→ Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Как же нужно себя вести учителю в случае неадекватного поведения учеников? Ка

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Как же нужно себя вести учителю в случае неадекватного поведения учеников? Ка

Многим выпускникам педагогического вуза очень сложно справиться с волнением перед первым в своей жизни профессиональным уроком. Неуверенность в себе и своих способностях может привести и к печальным последствиям, например, к срыву совершенно правильно методически составленного урока. Требуется собраться с мыслями и мобилизовать весь свой педагогический потенциал, накопленный за годы обучения и практики. Потому что в глазах учеников нерешительный и робкий педагог может стать поводом, чтобы усомниться в его компетенции.

Подготовку к своему первому уроку стоит начинать еще в стенах вуза, принимая участие в различных конференциях и коллоквиумах, где студенты могут на практике попробовать свои силы в работе с аудиторией.

Избавиться от страхов публичного выступления очень легко выступая на разного рода студенческой самодеятельности, конкурсах или просто рекомендуется чаще готовиться к семинарским занятиям, на которых можно проявить мастерство ораторского искусства.

Итак, завтра первый урок, на котором вы теперь не слушатель, а лектор. Следует хорошенько подготовиться. С чего начать?

Во-первых, для того чтобы придать себе внутренней уверенности необходимо создать безупречный внешний вид , т.к. дети иногда в силу отсутствия толерантности и воспитания любую погрешность или недостаток в образе учителя обращают в критическую насмешку.
Для мужчины в выборе одежды уместным станет деловой костюм с галстуком без излишней вычурности и яркости. Женщине можно выбрать юбку или брюки в комплекте строго костюма. И, естественно, ни о каких мини и глубоких декольте речи быть не может!

Во-втрых, весомым аргументом в качественной подготовке к первому уроку является безупречное знание темы урока .

По данным социологических исследований, проведенным среди школьников, оказалось, что владение своим предметом гораздо важнее внешних или личностных характеристик учителя. Более того, требовательные учителя вызывают уважение, потому как великолепно ориентируются в своем предмете и всегда преподносят дополнительный познавательный материал помимо того, что есть в учебнике.

В-третьих, для успешного дебюта неплохо было бы составить план предстоящего урока и выучить его, для того чтобы волнение не заставило обратиться мысли в хаос. В конспект рекомендуется включить не только поэтапное ведение урока, но и возможные вопросы и ответы учеников. Посмотреть примеры конспектов для уроков можно на нашем новом сайте Конспекты-Уроков.рф . Также не следует забывать про ограниченное время - всего 45 минут, в рамки которого и необходимо уложить всю информацию.

Нелишним будет и подготовка дополнительных материалов на тот случай, если до звонка останется немного времени.

В-четвертых, немаловажным фактором в преподнесении знаний является дикция . Если учитель не будет владеть своим голосом, как инструментом для привлечения внимания с расстановкой акцентов на важные моменты паузами, эмоциональными всплесками, повышением и понижением громкости речи, то в принципе от предыдущих пунктов толку будет мало. Установить в классе соответствующее настроение и дисциплину, вызвать интерес к теме поможет правильное и уместное голосовое сопровождение, поэтому за день до первого урока необходимо хорошенько отрепетировать основные моменты ведения. Например, перед зеркалом.

Итак, мысли приведены в порядок, настрой боевой и уверенности в себе хоть отбавляй. Однако, следует обратить внимание на детали поведения после входа в класс. Зайти нужно без спешки и суеты, с чувством собственного достоинства, положив на стол и стул, предназначенные специально для учителя журнал и личные вещи. Следует поприветствовать класс взглядом или кивком головы и дождаться ответной реакции. Для начала работы необходимо представиться и записать ваше имя на доске. Затем лучше всего рассказать о том, в каком ключе и с каким требованиями вы подходите к работе.

Любой человек любит, когда его называют по имени, поэтому будет правильным решением предложить детям написать на заранее подготовленных карточках свои имена и поставить перед собой на партах.

Не стоит допускать фамильярности и панибратства во взаимоотношениях с учениками, многим в будущем это сильно мешает оценить реальные знания и способности учеников. Но авторитета через унижение детей или их запугивание тоже добиваться не стоит.

Если вы когда-то выбрали профессию учителя и пришли работать в школу - значит это ваше призвание, поэтому на свой первый урок шагайте смело, уверенной походкой. Ведь это всего лишь опыт, правда, который запомнится на всю жизнь.

Причём в разврате якобы был замечен даже не один сотрудник (язык не поворачивается назвать его педагогом) той школы. Детей угрозами заставляли молчать про насилие. Как тут не вспомнить маньяка Чикатило , который, будучи учителем русского языка, был уволен из школы за сексуальные домогательства к ученицам. В августе следователи Татарстана возбудили уголовное дело по факту сексуальной связи 24-летней учительницы с 15-летней школьницей. Правда выплыла наружу, когда преподавательница в пылу страсти причинила девочке травмы, из-за чего та с кровотечением попала в больницу. Весной под уголовную статью попала 28-летняя учительница из Волгоград-ской области за совращение восьмиклассника.

Кто в жертвах?

«Дети нередко влюбляются в учителей — таков уж подростковый возраст, и это нормально, — считает Марина Балуева, учитель английского языка из Санкт-Петербурга . — Но учитель, если он профессионал и порядочный человек, не позволит себе даже намёка на сближение. Использовать влюблённость ребёнка преступно и отвратительно. Право принуждать учеников глубоко въелось в сознание многих учителей. Они сами зачастую вынуждены терпеть бесправие, принуждение, вот оно и воспринимается как норма. Некоторые искренне считают, что ребёнок не адаптируется в этом опасном мире, если не научится терпеть. Но от принуждения сидеть смирно до принуждения к связи недалеко. Родительское влияние тоже много значит. Многие подростки не любят откровенничать. А мамы и папы не находят времени поговорить».

«Современное образование предполагает партнёрский стиль общения с ребёнком, — продолжает Олег Катренко, учитель истории, финалист конкурса “Учитель года России-2015” . — Мы стараемся учитывать мнение ученика, провоцировать его на дискуссию. Но ни в коем случае это не предполагает фамильярности. Дети изначально находятся в неравном положении с учителями, взрослыми людьми, которые больше понимают в жизненных вопросах. Мало ли что надумает себе ребёнок, надо с этим справляться аккуратно и деликатно».

Не трогать!

Как защитить своего ребёнка от подобных ситуаций? «Детей, лучше всего с дошкольного возраста, нужно готовить к жизни в современном мире, — говорит Наталья Авдеева, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета . — Объяснять, что возможны отдельные случаи неправомерного телесного контакта. Ребёнок должен чётко усвоить, что чужие люди не могут его трогать. Нужно учить говорить «нет» взрослому, который позволяет себе недопустимые действия. И ребёнок должен быть уверен: родители на его стороне, им нужно рассказывать обо всём, что удивляет или настораживает. Не у всех детей бывают доверительные отношения с родителями. Поэтому о подобных ситуациях должны говорить и на уроках «ОБЖ».

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С «ТРУДНЫМ»» РЕБЕНКОМ?

Каждый учитель сталкивается с проблемой «трудных» учащихся. Поведение таких ребят вызывает беспокойство и у педагогов, и у родителей.

Психологи такое поведение называют «девиантным», Девиантное поведение включает несколько форм открыто демонстрируемого негативного поведения.

  1. Делинквентное поведение - направленное на нарушение социально-нравственных норм, но не являющееся уголовно наказуемым (в отличие от криминального поведения). Это своего рода балансирование ребёнка на грани закона.
  2. Аддиктивное поведение, характеризующееся стремлением к уходу от реальности (токсикомания, алкоголизм, наркомания, тяга к азартным играм, компьютерная зависимость).
  3. Скрытые формы неблагополучия ребёнка - пассивное поведение, повышенная тревожность. К сожалению, такие учащиеся часто не попадают в поле внимания педагогов, хотя и нуждаются в особом педагогическом подходе.

Самая сложная задача педагогического работника и родителя - найти ключик к пониманию трудного ребёнка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребёнок захотел бы изменить своё поведение.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Запрет, а тем более «ор» лишь усугубят проблему.
  2. Санкция должна соответствовать поступку.
  3. Не допускайте сами вспышек агрессии в присутствии ребёнка, не используйте агрессивные методы воспитания.
  4. Чаще используйте прикосновение (тактильный контакт).
  5. Не переходите на личности, не оскорбляйте достоинства.
  6. Наберитесь терпения, не уступайте, говорите о своих чувствах.
  7. Используйте удивление для реагирования на агрессию.
  8. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди близких, окружающих ребёнка.
  9. Требуя чего-либо, учитывайте возможности ребёнка.
  10. Пытайтесь гасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребёнка в нужное русло.
  11. Дайте понять ребёнку, что он любим.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С КОНФЛИКТНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Старайтесь объективно оценивать ситуацию и не делайте поспешных выводов (не выносите приговор).
  2. Не обсуждайте проблемное поведение при ребёнке.
  3. Объясняйте конструктивные способы разрешения споров.
  4. Иногда не следует вмешиваться в ссору между детьми, а лучше понаблюдать за поведением ссорящихся.
  5. Не ссорьтесь с другими взрослыми в присутствии ребёнка.
  6. Помните, что внимание необходимо каждому в равных долях.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ТРЕВОЖНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Выясните причину тревожности.
  2. Не используйте ярлыки, так как ребёнок не может быть плохим во всём.
  3. Не проецируйте свои негативные эмоции, установки на ребёнка.
  4. Не требуйте невозможного. Ваши способности отличаются от способностей ребёнка.
  5. Не используйте ребёнка в качестве инструмента реализации собственных нереализованных возможностей, упущенных в прошлом.
  6. Если необходимо, обратитесь с ребёнком к специалисту, но не акцентируйте постоянно внимание на имеющейся у ребёнка проблеме.
  7. Будьте терпеливы и не опускайте руки. Благополучие в настоящем и будущем зависит от вас!

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ЗАСТЕНЧИВЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Не давите на ребёнка собственным авторитетом.
  2. Не упрекайте по мелочам, не используйте авторитарные методы воспитания.
  3. Отмечайте успехи, пусть даже они и незначительны.
  4. Подчёркивайте достоинства и не фокусируйте внимание на недостатках.
  5. Говорите об ошибках позитивно. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
  6. Апеллируйте к мнению ребёнка, спрашивайте у него совета.
  7. Старайтесь повысить уровень его самооценки. Учите его уважать себя.
  8. Хвалите его, делайте комплименты. Формируйте его уверенность в себе. Акцентируйте внимание на его сильных сторонах, компенсируя этим его недостатки.
  9. Наметьте совместный план действий с ребёнком и другими взрослыми, близкими ребёнку.
  10. Не отвергайте ребёнка и не разочаровывайтесь в нём, не критикуйте вслух, не создавайте ситуаций, где бы ребёнок мог стать объектом насмешек.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С УПРЯМЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Прежде, чем перевоспитывать, убедитесь, что ребёнок не левша. При доминировании правого полушария у детей очень часто развито упрямство.
  2. Задумайтесь, не упрямы ли вы сами и не делайте ребёнка жертвой собственных конфликтов.
  3. Не объявляйте войну упрямству, а задумайтесь, что мучает ребёнка? Ищите источник стресса. Поймите ребёнка и проявите чуткость.
  4. Переключите упрямство ребёнка на что-то захватывающее и интересное для него. Не требуйте невозможного и не пытайтесь унизить его чувство собственного достоинства. Не забудьте похвалить, если он выполнил ваше задание.
  5. Если нет реальных поводов для упрямства, а «дух противоречия» беспричинен, то это может свидетельствовать о заболевании, необходимо обратиться к врачу.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕРВНЫМ РЕБЁНКОМ?

  1. Найдите причины нервности и пытайтесь сглаживать их.
  2. Не ущемляйте достоинства и самолюбия ребёнка, не управляйте ребёнком, словно роботом, не требуйте невыполнимого и не разжигайте ревность к другим детям.
  3. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и «можно».
  4. Создавайте ребёнку психологический комфорт и всё время помните, что вы - пример для подражания. Всегда будьте доброжелательны и тактичны.
  5. Найдите со семи взрослыми единый воспитательный подход к ребёнку.
  6. Помните, что в учебной деятельности учащихся со слабой нервной системой нельзя ставить в ситуацию, требующую быстрого ответа. Им необходимо предоставлять достаточное время на его обдумывание и подготовку. Им по возможности необходимо предлагать давать ответы в письменной форме, давая время для проверки и исправления написанного. По возможности спрашивать в начале урока, в начале дня.
  7. Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью, объясняя, что неудачи в жизни - явления достаточно частые и не повод для отчаяния.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЁНКОМ?

Гиперактивность диагностируется, если ребёнок суетлив; чаще бегает, чем ходит; если что-нибудь делает, то с шумом.

  1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она - следствие мозговой дисфункции.
  2. Уменьшите расторможенность и отвлекаемость ребёнка. Продумайте вместе с ним режим дня и стремитесь следовать ему.
  3. Главное лекарственное средство - игра. Переведите неусидчивость ребёнка в целенаправленную деятельность (чтение, рисование).
  4. Находите ему разрядку в подвижных играх, спорте.
  5. Лучшие друзья гиперактивного ребёнка - противоположные ему по темпераменту и складу характера.
  6. Запаситесь терпением, поощряйте старания ребёнка, ограничьте шумные компании.
  7. Учите сдерживать бурные эмоции и не выплёскивайте на ребёнка свои. Спрячьте поглубже раздражение и ярость.
  8. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте словесно и телесно, лучше лишать свободы действий, создавать ситуации, где необходима вынужденная неподвижность.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НЕВНИМАТЕЛЬНЫМ РЕБЁНКОМ?

Нарушение внимания диагностируется, когда ребёнок: часто переспрашивает; легко отвлекаем внешними раздражителями; путает детали; не заканчивает то, что начинает; слушает, но кажется, что не слышит.

  1. Хвалите ребёнка в каждом случае, когда он этого заслужил, особенно за виды деятельности, требующие концентрации внимания.
  2. Избегайте повторений слов «нет» и «нельзя».
  3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
  4. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  5. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Многие начинающие учителя, студенты-практиканты педагогических вузов испытывают страх перед ученической аудиторией, неуверенность в своих коммуникативных возможностях и сомнения в своей способности установить контакт с классом и позиционировать себя как учителя. Если молодому педагогу не удастся мобилизоваться и собраться с духом, даже методически верно составленный урок может оказаться под угрозой срыва. А робость и нерешительность учителя ученики могут истолковать как недостаточный профессионализм и отсутствие необходимой компетентности.

Готовиться к первому уроку необходимо с первого дня учёбы в педагогическом вузе. Очень важна психологическая подготовка, необходимо участвовать в разнообразных научных конференциях, где студенты могут понаблюдать и отработать приёмы работы с аудиторией. Чтобы справиться со страхом публичных выступлений, полезно участвовать в студенческой самодеятельности, КВН, конкурсах и даже просто задавать вопросы преподавателю во время лекции.

Подготовка у уроку

Уверенности обычно придаёт наличие следующих составляющих хорошего урока:

  1. Безупречный внешний вид, который, естественно, начинается с ванной комнаты и гигиенических процедур. Не следует недооценивать данный пункт, т.к. ученики всегда оценивают внешний вид учителя и достаточно критично относятся к имеющимся недостаткам. Какая-то погрешность, несуразная деталь может стать причиной появления у учителя клички и поводом для насмешек. Оптимальный костюм для мужчины – классический деловой с галстуком; для женщины – строгий костюм с юбкой или брюками.
  2. Знание своего предмета (или, в крайнем случае, хорошее владение темой урока). Согласно исследованиям, эрудиция учителя, глубокое знание своего предмета для учащихся важнее его личностных характеристик. Ученики уважают педагогов, которые хорошо ориентируются в своем предмете, и предпочитают строгих и требовательных учителей, которые обладают широким кругозором и дополняют материал из учебника интересными фактами.
  3. Хорошо продуманный и выученный план-конспект урока. В то время как опытные учителя могут ограничиться общими набросками хода урока, начинающим учителям рекомендуется продумывать все этапы урока (включая предполагаемые ответы учащихся) и время, отведённое на каждый этап. Полезно иметь в запасе несколько дополнительных игровых упражнений по теме урока на случай, если задания, предусмотренные планом-конспектом, будут исчерпаны задолго до конца урока.
  4. Хорошая дикция. От всех предыдущих пунктов будет мало толку, если учитель не владеет своим голосом и говорит слишком тихо, невнятно, медленно или быстро. Повышение или понижение громкости речи, паузирование, эмоциональность помогает привлечь внимание к важным моментам урока, разбудить интерес учащихся, создать соответствующее настроение, установить дисциплину и т.д. Не ленитесь отрепетировать весь или некоторые моменты урока перед зеркалом или сокурсником.

Итак, вы привели себя в порядок, повторили ещё раз тему урока, ознакомились с дополнительной литературой, продумали и подготовили отличный план-конспект урока, всё отрепетировали и стоите на пороге классной комнаты, вооружённый знаниями, энтузиазмом и указкой. Что делать дальше, как вести себя, на что обратить внимание?

Проведение урока

  1. Вход в класс, первое впечатление. Этот момент очень важен, излишняя суетливость, спешка не прибавят вам веса в глазах учащихся. Входите с чувством собственного достоинства, сложите журнал и сумку на учительские стол и стул и привлеките внимание учащихся (прочистив горло, слегка постучав по столу и т.п.). Кивком или взглядом дайте ученикам понять, что они должны встать и поприветствовать вас. Не пренебрегайте этим моментом и воспринимайте эту церемонию как должный и непременный знак уважения. Более того, он настраивает на рабочий лад и способствует установлению необходимой субординации.
  2. Знакомство. Если это ваша первая встреча с классом, представьтесь (фамилия, имя и отчество), запишите ваше имя и отчество на доске. Чтобы снять напряжение, расскажите для начала о своих требованиях, правилах работы на уроке, критериях отметок, затроньте организационные моменты. На первое время, чтобы быстрее запомнить своих учеников, попросите их написать свои имена на карточках (лучше приготовить их заранее, чтобы ученикам не пришлось рвать листы из тетрадей, а вам не пришлось терять время в этот момент) и поставить их перед собой на парте. Ученики любят, когда учитель называет их по именам. Можете использовать творческий подход и подготовить упражнения для того, чтобы «сломать лёд» и познакомиться поближе.
  3. Стиль работы. Не старайтесь сразу стать друзьями с учениками, многим учителям это не только мешает объективно оценивать знания «лучших друзей», но и в некоторых случаях может приводить к срыву урока. Не стоит либеральничать, «заигрывать» с учениками, обещать награды за хорошее поведение и отличную учёбу: это обязанности учащихся, а награда – отметка. Не допускайте фамильярности и панибратства в отношениях с детьми.
  4. Ни в коем случае не пытайтесь завоевать авторитет, запугивая и унижая учеников, подавляя их своим авторитетом и всезнайством. Не старайтесь «подловить» учащихся на мелочах и не злоупотребляйте неудовлетворительными отметками (отметки вы ставите в первую очередь себе как учителю) – это признак неопытности и некомпетентности.
  5. Делая паузу в работе, чтобы дать ученикам отдохнуть от работы, ни в коем случае не рассказывайте анекдоты, лучше заранее подготовьте познавательную историю или лёгкую игру, при условии, что вы сможете вернуть дисциплину в класс после игры. Если вы не уверены, то лучше провести традиционную физкультминутку.
  6. Выставляя отметки, комментируйте, сначала обязательно похвалите за старание, а потом кратко выскажите замечания.
  7. Заканчивая урок, не кричите домашнее задание детям вдогонку: они должны дождаться вашего разрешения, перед тем как покинуть класс.
  8. Обязательно заполните журнал, согласно нормативным требованиям запишите дату проведения урока, тему, домашнее задание. Как шутят опытные педагоги, урока можешь ты не дать, но записать его обязан!

Поделимся некоторыми секретами, этакими действенными "фишками", которые, действительно работают!

Правило 1

Если вы — молодой учитель, и только начинаете работать — не упустите этот момент! Именно первые уроки определят ваш стиль на все оставшееся время. Что создает шум в классе? Выкрики с места, развязное поведение отдельных учеников, решивших "испытать новенькую на прочность нервов", одновременные ответы детей на ваши вопросы, неподготовленность класса к началу урока, неумение слушать учителя. Вот проблемы, с которыми нужно бороться с первых дней работы.

Вариантов масса: постарайтесь не реагировать на ответы с места, упорно опрашивая лишь тех, кто поднимает руку и следует вашим правилам дисциплины. Не допускайте многоголосья. Методично и последовательно приучайте детей даже в жарких спорах до конца выслушивать мнения оппонентов и соблюдать правила поведения на уроке.

Правило 2

Старайтесь подружиться с классом. Не стоит начинать работу с угроз в стиле "поставлю "двойку", вызову директора, пригласи родителей в школу".

Есть хорошее упражнение, взятое из курса психологии. На первый урок в классе принесите ватман и разноцветные маркеры. Предложите ученикам самим составить правила поведения на уроке. Например, "не пользоваться телефоном", "не ходить по классу" и т.д. Главное, чтобы все правила придумали сами дети, а не учитель!

Во-первых, вы дадите ученикам понять, что вы им доверяете (а это важно!). Во-вторых, замечено, что правила, придуманные самостоятельно, не очень-то хочется нарушать. Повесьте этот ватман на стену. И, если какое-то правило касается вас (например, вести урок интересно) — неукоснительно его выполняйте.

И будьте последовательны: обещали поставить оценку — ставьте, обещали сводить в планетарий — будьте добры. Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить в силу каких-то обстоятельств.

Правило 3

Главное в шумном классе — выявить задир и найти к ним подход. Попробуйте поговорить с таким учеником наедине, выслушайте его требования, его пожелания, возможно, это подскажет вам следующие действия.

Правило 4

Постарайтесь загрузить самых активных нарушителей работой на уроке — желательно творческой. То есть перенаправьте его энергию в созидательное русло.

Правило 5

Еще одно действенное средство — юмор. Если над активным нарушителем спокойствия будут смеяться, вряд ли кому захочется быть на его месте. Но не забывайте о такте: подшутите над его неумением вести себя в обществе, над его неучтивостью, невежеством — не более того! Вам нужно заполучить в его лице друга, а не источник вечной головной боли.

Правило 6

Ведите урок интересно! Найдите какую-то свою "фишку", которая неизменно будет привлекать внимание.

В пример можно привести опыт одного заслуженного учителя литературы. Например, предполагалась лекция по биографии Маяковского — учитель пришел в класс в яркой желтой кофте и с порога начал декламировать: "А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?" Неожиданное начало урока, согласитесь. Зато внимание класса было обеспечено, а к концу урока даже нерадивые ученики запомнили, что желтая кофта для Маяковского была, как вызов обществу.

То же касается и остальных этапов урока — активно используйте игровые приемы, внедряйте новые технологии, используйте мультимедийные средства. Держите про запас несколько игр и сведений. Как только видите, что внимание класса начинает рассеиваться, отвлеките детей — расскажите анекдот "в тему", приведите интересный факт по теме, предложите игру. Чем динамичнее будет выстроен урок, тем меньше времени останется у учеников на "создание хаоса".

Правило 7

Найдите для каждой темы привязку к современной жизни. Чем больше вы будете уделять внимания практическому использованию новых знаний, тем больше шансов заполучить внимание детей.

Правило 8

Всегда в начале урока излагайте план работы. Можно поставить какую-то проблему, которую ученикам нужно будет решить. Важно, чтобы проблема была актуальной и интересной для учеников. В конце урока обязательно подводите итоги — что узнали, как решилась поставленная задача.

Правило 9

Бывает, что класс шумный по своему характеру. Обычно это случается, если в классе сразу несколько лидеров, либо такая манера поведения уже стала привычкой для данного коллектива. В этом случае помогают некоторые психологические приемы:

  • включайте в план урока "минуты тишины". В это время предложите выполнить какое-то задание самостоятельно, либо озадачьте учеников сложной задачей, необычным вопросом.
  • используйте приемы психологических тренингов: гиперактивный коллектив легко успокоить, если предложить что-то сделать с закрытыми глазами (нарисовать фигуру, написать слово и т.д.), или просто посидеть, закрыв глаза, до определенного сигнала. Даже 2-3 минуты тишины помогут детям расслабиться и настроиться на рабочий лад.

Если класс приходит после большой перемены или после урока физкультуры, предложите ученикам… поспать 2-3 минуты. Обычно это снижает градус активности.

Обязательно предусмотрите время для проведения (сейчас подпрыгнут те, кто в брюках, а сейчас сядут те, у кого день рождения в мае и т.д.) Чем необычнее, тем лучше. Еще интереснее, если физкультминутка как-то привязана к теме урока.

Кстати, в старших классах физкультминутки также уместны. Сначала смеются, потом постепенно втягиваются, даже конкурсы устраивают и вызываются сами проводить.

Правило 10

Если предмет гуманитарный — попробуйте сменить обстановку. Проведите, к примеру, урок на свежем воздухе, в музее или в актовом зале.

Правило 11

Можно применять систему накопительных балов. В этом случае оценка выставляется не сразу за ответ, и не только в конце урока: вся оценка накапливается в течение всего урока. Например, за правильно выполненное домашнее задание — 1 балл, за три правильных ответа с места — еще 1 балл, за правильный ответ у доски — еще 2 балла. Вариантов много. Это увеличит работоспособность класса, и времени на шум не остается. Кстати, можно ввести и штрафные баллы — за плохое поведение, например.

Это сложно, но, во-первых, вы обеспечиваете индивидуальный подход, а во-вторых, даете шанс отстающим получить хорошую оценку. Поверьте, это работает!

Правило 12

Никогда не кричите. Вам все равно не перекричать 15-20 человек. Да и сам крик вызывает отторжение и неприязнь. Вам самим нравится, когда на вас повышают голос?

Правило 13

Любите свой предмет. Если вы сами рассказываете тему с азартом, с приведением каких-то интересных фактов, если вы всегда готовы к уроку, стараетесь разнообразить материал, придумываете нестандартные задания и т.д. — дети тоже "заразятся" вашей любовью.

И напоследок. Сколько существует школа, столько существует и проблема "шумный класс". Панацеи, увы, нет. Но есть твердое правило: дисциплина в классе начинается с самодисциплины учителя. Если вы строги к себе, уверены в своих силах и значимости своего предмета — у вас все получится!

 

 

Это интересно: