→ Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? Сочинение «Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода)» (Герой нашего времени) Что оставил печорин максимыч максимыч

Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи? Сочинение «Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода)» (Герой нашего времени) Что оставил печорин максимыч максимыч

Та разительная перемена, которая происходит в Максиме Максимыче после отъезда Печорина, рождает в авторе неутешительные мысли. Как мало нужно было простому человеку для счастья и как просто сделать его несчастным - таков авторский вывод. Очевидно, что автор не одобряет разрушительную сторону характера Печорина, которая с годами все более в нем преобладает и в конечном итоге ведет героя к саморазрушению. В «Максиме Максимыче» Печорин больше не способен на те душевные движения, которые отличали его раньше, это замкнувшийся в себе, одинокий и холодный мизантроп, перед которым открыта одна дорога - к смерти. Между тем, встреча Печорина с Максимом Максимычем только подстегивает интерес автора к своему герою, и, если бы не этот случайный эпизод, в его руках никогда не оказались бы печоринские заметки. Повесть оказывается связующим звеном между частями романа, эпизод встречи Печорина и Максима Максимыча объясняет, мотивирует дальнейшее появление в романе «Журнала Печорина».

Для какой цели я родился?.. А ведь, верно, было мне назначение высокое, так как я чувствую в душе силы необъятные”, - говорит он. В этой неуверенности и лежат истоки отношения Печорина к окружающим людям. Он равнодушен к их переживаниям, поэтому, не задумываясь, коверкает чужие судьбы. Пушкин писал о таких молодых людях: “Двуногих тварей миллионы - для них название одно”. Пользуясь пушкинскими словами, о Печорине можно сказать, что в его взглядах на жизнь “отразился век, и современный человек изображен довольно верно, с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой”.

Таким увидел свое поколение Лермонтов.

Если А. С. Пушкина принято считать создателем первого реалистического стихотворного романа о современности, то, вероятно, Лермонтов является автором первого социально-психологического романа в прозе. “Герой нашего времени” отлинается глубиной анализа психологического восприятия мира.

А встреча с Печориным приоткрыла перед ним совершенно другой мир, мир человека с иными ценностями, чем воинский долг и выполнение приказов. В жизни старого штабс-капитана, бедной на яркие впечатления (даже к свисту пуль и постоянной угрозе смерти он привык), знакомство с Печориным стояло особняком. Конечно же, не по силам простодушному Максиму Максимычу объяснить поступки его молодого приятеля, но обаяние печоринской личности оказалось куда больше непонимания истинных причин его «странности». Вот почему, увидев Печорина через несколько лет, «бедный старик, в первый раз от роду, быть может, бросил дела службы для собственной надобности».

Сочинение «Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча. (Анализ эпизода)» (Герой нашего времени)

В главе «Максим Максимыч» М. Ю. Лермонтов показывает Печорина
накануне его отъезда в Персию. Хронологически эта глава
является последней: из предисловия к журналу Печорина мы узнаем,
что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов нарушает
хронологический порядок частей, чтобы глубже и ярче раскрыть
характер Печорина. В главе «Максим Максимыч» мы видим, каким
стал Печорин к концу своей недолгой жизни. Главный герой изображен
равнодушным, пассивным, потерявшим интерес к жизни. Он
не хочет притворятся и поневоле обижает безразличием своего старого
приятеля Максима Максимыча.
Пятью годами раньше Печорин служил в крепости на Кавказе
под началом Максима Максимыча. Старый штабс-капитан считает,
что с тех пор они стали «друзьями закадычными». К тому же героев
связывает не только служба, но и печальная история Бэлы. Узнав,
что Печорин тоже находится проездом во Владикавказе, Максим
Максимыч просит лакея сообщить барину о старом приятеле, ожидающем
в гостинице. Штабс-капитан уверен, что Печорин поспешит
встретиться с ним. Максим Максимыч словно забыл, что сам
говорил о Печорине как о «странном человеке». Еще во время службы
в крепости молодой офицер удивил Максима Максимыча жалобой
на смертельную скуку, ранней разочарованностью в жизни, эгоистическом
поведении в отношениях с Бэлой. Максим Максимыч напрасно
ждет Печорина перед гостиницей до позднего вечера. Штабс-
капитан расстроен, он не понимает, почему «закадычный», как он
считает, друг немедленно не прибежал встретиться с ним. Лермонтов
сочувственно описывает простодушного Максима Максимыча,
однако мало удивляется отсутствию Печорина: штабс-капитан сам
обрисовал бывшего сослуживца как законченного эгоиста.
Утром Максим Максимыч вынужден уйти по служебным делам.
Вскоре во дворе гостиницы появляется Печорин и, никого не расспрашивая
о штабс-капитане, так долго ждавшем его, приказывает
закладывать коляску. Автор рисует портрет главного героя и делится
предположениями по поводу его характера. В Печорине сразу
виден светский и богатый человек, аристократ, наделенный благородной
внешностью и физической силой. В его движениях подчеркивается
какая-то расслабленность, лень, небрежность. Особенно
запоминается автору «проницательный и тяжелый» взгляд Печорина,
который «мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно
спокоен».
Максим Максимыч едва успевает застать старого приятеля. Как
выясняется впоследствии, он впервые «бросил дела службы для собственной
надобности». Штабс-капитан бежит к гостинице, он задыхается
и не может говорить в первую минуту, а Печорин обращается
к нему с дежурной вежливостью. Максим Максимыч готов «кинуться
на шею Печорину», но видит «довольно холодно» протянутую руку.
Лермонтов строит описание короткой встречи героев на приеме контраста.
Максим Максимыч весь выражает искреннюю радость от
встречи с другом, а Печорин говорит с ним спокойно, равнодушно,
даже нехотя. Речь Максима Максимыча полна отрывистых восклицаний,
вызванных бегом и волнением: «А... ты?... а вы?... сколько
лет... сколько дней... да куда это?...» Печорин отделывается ничего
не значащими фразами. О себе он может сказать только, что едет
«в Персию - и дальше...», а все пять лет он «скучал». Правда, при упоминании
о Бэде Печорин бледнеет, отворачивается и принужденно
зевает. Максим Максимыч затронул больную для Печорина тему.
Несмотря на явную апатию, Печорин еще способен переживать при
воспоминании о прошлом, но он старается избегать этого. Максим
Максимыч одним своим появлением бередит тяжелые воспоминания.
Может быть, этим отчасти объясняется нежелание Печорина
задержаться и пообедать с бывшим сослуживцем. Когда Печорин
произносит на прощанье: «Благодарю, что не забыли», Максим Максимыч
не может сдержать обиды: «Забыть! - проворчал он, - я-то
не забыл ничего... Ну, да бог с вами!...» Печорин чувствует неловкость
оттого, что расстроил старика. Он обнимает его дружески
и замечает:«... неужели я не тот же?». Замечание Печорина справедливо:
он никогда не называл себя другом Максима Максимыча, как,
впрочем, и любого другого человека; всегда отличался равнодушием
к окружающим и не скрывал этого.
Максим Максимыч сохранил в свои годы детскую веру в человека,
а Печорин походя разрушает ее. Видно, что главный герой едет
в Персию, чтобы хоть как-то развлечься. «...Авось где-нибудь умру
на дороге!» - пророчески заявляет Печорин еще во время службы
в крепости. Он безразлично относится к собственным дневникам,
оставшимся у штабс-капитана, хотя еще недавно записывал в них
сокровенные мысли и желания. В следующих частях романа Лермонтов
использует дневниковую форму, чтобы заглянуть в глубину
души героя. В «Максиме Максимыче» мы можем только догадываться
о причинах жизненного краха Печорина, но крах этот очевиден.
И старый штабс-капитан переживает не только из-за равнодушия
бывшего приятеля. Максим Максимыч жалеет, что такой умный
и сильный человек не нашел себя в жизни: «А, правда, жаль, что он
дурно кончит... да и нельзя иначе!»..

Текст по роману М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени

Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимы­чем во время их последней встречи?

В главе «Максим Максимыч» описана сцена, когда на пере­путье, во Владикавказе, на площади у гостиницы, встречаются армейский капитан и человек избранной среды, главный герой романа Печорин.

Максим Максимыч, по определению критика В.Г. Белин­ского, - один из лучших народных характеров. В нём есть до­брота, искренность и светлая вера в дружбу между людьми.

И поэтому он, будучи человеком простодушным, уверен в том, что аристократ Печорин «прибежит», узнав о том, что в местной гостинице остановился Максим Максимыч, его боевой товарищ в прошлом, скромный, в небольших чинах, офицер.

Но Печорин холодно встречает Максима Максимыча, моти­вируя это тем, что у каждого из них «своя дорога».

Старик огорчён, если не сказать, убит таким поведением Пе­чорина. Он искренне убеждён, что причина в нём самом, в ста­рике, который «не богат, не чиновен», и он не может оставаться «на равных» с блестящим петербуржцем.

Но причины холодности Печорина ещё и в другом. Штабс- капитан - свидетель и даже участник истории соблазнения сто­личным аристократом Бэлы, горской девушки. Он знал и историю гибели её семьи, и присутствовал у постели умирающей Бэлы.

Внешне романтическая история с Бэлой есть история пре­ступления Печорина, повлекшая разрушение семейных устоев, гибель и самой семьи, и всех её членов. Если бы Максим Мак­симыч «дал делу ход», то его молодому другу, эгоистичному и легкомысленному, не избежать бы сурового наказания. Вот почему ещё Печорин холоден с бывшим боевым товарищем: кто же хочет бередить старые раны?

Психологизм в поведении героев видится в метаниях до­брого Максима Максимыча, который нетерпеливо ожидает Григория Александровича, и в небрежном отношении главного героя к боевому товарищу прежних лет. Впрочем, как чуткий че­ловек, Печорин понимает причину обиды старика и по-своему пытается оправдаться и успокоить собеседника.

Здесь искали:

  • почему печорин так холодно встретил максима максимыча
  • почему Печорин ведет себя холодно по отношению к максиму максимычу
  • почему печорин холодно встретил максима максимыча

Коллекция сочинений: Последняя встреча Печорина и Максима Максимыча (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Когда открываешь роман Лермонтова «Герой нашего времени», забываешь, что он написан более ста лет назад. Писатель вводит нас в мир, в котором живут такие разные люди: Максим Максимыч, у которого, по словам Белинского, «чудесная душа, золотое сердце», и Печорин.

Две главы в романе посвящены двум встречам главного героя – Печорина и Максима Максимыча – штабс-капитана в небольшой далекой крепости на Кавказе. Тихо и размеренно течет его жизнь вдали от шумного света, ничто не нарушает унылого однообразия его существования. И целое событие в его жизни – приезд нового офицера – Григория Александровича Печорина.

«Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький», — рассказывает Максим Максимыч о своей первой встрече автору. В этих словах звучит необыкновенная нежность, которую Максим Максимыч готов подарить Печорину; «Вам будет немножко скучно … ну, да мы с вами будем жить по-приятельски. Да, пожалуйста, зовите меня просто Максим Максимыч …», сразу, без всяких церемоний, предлагает он Печорину; но лишь сухая официальность звучит в его ответах на все расспросы: «Так точно, господин штабс-капитан».

Замечая странность нового офицера, его непохожесть на других, Максим Максимыч объясняет это его богатством и относит Печорина к разряду людей, у которых на роду написано, что с ними должны происходить необыкновенные события.

Добродушный штабс-капитан полюбил Печорина, даже его имя – Александрович, доставляет Максиму Максимычу наслаждение; рассказывая незнакомому человеку о новом офицере, Максим Максимыч волнуется, будто заново переживает лучшие свои минуты.

Хотя Максиму Максимычу жалко погибшую Бэлу, хотя в душе он обвиняет Печорина в ее смерти, все равно для него сумасбродный молодой человек – «бедняжка».

Мы чувствуем заботу и нежность, волнение и искреннюю дружбу со стороны Максима Максимыча.

Не желая участия посторонних людей, один единственный раз Печорин приподнимает завесу со своей жизни. «Моя душа испорчена светом, воображение, беспокойное сердце ненасытное» — прозвучало его признание Максиму Максимычу.

В этом признании-исповеди отчетливо слышится крик о помощи человека, непонимающего себя, нуждающегося в дружеской поддержке, очень одинокого и никому ненужного.

Страдая от своей неприкаянности, в отчаянии он задает себе мучительный вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?» Печорин мечется, он не понимает самого себя; невольно вспоминается пушкинский Онегин, который был назван Белинским «страдающим эгоистом», «эгоистом поневоле».

Максим Максимыч не сумел понять исповедь Печорина – для него, прожившего всю свою жизнь в затерянной крепости, знающего лишь свои обязанности и исправно их исполняющему, были слишком непонятны терзания и противоречия нового поколения, человека, который «просит бури». Минуло пять лет.

Нежно хранит в сердце Максим Максимыч свою привязанность к Печорину. Впервые он бросает свои служебные обязанности – на первое место ставит встречу с другом. И что же?

Вместо дружеских объятий Максим Максимыч встречает некую отчужденность, Печорин произносит прохладную приветственную фразу: «Как я рад, дорогой Максим Максимыч! Ну как вы поживаете?» Слезы душат штабс-капитана, дружеское «ты» приходится заменить на «вы», Максим Максимыч в полном смятении – ему очень больно, рушатся его понятия о дружбе, его вера в память о былом приятеле.

«Я то не забыл ничего», — укором Печорину прозвучали слова Максима Максимыча, но стоит ли здесь укорять? На мой взгляд, Григорий Александрович и Максим Максимыч слишком разные натуры, поэтому крепкой дружбы между ними возникнуть не могло, но все же я считаю, что при всей своей сдержанности, Печорин тепло относится к Максиму Максимычу, ценит его; просто он относится к категории людей, которые прячут свои эмоции далеко в себя и не считают нужным высказывать своих чувств.

Внутренний мир Печорина очень сложен: его не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч, который не понимает глубины страданий офицера после гибели Бэлы: «Его лицо ничего ни выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя.» И лишь потому, что Печорин был долго нездоров и исхудал, мы понимаем о подлинной силе переживаний Григория Александровича.

Прохладное отношение ко встрече со старым приятелем привело к тому, что Максим Максимыч стал упрямым и сварливым. Офицер-рассказчик догадывается, что поведение Печорина не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание следует обратить на глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. «Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти.» Я считаю, что это, конечно, тоска. Тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного применения своим незаурядным способностям.

Бесспорно, Печорин испытывает страх, к сожалению, не беспочвенный, а вполне обоснованный страх: он чувствует себя одиноким в этом мире, никому ненужным и абсолютно бесполезным, я бы даже сказал «маленьким», да, порой он ощущает себя именно «маленьким» из-за того, что нет применения его силы.

В принципе, Григорий, вопреки собственным убеждениям, способен к искреннему, большому чувству, но его любовь очень сложна, как и все в нем. Так чувство к Вере с новой силой пробуждается лишь тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая его поняла, совершенно поняла!

«При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» — признается он. Загнав коня на пути в Пятигорск, Печорин «упал на траву и, как ребенок, заплакал». Вот она – сила чувств! Любовь его высока, но трагична для него самого и губительна для тех, кто его любит.

Поэтому я считаю, что Максим Максимыч в очередной раз недопонял Печорина. Все же не стоило разочаровываться в силе и искренности дружеских отношений, просто Григорий Александрович слишком хорошо скрывает свои чувства, принося тем самым боль и отчаяние тем, кто его любит; на мой взгляд, это еще одна проблема, которая негативно влияет на его жизнь; он понимает это.

Я согласен с Белинским, который решительно защищает Печорина: «Вы говорите, что он – эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Ответ на этот вопрос дает нам сам герой: «Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли …»

В романе остается открытым вопрос о смысле жизни «Зачем я жил? Для кого родился?» А ведь, наверняка, эта цель существовала, и, верно, было его назначение, но он его просто не угадал.

На мой взгляд, и встреча Печорина и Максима Максимыча тоже имела свой определенный смысл. Несмотря на то, что штабс-капитан разочаровался в дружбе, все же в его душе, наверное, остались и светлые воспоминания об офицере.

Своим романом автор хотел вывести молодежь на путь борьбы, говоря ей: «Как жизнь скучна, когда боренья нет!» Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени». Спустя многие годы, это произведение не утратило своей актуальности, поскольку и сейчас на нашей земле живут подобные Печорину люди; и очень бы хотелось, чтобы чаще встречались такие люди, как Максим Максимыч: с широкой, доброй душой, способные на искреннюю дружбу и понимание.

Композиция романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» такова, что в первой главе мы узнаем о Печорине только со слов Максим Максимыча - пожилого офицера, много лет прослужившего на Кавказе. Во второй главе, которая так и называется - «Максим Максимыч», мы видим Печорина глазами автора, от чьего лица ведется повествование. Встреча героев происходит случайно: во время ожидания в гостинице Максим Максимым узнает, что хозяин щегольской коляски и избалованного лакея не кто иной, как Печорин. Они не могут встретиться сразу: Печорин уже ушел ужинать и ночевать к полковнику. Попросив лакея передать Печорину, что Максим Максимыч здесь и ожидает его, старик уверен, что Печорин «сейчас прибежит». Ждать ему приходится до завтрашнего утра. С помощью приема тайной психологии автор раскрывает читателю душевное состояние штабс-капитана, через внешние проявления и через поступки рисуя его внутренние переживания. Максим Максимыч стремится не показать случайному попутчику свое разочарование и обиду, но он напряженно ждет, и драматизм этого ожидания нарастает: он до позднего вечера сидит за воротами, отказываясь даже от спокойного чаепития, он долго не спит - кашляет, ворочается, вздыхает… Чтобы не объяснять свое состояние чужому человеку, он отделывается на вопрос, не кусают ли его клопы, ответом, что да, кусают, но ведь ясно, что не поэтому он не может уснуть.

Печорин появляется утром, в отсутствие старика. Он бы мог и не дождаться Максим Максимыча, но рассказчик напомнил ему о бывшем сослуживце. Максим Мксимыч бежит к Печорину через площадь, представляя собой жалкое зрелище: взмокший, задыхающийся, выбившийся из сил. Печорин приветлив, но и только. Старик жадно бросается к Печорину, он так взволнован, что не может говорить, - Печорин отвечает, что ему пора. Максим Максимыча переполняют воспоминания - «Печорин «чуть-чуть побледнел и отвернулся»: ему, видимо, неприятно вспоминать о Бэле и о прошлом. Он тропится в Персию, и ему даже не нужны оставшиеся у штабс-капитана бумаги: Максим Максимыч волнуется, что ними делать, - Печорин отмахивается: «Что хотите!» Такая антитеза в поведении героев помогает автору ярче раскрыть автора и служит следующей ступенью к дневниковым записям Печорина - самораскрытию характера героя.

 

 

Это интересно: