другой нечисти. У Вакулы душа художника. Во дворце он увидел картину, на которой изображена Пречистая Дева с Божественным Младенцем на руках. Его поразила красота увиденного. Видеть красоту окружающего мира может только человек с чистой душой.

В конце повести Вакула награждается за свою светлую душу искренними чувствами Оксаны. Он нужен людям. Сельчанам без Вакулы праздник не праздник.

В каждом человеке часто соседствует добро и зло. Распознать зло может только человек душевно чистый и чуткий. Бороться со злом нужно силами любви, добра и справедливости. Когда человек постигает красоту окружающего мира, он поднимается к добру.

Итак «добро и зло» - является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще удалить. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.

Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.

Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.

На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.

Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.

Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.

Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.

Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев - отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.

В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.

Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.

Добро и зло

в русских народных

Учитель начальных классов

ГБОУ «Специальная (коррекционная)

школа №3 VIII вида»

г. Острова Псковской обл.Щедрина Л.А.

Сказка - элемент устного народного творчества. Причиной появления сказок стало монголо-татарское нашествие на Русь. Любимыми героями сказок у жителей Руси были: Иван Царевич, Иван Дурак. Злыми героями были перевоплощённые бусурмане: Баба - Яга (по-татарски "Бабай - ага" - мудрый старец), Кощей Бессмертный (возможно, татаро - монгольский хан) и Змей Горыныч (несметное войско татарское). Сказка, как правило, имела счастливый конец.

Как хорошо, что есть на Земле

Сказки чудесные эти!

Сказку возьмём, вместе прочтём

И про неё пропоём!

Пусть живут вечно сказки,

Пусть они дарят людям

Волшебство, справедливость,

Красоту и добро!

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» А.С. Пушкин

В сказках добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки. Сказка - это невероятная страна фантазий и чудес, которая учит человека быть добрым, отзывчивым, честным и порядочным. Сказка помогает нам поверить в себя и свои силы, помогает преодолевать трудности, воспитывать в себе силу духа и смелость. Дарит надежду, а иногда, даже помогает принять верное решение в сложной жизненной ситуации.

Что такое добро?

Добро – это радость, счастье, добрые

поступки и хорошее чувство.

Оно придает людям смелость,

уверенность в себе.

Цвет добра.

Белый цвет цвет чистоты, света. Голубой, синий цвет цвет неба, воды, неотъемлемой составляющей жизни. Красный цвет цвет правды, борьбы со злом. Зеленый и жёлтый цвет цвет надежды, радости.

Добрые силы в русских народных сказках – это, скорее всего, положительные герои и животные, которые воплощают образы и характеры людей. Они живут в особом сказочном мире.

Герои, олицетворяющие добрые силы сказок, живут в семье, в сказочном лесу, на зеленых лугах, в прекрасной стране, в особом сказочном мире, в некотором царстве, в некотором государстве.

Герои русских народных сказок наделены добротой и красотой: Иванушка - дурачок, Иван-царевич, Емеля, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная и другие. Таков Иванушка - дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но, Иванушка - дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу. Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути.

Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Это - Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Алёнушка. Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.

Помощники добра.

Мужество, скромность, милосердие, совесть, честность, тактичность, справедливость, выдержка, спокойствие.

Что такое зло?

Зло - всегда противоположно добру. Это означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Черный цвет – цвет злых сил. Неслучайно злые ведьмы одеты в черное, имеют черный цвет волос. Не менее зловещ и темно-зеленый цвет . Это цвет всяческой нечисти.

Цвет зла.

Существа, олицетворяющие зло, разноликая нечисть, обитают в дремучих лесах, в подземельях, норах и пещерах. Ведь там находится царство зла. Они не имеют поддержки на земле, поэтому всегда оказываются побежденными.

Зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе.

Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.

Помощники зла.

Хвастливость, жестокость, трусость, зависть, жадность, гнев, болтливость, хитрость, бестактность, лживость, эгоизм, агрессивность.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

(Василий Осипович Ключевский – видный русский историк к.19 – н.20 века)

Не уставайте делать добро! (А. Чехов)

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты всегда делаешь себе. (Л. Толстой)

Добро по указу – не добро. (И. Тургенев)

Мудрые мысли о добре и зле.

Быть добрым – это не значит всё прощать. Быть добрым – значит бороться с плохим. Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие. Как в сказках, так и в жизни – пусть добро побеждает зло!

Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло творится без труда, Добро творить трудней.

Кашу кушай, сказку слушай.

Умом-разумом смекай,

Да на ус наматывай!

Спасибо за внимание!

проект
«Добро и зло в Русских народных сказках»
Ученицы 3 «Б» класса
Средней школы № 920
Злобиной Татьяны
Города Москвы.

Сказки любят и дети и взрослые. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.
Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты.
Сказки помогают разобраться в том, что в жизни плохо, а что хорошо.
Герои, олицетворяющие добрые силы сказок живут в семье, в сказочном лесу, на зеленых лугах, в прекрасной стране, в особом сказочном мире. «В некотором царстве, в некотором государстве».
В сказке всегда происходит борьба добра и зла.
Хорошие сказочные
герои обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать.
Сказка «Царевна –лягушка» рассказала о том, как герой добивался победы, добра и справедливости.
Иван-царевич нашёл свою Василису Премудрую. Добро и справедливость торжествуют, но для этого герою пришлось пройти через трудности и испытания.
Иван – царевич предстаёт перед нами мужественным и бесстрашным, он не побоялся в одиночку пойти искать свою жену.

Эта сказка убеждает нас в том, что и в жизни человек может многого добиться благодаря уму, доброте, труду и смелости.
Баба Яга вместе с Кащеем Бессмертным, Змеем Горынычем представляет в сказках страшные чудовища, тёмные силы, которые часто очень жестокие, коварные.

Так русские люди в далёком прошлом выражали своё представление о зле.
Во всех сказках Баба Яга - это всегда старуха с костяной ногой.

В некоторых сказках она выглядит устрашающе:
например, в сказке «Царевна- лягушка» мы читаем:
« на печи, на девятом кирпиче лежит Баба Яга костяная нога, зубы - на полке, а нос - в потолок врос».

Баба Яга умеет пугать, колдовать, мешает положительным героям совершать добрые поступки.
В сказке «Гуси – лебеди» Баба Яга является похитительницей детей, пытается их зажарить, она отрицательный персонаж.

По характеру Баба Яга очень злая, хитрая, жестокая, командует нечистой силой. Она всем вредит, создаёт на пути трудности, похищает детей, может посадить героя на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть.

Добро и зло в сказках играет очень важную роль, потому что помогает нам уже с ранних лет понимать, что добро – это хорошо, а зло – это плохо.
Сказки учат доброте, отличать хорошее от плохого, терпению, трудолюбию, смелости, верить в свои силы, преодолевать трудности, бороться со злом, защищать слабых.
В сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто любит свой народ, уважает старших, родителей.
« Хоть зло сильно - всему вредит, добро на свете победит!»

«Добро и зло в русских народных сказках»

Добро – это свет, солнечная сторона, все то, что связано со справедливостью, любовью, искренностью, честью и совестью.

Зло – темная сторона, где правит обман и жестокость, эгоизм и предательство, где нет сострадания и любви.

Ещё в далекие времена наши предки придумывали сказки: взрослым на забаву и детям на поучение. В них говорилось о борьбе добра со злом. Мне нравится читать русские народные сказки о волшебстве, и как правило мне в них нравится то, что добро всегда побеждает зло. Главными героями стороны добра в русских сказках обычно становятся отважные воины Иван-царевич, Андрей-стрелок, Иван-дурак, Иван-крестьянский сын, Алёнушка, Василиса Прекрасная, Марья - кудесница и многие другие.

У злых героев тоже большое войско. Это страшная Баба-Яга в ступе, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч с тремя головами, Лихо одноглазое, всевозможные злые духи.

Злые герои сказок обладают неприятной внешностью, имеют ужасный характер и вредные привычки.

А добрые персонажи имеют приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.

На первый взгляд зло кажется непобедимым, потому что герои сказок очень сильны, хитры и обладают колдовскими чарами. Но добро все равно победит зло!

Добрые герои в русских сказках побеждают не только благодаря своей силе и храбрости.

Ведь бывают ситуации, когда сила, бесполезна против Кощея Бессмертного: его просто так не одолеть. Положительные герои используют в борьбе против зла смекалку и ум, ловкость.

У героев русских народных сказок самое настоящее доброе сердце и душа они жалеют других и помогают им. Иногда даже дикие звери и птицы, грызуны становятся на сторону добрых героев. Например, как Серый волк служил Ивану-царевичу. Или как утка, заяц и рак помогли отыскать ему Кощееву смерть в иголке и спасти Василису, маленькая серая мышка Машеньке убежать от медведя, и Настеньке убежать от бабы Яги.

Читая сказки, можно брать пример с поступков положительных героев, стремиться в чем-то, быть похожими на них. Наверное, так русский народ показывал своему народу что хорошо, а что плохо.

Нужно всегда помнить, что всё то что мы даём окружающим рано или поздно вернётся обратно!

Консультация для родителей на тему «Добро и зло в русских народных сказках»

 

 

Это интересно: