→ Североамериканские индейцы типи вигвам потения. Дом у индейцев как называется. Можно ли построить вигвам самостоятельно

Североамериканские индейцы типи вигвам потения. Дом у индейцев как называется. Можно ли построить вигвам самостоятельно

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Вигва́м - жилище лесных индейцев севера и северо-востока Северной Америки . Чаще это небольшой шалаш, высотой 8-10 футов, куполообразной формы. Но в больших вигвамах могло проживать до 25-30 человек. Существуют и небольшие шалаши (высотой около 10 футов) конусной формы (типиподобные). В настоящее время вигвамы чаще используются как традиционные обрядовые помещения. Это название часто переносят на жилища конической формы индейцев Великих равнин - типи , что стало навязчивым литературным и разговорным штампом.

Конструкция

Каркас вигвама изготовлен из изогнутых тонких гибких стволов. Он связан и покрыт берёзовой или вязовой корой; циновками из тростника, камыша, травы или листьев обвёртки кукурузы; шкурами или несшитыми кусками ткани. Покрытие может быть и комбинированное. Сверху оно дополнительно прижимается наружной рамой, шестами или стволами деревьев. Вход, который бывает высотой всего три фута или достаточно высоким, закрывается занавеской. Сверху имеется отверстие для выхода дыма, прикрывающееся, например, куском коры, который можно приподымать с помощью шеста. Стены куполообразных вигвамов могут быть как наклонными, так и вертикальными. В плане вигвамы чаще круглые, но есть овальные и прямоугольные. Подобные жилища могут быть вытянуты в довольно длинный овал и иметь несколько дымовых отверстий. Такие конструкции принято называть длинными домами .

Вигвамы конусной (пирамидальной) формы имеют рамы из прямых шестов, связанных сверху. Причём такие вигвамы также бывают в плане не только круглыми, но и образуют длинную конструкцию (например, у племён Плато).

Терминология

Ставшее общеизвестным слово «вигвам» - американизм, зафиксированный с 1628 г. Было взято из алгонкинских языков , возможно, из языка восточных абенаков - wìkəwαm или wikewam . Другое объяснение - от алгонкинского wēkou-om-ut - «в его (их) доме» . Термин восходит к протоалгонкинскому [*wi·kiwa·ʔmi], - буквально «их дом». В различных алгонкинских языках имеются свои варианты произношения этого слова.

Параллельно в США известен термин алгонкинского племени вампаноагов Массачусетса - wetu (witu , wetuom ), который, однако, не получил такого распространения в мире. В период его использования поселенцами, он стал произноситься как wekuwomut , а с 1666 г. был вытеснен «вигвамом».

У различных алгонкинских народов

  • wigwôm , wìkəwαm , wikewam , wīkwām - абенаки и массачусеты ;
  • wiigiwaam , алгонкины (может варьироваться в miigiwaam с неопределённым префиксом m- w- );
  • wiquoam - делавары ;
  • wiikiaami - майами и иллинойсы ;
  • wikuom - микмаки ;
  • ȣichiȣam - в языке nipmuc ;
  • wiigiwaam , wiigwaam (сокр. вариант) - оджибве ;
  • wikëwam - в языке унами ;
  • ookóówa - черноногие (без притяжательного предметного суффикса -m );
  • mâhëö"o - шайенны (с неопределённым префиксом m- , вместо определённого префикса третьего лица w- и без притяжательного суффикса -m ).

Другие шалаши

В популярной культуре вигвамами называют также куполообразные жилища и более простые шалаши индейцев других регионов, хотя все они имеют свои национальные названия.

Викиап

На Юго-Западе США «вигвамы» апачей , покрытые травой или кусками материи, называются викиапы (викапы) (wickiup ["wɪkɪʌp]). Так же викиапами принято называть различные шалаши и временные убежища, крытые матами, травой или ветками, у различных племён Калифорнии и Большого Бассейна , хотя у них имеются собственные обозначения. Схожие названия имеются и у ряда алгонкинских племён.

  • mekewāp - кри (с неопределённым префиксом m- , вместо определённого префикса третьего лицаа w- );
  • wikiop - меномини ;
  • wiikiyaapi - месквоки ;
  • mīciwāhp - монтанье (с неопределённым префиксом m- , вместо определённого префикса третьего лица w- );
  • wekeab - сауки .

Также стационарные купольные жилища использовали племёна на окраине степи: канза , оседжи , виннебаго . Подобные стационарные и переносные жилища были у атабасков Канады. Изредка встречались лёгкие купольные постройки и у кочевников равнин (кроу , шайенны). Подобную миниатюрную конструкцию использовали даже как кибитку для детей на волокуше.

Шалаши конусной формы, крытые травой или корой, были одним из видов жилищ в племенах Бассейна : шошонов и баннок . При необходимости и другие кочевники могли сооружать и шалаши конусной формы, покрывая их ветками (команчи , ассинибойны). Маленькие шалаши использовались в военных походах при непогоде и для маскировки огня.

Парильня

Похожие маленькие или большие куполобразные палатки используют также в обрядах очищения и возрождения у племён Вудленда и Великих равнин. При этом устраивается парильня (у лакота церемония и сама палатка называется инипи - камень + палатка), где палатка представляет собой тело Великого Духа. Его округлая форма олицетворяет мир как целое, пар - видимый образ Великого Духа, совершающий очистительную и духовную трансформацию. Выйти на белый свет из этого темного помещения означает оставить позади все нечистое.

Дальние аналоги

В литературе встречается использование термина «вигвам» для куполообразных жилищ индейцев Огненной Земли, которые очень похожие на североамериканские, но отличаются отсутствием горизонтальных связок в раме.

В Старом Свете подобные куполообразные жилища имеются у сойтов , эвенков и эскимосов (яранга), а также у некоторых народов Африки.

См. также

Напишите отзыв о статье "Вигвам"

Примечания

Литература

  • . (англ.) .
  • Djorklund K. L. The Indians of Northeasnern America. - New York: Dodd, Mead & Company, 1969. - P. 69-73. (англ.) .

Отрывок, характеризующий Вигвам

Прежде после двух трех распоряжений, двух трех фраз скакали с поздравлениями и веселыми лицами маршалы и адъютанты, объявляя трофеями корпуса пленных, des faisceaux de drapeaux et d"aigles ennemis, [пуки неприятельских орлов и знамен,] и пушки, и обозы, и Мюрат просил только позволения пускать кавалерию для забрания обозов. Так было под Лоди, Маренго, Арколем, Иеной, Аустерлицем, Ваграмом и так далее, и так далее. Теперь же что то странное происходило с его войсками.
Несмотря на известие о взятии флешей, Наполеон видел, что это было не то, совсем не то, что было во всех его прежних сражениях. Он видел, что то же чувство, которое испытывал он, испытывали и все его окружающие люди, опытные в деле сражений. Все лица были печальны, все глаза избегали друг друга. Только один Боссе не мог понимать значения того, что совершалось. Наполеон же после своего долгого опыта войны знал хорошо, что значило в продолжение восьми часов, после всех употрсбленных усилий, невыигранное атакующим сражение. Он знал, что это было почти проигранное сражение и что малейшая случайность могла теперь – на той натянутой точке колебания, на которой стояло сражение, – погубить его и его войска.
Когда он перебирал в воображении всю эту странную русскую кампанию, в которой не было выиграно ни одного сраженья, в которой в два месяца не взято ни знамен, ни пушек, ни корпусов войск, когда глядел на скрытно печальные лица окружающих и слушал донесения о том, что русские всё стоят, – страшное чувство, подобное чувству, испытываемому в сновидениях, охватывало его, и ему приходили в голову все несчастные случайности, могущие погубить его. Русские могли напасть на его левое крыло, могли разорвать его середину, шальное ядро могло убить его самого. Все это было возможно. В прежних сражениях своих он обдумывал только случайности успеха, теперь же бесчисленное количество несчастных случайностей представлялось ему, и он ожидал их всех. Да, это было как во сне, когда человеку представляется наступающий на него злодей, и человек во сне размахнулся и ударил своего злодея с тем страшным усилием, которое, он знает, должно уничтожить его, и чувствует, что рука его, бессильная и мягкая, падает, как тряпка, и ужас неотразимой погибели обхватывает беспомощного человека.
Известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас. Он молча сидел под курганом на складном стуле, опустив голову и положив локти на колена. Бертье подошел к нему и предложил проехаться по линии, чтобы убедиться, в каком положении находилось дело.
– Что? Что вы говорите? – сказал Наполеон. – Да, велите подать мне лошадь.
Он сел верхом и поехал к Семеновскому.
В медленно расходившемся пороховом дыме по всему тому пространству, по которому ехал Наполеон, – в лужах крови лежали лошади и люди, поодиночке и кучами. Подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видал еще и Наполеон, и никто из его генералов. Гул орудий, не перестававший десять часов сряду и измучивший ухо, придавал особенную значительность зрелищу (как музыка при живых картинах). Наполеон выехал на высоту Семеновского и сквозь дым увидал ряды людей в мундирах цветов, непривычных для его глаз. Это были русские.
Русские плотными рядами стояли позади Семеновского и кургана, и их орудия не переставая гудели и дымили по их линии. Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло повести ни русских, ни французов. Наполеон остановил лошадь и впал опять в ту задумчивость, из которой вывел его Бертье; он не мог остановить того дела, которое делалось перед ним и вокруг него и которое считалось руководимым им и зависящим от него, и дело это ему в первый раз, вследствие неуспеха, представлялось ненужным и ужасным.
Один из генералов, подъехавших к Наполеону, позволил себе предложить ему ввести в дело старую гвардию. Ней и Бертье, стоявшие подле Наполеона, переглянулись между собой и презрительно улыбнулись на бессмысленное предложение этого генерала.
Наполеон опустил голову и долго молчал.
– A huit cent lieux de France je ne ferai pas demolir ma garde, [За три тысячи двести верст от Франции я не могу дать разгромить свою гвардию.] – сказал он и, повернув лошадь, поехал назад, к Шевардину.

Кутузов сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом, на покрытой ковром лавке, на том самом месте, на котором утром его видел Пьер. Он не делал никаких распоряжении, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему.
«Да, да, сделайте это, – отвечал он на различные предложения. – Да, да, съезди, голубчик, посмотри, – обращался он то к тому, то к другому из приближенных; или: – Нет, не надо, лучше подождем», – говорил он. Он выслушивал привозимые ему донесения, отдавал приказания, когда это требовалось подчиненным; но, выслушивая донесения, он, казалось, не интересовался смыслом слов того, что ему говорили, а что то другое в выражении лиц, в тоне речи доносивших интересовало его. Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся с смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти.
Общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела.
В одиннадцать часов утра ему привезли известие о том, что занятые французами флеши были опять отбиты, но что князь Багратион ранен. Кутузов ахнул и покачал головой.
– Поезжай к князю Петру Ивановичу и подробно узнай, что и как, – сказал он одному из адъютантов и вслед за тем обратился к принцу Виртембергскому, стоявшему позади него:
– Не угодно ли будет вашему высочеству принять командование первой армией.
Вскоре после отъезда принца, так скоро, что он еще не мог доехать до Семеновского, адъютант принца вернулся от него и доложил светлейшему, что принц просит войск.

Жилише североамериканских индейцев вигвам (или типи, tee pee) и его брат-близнец чум (яранга) народов севера прочно поселились в детских уголках дома и на открытом воздухе. Причина вовсе не в «американизации» массового сознания, а в достоинствах этого типа легкого временного жилища (см. далее). Вигвам нередко может пригодиться и взрослым. Не обязательно в экстремальной ситуации: оформление зоны отдыха в виде вигвама делает ее намного уютнее. Но, изучая описания вигвамов в интернете, не отделаешься от впечатления, что наличие инструмента и современных материалов, призванных облегчить и упростить работу, в данном случае усложняет ее и удорожает, а самое сооружение делает менее надежным и функциональным. Поэтому содержание настоящей статьи – конструирование вигвама своими руками возможно быстрее, проще, дешевле, но не в ущерб его действительно замечательным качествам.

Зачем он детям?

Дети всегда ищут и строят убежища. Примерно до 4-5 лет оно им просто необходимо для нормального развития, но сделать его самостоятельно они еще не способны. Это не склонность к аутизму. Наоборот, чаще становятся аутистами дети, которых в нежном возрасте родители старались «распахнуть», мол, пусть сызмальства приучаются жить в обществе и отстаивать свои интересы.

Почему так? В биологии известно, что эмбрион повторяет некоторые стадии эволюции данного вида. По всей вероятности, нечто подобное происходит и в индивидуальном психологическом развитии. Сейчас понятие «ойкумена» отошло в историю, но в древности оно обозначало обжитое данным сообществом пространство, за которым – мрак и неизвестность. Окончательно открыли человеку весь мир и перевернули его сознание только Великие географические открытия; после этого мы бурно, но без эмоционального шока восприняли высадку на Луну и, позевывая, читаем в новостях описания технических (да, уже технических) проектов межзвездных полетов.

Но маленький человек еще физиологически не готов выйти в столь обширный и сложный мир. А главное – стремительно меняющийся. Кто постарше, вспомните – на глазах менее чем одного поколения информационная техника проскочила путь от ламповых радиол и бобинных магнитофонов до квантовых систем связи. 20 лет тому назад DVD-RW был передовой новинкой; ныне это архаизм. А где-то с полгода назад мелькнуло сообщение: московские физики успешно осуществили квантовую телепортацию агрегата из 200 молекул, что уже можно считать макроскопическим объектом. Да, сейчас никто и понятия не имеет, каким образом происходит квантовое взаимодействие и почему оно распространяется мгновенно; ведь по существующим представлениям при этом для передачи конечного количества информации понадобилась бы бесконечно большое количество энергии. Но ведь Ом, Кирхгоф, Ленц тоже понятия не имели об электронах и электромагнитном поле. Однако открытые ими законы действия электричества успешно применяются по сей день и никакого сомнения в их достоверности нет.

Нынешним малышам, скорее всего, придется жить в мире, который нам и представить трудно. Не просто жить там, но и строить его; а кому же еще? Поэтому думать о воспитании ребенка сегодня немыслимо без расчета на будущее. Полагаться на мудрость матери-природы больше нельзя – она за нами давно не поспевает. И один из способов помочь малышу не оказаться потерянным в будущем мире – построить вигвам для детей своими руками. Пусть это будет своего рода возвращением к истокам, которое в трудных обстоятельствах всегда выручало.

Почему – вигвам?

Детские убежища довольно разнообразны. Понять, почему вигвам если не вытесняет то серьезно потеснил прочие их типы, можно, так сказать, идя от обратного:

  • По сравнению с шалашом – не менее натурален и романтичен, но гигиеничнее и не требует большого количества сырого древесного материала. Где сейчас остались дикие леса? Не портить же ради шалаша культурные декоративные насаждения.
  • Сравнительно с палаткой – много проще конструктивно; для установки не нужен дополнительный такелаж: оттяжки, колья.
  • По простоте конструкции и установки/сворачивания юрту с вигвамом и сравнивать нельзя, т.к. последний не рассчитан на экстремальные условия эксплуатации.
  • Также никакого сравнения с : вигвам мобилен, его можно взять с собой на дачу буквально в кармане (см. далее), а сделать вигвам для детей возможно буквально за 20 мин., см. напр. видео ниже:

Видео: вигвам для ребенка быстро


Экскурсия к истокам

Вернемся к вопросам, неявно поставленным в начале статьи: почему сооружение вигвама для многих обычных родителей является достаточно сложной технической задачей? Как его упростить? Для ответов полезно будет обратиться к опыту авторов этого типа жилища – аборигенов Северной Америки.

Подлинное фото настоящего индейского вигвама приведено на рис. Нужно знать, что до прихода белых даже индейцы, создавшие государства и цивилизации, жили в каменном веке и металлических орудий труда не знали. Но североамериканские племена жили в умеренных и высоких широтах, а климат Западного полушария суровее, чем Восточного. Ткачество было известно многим племенам, но примитивное и производить длинные широкие куски качественных тканей индейцы не умели.

Примечание: с приходом белых одним из пользовавшихся самым большим спросом предметом торговли аборигенов с поселенцами стали ткани фабричного производства. За отрез хорошей красивой ткани индейцы иногда отдавали столько бобровых шкур, сколько на нем умещалось.

Сначала (каменными орудиями!) вырубали основу вигвама – 3-4 достаточно длинных, толстых и крепких жерди. Затем их связывали особым узлом (см. далее) и ставили на место шатром. На связку пускали качественный линь: полосу сыромятной кожи, звериные жилы. Далее остов по конусу обкладывали жердинами потоньше, которые можно было наломать руками. Тонкие, так сказать, стрингеры просто приматывали к венцу остова лыком, ивовыми прутьями и т.п. низкокачественной обвязкой. Далее остов временно скрепляли поперечными палками и обшивали: лесные индейцы берестой, а племена Великих равнин, в распоряжении которых имелись несметные стада бизонов – их сырыми шкурами. Сшивку проводили тоже «крепежом 2-го сорта» или, если их было в достатке, сырыми бизоньими жилами.

Примечание: как жившие в каменном веке индейцы охотились на могучих и свирепых бизонов? И на медведей, пум, ягуаров? Повторить большой индейский лук пока не удалось никому. Наиболее длинный выстрел из него, документально и достоверно зафиксированный, равен… 476 м! Лук, бивший на 250 м, не был редкостью. Стрела с каменным наконечником, выпущенная из такого лука, с 60 шагов прошивала бизона насквозь через лопатки.

По мере обшивки поперечины, служившие технологическими ступеньками, убирали. Затем сырая обшивка высыхала, стягивалась и придавала коническому строению прочность, позволяющую выдерживать ураганные ветра и шквальные снегопады. Клапаны, образующие ориентированный по преобладающим ветрам дымник (дымоход) поддерживались особыми жердями, позволяющими регулировать тягу и для сбережения тепла закрывать дымник после прогорания костра (очага). Служил «исконный» индейский вигвам не более 1-2 сезонов; при перекочевке на другие угодья его бросали. Но с появлением в обиходе индейцев европейских тканей и ниток полог (покрышку) вигвама индейцы стали шить долговременную и возили ее с собой. Не зевали и белые: промышленное производство пологов для вигвамом одно время было доходным бизнесом.

Теплотехника вигвама

Ключевым звеном теплотехники вигвама был внутренний полог высотой 1,2-1,5 м, образовывавший зазор с наружным. Индейцы мастерски использовали хорошо известное метеорологам явление температурной инверсии; это когда плотный холодный воздух вверху не дает подняться теплому внизу, см. рис. справа. Такая «газовая вьюшка наоборот» (по сравнению с колпаковой печью) избавляла обитателей от возможности угорания, т.к. устье полога и при закрытом дымнике оставалось открытым. Кроме того, наружный полог почти не нагревался, не отпотевал, зимой не обледеневал и поэтому не терял упругости.

Примечание: температурная инверсия в частично закрытом объеме обуславливает хорошо знакомое уже пожарникам опасное и коварное явление – обратную тягу при пожаре.

Декор и украшения

Индейцы были также мастерами и знатоками символики, которым современным писателям и художникам – символистам остается только позавидовать. Пример – индейские информационные пояса – вампумы – которые ныне с трудом читают единичные специалисты. И вигвам украшался не просто так. Как сказал Натти Бампо из романов Фенимора Купера: «У индейцев все что-то да значит».

Украсить свой вигвам имел право только полноправный член племени – прошедший обряд инициации взрослый семейный мужчина, хотя бы однажды побывавший на тропе войны, или проверенный в деле жрец-шаман. Вигвамы женщин, детей, неженатых и/или не воевавших юношей и принятых как гости чужаков не украшались, см. рис.

Символика индейцев сложна и различна у разных племен, но в общем (см. фото вигвама выше) наверху в 1-2 пояса располагались знаки, свидетельствующие о личных заслугах хозяина – личную свободу и достоинство индейцы ценили превыше всего. Ниже, посередине, но на большем поле и большего размера, изображался (возможно, символически) тотем племени, к которому принадлежал хозяин и, нередко, тотемы союзных племен. Понизу изображалось знаками все прочее, что хозяин считал нужным сообщить о себе дополнительно; напр. о своей принадлежности к определенному роду в племени, или что он принят в племя со стороны, и пр. В целом внешний вид вигвама представлял собой настоящее досье на его обитателя.

Примечание: изучать символику индейцев по их вигвамам в современных резервациях бесполезно. Там на одном и том же вигваме могут соседствовать тотемы племен, вожди которых никогда не курили трубку мира. Сами индейцы по этому поводу смеются – «А, глупые туристы все равно не понимают!»

Строим вигвам

Итак, чтобы построить вигвам, нам нужно собрать его остов, поставить на место и обшить пологом. Сооружение детского вигвама имеет две особенности. Первая – поскольку он может располагаться на полу в квартире и обтягиваться легкой тканью, не удерживающей жерди от расползания, нужно позаботиться об укреплении низа остова. Вторая – размеры вигвама для детей до 5 лет прим. (1-1,3) х (1-1,3) м в плане и 1,2-1,5 м в высоту. Это позволяет выкроить его покрышку без шитья (сшивки) из цельного отреза ткани шириной 1,5-1,8 м. Такой полог просто набрасывается на остов. При выезде на дачу/пикник полог снимают, суют в сумку (или в карман), а на месте остов для него сооружают из подручных материалов. Романтики и полезных трудовых навыков детям от этого ну никак не убудет. И опять-таки сравните с палаткой: свернутая для переноски она занимает одну-две довольно громоздкие и не такие уж легкие упаковки.

Остов

Для детского вигвама понадобятся как минимум 3-4 жерди длиной 1,7-2 м и толщиной 2-3 см. Но скреплять их верхушки, просверливая отверстия или просто обматывая веревкой, не надо. В первом случае понадобится, как пишут на женских сайтах, «крепкий владеющий инструментом мужчина», и будет мусор от стружек и опилок. Кстати, у индейцев вигвамы ставили их женщины – скво – и дети. Уже юноше, прошедшему инициацию и готовящемуся стать полноправным охотником и воином, заниматься сборкой вигвама считалось зазорным. Во втором (простая обмотка веревкой) обвязка непременно поползет и все сооружение разлезется.

Правильно собрать остов вигвама можно гораздо быстрее, проще и надежнее без столярных работ. Поясним на модели (см. также рис.):

  • Берем веревку (шнурок от ботинок, полоску прочной ткани, сыромятный ремешок, жилу свежезабитого бизона и т.п.) и перегибаем пополам;
  • Сгиб набрасываем на конец одной из жердин в 15-20 см от края для детского вигвама и в 50-70 см от него же для настоящего, поз. А на рис;

  • Концы веревки (и т.п.) обводим вокруг жерди навстречу друг другу, поз. Б;
  • Обводку туго затягиваем (поз. В) и концы веревки связываем обычным прямым узлом;
  • Те же операции проделываем со второй жердью (поз. Г) и повторяем подвязку, пока все 3 (или 4) не будут увязаны в ряд, поз. Д;
  • Сворачиваем связку и тем же способом (с оборотом концов навстречу друг другу) связываем первую и последнюю жерди, поз. Е и Ж;
  • Разводим жерди так, чтобы их свободные верхушки образовали косой венец, поз. З;
  • Как видим, увязанный остов вигвама вполне устойчив и без полога на гладком скользком полу, поз. И.

Примечание: людям, знакомым с такелажным делом (морякам, альпинистам, туристам), никак не возбраняется связывать жерди остова вигвама узлом «ножницы».

Низ

Детский вигвам с покрышкой из брезента или палаточной ткани прекрасно держит форму и на основании, в которое нижние концы жердей никак не затолкаешь. Однако такое обиталище в квартире окажется душноватым, ветра-то нет. Можно подкатить вверх нижние края полога (индейцы так и делали жарким летом), но лучше сшить полог вигвама из красивой легкой ткани, напр. портьерной. Только вот жерди, расползаясь могут ее растянуть или порвать, но справиться с этим нетрудно.

Лучший способ – постелить в вигваме коврик с петельками или тесемками по углам (слева на рис.). Делать под завязки косые прорези в жердях не надо – достаточно вогнать в них пары канцелярских кнопок-грибков, см. рис. справа, вплотную друг к другу. «Крепкий мужчина, владеющий инструментом» для этого не понадобится, и быть индейской скво тоже нет нужды: с этим справится и холеная гламурная горожанка. Вместо молотка можно воспользоваться черенком кухонного ножа – получится вполне надежно и детям безопасно.

Если есть лишний материал, и вигвам стационарный, нижние концы жердей остова можно скрепить подвязкой дополнительных планок (в центре на след. рис.); подвязывают их узлами, описанными выше, только накрест. А вот связывать жердины по низу веревкой (справа на том же рис.) не надо – маленькие обязательно за нее зацепятся, грохнутся, ушибутся, и вместо формирующей сознание романтики получатся обида и рев.

Полог

Шить полог вигвама с рукавчиками-кулисками или петлями для жердей (см. рис.) это только лишняя швейная работа, а на выезд придется тащить с собой и жерди, т.к. на остове из подручных материалов такой вигвам уже не соберешь. Полог с кулисками или петлями сделает достаточно прочным и устойчивым вигвам на остове, связанном как попало, но у нас-то остов правильный!

Для настоящего большого

Сшить вигвам (точнее, его покрышку), пригодную на остов из любого подходящего материала, можно гораздо проще. Нужно только предусмотреть в определенных местах пары тесемок, которым полог привязывается к жердям, т.к. пологи из самоусаживающихся материалов (сырых шкур, бересты) в наших условиях – не реальность.

Индейцы и народы Севера в старину, когда шкуры не представляли товарной ценности, шили пологи вигвамов (чумов, яранг) в общем как попало (слева на рис), т.к. невыделанная кожа, высыхая, стягивается равномерно по всем направлениям вдоль нее. В РФ и Канаде покрышки тех же жилищ давно уже шьются на фабриках или умельцами на заказ из палаточных тканей. Пока для них использовался брезент, контур нижнего края покрышки на ее выкройке не совпадал с полуокружностью (сплошная линия справа на рис.), т.к. из-за сосредоточения нагрузок на шве входной стороны с лазом и клапанами дымника покрышка на остове морщилась и довольно легко рвалась под ветром. Современные синтетические палаточные ткани тянутся равномерно, как кожа, и выкройка настоящего большого вигвама вернулась к своей первоначальной схеме (пунктирная линия справа на рис.) Однако эту особенность раскроя покрышки традиционных жилищ индейцев и народов Сервера нужно обязательно учесть, разрабатывая выкройку детского вигвама, т.к. она будет шиться не из специальной, а из обычной ткани; скорее всего, не особо прочной.

Для детского

Учитывая, что детский вигвам не предназначен для защиты людей от ураганного ветра с пургой при убийственном морозе, его делают ради экономии работы и материала 3-х или 4-х гранным. Первый –с углом 90 градусов при дальней от входа вершине основания (для установки в угол комнаты). Весьма желательно также детали полога вырезать из цельного отреза ткани стандартной ширины 1,5 м. Если взять отрез шириной 1,8 м (цена 1 кв. м той же ткани будет дороже) и жерди длиной 2,3-2,4 м, можно соорудить вигвам для детей постарше.

На рис. показано, как строятся выкройки обычного детского вигвама (поз. А). Выкройка по поз. Б дает больший отход материала, но требует меньшего объема швейных работ и пригодна для покрышки на каком угодно остове, в т.ч. из любого количества случайных кривых жердей. Этот вариант более всего подходит регулярно выезжающим с детьми на природу или дачу.

На поз. В показано, как строится экономящая материал выкройка деталей покрышки граненого вигвама. При расчете длины отреза и его разметке, во-первых, не забудьте оставить между контурами деталей промежутки по 5 см на отвороты при сшивке. Во-вторых, выкройка 3-гранного вигвама даст все-таки некоторый отход материала, т.к. углы при вершинах боковых и передней стенки в данном случае различны (см. ниже). Впрочем, его остатки можно, сложив вдвое, пустить на усиливающие клинья.

На поз. Г даны размеры половинки передней стенки 4-гранного вигвама и показана схема ее пошива. На поз. Д – то же для боковых стенок. Поз. Е – размеры половины передней стенки 3-гранного вигвама для установки в углу комнаты. Схема ее пошива та же, а боковые стенки такие же, как для 4-гранного.

Собственно пошив производится просто: детали выкладывают на полу и сшивают, см. рис. слева. Верхние тесемки завязывают на выступающих концах жердей остова поверх его связки. Нижние наружные пропускают в «ушки», образованные парами кнопок-грибков (см. выше), а внутренние обвязывают внутри вокруг жердей.

А для Мурки (Васьки)?

Если в доме есть кошка (котик), ей/ему тоже нужен домик. Кошки по природе своей территориальные хищники-засадчики, и удобство постоянного логова им гораздо важнее, чем хищникам-загонщикам или выслеживающим добычу, напр. волкам и др. псовым. Сделать «капитальный» домик для кошки работа в общем не из самых простых, да еще он может и не прийтись ей по вкусу. Мини-вигвам для кошки (см. рис. справа) как правило, «реакции отторжения» не вызывает (вероятно, сказывается «натуральность», «дикость» жилища), а сделать его ничуть не сложнее, чем детский.

Как называются жилища у индейцев? должен быть не один вариант и получил лучший ответ

Ответ от Ёергей Шакунов[гуру]
типи и вигвам.
Жилище любого народа отражает его образ жизни, зависит от окружающей среды и от рода занятий людей. Оседлые народы живут в полуземлянках или постройках. Кочевники живут в шалашах или палатках, которые легко разьирать и перевозить с места на место. Охотники покрывают свое жилище шкурами и т. д.
Каждая группа индейцев Северной Америки имела свой тип жилища. Например индейцы Навахо строили полуземлянки с глинобитной кровлей и входным корридором - хоганы. Индейцы Флориды жили в свайных хижинах. Кочевники Субарктики жили в шалашах - вигвамах, которые покрывались летом берестой, а зимой шкурами. Разборные палатки индейцев Великих Равнин назывались типи. Они, как и вигвам имели конический остов из жердей, а покрышка сшивалась из бизоньих шкур. Дым от костра выходил через центральное отверстие в кровле, от дождя прикрытое лопастями. Типи вождей покрывались рисунками и отличительными знаками их владельцев.
Жилище ирокезов строилось тоже на основе каркаса из коры. Однако оно могло служить по 10 - 15 лет, пока живущая в нем община не переносила на новое место кукурузные поля. Это - знаменитый длинный дом ирокезов (ходенасауни - люди длинного дома). В длину эти дома достигали 25 метров. Вход располагался в торце дома, а над ним помещалось резное изображение тотема - животного-покровителя живущей в доме родовой группы - овачиры. Внутри дом был поделен на отсеки; каждая семейная пара занимала по отсеку, и имела свой очаг, дым от которого выходил из отверстия в крыше. Спали жильцы на нарах, вдоль стены длинного дома.
Укрепленные поселки индейцев пуэбло строились из камней и сырцовых кирпичей. Они кольцом или полукольцом окружали внутренний двор, так что с внешней стороны высились стены. Дома строились террасами, друг над другом, так что крыша нижнего этажа служила наружной площадкой для верхнего. На такой площадке и протекала хозяйственная жизнь семьи.
Источник: Интернет

Ответ от Ётарый Бродяга [гуру]
Вигвам. Типи (на языке сиу) , жилище охотничьих племён индейцев прерий Северной Америки - коническая палатка, сооруженная из жердей, обтянутых покрышкой
из сшитых шкур бизона или оленя. В верхней части покрышки устанавливались две лопасти из шкур, защищавшие дымовое отверстие от ветра; внизу оставлялось отверстие для входа, прикрытое шкурой. Т. вмещала от 6 до 15 человек и была хорошо приспособлена к кочевому быту.


Ответ от DESIRABLE [гуру]
Полуземлянки с глинобитной кровлей и входным коридором - хоганы.
Вигвамы- покрывались летом берестой, а зимой шкурами.
Разборные палатки индейцев Великих Равнин назывались типи.


Ответ от Геральт © [гуру]
Типи, вигвам, шалаш.


Ответ от ~Апельсиновое Настроение~ [гуру]
"... а он нам фигвамы рисует! "


Ответ от Marina Nikolaeva [гуру]
Вигвам, типи, -у индейцев Северной Америки, а вот у наших якутов-чум, а у индейцев Аляски-иглу, у индейцев Мексиканского залива -палапа.
А у наших индейцев -руссичей хахахахах--- изба, кстати слово ДОМ пришло из итальянского языка-доммо-крыша укупола в соборе, внутри, купол-снаружи, а доммо -внутри---немногие знают, хехехе.... дом

Жилище - это сооружение или строение, в котором обитают люди. Оно служит для укрытия от непогоды, для защиты от неприятеля, для сна, отдыха, выращивания потомства, хранения продуктов. У местного населения в различных регионах мира сложились свои типы традиционных жилищ. Например, у кочевников это юрты, шатры, вигвамы, чумы. В горной местности строили пальясо, шале, а на равнинах - хаты, мазанки и избы. О национальных видах жилищ народов мира и пойдет речь в статье. Кроме того, из статьи вы узнаете, какие строения остаются актуальными и в настоящее время и какие функции они продолжают выполнять.

Древние традиционные жилища народов мира

Люди стали использовать жилище еще со времен первобытно-общинного строя. Сначала это были пещеры, гроты, земляные укрепления. Но изменения климата вынудили их активно развивать мастерство строительства и укрепления своих домов. В современном понимании «жилища», скорее всего, возникли во время неолита, а в 9 веке до нашей эры появились каменные дома.

Люди стремились сделать свои дома боле крепкими и комфортными. Сейчас многие древние жилища того или иного народа кажутся совершенно не прочными и ветхими, но в свое время они служили верой и правдой своим владельцам.

Итак, о жилищах народов мира и их особенностях более подробно.

Жилища народов севера

Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.

Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.

Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.

Их летом накрывают мешковиной, зимой - шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег.

В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.

Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.

  • Балаган.

Традиционное жилище якутов - балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.

Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.

Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом - слюдой.

Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева - для женщин.

  • Иглу.

Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.

Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.

Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно +20 ºС даже в сильные морозы.

  • Валкаран.

Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний - через многометровый подземный коридор, летний - через крышу.

  • Яранга.

Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.

В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.

Жилища кочевых народов

Кочевой образ жизни сформировал особый вид жилищ народов мира, живущих не оседло. Вот примеры некоторых из них.

  • Юрта.

Это типичный вид строения у кочевников. Она продолжает быть традиционным домом в Туркмении, Монголии, Казахстане, на Алтае.

Это куполообразное жилище, покрытое шкурами или войлоком. В основе его лежат крупные жерди, которые установлены в форме решеток. На крыше купола всегда есть отверстие для выхода дыма из очага. Куполообразность придает ему максимальную устойчивость, а войлок сохраняет свой постоянный микроклимат внутри помещения, не позволяя проникать туда ни жаре, ни морозам.

В центре строения расположен очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол уложен шкурами или досками.

Жилище можно собрать или разобрать за 2 часа

У казахов походную юрту называют абылайша. Их использовали в военных походах при казахском хане Абылайе, отсюда произошло это название.

  • Вардо.

Это цыганская кибитка, по сути - это однокомнатный дом, который установлен на колесах. Здесь есть дверь, окна, печь, кровать, ящики для белья. Снизу кибитки есть багажное отделение и даже курятник. Повозка очень легкая, поэтому с ней справлялась одна лошадь. Массовое распространение вардо получил в конце 19 века.

  • Фелидж.

Это шатер бедуинов (арабские кочевники). Каркас состоит из переплетенных друг с другом длинных жердей, его накрывали тканью, которую ткали из верблюжьей шерсти, она была очень плотной и не пропускала влагу во время дождя. Помещение было поделено на мужскую и женскую части, в каждой из них был установлен свой очаг.

Жилища народов нашей страны

Россия многонациональная страна, на территории которой проживает более 290 народов. Каждый имеет свою культуру, обычаи, и свои традиционные формы жилищ. Вот самые яркие из них:

  • Землянка.

Это одно из древнейших жилищ народов нашей страны. Это вырытая на глубину примерно 1,5 метра яма, крышей которой служил тес, солома и пласт земли. Стену внутри укрепляли бревнами, пол обмазывали глиняным раствором.

Недостатками этого помещения были то, что дым мог выходить только через дверь, и помещение было очень сырым из-за близости грунтовых вод. Поэтому жить в землянке было непросто. Но были и преимущества, например она полностью обеспечивала безопасность; в ней можно было не бояться ни ураганов, ни пожаров; в ней сохранялась постоянная температура; она не пропускала громкие звуки; практически не требовала ремонта и дополнительного ухода; ее легко можно было построить. Именно благодаря всем этим преимуществам землянки очень широко использовались, в качестве укрытий во время Великой Отечественной войны.

  • Изба.

Русская изба традиционно строилась из бревен, с помощью топора. Крышу делали двускатной. Чтобы утеплить стены, между бревнами клали мох, со временем он становился плотным и закрывал все большие щели. Стены снаружи обмазывали глиной, которую размешивали с коровьим пометом и соломой. Этот раствор утеплял стены. В русской избе всегда устанавливали печь, дым от нее выходил через окно, и только начиная с 17 века стали строить дымоходы.

  • Курень.

Название произошло от слова «куриться», что означало "дымиться". Куренем называли традиционное жилище казаков. Первые их поселения возникли в плавнях (речные камышовые заросли). Дома строили на сваях, стены были из плетней, обмазанных глиной, крышу сооружали из камышей, в ней оставляли отверстие для выхода дыма.

Это жилище теленгитов (народ Алтая). Представляет собой шестиугольное строение из бревен с высокой крышей, покрытой корой лиственницы. В аилах всегда был земляной пол, а в центре - очаг.

  • Кава.

Коренной народ Хабаровского края, орочи, строили жилище кава, которое имело вид двускатного шалаша. Боковые стены и крышу покрывали корой ели. Вход в жилище всегда был со стороны реки. Место для очага выкладывали галечником и ограждали деревянными брусьями, которые обмазывали глиной. У стен сооружали деревянные нары.

  • Пещера.

Этот вид жилища строили в горной местности, сложенной мягкими породами (известняк, лесс, туф). В них люди вырубали пещеры и обустраивали комфортные жилища. Таким образом появлялись целые города, например в Крыму города Эски-Кермен, Тепе-Кермен и другие. В комнатах обустраивали очаги, прорубались дымоходы, ниши для посуды и воды, окна и двери.

Жилища народов Украины

Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор.

  • Мазанка.

Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет.

  • Колыба.

В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались "колыба". Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг.

  • Хата.

Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы. Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка (широкая лавка, заполненная глиной). Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная.

Жилища народов Кавказа

Для народов Кавказа традиционное жилище - сакля. Это однокомнатное каменное сооружение с земляными полами и без окон. Крыша была плоской с отверстием для выхода дыма. Сакли в горной местности образовывали целые террасы, примыкая друг к другу, то есть крыша одного строения была полом для другого. Такой вид строения выполнял оборонительную функцию.

Жилища народов Европы

Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Многие из них существуют до сих пор.

  • Трулло.

Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить.

Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.

  • Пальясо.

Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было.

  • Бордей.

Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента.

  • Клочан.

Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни.

  • Вежа.

Это традиционное жилище саамов (финно-угорский народ северной части Европы). Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили.

  • Конак.

Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости.

  • Кула.

Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Их можно встретить в Албании, на Кавказе, в Сардинии, Ирландии, на Корсике.

  • Шале.

Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем.

Жилища индейцев

Самым известным индейским жилищем является вигвам. Но есть и такие строения, как типи, викиап.

  • Вигвам индейцев.

Это жилище индейцев, проживающих на севере и северо-востоке Северной Америки. В наши дни в них никто не проживает, однако их продолжают использовать для различного рода обрядов и посвящений. Имеет куполообразную форму, состоит из изогнутых и гибких стволов. В верхней части находится отверстие - для выхода дыма. В центре жилища находился очаг, по краям - места для отдыха и сна. Вход в жилище прикрывали занавеской. Пищу готовили вне его.

  • Типи.

Жилище индейцев Великих равнин. Имеет конусообразную форму высотой до 8 метров, каркас его состоял из сосен, сверху покрывали его шкурами бизонов и укрепляли внизу колышками. Это строение легко собиралось, разбиралось и транспортировалось.

  • Викиап.

Жилище апачей и других племен, проживающих на юго-западе США и Калифорнии. Это небольшая хижина, покрытая ветками, соломой, кустарниками. Считается разновидностью вигвама.

Жилища народов Африки

Самыми известными жилищами народов Африки считаются рондавель и икукване.

  • Рондавель.

Это жилище народа банту. Оно имеет круглое основание, конусообразную крышу, каменные стены, которые скреплены смесью песка с навозом. Внутри стены обмазывали глиной. Сверху крышу покрывали тростником.

  • Икукване.

Это огромный куполообразный тростниковый дом, который является традиционным для зулусов. Длинные прутья, тростник, высокую траву переплетали и укрепляли веревками. Вход закрывали специальными щитами.

Жилища народов Азии

Самыми известными жилищами в Китае являются дяолоу и тулоу, в Японии - минка, в Корее - ханок.

  • Дяолоу.

Это многоэтажные укрепленные дома-крепости, которые строили на юге Китая еще со времен династии Мин. В те времена была острая необходимость в таких строениях, так как на территориях орудовали шайки бандитов. В более позднее и более спокойное время такие сооружения строили уже просто по традиции.

  • Тулоу.

Это тоже дом-крепость, который сооружали в виде круга или квадрата. На верхних этажах оставлялись узкие проемы для бойницы. Внутри такой крепости были жилые помещения и колодец. В этих укреплениях могли проживать до 500-600 человек.

  • Минка.

Это жилище японских крестьян, которое строили из подручных материалов: глина, бамбук, солома, трава. Функции внутренних перегородок выполняли ширмы. Крыши были очень высокими, чтобы снег или дождь скатывались быстрее и солома не успевала промокнуть.

  • Ханок.

Это традиционный дом корейцев. Глиняные стены и черепичная крыша. Под полом проложены трубы, по которым горячий воздух из очага шел по всему дому.


В России, в отличие от Америки, не принято играть в индейцев. А жалко – детям нравится изображать близкие к природе племена с их удивительными обычаями… Впрочем, некоторые дети в них все-таки играют, особенно на дачах, в лагерях отдыха, словом, вблизи с природой. В палатках в лесу такие игры – то, что доктор прописал. Особенно если палатка и выглядит, как индейский вигвам.




Создание дизайнера Дейва Эллиса (Dave Ellis) отличается устойчивой конструкцией и неплохой системой вентиляции, а также, благодаря качественным материалам, огне- и водоустойчивостью. Отдельная особенность – пол специально сделан из водопроницаемого материала, так что палатка не будет препятствовать проникновению воздуха к земле, а значит, не убьет траву, на которой стоит.


Надо ли говорить, что отдых в вигваме – это куда интереснее, чем в обычной палатке? Так и костры будут гореть веселее, и песни петься душевнее, и истории сочиняться правдивее и интереснее. Лишь бы не удариться в излишнюю реалистичность: своим лицом в боевой раскраске и одеждой из бус и перьев даже в лесу легко кого-нибудь испугать.

 

 

Это интересно: