→ Банк аргументов. Мораль и нравственность. Жизненный выбор человека. Нравственная деградация человека. Сочинение на тему «Портрет Дориана Грея Влияние искусства на человека

Банк аргументов. Мораль и нравственность. Жизненный выбор человека. Нравственная деградация человека. Сочинение на тему «Портрет Дориана Грея Влияние искусства на человека

Дориан Грей, внешне удивительно красивый молодой человек, является главным героем романа О. Уайльда. Однако красивый внешне, он с каждым днем становится все безобразнее внутренне.

Почему же это происходит? Ведь в начале романа мы видим счастливого гармоничного юношу, объединяющего внешнюю красоту с человеческими добродетелями. Но постепенно, под влиянием лорда Генри, проповедующего идею жизни для наслаждения, Дориан меняется. Он становится эгоистом, считающим себя эталоном красоты. Возможно, это проявление духовной слабости. А может

своего рода самозащита от окружающего мира, который, как известно из произведения, был довольно жесток к Дориану в его детские годы.

Как бы там ни было, постепенно красавец Грей превращается в морального урода. Это он виновен в смерти девушки, которая его беззаветно любила. Сибила Вейн ушла из жизни, покончив жизнь самоубийством, не выдержав его холодного равнодушия. Это его видят в притонах, подверженного всевозможным соблазнам и попирающего все моральные законы. Дориан Грей “пробует” все: обряды и ритуалы чужих религий, коллекционирование раритетов и драгоценных камней, наркотическое зелье в притонах с недоброй славой, сомнительные связи и подозрительные знакомства. Он, ни секунды не сомневаясь, ломает судьбы своих избранников и избранниц.

Больше всего на свете Дориан дорожит своей красотой, которая не меняется с годами и не подвержена страстям. Ведь судьба сделала ему по-настоящему волшебный подарок. Он оставался красавцем, менялся лишь портрет, сотворенный Бэзилом Холлуордом.

Вид сластолюбивого старца на нем вызывает приступ бесконтрольной ярости Грея. Он убивает человека, считавшего его своим другом. Мало того, дабы скрыть преступление, Дориан Грей путем шантажа заставляет химика Алана Кэмпбела растворить в азотной кислоте тело Бэзила, уничтожив, таким образом, вещественное доказательство преступления.

Приговор Дориану Грею, вынесенный самим автором романа, суров и беспощаден. Решив уничтожить портрет, Дориан “прикончил” самого себя. Слуги, пришедшие на крик, увидели мертвого старика во фраке, лежащего на полу, и изумительной красоты портрет прекрасного юноши. Грей убил себя потребительским, разлагающим душу образом жизни.

А ведь могло быть иначе. Я бы посоветовала ему заглянуть в Библию, которая помогла бы понять, что за грехи обязательно придется расплачиваться, что жить нужно праведно, с добротой и любовью в сердце, что красота должна дарить людям добро.


Другие работы по этой теме:

  1. Талантливый художник Бэзил Холлуорд написал прекрасный портер красивого юноши Дориана Грея. Эту картину Бэзил показывает своему другу Генри Уоттону. Дориан недавний знакомый Бэзила. Ему 20...
  2. Грей Дориан – юный красавец, аристократ, подобно Фаусту вступивший в сделку с дьяволом, чтобы сохранить свежесть, молодость и красоту, в то время как возраст, порочная...
  3. С самого начала роман О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” представляет читателю умиротворенную картину: талантливый художник пишет портрет, который по его задумке будет сохранен в тайне...
  4. Уайльд О. Автор поставил Дориана Грея в фантастическую ситуацию: ему даны вечные молодость и красота, а стареет и становится уродливым, ужасным его изображение на портрете....
  5. В один прекрасный солнечный день солнца мастерская лорда Бэзила Холлуорда открывает двери для старого друга – настоящего эстетета-эпикурейца Генри Уоттона, с легкой руки одного из...
  6. Прекрасное – это сила морального добра. Д. Голсуорси Я учился в музыкальной школе и до сих пор люблю слушать классическую музыку. Например, этюды Шопена. В...
  7. В этом романе наиболее полно воплотился эстетический идеал Уайльда: абсолютизация творчества и творческой личности, противопоставление внутреннего мира человека бездушной, грубой реальности, провозглашение наслаждения смыслом существования...

Проблематика романа «Портрет Дориана Грея»

Общая оценка идейного содержания творчества Оскара Уайльда считается установленной и завершенной. Западноевропейская критика пришла почти что к единодушному заключению, что щедро одаренный и глубоко несчастный художник был чистым эстетом и проповедником крайнего аристократического индивидуализма. Его высшим, верховным божеством была телесная красота, его религиозным культом -- поклонение изящной форме, а его нравственным законом -- гедонизм, признание единственной целью жизни человеку чувственные наслаждения.

Крупнейшим произведением Уайльда был роман «Портрет Дориана Грея» (The Picture of Dorian Gray, 1890), в котором получили воплощение основные идейные и эстетические принципы писателя в годы расцвета его художественного творчества. Роман построен на интересном вымысле: красивый юноша Дориан Грей мечтает о том, чтобы молодость и красота никогда не покидали его. Художник Холуорд создаёт портрет, который обладает чудесным свойством -- на нём отпечатываются все последствия порочной жизни Дориана, тогда как сам Дориан сохраняет чистый, юношеский облик. .

Воплощение принципов эстетизма в романе «Портрет Дориана Грея»

Понятия «прекрасное» и «красота» (Уайльд пишет это слово с прописной буквы) ставятся в произведение на самую верхнюю ступень иерархии ценностей. Поучения лорда Генри и их воплощение -- жизнь Дориана -- как будто вполне соответствуют такой расстановке. Дориан красив, и красота оправдывает все негативные стороны его натуры и ущербные моменты его существования («избранник -- тот, кто в прекрасном видит лишь одно -- Красоту») .

Буквально все уровни повествовательной структуры раскрывают позицию автора, его сложное отношение к красоте. Так, сюжет «Портрета Дориана Грея обнаруживает, что фабула -- не главное в романе. Фабульная завершенность возникает не в результате событийной завершенности, а в результате итоговой оценки автора. Если в реалистических произведениях сюжет -- способ раскрытия характеров, то роман Уайльда по типу сюжета ближе к произведениям романтическим, в которых «образ автора, как субъективная норма или идеал художника, густо окрашивает своими отсветами весь изображаемый мир» Оказывается, что сюжет романа Уайльда -- это некая иллюстрация точки зрения повествования. .

Английский поэт был настоящим романтиком и гедонистом, выдержавшим точку зрения эстетизма и гедонизма до конца, до ее логических неизбежных последствий. Дориан Грей, отражая, без сомнения, внутренний мир своего творца -- натура цельная, свободная, чуждая раздвоенности и расслабляющей рефлексии.

Одаренный всеми данными для того, чтобы взять из жизни максимум приятных чувственных ощущений, Дориан берет их, не отравляя радости удовлетворения ядом раскаяния.

Исход такого «злоупотребления» удовольствиями жизни был неминуем. Пресыщенный до последних пределов, Дориан Грей, исчерпав все формы наслаждения, сделав красоту и искусство своим религиозным мировоззрением, потерял под этим влиянием всякую эстетическую восприимчивость. И, потеряв ее, он ищет потерянную восприимчивость в диких, грубых, дисгармонических проявлениях. Он устраивает концерты, исполнителями которых являются «безумные» цыгане, негры, индусы игравшие на первобытных инструментах; «дикие интервалы, говорит О. Уайльд, и режущие ухо диссонансы варварской музыки возбуждали Дориана, в то время как изящество Шуберта, дивная скорбь Шопена и могучая гармония самого Бетховена не производили никакого впечатления на его слух».

Дориан пытается уничтожить свой портрет, портрет-символ, который с некоторых пор стал, словно живой двойник, отражать его пороки: лицо молодого человека оставалось прекрасным -- на портрет же ложились морщины. Юноша пытается таким способом убежать от реальности, которую, в свою очередь, так порицал Уайльд. Дориан ударил ножом портрет, однако убил себя: его тело, сделавшееся уродливым и жалким, нашел слуга, между тем на полотне вновь возник прекрасный и вдохновленный облик юноши.

Этой жестокой по отношению к Дориану Грею иронией Уайльд утверждал невозможность безоглядного наслаждения безотносительно к страданию других и вместе с тем торжество творчества над убожеством реальности .

В итоге Дориан карается только тогда, когда тот поднимает руку на прекрасное -- на произведение искусства. Искусство как воплощение прекрасного вечно, и потому погибает герой, а остается жить прекрасный, как и в момент окончания работы художника, портрет. Все как будто бы согласуется с теоретическими воззрениями писателя. Вместе с тем финал романа может иметь и несколько иное истолкование. Мертвый человек, лежащий на полу, опознан его слугами лишь по кольцам на руках: «лицо у него было морщинистое, увядшее, отталкивающее». Сам облик мертвого Дориана антиэстетичен, а это обстоятельство позволяет даже в системе ценностей эстетизма прочитать наказание, понесенное за преступления .

Весь строй эстетических убеждений Оскара Уайльда значительно не совпадает с системой отсчета истинности и состоятельности существования героя по законам, декларированным викторианской этикой и согласно с нашими современными воззрениями на этот счет. О том, что доктрина эстетизма представляет собой по авторскому замыслу свод непременных правил, по которым следует интерпретировать роман, напоминает читателю лаконичное предисловие.

Двадцать пять изящных, остроумных афоризмов, составляющих это предисловие, могут быть восприняты как тезисное выражение системы воззрений, которая в ином виде и более пространно была изложена в диалогах и статьях, объединенных в книгу «Замыслы». Некоторые из этих афоризмов, сформулированных с предельным лаконизмом, куда более подробно и обстоятельно развернуты в диалогах.

Вместе с тем предисловие и сам роман как бы ведут между собою своеобразный диалог, в ходе которого согласие и противоречия чередуются. Выраженные афористично в отточенных фразах положения эстетической программы Уайльда проходят испытание «на прочность» в собственно фабульной части произведения. .

«Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все»,-- вспомним еще раз один из самых вызывающих афоризмов в предисловии». С ним перекликается другая сентенция; «Художник не моралист. Подобная склонность художника рождает непростительную манерность стиля» [там же с.5].

Впрочем, у художника Бэзила Холлуорда, как нетрудно заметить, есть «этические симпатии» и даже некоторая склонность к морализированию; однако искусство Холлуорда находится вне сферы проявления этих качеств, а его морализаторству никак не влияет на друзей художника, разве что несколько утомляет их. Здесь Уайльд -- романист нисколько не противоречит Уайльду -- законодателю эстетизма.

Мысль о первичности искусства, отражающего лишь того, кто смотрится в него, «а вовсе не жизни»,-- мысль, заявленная на этот раз фрагментарно, получила развернутое выражение в диалоге «Упадок искусства лжи» ») .

Концепция Уайльда базируется на том, что Дориан сам по себе отражал эстетические взгляды автора, ставшие в дальнейшем его жизненной философией. Юноша представляет собой зеркало под названием «искусство», которое отражает в себе всю порочность и прозаичность жизни. И как последствие переносит это на полотно.

«Искусство отражает не жизнь, а того, кто наблюдает за ней», -- пишет Уайльд в своих письмах.

В романе переплетаются две совершенно противоположные концепции, которые, однако, являются их основой.

Первая: автор показывает стремление Дориана превратить жизнь в искусство, внести в неё красоту. С этой точки зрения роман является, несомненно, эстетическим произведением, в котором наряду с глубоким изучением души героя, подвергшегося эстетическому влиянию, прослеживается история его жизни, целью которой становится попытка Дориана сделать её похожей на красивый портрет. Дориан Грей -- денди, эстет, любитель прекрасного, окруживший себя утончённой роскошью. Исходя из того, что красота единственная высшая ценность, Дориан делает эту сторону бытия центром своего духовного существования.

Вторая концепция, получившая отражение в романе, парадоксальным образом противоречит первой: автор выявляет ограниченность эстетических взглядов Дориана, попавшего под «разрушительное обаяние» лорда Генри. Изощрённый эстетизм лорда Генри становится для него ловушкой. В этом можно усмотреть научно-философскую направленность романа, отразившего современные научные представления об эволюции личности и о причинах её деградации. .

«Портрет Дориана Грея» спустя почти 2 столетия является таким же актуальным. Причина банальна – нужно видеть в зеркале свои недостатки, уметь бороться с ними, а не идти на поводу…

Герой книги – Дориан Грей, попадая под впечатления от влияния бывшего сокурсника, известного в высшем английском обществе повесы, лорда Генри. И тот, будучи сам продуктом развращенного света, весьма негативно влияет на Грея, только начавшего входить в высший свет благодаря деньгам и связям.

Развития развиваются таким образом, что практически в тот момент, когда талантливый художник Безил Холлуорд трудится над парадным портретом Грея, лорд Генри разражается пламенной речью, в которой говорит о том, что потрясающая красота и юность останутся лишь на указанном полотне. Оно будет укоризненно напоминать в старости о том, каким когда-то был Дориан. Этот монолог весьма впечатлил Грея и в пылу отчаяния он возжелал: «…пусть подаренный ему Холлуордом портрет стареет, а сам он остается всегда в расцвете молодости».

Впервые молодой человек Дориан обращается не к Богу, а к дьяволу, и тот исполняет просьбу. Но это бы лишь первый шаг Дориана к пропасти растления, порочности и цинизма.

Следующим шагом Грея на пути к адской бездне были его любовные отношения с Сибиллой Вейн. Любовь к Грею заменяет Сибилле все, она бросает работу актрисы, поскольку лгать со сцены не в состоянии, теряет работу и любовь. Дориану более не интересна бывшая актриса, чувства остыли, и он оставляет Сибиллу, отчего та накладывает руки на себя. И впервые Дориана поражает его изображение – черты становятся более хищными, жесткими, взгляд презрителен, в них проскакивает пресыщение. Но это изменение – только начало.

Проходят годы, изменяется мода, сменяется человеческое окружение, но не сам Дориан. За четверть века ни капли не постарел – все тот же молодой красивый юноша. Зато как изменился портрет! В нем нельзя узнать миловидного Дориана. В изображении словно язвы проступают все проступки, недостатки и порочные мысли. Портрет давно живет собственной жизнью, жадно впитывая все недостатки и отрицательные качества Грея.

Теперь, спустя столько лет, вместо юного лица на Дориана глядит дряхлый старик с циничной усмешкой. Но сам Грей не хочет замечать перемен, он тщеславен и влюблен в себя, не гнушается целовать собственную картину. Между тем, его начинают одолевать душевные муки, он осознает, что изображение на портрете отражает падшую душу, внутренний мир. Дальше герой не выдерживает, умирая в приступе самолюбования.

Как же были потрясены увиденным люди, нашедшие труп дряхлого старика рядом с портретом, на котором изображен красивый юноша! Столпившиеся увидели воочию истинное лицо человека из высшего общества, погрязшего в разврате и порочности. Этот портрет отдал обратно Дориану Грею всю грязь поступков, предоставив людям личность того Грея, каким он был много лет назад.

Люди, которым хотя бы раз пришлось прочитать настоящее произведение искусства навсегда запомнят этот особый сюжет и умение автора подводить до логического и справедливого завершения даже самую абсурдную (как кажется на первый взгляд) мысль.

Роман «Портрет Дориана Грея» ярко описывает психологические особенности, характеры и моральные ценности героев. Ни для кого не секрет, что в самом начале книги отобраны афоризмы, которые не являются противоречивыми. На первый взгляд там все ясно и четко, с ними можно соглашаться или нет, но Оскар Уайльд умело подводит к тому, что каждый можно трактовать только так, а не иначе.

«Книги, которые мир называет аморальными, - это книги, которые демонстрируют миру его позор»
Оскар Уайльд

Дориан Грей -Молодой юноша, у которого несколько завышена самооценка. Он стремится к постоянным удовольствий в жизни, он не готов жертвовать своими интересами, он наслаждается даже своей красотой и сожалеет о том, что со временем она исчезает.

Лорд Генри — своеобразный наставник Дориана Грея, который подсказывает юноше как жить в свое удовольствие. Он не считает это грехом, ведь является сторонником того, что каждый должен думать за себя сам и его теоретические подсказки могут и не реализовываться на практике. Бэзил — художник, рисовал — преданный искусству создатель.

Философско-эстетические проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Портрет настолько поразил Дориана Грея, что он изо всех сил пожалел о том, что его красота не может остаться навечно, но каким магическим образом его пожелания начали сбываться: внешность юноши без изменений, а вот портрет постоянно становился страшнее. Казалось, что это связано с теми грехами, которые натворил главный герои и не желает покаяться за них. На самом деле так и было … И со временем Дориан Грей начинает понимать, что изображение на портрете — это он, такой, каким он должен быть, каким он есть на самом деле. Ему становится страшно, он боится жизни, боится открываться людям, он понимает, что он потерял себя через недолгую наслаждение. Так, со временем он уничтожает самого себя, и кажется, что все справедливо, но самосуд — это тоже грех и здесь можно поспорить.

Нравственные проблемы романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея»

Оскар Уайльд поднимает очень высокие и нерешенные вопросы человечества: кто есть человек? что она должна сделать в течение жизни? чем руководствоваться?. Каждый герой этого романа отражает личности реальных людей. Это тонкое знание психологии и природы человеческой души. Поднимая подобные вопросы в романе можно найти ответы.

«Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо глупы…»
Оскар Уайльд

Философско-эстетическими и нравственными проблемами в романе является то, что почти каждый из героев играет негативную роль, уровень эгоизма всегда приводит к потере собственной личности, без которой человек — ничто.

В этом контексте каждый должен помнить, что у каждого из нас есть некая определенная миссия. Возможно мы о ней еще не знаем, но мы рождены не просто так и «подбрасывать конфеты» собственному эгоизму не сыграет на пользу.

Также, вместо того, чтобы подстрекать других на определенные поступки, как это делал лорд Генри, лучше самостоятельно строить свою жизнь и не быть кукловодом и «хозяином» чужих судеб.

В своем романе «Портрет Дориана Грея» Оскар Вайльд освещает важные проблемы, связанные с культурным, социальным и межличностным аспектами человеческих взаимоотношений. В частности, Оскар Вайльд через созданные им художественные образа раскрывает взаимосвязь между искусством и внутренним миром человека. Например, по мнению художника Безила, искусство - это определенное зеркало людской души, оно отбивает чувство, направление, а также моральные качества человека. Художник будто вкладывает частичку собственной души в свое произведение, и его творение свидетельствует о духовном миру зображуванихлюдей.


Но будущее любого творения определяет не творец, а владелец этого творения. Дориан положил бремя всего грязи своей души на свой портрет. Картина несла это бремя вплоть до смерти владельца, после которой вернулась к первоначальному виду


В тесной связи с этой идеей возникает и образ лорда Генри. Он тоже был своеобразным творцом - творцом души Дориана. Его инструментом была ошибочная философия, которая пленила ум юноши необыкновенной новизной и таинственностью, но в то же время подтачивала изнутри неопытное и не соблазненное зломсерце.


Лорд Генри успокаивал совесть главного героя, заставлял не весьма проявлять заботу о морали, и таким образом Дориан Грей начал свое падение в бездну. Вероятно, что у него оставалась еще возможность остановить свое падение, когда после самоубийства Сибилли Вейн он с большим бременем на сердце размышлял о своем отношении к девушке, которое привело до трагического конца. Однако, лорд Генри, ужасно упрощая трагедию женских чувств, утверждает, что своей смертью она лишь выполнила свою последнюю роль актрисы


Шаг за шагом Дориан Грей превращается из человека, который имеет хорошо и чистое сердце, на эгоиста и преступника, чем уничтожает собственную душу. Оскар Вайльд подчеркивает мысль, которая только совесть способна контролировать жизнь человека, ее поступки и хоть не исправлять их, но ставить в укор за них. Человек живой до тех пор, пока живая ее совесть, которая способна уничтожим только она самая


Роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» необыкновенный уже тем, что похожий на реалистический, но не является таким. Это произведение - воплощение эстетизма Уайльда, его парадоксального мышления


О чем же роман? Прежде всего о том, какой связи между жизнью и искусством и что такое красота. Писатель старается создать атмосферу прекрасного, ощущение красоты через самую манеру высказываться. Он постоянно поражает читателя, выворачивая постоянные представления и понятие. Каждый из героев - воплощение какого-то бока искусства, прекрасного. Безил - воплощение служения искусству, лорд Генри - воплощение философии наслаждения, а Дориан - человек, который решил сделать свою жизнь прекрасным, как самое искусство. Но парадокс в том, что, декларируя прекрасное как суть жизни, герои осуществляют поступки, которые нельзя считать за прекрасные. Наиболее ярко мыслит лорд Генри, который с холодным цинизмом выворачивает даже моральные истины просто ради игры ума. Так раскрывает Уайльд мысль о том, что искусство не имеет ничего общего с истиной и моралью. Писатель показывает, куда может завести увлечение интеллектуальной игрой, которая не имеет целью ничего, кроме самой игры. Ведь цель лорда Генри - не истина и красота, а самовивищення, утверждение собственной личности. Уайльд показал могущество прекрасного слова и красоту утонченной мысли. Но вместе с тем писатель продемонстрировал, что есть область, для которой парадокс - это гибель. Это область морали. Есть моральные принципы, которые держат человечество, и парадокс здесь неуместный, поскольку разрушает их, делает относительным добро и зло. А это недопустимое. Именно об этом рассказывает произведение искусства - портрет Дориана Грея. Портрет дает моральную оценку героя, то есть не остается равнодушным к морали. Когда Дориан бросается с ножом на портрет, то убивает себя, а портрет снова остается прекрасным, возвратив недостатки Дорианови.


О чем же свидетельствуют парадоксы Уайльда? Может, о том, что человек безобразный, а искусство всегда прекрасное? А может, о том, что для красоты искусства необходимое искупление человеческих грехов, потому что мораль и красота составляют гармонию?

 

 

Это интересно: