→ Дина кирнарская: «есть веские причины учить детей музыке, и эти причины должны знать современные родители. Биография Кирнарской Дины Конс­тан­ти­нов­ны

Дина кирнарская: «есть веские причины учить детей музыке, и эти причины должны знать современные родители. Биография Кирнарской Дины Конс­тан­ти­нов­ны

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Кирнарской Дины Конс­тан­ти­нов­ны

Кирнарская Дина Константиновна – российская журналистка, искусствовед и психолог, проректор академии музыки имени Гнесиных. Кроме того, она вошла в состав двух творческих союзов страны – композиторов и журналистов.

Образование

Из стен самой главной из «Гнесинок», академии музыки, Дина Константиновна вышла в 1982 году. Спустя несколько лет она закончила аспирантуру этого известного ВУЗа России. Полученного образования Дине Константиновне показалось мало, и она продолжила учебу за рубежом. Выбрала университет в Лондоне, где постигала тайны психологии музыки. Там же, в столице Туманного Альбиона, она проходила стажировку, а затем с этой целью прибыла в Соединенные Штаты. Сначала в Гарвард, а затем в Бостон, где закрепляла полученные знания в местных университетах.

Дина Кирнарская защитила три диссертации (одну кандидатскую и две докторские). Дебют состоялся в 1989 году. Следующая защита произошла через семь лет в столице, в консерватории имени , еще одна – в 2006 году в университете Санкт-Петербурга.

Связь между людьми и музыкой

Дина Константиновна убеждена в том, что человек неразрывно связан с мелодиями на уровне своей психики. С целью доказать это Кирнарская создала свой метод, который, по ее мнению, поможет преподавать музыку в несколько ином ключе.

Автор предложила рассматривать классическую музыку через призму других видов искусств, а также наук. В частности, философии, истории литературы. Таким образом, считала она, лучшие образцы музыкального искусства мира разных жанров станут более доступными. Их станут понимать и ценить не только взрослые, но и дети, в том числе учащиеся.

Литературные труды

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Свою методологию Дина Кирнарская подробно изложила в книге с красноречивым названием «Классическая музыка для всех». Предисловие к произведению, увидевшая свет в 1998 году, написал незаурядный пианист и режиссер Владимир Ашкенази. Книга, которую дополняли несколько компакт-дисков с записями, была по достоинству оценена преподавателями творческих дисциплин.

Популярностью пользовалось и следующее произведение Дины Константиновны, которое получило название «Музыкальные способности». Авторский текст предварялся словами выдающегося дирижера и общественного деятеля Геннадия Рождественского. Вышедшая из печати в 2004 году, книга заняла подобающее ей место в ряду музыкальных пособий. В российском образовательном ведомстве посчитали ее нужной в деле просвещения молодежи, сопроводив ее специальным грифом.

Создатель произведений уделяла достаточно внимания не только теории, но и практике. Дина Кирнарская, в заботах о привлечении детей к учебе в музыкальных заведениях, взяла за правило регулярно встречаться с учителями. Для этого она стала посещать различные уголки России, проводя тематические семинары.

Обращаясь к родителям, Дина Константиновна призывала их отправлять детей в музыкальные школы без всяких стеснений. Учеба в них, говорила Кирнарская, нужна не обязательно будущим музыкантам. Обучение нотной грамотности способно развить математические, речевые и коммуникативные способности, отмечала она. И приводила в пример знаменитого литературного героя сыщика Шерлока Холмса, который благодаря игре на музыкальном инструменте (на скрипке) отличался музыкальным складом ума.

Дина Кирнарская много печаталась в различных изданиях, выступая в качестве музыкального критика. В последнее время делала это все реже и реже, поскольку руководство факультетом в академии музыки потребовало много времени.

Дина Константиновна Кирнарская - российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных.

Музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век». Живет в Москве, является одним из ведущих специалистов в области теории и практики тестирования музыкальных и других способностей.

Дина Константиновна - автор бестселлеров «Классическая музыка для всех». М., 1997 и «Музыкальные способности», М., 2004. Книга Д.К.Кирнарской «The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent» («Истинный музыкант: о способностях, одаренности и таланте») вышла в издательстве Oxford University Press в 2009 году. Руководитель многочисленных семинаров и тренингов для учителей музыки в области психологии музыкального образования. Член Союза композиторов, Союза журналистов, член президиума Российской общенациональной секции ИСМЕ (с 2009).

Книги (2)

Психология музыкальной деятельности. Теория и практика

В учебном пособии раскрываются основные категории и понятия психологии музыкального образования.

Затрагиваются вопросы становления и развития всего комплекса музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкально-ритмическое чувство, профессиональная память), освещаются проблемы формирования художественно-образного мышления, творческой фантазии и воображения, разбираются и систематизируются методы обучения, способные расширить и обогатить творческий потенциал учащихся-музыкантов. Книга включает как теоретический материал, так и конкретные методические рекомендации, направленные на оптимизацию учебно-образовательного процесса в современных музыкальных учебных заведениях.

Психология специальных способностей. Музыкальные способности

Книга посвящена исследованию структуры музыкального таланта, который рассматривается как универсальная модель одаренности в разных областях деятельности.

Адресована музыкантам, психологам, педагогам и всем читателям, которых интересуют проблемы способностей и таланта.

Анастасия Урнова: Здравствуйте! Вы смотрите Общественное телевидение России. Это программа "ПРАВ!ДА?". Меня зовут Анастасия Урнова.

Николай Матвеев: А я - Николай Матвеев. И гость программы сегодня - проректор Российской академии музыки имени Гнесиных, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук Дина Кирнарская. Дина Константиновна, здравствуйте.

Дина Кирнарская: Здравствуйте.

Николай Матвеев: У нас есть традиция - мы в начале программы смотрим короткий профайл про нашего гостя. Давайте не будем отступать от традиции и посмотрим, а уже потом поговорим.

Все началось с обычной районной музыкальной школы, куда она пошла учиться по собственному желанию. Затем традиционно - Гнесинское училище, Московская консерватория. Позже - обучения и стажировки в Лондонском, Гарвардском и Бостонском университетах. Основная тема ее научных исследований - музыкальная одаренность. Она не признает популярного мифа о том, что это удел избранных обладателей музыкального слуха. По ее убеждению, ребенка нужно учить музыке не для того, чтобы сделать из него великого музыканта, а для того, чтобы он стал лучшим в любой профессии. Считает, музыка - лучший путь к жизненному успеху. "Тот, кто слушает симфонии, по-другому и гайки заворачивает".

Анастасия Урнова: Дина Константиновна, вы часто говорите то, что занятия музыкой развивают в ребенке самое лучшее: здесь и лидерские качества, и собранность, и выдержка. Вот расскажите, пожалуйста, как, потому что это очень интересно. И неочевидно, потому что черно-белые клавиши, по которым родители заставляют каждый день молотить своего ребенка, а тот сопротивляется, в итоге могут оказать ему такую службу в жизни.

Дина Кирнарская: Музыкальные занятия меняют структуру мозга - в этом весь секрет. Я сама присутствовала при открытии такого большого факта, когда Готфрид Лауг, такой ученый гарвардский, чуть не прыгал на одной ножке: "Да, вот мы нашли!" Потому что соединительная лента между правым и левым полушарием мозга, "corpus callosum" ее называют или "мозолистое тело" по-русски, оно становится на 25% больше через год всего занятий. Вот совсем чуть-чуть потерпеть - и уже вы просто физиологически умнее. Что значит - соединение между левым и правым полушарием? Это значит - вместо того, чтобы "м-м-м", мычать, вы говорите: "Я помню чудное мгновенье…". Понимаете? У вас все ваши творческие силы реализуются и сразу же перекладываются на общепонятные языки. И даже вот такое, казалось бы, большое открытие, как вы видите, занимает мало времени. Люди преобразуются. Есть такое как бы понятие пластичности мозга. Ну, может быть, до 12 лет максимум мы можем об этом говорить. И если ребенок начал заниматься и занимается музыкой, то вот это усиление коммуникации, что ли, между полушариями мозга, оно просто гарантировано. Да масса всего!

И это самый древний язык. Музыка старше языка, старше речи. Значит, у вас речевые способности как бы от фундамента питаются, от самых корней. И вы начинаете лучше усваивать языки, лучше говорить, у вас усиливаются математические способности. Потому что музыкальная речь - она как? "А и Б сидели на трубе. Вот это А, а вот это А-1". И вы так подсознательно сравниваете тот мотив, который прозвучал, с тем, который сейчас звучит, естественно, потому что вы должны понять, что это за мелодия, допустим, перед вами. И вот так вот тренируясь и слушая, и вникая, и когда вы сами поете тем более или играете, у вас начинают развиваться математические способности, абстрактное мышление и масса-масса нужных вещей. Не говоря уже о том, что музыка - это древнейший способ коммуникации, вы общаетесь. А коммуникация - это все. Это способности к бизнесу, способности к менеджменту. Это все упирается корнями в музыкальную психологию, в музыкальный мозг. Поэтому заниматься музыкой - это значит просто заложить потрясающий фундамент для всех своих жизненных успехов.

Николай Матвеев: А вот если взять, к примеру, какую-нибудь рабочую, такую крепкую рабочую семью, я не знаю, с отсутствием традиций слушания музыки, а уж тем более музицирования? Ну вот убеждены родители, что ребенку, как говорится в народе, медведь на ухо наступил: и слуха нет, и голоса нет. Как их убедить, что, даже несмотря на эти характеристики, все равно нужно отдавать ребенка в музыку?

Дина Кирнарская: Ну, дело в том, что слух - это миф очередной, что для того, чтобы заниматься музыкой, нужен какой-то великолепный слух. Есть более важные качества. Ну, скажем так, некая такая отзывчивость на музыку, когда человек вступает с ней в диалог, начинает как-то очень чутко на нее реагировать. И это качество скорее эмоциональное, и оно не зависит от слуха.

Началось все это дело со Стендаля, который сразу заметил… Писатель Стендаль, такой меломан. Он сразу заметил: "Знаете, - говорит, - был у меня такой экспедитор военного бюро. Вот скрипнет половица - и он говорит "фа-диез". Абсолютный слух! И ненавидел музыку, страшная вещь!" Еще Стендаль в XIX веке об этом сказал. А в книге "Жизнь Россини" он рассказывает другое - что был некий граф, который вообще всю жизнь отдал опере, музыкальному театру, слушанию музыку. И там медведь отдавил все уши! То есть он не мог воспроизвести ни одной мелодии.

Анастасия Урнова: Ну, он только слушал, а сам не играл.

Дина Кирнарская: Ну и что? И не надо. А зачем ему играть? Вообще в музыке полным-полно профессий, где совершенно не нужно иметь какой-то уникальный и потрясающий слух.

Анастасия Урнова: И это тоже будет позитивно сказываться на интеллектуальном развитии?

Дина Кирнарская: Вот вы будете даже смеяться, но некоторые пианисты не обладают уж таким выдающимся слухом. Потому что на струнах, скажем, действительно нужно настраивать, и если вы мельчайшие нюансы не улавливаете - ну, это не есть хорошо. А на фортепиано - ничего, ничего. Я знаю профессиональных пианистов, которые трехголосный диктант не могли написать, сложно.

Николай Матвеев: То есть механика спасает их, да?

Дина Кирнарская: Много чего спасает.

Анастасия Урнова: А как попасть в музыкальную школу?

Дина Кирнарская: Не говоря уже о том, что вы можете быть музыкальным продюсером, вы можете быть музыкальным журналистом, вы можете массу музыкальных профессий приобрести.

Анастасия Урнова: Дина Константиновна…

Дина Кирнарская: Например, педагог. Учительница музыки - золотая специальность. И зачем вам тут какой-то уникальный слух? Тут нужно любить музыку и любить ребенка - все, что вам надо. Так что…

Анастасия Урнова: Музыкальное образование надо же получить, чтобы быть учителем музыки.

Дина Кирнарская: Элементарно! Нет там никаких таких высоких требований. Это все легенды, мифы.

Анастасия Урнова: Просто, понимаете, вы сейчас говорите о вещах, которые прямо наступают на мою больную мозоль. Я в детстве ходила в музыкальную школу. Меня в эту музыкальную школу в три не взяли, потому что нужно пройти отбор. Тебе там карандашом что-то настукивают, а ты должен это повторить. В общем, мне как раз медведь на ухо наступил, я была не способна это сделать, меня никуда не брали. Наконец-то я захотела играть на арфе. На арфу был нулевой конкурс, и мне сказали: "Слава богу! Берем". Правда, выяснилось потом, что слух все-таки развивается. Но я о том, что ведь не пройти в эту музыкальную школу, на фортепиано тебя не возьмут, там масса желающих, при отсутствии-то слуха. Как быть-то в такой ситуации? Или искать место, где нет конкурса?

Дина Кирнарская: Здесь нужна все время какая-то такая мягкая пропаганда. Дело в том, что вот теми способами, о которых вы говорите ("спой", "постучи"), слух иногда не обнаруживается. Вот я помню, Вера Горностаева, в "Линии жизни" когда она еще выступала, рассказывала, что вот она была сущая гудошница, то есть она не умела петь, и пела невпопад, и пела фальшиво. А зато она умела, например, сыграть какую-нибудь сложную очень музыку, например, в другой тональности. Ну, это ого-го, это уже потрясающее достижение. Так что слух не обнаруживается теми способами, к которым мы привыкли. В каждой области есть свои традиции, и они не всегда хороши. То есть вот этот самый слух, даже если бы он был так уж критичен, он и то не обнаруживается привычными нам методами. Да есть у вас слух! Все у вас хорошо.

Анастасия Урнова: Он потом начал развиваться.

Дина Кирнарская: Ну, тем более. В процессе занятий…

Николай Матвеев: Настя слышит - есть слух.

Дина Кирнарская: Ну да, отлично.

Анастасия Урнова: Реагирует, реагирует.

Дина Кирнарская: В процессе. Вы знаете, любовь важнее слуха.

Анастасия Урнова: Это правда.

Дина Кирнарская: Вот любимую цитату вам приведу Артура Шнабеля, грандиозную вещь он сказал: "Самое главное - это любовь, любовь к музыке. Любовь всегда дает некоторое знание. Но я никогда не слышал, чтобы знание давало что-либо, подобное любви".

Анастасия Урнова: А как по вашим ощущениям, музыкальная школа не отбивает эту любовь к музыке?

Дина Кирнарская: Отбивает, да.

Анастасия Урнова: Я опять же вспоминаю занятия…

Дина Кирнарская: И частенько отбивает. Тут, вы знаете, язв у нас много. Ну, прежде чем говорить о каких-то проблемах, надо сказать, конечно (все знают, тут ничего нового я не скажу), что наша музыкальная школа - действительно одна из лучших в мире. Многие даже утверждают, что самая лучшая в мире. И правда. Если вы так поскребете какого-нибудь виртуоза иностранного, у него, так сказать, в анамнезе, в его биографии музыкальной какие-то русские корни: его учитель учился у кого-то из русских, что-то такое есть. Так что мы владеем потрясающим достоянием. Мы владеем методикой подготовки профессиональных музыкантов. Но это только часть правды, это только часть правды.

Есть еще другая часть. Пока что мы не находим, может, такую наиболее эффективную методику работы с аудиторией, то есть работы с теми, кто не слишком талантлив, не очень усидчив, не желает вкладывать большие силы в музыкальные занятия. Вот как этих детей удержать, привлечь? Это очень большая проблема. Вот сейчас, мне кажется, именно эта проблема стоит перед нашей всей областью, нашей сферой музыкальной педагогики. Но мы ищем, развиваемся. Может быть, что-то и будет.

Николай Матвеев: Дина Константиновна, вы вспомнили Стендаля. Вот тоже пример из области литературы. Хотелось бы понять, а есть ли этому применение в области музыки. Вот Стивен Кинг в книжке "Как писать книги" говорил: "Если вы хотите научиться писать книги, вы в первую очередь должны их читать". Вот в случае с ребенком начинать нужно с прослушивания музыки или сразу брать его за руку и вести в музыкальную школу? И если слушать музыку, то какую? С чего начинать вообще?

Дина Кирнарская: Вы знаете, здесь сразу, конечно, много есть моментов. Ну, во-первых, вы совершенно правы. Конечно, как говорится, "чукча - читатель". Или писатель? Или кто там? Какой-то анекдот был, может быть, не самый удачный. Но это такой собирательный образ. Для того чтобы писать, нужно читать, совершенно верно. Для того чтобы заниматься активно музыкой, надо слушать, надо пробовать музицировать, надо петь, надо танцевать, надо стучать, надо участвовать в этом всем. И если вы будете ребенка приучать музицировать в любой форме… Пусть поет фальшиво, как хочет, пусть стучит где-нибудь.

Николай Матвеев: Главное, чтобы не стыдился.

Дина Кирнарская: Конечно нет. Пусть человек свободно музыкально проявляется. Потому что всем нам нужно, чтобы каждый получил свой, можно сказать, бонус от музыкального образования, то есть получил вот эти потрясающие умственные качества, которые непременно возникнут. Ну, естественно, что это не только эти умственные качества. Тут и эстетическое воспитание, и художественный вкус, и эмоциональность. Музыка сама просто как музыка - величайшая ценность. Ну, раз уж мы как бы начали с этого, то да, действительно. Всем доступно это. То есть каждый ребенок может очень эффективно музицировать в любой форме, хоть по тарелкам стучать, но лишь бы участвовал. И если мы хотим, допустим, сделать его более музыкальным - легкая музыка, легкая классика, поп-классика.

Вот берешь какой-нибудь музыкальный фестиваль - какой-нибудь Tanglewood в Америке или BBC Proms, вот такая серия концертов. Смотришь репертуар. Там очень много будет Моцарта, Вивальди, там будут какие-то легкие такие пьески, и детские пьески тоже можно слушать. И, кстати, можно слушать самую сложную современную музыку. Она легкая. Ну, например, таких композиторов, как Губайдуллина, Тертерян. Это очень на детский ум ляжет, потому что не все заключено в мелодии и в подпевании, а многое есть в воображении, в каком-то приобщении к звуку как выразителю процессов - вот что происходит перед тобой. Вот что-то катится, скользит, ухает, бухает. То есть какой-нибудь авангард ребенку, может быть, очень даже близок.

Анастасия Урнова: Об очень важном, мне кажется, вы заговорили - о классике, легкой классике, о том, что любая музыка - ценность. Вот о какой музыке мы сейчас с вами говорим? Потому что есть классика, есть академическая музыка, есть современная музыка, есть поп-музыка, есть рэп, хип-хоп. Важно ли, что конкретно слушает человек? Или нет, неважно, а главное, что это музыкальные звуки?

Дина Кирнарская: Классическая музыка просто более, может быть, проверена временем, как качественный материал. То есть это материал, на котором стоит знак качества, который множество столетий уже используется как некий инструмент духовного роста, как какая-то сфера и возвышенного, и прекрасного. И эта сфера не нуждается как бы в дополнительных, может быть, подкреплениях. Но, вообще-то, все музыки замечательные. Ну, рэп не музыка. Я, конечно, прошу прощения. Вы меня не убивайте, не ругайте. Это поэзия, это поэзия. Это скорее поэтический жанр, нежели музыкальный. Потому что если основная мысль заложена в тексте… Вот сюда даже относится бардовская песня - тот же Окуджава, Высоцкий. Вот если сущность сочинения все-таки, так или иначе, в большей мере заключена в тексте - ну, музыкой это очень сложно назвать. Скажем, вы можете слушать те же самые песни Шуберта в оригинале, на немецком языке, вы можете слушать итальянские арии на итальянском языке. Вы же не понимаете слова больше частью? И ничего.

Николай Матвеев: Да и рэп иногда не понимаем.

Дина Кирнарская: И по-русски не понимаете иногда. Дикция такая, да, что непонятно. Но однако вы на это реагируете, вы откликаетесь, потому что основное содержание заключено в звуке, в звуковой структуре, в музыкальной области. А есть такие жанры (опять же тот же рэп, о котором вы упомянули), где основная суть - все-таки это не музыка, а все-таки текст, это поэзия.

Анастасия Урнова: Ну, бог с ним, с рэпом. Но есть же современная электронная музыка, есть панк. Вот на мой личный вкус, ни на что не претендую, это шум, а не музыка. Ну, это абсолютно индивидуально.

Дина Кирнарская: Кто-то скажет, что авангард - шум.

Анастасия Урнова: Ну, это персональное мнение.

Дина Кирнарская: Ну и что?

Анастасия Урнова: Мне интересно, с вашей точки зрения, это тоже музыка и она тоже способствует интеллектуальному и другому развитию?

Николай Матвеев: А можно я в дополнение тоже скажу? Вот у меня многие друзья такой позиции придерживаются: "Вот я вырос на роке - Deep Purple, Pink Floyd - я и буду ребенку ставить рок"; "Я вырос на рэпе - буду ставить ребенку рэп"; "Я вырос на соул либо на кантри - буду ставить ту музыку, на которой я сам воспитан". Как объяснить этим людям, что у истоков стоит именно классика? И ребенок, может быть, неосознанно будет классикой больше заражен в жизни, чем такими формами и жанрами, которые нужны, когда ты уже что-то понимаешь?

Дина Кирнарская: Вы понимаете, увлечься роком он никогда не опоздает. Тут не нужно закладывать основу, фундамент в самом раннем детстве. Прекрасно он разберется. Красивая мелодия или в меру красивая, какая-то, так сказать, звуковая среда создается. Ничего плохого не хочу сказать, сама очень люблю этих музыкантов - и Rolling Stones, и Beatles. Это все классика. Это все и чудесно, и высокопрофессионально, и необыкновенно талантливо. Что тут спорить? Но просто порядок освоения. Вы знаете, есть даже такая, может быть, психологическая закономерность, которая к музыке впрямую тоже относится: то, что сложилось в истории раньше, наш мозг осваивает раньше. И это правильно. Знаете, это как стоять на ногах, а не на голове. А вот то, что пришло в историю, пришло в практику, пришло в культуру позже - то и осваивается позже. И это тоже хорошо. То есть, скажем…

Николай Матвеев: Цикличность человеческой жизни как цикличность истории?

Дина Кирнарская: Да, да. Искусство… Это называется по-ученому "филогенетический метод", то есть когда развитие организма повторяет развитие, исторический путь человечества, просто повторяет. То есть искусство старше - значит, мы начинаем образование личности с искусства. Вот эта музыка старше - значит, начинаем с нее. Самое старое, самое традиционное - фольклор, народное искусство, народная музыка. Вот с нее и начинаем. Это самое правильное. И именно по этому принципу: то есть то, что начиналось в истории раньше, то и раньше осваивается. Причем это будет настолько благотворно для мозга, для воспитания, что родители сразу же увидят вот этот, так сказать, результат. Народная музыка - вот начало начал.

Анастасия Урнова: Ну, мы на ложках играем.

Дина Кирнарская: Да. Причем иногда бывает даже древнейшая народная музыка. И необязательно даже русская. Ну, можно и национальную музыку.

Николай Матвеев: Ну, например, у ирландцев - у них же народная музыка вообще в основе основ.

Дина Кирнарская: Ну конечно. Эти волынки.

Николай Матвеев: Да, конечно.

Дина Кирнарская: Все это чудесно слушать, потому что это начало. Дальше надстраивается. Может быть, в истории какие-нибудь древние религиозные песнопения. Потом потихонечку все это подстраивается. То есть в правильном порядке осваивать бывает иногда даже полезно. Но в любом случае классика старше, чем вот эти современные все течения. Так что лучше класть кирпичи в правильном порядке.

Анастасия Урнова: Ну а если мы говорим о прослушивании классической музыки, то надо ли к этому как-то готовиться? Нужно ли знать какую-то теорию? Может быть, нужно знать что-то о композиторе, о периоде, когда была написана та или иная музыка? Или это музыка, и ее надо просто слушать?

Дина Кирнарская: Вот вы задали на самом деле страшно сложный вопрос.

Анастасия Урнова: Он меня, честно говоря, очень волнует.

Дина Кирнарская: Он непрост. Дело в том, что когда-то, как вы помните, вообще голубая кровь, что называется, аристократия, как мы сейчас с вами говорили, они все это прекрасно помнили и знали. Они начинали с чего образование? Никто не начинал образование с высшей математики. Начинали - фехтование, верховая езда, спорт. То есть это самое древнее занятие. Древнее спорта ничего нет. То есть начинали со спорта. Дальше переходили к искусству: изучали танцы, изучали музыку, музицировали, пели, играли.

Николай Матвеев: Литература.

Дина Кирнарская: И только потом прибавляли науки. Потому что вот этот путь развития наиболее правильный, с точки зрения развития мозга, наиболее адекватный, скажем так. Вот так всегда было. А сейчас, конечно, уже это все, к сожалению, сбито. И мы с вами уже аристократию не воспитываем таким способом. А это очень, конечно, печально.

Николай Матвеев: Ну, я бы с удовольствием в первом классе начинал бы с фехтования утром.

Дина Кирнарская: Так вот, вы спросили: что делать, чтобы человеку облегчить вхождение в этот самый мир? А нужно ли что-то знать? Ну, во-первых, надо снять мифологию, все страхи. "Ой, это такое все сложное! Да я в этом ничего не понимаю", - начинаются эти разговоры. Ничего не надо понимать. Это искусство, которое само до тебя дойдет, само до тебя достучится. Просто нужно спокойно слушать - и все ты прекрасно поймешь. Потому что музыка, действительно, она настолько фундаментальна в своих психологических корнях, она настолько обращена к естеству человеческому, что вы тут ничего не упустите, ничего заумного тут не надо, никаких особых больших усилий это не требует. Наоборот, это отдых, это радость, это удовольствие. И не надо тут ничего изучать. Спокойно слушайте. Опыт. Опыт все вам даст.

Анастасия Урнова: То есть классическая музыка может развлекать?

Дина Кирнарская: Безусловно!

Анастасия Урнова: Это не только инструмент духовного роста?

Дина Кирнарская: Ну, она всегда такой была. И за обедом играли. А опера что такое? Уж такая была поп-перепоп, так сказать, в каком-нибудь XVII веке.

Анастасия Урнова: Хорошее название для группы.

Дина Кирнарская: Сидели, ужинали, пили шампанское. Там кто-то петуха пустил, помидоры туда бросили, на сцену, и продолжают развлекаться. То есть вообще публика была на протяжении столетий гораздо жестче, чем она сейчас. Помните, как проваливались? "Кармен" провалилась. Какая-нибудь, например, симфония Рахманинова провалилась. Это было недавно. Сейчас вы слышали, чтобы что-то проваливалось с треском, чтобы свистели, чтобы кидали что-нибудь не то на сцену?

Анастасия Урнова: Ну, просто вышли тихо.

Дина Кирнарская: Да, или хотя бы какой-то афронт, чтобы публика проявила свое Я. Вот ее отучили, к сожалению, это проявлять, потому что… Даже если конкурсы мы смотрим, то кто там судит? Профессионалы, преподаватели. А судить должны слушатели, для них это все. То есть я бы, скажем, мечтала о каком-нибудь параллельном жюри, чтобы на конкурсах музыкальных свое мнение…

Николай Матвеев: Суд присяжных?

Дина Кирнарская: Да, да. И суд присяжных. И это было бы даже очень интересно. Не просто телевизионное голосование, а голосование людей, которые любят музыку, для которых она существует.

Анастасия Урнова: Так, пожалуйста, запустите в социальных сетях. Какая проблема?

Дина Кирнарская: Так что публика вообще - это царь искусства, это альфа и омега, это то, ради чего искусство существует. Поэтому вставать в такую снобистскую позу и говорить: "Вы не понимаете. Вы до нас недоросли", - ну, это, конечно…

Николай Матвеев: То есть это, наоборот, вредно?

Дина Кирнарская: Да безобразие! Это просто безобразие. Наоборот, мы как деятели музыки, искусства должны… Как Магомет идет к горе, да? То есть мы должны сделать шаг навстречу людям.

Анастасия Урнова: Простите меня, пожалуйста, Дина Константиновна, но все-таки Шостаковича слушать - это совсем не то же самое, что слушать Катю Лель, с точки зрения публики. Ну, это разное интеллектуальное движение.

Дина Кирнарская: Тут правда. Ну, вы знаете, читать Льва Толстого - это тоже не то, что Дарью Донцову читать. Это все то же самое.

Анастасия Урнова: Отступаем.

Николай Матвеев: Вот честно вам скажу. Львом Толстым только пугали. Ты начинаешь его читать - абсолютно доступный и простой язык, цепкое повествование, нигде нет пустот.

Дина Кирнарская: Правильно.

Анастасия Урнова: Согласна.

Николай Матвеев: Мне мама даже рассказывала: "Я пропускала эти моменты с баталиями". Я не знаю, я с таким упоением читал эти моменты баталий, потому что они вообще не про баталии, а про человеческую душу. Ну, это ладно, это литература. Кстати, о литературе. Гоголь, размышляя вообще о силе искусства, о видах искусства, несмотря на то, что сам писатель, признавал, что самый действенный вид искусства - именно музыка, потому что, условно, у тебя есть время как у художника, чтобы достучаться до сердца человека. Литература - это долгий путь, да? Изобразительное искусство - тоже путь. Музыка - моментально.

Дина Кирнарская: Вот вы правильно очень говорите.

Николай Матвеев: Минута-две. И если не цепануло, слушать не будет.

Дина Кирнарская: Потрясающе говорите! Правильно, потому что музыка - она очень концентрированно выражает свое содержание. Вот буквально… Песня "Форель" какая-нибудь, "Маленькая ночная серенада" или какой-нибудь еще хит музыкальный - всем все понятно, всем нравится, дошло до сердца каждого. Более того, вот не все понимают, некоторые говорят: "Ой, да я не могу, надо образовываться, я не вполне так разбираюсь". Вы, может быть, и не знаете, что публике нравится исполнение даже иногда не очень хорошее. Это естественная тяга человека к музыкальному искусству. Он не придирается к качеству. Человеку нравится, когда кто-то так безыскусственно, может быть, не очень качественно, но зато искренне.

Николай Матвеев: Родное.

Дина Кирнарская: Да, от души. Зато вот искренне, от души, как-то музыкально себя выражает. Потому что музыкальное искусство - оно спонтанное, оно очень естественное. И вот какое-то рафинированное, высочайшее качество далеко не всегда должно быть для того, чтобы, как вы говорите, зацепить душу, найти путь к сердцу человека. Этот путь к сердцу гораздо шире, гораздо более открыт, чем может показаться.

Николай Матвеев: Вот Настя вспомнила Шостаковича, и я говорил про эти две-три минуты. Ну а если не цепануло, что делать? Ждать? Терпеть?

Дина Кирнарская: Да, очень правильно вы говорите - пробовать, и пробовать, и пробовать. Кстати, что-то такое почитать, как-то свою фантазию подтолкнуть - это даже необходимо.

Анастасия Урнова: Как с современным искусством.

Дина Кирнарская: Я вам даже скажу такой принцип, который, к сожалению, не всегда в образовании у нас используется, и вообще. Дело в том, что наше восприятие вообще синкретично. Мы очень часто как бы вырываем музыку из контекста. "Ну вот, звуки и звуки". Да никакие это не звуки. Это содержание, это рассказ, это история.

Николай Матвеев: Драматическое произведение.

Дина Кирнарская: Да, это повествование. Это то, что близко каждому человеку. Музыка - это и живопись. Музыка - это и слово. Музыка - это и все остальные виды искусства. То есть она в себя включает все. Это не просто какие-то ноты, звуки, какие-то организованные, так сказать, музыкальные последования. И музыка гораздо легче себя чувствует в контексте других искусств. Вот вы смотрите, как опера рванула, как она популярна сейчас. Правильно! Потому что это синтетический вид искусства.

Как в кино классическая музыка слушается? Сглатывается, просто проглатывается с невероятным удовольствием! Чем была бы картина "Смерть в Венеции" знаменитая, если бы там не было Малера, если бы там не было этого лейтмотива? Чем бы была "Меланхолия" фон Триера, если бы там не было вступления к "Тристану", которая вообще гениальный клип на эту музыку являет собою? Или чем был бы "Барри Линдон" без трио Шуберта, которое является там своего рода такой темой? То есть музыка вообще не очень любит оставаться одна.

Николай Матвеев: Кубрик постоянно классику использовал.

Дина Кирнарская: Она должна быть в контексте других искусств, жизни вообще, философии, литературы - и вот тогда она чувствует себя комфортно, потому что таково наше восприятие.

Анастасия Урнова: Вообще мы сейчас с вами так говорим, как будто бы убеждаем зрителей в том, что музыка - это хорошо, и надо ее слушать. С другой стороны, есть концерты Курентзиса, на которые попасть невозможно. Есть концерты Анны Нетребко, на которые попасть невозможно. И так ведь можем долго перечислять.

Дина Кирнарская: Вы знаете, эти "попасть невозможно" - это до 5%. На самом деле есть люди, которых не надо убеждать. Вот они как раз и ходят на эти модные какие-то события. Дело в том, что… Конечно, как сейчас говорят, раскрученность, мода - все нужно, это вообще необходимо. То есть нужно использовать самые разные входы в человеческое сердце. Вы можете вместе с рокерами играть, вы можете устраивать, как Фредди Меркьюри с Монсеррат Кабалье пел, то есть какие-то совместные акции. Это все нужно, это необходимо. Или, например, сейчас очень модно сопровождать видеорядом музыкальное исполнение. Стопроцентно необходимо, потому что человек воспринимает все всеми органами чувств. Только слушать - это хуже, чем одновременно слушать, смотреть, еще даже, может быть, в чем-то участвовать. То есть синтез искусств - это ключ к нашей музыкальной психологии, к тому, чтобы музыка нашла к нам какой-то путь.

Анастасия Урнова: Кстати, я хотела спросить. Мне кажется, что одна из причин, по которым довольно сложно слушать классическую музыку, особенно если ты пришел в консерваторию, - это то, что ты должен сесть и слушать. Ты никуда не смотришь, ты ничего не делаешь руками, ты не танцуешь. Нет шоу. А это именно то, что сейчас пытаются вставить во все. Современные исполнители - всегда шоу. Какие-то еще, может быть, инсталляции. Это нас тоже заставляет лишний раз работать? Или просто музыка должна двигаться вместе со временем?

Дина Кирнарская: Вы абсолютно правы, вы абсолютно правы. Дело в том, что сейчас вообще классическая музыка очень и очень преобразуется (в самом хорошем смысле), то есть она все больше делает шаг к аудитории. И вот всякие шоу, например, какие-нибудь фестивали… Даже я недавно присутствовала на таком мероприятии, фестивале. Там делается знаете что? Ассоциация российских фестивальных деятелей, скажем так, российских фестивалей. То есть фестивали объединяют усилия для того, чтобы людям было легче, чтобы им было интереснее. Есть, например, такое мероприятие в Свердловской филармонии… Они вообще очень интересно работают. Там "Безумные дни", они купили франшизу французскую. И там на 45 площадках 35 тысяч человек участвуют сразу в этом деле, переходят из одного места в другое. То есть люди экспериментируют, чтобы не было только одного формата, вот о котором вы сказали. Это хорошо, когда вы можете или вам интересно сидеть и просто слушать.

Но также хорошо, когда что-то еще, когда как-то еще, когда это еще чем-то сопровождается, когда формат подачи меняется. Это очень здорово. Это очень здорово! Есть детские проекты, которые сейчас ведет Московская консерватория. Там дети и ходят, и возятся, и ползают, и что они только ни делают. То есть вообще мы сейчас живем в революционную эпоху, когда классическая музыка делает шаг к слушателю, когда она начинает понимать, что просто, так сказать, снобистски собой восхищаться - это не дело, а нужно что-то предпринимать. И предпринимают. Ну, вы же все знаете - Башмет, эти проекты знаменитые. Телевизионные программы - и "Большая опера", и еще какие-то шоу. То есть вот то, что вы сказали…

Николай Матвеев: Апгрейд классической музыки.

Дина Кирнарская: Да, апгрейд. Да-да-да, вот именно, да, некий апгрейд, он идет сейчас, и идет полным ходом.

Николай Матвеев: Дина Константиновна, вы как-то сказали уже о национальной музыкальной школе, о национальной музыкальной традиции. А что произошло в девяностые и нулевые? Почему это как-то было утрачено? Почему на первый план вышла… ну, я не хочу никого обижать, но не всегда качественная попса, вообще заполонила радиоприемники, телевидение? Вообще та музыка, на которой вырастить тех самых волевых людей, которые по-особенному будут гайки крутить, как вы говорили, вряд ли может.

Дина Кирнарская: Ну, это вообще сложная эпоха. И почему собственно музыка должна оказаться в стороне? Конечно, когда люди заняты, родители заняты выживанием, им нет никакой возможности заняться детьми… Вот эта мода на обучение музыкальное. Помните, как девочки с бантиками в мае все скверы заполоняли возле музыкальных школ? Такого не было. Был некий такой провал, что ли, проседание. И не только же в музыке, а и в спорте тоже. То есть когда структуры финансирования… А это же был переход. Музыкальные школы перестали быть подчиненными Министерству культуры, они перешли в образование, перешли в региональные какие-то структуры.

То есть, собственно говоря, система управления разрушилась - то, что было в советское время. И, естественно, когда разрушается административная какая-то структура, которая хорошо работала и которая себя зарекомендовала, конечно, становится труднее, конечно, становится хуже. Сейчас гораздо лучше ситуация, намного лучше. То есть, действительно, работают у нас 5 тысяч школ музыкальных. Это наше уникальное достояние.

Анастасия Урнова: Это государственная политика?

Дина Кирнарская: Да, конечно. И прекрасно! Во многих странах ничего похожего нет. Вот эта самая музыкальная какая-то школа так полностью на частную инициативу сбрасывается. То есть: "Ну, вы хотите заниматься музыкой? Ну, занимайтесь. Нанимайте частных педагогов".

Николай Матвеев: То есть классической музыке нужно помочь просочиться, да?

Дина Кирнарская: Да. Ей всегда нужно… Знаете, как говорят: "Надо помочь талантам, а бездарности пробьются сами". Вот тут та же самая история. Все низкопробное и достаточно такого низкого качества пробьется само, потому что все-таки значительная часть общества воспитана на другом.

Николай Матвеев: Ну, вы же все равно сказали, что индикатор успеха - это реакция общества, его оценка.

Дина Кирнарская: Да, бесспорно.

Николай Матвеев: Но если не получается у классической музыки пробиться самостоятельно…

Дина Кирнарская: Получается.

Николай Матвеев: Получается?

Дина Кирнарская: Ну конечно.

Николай Матвеев: Массово?

Дина Кирнарская: Получается, потому что все-таки высокое искусство - оно так или иначе, в той или иной мере элитно, оно элитарно. И всегда таким было и будет. То есть вы никогда не привлечете к нему 100% населения. Но тем не менее главное… Вот мне лично это говорил Марсалис, мы как-то виделись с ним. Уинтон Марсалис - это выдающийся джазовый музыкант, трубач, руководитель джазовых оркестров, коллективов. Он сюда приезжал на 4 июля, на День независимости Соединенных Штатов, было такое. И вот мы с ним разговаривали. И он говорит: "А что вы думаете - джазом все увлекаются, что ли? 4%". Джаз! Это не классика. Казалось бы, полегче. Да только кажется, что полегче.

Вообще музыкальный рынок очень диверсифицирован: кому-то классика, кому-то джаз, кто-то слушает вообще все, кому-то поп-музыка. Нормально. Точно так же, как никто не читает философскую литературу, Канта не будут читать все, правильно? А будут читать только те…

Анастасия Урнова: Ну, так себе развлекательное чтение.

Дина Кирнарская: Да, ну конечно.

Николай Матвеев: Донцова, Кант…

Анастасия Урнова: Одна история.

Дина Кирнарская: Будут читать те, у кого есть к этому тяга и есть к этому склонность. Но наше дело со своей стороны - все время расширять вот эту область интереса.

Анастасия Урнова: Дина Константиновна, скажите, пожалуйста, а есть ли сегодня у русской музыки в мире какой-то свой голос, какая-то своя особенность, чтобы можно было сказать: "Это русская музыка"?

Дина Кирнарская: Конечно, есть. Конечно, есть. Если бы не было русской музыки, скажу вам честно, наши исполнители не были бы так востребованы. Вы сказали: "Вот Шостакович". Это очень такая симптоматическая вещь. Дело в том, что попса вообще, поп-музыка - она универсальна. Она в XII веке была почти такая же, как теперь. Или какие-то мелодии из XVIII века вы можете найти…

Николай Матвеев: А я думаю: откуда материал для альбома Ольги Бузовой? XII век!

Дина Кирнарская: Да запросто!

Анастасия Урнова: Просто все новое - это хорошо забытое старое.

Дина Кирнарская: Вы можете найти, понятно. Почему? Потому что… Кто герой поп-музыки? Обыватель, обыватель. Он всегда поет про одно и то же: он поет о любви, об отдыхе, о весне…

Николай Матвеев: О предательстве.

Дина Кирнарская: Да, о предательстве, о печали, о сердечных ранах - что-нибудь такое простенькое поет. И вы можете даже уловить какие-то интонационные корни очень-очень старые в поп-музыке. Ну, скажите, пожалуйста, вот Иоганн Штраус - это когда? Это середина XIX века. И пожалуйста, популярнейший сегодня автор, всем нравится.

Николай Матвеев: Подождите. Но классическая музыка разве не об этом?

Дина Кирнарская: Нет. Классическая музыка - это человек исторический, она все время меняется. Она нам показывает, как вообще цивилизация развивается, что с людьми происходит. В XVI веке это был один герой интонационный, у него была одна область интересов, мыслей, соображений.

Николай Матвеев: То есть любовь и страдания его не занимают?

Дина Кирнарская: Не очень, как-то иначе это все было, значительно по-другому, нежели теперь. Послушайте музыку Баха и сравните ее с музыкой Шостаковича - они не очень-то и похожи. А если вы сравните Баха со Шнитке, с Губайдуллиной, с современной музыкой, с Булезом, с каким-нибудь авангардом - совсем непохоже. То есть язык меняется.

Анастасия Урнова: При этом я сейчас в голове перечисляю знакомые мне оперы.

Дина Кирнарская: Ну?

Анастасия Урнова: Так они же все, ну, во многом про драму как раз таки межличностных отношений.

Дина Кирнарская: Ну, опера - да. Но опера - вообще достаточно молодой жанр. Она в XVII веке только родилась. То есть сколько ей? Ей четыре века всего. Ну, 400 лет - что за возраст?

Анастасия Урнова: Несерьезно.

Дина Кирнарская: Да.

Николай Матвеев: Детский возраст.

Дина Кирнарская: И она, между прочим, все время меняется. Послушайте оперы Монтеверди XVII века и послушайте того же Пуччини, хотя бы в той же стране. И вы скажете, что это весьма и весьма отличается. Потому что классическая музыка ведет летопись истории своим музыкальным языком. Она рассказывает о том, какими были люди, чем жили, чем интересовались, как мыслили. И это все время, все время меняется. То есть мы историческую эволюцию по ней можем очень хорошо проследить.

Анастасия Урнова: То есть классическую музыку пишут и сегодня?

Дина Кирнарская: А как же! Обязательно! "Классическая музыка рассказывает о времени и о себе", - как сказал поэт. То есть она рассказывает о современности, о современном человеке, о современных представлениях о мире, о Боге, о правде, о важных вещах. То есть вот эти представления - они же все время эволюционируют, они же никогда не стоят на месте. Тот же Бетховен рассказывал о больших общественных движениях, о героических подвигах ("О доблестях, о подвигах, о славе", да?), ну, в среднем периоде творчества. Допустим, Верди рассказывал о страстях, о человеческой душе, о конфликтах. Шостакович рассказывал о том, что такое человек в истории, как он себя ощущает, и что такое вообще история личности. Темы меняются. Мы все время видим эволюцию интересов художественных. Люди все время рассказывают о том, что вообще случилось с нами. И если вы хотите пережить, сердечно пережить прошлое - пожалуйста, вы послушайте музыку Моцарта. И вы перенесетесь в XVIII век - и эмоционально, и душевно, и как угодно. Вот это чудо классического искусства.

Николай Матвеев: Дина Константиновна, мы знаем, у нас страна разношерстная, и население сельское у нас - порядка 30%, и моногородов много. Я к вопросу о том, а как музыкальное образование классическое и вообще доступ к классической музыке сделать массовым?

Дина Кирнарская: Ну, у нас он и так массовый. 5 тысяч школ - это не просто так.

Анастасия Урнова: На всю страну.

Дина Кирнарская: Конечно.

Николай Матвеев: Но они же в основном в больших городах сосредоточены.

Дина Кирнарская: Ничего подобного?

Николай Матвеев: Ничего подобного?

Дина Кирнарская: Ничего подобного! Я сейчас занималась проектом "Музыка для всех" в Якутии. Там по инициативе Михаила Николаева, первого президента Якутии, они ввели такой проект "Музыка для всех", где они просто пытаются донести музыку до каждого ученика, до каждого улуса. И не только в Якутии, но и в Якутии тоже, в самых отдаленных местах, в условиях Крайнего Севера есть музыкальные школы, то есть человеку есть куда пойти. Другой вопрос - чтобы охоту не отбили, чтобы в этой музыкальной школе был педагог-энтузиаст, вооруженный методикой нужной, и чтобы он находил подход как к одаренному, очень трудолюбивому и заинтересованному ученику, так и к тому, кто пришел просто отдохнуть, пришел как-то так для себя развлечься.

Сейчас очень правильно Министерство культуры ведет такую политику. С одной стороны, как бы есть предпрофессиональное образование в музыкальных школах и есть общеэстетическое. Но методика этого общеэстетического еще не настолько совершенна, как профессионального, то есть мы частенько теряем людей. И вот когда вы сказали про русскую музыку… Вот посмотрите. Кто бы звал все время наших музыкантов, если бы не надо было играть Чайковского, Рахманинова, Шостаковича, Прокофьева? Все время зовут наших. Ну а как?

Анастасия Урнова: А наши музыканты и грают лучше?

Дина Кирнарская: Конечно, лучше. Точно так же, как Мути или Аббадо лучше играют итальянскую музыку, точно так же Гергиев или Темирканов лучше играют русскую музыку. И если вы хотите послушать Рахманинова, если вы хотите послушать Римского-Корсакова, если вы хотите послушать даже современных наших композиторов или классиков российских, советских (например, Денисова или Шнитке), то кого вы пригласите? Чаще всего наших артистов, наших исполнителей.

Анастасия Урнова: А если вы живете где-то (в хорошем смысле слова), скажем так, в провинции, не в большом городе, не в Петербурге, не в Москве.

Николай Матвеев: В городе N .

Анастасия Урнова: Да, в каком-то городе N. Как вам получить доступ ко всем этим чудесам великой классической музыки?

Дина Кирнарская: В Интернете. Вот нажал кнопку - и все здорово. Существует не только YouTube, существуют замечательные проекты "Медичи ТВ", который ввел трансляцию с конкурса Чайковского. И там такая фонотека! Причем видеобиблиотека.

Николай Матвеев: Простите, но, щелкая в Интернете, можно натолкнуться вообще не на те сайты. Кто будет тем самым навигатором, кто проведет к нужному контенту?

Дина Кирнарская: А вот навигатор… Тут нужно нам просвещение музыкальное налаживать - так же, как и просвещение художественное. Я все время вспоминаю, знаете, может быть, вы помните - вот была такая передача "Мост над бездной", Паола Волкова рассказывала, на "Культуре". Это вообще гениально! То есть человек пытается приобщить к живописи, к тому, чтобы не просто смотреть, а видеть. Вот как в нашем случае - не просто слушать, а слышать. Рассказывает об искусстве изобразительном очень многим людям. То есть просветительская сторона вообще нашей жизни в классической музыке очень хромает. Она очень слаба по сравнению с тем, какой она должна быть.

Николай Матвеев: Вот наука, чтобы войти в общество, изобрела… ну, может, мы, журналисты, изобрели такой жанр, как научпоп. Вот нам музпоп нужен?

Дина Кирнарская: Еще бы! Он нужен как воздух просто. И музпоп нужен, и живописный поп, и литературный поп. Вы посмотрите, как тот же Дмитрий Быков рассказывает о литературе XX века, о русской литературе.

Николай Матвеев: Вот!

Дина Кирнарская: И сколько людей он приобщил к чтению, к тому, чтобы они интересовались литературой. То же самое, конечно, нужно…

Анастасия Урнова: А есть желание?

Николай Матвеев: А вы представляете, скорее по стране скучных ораторов, которые отбивают охоту слушать классическую музыку только за счет своего ораторского мастерства?

Дина Кирнарская: Ну, ораторов вообще мало.

Анастасия Урнова: Но при этом, когда ты в Интернете, ты берешь и смотришь.

Дина Кирнарская: Вы знаете, ораторов, которые рассказывают о классической музыке…

Николай Матвеев: Но вы же интересно рассказываете.

Анастасия Урнова: Дина Константиновна, у меня такой вопрос…

Дина Кирнарская: В данный момент я не рассказываю, а просто обсуждаю.

Анастасия Урнова: В Москве, например, огромное количество просветительских мероприятий, огромное! Каждый вечер что-то проходит. И организаторы этих мероприятий в жуткой конкуренции, чтобы именно к ним пришла аудитория и послушала. И, например, об истории сейчас рассказывают много людей.

Дина Кирнарская: А о политике - еще больше. Сейчас все политологи, да.

Анастасия Урнова: Ну, политика - это все-таки не просвещение.

Николай Матвеев: Ну, в программе "ПРАВ!ДА?" грех это не сказать.

Анастасия Урнова: Я - дипломированный политолог. Сейчас начну обижаться.

Дина Кирнарская: Ну вот и хорошо, и слава богу, прекрасно.

Анастасия Урнова: Но вот в вашем музыкальном сообществе есть желание проводить публичные лекции, записывать? Сейчас же что может быть проще - записать курс от Гнесинки и выложить его в Интернет. И пожалуйста - вот она, путеводная звезда.

Дина Кирнарская: Пожалуйста.

Анастасия Урнова: Вы же можете это делать.

Дина Кирнарская: Вы знаете, у меня даже был такой опыт…

Николай Матвеев: Простите, я даже придумал название блога на YouTube - "Классика для чайников". "Всем хаю-хай…"

Дина Кирнарская: Ой, отлично, здорово! У меня, кстати, и книга такая есть, она называется "Классическая музыка для всех", то есть курс истории музыки. Но он, к сожалению, только касается старинной музыки. Ну, хоть что-то. Но вообще, конечно, вы совершенно правы. Есть такой Российский общеобразовательный портал, и там тоже есть музыкальная коллекция, там это есть. Я говорю просто о том, в чем я принимала участие. Там, например, дается музыкальный фрагмент небольшой и комментарий какой-то к нему. То есть это как бы в помощь учителям музыки и тем, кто хотел бы. Но вы совершенно правы: очень мало таких материалов. А что, разве по изобразительному искусству много? Тоже мало.

Николай Матвеев: Мало.

Анастасия Урнова: Но становится все больше, я должна сказать.

Дина Кирнарская: Становится, но все равно этого недостаточно. И потом, они все очень разного качества.

Анастасия Урнова: Вот Третьяковская галерея недавно опубликовала потрясающий проект про современную живопись XX века.

Дина Кирнарская: Ну, хорошо.

Анастасия Урнова: Потрясающе!

Дина Кирнарская: Ну, вы знаете, есть такая самая простая история в данном случае. Ну, может быть, вы помните, что… Вы, конечно, не помните, даже я с трудом помню. В 60-е годы наша любимая с вами поп-музыка испытывала большой кризис до тех пор, пока не изобрели клипы. Вот пока не изобрели видеоклипы, буксовала.

Николай Матвеев: То есть синтетика спасла?

Дина Кирнарская: Да, да. Плохие продажи были. Потому что наша психология, наш мозг просто жаждет…

Николай Матвеев: А как же Магомаев, Пьеха, Кристалинская? По-моему, все нормально у них было.

Дина Кирнарская: Это только у нас, в Советском Союзе.

Николай Матвеев: А, вы вообще, в мире в целом?

Дина Кирнарская: В мире, да. Вот это изобретение клипов просто взрывным образом совершенно подтолкнуло поп-музыку к дальнейшему развитию и к дальнейшей популяризации. К сожалению, клипов вот таких, как мы видели у Триера, вступление к "Тристану"…

Анастасия Урнова: В "Меланхолии".

Дина Кирнарская: Да. Этого очень мало, этого очень мало. А классическая музыка нуждается. Есть какие-то опыты, что-то делается, но этого недостаточно. То есть она должна выйти из звукового гетто, она должна выйти на широкий простор и визуальных искусств, и театральных, и литературных, и всяких других ассоциаций, комментариев, связей. Тогда это будет, конечно, более действенно. Но мы развиваемся, мы что-то пытаемся делать.

Николай Матвеев: Дина Константиновна, а вот такую деталь (я себе даже на отдельном листочке выписал) на многих форумах встречал и в общении с коллегами. Как вы охарактеризуете вот эту деталь, что 10-15 лет назад как-то люди массово стали избавляться от фортепиано? Помните, в советское время это было знаком качества, что ли, принадлежности к определенной касте. Есть даже пример, когда люди просто порубили на топку, и все. Вот что произошло с обществом?

Дина Кирнарская: Ну, во-первых, мы, конечно, с вами сейчас немножко преувеличиваем, потому что сейчас этот процесс развернулся вспять, и многие, наоборот, приобретают рояли. Вот недавно я как-то по своим делам просто обращалась к настройщикам, чтобы купить инструмент приличный. Очень трудно, потому что желающих много. И есть какая-то популярность. Но, конечно, свобода… Это издержки свободы. В этом ничего плохого нет. У людей появился больший выбор, больший выбор: что слушать, к чему обратиться, чем интересоваться. Например, даже элементарно - раньше "Доктор Живаго" где? Только с фонарем под одеялом, да? А сейчас издано какими тиражами!

И он подумает: "Да чего я буду слушать или на пианино играть? А почитаю-ка я "Доктора Живаго". Это дело выбора. Культурное предложение стало настолько разнообразным, оно стало настолько широким, что, конечно, публика разошлась по маленьким отсекам. То есть одним нужно одно, другим - другое, третьим - третье. И поэтому, да, люди выбирают, каждый что хочет. И это совершенно нормальный процесс.

Николай Матвеев: Я грешным делом просто подумал: диван некуда из IKEA поставить, поэтому нужно было место освободить.

Анастасия Урнова: Избавиться.

Дина Кирнарская: Да нет. Это вопрос культурных интересов.

Анастасия Урнова: Но ведь и книги перестали быть такой ценностью

Дина Кирнарская: Вот правда, у человека появилась возможность прочитать "Жизнь и судьба", "Доктор Живаго" - то, что раньше никогда не печаталось. А теперь - пожалуйста. И он читает.

Николай Матвеев: Библиотеки тоже…

Анастасия Урнова: Мне, кстати, кажется, что ведь это очень много места занимает. Теперь можно купить синтезатор или… Простите, как это правильно называется? Я знаю, что люди часто это делают.

Дина Кирнарская: Это тоже, кстати, фактор, да. Технологии совершенствуются. Можно то же самое иметь и гораздо меньше места занять.

Анастасия Урнова: Дина Константиновна, у меня к вам вопрос возник. Вы сказали (и меня это очень заинтересовало), что классическая музыка - это некоторая такая летопись нашей истории. Вот кто сегодня пишет ту классическую музыку, по которой будущие поколения будут как-то делать выводы о нас?

Дина Кирнарская: Ну, очень много композиторов.

Анастасия Урнова: Ну, назовите.

Дина Кирнарская: Вы знаете, все требует проверки временем, поэтому я могу назвать только тех, кто является классиком.

Анастасия Урнова: На кого сейчас обратить внимание?

Николай Матвеев: ТОП-5.

Дина Кирнарская: Ну, естественно, наша тройка - Денисов, Шнитке, Губайдуллина. Это очень крупные композиторы. Ну, это настолько субъективно опять же, потому что сейчас настолько много стилистических всяких ниш и всяких направлений. Например, я очень люблю композитора Вячеслава Артемова. Есть композитор Борис Чайковский. Он уже ныне покойный, но тоже весьма крупный композитор. Андрей Эшпай. Есть направления такие, условно говоря, ну, достаточно условно: авангард, неоклассика, такая даже неоромантика. Например, Валентин Сильвестров очень как-то в этой области…

Николай Матвеев: А вот Павел Карманов, Леонид Десятников стали классиками?

Николай Матвеев: Дина Константиновна, я очень не хочу говорить этих слов, но, к сожалению, формат обязывает, у нас время ограничено. Последний вопрос. Помните, в 90-е эти музыкальные развалы были, когда такой человек мерзнет, в фуфайке…

Дина Кирнарская: Диски.

Николай Матвеев: Куча дисков, даже кассеты. И вот люди подходили: "Вот я музыку не слушаю". И его задача была - дать такую кассету с такой группой, чтобы потом он опять вернулся. Вот представьте, я у этого развала, но только вы с классической музыкой. Я вот вообще не знаю, с чем начать. С кого начать? Хотя бы одну фамилию - из классиков или из современников.

Дина Кирнарская: С Моцарта.

Николай Матвеев: С Моцарта?

Дина Кирнарская: Да. Моцарт, Вивальди - самая легкая классическая музыка, она самая демократичная и самая простая. Моцарт и Вивальди.

Анастасия Урнова: Идем слушать.

Николай Матвеев: Друзья, досматривайте "Правду" - и к Моцарту и Вивальди. У нас в гостях была проректор Российской академии музыки имени Гнесиных, профессор, доктор искусствоведения и доктор психологических наук Дина Кирнарская. Дина Константиновна, спасибо вам большое!

Дина Кирнарская: И вам спасибо.

Николай Матвеев: Друзья, как всегда, встречаемся в "Правде". Будьте с нами. Всего доброго!

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Доктор педагогических наук.

Дина Кирнарская родилась 21 июня 1961 года. С самого детства любила читать книги, увлекалась искусством. В 1982 году Дина Константиновна окончила Российскую Академию Музыки имени Гнесиных, а в 1988 году заканчивает и аспирантуру в той же Академии.

В 1989 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности», в 1997 году - Докторскую диссертацию на тему «Музыкальное восприятие: проблема адекватности».

Кирнарская с начала 90-х годов опубликовала множество статей о различных музыкальных и других событиях культурной жизни в таких центральных газетах как «Московские новости», «Общая газета», в журналах «Итоги» и «Новое время». Некоторые публикации в журналах «Музыкальная жизнь», «Советская музыка», «Искусство в школе», а также в научных сборниках касаются вопросов организации, структуры и содержания музыкального образования.

С 1994 по 2002 годы Дина Константиновна являлась обозревателем по культуре Русской службы ВВС, с 2004 года выступала на национальном телевидении, преимущественно по каналу «Культура», в качестве эксперта и комментатора. В 2006 году защитила вторую Докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности».

Кирнарская известна тем, что создала уникальную систему тестирования музыкальных способностей, которая служит базой для создания тестовых методик в области диагностики специальных способностей во многих областях деятельности. Также разрабатывает современную методологию преподавания истории музыки: помещенная в контекст других искусств, философии и литературы эпохи, классическая музыка становится более доступной для учащихся самого разного уровня образования.

Наряду с международными грантами в течение ряда лет выполняла различные научные и образовательные проекты при поддержке Министерства культуры России.

Дина Константиновна принимала участие в разработке российской Концепции развития образования в сфере искусства и культуры. В 2013 году разработала проект обновления музыкального образования «Музыка для всех» в Республике Саха-Якутия.

Основные публикации Дины Кирнарской

«Музыкальное восприятие», М., 1997
«Классическая музыка для всех», М., 1998
«Психологический портрет композитора, написанный им самим». Часть I, О новаторстве… книга «Классическая музыка для всех»
«Классицизм». М.: Росмэн, 2003.
«Музыкальные способности», М., 2004.
«The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent». 2009, Oxford University Press, UK.
«Актуальные проблемы духовного возрождения России» (по материалам ООН и ЮНЕСКО «Роль художественного образования в становлении креативной экономики») // Ежегодник Министерства культуры, 2012.
«How to predict professional success in music and beyond? Constructing Universal Talent’s Structure for the Best Vocational Choices» Kirnarskaya Dina// Материалы Азиатской конференции по психологии и поведенческим наукам. Osaka, Japan, 2013. С. 116–125

Дина Константиновна Кирнарская - российский музыковед, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных, музыкальный психолог, профессор, доктор искусствоведения, доктор психологических наук; основатель и научный руководитель продюсерского факультета РАМ им. Гнесиных (Россия), президент АНО «Таланты-XXI век». Живет в Москве, является одним из ведущих специалистов в области теории и практики тестирования музыкальных и других способностей, автор бестселлеров «Классическая музыка для всех». М., 1997 и «Музыкальные способности», М., 2004. Книга Д.К.Кирнарской "The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent" ("Истинный музыкант: о способностях, одаренности и таланте") вышла в издательстве Oxford University Press в 2009 году. Руководитель многочисленных семинаров и тренингов для учителей музыки в области психологии музыкального образования. Член Союза композиторов, Союза журналистов, член президиума Российской общенациональной секции ИСМЕ (с 2009).

Цитата

Музыкальность - сердце человеческой одаренности

Сочинения

  • «Музыкальные способности», М., 2004.
  • «Музыкальное восприятие», М., 1997
  • «Классическая музыка для всех», М., 1998
  • «Психологический портрет композитора, написанный им самим». Часть I, О новаторстве… книга «Классическая музыка для всех»
  • «The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent». 2009, Oxford University Press, UK.

 

 

Это интересно: