→ Новаторство любовной лирики Н. Некрасова. Н. А. Некрасов — выдающийся поэт-новатор Методология и методы проведения исследования

Новаторство любовной лирики Н. Некрасова. Н. А. Некрасов — выдающийся поэт-новатор Методология и методы проведения исследования

Сочинение

К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному.
Образ некрасовской Музы совсем не похож на традиционный образ богини поэзии. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…», написанном в 1848 году, Некрасов пишет, что его Муза – родная сестра крестьянки, истязаемой на площади кнутом. Этот образ «кнутом иссеченной музы» сохраняется на всем протяжении творчества поэта и определяет новизну его задач.
Поза созерцательного поэта-олимпийца, равнодушно внимающего добру и злу, неприемлема для Некрасова. Он утверждает необходимость быть не просто творцом, но прежде всего гражданином:
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…
Такова главная тема поэтической декларации Некрасова – стихотворения «Поэт и гражданин».
Во многих других стихотворениях Некрасов также настойчиво ищет ответ на вопрос, каким должен быть истинный поэт-гражданин. Эти размышления отражаются, например, в стихотворении «Блажен незлобивый поэт…». Некрасов «незлобивому поэту» противопоставляет поэта-обличителя, который «питает ненавистью грудь», а его «карающая лира» «проповедует любовь враждебным словом отрицанья». При этом он отдавал себе отчет в том, что исполнение такой задачи требует от поэта огромного мужества и стойкости.
Сам Некрасов, порой, сомневался в своих силах, что нашло отражение в таких стихотворениях, как «Замолкни, Муза мести и печали!..» и «Элегия», относящихся к его поздней лирике. Но, несмотря ни на что, Некрасов не отказывается от служения интересам народа. Минуты сомнения проходили, и поэт мог с гордостью утверждать: «Я лиру посвятил народу своему».
Некрасов явился для русского общества примером поэта-гражданина, который «как свои на теле носит все язвы родины своей» и, невзирая ни на какие трудности, выполняет свой долг до конца. И в этом выразился его вклад в дело создания новой русской поэзии, отвечающей задачам времени. Оно было подхвачено последователями Некрасова, которые видели свой долг в том, чтобы искусство стало поистине народным и гражданским.

Новаторство Некрасова как поэта.

Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.

Поговорим о политической, гражданской лирике Некрасова. Встреча с В. Г. Белинским сыграла большую роль не только в жизни, но и в творчестве Некрасова. У поэта нет личной жизни без творчества, они всегда взаимосвязаны. Одна отражается в другой, влияя и взаимодействуя друг с другом. Под непосредственным влиянием демократических идей Белинского поэтом созданы замечательные стихи: "Родина", "Тройка", "Перед дождем", "Еду ли ночью по улице темной...", "Вчерашний день, часу в шестом..."

Стихотворение "Родина" во многом автобиографично. Автор, изображая подлинные события жизни, которым он был свидетель, творчески их переосмысливает. Стихотворение это навеяно детскими воспоминаниями о жизни в Грешневе. Оно обличает крепостничество, деспотизм, полную забитость крестьян. Поэт описывает усадьбу:

Тема обличения крепостничества и самодержавия, любовь к простому человеку, сочувствие обиженным и угнетенным проходит красной нитью через все творчество Некрасова. Весь ужас и бесправие самодержавной России поэт сумел отразить в очень коротком, но удивительно емком по содержанию стихотворении:

Тема Музы, женщины, матери проходит через все творчество Некрасова, начиная от ранних стихотворений "В дороге", "Тройка", "Буря" до зрелых произведений шестидесятых-семидесятых годов "Мороз, Красный нос", "Орина, мать солдатская", "Коробейники".

У Некрасова, как мы уже отмечали, нет чисто любовной лирики. Она вся пропитана гражданским чувством. В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов ставит знак равенства между этими двумя словами, призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа.

Стихотворение написано в форме диалога - спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать:

Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

Поэтом можешь ты не быть.

Но гражданином быть обязан.

Что же такое - гражданин? Это человек, который ответствен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее язвы, как свои. Много стихотворений поэт посвятил конкретным людям, истинным борцам за счастье России: "Памяти Белинского", "Русскому писателю", "Тургеневу", "Пророк", посвященное Чернышевскому. В них поэт говорит о духовно близких ему людях, единомышленниках и соратниках по борьбе:

Многие стихотворения Некрасова посвящены описанию народной, деревенской жизни. Некрасов рос на Волге. Образ великой русской реки постоянно встречается в его произведениях. Связь Некрасова с родным краем на протяжении всей жизни постоянно оказывала влияние на его творчество:

Стихотворение "Элегия" достойно завершает лирику Некрасова. В нем поэт говорит, что народная тема не может устареть, пока есть несчастные и обездоленные, позия не может отвернуться от этой темыОбъять необъятное невозможно. А лирика Некрасова многоводна, как река. Мы коснулись лишь малой ее части. Некрасов же отразил в своем творчестве все многообразие и сложность жизни. Его поэзия неисчерпаема, как народная мудрость, и прекрасна, как Россия, которой он служил, на алтарь которой положил свой талант и жизнь.

Коллекция сочинений: Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова

Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, «в числе разнообразных противоречий, накоплен­ных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между «гражданской» и «чистой» поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом». Лирика Н. А. Некрасо­ва - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г. Белин­ского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некра­сов стал поэтом революционной демократии, голосом защитни­ков народа. А потому Н. А. , по сравнению даже с таки­ми «гражданами», как А. С. и М. Ю. Лермонтов, пол­ностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Главное для Н. А. Некрасова - социальная направлен­ность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некра­сова «поэзия не ночевала».

Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов «Мечты и звуки» - факт символический. Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некра­сов - поэт непоэтической эпохи - хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, «другом лени». Переосмыс­ление всей поэтической системы у него начинается с принци­пиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н. А. Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать… -

Становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова.

Первым признаком отхода от традиции в творчестве Н. А. Некрасова становится появление большого числа пародий. Сущность этих пародий заключается не в простом осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой поэтической формы путем ввода прозаической темы и снижения лексики:

Спи, пострел, пока безвредный!

Баюшки-баю,

Тускло смотрит месяц медный

В колыбель твою.

И скучно, и грустно, и некого в карты надуть…

Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произ­ведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы нахо­дим, например, в стихотворении «Извозчик», которое выдер­жано в старой балладной форме:

Парень был Ванюха ражий,

Рослый человек, - Не поддайся силе вражей,

Жил бы долгий век!

Н. А. Некрасов широко использует прием переиначива-ния старых жанров, придания им нового содержания. «Эле­гия» у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к на­роду: в стихотворении «Размышления у парадного подъезда» возникает причудливое сочетание оды и фельетона. Резуль­татом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, «Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения». Изме­нение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация «священной» поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык.

Но Н. А. Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года «Поэт и гражданин» Н. А. Некра­сов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но ут­верждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает пи­сать стихи «на злобу дня», на социальные темы. Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без соци­альной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связыва­ется с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится «печаль народная», при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемо­му, создать впечатление не уникальности, а всеобщности си­туации. В поэзии Н. А. Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения «Орина, мать солдатская», он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще.

В русской литературной традиции существовал утвердив­шийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно «из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Такая мысль возникла у Некра­сова не случайно. В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разно­чинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения «Из-возчик» взят из очерка Погодина «Психологическое явле­ние». Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Не­красова. Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как

Слышь, учитель-ста врезамшись был,

Байт кучер, Иваныч Торопка… -

Надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражда­нин полностью освобождается от традиций «высокого язы­ка» поэзии.

Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл. Отсюда - завершенность или даже афо­ристичность концовок его стихотворений:

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Выработанная четкая позиция по отношению к действи­тельности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некра­сова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении «Рыцарь на час» являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее. В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него - «тихий плач и жалобы детей»; вместо великоле­пия Петербурга он видит его «день больной». Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет бо­рения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-челове­ком, ибо существует поэт-гражданин.

Стиль многих стихотворений Н. А. Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения по­падает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: «сивка», «молодая бабенка ревет» и т. д. Широко использу­ется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл. К примеру, по­словица «Как у Христа за пазухой» приобретает совершенно иное значение в словах Оболта-Оболдуева о жизни помещи­ков до реформы. Некрасов может даже спорить с народной мудростью. Например, пословице «Чья сила, того и правда» Некрасов противопоставляет свою:

Сила с неправдою

Не уживается…

Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отри­цательные параллелизмы («Не гулял с кистенем я в дрему­чем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь…»), по­вторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало после­дующей («Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь…»), характерные эпитеты («белая рученька», «буйная голова»), повтор предлогов («по торго­вым селам, по большим городам») и т. д. В стихах появляет­ся большое количество свободных дактилей, весьма харак­терных для народной поэзии. В текст поэмы «Кому на Руси жить хорошо» вводятся загадки («Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда ревет»), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения:

А бабы свеклу дергают,

Такая свекла добрая!

Точь-в-точь сапожки красные

Лежит на полосе.

Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогаю­щим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н. А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку.

Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу. По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос исто­рии, потому что создал тот тип поэзии, который был необхо­дим для нового восприятия поэтического творчества.

Ответ условно распределим на две составляющие: новизну содержания и новаторство формы.

1. Новизна содержания

Обратимся для примера к стихотворению «Влас». Некрасов впервые изображает человека из народа не со стороны, как достойного жалости «маленького человека», а с точки зрения самого народа. Голос, повествующий о перерождении Власа, принадлежит такому же крестьянину, как и сам Влас, носителю той же общей для всего народа веры (и суеверий, и поэтических представлений). При таком изображении человек из народа предстаёт сложной личностью, проходящей свой, полный значительности, жизненный нуль.

Некрасов оставляет далеко «за кадром» образованного человека с его интеллигентской жалостливостью к «меньшому брату» крестьянину. В его стихах народ сам говорит о себе и предстаёт не жалким и забитым, а могучим, сознательно верующим, хранящим общенациональные нравственные нормы. Народная правда сурова: грех будет оплачен адской мукою, а худший из грехов — «снять рубаху с пахаря». Дело Божие всегда и народное дело. Неправедно нажитое богатство противопоставляется «трудовой лепте». Каждый крестьянин-труженик оказывается радетелем Божьего дела и патриотом: его посильными дарами процветает родная земля, украшается святыми храмами. Стихотворение содержит и скрытое предупреждение угнетателям народа, всем, нажившим неправедное богатство, всем, кто обкрадывал пахаря, «крал у нищего суму».

Как Тургенев в прозе (в «Записках охотника»), так Некрасов в стихах обращается к народу с новой, небывалой стороны, находит в его языке и мышлении богатейший источник поэзии, красоты, правды.

На примерах других стихотворений можно увидеть, что и круг явлений жизни, изображаемый поэтом, значительно расширяется. («Маша», «На улице», «О погоде», «Песни о свободном слове» и др.)

Если сравнить художественный мир Некрасова и любого поэта-романтика по одному критерию: кто является лирическим героем стихотворений — различие станет очевидно. Героем романтических произведений выступает чаще всего сам поэт или его лирический двойник. Отступления от этого правила редки и носят характер условности, стилизации. (Например, «Кабы знала я, кабы ведала...» А. К. Толстого — песня девушки.) У Некрасова героями стихотворений оказываются рефлектирующий интеллигент («Рыцарь на час»), неловкий разночинец («Застенчивость»), бесшабашный крестьянин-сирота («Калистрат»), старик-рассыльный («О погоде»), ямщик («В дороге»), старуха, потерявшая сына-кормильца («В деревне»), женщина-подвижница («Отрывок»), бывший цензор («Газетная»), муж капризной барыни («Первый шаг в Европу»), непокорная молодайка, лукавый сват («Песни») и многие другие. Так создаётся эффект поэтического «многоголосия». Лирику Некрасова нередко сравнивают со своеобразным поэтическим театром, где множество персонажей говорят свойственными им голосами, высказывают типичные для своего круга идеи и чувства. Среди них есть дорогие автору (люди из народа) и враждебные ему («угнетатели», душители свободного слова, казнокрады и взяточники и т. д.). Автор даёт слово каждому, но искренность первых вызывает сочувствие и восхищение, а откровенность вторых рождает гнев и презрение. Лирический и сатирический полюса в поэзии Некрасова связаны единой осью общего поэтического приёма: самораскрытие героя через его речь. Грань между лирикой и сатирой неуловима.

Но и обращаясь к традиционным для поэзии темам любви, природы, творчества, Некрасов вносит в них своё «новое слово». Проследим это на примере нескольких любовных стихотворений: «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О письма женщины, нам милой!», «Как ты кротка, как ты послушна...», «Слёзы и нервы». Эти стихотворения, навеянные историей взаимоотношений поэта с А. Я. Панаевой, рисуют любовное чувство в его эволюции: от эпохи расцвета, когда даже ссоры не затмевают счастья, до полного угасания, когда даже воспоминание о прежних отношениях становится болезненным и докучным. Любовь к женщине изображается Некрасовым как часть жизни, подверженная всем житейским перипетиям. Она лишена того ореола чудесности, божественности или трагизма, каким окружают её поэты-романтики.

Как в освоении народной темы, так и в интерпретации темы любви поэзия Некрасова опирается на опыт предшествующей прозы, впитывает в себя её качества: углублённый психологизм, социально-типологический анализ, интерес к современности, критический настрой, реалистические приёмы изображения.

2. Новаторство формы

Отражением новаторского содержания поэзии Некрасова стала и новизна её формы. Вот несколько наиболее существенных черт:

Более активное использование трёхсложных размеров («В дороге», «Крестьянские дети»), придающих певучесть, а иногда и эпичность лирической речи.

Утверждение дактилической рифмы наравне с мужской и женской («Сеятелям»).

Введение в речь прозаизмов, диалектных, профессиональных, жаргонных слов для характеристики персонажа («В дороге»).

Использование различных риторических традиций предшествующей поэзии: высокий стиль оды или сатиры начала XIX века, лексико-синтаксический строй пушкинской лирики («Элегия»).

Широкое применение мотивов, образов, приёмов народной поэзии (различных жанров: от песни до небылицы) («Калистрат», «Песни»).

Подведём итог. Некрасов, безусловно, является и продолжателем традиций русской поэзии начала XIX века, и ярким новатором. В пушкинском русле он творит «поэзию действительности», при этом расширяя сферу изображаемого. В этом он опирается на опыт гоголевской сатиры, психологической прозы Лермонтова, на очерковый метод «натуральной школы». Сочетание разнородных традиций оказывается органическим сплавом в творчестве Некрасова, подчиняется его индивидуальности, его главной лирической струне — теме служения народу.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Сочинения по литературе: Поэтическое новаторство Н. А. Некрасова Как справедливо отмечал замечательный литературовед Б. Эйхенбаум, "в числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между "гражданской" и "чистой" поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом". Лирика Н. А. Некрасова - явление в русской поэзии необычное. Вся она проникнута глубочайшим гражданским пафосом. Современник В. Г.

Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, Н. А. Некрасов стал поэтом революционной демократии, голосом защитников народа.

А потому Н. А. Некрасов, по сравнению даже с такими "гражданами", как А. С. Пушкин и М. Ю.

Лермонтов, полностью переосмысливает роль поэта и назначение поэзии в жизни. Основной его поэтической формулой становятся слова: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Главное для Н. А.

Некрасова - социальная направленность его стихотворений, что, кстати, объясняет слова И. С. Тургенева, утверждавшего, что в стихах Н. А. Некрасова "поэзия не ночевала". Стремление Некрасова уничтожить тираж сборника своих юношеских стихов "Мечты и звуки" - факт символический.

Поэт рвет не со своим неудачным поэтическим прошлым, а с традицией, с усвоенными поэтическими штампами. Некрасов - поэт непоэтической эпохи - хорошо понимает, что поэт уже не может быть жрецом, "другом лени". Переосмысление всей поэтической системы у него начинается с принципиально нового понимания роли и места поэта. Истинный поэт для Н. А.

Некрасова не может существовать без тесной связи с событиями общественной жизни. Строки Еще стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря И ласку милой воспевать... - Становятся поэтическим кредо Н. А. Некрасова. Первым признаком отхода от традиции в творчестве Н. А. Некрасова становится появление большого числа пародий. Сущность этих пародий заключается не в простом осмеивании пародируемого, а в самом ощущении сдвига старой поэтической формы путем ввода прозаической темы и снижения лексики: Спи, пострел, пока безвредный!

Баюшки-баю, Тускло смотрит месяц медный В колыбель твою. Или И скучно, и грустно, и некого в карты надуть... Пока в таких пародиях ощутима связь с исходным произведением, будет возникать комический эффект. Когда же эта связь утрачивается, сама собой решается проблема ввода новых стилистических элементов в старые формы. Пример такого использования и изменения старых форм мы находим, например, в стихотворении "Извозчик", которое выдержано в старой балладной форме: Парень был Ванюха ражий, Рослый человек, - Не поддайся силе вражей, Жил бы долгий век! Н. А. Некрасов широко использует прием переиначивания старых жанров, придания им нового содержания. "Элегия" у поэта - это стихотворение о любви, но о любви к народу: в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" возникает причудливое сочетание оды и фельетона.

Результатом становится то, что Н. А. Некрасов снижает высокие жанры и поднимает жанры бульварной прессы. По словам Андреевского, "Некрасов возвысил стихотворный фельетон до значения крупного литературного произведения". Изменение в поэтической системе надо было произвести так, чтобы он (фельетон) однозначно был понят как ликвидация "священной" поэзии. Поэтому появляется новый пафос, новая риторика, новые темы, новый язык. Но Н.

А. Некрасову было необходимо не только заявить о своем отходе от пушкинской традиции в русской поэзии, но и мотивировать его, определить свое к нему отношение. В стихотворении 1856 года "Поэт и гражданин" Н. А.

Некрасов дает своего рода пушкинский подтекст темы поэта, но утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Н. А. Некрасов, пожалуй, первый начинает писать стихи "на злобу дня", на социальные темы.

Постепенно даже человек в его лирике становится немыслим без социальной среды. От психологического анализа поэт переходит к анализу социальному. Состояние души человека связывается с жизненными условиями. Главной темой творчества поэта становится "печаль народная", при этом ему удается вызвать у читателя ощущение причастности к описываемому, создать впечатление не уникальности, а всеобщности ситуации. В поэзии Н. А.

Некрасова вообще велико стремление к типизации. От частного он переходит к целому: показав судьбу Ивана из стихотворения "Орина, мать солдатская", он говорит о судьбе всех солдат, говоря о Дарье, он говорит о судьбе крестьянки вообще. В русской литературной традиции существовал утвердившийся взгляд на поэзию, как на способ выражения чувств, и прозу - как на способ выражения мыслей. Н. А. Некрасов первый посмотрел на эту проблему иначе, сказав, что именно "из гармоничного сочетания этой мысли-прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия". Такая мысль возникла у Некрасова не случайно.

В непоэтическую эпоху поэзия, если она хотела найти широкую аудиторию, особенно в лице разночинцев, должна была опроститься. Именно этот процесс мы и наблюдаем в лирике Н. А. Некрасова. Сюжеты для своих стихотворений он находит в прозе, в очерках, журнальных и газетных заметках. К примеру, сюжет стихотворения "Извозчик" взят из очерка Погодина "Психологическое явление". Но и это не главное в поэтической системе Н. А. Некрасова.

Он постоянно стремится опростить и язык своих произведений. Такие строки, как Слышь, учитель-ста врезамшись был, Байт кучер, Иваныч Торопка... - Надолго укрепили представления о поэзии Н. А. Некрасова как о поэзии неэстетической. Действительно, поэт-гражданин полностью освобождается от традиций "высокого языка" поэзии. Слово в поэзии Н. А. Некрасова, как в прозе, приобретает конкретный смысл.

Отсюда - завершенность или даже афористичность концовок его стихотворений: То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть. Выработанная четкая позиция по отношению к действительности становится причиной того, что поэзия Н. А. Некрасова лишена всякой нерешительности или неясности. Даже его лирика, даже мучительные переживания в стихотворении "Рыцарь на час" являются результатом не сомнений, а ясного сознания, где правда, а где отклонение от нее.

В стихах своих поэт подчеркивает то, что не соответствует идеалу: фабрика для него - "тихий плач и жалобы детей"; вместо великолепия Петербурга он видит его "день больной". Это отсутствие сомнения говорит о том, что в поэзии Н. А. Некрасова нет борения, нет разрыва между автором-поэтом и автором-человеком, ибо существует поэт-гражданин. Стиль многих стихотворений Н. А. Некрасов сознательно ориентирует на стиль фольклорный. В его произведения попадает огромное количество прозаизмов и диалектизмов: "сивка", "молодая бабенка ревет" и т. д.

Широко используется фольклорный материал. Переиначиваются пословицы, в них часто содержится символический смысл. К примеру, пословица "Как у Христа за пазухой" приобретает совершенно иное значение в словах Оболта-Оболдуева о жизни помещиков до реформы. Некрасов может даже спорить с народной мудростью. Например, пословице "Чья сила, того и правда" Некрасов противопоставляет свою: Сила с неправдою Не уживается... Н. А. Некрасов умело использует народный стиль: отрицательные параллелизмы ("Не гулял с кистенем я в дремучем лесу, // Не лежал я во рву в непроглядную ночь..."), повторы основ слова (расплетал-заплетал, целовал-миловал), подхваты предыдущей строки с переносом ее в начало последующей ("Я свой век погубил за девицу-красу, // За девицу-красу, за дворянскую дочь...

"), характерные эпитеты ("белая рученька", "буйная голова"), повтор предлогов ("по торговым селам, по большим городам") и т. д. В стихах появляется большое количество свободных дактилей, весьма характерных для народной поэзии. В текст поэмы "Кому на Руси жить хорошо" вводятся загадки ("Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет - тогда ревет"), которые даже могут приобретать форму поэтического сравнения: А бабы свеклу дергают, Такая свекла добрая! Точь-в-точь сапожки красные Лежит на полосе. Впрочем, несмотря на то что фольклорные элементы встречаются в лирике Н. А. Некрасова достаточно часто, их использование было не целью, а лишь средством, помогающим поэту достичь в лирике необходимого эффекта. Кстати, кроме элементов народного творчества, Н.

А. Некрасов, там где считает необходимым, использует и жанры городского фольклора, такие, как уличный романс и шансонетку. Н. А. Некрасов принадлежит к числу поэтов, нашедших свою, неповторимую Музу.

По словам Б. Эйхенбаума, Н. А. Некрасов был явлением исторически неизбежным и необходимым, он сумел услышать и осуществить голос истории, потому что создал тот тип поэзии, который был необходим для нового восприятия поэтического творчества.

 

 

Это интересно: