→ Поклонная гора памятник жертвам. Скандально известные памятники зураба церетели. Монумент «Добро побеждает Зло»

Поклонная гора памятник жертвам. Скандально известные памятники зураба церетели. Монумент «Добро побеждает Зло»

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ, также краткая, о трудной судьбе монумента, который профессиональная критика назвала самым лучшим произведением из всех, что создал Церетели на Поклонной горе


Спустя два года после 50-летия Победы на Поклонной горе снова состоялся праздник. На этот раз по случаю открытия композиции "Трагедия народов". Церемония прошла под звуки военного оркестра и речей по случаю 22 июня, начала Великой Отечественной войны. В тот день монумент был официально представлен народу, собравшемуся посмотреть то, о чем так неистово писала и говорила разгоряченная общественность.

В отличие от других монументов на Поклонной горе, Мамаевом кургане и им подобных комплексов, этот посвящался тем, кто нашел смерть во рвах, концлагерях, газовых камерах. Таких людей - миллионы.

В истории монументального искусства хорошо известна скульптурная композиция Огюста Родена, выполненная по заказу муниципалитета города Кале. Она посвящена шести героям - гражданам города. В дни Столетней войны эти люди вышли из крепостных стен навстречу врагу, чтобы принести себя в жертву и спасти всех осажденных.

Церетели заказа от муниципалитета города Москвы не получал, от государства тем более. Он выполнил эту большую многофигурную композицию, отлил ее за свой счет в бронзе по заказу своей души и собственной памяти. Войну он пережил ребенком, слушал рассказы фронтовиков, помнил тех, кто не вернулся домой. Он видел лагеря смерти, ставшие страшными музеями.

Мысль о композиции, как мы знаем, пришла давно, когда он работал в Бразилии. Там он узнал о трагедии одной семьи. Эта история дала импульс создать "Трагедию народов". Это реквием в честь убитых без оружия. Сколько их, замученных, сожженных заживо, удушенных, повешенных, расстрелянных во рвах и оврагах?! Счет невинным жертвам утрачен, их миллионы.

Поэтому так много фигур в его "Трагедии народов". Это сгустки страданий, отлитые в бронзе. Люди стоят, застигнутые бедой врасплох, они попали в западню, их ждет могила… Скорбный ряд начинает семья: отец, мать и мальчик. Родители прикрывают ребенку глаза перед гибелью. Это все, что они в силах сделать для него. За ними люди словно притягиваются землей и превращаются в надгробные камни.

На пятнадцати плитах значится одна и та же надпись на языках бывших республик Советского Союза: "Да будет память о них священна, да сохранится она в веках!" На шестнадцатой плите та же надпись сделана на иврите, в память народа, подвергнувшегося геноциду, катастрофе, тотальному уничтожению на захваченных землях разных стран Европы. Тогда погибло шесть миллионов евреев.

"Композиция талантливая", - говорил о ней мэр Москвы, принимая в дар городу работу главного художника на Поклонной горе.

В отличие от всех других изваяний Церетели она вдохновлялась не радостью, праздником жизни, красотой, как все прежние. Впервые он исполнил трагедию. Для профессионалов такая метаморфоза явилась полной неожиданностью, они привыкли к другим образам автора. "Трагедию народов" критики назвали самым сильным его произведением.

Первой высказалась в прессе тогда неизвестный автору кандидат искусствоведения Мария Чегодаева:

""Трагедия народов" лучшее из всего, что в завидном изобилии изваял Церетели для мемориала на Поклонной горе".

Доктор искусствоведения Никита Воронов сделал более решительное обобщение:

"Среди десятков других произведений, это, пожалуй, самое лучшее, самое сильное создание зрелого мужественного таланта. Здесь художник преодолел свою привязанность к яркой декоративности. В композиции он сумел соединить близкую ему трагедийность грузинских храмов с чертами мирового общечеловеческого искусства".

При всем при том судьба композиции, никого не оставлявшей равнодушным, сложилась трагически. Все началось весной, когда сошел снег. В начале марта 1996 года на Поклонной горе появилась первая мужская фигура композиции отца. В приподнятом настроении Церетели сфотографировался рядом с фигурой. Ни от кого секретов он не делал, строительную площадку не ограждал забор, фигуры не покрывал «тепляк». А надо бы было это сделать.

Каждый, останавливаясь из любопытства, видел группу обнаженных и безволосых людей, словно побритых пред казнью. Реальные образы упрощались и превращались в геометрическую форму, плоскость могильного камня. Пресса могла бы тогда многое сказать людям, разъяснить особенности композиции. Лица ее героев не напоминали лица прохожих. Нельзя было сказать, какой они национальности. В классическом искусстве этот прием используется, чтобы достичь "имперсональность образов". Таким способом монументалисты сознательно стирают различия между людьми и народами, достигая предельной обобщенности. Нагота, обнаженность в скульптуре допускается не только для того, чтобы показать красоту человеческого тела, но и для выражения мученичества во имя веры.

Месяц спустя, когда композиция еще далеко не была завершена, префект Западного административного округа, где расположена Поклонная гора, на первом попавшемся листке бумаги, очевидно во время заседания правительства, написал на имя мэра Москву записку:

Юрий Михайлович!

Может быть, пока окончательно не завершены работы, перенести скульптуры З. Церетели на аллею (любую уместную) Поклонной горы. Причины:

1. Население ворчит.

2. Площадка для гуляний округа в этом месте уже неуместна.

3. Со стороны Рублевского шоссе все будет заставлено торговыми точками.

С Уважением

А. Брячихин.

На том месте, где появилась "Трагедия народов", стояли киоски, торговавшие всякой всячиной. Зимой возле них устраивались проводы зимы с блинами и музыкой.

С этого письма началась трагедия монумента.

Кроме записки на имя мэра префект предпринял другие акции, использовал так называемый административный ресурс. Чиновники префектуры подняли на ноги общественность округа, жилых домов, организации ветеранов войны, расположенные на их территории. Они дружно по команде сверху запротестовали, подписали составленные письма для редакций газет. Таким образом префект устроил "информационную поддержку" своей инициативе. Пресса начала охотно озвучивать "ворчание народа", публиковать негативные высказывания прохожих еще до того, как скульптурная группа приобрела завершенность.

Солдаты в увольнительной:

Так себе памятник. Вот сфотографироваться хотели, но решили, уж лучше на другом фоне.

Кочетова, Татьяна Васильевна, ветеран:

Не нравится. Больно уныло. В общем, не в нашем это стиле (смеется).

Московский школьник:

Ничего памятник. Мрачный только. Серый. Надо покрасить.

Среди страдавших от безработицы московских скульпторов газеты быстро находили недовольных и давали им трибуну:

Какая-то страшная скульптура, мрачная, и, главное, несовременная. Художников много ведь в Москве. И есть талантливые. Это не зависть, но я не понимаю, почему второй такой памятник делает тот же человек. Почему определяет лицо нашего города он, а не другой человек.

В печать запустили миф, что якобы в соседнем доме на Кутузовском проспекте, окна которого смотрят на «Трагедию» упали цены при продаже квартиры. Появился хлесткий фельетон, где покупатель якобы рассказывает:

Я конечно сразу не 50, а 100 тысяч на цену скостил. Хозяева и не сопротивлялись. Им теперь самим хочется отсюда скорее убраться - кому охота видеть из окна то ли живых мертвецов, то ли мертвых жителей парка Победы.

Эту выдумку подхватил баллотировавшийся на выборах в президенты генерал Лебедь, решивший набрать предвыборные очки на критике "Трагедии народов":

Вон Церетели уродов наваял, цены на квартиры в том районе в два раза упали. Встал с утра, посмотрел в окно - на весь день настроение испортилось. Я так понимаю, что это была специально направленная акция.

Не знавший Москвы, не живший на Поклонной горе боевой генерал включился в кампанию по совету «политтехнологов», что доказывает политический характер той шумной кампании в прессе.

На самом деле ничего подобного быть не могло. Цены на квартиры не могли упасть из-за соседства с "Трагедией народов". Потому что из окон ближайшего дома, расположенного на расстоянии метров двухсот, фигуры композиции сливаются и ничего конкретного, никаких «уродов» разглядеть при всем желании было невозможно, если не вооружиться биноклем.

В который раз в нашей истории был использован давно испытанный прием, постоянно применявшейся советской пропагандой - "письма трудящихся", коллективные и индивидуальные.

Считаю недопустимым расходование средств из нашей и без того скудной казны на подобные выдумки. Это письмо, за подписью одного ветерана, который не знал, что автор эту композицию дарил городу.

"За трагедии я денег не беру", - сказал он тогда.

Мы, простые люди, не всегда можем до конца оценить замыслы архитектора, но все же главная аллея символизирует собой долгую и трудную дорогу от начала войны до Победы. Уместно ли размещать памятник "Трагедия народов" на ней? Не логичнее было бы установить его хотя бы рядом с аллей Памяти?

Это строчки из письма коллективного, подписанное ветеранами войны муниципального округа «Дорогомилово», где находится памятник Победы. Они повторяют высказанную в письме префекта мэру Москвы идею - перенести композицию на аллею подальше от главной площади. И шлют свой протест по адресу: "Москва, Кремль" - президенту России. Просят его "навести порядок на Поклонной горе".

Появился тогда и другой коллективный отзыв, подписанный членами президиума Российской академии художеств. Прежде чем ставить автографы под письмом в инстанции, академики вышли из автобуса, который подвез их к Поклонной горе. Они осмотрели со всех сторон композицию, стоявшую на видном месте перед главным входом в музей Отечественной войны. И дали "Трагедии народов" высокую оценку. Другую экскурсию на Поклонную гору провел президиум Академии архитектуры и строительства. И ее отзыв зазвучал в унисон с мнением Академии художеств.

"Произведение имеет большую силу эмоционального воздействия, передает глубокие идеи, заложенные в содержании памятника: темы страшной трагедии народов, скорби и вечной памяти. Поражает выраженная в нем боль за человека.

Памятник звучит как апофеоз человечества, прошедшего через ужасы войн, трагедий, насилия".


Арх. М. Посохин, В. Богданов, скульпторы Ю. Александров, В. Клыков, О. Комов;
1979

Интересные сведения об истории проектирования Памятника Победы на Полконной горе излагает в своих воспоминаниях В.В. Гришин, бывший в 1967-85 гг. Первым секретарем московского городского комитета партии. Приведу отрывок из его книги, снабдив повествование собранными мной из разных источников проектами.


"Решение о сооружении монумента в честь Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и музея было принято Правительством СССР в сентябре 1952 года. Тогда был проведен открытый конкурс на разработку проекта. Лучшим был признан проект, предложенный архитектором Л. Рудневым. Внутреннюю часть музея Отечественной войны доработал архитектор Я. Черняховский. Однако их предложение принято не было. В 1957 году Министерство культуры СССР, Госстрой СССР и Мосгорисполком объявили новый конкурс на лучший проект памятника Победы. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 23 февраля 1958 года в торжественной обстановке состоялась закладка памятника на Поклонной горе (точнее вблизи этой горы), в которой вместе с представителями партийных и общественных организаций, трудящихся Москвы приняли участие и воины Московского гарнизона, а также прославленные военачальники - маршалы Советского Союза Р.Я. Малиновский, И.С. Конев, В.Д. Соколовский, СМ. Буденный, маршал авиации К.А. Вершинин, адмирал флота СССР С.Г. Горшков и другие. Москвичами были выполнены работы по посадке деревьев и кустарников в будущем парке Победы.



То же

На второй Всесоюзный конкурс проектов Памятника Победы было представлено 153 предложения с рисунками и чертежами, которые были выставлены для всенародного обозрения и обсуждения в Выставочном зале павильона Центрального парка культуры и отдыха им. Горького. Жюри конкурса, в которое входили видные художники, скульпторы, архитекторы, общественные и военные деятели (Е.В. Вучетич, И.С. Конев и др.) определило, что ни один из представленных проектов принят быть не может. В последующие годы было проведено много (около 20) всесоюзных и московских открытых, заказных, закрытых и других конкурсов на лучший памятник Победы. Но все они не дали результата.

В 1980 году в Выставочном зале Манежа была развернута очередная выставка конкурсных проектов памятники. Ее осмотрело много людей, представителей трудовых коллективов Москвы. Поддержку получили проекты, выполненные архитекторами, скульпторами и художниками М. Посохиным, Б. Богдановым, Ю. Александровым, Н. Томским, Л. Голубовским, Е. Русаковым, В. Клыковым и другие. По итогам рассмотрения проектов жюри Министерством культуры СССР, Госстроем СССР, Мосгорисполкомом было поручено доработать отобранный проект двум группам архитекторов и скульпторов, возглавляемым М. Посохиным и Н. Томским. Доработанный проект был одобрен жюри, Министерством культуры СССР, Госстроем СССР, Мосгорисполкомом. Он был согласован с Союзами художников, архитекторов, другими компетентными организациями, просмотрен и одобрен представителями коллективов трудящихся и представлен на утверждение в ЦК КПСС и Совет Министров СССР.


Проект памятника Победы на Поклонной горе;
Скульптор Н. Томский, арх. Л. Голубовский, А. Корабельников, художник Ю. Королев, скульптор В. Едунов;
1979

11 февраля 1983 года после ознакомления с проектом членов Политбюро ЦК, членов Президиума Совмина Политбюро ЦК КПСС одобрило проектное предложение по памятнику Победы скульптора Н. Томского, архитектора М. Посохина. В состав комплекса памятника входили: главный монумент Победы (тема «Советский народ под Красным знаменем В.И. Ленина, под руководством Коммунистической партии одержал Великую Победу в Отечественной войне против германского фашизма»). Далее - музей Отечественной войны с залом Славы и, наконец, парк Победы. Место строительства - рядом с Поклонной горой.

Затем были приняты два постановления Совета Министров СССР от 21 апреля 1983 года № 349 и от 14 сентября 1984 года № 972. (А перед ними вышло два решения ЦК КПСС от 11 февраля 1983 года и 14 апреля 1983 года). Этими постановлениями утверждался проект памятника Победы. Поручалось Министерству культуры СССР и Мосгорисполкому осуществить сооружение памятника. Устанавливались сроки окончания строительства - 1989 год. Проект памятника Победы неоднократно рассматривался на совместных заседаниях градостроительного совета Москвы, художественно-экспертного совета Министерства культуры СССР, Союза художников СССР, Союза архитекторов СССР, в Министерстве обороны и другими. Он был одобрен и утвержден этими организациями. Проект монумента выставлялся в Манеже, в Выставочном комплексе на Крымской набережной, публиковался в газетах, показывался по телевидению, подвергался широкому обсуждению жителями Москвы и других регионов страны.



То же

В обсуждении и утверждении проекта памятника участвовали около 150 руководителей и представителей творческих организаций, в том числе председатель правления Союза архитекторов А.Г. Рочегов, председатель Госгражданстроя И.Н. Пономарев, президент Академии художеств Б.С. Угаров, первый секретарь правления Союза художников СССР Н.А. Пономарев, секретари правления Союза художников СССР Тт. Салахов, А.Е. Ковалев, И.П. Абросов, В.В. Горяинов, председатель правления Союза художников РСФСР С.П. Ткачев, секретари Союза художников В.М. Сидоров, O.K. Комов, М.Н. Смирнов, народные художники СССР Л.Е. Кербель, Ю.К. Королев, директор Института Военной истории МО СССР П.А. Жилин и многие другие.

В начале 1984 года начались строительные работы по сооружению памятника Победы на средства, заработанные трудящимися Москвы на коммунистических субботниках, и добровольные взносы граждан (всего около 200 млн. рублей).

В 1986 году на съезде писателей СССР поэт Вознесенский выступил с разносной речью по поводу строящегося памятника («Я буду ехать ночью по Минскому шоссе и буду видеть черный топор на Поклонной горе...») Потом была организована широкая критика проекта памятника на страницах газет и журналов («Советская Россия», «Московская правда», «Огонек»). В выставочном зале на Крымской набережной снова были выставлены проектные материалы, макет основного монумента. Радио, телевидение, печать усиленно призывали посетить выставку и высказать свое отрицательное отношение к проекту. В ходе выставки собирались все отрицательные отзывы о проекте. Критика открыто подогревалась группой заинтересованных лиц, представителями средств массовой информации. Этими усилиями проект памятника был завален. Центральные и московские руководящие органы приняли решение приостановить строительство комплекса.



То же. Макет

Осенью 1986 года был объявлен открытый Всесоюзный конкурс на монумент памятника Победы. Потом проектные предложения были выставлены для ознакомления в Манеже. В ходе просмотра и обсуждения предложений, вследствие неправильной и тенденциозной информации, вносились предложения «восстановить» Поклонную гору, якобы срытую в ходе строительства памятника Победы, восстановить Парк Победы как будто бы уничтоженный строителями, демонтировать все, что уже было сооружено, и тому подобное - экстремистские и провокационные требования. Особую активность в этом деле проявляли члены так называемого объединения «Память», журналисты и писатели - Вознесенский, Коротич, Рой Медведев и им подобные, а также газета «Московские новости», журнал «Огонек» и другие. Безответственность этих выступлений очевидна. Строительство памятника Победы началось на одной из высоток (с отметкой 170,5), расположенной в километре от Поклонной горы. Земля, на которой началось строительство, не срывалась (наоборот - была проведена подсыпка грунта). Парка Победы как такового не было. Там был организован чахлый лесопитомник по выращиванию посадочного материала.

В итоге конкурса 1986-1987 годов ни одно предложение по монументу принято не было. Был объявлен новый конкурс. Мосгорисполком под давлением экстремистов-«ниспровергателей» принял решение о прекращении строительных работ на памятнике.



Памятник Победы на Поклонной горе;
Скульпторы Н. Томский, О. Кирюхин, Ю. Чернов; арх. Я. Белопольский, Л. Голубовский, А. Полянский, Б. Рубаненко; художник-монументалист Ю. Королев;
Проектное предложение, 1983-86


То же. Макет

К этому времени в строительство памятника было вложено 32 млн. рублей. Кроме того, 13 млн. рублей из средств Моссовета было израсходовано на расширение Минского шоссе и устройство разъездов в разных уровнях на Фили. Здание музея было смонтировано на 86%. В стадии завершения находились работы по строительству ряда сооружений административно-хозяйственной зоны. Выполнен большой объем работ по мощению главной и других аллей парка, прокладке коллекторов для теплового и электрического снабжения объекта. Велись работы по посадке ценных пород деревьев. Осуществлявшийся проект памятника Победы у многих людей, особенно ветеранов войны, возражений не вызывал. За время обсуждения проекта и строительства комплекса в городские организации поступило много писем, было много публикаций с одобрением спроектированного и сооружаемого памятника и просьбами об ускорении его строительства.



Главный монумент памятнка Победы в Москве. Конкурсный проект;
Арх. Е. Розанов, В, Шестопалов, Е. Шумов, скульптор Л. Кербель;
1986

Большое возмущение, особенно у ветеранов войны, вызвало прекращение строительства памятника. По этому поводу поступило много писем в адрес центральных и московских партийных и советских органов. Так, например, большая группа ветеранов войны, представляющих 4,5 тысячи человек, обратилась в ЦК партии и МГК КПСС с письмом, где говорилось: «Прекращение строительства памятника, которого требуют отдельные личности, это удар в первую очередь по ветеранам, инвалидам войны и труда...» Они просили завершить строительство памятника к 45-летию Победы в Великой Отечественной войне. 183 ветерана 1-й Гвардейской танковой армии в письме просили МГК КПСС не дать заморозить строительство памятника Победы и тем дать возможность ветеранам увидеть мемориал, пока они живы. 28 ветеранов войны, участников военных парадов на Красной площади Москвы в 1941 и 1945 годах, писали: «Надо ускорить строительство (а не прекращать) мемориального комплекса Победы...» Большая группа ветеранов Отечественной войны писала в газете «Советская Россия» 1 апреля 1987 года: «Потеряно 30 лет. Но это не только время. Ведь победу завоевали своею кровью советские люди... Неужели никому из тех, кто защищал свою Родину и весь мир от коричневой чумы, так и не удастся увидеть общенародный монумент в честь нашей Победы?.. Считаем, что партийные органы Москвы, творческие союзы должны приложить все силы к тому, чтобы исправить положение и открыть мемориал к сорокапятилетию Победы». Эти и многие другие письма находятся в музее Великой Отечественной войны.

Итак, музейный комплекс Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в Москве, который намечалось построить и открыть к 45-летию Победы, в результате злонамеренных усилий ряда лиц, стремления их и других опорочить все, что было сделано в 70-е и 80-е годы, не был сооружен вовремя..."

Из книги: Виктор Гришин. Катастрофа. От Хрущева до Горбачева". М.: Алгоритм: Эксмо, 2010. - 272 с. (

Памятник «Трагедия народов» (Москва, Россия) - описание, история, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мама, отчего ты плачешь, мама отчего ты пла...

Нателла Болтянская «Бабий Яр»

Бесконечная серая очередь голых мужчин, женщин и детей с опущенными головами и руками движется вперед к неизбежному концу. На земле валяются уже ненужная одежда, ботинки, игрушки, книги. На переднем плане семья, отец рефлекторно пытается заслонить жену и сына узловатой натруженной рукой, мать закрыла мальчику лицо, чтобы уберечь от зрелища расправы. Идущие за ними погружены в собственные переживания. Чем дальше, тем меньше у них индивидуальных черт, постепенно фигуры склоняются назад, словно ложась под могильные плиты. Или вставая из-под них, чтобы заглянуть нам в глаза? Автор мемориала скульптор Зураб Церетели сумел необыкновенно сильно выразить бесконечный ужас ожидания неминуемой безвинной смерти.

У памятника всегда лежат свежие цветы. Люди подолгу молча стоят перед ним, многие плачут.

Практическая информация

Адрес: Москва, Поклонная гора, пересечение аллеи Защитников Москвы с аллеей Юных героев.

Как добраться: на метро до ст. «Парк Победы»; на автобусах №№ 157, 205, 339, 818, 840, 91, Н2 или маршрутках №№ 10 м, 139, 40, 474 м, 506 м, 523, 560 м, 818 до остановки «Поклонная Гора»; на автобусах №№ 103, 104, 107, 130, 139, 157к, 187260, 58, 883 или маршрутках №№ 130 м, 304 м, 464 м, 523 м, 704 м до остановки «Кутузовский проспект».

Парк Победы расположен на западе Москвы, между Кутузовским проспектом и веткой Московской железной дороги Киевского направления.
В ходе прогулки мы увидим Триумфальные ворота, Поклонную гору с цветочными часами, Храм Георгия Победоносца, а также многометровую стеллу Монумент Победы.

А если мы обернемся назад, то увидим арку Триумфальных ворот , расположенную на Кутузовском проспекте.

К ней мы обязательно вернемся, но сначала отправимся к Парку Победы.

Сейчас уже сложно представить столицу без мемориального комплекса на Поклонной горе, однако появился он сравнительно недавно, в 1995-м году, в честь 50-летия Победы. До этого Парк Победы, заложенный в 1958-м году, представлял собой одну из многочисленных садово-парковых зон города.

Поклонная гора - часть Татаровской возвышенности, в состав которой также входят Крылатские холмы и высоты Филевского лесопарка. Ранее Поклонная гора была значительно выше и больше по площади, с нее открывалась панорама на город и окрестности. Здесь останавливались путешественники, чтобы взглянуть на город и поклониться его церквям, отчего и появилось название горы. Здесь же торжественно встречали гостей города. Зная об этом факте, именно на Поклонной горе ждал в 1812-м году ключи от Москвы Наполеон Бонапарт.

В 1966-м году большая часть Поклонной горы была срыта. От нее остался лишь небольшой холм, расположенный в восточной части Парка Победы, непосредственно у выхода из метро.

Холм украшают цветочные часы - единственные в Москве. Они сооружены в 2001-м году и были занесены в Книгу рекордов Гинесса как самые большие в мире. Но из-за того, что технические элементы часовой системы постоянно находятся в условиях повышенной влажности и загрязненности, работают они не всегда, временами представляют собой просто большой цветник.

На вершине холма можно разглядеть небольшой деревянный крест. Он был установлен в 1991-м году во славу всех православных воинов - участников Великой Отечественной войны, предваряя строительство Храма Георгия Победоносца, возведенного к 1995-му году.

На сам холм подниматься необязательно, так как ни ступенек, ни каких либо других приспособлений не предусмотрено, придется подниматься прямо по траве, а если зимой, то и по снегу. Но если Вы уверены в своих силах, то можно и подняться. С вершины горы открывается неплохой вид на город.

Аллею «Годы войны» украшает одноименный комплекс фонтанов. Он состоит из 15-ти чаш, из каждой бьет по 15 струй, образуя, таким образом, число 255 - столько недель продолжалась война. В темное время суток фонтаны освещаются, подсветка выполнена в красных тонах, за нее фонтаны иногда даже называют «кровавыми фонтанами».

По левую сторону от фонтанов располагается скульптурный ансамбль, состоящий из 15-ти колонн , посвященных фронтам и другим подразделениям Советской армии.

Издалека скульптуры выглядят одинаково: колонна, установленная на гранитном постаменте, вершину украшают пятиконечная звезда и военные знамена.

А у основания каждой из колонн располагается барельеф, посвященный одному из подразделений.

Это поочередно: Труженики тыла; Партизаны и подпольщики; Черноморский, Балтийский и Северный флоты; 3-й, 2-й, 4-й и 1-й Украинские фронты; 1-й, 2-й и 3-й Белорусские фронты; 1-Прибалтийский фронт; Ленинградский фронт.

С аллеи «Годы войны» повернем налево, к Храму Георгия Победоносца. Он, как и большинство памятников, входящий в мемориальный комплекс, возведен в 1995-м году, в честь 50-летия Победы.

Фасад Храма украшают барельефы с ликами Спасителя, Богородицы и Святого Георгия.

Рядом со входом в Храм, мы увидим скульптуру, изображающую раненного солдата. Это Памятник пропавшим без вести солдатам без могил . Он был принесен в дар Москве республикой Украина.

От Храма можно вернуться на главную аллею парка или же, если там мы уже все осмотрели, подняться сразу к Монументу Победы. Лестница начинается сразу от памятника пропавшим без вести.

Архитектурный комплекс, включающий Монумент Победы и величественное здание Музея Великой Отечественной войны производит неизгладимое впечатление. Стела - один из самых высоких памятников Москвы, его высота составляет 142 метра. Вершину венчает скульптура богини победы Ники.

А у ее основания расположен памятник Георгию Победоносцу, поражающему дракона - символу победы добра над злом, взятого из православия.

Если немного отвлечься от военной тематики и оглядеться по сторонам, то мы увидим, что с возвышенности, на которой расположен монумент, открывается великолепный вид на город. Слева - высотки Делового центра «Москва Сити» .

Справа - одна из знаменитых сталинских высоток - Главное здание МГУ на Воробьевых горах.

Между Монументом и входом в музей горит Вечный огонь .

Он появился в Парке Победы сравнительно недавно, значительно позже возведения скульптурного ансамбля Поклонной горы. В декабре 2009-го года сюда был перенесен Вечный огонь от Могилы Неизвестного солдата . В Александровском саду проводился ремонт инженерно-технических коммуникаций, а поскольку Вечный огонь не должен затухать ни на минуту, его было решено временно перенести. А в апреле 2010-го года, в канун празднования 65-летия Победы, указом Президента РФ Вечный огонь вошел в мемориал Парка Победы на постоянной основе, став третьим в столице после огней в Александровском саду и на Преображенском кладбище.

Миновав Вечный огонь, мы подходим к Музею Великой Отечественной войны. Осмотр экспозиций музея может занять целый день, поэтому внутрь мы сегодня заходить не будем, оставив посещение музея на другой день. Разглядев артиллерийские орудия времен Великой Отечественной, расположенные у входа, мы направимся в проход между колоннами здания.

Пройдем к правому крылу здания. Здесь расположен Памятник фронтовой собаке , установленный в память о четвероногих бойцах, помогавших солдатам в годы войны. Собаки служили в медицинских войсках (разносили медикаменты, а иногда и вытаскивая раненных с полей сражений), карауле, находили взрывчатку, помагали разведчикам. Собаки-подрывники, увешанные взрывчаткой, бросались под вражеские танки. Таким способом было уничтожено около 350 единиц боевой техники.

За деревьями мы увидим еще один памятник. Даже издалека он производит гнетущее впечатление.

Подойдя ближе, мы убедимся в правильности своих эмоций. Эта скульптурная композиция называется «Трагедия народов» , она посвящена всем жертвам нацистских концлагерей.

В центре - скульптуры исхудавших людей без одежды, а справа и слева - книги, детские игрушки, одежда, обувь и другие предметы быта, разбросанные в хаотичном порядке.

В правой части композиции установлена гранитная плита, на которой выбита надпись «Да будет память о них священна, да сохранится она в веках».

А если мы подойдем ближе и пройдем через узкий проход между фрагментами памятника, то увидим, что таких плит много. На них написаны эти же слова на разных языках - украинском, татарском, армянском, иврите и т.д., символизируя многонациональность жертв фашизма.

Рядом с «Трагедией народов» установлен еще один памятный знак, небольшая доска из гранита с бронзовым барельефом расположенная прямо на земле, носит название «Дух Эльбы» . Она посвящена встрече советских и американских войск на реке Эльба в апреле 1945 года.

Проходя мимо заднего фасада, вдалеке мы увидим еще один памятник, расположенный к нам спиной.

К нему мы обязательно подойдем, но позже. Если мы отправимся туда сейчас, то можем сбиться с маршрута и пропустить другие, не менее важные достопримечательности.

Вход на территорию платный, однако, цена чисто символическая (70 рублей). Можно также пройти вдоль ограды экспозиции, она выполнена из металлических прутьев, через которые большинство экспонатов можно рассмотреть и не заходя на территорию музея, а двигаясь вдоль ограждения.

В первой части экспозиции, расположенной у главного входа, представлена реконструкция боя времен начала войны, когда Советская армия держала оборону собственных территорий. По одну сторону условной линии фронта располагаются танки, артиллерийские установки гитлеровской армии,

по другую - советская техника.

Линию фронта олицетворяют траншеи, противотанковые ежи и другие оборонительные сооружения. В траншею можно спуститься, чтобы посмотреть на экспозицию снизу вверх, как это приходилось делать солдатам, сидящим в окопах.

Артиллерийские орудия:

Железнодорожная техника:

И даже авиация.

В коллекции представлены не только небольшие истребители, но и более мощные крылатые машины.

Огороженная от посторонних территория издалека похожа на свалку металлолома, но подойдя поближе, мы увидим, что это детали военной техники, найденные на полях сражений, из которых собираются экспонаты. Ведь в экспозиции нет ни одного муляжа, вся представленная техника действительно участвовала в боях Великой Отечественной.

Пройдя основную часть экспозиции, мы окажемся в небольшом перелеске. Здесь обустроена модель партизанского лагеря: землянки, сторожевая вышка и другие деревянные сооружения.

Следующая часть выставки посвящена военно-морскому флоту: здесь присутствуют корабельные моторы, орудия, рубка подводной лодки:

И даже целые части кораблей:

У выхода с территории экспозиции располагается коллекция военной техники одного из главных немецких союзников - Японии.

С территории выставки хорошо видно здание в восточном стиле с полумесяцами на куполах. Это мемориальная мечеть в честь воинов-мусульман погибших в Великой Отечественной войне.

Выйдя за ворота выставки, мы окажемся на перекрестке, от которого в разные стороны расходятся четыре дороги. В центре расположен небольшой памятник, выполненный в стиле католической часовни.

Объединение, созданное в годы Второй мировой войны для противостояния с фашистской Германией и ее сателлитами (в первую очередь, Италией и Японией), к 1945-му году насчитывало 53 государства. Кто-то реально участвовал в боевых действиях, кто-то помогал продовольствием и вооружением. Наибольший вклад в победу внес, разумеется, СССР, а из остальных стран принято выделять армии США, Великобритании и Франции. Поэтому, на фоне гранитной стелы увенчанной позолоченным символом ООН, расположены четыре фигуры солдат в форме армий именно этих стран.

Вернемся от памятника обратно к перекрестку. Стоя спиной к Музею ВОВ, а лицом к экспозиции военной техники, повернем налево, вглубь парка. Пройдя несколько десятков метров, мы увидим еще одну скульптурную композицию .

В центре ее располагается скульптура советских солдат Егорова и Кантарии, водружающих знамя Победы над Рейхстагом. В духе стен разрушенного Рейхстага выполнен и постамент под скульптурой, он расписан названиями различных городов Советского Союза: Ереван, Душанбе, Тбилиси, Ташкент и т.д. По бокам пьедестала установлены два бронзовых барельефа. На одним изображено торжество советских воинов на фоне все того же Рейхстага:

На другом - Парад Победы на Красной площади 1945-го года с сжиганием фашистских регалий.

А на гранитной плите за памятником выбиты слова: «В борьбе против фашизма мы были вместе!»

Эта скульптурная композиция появилась в Парке Победы в 2010-м году. Толчком к ее созданию послужили печально известные события в Грузии годом раньше, когда в городе Кутаиси был разрушен похожий монумент.

Памятник призван символизировать, что только благодаря единству и сплоченности людей различных национальностей и концессий наша страна одержала эту Великую Победу. Его создание - призыв к тому, что и сегодня братские народы должны жить в мире.

От памятника мы можем увидеть за деревьями строительный объект, обнесенный забором. Здесь пока нет ничего интересного, но это явление временное. Здесь полным ходом идет строительство часовни Армянской Апостольской церкви в честь воинов-армян, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Снова вернемся к перекрестку и проследуем по оставшейся из четырех дорог, которая ведет к Кутузовскому проспекту (он уже виднеется вдалеке). Пройдя по ней, мы подойдем к необычному зданию с треугольным куполом, украшенным шестиконечной звездой Давида. Это еврейская мемориальная синагога , также установленная в память о Великой Отечественной войне.

Если мы вспомним все религиозные объекты, которые мы видели на своем пути, то сможем констатировать, что в Парке Победы представлены почти все основные религии народов - участников Великой Отечественной войны: православный Храм Георгия Победоносца, исламская мечеть, католическая часовня и еврейская синагога.

У выхода из парка установлена скульптура, изображающая советского солдата. Если приглядеться, то даже издалека видно, что форма на нем гораздо более современная, нежели та. Что носили в годы Великой Отечественной. Памятник посвящен воинам - интернационалистам, погибшим в Афганистане.

Памятник возведен в 2004-м году, а спустя пять лет рядом с ним появился еще один: прямо на аллее парка установлена самоходная установка БМД-1 (Боевая машина десанта).

Памятная табличка на броне гласит, что в 2009-м году состоялось сразу два юбилея: 20-летие вывода советских войск из Афганистана, а также 100 лет со дня рождения В.Ф. Маргелова, советского военачальника, который считается отцом-основателем современных десантных войск. Среди самих десантников даже распространена шутка, что аббревиатура «ВДВ» означает не «Воздушно-десантные войска», а «Войска дяди Васи» - в честь Василия Маргелова.

Выйдя с территории Парка Победы, мы окажемся на Кутузовском проспекте. Однако повернем сначала не направо, в сторону метро, а налево. Пройдя пару десятков метров, мы увидим еще один памятник, расположенный на небольшом холме. Композицию составляют три фигуры воинов разных эпох: древнерусский богатырь, гренадер Отечественной войны 1812-го года и солдат Советской армии.

Памятник носит название «Богатырям земли российской» и символизирует связь времен и неизбежность победы в войне, если эта война носит освободительный характер.

На этом наша прогулка почти закончена, однако мы оказались достаточно далеко от метро. Если Вы не устали и погода позволяет, можно вернуться обратно в парк и просто прогуляться по одной из аллей, идущих параллельно Кутузовскому проспекту. А можно сесть на любой любой общественный транспорт, курсирующий по проспекту и доехать до станции метро «Парк Победы», от которой мы начали свою прогулку.

Здесь стоит обратить внимание на памятник, который в начале пути мы видели только издалека - Триумфальные ворота. Арка, расположенная прямо над Кутузовским проспектом (машины проезжают между ее колоннами) установлена в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

Традиция установки триумфальных ворот существует издревле. В 1814 году такие ворота, тогда еще деревянные, были установлены у Тверской заставы. Именно по Тверской дороге въезжали в город русские войска, возвращаясь из Европы после победы над Наполеоном. ВК 1834 году они были заменены каменными.

В 1936-м году, в ходе исполнения Генплана по реконструкции центра Москвы, Триумфальные ворота были демонтированы, его составные части помещены в Музей архитектуры, располагавшийся на территории Донского монастыря. Согласно плану, по окончании реконструкции площади Тверской заставы, ворота планировалось вернуть на прежнее место. Однако по ряду причин сделано это не было, и памятник целых полвека так и пролежал в хранилищах. Лишь в 1966 году было решено установить его на Кутузовском проспекте, неподалеку от Музея-панорамы «Бородинская битва». Так, к 1968-му году Триумфальные ворота появились на Кутузовском проспекте.

В 2012-м году, в ходе юбилейных торжеств 200-летия Победы в Отечественной войне 1812-го года, ворота прошли капитальную реконструкцию, поэтому сегодня выглядят прекрасно.

На этом наша прогулка завершена.

 

 

Это интересно: