→ Описание картины сычкова подружки. Народный художник федот сычков. Основная тематика картин

Описание картины сычкова подружки. Народный художник федот сычков. Основная тематика картин

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны.

Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.

"Автопортрет"1893г.

Федот Васильевич Сычков родился 1 марта 1870 в бедной крестьянской семье в селе Кочелаево, Пензенская губерния. Отец провел молодость в отходных заработках, был много лет в бурлаках. Самому Федоту в детстве приходилось вместе с матерью ходить с сумой, из-за чего сверстники дразнили его нищим.

Уже тогда будущий живописец решил научиться чему-то полезному, чтобы зарабатывать на хлеб. Маленький Федот хотел учиться, но мать была против. Только благодаря настояниям бабушки восьмилетнего Федота отдали учиться в трехклассную земскую школу. Там учитель П.Е.Дюмаев обратил внимание на художественные наклонности мальчика и попытался развить их, передав ему начальные знания в области рисунка и живописи.

Мать художника Анна Ивановна Сычкова.1898г

Портрет,созданный в лучших традициях художников-демократов. В силуэте маленькой, слегка сгорбившейся фигуры, чувствуется задавленность жизнью. Эта щемящая нота развивается в колорите, выдержанном в серо-черной монохромной гамме.

После окончания школы Сычков отправился на заработки в Саратовскую губернию и остановился в г. Сердобске, где работал в иконописной артели Д.А.Решетникова.

В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала И. А. Арапова (1844—1913), обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. После окончания учебы художник вернулся на родину.


Портрет младшей сестры Екатерины Сычковой 1893г

Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники.

С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова — около 600 произведений, включая этюды и эскизы).

В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.

«Катание на масленице» (1914)


С гор.1910г.

Народные гуляния, катания с гор, свадьбы, посиделки - вот далеко не полный круг тем и мотивов, привлекавших мастера. Ему удавалось передавать в картинах бесхитростных забав деревенских жителей.


Водосвятие.

Христославы.

Трудный переход.

Картины написаны легко и свободно с подлинным мастерством художника-жанриста. В них привлекает яркость портретных характеристик героев, умение пластически точно скомпоновать многофигурные композиции, найти выразительные позы и жесты, придающие особую эмоциональную открытость образам.

Параллельно с основной линией, посвященной жизни и быту крестьянства, в творчестве Сычкова в 1900-е годы развивается вторая - эта линия связана с парадным заказным портретом.


Портрет в черном. Портрет Лидии Васильевны Сычковой, Жены Художника. 1904

В портрете раскрыто богатство внутреннего мира женщины, мечтательность, просветленная грусть, перекликающиеся своей тональностью с образами чеховских героинь. Лидия Васильевна Анкудинова - изящная, хрупкая петербургская барышня стала настоящей музой художника. Роль этой женщины в судьбе Ф.В. Сычкова была значительна и неоценима.

Женский портрет.

В 1903 году она стала женой художника, разделив с ним до конца жизни все радости и печали. Вместе с ним жила в селе Кочелаево, в мордовской глубинке, посещала выставки, была в курсе всех событий художественной жизни. Ее уважали и ценили многие художники – друзья Ф.В. Сычкова.

Приятели 1911г

Гринька 1936г.


Подружки.Дети.1916г.

Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. К ним он впервые обратился в 900-е годы, если не считать несколько ученических этюдов, где в качестве модели ему позировали дети. И живописные, и выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором души ребенка.

Без устали писал он родное село, покосившиеся плетни, вросшие в землю избы , весенние разливы полноводной Мокши . Камерностью и теплотой настроения проникнуты небольшие по размерам зимние этюды , выдержанные в серо-голубоватых тонах.

В основе пейзажей – глубокое поэтическое чувство, преклонение мастера перед волнующей в своей скромной прелести красотой российской природы.


Он писал так же и натюрморты.

Клубника.1910.

Огурцы.1917г.

Сычков писал:"Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня…наградили почетным званием Заслуженный деятель искусств МАССР…дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно». Не случайно, что в 1930-е гг., когда была образована мордовская автономия, особое место в творчестве живописца заняла национальная тема.

Учительница-мордовка.1937г

Трактористки-мордовки.1938г.

Во второй половине 30-х годов тематика искусства Сычкова расширяется за счет обращения к советской действительности.


Колхозный базар.1936

Праздник урожая.1938

Подобные полотна, прославляющие счастливую колхозную жизнь, писали многие художники в то время. Эти два больших по формату холста были созданы автором в кратчайшие сроки по заказу выставкома павильона «Поволжье» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Сычков не стремился к изображению людей со сложными, противоречивыми характерами. Почти в каждой его работе чувствуется мягкий, доброжелательный взгляд на мир, душевность и человечность. Справедливо утверждение, что портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели.

Портреты русских крестьянок.

Крестьянская девочка.

Девочка,собирающая полевые цветы.

Блондинка-кокетка.

Молодуха.

Деревенская красавица.

«Не хочется быть старым,- писал Сычков в одном из писем художнику Е. М. Чепцову. - Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны». На восьмом десятке жизни он создал такие полные свежести чувств полотна, как «Возвращение из школы» (1945), «Встреча героя» (1952).


Возвращение из школы.1945г.

Последние два года перед смертью Сычков жил в Саранске. Он работал по-прежнему много, с упоением, вдохновенно. Для него живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна…но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» - строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству этого живописца, влюбленного в окружающий мир.Умер в 1958 году.

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны. Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.


Детство родившегося в одном из сел Пензенской губернии Федота Сычкова, большие художественные способности которого были очевидными с малых лет, прошло в семье, находящейся в беспросветной нужде. Для юноши существовала одна цель — Петербург с его Академией художеств. Чтобы заработать необходимые средства на поездку, подросток работает в иконописной мастерской, пишет фрески в церквях, выполняет живописные портреты по фотографиям.

В 1895 году Ф. Сычков, окончив Рисовальную школу в Санкт-Петербурге, стал вольнослушателем Академии художеств. В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину "Письмо с войны".


Тема жизни крестьян, сельских праздников — основная для художника, хотя писал он много портретов, пейзажей, натюрмортов. Он написал около 600 картин, этюдов и эскизов. Это была летопись его родного края - Мордовии. И, заметьте, его полотна - это взгляд на мир жизнелюбивого человека. Ну. а красота его героинь просто поражает. У него уверенный, свободный рисунок и хорошее цветовая гамма.

Умер Ф.В. Сычков в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР.



Сычков Федот Васильевич (1870-1958) — известный российский художник . Является заслуженным деятелем Мордовской АССР, заслуженным деятелем искусств РСФСР, народным художником Мордовской АССР.

Ф.В.Сычков родился 13 марта 1870 года в с. Кочелаево, Мордовия, в бедной крестьянской семье. Рисованием и живописью стал увлекаться ещё в раннем детстве. Во время пребывания в родном селе работал в иконописной мастерской и создавал портреты односельчан по фотографиям. После того, как Федот Васильевич написал картину «Закладка станции Арапово», увидевший её директор рисовальной школы Е. А. Сабанеев посоветовал отправить молодое дарование в Петербург для профессионального обучения живописью.

Федот Васильевич Сычков отправился в Петербург в 1892 году. Здесь он обучался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в Высшем художественном училище при Академии художеств. Также брал уроки у . Этого обучения и собственного таланта неординарного художника оказалось достаточно для того, чтобы прославить его имя на всю страну. Удивительные по насыщенности и эмоциональности картины и сегодня производят неизгладимое впечатление на зрителя. Он рисовал обычных людей, крестьян, детей, повседневные сцены из жизни людей, сельские праздники и так далее. Эти сюжеты были настолько знакомы и понятны обычному зрителю, что искусство Федота Сычкова стало по-настоящему популярным. Его работы неоднократно участвовали в российских и международных выставках и заслужили немало наград и премий. Великий русский художник умер в Саранске в 1958 году. За свою жизнь он написал более 700 картин и свыше тысячи этюдов.

Сычков Федот Васильевич

Блондинка-кокетка

Возвращение из школы

Возвращение с сенокоса

Девочка, собирающая полевые цветы

Девушка в синем платке

Федот Сычков. Трудный переход.1900-1910г

В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны.

Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.

Федот Васильевич Сычков родился 1 марта 1870 в бедной крестьянской семье в селе Кочелаево, Пензенская губерния.Отец провел молодость в отходных заработках, был много лет в бурлаках. Самому Федоту в детстве приходилось вместе с матерью ходить с сумой, из-за чего сверстники дразнили его нищим.

Уже тогда будущий живописец решил научиться чему-то полезному, чтобы зарабатывать на хлеб. Маленький Федот хотел учиться, но мать была против. Только благодаря настояниям бабушки восьмилетнего Федота отдали учиться в трехклассную земскую школу. Там учитель П.Е.Дюмаев обратил внимание на художественные наклонности мальчика и попытался развить их, передав ему начальные знания в области рисунка и живописи.

Мать художника Анна Ивановна Сычкова.1898г
Портрет,созданный в лучших традициях художников-демократов. В силуэте маленькой, слегка сгорбившейся фигуры, чувствуется задавленность жизнью. Эта щемящая нота развивается в колорите, выдержанном в серо-черной монохромной гамме.

После окончания школы Сычков отправился на заработки в Саратовскую губернию и остановился в г. Сердобске, где работал в иконописной артели Д.А.Решетникова.
В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала И. А. Арапова (1844-1913), обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. После окончания учебы художник вернулся на родину.

Главная тема художника - жизнь крестьян, сельские праздники.
С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).

В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.

Народные гуляния, катания с гор, свадьбы, посиделки - вот далеко не полный круг тем и мотивов, привлекавших мастера. Ему удавалось передавать в картинах бесхитростных забав деревенских жителей.

Картины написаны легко и свободно с подлинным мастерством художника-жанриста. В них привлекает яркость портретных характеристик героев, умение пластически точно скомпоновать многофигурные композиции, найти выразительные позы и жесты, придающие особую эмоциональную открытость образам.

Параллельно с основной линией, посвященной жизни и быту крестьянства, в творчестве Сычкова в 1900-е годы развивается вторая - эта линия связана с парадным заказным портретом.

Портрет в черном. Портрет Лидии Васильевны Сычковой, Жены Художника. 1904
В портрете раскрыто богатство внутреннего мира женщины, мечтательность, просветленная грусть, перекликающиеся своей тональностью с образами чеховских героинь. Лидия Васильевна Анкудинова - изящная, хрупкая петербургская барышня стала настоящей музой художника. Роль этой женщины в судьбе Ф.В. Сычкова была значительна и неоценима.

В 1903 году она стала женой художника, разделив с ним до конца жизни все радости и печали. Вместе с ним жила в селе Кочелаево, в мордовской глубинке, посещала выставки, была в курсе всех событий художественной жизни. Ее уважали и ценили многие художники – друзья Ф.В. Сычкова.

Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. К ним он впервые обратился в 900-е годы, если не считать несколько ученических этюдов, где в качестве модели ему позировали дети. И живописные, и выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором души ребенка.

Без устали писал он родное село, покосившиеся плетни, вросшие в землю избы,весенние разливы полноводной Мокши. Камерностью и теплотой настроения проникнуты небольшие по размерам зимние этюды, выдержанные в серо-голубоватых тонах.
В основе пейзажей – глубокое поэтическое чувство, преклонение мастера перед волнующей в своей скромной прелести красотой российской природы.

Сычков писал:"Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня…наградили почетным званием Заслуженный деятель искусств МАССР…дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно». Не случайно, что в 1930-е гг., когда была образована мордовская автономия, особое место в творчестве живописца заняла национальная тема.

Учительница-мордовка.1937г
Трактористки-мордовки.1938г.
Во второй половине 30-х годов тематика искусства Сычкова расширяется за счет обращения к советской действительности.

Колхозный базар.1936
Праздник урожая.1938
Подобные полотна, прославляющие счастливую колхозную жизнь, писали многие художники в то время. Эти два больших по формату холста были созданы автором в кратчайшие сроки по заказу выставкома павильона «Поволжье» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.

Сычков не стремился к изображению людей со сложными, противоречивыми характерами. Почти в каждой его работе чувствуется мягкий, доброжелательный взгляд на мир, душевность и человечность. Справедливо утверждение, что портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели.

«Не хочется быть старым,- писал Сычков в одном из писем художнику Е. М. Чепцову. - Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны». На восьмом десятке жизни он создал такие полные свежести чувств полотна, как «Возвращение из школы» (1945), «Встреча героя» (1952).

Последние два года перед смертью Сычков жил в Саранске. Он работал по-прежнему много, с упоением, вдохновенно. Для него живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна…но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» - строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству этого живописца, влюбленного в окружающий мир.Умер в 1958 году.

Галерею работ художника можно посмотреть здесь.http://maxpark.com/community/6782/content/5002408

Имя нашего прославленного земляка, талантливого живописца, одного из основоположников мордовского профессионального изобразительного искусства, заслуженного деятеля искусств МАССР и РСФСР, народного художника Мордовии Федота Васильевича Сычкова известно далеко за пределами нашей родины.

Ф.В.Сычков создал в своих полотнах яркие запоминающиеся, убедительные народные образы. Прекрасные своим здоровьем и жизнерадостностью, они утверждают духовную красоту и ценность человека труда, его право на счастье.

Творчество Ф.В.Сычкова отличается редкой цельностью. Симпатии художника раз и навсегда были отданы одной теме-жизни его родного села Кочелаево, в котором он прожил почти всю свою жизнь.

Родное село Кочелаево, живописно раскинувшееся на берегах реки Мокши, никогда не отпускало художника надолго. Учась в Петербурге, Сычков приезжал сюда на каникулы, после путешествия по европейским странам - Италии, Германии, Австрии, Франции- он возвратился в Кочелаево, обосновавшись здесь навсегда. В маленьком доме, стоявшем «на том самом месте и улице, названной Рогожинской», где он появился на свет в марте 1870года, художник прожил долгую жизнь, полную творческих открытий и достижений.

Жизнь художника пролегла через две эпохи. Октябрьскую революцию он встретил уже сложившимся известным художником и в советское время трудился более сорока лет. Русский по национальности, Сычков посвятил свое искусство молодой мордовской республике, внес огромный вклад в становление и развитие ее живописной культуры.

Федот Сычков с детских лет видел нужду, рано лишился отца. Как и все дети кочелаевских крестьян, будущий художник не мог и думать о хорошем образовании. Уделом его была лишь трехклассная земская школа, где он получил первые навыки рисования. Его путь в искусство похож на сотни других, какие прошли выходцы из беднейших слоев общества России конца 19 века. Стать известными людьми, получить образование им удалось ценой величайшего труда и огромного упорства. На этом пути у Сычкова помимо трехклассной земской школы была работа за гроши подмастерьем в артели иконописцев, унижения и первая заказная картина «Закладка станции Арапово», благодаря которой в судьбу талантливого самоучки вмешался местный помещик генерал И.А.Арапов. Он помог способному пареньку поступить в 1892 году в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге.

Ф.Сычков прошел шестилетний курс рисовальной школы за три года и в 1895 году поступил в Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств.

В стенах Академии художеств не только окрепли его профессиональные навыки, сложилось его художественное мировоззрение, но и выявились склонности к определенным жанрам и темам. Наряду с портретом его более всего привлекал бытовой жанр. Главной темой творчества Сычкова становится жизнь деревни.

Большую роль в становлении творчества Сычкова сыграло также искусство. И.Е.Репина и личное общение с ним, о котором художник вспоминал в течение всей своей жизни По окончании Академии (1900г.) Сычков довольно активно участвует на тогдашних петербургских выставках. Имя его завоевывает популярность. Он показывает свои произведения на весенних академических выставках, на выставках «Санкт-Петербургского общества художников» и «Общества русских акварелистов», «Общества имени А.И.Куинджи», на ряде международных выставок и были удостоены различных премий и наград.

Большую роль в формировании художника сыграла поездка за границу, которую супруги Сычковы (Сычков в 1903 году женился на Лидии Васильевне Анкудиновой) предприняли в 1908 году. Цель ее – осмотр лучших музеев Европы,знакомство с шедеврами европейской живописи.

Заграничная поездка дала художнику массу впечатлений и много новых знаний в области живописного искусства Его палитра, как бы вобрав в себя звонкие краски юга,становится ярче и светлее В плане же тематики характер творчества Сычкова не изменился. .Получив мощный духовный заряд, он интенсивно работает, Это самый плодотворный период в творчестве художника, Менее чем за десять лет им создано около полусотни различных произведений, среди которых свыше десяти тематических полотен,таких как «С гор», «Полоскальщицы»(1910), «Деревенская свадьба»(1911) «Девичник», «Трудный переход»(1912) « Катание на масленице»(1914), «Опять на родине», «Водосвятие»(1916) В этот период своего творчества Ф.В.Сычков пользуется большой популярностью в кругах широкой публики.

Октябрьская революция круто изменила привычный уклад жизни Сычкова, нарушила все его планы. Потеряв в голодном, нетопленом Петербурге просторную мастерскую и богатых заказчиков, он возвратился на родину, с которым не порывал связей никогда. В Кочелаеве он вместе с супругой Лидией Васильевной поселился в крытой соломой избе, пристроив к ней мастерскую, занимался хозяйством,обрабатывал свой участок, как и все кочелаевские крестьяне. Ему казалось, что это все временно.Как показали дальнейшие события, Кочелаево стало местом, где супруги Сычковы прожили почти до конца своей жизни.

На родине художник деятельно включился в общественную жизнь края. В 1918 году он участвует в украшении панно и транспарантами праздников уездного города Наровчата и станции Арапово (с 1918 года Ковылкино) У себя в Кочелаеве он оформляет клуб лозунгами плакатами, портретами вождей революции, пишет декорации к спектаклям, поставленным на самодеятельной сцене.

С образованием Мордовской автономии Сычков первый из художников нашей республики создал в искусстве яркий, запоминающийся образ мордовской женщины «За работой подруги», «Школьница-отличница» (1935) «Учительница-мордовка»(1937), «Праздник урожая»,«Трактористки-мордовки»(1938), «Эрзянка»(1952) С каким достоинством, гордостью носят мордовские женщины и девушки свои национальные костюмы, унизанные да увешанные искусными украшениями из бисера, стекляруса, самоцветов и монет. Вокруг шеи всевозможные ожерелья, пестрые, нанизанные и плетеные.И зовутся они по-разному: «къргавакскя», «кърганьберьф» На груди лежит широкий переливчатый воротник-«баяравань кърганя». У пояса несколько кистей потяжелее, набранных из более крупных бусин.На ногах сапоги с равнехонькой гофрировкой повыше щиколотки «сапоги в гармошку» или «сермаф кямот»,вязаные чулки с узорами. На голове цветастый шерстяной платок с кистями,на который еще одевается венок «ашкотф».Вот эту национальную гордость-человека светлого душой,в костюме,который создан трудом поколений, отмечен национальным пониманием красоты, и прославляет живописец. В одном из писем своему коллеге художнику Н.А.Каменьщикову писал: «я не мордвин,а чисто русский и мало от роду видел мордву, только теперь за двадцать последних лет заинтересовался мордвой и очень люблю прошлое мордвы, их национальные костюмы и прочее… Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня наградили почетным званием и дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно.

С середины 30-х годов начинается новый период в творчестве Сычкова. Стремясь быть объективным, он в своих произведениях отражает все новое, положительное после голода и разрухи, что неуклонно входило в жизнь его родного села. Существенную роль в эволюции его творчества сыграла активизация художественной жизни Мордовии. «Создание в 1937 году Союза художников МАССР систематическая организация в Саранске республиканских художественных выставок, активным участником которых был Ф.В.Сычков,- все это не могло не сказаться на работах уже зрелого мастера.В это время он создает целый ряд произведений, повествующих о жизни советской деревни: «Праздник урожая», «Выходной день в колхозе», «Колхозный базар», «Девушка в синем платке», «Катание с гор», «Собираются в гости», «Гринька» и др

Начавшаяся Великая Отечественная война хотя и изменила тематику живописца, но в целом его творчество не контрастирует с предыдущими периодами. Примечательно то, что в этот период художник, отличавшийся необыкновенной трудоспособностью и плодотворностью, очень мало работал. Если в предвоенное время им создавалось в год несколько картин, портретов, то в период войны он написал одно законченное полотно «В фонд обороны», два портрета «Мужской портрет», «Портрет Героя Советского Союза А.Г.Котова», выполнил эскизы картин «Девушки Мордовской АССР изучают военное дело». Главная причина тому - моральное состояние художника, остро переживавшего события войны.

Ф.В.Сычков создал свой запоминающийся тип женской красоты с ярко выраженными национальными чертами. Его идеал не имеет ничего общего с классическим. Его героини покоряют зрителя своей здоровой и крепкой силой людей из народа, утверждают полноту и радость бытия. Созданный художником образ, хотя и опирается на изображение конкретных людей, носит скорее собирательный характер. В нем обаяние цветущей молодости, избыток жизненных сил, бьющая через край энергия, сила и здоровье. Его созданию подчинен весь арсенал выразительных средств, которыми пользуется мастер. Вместо тонких стройных форм у него на холстах плотные, крепко сбитые фигуры, источающие жизненную энергию.

Сычковские красавицы обладают румянцем на полных щеках, милыми и ясными глазами, веселой, белозубой улыбкой. Улыбка - непременная черта героинь художника. Благодаря улыбке они вступают в непосредственный контакт со зрителем.

Женщина- главная героиня не только всех тематических картин Ф.В.Сычкова. Свой законченный тип народной красавицы он создал благодаря многочисленным портретным работам. Именно они явились той лабораторией, где выкристаллизовывались главные черты излюбленного художником образа. Особенно дорог ему был тип девушки жизнерадостной, краснощекой,задорной,сильной, такой как «Плясунья Соня», «Настя за вязаньем», «Жница», «Устинья», «Девушка с капустной рассадой» и др.

Часто мастер пишет парные портреты, в которых соединяет две модели, помещенные то в интерьере («В гостях», «Собираются в гости», «Подружки»), то на открытом воздухе («Праздничный день.Подруги.Зима», «Подружки,Дети», «Приятели»,и др.).

Изображение крестьянских детей - одна из любимых тем Сычкова. В его детских портретах ощущается та традиционная самостоятельность, сызмальства привитая «трудовая хватка», которая до сих пор отличает деревенскую детвору от городских ребят. Он ясно показывает зрителю, что любит своих героев, любуется ими, понимает их своеобразную прелесть.

Отличаясь необыкновенной трудоспособностью Ф.В.Сычков создал за свою долгую жизнь более трехсот законченных произведений, написал более тысячи этюдов, эскизов, которые хранятся В Мордовском республиканском музее изобразительных искусств.В Москве и Санкт-Петербурге, Иванове и Ульяновске, Уфе и Челябинске и других городах страны можно встретить в музеях и частных коллекциях работы Ф.В.Сычкова. Всюду люди восторгаются звонкими красками художника.

И сколько бы не прошло лет, картины Сычкова всегда будут учить людей любить родную землю, будут дарить людям радость, как дарят уже не одному поколению. Потому что замечательного живописца, певца Мордовии, певца народной жизни вдохновляли на творчество непреходящие, вечные ценности: красота земли, красота человека, красота человеческого труда и счастья.

 

 

Это интересно: