Маршрут развития ребенка в доу. Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в доу по фгос. Индивидуальный образовательный маршрут по ИЗО
Ф.И. – ребенка Максим К.
Формы работы – дополнительные и индивидуальные занятия.
Сопровождающий педагог – воспитатель.
Характеристика
Дата заполнения: 20.09.2016 года.
Дата рождения: 30.11.2008 г
ДОУ детский сад №… г Б…. тип МБДОУ группа средняя.
Тип группы: разновозрастная.
Срок пребывания в данном ДОУ 4 мес.
В каком возрасте поступил: 4 года.
Откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ (смена места жительства) 15 августа в среднюю группу 2016 «Зайчата».
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая: удовлетворительная адаптация: ребенок не испытывал трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, однако эмоциональное состояние было плохое (плач в течение всего дня, нарушение дневного сна). Адаптация составила 3 недели.
Физическое состояние ребенка:
Сформированность движений: соответствуют возрасту, координация движений недостаточно развита, уверенность при выполнении дозированных движений, высокая скорость, средний уровень ловкости; испытывает затруднения при выполнении движений по словесным инструкциям.
Утомляемость ребенок достаточно вынослив, но не усидчив, активно выполняет задания на протяжении установленного времени, высокая утомляемость наблюдается редко.
Состояние моторики:
Ведущая рука правая.
Точность движений: наблюдается плохая координация пальцев, кисти рук, недостаточно развитая мелкая моторика (не умеет застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, развязывать и завязывать шнурки, вырезывать ножницами по прямой, по кругу);
Работа на листе бумаги: не ориентируется на листе бумаги, сформирован навык держать карандаш, раскрашивает, выходя за границы, не умеет выполнять замкнутые фигуры (круг, квадрат).
Особенности познавательной сферы:
Познавательные интересы, любознательность: у ребенка оптимальный уровень развития познавательной активности, высокая любознательность.
Особенности внимания: с трудом концентрирует, но быстро переключает внимание на заданиях, предложенных взрослым; проявляет интерес к заданиям, справляется при поддержке взрослого, торопится.
Сформированность восприятия и наглядно-действенного мышления.
- Высокий интерес к любой деятельности, активная позиция в исследовательской деятельности.
Отмечается высокая активность; низкие: целеустремленность, самостоятельность, терпение, умение слушать и усваивать полученную информацию; не доводит все начатое до конца.
Продуктивность в работе и обучении: с помощью, лепки, аппликации, рисования может выразить свои впечатления об окружающим мире, позитивное отношение к нему, продуктивная деятельность носит творческий характер. В обучении показывает средние результаты.
Восприятие величины, формы цвета знает и показывает основные цвета, знает и правильно показывает некоторые геометрические фигуры, соотносит предметы относительно величины без ошибок.
Присутствует точное и осмысленное восприятие, понимание главного в воспринимаемом.
Умение сравнивать предметы с целью выявления сходства и различия (обобщения строит, опираясь на незначительные признаки; устанавливает с трудом или легко) ребенок умеет дифференцировать предметы по признакам только показывая, но не может сказать.
Уровень обобщений допустимый: умеет классифицировать предметы, не пользуется обобщающими словами.
Самостоятельно не может справиться с заданиями, спрашивает одобрения.
Особенности памяти:
Преобладающий тип памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная);
Высокая скорость запоминания, устойчивая память;
Запоминает, но сказать не может.
Особенности речи.
Хорошее понимание обращенной к нему речи не только на бытовом уровне, но и на организованных занятиях.
- низкая активность речевого сотрудничества со взрослым, выполняет поручения, понимает и выполняет элементарные инструкции.
Звукопроизношение нечеткое, произносит только отдельные слоги.
Не умеет составлять простые и сложные предложения разных видов, не называет в последовательности слова в предложении.
Не умеет составлять рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, не анализирует тексты на доступном уровне; не сочетает описательные и повествовательные монологи.
Наличие заикания: отсутствует.
Элементарные математические представления:
Механический пересчет в пределах 5, с помощью показа;
Знает и умеет соотносить каждое последующее число с предметом;
Возможность соотнесения заданного количества предметов с количеством пальцев рук или других предметов, с цифрой;
Может выделить из множества заданное количество предметов;
Счетные операции: не может решать задачи на прибавление, вычитание, не умеет найти насколько больше, насколько меньше, в силу отсутствия речи;
Понимает, но не использует понятия в речи: один/много, сколько/столько, большой/маленький, поровну, больше/меньше, больше на /меньше на.
Сформированность представлений ребенка о себе и о ближайшем окружении:
У ребенка имеются представления о социальных группах и сообществах (семья, соседи, группа, не может рассказать о себе, о своей семье, не знает свое место проживания (город, поселок, улица, дом).
Временные представления разбирается во времени, с помощью взрослого определяет и фиксирует и определяет части суток, время года.
Особенности игровой деятельности.
Действия с игрушками не всегда ориентированы на свойства и назначение игрушек. Наблюдается не устойчивый интерес к игре и игрушкам. Нечеткое и неточное выполнение игровых действий и правил.
В играх присутствует сюжет, иногда присутствует логическая цепочка действий, не следует своей роли до конца, использует предметы-заместители, игровые действия не сопровождаются речью.
Умеет подчиняться игровым правилам.
Особенности конструктивной и изобразительной деятельности.
Ребенок не умеет создавать рисунок, умеет создать конструкцию, постройку по образцу, действует по словесной инструкции; умеет и любит создавать продукт в коллективно.
Ориентируется в пространстве, выбор формы и цвета соответствуют образцу.
Умеет обыгрывать постройку, не может объяснить рисунок.
Особенности личности.
Всегда активен, открыт, уравновешен, доброжелателен, легко идет на контакт, потребность в общении высокая.
Заниженное к себе отношение, присутствует бережное отношение к своему здоровью, всегда опрятен.
Адекватно реагирует на замечания, прислушивается, старается исправить ситуацию, при одобрении, хвальбе испытывает и не скрывает положительные эмоции.
Выражена адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь, защищать других.
Навыки самообслуживания: умеет самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, самостоятельно одевается, раздевается, обувается, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи и постель. Не умеет завязывать и развязывать шнурки.
Заверяю: заведующий ДОУ.
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания на 2016-2017 учебный год.
Для воспитанника: Максим К.
Возраст ребенка: 5 лет.
Направление развивающей работы | Формы работы |
Речевое развитие | |
Развитие общей моторики, развитие статической и динамической организации движений | Специальные упражнения без речевого сопровождения |
Развитие произвольной моторики пальцев рук | Игры с пальчиками, сопровождающиеся стихами и потешками
Самомассаж кистей рук |
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза | Работать над трех-, четырех- и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой (динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. Продолжать работу над четкостью дикции |
Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи | Активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем по лексическим темам: «Деревья», «Ягоды», «Грибы», «Птицы».
Работать над сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами. Совершенствовать навыки составления и использования предложений. |
Развитие пространственно-временных представлений | Закрепить понятия о временах года и днях недели |
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) | Совершенствовать навык распознавания и преобразования геометрических фигур |
Развитие слухового внимания и памяти | Работать над развитием слухового внимания |
Художественно-эстетическое развитие | |
Формирование правильной передачи мелодии в песнях с музыкальным сопровождением | Работа над исполнением песни со сложным ритмом, широким диапазоном; над легким звуком.
«Осень» муз. Ю. Забутова, сл. В. Андреевой; «По грибы» муз. и сл. И.В. Меньших; «Все отлично» муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта Д/и «Спой имена друзей» (импровизация) «Птица и птенчики», «Чей домик?», «Где мои детки?» «Ступеньки», «Найди нужный колокольчик», «Три поросенка», «Громко - тихо запоем», «Громкие и тихие звоночки». |
Развитие музыкальных, ритмичных выразительных движений в плясках упражнениях, играх | Упражнения на развитие умения:
Различного шага; Самостоятельное выполнение упражнения с предметами; Держание осанки, руки; «хороводный шаг» р.н.м. «А я по лугу»; «дробный шаг» р.н.м. «Ах, вы, сени» «Упражнения с листьями, зонтиками» Е. Тиличеевой. Координационно-подвижные игры - пропевание, отстукивание, прохлапывание, проговаривание в ритме «Барашеньки», «Я на коврике сидел», «Зимушка». Пластическое игровоеинтонирование - исполнительское участие рук, корпуса, наклонов головы при воссоздании пульса музыкального произведения, его темпа, ритма: если музыка громкая – размах движений крупный, если музыка затихает – появляется мелкая амплитуда движений. «Смелый наездник», «Марш деревянных солдатиков», «Капельки», «Мышата». |
Развитие умений узнавать произведения, называть 2-3 авторов, любимые книги, излагать их содержание | Создание развивающей среды. Оформление выставок книг по следующим темам: "Эту книжку я люблю!", "Книги – юбиляры", "Писатели – юбиляры", "Самый сказочный писатель", "Моя любимая книга!", "Книги разные нужны, книги всякие важны".
"Рукам работа – сердцу радость" - изготовление аппликаций, лепка "По страницам любимых произведений"; ремонт "заболевших" книг в книжном уголке "Книжкина больница". настольные игры "Собери и угадай", "Исправь ошибку", пазлы "Русские народные сказки", Использование театральной деятельности в работе для усвоения содержания произведений. |
Развитие умений выразительно читать стихи | речевая игра «Выдели главное в предложении»; «Придумай рифму» и др.
Артикуляционные упражнения, |
Развитие умений создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные композиции; использовать различные материалы | Упражнения на рисование предметов различной формы, печатании печатками; украшение предметов простым узором (полоска из точек), использование рисование пальчиком.
Дидактические игры « Что стало не так?», «Украсим платок», «Найди такой же». Серия занятий «Съедобное королевство» (фитодизайн в технике аппликации) Рисование ковров на стену; паласа на пол; красивых салфеток на стол, применяя право выбора техники воплощений; Привлечение к созданию декораций для показа театра. |
Развитие умений лепить разные предметы | Использование лепки в режимных моментах; привлечение к изготовлению предметов из пластилина, теста для общих игр «Магазин», «Аптека», «Кафе», «Накормим животных».
Создание подарков, используя пластилинографию. Лепка персонажей для показа театра. |
Познавательное развитие | |
Развитие умения замыкать пространства способом обстраивания плоскостных фигур; умение понимать взрослого, думать, находить собственные решения. |
Конструирование по образцу воспитателя «Домики». Упражнения на усвоение пространственных понятий «справа-слева», «ближе-дальше», «впереди-сзади»: «Где, что находится?», «Где ты спрятался?», «Куда спряталась игрушка», «Найди такую же картинку» и др.Работа с иллюстрацией «Ракета» (других предметов). Конструирование ракеты по выбору. Моделировать из «Конструктора» заданную ракету, затем придумать свои модели. Игра «Построй такую же». |
Конструирование по условиям «заборчики».
Игры и упражнения на различение и правильное называние основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник): «Цветное лото», «Оденем кукол», «За покупками в магазин», «Составь букет», «Найди пару». Работа по шаблону. Моделирование. Д/и «Танграм». Составление квадрата из набора геометрических фигур. Д/и на собирание несложной фигуры из готовых частей - деталей; на видоизменение - трансформацию фигуры; на разделение заданной фигуры на составные части. Воссоздание фигур по образцам-контурам Дидактическая игра – задание. “Сколько квадратов?” |
|
Социально-коммуникативное развитие | |
Способствовать развитию и воспитанию желания соблюдать элементарные правила в быту, на улице, на дорогах, в общественных местах | Ситуативные разговоры в течение дня об элементарных правилах поведения.
Театральная деятельность: разыгрывание ситуаций. Решение проблемных ситуаций. |
Развитие умений договариваться с партнерами, во что будешь играть, кто кем будет в игре; подчиняться правилам игры. | Беседы об отношении человека к своей профессии, домашним обязанности по картинкам, отображающим взаимоотношения людей. Вопросы: Кто изображен? Что делает мама? Мама любит своего сыночка? Как ты это узнал?
Дидактические игры-занятия, сюжетно-дидактические игры («Магазин игрушек», «Магазин посуды» и т.д.»), игры-имитации, игры-этюды. Беседы на этапе замысла игры (о сюжете, ролях, действиях, игровых атрибутах). Вопросы: Во что хочешь играть? Кто кем будет? Что будете делать? Как будете друг другу помогать? Что тебе понадобиться для игры? Включение в сюжет игры экстремальных ситуаций (авария, пожар), требующих проявления нравственных черт личности. Побуждение детей к самооценке в игре (Каким ты был папой?) Приобщение к труду, задания на выполнение поручений. Д/и «Трик-трак», Настольно - печатные дидактические игры на раскрытие трудовых процессов. Театральная деятельность на развитие эмоционального отклика на переживания персонажей сказок, мультфильмов, спектаклей. |
Богатый личностный потенциал, безусловно, имеется у каждого ребёнка. Если же его раскрытию мешают такие факторы, как неумение или нежелание учиться; отсутствие интереса к учёбе или неуверенность в своих силах, реальной помощью может стать ИОМ. Индивидуальный маршрут даст опору на значимые для ребёнка стимулы, ориентируясь на его внутренние силы.
В этом разделе мы собрали для Вас полезные материалы педагогов об организации успешного продвижения маленького человека по своей траектории развития; эффективные способы нейтрализации причин, мешающих раскрытию его потенциала.
Всё о том, как зажечь в детских глазах пытливый огонёк.
Содержится в разделах:Показаны публикации 1-10
из 298
.
Все разделы
| Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ
Индивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут Фамилия , имя ребёнка : Дата рождения : Фамилия, имя, отчество мамы : Возраст : Образование : Фамилия, имя, отчество папы : Возраст : Образование : Дата начала ИОМ : 17сентября. Причина постановки на учёт : неусвоение ООП ДОУ. Возраст на начало...
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (вторая младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад _ г. _ воспитанников второй младшей группы «_» 2017-2018 учебный год Индивидуальный образовательный маршрут развития воспитанников второй младшей группы «_» ...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ - Индивидуальный маршрут сопровождения детей с отставанием в речевом развитии
Публикация «Индивидуальный маршрут сопровождения детей с отставанием в речевом...» Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника – Максима С. и Миши Б. на 2017-2018 учебный год Проблемы: трудности в формировании коммуникативных навыков, отставание в речевом развитии, слабо развитая мелкая моторика Задачи: обеспечение позитивных сдвигов во...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Индивидуально образовательный маршрут ребенка-дошкольника с признаками одаренности Пояснительная записка. В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей. И это не случайно. Происходящие изменения в системе дошкольного обучения и воспитания: ориентация на гуманизацию всей педагогической работы, создание условий для...
Индивидуально-образовательный маршрут ребенка во второй младшей группе Фамилия, имя ребенка:. Возраст: 3 года Группа: 2 младшая группа «Теремок». Месяц Неделя Режимные моменты Дидактические игры, непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность с педагогом Взаимодействие с родителями Сентябрь 1 неделя Поручение: Помочь...
Индивидуальный коррекционный маршрут ребенка с ОВЗ Разработка индивидуальной коррекционной работы в условиях логопункта ДОУ. Индивидуальный маршрут коррекции речевого развития на логопункте ДОУ. Фамилия, имя ребенка:Грущинский Артем Год рождения:2014 Заключение ПМПК: ОНР 2-3 уровня Направления коррекционно-развивающей работы:...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка. ИОМ - Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с дизартрией и алалией
Комитет образования и науки города Новокузнецка муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» (ул. Жасминная, дом № 29, г. Новокузнецк Кемеровской области, 654028,тел. 39-14-11, ОКПО 37710452, ОГРН 1124253001641, ИНН / КПП 4253006219 /...
Индивидуальный образовательный маршрут «Умножение и деление десятичных дробей» Индивидуальный образовательный маршрут Ф.И.О. обучающегося 5 класса Цель: ликвидация пробелов знаний по теме «Умножение и деление десятичных дробей» Задачи: Формирование мотивации для успешного обучения в 9 классе 2. Формирование навыков самостоятельной деятельности в подготовке...
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Организация: МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Населенный пункт: Липецкая область, с. Тербуны
Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации .
В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуальных траекторий развития . Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:
- интеллектуального;
- эмоционально-волевого;
- деятельностного;
- нравственно-духовного.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.
ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА:
- создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
- организовать единую систему работы;
- совершенствовать стиль общения педагога с ребенком;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
- формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод.
Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:
- растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;
- часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье;
- появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.;
- расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.
РАЗРАБОТКА ИОМ
ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.
ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ , включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.
При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы :
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
- принцип соблюдения интересов ребенка;
- принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту.
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.
Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: (ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ ПО РАЗДЕЛАМ)
- организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
- развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
- формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивных видов - лепки, аппликации, рисования);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
- формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
ПЕРЕХОДИМ НЕПОСРЕДСТВЕННО К ПРОЕКТИРОВАНИЮ (ИОМ)
ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИОМ:
1. Этап наблюдения и начальной диагностики.
- Выявление дошкольников, испытывающих трудности: в разных видах деятельности.
- Определение причин трудностей ребенка.
2.Этап конструирования образовательного маршрута.
- построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
- определение цели, методов педагогической поддержки, содержания работы.
3. Этап реализации.
Через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия), организацию совместная деятельность педагога с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности,
4. Этап итоговой диагностики .
выявить результаты действия маршрута.
ВСЕ ЭТАПЫПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ, ОТРАЖАЮТСЯ В «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КАРТЕ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА».
Наблюдение по выявлению трудностей у группы детей, которое подразделяется на виды деятельности. Считаем целесообразным, что данный раздел Программы должен быть посвящен системе наблюдений педагога за деятельностью детей в процессе освоения Программы с целью определения, отвечают ли созданные условия потребностям детей и своевременного внесения изменений в содержание обучения, форм и методов, так, чтобы образовательная технология наилучшим способом подходила детям группы. Результаты наблюдения за детьми в группе представлены в таблице №1.
Таблица №1.
Деятельность детей |
|||||||||
Двигательная |
Игровая |
Коммуникативная |
Познавательно-исследовательская |
Восприятие художественной литературы |
Трудовая |
конструирование |
Изобразительная |
музыкальная |
|
Артемьев Артем |
|||||||||
Рюрикова Руслана |
Заполнение таблицы позволяет педагогу получить информацию о том, какую деятельность и как часто выбирает конкретный ребенок и какие виды деятельности и центры активности группы наиболее привлекательны для детей, чем увлечены большинство детей группы. Кроме того, полученная информация о наиболее востребованных видах деятельности в центрах активности дает повод для дальнейших педагогических действий. Например, продуктивную деятельность детей можно наполнить такими материалами и действиями, которые будут стимулировать развитие детей в иных направлениях:
- ознакомление с окружающим миром (через подбор иллюстраций для рассматривания, копирование картинок для раскрашивания и штрихования, внесение новых изобразительных материалов, требующих от детей экспериментирования с ними и пр.);
- развитие речи (через использование рисунков детей для создания авторских книжек-малышек, каталогов и пр.);
- развитие игровых умений (через создание атрибутов для игр).
Просматривая записи своих наблюдений, воспитатели выделяют образовательные области, в которых достижения ребенка наиболее ощутимы (сильные стороны) и те стороны, которые вызывают озабоченность или особый интерес. На основе выделенных сильных или проблемных сторон в развитии формулируют индивидуальные цели. Поставленные цели всегда могут быть достигнуты путем реорганизации окружающей среды и создания новых возможностей обучения.
Карта развития – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом.
1. АНАМНЕЗ - сбор общих сведений о ребенке, подробно ознакомиться с этой информацией и структурой на памятках.
Работа по индивидуальному маршруту, структура которого представлена перед Вам в памятках и на слайде в таблице №2.
Таблица №2.
ФИ |
Начальная диагностика |
Целевой раздел |
Используемые педагогические технологии и методики |
Ожидаемые результаты в соответствии с целевыми ориентирами |
Примерные сроки достижения результатов |
Формы взаимодействия с родителями |
|
Петров Иван |
Слабо развита крупная моторика (способность владеть своим телом в пространстве) |
1. Развивать двигательную активность 2. Совершенствовать координацию движений 3. Упражнять в ходьбе по ограниченной поверхности |
Образовательная область «Физическое развитие» 1. Игры с бегом, подлезанием, перелезанием. 2. Игры с мячом. |
Технологии Л.Д. Глазыриной, М.Д. Миханевой |
1. Ребенок подвижен. 2.Улучшение координации движений в ходьбе и беге в играх с мячом. 3. Выполнять упражнение на равновесие. 4. Владеет основными движениями |
От 1 до 3 месяцев. |
|
ВЫВОДЫ__________________________________________________________________ |
ДИАГНОСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1. Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада.
Каждый специалист обращает внимание на свою область. Психолог – уровень психического развития, особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке.
3. Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.
Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты - наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.
Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые накопились за определенное время наблюдений.
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРУДНОСТЯМИ, ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕТЕЙ.
- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами;
- Приемы арт – терапии;
- Игры, упражнения и тренинги;
- Релаксационные психогимнастические упражнения.
- Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов.
КОНТРОЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТРУКТУРЫ ИОМ
Итоговая диагностика .
Проводится завершающая диагностика.
Цель: выявить результаты действия маршрута.
Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы).
- Корректировка ИОМ
- Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, требуется ли согласие на педагогическое обследование ребенка?
В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ ОНО ТРЕБУЕТСЯ, НЕОБХОДИМО СТАВИТЬ РОДИТЕЛЕЙ В ИЗВЕСТНОСТЬ о проведении в ДОУ индивидуальной работы, коррекции, а форма этого согласия на Ваше усмотрение. Я разработала свой бланк согласия педагогического обследования, который представлен на экране.
Таким образом, грамотно выстроенный индивидуальный образовательный маршрут для ребенка позволит обеспечить его личностное развитие, легкое усвоение программного материала и способствовать успешной социализации в детском коллективе.
Пояснительная записка
В данном методическом пособии разработан индивидуальный образовательный маршрут ребенка, с проблемами в развитии в связи с болезнью, состоящий из видов, причин трудностей (педагогическая симптоматика) ребенка, вследствие чего организованы и описаны для ребенка условия обучения с целью развития его потенциала и формирования необходимых знаний, умений и навыков.
Введение, где объясняется причина составления индивидуального образовательного маршрута ребенка, общие сведения о ребенке на момент разработки ИОМ, цель, задачи, количество занятий ИОМ, форма проведения ИОМ.
Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Оздоровительный маршрут ребенка включает индивидуальный двигательный режим, закаливающие процедуры, физическую нагрузку и лечебно-профилактические мероприятия для ребенка.
Сетка занятости ребенка, где указывается последовательность введения ребенка в общую со всеми детьми деятельность;
Реализация индивидуального маршрута, где указывается тема, содержание, результат занятия и что необходимо доработать.
Ведется динамический лист наблюдения, где вносятся все изменения. Цель такого наблюдения – коррекция компонентов образовательного процесса, выбор оптимальных форм его организации. Имея представление о желаемом результате в виде конкретных критериев эффективности, в зависимости от результатов промежуточного обследования можно своевременно вносить изменения в ИОМ, для более качественного осуществления образовательного процесса и действенности его для ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии ребенка. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ЦРР-детский сад № 102»
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
г.Новокузнецк
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ЦРР-детский сад № 102»
Индивидуальный образовательный маршрут
ФИО ребенка
Дата рождения _____________________________________________________________________________________________
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование_______________________________________________________________
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование_______________________________________________________________
Дата начала ИОМ___________________________________________________________________________________________
Причина постановки на учет : стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью ______________________________________
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы: 4 года ______________________________________________________
Цель (ИОМ): открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности; помощь в адаптации к коллективу детей, развитие в ребенке удивлений от своих возможностей; поощрение и стимулирование индивидуальных _____ возможностей ребенка; вовлечение родителей в творческий процесс .___________________________________________________
Задачи: выявить особые образовательные потребности ребенка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребенку; способствовать усвоению ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребенка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей; оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. _____________________________________________________________________________________________________
Количество занятий в неделю: 5 занятий _________________________________________________________________________
Форма проведения : занятие, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа. ____
Ожидаемый результат :________________________________________________________________________________________
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование, обмен опытом. _________________________________
Родитель ______________________________________________________________________________________________
Диагностика развития ребенка
Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Физическое развитие
Соматическое развитие
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности развития познавательных процессов
Память_______________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Внимание____________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Восприятие___________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мышление___________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика)
Составила: воспитатель Карпизенкова И.В.
Персональное внимание каждому ученику, приоритет интересов ребенка – таковы принципы государственного стандарта образования и задачи, которые призван решать индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС.
Программа дошкольного обучения, ориентированная на среднестатистического ученика, может оказаться для некоторых детей слишком сложной, а для других, более способных – недостаточным мотиватором к дальнейшему развитию. Индивидуально образовательный маршрут ребенка с ОВЗ в ДОУ (ИОМ) – образец новой методики, предполагающей организацию процесса обучения в ДОУ с учетом персональных качеств каждого из воспитанников.
ИОМ определяет факторы интеллектуального и социально-личностного развития ребенка. Составляется специалистами ДОУ в виде поэтапного плана с указанием целей, задач, используемых педагогических ресурсов, методических приемов и результатов обучения по индивидуальной образовательной программе.
СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:
Наряду с составлением ИОМ, в ДОО зачастую возникает вопрос об открытии инклюзивной группы. В журнале «Справочник руководителя дошкольного учреждения» вы найдете все необходимое
Скачайте пакет документов
Цели и принципы индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Индивидуализация обучения сглаживает несоответствие между уровнем, установленным общеобразовательной программой, и объективными возможностями ребенка. ИОМ – это управление всесторонним развитием малыша и реализация его личностного потенциала, основанная на подробном изучении внутреннего мира дошколенка и его социального окружения. Это демонстрация эффективности партнерства педагога, воспитанника и родителей.
Принцип действия ИОМ – в адаптации педагогических технологий и методик к персональным качествам ребенка. Образовательный процесс будет успешным при условии, что учитываются трудности, которые может испытывать дошкольник, темпы овладения знаниями и навыками.
Цель индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС – создание мотивации и благоприятных условий для активности ребенка, раскрытия его интеллекта, эмоций, физического и творческого потенциала.
Задача педагогов ДОУ – квалифицированная разработка ИОМ при содействии профильных специалистов, с подбором методов обучения, соответствующих индивидуальным потребностям дошкольника, и составлением адекватных нагрузок – учебных, физических, психологических.
Основные критерии, определяющие стратегические направления ИОМ:
- объективно установленный уровень развития дошкольника;
- степень готовности ребенка к образовательному процессу;
- цели и задачи индивидуальной деятельности на ближайшую перспективу.
Программу координируют с возможностями конкретного ДОУ, положениями государственного заказа, пожеланиями родителей.
Основополагающие принципы разработки образовательного маршрута – неукоснительное соблюдение интересов детей, отказ от усредненных нормативов, непрерывности квалифицированного педагогического сопровождения на всех запланированных этапах.
Основные задачи индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС:
- поддержка саморазвития ребенка и освоения им образовательной программы ДОУ;
- формирование умения учиться – понимания учебной задачи, планирования деятельности, концентрации внимания, развития самодисциплины;
- разработка и совершенствование координации движений и моторики;
- формирование и закрепление основ поведения – бытовых, коммуникативных, общекультурных;
- приучение дошкольника к различным видам деятельности – сенсорной, предметно-манипулятивной, игровой, практической;
- развитие речи – речевых конструкций и механизмов;
- формирование понятий и представлений о естественной среде и сфере общественно-социальных отношений, о категориях времени, количества, пространства.
Реализация ИОМ предусматривает регулярный мониторинг уровня освоения материала каждым воспитанником.
В качестве методического инструментария для прохождения индивидуального маршрута используются:
- подвижные и ролевые игры, этюды-импровизации, занятия-диалоги и беседы, литературные чтения и обсуждение произведений;
- игровые упражнения и психологические тренинги для релаксации, снижения тревожности, страхов, агрессии, для совершенствования поведенческих и социально-коммуникативных навыков;
- упражнения на воображение, мышление, память;
- различные направления арт-терапии – лечения искусством и рукоделием.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС систематически корректируется по результатам промежуточного и итогового контроля. Это позволяет определить ключевые направления последующих занятий в целях реализации индивидуальных потребностей ребенка и успешного развития его личностных качеств.
Виды и направления образовательных маршрутов в ДОУ
Программы ИОМ разрабатывают для детей:
- с ограничениями по здоровью – ОВЗ;
- одаренных, с уровнем интеллектуального развития выше средних нормативных стандартов;
- испытывающих трудности при усвоении общеобразовательной программы и нуждающихся в коррекционной поддержке специалистов.
Актуальность индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников с ОВЗ оправдана в формате инклюзивного обучения по ФГОС. Поскольку в процессе совместного обучения позволяет снять барьеры между воспитанниками, отнесенными к разным группам здоровья.
Индивидуальный коррекционный маршрут дошкольника с ОВЗ
ИОМ дошкольника с ограничениями по здоровью составляют по результатам диагностических исследований, с учетом квалифицированных рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогического консилиума). Принцип разработки образовательного маршрута при ОВЗ – поддержание сильных сторон ребенка и аргументированная компенсация дефектов развития.
При составлении учитывают:
- пределы допустимых для ребенка нагрузок;
- наличие в ДОУ специальных коррекционных и развивающих программ;
- особенности индивидуально психолого-педагогической коррекции;
- возможность корректирования действующего образовательного маршрута.
Одаренные дети также нуждается в дифференциальном обучении и личностном подходе к каждому из них. Если обучать таких дошколят по стандартной программе, они быстро теряют интерес к образовательному процессу и, соответственно – мотивацию. Избежать этого можно только при условии, что педагог своевременно выявляет в группе одаренных малышей и разрабатывает образовательную стратегию с учетом их особенностей.
При составлении индивидуального образовательного маршрута для одаренных дошкольников учитывают:
- особенности и интересы ребенка;
- пожелания родителей;
- имеющийся потенциал для достижения результата;
- возможности и ресурсы ДОУ для удовлетворения потребностей одаренного ребенка.
Участие родителей в составлении и реализации маршрута очень важно, поскольку методика, применяемая в детском саду, должна продолжаться и дома.
Все дети рождаются с определенными способностями, которые требуют особого внимания и постоянного улучшения. Дошкольное учреждение, как первый социальный институт в жизни ребенка, призван сыграть главную роль в этом развитии.
Что требуется для составления индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Созданию ИОМ предшествует подробное и квалифицированное диагностическое исследование с целью выявить поведенческие особенности ребенка, уровень его развития – интеллектуального, психоэмоционального, социально-коммуникативного и физического.
Результаты исследований рассматриваются на педсовете ДОУ, который дает рекомендации для дальнейшего обследования детей специалистами психолого-медико-педагогический консилиума. Консилиум, в свою очередь, составляет список дошкольников, для которых индивидуальный образовательный план является объективной необходимостью.
Подготовительная исследовательская деятельность выполняется в следующих направлениях:
- Составляется характеристика ребенка с указанием скорости и степени адаптации в детском сообществе и перечислением дошкольных учреждений, воспитанником которых ранее он был.
- Составляется характеристика семьи по результатам внимательного изучения взаимоотношений между всеми членами и особенно – между ребенком и родителями.
- Изучаются физические особенности малыша – осанка, походка, мимика. Определяется уровень физического развития и группа здоровья. Отмечается аппетит и характеристика сна.
- Определяется уровень развития мышления, памяти, внимания и речи.
- Выявляются склонности к определенным видам деятельности, чтобы впоследствии использовать полученные данные в учебно-воспитательном процессе.
По данным, полученным в результате подготовительных исследований, педагоги в сотрудничестве с профильными специалистами продумывают диагностический и содержательный контент ИОМ. Составляется календарный план, в котором прописаны этапы организационно-педагогической работы и педагогические технологии.
Структура ИОМ дошкольника и образец заполнения по ФГОС
В структуре образовательного маршрута присутствуют следующие составляющие:
- целевая – определение целей в соответствии с ФГОС;
- содержательная – систематизированное представление учебных предметов и рекомендованных занятий;
- технологическая – состав используемых педагогических методик, технологий и приемов;
- диагностическая – применяемые методы диагностирования;
- организационно-педагогическая – способы и условия достижения заданных целей;
- результативная – итоговые результаты развития дошкольника к моменту поступления в первый класс.
Индивидуальный маршрут содержит вводную часть с общей информацией о воспитаннике и его семье, с указанием причин, целей и задач разработки ИОМ. Здесь же представлены график и форма занятий.
Регистрируются данные диагностических исследований, которые используются для глубокого анализа нарушений в развитии, составления объективной оценки уровня развития ребенка и планирования коррекционных занятий.
Образец индивидуального образовательного маршрута дошкольника по ФГОС
Прилагается график лечебно-оздоровительных мероприятий, предусматривающий корректное распределение физических нагрузок и систематику закаливающих процедур.
План индивидуальных занятий в составе ИОМ предусматривает обязательную интеграцию индивидуального маршрута с общеобразовательной деятельностью учреждения.
Обязательный компонент ИОМ – карта индивидуального маршрута развития ребенка в ДОУ по ФГОС и отчет о ее реализации с указанием темы, содержания мероприятий, результатов проведенных занятий, с итоговыми выводами и рекомендациями.
Образец карты индивидуального маршрута развития ребенка в ДОУ по ФГОС
В листе наблюдения отображается динамика образовательного процесса. Это необходимо для внесения своевременных корректировок в образовательный план, для определения оптимальных форм работы в целях повышения эффективности образовательной деятельности дошкольника.
ИОМ представляет итоговую оценку достижений ребенка в освоении персонального образовательного плана и результаты контрольных промежуточных испытаний по окончании тематических блоков. Заключительное положение индивидуального маршрута – рекомендации и квалифицированные консультации в помощь родителям.
Совместная продуктивная работа воспитателя, дошкольника, родителей, направленная на полноценную реализацию ИОМ – залог положительной динамики в интеллектуальном, социально-психологическом, физическом становлении ребенка. Такая деятельность требует от педагога высокого квалификационного уровня и работоспособности, персональной заинтересованности в хороших результатах.