→ Французского писателя шарля перро был. Биография шарля перро. Существуют самые разные версии о написании сказок Шарля Перро

Французского писателя шарля перро был. Биография шарля перро. Существуют самые разные версии о написании сказок Шарля Перро

Знакомство с ней показывает, что к жанру сказки литератор обратился в зрелом возрасте, а прежде отметился во многих «высоких» жанра литературы. Кроме того, Перро был французским академиком и видным участником литературных баталий между сторонниками развития античных традиций в литературе и современных им французских.

Ранние опыты Шарля Перро

Первое сочинение Шарля Перро, которое можно с оговорками отнести к жанру сказки, относится к 1640 году. В том году ему было тринадцать лет, но юный Шарль успел получить неплохое образование. Вместе с братом Клодом и их знакомым Борэном они написали стихотворную сказку «Любовь линейки и глобуса».

Это было политическое произведения. В форме сатиры братья критиковали кардинала Ришелье. В частности, поэма содержала намеки, что принц Людовик в действительности – сын кардинала.

В форме аллегории «Любовь линейки и глобуса» изображала Людовика XIII как солнце и описывала трех его преданных помощников – линейку, пилу и компас. За этими образами видят советников монарха. В каждом из инструментов находят черты Ришелье, первого министра Франции.

В 1648 году Шарль Перро (вновь в соавторстве с Борэном) написал новую ироничную поэму – «Шутливая Энеида» (название ей дал исследователь творчества сказочника Марк Сориано). Подобно написанной через два столетия «Энеиде» Котляревского поэма Перро была шутливым пересказом поэмы Вергилия, пронизанным национальным колоритом родины автора переложения. Но не всей, а только песни VI, в которой Эней спускался в царство мертвых. Перед этим герой попадает в современный Шарлю Париж и изучает его. «Шутливая Энеида» тоже имела политический смысл и критиковала режим кардинала Мазарини.

В 1670-е годы Шарль был уже известным литератором и участвовал в литературных войнах своего времени. В споре между сторонниками «классической» литературы и современной Перро поддерживал последних. Вместе с братом Клодом Шарль написал пародию «Война ворон против аиста».

К жанру сказки Шарль Перро пришел в конце 1670-х годов. В это время он потерял жену и сам читал сказки детям. Он вспоминал сказки, которые сам слушал в детстве от нянек, и просил своих слуг рассказывать сказки уже его детям.

В начале 1680-х годов Шарль обращается к прозе и пишет короткие рассказы. Это еще не сказки, которые прославят его, но шаг на пути к новому жанру. Первую собственную сказку Перро написал в 1685 году. Его вдохновила на это новелла из «Декамерона» Боккаччо. Сказка, которую писатель по имени главной героини назвал «Гризельда», была написана в стихах. Она рассказывала о любви принца и пастушки, которая заканчивалась для героев счастливым воссоединением после всех трудностей.

Перро показал сказку своему другу Бернару Фонтенелю, писателю и ученому. Он посоветовал Шарлю Перро прочитать ее в Академии. Писатель прочитал «Гризельду» на заседании Академии, и слушатели приняли ее доброжелательно.

В 1691 году издательство в Труа, специализировавшееся на лубочной литературе, выпустило сказку Шарля Перро. В издании она получила название «Терпение Гризельды». Книга была анонимной, но имя ее автора стало достоянием публики. Общество посмеивалось над дворянином, который решил записывать народные сказки, но Шарль решил продолжать работу. Другая его стихотворная сказка «Ослиная шкура» не была опубликована, но ходила в списках и была известна всем интересующимся литературой.

В 1680-е годы Шарль Перро не оставался в стороне от продолжавшихся дебатов «древних» и «новых» и даже стал одним из лидеров «новых». Он пишет многотомное сочинение диалогов древних с новыми, которые становятся его литературной программой. Одна из причин увлечения писателя сказками – отсутствие этого жанра в Античности.

«Гризельду» и «Ослиную шкуру» подверг безжалостной критике Буало, оппонент Шарля Перро и один из главных идеологов «древних». Переосмысливая теорию, созданную в то время племянницей Шарля, о том, что сюжеты сказок восходят к народу, Буало доказывает (с примерами), что сказки – пересказанные трубадурами эпизоды рыцарских романов. Шарль Перро развил мысль племянницы и обратил внимание, что сюжеты сказок встречаются в произведениях более древних, чем романы Высокого Средневековья.

В начале 1690-х годов Шарль написал новую стихотворную сказку – «Смешные желания». Ее сюжет восходил к народному и неоднократно использовался современными ему литераторами.

В 1694 году Шарль Перро опубликовал первый сборник своих стихотворных сказок, куда вошли «Ослиная шкура» и «Смешные желания». Его издание было продолжением борьбы со своими оппонентами в литературе. Писатель предварял книгу предисловием, где сравнивал записанные им сказки с историями времен Античности и доказывал, что они - явления одного порядка. Но Перро доказывает, что античные истории часто содержат дурную мораль, а сказки, опубликованные им, учат добру.

В 1695 году вышел стихотворный сборник сказок Шарля. Книга вызвала интереса и в течение года была переиздана еще трижды. После этого Шарль продолжил изучать тетрадь сказок, записанных его сыном, и решил издать их после обработки в прозаическом виде. К каждой прозаической сказке писатель в заключении писал мораль в стихах. В сборник вошло 8 сказок, сюжеты которых сегодня стали классическими:

  • "Золушка";
  • "Кот в сапогах";
  • "Красная Шапочка";
  • "Мальчик-с-пальчик";
  • "Подарки феи";
  • "Спящая красавица";
  • "Синяя борода";
  • "Рике-хохолок".

Первые семь сказок – обработка народных французских сказок. «Рике-Хохолок» – авторское произведение Шарля Перро.

Писатель не искажал смысл оригинальных сказок, собранных сыном, но дорабатывал их стиль. В январе 1697 года книга была опубликована издателем Клодом Барбеном. Сказки были изданы с мягкой обложкой – это было дешевое издание для торговли вразнос. Сказки, авторами которых значился Пьер Перро, получили невероятный успех – ежедневно Барбен продавал до 50 книжек и трижды повторил первоначальный тираж. Вскоре книгу издали в Голландии и Германии. Позднее при переизданиях к имени Пьера стали добавлять как соавтора его отца. В 1724 году вышло посмертное издание, единственным автором которого значился Шарль Перро.

Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии.

Детство

12 января 1628 года в Париже в семье Пьера Перро родились мальчики-близнецы. Их назвали Франсуа и Шарль. Глава семейства работал судьёй в парламенте Парижа. Его жена занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которых уже до рождения близнецов было четверо. Спустя 6 месяцев маленький Франсуа заболел воспалением лёгких и умер, а его брат-близнец Шарль стал любимчиком в семье и в будущем своими знаменитыми сказками прославил род Перро на весь мир. Помимо Шарля известным был и его старший брат Клод – великий архитектор, автор восточной фасадной части Лувра и Парижской обсерватории.

Семья была обеспеченная и интеллигентная. Дед Шарля по отцовской линии был богатым торговцем. Мама происходила из дворянского рода, до замужества проживала в деревенском поместье Вири. В детстве Шарль частенько бывал там и, вероятнее всего, оттуда черпал потом истории для своих сказок.

Обучение

Родители приложили все силы, чтобы дети получили достойное образование. Пока мальчики были маленькими, с ними занималась мама, учила их чтению и письму. Отец был очень занят на работе, но в свободное время всегда помогал жене. Братья Перро все учились в университетском колледже Бове, и папа иногда проверял их знания. Все мальчики отлично проявляли себя в учёбе, за весь период обучения не были пороты розгами, в то время это была большая редкость.

Когда Шарлю было 13 лет, его выгнали с урока за пререкание с преподавателем. Парень бросил учёбу, потому что во многом был не согласен с учителями.

Дальнейшее образование он получал самостоятельно со своим лучшим другом Борэном. За три года они сами выучили латынь, историю Франции, греческий язык и античную литературу. Позднее Шарль говорил, что все познания, которые пригодились ему в жизни, были получены именно в период самообучения с товарищем.

Достигнув совершеннолетия, Перро занимался правоведением с частным преподавателем. В 1651 году ему был выдан диплом юриста.

Карьера и творчество

Ещё во время обучения в колледже Перро написал свои первые стихи, комедии и поэмы.
В 1653 году было издано его первое произведение – поэтическая пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска». Но Перро воспринимал литературу как увлечение, карьеру свою он строил совсем в другом направлении.

Как хотелось его отцу, получив диплом юриста, Шарль какое-то время работал адвокатом, но такой род деятельности вскоре показался ему не интересным. Он пошёл трудиться клерком к своему старшему брату, который к тому времени содержал архитектурное ведомство. Надо отметить, что карьеру Шарль Перро строил успешно, дослужился до советника Короля, главного инспектора построек, затем возглавил Комитет литераторов и отдел Славы Короля.

Жан-Батист Кольбер, государственный деятель и главный контролёр финансов, фактически управлявший Францией во времена Людовика ХIV, покровительствовал Шарлю. Благодаря такому покровителю в 1663 году при создании Академии надписей и изящной словесности Перро получил должность секретаря. Он добился богатства и влиятельности. Наряду с основным родом деятельности, Шарль успешно продолжал писать стихи и заниматься литературной критикой.

Но в 1683 году Кольбер скончался, и Перро стал немилостив при дворе, сначала его лишили полагающейся пенсии, а потом и должности секретаря.

На этот период приходится написание самой первой сказки о пастушке под названием «Гризель». Особого внимания этому произведению автор не уделял и продолжал заниматься критикой, написанием большого четырёхтомного сборника диалогов «Сравнение древних и новейших авторов», а также публикацией книги «Знаменитые люди Франции ХVII века».

Когда в 1694 году были изданы два следующих его сочинения «Ослиная шкура» и «Смешные желания», стало понятно, что пришла новая эра сказочника Шарля Перро.

В 1696 году напечатанная в журнале «Галантный Меркурий» сказка «Спящая красавица» в один миг стала популярной. А уже через год невероятным оказался успех вышедшей книги «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Сюжеты девяти сказок, вошедших в эту книгу, Перро услышал, когда кормилица его сына рассказывала их малышу перед сном. Он взял за основу народные сказки и придал художественную обработку, тем самым открыл им путь в высокую литературу.

Он сумел многолетние народные произведения привязать к современности, его сказки были написаны так доступно, что их читали люди из высшего общества и из простых сословий. Прошло более трёх столетий, а по всему миру мамы и папы читают перед сном своим детям:

  • «Золушку» и «Мальчика-с-пальчика»;
  • «Кота в сапогах» и «Красную Шапочку»;
  • «Пряничный домик» и «Синюю бороду».

На сюжеты сказок Перро поставлены балеты и написаны оперы в лучших театрах мира.
На русский язык сказки Перро впервые перевели в 1768 году. По количеству изданных произведений в СССР Шарль стал четвёртым среди зарубежных писателей после Джека Лондона, Ганса Христиана Андерсена и братьев Гримм.

Личная жизнь

Шарль Перро женился довольно поздно, в 44 года. Его избранницей стал юная, 19-летняя девушка Мари Гюшон. У них родилось четверо детей. Но брак продлился недолго, Мари умерла в возрасте 25 лет от оспы. Шарль больше не женился и сам воспитал дочь и троих сыновей.

В долине Шеврез, неподалёку от Парижа, расположены «Владения Кота в сапогах» –замок-музей Шарля Перро, где на каждом углу встречаются восковые фигуры персонажей его сказок.

Жизнь знаменитого сказочника Шарль Перро родился в 1628 году. Семья мальчика была озабочена образованием своих детей, и в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж. Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная биография Перро – биография типичного отличника. За время обучения ни он, ни его братья ни разу не были биты розгами случай по тем временам исключительный. После коллежа Шарль в течение трех лет берет частные уроки права и в конце концов получает диплом юриста. В двадцать три года он возвращается в Париж и начинает свою карьеру в качестве адвоката. Литературная деятельность Перро приходится на то время, когда в высшем обществе появляется мода на сказки. Чтение и слушание сказок становится одним из распространенных увлечений светского общества, сравнимых разве с чтением детективов нашими современниками. Некоторые предпочитают слушать философские сказки, другие отдают дань сказкам старинным, дошедшим в пересказе бабушек и нянюшек. Литераторы, стремясь удовлетворить эти запросы, записывают сказки, обрабатывая знакомые им с детства сюжеты, и устная сказочная традиция постепенно начинает переходить в письменную. Однако Перро не решился опубликовать сказки под своим именем, и на выпущенной им книжке значилось имя его восемнадцатилетнего сына – П.Дарманкура. Он опасался, что при всей любви к «сказочным» развлечениям писание сказок будет воспринято как занятие несерьезное, бросающее тень своей легкомысленностью на авторитет серьезного литератора.


В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.


Творчество Шарль Перро писал стихи: оды, поэмы, очень многочисленные, торжественные и длинные. Сейчас мало кто помнит о них. Но позднее он особенно прославился как глава партии "новых" во время нашумевшего в свое время спора "древних" и "новых". Суть этого спора была вот в чем. В XVII веке еще царило мнение, что древние писатели, поэты и ученые создали самые совершенные, самые лучшие произведения. "Новые", то есть современники Перро, могут лишь подражать древним, все равно они не способны создать ничего лучше. Главное для поэта, драматурга, ученого это стремление быть похожим на древних. Основной противник Перро поэт Никола Буало даже написал трактат "Поэтическое искусство", в котором установил "законы", как писать каждое произведение, чтобы все было в точности как у древних писателей. Вот против этого и стал возражать отчаянный спорщик Шарль Перро.


Чтобы доказать, что его современники ничем не хуже, Перро выпустил огромный том "Знаменитые люди Франции XVII столетия", здесь он собрал более ста биографий знаменитых ученых, поэтов, историков, хирургов, художников. Он хотел, чтобы люди не вздыхали ах, прошли золотые времена древности, а наоборот, гордились своим веком, своими современниками. Так и остался бы Перро в истории только как глава партии "новых", но... Но вот наступил 1696 год, и в журнале "Галантный Меркурий" без подписи появилась сказка "Спящая красавица". А на следующий год в Париже и одновременно в Гааге, столице Голландии, вышла книжка "Сказки матушки Гусыни". Книга была небольшая, с простенькими картинками. И вдруг невероятный успех! Сказки Шарль Перро, конечно, выдумал не сам, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он сел за сказки, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, но сам оказался отличным рассказчиком. Как настоящий сказочник, он сделал их ужасно современными. Хотите узнать, какая мода была в 1697 году прочтите "Золушку": сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А дворец, в котором заснула Спящая красавица. по описанию точь-в-точь Версаль! То же самое и язык все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители Мальчика с пальчик говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Помните, Спящая красавица восклицает, увидев разбудившего ее принца: "Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!"


На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием "Сказки о волшебницах с нравоучениями", причем озаглавлены они были вот так: "Сказка о девочке с красненькой шапочкой", "Сказка о некотором человеке с синей бородой", "Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах", "Сказка о спящей в лесу красавице" и так далее. Потом появились новые переводы, выходили они в 1805 и 1825 годах. Скоро русские дети, также как и их сверстники в других. странах, узнали о приключениях Мальчика с пальчик, Золушки и Кота в сапогах. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице.


Автор первой детской книжки Знаете ли вы, кто написал самую первую детскую книжку? Известный писатель- сказочник Шарль Перро. Да, да! Ведь до него никто и никогда не писал специально для детей! А началось все в 1696 году, когда в журнале «Галантный Меркурий» появилась сказка «Спящая красавица». Она так понравилась читателям, что в следующем году ее автор решил написать целую книжку под названием «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Этим автором и был Шарль Перро Было ему тогда 68 лет. Он был известным писателем, академиком и членом Французской Академии, а к тому же королевским чиновником. Поэтому, остерегаясь насмешек, Шарль Перро не решился поставить свое имя на сборнике, и книга вышла в свет под именем его сына Пьера. Но так получилось, что именно эта книга, которой автор постеснялся дать свое имя, и принесла ему всемирную славу.


Сказки Шарля Перро Огромная заслуга Перро в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который еще не стал окончательным. Он придал им тон, климат, стиль, характерный для 17 века, и тем не менее очень личный. В ряду сказочников, «легализовавших» сказку в серьезной литературе, самое первое и почетное место отводится французскому писателю Шарлю Перро. Мало кто из наших современников знает, что Перро был маститым поэтом своего времени, академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Но всемирную известность и признание потомков принесли ему не его толстые серьезные книги, а прекрасные сказки.


Известные произведения 1. Стены Трои, или Происхождение бурлеска» 1653 пародийная поэма первое произведение 2. «Век Людовика Великого», 1687 поэма 3. «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» «Волшебницы» 5. «Золушка» 6. «Кот в сапогах» 7. «Красная Шапочка» - народная сказка 8. «Мальчик-с-пальчик» - народная сказка 9. «Ослиная шкура» 10. «Спящая красавица» 11. «Рике-хохолок» 12.«Синяя Борода».


Викторина по сказкам Шарля Перро (математическая) Сколько сыновей было у мельника? Сколько месяцев Кот носил дань королю? Сколько раз Людоед совершал свои превращения? Сколько лет должна была спать заколдованная принцесса? Сколько лет было принцессе, когда она уснула? Сколько волшебниц было приглашено в крёстные принцессе? Сколько футляров и приборов из чистого золота заказали для волшебниц? Сколько детей было у дровосека? Сколько раз дровосек уводил своих детей в лес? Сколько дочерей было у Людоеда?




Анкета по сказкам Шарля Перро. Какие сказки Шарля Перро ты знаешь? Какая из этих сказок кажется тебе самой красивой? Какая из этих сказок кажется тебе самой страшной? Кого из персонажей сказок Шарля Перро ты считаешь самым смелым? …самым добрым? …самым находчивым? Какие волшебные предметы из сказок Шарля Перро ты поместил бы в «Сказочном музее»? Встречались ли тебе в сказках Шарля Перро непонятные слова? Если да, то какие? «Полдюжины» - сколько это? В какой сказке называется это число? «Одиннадцать и три четверти» - сколько это часов и минут? В какой сказке говорится об этом времени?




Что было в корзинке у Красной Шапочки? A.Галеты и бутылка лимонада B.Пирожок и горшочек масла C.Пирожок и горшочек сметаны





Родился Шарль Перро 12 января 1628 года. Он не был дворянином, но отец, как мы знаем, стремился дать всем своим сыновьям (их у него было четверо) хорошее образование. Двое из четверых стали по-настоящему знаменитыми: во-первых, старший - Клод Перро, который прославился как архитектор (он, кстати, автор Восточного фасада Лувра). Второй знаменитостью в семье Перро стал самый младший - Шарль. Он писал стихи: оды, поэмы, очень многочисленные, торжественные и длинные. Сейчас мало кто помнит о них. Но позднее он особенно прославился как глава партии «новых» во время нашумевшего в свое время спора «древних» и «новых».

Суть этого спора была вот в чем. В XVII веке еще царило мнение, что древние писатели, поэты и ученые создали самые совершенные, самые лучшие произведения. «Новые», то есть современники Перро, могут лишь подражать древним, все равно они не способны создать ничего лучше. Главное для поэта, драматурга, ученого - это стремление быть похожим на древних. Основной противник Перро поэт Никола Буало даже написал трактат «Поэтическое искусство», в котором установил «законы», как писать каждое произведение, чтобы все было в точности как у древних писателей. Вот против этого и стал возражать отчаянный спорщик Шарль Перро.

Почему мы должны подражать древним? - удивлялся он. Разве современные авторы: Корнель, Мольер, Сервантес хуже? Зачем цитировать Аристотеля в каждом ученом сочинении? Разве ниже его Галилей, Паскаль, Коперник? Ведь взгляды Аристотеля давно устарели, он не знал, например, о кровообращении у людей и животных, не знал о движении планет вокруг Солнца.

«За что так уважать древних? - писал Перро. - Только за древность? Мы сами - древние, потому что в наше время мир стал старше, у нас больше опыта». Обо всем этом Перро написал трактат «Сравнение древних и современных». Это вызвало бурю возмущения у тех, кто считал, что авторитет греков и римлян непоколебим. Тут-то Перро и припомнили, что он - самоучка, стали обвинять его в том, что он критикует древних потому лишь, что не знаком с ними, не читал, не знает ни греческого, ни латыни. Это однако было совсем не так.

Чтобы доказать, что его современники ничем не хуже, Перро выпустил огромный том «Знаменитые люди Франции XVII столетия», здесь он собрал более ста биографий знаменитых ученых, поэтов, историков, хирургов, художников. Он хотел, чтобы люди не вздыхали - ах, прошли золотые времена древности, - а наоборот, гордились своим веком, своими современниками. Так и остался бы Перро в истории только как глава партии «новых», но…

Но вот наступил 1696 год, и в журнале «Галантный Меркурий» без подписи появилась сказка «Спящая красавица». А на следующий год в Париже и одновременно в Гааге, столице Голландии, вышла книжка «Сказки матушки Гусыни». Книга была небольшая, с простенькими картинками. И вдруг - невероятный успех!

Сказки Шарль Перро, конечно, выдумал не сам, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он сел за сказки, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, но сам оказался отличным рассказчиком. Как настоящий сказочник, он сделал их ужасно современными. Хотите узнать, какая мода была в 1697 году - прочтите «Золушку»: сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А дворец, в котором заснула Спящая красавица. - по описанию точь-в-точь Версаль!

То же самое и язык - все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители Мальчика с пальчик говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Помните, Спящая красавица восклицает, увидев разбудившего ее принца:

«Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!»
Они волшебные и реалистические одновременно, эти сказки. И герои их действуют, как вполне живые люди. Кот в сапогах - настоящий ловкий парень из народа, который благодаря собственной хитрости и находчивости не только устраивает судьбу своего хозяина, но и сам становится «важной особой». «Он больше не ловит мышей, разве только иногда, для развлечения». Мальчик с пальчик тоже вполне практично не забывает в последний момент вытащить у Людоеда из кармана мешок с золотом, и так спасает от голодной смерти своих братьев и родителей.

Перро рассказывает увлекательно - от сказки, от любой, будь то «Золушка», «Спящая красавица» или «Красная Шапочка», невозможно оторваться, пока не дочитаешь или не дослушаешь до самого конца. Еще бы, действие развивается стремительно, все время хочется узнать - что же будет дальше? Вот Синяя Борода требует жену на расправу, несчастная женщина кричит сестре: «Анна, сестра моя Анна, ты ничего не видишь?» Жестокий мстительный муж уже схватил ее за волосы, занес над ней свою страшную саблю. «Ах, - восклицает сестра. - Это наши братья. Я подаю им знак, чтобы они торопились!» Скорее, скорее, - волнуемся мы. В самый последний момент все кончается хорошо.

И так каждая сказка, ни одна из них не оставляет читателя равнодушным. В том, наверно, и заключается секрет удивительных сказок Перро. После того как они появились, стали выходить многочисленные подражания, их писали все, даже светские дамы, но ни одна из этих книг не дожила до наших дней. А «Сказки матушки Гусыни» живут, они переведены на все языки мира, знакомы в каждом уголке земли.

На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием «Сказки о волшебницах с нравоучениями», причем озаглавлены они были вот так: «Сказка о девочке с красненькой шапочкой», «Сказка о некотором человеке с синей бородой», «Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах», «Сказка о спящей в лесу красавице» и так далее. Потом появились новые переводы, выходили они в 1805 и 1825 годах. Скоро русские дети, также как и их сверстники в других. странах, узнали о приключениях Мальчика с пальчик, Золушки и Кота в сапогах. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице.

Мог ли думать прославленный в свое время поэт, академик, что его имя обессмертят не длинные поэмы, торжественные оды и ученые трактаты, а тоненькая книжка сказок. Все забудется, а она останется жить в веках. Потому что ее персонажи стали друзьями всехз детей, - любимые герои замечательных сказок Шарля Перро.
Е. Перехвальская




















1 из 19

Презентация на тему: Шарль Перро – вельможа, писатель, сказочник

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Жизнь знаменитого сказочника Шарль Перро родился в 1628 году. Семья мальчика была озабочена образованием своих детей, и в возрасте восьми лет Шарль был отправлен в коллеж. Как отмечает историк Филипп Арьес, школьная биография Перро – биография типичного отличника. За время обучения ни он, ни его братья ни разу не были биты розгами - случай по тем временам исключительный. После коллежа Шарль в течение трех лет берет частные уроки права и в конце концов получает диплом юриста. В двадцать три года он возвращается в Париж и начинает свою карьеру в качестве адвоката. Литературная деятельность Перро приходится на то время, когда в высшем обществе появляется мода на сказки. Чтение и слушание сказок становится одним из распространенных увлечений светского общества, сравнимых разве с чтением детективов нашими современниками. Некоторые предпочитают слушать философские сказки, другие отдают дань сказкам старинным, дошедшим в пересказе бабушек и нянюшек. Литераторы, стремясь удовлетворить эти запросы, записывают сказки, обрабатывая знакомые им с детства сюжеты, и устная сказочная традиция постепенно начинает переходить в письменную. Однако Перро не решился опубликовать сказки под своим именем, и на выпущенной им книжке значилось имя его восемнадцатилетнего сына – П.Дарманкура. Он опасался, что при всей любви к «сказочным» развлечениям писание сказок будет воспринято как занятие несерьезное, бросающее тень своей легкомысленностью на авторитет серьезного литератора.

№ слайда 3

Описание слайда:

В основе сказок Перро – известные фольклорные сюжет, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором, опустив некоторые детали и добавив новые, «облагородив» язык. Больше всего эти сказки подходили детям. И именно Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики.

№ слайда 4

Описание слайда:

Творчество Шарль Перро писал стихи: оды, поэмы, очень многочисленные, торжественные и длинные. Сейчас мало кто помнит о них. Но позднее он особенно прославился как глава партии "новых" во время нашумевшего в свое время спора "древних" и "новых". Суть этого спора была вот в чем. В XVII веке еще царило мнение, что древние писатели, поэты и ученые создали самые совершенные, самые лучшие произведения. "Новые", то есть современники Перро, могут лишь подражать древним, все равно они не способны создать ничего лучше. Главное для поэта, драматурга, ученого - это стремление быть похожим на древних. Основной противник Перро поэт Никола Буало даже написал трактат "Поэтическое искусство", в котором установил "законы", как писать каждое произведение, чтобы все было в точности как у древних писателей. Вот против этого и стал возражать отчаянный спорщик Шарль Перро.

№ слайда 5

Описание слайда:

Чтобы доказать, что его современники ничем не хуже, Перро выпустил огромный том "Знаменитые люди Франции XVII столетия", здесь он собрал более ста биографий знаменитых ученых, поэтов, историков, хирургов, художников. Он хотел, чтобы люди не вздыхали - ах, прошли золотые времена древности, - а наоборот, гордились своим веком, своими современниками. Так и остался бы Перро в истории только как глава партии "новых", но... Но вот наступил 1696 год, и в журнале "Галантный Меркурий" без подписи появилась сказка "Спящая красавица". А на следующий год в Париже и одновременно в Гааге, столице Голландии, вышла книжка "Сказки матушки Гусыни". Книга была небольшая, с простенькими картинками. И вдруг - невероятный успех! Сказки Шарль Перро, конечно, выдумал не сам, одни он помнил с детства, другие узнал в течение жизни, ведь когда он сел за сказки, ему было уже 65 лет. Но он не просто записал их, но сам оказался отличным рассказчиком. Как настоящий сказочник, он сделал их ужасно современными. Хотите узнать, какая мода была в 1697 году - прочтите "Золушку": сестры, собираясь на бал, одеваются по самой последней моде. А дворец, в котором заснула Спящая красавица. - по описанию точь-в-точь Версаль! То же самое и язык - все люди в сказках говорят так, как говорили бы и в жизни: дровосек и его жена, родители Мальчика с пальчик говорят, как простые люди, а принцессы, как и подобает принцессам. Помните, Спящая красавица восклицает, увидев разбудившего ее принца: "Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать!"

№ слайда 6

Описание слайда:

На русском языке сказки Перро впервые вышли в Москве в 1768 году под названием "Сказки о волшебницах с нравоучениями", причем озаглавлены они были вот так: "Сказка о девочке с красненькой шапочкой", "Сказка о некотором человеке с синей бородой", "Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах", "Сказка о спящей в лесу красавице" и так далее. Потом появились новые переводы, выходили они в 1805 и 1825 годах. Скоро русские дети, также как и их сверстники в других. странах, узнали о приключениях Мальчика с пальчик, Золушки и Кота в сапогах. И сейчас нет в нашей стране человека, который не слышал бы о Красной Шапочке или о Спящей красавице.

№ слайда 7

Описание слайда:

Автор первой детской книжки Знаете ли вы, кто написал самую первую детскую книжку? Известный писатель-сказочник Шарль Перро.Да, да! Ведь до него никто и никогда не писал специально для детей! А началось все в 1696 году, когда в журнале «Галантный Меркурий» появилась сказка «Спящая красавица».Она так понравилась читателям, что в следующем году ее автор решил написать целую книжку под названием «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями».Этим автором и был Шарль Перро Было ему тогда 68 лет. Он был известным писателем, академиком и членом Французской Академии, а к тому же королевским чиновником. Поэтому, остерегаясь насмешек, Шарль Перро не решился поставить свое имя на сборнике, и книга вышла в свет под именем его сына Пьера.Но так получилось, что именно эта книга, которой автор постеснялся дать свое имя, и принесла ему всемирную славу.

№ слайда 8

Описание слайда:

Сказки Шарля Перро Огромная заслуга Перро в том, что он выбрал из массы народных сказок несколько историй и зафиксировал их сюжет, который еще не стал окончательным. Он придал им тон, климат, стиль, характерный для 17 века, и тем не менее очень личный. В ряду сказочников, «легализовавших» сказку в серьезной литературе, самое первое и почетное место отводится французскому писателю Шарлю Перро. Мало кто из наших современников знает, что Перро был маститым поэтом своего времени, академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Но всемирную известность и признание потомков принесли ему не его толстые серьезные книги, а прекрасные сказки.

№ слайда 9

Описание слайда:

Известные произведения 1. Стены Трои, или Происхождение бурлеска» 1653 пародийная поэма - первое произведение2. «Век Людовика Великого», 1687 поэма3. «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» 1697 4. «Волшебницы» 5. «Золушка» 6. «Кот в сапогах»7. «Красная Шапочка» - народная сказка8. «Мальчик-с-пальчик» - народная сказка9. «Ослиная шкура»10. «Спящая красавица» 11. «Рике-хохолок» 12.«Синяя Борода».

 

 

Это интересно: