→ Фолк-парад - музыкант: Сергей Седых (гр. "Северо-Восток"). Сергей владимирович седых – Теперь давай о твоем общем с «АртБитом» деле

Фолк-парад - музыкант: Сергей Седых (гр. "Северо-Восток"). Сергей владимирович седых – Теперь давай о твоем общем с «АртБитом» деле


      Дата публикации: 05 января 2003 г.

Наше интервью - с Сергеем Седых, одним из основателей и бессменным лидером московской группы In Folio. Также Сергей является преподавателем Московского Колледжа Импровизационной Музыки и автором учебных пособий "Рок-соло на электрогитаре"

Что нужно, чтобы поступить в Московский колледж импровизационной музыки по классу электрогитары? Каковы возрастные границы для поступления? Высокая ли оплата за обучение? (Людмила)

Сергей Седых: Ничего особенного для этого не нужно. В колледже не вступительные экзамены, а приемные прослушивания. Разница в том, что на прослушивание не нужно ничего специально готовить, просто надо нарисоваться с гитарой передо мной и что-нибудь изобразить на инструменте. Этого достаточно, чтобы определить действительный уровень поступающего и направить его на первый курс, на подготовительное отделение (п/о), на "нулевой курс" или еще куда. Некоторые приходят и говорят, что им непременно нужно на первый курс, иначе им родители не дадут денег на электрогитару и т.п. Пожалуйста! Только что делать на первом курсе человеку, который не умеет на практике применять надстройки в септаккордах, не знает, как выстроить аккомпанемент с шагающим басом, не понимает блюзовой прогресии и подобных вещей? Ему будет просто непонятно, о чем идет речь на занятиях. Кстати, на первый курс редко кто приходит со стороны. Его фактически следует считать вторым, а первым - п/о. Так уж сложилось исторически, что он называется подготовительным. Для поступления на п/о требования не слишком высоки. Надо просто уверенно бренчать на обычных аккордах (то есть, не помогать правой рукой переставлять пальцы левой руки на грифе). Всему остальному учатся на п/о целый учебный год. На первый курс не поступают, а переводятся после летней сессии. В колледж принимают с четырнадцати лет. На практике, основная масса учащихся попадает в возрастной промежуток 16-25 лет (я сам начал учиться в 22 года). Обучение платное. На гитаре п/о стоит 65$ в месяц. Первый курс - дороже. Занятия по выходным и по вечерам. Вообще-то все организационные вопросы лучше узнать либо на сайте колледжа www.mcim.ru , либо по телефону 112-13-46. Еще лучше приехать и все разузнать прямо у меня.

Собираетесь ли вы выпускать новые учебные пособия игры на соло-гитаре? (Денис)

Сергей Седых: Да, собираюсь. Более того, если бы и не собирался, то все равно бы пришлось, так как на меня будет "наезжать" издатель, которому я уже обещал продолжение эпического романа "Рок-соло на электрогитаре". Читателей интересует судьба Красной Шапочки после встречи с Мотоциклистами. В третьей части речь пойдет о том, как обыгрывать аккорды в тех случаях, когда нельзя отделаться одной пентатоникой. Упор будет делаться как всегда на доступность материала самым широким массам молодых гитаристов. В этом и есть самая большая сложнось. Сейчас я отрабатываю на своих студентах всю эту методику, а когда издатель начнет меня подгонять - примусь за работу. У меня есть такое ощущение, что все пособия и вообще все методики обучения импровизации сводятся на изучение теории - какие гаммы на какие аккорды надо играть. Почему-то никто не пытается объяснить, как это делается. И еще. Почему-то те, кто пишут книжки по импровизации, считают, что свет клином сошелся на джазовой импровизации. Да в большинстве стилей соло в джазовой манере только испортит всю картину! Я напишу о том, как можно просто обыгрывать смену аккорда вне всякой стилевой окраски - ее можно использовать по усмотрению. Интересно, что эта методика помогает не только начинающим, но и впраляет мозги вполне сформировавшимся музыкантам. Остается только изложить все это как можно более просто. Это и есть самая большая работа при написании учебных пособий (для меня, во всяком случае). Я рассказываю студентам всякую мудреную ерунду про замены по медиантам, альтерации, функциональное приравнивание и прочее сольфеджио и арпеджио, но книжек об этом писать не собираюсь. Все это нужно только психам (это я любя, о своих студентах), которые готовы платить по восемьдесят у.е. в месяц за всю эту дьявольщину и тратить на это все свободное время. Конечно шучу. Серьезное образование музыканту нужно, но не всякий начинающий готов с этим согласиться. Я стараюсь писать для тех, кто хочет побыстрее получить реальный результат или почувствовать, что это возможно сделать. Таких подавляющее большинство и их нельзя забывать, ведь и Steve Vai когда-то был начинающим.

Сергей! Очень хотел бы приобрести все три книги "Рок-соло на электрогитаре", да вот живу от Москвы далековато. Можно ли как-то решить эту проблему? (Андрей)

Сергей Седых: С третьей книгой проблемы, я ее еще не написал, только собираюсь (см. ответ на предыдущий вопрос), а с первыми двумя проще - советую обратиться в издательство "ХОББИ-ЦЕНТР" [email protected] . Г-н Смолин (мой издатель) - очень добрый и отзывчивый человек - он поможет. К тому же у меня не всегда имеются на руках мои "произведения" (да и зачем они мне, я и так знаю, что там написано...)

Как вы считаете, необходимо ли современному гитаристу музыкальное образование? (Дмитрий)

Сергей Седых: Ну как я могу ответить на этот вопрос? Конечно да! Но с другой стороны, нужно ли гитаристу из панк-группы образование? Конечно нет! Иначе он будет ненастоящим панком... Но шутки в сторону. Если говорить о музыке, о мастерстве, кругозоре, видении произведения в целом, то есть обо всем, что делает музыканта хорошим музыкантом, то без образования никак нельзя. Ну ясное дело, что ДМШ по классу гитары для электрогитариста - это почти равно отсуствию образования. Не то чтоб ДМШ это плохо, просто очень мало, да и не совсем по теме. Это примерно то же, что курсы программистов для преподавания русской литературы. Образование должно быть хорошим и соответствующим профилю, а не просто неким безликим "музыкальным образованием". Когда покупаешь гитару, неплохо бы получить получить нужную модель с нужными характеристиками нужного цвета, а не "Урал" или шиховской раритет с карандашом под основанием грифа, хоть они и попадают в категорию "гитары". Так или иначе, каждый сам решает этот вопрос для себя, в зависимости от своих целей и средств к их достижению. Если говорить о хорошем образовании, то это не обязательно должно быть учебное заведение с именем или вообще учебное заведение. Можно заниматься с преподавателем (сен-сеем, фактически), по книгам. В последнем случае, правда большая вероятность попасть не на те книги или "не так понять" написанное, так что этот путь крайне ненадежен.

Каким образом гармония произведения влияет на рок-соло? (Саша)

Сергей Седых: Да так же, как и на соло в любой другой стилистике - неплохо бы иногда заканчивать фразы на аккордовых нотах. Просто в роке часто используются гармонии, которые можно насквозь обыграть одной пентатоникой, причем это можно сделать хорошо - простота нотного материала не является "приговором" красоте звучания, часто даже наоборот. А в некоторых песнях набор аккордов такой, что хоть тресни, а на единственной пентатонике не вылезешь. Ну что поделаешь, надо учиться, расширять свои возможности. В двух словах это не опишешь. Если очень нравится девушка, то поедешь к ней в гости с двумя пересадками, да еще потом на автобусе, да еще потом пешком по новостройке в грязи по колено. Черт с ними с девушками - я в 93-м ездил так на репетиции три раза в неделю - вот ведь фанат был... Не отказываться же от песни только из-за того, что не получается сыграть соло "на шару".

Насколько универсальным нужно быть гитаристу? (Чингиз)

Сергей Седых: Сессионному студийному музыканту желательно быть настолько универсальным, насколько это вообще возможно. Гитаристу из профессиональной клубной кавер-группы нужно быть универсалом в своей и смежных стилистиках. Если музыкальная деятельность ограничивается своим коллективом с авторской музыкой, то вовсе не обязательно быть универсальным. Кому какое дело, умеет ли Хетфилд петь под гитару цыганские романсы? Или вот очень расстроятся фанаты "Нирваны", если узнают, что Кобейн джаз играть не умел? В авторских группах главное - оказаться на своем месте.

Когда выйдет Ваш новый альбом? (Андрей)

Сергей Седых: Сейчас я понемногу работаю над материалом сразу двух альбомов. Один продолжит линию "Переменной облачности", то есть это будет инструментальная музыка. Конечно же мне кажется, что он будет интереснее и сильнее "Облачности"; наверное все пишут свои следующие пластинки с таким убеждением. Второй - в традиционной манере IN FOLIO - хард-арт-рок с вокалистом, правда теперь на русском языке, в отличие от альбомов "Ten Songs By IN FOLIO" и "IN FOLIO Too". Уже есть рабочие записи по обоим направлениям. Некоторые я вскоре выложу на Realmusic.ru . Кстати, все старые работы можно послушать и скачать там же - на www.realmusic.ru/in_folio .

Часто ли Вы выступаете? Где можно Вас услышить? (Сергей)

Сергей Седых: Последний год-полтора мы выступали очень редко. Сказывались организационные проблемы, неопределенность с составом. В основном появлялись в клубе TABULA RASA - это наша любимая точка. Сейчас ситуация меняется, в декабре нам предстоит три-четыре концерта. Конечно мы работаем по клубам, как-то уж всем давно ясно, что IN FOLIO не вписывается ни в какой коммерческий формат. На данный момент у меня точная информация только насчет 29.12 - TABULA RASA. Возможно 19.12 мы появимся в клубе "Авалон", а так же 27.12 или 30.12 там же. Жду подтверждения. Вся информация будет там же где и записи - на Realmusic.ru .

Как Вы относитесь к Джими Хендриксу? Вы можете назвать его основоположником основных приемов игры на электрогитаре? (Олег)

Сергей Седых: Не надо быть большим экспертом по Джимми Хендриксу, чтобы говорить о его большой роли в развитии "гитаризма во всем мире". Но не думаю, что он был единственным. А куда девать Джимми Пейджа, Ричи Блэкмора, Брайана Мэя, Эдди Ван Халена - есть еще и другие имена. Все они внесли огромный вклад в появление того, что мы сейчас называем современной манерой игры, но никто из них не придумал всего на пустом месте. Все они с чего-то начинали, учились на чьих-то примерах, подражали кому-то на первых порах, а уж затем выработали что-то новое, причем не всегда сознавая это. Часто мы считаем кого-нибудь основоположниками чего-нибудь просто потому, что так все кругом говорят. Нельзя назвать имя лучшего гитариста - это бессмысленная затея. Лучших - несколько десятков, а сравнивать их между собой нет смысла - каждый в чем-то лучше всех остальных. Просто кто-то может нравится больше, кто-то - меньше, но это уже дело вкуса каждого конкретного ценителя. Так же наверное дело обстоит и с "основоположниками".

Здравствуйте, Сергей! Хотел бы задать Вам вопрос. Вот Вы достаточно известный в определённых кругах гитарист, играющий, я бы сказал, настоящую гитарную музыку. А как Вы относитесь к другим гитаристам? Нравятся ли Вам гитарные "зарисовки", например, Владимира Холстинина, Игоря Жирнова, писавшихся в группах АРИЯ и СЕКТОР ГАЗА, соответственно? И что вообще Вам больше всего нравится из отечественного рока? Спасибо. (Максим)

Сергей Седых: Я не очень понял вопрос, а точнее, что имеется в виду под названием "зарисовки". Если речь идет о каких-либо сольных работах Владимира Холстинина, то я, к сожалению, даже не знал, что они есть. Если говорить о его работе в АРИИ, то это не "зарисовки", а добротная профессиональная работа. Сам я не вхожу в многочисленную армию фанатов АРИИ - возраст не тот, да и вообще я рок почти не слушаю, но на мой взгляд АРИЯ - это самая профессиональная группа на российской рок-сцене. Но одно дело слушать, а другое - играть самому. Я бы с удовольствием работал в этой группе, конечно, если бы меня туда кто-нибудь позвал. Правда один раз я все-таки сыграл соло в песне "Кровь за кровь" на акустической гитаре. Это было на том самом концерте с симфоническим оркестром в Зеленом Театре, когда дирижер спикировал со своего дирижерского места, но остался цел, слава Богу!

Про СЕКТОР ГАЗА ничего сказать не могу - почти не слышал. Мне нравится "Оружие" КАЛИНОВА МОСТА, ПИКНИК, многое из ДДТ. Как-то попался "сольник" Сергея Терентьева - тоже понравилось, работа техничная и с юмором. Наверняка есть еще много исполнителей, которые понравились бы, если бы довелось их услышать. Ведь не все хорошее становится известным. Например, в середине 90-х неоднократно играли в паре с группой УДАР (проект Сергея Ефимова, круизовского барабанщика). Это просто слов нет, какая отличная команда была - мировой уровень. Однако популярности почти никакой. Не хватает информации о других исполнителях. Да я и не охочусь за ней специально, все-таки, как я уже говорил, мои предпочтения, как слушателя, в основном выходят за рамки рока.

Сергей, скажите пожалуйста, как добиться плотного, "сочного" гитарного звучания на ритм-гитаре, благодаря каким эффектам Distortion, может с помощью изменеия тембров, в стиле hardcore, repcore. Подскажите пожалуйста! Спасибо! (Паша)

Сергей Седых: Вот уж ничего не понимаю в этих стилях! Тем не менее до сих пор уверен в том, что качество звука зависит прежде всего от звукоизвлечения и уж только потом от инструмента и примочки. Вообще когда речь идет о distortion, то тут "на вкус и цвет товарища нет". По сути все эти фузы - одна и та же схема с различными вариациями частотных характеристик на выходе. Почти любое звучание можно получить с помощью отдельной аналоговой примочки с широким спектром (без разницы - на лампах или транзисторах) используя регулировки тембра комбоусилителя или отдельный эквалайзер. Подробнее я не отвечу по причине некомпетентности в указанных стилях.

Что Вы думаете о гитарных процессорах? Используете ли Вы их? Каков Ваш набор оборудования? (Алексей)

Сергей Седых: Гитарные процессоры - очень удобная вещь. Чем таскать с собой груду металлических коробочек и соединять их шнурами всякий раз, когда выходишь на сцену, проще иметь одну большую коробку, в которой все уже соединено и отстроено. Ну, конечно, бывают дорогие профессиональные процессоры и примочки, а так же простенькие, доступные по цене большинству гитаристов-любителей. И те, и другие разрабатывают и выпускают не дураки. Самая массовая продукция - процессоры класса ZOOM-505 - хороши тем, что в них есть все необходимое, для правдоподобной имитации некоторого количества стандартных звуков. Причем возможности "рулить" сильно ограничены. Для молодых неопытных гитаристов это не недостаток, а достоинство, поскольку трудно сделать сильно "неправильный" звук. С помощью таких приборов получается средней паршивости "фирменный" саунд практически на любой аппаратуре (конечно я имею в виду просто сносную имитацию).

Вряд ли стоит использовать такие устройства при серьезной записи в студии, но в условиях клубного концерта (да еще если учесть акустические свойства большинства клубных помещений) они не особо отличаются от "крутых" приборов. Дело в том, что серьезная аппаратура выигрывает в мелочах, оттенках и прочих тонкостях, которые пропадают на концертах, учитывая специфику озвучивания рок-групп. В студии - другое дело, там слышно все.

Про "крутые" процессоры можно сказать, что ни один из них не является совершенством. И если, покупая простенький ZOOM, вы радуетесь, что у вас наконец-то есть ПРОЦЕССОР и можно собирать свою первую группу и приступать к репетициям, то покупая тысячедолларовую рэковую ламповую-разламповую всю из себя 24-битную игрушку, вы сразу будете видеть кучу недостатков, которые сильно раздражают. Еще бы! Какого черта недостатки - за такие деньги! Ну а если серьезно, то процессор (как и гитара) хорош тот, который нравится. В этом вопросе сколько процессоров, столько и мнений. И если гитаристы в основном без особых придирок относятся ко всяким там дилэям и хорусам, то дисторшн каждому вынь да положь только какой-нибудь конкретный. Именно исходя из этого и выбирают электронного друга для своей гитары. Многие используют процессор в комбинации со своим любимым преампом (фузом).

У меня сейчас похожая комбинация. Я таскаю с собой рэк с двумя приборами - ламповый преамп GAINIAC фирмы ROCKTRON и процессор эффектов G-MAJOR от t.c.electronic. Очень грамотный, надо сказать процессор - в нем даже нет эффекта distortion. Разработчики справедливо решили - кто покупает приборы класса t.c. (а это лучшие студийные обработки), тот наверняка будет пользоваться своим преампом, а не встроенным. Значит можно удешевить прибор, убрав из него лишнее. Конечно, у меня очень даже неплохая профессиональная линия обработки гитарного звука, но это во многом от некоего профессионального снобизма. Любому гитаристу хочется играть на очень хорошей гитаре с очень хорошими обработками. Раньше я играл на ZOOM 9002Pro и никто не жаловался. На записи, правда, я использовал аналоговую примочку MORLEY, а все обработки навешивались потом. Но ясно, что рано или поздно перерастаешь технику и инструмент - просто приходится переходить на более высокий уровень.

Пользуетесь ли Вы компьютером в своем творчестве (педагогическая деятельность, аранжировки и т.п.)? Какими именно программами? (Андрей)

Сергей Седых: Я постоянно использую компьютер последние года два. Когда пишу очередное учебное пособие, то у меня постоянно запущены программы VISIO (в ней я рисую всякие схемы, участки грифа с апликатурами аккордов и т.п.) и SIBELIUS (теперь SIBELIUS-2) - нотный редактор. Для аранжировок я всегда пользуюсь программой CUBASE, недавно с удовольствием перешел на CUBASE SX. Записывался я до последнего времени на восьмиканальной цифровой студии ROLAND VS-840, начал использовать для записи компьютер - программу SAMPLITUDE, а теперь, похоже, все буду делать в CUBASE SX.

Много ли у Вас гитар? Какая из них является основной? (Макс)

Сергей Седых: Я всегда любил, когда у меня в наличии имелось несколько гитар. В лучшие времена у меня их бывало по четыре-пять. А сейчас так сложилось, что у меня практически только одна гитара - это американский HAMER модели ECLIPSE. Я очень доволен этим инструментом. HAMER среди гитар, это как "феррари" среди автомобилей. Я еще пользуюсь дома недорогим китайским PHIL PRO а-ля Les Paul. Есть у меня так же "пьезоакустика" с нейлоновыми струнами (тоже недорогая, от PHIL PRO). Я не особо разбираюсь в акустических гитарах, наверное поэтому она меня вполне устраивает. Кстати, именно на этой акустике я сыграл небольшое соло на концерте у АРИИ (вроде не испортил ничего).

Дата интервью: декабрь 2002.

Благодарим всех читателей, приславших вопросы для интервью.

Сергей Владимирович Седых – гитарист группы «Северо-Восток».

В 1989 году...

Краткая биография

Сергей Владимирович Седых – гитарист группы «Северо-Восток».
Родился 21 августа 1964 года в Москве. В 1981 году закончил школу, затем учился в МИРЭА, который закончил с красным дипломом в 1981 году, и практически параллельно учился играть на гитаре в студии джаза «Москворечье» - теперь это Московский Колледж Импровизационной музыки – это был 1986 год.
В 1989 году Сергей Седых и сам начал преподавать гитару в «Москворечье».
С 1989 по 1990 год играл в группе «Тайный Канал». В это же время начинает работать в аккомпанирующем составе вокального квинтета под управлением Наталии Овчаровой. Правда, недолго.
С 1991 по 1992 год, а затем в 1995-1996 году работал в группе «Гелиос», которая специализировалась на поп-рок музыке. Всего они вместе выпустили два CD-диска и один клип.
С 1992 года Сергей Седых начинает заниматься проектом, который на своем втором концерте, который состоялся в марте 1993 года, представил первый раз – его название «IN FOLIO». В это же время он увлекся фри-джазом и world music, выступал с разными музыкантами, довольно тесно сотрудничал с Михаилом Жуковым и Саинхо Намчилак.
1 июня 2002 года выступил на знаменитом концерте группы «Ария», который состоялся с симфоническим оркестром – Сергея Седых пригласили специально для всего одной песни – «Кровь за кровь», точнее – для всего одного соло.
С 2005 года проект Сергей Седых « IN FOLIO» преобразовался в «Северо-Восток».
Кроме работы в группе «Северо-Восток» музыкант помогает записывать сольный инструментальный альбом Сергею Анурову – соратнику по «IN FOLIO», преподает курс гитары (джаз, рок) в МКИМ, пишет книжки для начинающих гитаристов. || IN FOLIO || Сергей Седых ||

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Сергея Владимировича Седых в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Сергея Владимировича Седых в жанрах.

Хорошую музыку надо не только издавать, но и переиздавать. Именно поэтому на « ArtBeat Music » скоро выйдет новый релиз альбома «Переменная Облачность» группы «In Folio». Альбом – классика российского инструментала, культовый диск для его знатоков и любителей, но это, так сказать, ближайшая перспектива. А здесь и сейчас – беседа с гитаристом Сергеем Седых, лидером «In Folio» и другого известного проекта «Северо-Восток».

Биографию и дискографию Сергея легко найти в Сети – впрочем, как и его интервью, богатые по фактуре. Поэтому на ней мы решили не заморачиваться, а попробовать хоть как-то – текстом или подтекстом – вынуть из Седых слова о его взглядах на музыку и эволюции, как музыканта. Это было главной задачей.

Насколько мы с ней справились, судить вам.

Седых : – С чего начинать-то?

– Для начала – с того, каким ты вошёл в первый альбом «In Folio», в «Ten songs». И чего ради его делал.

– Чего ради, говоришь… (Через паузу.) Уж прости за пафос, но романтики, типа меня, начинают играть на гитаре не затем, чтоб денег заработать. И в музыку приходят только потому, что любят ее. Кстати, в этом трагедия многих музыкантов моего поколения: по ходу карьеры часто приходилось играть не то, что любишь, а то, за что платят – отсюда множество циников. Сейчас их меньше, сейчас это близко к сердцу не берут, и есть впечатление, что в людях что-то сместилось…

Так вот, к моменту создания «Ten songsby In Folio», к 30 своим годам, я уже успел поиграть блюз-рок в доброй традиции: Led Zeppelin, Queen, Deep Purple… тогда, если помнишь, было только два рока – лёгкий и тяжёлый, слова «попса» вообще не существовало, а «диско» и «панк» для нас были ничем. И очень хотелось играть что-то эдакое, чтоб атмосфера и струны были как наэлектризованные! Да и комплекса, что, мол, тебе 30, а ты не знаменитый, у меня не было: играю и играю, что сделаю, то и сделаю, лишь бы звучало то, чего я хочу… А еще тогда считалось, что в роке нельзя петь ахинею по-русски, а по-английски можно… я, кстати, до сих пор так считаю. (Смеется .)

В общем, собрал я команду, тексты написал друг, бывший однокурсник, у которого было неплохо с английским, он музыкальную учебную литературу переводил. И в команде был только один принцип: никаких рамок, играем так, как хочется – ну, и я развернулся по полной программе!.. Посидели мы, слепили материал, выступили с ним – людям понравилось. Так вот мы и пошли по блюз-роковой дорожке…

Мне, кстати, за тот альбом ни капли не стыдно: сходу было ясно, что это лишь этап, дальше будет рост, а для него первый альбом сделан правильно. Ну да, финансов не хватало! – например, чтоб записать барабаны, как надо. Но голь на выдумку хитра: я писал барабанщику ноты, он играл это уже со своими фишками, а я потом это всё с концертной записи снимал и забивал в ритм-машину. В общем, я уже тогда собаку на этом съел. И получилось настолько натурально, что не всякий спец отличит, да и альбом вышел с настроением, будто ток по струнам течёт. А чисто по музыке он… как бы сказать-то…

Чисто моё мнение: ты на нем просто наигрался всласть!

Сергей Седых образца 1992 года

– Так и есть! (Смеется .) Наиграл в свое удовольствие всё, чего наелся из западного, все, что чисто по-своему перевалил в кашу… до такой степени, что вроде местами и цитирую, но это уже стопроцентно моё! В одном соло правда, казус вышел… ха!.. оказалось, что у меня пара-тройка тактов Пейджа в ноль повторяют, а я-то думал, что сам наимпровизировал! Пришлось переписать. Кстати, та же история и с великими музыкантами. Помню, вылезает из-под пальцев фраза одна, думаю: «Ну точно у кого-то её слышал!» – и потом вспомнил: да, слышал и не раз, у трёх разных гитаристов!.. Они, думаю, сами её сыграли точно так же безотчётно – как народную традицию или как в известном мультике: «Берешь у народа – берешь у себя!»

Название команде – почему-то с книжным уклоном! – сам выбрал?

– Сам, но не сразу. Долго крутил в голове варианты, в том числе англоязычные. И вдруг – щелк! – выскочила латынь: in folio! Звучно и в меру пафосно. Вдобавок, книги in folio – они же ручной работы и максимального формата, круче не бывает… Правда, пришлось объяснить ребятам, что это такое и как понимать.

Ты том in folio в руках держал?

– Не-а. (Смеется .) По телевизору видел. Думаю, что не удержу… Так вот, первый альбом удалось сделать точно по той планке, которую я себе тогда поставил. Сводили его, помню, на студии в каком-то корпусе фабрики «Красная роза». Весь звук мы контролировали: «Здесь бы поднять, здесь надо звук покруглее, а здесь придавить…» Писались в два захода: четыре трека – осенью 1993 года, потом добыли ещё денег, и шесть остальных треков сделали в феврале 94-го. Сводил нас Антонов Миша, светлая ему память, а инженером записи был Володя Воронцов – мы, кстати, недавно столкнулись на студии Сергея Большакова, где записали с Володей часть материала для «Северо-Востока» – так же комфортно и по уму. (Пауза .) Первый диск – тьфу, какой «диск»! тогда же кассеты были! – мы продавали на концертах, где понемногу стали играть уже новое, и в итоге столкнулись с «Союзом», который решил профинансировать наш второй альбом – «In Folio too».

Его мы записали в 1996-ом, «по взрослому», с хорошими барабанами и классным звукорежиссёром Борисом Костиным. Звук получился очень достойный, Борис им гордился, но скромно так: «Звук, конечно, не британский, зато как голландский или немецкий, не хуже!» (Смеется. Через паузу.) По звуку ему виднее, но по музыке я был несколько разочарован: альбом получился, но… как-то сам по себе, не таким, как я хотел. А местами – сильно «не таким».

Почему?

– Потому что при том, что состав был тот же самый, во мне уже другая нитка выросла, мне хотелось расширить звучание. А под словом «звучание» я подразумеваю всё : палитру, построение, жанр, мелодии… До этого играл рок – и вдруг захотелось играть музыку!

Отличная формулировка, кстати.

– Так я ее тогда и родил – для самого себя. То есть, если в первом альбоме я всласть играл рок, то ко второму уже наигрался. И наверное, слава Богу: если б в коммерческом плане это пошло бы – ну там большая известность, эфиры, гастроли и всё такое, я бы то, старое, до сих пор бы пилил! Но, по счастью, к тому моменту я общался с авангардной джазовой тусовкой: Миша Жуков, Андрей Соловьёв, Дима Шумилов… там интересные люди были… мы уже и репетировали, и выступали, даже саунд-трек сделали для какого-то фильма, который на полку лёг. То есть чистым рокером к моменту написания второго альбома я не был. В общем, мне на тот момент, хотелось больше, чем я умел, руки отставали от головы: играешь – и чувствуешь: не то, отстаю… Не по технике конечно, а по музыкальности, что ли… Басист, помню, с радостью говорит на какой-то репетиции: «Смотри-ка, что ты ни придумаешь, а у нас всё “Цеппелин” получается!»… а меня как раз это и ломало!.. Доломало до того, что в итоге была сделана «Переменная Облачность».

До неё, если не ошибаюсь, были треки для «Дальнобойщиков» (популярной тогда компьютерной игры – Ред.) .

– Про них говорить особо нечего. Я записал дома несколько черновиков, показал заказчикам. Они мне: «Вот это хорошо, а это не годится» «Почему?!» «Слишком мелодично, будет отвлекать внимание от игрушки. Здесь надо фоновое рубилово». Так что по музыкальности задача там стояла, по сути, противоположная – можно сказать, шаг в обратном направлении. Ну, мы и сделали то, что нас просили… не как попало, конечно: подошли ответственно, даже интересно было, просто творческая задача была для нас нетипичной. Записали семь-восемь, что ли, треков, на студии в Останкино, которую арендовали заказчики, какое-то подразделение компьютерной компании «1С»… с ней нас свел один из моих учеников… а у меня тогда даже компьютера своего не было! Да и самой этой игры, «Дальнобойщиков», я тоже в глаза не видел (Смеется .) Зато был карманный секвенсор, купленный новеньким в 96-м, что ли, году – за безумные по тем годам деньги, полтыщи долларов! Потом ещё на цифровую восьмиканальную портостудию разорился…С этими железками мы у меня дома и записали «Переменную Облачность» (Через паузу.) Ты меня с чего-то важного сбил… о чем мы до этого говорили?

О звучании, которого ты хотел, да не получилось.

Тот же Седых, но уже в 1999-ом…

– Ага, точно… Как развивается нормальный музыкант? А просто: набирает знания, опыт, умение, своего рода багаж – при этом, как побочный эффект, приобретает штампы, от которых жаль отказаться. И если хочешь развиваться, начинается период, когда сдираешь их с себя, как кожу, лезешь вон из нее, потому что по-старому играть уже не интересно… хотя именно так получается лучше всего. И это, конечно, вгоняет в депрессию. Хотя уже на «In Folio too» я начал искать выход, но, наверное, просто не хватило умения всё это сдвинуть из колеи.. Вдобавок, в каждой сыгравшейся группе есть своя уже сложившаяся химия, в одиночку ее не изменишь… зато испортить можешь легко. Да и вообще: не то что группой – в одиночку из колеи трудно выбраться! Тут как получается? Хочешь играть от головы, а не от пальцев, но пальцам это неудобно. При записи с этим худо-бедно справляешься: пишешь, как сумасшедший, пару сотен дублей, из них выбираешь лучший. А на концерте такого ведь не сделаешь! нет возможности сыграть варианты соло, чтобы выбрать лучший! Поэтому мне было тяжело играть концерты… Помню, даже диагноз такой мне поставили: «Седых насочиняет, а потом всё это пытается сыграть…».

В общем, играть то, что не само собой из-под пальцев лезло, было тяжко. Только недавно это ушло: стало полегче, а иногда и совсем легко. Наверное, просто нужный гитарный опыт накопился.

Но сочинять тебе приятней, чем играть?

– Да!.. Точнее, главный кайф – придумать что-нибудь и представлять в голове, как именно я это сыграю. Но как только доходило до исполнения… помню, был неприятный период, примерно в 2000-м впервые накрыло: играю на концерте и где-то на второй вещи меня клинит: «Зач-чем я это делаю?! А ведь ещё целый концерт непрерывного гитарного соло играть… достало!» (Улыбается, но не весело .) Кстати, это пришлось как раз на те годы, когда народ в музыкальной тусовке резко перестал отличать, кто играет хорошо, а кто плохо – пошла мода на стёб, фрики всякие… поколение, что ли, сменилось?.. и захотелось вообще на музыку забить. Особенно, когда народу на концерте немного – смотришь на себя со стороны: «Седых! Ты ж уже седой! Кого ты из себя корчишь?!» (Через паузу.) Хотя, по правде, на жизнь мне грех жаловаться, положение у меня получше, чем у многих: играю то, что хочу, в офис не хожу, сам себе хозяин…

Разрыв по времени между вторым и третьим альбомами, между « In Folio too » и «Переменной облачностью»?

– Примерно четыре года.

За которые ты ушел в инструментал…

– Вернее сказать, постепенно к нему склонился. Под влиянием всяких разных и прочих… да просто наслушался хорошей инструменталки, особо не думая, нужна ли она кому-то еще или нет!

А толчком послужил случай. На каком-то рок-фестивале нам дали сет на полчаса, но наш вокалист, Олег Федоров, по какой-то причине не смог присоединиться, и мы решили выступить инструментально – благо, что вокальные линии это позволяли. И нас приняли очень хорошо!.. наверное, из-за контраста с остальными (улыбается). И пошло-поехало: периодически стали выступать без вокала – тем более что Олег часто не мог петь с нами, постепенно растворился, разошлись безболезненно, мы его даже на презентацию «Облачности» пригласили и спели с ним кое-что из старого…

Мне же те концерты оказались в кайф – потому что, как я уже сказал, после рока захотел играть музыку (Задумывается.) Ну, рок – это всё-таки, в первую очередь, драйв… митинг какой-то, что ли. А как только это становится именно что музыкой – это уже и не вполне рок. И потом – это, как правило, песни, а я к тому времени вырос, как инструменталист, и делать песни расхотел. Если уж совсем честно, мне тогда песни надоели совсем, абсолютно, как жанр – и как отрезало!

… и в 2002-ом

– Но не навсегда?

Да. Но это мы уже в будущее забегаем.

– Так забегай.

– Уже после выхода «Облачности», где-то в 2001-ом — 2002-ом, сначала был период работы с Наташей Княжинской: сделали с ней демо проекта, который назвали «Северо-Восток», оно каким-то путем попало на «Наше Радио», и мне оттуда позвонили: мол, проект с Натальей, «твоя гитара, ее голос – может получиться интересным». А как раз тогда в «In Folio» не то чтобы кризис был, но типа паузы. И мы вдвоем с Княжинской записали, считай, альбом – бас и барабаны я на компьютере сделал… потом на какое-то время к этому проекту охладел, вернулся к чистому инструменталу… и тут опять случай! В интернете объявили какой-то конкурс, я послал на него наши с Наташей треки – и мы по номинации «рок» попали в финал, который проходил в форме живого концерта, в клубе, с жюри, все по-взрослому. Но чуть ли не за неделю до концерта я узнал, что Натальи на нем не будет, позвал Свету Шебеко из «Кукурузы» – она нас потом еще не раз выручала… в общем, выступили достойно, и я понял, что с песнями все не так безнадежно, что «Северо-Восток» может иметь свое будущее, свою нишу.

Какую?

– Рок-группа в стилистике, схожей с «In Folio», с тем же драйвом, но с нормальным женским пением – без скрежета а-ля рок и, Боже упаси, без характерного «русского рока»… в общем, понятно, о чём я.

Наверное, странную вещь скажу: «Северо-Восток» на его первом альбоме «Вниз по реке» – это, на мой взгляд, группа «In Folio» даже в большей степени, чем на «Переменной Облачности». Другое дело, второй альбом, с которым вообще странная история получилась: после «Переменной облачности» постепенно накопился материал на почти готовый чисто инструментальный альбом, потом он года два пролежал недоделанным, а потом мы дополнили его несколькими песнями. Получился «Открытый берег» второй диск «Северо-Востока». Ну, получилось так, чего уж теперь… А изначально он был инструментальным и назывался «Свобода».

– Ты это рассказал, тебе и спорить с критиками. Я лишь свои «пять копеек» вставлю: название у альбома – «Свобода» – мягко говоря, наглое.

– Ну, да! (Смеется.) Но для меня именно такое название было важным – в альбоме, если вслушаться, полно внутренней свободы. Причем, я бы сказал, взрослой, заработанной, а не щенячьего восторга. В нем есть ломка стереотипов: из-под пальцев лезет рок, но музыке в нем тесно, она ищет новую опору, и каждый шаг, каждый такт, каждая пьеса – с боем, через завалы рока. При этом каждый шаг – к свободе. А какая у меня обложка к «Свободе» планировалась!

– Какая?

– Фото с сопки на Кольском полуострове, откуда шикарный вид на озера и море открывается и куда мы с огромным трудом поднялись, бросками метров по десять. И на фото – еще не на вершине! – я сижу почти совсем выдохшийся, спиной к объективу.

И все это вышло крошечным демо-тиражом, для своих, не для прибыли… пара сотен, что ли, экземпляров. А потом, в 2008-ом, «Свобода» вышла под названием «Открытый берег» – тоже абсолютно антикоммерческий релиз. (Через паузу.) Свобода – это не столько безоблачное счастье, сколько каторжный труд… В начале, так сказать, карьеры, когда рок меня вёл, казалось, что всё легко и гладко. А когда я стал его вести, быстро понял, насколько это неподъёмная вещь (смеется) – раз за разом сдирать с себя роковую шкуру, при этом оставаясь рокером.

– Могу ошибиться, но названия треков на «Открытом береге» не сильно-то роковые, а больше лиричные: «Когда пройдет зима», «Линия воды»…

– Да. Потому что «Северо-Восток» в большой своей части – это роковая лирика. И я уже давно перестал бояться ее делать… потому что и нравится, и получается. И играть стало легче поэтому, наверное

– Теперь давай о твоем общем с «АртБитом» деле.

– Дело такое: переиздать диск «In Folio» «Переменная Облачность».

А для этого его надо было поправить по звуку – вписать живые барабаны вместо электроники… Ну и, может, ещё что-нибудь совсем чуть-чуть… флейту, например, где-нибудь. Гитары трогать принципиально не стану. Что-то сейчас, может, по-другому сыграл бы – и, ясное дело, сыграл бы лучше… но не буду.

Понимаешь, у меня уже сколько лет ощущение, что всем этот альбом хорош, только недоделан, не доведен до точки. И раз уж судьба в лице «АртБита» дала шанс сделать это, я должен это сделать.

– И всё?

– В принципе, да. Если будут какие подробности, я про них в буклете напишу. Кому интересно, тот прочитает.

– Это ты так хитро его продвигаешь, продюсируешь?

– (Смеется .) Считай, что да.

Беседовал Дмитрий Филатов

Фото – из личного архива Сергея Седых

и с буклета переиздания «Переменной Облачности» (дизайнер Александр Медведев)

 

 

Это интересно: