→ История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. Гурон и общество в повести Вольтера повесть «Простодушный Вольтер, «Простодушный»: анализ

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. Гурон и общество в повести Вольтера повесть «Простодушный Вольтер, «Простодушный»: анализ

Год написания:

1767

Время прочтения:

Описание произведения:

Философская повесть Вольтера – «Простодушный» была написана в 1767 году. Своей слабостью главные герои вызывают сопереживание. Повесть два раза экранизировалась, в том числе в России в 1994 году.

Предлагаем вашему внимание краткое содержание повести Простодушный.

Июльским вечером 1689 г. аббат де Керкабон прогуливался с сестрой по берегу моря в своём маленьком приорате в Нижней Бретани и размышлял о горькой судьбе брата и его жены, двадцать лет назад отплывших с того самого берега в Канаду и исчезнувших там навеки. В этот момент в бухту причаливает судно и высаживает на берег молодого человека в одежде индейца, который представляется Простодушным, поскольку так называли его друзья-англичане за искренность и неизменную честность. Он поражает почтенного приора учтивостью и здравомыслием, и его приглашают на ужин в дом, где Простодушного представляют местному обществу. На следующий день, желая отблагодарить своих хозяев за гостеприимство, юноша дарит им талисман: связанные на шнурке портретики неизвестных ему людей, в которых приор с волнением узнает сгинувших в Канаде брата-капитана и его жену. Простодушный не знал своих родителей, и его воспитали индейцы гуроны. Обретя в лице приора и его сестры любящих дядю и тётушку, юноша поселяется в их доме.

Первым делом добрый приор и его соседи решают окрестить Простодушного. Но сперва надобно было просветить его, так как нельзя обратить в новую религию взрослого человека без его ведома. Простодушный читает Библию, и благодаря природной понятливости, а также тому, что его детство не было обременено пустяками и нелепостями, его мозги воспринимали все предметы в неискажённом виде. Крестной матерью, согласно желанию Простодушного, была приглашена очаровательная м-ль де Сент-Ив, сестра их соседа аббата. Однако таинство неожиданно оказалось под угрозой, поскольку юноша искренне был уверен, что креститься можно только в реке по примеру персонажей Библии. Неиспорченный условностями, он отказывался признать, что мода на крещение могла измениться. С помощью прелестной Сент-Ив Простодушного все же удалось уговорить креститься в купели. В нежной беседе, последовавшей за крещением, Простодушный и м-ль де Сент-Ив признаются во взаимной любви, и юноша решает немедленно жениться. Благонравной девице пришлось объяснить, что правила требуют разрешения на брак их родственников, и Простодушный счёл это очередной нелепостью: почему счастье его жизни должно зависеть от его тётушки. Но почтенный приор объявил племяннику, что по божеским и людским законам жениться на крестной матери - страшный грех. Простодушный возразил, что в Священной книге о такой глупости ничего не сказано, как и о многом другом из того, что он наблюдал в своей новой родине. Он также не мог взять в толк, почему римский папа, живущий за четыреста лье и говорящий на чужом языке, должен позволить ему жениться на любимой девушке. Он поклялся жениться на ней в тот же день, что и попробовал осуществить, вломившись в её комнату и ссылаясь при этом на её обещание и своё естественное право. Ему стали доказывать, что, не будь между людьми договорных отношений, естественное право обращалось бы в естественный разбой. Нужны нотариусы, священники, свидетели, договоры. Простодушный возражает, что только бесчестным людям нужны между собой такие предосторожности. Его успокаивают, сказав, что законы придумали как раз честные и просвещённые люди, и чем лучше человек, тем покорнее он должен им подчиняться, чтобы подавать пример порочным. В это время родственники Сент-Ив решают спрятать её в монастыре, чтобы выдать замуж за нелюбимого человека, от чего Простодушный приходит в отчаяние и ярость.

В мрачном унынии Простодушный бродит по берегу, когда вдруг видит отступающий в панике отряд французов. Оказалось, что английская эскадра вероломно высадилась и собирается напасть на городок. Он доблестно бросается на англичан, ранит адмирала и воодушевляет французских солдат на победу. Городок был спасён, а Простодушный прославлен. В упоении битвой он решает взять штурмом монастырь и вызволить свою невесту. От этого его удерживают и дают совет поехать в Версаль к королю, а там получить вознаграждение за спасение провинции от англичан. После такой чести никто не сможет помешать ему жениться на м-ль де Сент-Ив.

Путь Простодушного в Версаль лежит через маленький городок протестантов, которые только что лишились всех прав после отмены Нантского эдикта и насильно обращались в католичество. Жители со слезами покидают город, и Простодушный пробует понять причину их несчастий: почему великий король идёт на поводу у папы и лишает себя в угоду Ватикану шестисот тысяч верных граждан. Простодушный убеждён, что виной всему козни иезуитов и недостойных советников, окруживших короля. Как бы иначе он мог потакать папе, своему открытому врагу? Простодушный обещает жителям, что, встретив короля, он откроет ему истину, а познав истину, по мнению юноши, нельзя не последовать ей. К его несчастью, за столом во время беседы присутствовал переодетый иезуит, состоявший сыщиком при духовнике короля, отце Лашез, главном гонителе бедных протестантов. Сыщик настрочил письмо, и Простодушный прибыл в Версаль почти одновременно с этим письмом. Наивный юноша искренне полагал, что по приезде он сразу сможет увидеть короля, рассказать ему о своих заслугах, получить разрешение на брак с Сент-Ив и открыть глаза на положение гугенотов. Но с трудом удаётся Простодушному добиться приёма у одного придворного чиновника, который говорит ему, что в лучшем случае он сможет купить чин лейтенанта. Юноша возмущён, что он ещё должен платить за право рисковать жизнью и сражаться, и обещает пожаловаться на глупого чиновника королю. Чиновник же решает, что Простодушный не в своём уме, и не придаёт значения его словам. В этот день отец Лашез получает письма от своего сыщика и родственников м-ль Сент-Ив, где Простодушный назван опасным смутьяном, подговаривавшим жечь монастыри и красть девушек. Ночью солдаты нападают на спящего юношу и, несмотря на его сопротивление, везут в Бастилию, где бросают в темницу к заключённому философу-янсенисту.

Добрейший отец Гордон, принёсший впоследствии нашему герою столько света и утешения, был заключён без суда за отказ признавать папу неограниченным владыкой Франции. У старца были большие знания, а у молодого - большая охота к приобретению знаний. Их беседы становятся все поучительнее и занимательнее, при этом наивность и здравый смысл Простодушного ставят в тупик старого философа. Он читает исторические книги, и история представляется ему сплошной цепью преступлений и несчастий. Прочитав «Поиски истины» Мальбранша, он решает, что все сущее - колёсики огромного механизма, душа которого Бог. Бог был причиной как греха, так и благодати. ум молодого человека укрепляется, он овладевает математикой, физикой, геометрией и на каждом шагу высказывает сообразительность и здравый ум. Он записывает свои рассуждения, приводящие в ужас старого философа. Глядя на Простодушного, Гордону кажется, что за полвека своего образования он только укреплял предрассудки, а наивный юноша, внемля одному лишь простому голосу природы, смог намного ближе подойти к истине. Свободный от обманчивых представлений, он провозглашает свободу человека главнейшим его правом. Он осуждает секту Гордона, страдающую и гонимую из-за споров не об истине, но тёмных заблуждениях, потому что все важные истины Бог уже подарил людям. Гордон понимает, что обрёк себя на несчастье ради каких-то бредней, и Простодушный не находит мудрыми тех, кто подвергает себя гонениям из-за пустых схоластических споров. Благодаря излияниям влюблённого юноши, суровый философ научился видеть в любви благородное и нежное чувство, способное возвысить душу и породить добродетель. В это время прекрасная возлюбленная Простодушного решается ехать в Версаль на поиски любимого. Ее выпускают из монастыря, чтобы выдать замуж, и она ускользает прямо в день свадьбы. Оказавшись в королевской резиденции, бедная красавица в полной растерянности пытается добиться приёма у разных высоких лиц, и наконец ей удаётся выяснить, что Простодушный заключён в Бастилию. Открывший ей это чиновник говорит с жалостью, что у него нет власти делать добро, и он не может ей помочь. Но вот помощник всесильного министра г-н де Сент-Пуанж творит и добро и зло. Одобренная Сент-Ив спешит к Сент-Пуанжу, и тот, очарованный красотой девушки, намекает, что ценой своей чести она могла бы отменить приказ об аресте Простодушного. Знакомые также толкают её ради священного долга пожертвовать женской честью. Добродетель вынуждает её пасть. Ценой позора она освобождает своего возлюбленного, но измученная сознанием своего греха, нежная Сент-Ив не может пережить падение, и, охваченная смертельной лихорадкой, умирает на руках Простодушного. В этот момент появляется сам Сент-Пуанж, и в порыве раскаяния клянётся загладить причинённое несчастье.

Анализ повести «Простодушный»

Философская повесть «Простодушный» впервые увидела свет в 1767 году. В ней Вольтер обратился к проблеме закостенелости общественных моральных норм, существовавших в период процветания французского абсолютизма. Центральной фигурой, вступающей в конфликт с современностью, автор делает «естественного человека» Руссо – двадцатидвухлетнего юношу, француза по происхождению, но гурона по воспитанию.

Выросший среди диких канадских индейцев, главный персонаж повести носит говорящее имя – Простодушный. Так героя назвали в Англии за его чистосердечность и поступки, совершаемые на основе «естественного», а не выдуманного обществом, законодательного права. В первой половине повести художественный образ Простодушного носит ярко выраженный комический характер. Молодой человек, руководствующийся прямым восприятием мира, хочет креститься в реке, как это делали библейские персонажи из прочитанного им «Нового завета», мечтает о свадьбе со своей крёстной матерью, прелестной Сент-Ив, и ни в какую не желает понимать, почему он не может женится на девушке, которая согласна стать его женой. Вторая половина произведения делает Простодушного фигурой трагической. Приобщившийся в тюрьме к наукам и искусствам, молодой человек, не лишаясь своей природной доброты, начинает проникать в сущность окружающего его французского общества.

Несколько глав, описывающих развитие умственных способностей главного героя, придают повести черты романа воспитания. Быстрое и правильное восприятие Простодушным культурной и научной информации Вольтер напрямую связывает с его «дикарским воспитанием», оградившим персонажа от «предрассудков»: «Он видел вещи такими, каковы они есть, меж тем как мы видим их всю жизнь такими, какими они не бывают».

Философия жизни раскрывается французским просветителем, во многом, посредством категории иронии. Беззлобный юмор и жёсткая сатира идут рука об руку, делая философскую повесть ещё и комедийной. В то время как образ молодого гурона вызывает у читателя добродушную, понимающую улыбку, описание представителей общества Нижней Бретани воспринимается, в лучшем случае, анекдотически. Дядя Простодушного, аббат де Керкабон, описывается Вольтером как большой любитель почитать Рабле после погружения в труды блаженного Августина. Его сестра, 45-летняя старая дева, изображается женщиной, которую задевает невнимание к ней мужчин – в начале английских моряков, затем юного гурона. Высоко просвещённое французское общество показывается как шумное сборище людей, говорящих и перебивающих друг друга одновременно.

Единственный персонаж, над которым автор лишь слегка подтрунивает, - возлюбленная Простодушного, м-ль де Сент-Ив. В повести она выступает как лицо сюжетообразующее: любовь к ней гурона, его последующие приключения и её самоотверженный, трагический поступок становятся централью повествования, на которую нанизываются все остальные события. Грехопадение девушки позволяет автору показать истинное лицо французского благонравия: все придворные должности, все военные чины и награды покупаются в нём не ценой личной самоотверженности, а красотой и юностью жён.

Религиозно-политическая ситуация, сложившаяся во Франции к концу XVII века, раскрывается Вольтером через эпизод посещения Простодушным небольшого, практически обезлюдевшего городка Сомюр. Бегущие из него протестанты рассказывают герою о своих злоключениях и недальновидности политики Людовика XIV, решившего поддержать ненавидящего его Римского Папу, а не свой народ – пусть и другой веры.

Философская повесть «Простодушный» - прекрасный литературный образец эпохи Просвещения, развенчивающий заблуждения своего времени.

Что ты собираешься делать в жизни, какой путь выберешь, кем станешь? - серьезно начинаешь над этим задумываться уже в седьмом-восьмом классе. Вообще-то вопрос "кем будешь?" звучит с самого детства. Взрослые с улыбкой спрашивали меня пятилетнего: "Ну, кем станешь, когда вырастешь?" И я отвечал с готовностью, очень гордо и радостно: "Летчиком!" А потом профессии менялись, как в калейдоскопе, и в ответах уже слышалось то врачом, то милиционером, то моряком или космонавтом. Став взрослее, с чувством уже вроде бы понимания жизни, все чаще повторялось: бизнесменом, экономистом, банкиром, юристом. А

Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» была написана по аналогии с «Божественной комедией» Данте Алигьери и должна была состоять из трех частей, как и творение великого итальянца, включавшее в себя «Ад», «Чистилище» и «Рай». В первом томе «Мертвых душ» Гоголь стремился обрисовать страшный лик русской действительности, воссоздать «ад» российской современной жизни. О содержании двух последующих томов мы можем судить лишь по некоторым сохранившимся черновым вариантам глав, но, скорее всего, в них Гоголь хотел показать путь возрождения Руси и очищения душ героев. О чем же конкретно написано в первом т

Рассказ "Господин из Сан-Франциско" написан в 1915 году, в разгар Первой мировой войны. Хотя в рассказе ничего не говорится о войне, однако, безусловно, в нем отражены события, происходящие в мире, и прежде всего - обесценивание жизни, нивелирование личности, ставшее признаком европейской цивилизации. Очень характерно, что герой рассказа безымянен. Это значит, что он такой же, как все, ничем от других не отличается. Конечно, портрет его выписан очень детально: "Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый... Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными ус

Стихотворение «Пророк» А. С. Пушкин написал 8 сентября 1826 года по пути из Михайловского в Москву. В мартовском издании «Московского вестника» 1828 года оно было напечатано. «Пророк» - это непосредственный отклик на казнь пятерых руководителей декабрьского восстания. В июле 1826 года непоправимое свершилось: зачинщиков казнили. Переживая глубокое потрясение, поэт думал и о лицейских своих товарищах, сосланных за участие в восстании на Сенатской площади. В памяти друзей Пушкина сохранился один из вариантов последней строфы: Восстань, восстань, пророк России, Позорной ризой облекись, Идя и с

Стефан ЦвейгПисьмо незнакомкиИзвестный беллетрист Р. после трехдневной поездки в горы возвращается в Вену и, взглянув на число в газете, вспоминает, что в этот день ему исполняется сорок один год. Просмотрев накопившуюся почту, он откладывает в сторону толстое письмо, написанное незнакомым почерком. Немного погодя, уютно устроившись в кресле и закурив сигару, он распечатывает письмо. Ни на нем, ни на конверте нет имени и адреса отправителя. Письмо начинается словами «Тебе, никогда не знавшему меня», и непонятно, что это - обращение или заголовок. Заинтригованный, Р. погружается в чтение. Незна

Сейчас смотрят: {module Анализ стихотворения:}

Анализ повести «Простодушный»

Философская повесть «Простодушный» впервые увидела свет в 1767 году. В ней Вольтер обратился к проблеме закостенелости общественных моральных норм, существовавших в период процветания французского абсолютизма. Центральной фигурой, вступающей в конфликт с современностью, автор делает «естественного человека» Руссо – двадцатидвухлетнего юношу, француза по происхождению, но гурона по воспитанию.

Выросший среди диких канадских индейцев, главный персонаж повести носит говорящее имя – Простодушный. Так героя назвали в Англии за его чистосердечность и поступки, совершаемые на основе «естественного», а не выдуманного обществом, законодательного права. В первой половине повести художественный образ Простодушного носит ярко выраженный комический характер. Молодой человек, руководствующийся прямым восприятием мира, хочет креститься в реке, как это делали библейские персонажи из прочитанного им «Нового завета», мечтает о свадьбе со своей крёстной матерью, прелестной Сент-Ив, и ни в какую не желает понимать, почему он не может женится на девушке, которая согласна стать его женой. Вторая половина произведения делает Простодушного фигурой трагической. Приобщившийся в тюрьме к наукам и искусствам, молодой человек, не лишаясь своей природной доброты, начинает проникать в сущность окружающего его французского общества.

Несколько глав, описывающих развитие умственных способностей главного героя, придают повести черты романа воспитания. Быстрое и правильное восприятие Простодушным культурной и научной информации Вольтер напрямую связывает с его «дикарским воспитанием», оградившим персонажа от «предрассудков»: «Он видел вещи такими, каковы они есть, меж тем как мы видим их всю жизнь такими, какими они не бывают».

Философия жизни раскрывается французским просветителем, во многом, посредством категории иронии. Беззлобный юмор и жёсткая сатира идут рука об руку, делая философскую повесть ещё и комедийной. В то время как образ молодого гурона вызывает у читателя добродушную, понимающую улыбку, описание представителей общества Нижней Бретани воспринимается, в лучшем случае, анекдотически. Дядя Простодушного, аббат де Керкабон, описывается Вольтером как большой любитель почитать Рабле после погружения в труды блаженного Августина. Его сестра, 45-летняя старая дева, изображается женщиной, которую задевает невнимание к ней мужчин – в начале английских моряков, затем юного гурона. Высоко просвещённое французское общество показывается как шумное сборище людей, говорящих и перебивающих друг друга одновременно.

Единственный персонаж, над которым автор лишь слегка подтрунивает, - возлюбленная Простодушного, м-ль де Сент-Ив. В повести она выступает как лицо сюжетообразующее: любовь к ней гурона, его последующие приключения и её самоотверженный, трагический поступок становятся централью повествования, на которую нанизываются все остальные события. Грехопадение девушки позволяет автору показать истинное лицо французского благонравия: все придворные должности, все военные чины и награды покупаются в нём не ценой личной самоотверженности, а красотой и юностью жён.

Религиозно-политическая ситуация, сложившаяся во Франции к концу XVII века, раскрывается Вольтером через эпизод посещения Простодушным небольшого, практически обезлюдевшего городка Сомюр. Бегущие из него протестанты рассказывают герою о своих злоключениях и недальновидности политики Людовика XIV, решившего поддержать ненавидящего его Римского Папу, а не свой народ – пусть и другой веры.

Философская повесть «Простодушный» - прекрасный литературный образец эпохи Просвещения, развенчивающий заблуждения своего времени.

Имейте ввиду, что повесть «Простодушный» также известна под названием «Простак». Кроме того, обязательно прочитайте другие сочинения по Вольтеру.

Граница ХVII-ХVIIІ столетий - время глубочайшего кризиса религиозного сознания и подъема демократической идеологии, которые вступили в злую борьбу. Это была эпоха контрастов - чрезмерного богатства и ужасной убогости, смелых и талантливых строительных мероприятий и истребительных войн, передовых научных гипотез и схоластической рутины, дерзкого вольнодумства и отчаянного религиозного фанатизма. Передовая идеология эпохи проявляла себя во всех сферах. Просветители отстаивали позицию развития передовой науки и культуры, их распространения в обществе; уже одно это предоставило их деятельности революционный характер. Деятели передовой идеологии - писатели , ученые, мыслители - не просто боролись со старым и реакционным, но и создавали, выдвигая немало смелых гипотез во всех областях - от чистой науки к прагматической, «прикладной» философии и политики.

Просветительское движение было распространенным среди вольнодумцев. Среди тогдашних «философов» были не только представители передовой интеллигенции, но и некоторые аристократы и отдельные деятели церкви. Просвещение было модным; «философы» стали теперь желаемыми гостями в столичных салонах, а светские дамы любили, чтобы художники изображали их на портретах с томами «Энциклопедии» на туалетном столике. В литературных и светских кругах заинтересованно обсуждали не изысканный каламбур и не галантно-авантюрный роман , а философский трактат или даже какую-нибудь работу по физике, астрономии, ботаники.

С просвещением заигрывали (например, Фридрих II и Екатерина II), но его и боялись. «Старый порядок» вел с ним отчаянную борьбу. Книги передовых писателей запрещались, конфисковалось, сжигались. Чрезмерно смелые издатели подвергались штрафам, тюремному заключению, теряли «королевские привилегии» на печатание книг. Однако крамольные произведения публиковались не только во Франции, где цензура была довольно строгая, но и в соседних Голландии и Швейцарии и контрабандно переправлялись через границу. «Опасные» произведения гуляли в списках, причем переписывались и рискованные дерзкие эпиграммы, и яркие антифеодальные и антиклерикальные памфлеты, и научные трактаты, которые пропагандировали передовые идеи.

Просвещение не было целостным. В нем существовали разные пласты и элементы прошлого; его эволюция проходила несколькими этапами. Первая половина века - начальный этап просветительского движения - была, естественно, еще эклектичной и осторожной, во многом разъединенной, в отличие от второго этапа, когда просвещение приобрело небывалый размах и широты, когда «религия, понимание природы, общество, государственный порядок - все было подвергнуто беспощадной критике», «все должно было стать перед судом ума и или оправдать свое существование, или отказаться от него».

Оставленное Вольтером творческое наследие - огромное. Оно включает, наверное, все жанры, которые были популярны в те времена. Вольтер как-то заметил, что «все жанры хорошие, кроме скучного», и эта крылатая фраза не случайно сказана именно им. Он был ведущим драматургом своего времени. Его сатирическая лирика и его едкие, иронические, насмешливые памфлеты - безусловно, лучшее из всего, что было создано в этой сфере в XVIII столетии. Увлекательная, остроумная, стилистически безупречная его философская, историческая, научная проза . Повести, новеллы, философские сказки Вольтера - знаменательная страница в истории французской прозы. Все черты большой прозы присущи и его письмам, то лирическим, то неудержимо веселым, то гневным, то саркастическим. А их Вольтер написал больше пятнадцати тысяч!

Он всегда писал легко, быстро и весело - и в моменты благодатных творческих уединений, в суете светской жизни, в привлекательной тишине своего рабочего кабинета, и в приемной Фридриха II, и в провинциальной таверне. На большинство событий общественной или литературной жизни Вольтер откликался то эпиграммой, то памфлетом, то повестью, то большим темпераментным письмом.

В этом, однако, не было ничего парадоксального. Вся жизнь Вольтера, особенности его темперамента, система взглядов, черты таланта сделали писателя символом передовой мысли своего времени. Вольтер на протяжении длинной жизни не обошел ни одного вопроса, который волновал бы всех. И вдобавок откликался он на все очень умело и своевременно. Его восприимчивость к чужим мыслям была удивительно замечательной, и он не столько пускал в обращение оригинальные собственные мысли, сколько синтезировал и популяризировал чужие идеи, точно замечая их потенциальные возможности. Запрятанную до времени свежесть и прогрессивность этих идей он, конечно, должен был не только ощутить и понять, но и воссоздать. В его трактовании они становились его идеями. Вольтер стал «проводником современной мысли» (Пушкин) потому, что передовые для своей эпохи идеи - научные, философские, политические,- которые он отыскал в полузабытых трактатах или специальных произведениях, он сумел пересказать ярко, доступно и остроумно.

Как метко заметил Пушкин, в вольтеровских произведениях «философия говорила общепонятным и шутливым языком». Если у Вольтера и не было таланта яркого, оригинального мыслителя, то блестящим писательским талантом он владел целиком. Философ, ученый, историк, политик, он был прежде всего писателем. Все творчество его выросло на границе передовой идеологии и литературного мастерства. Причем это слияние никогда у Вольтера не было искусственным, неорганическим. Для него было так же естественно вкладывать взрывные идеи в мимолетный светский каламбур, как и воплощать в захватывающую шутливую форму ученые соображения по сложным философским или научным вопросам.

В повестях Вольтера прежде всего отразились события, которые волновали тогда всю Европу,- несчастье Семилетней войны, лиссабонская катастрофа 1755 года, государственные перевороты и изменения династий, борьба с иезуитами и инспирированные клерикалами судебные процессы, научные экспедиции и открытия, интеллектуальная, литературная, художественная жизнь европейских стран. Отразились в вольтеровской прозе и те философские и политические проблемы, которые занимали писателя в эти годы и которые он стремился решить, прежде всего, в своих научных работах.

Действенная сторона повестей подчиняется идеологической. И в больших произведениях (например, «Кандид» или «Простак»), и в небольших миниатюрах в центр поставлено другое философское положение, которое лишь иллюстрируется сюжетом (недаром эти произведения Вольтера называют философскими повестями). Можно сказать, что «героями» этих произведений , при всем их разнообразии, наполненности всяческими событиями и персонажами, проявляются не обычные нам действующие лица с индивидуальными характерами, собственными судьбами, неповторимыми портретами и т.п., а та или иная политическая система, философская доктрина, кардинальный вопрос человеческого бытия.

Основные проблемы, которые интересуют Вольтера уже в первой группе философских повестей, созданных в конце 40-х годов, - это соотношение в мире добра и зла, их влияние на человеческую судьбу. Вольтер убежден, что жизнь человека является объединением мелких случаев: часто судьба делает крутые виражи, то затаптывает песчинку мироздания в грязь, то поднимает ее на недоступные, казалось бы, вершины. Поэтому наши суждения о том или ином событии, однозначная оценка их, как правило, поспешные и не всегда правильные. И ошибочными, безосновательными могут быть как необдуманные, быстро выданные на-гора оценки, так и любознательное прожектерство.

В этом убеждают герои ранних рассказов Вольтера - молодой повеса Мемнон, что решил «запланировать» свою жизнь и сразу вынужден нарушать собственные обязательства; работяга крючник, грязный, неотесанный и вдобавок хромой, что становится на короткий миг любовником обольстительной принцессы; и добродетельная Козисанкта, что переходит из одних объятий в другие, именно этим спасая своих близких. Простодушный скиф Бабук, выучив жизнь большой европейской столицы, не берется выносить ей приговор, понимая, что «если и не все в ней хорошо, то все переносимо».

Вольтер, как и другие просветители, не столько создавал, сколько разрушал, выворачивал наизнанку, ставил с ног на голову. С тонкой насмешкой или насмешливым хохотом он демонстрировал безосновательность или абсурдность обычных истин, установок, обычаев. События в его ранних новеллах проносятся вихрем, не давая героям возможности осмотреться и оценить обстановку. Впрочем, хочет сказать писатель , такая оценка ни к чему: одинаково она будет опровергнута новым поворотом сюжета, новой ловушкой, которые готовит судьба героям. Жизнь подвижная, непредвиденная. Ей не присущи стабильность, определенность, покой. Добро и зло в ней постоянно борются, тянут каждый в свою сторону, но сосуществуют. Их гармония, однако,- мысленная, равновесие - динамическое, шаткое, с постоянными потрясениями, взрывами. Если человек и может быть «кузнецом своего счастья» то судьба его, в сущности, не зависит ни от высших сил, ни от провидения. Вольтер хочет видеть мир таким, каким он есть, без украшений и драпирований, но и без апокалипсических предсказаний. Вольтер судит человеческое бытие, выходя не из церковных догм и предопределений, а с точки зрения ума и здравого смысла, ничего не принимая на веру и подвергая все критическому анализу.

 

 

Это интересно: