→ Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Что такое потешки? Устное народное творчество Прибаутка и потешка чем отличается

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества. Отличия прибаутки от потешки. Слово как средство создания образа. Что такое потешки? Устное народное творчество Прибаутка и потешка чем отличается

  • Потешка — жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест (в отличие от считалки, где жест важнее слова). Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром.Самого маленького потешка учит в процессе увлекательной игры с взрослым. Слово взрослого дает команду, а ребенок должен под эту команду сделать какие-то движения. Например, в известной потешке «ладушки», как только взрослый скажет это слово, ребенок должен хлопнуть в ладоши, а при словах «на головку сели» — положить ручки на головку. Постепенно ребенок овладевает речью и начинает сам себе давать команды.

    Подрастает малыш, и потешка «растет» вместе с ним. Вот и пора его уже учить ходить:

    Катя, Катя маленька,
    Катенька удаленька.
    Пройди, Катя, горенкой,
    Топни, Катя, ноженькой.

    А вот малыш уже и ходить научился, подрос. Пора приучать его к труду, воспитывать трудолюбие:

    Тра-та-та, тра-та-то,
    Пожалуйте, решето:
    Мучки просейте,
    Пироги затейте
    С гречневой кашей,
    Пироги для Маши!

    А какой малыш любит умываться или расчесывать волосы? И тут на помощь приходит потешка. Ведь намного интереснее умываться, когда тебе говорят: «Водичка, водичка, умой мое личико…» Или вытерпеть расчесывание длинных волос, если тебе приговаривают: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» Кстати сказать, в глубокой древности слова потешки не столько «потешали», сколько «заклинали»; люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесенное слово-заклинание может повлиять на природу, заставить расти волосы…

    Но потешка не только учит движениям, она и воспитывает, учит малышей понимать «что такое хорошо» и «что такое плохо»: «Маму, дочка, слушайся», «Мал, мал, не хорош! Ты водички не принес».

    Потешка вводит ребенка в мир, учит его жить, учит весело. Можно сказать, что потешка — это веселая народная школа для самых маленьких.

    Народные потешки

    — Ладушки, ладушки!
    Где были?
    — У бабушки!
    — Что ели?
    — Кашку!
    — Что пили?
    — Бражку.
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    Шу, полетели!
    На головку сели!
    Сели, посидели,
    Прочь улетели!

    Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.
    Иван, Иван, вырывай бурьян,
    Чтоб росла морковка,
    Большая, как мутовка,
    Чтоб росла репка,
    Сладкая да крепкая,
    Чтобы вырос огурец,
    Длинноусый молодец.

    Сорока-ворона
    Кашу варила,
    Деток кормила,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    Этому дала,
    А этому не дала:
    «Мал, мал, не хорош!
    Ты водички не принес.
    Кыш, пошел!»

    Идет коза рогатая,
    Идет коза бодатая —
    За малыми ребятами,
    Ножками топ-топ.
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Кто молока не пьет,
    Того забодает,
    Забодает, забодает!

    Лепим, лепим пирожки,
    Замесили из муки,
    Сели мы на лавочку,
    Угостили бабушку,
    Побежали в огород,
    Там собрался весь народ,
    Вот котёнку пирожок,
    Вот утёнку пирожок,
    И Серёжке на зубок.

    Аристархов Сережа

    Мышка наша маленька,
    Маленька, удаленька.
    Она в поле побежала,
    Колосков насобирала.
    Не страшна теперь зима, —
    Будут полны закрома.

    Безуглый Женя

    Мышки, мышки побежали,
    Сорок кошек напугали,
    Кошки заревели
    И мышат всех съели.

    Сорокина Ася

    Собачка, собачка,
    Ты беги, беги.
    Маленького мальчика
    Ты учи, учи.
    Бегать, прыгать и скакать,
    Будет мальчик повторять.

    Жигунов Алёша

    Стало солнце подниматься,
    Стал и Ваня просыпаться,
    А потом и умываться.
    И быстрей пошёл гулять,
    И снежком в ребят бросать
    Ай-яй-яй
    Ты быстрей вставай.

    Лавров Матвей

    Ходила Маша в лесок,
    Не теряла носок.
    Ходила Маша на речку,
    Видела овечку.
    Любит Маша ходить
    И собачку гулять водить.

    Фрейшист Наташа

    Бежали мы по дорожке,
    А навстречу красные сапожки,
    Сапожки, сапожки!
    Обуйте наши ножки,
    Чтобы ножки не устали,
    Чтобы ножки не хромали.

    Середкин Олег

    Скачет зайчик по дорожке,
    Скок, скок.
    Правой ножкой, левой ножкой,
    Скок, скок.
    Прыгай, прыгай, вместе ножки,
    Скок, скок.
    И похлопаем в ладошки,
    Скок, скок.

    Лобова Наташа

    Повар, повар, поварёнок!
    Молодёнок, удалёнок!
    Повар скалкою стучал,
    Повар миской громыхал,
    Ложки, вилки разбирал
    Да кастрюли наполнял.
    Повар ноченьку не спал —
    Званный ужин накрывал,
    Всех гостей он созывал,
    Вкусным блюдом угощал.
    Гости ели, пили,
    Повара хвалили,
    Котлы опустошили,
    Домой укатили.
    А повару оставили
    Лишь посуду разбирать-
    Ложись, бедняжка-кулинар,
    Не кушавши в кровать!

    Печинина Вика

    Ванечка, Ванюша,
    Кашку всю ты скушай.
    Стукни ложкой,
    Топни ножкой.
    Хлопни ты в ладоши,
    И погладь ты кошку.

    Гудзюк Аня

    Аня бежит по дорожке,
    Где же Сашины ножки?
    Мы за ручки Сашеньку возьмём,
    И за Анечкой пойдем.
    Топ, топ, топоты,
    Это Сашины следы.

    Филинкова Аня

    Утром солнышко проснулось.
    Деткам в окна улыбнулось.
    Ты, Юрасенька, вставай,
    И кроватку заправляй.

    Филинков Юра

    Эй, вы, глазки, эй, вы, ушки.
    Вас положим на подушки.
    Полежите, полежите,
    Отдохните и поспите.

    Киреев Петя

    Бегемотик к нам идёт,
    Он подарки нам несёт,
    А когда он их раздаст,
    То тогда пойдем мы в пляс.

    ПОТЕШКИ

    Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки - приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно.

    ПРИБАУТКИ

    Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать "смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок". В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров: считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т.д.).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПОТЕШКИ

    Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки - приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно.

    Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, но характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально-мелодическая основа и педагогическое воздействие - совершенно иные. Если монотонный напев колыбельной песни успокаивает ребенка, равные ритмические единицы убаюкивают, то потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию и т.д.

    Об умелом использовании потешек для педагогических целей оставила свидетельство в своих записях виднейшая сибирская собирательница М.В. Красноженова. Она написала, что А.Н. Широкова пестует свою дочь, приучая знать названия частей лица и головы:

    Нос лепешкой! Нос лепешкой!/Щечки - булочки у нас.

    Ай, люленьки, люли, /Щечки-булочки у нас!

    Зубки, словно миндалинки,/А глазки - коринки... и т. д.

    Привнесение новой информации в сознание ребенка подобным методом всегда оказывается плодотворным, ибо окрашивается эстетическим чувством ребенка.

    Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка, к усвоению народной поэзии.

    И в наши дни бытуют многочисленные варианты общеизвестных потешек: "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока", "Идет коза рогатая" и некоторых других.

    ПРИБАУТКИ

    Потешки сменяются прибаутками. Прибауткой принято обозначать "смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок". В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями. Некоторые ученые (Г.Н. Потанин, В.И. Даль, А.Ф. Можаровский, А. Марков), видимо, по признаку наличия юмористических тенденций, к прибауткам относили произведения других жанров: считалки, перевертыши, скороговорки, дразнилки и т.д.).

    Небезынтересно проследить процесс формообразования прибауток. Пока действия ребенка ограничены стенами избы, общение с внешним миром - общением с родными и близкими, пока ребенок не вошел в коллектив равных себе и не создал свой мир "жизни-игры", внешние впечатления его предельно ограничены. Это могло бы затормозить процесс психологического развития, но к концу "колыбельного" периода (2-5 лет) ребенок уже владеет обширным словарным запасом, достаточным для введения жизненно важной информации о предметах и явлениях, лежащих за пределами личного опыта и конкретно-чувственного восприятия действительности, и настолько прочными первичными представлениями, что возможна игра понятиями на уровне смысла; настолько владеет речью, что возможна игра словом. Потешки не только приготовили ребенка к игре, раскрыли перед ним эстетическую суть игры, но и воспитали эстетические потребности, которые можно удовлетворить только в игре и игрой. Возникновение жанра прибауток как игр взрослых (пестуний) с детьми на уровне слова, понятия, смысла было таким образом предопределено во всех своих параметрах. Прибаутка призвана маленький, замкнутый мирок ребенка превратить в "разомкнутый" и бесконечно разнообразный мир, поднять ребенка до понимания социальных проблем, классовых отношений и некоторых философских категорий, что для него жизненно необходимо.

    Невероятно сложно. Потешки и прибаутки исследователи относят к поэзии пестования. К ней также принадлежат колыбельные. В нашей статье мы поговорим о формах устного народного творчества, которые используются для развития ребенка. Ведь потешки и прибаутки создавались взрослыми для детишек.

    Малые жанры фольклора

    Всем известно, что слово обладает большой магической силой. Многие народы с уважением относились к нему. Корни фольклорных произведений лежат в языческом прошлом. Большинство сказок, песен, потешек и прибауток изначально имели обрядовое значение. Играя с ребенком, мама старалась защитить его от воздействия разных негативных сил, например болезней, смерти.

    Постепенно фольклорные произведения утратили свое обрядовое значение и стали использоваться для развития детей. В этом нет ничего удивительного. Легкий стиль изложения повествования, занимательный сюжет и небольшой объем делают малые жанры фольклора очень доступными для детского восприятия. В зависимости от возрастной группы ребенка используются разные произведения. Потешки и прибаутки назначение имеют разное. Самыми первыми произведениями, с которыми знакомится ребенок, являются прибаутки. По своему содержанию они более сложные, чем потешки.

    Что такое короткие по объему произведения, предназначенные для детей. Если потешки имеют прикладное значение, то у прибауток нет ничего общего с игрой. В них присутствует небольшой сюжет, который по своему содержанию напоминает сказку в стихотворной форме. В центре повествования находится какое-либо событие. Быстрое развитие сюжетной линии привлекает внимание малыша. Кроме этого особенный ритм данного жанра содержит парные рифмы, а также повторы фраз и элементы звукоподражания.

    Использование прибауток очень полезно для детей раннего возраста. Они позволяют развивать фонематический слух, что очень важно для правильного речевого развития. Помимо этого, они расширяют фантазию, воображение и дают первые представления об окружающем мире.

    Прибаутки как малый жанр фольклора

    Несмотря на то что по своему содержанию все детские поговорки в стишках очень похожи, их можно разделить на несколько форм. Например, небылицы-перевертыши. В отличие от других которые предназначены для развлечения маленьких детей, это стихи в песенной форме. Сюжет таких произведений отличается от прибауток тем, что в нем отражаются события из реальной жизни.

    Следует отметить, что малые формы фольклора оказали большое воздействие на формирование детской литературы. Однако у фольклористов своя точка зрения в вопросах, что такое прибаутки и какова их роль. Это связано с тем, что их использовали не только для развития детей. Народные прибаутки создавались и для увесилительных праздников.

    Современная педагогика широко использует В прибаутках и потешках очень большой потенциал для развития ребенка. Не секрет, что даже в младенческом возрасте малыш на подсознательном уровне усваивает Если родители, общаясь с ним, используют потешки и прибаутки, то они невольно способствуют развитию речи.

    Использование малых жанров фольклора в начальной школе способствует повышению интереса к чтению у ребенка. В младших классах учителя целенаправленно используют прибаутки. 2 класс по образовательной программе изучает эти жанры, знакомясь с произведениями литературы в занимательной форме.

    Использование прибауток в литературе

    Далеко не все прибаутки, которые мы сегодня знаем, имеют фольклорное происхождение. Многие из них пришли в наш обиход из произведений литературы. Очень интересны в этом отношении те, которые писал для детей Лев Толстой. Большая часть прибауток, которые он использует в сказках и рассказах, принадлежит ему. Но сюжет и форма изложения позаимствована из фольклора. Что такое прибаутки в сказках Толстого? Это присказки, которые используются в качестве введения в основное повествование сказочного рассказа. В отличие от классической прибаутки здесь присутствует повествовательная форма. Очень часто она бывает не связана с сюжетной линией сказки.

    В литературе также используются шутки-прибаутки. Основными персонажами таких юмористических стишков являются не только люди, но также животные и птицы.

    Прибаутки на праздниках

    Как уже было сказано, этот жанр не только для детей. Очень часто его можно встретить в некоторых обрядах, которые проводятся на различных праздниках. Например, на свадьбе или Масленице.Что такое прибаутки на таких мероприятиях? Это отличный способ развеселить собравшихся людей различными забавными стишками. В сюжете прибаутки обязательно есть такая яркая деталь, которая привлечет внимание всех и вызовет улыбку. Подобные праздничные стишки учат и дети в школе. Во время различных мероприятий они используют эти прибаутки. 2 класс и дети постарше могут удивить своих родителей такими познаниями в фольклоре во время своих школьных выступлений.

    Потешки

    У данного жанра есть схожие черты с прибаутками. Но он более игровой. Поэтому потешки, как правило, используют для детей в качестве развлечения, как и шутки-прибаутки.Их применяют и мамы дома, и педагоги во время различных занятий в садике и младших классах. Они привлекают внимание детей, веселят их и в то же время обучают и развивают. Также они играют роль отвлекающего момента, когда ребенок ест и купается, особенно тогда, когда взрослые проговаривают их выразительно и с артистизмом.

    Использование потешек в младших классах

    Жанры малого фольклора часто используются на школьных занятиях по русскому языку, литературе и культуре. В младших классах учителя активно применяют на уроках потешки и прибаутки. 2 класс и более взрослые ученики благодаря образовательной программе узнают об этих жанрах фольклора практически с начала обучения в школе. Дети запоминают популярные потешки и прибаутки, тем самым тренируют память, обогащают свою речь новыми выражениями, становятся более эрудированными.

    Пестушки - это песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка.

    Потешки - это песенки и стишки к первым играм ребенка с пальчиками, ручками. ножками. Пестушка и потешка – это жанр устного народного творчества.

    Такое определения для этих элементов народного фольклора можно дать для детей 2 класса на уроке литературного чтения.

    Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушкам и. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции.

    За ними следуют потешки – песенки и стихи к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток – песенок и стихов, интересных прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

    Проснувшегося, уставшего от неподвижности и пеленок малыша, распеленав, пестунья взбадривала, поглаживая вдоль тельца и приговаривая пестушку:

    Потягунушки,
    Порастунушки,
    Поперек толстунушки,
    А в ножки ходунушки,
    А в ручки хватунушки,
    А в роток говорок,
    А в головку разумок.

    Пестушки и потешки - тексты, примеры.

    Когда ребёнок гулит или агукает, приговаривают:

    Ах, поёт, поёт
    Соловушка!
    Ах, поёт, поёт
    Молоденький;
    Молоденький,
    Хорошенький,
    Пригоженькой!

    Когда ребёнок проснется и потягивается, его гладят по животику, приговаривая:

    Потягунюшки, поростунюшки!
    Роток-говорунюшки,
    Руки-хватунюшки,
    Ноги-ходунюшки.

    Когда ребёнок начинает становиться на ножки:

    Дыб, дыб, дыбочек,
    На первый годочек!

    Когда ребёнок учится ходить:

    Ножки, ножки,Куда вы бежите?
    - В лесок по мотом
    Избушку мшить,
    Чтобы не холодно жить.

    Движениями детских ручек изображают растягивание холста и говорят:

    Тяни холсты,
    Тяни холсты,
    На рубашечку,
    На столешничек.

    Мать или няня сажает ребёнка на колени и, держа его за ручки, покачивает то к себе, то - от себя, приговаривая:

    Тоню тяну,
    Рыбу ловлю,
    В кошель кладу,
    Домой несу:
    Щýрки в кýчки,
    Плотички в полички»
    Один ершок
    -Да и тот в горшок.
    Щей наварю,
    Николая накормлю,
    Спите-тко, ребята,
    Не чухкайте.

    Взяв ребёнка, его качают вверх и вниз, напевая и приговаривая:

    А тпру, тпру, тпру!
    А тпру, тпру, тпру!
    Не вари кашу круту,
    Вари жиденькую,
    Вари мяконькую,
    Да молошненькую.

    Тюшки, тютюшки,
    На горе пичужки.
    Там Ванюшка был,
    Пичужку, поймал.

    А тари, тари, тари!
    Куплю Маше янтари,
    Останутся деньги,
    Куплю Маше серьги,
    Останутся пятаки,
    Куплю Маше башмаки,
    Останутся грошики,
    Куплю Маше ложки,
    Останутся полушки,
    Куплю Маше подушки,

    Ехала барыня

    По ровненькой дорожке,
    По кочкам,по кочкам
    -Да бух!

    Ребёнка водят под мышки или за ручки вдоль лавочки, приговаривая:

    Три-та, та, три-та, та!
    Вышла кошка за кота.
    Ходит кот по лавочке,
    А кошечка по подлавочке,
    Ловит кота за лапочки:
    - Ох ты, котик, коток,
    Крутолобенький!
    Поиграй ты, кот, со мной,
    С Машкой, кошкой молодой!

    Ребёнка качают, посадив к себе на колени, и приговаривают:

    Скок-поскок!
    Молодой дроздок
    По водичку пошёл,
    Молодичку нашёл,
    Молодиченька,
    Невеличенька:
    Сама с вершок,
    Голова с горшок.
    Шу-вы! полетели,
    -На головушки и сели.

    Изображая пальцами правой руки рога, слегка щекочут ими ребёнка и припевают:

    Идёт коза рогатая,
    Идёт коза бодатая:
    Ножками: топ! топ!
    Глазками: хлоп, хлоп!
    Кто кашки не ест,
    Кто молока не пьёт,
    Того забодает, забодает.

    Взяв ручки ребёнка, хлопают ими в ладоши, в такт, а при последних словах ручки разводят и подымают на голову ребенка:

    Ладушки, ладушки!
    - Где были?
    - У бабушки.
    - Что ели?
    - Кашку.
    - Что пили?
    - Бражку.
    Кашка сладенька,
    Бражка пьяненька,
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    -Шу-у-у - полетели,
    На головушку сели.

    Берут у ребёнка ручку и водят по ладошке указательным пальцем и приговаривают:

    Сорока, сорока,
    Сорока-белобока
    Кашку варила,
    На порог скакала,
    Гостей созывала.
    Гости не бывали,К
    ашки не едали.
    Всё своим деткам отдала.

    Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

    Этому дала на блюдечке,
    Этому на тарелочке,
    Этому на ложечке,
    Этому поскрёбышки.

    Останавливаясь на мизинце, добавляют:

    А этому нет ничего.
    А ты мал малéнек:
    За водицей не ходил,
    Дров не носил,
    Кашки не варил.

    Разводя ручки в стороны и затем быстро положив на головку, говорят:

    Шу-у-у, полетели
    -На головушку сели.

    Перебирают по очереди пальчики ребёнка и приговаривают:

    Большаку дрова рубить (большой палец),
    А тебе воды носить (указательный),
    А тебе пéча топить (безымянный),
    А малышке песни петь (мизинец),
    Песни петь да плясать,
    Родных братьев потешать.
    Песни петь да плясать,
    Родных братьев потешать.

    Перебирают пальцы и при этом говорят:

    Идут четыре братаНавстречу старшему.
    - Здравствуй, большак! - говорят,
    - Здорово, Васька-указка,
    Мишка-серёдка,
    Гришка-сиротка
    Да крошка Тимошка.

    Эмпирическим путем пришли женщины к пониманию необходимости массажа, ласкового прикосновения к малышу. А массаж вдвойне приятен и ребенку, и матери, если в такт движениям произносится такой славный и ласковый стишок. Для развития координации движений и укрепления мышц практическая народная педагогика и медицина выработали целый комплекс упражнений, сопровождаемых пестушками.

    Скучными могут показаться самые правильные и научно обоснованные физические упражнения по сравнению с теми, что сопровождаются такими приговорами: «Лунь плывет, лунь плывет...», «Лебеди летели, лебеди летели...» А сколько радости подрастающему ребенку доставляет пестушка «Тяни холсты»! В ней никто не забыт, всем членам семьи досталось по сажени, а самому малому – больше всех! А вот уже весело «отплясывает» ребенок, сидя на ладони у матери, поддерживающей его другой рукой за грудку, под задорную песенку: «Трататушки, тра-тата, вышла кошка за кота...»

    Становится ребенок на ножки, делает первые шаги, начинает говорить – каждый столь важный этап в его развитии сопровождается пестушками. Пестушкам близки и шуточные заговоры, они сопровождают купание ребенка; окатывая его водой, мать приговаривает: «С гуся вода, с Лети худоба»; утешает, если он ушибся: «У сороки боли, у Сани заживи...»

    На втором году жизни ребенка ждут новые радости – знакомство с потешками – элементарными играми: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая». В них подчас содержится наставление: в потешке-сказочке «Сорока-ворона» фантастическая птица щедро кормит всех кашей, кроме одного – того, что ленился и не работал вместе со всеми.

    Играя с пальчиками ребенка, его приучают к счету: «Один палец, другой палец...» Постепенно приходит пора сказок.

    По материалам книги: Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья. В. Аникин

    Потешки и прибаутки – это жанр устного народного творчества. Потешка развлекает и развивает малыша. Она учит маленького ребенка понимать человеческую речь и выполнять различные движения, которыми руководит слово. Слово в потешке неразрывно связано с жестом. Оно является главным и ведет за собой жест.

    У нашего народа, как и у любого другого, есть бесценное богатство – его опыт, его фольклор. Веками бабушки, матушки, нянюшки складывали песенки, потешки и прибаутки.

    Вспомните некоторые из них, и они помогут вам. И не беда, если вы не знаете мелодии. Ласковым голосом, негромко, с доброй улыбкой напевайте потешки вашему ребенку, и вы почувствуете, как между вами устанавливается прочная духовная и эмоциональная связь.

    ***
    Этот пальчик в лес пошел,
    Этот пальчик гриб нашел,
    Этот пальчик гриб сорвал,
    Этот пальчик жарить стал,
    Ну а этот? Он все съел,
    Оттого и потолстел!

    ***
    Идет коза рогатая,
    За малыми ребятами
    Ножками топ-топ,
    Глазками хлоп-хлоп.
    Кто каши не ест,
    Молока не пьет,
    Того забодает, забодает, забодает.

    ***
    – Ладушки, ладушки,
    Где были?
    – У бабушки.
    – Чего ели кашку?
    – Кашку.
    – Чего пили?
    – Бражку.
    – Чего на закуску?
    – Хлеба да капустку.
    Попили, поели,
    На головку сели.

    ***
    – Гуси, гуси!
    – Га-га-га
    – Есть хотите?
    – Да-да-да!
    – Летите домой!
    Серый волк под горой!
    Быстренько поели
    И полетели!

    ***
    – Сорока- сорока! Где была?
    – Далеко!
    – Что делала?
    – Кашу варила, деток кормила.
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    Этому дала
    А этому не дала
    Ты дров не носил, ты печку не топил!

    ***
    – Мальчик- пальчик,
    Где ты был?
    -С этим братцем в лес ходил,
    С этим братцем щи варил,
    С этим братцем кашу ел,
    С этим братцем песни пел.

    ***
    Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы,
    Пришел поезд запоздалый,
    Из последнего вагона вдруг посыпался горох.
    Пришли куры поклевали-поклевали,
    Пришли гуси пощипали-пощипали,
    Пришел слон потоптал,
    Пришла слониха – потоптала,
    Пришел маленький слоненок – потоптал
    Пришел дворник – все подмел,
    Поставил стул, стол,
    Поставил печатную машинку и начал печатать:
    «Дорогие мои дочки, дзын-точки(щекотать под мышками),
    Присылаю вам чулочки, дзын-точки,
    А чулочки не простые – в них застежки золотые».
    Заклеил конверт, поставил печать и опустил в почтовый ящик.
    Письмо шло-шло и, наконец, дошло.

    ***
    После завтрака шнурок
    Лёг погреться на песок,
    Полежал совсем немного
    И отправился в дорогу,
    Погулял среди травинок
    И приполз назад, в ботинок.

    ***
    Водичка, водичка,
    Умой моё личико,
    Чтобы глазки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    ***
    Потягушки-потягушечки,
    От носочков до макушечки,
    Мы потянемся-потянемся,
    Маленькими не останемся,
    В ножки ходунки,
    В ручки хватунки,
    В головку разумок,
    А в роток говорок.

    ***
    Раз, 2, 3, 4.
    Посчитаем дырки в сыре.
    Если в сыре много дыр,
    Значит, вкусным будет сыр.
    Если в нем одна дыра,
    Значит, вкусным был вчера.

    ***
    Раз, 2, 3, 4, 5.
    Кошка учится считать.
    Потихоньку-понемножку
    Прибавляет к мышке кошку.
    Получается ответ:
    Кошка есть, а мышки нет.

    ***
    Шли по крыше три кота,
    Три кота Василия.
    И смотрели три хвоста
    Прямо в небо синее.
    Сели Васьки на карниз,
    Посмотрели вверх и вниз...
    И сказали три кота:
    «Красотаааа!»

    ***
    – Ножки, ножки, где вы были?
    – За грибами в лес ходили.
    – А вы, ручки, помогали?
    – Мы грибочки собирали.
    – А вы, глазки, помогали?
    – Мы искали да смотрели,
    Все пенечки оглядели.
    Вот и Настенька с грибком,
    С подосиновичком.

    ***
    На моей тарелочке
    Рыженькая белочка.
    Чтоб она была видна,
    Все съедаю я до дна!

     

     

Это интересно: