→ Игры по ознакомлению с худ литературой. Деловая игра для воспитателей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Исследование читательских интересов и возможностей у детей старшего дошкольного возраста

Игры по ознакомлению с худ литературой. Деловая игра для воспитателей по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Исследование читательских интересов и возможностей у детей старшего дошкольного возраста

Развивающие игры для детей 6 - 8 лет по сказкам.

Еремина Анастасия Николаевна, педагог дошкольного образования, воспитатель ГБДОУ д/с №14 г. Санкт-Петербург.

Дидактические игры рассчитаны на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, воспитателей, логопедов, учителей начальных классов и родителей.

Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные в обычной жизни приключения. Недоступное становится доступным, нереальное реальным.
Все дети любят сказки. Именно доступный язык сказки они понимают легче, чем пресную речь взрослого. Роль сказок в воспитании детей многогранна. Они развивают воображение, склоняют к фантазированию. Также они развивают правильную речь, учат отличать добро и зло.
Сказка формирует основы поведения, общения. Развивает воображение и творческий потенциал. В дошкольном возрасте ведущая деятельность игровая, совместив игру и сказку получаются замечательные развивающие упражнения, которые пригодятся и педагогам ДОУ и учителям начальных классов.

В данной статье представлены игры со сказками:
-русская народная "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка";
-русская народная "Маша и медведь";
-русская народная "Три медведя";
-русская народная "Волк и семеро козлят";
-русская народная "Волк и лиса";
-русская народная "Морозко";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "По щучьему велению";(из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-русская народная "Царевна-лягушка";
-русская народная "Колобок";
-украинская народная "Рукавичка";
-русская народная "Гуси-Лебеди";
-русская народная "Зимовье зверей";
-русская народная "Теремок";
-русская народная "Хаврошечка";
-русская народная "Снегурочка";
-русская народная "Репка";
-русская народная "Сивка-Бурка";
-русская народная "Золотая рыбка; (из сборника Афанасьева «Народные русские сказки»)
-А.С. Пушкин Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях;
-Шарль Перро "Золушка";
-Шарль Перро "Кот в сапогах";
-Г.Х. Андерсен "Огниво";
-Г.Х. Андерсен "Русалочка";

Задачи:
- Уточнить и обогатить знания детей о сказках;
- Учить детей узнавать знакомые сказки;
- Вызывать желание у детей помочь героям сказок;
- Развивать интонационно-речевую выразительность;
- Развивать речь, воображение, фантазию, мышление;
- Развивать умение действовать согласованно.

ИГРА 1. "Чьи слова?"

Задание : «Кто говорит эти слова?»:
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь» - Алёнушка.

«Не садись на пенёк, не ешь пирожок» - Маша.


«Кто сидел на моём стуле и сломал его?» - Медвежонок.


«Спасите, нас съел серый волк» - Козлята.


«Ловись, ловись, рыбка, большая и маленькая» - Волк.


«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная» - Морозко.


"По щучьему велению, по моему хотению..." - Емеля


"Битый небитого везет" - Лисичка


"Избушка-избушка, повернись ко мне передом к лесу задом..." - Иван- Царевич


"Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл, а от тебя, и подавно уйду!" - Колобок


"Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной как лист перед травой." - Ваня (Иван-дурак)


"Чего тебе надобно, старче?" - Золотая рыбка


"Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи." - Царица


"Но помни, как только часы пробьют двенадцать.." - фея – волшебница (Крестная)

ИГРА 2. "Растерянные буквы".

Задание : У меня есть слово, буквы которого поменялись местами (в верхнем ряду), а в нижнем ряду под каждой буквой – цифра, которая подсказывает, какой по порядку буква в этом слове. Расставьте буквы в соответствующем порядке. Если всё сделаете правильно, у вас получится слово.

*Морозко


*Огниво


*Золушка


*Гуси-Лебеди


*Колобок


*Репка


*Рукавичка


*Снегурочка


*Русалочка


*Хаврошечка

ИГРА 3. «Отгадай сказку».

Задание : Перечисляем персонажей сказки - дети отгадывают и называют сказку.
Царь, три сына, стрела, болото («Царевна- лягушка»).


Злая мачеха, падчерица, дочка, дед Мороз («Морозко».)
Печка, прорубь, щука («По–щучьему велению»).


Алёнушка, Баба-Яга, козлёночек («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).


Туфелька, бал, Фея (Золушка)


Сапоги, шляпа, кот (Кот в сапогах)


Коза, козлята, волк (Волк и семеро козлят)
Печка, яблоня, молочная река, Баба-Яга (Гуси-Лебеди)


Бык, баран, свинья, гусь (Зимовье зверей)


Дед, бабка, внучка, Жучка (Репка)

Комар-Пискун, муха-горюха, мышка-погрызуха (Теремок)

Загадки про сказочных героев одни из пожалуй самых популярных среди детей наравне с загадками про животных.
Ведь загадки про сказочных героев интересны не только как развлечение, детям нравится их разгадывать особенно после прочтения сказки.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
Семеро козлят

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Снегурочка

Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
Емеля

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?
Колобок

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.
Золушка

С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…
Снегурка

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах

3.Задачи ознакомления детей с художественной литературой по коррекционно-речевой программа Н.В. Нищевой5

4.Методы, приемы и формы работы6

5.Заключение10

Введение

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает, познавая, черпает информацию из книг, рассказывает о том, что узнал, взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего.

Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой

Значение детской художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношения к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Детский сад должен знакомить детей с лучшими произведениями и на этой основе решать целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Развитие эстетического восприятия очень заметно в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую черту художественного восприятия ребенка, как активность, яркие сопереживания с героями произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя.

Старшие дошкольники под воздействием целенаправленного руководства воспитателей могут увидеть эмоциональное единство произведения и его художественной формы, найти образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами, а потом они и сами будут придумывать их. Задачи детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой строятся с учетом этих возрастных особенностей эстетического восприятия. Воспитатели должны познакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, правильное их понимание — важная программная задача детского сада.

В дошкольной педагогике и детской литературе на основе общих положений эстетики разработаны требования к художественным произведениям для детей (тематика, содержание, язык, объем) и оформлению книг, а также принципы составления репертуара для чтения детям. Воспитателям нужно знать, с какими произведениями знакомились дети в предыдущих возрастных группах, чтобы постоянно закреплять их. В начале года нужно просмотреть программу предыдущей группы и наметить материал для повторения. Важно воспитателям посещать эпизодические или постоянные выставки книг, встречи детских писателей и иллюстраторов с активом воспитателей, которые устраиваются при библиотеках, центральных методических кабинетах и т. д.

Задачи ознакомления детей с художественной литературой по коррекционно-речевой программа Н.В. Нищевой

Старшая группа. Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному. Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений. Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках. Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению

1 квартал: развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений, формировать эмоциональную отзывчивость; формировать умение высказывать свое отношение к прочитанному, поступкам героев; знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихов; обучать выразительному чтению стихов; привлекать к участию в инсценировках; формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания и соотнесение их с текстом; совершенствовать умение понимать вопросы к литературному произведению и отвечать на них с небольшой помощью взрослого; совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и небольших текстов по данному педагогом плану или коллективно составленному плану

2 квартал: дальнейшее развитие интереса к художественной литературе, совершенствовать навык слушания литературных произведений, осознание языковых средств выразительности; совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному, описывать внешний вид героев, их поступки, переживания; развитие художественно-речевых исполнительских умений, привлечение к участию в инсценировках, обучение выразительному исполнению ролей.

3 квартал: дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и активного тяготения к книге, красоте художественного: воспитывать способность воспринимать красоту художественного произведения; любовь к прекрасному, доброму, справедливому; совершенствовать умение высказывать свое отношение к прочитанному; формировать умение сопереживать тому, что происходит в рассказе, сказке, стихотворении; развитие художественно-речевых исполнительских умений, привлечение к участию в инсценировках, обучение выразительному исполнению ролей.

Методы, приемы и формы работы

Основная задача воспитателя - привить детям любовь к художественному слову. Для работы по развитию речи используются разнообразные методы и приемы. Самый распространенный из них - чтение художественной литературы, т.е. дословная передача текста. В старшей группе мы учим детей при чтении литературных произведений замечать выразительные средства речи. Дети старшего возраста уже могут различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Знакомя детей с жанром рассказа, мы раскрываем перед ним общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращаем их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Дети также должны понимать и оценивать поступки героев.

Другой метод - это рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Для лучшего понимания произведения мы проводим инсценировки по прочитанным произведениям. После чтения сказки или рассказа мы обязательно беседуем и пересказываем услышанное. При чтении художественной литературы обязательно используем наглядные приемы обучения (показ предмета, игрушки, иллюстрации). Дидактические игры - это хороший способ для закрепления знаний детей при ознакомлении с художественной литературы. Они являются практическим методом в работе с книгой. В частности, дети очень любят собирать пазлы по уже знакомым произведениям. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи. Для закрепления прочитанных произведений можно дать детям задание нарисовать свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, а затем организовать выставку работ. Полезно посещать театр с детьми. Ребята очень эмоционально реагируют на театральные постановки по мотивам уже прочитанных литературных произведений. Благодаря использованию разнообразных методов и приемов при ознакомлении детей с художественной литературой происходит повышение интереса ребенка к книге.

Самый распространенный метод—чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Небольшие произведения воспитатель читает детям наизусть, при этом достигается наилучший контакт с аудиторией. Большая же часть произведений читается по книге. Бережное обращение воспитателя с книгой в момент чтения является примером для детей. Следующий метод—рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Таким способом знакомят детей со многими сказками, некоторыми познавательными рассказами. На занятиях применяют также различного рода инсценировки, помогающие полюбить то или иное произведение, усвоить его. Метод заучивания наизусть применим к небольшим стихотворениям. Часто на одном занятии используют различные методы. Основой всех методов ознакомления с художественной литературой является выразительное чтение воспитателя. Выразительное чтение помогает донести интерпретацию художественного произведения воспитателем, что может усилить или уменьшить влияние этого произведения на детей.

Поэтому выразительное чтение требует от воспитателя серьезной предварительной подготовки: разбора произведения и тренировочного чтения вслух, длительных тренировочных упражнений. Выразительное чтение часто сопровождается показом разнообразного наглядного материала. В этом случае воспитателю нужно заблаговременно потренироваться, добиваясь четкой связи текста и показа наглядного материала. Методы:

· Чтение

· Заучивание наизусть

· Инсценировки

· Рассказывание

Художественное произведение как произведение искусства ценно непосредственным воздействием на ребенка. Эмоциональное непосредственное повествование, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев, самостоятельно усваивается детьми.

Назначение многих методических приемов - облегчить детям процесс слушания и понимания, помочь запомнить произведение, глубже пережить его. Приемы:

· Выразительное чтение

· Повторность чтения

· Выборочное чтение

· Показ игрушки, другого наглядного материала

· Словесные приемы. Детям надо дать дослушать все произведение….

· Вопросы

· Объяснение непонятных слов (не прерывая чтение)

· Использование эпитетов

· Рассматривание иллюстраций

· Сравнение иллюстраций

· Ввод новых слов

· Беседа по произведению

· Закрепление правила обращения с книгой

· Дидактические игры

· Пазлы

· Рисование по мотивам произведений

Формы работы: работа в книжном уголке; внесение образных игрушек-персонажей знакомых сказок, произведений; использование разных видов театра; слушание записей музыкально-литературных инсценировок; использование художественного слова во время наблюдений на прогулках; «Театральная мастерская»; литературные викторины, праздники, КВН; посещение театров; творческие вечера «У бабушки-загадушки», «Чуколядния», «Сказка в гости к нам пришла» и т. д.; тематические занятия, вечера; настольно-печатные игры «Узнай сказку по картинке», «Из какой сказки отрывок», «Волшебные кубики»; драматизации литературных произведений; постановки спектаклей; праздники, утренники, развлечения; сказочный сундучок; роки доброты; интегрированные занятия; тематические дни, недели; проекты; чтение; заучивание; рассматривание иллюстраций; знакомство с творчеством поэта, писателя …; ситуативный разговор о….; экскурсия в библиотеку. Оформление книжного уголка в старшей группе:

· Стеллаж или открытая витрина для книг

· Стол, стулья, диван

· Книги по программе

· Любимые детские книги

· Сменяемые детские журналы

· Детские энциклопедии, справочники, словари, словарики

· Книги по интересам о достижениях в различных областях

· Книги с фольклорными произведениями

· Книжки-малышки с фольклорными произведениями

· Книжки-раскраски по темам

· Книжки- самоделки

· Аудио- и видеодиски с записями литературных произведений

· Диапроектор, экран.

Заключение

Художественная литература играла большую роль в развитии детей дошкольного возраста. Общеизвестно воздействие литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка.

Изменилось наше общество. Меньше читают родители - меньше читают и дети. Самое главное - у многих детей не возникает интереса к чтению, и родителям приходится их «заставлять» читать, что, конечно же, не способствует у ребенка возникновения интереса к книгам. Появились новые носители информации. Но крайне важно, чтобы в детстве у ребенка были красочные книги со сказками, истории о природе, культуре, науке. Далеко не все современные детские книги способствуют развитию литературной речи и художественного вкуса. Конечно, у каждого времени - свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. Все эти проблемы предстоит решать педагогам.

Список литературы

1.Винокурова Н.В., Мазуренко О.В. Формирование этнокультурной осведомленности детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой // Современные проблемы науки и образования. №1, 2014 г., с. 68

2.Игнатович И.И. Приобщение дошкольников к художественной литературе о родном крае // Сборник научных трудов Sworld. №4, 2013 г., с. 32-35

3.Киркина Е.Н. Особенности реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» в условиях регионального дошкольного образования // Казанская наука. №1, 2011 г., с. 324-325

4.Кусова М.Л. Художественно-эстетическое воспитание ребенка дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и фольклора // Педагогическое образование в России. №6, 2012 г., с. 164-169

5.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 336 с.

6.Питерскова М.Н., Кузьмина Л.А., Шибаева Р.В. Художественная литература как средство эмоционального развития дошкольников // Обучение и воспитание: методики и практика. №10, 2013 г., с. 235-240

7.Творческое рассказывание: обучение детей 5 - 7 лет/ авт.-сост. Л.М. Граб. - Изд. 2 - е. - Волгоград: Учитель, 2012. - 136 с.

Современная концепция дошкольного образования ориентирует педагогов на развитие творческого потенциала личности, формирование богатого внутреннего мира ребёнка.

Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре - важная педагогическая задача.

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребёнок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников - речевого, познавательного, личностного.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей.

В нашем детском саду на занятиях по ознакомлению с художественной литературой педагоги активно используют дидактическую игру, в основе которой - активная «исследовательская» деятельность детей.
Дидактические игры закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение.

«Путешествие по сказкам»

Задача: вспомнить отрывки из произведений и назвать сказки.

Правила игры: Взрослый вытаскивает карточку со стихотворной загадкой, зачитывает ее. Ребенок, должен закончить предложение и назвать из какой сказки отрывок. Потом взрослый показывает картинку с правильным ответом (книгу), ребенок проверяет себя.

«Сбежавшие герои сказок»

Задача: узнать героя и его сказку.

Правила игры: Ребенок вытаскивает себе карточку с персонажем из сказки, называет, кто изображен на ней и из какой он сказки. Вместе с родителями находит книгу с этой сказкой.

Пиктограммы.

Задачи: повышают активизацию эмоциональных и мыслительных процессов. Воспитывают умение сосредотачивать внимание на содержании сюжета сказки, высказывать суждения. В работе используются различные варианты пиктограмм.

Вариант 1. Набор изображающих лица персонажей разных сказок. В центре схемы сюжет из сказки, а вокруг круги. Воспитатель раздаёт детям карточки - схемы с изображением героев разных сказок, предлагает разложить их на круги к определённому сюжету сказки.

Вариант 2. На середине листа изображена схема сюжета определённой сказки. Вокруг схемы персонажи из разных сказок. Воспитатель предлагает ребёнку закрыть фишками персонажей из других сказок.

«Сложи сказку»

Задача: собрать целую картинку из частей.

Правила игры: Детям и родителям раздаются подносы с разрезными картинками (сюжеты из сказок писателя). Необходимо собрать целый сюжет и назвать произведение.

Игра «Сказки - загадки». В основе этой игры лежит проверка знаний сказок.

Задачи: воспитывает умение слушать вопросы и ответы, развивает внимание.

Для проведения игры необходим набор схем «Сказки - загадки». Педагог обращает внимание на то, что в схеме есть ошибки и предлагает найти их.

Задание 1. Посмотри на схему и найди лишний персонаж.

Задание 2. Какого персонажа не хватает сказке?

Игра «Угадай настроение» направлена на тренировку умения распознавать эмоциональное состояние по мимике.

Задачи: развитие понимания чувств и эмоций.

Для этой игры изготовлен набор схем разных сказок - «Теремок», «Репка», «Красная шапочка». Лица сказочных персонажей изображены в различных эмоциональных состояниях. Воспитатель вместе с детьми рассматривает схему и предлагает угадать настроение каждого персонажа.

Сказки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, развязывать «узелки».

Игра «Сказочные клубочки».

Задачи: развитие памяти, речи.

Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»

«Жили - были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

Художественная литература с самого раннего возраста формирует характер ребёнка. Она присутствует в его жизни как нравственно-эстетический ориентир: книги становятся его друзьями и советчиками, их герои - примером для подражания, а язык автора открывает двери в мир воображения, где царит красота гармонии. Так у ребёнка закладывается система ценностей, развивается самосознание и культура речи, формируется художественный вкус. Дети крайне восприимчивы и отзывчивы ко всему прекрасному, поэтому нужно стремиться как можно шире использовать художественную литературу в процессе воспитания. Для того чтобы занятия по литературе были максимально эффективными, нужно учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста и ориентироваться в прогрессивных тенденциях современной педагогики.

Цели занятий по художественной литературе в детском саду

Можно сформулировать следующие общие цели проведения занятий по художественной литературе в детском саду:

  1. Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности, через воспитание художественного вкуса как способности воспринимать на слух различные средства выразительности языка, которыми пользуется автор (общая тональность произведения, красота метафор, ритм и мелодичность речи, образность и поэтика языка).
  2. Дать представление об основных жанровых и стилистических особенностях литературного произведения (структура и композиция, ритмика, различные речевые обороты), без чего невозможно целостное восприятие прочитанного и понимание его содержания.
  3. Привить любовь к книгам, как базу для формирования привычки к чтению и способности самостоятельно ориентироваться в мире литературы в дальнейшем.

Настоящую увлечённость литературой можно развить в ребёнке только с учётом его природных склонностей и интересов

Восприятие художественного произведения всегда индивидуально. И эту индивидуальность необходимо всячески культивировать, так как настоящую увлечённость литературой можно развить в ребёнке только с учётом его природных склонностей и интересов.

Дети откликаются на художественное произведение всем сердцем. Они способны верить в реальность литературного персонажа, могут поставить себя на его место, радоваться и огорчаться вместе с ним. Это учит их сочувствию и милосердию, прощению и снисходительности. Такая эмоциональная вовлечённость помогает им лучше понимать текст - сначала на невербальном уровне, а потом, в более старшем возрасте, на уровне смысловых оттенков.

Нельзя представить себе занятие литературой без анализа прочитанного произведения. Со временем форма аналитической беседы меняется, отражая возрастные особенности ребёнка. Однако, оценивая поступок героя, воспитатель всегда использует эстетические категории, воспитывая в ребёнке понимание того, что нравственно - это не просто правильно и хорошо, но ещё и красиво.

Младшая группа

В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия по художественной литературе неразрывно связаны с развитием речи.

Сначала ведётся работа с визуальными образами, когда при знакомстве с произведением (сказкой, песенкой, потешкой) воспитатель тем или иным образом использует принцип наглядности. Он сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним, читает книги с иллюстрациями, привлекает игрушки.

При знакомстве с произведением воспитатель сопровождает речь движениями и действиями, побуждая ребёнка реагировать и повторять за ним

На этом этапе детей приучают воспринимать короткие произведения на слух, узнавать их, связывая со знакомыми образами, и воспроизводить. Повторяя одно и то же произведение много раз, воспитатель постепенно подводит ребёнка к пересказу с опорой на иллюстрации.

Приём поправления нужно использовать с осторожностью, не заостряя внимания на ошибках ребёнка и не оказывая на него давления - скорее подсказывая и объясняя, чем исправляя неточность. Дети могут эмоционально реагировать на произведение, даже не понимая тонкостей сюжета и не разбираясь в мотивах поступков героев.

Картинки можно использовать как опору при подготовке к пересказу: задавать по ним вопросы, просить найти нужную иллюстрацию, усложнять описание по ходу действия

Самой важной задачей для этой возрастной группы является формирование навыка слушания. Через слушание и эмоциональный отклик ребёнок получает доступ к более сложным оттенкам чувств и эмоций, он начинает глубже понимать смысл произведения, у него развивается чувство языка и коммуникативные навыки, внимание и музыкальный слух. Именно так дети усваивают речь, это основная закономерность.

Одновременно, в соответствии с общими целями ознакомления с художественной литературой, у них закладываются базовые представления о способах выразительности: образности и поэтике языка, певучести интонаций народной речи и ритмичности стихотворений. Они начинают интуитивно распознавать жанры (сказку, прозу, стихотворение), лучше разбираться в построении сюжета, глубже понимать смысл. А главное, у них просыпается интерес к книгам и художественное чутье, которые впоследствии превратятся в любовь и уважение.

Перед воспитателем стоит задача поддержать этот интерес, увлечь ребёнка книгой и научить его следить за сюжетом.

Видео: занятие по художественной литературе в младшей группе

Средняя группа

При условии непрерывности воспитательно-образовательного процесса, ребёнок легко осваивает способы взаимодействия с художественным текстом, которые актуальны для его возраста.

Так, с детьми средней группы уже можно проводить более подробный анализ произведения, обсуждать жанровые и стилистические особенности, обращать их внимание на отдельные средства выразительности (эпитеты, метафоры и сравнения), сравнивать характеры персонажей и оценивать их взаимоотношения. Воспитателю следует воздерживаться от искажения слов, обозначающих жанр произведения, используя полные формы без уменьшительных суффиксов (сказку - не сказочку, стихотворение - не стишок).

Видео: занятие по чтению с элементами исследовательской деятельности (средняя группа)

Старшая группа

В этом возрасте ребёнок начинает осознанно интересоваться книгами. Ему нравятся определённые произведения, он прослеживает сложные повороты сюжета и способен оценить отдельные средства выразительности, присущие конкретной книге или автору. У него уже есть некоторый багаж знаний и опыта, который позволяет ему сопереживать героям на более глубоком уровне, с пониманием мотивов их поведения. У детей старшей группы можно развивать отношение к книге, как к произведению искусства, поддерживать в них уважение и любовь к авторам, формировать представление о многослойности и неоднозначности художественного образа (в противовес преувеличенно хорошим или плохим героям сказок).

У детей старшей группы уже появляются любимые книги и произведения

Перед воспитателем стоит задача отточить инструменты анализа, углубить знания ребёнка о разновидностях жанров. Для этого можно проводить тематические беседы по прочитанным произведениям, обсуждать книги любимых авторов, зачитывать фрагменты текста с последующим разбором их особенностей.

Важно не переусердствовать с аналитической составляющей в ущерб воображению и фантазии. Для равновесия необходимо учитывать потребность ребёнка в высвобождении творческой энергии. Можно изучать основы стихосложения или писать рассказы, устраивать литературные конкурсы и «фестивали книги». Играть в словесные игры, наконец. Главное, поддерживать интерес и систематически отслеживать состояние ребёнка.

Видео: фрагмент занятия по чтению художественной литературы в старшей группе

Видео: инсценировка сказки В. Сутеева «Под грибом» (старшая группа)

Виды занятий

В соответствии с принципом всеобщности и постоянства эстетического воспитания, литература должна проникать во все сферы жизнедеятельности ребёнка в любом возрасте. Виды деятельности детей бывают следующие:

  • игровая;
  • коммуникативная;
  • художественная;
  • двигательная.

Это означает, что могут быть самые различные виды занятий по литературе: игровое занятие с элементами декламации, на котором воспитатель, например, читает стихи наизусть, а дети его слушают и реагируют в соответствии с игровой ситуацией, занятие-беседа (предварительная или аналитическая), занятие по инсценировке художественного произведения, занятие-экскурсия или даже занятие-прогулка. Ребёнку дошкольного возраста сложно долго сохранять концентрацию внимания на чем-то одном, поэтому нужно чередовать активные виды деятельности со спокойными.

Занятия по чтению необходимо чередовать с активной деятельностью

Формы и методы работы с книгой в детском саду

Методы работы с книгой делят на первичные и вторичные. Методы вторичного ознакомления углубляют понимание ребёнком текста, прослушанного ранее с использованием первичных методов. Они дают ему возможность лучше оценить выразительные средства языка - меткость эпитетов в прозе, мелодику и ритм стихотворений, образность и напевность речи в народных сказках. Детям нравится слушать полюбившиеся им произведения снова и снова, каждый раз сопереживая героям и эмоционально проживая все перипетии сюжета.

Любимый рассказ или сказку дети готовы слушать много раз

Методы первичного ознакомления

К основным методам первичного ознакомления с книгой относят:

  1. Чтение.
  2. Рассказывание.

Чтение подразумевает дословное воспроизведение текста вслух (по книге или наизусть). Разновидностью этого метода можно считать прослушивание аудиозаписи (пластинки), когда воспитатель не выступает в роли чтеца или рассказчика.

Рассказывание отличается от чтения свободной передачей сюжетной линии произведения, что допускает достаточную степень вариативности в отношении языка оригинального текста. Рассказчик может при этом менять порядок слов в предложениях, использовать синонимы или даже свободно интерпретировать какие-то повороты сюжета. В данном случае все зависит от таланта рассказчика и его умения заинтересовать детей произведением.

Формы проведения занятий

Эти методики могут использоваться при проведении занятий в форме:

  • чтения или рассказывания одного произведения;
  • чтения или рассказывания нескольких произведений, объединённых одним художественным образом (рассказы о воробье, сказки о петушке);
  • чтения или рассказывание нескольких произведений, объединённых одной темой (любимые игрушки, лес зимой).

Принцип комплексного воздействия

Возможны формы проведения занятий по литературе, когда используется принцип комплексного воздействия и взаимодействия различных видов искусства. Вовлечение всех органов чувств в процесс восприятия художественного произведения усиливает впечатление и вызывает более глубокий эмоциональный отклик. Там, где это возможно, следует стремиться объединять произведения, принадлежащие к разным видам искусства.

Прекрасным дополнением к чтению может быть теневой и другие виды театра

К таким формам проведения занятия могут относиться:

  • чтение или рассказывание с использованием наглядного материала или визуального сопровождения (рассматривание картин, показ слайдов с репродукциями или диафильмов с иллюстрациями к произведению);
  • чтение или художественная декламация, сопровождающаяся исполнением музыкального произведения;
  • чтение или художественная декламация с использованием визуального сопровождения в сочетании с музыкой;
  • чтение, рассказывание или художественная декламация с визуальным сопровождением в виде театрализованного представления (теневой театр, театр кукол).

Все эти формы проведения урока формируют у ребёнка целостное художественное впечатление, развивают вкус и стимулируют интерес к литературе.

Методы вторичного ознакомления

К методам вторичного ознакомления с книгой относят:

  1. Аналитическую беседу.
  2. Повторное чтение.
  3. Пересказ произведения.
  4. Заучивание наизусть.
  5. Художественную декламацию.
  6. Инсценирование.

Аналитическая беседа служит для того, чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми прочитанного произведения. В ходе беседы можно уделить внимание особенностям жанра произведения, его композиции и средствам выразительности. Дать оценку характерам героев, их поступкам и взаимоотношениям.

Очень важно сделать паузу после того, как произведение будет прочитано, чтобы дать ребёнку время прийти в себя, осмыслить услышанное. Будет ошибкой переходить к разбору произведения, когда ребёнок все ещё находится под впечатлением от прослушанного. По мнению Е. А. Флериной, элементы анализа лучше использовать при повторном чтении, так как переживания ребёнка гораздо важнее.

Воспитательная беседа, которую вы инициируете, может разрушить очарование текста и испортить впечатление. Иногда, достаточно просто спросить у ребёнка, понравилась ли ему сказка или рассказ. И поддержать его одной фразой, эмоционально связанной с содержанием прочитанного. К сожалению, общепринятой практикой является проведение аналитической беседы без учёта эмоционального воздействия текста на ребёнка.

После чтения необходимо дать ребёнку время на осмысление услышанного

Повторное чтение, как и аналитическую беседу, лучше использовать с каким-то временным интервалом, так как ребёнку необходимо усвоить полученную информацию и осмыслить тот опыт, который он получил. Если произведение большого объёма, можно читать небольшие отрывки, значимые по смыслу, а потом уже, через несколько недель - перечитать его целиком. Однако, небольшие по объёму произведения (стихи, басни, короткие рассказы) можно повторять сразу после прочтения.

Произведения, которые дети уже знают, можно пересказывать, заучивать наизусть и использовать в играх, инсценировках.

Картотека книг в детском саду

Список литературы следует постоянно пересматривать, пополняя его новыми книгами, чтобы в нём присутствовали произведения разных жанров и авторов: от поэм и басен до рассказов и повестей. Воспитателю нужно быть в курсе литературных новинок, знать хорошие издательства, которые специализируются на детской литературе, использовать творческий подход и читательскую интуицию.

Воспитатель дожен быть в курсе и литературных новинок, и классических произведений

Психологические особенности восприятия литературного произведения детьми дошкольного возраста

Дошкольникам присуща конкретность и образность мышления, поэтому в литературных произведениях должны присутствовать конкретные чувственные образы, психологически близкие детям. В этом возрасте они очень эмоциональны и импульсивны, у них динамичная природа. Соответственно, нужно выбирать произведения с ясной структурой и эмоциональным подтекстом: борьбой противоположностей, которые олицетворяют герои, быстрой сменой событий и драматическими поворотами сюжета.

Дети легко вживаются в условности и сопереживают героям, что обусловлено их психологическими особенностями. Они очень хорошо воспринимают такой стилистический приём, как преувеличение - намеренное подчёркивание тех или иных черт характера персонажа, с целью усиления выразительности. Чем меньше ребёнок, тем больше его потребность в этом отклонении от «равнодушной истины», поэтому самые маленькие больше всего любят сказки, а более взрослые - приключенческую литературу.

Принципы организации картотеки

При составлении картотеки список книг разбивается на разделы по содержанию. Например, картотека художественной литературы может содержать такие разделы, как «Эстетическое воспитание» или «Развитие речи». Далее, указывается автор произведения, название и предполагаемая цель проведения занятия, которая всегда связана с общими задачами изучения литературы. Это может быть «Воспитание чувства прекрасного» для раздела «Эстетическое воспитание». Или «Воспитание культурно-гигиенических навыков» для раздела «Самообслуживание, труд». Структура картотеки должна быть понятной и логичной, чтобы ей легко было пользоваться.

Разработка проекта по художественной литературе

Проекты по художественной литературе для дошкольников могут относиться к творческому, педагогическому, познавательному или познавательно-художественному типу. Они бывают как краткосрочными, так и долгосрочными. В зависимости от количества участников, их подразделяют на групповые и индивидуальные.

Соответственно, проекты могут затрагивать самые разные темы, при условии, что цели работы имеют отношение к общим целям проведения занятий по литературе, а автор способен обосновать выбор своего предмета и доказать актуальность исследования.

Какую тему выбрать

Проект по приобщению ребёнка-дошкольника к литературе может использовать, например, такую форму работы с детьми, как оформление выставочных стендов с детскими рисунками-иллюстрациями к прочитанным произведениям А. Н. Толстого или С. Я. Маршака. При этом можно проводить занятия-беседы по биографиям этих писателей - знакомить детей с их творчеством и интересными фактами из их жизни. Название проекта может звучать как «Мои любимые сказки С.Я. Маршака» или «Любимые персонажи из сказок А. Н. Толстого».

Чтобы научить ребёнка с уважением и бережностью относиться к книге, можно организовывать тематические экскурсии в музеи и типографии, выпускать стенгазету, смотреть познавательные видеофильмы воспитательного характера, проводить занятия по истории книги и оборудовать специальный уголок «Книжной скорой помощи» в группах.

Можно также праздновать день рождения любимого произведения. Для этого вместе с детьми делается календарь-самоделка «Книжкины именины» с указанием книг, которые скоро будут отмечать свой юбилей.

Результатом проекта может стать выставка «Книжкины именины»

Алгоритм разработки проекта

При разработке проекта по художественной литературе для ДОУ принята следующая последовательность действий:

  1. Оценивается актуальность работы (проводится аналитико-прогностическое обоснование проекта, определение причин, которые привели к существующему положению вещей).
  2. Формулируются цели и задачи проекта.
  3. Определяются этапы его реализации (со сроками и задачами по каждому этапу).
    • проводится обсуждение и выбирается тема проекта совместно с детьми (этап проблематизации);
    • составляется план деятельности воспитателя и детей, происходит выбор ребёнком художественного произведения для дальнейшей работы (этап разработки проекта);
    • происходит переход к практической части, включающей различные виды деятельности детей и формы работы (этап выполнения проекта).
  4. Подводятся итоги проведённой работы.
    Оценивается ресурсная база проекта (кадровые, материально-технические, программно-методические, информационные ресурсы).
  5. Составляется перечень использованных художественных произведений с приложением сценария разработанного мероприятия.

Тематическое планирование художественной литературы в детском саду

Прежде чем приступать к какой-либо деятельности, всегда лучше сначала определиться с планом действий. План должен помогать в достижении поставленной цели, выполнять функцию контроля и мотивировать исполнителя, повышая эффективность педагогического процесса. От того, насколько качественно он составлен, будет зависеть результат.

Какими принципами следует руководствоваться

При разработке плана занятий по художественной литературе в детском саду нужно помнить о тематическом принципе, который подразумевает существование общей тематики, объединяющей всю деятельность детей. Например, это может выражаться в том, что воспитатель будет отбирать произведения для занятий, посвящённые текущему времени года (рассказы и сказки о лете) или какой-то праздничной дате (стихотворения к Новому году).

Включение в план различных видов занятий обусловлено принципом взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития. Так, игровые занятия, занятия-прогулки или занятия-экскурсии позволяют реализовать обучающие задачи не только в образовательной, но и в других видах деятельности.

К изучению любого материала надо подходить системно: занятия должны отличаться регулярностью и последовательностью, носить циклический характер. Поэтому, скажем, одну игру имеет смысл планировать несколько раз, постепенно усложняя задачи (от знакомства с правилами, до изменения формы взаимодействия участников). При этом нужно обязательно чередовать активные виды деятельности со спокойными, брать в расчёт местные климатические условия (включая времена года и погоду), индивидуальные особенности развития каждого ребёнка (темперамент, личные качества, склонности и увлечения) - и варьировать формы работы от индивидуальной до групповой, с заданиями (играми) разного уровня и степени сложности.

Любая деятельность на занятиях должна опираться на инициативу ребёнка и его активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Этот принцип планирования сейчас выходит на первое место.

Активность детей показывает. что они заинтересованы деятельностью

Виды планирования

План, форма которого приближена к традиционной, может выглядеть следующим образом:

Таблица: планирование по ознакомлению с художественной литературой в детском саду (фрагмент)

Тема занятия Программное содержание
1 Чтение русской народной сказки «Колобок», обр. А. Н. Толстого. Дать базовые представления о жанре сказки, объяснить в чём заключается её отличие от рассказа и стихотворения. Обратить внимание на стилистические особенности, присущие произведениям устного народного творчества.
2 Чтение русской народной сказки «Лиса и волк», обр. А. Н. Толстого. Развить представления о жанре сказки, обратить внимание на такие средства выразительности, как образность и напевность речи. Сравнить характеры персонажей двух сказок А. Н. Толстого, дать оценку их поступкам и взаимоотношениям между героями в каждой сказке.

Такой тематический план логичен и последователен в освоении образовательных задач, его характеризует простота и ясность. Что имеет свои преимущества. Однако этот вид планирования создаёт противоречивую ситуацию, когда предсказуемо расписанная последовательность действий мешает ребёнку проявлять инициативу и действовать спонтанно, принимая решения по ходу работы.

Получается, что план не учитывает индивидуальные особенности и потребности ребёнка, не предусматривает его участия в процессе, нарушая один из важнейших принципов планирования.

Ребёнок как активный участник воспитательно-образовательного процесса

В соответствии с требованиями, заявленными в ФГОС ДО, воспитатель должен стремиться создать на занятиях такие условия, чтобы у ребёнка был стимул принимать собственные решения, а не ждать готового ответа. Происходит пересмотр представлений о том, что такое воспитание и обучение. На смену старому способу взаимодействия приходит новый, более прогрессивный, который даёт возможность ребёнку думать и искать выход из ситуации.

Одной из главных задач детского сада является формирование у ребёнка потребности в чтении

В свете всего вышеизложенного, имеет смысл использовать как перспективное, так и календарное тематическое планирование. Перспективное планирование при этом сводится к списку рекомендованной литературы. В плане следует указать образовательные задачи на год, оставив методы и приёмы на усмотрение воспитателя, который оценит ситуацию на занятии и учтёт пожелания детей. Дети могут дополнить и изменить список литературы, принести свои любимые книги, чтобы прочитать их вместе со всеми, или высказать пожелания в отношении предполагаемой формы занятия.

Организация учебного процесса без каких-либо временных рамок и ограничений стимулирует у детей самостоятельность и учит их проявлять инициативу.

Роль технологии сбора в планировании

Календарное планирование при таком подходе использует технологию группового сбора, заключающуюся в том, что воспитатель планирует все занятия вместе с детьми. Такое планирование отличается от традиционного последовательностью действий. Сначала дети определяются с выбором темы недели или проекта. После этого воспитатель обсуждает с ними форму и методы работы, проводит занятие, и только потом полностью заполняет план.

Такой вид планирования может применяться лишь в старшей и подготовительной группах с опорой на инициативу наиболее развитых и активных дошкольников.

План может составляться на период от 1 до 3 недель, что зависит от сложности проекта, уровня знаний и возраста детей. При необходимости он корректируется в ходе работы с учётом пожеланий детей, заявленных в перспективном плане задач, методических принципов и реалий образовательного процесса. Таким образом, календарный план - это уже скорее средство для анализа проведённой работы и форма самоконтроля, чем инструкция, которой нужно придерживаться в обязательном порядке.

Правильно организованный воспитательно-образовательный процесс учитывает потребности ребёнка и активно вовлекает его в дискуссию по отбору учебного материала. При этом усиливается эмоциональный отклик от прочитанного произведения, которое ребёнок выбрал сам, воспитывается ответственность, способность принимать решения, возникает естественное уважение к мнению другого человека. Такой подход к занятиям литературой в детском саду развивает у детей чувство собственного достоинства и формирует активную жизненную позицию. Он может оказать неоценимую помощь воспитателю, который по-настоящему стремится привить ребёнку любовь к литературе, так как делает возможной попытку диалога между двумя традиционно противоборствующими сторонами: ребёнком и взрослым, учителем и учеником.

Поделитесь с друзьями!

Дата публикации: 21.10.17

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке. Проблема приобщения детей к книгам в последнее время стоит очень остро. Бурное развитие таких благ цивилизации как радио, телевидение, компьютеры и т.п., привело к существенному снижению интереса детей к чтению. Это прослеживается даже в дошкольном возрасте – возрасте слушателей.

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, воспитывает человечность в самом себе. Поэтому необходимо в полную силу использовать огромное воздействие книги в воспитании и развитии ребенка. Однако, делать это нужно умело, правильно подбирая книги для чтения детям дошкольного возраста.

Книга должна раскрывать перед ребенком идеалы добра, чести, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям и к самому себе. Интерес к книге, возникший в ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения. В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Ребенку нужно открыть богатство всех жанров литературы. Это позволяет, с одной стороны, развивать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как понимание текста – качество читателя, с одной стороны, имеющее возрастную специфику, а с другой – развивающееся только в условиях специально организованных форм читательской деятельности (семейное чтение, чтение-беседа и т.д.). Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребёнок, владеющий в той или иной степени техникой чтения, умеющий артикулировать написанное, но, возможно, уже потерянный для чтения: читать не любит, объяснить прочитанное не может, оценить и соотнести с чем-либо не умеет.

Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности замечать и выделять языковые средства выразительности.

Необходимость раннего приобщения ребенка к искусству и миру художественной литературы подчеркивается в трудах Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Н. А. Ветлугиной, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, Д. Б. Эльконина и других исследователей. Многие из них указывают на то, что литературный опыт, полученный в детстве, влияет на формирование личностных ценностей и лежит в основе эстетической культуры человека.

О.Н.Сомкова считает, что на современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет кардинальную задачу педагогики и психологии. Учёные утверждают, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на проявление недоброжелательности к ним. Необходимо воспитывать в ребёнке гуманные чувства – доброту, справедливость, способность противостоять лжи, жестокости.

В современной психолого-педагогической литературе указывается на непосредственную связь воспитания у ребёнка гуманных чувств и развития способности к сопереживанию. Так, в работах С.И. Максимовой установлено, что именно в дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности. В исследованиях А. В. Запорожца, А. М. Виноградовой, Л. П. Стрелковой достаточно полно раскрыта роль художественной литературы в воспитании гуманных чувств дошкольников. В тоже время разработка специальной системы методов, способствующих эмоциональному воспитанию, является важным аспектом педагогической проблемы воспитания гуманных чувств у дошкольников. Анализируя исследования учёных, мы пришли к выводу, что теоретический аспект проблемы формирования гуманных чувств дошкольников освещён в литературе достаточно подробно, практическая же сторона требует дальнейших исследований.

Исходя из сказанного, целью работы является исследование возможности литературных игр в развитии читательских интересов у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является процесс привития читательских интересов у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования : литературные игры как средство развития читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста.

Поставленная цель, объект и предмет исследования требуют решения следующих задач исследования :

1.Раскрыть воспитательное воздействие художественной литературы на основе анализа психолого-педагогической литературы.

2. Выделить факторы привития интереса к чтению у детей дошкольного возраста.

3.Проанализировать роль литературных игр в развитии читательских интересов детей дошкольного возраста.

4. Провести исследование читательских интересов и возможностей у детей старшего дошкольного возраста.

5. Разработать педагогическую модель работы по приобщению детей к книге, привитию интереса к чтению в ДОУ и процесса углубленного знакомства детей с произведениями художественной литературы на основе литературных игр.

Методы исследования : метод анализа источников литературы и педагогического опыта, беседа, наблюдение, описательный, логический, индуктивный и дедуктивный методы, проектирование и моделирование педагогической деятельности, методы обработки результатов диагностики.

Практическая значимость исследования заключается в использовании предложенных методических рекомендаций педагогам дошкольных учреждений, родителям.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Теоретические проблемы привития интереса к книге у дошкольников

1.1.Воспитательное воздействие художественной литературы на детей в системе дошкольного образования

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и нравственно-эстетическое развитие ребёнка.

«Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслью великого человека есть наука самая занимательная» – слова великого А.С. Пушкина.

«Без преувеличения можно сказать, что чтение в годы детства – это, прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть». Это слова В. А. Сухомлинского. Может быть потому, современные дети не испытывают потребности в чтении, потому что «крупинок человечности» в нашей жизни становится всё меньше.

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Знакомство с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. Необходимо не только учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, обращать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

После рассказывания сказок, необходимо учить детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием, а также на самые простые вопросы по художественной форме произведения.

Ежедневное чтение детской литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто.

С помощью художественной литературы у детей должна развиваться способность замечать красоту и богатство русского языка.

Прежде всего, чтение развивает речь и влияет на качество и количество словарного запаса ребёнка. Читающий человек обладает лучшей памятью и концентрацией внимания. Чтение помогает в развитии образного мышления и в обучении грамоте, даёт возможность научиться анализировать, улавливать смысл, развивает ораторские способности. Если родители систематически читают ребёнку художественные книги, то у малыша расширяется кругозор, повышается интеллект, формируется познавательная активность и положительные нравственные качества. На примере литературных персонажей ребёнок учится бережному отношению к окружающему миру, познаёт тонкости человеческих взаимоотношений .

Заложенная в детстве любовь ребёнка к книге поможет сформировать усидчивость и помогает в учёбе (развитие волевого усилия при выполнении заданий разной сложности).

Проблема отбора литературных произведений для детского чтения ─ одна из самых важных и сложных проблем педагогики. Издавна велись и до сих пор не прекращаются споры о том, что предпочтительнее читать детям и как определять круг детского чтения: какие темы и жанры должны занимать главенствующее положение, какова специфика влияния детской книги на личность ребёнка; допустим ли психологизм в детской книге; какое количество литературных произведений должен узнать ребёнок на протяжении дошкольного возраста; что представляет собой детская «начитанность», что должно войти в круг обязательного чтения ребёнка ─ дошкольника и др. (Приложение 1)

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Интерес к книге, возникший в ранние годы, помогает ребенку в дальнейшем, когда он осваивает самостоятельное чтение, преодолевает все трудности ради того, чтобы испытать радость открытия нового.

Хорошо известна побудительная сила детской книги. Ребёнок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к их духовному и нравственному опыту. Это лишний раз подтверждает, что путём правильного отбора книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей .

Хорошая детская книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления, и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Специфика литературы состоит в том, что средством выражения художественного содержания является неповторимый языковой образ, к которому малыш тянется бессознательно, привлечённый его красотой, необычайностью. Это побуждает ребёнка к многократному повторению яркого живого слова, к игре словом, в результате чего последнее становиться достоянием. Книга совершенствует содержание речи ребёнка, обогащает и шлифует её форму.

1.2. Факторы привития интереса к чтению у детей дошкольного возраста

В дошкольном детстве художественная литература является важнейшим средством развития ребенка. К старшему дошкольному возрасту наблюдается углубление и дифференциация читательских интересов детей, появляются предпочтения в выборе видов и жанров литературы, расширяются возможности дошкольников в передаче результатов восприятия художественного текста в разных видах творческой деятельности.

Литературное развитие дошкольника можно определить, как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.

Первым компонентом литературного развития является читательский интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности.

Центральным компонентом литературного развития выступает восприятие и интерпретация художественного произведения. Восприятие литературного текста представляет собой сложный психический процесс, характеризующийся активностью интеллектуально-познавательной, образной и эмоциональной сферы личности. Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. Развитие отношения ребенка к художественному произведению идет от непосредственного наивного соучастия в изображенных событиях к ступеням собственной эстетической деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осмысливать художественные произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, эмоциональный подтекст .

Качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребенка, включающего объем литературных текстов, знакомых ему.

Деятельная природа ребенка предполагает активное использование накопленного литературного опыта в разных видах деятельности: изобразительной, игровой, театрализованной, в деятельности общения и сочинительства. Он как бы воплощает в реальные образы, возникающие в его воображении события, связанные с сюжетом литературных произведений. Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности является ещё одним компонентом литературного развития дошкольника.

Общение с книгой для ребенка дошкольного возраста должно быть ежедневным в домашней обстановке и постоянным в условиях детского дошкольного учреждения. В целях формирования у детей дошкольного возраста интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе детского сада, и в домашних условиях создаётся уголок книги, либо книжная полка. Она располагается на уровне роста ребенка и регулируется по мере подрастания ребенка. На полке следует выставлять разнообразные яркие книги, периодически менять их и каждый раз обращать на них внимание детей. В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. (Приложение 2)

В книжном уголке должны быть 3-4 книги, подходящей для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. Так же на книжной полке должны стоять тематические альбомы и отдельные картинки. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями - книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка», стихи А. Барто, С. Маршака и др. Много материала не дается, так как это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель должен приучать детей к самостоятельному общению с книгой. Для этого он совместно с детьми должен рассматривать иллюстрации, читать текст, рассказывать о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками и т.д.) .

Первыми в жизни ребенка должны вводиться произведения предварительного типа – детский фольклор (считалки, заклички, небылицы, потешки, скороговорки), малые фольклорные жанры (загадки), народная сказка о животных. Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту. (Приложение 3)

Следующим этапом может стать народная волшебная сказка. Она знакомит своего слушателя не только с теми моральными нормами, по которым должен жить человек, и с самой художественной культурой сказки.

Следом за волшебными, вводятся бытовые сказки. В бытовой сказке герой оказывается в ситуациях, требующих от него смекалки и хитрости. Данные сказки помогают ребенку адаптироваться в реальном мире, найти выход из трудного положения.

Восприятие сказки – особая деятельность ребенка-дошкольника с присущим ей сопереживанием, мысленным содействием героям произведения. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы.

Носителем культуры ребенка является классическая литература. Чтение детям произведений великих русских писателей и поэтов – обязательное условие для их духовного становления.

С большим интересом дошкольники выполняют зарисовки и иллюстрации. Эти задания будят мысль детей, развивают их творческое воображение.

Детям дошкольного возраста нравится инсценировать литературные произведения. Например: «Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Лиса и заяц», «Петушок - золотой гребешок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Мальчик с пальчик», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк», и многие другие.

Игрушки, декорации и костюмы являются неотъемлемыми предметами театрализованных игр. Инсценировки служат развитию актерских способностей детей, помогают их самовыражению и развитию коммуникативных способностей. (Приложение 3)

Ребенок дошкольного возраста затрудняется в определении главной идеи произведения и его пересказе. Он старается подробно пересказать весь текст, что совсем не требуется. Педагог должен научить ребенка излагать текст, выбирая ключевые моменты произведения.

Для того, чтобы дети правильно осознали и оценили созданное автором, необходимо научить маленьких слушателей мыслить и чувствовать во время восприятия художественного произведения. Такие возможности создаются при выразительном чтении. Поэтому педагог должен читать текст эмоционально, ведь именно посредством голоса и дикции выражается детское отношение к описанным в книге событиям и фактам.

В формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют и игровые приемы. Например, при чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как: «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение; «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза .

Главное - показать детям, сколько существует приятных дел, так или иначе связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения и т.д.

Формированию интереса к книге и чтению у детей раннего возраста способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины, конкурсы (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей).

Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу. (Приложение 4)

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Самое важное в развитии интереса к чтению – помнить, что для ребенка чтение – трудная работа, преодоление себя, поиск истины. Если ребенок уже не любит читать, то родителям легко это увидеть: он тянет время, не начинает, трет глаза, отвлекается, хочет то пить, то писать. Все эти симптомы говорят о том, что ребенку не хочется читать. Главное - это терпение. Действовать осторожно, деликатно, не «наседая».

Поначалу дети ошибаются, и это вполне естественно. Они могут переставлять звуки, слоги, слова. Пропуск звуков, слогов, слов тоже довольно часто встречающаяся трудность. Что в этом случае делать родителям? Во-первых, не нервничать и не злиться, а терпеливо попросить ребенка еще раз прочитать медленнее.

Работа по приобщению ребенка к чтению не прекращается до тех пор, пока ребенок не научится читать бегло и выразительно и будет проявлять устойчивый интерес к чтению.

Правильное руководство детским чтением оказывает благотворное влияние на формирование нравственного облика ребенка.

Важное условие успешной педагогической работы - сопровождение чтения игровыми действиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя или родителя, который занимает позицию зрителя или участника событий.

1.3. Роль литературных игр в развитии читательских интересов детей дошкольного возраста

Литературные игры – одно из средств развитиятворческих способностей детей: речевых, изобразительных, артистичных. Использование литературных игр имеет большое значение в развитии коммуникативных способностей детей, также развиваются интеллектуальные способности ребёнка, основанные на мыслительных операциях .

Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует больших материальных и временных затрат.

В каждой группе наверняка найдётся стопка старых детских книг, неоднократно прочитанных, потерявшие обложки, изрядно потрёпанные, они и составят материальную основу вашей коллекции литературных игр. К примеру, сказка «Колобок». Дети знают сказку почти наизусть и изрядно «помучили» книгу в руках. То, что от неё осталось можно превратить в игры. (Приложение 5)

Наклеив цветные иллюстрации на картон, и разрезав на несколько частей, можно сделать игру «Собери картинку». Эта игра развивает воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображённый на картинке, развивает связную речь.

Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребёнку восстановить последовательность сюжета. Играем так: перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез». В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

Вырезав по контуру изображения героев сказок и наклеив их на ткань, можно устроить театр.

Использование такого театра рекомендуется использовать в домашних условиях. По ходу рассказа прикладываем к спинке дивана изображения героев – и вот перед нами театр картинок: «Жили-были старик со старухой» (прикладываем изображения старика и старухи). И так по тексту меняем изображения.

Из двух экземпляров «Колобка» (или другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино» и «Лото». Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

Также одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего дошкольного возраста. Для проведения такой игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько, сколько картинок к сказке). Все играющие получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжета) сказки. Выигрывает та команда, которая сделала это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок одной сказки некоторые лишние эпизоды из других произведений, перемешав их. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки, положив его на картонную полоску под номером 1, встать последним в строй своей команды; второй участник отыскивает второй эпизод, и так далее до конца сказки. Выигрывает команда, которая справится с заданием первая.

Старшим дошкольникам можно предложить и более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.

Например: назовите друзей (врагов) этого героя (Буратино). Его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, другие куклы; враги – Карабас Барабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио.

В играх также можно использовать отрывки текста.

Например: Взрослый читает: «Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась тёплым мелким дождиком.

«Ах, какая сегодня прекрасная мокрая погода! – думала она. – Какое это наслаждение жить на свете! »

Как называется произведение?

Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка

Отрывки текста можно использовать для творческой игры «Продолжи строчку». Взрослый читает отрывок текста из произведения, а дети продолжают.

Да здравствует мыло душистое

И полотенце. (пушистое).

Головой качает слон

Он слонихе шлёт…. (поклон).

Вариантом игры может быть игра «Придумай за автора», которая будет развивать воображение. Например:

Да здравствует мыло душистое

И полотенце лучистое,

шерстистое,

искристое и т. п.

Головой качает слон

Он слонихе шлёт…. талон,

вагон и т. д.

Это очень полезная игра для развития чувства ритма, пополнения словарного запаса.Интересна также игра, когда необходимо определить героя, персонажа произведения попредложенным вопросам, на которые можно отвечать только «да» или «нет», отгадать, кто задуман. Например: определить персонажа из сказки Ш. Перро «Красная Шапочка»:

Это человек? –Да

Это ребёнок? – Нет.

Это женщина? – Да.

Молодая? – Нет.

Бабушка? – Да.

Живет в лесу? – Да.

Игры- соревнования «Кто больше назовёт?»

В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

В каких сказках действие происходит в лесу?

В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки?

Какие сказки начинаются со слов: «Жили –были дед и баба?

Кто больше знает пословиц?

Литературные игровые вопросы также можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?». . (Приложение 6)

Развивающие игры для детей приносят большой вклад в развитие ребенка. (Приложение 7)

Творческая игра – это игра, которая создается самими детьми. В них игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей, а действия ребенка в воображаемой ситуации и осмысление ее выступают на первый план.

Творческие игры классифицируются на: режиссёрские игры; сюжетно-ролевые; театрализованные; игры со строительным материалом; с природным материалом; с подсобным материалом. Творческие игры разнообразны, но в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают ее сюжет, определяют правила, распределяют между собой роли, подбирают необходимые игрушки и маркеры игрового пространства. В творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.

Игра-драматизация – это особая игра, в которой дети сами изображают героев литературных произведений. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом. Такие игры позволяют ребенку развивать речь, обогащать словарный запас, развивать творческие способности, воображение, способность управлять собой, учиться мыслить самостоятельно и логично. Все это отражается на дальнейшем его развитии.

Перечисленные игры тем хороши, что в них можно играть не только в детском саду, но и дома. В них может включиться вся семья и играть в них можно где угодно (в транспорте, на пляже, ожидая очередь к врачу). Литературные игры не требуют специальной долгой подготовки, вариативны и самое главное: обладают несомненным развивающим эффектом.

Выводы по первой главе:

Благодаря чтению развивается речь ребенка, увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького читателя выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.

Работа с книгой стимулирует творческое воображение, развивает познавательные интересы, расширяет кругозор дошкольника. Ребенок по натуре эмоционален, его привлекает все яркое и красивое. Поэтому для чтения малышу надо выбирать красочные книги. Ребенок должен знать, кто написал книгу, и кто ее иллюстрировал, что благодаря сотворчеству автора и художника, книга – произведение искусства.

Привитие читательского интереса – одна из главных задач педагога. К концу дошкольного возраста у большинства детей могут быть сформированы основы читательскогоинтереса (ребенок осознанно относится к выбору книг, у него появляются личные предпочтения среди тем, авторов, жанров, он способен воспринимать и понимать содержание произведения и жаждет встречи с книгой); у него накоплен богатый опыт художественно - речевой деятельности: восприятие произведений художественной литературы и фольклора, словесное рисование, выразительное чтение, пересказ, творческое рассказывание, игры - драматизации, участие в инсценировках, литературных викторинах, оформление книжного уголка.

Благодаря литературным играм происходит развитие творческого потенциала дошкольников, развитие ассоциативного мышления, воображения, смекалки, литературных способностей.

2. Система работы по литературному образованию со старшими детьми в дошкольном учреждении

2.1. Исследование читательских интересов и возможностей у детей старшего дошкольного возраста

С целью диагностики читательских интересов детей старшего дошкольного возраста нами было проведено исследование в старшей группе детского сада «Теремок» г. Ноябрьска в период с апреля по ноябрь 2014 г. В исследовании принимали участие 12 детей.

Методикой исследования послужила экспериментальная методика Л.М. Гурович.

Данная методика была направлена на выявление наличия интереса к чтению у детей среди других видов деятельности, а также на изучение особенностей читательских интересов у детей (устойчивость, широта, осознанность).

Сначала мы наблюдали за детьми в разных видах самостоятельной деятельности.

Цель наблюдения: выявить место интереса к чтению и читательских интересов среди других интересов, изучить влияние читательских интересов на содержание разных видов деятельности (игровой, изобразительной, театрализованной и др.).

  • Какое твое самое любимое занятие дома?
  • Чем ты любишь заниматься в детском саду больше всего?
  • Любишь ли ты слушать, когда тебе читают книги? Почему?
  • Назови свои любимые книги. Почему они тебе нравятся?
  • Какую книгу ты хотел бы получить в подарок? Почему именно эту?
  • Какую книгу ты хотел бы подарить другу на день его рождения? Почему?

Беседу повторяли 2-3 раза через 4-5 дней для установления степени устойчивости интереса.

Критерии и показатели:

высокий уровень (+). У детей, которые любят лишь слушать, когда им читают книги

средний уровень(+-).

низкий уровень(-).

Также проводилась проверка уровня читательских возможностей детей.

На данном этапе дети выполняли последовательно следующие задания:

1). Вспомни героев сказки В. Сутеева «Мешок яблок». С помощью воспитателя заполни схему.

Рисунок 1. – Схема «Герои сказок В. Сутеева»

2). Скажи, из каких произведений взяты эти отрывки?

  • «Гуси мои, лебедята!
  • «Никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?»

Возьмите меня на крылья,

Унесите к батюшке, к матушке!»

В. Сутеев. «Мешок яблок»

Русская сказка «Привередница»

Русская сказка «Терешечка»

  • 3)Скажи, из каких произведений эти герои?

4). Назови, кто был другом Незнайки:

Редиска, Гунька, Нильс, Малыш.

Результаты исследования показаны в таблице 1.

Таблица 1. – Уровень читательских интересов и понимания литературных произведений детей старшей группы

Список детей

Критерии и показатели

Уровень читательских интересов

Проявление

Читательских

предпочтений

Умение определить название произведения и героев

Выражение отношения к произведению и героям

Маша Авдеева

Катя Апарина

Женя Асмолов

Витя Бондаренко

Коля Бунькин

Дима Васильев

Вика Волгина

Даша Денисова

Оля Дорохина

Даша Королева

Соня Курбатова

Дима Махаев

В результате анализа полученной информации можно сделать следующие выводы о том, что уровень развития читательских интересов детей старшего дошкольного возраста не отвечает высоким требованиям. Результаты этих статистических исследований говорят о том, что лишь только двое из 12 детей отличаются высоким результатом проявления читательских предпочтений, правильно определяют названия произведений, их персонажей, дают адекватную характеристику и оценку поступкам героев, речь выразительная и высказывания осмыслены. А так же можно увидеть что 4 детей были на низком уровне, так как словарный запас не достаточно богат, есть в речи грамматические несогласования, с трудом выражают свои мысли.Остальные дети показали средний уровень.

Результаты обследования мы отразили в диаграмме (Рис. 1)

Рисунок 2. - Уровень читательских интересов и понимания литературных произведений детей старшей группы.

Для дошкольников часто герои литературных произведений ассоциируются с вполне взрослыми людьми, совершающими поступки или попадающими в приключения.

В ходе анализа мотивов читательских предпочтений старших дошкольников, стало видно, что не все дети любят обсуждать прочитанн

 

 

Это интересно: