→ Есн состоит из. Что такое есн в зарплате и как он считается. Коды оквэд видов деятельности

Есн состоит из. Что такое есн в зарплате и как он считается. Коды оквэд видов деятельности

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Единый социальный налог

Единый социальный налог (ЕСН) - это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК. Он введен с 1 января 2001 г. и действует до 1 января 2010 г. ЕСН заменил собой применяемые ранее отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. При этом данная новация не отменила целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступают в указанные выше фонды. Основное предназначение ЕСН - обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан РФ на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

С введением ЕСН функции администрирования нового налога были переданы налоговым органам.

Для всех налогоплательщиков был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что значительно облегчило техническое исчисление налога, упростило налоговый контроль за его исчислением и уплатой.

Основные элементы ЕСН представлены на рисунке.

Определение плательщиков ЕСН имеет важное значение, так как ставки данного налога зависят от того, к какой категории они относятся.

  1. организации;
  2. физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но производящие выплаты другим физическим лицам.
  1. индивидуальные предприниматели;
  2. адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к обеим категориям. В этом случае он является налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

При исчислении ЕСН объект налогообложения зависит от того, к какой категории принадлежат налогоплательщики.

Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по авторским договорам.

Для налогоплательщиков-предпринимателей объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Все перечисленные выше выплаты не признаются объектом налогообложения, если:

  • у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
  • у налогоплательщиков-предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налоговая база определяется исходя из стоимостной оценки установленного НК объекта налогообложения.

Для налогоплательщиков-работодателей она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы выплат, за исключением выплат, не признаваемых объектом налогообложения, и не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 НК.

В отличие от ранее существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды налогоплательщики-работодатели при исчислении ЕСН должны теперь определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода с его начала и по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль в главе 25 НК.

Существует ряд выплат, которые не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии со ст. 238 НК. В частности, к ним относятся государственные пособия, некоторые компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи и др. Полный перечень таких выплат с небольшими изменениями продублирован в Федеральном законе о страховых взносах на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые будут применяться вместо ЕСН с 1 января 2010 г. (см. главу 12 учебника).

По ЕСН установлены налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются доходы, суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающие в течение налогового периода 100 тыс. руб. в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, а также выплаты любым физическим лицам в тех же пределах, производимые общественными организациями инвалидов и организациями, использующими труд инвалидов (ст. 239 НК).

Налоговый период в соответствии со ст. 240 НК - календарный год. Отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев.

Налоговые ставки по ЕСН в соответствии со ст. 241 НК дифференцированы по категориям налогоплательщиков (налогоплательщики-работодатели; сельскохозяйственные товаропроизводители; налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; ИП; адвокаты; нотариусы). Следует отметить, что для всех категорий налогоплательщиков ставки носят регрессивный характер, т.е. с увеличением налоговой базы размер ставки уменьшается. Наиболее распространенная шкала ставок ЕСН для налогоплательщиков-работодателей представлена в таблице.

Порядок исчисления ЕСН регулируется в ст. 243-245 НК. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. При этом она определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики-работодатели уменьшают:

  • сумму налога, подлежащую оплате в фонд социального страхования, на сумму самостоятельно произведенных расходов, на предусмотренные законодательством РФ цели государственного социального страхования;
  • сумму налога, (авансового платежа), подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за этот же период страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных из законодательно установленных тарифов страховых взносов.

Налогоплательщики, получающие собственные доходы, не исчисляют и не уплачивают налог в части сумм, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ, соответственно и не производят такое уменьшение сумм налога.

Порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями определяется следующим образом (ст. 243 НК) .

1 В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца.

2 По итогам отчетного периода (три, шесть и девять месяцев) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики исчисляют и уплачивают разницу между суммами исчисленного и уплаченного ЕСН (авансовых платежей), представляют расчет в налоговый орган.

3 По итогам налогового периода (года) налогоплательщики представляют налоговую декларацию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим.

Наше государство остается, по сути, социальным. Даже в нынешних сложных финансовых условиях старается не опускать планку социальных обязательств. Получается не всегда. Определенной поддержкой в выполнении этих задач служит единый социальный налог. О нем сейчас и пойдет речь.

ЕСН в 2019 году: зачем нужен

Аббревиатура ЕСН расшифровывается как единый социальный налог. Прежде чем перейти к вопросу о размере ЕСН в 2019 году, остановимся кратко на характере этого налога, его задачах и объектах налогообложения.

Для начала поясним, что юридически этот налог уже несколько лет не существует, его отменили 6 лет назад. Но по привычке разные взносы данного целевого назначения называют социальным налогом. К тому же есть вероятность, что в 2019-м его вернут.

Исчисляется он как при помощи бюджетных, так и внебюджетных источников средств. Назначение ЕСН — обеспечение возможности для сотрудников в будущем получать государственную пенсию и ряд социальных выплат. Из этого же источника выделяются нужные суммы на бесплатную помощь в медицинских организациях, перечень которых определен законодательно.

Кто платит, каков объект налогообложения

Отчислять этот вид налога должны все, кто официально работают. Это две большие группы налогоплательщиков.

1. ИП, занимающиеся частной практикой.

2. Физлица, не относящиеся к категории индивидуальных предпринимателей; ИП, предприятия и организации, конкретные люди, что делают выплаты физическим лицам.

У этих групп несколько отличаются объекты обложения по единому социальному налогу. Первая группа должна сделать отчисления со всех видов доходов, оставшихся после учета обозначенных законом расходов. Для тех, кто попадает во вторую группу, объектами налогообложения становится весь объем выплат, что производились физическим лицам по договорам разного вида: как по трудовым, так и по всему спектру гражданско-правовых.

Как рассчитывается ставка ЕСН в 2019 году

Для основной группы налогоплательщиков ставки ЕСН в 2019 году остались теми же, что и ранее. Из чего она складывается? Из этих трех разновидностей платежей:

  • взносов на обязательное пенсионное страхование, ставка по которым — 22%;
  • отчислений на обязательное медицинское страхование, их размер — 5,1%;
  • платежи в Страховой фонд, составляющие 2,9%.
  • платежи на страхование от несчастного случая, ставка зависит от группы риска предпринимательской деятельности.

За максимальный размер взносов на пенсионное страхование в 2019 году принята сумма 234 832 рублей. Что касается процента ставки, то он несколько варьируется в зависимости от сумм начислений.

При достижении лимита, установленного на данный год, он может быть скорректирован в сторону уменьшения. В 2018 году вышеупомянутая ставка в 2,9% по Фонду социального страхования применяется при начислениях на суммы менее 865 000 рублей. Если суммы более 865 000, то ставка по данному фонду будет нулевой.

В отношении взносов на обязательное пенсионное страхование правило то же: если начисления менее 1 150 000 рублей, то устанавливается ставка ЕСН в 22%, а при выплатах на суммы свыше 1 150 000 рублей она снижается до 10%. Для обязательного медицинского страхования предельных ограничений не установлено, в 2019 году со всей суммы дохода исчисляют 5,1%.

Особенности расчетов для ИП

Сколько процентов ЕСН в 2019 году придется отчислять индивидуальным предпринимателям? Дл ИП разработана несколько иная система расчетов. Во-первых, они не обязаны платить в страховые фонды, могут делать это лишь на добровольных началах. За ними остаются обязательные отчисления в два фонда: Пенсионный и Медицинского страхования. В 2017 году оба исчислялись пропорционально минимальному размеру оплаты труда.

Формула была такова. Отчисления в фонд медицинского страхования рассчитываем исходя из ставки 5,1% МРОТ за год, то есть, 12 * 5,1% * МРОТ. Для Пенсионного фонда расчет аналогичный, только применяем ставку 26%.

Надо иметь в виду: если доход индивидуального предпринимателя в год окажется выше трехсот тысяч рублей, то ко всем перечисленным выше отчислениям добавляется один процент от той суммы, на которую превышен данный лимит.

Основные изменения по ЕСН

Говоря о таблице ставок ЕСН в 2019 году, надо помнить еще и о ряде поправок, связанных с уплатой ЕСН, которые внесены в текущем году в связи с изменениями, затронувшими Налоговый Кодекс России.

1. Теперь нельзя производить округление сумм (в любую сторону), производя отчисления взносов по ЕСН.

2. Появилось понятие максимального показателя для начислений выплат на пенсионное страхование. Оно зафиксировано законодательно, а также внесены соответствующие изменения и в нормативные акты локального характера, касающиеся налогообложения. Но по медицинскому обязательному страхованию подобных ограничений пока не предусмотрено.

3. Страховые взносы не будут взысканы с суммы, компенсационных выплат которая меньше трех среднемесячных заработков, если работник увольняется. Также это новшество касается выплаты командировочных расходов. И на них не будут начислены страховые проценты, но только в случае, если данные расходы будут подтверждены документально.

4. За иностранных граждан, принятых на работу, работодатели отныне тоже будут обязаны отчислять необходимые суммы для целей пенсионного страхования. Исключения предусмотрены лишь для зарубежных специалистов высокого класса.

5. Число предприятий, которым дано право на электронную отчетность, увеличилось.

6. Фиксированные взносы ИП не будут рассчитываться, исходя из МРОТ .

Перемены, связанные с отсрочками и контрольными проверками

Надзорные предприятия теперь, если имеются серьезные основания, могут увеличить длительность проверок с прежних четырех месяцев до шести. Такими основаниями являются:

  • серьезные нарушения, которые требуют срочной проверки и принятия незамедлительных мер; они должны быть зафиксированы и подтверждены документально;
  • нарушения по филиалам, расположенным в разных субъектах Российской Федерации, требующие проверки;
  • неточность в документах или отсутствие запрашиваемых данных;
  • несвоевременность страховых отчислений, в том числе, по форс-мажорным обстоятельствам.

Работодатель (ИП) вправе и даже должен, в случае таких чрезвычайных обстоятельств, просить об отсрочке либо рассрочке платежей по единому социальному налогу. Это могут быть такие причины как необоснованная задержка финансирования, а для предприятий, ведущих сезонные работы, еще и форс-мажоры: техногенные и природные катастрофы, военные операции и др.

Субъекту налогообложения нужно будет подать в соответствующую организацию заявление установленного образца. На его основании будет приниматься определенное решение.

Таблицы ставок ЕСН в 2019 году

Тарифы страховых взносов в 2019 году

Пониженные тарифы страховых взносов в 2018 году

Коды ОКВЭД видов деятельности*

Тариф для расчета взносов

в ПФР

в ФСС на ВНиМ

в ФФОМС

Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1, пп. 3 п. 2,п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

13, 14, 15, 16 и др.

Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

37, 86, 87, 88, 93 и др.

Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1, пп. 3 п. 2, п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 2, п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др.

Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1, пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010№ 244-ФЗ)

Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014№ 377-ФЗ)

Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Виды деятельности устанавливаются отдельно для каждой территории (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона от 29.12.2014№ 473-ФЗ).

Плательщики взносов, получившие статус резидента свободного порта «Владивосток» (пп. 13 п. 1, пп. 5 п. 2, п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

Любые виды деятельности, кроме запрещенных решением Наблюдательного совета свободного порта Владивосток (ч. 1,2 ст. 6 Закона от 13.07.2015№ 212-ФЗ). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1

Категории ИП, для которых льготный тариф в 2019 году отменят

Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составлял не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не превышал 79 млн. руб.

13, 14, 15, 16 и др.

Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД.

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применялась (пп. 9 п. 1, пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017)

31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др.

Страховые взносы ИП "за себя" в 2019 году

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

Единый социальный налог является серьезным новаторством, включенным во вторую часть Налогового кодекса. Введенный в действие с 1 января 2001 г., этот налог заменил собой действовавшие ранее отчисления в три государственных внебюджетных социальных фонда - Пенсионный, Фонд социального страхования и федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования. Но замена отчислений на единый социальный налог не отменила целевого назначения налога. Средства от его сбора будут поступать не в бюджеты всех уровней, а в указанные выше фонды. Основное предназначение этого налога именно в том и состоит, чтобы обеспечить мобилизацию средств для реализации права граждан России на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

Цель Единого социального налога - упростить процедуру сбора средств, упростить механизм начисления страховых взносов, сделать единообразной налоговую базу, сократить отчетность, ввести единый порядок применения финансовых санкций и сократить количество проверок плательщиков, а также ослабить налоговое давление на фонд оплаты труда и за счет этого частично легализовать большие заработки и облегчить налогообложение трудовых доходов.

Единый социальный налог уплачивается с 01.01.2001 в соответствии с частью второй НК РФ, утвержденной Федеральным законом от 05.08.2000 №117-ФЗ и введенной в действие с 01.01.2001 Федеральным законом от 05.08.2000 №118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

С 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него нынешние плательщики налога будут уплачивать страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону № 213-ФЗ от 24.07.2009. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 года не изменены.

Плательщики единого социального налога объединены в две группы, для каждой из которых установлен самостоятельный объект налогообложения.

К первой группе налогоплательщиков относятся работодатели, производящие выплаты наемным работникам:

Организации;

Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Во вторую группу налогоплательщиков включены - не работодатели:

Индивидуальные предприниматели;

Адвокаты.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Если налогоплательщик одновременно относится к двум перечисленным группам, то он признается налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

От уплаты единого социального налога освобождены:

1. Организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.

2. Работодатели с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника. Сюда относятся:

а) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;

б) организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25%;

в) учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных и иных социальных целей и т.д.

Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов;

3. Налогоплательщики - не работодатели, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской или иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в течение налогового периода.

4. Российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи) предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.

Особенностью единого социального налога является то, что он имеет не один, как обычно, а несколько объектов налогообложения, установленных для различных категорий налогоплательщиков.

1. Для налогоплательщиков - работодателей (кроме работодателей - физических лиц) объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.

2. Для налогоплательщиков - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

3. Для налогоплательщиков - не работодателей объектом налогообложения признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Для налогоплательщиков - членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу крестьянского (фермерского) хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Указанные в пункте 1 выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

У налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

У налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Налогоплательщики - работодатели определяют налоговую базу по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (в данном случае обеспечивается индивидуальный учет). По окончании налогового периода рассчитывается полная налоговая база.

Налогоплательщики - не работодатели исчисляют налоговую базу с сумм доходов, полученных за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме, за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

При определении налогооблагаемой базы по единому социальному налогу не учитываются отдельные виды выплат, доходов, стоимость оказанных услуг и т.д. По большинству позиций суммы, не подлежащие налогообложению, совпадают с суммами, не включаемыми в состав доходов, учитываемых при определении налога на доходы физических лиц. В отличие от ранее действовавших законодательных актов характерна более широкая социальная направленность этих льгот. Суммы, не подлежащие налогообложению, перечислены в статье 238 Налогового кодекса.

Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Ставки налогов (табл.1, табл.2) и их распределение определяются статьей 241 НК РФ.

Дифференциация ставок единого социального налога для налогоплательщиков - работодателей и налогоплательщиков - не работодателей вызвана различиями в объектах налогообложения.

Таблица 1. Ставки единого социального налога для основной категории налогоплательщиков - работодателей, производящих выплаты наемным работникам

Таблица 2. Ставки единого социального налога для лиц, занимающихся предпринимательской и иной профессиональной деятельностью (кроме адвокатов)

Ставки единого социального налога дифференцированы по фондам. Обычный размер ставки -- для наемного работника, имеющего годовой доход менее 280 тыс. руб. -- составляет 26 %. Типичный пример распределения этих денег для такого работника выглядит так:

· Пенсионный фонд Российской Федерации -- 14 %

· Федеральный бюджет -- 6,0 % (20 %?14 %, согласно статье 243 ч. 2 НК РФ)

· Фонд социального страхования Российской Федерации -- 2,9 %

· Фонды обязательного медицинского страхования -- 3,1 %

Все указанные проценты относятся к заработной плате до вычитания из нее подоходного налога.

Льготные ставки налога установлены для организаций, производящих сельскохозяйственную продукцию, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также для родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования. Для налогоплательщиков второй группы - не работодателей ставки единого социального налога ниже, чем для налогоплательщиков - работодателей.

Несколько иные ставки налога установлены для адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь физическим лицам.

Согласно п. 3 ст. 243 НК РФ Налоговая декларация представляется налогоплательщиком не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики-работодатели производят уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

Налогоплательщики, не являющиеся работодателями, обязаны производить уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений:

За январь - июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

За июль - сентябрь - не позднее 15 сентября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

За октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в раз- мере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации налогам и сборам.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными в течение налогового периода, и суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, должна быть внесена налогоплательщиком не позднее 15 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом. Эта сумма может быть зачтена в счет будущих налоговых платежей или возвращена налогоплательщику.

Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Пример расчета авансовых платежей по ЕСН

Генеральный директор строительной организации ЗАО "Альфа" А.В. Львов получает зарплату в размере 55 000 руб. в месяц. Зарплата менеджера А.С. Кондратьева составляет 35 000 руб. За январь-июль 2008 года в целом по организации был начислен авансовый платеж по ЕСН на сумму 147 000 руб., в том числе: - ЕСН в федеральный бюджет - 113 295 руб.; - взносы в ФСС России - 16 275 руб.; - взносы в ФФОМС - 6405 руб.; - взносы в ТФОМС - 11 025 руб. Бухгалтер "Альфы" рассчитал авансовый платеж по ЕСН за август 2008 года. Налоговая база по Львову за 8 месяцев 2008 года составила 440 000 руб. (55 000 руб. ? 8 мес.). Она попадает во второй интервал регрессивной шкалы (от 280 001 руб. до 600 000 руб.). Соответственно, авансовый платеж по ЕСН за 8 месяцев по Львову составил 88 800 руб. (72 800 руб. + (440 000 руб. - 280 000 руб.) ? 10%), в том числе: - ЕСН в федеральный бюджет - 68 640 руб. (56 000 руб. + (440 000 руб. - 280 000 руб.) ? 7,9%); - взносы в ФСС России - 9720 руб. (8120 руб. + (440 000 руб. - 280 000 руб.) ? 1%); - взносы в ФФОМС - 4040 руб. (3080 руб. + (440 000 руб. - 280 000 руб.) ? 0,6%); - взносы в ТФОМС - 6400 руб. (5600 руб. + (440 000 руб. - 280 000 руб.) ? 0,5%). Налоговая база по Кондратьеву за 8 месяцев 2008 года составила 280 000 руб. (35 000 руб. ? 8 мес.). Она попадает в первый интервал регрессивной шкалы (до 280 000 руб.). Соответственно, авансовый платеж по ЕСН за 8 месяцев по Кондратьеву составил 72 800 руб. (280 000 руб. ? 26%), в том числе: - ЕСН в федеральный бюджет - 56 000 руб. (280 000 руб. ? 20%); - взносы в ФСС России - 8120 руб. (280 000 руб. ? 2,9%); - взносы в ФФОМС - 3080 руб. (280 000 руб. ? 1,1%); - взносы в ТФОМС - 5600 руб. (280 000 руб. ? 2%). Общая сумма авансового платежа по ЕСН за 8 месяцев 2008 года по "Альфе" составила 161 600 руб. (88 800 руб. + 72 800 руб.), в том числе: - ЕСН в федеральный бюджет - 124 640 руб. (68 640 руб. + 56 000 руб.); - взносы в ФСС России - 17 840 руб. (9720 руб. + 8120 руб.); - взносы в ФФОМС - 7120 руб. (4040 руб. + 3080 руб.); - взносы в ТФОМС - 12 000 руб. (6400 руб. + 5600 руб.). Авансовый платеж по ЕСН к уплате за август 2008 года составил 14 600 руб. (161 600 руб. - 147 000 руб.), в том числе: - ЕСН в федеральный бюджет - 11 345 руб. (124 640 руб. - 113 295 руб.); - взносы в ФСС России - 1565 руб. (17 840 руб. - 16 275 руб.); - взносы в ФФОМС - 715 руб. (7120 руб. - 6405 руб.); - взносы в ТФОМС - 975 руб. (12 000 руб. - 11 025 руб.).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога, осуществляется налоговыми органами РФ.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующих году проведения проверки (ч. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

При подготовке к проверке обязательно составляется программа (план) ее проведения. Программа (план) проверки представляет собой перечень вопросов, подлежащих выяснению в ходе предстоящей проверки. Программы проверок по отдельным видам налогов включают вопросы, связанные с исчислением этих налогов (табл. 3).

Таблица 3. План налоговой проверки

Вопросы проверки

Проверяемые документы

Проверка правильности начисления налогооблагаемой базы единого социального налога

Ведомость, журналы-ордера, главная книга, приказ по учетной политике

Проверка правильности применения ставок единого социального налога

Ведомости, журналы-ордера, приказ по учетной политике

Проверка правильности расчетов сумм единого социального налога

Налоговые декларации

Проверка применения льгот при расчете и уплате единого социального налога

Налоговые декларации

Проверка полноты и своевременности уплаты единого социального налога в бюджет

Ведомости, журнал - ордер по счету 51, платежные поручения

Проверка правильности составления бухгалтерских проводок по начислению и уплате единого социального налога в бюджет

Ведомость, журналы-ордера, главная книга

Проверка правильности составления и своевременности представления в налоговые органы отчетности по единого социального налога

Налоговые декларации

Проверка правильности ведение аналитического и синтетического учета

Ведомости, журналы ордера, Главная книга, бухгалтерский баланс

В процессе проведения проверки сотрудники налоговой инспекции на основе, имеющейся в инспекции информации о деятельности налогоплательщика, данных из предоставленных им документов, материалов, полученных в ходе проверочных действий:

Анализируют всю имеющуюся информацию о деятельности проверяемого налогоплательщика;

Выявляют несоответствия в содержании исследуемых документов, факты нарушения порядка ведения бухгалтерского учета, составления налоговых деклараций и анализируют влияние указанных нарушений на формирование налоговой базы;

Формируют доказательственную базу по фактам выявленных налоговых правонарушений;

Производят исчисление сумм не уплаченных налогоплательщиком налогов и пени и формулируют предложения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также об устранении выявленных нарушений.

Роль и значение Единого социального налога велико. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, что с его помощью решаются насущные проблемы жизнедеятельности народа и конкретно каждого человека. От того, как будут аккумулироваться средства, взимаемые через ЕСН, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности жизни нации за счет проведения своевременной квалифицированной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.

Несомненно, ЕСН являлся правильным и обоснованным шагом в организации налогового законодательства, но требовал доработки.

Существенные недостатки имеет регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации. С другой стороны, данная шкала исчисления платежей не способствует решению проблем снижения социальной напряженности, а наоборот, ее усиливает, нарушая принцип справедливости и равной напряженности взимания налогов и увеличивая разрыв в доходах, получаемых отдельными группами населения.

Если попытаться ввести единую ставку платежей по ЕСН независимо от размера дохода, создаются предпосылки для снижения верхнего предела ставки без ущерба для формирования бюджетных социальных фондов. Снижение налоговой нагрузки приведет к снижению себестоимости продукции (работ, услуг) в секторе мелкого и среднего бизнеса, росту прибыли и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Одновременно, появление дополнительных средств у производителя расширит возможности инвестирования нового производства или его реконструкции и расширения.

Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств ФСС РФ. Более правильно было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в ФСС РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.

Все-таки ЕСН не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Законодатели могли бы объединить взносы в фонды ОМС в один платеж, который начислялся бы по единой ставке и распределялся между ними органами федерального казначейства, или установить единый платеж, который бы зачислялся в территориальный фонд, а затем по установленному нормативу отчислений от его доходов средства списывались бы на счет федерального фонда. Это упростит исчисление налога и отчетность, сократит количество платежных поручений, а заодно позволит сократить объем учетной работы и количество лицевых счетов в налоговых органах.

С 1 января 2010 года, со вступлением в силу федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года, единый Социальный налог бы отменен. Новым законом был введен в обиход термин «страховые выплаты (взносы)». Несмотря на, утвержденный законом, «ребрендинг», многие практикующие бухгалтера продолжают называть все отчисления, направляемые на социальные нужды, полюбившимся термином ЕСН.

Необходимо отметить, что новый закон практически полностью скопировал все основные положения 243 статьи НК РФ, сохранив «в неприкосновенности» социальную направленность страховых выплат, ранее именуемых социальным налогом.

В настоящей статье мы рассмотрим особенности начисления, уплаты и администрирования страховых выплат, ставки налогов и основные изменения, внесенные в закон 212-ФЗ в 2015 году.

Виды страховых взносов

В систему обязательного государственного страхования включено три вида страховки:

  • Обязательная пенсионная страховка;
  • Обязательная медицинская страховка;
  • Страховка на случай временной утраты трудоспособности.

Каждый из перечисленных видов регламентируется законами и постановлениями, которые мы не будем рассматривать в данной статье. Отметив только, что закон 212-ФЗ часто ссылается на «страховые» законы», что делает сам закон не очень «читабельным».

Плательщики страховых взносов

К числу плательщиков, осуществляющих страховые выплаты, относятся предприятия и индивидуальные предприниматели, которые совершают выплаты физическим лицам, состоящим с ними в трудовых отношениях. В «страховых» законах такие плательщики называются термином «страхователи». Они несут полную ответственность за начисления взносов и правильность перечисления начисленных сумм в соответствующие бюджеты.

Также к числу плательщиков относятся:

  • Индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, практикующие в частном порядке, а также другие физические лица, осуществляющие индивидуальную частную практику, в установленном федеральными законами порядке, но не производящие выплаты (в денежной или иной форме) наемным сотрудникам. Если федеральные законы об обязательном социальном страховании не предусматривают иное;
  • Физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, получающие доходы (как правило, разовые), являющиеся базой налогообложения, согласно федеральному законодательству.

База для начисления страховых взносов

Базой для исчисления является суммарный доход физического лица, полученный в налоговом периоде в виде зарплаты и другие выплаты, предусмотренные законодательством.

Ставки страховых взносов

На 2015 год законодательством, предусмотрены ставки страховых взносов:

Для предприятий и ИП, применяющих общую систему налогообложения

Размер начисленного дохода - процент в Пенсионный фонд

  • Менее 711000 рублей - 22 %;
  • Более 711000 рублей - 10 %.

Размер начисленного дохода - процент для социального страхования
  • Менее 670000 рублей - 2,9 %;
  • Более 670000 рублей - 0 %.
Размер начисленного дохода - процент в Фонд медицинского страхования

Независимо от размера начисленного дохода

  • 5,1%.

Для предприятий и ИП, применяющих упрощенную систему налогообложения

  • Пенсионный фонд - 20%;
  • Фонд соцстрахования - 0 %;
  • Фонд медстрахования - 0 %.

Законодательством предусмотрены льготы при начислении страховых взносов для предприятий следующих категорий:

  • Участники проекта «Сколково» освобождаются от уплаты взносов в фонды социального и медицинского страхования. Отчисления в пенсионный фонд, для таких предприятий, установлены в размере 14%;
  • Участники СЭЗ «Крым» и резиденты территорий опережающего развития, предусмотренных соответствующими федеральными законами.

Ставки ЕСН следующие:

  • Фонд пенсионного страхования - 6%;
  • Социальное страхование - 1,5%;
  • Обязательное медицинское страхование - 0,1 %.

Предприятия, осуществляющие выплаты экипажам судов, которые зарегистрированы в Российском международном реестре судов, освобождаются от уплаты страховых взносов.

Особенности исчисления страховых взносов в 2015 году

К числу основных новшеств 2015 года следует отнести появление в законе 212-ФЗ двух новых частей (5.1. и 5.2.), которые устанавливают новый порядок определения максимальной величины базы для исчисления размеров страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Данный порядок действуют только для плательщиков, которые производят выплаты физическим лицам. Начиная с 2015 года и по 2021 год включительно, размер налогооблагаемого дохода будет устанавливаться Правительством, и рассчитываться исходя из средней заработной платы, умноженной на повышающий коэффициент, который, как надо понимать, и будет устанавливаться чиновниками на каждый налоговый год.

В числе «менее весомых» нововведений следует отметить следующее:

  • В 2015 году на расходы, связанные с командировками и имеющие документальное подтверждение, страховые взносы начисляться не будут;
  • В 20015 году отчеты в фонды, в электронной форме, смогут отправлять плательщики, в штате которых числилось не менее 25 человек;
  • «Округления запрещены». Сдавая отчеты и уплачивая страховые взносы, не надо ничего округлять, все следует указывать с копейками;
  • Предприятия, использующие труд иностранных рабочих, должны будут начислять страховых взносы. Данная норма касается не всех категорий сотрудников. Плательщикам, подпадающим под это нововведение, будет не лишним проконсультироваться по данному вопросу;
  • Ранее необлагаемые суммы, выплаченные сотруднику при увольнении, в 2015 году будут учитываться при определении базы налогообложения для страховых выплат. Речь идет не обо всей сумме, а только превышающей средний заработок за три месяца (соответственно, для жителей крайнего севера и местностей, приравненных к нему - превышающей средний заработок за шесть месяцев).

Главное изменение в сфере страховых взносов 2017 - это передача полномочий внебюджетных фондов по контролю за уплатой взносов, взысканию задолженности и приему отчетности по взносам Федеральной налоговой службе. Соответствующие изменения в законодательные акты уже внесены (пп. 2 п. 1 , п. 2.1 ст. 32 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Закон № 212-ФЗ с 2017 года перестает действовать, а правоотношения в части страховых взносов будет регулировать гл. 34 НК РФ . В соответствии с ней отчетными периодами будут, как и ранее, I квартал, полугодие и 9 месяцев, расчетным периодом - календарный год (ст. 423 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же лица будут относиться к плательщикам страховых взносов - организации, ИП, адвокаты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой (ст. 419 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Все те же выплаты будут подпадать под объект обложения взносами (ст. 420 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) и в целом по тем же правилам будет определяться база для начисления взносов (ст. 421 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

Тарифы страховых взносов на 2017 год

Как видно, основные тарифы взносов в 2017 году останутся прежними. При этом для расчета взносов на ОПС и на ВНиМ снова будут установлены предельные величины базы, при достижении которых будет меняться ставка для начисления взносов.

Пониженные тарифы взносов законодатели не отменили. Но воспользоваться ими, как и раньше, смогут не все страхователи.

Пониженные тарифы взносов - 2017

Ставки пониженных тарифов, по сравнению с 2016 годом, не претерпели изменений. Однако теперь условия, которым должен соответствовать плательщик взносов, чтобы иметь право на пониженные тарифы, в НК РФ прописаны более четко и подробно (п. 4-10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). Для некоторых льготников установили новые (дополнительные) требования.

Кроме того, в отношении многих категорий плательщиков в НК прямо указано, что при несоблюдении указанных условий организация или ИП утрачивает право на применение пониженных тарифов с начала расчетного периода, т. е. календарного года.

Категория страхователя Коды ОКВЭД видов деятельности* Тариф для расчета взносов
в ПФР в ФСС на ВНиМ в ФФОМС
Организации и ИП на УСН, ведущие льготируемый вид деятельности, доход от которого составляет не менее 70% в общем объеме доходов упрощенца. При этом годовой доход упрощенца не должен превышать 79 млн. руб. При превышении данного лимита право на пониженные тарифы плательщик взносов теряет с начала расчетного периода (пп. 5 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 6 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 13, 14, 15, 16 и др. 20 0 0
Аптечные организации, а также ИП, имеющие лицензию на ведение фармацевтической деятельности, на ЕНВД. Пониженные тарифы взносов применяются только в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности (пп. 6 п. 1 , ) 46.18.1, 46.46.1, 47.73 20 0 0
ИП, применяющие патентную систему налогообложения, - в отношении выплат и вознаграждений работников, которые заняты в патентном виде деятельности. При некоторых видах деятельности данная «льгота» не применяется (пп. 9 п. 1 , пп. 3 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др. 20 0 0
Некоммерческие организации на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений, ведущие деятельность в сфере социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и массового спорта (пп. 7 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 7 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 37, 86, 87, 88, 93 и др. 20 0 0
Благотворительные организации на УСН (пп. 8 п. 1 , пп. 3 п. 2 , п. 8 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 64.9, 88.10 20 0 0
Организации, ведущие деятельность в области информационных технологий (пп. 3 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 5 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 62, 63 8 2 4
Хозяйственные общества и партнерства на УСН, которые занимаются внедрением результатов интеллектуальной деятельности (изобретений, полезных моделей и т.д.), права на которые принадлежат бюджетным и автономным (в том числе научным) учреждениям (пп. 1 п. 1 , пп. 1 п. 2 , п. 4 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 72 8 2 4
Организации и ИП, заключившие соглашения с органами управления особыми экономическими зонами об осуществлении технико-внедренческой деятельности, а также туристско-рекреационной деятельности (пп. 2 п. 1 , пп. 1 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017). 65.20, 79.1, 94.99, 62.0, 63.1, 63.11.1 и др. 8 2 4
Плательщики взносов, делающие выплаты и вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (за некоторым исключением), в отношении этих выплат (пп. 4 п. 1 , пп. 2 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 50 0 0 0
Организации, получившие статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» (пп. 10 п. 1 , пп. 4 п. 2 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) 72.1 (ч. 8 ст. 10 Закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ) 14 0 0
Плательщики взносов, получившие статус участника свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (пп. 11 п. 1 , пп. 5 п. 2 , п. 10 ст. 427 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017) Любые коды ОКВЭД, кроме 05, 06, 07, 08, 09.1, 71.12.3 (ч. 2 ст. 12 Закона от 29.11.2014 № 377-ФЗ) 6 1,5 0,1
Плательщики взносов, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития (пп. 12 п. 1 ,). К примеру, запрещена деятельность по добыче нефти и природного газа, код ОКВЭД 06.1 6 1,5 0,1

* Коды приведены в соответствии с ОКВЭД2 ("ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" , утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст)

Страховые взносы, уплачиваемые ИП «за себя», в 2017 году

Порядок расчета «предпринимательских» взносов не изменился. Взносы в фиксированном размере в ПФР и ФФОМС определяются исходя из МРОТ, установленного на начало 2017 года. А если доходы ИП за год превысят 300 тыс. руб., то кроме фиксированных взносов, предприниматель должен будет уплатить в ПФР дополнительную сумму в размере 1% от суммы превышения над указанным лимитом (п. 1 ст. 430 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2017).

 

 

Это интересно: