→ Декоративный пейзаж рисунки. Конспект урока на тему "декоративный пейзаж"

Декоративный пейзаж рисунки. Конспект урока на тему "декоративный пейзаж"

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ИЗО НА ТЕМУ

«ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

Выполнила:

Саитова Азалия Фануровна

учитель ИЗО

МБОУ Гимназия № 64 г. Уфа

Тема: «ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ»

Цель:

Показать направления работы над декоративным пейзажем.

Углубить знания и навыки в искусстве живописи.

Знакомство с разными техниками стилизации.

Самостоятельное рисование декоративного пейзажа.

Задачи:

Воспитательная: воспитание образного композиционного мышления, эстетического вкуса.

Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, зрительной памяти, воображения, цветовосприятия; освоение и закрепление навыков работы с различными художественными материалами.

Обучающая: научить преобразовывать реалистичный пейзаж в декоративный.

Оборудование для учеников: тоновая бумага (формат А3), карандаши, ластик, краски,палитра, кисти, раздаточный материал, работы из методического фонда.

Оборудование для преподавателя: мольберт, бумага, карандаш, ластик, указка, наглядные пособия, репродукции, проектор, ноутбук.

Структура урока:

Организационный момент - 1 мин

Введение в тему урока - 3 мин

Лекция нового материала – 10 мин

Самостоятельное выполнение работы – 26 мин.

Подведение итогов. Выявление ошибок и пути исправления. Выдача домашнего задания - 5 мин

Ход урока.

Приветствие

Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок на тему: Декоративный пейзаж.

Объяснение нового материала

Цель нашего занятия. Преобразовать реалистичный пейзаж в декоративный.

Учитель спрашивает: -Ребята, а как вы думаете, чем отличается декоративный пейзаж от реалистичного?(на слайде приведены примеры декоративного и реалистичного пейзажа)

Ученики отвечают и называют разные варианты ответов.

Учитель: Правильно. В декоративном пейзаже отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как передние, так и задние изображаются с одинаковой четкостью.

Также для декоративного пейзажа характерно обобщенность, символичность и условность.

В декоративном пейзаже выполняется стилизация объектов и предметов. Стилизация же происходит за счет упрощения очертания объектов.

Стилизация это изменение видимых свойств и качеств предметов. предполагающее их упрощение с целью усиления выразительности других.

В Декоративной композиции используются практически все основные изобразительные средства: Точка, линия, светотень, форма, размер, пропория, масштаб, цвет,фактура,текстура, формат и тд.

Главными изобразительными средствами считаются: точка, линия, светотень. Потому,что этой триады вполне достаточно для полноценного художественного изображения и соответственно композиции.

Взгляните пожалуйста на интерактивную доску. (указываю на репродукции картин известных художников)

Пример картины А Матисса: В его работе мы видим отказ от светотеневой моделировки объемной формы ради выразительности локальных цветовых пятен и их гармоничных сочетаний.

Показываю следующую картину,К. Моне: А в этой работе мы видим стремление к передаче световоздушной среды через высветление цветовой палитры, игру рефлексов и оптическое смешение цветов в ущерб предметному цвету, тону и четкости рисунка.

В работе Г.Климта орнаментально-плоскостная организация картинной плоскости, усиление лаконизма, пластичности контурных линий за счет условного освещения.

(На доске вывешены работы Сезанна, Ван Гога, Сарьяна, Эгона Шиле, Гильманова, Японские мотивы и примеры восточной миниатюры)

Итак. Сейчас каждый из Вас должен определиться с выбором техники, приемов, колорита, чтобы выполнить декоративный пейзаж на формате А3. Материал гуашь или акварель. Бумага простая либо тоновая. Выбор за Вами. Я даю волю Вашему воображению.

Ваша задача на сегодня: Нарисовать интересный декоративный пейзаж в цвете в любой технике.

Приступайте к работе.

Самостоятельное выполнение работы учениками.

Ученики переходят к практическому выполнению декоративного пейзажа под руководством преподавателя.

Подведение итогов.

Общая экспозиция работ. Обсуждение основных достоинств, выявление ошибок и пути их исправления. Выдача домашнего задания.

Используемая литература:

1. Г.М. Логвиненко «Декоративная композиция»

2. К.Даглдиян «Декоративная композиция»

3. Ахадуллин «Композиция»

Пейзаж, так же как и натюрморт занимает в декоративной композиции одно из ведущих мест и несет в себе определенные сложности в изображении. Наряду с обобщениями и условностями, пейзаж должен передать состояние природы и быть выстроенным по законам композиции. Только тогда он будет выразителен и интересен зрителю.


В отличие от станковой живописи, в декоративном пейзаже в первую очередь отсутствует свето-воздушная перспектива и все объекты, как переднего,так и заднего плана, изображаются с одинаковой четкостью.


Стилизация, как правило, происходит за счетупрощения очертания объектов: выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы, на которых и делается акцент. Возможны и количественные изменения в изображении объектов,если этого требует замысел художника.


Декор в пейзаже может применяться как в большей, так и в меньшей степени. Композиция может быть сплошь заполнена ажуром, или сделан орнаментальный акцент лишь в некоторых участках форм, которые желательно выделить.


Цвет может использоваться с привязкой к натуре, а может решаться и условно. Очень показателен в плане стилизации японский пейзаж.

Плоскостно-декоративный характер стиля японских мастеров обусловлен преобладанием линии, цвет вводится как декоративное пятно.

Богатство тонов невелико, все пейзажи представляют собой законченное композиционное целое, основанное на тщательном изучении натуры, о чем свидетельствует настроение, присущее каждому из пейзажей.

Использование объемов умело связывается с общей плоскостной трактовкой. Соединение всех этих приёмов и создает стилизованно-декоративный характер японского пейзажа.

Снежный пейзаж

Я хочу вас спросить:

что такое композиция?

что в ней главное?

Правильно. Создавая художественный образ - художник использует цветовую гамму, перспективу, передает объем и фактуру. В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими её от композиции картины.

Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещаются над ближними. В декоративном пейзаже художник не стремится передать натуральный вид предмета, а стилизует его. Самыми первыми мастерами стилизации природных форм были народные умельцы.

В каких изделиях русских промыслов мы можем встретить композиционные приемы стилизации природных форм?

Я буду рассказывать о народном промысле, а вы назовете мне его.

Под кисточкой волшебной мастериц
Оживают стайки синих птиц.
Машут лепестками волшебные цветы,
Морозные картины чудесной красоты!

Красно - чёрным по золоту
Полыхает пожар
Всё нетленно и молодо,
Всё в ней - мир поражать.

В самую короткую летнюю ночь на празднике Ивана Купала расцветает по поверью особые цветы и травы, которые обладают целебной силой. Вот этими цветами и украшены предметы. Композиции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетные изображения.

На чёрной, синей, красной или палевой поверхности подноса хорошо видны подмосковные пейзажи и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев.

Декоративную композицию можно сравнивать не только с орнаментом, где есть мотив, но и с узором, свободно заполняющим плоскость. Назовите их.

Приемы народных мастеров подхватили профессиональные художники - декораторы и применили их в своих декоративных работах. Перед вами иллюстрации разных декоративных изображений - разложите их по видам.

1 группа - монументально - декоративные изображения.

2 группа - декоративно-прикладные изделия.

3 группа декоративно-оформительские изделия.

М О Л О Д Ц Ы!

"Композиции нельзя научиться до тех пор, пока художник сам не научится наблюдать и замечать интересное и важное. С этого момента начинается для него возможность самовыражения и композиция "является" сама собой..." (И.Крамской)

Приемы стилизации в конце 1Х - ХХ вв. продолжали развиваться до геометрических форм. Их упростили художники абстракционисты.

Абстрактная живопись ознаменовала отказ от натурального изображения и предложила условность цвета, геометризацию форм, декоративность и беспредметные композиции.

К этому направлению можно отнести живопись русских художников Василия Кандинского и Казимира Малевича.

Для Кандинского характерно игра цвета, а для Малевича важна композиция.

Давайте сейчас представим себя Кандинским или Малевичем.

Выполним упражнение: на листе бумаги

при помощи простых геометрических фигур выполните стилизацию растительного мотива и составьте абстрактную композицию.

Выбор мотива для будущей композиции предоставим судьбе. Я приглашаю вас к барабану вытянуть номер своего задания.

(выполнение упражнения)

Молодцы! Каждый из вас создал свой неповторимый, оригинальный мотив. Теперь мы можем оценить игру цвета и композиции в каждой работе.

(просмотр работ на доске)

 

 

Это интересно: