→ Носов живое пламя краткий сюжет. Носов Е. И. Сочинения по темам

Носов живое пламя краткий сюжет. Носов Е. И. Сочинения по темам

1) Особенности жанра произведения. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объёма, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя.

2) Тематика и проблематика рассказа.
Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тёти Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь маков.

Как вы поняли слова тёти Оли: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»? О чем вспомнила тётя Оля, говоря эти слова? (о своем сыне Алексее, который погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика)

Почему отныне тётя Оля отдала предпочтение макам и сажала их на клумбе? (Маки напоминали тёте Оле о сыне.)

3) Смысл названия рассказа. Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят»), ёмкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»), Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Как вы поняли смысл названия рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»? (Маки подобно пламени быстро вспыхивали и также быстро сгорали.)

4) Художественные особенности рассказа.

На что были похожи распустившиеся маки? («на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»)

Какие художественно-выразительные средства использует автор в описании маков? (эпитеты, метафоры: «полупрозрачные алые лепестки», «вспыхивали трепетно-ярким огнем», «наливались густым багрянцем», «слепили своей озорной, обжигающей яркостью» и др.)

Главные герои: рассказчик и тетя Оля

В этом рассказе сам автор как будто снимает комнату у пожилой женщины. В комнате, которвя отведена для жильца, висит фотография молодого человека в костюме летчика. Хозяйка спрашивает - не помешает ли портрет жильцу. Но рассказчик ничего против не имеет. Тогда она (тетя Оля) объясняет, что это была комната ее сына, а тот погиб юношей. Чувствуется, как страдает женщина.

К своему жильцу женщина начинает через некоторое время относиться с материнской заботой. Например, она советует ему не сидеть все время за книжками, а больше гулять. И вот он замечает, что тетя Оля делает клумбу, цветы сажает всякие "модные". И рассказчик гооврит, что ему по душе просто маки - так они ярко и красиво цветут. Однако хозяйка смеется, ведь мак - "овощ". Его семена добавляют, например, в сдобу. И цветет-то он несколько дней, а когда лепестки опадут, то до осени посреди клумбы торчит некрасивая "колотушка" - стебель с семенами.

Не стал спорить с женщиной молодой человек. Однако все же сыпанул в середину клумбы горсточку семян мака.
Через несколько недель хозяйка заметила странную поросль на клумбе, тем более что в самом центре. Конечно, она догадалась, чьих рук это дело. И даже упрекнула молодого жильца за такую шутку. Но все-таки не стала выпалывать ростки.

Прошло недолгое время, мак зацвёл. И, как говорится в рассказе, все цветочные красотки на клумбе померкли перед ним. Такие яркие у мака лепестки, играющие на солнце, легкие! Больше всего они похожи на пламя... Притихла тетя Оля. Пришлось ей признать красоту простого мака. И даже когда облетели лепестки, и мак остался "некрасивым", женщина не вернулась к своему прежнему мнению.

Жилец съехал от нее по жизненным обстоятельствам. Однако иногда еще с удовольствием заходит в гости. И вот через год рассказчик заметил, что на той самой клумбе больше нет садовых цветов, а только "полудикий" мак. И пламя его не угасает, потому что одни цветы осыпаются, но другие расцветают. Красиво, на самом деле. Клумба превратилась в вечный огонь.

Здесь проводится аналогия с жизнью сына тети Оли. Он прожил героическую, яркую и короткую жизнь. Теперь от него только фотография, как стебель от мака. Может, был бы в живых ее сын, спрячься он от жизни и работы... Но был бы ли он счастлив так? И женщина это почувствовала.

Рассказ учит ценить не столько долготу, протяженность чего-то, стандарты красоты и жизни, но яркость ее, жизнь в моменте.

Картинка или рисунок Живое пламя

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Кассиль Будьте готовы, Ваше высочество

    Сказочный рассказ Будьте готовы Ваше Высочество - описывает события, происходящие в советском детском летнем лагере. Начальник этого лагеря, был секретно уведомлен, что на отдых отправляется наследный принц одной восточной страны.

  • Паустовский

    Константин Паустовский, 1892 года рождения, начал свое творчество до революции. Свой первый рассказ На воде написал во время учебы в киевской гимназии.

  • Краткое содержание Простая душа Флобер

    Произведение повествует драматическую историю служанки Фелиситэ, которая в течение всей жизни служила у разных господ, но так и почувствовала к себе хорошего отношения и понимания.

  • Краткое содержание Бунин Танька

    Однажды ранним утром Танька проснулась от холода. Вслед за ней открыл глаза и брат Васька. Из-за стука матери дети не могли больше уснуть. От странника, который еще зевал спросонья, Танька узнала, что корова и лошадь были проданы

  • Краткое содержание Закруткин Матерь человеческая

    О самоотверженном подвиге советских воинов в годы Великой Отечественной войны создано немало произведений. Но мало кто из писателей в своем творчестве упоминает про героизм советских женщин

«В грязном придорожном кювете валялась кукла. Маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти о яркой, но недолгой его жизни, живым огнем. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты «зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки». необычные метафоры «то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят». емкие сравнения «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия». Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. Прошлое и настоящее соединилось в небольшом по объему повествовании о, казалось бы, обычных садовых цветах - маках, напоминающих своим цветением, как подчеркивает Е. Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Короткая у него жизнь. Так начинает Носов «Живое пламя». И вдруг он шумно вздохнул.

А остальные все выполола. В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. Глядя на зарастающую реку, едва сочившуюся присмиревшей водицей, Акимыч горестно отмахнулся: - И даже удочек не разматывай! Везут малышей в колясках - бровью не поведут.

Писатель, он же рассказчик, снимает комнату у немолодой уже одинокой женщины, тети Оли. После возвращения он не узнал сад. Такая, какая была у многих защитников отечества в военные годы. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом». «Живое пламя» - рассказ о том, как порой бывает коротка жизнь. А мак, как их символ, будет напоминать людям о тех, чье » живое пламя » потухло, успев только-только разгореться в полную силу. Она живет в тихом стареньком доме, хранящем память о ее сыне.

Два дня они то вспыхивали на клумбе «трепетно-ярким огнем», то вдруг «наливались густым багрянцем».

Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Ну, ты располагайся, живи на здоровье. Живое пламя из цветов символизирует в нем человеческую память. На смену осыпающимся цветкам поднимались все новые бутоны, которые вскоре зажигали свои лепестки, не давая погаснуть этому вечному огню. Вспомнила она о погибшем на войне сыне, боль о котором ее никогда не покидала.

(Пока оценок нет)

(1 вариант)

Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей двадцатого века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тети Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь этих цветов.

Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа.

Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться – сразу опалят»), емкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»). Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли».

Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тети Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика».

В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Таким образом, в названии заключен основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина.

(2 вариант)

Рядом с домиком тети Оли клумба. Много здесь цветов: «маттиол – скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили», «желто-фиолетовых анютиных глазок », «много и других знакомых и незнакомых цветов». А посередине клумбы герой-рассказчик без разрешения хозяйки посеял маки. Не хотела тетя Оля их сеять: «овощ», «на грядках вместе с луком и огурцами сеют», «цветом он всего два дня бывает», «пыхнул и сразу сгорел», потом «торчит эта самая колотушка и только вид портит». Автор напомнил хозяйке старинную песню: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. // А щеки горят, будто маков цвет». Не зря в старину песню сложили, есть что-то завораживающее в этом «маковом цвете». Чтобы не обижать постояльца, три цветка тетя Оля все-таки оставила. Маки дали бутоны и расцвели: «Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться – сразу опалят!». Действительно, всего два дня «буйно пламенели маки», только без них «на пышной клумбе… стало пусто».

– Вот и все, – сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

– Да, сгорел… – вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. – А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Оказывается, сын тети Оли погиб на фронте, спикировав на крошечном самолете на спину тяжелого фашистского бомбардировщика…

Тетя Оля изменила свое мнение о маках, и теперь на клумбе «полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки . А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти о яркой, но недолгой его жизни, живым огнем.

1) Особенности жанра произведения. Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объёма, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя.

2) Тематика и проблематика рассказа.
Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тёти Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь маков.

Как вы поняли слова тёти Оли: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает»? О чем вспомнила тётя Оля, говоря эти слова? (о своем сыне Алексее, который погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика)

Почему отныне тётя Оля отдала предпочтение макам и сажала их на клумбе? (Маки напоминали тёте Оле о сыне.)

3) Смысл названия рассказа. Е.И. Носов назвал свой рассказ «Живое пламя». Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Описывая цветение маков, автор использует различные художественные средства: цветовые эпитеты («зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», «полупрозрачные алые лепестки»), необычные метафоры («то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то напивались густым багрянцем», «стоит только прикоснуться - сразу опалят»), ёмкие сравнения («Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия»), Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла.

Как вы поняли смысл названия рассказа Е.И. Носова «Живое пламя»? (Маки подобно пламени быстро вспыхивали и также быстро сгорали.)

4) Художественные особенности рассказа.

На что были похожи распустившиеся маки? («на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени»)

Какие художественно-выразительные средства использует автор в описании маков? (эпитеты, метафоры: «полупрозрачные алые лепестки», «вспыхивали трепетно-ярким огнем», «наливались густым багрянцем», «слепили своей озорной, обжигающей яркостью» и др.)

ЖИВОЕ ПЛАМЯ

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. - Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ну, какой из мака цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

А лоб у нее, точно мрамор, бел,
А щеки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. Остальные все выполола.

Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алеша очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Не мешает?

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье…

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Ну, иди, смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Да, сгорел… - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Вот уже почти 70 лет весна для русского человека связана с Днем Победы. Почти в каждом городе нашей страны горит вечный огонь (рис. 1), как символ памяти о страшных и трагических годах Великой Отечественной войны, памяти о тех, кто пал смертью храбрых на ее фронтах. Об этом было написано много рассказов, стихов и песен.

Тема памяти стала главной в рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя».

Рис. 1. Фото. Вечный огонь ()

Автор ведет повествование от первого лица. Он рассказывает, как однажды помог своей квартирной хозяйке тете Оле посеять цветы на клумбе перед домом. Среди прочих семян им попались семена мака. Тетя Оля не хотела сажать их на клумбу.

« - Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют… Цветком он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит».

Рассказчик все же потихоньку от хозяйки насыпал семян в центре клумбы. Когда цветы проросли, тетя Оля заметила маки, но не стала их вырывать. Когда же клумба зацвела, красота цветов поразила всех:

«Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия» (рис. 2).

Рис. 2. «Живое пламя» ()

Зажженные факелы, полыхающее пламя, слепящее и обжигающее. Образы, которые использует писатель, - яркие, запоминающие, символичные.

Действительно, маки в рассказе стали символом Вечного огня . Поэтому и название автор выбрал соответствующее: «Живое пламя». Такое скрытое сравнение в литературе называется метафорой.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά - «перенос», «переносное значение») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Рис. 3. Фото. Е.И. Носов ()

Отечественная война застала писателя, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля - 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

В 1945 под Кенигсбергом он был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ «Красное вино победы».

Для рассказов Носова характерна одна особенность. Война часто присутствует в его произведениях, но не в рассказах о героизме советских воинов, а в судьбах простых русских людей, прошедших войну. Так было в рассказе «Кукла», когда мы знакомились с судьбой Акимыча. Так происходит и в рассказе «Живое пламя», когда мы узнаем о судьбе Ольги Петровны, потерявшей на войне сына.

Ей тяжело говорить о гибели сына, поэтому мы узнаем только то, что он был летчиком и погиб, «спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...»

Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея.

Боль, которая живет в сердце матери, потерявшей на войне сына, вырывается наружу в тот день, когда лепестки мака опали: «И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».

Там, в доме фотография погибшего сына, его вещи. Они хранят память о человеке. Но маки своей яркой и короткой жизнью еще больше и живее напомнили Ольге Петровне о сыне.

С тех пор на клумбе Ольга Петровна не сажает никаких других цветов. Только маки. Когда рассказчик навестил свою старую знакомую, он увидел поразительную картину: «А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. - 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). - 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. - 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2011.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Е.И. Носов. Биография ().
  5. Е.И. Носов «Живое пламя» ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте рассказ Е.И. Носова «Живое пламя». Составьте его план.
  2. Какой момент стал кульминацией рассказа?
  3. Прочитайте описание цветущих маков. Какие средства художественной выразительности использует автор?
  4. Что объединяет рассказы Е. Носова «Кукла» и «Живое пламя»?

Эпиграф Нет в России семьи такой, - Где б не памятен был свой герой, И глаза молодых солдат С фотографий увядших глядят. Евгений Агранович.

Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим ми

вопросы к произведению

1. Что такое память и зачем она нужна человеку?
2. Какие герои действуют в рассказе? Какие поступки они
совершают?
3. Какую роль в понимании смысла произведения играет
описание цветов, которые сеяла на своей клумбе тётя Оля?
4. В чём заключается смысл названия рассказа «Живое
пламя»?
5. В чём особенность раскрытия темы памяти в творчестве
Е.И. Носова?

Давайте поразмышляем:

Верите ли вы в то, что
некоторые цветы могут
олицетворять
определённые чувства
человека: роза-любовь,
хризантемы – печаль,
гвоздики, маки – память?

Верите ли вы в то, что в
определённой ситуации
человек может, не
задумываясь,
пожертвовать своей
жизнью ради других
людей?
Верите ли вы в то, что
память о погибших ради
других людей живет в
сердцах родных и совсем
незнакомых людей?

Знакомство содержанием рассказа Е.И. Носова «Живое пламя» (учащиеся читают рассказ по ролям).

10.

- Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. -
… - Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала
Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит,
пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта
самая колотушка и только вид портит.
Мне уже рассказывали о ее сыне.
Алексей погиб, спикировав на своем
крошечном "ястребке" на спину тяжелого
фашистского бомбардировщика...

11.

Найдите слова, которыми автор
Издали маки походилиописывает
на зажженные факелы
с живыми, весело
маки.
полыхающими на ветру языками пламени Легкий ветер чуть колыхал,
солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего
маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым
багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!
Как называется этот приём в

12.

Маки слепили своей озорной,
обжигающей яркостью..
Два дня буйно пламенели маки. А
на исходе вторых суток вдруг
осыпались и погасли. И сразу на
пышной клумбе без них стало
пусто.
-Да, сгорел... вздохнула, словно по
живому существу,
тетя Оля. - А я как-то
раньше без внимания
к маку-то этому
вы понимаете слова тёти Оли?
-Короткая у него
жизнь. Зато без

13.

Сколько дней
цвели маки?
Как вы
понимаете
слова тёти
Оли?
-Да, сгорел... вздохнула, словно
по живому
существу, тетя Оля.
- А я как-то раньше
без внимания к
маку-то этому
-Короткая у него

14. На клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А

Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение
макам?

15.

Каким эмоциональным
настроением проникнуты
последние строки: “А снизу, из
влажной, полной жизненной
силы земли подымались все
новые и новые туго свернутые
бутоны, чтобы не дать
погаснуть живому огню”?
Можно ли сказать, что в
последних строках образ
живого огня ассоциируется с
вечным огнем?
Чему же учит рассказ Евгения
Ивановича Носова?

16.

Какова же главная мысль
рассказа Носова?
Жизнь человека так же
коротка, но прекрасна. Огонь в
рассказе ассоциируется с душой
человека, отдавшего свою
жизнь во имя жизни других.
Маки как символ внезапно
оборвавшейся молодой жизни
горят, “пламенеют”, но огонь
этот живой, приносящий слезы
очищения. И если в центре
рассказа перед нами всего
несколько маков, то в финале –
это уже “большой костер”
огненных цветов.
Он напоминает вечный огонь.
Знак вечной памяти и молчания.

17.

О погибшем на войне Алексее, сыне тети Оли, мы
узнаем из последних строк рассказа. Эти строки
являются ключевыми в произведении Е.Носова.

18. Представим себе людей, чьи образы создаёт автор? Кто они? Заполним таблицу

ГЕРОИ РАССКАЗА
ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ
Тетя Оля
Любит и помнит погибшего сына. Гордится его
поступком. Она не жалуется на свою судьбу, уже не
плачет, но глубокая затаённая печаль переполняет её.
Пытаясь унять свою душевную боль, она занялась
разведением цветов.
Речь проста, бесхитростна, выдаёт в ней малограмотную
женщину.
Рассказчик
Труженик («опять застала его за бумагами»). Со слов тёти
Оли, озорник (сыпанул тайком щепотку мака), добрый,
отзывчивый
Алексей
Человек, любящий свою родину. Герой, совершивший
подвиг. Короткая у него жизнь, зато без оглядки, в
полную силу прожита.
Был гордостью матери и до войны

19.

Художественное средство
Примеры из теста
Эпитеты
«зажжённые факелы с живыми, весело
полыхающими на ветру языками пламени;
полупрозрачные алые лепестки; густой багрянец»;
Сравнения
«маки слепили своей озорной обжигающей яркостью,
и рядом с ними померкли, потускнели все эти
парижские красавицы, львиные зевы и прочая
цветочная аристократия»;
Метафоры
«то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то
наливались густым багрянцем»,
«казалось, что стоит только прикоснуться – сразу
опалят!»
Градация
Пламенели – осыпались - погасли

20.

Маки - красивые алые цветы.
Они украшают нашу жизнь.
Пример тому клумба на которой зацвели маки, без них она не была бы
такой яркой.
Два дня буйно пламенели маки, а потом осыпались и погасли
Этот текст учит нас жить ради кого-то,посвящать жизнь людям.
Только так можно оставить о себе хорошую память.
Пример этого - жизнь Алексея.
Иногда и короткая жизнь может быть прожита в полную силу

21. Красный мак – символ Памяти.

В рассказе исходным
образом становится МАК.
МАК- центральный образ
и.

22. День Маков

В Англии существует
национальный праздник –
День Маков – дань
памяти погибшим
солдатам.
11 ноября - День
Памяти всех павших на
полях сражений, дата
которая знаменует
годовщину окончания 1-й
мировой войны.
Символом Дня Памяти
во многих странах
является красный мак.
О происхождении мака
существует много
легенд. В христианской
мифологии
происхождение мака
связывают с кровью
Невинно убитого
человека. Впервые
будто бы мак вырос
из крови распятого наhttp://ru.wikipedia.org/wiki/ Е.Носов
http://www/tuladnt.ru/htmlpageA
kinova.html
http:// www/just-sosite.com/stories /rememb
/mccrae.htm
http://dreamworlds.ru/intersnosti
/pade,1,1,13469-cvetok-grezmak. htm

Носов Е. И. относится к числу писателей-фронтовиков. Восемнадцатилетним юношей он отправился на войну, участвовал в масштабных сражениях, был ранен. До конца жизни не смог Евгений Иванович забыть ужасов пережитого. «Дело в нашей памяти», - писал он спустя годы. Он очень хорошо знал цену победе, достигнутой народом в самой кровопролитной войне. И пусть писал он об этом немного, каждое созданное произведение пронизано болью за тех, кто пожертвовал жизнью для спасения родной страны, кто осиротел и раньше времени познал страшную действительность.

Прошлое и настоящее соединилось в небольшом по объему повествовании о, казалось бы, обычных садовых цветах - маках, напоминающих своим цветением, как подчеркивает Е. Носов, живое пламя.

Сюжет произведения прост и на первый взгляд не имеет никакого отношения к войне. Писатель, он же рассказчик, снимает комнату у немолодой уже одинокой женщины, тети Оли. Она живет в тихом стареньком доме, хранящем память о ее сыне. И комната его сохранилась в том виде, в каком была при хозяине.

По весне тетя Оля собралась засеять клумбу под окном. Доставала из пакетиков и узелков семена цветов-аристократов, радующих глаз своей красотой в течение всего лета. На вопрос писателя о том, почему она не сеет маки, ответила, что проку от них мало. Цветут недолго: раскроют бутоны всего на пару дней и затем опадают. Лишь «колотушки» от них остаются, которые весь вид портят. Но рассказчик все же сыпанул тайком от хозяйки щепотку маковых зерен в центр клумбы. Так начинает Носов «Живое пламя». Краткое содержание рассказа ведет читателя к главной сюжетной линии, действующим лицом которой является обычный «овощ» - как называет мак в начале повествования тетя Оля.

Кульминация

Прошло время. Семена проросли, и вскоре клумба должна была зацвести буйным цветом. Писателю пришлось уехать на пару недель. После возвращения он не узнал сад. Разросшиеся цветы преобразили клумбу до неузнаваемости. Казалось, ничего прекраснее этой картины с маттиолами, анютиными глазками, львиными зевами и другими заморскими гостями уже быть не может. А в центре клумбы, среди пышных красавиц и сплошных зеленых ковриков, выбросили три бутона маки. Так продолжает рассказ Носов.

«Живое пламя» появилось на клумбе следующим утром, когда распустились маки. Этот день стал настоящим открытием для тети Оли и ее постояльца. Яркие, свежие лепестки цветков затмили своим великолепием всех «благородных» соседей. Они слепили глаз и «горели» два дня, а следующим вечером опали так же быстро, как зацвели. И все вокруг сразу осиротело и поблекло…

Скоротечная, но яркая жизнь

Удивительно описывает цветение маков Е. И. Носов. «Живое пламя» - название, которое выбрано для рассказа неслучайно. Яркие цветки распустившихся и раскачивавшихся маков действительно напоминали зажженный факел. Два дня они то вспыхивали на клумбе «трепетно-ярким огнем», то вдруг «наливались густым багрянцем». Создавалось впечатление, что стоит к ним дотронуться, и они обожгут руку. Большую смысловую нагрузку в этом плане несут глаголы: сначала пламенели, затем осыпались и погасли.

Контрастное описание «цветочной аристократии» и обычных маков помогает автору подчеркнуть незначительность первых и силу, величие последних.

Жизнь короткая, «зато без оглядки прожита»

Лепестки опали - и тетя Оля, стоявшая у клумбы, вдруг вся сгорбилась и со словами «и у людей так бывает» тут же поторопилась уйти. Вспомнила она о погибшем на войне сыне, боль о котором ее никогда не покидала. Так подводит читателя к основной идее произведения Е. Носов. «Живое пламя», краткое содержание которого на самом деле не сводится только к описанию истории с маками, еще и рассказывает о героическом подвиге простого воина, о готовности пожертвовать собой ради других. Таким был сын героини, военный летчик Алексей. Его жизнь оборвалась в самом расцвете, когда он на своем крохотном ястребке бесстрашно вступил в бой с бомбардировщиком противника. Очень короткая, но героическая жизнь. Такая, какая была у многих защитников отечества в военные годы.

Финал рассказа

Вскоре писатель съехал с квартиры. Но он часто навещал тетю Олю, в саду которой теперь каждое лето алел большой ковер из маков. Удивительная картина всякий раз открывалась гостю. На смену осыпающимся цветкам поднимались все новые бутоны, которые вскоре зажигали свои лепестки, не давая погаснуть этому вечному огню. Так завершает свое произведение Евгений Носов. Живое пламя из цветов символизирует в нем человеческую память. Для тети Оли это память о ее погибшем сыне. Для всех жителей страны это сохранение имен миллионов людей, отдавших себя в разное время великой цели - победе над врагом и освобождению Родины. Это и есть та прочная нравственная основа, на которой держится все человечество.

Изображение войны в рассказе

В произведении Носов Е. И. не дает описаний боев, бомбардировок и других героических сцен. Однако нескольких предложений, в которых говорится об Алексее, достаточно, чтобы понять чувства матери, испытывающей одновременно горечь от потери единственного сына и гордость за него.

Жить с пользой для других. Не бояться трудностей и смело идти вперед. Сделать так, чтобы собственная жизнь не стала для окружающих просто безликим существованием. Об этом заставляет задуматься читателя Е. Носов («Живое пламя»).


Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставить, тебя пожалела. А остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алешка очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

Не помешает?

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье.

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили. Я пошел посмотреть на цветы. Клумба стояла неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Год издания рассказа: 1958

Детские книги Евгения Носова, такие как рассказ «Живое пламя», давно завоевали любовь у нашего читателя. Многие нынешние родители выросли на рассказах этого писателя. Поэтому не удивительно, что эти же книги они предлагают своим детям. Отчасти благодаря этому, а также наличию произведений Носова в школьной программе, творчество писателя до сих пор востребовано. А сам автор занимает высокие места среди .

Рассказа «Живое пламя» краткое содержание

В рассказе «Живое пламя» Носова повествование ведется от первого лица. Начинается он с того, что тетя Оля, у которой наш рассказчик снимает комнату, предлагает помочь ей разделать клумбу. И пока главный герой с удовольствием разминает спину работая с тяпкой, она перебирает пакетики с цветами. Главный герой интересуется, почему она некогда не сеет маки. Но тетя Оля уверена, что мак - это овощ и место ему на грядке. Ведь цветет он всего два дня. Тем не менее главный герой бросает горсть семян в самый центр клумбы. Обнаруживается это достаточно быстро, и тетя Оля решает оставить только тройку цветов, а остальное выпалывает.

Далее в кратком содержании «Живое пламя» Носова читать можно о том, как главный герой уезжает на две недели. По возвращении тетя Оля поет его квасом, который так любил ее сын Алешка, и рассказывает, что маки рассказчика уже поднялись. Клумба действительно была на загляденье и маки уже выбросили свои бутоны.

Далее в рассказе Носова «Живое пламя» читать можно о том, как уже на следующий день тетя Оля позвала рассказчика глянуть на свои маки. В центре клумбы они пылали как факелы. А через два дня они опали и на клумбе стало как-то пусто. Тетя Оля сказала: «Сгорели! Прожили без оглядки, в полную силу. Так и у людей бывает». А затем как-то уж быстро заторопилась домой. Сразу вспомнилась история о ее сыне Алешке, который, как и герой был летчиком. Он на своем маленьком «ястребке» спикировал на спину немецкого бомбардировщика.

С тех пор прошло немало времени. Теперь главный герой рассказа «Живое пламя» Носова живет в другом конце города и только изредка навещает тетю Олю. Они пьют чай, делятся новостями, а рядом на клумбе растет множество маков. Одни опадают, но рядом встают другие, а на смену им из земли уже подымаются новые маки.

Рассказ «Живое пламя» на сайте Топ книг

Рассказ Носова «Живое пламя» читать достаточно популярно, особенно в преддверии Дня Победы. Вот и в этом году рассказ занял высокое место в нашем рейтинге . Ну а в рейтинге он практически всегда занимает достойное место. И эта тенденция скорее всего будет продолжена и в дальнейшем.

 

 

Это интересно: