→ Ян сибелиус биография для детей. Ян сибелиус биография. Анализ фортепианных пьес Яна Сибелиуса

Ян сибелиус биография для детей. Ян сибелиус биография. Анализ фортепианных пьес Яна Сибелиуса

Ян Сибелиус (финск. Jean Sibelius; 8 декабря 1865, Хямеэнлинна, Финляндия — 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) — финский композитор.

Биография

Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 в Хямеэнлинне (шведское название Тавастехус) в Финляндии. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Хотя в семье поддерживались шведские культурные традиции, идущие от предков композитора, его отдали в финскую среднюю школу. В 1885 поступил в Императорский университет в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешел в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником М.Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института. В 1889 Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра — по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-губернатор, возглавлявший национальное движение.

За Куллерво последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Р.Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений — последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Севера» (финск. Pohjolan tytär), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelаn joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) — свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько салонных сюит для оркестра ещё более уступают лучшим сочинениям композитора, приводя в смущение даже самых преданных поклонников его таланта.

Творческая деятельность Сибелиуса фактически завершилась в 1926 симфонической поэмой «Тапиола», ор. 112. Более 30 лет музыкальный мир ждал от композитора новых сочинений — особенно его Восьмой симфонии, о которой столько говорилось (в 1933 г. была даже анонсирована её премьера); однако ожидания не сбылись. В эти годы Сибелиус писал лишь небольшие пьесы, в том числе масонскую музыку и песни, ничем не обогатившие его наследие. Впрочем, существуют свидетельства, что в 1945 г. композитор уничтожил большое количество бумаг и рукописей, – возможно, среди них были и не дошедшие до окончательного воплощения поздние сочинения.

Его творчество получает признание главным образом в англо-саксонских странах. В 1903—1921 он пять раз приезжал в Англию дирижировать своими произведениями, а в 1914 посетил США, где под его управлением в рамках музыкального фестиваля в Коннектикуте прошла премьера симфонической поэмы Океаниды (Aallottaret). Популярность Сибелиуса в Англии и США достигла своего пика к середине 1930-х годов. Такие крупные английские писатели, как Роза Ньюмарч, Сесил Грей, Эрнест Ньюмен и Констант Ламберт, восхищались им как выдающимся композитором своего времени, достойным преемником Бетховена. Среди наиболее пылких приверженцев Сибелиуса в США были О.Даунс, музыкальный критик «Нью-Йорк Таймс», и С.Кусевицкий, дирижёр Бостонского симфонического оркестра; в 1935, когда музыка Сибелиуса прозвучала по радио в исполнении Нью-йоркского филармонического оркестра, слушатели избрали композитора своим «любимым симфонистом».

С 1940 интерес к музыке Сибелиуса заметно падает: раздаются голоса, подвергающие сомнению его новаторство в области формы. Сибелиус не создал своей школы и не оказал прямого влияния на композиторов следующего поколения. В наши дни его обычно ставят в один ряд с такими представителями позднего романтизма, как Р.Штраус и Э.Элгар. При этом в Финляндии ему отводили и отводят гораздо более важную роль: здесь он признан великим национальным композитором, символом величия страны.

Ещё при жизни Сибелиус удостоился почестей, которые воздавались лишь немногим художникам. Достаточно упомянуть многочисленные улицы Сибелиуса, парки Сибелиуса, ежегодный музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса». В 1939 «альма матер» композитора, Музыкальный институт, получил название Академии имени Сибелиуса. Умер Сибелиус в Ярвенпяя 20 сентября 1957.

Основные произведения

Симфонии:

  • Симфония № 1 e-moll, op.39 (1899);
  • Симфония № 2 D-dur, op.43 (1902);
  • Симфония № 3 C-dur, op.52 (1907);
  • Симфония № 4 a-moll, op.63 (1911);
  • Симфония № 5 Es-dur, op.82 (1915);
  • Симфония № 6 d-moll, op.104 (1923);
  • Симфония № 7 C-dur, op.105 (1924);

Симфонические поэмы:

  • «Сага», ор.9 (1892, вторая редакция 1901);
  • «Финляндия», ор.26 (1899);
  • «Дочь Похьолы», ор.49 (1906);
  • «Пан и Эхо», (1906);
  • «Ночная скачка и восход солнца», ор.55 (1907);
  • «Дриада», ор.45 (1910);
  • «Бард», ор.64 (1914);
  • «Океаниды», ор.73 (1914);
  • «Тапиола», ор.112 (1926);

Симфонические сюиты:

  • «Лемминкяйнен» (четыре симфонические легенды: «Лемминкяйнен и девушки на острове Саари», «Лемминкяйнен в Туонеле», «Туонельский лебедь», «Возвращение Лемминкяйнена»; 1893—1895);
  • «Карелия» — увертюра и оркестровая сюита, op.10 и 11 (1893);
  • «Пеллеас и Мелизанда» (1905);

Концерты:

  • Концерт для скрипки с оркестром d-moll, op.47 (1903);

Музыка к драматическим спектаклям:

  • «Король Кристиан II» пьеса А. Паула (1898);
  • «Куолема» (драма А. Ярнефельта);
  • «Буря» (трагедия Уильяма Шекспира; 1930);
  • 1891 — Увертюра E-dur;
  • 1891 — Увертюра a-moll;
  • 1892 — «Куллерво», симфон. поэма для оркестра, соло и хора;
  • 1897 — «Песня афинян» для хора мальчиков и оркестра.

1958-2009 Полное имя: Майкл Джозеф Джексон Родился: 29 августа 1958 года в городе Гэри, штат Индиана, США Известен как “король поп-музыки” Хиты: I Want You Back, Don’t Stop Til You Get Enough, Billie Jean, Bad, Black or White, Earth Song 1969 год - контракт со студией звукозаписи. Майкл - седьмой из девяти детей в семье…

Финляндия чтит Сибелиуса, как национального героя. Еще при жизни он удостоился на родине такого почета, каким, вероятно, не пользовался ни один музыкант в мире. В небольшом городе Хяменлияна на юге центральной части Финляндии, невдалеке от Хельсинки, 8 декабря 1865 года в семье военного врача Христиана-Густава Сибелиуса родился сын. Его назвали Йоган-Юлиус-Христиан, впоследствии он стал известен под коротким именем Ян.

Рано потеряв отца, маленький Ян провел детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своем родном городе. Он обладал неистощимой фантазией, населявшей непроходимые лесные чащи диковинными существами - нимфами, колдуньями, гномами. Эта черта сохранилась у него и в зрелом возрасте. Недаром учителя называли его мечтателем.

Свое образование Ян начал в шведской школе, но вскоре перешел в финскую. В роду Сибелиусов не было музыкантов, но многие из них очень любили искусство. Следуя упрочившейся семейной традиции, подрастающих детей обучали музыке: сестра Линда выбрала рояль, брат Христиан - виолончель, а Ян начал заниматься на рояле, но затем предпочел скрипку. В десятилетнем возрасте он сочинил небольшую пьеску.

Лет в 15 его влечение к музыке настолько возросло, что решено было начать более серьезные, систематические занятия. Преподавателем выбрали руководителя местного духового оркестра Густава Левандера

этот музыкант дал своему ученику не только хорошую техническую подготовку, но и некоторые музыкально-теоретические знания. В результате занятий юный музыкант написал несколько камерно-инструментальных сочинений.

Как старший сын, Ян должен был стать опорой семьи. В двадцатилетнем возрасте он поступил на юридический факультет университета в Хельсинки, втайне мечтая о другом - об артистической карьере скрипача-виртуоза.

Параллельно с занятиями в университете юноша посещал Музыкальный институт. Вскоре его успехи окончательно убедили родных в том, что настоящее его призвание - музыка.

С исключительной теплотой отнесся к нему директор института М. Вегелиус, преподававший теоретические дисциплины. Чувствуя большую одаренность начинающего композитора, Вегелиус старался не стеснять его раскрывающийся талант и богато проявляющуюся творческую фантазию строгими рамками традиционных теоретических предписаний.

Исключительно благотворную роль в жизни молодого Сибелиуса сыграл возглавлявший национальное направление в финской музыке Р. Каянус. В своем старшем друге Сибелиус встретил покровителя и советчика, оказавшего на первых порах существенную помощь молодому композитору.

Весной 1889 года Сибелиус закончил Музыкальный институт. Наряду с другими талантливыми представителями финской молодежи Сибелиус получил государственную стипендию для совершенствования за рубежом. Двухгодичное пребывание в Германии и Австрии принесло много интересных впечатлений.

Пребывание Сибелиуса на родине в 1890 году ознаменовалось важным событием в его жизни - обручением с Айно Ярисфельт. Вскоре он снова уехал для дальнейшего совершенствования, на этот раз в Вену. В Австрии Сибелиус написал два симфонических произведения. Посланные в Хельсинки Каянусу, они были исполнены там, но без особенного успеха.

Заграничная поездка расширила художественный кругозор молодого композитора, не принеся, однако, больших результатов в изучении музыкально-теоретических дисциплин. В этом сказалось его упорное сопротивление окостеневшим традиционным нормам и стремление оставаться самобытным. Невелики были и творческие достижения этого периода. Тем не менее, когда 26-летний композитор вернулся в 1891 году домой, он убедился в том, что некоторые его сочинения охотно исполняются.

Вскоре Сибелиус выступил с большим произведением, в котором впервые широко раскрылось его дарование, - симфонической поэмой «Куллерво» для двух солистов, мужского хора и оркестра. Первые наброски ее были сделаны еще в годы пребывания за границей.

Выдвинув Сибелиуса в первые ряды деятелей финской культуры, «Куллерво» сыграло большую роль и в его личной жизни. Если раньше родители его нареченной не решались отдать дочь за музыканта с необеспеченным общественным положением, то теперь их сомнения рассеялись. Летом 1892 года состоялась свадьба. В юной Айно Сибелиус нашел подругу, поддерживавшую его на жизненном пути. Но семья требовала немалых забот. Надо было думать об устройстве на работу, и выход был найден с помощью друзей. Вегелиус пригласил своего воспитанника преподавать теорию композиции и вести класс скрипки в Музыкальном институте, а Каянус возложил на него такие же обязанности в своей оркестровой школе. Педагогическая деятельность Сибелиуса продолжалась около 8 лет. Впоследствии он возвращался к ней лишь изредка, не чувствуя, видимо, к тому большой склонности.

В этот счастливый период своей жизни, в начале 1890-х годов, молодой композитор становится одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии. Почти все его произведения этого периода непосредственно связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзии, особенно «Калевалы». На этом этапе творчества Сибелиус остается приверженцем музыки, связанной с поэтическим текстом, - вокальной и программной.

Сочинения начала 1890-х годов подтверждают этот принцип. «Странствие в лодке» для смешанного хора на текст рун «Калевалы», увертюра «Карелия» и сюита под тем же названием, симфонические поэмы «Весенняя песнь» и «Лесная нимфа» - произведения, в которых возрождаются сказочные образы лесных чудищ, волновавшие воображение маленького Яна в детские годы.

Этот период творческих исканий и опытов завершился произведением, в котором Сибелиус выступил уже как большой, законченный художник и как мастер оркестрового письма. Это была «Сюита о Лемминкяйнене» - четыре легенды для симфонического оркестра, принесшие их автору европейскую, а вскоре и мировую славу.

После трагического героя Куллерво композитор обратился к самому веселому, жизнерадостному персонажу «Калевалы», сочетающему в себе качества храброго воина и неотразимого покорителя сердец. Четыре части сюиты посвящены важнейшим эпизодам его бурной жизни.

Сюита поражает своеобразием и непосредственностью мелодического языка, удивительной свежестью гармонических красок. Она казалась свежим дыханием Севера, влившимся в пряную, несколько изысканную атмосферу цивилизации конца XIX века. Облик великого художника северных просторов здесь проявился хотя и не в полную силу, но уже достаточно отчетливо.

У замечательной сюиты Сибелиуса странная судьба. Интерес и сочувствие обычно сопровождали его прежние выступления. Сюита же была встречена недоверчиво, неодобрительно. Началось с резких выступлений артистов оркестра. Слушая на репетициях их пререкания с композитором, молодая жена Сибелиуса тихо плакала, сидя в ложе. Лишь благодаря его настойчивости и возросшему влиянию сюиту удалось отстоять. Критики оценили новое произведение довольно сдержанно, отметив будто бы недостаточно выраженный национальный характер музыки и наличие влияний Вагнера, Листа, Чайковского.

Однако, при несомненных следах влияний, вполне понятных у молодого композитора, сюита покоряет, прежде всего, своей самобытной силой. Но даже две последние легенды, вскоре получившие мировое признание, как образцы подлинно финского искусства, не привлекли внимания критиков.

Расстроенный Сибелиус вовсе исключил первые две части, которые в дальнейшем в течение 37 лет не исполнялись и не публиковались. В то время как «Туонельский лебедь» и «Возвращение Лемминкяйнена» совершали триумфальное шествие по концертным эстрадам многих стран, первая половина сюиты оставалась забытой. Лишь в 1934 году известный финский дирижер Г. Шнеефойхт исполнил все четыре части целиком.

Несмотря на неудачи, жизненные трудности и разочарования, творчество Сибелиуса пробивало себе путь не только на родине, но и за рубежом. Каянус исполнял его музыку в Париже, сочинения его, изданные в Германии, вызвали интерес в странах Европы и США.

В это время пришли признание и помощь оттуда, откуда меньше всего можно было ожидать - сенат назначил Сибелиусу постоянную государственную стипендию, что было беспримерным случаем в истории Финляндии.

Значительных событий в зрелые годы его жизни относительно немного: нечастые выступления в качестве дирижера, поездки в Россию, Западную Европу и Америку, встречи с выдающимися современниками. Заботливая жена охраняет его покой, создавая условия для плодотворного труда. Жизнь композитора проходит главным образом в его рабочем кабинете. Здесь рождаются и произведения, приносящие их автору славу трибуна национально-освободительного движения Финляндии.

В ноябре 1899 года в Хельсинки проводились празднества печати в пользу фонда, поддерживавшего своими средствами финскую прессу. Кульминационным моментом вечера явилась заключительная сцена, называвшаяся «Финляндия пробуждается». Широкий отклик встретило вступление к последней картине Сибелиуса, ставшее известным всему миру в виде отдельной симфонической пьесы под названием «Финляндия».

Несмотря на свои небольшие размеры, это образец монументального музыкального искусства, подлинный памятник патриотического воодушевления. Современники говорили, что «Финляндия» больше способствовала освободительной борьбе народа, чем тысячи речей и памфлетов. Здесь господствуют яркие краски, широкие мазки кисти.

В этот же период Сибелиус создает Первую симфонию. Она впервые была исполнена под управлением автора 26 апреля 1896 года. В ней справедливо отмечались явные влияния, в частности Чайковского и Бородина. Вторая симфония Сибелиусом была закончена довольно быстро и 3 марта 1902 года впервые исполнена под управлением автора в Хельсинки.

К тем же годам относится самое популярное, хотя и не вполне характерное для композитора произведение - «Грустный вальс» из музыки к драме «Смерть» А. Ярнефельта. Такие малые формы, как музыкальные номера к драматическим спектаклям, вообще занимали видное место на всем протяжении творческой жизни Сибелиуса.

Почти одновременно Сибелиус создал произведение крупного масштаба. Концерт для скрипки с оркестром.

Весной 1904 года в жизни Сибелиуса произошло событие, оказавшее немаловажное влияние на его дальнейшую творческую работу вместе с семьей он переселился из Хельсинки в небольшую усадьбу в деревне Ярвенляя, в 30 километрах от столицы, в живописной местности близ озера Туусула. Усадьба получила название «Айнола», что означает по-фински «жилище Айно», в честь жены Сибелиуса.

Здесь композитор прожил более полувека

здесь он создал свои наиболее зрелые произведения, в том числе пять симфоний. «Мне необходимо было уехать из Хельсинки, - говорил он близким друзьям. - Для моего творчества требовались иные условия. В Хельсинки любая мелодия умирала во мне. К тому же я слишком общителен и не способен отказываться от всевозможных приглашений, мешающих моей работе».

Подлинным «освящением» нового жилища - Айнолы - явилось выдающееся произведение, начатое композитором вскоре после переселения - Третья симфония. Законченная лишь в 1907 году, она была воспринята как новое слово в творчестве Сибелиуса. Эпическая грандиозность предшествующих двух симфоний уступает здесь место лирической углубленности.

Слава Сибелиуса с каждым годом все шире распространялась по странам мира. Предпринятое им в 1914 году концертное турне в США прошло с триумфом и сопровождалось чествованиями, отразившими популярность его творчества за океаном.

Разразившаяся мировая война нарушила некоторые планы Сибелиуса - ему пришлось отказаться от второй поездки в США, куда его снова настойчиво приглашали, прервались связи с музыкантами Западной Европы.

Но даже война не помешала торжественно отметить в декабре 1915 года пятидесятилетие великого композитора.

Тогда же Сибелиус впервые познакомил слушателей с новой, Пятой симфонией. Она выделяется монументальностью замысла. Но еще с 1918 года в душе композитора зрел новый большой замысел - Шестая симфония. Она была написана лишь через 5 лет - срок необычайно долгий для ее автора, что отчасти можно объяснить сложными обстоятельствами этого периода. 16 февраля 1923 года симфония впервые прозвучала под управлением Сибелиуса в Хельсинки.

Приближаясь к шестидесяти годам, Сибелиус проявляет высокую творческую активность. Он пишет Седьмую симфонию и ряд других крупных произведений.

Последнее из значительных произведений Сибелиуса - симфоническая поэма «Тапиола» - написано в 1926 году. С конца 1920-х годов творческая деятельность Сибелиуса прекратилась почти на тридцать лет. Лишь изредка композитор создавал небольшие сочинения или переделывал старые.

Юхан Юлиус Христиан Сибелиус (швед. Johan Julius Christian Sibelius), более известный как Ян Сибелиус (Jean Sibelius, имя произносится как Жан, в русском традиционно Ян; 8 декабря 1865, Хямеэнлинна, Великое княжество Финляндское, Российская Империя - 20 сентября 1957, Ярвенпяя, Финляндия) - финский композитор шведского происхождения.

Биография

Ян Сибелиус родился 8 декабря 1865 года в Тавастгусе в Великом княжестве Финляндском. Был вторым из троих детей доктора Кристиана Густава Сибелиуса и Марии Шарлотты Борг. Он рано потерял отца, провёл детские годы с матерью, братом и сестрой в доме бабушки в своём родном городе.

В семье говорили на шведском языке и поддерживали шведские культурные традиции. Однако родители отдали Яна в финноязычную среднюю школу. С 1876 года по 1885 он учился в Нормальном лицее Хямеэнлинны.

Следуя семейной традиции, детей обучали игре на музыкальных инструментах. Сестра Линда занималась на рояле, брат Кристиан - на виолончели, Ян - вначале на рояле, но после предпочёл скрипку.

Уже в десять лет Ян сочинил небольшую пьесу.

Впоследствии, его влечение к музыке возрастало и он начал систематические занятия под руководством руководителя местного духового оркестра Густава Левандера.

Полученные практические и теоретические знания позволили написать юноше несколько камерно-инструментальных сочинений.

В 1885 год поступил на юридический факультет Императорского университета в Хельсинки, но его не привлекала профессия юриста, и вскоре он перешёл в Музыкальный институт, где стал самым блестящим учеником Мартина Вегелиуса. Многие из его ранних сочинений для камерных ансамблей исполнялись студентами и преподавателями института.

В 1889 году Сибелиус получил государственную стипендию для обучения композиции и теории музыки у Альберта Беккера в Берлине. В следующем году брал уроки у Карла Гольдмарка и Роберта Фукса в Вене.

По возвращении Сибелиуса в Финляндию состоялся его официальный дебют как композитора: была исполнена симфоническая поэма «Куллерво» (Kullervo), ор. 7, для солистов, мужского хора и оркестра - по одному из сказаний финского народного эпоса Калевала. Это были годы невиданного патриотического подъёма, и Сибелиуса немедленно провозгласили музыкальной надеждой нации. Вскоре он женился на Айно Ярнефельт, отцом которой был знаменитый генерал-лейтенант и губернатор, принимавший участие в национальном движении - Август Александер Ярнефельт.

За Куллерво последовали симфоническая поэма «Сказка» (En Saga), ор. 9 (1892); сюита «Карелия» (Karelia), ор. 10 и 11 (1893); «Весенняя песня», ор. 16 (1894) и сюита «Лемминкяйнен» (Lemminkissarja), ор. 22 (1895). В 1897 Сибелиус участвовал в конкурсе на замещение должности преподавателя музыки в университете, но потерпел неудачу, после чего друзья убедили сенат учредить для него ежегодную стипендию в 3000 финских марок.

Заметное влияние на раннее творчество Сибелиуса оказали два финских музыканта: искусству оркестровки его обучал Роберт Каянус, дирижёр и основатель Ассоциации хельсинкских оркестров, а наставником в области симфонической музыки был музыкальный критик Карл Флодин. Премьера Первой симфонии Сибелиуса состоялась в Хельсинки (1899). В этом жанре композитор написал ещё 6 сочинений - последней была Седьмая симфония (одночастная Fantasia sinfonica), ор. 105, впервые исполненная в 1924 году в Стокгольме. Международную известность Сибелиус приобрёл именно благодаря симфониям, но популярностью пользуются и его скрипичный концерт, и многочисленные симфонические поэмы, такие, как «Дочь Похьёлы» (фин. Pohjolan tytr), «Ночная скачка и восход солнца» (швед. Nattlig ritt och soluppgang), «Туонельский лебедь» (Tuonelan joutsen) и «Тапиола» (Tapiola).

Большинство сочинений Сибелиуса для драматического театра (всего их шестнадцать) - свидетельство его особой склонности к театральной музыке: в частности, это симфоническая поэма «Финляндия» (Finlandia) (1899) и «Грустный вальс» (Valse triste) из музыки к пьесе шурина композитора Арвида Ярнефельта «Смерть» (Kuolema); пьеса была впервые поставлена в Хельсинки в 1903 году. Многие песни и хоровые произведения Сибелиуса часто звучат у него на родине, но за её пределами почти неизвестны: очевидно, их распространению мешает языковой барьер, а кроме того, они лишены характерных достоинств его симфоний и симфонических поэм. Сотни фортепианных и скрипичных пьес и несколько сюит для оркестра также уступают лучшим сочинениям композитора.

«Моя оркестровка лучше, чем у Бетховена, и у меня есть лучшие, чем у него, темы. Но - он родился в стране вина, а я в стране, где властвует кефир». Кому бы могло принадлежать столь меткое замечание? Скорее всего, острослову, весельчаку и душе компании. Кем Ян Сибелиус и был на самом деле, в противовес тому впечатлению, которое производят его фотографии, где мы видим хмурого человека с суровыми межбровными складками.

Краткую биографию Яна Сибелиуса и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Сибелиуса

Ян Сибелиус родился в Хяменлинне, гарнизонном городке на юге Финляндии, 8 декабря 1865 года. Родители его были этническими шведами, Юхан Юлиус (таково было полное имя композитора) был средним из троих детей. Согласно биографии Сибелиуса, его отец, военврач, скончался, когда мальчику было всего два года. Лишившись мужа и кормильца, Мария Шарлотта Борг продала семейный дом и переехала с детьми к матери.


В пятилетнем возрасте Янне, как звали его родные, садился за фортепиано, на котором музицировала мать, и наигрывал мелодии. В 1880 году Янне начинает брать уроки игры на скрипке, которую он искренне полюбил. Младшие Сибелиусы составляли великолепное трио: сестра Линда играла на фортепиано, брат Кристиан – на виолончели , а Ян – на скрипке . Причем их репертуар уже очень скоро начал пополняться произведениями юного композитора.


В 1885 году Ян приезжает в Хельсинки для того, чтобы изучать право в национальном Университете. Одновременно с этим, он успешно сдает экзамены в Музыкальный институт и вскоре бросает юриспруденцию, чтобы полностью посвятить себя музыке. В 1889-91 годах Сибелиус изучает композицию в Берлине и Вене. С композиторского и дирижерского дебюта в 1892 году началась его симфоническая карьера. Летом того же года Сибелиус женился на Айно Ярнефельд, с 1893 по 1911 год в браке родилось 6 дочерей, пятеро из которых дожили до глубокой старости.

На рубеже веков Сибелиус – уже не просто музыкант, а главный композитор страны. В эти годы в Финляндии, находящейся в составе Российской Империи, нарастают националистические настроения, все чаще звучат лозунги о независимости. Появление у такого небольшого народа композитора мирового уровня, в фокусе внимания которого – финский эпос и герои фольклора, не могло не превратить Сибелиуса в национальный символ еще при жизни. Он выступает с концертами в странах Европы, его музыка звучит в США.


В 1904 году домом большой семьи Сибелиусов становится вилла Айнола в городке Ярвенпяа, что в 37 км от Хельсинки. Там композитор и его супруга проживут до последних дней, а затем их наследники продадут имение со всей подлинной обстановкой государству для организации музея. В 1908 Сибелиусу была прооперирована опухоль в горле. После операции он в течение 7 лет воздерживался от алкоголя и курения. Это было почти невероятным для человека, известного своей любовью к пирушкам до утра, которого карикатуры изображали с извечной сигарой во рту.

В 1914 году Сибелиус приезжает с концертами в США, где принимает почетный докторат Йельского университета. Первая мировая война поставила композитора в затруднительное финансовое положение – его главный издатель находился в стране-агрессоре, Германии. Несколько небольших пьес было издано в Хельсинки, но многие произведения тех лет были опубликованы уже после войны. С 1926 года Сибелиус перестал дирижировать. Это связано и с тем, что он имел наследственный тремор правой руки, и с тем, что часто в последнее время выходил на сцену в нетрезвом состоянии. В 1928 Ян начал получать авторские отчисления за исполнение своих произведений, что помогло поправить материальное положение семьи. С начала 30-х годов он почти перестал писать музыку, современники назовут это «Молчание Ярвенпяа». Партитуру своей Восьмой симфонии композитор сжег.


70-летие национального героя в 1935 году отмечалось большим концертом на 7000 зрителей в присутствии первых лиц государства. На этом торжестве Сибелиус в последний раз появился перед широкой аудиторией. Возьмет в руки дирижерскую палочку еще раз он лишь однажды – 1 января 1939 года, когда из Хельсинки велась прямая трансляция в Нью-Йорк. Под управлением маэстро струнный оркестр исполнил Andante Festivo. Этот концерт стал единственной записью выступления Сибелиуса. Скончался он в Айноле 20 сентября 1957 года на 92 году жизни. Во всей Финляндии был объявлен национальный траур, а попрощаться с маэстро в Кафедральный собор Хельсинки пришли 17 000 человек.



Интересные факты о Сибелиусе

  • Несмотря на свою популярность, Сибелиус большую часть жизни жил скромно – он довольствовался весьма невысокими гонорарами от издательств, даже за такую популярную вещь, как «Печальный вальс», разошедшийся гигантскими тиражами по всей Европе.
  • Свое имя композитор писал как Jean, то есть – Жан. Это была идея его дяди Яна, которому нравился французский вариант своего имени, и он напечатал себе соответствующие визитки. Когда через несколько лет молодой композитор нашел их, то решил воспользоваться и со временем стал также Жаном (Яном на немецкий манер) Сибелиусом.
  • Биография Сибелиуса гласит, что в 1907 году композитор дирижировал своей Третьей симфонией в петербургском Мариинском театре.
  • Сибелиус говорил, что в Хельсинки песня внутри него умирает. Он с детских лет преклонялся перед природой, а его дом не имел ни водопровода, ни электричества, чтобы посторонние звуки не отвлекали его от работы. Его любимым времяпрепровождением были прогулки в окрестностях Айнолы в сопровождении шума леса и пения птиц.
  • «Куллерво», снискавшее успех на премьере, при жизни маэстро прозвучало всего лишь еще… 1 раз! Сибелиус был недоволен этой работой и фактически воспрепятствовал ее публичному исполнению. Только в 1998 году «Куллерво» обрело вторую жизнь.
  • Сибелиус запрещал дочерям пользоваться его фортепиано, поэтому, когда они захотели научиться на нем играть, им пришлось ездить в студию художника П. Халонена, расположенную в нескольких километрах от Айнолы.
  • Единственной фразой на английском языке, которую Сибелиус записал в дневнике для своих американских гастролей, была «Каша на молоке».
  • Великобритания – вторая страна после Финляндии, где Сибелиус при жизни был невероятно популярен даже среди простого населения. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1921 году в британском порту пограничник узнал и по имени поприветствовал маэстро, только что сошедшего с корабля.


  • С Британией, а точнее, с одним из ее представителей, Уинстоном Черчиллем, композитора роднила и страсть к сигарам. В 1948 году в интервью американскому изданию Сибелиус посетовал, что после войны в Европе не достать хороших сигар. После выхода интервью в Айнолу стало приходить такое количество посылок с отменными сигарами от заокеанских поклонников, что маэстро пришлось выступить с просьбой больше их не присылать. Сигар было столько, что они остались даже после кончины Сибелиуса 9 лет спустя.

Творчество Яна Сибелиуса


«Капли воды » - так называлось произведение 9-летнего Янне, написанное для скрипки и виолончели еще до того, как он научился на скрипке играть. В 16 лет в местной библиотеке Сибелиус нашел труд Адольфа Маркса «Учение о музыкальной композиции», который стал первым камнем на дороге к композиторскому мастерству. В 1884 году он написал Сонату для скрипки ля-минор . В начале 90-х годов композитор берется за свое первое крупное сочинение, симфоническую поэму «Куллерво ». Ее премьера в Хельсинки весной 1892 года прошла с большим успехом, став олицетворением финской национальной идеи. Последующие его работы также снискали одобрение слушателей – это и симфоническая поэма «Сказка », и сюиты «Карелия » и «Лемминкяйнен ».

Из биографии Сибелиуса мы узнаём, что в 1899 году композитор закончил свою первую работу в жанре симфонии, который на рубеже веков начал считаться устаревшим и недостаточно динамичным. Премьера Первой симфонии весной 1899 года прошла в один вечер с исполнением небольшого сочинения – «Афинской песни», которое едва не затмило ее по произведенному на публику впечатлению. Эта песня стала выражением реакции Сибелиуса на жесткую политику российских властей по отношению к автономии Финляндии. Тогда же ему предложили написать музыку к патриотической театральной постановке из финской истории. Так возникла симфоническая поэма, впоследствии названная «Финляндия ». Это произведение было запрещено российскими властями к исполнению, и даже в других странах оно звучало под иными названиями.

В 1902-1903 годах из-под пера Сибелиуса выходят самые известные сегодня его сочинения - Вторая симфония и Концерт для скрипки с оркестром ре-минор , единственный у композитора. После этих ярчайших произведений, Сибелиус отходит от национально-романтического стиля, о чем свидетельствует его Третья симфония . Болезнь и операция 1908 года принесли страх смерти, а вместе с ним – новые краски в его творчество. Это творческое развитие прослеживается в Струнном квартете ре-минор (1909) и находит свою кульминацию в Четвертой симфонии (премьера в 1911). Эту симфонию сам автор описывает как «протест против современной композиции», создав аскетичное и довольно мрачное по духу произведение. На гастролях в США в 1914 году маэстро дирижировал мировой премьерой симфонической поэмы «Океаниды ».


Первая редакция Пятой симфонии прозвучала на юбилейном концерте композитора в день его 50-летия 8 декабря 1915 года, но последующие 4 года симфония дорабатывалась. Новые премьеры состоялись только после Первой мировой войны. Шестую симфонию он начал писать еще во время работы над Пятой, в 1918, и ее сочинение продолжалось в течение 5 лет. Публика Хельсинки ее услышала только в 1923. Композитор отмечал «дикий и страстный» характер своего нового детища. В марте 1924 года Сибелиус закончил свою последнюю, Седьмую симфонию , представленную тем же месяцем в Стокгольме. Симфония отличается лаконичностью – она состоит из одной части, а ее исполнение длится около 20 минут. В 1926 году выходит последнее крупное произведение композитора – симфоническая поэма «Тапиола », сюжет которой основан на «Калевале», как и его первая поэма, «Куллерво».

Музыка для Сибелиуса была не эфемерной, а вполне зримой. Как и А. Скрябин , он соотносил ее с цветом. Возможно, поэтому, а возможно, благодаря ее мелодизму, она сопровождает сюжетные коллизии более полутора сотен фильмов.


Произведение Фильм
«Финляндия» «Крепкий орешек 2» (1990)
«Охота за „Красным Октябрём“» (1990)
«Маршал Финляндии» (2012)
«Демоны» (2015)
«Печальный вальс» «Принцесса Монако» (2014)
«Нет» (2012)
Концерт для скрипки с оркестром «Доктор Кинси» (2004)
«Моцарт в джунглях» (2014)
Романс Des-dur «45 лет» (2015)

Драма Паоло Соррентино «Изумительный» о жизни итальянского политика Джулио Андреотти буквально пронизана музыкой Сибелиуса. В картине звучат и «Дочь Похьёлы», и Концерт для скрипки с оркестром ре минор, и Вторая симфония.

В 2003 году в Финляндии сняли художественный фильм «Сибелиус» о жизни композитора.

История великой музыки знает только одного финна. Ни до, ни после Сибелиуса ни один композитор из этой северной державы не смог подняться на такие творческие высоты. Но, справедливости ради, надо отметить, что в 20 веке и во всем мире было не так много композиторов, талант которых сравнился бы с мелодическим дарованием финского маэстро.

Видео: смотреть фильм о Яне Сибелиусе

Сибелиус написал более 150 фортепианных произведений, около 115 из которых были опубликованы. Значительная часть из них до сих пор служит уязвимой мишенью для критиков. Сам Сибелиус опрометчиво говорил, что он пишет, мелочи для фортепиано в свободные моменты, в качестве отдыха от больших оркестровых вещей, и на самом деле, фортепиано его особенно не интересует. Тем не менее, уже на склоне лет, он шутя предрекал: "Я знаю, что мои фортепианные пьесы ждёт безопасное будущее, несмотря на то, что они полностью попали в забвение - в один прекрасный день они станут такими же популярным, как пьесы Шумана ". И действительно, многие пианисты, среди которых и Гленн Гульд взяли на себя труд изучить фортепианную музыку Сибелиуса, признав её оригинальность и пригодность для инструмента. Гульд, подчёркивая мастерство композитора, говорил, что "в фортепианных произведениях Сибелиуса - всё музыка, всё поет..а, главное - это существенное дополнение к слишком ограниченному фортепианному репертуару позднего романтизма". Множество записей собраний фортепианной музыки Сибелиуса появилось в цифровую эпоху. Финский пианист Эрик Тавастшерна (р.1951), отец которого тоже был пианистом (учеником Нейгауза, Корто и исследователем творчества Сибелиуса) записал в начале 80х годов наиболее основательное из них. По его словам "Многие из фортепианных вещей Сибелиуса весьма замечательны как по своей форме, так в смысле музыкального материала и стиля, который хорошо подходит к характеру инструмента. В его сочинениях есть значительные технические трудности, интересные для исполнителя, текстура в целом мелодичная и красочная, что интересно слушателю... "

В стилистике композитора можно выделить несколько периодов. Первый из них относится к молодым годам Сибелиуса (1881-1891), когда он усваивал приёмы классического и романтического стиля. Во второй, "национальный романтический" период (1891-1902) музыка Сибелиуса стала более хроматической и композитор создал интересный синтез мелодики стран Центральной Европы и финских элементов. Во время своего третьего, "неоклассического" периода (1908) Сибелиус, находясь под сильным влиянием калевальского романтизма и символизма активно использовал классические идиомы. В четвертый период так называемого "современного классицизма" (1908-1919) он писал неоклассические сонатины, и в то же время его в значительной степени коснулись влияния импрессионизма. Пятый и последний активный творческий период (1919-1929) был временем "универсального синтетического стиля", который объединил устои классической традиции, радикальные элементы модернизма, мистику, пантеизм, тональные медитации.

В Шести экспромтах, соч. 5 (1890-93) - раннем, но достаточно значительном по содержанию фортепианном опусе молодого композитора, мы находим наряду с влияниями русской музыки отголоски впечатлений о путешествии Сибелиуса в Карелию, где он собирал традиционные финские руны. Тему первого экспромта ислледователи рассматривают как "музыкальный символ Финляндии". 2я пьеса - танец трепак с быстрой средней частью, 3я - сказочная, в духе Грига, 4я - меланхоличная, основана на чередовании и повторении двух мотивов, 5я пьеса - игристое арпеджио, написанное как бы для лютни, арфы или кантеле, последний 6й экспромт - изящный вальс.

Замечательная Соната фа мажор, соч. 12 (1893) - сочетает в себе признаки оркестового и виртуозного фортепианного письма. Первая часть открывается мощными почти "брукнерианскими" звучаниями с отголосками "Куллерво", "Саги" и музыки "Карелии". Тремоло и остинато играют здесь значительную роль. Во 2й части сонаты - лирической и грустной, Сибелиус использовал мелодию незавершенной песни для мужского хора, дважды прерываемой спокойным танцем. Бурный головокружительный финал основан на чередовании двух мотивов - вновь трепака и лирической темы, проводимой в оглушительном форте. Необычный "карельский стиль" сонаты Сибелиуса не имеет очевидной модели в современной композитору академической музыке, хотя, возможно в ней есть что-то от Грига и Чайковского.

Десять пьес для фортепиано соч. 24 (1895-1903) - довольно популярный и часто исполняемый опус Сибелиуса. Здесь композитор развивает в основном традиционные романтические традиции, а не своеобразный национальный карельский стиль, хотя несомненно фольклорные находки наложили отпечаток и на это сочинение. Открывающий цикл №1 - Экспромт навевает мысли о Шуберте, некоторые моменты напоминают будущие мотивы "Грустного вальса". № 2 - Романс, драматическая любовная сцена с оркестровыми кульминциями в стиле Вагнера. №3 Каприс - виртуозная пьеса со скрипичными приёмами явно подслушанными у Паганини. № 4 - снова драматичный любовный Романс, № 5 - Вальс ми-бемоль мажор в духе Шопена, № 6 - Идиллия, которая напоминает балладу Шопена фа мажор (в середине пьесы впечатляет отрывок изображающий бурю чувств и имитация солирующей скрипки). № 7 - броское мелодичное Андантино, № 8 - Ноктюрн с виолончельной мелодией, № 9 - очень любимый финскими пианистами Романс в духе Листа, № 10 - Баркаролла.

Шесть финских народных песен для фортепиано (1902-1903) - очень интересный образчик обработки фольклорных мелодий. Это едва ли не единственный опус, где Сибелиус, который на протяжении всей жизни открыто признавал влияние мелодии и модальности народной песни и рун на своё торчество, использовал подлинные народные мелодии. Композитор гармонизирует мелодии таким образом, чтобы отойти от романтического стиля. Он избегает доминирующих и традиционных тональных функций, подчёркивая оригинальность мелодики.

"Кюллики", три лирические пьесы ор. 41 (1904) - программный опус по мотивам "Калевалы", своего рода дополнение к оркестровому "Лемминкяйнену". Музыка "Кюллики" сочетает калевальский романтизм Сибелиуса и классические Бетховенские тенденции. Первая пьеса - несколько воинственная, наполненная драматизмом - история похищения финской красавицы Кюллликки Лемминкяйненом. Охотник похитил её, а увозя девицу, пригрозил: если девушки Саари расскажут, кто увез Кюлликки, то он нашлет войну и истребит всех их мужей и парней. Кюлликки сначала сопротивлялась, но потом согласилась стать женой Лемминкяйнена и взяла с него клятву, что тот никогда не пойдет войной на ее родной край. Лемминкяйнен поклялся и взял с Кюлликки ответную клятву, что она никогда не будет ходить в свою деревню танцевать с девушками. Лемминкяйнен счастливо жил со своей женой. Как-то охотник пошел на рыбалку и задержался, а тем временем, не дождавшись мужа, Кюлликки ушла в деревню. Вторая задумчивая пьеса как раз рассказывает о житье-бытье Кюлликки с Лемминкяйненом, а финал в ритме польки - её уход от него.

Десять маленьких пьес, соч. 58 (1909) - несколько экспериментальное сочинение, написанное в период активных творческих поисков композитора. Традиционная лексика романтизма здесь дополняется современными полифоническими приёмами и гармониями, даже диссонансами. № 1 "Мечта" - французское название работы и темп недвусмысленно указывают на импрессионистско-экспрессионистский колорит (Дебюсси, Скрябин). № 2 - бодрое Скерцино. Композитор видел в нем образ Бенвенуто Челлини, имея в виду, возможно, живой характер и капризность остроумного художника эпохи Возрождения. № 3 Ария - забавные тональные приключения по мотивам сюит Баха. № 4 "Пастырь" - быстрая пьеса в духе французского барокко 18-го века, напоминающая пасспье из "Бергамасской сюиты" Дебюсси. № 5 "Вечером" написана в духе Шумана. Кажущаяся простота пьесы скрывает непредсказуемые изменения в ключевых моментах, № 6" - Диалог", № 7 "В темпе Менуэта" - полон по словам композитора ностальгических грёз и "меланхолии в стиле давно минувших дней". № 8 "Песня рыбака", в которой итальянский мелодический материал сочетается с фигурами арфы-арпеджио. № 9 - Серенада со скрипичными трелями. № 10 "Летняя песня" с мелодией хорального типа - наполнена торжественной или даже религиозной атмосферой.

Три сонатины, Op. 67 (1912) - ретроспективные работы, демонстрирующие интерес Сибелиуса к классицизму, что было вполне в духе времени (вспомним Регера, Бузони, стилизации французов). Было бы трудно найти в музыке того времени более сжатые и благородные темы, чем в Сонатине № 1 фа диез минор с красивой первой частью, медленным хоральным Ларго и игристым финалом. Образцом для Сонатины № 2 ми-бемоль мажор послужила музыка Баха. Но образы сонатины далеки от кубистских адаптаций (Бах с неправильными басовыми линиями, капризныеи ломаные ритмы и тп), они классические в прямом смысле слова - здоровая полифония, ясные диатоничские мелодии, полные света и чистой радости. В двухчастной Сонатине №3 си-бемоль минор Сибелиус отдаёт дань позднему Бетховену. это интересный эксперимент в области формы: образец виртуозного преобразования и слияния тематизма, использования приёмов арпеджио, орнамента, игры регистров.

Два маленьких рондо, Op. 68 (1912) близкие по стилю к Сонатинам, тоже написаны в неоклассическом ключе, но в более свободной манере. В первом рондо замечательные придыхания напоминают вальсы Листа, второй основан на веселом ритме польки и содержит несколько резких диссонансов в духе Пуленка и Прокофьева.

10 багателей, соч. 34 (1913-16) и Лирические пьесы, соч. 40 (1912-16) вместе составляют нечто вроде альбома для юношества. Это салонные пьесы, довольно простые, очень мелодичные и приятные на слух, отдают дань пианизму Шопена, Шумана, Листа и Чайковского. В op.34 интересен № 2 - очаровательная стилизация гавота, оригинальна пьеса № 8 "Арфистка" в духе поэмы "Бард" - тонкая работа с арпеджио, №9 "Признание" - стилизация в духе Шумана. В Лирических пьесах интересен № 4 - танец в духе рококо, № 5 Колыбельная - мелодический жемчуг цикла, № 7 Рондетто - венская полька в умеренном темпе, № 10 - торжественно-праздничный полонез.

Четыре лирические пьесы ор. 74 (1914) - сборник красивых программных поэтических пьес, отмеченных влиянием французского импрессионизма. 1я - "Эклога" черпает свое вдохновение из классической древности и чистой невинности классицизма. Пьеса № 2 -"Нежный Западный ветер" напоминает по настроению сочинения Дебюсси и Равеля. 3я - "На танцах", 4я - "В старом доме".

Пять пьес, соч. 75 (1914-19) "Деревья" - один из лучших образцов чувствительного пантеистического восприятия композитора, который признавался, что "деревья говорят с ним". № 1 - "Когда цветёт рябина" взволнованно-лирическое вступление в духе Чайковского. № 2 "Одинокие сосны" создаёт впечатление абсолютной стойкости, как символ стойкости Финляндии против ледяного ветра с востока. № 3 "Осина" дышит загадочностью импрессионизма. № 4. "Берёза" - любимое дерево финнов, оригинальная пьеса в миксолидийском ладу. № 5. "Ель" - один из бесспорных хитов Сибелиуса, медленный вальс сопоставимый по красоте с Грустным вальсом. Быстрые арпеджио действительно звучат потрясающе.

Пять пьес, соч. 85 (1916-17) носит подзаголовок "Цветы". Каждая пьеса цикла, отмеченного серьёзностью и поэтичностью посвящена определённому цветку: № 1 "Маргаритка", № 2 -"Гвоздика", № 3 - "Ирис", № 4 - "Водосбор" (Аквилегия), № 5 - "Колокольчик" - яркий, сверкающий финал.

13 пьес, соч. 76 (1911-19) - вновь сборник простых миниатюр, некоторые из них весьма популярны среди пианистов (№2 - Этюд, №9 - Арабеска, № 11 - Линнея (цветок), № 12 - Капричиетто, № 13 - Арлекинада).

Шесть пьес, Op. 94 (1914-1919), Шесть багателей, Op. 97 (1920) и Восемь коротких пьес, Op. 99 (1922) - интересные циклы, в которых Сибелиус приближается к французской эстетике стилизаций, выказывая родство с Сати и Пуленком, отчасти с Прокофьевым с его задорными гавотами и маршами. Пьесы, написанные под влиянием французского балета и неоклассицизма напоминают салонные вещицы Бетховена, Шумана, Брамса, Грига и др. классиков.

Последние фортепианные работы Сибелиуса отмечены тонкой и изысканной фактурой, мотивами преклонения перед финской природой, оркестровой звучностью, родственной последним симфониям.

Пять романтических пьес, Op. 101 (1923-1924): № 1 - Романс, гармонии которого смелее, чем в раниих работах. № 2 - "Вечерняя песня" и № 3 - "Лирические сцены" - музыкальные картины в мелодическом ключе Шестой симфонии. № 4 - Юмореска в ритме мазурки, № 5 - "Романтические сцены" напоминает фортепианные опусы Форе.

Пять характерных впечатлений, Op. 103 (1924) - образец мощного оркестрового пианизма Сибелиуса, близкий по своей широте к Седьмой симфонии. Пьеса № 1. "Деревенская церковь" основана на Andante Festivo Сибелиуса для струнного квартета (1922). Композиционная техника показывает сходство с прелюдиями Дебюсси, особенно в разделе арпеджио. № 2. "Скрипач" - стилизация музицирования народных музыкантов. № 3 "Гребец" - диатоническая пьеса в духе 7й симфонии, № 4 "Буря" может быть связана с музыкой к "Буре" Шекспира, которую Сибелиус написал позже. № 5 "В скорбном настроении" - похоронный марш в миниатюре.

Пять эскизов, Op. 114 (1929) - последнее сочинение Сибелиуса для фортепиано является мастерским прощанием с инструментом. Композитору здесь удалось найти новые аспекты, новый вид пианистического звука, близкого к его оркестровым произведениям. Пять пантеистических впечатлений природы показывают стиль позднего Сибелиуса в чистом виде и содержат интересные тональные и гармонические инновации. Опус был впервые опубликован лишь в 1973 году. № 1. Пейзаж - хрупкая деликатность здесь создается простыми мелодическими элементами. № 2. "Зимнее место" - чередование ионического и эолийского ладов, сочетание сладкого и кислого, радостного и грустного. № 3 "Лесной пруд" основан на модальной импровизации в дорийском ладу. № 4 "Песня в лесу" - бесконечная песня о вечности леса. Здесь Сибелиус демонстрирует современные и увлекательные тональные приёмы. № 5. "Видения весной" - мимолетный образ, вновь сочетание миксолидийского лада и Ионическо-Эолийских гармонических особенностей, техника Сибелиуса здесь впечатляет удивительной пластичностью.

Первоклассное знание Сибелиусом инструмента проявляется в многочисленных фортепианных транскрипциях оркестровых сочинений, которые сделал композитор - среди них "Карелия", "Финляндия", знаменитый Грустный вальс, симфонические поэмы и сюиты, театральная музыка, аранжировки песен, в том числе "Колокольная мелодия церкви Каллио", которую знает каждый житель Хельсинки.

Оригинальные сочинения для фортепиано:
Шесть экспромтов, Op. 5 (1890-93)
Соната фа мажор, Op. 12 (1893)
Десять пьес, Op. 24 (1894-1903)
Шесть финских народных песен (1902-1903)
Кюлликки, три лирические пьесы, Op. 41 (1904)
Десять пьес, Op. 58 (1909)
Три сонатины, Op. 67 (1912)
Два маленьких рондо, Op. 68 (1912)
Десять багателей, Op. 34 (1913-1916)
Лирические пьесы, 10 пьес, Op. 40 (1912-1916)
Четыре лирические пьесы (1914) Op. 74
Пять пьес, Op. 75 "Деревья" (1914-1919)
Пять пьес, Op. 85 "Цветы" (1916-1917)
Тринадцать пьес (1911-1919) Op. 76
Шесть пьес, Op. 94 (1914-1919)
Шесть багателей, Op. 97 (1920)
Восемь коротких пьес, Op. 99 (1922)
Пять романтических пьес, Op. 101 (1923-1924)
Пять характерных впечатлений, Op. 103 (1924)
Пять эскизов, Op. 114 (1929)

Фортепианные транскрипции оркестровых сочинений:
Карелия, сюита, Op. 11 (1893)
Лесная нимфа, Op. 15 (1894)
Финляндия, ор.26 (1899)
Король Кристиан II, из музыки к пьесе А.Паула (1898)
Две песни, Op. 31 (№№ 2,3) (1899-1904)
Грустный вальс, из музыке к драме А.Ярнефельта, Op. 44 (1903)
Пеллеас и Мелизанда, из музыки к пьесе М.Метерлинка (1905)
Пир Валтасара, из музыки к драме Я.Прокопе, Op. 51 (1906)
Дриада, ор.45, No. 1 (1910)
Танец-интермеццо, Op. 45, No. 2 (1910)
Колокольная мелодия церкви Каллио, op. 65b (1912)
Скарамуш, из музыки к балету-пантомиме, ор. 71 (1913)
Финский марш, Op. 91a (1918)
Шотландский марш, Op. 91b (1918)
Три пьесы, Op. 96 (1920)
Маленькая сюита, Op. 98a (1921)
Сельская сюита, Op. 98b (1921)
Жанровая сюита, Op. 100 (1922)
Буря, из музыки к пьесе У.Шекспира, op. 109 (1930)

Jan Sibelius (1865-1957)


Complete Original Piano Music

Erik Tawaststjerna, piano

Vol. 1

Kyllikki, Three Lyric Pieces, Op. 41
1. I. Largamente. Allegro
2. II. Andantino
3. III. Commodo
6 Impromptus, Op. 5
4. I. Moderato
5. II. Lento - Vivace
6. III. Moderato (alla marcia)
7. IV. Andantino
8. V. Vivace
9. VI. Commodo
Piano Sonata in F major, Op. 12
10. I. Allegro molto
11. II. Andantino
12. III. Vivacissimo
6 Finnish Folksongs
13. I. Minun kultani
14. II. Sydamestani rakastan
15. III. Ilta tulee, ehtoo joutuu
16. IV. Tuopa tytto, kaunis tytto kanteletta soittaa
17. V. Velisurmaaja
18. VI. Haamuistelma

Vol. 2

10 Piano Pieces, Op. 24
1. I. Impromptu
2. II. Romance in A major
3. III. Caprice
4. IV. Romance in D minor
5. V. Waltz
6. VI. Idylle
7. VII. Andantino
8. VIII. Nocturne
9. IX. Romance in D flat major
10. X. Barcarole
10 Bagatelles, Op. 34
11. I. Valse
12. II. Air de danse
13. III. Mazurka
14. IV. Couplet
15. V. Boutade
16. VI. Reverie
17. VII. Danse pastorale
18. VIII. Joueur de harpe
19. IX. Reconnaissance
20. X. Souvenir

Vol. 3

10 Pieces, Op. 58
1. I. Reverie
2. II. Scherzino
3. III. Air varie
4. IV. Le berger
5. V. Le soir
6. VI. Dialogue
7. VII. Tempo di menuetto
8. VIII. Chant du pecheur
9. IX. Serenade
10. X. Chant d"ete
10 Pensees lyriques, Op. 40
11. I. Valsette
12. II. Chant sans paroles
13. III. Humoresque
14. IV. Menuetto
15. V. Berceuse
16. VI. Pensee melodique
17. VII. Rondoletto
18. VIII. Scherzando
19. IX. Petite serenade
20. X. Polonais

Vol. 4

Piano Sonatina F sharp minor, Op. 67, № 1
1. I. Allegro
2. II. Largo
3. III. Allegro moderato
Piano Sonatina E major, Op. 67, № 2
4. I. Allegro
5. II. Andantino
6. III. Allegro
Piano Sonatina B minor, Op. 67, № 3
7. I. Andante. Allegro moderato
8. II. Andante - Allegro
2 Rondinos, Op. 68
9. I. Rondino in G sharp minor
10. II. Rondino in C sharp minor
4 Lyric Pieces, Op. 74
11. I. Ekloge
12. II. Sanfter Westwind
13. III. Auf dem Tanzvergnugen
14. IV. Im alten Heim
13 Pieces, Op. 76
15. I. Esquisse
16. II. Etude
17. III. Carillon
18. IV. Humoresque
19. V. Consolation
20. VI. Romanzetta
21. VII. Affetuoso
22. VIII. Piece enfantine
23. IX. Arabesque
24. X. Elegiaco
25. XI. Linnaea
26. XII. Capriccietto
27. XIII. Harlequinade

Vol. 5

5 Pieces, Op. 75, "The Trees"
1. I. When the Rowan blossoms
2. II. The Solitary Pine
3. III. The Aspen
4. IV. The Birch
5. V. The Spruce
5 Pieces, Op. 85, "The Flowers"
6. I. Bellis
7. II. Oeillet
8. III. Iris
9. IV. Aquileja
10. V. Campanula
11. Mandolinato, without op., 1917
12. Till tranaden (To yearning), without op., 1913
13. Spagnuolo, without op., 1917
6 Pieces, Op. 94
14. I. Dance
15. II. Novellette
16. III. Sonnet
17. IV. Berger et Bergerette
18. V. Melody
19. VI. Gavotte
6 Bagatelles, Op. 97
20. 1. Humoresque I
21. 2. Lied
22. 3. Kleiner Walzer
23. 4. Humoristischer Marsch
24. 5. Impromptu
25. 6. Humoresque II

Vol. 6

8 Piano Pieces, Op. 99
1. I. Piece humoristique
2. II. Esquisse
3. III. Souvenir
4. IV. Impromptu
5. V. Couplet
6. VI. Animoso
7. VII. Moment de valse
8. VIII. Petite marche
5 Piano Pieces, Op. 101
9. I. Romance
10. II. Chant de soir
11. III. Scene lyrique
12. IV. Humoresque
13. V. Scene romantique
5 Piano Pieces, Op. 103
14. I. The Village Church
15. II. The Fiddler
16. III. The Oarsman
17. IV. The Storm
18. V. In Mournful Mood
19. Morceau Romantique sur un motif de M. Jacob de Julin, 1929
20. Kavaljeren, without op., 1909
5 Esquisses, Op. 114

21. I. Landscape
22. II. Winter Scene
23. III. Forest Lake
24. IV. Song in the Forest
25. V. Spring Vision

vol. 1

Karelia Suite, Op. 11 (arr. for piano)
1. I. Intermezzo
2. II. Ballade
3. Wood Nymph, Op. 15 (arr. for piano)
4. Finlandia, Op. 26 (arr. for piano)
King Kristian II, Op. 27 (arr.for piano)
5. I. Elegy
6. II. Minuet
7. III. Musette
8. Har du mod (Have you courage), Op. 31, No. 2 (arr.for piano)
9. Atenarnes sang (Song of the Athenians), Op. 31, No. 3 (arr. for piano)
10. Valse Triste, Op. 44 (arr. for piano)
11. The Dryad, Op. 45, No. 1 (arr. for piano)
12. Dance-Intermezzo, Op. 45, No. 2 (arr. for piano)
Pelleas and Melisande, Op. 46 (arr. for piano)
13. No. 1: Prelude to Act I Scene 1, At the Castle - Gate
14. No. 2: Prelude to Act I Scene 2, Melisande
15. No. 3: Prelude to Act II Scene 1, A Spring in the Park
16. No. 4: Song in Act III Scene 2, The 3 Blind Sisters
17. No. 5: Melodrama in Act III Scene 4, Pastorale
18. No. 6: Prelude to Act III Scene 1, Melisande at the Spinning Wheel
19. No. 7: Prelude to Act IV Scene 1, Entr"acte
20. No. 8: Prelude to Act V Scene 2, The Death of Melisande

vol. 2

Belshazzars Feast, Op. 51 (arr. for piano)
1. I. Oriental procession
2. II. Solitude
3. III. Nocturne
4. IV. Khadra"s Dance
5. Bell Melody of Berghall Church, Op. 65b (arr. for piano)
Scaramouche, Op. 71 (arr. for piano)

6. I. Danse elegiaque
7. II. Scene d"amour
8. Finnish Jager March, Op. 91a (arr. for piano)
9. Scout March, Op. 91b (arr. for piano)
3 Pieces, Op. 96 (arr. for piano)
10. I. Valse lyrique
11. II. Autrefois
12. III. Valse chevaleresque
Suite Mignonne, Op. 98a (arr. for piano)
13. I. Petite Scene
14. II. Polka
15. III. Epilogue
Suite Champetre, Op. 98b (arr. for piano)
16. I. Piece caracteristique
17. II. Melodie elegiaque
18. III. Danse
Suite Caracteristique, Op. 100 (arr. for piano)
19. I. Vivo
20. II. Lento
21. III. Commodo
The Tempest, Op. 109 (arr. for piano)
22. I. Episode
23. II. Scena
24. III. Dance of the Nymphs

Обложки
http://files.mail.ru/FMGPD9

Добавлено

Юношеские сочинения для фортепиано

Youth Production for Solo Piano, Vol.1

1. Scherzo in E major with Trio in E minor, JS 134K1a 2"34
2. Con moto, sempre una corda in D flat major (1885), JS 52 3"34
Three Pieces (1885)
3. Andante in E flat major, JS 74 3"00
4. Menuetto in A minor, JS 5 1"16
5. Tempo di valse in A major, JS 2 0"55
6. Scherzo in E major with Trio in A minor, JS 134K1b 2"04
11 Variations on a harmonic formula in D major (1886)
7. Index 1 - 11 10"12
A Catalogue of Themes, 50 Short Pieces (1887)
8. Index 1 - 10 1"26
9. Index 11 - 20 1"39
10. Index 21 - 30 2"10
11. Index 31 - 40 4"18
12. Index 41 - 50 5"52
Tranaden (Suckarnas myster) (Yearning - The Mystery of the Sighs)
13. Poem: Tvenne lagar styra menniskolifvet… - Piano:Largo - Andante 5"13
14. Poem: Ser du hafvet?… - Piano: Andantino 4"19
15. Poem: Hor du vinden?… - Piano: Molto allegro - Andante - Adagio cantabile 4"08
16. Poem: Hvad ar varen?… - Piano: Allegro - Andantino - Moderato 2"44
17. Poem: Menska, vill du lifvets vishet lara… - Piano: Largo 3"03
18. Andante in E flat major (1887), JS 30a 4"02
19. Aubade in A flat major (1887), JS 46 2"48
20. Au crepuscule (At Twilight) in F sharp minor (1887), JS 47 1"52
Five Short Pieces (1888)
21. Tempo di menuetto in F sharp minor 0"24
22. Allegro in E major 0"27
23. Moderato in F minor 0"57
24. Vivace in E flat major 0"16
25. Andantino in C major 1"17
Three Short Pieces (1888)
26. Andantino in B major, JS 44 1"22
27. Allegretto in B flat minor, JS 18 1"02
28. Allegro in F minor 0"43

Youth Production for Solo Piano, Vol.2

Three Walzes (1888)
1. Waltz in E major 1"03
2. Piu lento - Tempo di valse in E flat major, JS 150 3"19
3. Waltz, Fragment in F minor 0"31
Two Pieces (1888)
4. Andantino in E major, JS 41 1"59
5. Two Sketches, Presto in A minor, JS 6 1"00
2 Pieces (1888)
6. Allegretto in G minor, JS 24 0"49
7. Moderato - Presto in D minor, JS 133 1"30
8. Allegro, Fragment in E major (1888) 0"18
Three Sonata Movements (1888)
9. Largo in A major, JS 117 4"07
10. Vivace in D minor, JS 221 2"36
11. Adagio in D major, JS 11 4"04
12. Three Fugue Expositions in D minor (1888-89) 1"35
13. Polka in E flat major, JS 75 (1888-89) 1"08
Florestan. Suite for Piano, JS 82 (1889)
14. I. Moderato 1"33
15. II. Molto moderato 2"23
16. III. Andante 4"06
17. IV. Tempo I 2"04
18. Allegretto in E major, JS 21 (1889) 1"33
19. Valse. A Betsy Lerche in A flat major, JS 1 (1889) 3"48
20. Sonata Allegro Exposition and Development Section in D minor (1889) 6"51
Sonata Fragments for Becker 1889 J.S.
21. Two Sonata Sketches 0"47
22. Eleven Sonata Sketches 2"17
23. Sonata Allegro Exposition in F minor, JS 179a 4"04
24. Sonata Allegro Exposition in C major, JS 179b 1"29
25. Sonata Allegro in E major, JS 179c 5"00
26. Sonata Allegro Exposition in C minor, JS 179d 3"38
27. Polka, Fragment in E minor (1890-92) 0"21
28. Mazurka, Sketch in D minor (1891-94) 0"23
29. Scherzo in F sharp minor, JS 164 (1891) 1"44

Folke Grasbeck, piano

http://files.mail.ru/H4NQR0
ape+cue / 2CD с буклетоми

 

 

Это интересно: