→ Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие. семейное общение и взаимопомощь. Физическое благополучие - наличие хорошего физического самочувствия, телесный комфорт, здоровье и физический тонус, то есть е

Это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие. семейное общение и взаимопомощь. Физическое благополучие - наличие хорошего физического самочувствия, телесный комфорт, здоровье и физический тонус, то есть е

Здоровье как понятие

Наиболее общим и философски емким является определение, данное американским патологом Сигеристом в 1945 г. В 1948 г. это определение приняла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

В настоящее время существует несколько десятков других определений индивидуального здоровья, данных с различных позиций. По определению известного ученого в области организации здравоохранения Ю.П. Лисицына (ММЭ, 1991) «Здоровье – качество жизнедеятельности человека, характеризующееся совершенной адаптацией к воздействию на организм факторов среды обитания, способностью к деторождению с учетом возраста и адекватностью психического развития, обеспечиваемое нормальным функционированием всех органов и физиологических систем организма при отсутствии прогрессирующих нарушений структуры органов и проявляющееся состоянием физического и духовного благополучия индивидуума при различных видах его активности, в частности, трудовой деятельности».

«Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Он полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям в окружающей его физической и социальной среде, если они не выходят за пределы нормы и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье поэтому не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». (Сигерист, 1941)

«Здоровье – максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций». (Н. Амосов, 1987)

В настоящее время выделяют 2 значения понятия здоровья: здоровье общественное (популяционное) и здоровье индивидуальное.

Более широкое представление о здоровье населения заложено в определении общественного здоровья. Под термином «общественное (популяционное) здоровье» понимают состояние здоровья контингентов людей (организации, населенного пункта, региона, страны и т.п.). Для оценки популяционного здоровья используют медицинские и демографические показатели: смертность, рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни, заболеваемость, инвалидизация, физическое развитие детей и подростков и др.

Под рождаемостью понимают естественный процесс возобновления населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом деторождений в конкретной популяции за определенный период времени. Наиболее простым и широко используемым является общий коэффициент рождаемости, который рассчитывают по формуле:



Под смертностью понимают процесс вымирания населения, характеризующийся статистически зарегистрированным числом смертей в конкретной популяции за определенный период времени.

Под средней продолжительностью предстоящей жизни понимают гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу живущих определенного возраста при условии, что на всем протяжении жизни смертность в каждой возрастной группе будет такой же, какой она была в том году, для которого производилось исчисление. Этот показатель характеризует жизнеспособность населения в целом, он не зависит от особенностей возрастной структуры населения и пригоден для анализа в динамике и сравнения данных по разным странам. Показатель средней продолжительности предстоящей жизни не следует путать со средним возрастом умерших или средним возрастом населения.

Показатель общей заболеваемости (болезненности, распространенности) характеризует распространенность выявленных в данном году заболеваний в пересчете на 1000 чел. населения.

Под понятием «индивидуальное здоровье» подразумевают состояние здоровья индивида.

Наиболее удачным определением понятия «индивидуальное здоровье» является определение Казначеева. «Здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических и биологических способностей человека, его оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни»

Нетрудно заметить, что во всех определениях рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое, психическое, духовное. Попытаемся дать им определение.

1. Физическое (соматическое) здоровье – это состояние, при котором у человека саморегуляция функций и физиологические процессы совершенны, наблюдается максимальная адаптация к различным факторам внешней среды. Основу физического здоровья составляют морфологические и функциональные резервы клеток, тканей, органов и систем органов.

2. Психическое здоровье – состояние психической сферы человека. Основу его составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную регуляцию поведения. Это состояние обуславливается потребностями и биологического, и социального характера и возможностями их удовлетворения.

3. Духовное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной основы жизнедеятельности человека. Основу его составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в социальной среде. Этот компонент в значительной мере определяется духовностью человека, его знаниями и воспитанием, соответствием характера жизни человека общечеловеческим законам. Считают, что духовность включает в себя готовность человека следовать наработанным веками правилам человеческого общежития и способность человека к творчеству. Проблеме духовности в зарубежной и отечественной философской мысли посвящено немало трудов, однако в одних из них понятие «духовность» отождествляется с понятием «душа», «психическое», в других – духовность отождествляется с сознанием, определяется как нечто противоположное материальному, то есть идеальное.

Истинная же духовность есть «триединство истины, добра и красоты», и основными критериями такой духовности являются:

Направленность вовне на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность. Человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;

Выбор основных жизненных ценностей, составляющих смысл бытия личности. Именно способность к выбору является главной причиной превосходства человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает характер проявления «вкуса к рефлексии», к познанию специфики индивидуального бытия;

Свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над человеком;

Творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее не существовавшее, но и как самотворение – творчество, направленное на поиск самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

Развитая совесть, которая согласует вечный моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида, ибо сознанию открыто сущее; совести – то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;

Ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, за все, что происходит в мире.

Некоторые авторы в практических целях выделяют также репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье – это комплекс соматических, эмоциональных, интеллектуальных и социальных аспектов сексуального существования человека и его способность к любви. Основу его составляют:

Способность к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;

Свобода от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других психологических факторов, подавляющих сексуальную реакцию;

Отсутствие органических расстройств, заболеваний и недостатков, мешающих сексуальным и детородным функциям.

Все компоненты здоровья человека взаимодействуют, дополняют и компенсируют друг друга. «В здоровом теле – здоровый дух!», - гласит старая латинская пословица. Но часто мы наблюдаем обратную картину, когда высокоразвитый дух, компенсирует больное тело. Все нарушения в психической и духовной сфере неминуемо отражаются на физическом состоянии человека посредством нарушения механизмов физиологической регуляции.

Обобщая все определения составляющих здоровья, можно сказать, что соматическое и физическое здоровье – я могу , психическое здоровье – я хочу , духовное здоровье – я должен .

Индивидуальное здоровье – это личностная категория. Каждого человека в плане собственного здоровья интересует самочувствие и возможности его улучшения, продолжительность жизни, возможность активно прожить свою жизнь и избежать заболевания. С этой точки зрения практическое определение здоровья может быть следующим.

Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, сопровождаемое фактическим отсутствием болезней и индивидуально фрустирующих (выводящих из состояния внутреннего спокойствия) недостатков. Быть здоровым - значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком.




Что способствует сохранению и укреплению здоровья: правильное питание §соблюдение режима труда и отдыха §психическая и эмоциональная устойчивость §оптимальный уровень двигательной активности §безопасное поведение дома, на улице, на работе §отказ от саморазрушающего поведения §здоровое сексуальное поведение закаливание §личная гигиена


Вредные привычки могут: складываться стихийно Вредные привычки - это сложившиеся способы деструктивного (саморазрушающего) поведения, осуществление которого в определённых ситуациях приобретает характер потребности § быть побочным продуктом направленного воспитания и обучения § перерастать в устойчивые черты характера § приобретать черты автоматизма § быть социально обусловленными


Феномен адикции (пагубного пристрастия к чему-либо). Человек стремится благодаря использованию тех или иных средств (веществ) заместить естественные для конкретных социальных ситуаций чувства и эмоции, избежать стресса. Что лежит в основе процессов формирования вредных привычек?



Кроха – сын пришёл к отцу И спросила кроха: « Если я курить начну- Это очень плохо?» Видимо врасплох застал Сын отца вопросом Папа быстро с кресла встал, Бросил папиросу. И сказал отец тогда, Глядя сыну в очи: «Да, сынок, курить табак, Это плохо очень.» Сын, услышав сей ответ, Снова вопрошает: «Ты ведь куришь много лет И не умираешь?» Закурил я с юных лет, Чтоб казаться взрослым, Ну, а стал от сигарет Меньше нормы ростом. Я уже не побегу За тобой в припрыжку, Бегать быстро не могу, Мучает одышка. Сердце, лёгкие больны, В этом нет сомненья. Я здоровьем заплатил За своё куренье. Никотин- опасный яд Сердце поражает, А смола от сигарет В бронхах оседает, Я бросал курить раз 5 Может быть и боле, Да беда, курю опять- Не хватает воли.» «Ты мой папа, я- твой сын, Справимся с бедою. Ты бросал курить один, А теперь нас двое. Я и мама не хотим Мы курить пассивно К нам ведь тоже никотин Попадает с дымом. семейный наш бюджет Станет побогаче. Купим мне велосипед, Чтоб гонял на даче.» «Ну и кроха! Вот так сын- Хитрован ужасный. Все проблемы враз решил, Ладно. Я согласный. Но условия скорей Тоже выдвигаю - Ты и пробовать не смей. А я курить бросаю.»


Из каждых 100 человек, умерших от рака, 90 курили. Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний лёгких, 75 курили. Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили. Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Начавшие курить до 15 лет, в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.








В результате освоения темы студент должен:

знать

Основы современной теории социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;

уметь

  • использовать основные критерии социального благополучия;
  • определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия, социальной безопасности и сплоченности;

владеть

  • различными направлениями обеспечения социального благополучия, социальной безопасности, социальной сплоченности;
  • способностью проводить исследования по выявлению уровня социального благополучия у разных групп населения.

Содержание и структура понятия "социальное благополучие"

Практика социальной работы определяется различными факторами, к которым относятся традиции и обычаи определенного народа, законодательная база, регулирующая социальную политику, представления общественного сознания и пр. Важное место среди этих факторов занимает система ценностей, которые разделяют все представители данного социума (или их большинство) и которые, в сущности, формируют основу общества.

Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества. Поэтому каждый объект и явление, которые рассматриваются как значимые, включаются в ценностную, или аксиологическую, основу миропонимания современного человека, занимая в ней более или менее важное место.

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.

Суждения о содержании социального благополучия изменялись на протяжении человеческой истории в зависимости от уровня развития материальных благ, религиозных и этических норм, потребительских стандартов соответствующего общества. Первоначально это понятие рассматривалось в контексте благосостояния, т.е. преимущественно экономической, материальной обеспеченности. Исследователи рассматривали, как в обществе неравенства можно добиться благосостояния с помощью более равномерного распределения доходов. В качестве путей к этому рассматривались: государственное вмешательство, рациональное налогообложение и бюджетно-налоговая политика.

В самом общем смысле можно сказать, что социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности. Однако современные представления о должном уровне и качестве жизни включают в это понятие также требования безопасности, право на достойные жилищные и экологические условия, свободу самореализации и пр.

Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. Можно сказать, что в известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства.

Учебно-методическое объединение вузов России по социальной работе в числе фундаментальных, исходных категорий теории социальной работы как научной дисциплины называет понятия:

  • социальное благополучие человека;
  • социальное благополучие общества.

Данные понятия отражают сложную структуру самой категории социального благополучия, включенность в нее представлений о благополучии индивида, о благополучии групп людей, наконец, о благополучии общества в целом. Эти представления и фактические данные, на которых они основываются, взаимосвязаны друг с другом, но не совпадают полностью.

Представители социальных наук и органов управления в течение долгого времени искали объективные количественные измерители данного интегрального явления, которые бы достаточно точно отражали состояние различных сторон жизнедеятельности общественного организма в целом, были способны показать динамику его отдельных элементов и к тому же были практически применимы в аспекте сбора и использования данных. Необходимость разработки показателей социального благополучия определяется научными и практическими задачами дальнейшего совершенствования образа жизни. Социальное благополучие – это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

В конце XX в. был разработан информативный, пригодный для сравнения и удобный в применении показатель социального развития, отражающий степень благополучия стран, народов в целом – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегрально характеризующий уровень материального благосостояния (ВВП в пересчете на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни) и уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях).

Каждый из включенных и индекс показателей в отдельности может не отражать генерализованное состояние благополучия, но все они в совокупности прямо или опосредованно представляют картину благополучия или неблагополучия данного общества.

За все годы публикаций отчета о развитии человеческого потенциала первое место занимали Швейцария, Канада, Норвегия, Япония, Исландия.

В последнем выпуске доклада об уровне ИРЧП, представленном в марте 2013 г. в Мехико, указано, что наивысшие показатели индекса зафиксированы в Норвегии. Россия стоит на 55-м месте в группе стран с "высоким уровнем развития человеческого потенциала", поднявшись по сравнению с предшествующим докладом на 10 позиций. 42 страны, имеющие "очень высокий уровень" ИРЧП, названы в отчете "развитыми", хотя в их число входят, например, Барбадос или Сейшельские острова, которые обычно не принято включать в число развитых.

При этом составляющие российского ИРЧП далеко не равнозначны. На мировом фоне среднестатистический российский человек отличается высокой образованностью, средним уровнем материального достатка и невысокой продолжительностью жизни.

Среди других показателей следует рассмотреть динамику ИРЧП, т.е. направление и величину изменений, которые продемонстрировали индексы разных стран в сравнении с 1990 г. (началом наблюдений). В этом плане последний опубликованный отчет, к сожалению, показывает, что Россия находится в числе стран, у которых данный показатель ухудшился. Еще в 1990 г. СССР (и Россия в его составе) находилась в группе стран с очень высоким уровнем развития ИРЧП, занимая 23-е место в общем рейтинге.

Разумеется, такое снижение социальных характеристик неприемлемо для страны, которая поставила своей задачей модернизацию всех сторон своего развития. Именно для улучшения ситуации в социальной сфере были разработаны национальные проекты "Образование", "Здоровье", "Жилье", было начато стимулирование демографических улучшений.

За прошедшие годы усилия, предпринятые по улучшению здравоохранения, развитию высокотехнологичных видов медицинской помощи принесли свои результаты. Произошли позитивные изменения в одном из наиболее консервативных показателей – показателе средней ожидаемой продолжительности жизни. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин за последние 15 лет превысила 63 года, что является значительным ростом, но не достигает, впрочем, как и ожидаемая продолжительность жизни женщин, показателей 1990 г.

В структуру социального благополучия общества входят такие элементы, как уровень жизни, детерминируемый показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, определяемые представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, возможностью получения необходимой медицинской помощи. Также сюда включаются общественные ожидания в области безопасности – защищенности от преступных посягательств и террористических актов, продовольственной и экологической безопасности.

Особое место занимает социальная защищенность индивидов, т.е. уверенность в том, что, в случае если другие механизмы безопасности перестанут действовать, сработают социальные инструменты, которые помогут человеку избежать нищеты и голода, получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью собственными силами, содействие при потере работы, уход в старости и т.п. Следует подчеркнуть, что в основном забота о социальном благополучии своей семьи является предметом собственной ответственности здоровых людей трудоспособного возраста. Однако пожилые люди, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой не всегда могут справиться с возникающими социальными проблемами самостоятельно. Состояние социальной защищенности подразумевает наличие нормативных гарантий реализации социальных прав и свобод, достаточное финансирование социальной политики на всех ее уровнях, развитие инфраструктуры социальной помощи, наличие кадров специалистов, способных осуществлять меры социальной поддержки.

С состоянием социальной защищенности населения связано чувство социальной защищенности у индивидов, которое не может возникнуть без наличия указанных выше элементов социальной защищенности. Однако объективное существование этих структурных элементов не обусловливает автоматическое формирование у человека чувства социальной защищенности – граждане могут не знать о них или считать их недостаточными. Отсутствие же этого чувства неблагоприятно действует на состояние социальной стабильности, на субъективные характеристики благосостояния населения.

Социальное благополучие личности в значительной мере опирается на социальное благополучие общества, но не сводится к нему. Большую значимость для него имеет субъективная оценка человеком своего благосостояния и удовлетворенности жизнью. На первый взгляд, представляется, что зажиточная жизнь лучше, чем необеспеченная, что наличие комфортабельных условий для жизни вызывает большее удовлетворение, чем жизнь в аскетических условиях. Однако проведенные исследования показывают неполноту такой точки зрения.

Английский психолог М. Аргайл обобщил результаты широких кросс-культурных исследований и выявил, что уровень индивидуального счастья и удовлетворенности жизнью не зависит от развитости материально-бытовых элементов цивилизации и богатства человека: эти показатели оказались равными у обследованных лиц из Франции и Чада, Нигерии и США и пр.

Впоследствии было определено, что человек воспринимает обыденное и привычное существование как нормальное для себя и оценивает его в величинах незначительных изменений, связанных с небольшими событиями, происходящими в рамках этого обыденного существования. Эта оценка близка к медиане с небольшим уклоном в сторону более благоприятных суждений (в терминологии производимых опросов человек "скорее удовлетворен" своей повседневной жизнью). Однако если происходящие изменения более значительны и производят качественные изменения в образе жизни, то возникает другой подход к оцениванию: люди "реагируют на дельту", на показатели сравнения либо с собственными жизненными условиями в прошлом, либо с жизненными условиями значимых других.

Так, если жизненные условия человека, его семьи улучшились, то в течение некоторого времен он оценивает свое социальное благополучие как возросшее. Если эти улучшившиеся условия стали привычными, обыденными, то оценка индивидуального социального благополучия возвращается к обычному среднему уровню. Эту закономерность важно учитывать при выявлении мнений и суждений получателей социальной помощи и клиентов учреждений социального обслуживания: вновь введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая, дополнительная к уже существующей системе, не долее полугода, а затем ее новизна утрачивается.

Своеобразно воспринимается и собственное благосостояние в сравнении с благосостоянием иных людей. Предметом сравнения выбираются значимые другие, т.е. те люди, которые для инициатора сравнения представляются показательными, авторитетными. Зависть к уровню чужого благополучия – это в целом позитивное чувство, порождающее мотивацию к труду, предприимчивости, достижениям. Средние, унифицированные показатели благосостояния, когда никто не живет лучше других, могут порождать самоуспокоенность и вести к застою.

Конечно, в обществе должны существовать механизмы поощрения более активного труда, предприимчивости в рамках закона, изобретательности, таланта и пр., а также инструменты пресечения попыток достижения благосостояния незаконными средствами. В конечном итоге проницаемость границ социальных страт и исправная деятельность "социального лифта", позволяющего социально приемлемыми способами подняться вверх в общественной иерархии – это залог подвижности, модернизируемости социума, его способности к развитию и совершенствованию.

Индивидуальное определение благополучия достаточно сложно и противоречиво.

В структуре личности человека присутствуют три вида элементов: физическое "Я", социальное "Я" и духовное "Я". Физическое "Я" включает телесную организацию и все материальное, чем обладает человек. Структуру социального "Я" составляют роли, нормы и стремление человека к обществу. Духовное "Я" – это полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Однако невозможно отрывать друг от друга различные ипостаси "Я" в изучении субъективного благополучия, поскольку в их неразрывном единстве обеспечивается устойчивость и целостность личности, а также само это единство становится фактором субъективного благополучия.

Субъективное благополучие имеет общественно важное содержание. Разнообразие в его понимании зависит от типа личности, особенностей ее формирования и воспитания, просоциальной или антисоциальной направленности, эгоистической или альтруистической установки. Субъективное благополучие предполагает достижение удовлетворенности прежде всего в таких сферах, как общение, успешный труд, межличностные отношения. Поскольку субъективные переживания, "внутренние ощущения счастья" очень похожи вне зависимости от того, что их вызвало, аффективный компонент субъективного благополучия достаточно постоянен. Субъективное благополучие отнюдь не определяет объективного благополучия личности, оцениваемого по социальным критериям ее личных достижений, структуры личности, поведения и деятельности. Согласование общественных и субъективных конструктов социального благополучия создает благоприятные условия для последовательного развития социума и его членов. Рассогласование порождает социальную нестабильность, а также негативные последствия длительного воздействия дистресса.

Специалистам социальной работы приходится чаще иметь дело с проблемами своих клиентов, обусловленными недостаточностью материальных средств. В свое время этот вид профессиональной деятельности создавался именно для того, чтобы обеспечить выживание людей, оказавшихся неприспособленными к реалиями нового вида социально-экономического устройства, спасти их от голода и крайней нищеты. Однако по мере адаптации большинства населения к экономическим условиям на первый план выходит и другая задача социальной работы – поддержание социального и духовного благополучия индивидов. Это обусловливает необходимость использования новых подходов, технологий и методов, которыми должны владеть специалисты в современных условиях.

Типы теорий социального благополучия. Экономическое благополучие. Социальное

Благополучие. Психологическое благополучие.

Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом

и актуальным состоянием общества, к которому личность себя причисляет. Социальное

благополучие проявляется в широкой динамичной системе социальных связей, с наличием

позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. Также оценивается

успешным функционированием в социуме. У людей с высоким уровнем социального

благополучия есть близкие, которые помогают им добиваться своего, наслаждаться жизнью и

оставаться здоровыми. Они окружены людьми, которые их уважают, поощряют их развитие и

рост и принимают их такими, как есть. Люди с высоким уровнем социального благополучия

сознательно уделяют время общению со своим окружением.

Понятие «психологическое благополучие» описывает состояние и особенности

внутреннего мира человека, которые определяют переживание благополучности, а также

поведение, продуцирующее и проявляющее ситуативное благополучие. В качестве

базовых составляющих психологического благополучия человека выделяются:

позитивные отношения с другими, принятие себя (позитивная оценка себя и своей жизни),

автономия (способность следовать своим собственным убеждениям), компетентность

(контроль над окружающей средой, способность эффективно управлять своей жизнью),

наличие целей, придающих жизни направленность и смысл, личностный рост как чувство

непрекращающегося развития и самореализации.

Экономическое благополучие – основывается на удовлетворении трудом и доходом, удовлетворение

потреблением и гражданское удовлетворение (системой, экономической политикой).

Историко-культурном контексте.

Благополучие-это спокойное течение жизни, не нарушенное несчастьями и неудачами. Социальное

благополучие- проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе

социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в

зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич., социального и эконом.

функционирования в социуме (Raphael et al., 199 6). В зап. психологии понятие благополучие определяется в

самом широком смысле - wellbeing, как многофакторный конструкт, представляющий сложную взаимосвязь

культурных, социальных, психол., физич., эконом. и духовных факторов. В используемой ВОЗ дефиниции

здоровья («состояние полного физич., душевного и социального благополучия, а не только отсутствие

болезней и физич. дефектов») понятие «благополучие» включает элементы, к-рые обеспечивают индивиду

способность жить полноценной для него жизнью. Русский язык содержит много слов, корень к-рых «благо».

В зап. практике также наряду с термином «благо» используются термины «благополучатель»,

«благодаритель» и др. Человек не только испытывает или не испытывает состояние благополучия, но

способен к его рефлексии. В общее состояние С. б. каждая из его составляющих (субъективное физич.,психич., духовное, социальное благополучие) вносит свой вклад. Восприятие личностью своего положения

в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в к-рых она живет, а также в соответствии со своими

целями, ожиданиями, стандартами и заботами ВОЗ характеризует как качество ее жизни Оценивание

собственной жизни может происходить в разных системах измерения: (а) в социально признанной для

данной культуры на данном временном истор. отрезке, (б) в субъективной системе измерений, опирающейся

на субъективную иерархию жизненных ценностей и представление о субъективном благополучии. Эти

оценки в разных системах измерения могут не совпадать. При разработке понятия «благополучие» авторы

делают акцент как на субъективной оценке человеком себя и собственной жизни, так и на аспектах

позитивного функционирования личности. Благодаря процессу О. личность может влиять на уровень своего

социального благополучия, к-рый нежестко связан с субъективным переживанием его.

Индивидуальное благополучие, коллективное благополучие. Субъективное и

Объективное в трактовке социального благополучия.

Индивидуальное социальное благополучие - отражает субъективные переживания индивида своей

удовлетворенностью или неудовлетворенностью положения в обществе.

Коллективное с.б - это совокупность объективных (исчисляемых) критерием удовлетворенности членами

общества своим положением в нем (определенной социальной группы).

Субъективное благополучие - понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности,

жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных

представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности. В

субъективном благополучии (и его составляющих) целесообразно выделять два основных компонента:

когнитивный (рефлексивный) - представление об отдельных аспектах своего бытия, и эмоциональный -

доминирующий эмоциональный тон отношение к этим аспектам.Субъективное благополучия (или

неблагополучия) человека состоит из частичных оценок различных аспектов ее жизни, что является

предметом изучения различных научных дисциплин. Благополучия является интересным предметом

изучения и актуальной проблемой для психологии и психогигиены.

Человеческая жизнедеятельность и общественная жизнь как неотъемлемое условие

Социального благополучия. Творчество как условие социального благополучия.

Смысл человеческого существования как вопрос о высшем благе. Экзистенциальные

Концепции бытия человека.

Вопрос о высшем благе ставился в философии в связи с уяснением смысла бытия и

человеческого существования, в зависимости от которого определялась соотносительная

ценность всех других благ.

Развернутую концепцию этого рода впервые создали немецкие экзистенциалисты. В

целом ряде работ 20 - 30-х годов К. Ясперс предложил свой вариант онтологии.

Впоследствии, опираясь на разработки немецких мыслителей, Ж.-П. Сартр создал

обновленное понимание бытия (особенно в книге "Бытие и ничто"). Еще раньше новые,

неклассические варианты онтологии, повлиявшие на экзистенциалистов, разрабатывал Э.

Гуссерль. Избирается обратный путь - .от человеческого существования, т. е. от

экзистенции, к миру, как он видится человеку и "выстраивается" вокруг него. Такой

подход представляется философам XX в. предпочтительным с точки зрения не только

реалистической (ведь по-другому, говорят они, человек и не осваивает мир), но и

гуманистической: в центр ставится человек, его активность, его уникальность,

возможности свободы, открываемые самим бытием.

Учение Аристотеля о двух видах справедливости. Историко-философские учения о

Благополучия.

Благо - понятие, обозначающее нечто положительное для телесного и духовного развития

человека, ценное для удовлетворения его потребностей. Различают материальные и

духовные блага, а среди последних – абсолютное благо, или Бог, и субъективные блага,

т.е. добро, красота, радость и т. д. Понятие блага трактовалось очень широко, в

зависимости от исходных установок различных философско-этических школ. Под ним

понимали и наслаждение, и воздержание, и разумность и полезность, и свободу и

необходимость. В новоевропейской мысли понятие блага постепенно вытесняется

понятием ценности. В христианской этике понятие блага входит в концепцию благодати,

исходящей от Бога, а в философских системах анализируется чаще всего в терминах

общечеловеческих ценностей. Ценность, то есть жизненная и практическая установка,

рождает, в свою очередь, конкретный образ блага. Приверженец честности уважает чужое

достояние. Любовь к ближнему делает благом подарок другому. Тот, кто считает веру

благом, почитает эту установку жизненного поведения. Тот, кто испытывает верность

другого, пользуется верой как благом.

Религиозные или производные от них представления о человеке продолжают оказывать

влияние и на сегодняшний мир людей. Несколько религий получили мировое

распространение. Различия мировых религий свидетельствуют об устойчивой

неоднозначности трактовки "я" в мире людей. Религии помимо того, что удовлетворяют

творческую и поведенческую потребность человека в представлениях о себе и мире,

привносят внечеловеческий, надчеловеческий подход к отношениям между людьми,

стремление людей к замене стихийного внутривидового противоборства на общепринятые

нормы взаимоотношений.9. Народные сказки, поговорки, пословицы как источник формирования представлений о

благополучии.

Представления о счастье – ключевая черта мировоззрения человека, входящая в смысла

жизненную систему его ценностей. Мечты о счастье всегда были свойственны человеку. В

современном же обществе особенно ярко выражен как тяготение к счастью-удаче и

счастью-наслаждению.Человек современности блуждает в поисках счастья и блага в

пространствах социума и культуры не менее, нежели человек прошлых эпох. Один из

ключевых концептов культуры "счастье" занимает важное положение в картине мира,

которая видится сквозь призму русской сказки затрагивают ряд актуальных вопросов:

каково счастье подлинное и как не спутать его с обманчивым, ложным? Что за путь к

такому счастью ведёт и как отыскать его, и как с него не сбиться? Как счастье с

житейским благополучием связано? Соотносится ли с добродетелями? С благом? С не–

счастьем, которого так много в судьбе сказочных героев? Примечательно, что сказочные

притеснители "несчастных" героев (сирот, падчериц и т.п.) предстают перед слушателем

вполне житейски благополучными; у них есть все то, что, казалось бы, нужно для счастья

: и родительская защита, и свой дом, и хозяйство, и достаток, у них все в жизни в порядке.

Однако повествователь наделяет подобных героев особыми чертами. Так, если любимым

сказочным героям будет свойственно трудолюбие, то антигероям – праздность;

искусность героя будет противопоставлена неумелости антигероя, милосердие –

жестокости, терпение – гневливости, послушание – властолюбию, скромность –

самолюбованию, кротость – негодованию, безропотность – мстительности.

Противопоставление по принципу "герой - антигерой", "добродетель - порок",

разворачиваемое в динамике развития сказочного сюжета, приводит тех и других

персонажей к разному для каждого финалу. Счастье одних и несчастье других меняются

местами в развязке сюжета, знаменуя победу или поражение разных путей

жизни.Антигерои, в лучшем случае, теряют, что имели: цари - царство, богатые -

богатство, а иногда отнимается и человеческий облик или сама жизнь. Счастье же

открывается "несчастным", невольно вызывая воспоминание о евангельском обетовании

блаженства "плачущим и кротким". Ценностная специфика счастья выражается сказкой в

его итоговом, результирующем характере: образ разбитого корыта, образу свадебного

пира, как выражение оппозиции "ложное понимание счастья - подлинное понимание."

Счастье в сказке может проявить себя через житейский идеал достатка и налаживания

хозяйства, но это становится возможным, как правило, благодаря чудесной помощи герою

в ответ на доброту сердца и его готовность отдать последнее. Сказочное счастье может

являть себя в судьбе героя в образе доброго супруга или супруги, сумевших угадать свою

суженую половинку в неприметном, скромном облике, Сказочное счастье может

обнаруживать себя и в получении героем или героиней простого происхождения нового,

царского статуса, что также сопряжено с супружеством. В разных культура счастье

трактуется по разному и передается через народное творчество.

Экономических систем.

1.Традиционная: Традиции, передающиеся из поколения в поколение, определяют, какие

товары и услуги как и для кого производить.Отсталая технология производства.

Преобладание ручного труда. Многоукладность экономики. Консерватизм и неприятие

нововведений.

2.Командная: Экономические решения принимают в основном представители

государственной власти. Отсутствие у производителей свободы выбора. Отсутствие у

производителей заинтересованности в повышении эффективности производстваДостоинство: Возможность концентрации усилий и ресурсов на отдельных направлениях

экономической деятельности

Обеспечение экономической и социальной стабильности, так называемая «уверенность в

завтрашнем дне»

Недостатки: Невозможность быстрого развития и внедрения достижений научно-

технического прогресса Отсутствие свободы производства и потребления-Низкий

уровень удовлетворения потребностей Возникновение «черного рынка», хронический

дефицит предметов потребления

3.Рыночная: Свободное решение основных экономических вопросов на основе

рыночных механизмов регулирования. Преобладание частной собственности

Экономические субъекты осуществляют деятельность в соответствии со своими

личными экономическими интересами Свободная конкуренция Минимальное влияние

государства

Достоинство: Способствует эффективному распределению ресурсов, так как

направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше

всего нуждается («невидимая рука рынка») Свобода выбора и деятельности

предпринимателейСпособствует повышению качества товаров и услуг Гибкость, высокая

адап-тированность к изменяющимся условиям Стимулирование научно-технического

прогресса

Недостатки: Неравное распределение дохода; рынок ориентирован на удовлетворение

потребностей тех, кто платит деньги Нестабильность развития, что приводит к инфляции

и безра-ботице, социальным противоречиям

Недостаточное финансирование научных исследований, сферы образования

Ослабление конкуренции, происходящее вследствие слияния небольших предприятий

Расточительное отношение к природным ресурсам

4.Смешаная Одновременное сочетание частного и государственного секторов

экономики, рынка и госу-дарственногорегулирования, капиталистических тенденций и

социализации жизни

Недостатки рыночной экономики сглаживаются государственным регулированием

Непосредственное участие государства в предоставлении социальных благ

Достоинство: Обеспечение экономического роста и экономической стабильности

Социальные гарантии Защита и поощрение конкуренции, борьба с монополиями

Обеспечение политической стабильности Стимулирование технологических и

организационных инноваций Поддержка сферы образования, культуры, науки

Недостатки: Отсутствие стандартных схем

Необходимость разработки национальных моделей с учетом национальной специфики

В благополучие как феномене социальной реальности можно выделить три смысловых аспекта: духовно-нравственный, политико-правовой и финансово-экономический. Основными структурными элементами духовно-нравственного аспекта являются смысл жизни и достоинство личности. В политико-правовом аспекте центральной ценностью, влияющей на эффективность использования общественных и личных ресурсов для достижения благополучия, оказывается справедливость. В финансово-экономическом аспекте ключевыми факторами благополучия выступают деньги и институт частной собственности.

Самобытность понятия "благополучие" и невозможность выразить его смысл через другие близкие к нему по значению слова (благосостояние, счастье). При всякой новой попытке это сделать, сущность феномена благополучие ускользает, а все эти термины фиксируют лишь различные аспекты проблемы. Термин "благосостояние" выражает материальный достаток людей. Понятие "счастье" наряду с тем, что указывает удовлетворенность человека своей жизнью, подразумевает причастность человека к чему-либо. Традиционно под чем-либо мыслятся духовные и материальные блага. Поэтому счастье в отличие от благосостояния связывается не только с материальным, но и духовным измерением человеческого бытия. Но понятия счастья и благополучия между собой взаимодействуют по принципу взаимодополнительности. Они схватывают различные аспекты одной ситуации. В понятии "счастье" причастность к благу потенциальна, а в понятии "благополучие" причастность к благу актуальна. Это видно из этимологии этих слов.

- 11. Показатели социального благополучия в либеральной рыночной экономике. Теория А. Смита и Д. Рикардо.. Одно из ключевых положений теории Смита - необходимость освобождения экономики от государственной регламентации, препятствующей естественному развития хозяйства. Он подверг острой критике господствующую в то время экономическую политику меркантилизма, направленную на обеспечение положительного баланса во внешней торговле посредством системы запретительных мер. По мнению Смита, желание людей покупать, где дешевле, и продавать, где дороже, естественно, а потому все протекционистские пошлины и поощрительные премии за экспорт вредны, как и любые помехи свободной циркуляции денег.

Благосостояние общества Смит связывал с ростом производительности труда. Наиболее эффективным средством ее повышения он считал разделение труда и специализацию,

Согласно теории Смита первоначальная стоимость продукта при распределении распадается на три части: заработную плату, прибыль и ренту. С ростом производительности труда, отмечал он, происходит повышение заработной платы и ренты, зато доля прибыли во вновь произведенной стоимости снижается.

В 1777 г. А. Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов» . Ее главная идея состояла в обосновании теории трудовой стоимости, в доказательстве того, что источником богатства является труд во всех сферах производства, а не только в земледелии, благодаря затратам которого образуется стоимость, а затем – цена товара.

«Невидимая рука» – это, по сути, стихийное действие объективных экономических законов. Эти законы действуют помимо, а часто против воли людей.

Капитал по Рикардо:

Часть богатства страны, которая употребляется в производстве и состоит из пищи, одежды, инструментов, сырых материалов, машин и пр., необходимая, чтобы привести в движение труд

Из-за неравенства прибыли на вложенный капитал последний «перемещается из одного занятия в другое».

Рента всегда платится за пользование землей, поскольку ее количество не беспредельно, качество - неодинаково, а с ростом численности населения обработке начинают подвергаться новые участки земли, худшие по своему качеству и расположению, затратами труда на которых определяется стоимость сельскохозяйственных продуктов.

Рентообразующие факторы - плодородность земли (неодинаковый природный потенциал) и разная удаленность участков от рынков, где полученная с них товарная продукция может быть реализована. Источником ренты является не особая щедрость природы, а прилагаемый труд.

Труд имеет естественную и рыночную стоимость: «естественная цена труда» - возможность рабочего содержать за свой труд себя и семью, оплачивая расходы на пищу, предметы насущной необходимости и удобства. Зависит от нравов и обычаев, так как в некоторых странах не требуется, скажем, теплой одежды; «рыночная цена труда» - плата, складывающаяся с учетом реального соотношения спроса и предложения.

Рикардо прогнозировал, что при росте заработной платы рабочие начнут заводить большее количество детей, и в итоге заработная плата будет падать из-за того, что количество рабочих будет увеличиваться быстрее, чем спрос на их труд.

Безработица в рыночной экономике невозможна, так как избыточное население вымирает. В этом суть рикардианского «железного» закона заработной платы.

Позиции Рикардо по теории денег базировались на положениях, характерных для формы золотомонетного стандарта. При этом «ни золото, ни какой-либо другой товар не могут служить всегда совершенной мерой стоимости для всех вещей». Рикардо был сторонником количественной теории денег.

Модели социальной политики.

4. Модель «социально- ориентированного рыночного хозяйства». Действует определенная система «социальных амортизаторов», которая обеспечивает уровень жизни не ниже черты бедности. При этом задачи, которые могут решить сами граждане, государство на себя не берет. Концепция “социального рыночного хозяйства” наиболее полно была реализована в ФРГ.

5. Рыночная социальная модель. Отличается наибольшей социальной жесткостью, разгосударствление социальной сферы, сведением до минимума социальных трансфертов (пособий, пенсий). В России – жесткая социальная модель (все платы есть, но они крайне низкие).

Основной идеей данной модели является тезис о необходимости усиления рыночного начала в социальной сфере взамен широкого государственного вмешательства. Это находит свое воплощение в частичном разгосударствлении социальной сферы, во-вторых, в расширении применения рыночных инструментариев в функционировании социальных отраслей

38. Национальная программа демографического развития России. Цель Национальной программы - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. с обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Приоритетные задачи Национальной программы: создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми; улучшение здоровья населения и снижение смертности; привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию; улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам; ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны; формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Расчетный период реализации Национальной программы - 2006-2015 гг

Условия, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы.

Поэтому условиями, без которых невозможно в полной мере достижение поставленных целей, но которые выходят за рамки настоящей Национальной программы, являются:

Общее повышение доходов и благосостояния населения, включая повышение доходов низкооплачиваемых профессиональных групп, реализация мер по борьбе с бедностью;

Совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;

Совершенствование системы образования;

Улучшение экологической обстановки, снижение рисков воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на человека.

Закладываемыми в Национальную программу общими ожидаемыми результатами являются:

Прекращение убыли, стабилизация к 2015 г. численности населения Российской Федерации на уровне не ниже 140-142 млн. человек, создание условий для ее устойчивого роста с 2030 г.;

Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет сохранения и улучшения здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно - предотвратимой смертности, в первую очередь - в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности, сокращения уровня потребления алкоголя, наркотиков, табакокурения;

Укрепление социального института семьи, возрождение и сохранение отечественных духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания, формирование ориентации населения на расширенное демографическое воспроизводство, улучшение демографических показателей постоянного населения;

Создание предпосылок для повышения уровня рождаемости посредством улучшения репродуктивного здоровья населения и путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей.

39. Национальный проект «Здоровье» - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации В. В. Путиным, стартовавшая 1 января 2006 года в рамках реализации четырёх национальных проектов.

Цели проекта

Укрепление здоровья граждан

Повышение доступности и качества медицинской помощи

Развитие первичной медицинской помощи

Возрождение профилактического направления в здравоохранении

Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

Основные направления

В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия:

подготовка и переподготовка врачей общей практики

повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, - 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано:

повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи

строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Итоги реализации

Ожидаемая продолжительность жизни в России

На начало июля 2007 года подготовку и переподготовку прошли 5834 врача (2939 по специальности «Терапия», 2298 - «Педиатрия» и 597 - «Общая врачебная практика»). В первом полугодии 2007 года более 150 тыс. медицинских работников (более 70 тыс. врачей и 79 тыс. медицинских сестер) получили дополнительные денежные выплаты на общую сумму более 6,6 млрд руб.

В регионы на начало июля 2007 года было поставлено 3267 единиц диагностического оборудования (512 комплектов лабораторного оборудования, 71 ультразвуковой аппарат, 788 рентгенологических аппаратов с 443 проявочными машинами, 438 единиц эндоскопического оборудования, 465 электрокардиографов и 550 фетальных мониторов). Планировалось, что в 2007 году современным диагностическим оборудованием будет оснащено 375 детских поликлиник.

По итогам 2009 года продолжительность жизни в России увеличилась до 69 лет. В феврале 2010 года заместитель председателя правительства России Александр Жуков заявил, что увеличение продолжительности жизни является успехом приоритетных национальных проектов.

31. Модели социальной политики .

Модель социальной политики - это комплекс средств, используемых государством для решения социальных вопросов.

Как правило, модель основана на определенной доктрине, которая отличается по степени вмешательства государства в социальную сферу. В зависимости от содержания выделяют следующие модели социальной политики:

1. Патерналистская социалистическая. Всесторонняя ответственность государства за социально-экономическое положение граждан; государственная монополия производства всех благ, включая социальные; централизованное распределение социальных благ.

государство сосредотачивая в своих руках основную массу ресурсов, необходимых для экономического и социального развития, может распределять их с наибольшей эффективностью, удовлетворяя по мере возможности наиболее насущные потребности членов общества. Однако, в условиях тоталитарного правления патернализм оборачивается засильем и бесконтрольностью бюрократии, что создает предпосылки для возникновения коррупции, принятия неэффективных решений, вторжения государства в частную жизнь граждан. Еще худшим последствием патернализма является рост социальной пассивности граждан, упование на государство как на “высшую инстанцию” в решении всех социальных проблем.

Достоинства модели: чувство социальной защищенности, социальной стабильности.

Недостатки: это система не в состоянии обеспечить уровень благосостояния всех граждан; уравнительный принцип распределения социальных благ; высокая степень зависимости человека от государства.

2. Шведская модель (шведский социализм). Высокий уровень регулирования социальной сферы, но при этом – это рыночная система (Швеция, Норвегия, Финляндия).

Важнейшим положением данной модели является идея солидарности различных социально-экономических групп и слоев населения. Равноправие отдельных классов и групп, присущее шведской модели социальной политики в свою очередь породило ее эгалитаризм. Шведское государство взяло на себя не только равную защиту интересов всех членов общества, но и добивалось относительного сближения благосостояния отдельных групп населения. Однако достижение всеобщего благосостояния в сочетании с высоким качеством предоставляемых благ и услуг требовало значительных затрат со стороны шведского государства.

Достоинства модели: обеспечивает высокий уровень социальной защиты граждан; высокие показатели уровня жизни.

Недостатки: высокое налоговое давление на бизнес; чрезмерная система унификации социальной сферы и ограничение свободы выбора социальных благ людьми.

3.Модель «Государство благосостояния». Типичная рыночная модель с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, который рынок обеспечить не может.

В основе концепции “государства благосостояния” лежало предположение, что государство - единственный институт современного общества, не имеющий собственных интересов и поэтому способный выступать посредником между классами и действовать в соответствии с общественными интересами. Получила распространение в индустриально развитых странах. Концепция “государства благосостояния” получила наибольшее развитие в Великобритании, Франции и ряде других европейских стран

Социальное благополучие в современной теории социальной работы рассматривается в системе её философско-аксиологических основ. Под ценностью в философском смысле понимают личностную, социально-культурную значимость определенных объектов и явлений окружающего мира, которые имеют положительное или отрицательное значение для человека и общества.

Социальное благополучие – это высшая социальная ценность, с которой связаны жизненно важные интересы человечества. Стремление к достижению социального благополучия во все времена являлось устойчивой мотивацией активности социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с максимально эффективным использованием материальных и духовных ресурсов цивилизации.

Суждения о содержании социального благополучия изменялись на протяжении человеческой истории. Первоначально это понятие рассматривалось в контексте благосостояния, т.е. преимущественно экономической, материальной обеспеченности.

В самом общем смысле можно сказать, что социальное благополучие – антипод нищеты и неустроенности. Современные представления о должном уровне и качестве жизни включают в это понятие также требования безопасности, право на достойные жилищные и экономические условия, свободу самореализации и др.

Социальное благополучие – интегральный показатель эффективности функционирования социальной сферы, отражение социального самочувствия, уровня благосостояния, качества жизни населения, индикатор социальной безопасности общественной системы в целом. В известной мере индикаторы экономического роста, а именно показатели социального благополучия населения, являются критерием результативности политики государства.

Социальное благополучие относится к фундаментальным категориям теории социальной работы. В этой категории можно выделить два аспекта: социальное благополучие человека и социальное благополучие общества.

Социальное благополучие – это объективное общественное явление, детерминированное повседневными условиями жизнедеятельности людей, в которых они удовлетворяют свои потребности, реализуют жизненные планы и социальные ожидания.

В конце XX века был разработан показатель социального развития, отражающий степень благополучия стран, народов в целом – индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), интегрально характеризующий уровень материального благосостояния (ВВП в перерасчете на душу населения), демографическую ситуацию (ожидаемая продолжительность жизни) и уровень образования (рассчитывается на основе показателя уровня грамотности населения и показателя средней продолжительности обучения в учебных заведениях). Каждый из показателей в отдельности не отражает генерализованное состояние благополучия, но они в совокупности представляют картину благополучия или неблагополучия общества.

За 20 лет публикаций отчета о развитии человеческого потенциала первое место занимали Щвейцария, Канада (10 раз), Норвегия (8 раз), Япония (2 раза), Исландия (2 раза). В последнем докладе об уровне ИРЧП, отражающем данные за 2008 г. наивысшие показатели были зафиксированы в Норвегии. Россия находилась на 65 месте в группе стран с «высоким уровнем развития человеческого потенциала. 42 страны, имеющие высокий уровень ИРЧП названы «развитыми».

Одним из низких показателей в России является продолжительность жизни (135 место). На этом же уровне по данному показателю находятся Бангладеш, Мавритания и др.

Один из показателей ИРЧП – это его динамика с начала наблюдения (1990 г.). В России этот показатель ухудшился. В 1990 г. СССР находилась среди стран с очень высоким уровнем развития ИРЧП, занимая 23 место в общем рейтинге.

Для улучшения ситуации в социальной сфере были разработаны национальные проекты «Образование», «Здоровье», «Жилье», было начато стимулирование демографических улучшений.

За прошедшие годы улучшение ситуации в здравоохранении, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, принесли свои результаты. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин за последние 15 лет увеличилась на 4,7 лет и приблизилась к 63 годам, что, впрочем, не достигает показателей в 1990 г. в СССР.

В структуру социального благополучия общества входят такие элементы, как уровень жизни, детерминируемый показателями среднедушевого дохода и прожиточного минимума, а также понятия качества жизни, определяемые представлениями о состоянии здоровья и санитарного благополучия населения, возможностью получения необходимой медицинской помощи. Также сюда включается аспекты, связанные с безопасностью – защищённостью от преступных посягательств и террористических актов, продовольственной и экологической безопасностью.

Особое место занимает социальная защищенность индивидов, т.е. уверенность в том, что, в случае если другие механизмы безопасности перестанут действовать, сработают социальные инструменты, которые помогут человеку получить поддержку в случае невозможности обеспечить себя и свою семью собственными силами и т.п. Состояние социальной защищенности подразумевает наличие нормативных гарантий реализации социальных прав и свобод, достаточное финансирование социальной политики на всех её уровнях, развитие инфраструктуры социальной помощи, наличие кадров специалистов.

Социальное благополучие личности в значительной мере опирается на социальное благополучие общества, но не сводится к нему. Большую значимость для него имеет субъективная оценка человеком своего благосостояния и удовлетворенности жизнью. Удовлетворенность жизнью не всегда напрямую связана с зажиточной жизнью.

При этом важно следующую закономерность: если жизненные условия человека улучшились, то в течение некоторого времени он оценивает свое социальное благополучие как возросшее. Когда эти новые улучшенные условия становятся привычными, то оценка индивидуального социального благополучия возвращается к обыденному среднему уровню. Эту закономерность необходимо учитывать при выявлении мнений получателей социальной помощи и клиентов учреждений социального обслуживания. Вновь введенная мера социальной поддержки воспринимается как новая не долее полугода, а затем её новизна утрачивается.

Своеобразно воспринимается собственное благосостояние в сравнении с благосостоянием иных людей. Предметом сравнения выбираются значимые другие. Зависть к уровню чужого благополучия – это в целом позитивное чувство, порождающее мотивацию к труду, достижениям.

В обществе должны существовать поощрения более активного труда, предприимчивости, а также инструменты пресечения попыток достижения благосостояния незаконными средствами. В конечном итоге возможность социально приемлемыми способами подняться вверх в общественной иерархии – это залог подвижности и модернизируемости социума.

Индивидуальное определение благополучия достаточно сложно. В структуре личности человека присутствуют три элемента: физическое «Я», социальное «Я», духовное «Я». Их невозможно отрывать друг от друга в изучении субъективного благополучия. Само единство их становится фактором субъективного благополучия.

Субъективное благополучие имеет общественное важное содержание. Разнообразие в его понимании зависит от типа личности, особенностей её формирования и воспитания, направленности и др. Субъективное благополучие предполагает достижение удовлетворенности, прежде всего в таких сферах, как общение, успешный труд, межличностные отношения.

Специалистам социальной работы приходится чаще всего иметь дело с проблемами своих клиентов, обусловленными недостаточностью материальных средств. Однако по мере адаптации большинства населения к экономическим условиям на первый план выходит другая задача социальной работы – поддержание социального и духовного благополучия индивидов.

В современном социальном государстве существует инфраструктура оказания социальных услуг. Безопасность в сфере оказания социальных услуг определяет реальную эффективность и действенность тех организаций и институтов, которые создаются государством и др. для предоставления услуг. Вопросы безопасности социальных услуг (включая их полноту, продуктивность, отсутствие негативных последствий) играют важную роль в обеспечении социального благополучия и повышения качества жизни людей. Качество услуг социального обслуживания регламентируется государственными стандартами.

Сущность социального государства подвергается переосмыслению: в современных условиях оно рассматривается не просто как спаситель, поддерживающая сила, но и как «активирующий» механизм, в котором приоритет отдается достижению равенства возможностей и использованию социальных и личностных потенциалов.

Сочетание экономических и социальных целей и ценностей развития всегда было в центре внимания современного европейского общества. Экономическое развитие должно идти на пользу социальному выравниванию. В тоже время социальная справедливость и социальное выравнивание могут пойти на пользу экономическому развитию.

Трансформируется понимание концепции и практики социальной политики. Целью её представляется создание активного, справедливого и социально сплоченного общества. По мнению авторов Концепции, социальной сплочённости к важнейшим атрибутам дефиниции «социальная сплоченность» следует отнести наличие финансовых механизмов перераспределения доходов в пользу наименее обеспеченных. Идеал социальной сплоченности может стать ориентиром при осуществлении задач модернизации РФ.

Вопросы и задания к параграфу

1. Что включается в понятие «социальное благополучие»?

2. Существуют ли противоречия между социальным благополучием индивида и социальным благополучием общества?

3. Как связаны между собой социальное благополучие, социальная безопасность и социальная сплоченность?

4. Какое значение имеет безопасность в социальной сфере? Как взаимосвязаны социальная работа и социальное благополучие?

5. Какое значение имеет принцип социальной сплоченности в российских условиях?

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

 

 

Это интересно: