→ Проект создания модельной библиотеки вниз. Кугарчинская цбс - модельные библиотеки. Социальная значимость Проекта

Проект создания модельной библиотеки вниз. Кугарчинская цбс - модельные библиотеки. Социальная значимость Проекта

Модельная сельская библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям "Модельного стандарта публичной библиотеки", принятого Российской библиотечной ассоциацией в 2001 г. В условиях продолжающихся социально-экономических и демографических изменений в России, модернизации библиотечных технологий и ресурсов, учитывая замечания и предложения, полученные в ходе широкого профессионального обсуждения документа, 22 мая 2008 года был принят "Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки. Новая редакция" .

Модельная библиотека - это не просто смена вывески. Это совершенно новые направления работы, которые качественно изменят жизнь селян, их психологию. В первую очередь, это переориентация деятельности библиотеки на интересы местного сообщества. Необходимо научиться быть полезной не только своим непосредственным читателям, но и всему населению. Сельский житель должен иметь широкий доступ к информации, независимо от того, в маленькой деревне он живет или в большом населенном пункте.

Цель создания модельных библиотек: качественное повышение уровня информационной обеспеченности сельского населения.

Задачи:
- внедрение новых информационных технологий и укрепление ресурсной базы сельской библиотеки
- активизация кадрового потенциала, повышение квалификации библиотечных работников и их адаптация к новым требованиям
- создание положительного имиджа библиотеки.

Основные положения модельного стандарта деятельности публичной библиотеки:

1. Наличие модельной библиотеки в каждом поселении территории (муниципального образования) является обязательным.

2. Публичная библиотека является общедоступной для всех категорий и групп граждан, обеспечивает и защищает их права на доступ к знаниям, информации и культуре, составляет одну из главнейших предпосылок непрерывного образования и самообразования и культурного развития.

3. Одним из важнейших направлений деятельности библиотеки является обеспечение пользователей всеми видами информации для поддержания образования и самообразования, для компетентного участия в обсуждении важных проблем и принятия решений.

4. Библиотека участвует в организации содержательного досуга граждан, способствует развитию их творческих способностей, приобщает к культурному наследию. Самостоятельно или совместно с другими организациями библиотека реализует образовательные, информационные и иные программы и проекты, проводит культурные акции (вечера, встречи, концерты, лекции, фестивали, конкурсы и т.д.).

5. При отсутствии местного краеведческого музея публичная библиотека выступает инициатором в собирании предметов материального характера (произведения народных промыслов, предметы быта, фотографии и др.), которые становятся основой музейных экспозиций при библиотеке.

6. Объем фонда публичной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность одного жителя Российской Федерации, в том числе в городе 5–7 томов; на селе 7–9 томов. Однако средние показатели объема фонда могут корректироваться в зависимости от потребностей местных жителей, специфики конкретной библиотеки, близости других библиотек, возможностей доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей.

7. В универсальном фонде публичной библиотеки (при отсутствии в районе обслуживания специализированной детской библиотеки), литература для детей в возрасте до 14 лет включительно составляет не менее 30% от общего объема фонда библиотеки и содержит документы на различных носителях, в том числе обучающие и развивающие программы, игры и т.п.

8. В фонде библиотеки должны присутствовать специальные форматы для слепых: книги рельефно-точечного шрифта, «говорящие» книги, аудиокниги, рельефные пособия, тактильные рукодельные издания, издания в цифровом формате, а также аудиовизуальные материалы с сурдопереводом или сопровождаемые печатным текстом для глухих и слабослышащих.

9. В любой доступной форме библиотека осуществляет обслуживание тех, кто по тем или иным причинам не может посещать ее в обычном режиме, социально исключённых групп граждан или находящихся в зоне риска такого исключения: инвалидов по зрению, по слуху, с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов других категорий; лиц преклонного возраста; лиц, слабо владеющих русским языком; пациентов больниц и специальных лечебных заведений; детей, содержащихся в детских домах; заключенных.

В этих случаях совместно со специальными библиотеками используются различные формы обслуживания: пункты выдачи литературы, обслуживание на дому, обслуживание в режиме удаленного доступа, выдача по межбиблиотечному абонементу и др.

10. Каждая публичная библиотека размещается с учетом ее максимальной доступности (по времени не более 15–20 мин., за которое местный житель может добраться до библиотеки).

11. Публичная библиотека может размещаться в отдельно стоящем здании, в здании кластерного типа под одной крышей с другими учреждениями и организациями, а также в специальной пристройке к другому зданию (жилому или общественному).

12. При любом варианте размещения публичной библиотеки должен быть обеспечен удобный и свободный подход для публики и подъезд для производственных целей самой библиотеки и пожарного транспорта.

13. Публичная библиотека должна быть также доступна той части местных жителей, которые находятся в зоне риска социального исключения, прежде всего, маломобильные группы: инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалиды с недостатками зрения и слуха, лица преклонного возраста, а также люди с детскими колясками, беременные женщины и т.п.

14. Дети нуждаются в библиотечном пространстве, которое они могут воспринимать как своё детское. Детская территория публичной библиотеки должна быть легко узнаваемым, дружелюбным, привлекательным и удобным местом для детей, отличающимся своей функциональностью и необычностью: специальная мебель, цветовое и декоративное оформление и др.

15. Все сотрудники публичной библиотеки должны ясно представлять цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей библиотеки. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в разработке стратегии своей библиотеки, в проектной деятельности, выступать с инициативными предложениями по улучшению библиотечного обслуживания.

Скачать и полностью ознакомиться с документом Вы можете

Модельная библиотека – это образцовая библиотека, расположенная в благоустроенном помещении, располагающая хорошо укомплектованным, многоотраслевым фондом, оснащенная современным компьютерным оборудованием, использующая в своей работе новейшие информационные технологии .

В 2002 году Министерством культуры России и Межрегиональной ассоциацией деловых библиотек на средства Региональной общественной организации «Открытая Россия», а также региональных и местных органов власти и спонсоров начал реализовываться проект «Создание модельных публичных библиотек на селе». С 2006 года проект вошел в Федеральную целевую программу «Культура России».

С 2009 года при поддержке ФЦП «Культура России (2006–2011 годы)» Национальная библиотека Удмуртской Республики реализует проект «Создание модельных библиотек в Удмуртской Республике». В рамках проекта в 2009 году 2 сельские библиотеки получили статус модельных. Министерство Культуры Российской Федерации предоставило для каждой из библиотек компьютерное оборудование и оргтехнику на сумму 140 тыс. руб., оплатило обучения сотрудников библиотек работе с информационными технологиями, укомплектовало фонды новыми печатными и электронными изданиями на сумму 250 тыс. руб. Ремонт помещений библиотек и обеспечение пожарной и охранной безопасности осуществлялось за счет средств муниципальных бюджетов.

В 2011 году при поддержке республиканской целевой программы «Культура Удмуртии (2010–2014 годы)» в рамках реализации проекта «Создание модельных сельских библиотек в Удмуртской Республике» на базе сельских библиотек была открыта 1 модельная библиотека. Библиотека получила компьютерное оборудование стоимостью 75 тыс. руб. и пополнила фонд печатными и электронными изданиями на 225 тыс. руб.

В 2012 году открылось еще 2 модельных библиотеки. Каждая получила компьютерное оборудование и оргтехнику на сумму 75 тыс. руб. и пополнила фонд печатными и электронными изданиями на 100 тыс. руб.

В 2013 году были открыты 2 модельные библиотеки – в Киясовском и Ярском районах. Каждая библиотека получила из средств РЦП 175 тыс. руб., в том числе 61 тыс. руб. на оснащение библиотеки оргтехникой и 114 тыс. руб. на пополнение фонда печатными и электронными изданиями.

  1. Список учебников

    социокультурной ситуации новых социокультурных ситуа­ций

  2. Учебник нового века педагогика

    Список учебников

    На­значение каждого из них в современной социокультурной ситуации . 6. Что является результатом воспитания? ... образования; сценирования складывающихся в обществе новых социокультурных ситуа­ций в содержании образования и воспитания молодого поколения...

  3. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии I «Системное движение» как момент современной социокультурной ситуации

    Документ

    Искать для себя какие-то новые социокультурные организованности. И тогда нередко их взгляды... . Основные «напряжения» современной социокультурной ситуации и системное движение 1. Характеристика социокультурной ситуации будет по необходимости очень...

  4. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

    Документ

    Предоставила уникальную возможность непосредственно рассмотреть социокультурную ситуацию в различных социальных “системах координат”: ... значение которых обусловлены поиском нового в образовании, соответствующего новым тенденциям развития российского...

В последние годы в библиотечной практике появилось новое понятие - модельная библиотека, под которым понимается библиотека, отвечающая нормам и требованиям «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки».

Модельный стандарт охватывает практически все основные аспекты работы библиотек:

  • - размещение библиотек и организацию библиотечной сети;
  • - ресурсное обеспечение (фонды и оборудование, помещения, персонал, финансирование).

В понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях .

Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций. Желающих обучат поиску информации в Интернете и базах данных, работе с электронными энциклопедиями и справочниками, пользованию электронной почтой, сканированию необходимых документов.

В результате каждая из модельных библиотек получает возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Условия открытия модельной сельской библиотеки:

Количество читателей в селе не менее 500 человек. Наличие действующего сельскохозяйственного, перерабатывающего производства. Наличие развернутой инфраструктуры средней школы, почты, детского сада и т. д., хорошей дороги.

Библиотека должна иметь хорошее помещение не менее 70 - 100 кв. м, отдельный телефон, книжный фонд не менее 6 - 10 тыс. экз. Необходимыми физическими компонентами здания (помещения) модельной сельской библиотеки должны быть:

  • - привлекательное внутреннее и внешнее оформление;
  • - поддержание в процессе эксплуатации состояния, соответствующего установленным нормам (освещение, температурный режим, пожарная безопасность, охрана);
  • - обеспечение различных сфер библиотечной деятельности (поступления и движения документов, доступ в библиотеку, пути перемещения пользователей и персонала) .

Необходима поддержка, как жителей села, так и главы сельского населения.

Итак, модельная библиотека - это библиотека, имеющая оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения. Она создается с целью предоставления жителям муниципальных образований неограниченного доступа к информации, качественного повышения уровня библиотечного обслуживания населения .

Главная цель создания модельных библиотек - изменить качество жизни сельских жителей, развить у них новые интеллектуальные потребности путем предоставления качественных информационно-правовых услуг и таким образом способствовать адаптации сельчан к современным условиям жизни, помочь им занять свою нишу на рынке труда.

Без преувеличения, можно отметить, что это серьезная социальная программа борьбы с бедностью, защиты человека, ограниченного в возможностях получения знаний, выхода на новые рынки труда, в том числе интеллектуальные .

Таким образом, модельная библиотека - это многофункциональный информационно-культурный и образовательно-просветительский центр, отвечающий нормам и требованиям Модельного стандарта публичной библиотеки, принятого Российской библиотечной ассоциацией. По сути, модельная библиотека - это эталон деятельности для других библиотек. Ее цель - качественное повышение уровня информационной обеспеченности всех слоев населения, обеспечение жителям равного доступа к знаниям, информации, мировым интеллектуальным ресурсам.

Практика показывает, что сегодня сельская библиотека зачастую является для населения единственным окном в мировое информационное пространство. Наличие в библиотеке выхода в Интернет добавляет к реальным ресурсам библиотеки многократно большие мировые информационные ресурсы и создает условия для расширения и облегчения межличностного и профессионального общения .

Превращение имеющихся в России библиотек в современные (в полном смысле этого слова) библиотеки является не только, а может быть и не столько организационным, сколько инвестиционным проектом.

Рассматривая библиотеку как систему, состоящую из 4-х главных элементов: материально-технической базы, информационных ресурсов, персонала, пользователей, проанализируем влияние проекта на эти составляющие библиотеки.

На первом этапе он кардинально меняет материально-техническую базу. Самое явное, заметное для населения и власти - появление в библиотеке компьютерного оборудования. Наличие современной техники требует модернизации библиотечного пространства: приобретение новой мебели, ремонт, создаются условия для сохранности полученного оборудования. Преображается интерьер библиотеки, благоустроены территории библиотеки.

Таким образом, преобразования материально-технической базы как самой видимой части библиотеки для населения и власти является важным и самым заметным результатом.

Проект преображает фонды. В условиях, когда на 70% фонды библиотек состоят из устаревших изданий (а потому не отвечающим запросам пользователей), получение библиотекой книги актуальной тематики, видео, аудио-кассет, CD-ROM привлекает в библиотеки и тех читателей, которые в последние годы не находил в библиотеках нужной литературы, и новых пользователей. В каждой модельной библиотеке число пользователей в течение года увеличилось на 30-40%. Обращаемость полученных по проекту книг, кассет, дисков составляет 5,6 раза .

Техническое и ресурсное обеспечение становится основанием для изменения качества библиотечного обслуживания и, в конечном итоге, меняет саму концепцию библиотечного обслуживания. Библиотека, располагая такими возможностями, становится привлекательной, нужной не только читателям, но и всему населению.

Качественно преобразив услуги, расширив их спектр, библиотека становится востребованной специалистами АПК, муниципальными служащими, учителями, студентами-заочниками, фермерами, частными предпринимателями.

Кроме того, библиотека становится полезной для решения многих социальных, бытовых задач (вопросов), а потому круг ее пользователей расширился за счет не читающих групп населения.

Итак, модельная библиотека становится центром правовой, социально-бытовой информации, центром информационного обеспечения органов власти, специалистов АПК.

Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной сельской библиотеки, являются:

  • - предоставление всем гражданам равного доступа к информации;
  • - доступность различного вида услуг;
  • - обеспечение свободы чтения;
  • - предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями;
  • - доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства .

Модернизация сельской библиотеки предусматривает следующие условия:

  • - организация современной комфортной среды (капитальный ремонт помещения);
  • - благоустройство прилегающей территории;
  • - обновление основного ядра книжного фонда, исходя из нормативов «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки»;
  • - текущее комплектование фонда на всех видах носителей;
  • - подписка на периодические издания;
  • - автоматизация библиотечных процессов;
  • - доступ к информационным ресурсам Интернета и региональных библиотек;
  • - обучение персонала практическим навыкам использования новых технологий в библиотечно-информационном обслуживании пользователей .

Создание модельных библиотек в Российской Федерации началось с реализации общероссийского проекта «Создание модельных публичных на селе» Министерства культуры Российской Федерации, Межрегиональной ассоциации деловых библиотек и общественной организации «Открытая Россия».

Высокая эффективность проекта во многом определялась активным участием местных и региональных органов власти. Их силами осуществлен ремонт помещений библиотек, оснащение их дополнительным библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования и другой техники и информационных ресурсов от хищений и воздействия, неблагоприятных погодно-климатических и техногенных факторов .

Участие местных властей в работах по проекту было инициировано в процессе активных действий отдела библиотек Министерства культуры РФ, предпринятых в ходе поездок по регионам, охваченным работами по проекту, выступлений на конференциях и совещаниях, индивидуальной работы с представителями местной администрации и руководителями региональных управлений культуры.

Чрезвычайно важно, что процесс модернизации сельских библиотек вызвал очень бурную ответную реакцию местного предпринимательского сообщества, принявшего самое активное участие в работах, необходимых для успешного функционирования обновленных сельских библиотек.

Итак, для эффективной реализации данного проекта необходимо участие региональных и местных органов власти. Именно на них возлагаются такие задачи, как ремонт помещений библиотек, оснащение их библиотечным оборудованием и мебелью, обеспечение сохранности установленного компьютерного оборудования, другой техники и информационных ресурсов.

Реализация проекта «Создание модельных публичных библиотек на селе» стала катализатором процессов модернизации в сельских библиотеках многих регионов РФ.

Ведущую роль в осуществлении проекта сыграли те регионы, которые на протяжении последних десяти лет не просто поддерживали и развивали инициативы, направленные на сохранение и поддержку сельских библиотек, но самостоятельно разрабатывали и осуществляли региональные программы по их модернизации. Наиболее ярким примером можно считать программу создания модельных сельских библиотек в Чувашской Республике.

В 2003 г. Президентом республики был подписан Указ «О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике». В данном документе Кабинету Министров Чувашской Республики надлежало обеспечить «открытие в течение 2003 - 2004 гг. 100 сельских модельных библиотек, оснащенных базовым комплектом компьютерного оборудования, справочно-правовыми системами, электронными изданиями, лучшими книгами отечественного книгоиздания; подключение сельских модельных библиотек к республиканской телекоммуникационной сети». При формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2004 г. планировалось выделение средств на создание и открытие сельских модельных библиотек в рамках софинансирования по пилотному проекту «Создание компьютерных публичных библиотек в сельской местности». А органам самоуправления районов Чувашской Республики рекомендовалось «создать необходимые условия для открытия сельских модельных библиотек, обеспечить ремонт, реконструкцию зданий и помещений, приобретение мебели, телефонизацию и сохранность оборудования; организовать обучение компьютерным технологиям работников сферы культуры» .

В выступлении на заседании Совета при полномочном представителе Президента России в Приволжском федеральном округе Президент Чувашии Н. В. Федоров сказал: «Исключительно за счет средств республиканского бюджета мы начали в некотором смысле беспрецедентную акцию по созданию сети модельных библиотек - 500 современных и оснащенных вместо 500 вчерашних убогих и унылых. Такова была наша цель» .

Опыт работы Чувашской Республики высоко оценил Президент РФ Д. А. Медведев и предложил использовать его другим регионам. Так, на встрече с Президентом Чувашской Республики Д. А. Медведев отметил, что духовная жизнь всегда «концентрировалась вокруг библиотек», где «должна быть цифровая составляющая, доступ в мировую сеть и нормальный набор книг, чтобы люди не утратили навыки чтения». В этом отношении, по его мнению, «модельные библиотеки Чувашии представляются правильными по своей структуре», и «этот опыт можно было бы использовать и в других регионах» .

Проект по созданию модельных библиотек в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006 - 2010 годы)» реализовался в Удмуртской Республике. По результатам рассмотрения заявок на участие в проекте «Модельные сельские библиотеки» было принято решение об открытии в 2009 г. в Удмуртии двух модельных сельских библиотек в Малопургинском (деревня Бобья-Уча) и Завьяловском (деревня Подшивалово) районах.

В ноябре 2009 г. в Брянске состоялся Всероссийский съезд сельских библиотек. Его организаторами выступили Министерство культуры РФ, Фонд «Пушкинская библиотека», Администрация Брянской области, Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф. М. Тютчева. В работе съезда участвовали представители сельских библиотек 42 регионов РФ, Украины и Беларуси.

На съезде были подведены промежуточные итоги проекта «Модельные сельские библиотеки». Лидерами (регионами, имеющими модельные сельские библиотеки) являются Чувашская Республика (все пятьсот сельских библиотек - модельные), Белгородская область (116 модельных библиотек), Курская область (41), Ставропольский край (31), Тамбовская область (28) .

В рамках федеральной целевой программы «Культура России 2006 - 2010 гг.» в 2006 г. Челябинской области при софинансировании фонда «Пушкинская библиотека» и районных бюджетов были открыты 5 первых модельных сельских библиотек (первая в УРФО - Селезянская модельная Павленковская библиотека Еткульского муниципального района). Следующие библиотеки открывались при софинансировании из областного и районных бюджетов. Сегодня в Челябинской области открыто 38 модельных библиотек (в России в 40 регионах всего 184) (Приложение 1). Проект, к сожалению, не удалось реализовать полностью. К 2010 г. должно было быть открыто 52 модельные библиотеки .

Было бы очень правильно возобновление проекта по открытию модельных библиотек. Работа в этом направлении не прекращается: за счет муниципальных средств готовятся к открытию модельные библиотеки в Троицком МР (Н.-Санарская), Сосновском МР (Мирненская и Кременкульская), В.-Уральском МР (Межозерная).

Проект «Модельная городская библиотека» реализуется в г. Златоусте. В Объединении городских библиотек Магнитогорска из 12 библиотек - 5 имеют статус «эталонной библиотеки» .

Таким образом, в понятие «модельная библиотека» вкладывается широкий смысл. Прежде всего, это стремление приблизиться и соответствовать международному модельному стандарту деятельности публичной библиотеки. Перестраивается вся работа, информационные ресурсы, технология. В модельной библиотеке отрабатываются новые функции: автоматизированная обработка информации, предоставление пользователям ресурсов на электронных носителях.

Сельским жителям становятся доступны каталоги ведущих библиотек и ресурсы информационных центров России, Европы, Америки. Каждый может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, глав районной и сельской администраций.

В результате каждая из модельных библиотек получит возможность работать как многофункциональное учреждение культуры, осуществляющее новые формы информационного обслуживания, - как центра муниципальной и правовой информации, центра образования и самообразования, социальной и бытовой информации, культурно-досугового центра.

Итак, модельная библиотека организуется с целью создания условий для реализации информационных, культурных и досуговых потребностей населения обслуживаемого поселения, обеспечения свободного, оперативного и наиболее полного доступа к информации путем модернизации ресурсного обеспечения и библиотечной деятельности.

Основными задачами модельной сельской библиотеки являются:

  • - организация библиотечного обслуживания населения на основе использования новейших информационных технологий, предоставления пользователям доступа в корпоративные и глобальные информационные сети, обслуживание пользователей в режимах локального и удаленного доступа.
  • - сохранение, систематизация и пополнение фондов;
  • - изучение потребностей пользователей в целях обеспечения прав населения на приобщение к ценностям культуры и науки;
  • - широкая пропаганда чтения как фактора, содействующего становлению всесторонне развитой личности, воспитание культуры чтения;
  • - организация содержательного досуга пользователей;
  • - выполнение социально-профилактических, социально-реабилитационных и других социальных задач .

С первых дней создания модельных сельских библиотек, важной особенностью является выбор основного направления деятельности, специализация каждой библиотеки. На сегодняшний день среди них есть специализированные краеведческие, экологические, информационно-образовательные центры, библиотеки-музеи, юношеские и детские библиотеки, центры поддержки малого предпринимательства и органов местного самоуправления, семейного чтения и пр. Так, Усень-Ивановская модельная библиотека Белебеевского района Республики Башкортостан является информационным центром по творческому наследию Марины Цветаевой. Основная цель деятельности центра - создание оптимальной модели информирования и просвещения жителей села, гостей Цветаевских праздников, туристов по вопросам краеведения, местного самоуправления, экологии, литературы и культуры . Янаульская модельная сельская библиотека Белебеевского района Республики Башкортостан позиционирует себя как информационно-культурный и эстетический центр. В нём находится единственный в республике музей кукол .

Модельная сельская библиотека Красноярского района Астраханской области первые в области, опередив читательский спрос, создали систему экологического просвещения, стали авторами первой региональной программы «Экологическое просвещение и библиотека» .

То, что модельная сельская библиотека - основной информационный центр села, бесспорно. С приобретением набора технических средств - компьютерной и множительной техники - услуги сельских библиотек расширились. Поиск необходимой сельчанам информации в электронных справочно-поисковых системах намного оперативнее и выполнение запросов полнее. Так, наличие в модельной библиотеке справочно-правовой системы типа «Консультант Плюс» позволяет оперативно по различным параметрам найти необходимый пользователю документ и получить его электронную копию или распечатать его (или его фрагмент) для дальнейшего использования . Например, с 2002 года при Модельная сельской библиотеки с. Щельяюр Ижемского района республики Коми действует Центр правовой информации, который предоставляет правовую информацию всему населению. С помощью справочно - поисковой системы «Консультант Плюс» Центр проводит Дни информации «ЦПИ в библиотеке: цели, возможности, перспективы», «Все о пенсиях, льготах, пособиях», вечера вопросов и ответов «Защити себя сам», цикл бесед и обзоров по местному радио «Новинки правовой литературы» и т.д. .

Население должно постепенно понять, что библиотека содержит или способна произвести поиск информации по любому запросу, касающемуся жизнедеятельности жителей села: работа, учеба, быт, досуг и т.п. Библиотекарь найдет информацию из различных источников, документов всех типов и видов, баз и банков данных.

Неоценимую информационную помощь библиотека может оказать работникам всех сфер: образования, бизнеса, сельского хозяйства и т.п.

Учителя получат в библиотеке информацию в помощь преподаванию различных учебных предметов, руководители хозяйств - в помощь реализации сельскохозяйственной продукции, приобретения сельскохозяйственных машин и оборудования, семян и новых пород сельскохозяйственных животных.

Большую помощь в этом окажет наличие в модельной сельской библиотеке входа в Интернет. Руководитель хозяйства, выгодно реализовавший продукцию своего предприятия на столичных рынках с помощью информации, предоставленной ему сельским библиотекарем, несомненно, поддержит модельную библиотеку и поможет ей финансами или другим способом.

Сотрудники органов местного самоуправления - та категория пользователей, от которой зачастую зависит деятельность библиотеки. Библиотекари должны уметь работать с представителями органов местного самоуправления, выявлять их информационные потребности и оперативно и полно удовлетворять их запросы.

Библиотека может стать посредником между органами местного самоуправления и населением: транслировать решения органов местного самоуправления жителям села, а также собирать и передавать наказы и пожелания от жителей села в адрес органов местного самоуправления .

Форм и методов работы модельных сельских библиотек в данном направлении множество:

  • - создание информационных центров и уголков информации в библиотеке; оформление специальных стендов, на которых помещается информация по жизнедеятельности села (газификация, коммунальные платежи, налоги, решения органов местного самоуправления, …),
  • - организация встреч представителей органов местного самоуправления с жителями села и т.п.

Набор форм и методов информационной работы разнообразен. С применением технических средств он значительно расширяется, так как библиотека может использовать не только собственные информационные ресурсы, но и ресурсы других библиотек и информационных центров и систем. Например, в модельной сельской библиотеке Чебоксарского района Республики Чувашии создаются информационные стенды «Местная власть день за днем». Библиотека работают с представителями органов местного самоуправления, выявляют их информационные потребности и оперативно удовлетворяют их запросы: Постановления, принятые органами местного самоуправления собираются по папкам - накопителям: Здравоохранение. Экология; Военная служба. Гражданская оборона; Транспорт; Сельское хозяйство; Дела земельные; Строительство; Благоустройство. ЖКХ; Образование; Культура и т.д. Библиотека стремится к удовлетворению всех информационных потребностей своих пользователей, а также преобразованию библиотеки в центр чтения и информации, к освоению мирового информационного пространства через Интернет, а также предоставлению дополнительных сервисных услуг на базе компьютерных технологий

Электронная доставка документов (ЭДД) для читателей публичной библиотеки на селе должна быть такой же реальностью, как и для читателей столичных библиотек. Для библиотеки на селе ЭДД - зачастую единственный способ доставить необходимый читателю документ из библиотеки федерального уровня. Если жители столицы могут получить необходимые документы непосредственно в библиотеках, то для сельского жителя поездка в Москву - проблема. А ЭДД - это оперативно и относительно просто. Необходимо для этого иметь выход в Интернет и возможность получить документ по электронному адресу библиотеки.

Для школьников библиотека - не менее важна, чем школа. В библиотеке можно подготовиться к занятиям, получив полную информацию для написания рефератов, сочинений, докладов и т.п.

Библиотека может предоставить информацию для будущих абитуриентов, помочь в выборе учебного заведения, предоставить «репетитора» (на CD-ROM) для подготовки к сдаче экзаменов.

Таким образом, в работе модельной библиотеки имеется оптимальный стандартный набор материальных и информационных ресурсов, который является необходимым минимумом для осуществления качественного библиотечно-информационного обслуживания населения.

Основными принципами, определяющими содержание деятельности модельной библиотеки, являются :

  • - Предоставление всем гражданам равного доступа к информации.
  • - Доступность различного вида услуг.
  • - Обеспечение защиты свободы чтения и информации.
  • - Предоставление библиотечных документов и информации всем категориям населения в соответствии с их потребностями.
  • - Доступ к знаниям и информации в непосредственной близости к месту жительства.
  • - Бесплатность обслуживания.

Основные требования и характеристики к ресурсному обеспечению, организации библиотечного обслуживания должны интерпретироваться в контексте функций и целей конкретной модельной публичной библиотеки и корректироваться с учетом изменений, происходящих в процессе развития библиотечной деятельности.

модельный сельский библиотека

Прежде всего , деятельность модельной библиотеки приближена к международным стандартам, принятым ИФЛА (Международная федерация библиотечных ассоциаций, созданная под эгидой ЮНЕСКО) и «Модельному стандарту деятельности публичной библиотеки», разработанному Российской библиотечной ассоциацией. В них библиотека определяется как общедоступный информационный центр, обеспечивающий жителям свободный и равный доступ к информации в области образования, культуры, искусства, права, к отечественным и мировым библиотечным ресурсам. Такая библиотека использует традиционные бумажные и новейшие информационные технологии, ее ресурсы включают широкий диапазон документов: книги, аудио-видеокассеты, периодические издания, компакт-диски и электронные книги, базы данных, ресурсы Интернет. Кроме того, на общем фоне библиотек, традиционно предоставляющих только печатные документы, она рассматривается как эталон (модель) для деятельности других публичных библиотек.

Известно, что ни одна библиотека не способна собирать и хранить всю информацию в своих стенах, уж тем более, сельская. Но оцифрованная информация экономна в хранении и чрезвычайно емка по содержанию. Сетевые технологии, внедряемые в сельских библиотеках, позволяют в удаленном режиме пользоваться информацией, собираемой более крупными и авторитетными информационными центрами. Дети чувашской глубинки уже сегодня получают возможность совершать виртуальные экскурсии по залам Эрмитажа, Лувра, сельский житель может посмотреть любой законодательный акт, президентские указы, постановления правительства, главы районной и сельской администрации, может написать письмо и отослать его по электронной почте, отсканировать необходимые документы, запросить литературу из библиотек России.

В процессе модернизации перестраивается вся работа, информационные ресурсы библиотек, технологии, реконструируются помещения. Сельские библиотеки-близнецы, как правило, дублировавшие друг друга, по-новому определяют свою социальную нишу и функции. Каждая из модельных библиотек имеет свою «изюминку»: открылись специализированные краеведческие и экологические библиотеки, библиотеки - центры образования, досуга, семейного чтения. Они вносят собственную лепту в развитие новой социокультурной ситуации в районе, становятся организаторами общезначимых для местного сообщества мероприятий, содействуют развитию информационной культуры населения. Сегодня в библиотеке можно научиться пользоваться компьютером, электронными документами, ресурсами Интернет. Особенно удивляются пожилые люди, когда их усаживают за компьютер и через некоторое время они сами ведут поиск в базах данных. В модельных библиотеках создаются детские компьютерные клубы, молодежные экскурсионно-краеведческие службы, ведется информационная поддержка сельских товаропроизводителей. Важным направлением деятельности модельных библиотек является работа по созданию Сводной полнотекстовой базы нормативных документов органов местного самоуправления Чувашской Республики. На 01.01.2004 г. ее информационный ресурс составил свыше 15,3 тыс. библиографических записей и более 1,5 тыс. полнотекстовых документов. Собственные электронные ресурсы создают все центральные районные библиотеки. Они формируют электронные краеведческие каталоги, ведут летописи сел, базы данных о знаменитых земляках, собственные сайты в Интернет. Учителя первыми положительно оценили новые возможности модельных библиотек и выразили желание приобрести и распространить краеведческие базы данных по всем школам района: «они очень помогают в проведении краеведческих занятий со школьниками».

Библиотека всегда была любимым местом встречи сельчан. Сегодня сельская библиотека неузнаваемо преобразилась: она предстала перед своими прежними и новыми читателями как островок комфорта и благополучия, на удивление современная и красивая.Год назад никто из деревенских жителей не мог и мечтать, что их библиотека превратится в современную, не уступающую столичным, компьютеризированную библиотеку. Однако на внешней роскоши далеко не уедешь, надо было наполнить ее не менее привлекательным содержанием. Еще вчера читателям здесь могли предложить только книги, журналы, газеты, сегодня спектр библиотечных услуг намного расширился: пользователям предлагаются компьютерные репетиторы, обучающие программы, электронная почта, поиск информация из баз данных и сети Интернет, видео-показ. Постепенно изменяется качество работы сельских библиотек, пользователям нравится легкий быстрый и удобный доступ к информации. Раньше, говорят учителя, чтобы помочь детям овладевать знаниями, приходилось ездить в Чебоксары или Казань. Сегодня все, независимо от возраста и материального положения, могут воспользоваться новшествами. Жители других деревень по-доброму завидуют своим землякам.

 

 

Это интересно: