→ Чтение художественной литературы по лексическим темам. Как подарить детям радость чтения. Тема: Дикие животные и их детёныши

Чтение художественной литературы по лексическим темам. Как подарить детям радость чтения. Тема: Дикие животные и их детёныши

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.

Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грамматика в рассказах и сказках

(по лексическим темам).

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.

Также можно предложить ребёнку сделать пересказ.

Тема: «Овощи»

Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Спор в огороде.

Однажды в огороде овощи затеяли спор – кто из них самый хороший.

Я, морковка, такая красивая и полезная – я самая хорошая!

Да нет же, это я, огурчик, самый хороший: я такой зелёный, длинный, хрустящий и вкусный!

Что вы говорите, это мы, помидорчики, самые хорошие! Посмотрите на нас: мы такие красные, круглые – ну просто загляденье!

Нет, я, лучок, самый – самый хороший! У меня такие длинные, тонкие, зелёные перья есть как ни у кого из вас!

Что - бы вы не говорили, а лучше укропчика во всём огороде ни кого не найти! Я такой ароматный и зелёный!

Так овощи и спорили весь день - кто из них лучший, никто не хотел уступать. А вечером в огород пришла бабушка и положила в корзинку и морковку, и помидорчики, и огурчик, и лучок, и укропчик и затем приготовила из них салат. Ели этот салат бабушка и дедушка да приговаривали: «Салат из наших овощей - самый хороший и вкусный!»

Вопросы к тексту:

Кто спорил в огороде?

Какая морковка?

Какой огурчик?

Какой лучок?

Какие помидорчики?

Какой укропчик?

Что приготовили из овощей?

Тема: «Фрукты»

Цель : - Согласование существительных и прилагательных с числительным;

Образование единственного и множественного числа существительных .

Запасливый Ёжик.

Утром Ёжик пришёл в сад. Он подошёл к яблоне и стал считать красные яблоки: «Одно красное яблоко, два красных яблока, три красных яблока, четыре красных яблока, пять красных яблок...»

Пока Ёжик считал урожай фруктов в саду, за ним наблюдала Ворона. Как только он закончил считать, она у него спросила:

- Ёжик, зачем ты считаешь красные яблоки, жёлтые груши и синие сливы?

Я их считаю, что – бы знать, хватит ли мне на зиму запаса фруктов в этом саду, - ответил ей запасливый Ёжик.

Вопросы к тексту:

Куда пришёл Ёжик?

Что считал Ёжик?

Вспомни, как он считал красные яблоки, жёлтые груши, синие сливы.

Зачем он их считал?

Тема: «Грибы»

Цель: - Различать и употреблять предлоги;

Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

Грибники.

Петя и Вася встали с утра пораньше, взяли корзину и пошли в лес за грибами. Прямо у дороги стоял маслёнок. Под кустом росли моховики. Из–под опавшей листвы виднелись жёлтые лисички. Около берёзы в траве мальчики нашли подберёзовик. А из-за осины выглядывал подосиновик.

Когда они выходили из леса, рядом с ёлкой они нашли два больших боровика. Домой Петя и Вася принесли целую корзину грибов.

Вопросы к тексту:

Куда пошли Петя и Вася?

Где стоял маслёнок?

Где росли моховики?

Откуда виднелись жёлтые лисички?

Где нашли подберёзовик?

Откуда выглядывал подосиновик?

Рядом с чем нашли боровики?

Тема: «Осень»

Цель: - Образование относительных прилагательных;

Согласование прилагательных с существительными

Букет для мамы.

В осеннем лесу было очень красиво! Маленький Зайчонок весело скакал по лесу и любовался яркими нарядами деревьев. Ему казалось, что кто – то раскрасил весь лес разноцветными красками. Ещё недавно все листья на деревьях были зелёными, а сегодня - и красные, и жёлтые, и коричневые… Зайчонок решил собрать букет из таких красивых листьев.

«Вот красивый красный осиновый листочек, а вот жёлтый кленовый. А под рябиной я возьму рябиновый листочек. Ещё под дубом дубовых листочков соберу. Рядом с берёзой наберу маленьких берёзовых листочков»- говорил Зайчонок, поднимая опавшие листья. Он собрал большой и очень красивый букет из осенних листьев и подарил его своей маме Зайчихе.

Вопросы к тексту:

Где было очень красиво?

Какие были листья на деревьях?

Из каких листьев Зайчонок собрал букет?

Кому он подарил букет?

Тема: «Игрушки»

Цель: - Различение значений и употребление предлогов;

Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

Мишин сон.

Миша очень любил играть в игрушки, но никогда их не убирал. Вот и сегодня, как только он позавтракал, пошел в них играть. Миша достал кубики из ящика и стал строить дом. Потом под столом взял машину. В кузов машины он загрузил оставшиеся от постройки кубики и начал катать её так, что кубики разлетелись по всей комнате. Затем из тумбочки достал коробку с конструктором и поставил её на стол. «Буду строить самолет», - подумал Миша, но у него ничего не получалось и он бросил его на пол. К вечеру в комнате все игрушки были разбросаны. Сколько мама не просила Мишу убрать игрушки – он её не слушался.

Когда Миша уснул, ему приснилось, что все его игрушки убежали. И больше не было у него ни конструктора, ни кубиков, ни машин, ни книг. Мише стало очень грустно – ведь играть было не с чем.

Проснувшись, Миша понял, что игрушки надо убирать, а то вдруг они от него убегут.

Вопросы к тексту:

Во что Миша любил играть?

Откуда он достал кубики?

Где взял машину?

Куда он загрузил кубики?

Откуда достал коробку с конструктором и куда её поставил?

Куда он бросил самолёт?

Что приснилось Мише?

Чего больше не было у него?

Почему ему стало грустно?

Когда он проснулся, что он понял?

Тема: «Посуда»

Цель:

Образование относительных прилагательных.

Чаепитие.

Маша и Юля были сестрами: Маша – старшая, а Юля – младшая. Девочки жили очень дружно, почти никогда не ссорились и всегда все делали вместе.

Однажды Маша предложила Юле попить чаю. Девочки заварили свежий чай в чайнике, положили в сахарницу сахар, в сухарницу выложили сухари, а в конфетницу положили шоколадные конфеты. Маша налила себе чай в чашку и поставила её на блюдце, а Юле налила в чашечку, и поставила на блюдечко. Юля положила в чай сахар и размешала его чайной ложечкой. Маша пила чай с конфетами, а Юля – с сухарями. Чай был ароматный и очень вкусный!

Вопросы к тексту:

Как звали сестёр?

Кто из них была старшая?

Что Маша предложила Юле?

В чём девочки заварили чай?

Куда положили сахар?

Куда выложили сухари?

Во что положили конфеты?

Во что Маша наливала чай себе и сестре?

С чем девочки пили чай?

Тема: «Одежда и обувь»

Цель: - Согласование существительных с притяжательными местоимениями;

Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

Жадная Принцесса.

В одном далёком королевстве жила была Принцесса. И всё у неё было: и большой дворец, и самые красивые наряды, но ей всегда было мало. Увидит у кого – ни будь понравившуюся вещь и тут – же кричит: «Это моё платье!», «Мои туфли!», «Моя кофта!», «Моё пальто!», «Моя шубка!», «Моя шапка!» А Король не мог своей любимой дочке отказать и слуги отбирали понравившуюся вещь и отдавали Принцессе – лишь бы она не плакала.

Однажды Принцесса вышла на прогулку и увидела красивого белого коня. «Мой конь» - сказала она приказным тоном и слуги тотчас отобрали его у хозяина. Но как только она на него села, конь галопом поскакал в лес и там сбросил свою наездницу. Испугалась Принцесса – в этом лесу жили страшные дикие звери! И вдруг рядом с ней из берлоги вылез медведь и как зарычит: «Моя добыча! Моя! Моя!» Еле – еле Принцесса от него убежала и вернулась во дворец.

С тех пор Принцесса перестала говорить «Моя или моё» - уж очень сильно медведь её напугал.

Вопросы к тексту:

Где жила Принцесса?

Что кричала она, когда ей нравилась какая - ни будь вещь?

Кому Король не мог отказать?

Куда однажды вышла Принцесса и кого она увидела?

У кого слуги отобрали коня?

Куда поскакал конь?

Откуда вылез медведь?

Куда вернулась Принцесса?

Тема: «Зима»

Цель: - Изменение существительных по падежам;

Употребление предлогов.

Снеговик.

Однажды зимой дети во дворе слепили из снега Снеговика. Когда наступила ночь, Снеговик заскучал – ведь рядом никого не было, все уже спали в своих домах. И он решил отправиться на поиски друзей. Был сильный снегопад, и все дороги замело снегом. Снеговик шёл по снегу и смотрел по сторонам. В соседнем дворе он встретил ещё одного Снеговика – его тоже слепили дети. Они долго беседовали о пушистом снеге, о зиме и о детях, которые утром придут во двор и будут ещё лепить Снеговиков.

Вопросы к тексту:

Кого слепили дети?

Из чего слепили Снеговика?

Чем замело дороги?

По - чему шёл Снеговик?

Кого встретил он в соседнем дворе?

О чём беседовали Снеговики?

Кого утром будут лепить дети?

Тема: «Дикие звери».

Цель: - Образование притяжательных прилагательных;

Употребление сложных предлогов –из –за, -из - под .

Как звери в прятки играли.

Однажды в лесу звери стали играть в прятки. Посчитались, кто будет водить и разбежались кто куда. Водить стал волк. Из - под ёлки виднелся лисий хвост. «Выходи лиса!» - сказал волк. Из – за куста, он увидел заячьи уши: «Заяц, я тебя нашёл!». В дупле на дереве блестели беличьи глаза, а из - под корней торчали ежиные иголки. Самого последнего волк нашёл медведя – он забрался в малинник и из – за кустиков была видна только медвежья лапа. Звери очень весело играли!

Вопросы к тексту:

Кто играл в прятки?

Кто водил?

Откуда виднелся лисий хвост?

Что торчало из – под ёлки?

Откуда волк увидел заячьи уши?

Что увидел из – за куста?

Что блестело в дупле?

Откуда торчали ежиные иголки?

Что торчало из – под корней?

Откуда была видна медвежья лапа?

Что было видно из – за кустиков?

Тема: «Домашние животные»

Цель: - Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ ;

Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.

Хвастливый кот .

В одной деревне жил да был хвастливый кот Васька. Выйдет он с утра на крыльцо и на весь двор кричит: «Я не кот, а котище, у меня не лапы, а лапищи, и не хвост, а хвостище, не усы, а усищи, не зубы, а зубищи!» И так он всем надоел, что как только он выходил, все прятались: куры - в курятнике, свиньи – в свинарнике, коровы – в коровнике, лошади – в конюшне, кролики – в крольчатнике.

Понял кот Васька, что его здесь никто слышать и видеть не хочет. И решил он тогда выйти со двора на улицу и там похвастаться. Но как только Васька вышел за ворота, тут же его увидели собаки, залаяли и погнали прочь из деревни. Видно так они его напугали, что больше хвастливого кота никто не видел.

Вопросы к тексту:

Где жил хвастливый кот?

Как его звали?

Как хвастался кот?

Где прятались куры?

Где прятались свиньи?

Где прятались коровы?

Где прятались лошади?

Где прятались кролики?

Кто напугал хвастливого кота?

Тема: «Транспорт»

Цель: - Употребление приставочных глаголов;

Употребление предлогов.

Трудолюбивый грузовичок.

Жил да был в одном гараже маленький грузовичок. Он был очень трудолюбивый и с утра до вечера возил песок с карьера на стройку. Вот и сегодня как всегда он рано проснулся, умыл свои фары и выехал из гаража на работу. Грузовичок заехал на заправку и уехал с полным баком бензина. Когда он подъехал к светофору, то увидел, что от остановки отъезжает его знакомый автобус. Грузовичок подмигнул ему фарами и поехал дальше. По мосту он переехал через широкую реку и выехал на трассу. Ехать до песчаного карьера было недалеко и, вскоре, он до него доехал . Его загрузили песком, и он поехал в обратный путь на стройку. Так и ездил грузовичок целый день и возвращался с работы обратно в гараж очень поздно.

Вопросы к тексту:

Где жил маленький грузовичок?

Что делал грузовичок с утра до вечера?

Из гаража он что сделал, выехал или въехал?

На заправку он заехал или переехал?

Когда он заправился, то уехал или заехал?

К светофору он подъехал или выехал?

От остановки отъезжал или подъезжал автобус?

По мосту через реку грузовичок переехал или заехал?

До песчаного карьера он доехал или переехал?

В обратный путь грузовичок поехал или заехал?

Тема: «Весна»

Цель: - Употребление сравнительной степени наречий;

Употребление падежных форм существительных во множественном числе.

Весна.

Вот и наступила весна! Дни стали длиннее и теплее, солнце светит ярче, а птицы поют звонче. Природа просыпается после холодной зимы. На лесных полянках тает снег, и на проталинах распускаются первые подснежники. Кругом бегут ручьи. На деревьях набухают почки. Вот и грачи уже прилетели и стали вить свои гнёзда. Ещё пройдет совсем немного времени и зазеленеет лес, зайцы сменят белые шубки на серые, из берлог после спячки вылезут медведи, вернуться из дальних стран перелётные птицы.

Вопросы к тексту:

Какие дни стали весной?

Как светит солнце?

Как поют птицы?

Где тает снег?

Где распускаются подснежники?

На чём набухают почки?

Что стали вить грачи?

Кто сменит белые шубки на серые?

Откуда вылезут медведи?

Откуда вернуться перелётные птицы?

Тема: «Семья»

Цель: - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса – ин -;

Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Мамина помощница.

Сегодня Маша осталась дома одна и что – бы помочь своей маме, решила навести порядок. Сначала она вымыла папину кружку и мамину чашку. Затем протерла тряпочкой бабушкины очки. В коридоре она увидела папин зонтик. Маша взяла его и положила на полку в шкаф. Бабушкин фартук повесила на кухне. Сложила дедушкины газеты на журнальном столике. Поставила аккуратно в ряд папины кроссовки, мамины туфли, бабушкины тапки и дедушкины ботинки. Когда пришла мама, только Машины игрушки остались так и не убранными. «А что же ты свои вещи не убрала?» - спросила мама. «Я уже очень устала» - ответила мамина помощница.

Вопросы к тексту:

Кто решил навести порядок?

Чью кружку вымыла Маша?

А чью чашку?

Чьи очки она протёрла?

Чей был зонтик?

Чей фартук Маша повесила на кухне?

Чьи были газеты?

Чью обувь она поставила в ряд?

Чьи игрушки остались не убранными?

Тема: «Мебель»

Цель: - Согласование числительных с существительными и прилагательными;

Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

Употребление падежных форм существительных в ед. и мн. числе.

Новоселье.

У медвежьей семьи новоселье – они построили новый дом. Но в доме пусто нет ни стола, ни кроватей, ни стульев. Пошли в магазин покупать мебель отец медведь, мать медведица и их ребята медвежата.

Чтобы есть нужен обеденный стол, - сказала медведица.

А нам нужен столик, чтобы играть, - дружно сказали медвежата.

Чтобы сидеть нужно купить пять стульев, - прорычал медведь.

И нам, и нам нужно два стульчика! – закричали медвежата.

Чтобы нам спать купим кровать, а медвежатам – две кроватки, - сказала медведица.

Для игрушек купите нам тумбочку, - попросили медвежата.

Надо купить тумбу под телевизор, - сказал медведь.

Для посуды нужен буфет, а для одежды – шкаф, - говорила медведица.

А для нашей одежды – шкафчик! – кричали медвежата.

Ещё надо купить в комнату диван, а на кухню – диванчик, - прорычал медведь.

Купили они мебель, привезли домой, расставили по местам и весело справили новоселье в новом доме.

Вопросы к тексту:

Что построила медвежья семья?

Чего не было в новом доме?

Чтобы есть, какая нужна мебель?

Что надо было медвежатам, чтобы играть?

Чтобы сидеть, что надо купить? Сколько стульев и стульчиков?

На чем медведи будут спать?

Что просили медвежата для игрушек?

Что надо купить под телевизор?

Для посуды, что надо медведям купить?

Куда они будут убирать одежду?

Что ещё надо купить в комнату и на кухню?

Куда медведи привезли мебель?

Тема: «Профессии»

Цель: - Употребление существительных в творительном падеже;

Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.

Кем быть?

Однажды Витя задумался – кем он будет работать, когда вырастит. Я очень люблю играть с машинками, может мне стать водителем? Буду работать на автобусе, пассажиров возить… А может мне лучше быть машинистом – буду поездом управлять. А ещё здорово уметь вкусно готовить – может поваром мне стать? Или быть врачом и лечить людей? Хорошо работать строителем и строить большие, красивые дома. А вдруг случится пожар и дом загорится - нужны будут пожарные. Так может пожарным мне стать людей спасать и огонь тушить?

Так Витя сидел и рассуждал, пока его друг Толя не позвал гулять на улицу. «Я еще немного подрасту и потом решу, кем быть» - подумал Витя и побежал гулять.

Вопросы к тексту:

О чём задумался Витя?

Кем хотел работать Витя на автобусе?

А кем хотел работать на поезде?

Чтобы вкусно готовить, кем хотел стать?

Кем хотел быть, чтобы людей лечить?

Чтобы строить дома, кем хотел работать Витя?

Чтобы огонь тушить и людей спасать, кем он стать хотел?

О чём подумал Витя, перед тем как убежал гулять?

Тема: «Цветы»

Цель: - Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;

Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.

На цветочной клумбе.

На большой круглой клумбе около дома росли цветы. Их было очень много: пять красных гвоздик, три белых ромашки, две жёлтых лилии, четыре розовых маргаритки и восемь синих васильков. Они все тянулись к солнцу и друг другу мешали:

Подвиньтесь белые ромашки, вы нам мешаете, - говорили синие васильки.

А нам не видно солнца из – за жёлтых лилий, - отвечали им белые ромашки.

А нам солнца не видно из – за красных гвоздик! – жаловались розовые маргаритки.

И так весь день они ругались и толкали друг друга, что со стороны казалось, дует сильный ветер. Но вдруг солнце спряталось за чёрную тучу и цветы на клумбе затихли.

Мы, наверно, так сильно ругались, что солнце расстроилось и спряталось от нас, - загрустили белые ромашки.

Вопросы к тексту:

Где росли цветы?

Какие цветы росли на клумбе и сколько их было?

Кому мешали белые ромашки?

Из – за кого белым ромашкам было не видно солнца?

Кому мешали красные гвоздики?

Куда спряталось солнце?

Кто загрустил?


Список литературы для чтения по лексическим темам Осень А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад» А. Майков Осенние листья по ветру кружат А. Плещеев «Осенью» А. Пушкин «Уж небо осенью дышало» В Бианки «Прячутся» Г. Скребицкий «Осень» Е. Трутнева «Осень» З. Федоровская «Осень» И. Бунин «Листопад» И. Соколов-Микитов «Листопадничек» М. Волошин «Осенью» М. Пришвин «Лисичкин хлеб» М. Рапов «Ёжинька и белочка» М. Садовский «Осень» Н. Сладков «Почему ноябрь пегий» Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» Украинская народная сказка «Колосок» Овощи Н. Носов «Огурцы» Э. Хогарт «Мафин и его знаменитый кабачок» Ю. Тувим «Овощи» Я. Тайц «Послушный дождик» Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь» Фрукты, ягоды Б. Житков «Баштан», Сад» (из книги «Что я видел») В. Катаев «Дудочка и кувшинчик» В. Сутеев «Мешок яблок», «Яблоко» Л. Толстой «Косточка», «Сажал старик яблони» Я. Тайц «По ягоды» Грибы В. Даль «Война грибов с ягодами» В. Катаев «Грибы» В. Сутеев «Под грибом» С. Аксаков «Грибы» Я. Тайц «По грибы» Деревья В. Сухомлинский «Внучка старой вишни» Г. Скребицкий «Мать и кормилица» З. Александрова «Белая черёмуха» И. Токмакова «Дуб» Л. Толстой «Дуб и орешник» М. Исаковский «Вишня» С. Маршак «Откуда стол пришёл» Игрушки А. Барто «Игрушки» В. Катаев «Цветик - семицветик» Е. Серова «Нехорошая история» Л. Воронкова «Новая кукла» С. Маршак «Мяч», «Ванька - встанька» С. Михалков «Андрюша» Мебель С. Маршак «Откуда стол пришёл» Дикие животные В. Берестов «Заячий след» В. Бианки «Купание медвежат», «Лис и мышонок» В. Сутеев «Яблоко» Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца» Е. Чарушин «Медвежата», «Про зайчат» И. Бутман «Прогулка по лесу» И. Соколов-Микитов «Листопадничек», «Белки», «Медвежья семья» К. Коровин «Белка» М. Пляцковский «Ёжик, которого можно было погладить» М. Пришвин «Ёж», «Лисичкин хлеб» Н. Сладков «Сушёные камни» П. Бажов «Серебряное копытце» П. Воронько «Испугались зайку» С. Козлов «Большое спасибо» С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» С. Михалков «Как друзья познаются» Русские народные сказки о животных Рассказы о животных И. Соколова-Микитова, Л. Толстого, Е. Чарушина, В. Бианки «Лисичка сестричка и волк» (обр. М. Булатова) «Зимовье», «Волк и лиса» (обр. И. Соколова – Микитова) «Заяц и ёж» (из сказок братьев Гримм) «Заяц – хвастун» (обр. О. Капицы) Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» Животные жарких стран А. Куприн «Слон» Б. Житков «Про слона», «Обезьянка», «Как слон спас хозяина от тигра» Г. Ганейзер «Про жаркую пустыню» Д. Самойлов «У слонёнка день рождения» К. Чуковский «Айболит» Р. Киплинг «Слонёнок» (пер. с англ. К. Чуковского), «Рикки – Тикки – Тави», рассказы из «Книги джунглей» С. Баруздин «Рави и Шаши» Посуда А. Гайдар «Голубая чашка» Братья Гримм «Горшок каши» К. Чуковский «Федорино горе» Н. Носов «Мишкина каша» Русские народные сказки «Жихарка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин» Почта С. Маршак «Почта» Одежда В. Зайцев «Я одеться сам могу» Г. Снегирёв «Верблюжья варежка» Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля» Л. Воронкова «Маша-растеряша» Л. Пеньская «Как Миша варежку потерял» Н. Носов «Заплатка» Н. Саконская «Где мой пальчик?» Ш. Перро ««Кот в сапогах» (пер. с франц. Т. Габбе) Стройка В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок» Г.-Х. Андерсен «Старый дом» М. Пожарова «Маляры» С. Баруздин «Кто построил этот дом» Русские народные сказки «Три поросёнка», «Теремок», «Зимовье зверей» Семья А. Барто «Вовка – добрая душа» А. Гайдар «Чук и Гек» (главы) А. Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку» В. Бианки «Аришка – трусишка» В. Вересаев «Братишка» В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» В. Маяковский «Что такое хорошо» В. Осеева «Просто старушка», «Волшебное слово» Д. Габе «Моя семья» Е. Благинина «Посидим в тишине» З. Воскресенская «Секрет» Л. Квитко «Бабушкины руки» Л. Толстой «Косточка», «Прыжок», басни М. Зощенко «Показательный ребёнок» Н. Носов «Ступеньки», «Шурик у дедушки» П. Воронько «Мальчик Помогай» Я. Аким «Неумейка» Русские народные сказки «Гуси – лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (обр. А. Н. Толстого) «Как братья отцовский клад нашли» (молд. обр. М. Булатова) «Красная Шапочка», «Фея» (из сказок Ш. Перро) Транспорт А. Дорохов «Зелёный…Жёлтый…Красный!» А. Дугилов «Моя улица» А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили» А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение» Б. Житков «Железная дорога» (из книги «Что я видел») Е. Лопатин «Отважная путешественница» И. Туричин «Человек заболел» М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице» М. Коршунов «Едет, спешит мальчик» М. Кривич «Школа пешехода» М. Пляцковский «Удивительные приключения кузнечика Кузи» Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» Н. Носов «Метро», «Автомобиль», «Незнайка и его друзья» («Как Знайка придумал воздушный шар», «Подготовка к путешествию», «В путь», «Над облаками»), «Незнайка на луне» Н. Саконская «Песенка о метро» О. Тарутин «Для чего нам светофор» С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер», «Моя улица», «Велосипедист» С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан», «Самый лучший пароход» Древнегреческий миф «Дедал и Икар» Новый год Е. Трутнева «Ёлка», «С новым годом!» З. Александрова «Дед Мороз», «Ёлочка» Л. Воронкова «Таня выбирает ёлку» Н. Некрасов «Мороз-воевода» С. Георгиев «Я спас Деда Мороза» С. Дрожжин «Дедушка Мороз» С. Маршак «12 месяцев», «Песня о ёлке» Русские народные сказки «В гостях у дедушки Мороза», «Снегурочка», «Морозко» Зимние забавы А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…», «Зимний вечер» А. Фет «Мама! Глянь–ка из окошка…» В. Одоевский «Мороз Иванович» И. Суриков «Детство» Н. Носов «На горке», «Наш каток» Зима А. Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…» В. Одоевский «Мороз Иванович» Г. Скребицкий «4 художника. Зима» Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» Е. Трутнева «Первый снег» И. Никитин «Встреча зимы» И. Суриков «Зима» К. Д. Ушинский «Проказы старухи-зимы» Л. Квитко «Медведь в лесу» Л. Чарская «Зима» Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором» Н. Сладков «Суд над декабрём» Р. Кудашева «Зимняя песенка» С. Дрожжин «Улицей гуляет…» С. Есенин «Поёт зима, аукает», «Берёза» С. Иванов «Каким бывает снег» Ф. Тютчев «Чародейкою зимой…» Я. Аким «Первый снег» Русские народные сказки «Морозко», «Рукавичка», «Зимовье зверей», «Снегурочка» (по народным сюжетам), Зимующие птицы А. Блок «Ворона» В. Бианки «Синичкин календарь», «Терентий – тетерев» В. Бианки «Сова» Г. Скребицкий «На лесной полянке» Г. Скребицкий, В. Чаплина «Появились синички» Е. Чарушин «Воробей» И. Соколов – Микитов «Глухари» М. Горький «Воробьишко» М. Пришвин «Птицы под снегом», «Синички» С. Алексеев «Снегирь» 8 марта А. Милн «Непослушная мама» Г. Виеру «Мамин день» Г. Фаллада «История про день, когда всё шиворот – навыворот» (из книги «Истории из Бедокурии) Д. Габе «Моя семья» Е. Благинина «Посидим в тишине» Нанайская сказка «Айога» Ненецкая сказка «Кукушка» Космос А. Леонов «Шаги над планетой» А. Митяев «12 апреля – день космонавтики» В. Бороздин «Первый в космосе» В. Кащенко «Найди созвездие» В. Медведев «Звездолёт Брунька» К. Булычёв «Тайна третьей планеты» Н. Носов «Незнайка на луне» П. Клушанцев «О чём рассказал телескоп» Армия А. Барто «На заставе» А. Митяев «Мешок овсянки», «Землянка» Е. Благинина «Шинель» Л. Кассиль «Сестра», «Памятник советскому солдату», «Твои защитники» С. Алексеев «Первый ночной таран» Весна А. Плещеев «Уж тает снег» В. Бианки «Голубые лягушки» Г. Скребицкий «На лесной полянке», «Весна», «Счастливый жучок» Е. Баратынский «Весна, весна» Е. Серова «Подснежник» И. Токмакова «Весна» К. Паустовский «Стальное колечко» Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», «Зелёный шум» Н. Павлова «Под кустом» Н. Сладков «Весенние радости», «Ручей» Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Зима недаром злится» Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце» Я. Колас «Песня о весне» Перелётные птицы А. Майков «Ласточка» А. Плещеев «Сельская песенка» В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи» В. Гаршин «Лягушка – путешественница» В. Снегирёв «Ласточка», «Скворец» В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой», «Пусть будут и соловей и жук» Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» Д. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» Е. Чарушин «Журавль» К. Ушинский «Ласточка» Л. Толстой «Воробей и ласточки», «Лебеди» Н. Сладков «Новый голосок» С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Домашние животные А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы) В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы) В. Осеева «Почему» В. Сутеев «Кто сказал мяу?» Г. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» Д. Р. Киплинг «Кошка, гулявшая сама по себе» Е. Чарушин «Кролик», «Кошка» К. Паустовский «Кот – ворюга» К. Ушинский «Бодливая корова», «Слепая лошадь» Л. Н. Толстой «Котёнок», «Пожарные собаки», «Лев и собачка» Н. Носов «Живая шляпа» С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Усатый – полосатый» С. Михалков «Щенок», «Котята» Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот» Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Сивка – бурка», «Лиса и козёл», «Петушок и бобовое зёрнышко» (обр. О. Капицы) «Три поросёнка» (пер. С. Михалкова) Домашние птицы Б. Житков «Храбрый утёнок» Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» М. Пришвин «Ребята и утята» Н. Емельянова «Окся – труженица» О. Донченко «Петрусь и золотое яичко» Э. Блайтон «Знаменитый утёнок Тим» (главы) в пер. с англ. Э. Паперной Русская народная сказка «Петушок» Украинская народная сказка «Колосок» Животные холодного климата Г. Снегирёв «Про пингвинов», «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвинёнок», «Гага» Н. Сладков «Во льдах», «Птичий базар», «Полярной ночью», «Разговоры во льдах», «Кто что умеет», «В тундре», «Молодой волк», «Под снегом», «Разговоры в тундре», «Загадочные истории», «Разноцветная земля» Профессии А. Ляпидевский «На Север», «Все на лёд», «Первая радиограмма», «Лагерь Шмидта», «Спасение», «Возвращение» Б. Заходер Стихи о профессиях В. Маяковский «Кем быть» В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом» Д. Родари «Какого цвета ремёсла», «Чем пахнут ремёсла» С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар» С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Стёпа» С. Сахарнов «Два радиста», «Как достали якорь», «Магеллан» Я. Аким «Неумейка» Насекомые В. Бианки «Приключения муравьишки», «Как муравьишка домой спешил» В. Драгунский «Он живой и светится» В. Сухомлинский «Пусть будут и соловей и жук» Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» И. Крылов «Стрекоза и муравей» К. Чуковский «Муха – цокотуха», «Тараканище» Л. Квитко «Жучок» М. Михайлов «Лесные хоромы» Н. Романова «Что узнал дождевой червяк» Э. Шим «Сказки, найденные в траве» Рыбы А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Г.-Х. Андерсен «Русалочка» Е. Пермяк «Первая рыбка» Н. Носов «Карасик» Русские народные сказки «По щучьему веленью», «Лисичка – сестричка и серый волк» Цветы А. Платонов «Неизвестный цветок» В. Катаев «Цветик – семицветик» Е. Благинина «Черёмуха», «Одуванчик» Е. Серова «Ландыш», «Гвоздика», «Незабудка», «Подснежник» Л. Воронкова «Золотые ключики» М. Пришвин «Золотой луг» Н. Павлова «Жёлтый, белый, лиловый», «Под кустом» Н. Сладков «Весенние радости» С. Аксаков «Аленький цветочек» Э. Шим «Солнечная капля» Лето А. Толстой «Иван да Марья» В. Александров «Август, август» В. Бахревский «Сокровенный цветок» В. Бианки «Купание медвежат», «Лесные домишки» М. Пришвин «Роса» Словацкая народная сказка «В гостях у солнышка» Школа А. Алексин «Первый день» А. Барто «В школу» Л. Воронкова «Подружки идут в школу» Дополнительная литература Русские народные сказки и сказки народов мира «Айога» (нанайск. в обр. Д. Нагишкина) «Белая уточка» (из сборника сказок А. Афанасьева) «Беляночка и Розочка» (пер. с нем. Л. Кон) «Василиса Прекрасная» «Голубая птица» (туркм., в обр. А. Александровой и М. Туберовского) «Добрыня и Змей» пересказ Н. Колпаковой «Жёлтый аист» (кит. пер. Ф. Ярлина) «Златовласка» (пер. с чешс. К. Паустовского) «Илья Муромец и Соловей – разбойник» «Каждый своё получил» (эстон. в обр. М. Булатова) «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой) «Кукушка» (ненец. в обр. К. Шаврова) «Мальчик – с – пальчик» из сказок Ш. Перро «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» обр. К. Ушинского «Никита Кожемяка» «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд. пер. Н. Ходзы) «Садко» (отрывки) «Самый красивый наряд на свете» (пер. с япон. В. Марковой) «Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой) «Сивка – Бурка» «Сынко – Филипко» пересказ Е. Поленовой «Три золотых волоска деда Всеведа» (пер. с чешс. Н. Аросьевой) «Финист Ясный Сокол» (обр. А. Платонова) «Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого) «Царевна – Лягушка» «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки нар. Западной Африки, пер. О. Кустовой) «Шляпа волшебника» (пер. В. Смирнова) А. Введенский «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы) А. Волков «Волшебник Изумрудного города» А. Гайдар «Чук и Гек» (главы) А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.) А. Линдгрен «Принцесса, не желающая играть в куклы» (пер. со швед. Е. Соловьёвой) А. Милн «Баллада о королевском бутерброде» (пер. с англ.) А. Милн «Винни Пух и все – все - все» (главы) в пер. с англ. Б. Заходера А. Митяев «Сказка про трёх пиратов» А. Ремизов «Хлебный голос» А. Усачёв «Про умную собачку Соню» Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков» Б. Заходер «Серая звёздочка», «Приятная встреча» Б. Поттер «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» (пер. с англ. И. Токмаковой) Братья Гримм «Бременские музыканты» В. Бианки «Подкидыш», «Первая охота» В. Даль «Старик – годовик» В. Левин «Сундук», «Лошадь» В. Осеева «Волшебная иголочка» В. Смит «Про летающую корову» (пер. с англ.) Г. – Х. Андерсен «Дюймовочка», «Оле – Лукойе» Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали» Г. Скребицкий «Всяк по – своему» Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» в пер. с англ. Н. Шерешевской Д. Мамин – Сибиряк «Медведко» Д. Ривз «Шумный Ба – бах» (пер. с англ.) Д. Хармс «Очень страшная история» Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» Д. Чиарди «О том, у кого три глаза» (пер. с англ.) Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца») Е. Воробьёв «Обрывок провода» Е. Носов «Как корова на крыше заблудилась» И. Соколов – Микитов «Соль земли» К. Драгунская «Лекарство от послушности» К. Паустовский «Тёплый хлеб» К. Чуковский «Телефон» Л. Пантелеев «Буква «Ы» Л. Петрушевская «Кот, который умел петь» М. Зощенко «Великие путешественники» М. Москвина «Кроха» М. Пришвин «Курица на столбах» М. Эме «Краски» (пер. с франц. И. Кузнецовой) Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Сладков «Неслух» Н. Телешов «Крупеничка», «Уха» О. Пройслер «Маленькая Баба – яга» (пер. с нем. Ю. Коринец) П. Бажов «Серебряное копытце» П. Ершов «Конёк – Горбунок» Р. Сеф «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» С. Воронин «Воинственный Жако» С. Маршак «Багаж», «Про всё на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Кошкин дом» С. Михалков «Дядя Стёпа» С. Романовский «На танцах» С. Топелиус «Три ржаных колоска» (пер. со швед. А. Любарской) Т. Александрова «Домовёнок Кузька» (главы) Т. Эгнер «Приключения в лесу Ёлки – на - горке» (главы) в пер. с норв. Л. Брауде Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе» (пер. с швед. Л. Брауде) Ф. Зальтен «Бемби» (пер. с нем. Ю. Нагибина) Х. Мякеля «Господин Ау» (главы) пер. в финс. Э. Успенского Э. Хогарт «Мафин и его весёлые друзья» (главы) в пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько Ю. Коваль «Выстрел», «Русачок – травник», «Стожок» Сказки А. С. Пушкина Рассказы В. Бианки, Н. Сладкова Рассказы В. Драгунского Рассказы Н. Носова Стихи о природе

Родителей часто интересует вопрос приобщения ребенка к чтению художественной литературы. За советом они обращаются к учителям-логопедам и воспитателям. Данная статья содержит рекомендации родителям, а также список художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с лексическими темами.

Большую роль в развитии связной речи детей играет чтение художественной литературы. При чтении книг у ребенка активно обогащается словарный запас, развивается творческое воображение, образное мышление.

Читающие дети более грамотно и развернуто излагают свои мысли, как устно, так и письменно.

Родители часто спрашивают о том, как пробудить у детей интерес к чтению ? Я хочу дать несколько советов родителям, которые хотят, чтобы их дети стали активными читателями.

Ребенок должен знать, что чтение – это огромное удовольствие, с которым не сравнятся никакие игрушки. Для этого, конечно, нужно и самим родителям дружить с книгами. Нет ничего более эффективного, чем воспитание своим примером. Ребенок должен ежедневно видеть, что родители читают книги, газеты, журналы.

Перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

Читайте как можно больше ребенку вслух. Ребенку, который только начал складывать слоги в слова, читать еще трудно, глаза от напряжения устают, усталость провоцирует скуку, а скучное занятие отвращает. В результате неприязнь к чтению может закрепиться на всю жизнь. Когда же ребенок слушает выразительное чтение взрослых и одновременно заглядывает в книгу, он отдается на волю своей фантазии.

Во время чтения поясняйте значения незнакомых слов и отвечайте на вопросы юного читателя, облегчая ему понимание текста.

Беседуйте о прочитанном, старайтесь сделать так, чтобы книга стала предметом обсуждения, общей темой для разговора. Внимательно, с интересом слушайте рассуждения и впечатления ребенка после прочтения книги.

Предложите ребенку нарисовать понравившихся персонажей или картинку к самому интересному отрывку из книги. Можно выучить любимый отрывок и разыграть его по ролям.

Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Ошибки при чтении исправляйте деликатно.

Берите для первого чтения только подходящие книги: с крупным шрифтом, с яркими картинками и интересным сюжетом.

Объясните ребенку, что с книгой нужно обращаться бережно. Выберите место (полку) для хранения детских книг. Пусть у ребенка будет своя небольшая библиотека. В дальнейшем он сможет обмениваться книгами с друзьями.

Список книг по лексическим темам

Чтобы родителям легче было ориентироваться в мире литературных произведений для детей, я предлагаю список книг для детей старшего дошкольного возраста по различным лексическим темам.

«Осень»

  • Стихотворения Ф. Тютчева, А. Толстого, А. Пушкина о6 осени;
  • В. Сухомлинский «Как начинается осень», «Осенний наряд»;
  • В. Сладков «Осень на пороге»;
  • К. Твардовский «Лес осенью».
  • И. Соколов-Микитов «На полях»;
  • В. Сухомлинский «Как из зернышка вырос колосок», «Хлеб - это труд»;
  • украинская народная сказка «Колосок»,
  • А. Ивич «Как собирают урожай»;
  • С. Погореловский «Слава хлебу на столе!»

«Овощи. Фрукты»

  • Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники»;
  • русская народная сказка «Мужик и медведь»;
  • В. Сухомлинский «Пахнет яблоками»;
  • Б. Житков «Баштан», «Сад»;
  • Р. Баумволь «Апельсин и яблоко».

«Деревья»

  • Л. Толстой «Дуб и орешник», «Старик и яблони»;
  • В. Сухомлинский «Кого ждала рябина»;
  • И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем»;
  • Н. Забила «Яблонька»;
  • Л. Воронкова «Берегите посадки».

«Насекомые»

  • В. Бианки «Приключение муравьишки»;
  • Л. Квитко «Жучок»;
  • И. Крылов «Стрекоза и муравей»;
  • В. Сухомлинский «Солнышко и божья коровка» «Пчелиная музыка», «Как муравей перелез через ручеек»,
  • В. Строков «Насекомые осенью».

«Рыбы»

  • А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • Н. Носов «Карасик»;
  • Е. Пермяк «Первая рыбка»;
  • русская народная сказка «По щучьему веленью».

«Дикие птицы»

  • Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»;
  • Б. Заходер «Птичья школа»;
  • С. Аксаков «Грачи прилетели»;
  • В. Бианки «Прощальная песенка»;
  • В. Сухомлинский, «Птичья кладовая», «Любопытный дятел»;
  • И. Соколов-Микитов «Гнёздышко»;
  • В. Бианки «Кто чем поёт?»;
  • П. Дудочкин «Почему хорошо на свете».

«Домашние птицы»

  • В. Житков «Храбрый утёнок»;
  • В. Осеева «Добрая хозяюшка»;
  • Я. Грабовский «Гусыня Малгося»;
  • В. Росин «Кто лучше?»;
  • Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»;
  • С. Маршак «Курочка Ряба и десять утят»;
  • К. Ушинский «Чужое яичко».
  • «Дикие животные»
  • Русские народные сказки «Маша и Медведь», «Три медведя»;
  • М. Пришвин «Ёж»;
  • Н. Сладков «Медведь и солнце»;
  • В. Бианки «Купание медвежат», «Ёж-спаситель»;
  • Л. Толстой «Как волки учат своих детей»;
  • К. Ушинский «Лиса Патрикеевна»;
  • Е.Чарушин «Мартышки», «Слон».

«Домашние животные»

  • Л. Толстой «Котёнок»;
  • Г. Гарин-Михайловский «Тёма и жучка»;
  • Б. Емельянов «Кот Агапыч»;
  • В. Лифшиц «Друг»;
  • М. Соловьёва «Малинка»;
  • А. Перфильева «Лучик»;
  • Н. Раковская «Про Фомку»;
  • В. Осеева «Кто хозяин?»;
  • М. Пришвин «Глоток молока»;
  • Ю. Коринец «Кто живёт у нас в сарае».

«Одежда. Обувь»

  • Русская народная сказка «Два Мороза»;
  • Г.Х. Андерсен «Новый наряд короля»;
  • Ш. Перро «Кот в сапогах»;
  • Н. Носов «Заплатка»;
  • В. Орлов «Федя одевается»;
  • Л. Воронкова «Маша-растеряша»;
  • Братья Гримм «Золушка»;
  • С. Михалков «Про мимозу»;
  • братья Гримм «Стоптанные башмаки».

«Зима»

  • Русские народные сказки «Мороз Иванович», «Зимовье зверей»;
  • И. Никитин «Встреча зимы», « Кудесница зима»;
  • Е. Трутнева «Первый снег»;
  • Г. Скребицкий «Зима»;
  • И. Соколов-Микитов «Зима в лесу»;
  • К. Ушинский «Проказы старухи Зимы»,
  • Г.Х.Андерсен «Снежная королева».

«Посуда. Продукты»

  • Русские народные сказки «Каша из топора», «Лиса и журавль»;
  • К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха»;
  • братья Гримм «Горшок каши»;
  • Н. Носов «Леденец»;
  • Л. Точкова «Чашка»;
  • А. Барто «Всё на всех»;
  • В. Драгунский «Денискины рассказы: Что любит Мишка»;
  • Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

«Семья»

  • Л. Квитко «Бабушкины руки»;
  • В. Осеев «Просто старушка»,
  • П.Воронько «Мальчик помогай»;
  • М. Родина «Мамины руки»;
  • А. Седугин «Огоньки на том берегу»;
  • Р.Гамзатов «Мой дедушка»;
  • С. Михалков «Наши дела»;
  • С. Баруздин «Как Алёше учиться надоело»;
  • А.Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги»;
  • Е.Благинина «Посидим в тишине»;
  • С. Погореловский «Попробуй волшебником стать».

«Профессии»

  • С. Михалков «А что у вас?» ;
  • В. Маяковский «Кем быть?»;
  • Е. Пермяк «Для чего руки нужны»;
  • Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;
  • С. Маршак «Почтальон»;
  • В. Суслов «Кто сильнее?»;
  • С. Баруздин «Мамина работа»;
  • А. Шибаев «Лучше дела не найти»;
  • В. Заходер «Слесарь».

«День защитника Отечества»

  • Р.Бойко «Наша Армия родная»;
  • И. Шамов «На дальнем рубеже»;
  • А.Жаров «Пограничник»;
  • С. Баруздин «Точно в цель!»;
  • Е. Благинина «Шинель»;
  • А.Гайдар «Поход»;
  • В. Хомченко «Солдатский колодец»;

«Весна»

  • Г. Скребицкий «Весна в лесу», «Сказка о весне»;
  • Г. Ладонщиков «Медведь проснулся»;
  • С. Аксаков «Грачи прилетели»;
  • К. Ушинский «Весна идёт»;
  • В. Бианки «Три весны»;
  • С. Плещеев «Ласточка»;
  • Н. Сладков «Ивовый пир».

«Транспорт»

  • И. Калинина «Как ребята переходили улицу»;
  • М. Коршунов «Едет, спешит мальчик»;
  • Э. Мошковская «Нерешительный трамвай»;
  • Э. Успенский «Троллейбус»;
  • М.Пришвин «Заработал трактор»,
  • С. Михалков «Как моют город»;
  • В. Житков «Светофор».

«Моя страна. Праздник весны и труда»

  • М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»;
  • З. Александрова «Родина»;
  • Б. Житков «В Москве на улицах»;
  • Н. Забила «Сердце нашей Родины»;
  • К. Ушинский «Наше Отечество»;
  • И. Суриков «Вот моя деревня».

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ

Старший дошкольный возраст.

Тема: Цветы цветут (в парке, в лесу, в степи)

1. Е. Благинина «Одуванчик».

2. «Колокольчики».

3. В. Катаев «Цветик-семицветик».

Тема: Осень (периоды осени, осенние месяцы, деревья осенью)

1. И Токмакова «Деревья».

2. К. Ушинский «Спор деревьев».

3. А. Плещеев «Ель».

4. А. Фет «Осень».

5. Г. Скребицкий «Осень».

6. К. Ушинский «Четыре желания».

7. А. Пушкин «Осень».

8. А. Толстой «Осень».

Тема: Хлеб

1. М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

2. Ю. Круторогов «дождь из семян».

3. Л. Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»).

4. Я Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет».

5. М. Глинская «Хлеб»

6. Укр. н.с. «Колосок».

7. Я. Тайц «Все здесь».

Тема: Овощи, фрукты

1. «Старик и яблони», «Косточка»

2. «…Оно соку спелого полно…»

3. М. Исаковский «Вишня»

4. Ю. Тувим «Овощи»

5. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки».

6. Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».

Тема: Грибы, ягоды

1. Е. Трутнева «Грибы»

2. В. Катаев «Грибы»

3. А. Прокофьев «Боровик»

4. Я. Тайц «Про ягоды».

Тема: Перелетные и водоплавающие птицы

1. Р. н.с. «Гуси-лебеди»

2. В. Бианки «лесные домишки», «Грачи».

4. -Сибиряк «Серая шейка»

5. «Лебеди»


6. «Гадкий утёнок».

7. «Желтухин».

Тема: Наш город. Моя улица.

1. З. Александрова «Родина»

2. С. Михалков «Моя улица».

3. нтонова «Есть улицы центральные…»

4. С. Баруздин «Страна, где мы живём».

Тема: Осенняя одежда, обувь, головные уборы

1. К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».

2. З. Александрова «Сарафанчик».

3. С. Михалков «А что у вас?».

Тема: Домашние животные и их детёныши.

1. Е. Чарушин «Что за зверь?»

2. Г. Остер «Котенок по имени Гав».

3. «Лев и собачка», «Котенок».

Тема: Библиотека. Книги.

1. С. Маршак «Как печатали книгу?»

3. «Что такое хорошо и что такое плохо».

Тема: Транспорт. Правила дорожного движения.

1. «Багаж».

2. Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике».

3. С. Сахарнов «Самый лучший пароход».

4. Н. Саконская «песенка о метро»

5. М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»

6. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».

Тема: Новый год. Зимние развлечения.

1. С. Маршак «Двенадцать месяцев».

2. Круглый год (декабрь)

3. Р. н. с. «Снегурочка»

4. Е. Трутнева «С Новым годом!».

5. Л. Воронкова «Таня выбирает елку».

6. Н. Носов «Фантазёры».

7. Ф. Губин «Горка».

8. В. Одоевский «мороз Иванович».

9. «Детство».

10. «Ветхая избушка».

11. «Дедушка Мороз».

12. С. Черный «Мчусь, как ветер, на коньках».

13. Р. н.с. «Два Мороза».

14. Р. н.с. «В гостях у дедушки Мороза».

15. Р. н.с. «Морозко».

Тема: Животные жарких стран. Животные холодных стран.

1. Б. Заходер «Черепаха».

2. таджикская сказка «тигр и лиса»

3. К. Чуковский «Черепаха»

4. рассказы из книги «Книга джунглей»

5. Б. Житков «Про слона».

6. Н. Сладков «Во льдах».

Тема: Моя семья. Человек.

1. Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

2. В. Осеева «Просто старушка».

3. Я Сегель «Как я был мамой».

4. П. Воронько «Мальчик Помогай»

5. Д. Габе «Моя семья».

6. А Барто «Вовка – добрая душа»

7. Р. н.с. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

8. «Старый дед и внучек».

9. Е. Благинина «Аленушка».

Тема: Дом и его части. Мебель.

1. Ю. Тувим «Стол».

2. С. Маршак «Откуда стол пришел?».

4. Сказка в обработке А. Толстого «Три толстяка».

Тема: Рыбы

1. «Сказка о рыбаке и рыбке».

2. Н. Носов «Карасик»

3. Р. н.с. «По щучьему веленью», «Лисичка-сестричка и серый волк».

4. Г.-Х. Андерсен «Русалочка».

5. Е. Пермяк «Первая рыбка».

6. «Акула».

7. В. Данько «Головастик».

8. О. Григорьев «Сом»

9. Б. Заходер «Кит и кот».

Тема: Игрушки. Русская народная игрушка.

1. Б. Житков «Что я видел».

2. С Маршак «Мяч»

3. А. Барто «Веревочка», «Игрушки».

4. В. Катаев «Цветик – семицветик»

5. Е. Серова «Нехорошая история».

Тема: Профессии.

1. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»

2. «Чем пахнут ремесла?»

3. Я Аким «Неумейка».

4. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Защитники отечества. Военные профессии.

1. О. Высотская «Мой брат уехал на границу», «У телевизора».

2. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

3. З. Александрова «Дозор».

4. Л. Кассиль «Твои защитники».

Тема: Комнатные растения.

1. В. Катаев «Цветик-семицветик»

2. «Аленький цветочек».

3. Г.-Х. Андерсен «Дюймовочка».

1. М. Родина «мамины руки».

2. Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине».

3. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

4. Е. Пермяк «Мамина работа»

5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

6. Л. Квитко «Бабушкины руки».

7. С. Михалков «А что у вас?».

8. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

9. И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весна», «Весенние воды».

10. И. Соколов-Микитов «»весна в лесу», «Ранней весной».

11. Н. Сладков «Птицы весну принесли», «Весенние ручьи» и др.

12. С. Маршак «Круглый год»

13. Г. Скребицкий «Апрель».

14. В. Бианки «Три весны».

Тема: Почта.

1. С. Маршак «Почта».

2. Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»

3. «Чем пахнут ремесла?»

4. Я Аким «Неумейка».

5. А. Шибарев «Почтовый ящик».

Тема: Строительство. Профессии, машины и механизмы.

1. С. Баруздин «Кто построил этот дом?»

3. М. Пожарова «Маляры»

4. Г. Люшнин «Строители»

5. Е. Пермяк «Мамина работа».

Тема: Посуда

1. А. Гайдар «Голубая чашка».

2. К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»

3. Бр. Гримм «Горшок каши».

4. Р. н.с. «лиса и журавль».

Тема: Космос. День космонавтики.

1. А. Барто «Веревочка».

2. «Рассказ о неизвестном герое».

3. «Вижу землю».

Тема: Насекомые.

1. В. Бианки «Приключение муравьишки».

2. «Стрекоза и муравей».

3. К. Ушинский «Капустница»

4. Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».

5. Ю. Мориц «Счастливый жучок».

6. В. Лунин «Жук»

7. В. Брюсов «Зеленый червячок».

8. Н. Сладков «Домашняя бабочка»

9. И. Мазнин «Паучок».

Тема: Продукты питания.

1. И. Токмакова «Каша»

2. З. Александрова «Вкусная каша».

3. Э. Мошковская «Маша и каша»

4. М. Пляцковский «Кому что нравится».

5. В. Осеева «Печенье».

6. Р. н.с. «Горшочек каши».

Тема: День Победы.

1. С. Алексеев «Первый ночной таран», «Дом»

2. М Исаковский «Здесь похоронен красноармеец».

3. А. Твардовский «Рассказ танкиста».

4. А. Митяев «Мешок овсянки».

Тема: Наша Родина Россия. Москва – столица России.

1. А. Прокофьев «Родина».

2. З. Александрова «Родина».

3. «Родина»

4. С. Баруздин «За Родину».

Тема: Школа. Школьные принадлежности.

1. В. Берестов «Читалочка».

2. Л. Воронкова «Подружки идут в школу».

3. «Первый день календаря».

4. В. Осеева «Волшебное слово».

5. «Филлипок».

Тема: Лето, летняя одежда, обувь, головные уборы.

1. К. Ушинский «Четыре желания».

2. А. Плещеев «Старик»

3. Е. Благинина «Одуванчик».

4. З. Александрова «Сарафанчик».

5. «Летний вечер».

ЛИТЕРАТУРА

1. , Коноваленко связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Зима» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2002.

2. , Коноваленко связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2002.

3. , Коноваленко связной речи по теме «ЛЕТО» у детей 5-7 лет. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2004.

4. , Коноваленко связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Осень» в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. – М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2000.

5. , Коноваленко связной речи. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексико-семантической теме «Человек: я, мой дом, моя семья, моя страна». – М.: «Издательство ГНОМ и Д» 2003.

6. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: В 2 книгах / Сост. – Екатеренбург: У – Фактория, 2005.

7. Сборники сказок.

Проработав логопедом много лет, с уверенностью могу сказать, что одной из самых больших трудностей, возникающих у первоклассников – это пересказ прочитанного или услышанного материала. Связано это с не-достаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом могут выра-зить свои мысли словами, при этом построив грамматически правильное предложение. Для того, чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребёнка с дошкольного возраста.

Вашему вниманию предлагаются небольшие описательные рассказы, составленные по изучаемым детьми лексическим темам. Их с удовольствием пересказывают дети 5-6 лет, опираясь на поставленные вспомогатель-ные вопросы. Эти рассказы можно порекомендовать родителям для пере-сказа дома с детьми.

Тематический блок «Мир растений»:

  • фрукты
  • овощи
  • ягоды
  • грибы
  • цветы

«ЯБЛОКО»

Это яблоко. Яблоко – фрукт. Оно растёт на дереве в саду.
Яблоко круглое по форме, красное по цвету, гладкое на ощупь, сладкое на вкус. Из яблок можно приготовить яблочный сок, сварить яблочное варе-нье, яблочное повидло и яблочный компот.

Вопросы:

  1. Что это?
  2. Где растёт яблоко?
  3. Какое яблоко по форме?
  4. Какое яблоко по цвету?
  5. Какое яблоко на ощупь?
  6. Какое яблоко на вкус?
  7. Что можно приготовить из яблок?

«ОГУРЕЦ»

Это огурец. Огурец – овощ. Он растёт на грядке, в огороде. Огурец овальный по форме, зелёный по цвету, шершавый на ощупь и очень вкус-ный. Из огурцов можно приготовить очень полезный салат, потому что в них много витаминов.

Вопросы:

  1. Что это?
  2. Где растёт огурец?
  3. Какой огурец по форме?
  4. Какой огурец по цвету?
  5. Какой огурец на ощупь?
  6. Что можно приготовить из огурцов?
  7. Почему огурцы очень полезные?

Это арбуз. Арбуз – ягода. Он растёт в поле на бахче. Арбуз круглый по форме, по цвету зелёный с чёрными полосками, красный внутри, сладкий, вкусный и очень полезный.

Вопросы:

  1. Что это?
  2. Арбуз – это ягода или фрукт?
  3. Какой арбуз по форме?
  4. Какой арбуз по цвету?
  5. Какой арбуз на вкус?

«БОРОВИК»

Это белый гриб – боровик. Он растёт в лесу. У боровика есть круглая ко-ричневая шляпка и длинная белая ножка. Белые грибы съедобные. Их можно варить, жарить, мариновать, солить и сушить. Блюда из них очень вкусные и полезные.

Вопросы:

  1. Что это?
  2. Где растёт боровик?
  3. Из каких частей состоит белый гриб?
  4. Съедобный или ядовитый белый гриб?
  5. Как можно приготовить белые грибы?

«НА ЛУГУ»

Летом на лугу растут белые ромашки, голубые колокольчики, жёлтые одуванчики и другие цветы. Наташа собрала букет цветов. Девочка знает, что не все цветы можно рвать. Многие цветы стали редкими. Дома она по-дарит букет маме.

Вопросы:

  1. Что растёт на лугу?
  2. Что Наташа делает на лугу?
  3. Почему не все цветы можно рвать?
  4. Кому дома Наташа подарит букет?

 

 

Это интересно: