→ Консультация для родителей по ИЗО «Роль рисования в развитии старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей: “Рисование в жизни вашего ребенка”

Консультация для родителей по ИЗО «Роль рисования в развитии старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей: “Рисование в жизни вашего ребенка”

Консультация для родителей «Рисуем дома с ребенком»

Подготовила воспитатель: Рассимас.И.И.

Занятия по изобразительной деятельности, которые регулярно проводятся в детском саду, являются основой для приобретения ребенком художественного опыта, овладения простыми техническими навыками.

Если родители заботятся о том, чтобы их ребенок был всесторонне развит, они должны создать в семье благоприятные условия для развития у ребенка самостоятельности в проявлении творчества. Для занятий изобразительной деятельностью у ребенка в комнате определенное, хорошо освещенное место. Свет должен падать с левой стороны. Должны быть не только различные художественные материалы (карандаши, бумага, ножницы, пластилин, краски), но и место где их хранить. Родители постепенно приучают малыша пользоваться материалами и убирать их после занятий на место. В вечернее время детям лучше рисовать цветными карандашами, лепить. Красками целесообразно рисовать в субботу, воскресенье, так как электрическое освещение нежелательно для работы с красками. В детском уголке можно повесить рисунок, на полочку поставить декоративно раскрашенную детскую лепку. Увлекательным материалом для развития изобразительных умений детей в условиях семьи могут служить альбомы для раскрашивания. В них есть не только картинки, но и советы как научить ребенка рисовать.

Таким образом, семья и детский сад осуществляют единый процесс всестороннего развития ребенка.

Как научить ребенка правильно держать карандаш.

Неудивительно, что некоторые дети держат карандаш в кулаке. Рисовать гораздо удобнее, когда карандаш лежит в руке. Если малышу нет еще и 3-х. лет, просто регулярно вкладывайте карандаш или фломастер, или кисточку в пальчики правильно.

А после 3-х. лет можно показать крохе нехитрый прием: ставим карандаш острием вниз на стол. Держим его пальчиками левой руки. Три пальца правой складываем в щепотку и ставим их на верхнею часть карандаша.

Тихонько начинаем скользить этой щепоткой по карандашу. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно примут правильный уклад.

Немного тренировки, и ребенок сам будет следить за своими пальчиками.

Несколько полезных советов для рисования дома.

Использование пищевой плёнки для творчества.

Лист плотной бумаги (картон) смочить водой. Нанести густой слой краски (лучше гуашь). Краска должна быть жидка, но не течь. Цвет выбираем по своему желанию. Накрыть лист пищевой плёнкой. Начинаем двигать плёнку в хаотичном порядке, сжимая пленку пальцами. Перевернуть, дать высохнуть. Снять пленку.

Таким способом можно затонировать бумагу для рисования или аппликации на тему «Подводный мир», « Космос», «Зимний узор» и др.

Рисование губкой.

Рисование начинаем с подготовки оборудования.

Необходимо взять небольшой кусочек поролона, вложить в него картон, зажать прищепкой.

В розетке для рисования развести краску немного жиже, чем обычно. Макаем губку в краску и рисуем листву, огонь в камине, морские волны и др.

Рисование пальцем.

Для развития творчества детей используют разные нетрадиционные способы рисования. Один из них, рисование пальцем.

Затонировать бумагу любым знакомым способом.

Рисовать можно как акварелью, так и гуашью.

Перед рисованием можно провести упражнение: стучать подушечкой указательного пальца правой руки по столу. Именно таким движением и нужно рисовать.

Одну сторону пальца обмакнуть в один цвет, другую в другой. Оставляя на бумаге отпечаток, краски смешиваются, давая третий цвет. Рисунок получается более выразительный.

Таким способом можно рисовать - «Цветы на лугу», «Деревья» - т.д.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

№ 1 «Росинка»

Первый рисунок

(развивающие занятия для детей 2-3 лет)

Подготовила: воспитатель

по изодеятельности :

Смирнова Е. Г

г. Козьмодемьянск 2012 г.

Малыши 1-3 лет воспринимают художественные занятия как изучение чего-то нового или как опыт чего-то необычного и интересного. Для них гораздо увлекательнее само занятие, а не конечный результат, который они получают. Рисуя, занимаясь лепкой, дети ощущают себя независимыми, познают таинство выбора композиции, радость исследования, творческое возбуждение и вызов- всё то, что и составляет загадку обучения. Что бы не являлось результатом художественного творчества - будь то слепленный из теста колобок или достойный галереи шедевр - для малышей до трёх лет это всего лишь результат художественного занятия, а не его повод.

Художественные занятия позволяют маленькому ребёнку исследовать, делать открытия и управлять своим миром. Иногда процесс может быть осязаемым, когда чувствуешь холод скользкой краски на пальцах, иногда -удивляющим, когда пластилин принимает неожиданную форму. Художественные занятия могут превратиться и просто в ёрзанье на месте или ссору из-за куска пластилина с другим ребёнком. Задача взрослого заключается в том, чтобы позволить занятию состояться. Поэтому во время художественных занятий поддерживаю в маленьких детях уверенность, комментирую свои и их действия.

Все малыши уникальны. К двум годам они отделяются от мам и пап и становятся независимыми людьми со своими собственными убеждениями. Гордые, сердитые заявления вроде «Я сам!» или «Нет, нет, нет!» иногда звучат даже вызывающе. Так как для малышей от года до трёх лет очень многое меняется, когда они отрываются от родителей и обретают независимость, им часто в этот период случается упрямиться и вести себя необычно. Поддержка и поощрение взрослых помогут им превратить это переходное время в счастливое. Дети 1-3 лет могут целый день быть активными при этом на следующий день их активность будет не меньшей. Малыши от года до трёх лет предоставляют мне прекрасную возможность проявить гибкость и терпение, с радостью помогать им расти, исследуя и открывая мир. Они ищут новые впечатлении;, часто пугаются незнакомого, но умеют справиться с собой; способны бесконечно двигаться; обычно немного беспокойны, оставаясь без родителей; любят повторяющиеся действия, но способны воспринимать новое;проявляют чувство собственности («моё») и узнают, что есть и нечто противоположное

(« не моё»); хотят и любят экспериментировать с материалами для художественного творчества. Все эти качества маленькой личности мы используем с воспитателями на художественных занятиях.

В возрасте 1- 3 любой малыш – уже уникальная личность, готовая к своему собственному пути развития, как нет одинаковых снежинок, так нет и похожих детей, которые развиваются в одно и то же время.

Когда планируешь и готовишься приобщать ребёнка к творчеству, необходимо учитывать его темперамент и уровень развития. Типы темперамента у детей могут быть различными. Одни впечатлительны, другие склонны к капризам, некоторые раздражительны, иные готовы проявить гибкость. И все они конечно, способны на самые разные реакции, так как у них быстро меняются настроения. Радость, страх, гибкость, стеснительность, покорность, хитрость, положительные эмоции, хорошее настроение, упрямство, упадок сил и активность- все эти качества один и тот же ребёнок может проявлять в течении одного дня. Ключом к работе с детьми должны быть, поддержка и воспитания.

Я поддерживаю в маленьких детях, уверенность, что сам процесс художественного занятия важен именно так, как они думают, используя по ходу дела проницательные комментарии, которые вдохновят каждого ребёнка чувствовать себя свободным в творчестве. Вот некоторые примеры:

Расскажи мне о своей работе (рисунке, картине, лепке);

Тебе нравится этим заниматься, делать это;

Покажи мне, что ты уже успел сделать;

Вижу, ты используешь много цветов;

Посмотри, какой яркий жёлтый цвет;

Какой красивый узор;

К двум годам дети становятся независимыми мыслителями, которые любят делать открытия и исследовать мир самостоятельно « Это сделаю я!» Маленькие дети чувствуют себя исследователями, готовыми к приключениям и экспериментам, когда открывают, для себя рисование, его возможности и результаты.

Малыши в большей степени занимаются рисованием, чем создают законченный рисунок. Никогда фраза «это процесс, а не результат» не является более истиной и очевидной, чем когда рисуют дети этого возраста.

Сначала начиная заниматься рисованием весёлая и важная осязаемая возможность для детей использовать свои руки, размазывать и растирать краски по бумаге, создавая удивительные произведения с помощью ногтей, подушечек пальцев и ладоней.

Смесей для рисования готовим вместе с детьми:

Крахмальную жидкость;

Краска из кукурузного крахмала;

Из мыльных стружек;

Для рисования ладошками, мы делаем замороженные краски из муки, кра c ки из шампуня.

Специально для детей мастерю и коллекционирую самодельные кисточки, используя неожиданные материалы: птичьи перья, связанные в пучки. Выпавшие из веников прутья, губки на палочках. Каждая такая новая кисточка даст удивительные результаты в художественном творчестве. Дети обожают трогать что-нибудь руками: месить, толочь, сжимать, бить и взбивать. Поэтому материал по лепке тоже очень разнообразен. Пластилин, глина и другие материалы, пригодные для лепки, дают детям прекрасную возможность для свободного творчества. Мять их, давить на них, отрывать кусочки, сжимать, скручивать и лепить из них настоящее наслаждение! Не удивляйтесь если одни дети с упоением погружают обе руки в пластилин, а другие не любят этого делать.

Лепка и приготовление для нее разных смесей иногда проходят спокойно и тихо, а порой вызывают бурный всплеск творческой активности.

Кроме пластилина и глины это могут быть: «чистоплотная » каша из туалетной бумаги, каучуковое тесто (тесто из кукурузного крахмала), сжатая фольга, застывший желатин.

Очень верную мысль по поводу лепки высказал известный английский педагог Клэр Черри: «Самый чудесный опыт можно передать детям – это дать им пластилин и позволить делать то, что они хотят!». Эту фразу можно отнести и рисованию.

Ольга Воробьева
Консультация для родителей «Детское рисование»

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

Василий Александрович Сухомлинский

Удивительное явление искусства - рисование в детстве . Каждый ребенок в определенный период жизни рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные и талантливые дети. Но с 3 летнего возраста юные художники в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей» , которые содержат вполне конкретную информацию и смысл.

Зачем и почему дети рисуют? В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков . Рисование участвует в конструировании зрительных образов , помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства разных художественных материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному познанию окружающего мира.

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках, они отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования . Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано : детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали .

Известный педагог И. Дистервег считал : «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью . Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов – и психологов, и педагогов – сходятся во мнении : детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления : рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства» . Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода, отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью» .

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

Детское творчество-область самостоятельного, своеобразного искусства. Можно отметить, что между ребёнком и скажем, художником импрессионистом есть много общего. Это свобода самовыражения, огромный интерес к экспериментированию, любовь к цвету, смелость рисунка.

Анализируя детский рисунок , можно сказать, что ребёнок проводит самые немыслимые линии, изображает невозможные по цвету и форме пятна. Главное для юного художника процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует, вызывая определённые эмоции.

В 5-6 лет дети уже достаточно опытные «художники» . Они более уверенно и свободно владеют кистью, с удовольствием рисуют красками.

К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. Занятия изобразительным искусством развивают не только творческие процессы, но и помогают усвоению разных предметов. Математика – это ориентирование в пространстве и на листе, расположение, формат листа (вертикальный, горизонтальный и т. д., счёт, форма предметов, подготовка руки к письму. Биология-строение растений, животных, человека и т. п.

Одной из важных частей работы по развитию творчества, является работа с цветом. Давно замечено, что дети, будучи самыми маленькими, не боятся красок, любят цвет, и их рисунки отличаются яркостью и красочностью. На занятиях по рисованию , дети учатся наблюдать, замечать окружающий мир, во всём богатстве оттенков.

Использование ярких, чистых цветов присуще дошкольникам всех возрастов. Скажем яркими цветами дети изображают любимых героев, радостные события, а тёмными рисуют не любимых, злых героев и печальные явления.

Знакомясь с цветом, дети землю изображают - коричневой, небо-голубым цветом, солнце - жёлтым, траву - зелёным. Цвет служит средством обозначения предмета.

Другое средство выразительности - линия.

Любимые предметы, явления воспитанники рисуют старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые события изображают небрежной линией.

Дети очень часто используют в своём творчестве приём гиперболизации (преувеличение каких-то признаков) . Они выделяют в работах, то, сто особенно значимо. Например, рисуя первый снег, дети изображают падающие снежинки огромных размеров.

Занятия изобразительным искусством развивают и обучают детей.

В изостудии ребята считают, слушают стихи, музыку, изучают природные явления, животных, человека, природу и мн. др. Ведь прежде чем изобразить что-либо, нужно изучить, понять этот предмет или явление. Поэтому не нужно упрекать ребёнка в том, что он рисует. Ведь таким образом он познаёт окружающий мир.

Дорогие родители ! Приобретите Вашему ребёнку разные художественные материалы : краски, восковые мелки, фломастеры, пастель, уголь, цветные карандаши, пластилин, стеку, клеёночку! А для этого необходимо организовать рабочее место и выделить 30 минут. Пусть ваш юный художник рядом с вами занимается творчеством, даже когда вы готовите ужин, убираетесь или читаете газету.

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники рисования - путь к свободному творчеству"

Я рисую белым мелом облака,

Я рисую, будет день наверняка...

Рисование - способ самовыражения внутреннего мира ребенка. И насколько ярок внутренний мир маленького художника, настолько живо воплощение его идей, фантазий, образов. Дети очень любят рисовать, потому что через данный вид деятельности проявляются творческие возможности нераскрытого еще в полной мере маленького таланта. Каждый свободно выражает свои чувства, желания, восторги, мечты, предчувствия, ...страхи. Рисование само по себе увлекательно, познавательно, приносит радостные нотки ощущения окружающего мира.

Рисовать дети начинают рано, и уже к 2,5-3 годам они достаточно ярко и точно могут выразить свои мысли и фантазии. Подрастая, ребенок может заявить"Я не умею рисовать" и отстраниться от этой деятельности, так как по его словам" не видит значимых результатов". Здесь выражается страх ребенка перед оценкой взрослых его работ, отражается неуверенность, осторожность в оценке творчества. Почему так происходит? Причины, на мой взгляд могут быть разные, и заключаются в следующем:

Взрослый часто навязывает определенные стереотипы(дом - только такой, трава -только такая)и т.д.

Отрабатывается алгоритм изобразительной деятельности (повторение по образцу);

Исключается возможность самовыражения дошколенка в линии, цвете.

Возможно, некоторая боязнь предоставить ребенку множество разнообразного материала для рисования.

Чаще всего ребенку предлагается обычный набор для рисования:

Папа даст мне карандаш,

Мама даст мне краски,

Сяду я скорей за стол

Раскрашивать раскраску...

Известный художник В.Фаворский отмечал:"Когда ребенок обращается к искусству, ему дают карандаши, краски и бумагу, и это ошибка; необходимо дать ему всевозможные материалы. Пусть он рисует на бумаге,на стене, делает рисунки для своего платья, делает наряды из газет."Вспоминая свое детство, кто из вас не пытался рисовать первым попавшимся в руки камешком, гвоздиком, палочкой

Какие же необычные материалы я включаю в детское творчество? Их достаточно много: зубная щетка, пух, полая трубочка, целлофан, ватная палочка, печатки, нитки, бутылки, камешки, листья, восковые свечки, мыльная пена, жгутики, ладошка, тампон. Любой новый материал и каждый новый приобретенный навык - это предмет гордости для ребенка.

Так, тонирование листа для последующего рисования превращается в интересную игру, когда смяв бумагу и сделав из нее жесткий тампон, он обмакивается в краску и заполняет весь лист. Увлекательно для дошколят и тонирование листа целлофаном. На целлофан наносится краска, а затем раскрашенный целлофан накладывается на лист,ладонью разглаживается и снимается- фон готов, очень необычный. Чтобы быстро нарисовать волны, я предлагаю "волшебную бутылочку". На пластиковую бутылку клеем ПВА наклеиваются по косой линии нитки, потом они раскрашиваются. При прокатывании бутылочки по листу бумаги остаются волны. Мы с детьми пользуемся остатками пенопластовых плиток, наносим краску на плитку и пропечатываем ими весь лист. Фон получается необычный. Можно тонировать лист цветными мелками, угольком, поролоном.

Используя разнообразные нетрадиционные материалы, педагог сам должен отработать технику рисования и показать ожидаемый результат детям, чтобы они в дальнейшем самостоятельно их применяли для создания творческих работ.

Очень интересен в этом плане прием кляксографии, когда "прогоняется краска" по листу бумаги с помощью трубочки при продувании воздухом и появляются необычные очертания.

1,2,3- клякса, клякса, оживи!

Стань скорей мышонком,

Лесным олененком,

Зайчиком, медвежонком,

Послушным поросенком,

Или кем -нибудь еще,

Я нарисую хорошо!

Поворачивая и рассматривая рисунки, дети проявляют свою фантазию, воображение и получаются незамысловатые картинки, главное дорисовать детали- и образ готов. Есть возможность разнообразить рисование красками, добавив в нее мыльные пузыри и нанеся на оргстекло. Прикладывается лист, разглаживается- рисунок с набросками готов, остается дорисовать, включить фантазию. В этой технике красивыми получаются пейзажи.

Можно детям предложить приготовить из отработанных фломастеров "тычки", вставив кусочки поролона,и нарисовать ими букет цветов для мам к 8 Марта, достаточно необычно. Также детям предлагались разные нетрадиционные материалы: нитки, бусы, пуговицы, ватные палочки, восковые мелки, поролон, гуашь с солью, манкой. Каждый самостоятельно делает выбор, чем ему рисовать.

Вот уже подряд два дня я сижу рисую...

Много средств и техник разных - выбирай любую!

Я раскрашу белый свет

В самый свой любимый цвет...

Нетрадиционные техники рисования помогают почувствовать себя свободным в плане выбора способов воплощения задумок и творческих идей. Они дают детям возможность удивляться и радоваться миру. Рисуйте как дети! Рисуйте вместе!

 

 

Это интересно: