→ На какой улице родился егор летов. Каким был Егор Летов на самом деле. Создание легендарной группы «Гражданская оборона»

На какой улице родился егор летов. Каким был Егор Летов на самом деле. Создание легендарной группы «Гражданская оборона»

Несмотря на полуподпольность существования музыкантов и «ГрОб-студии», к концу 1980-х и особенно в начале 1990-х годов они получили широкую известность в СССР, преимущественно в молодёжных кругах, по некоторым оценкам поклонниками группы стали сотни тысяч человек. По оценкам критиков, творчество а отличается мощной энергетикой и подачей материала, необычным, самобытным звуком, живым и простым ритмом, нестандартными текстами, своеобразной грубоватой и вместе с тем изысканной поэзией и языком.

1990-е

В начале 1990-х годов Егором ым, к тому времени прекратившим концертную деятельность «Гражданской обороны» и объявившем о роспуске группы, в рамках психоделического проекта «Егор и Опи…евшие» записаны альбомы «Прыг-скок» (1990) и «Сто лет одиночества» (1992), являющиеся одними из наиболее популярных его альбомов. В 1993 году вновь собирает «Гражданскую Оборону» для концертной и студийной деятельности. В этот же период он становится одним из лидеров национал-коммунистического рок-движения «Русский прорыв», ведёт активную гастрольную деятельность. В 1994-1998 годах Егор поддерживал Национал-большевистскую партию и имел партбилет с № 4. В 1999 году отправился в тур в поддержку Виктора Анпилова на выборах в Госдуму.В 1995-1996 годах Егор записал ещё два альбома: «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», вновь в составе группы «Гражданская оборона». Оба альбома были выпущены в 1997 году.

2000-е

В 2002 году вышел альбом «Гражданской обороны» «Звездопад», целиком составленный из известных советских песен в авторском прочтении Егора а, а также выпущен альбом «Егора и Опизденевших» «Психоделия Tomorrow». В феврале 2004 года Егор официально открестился от любых, в том числе националистических, политических сил. В 2004-2005 годах вышли два новых альбома группы - «Долгая счастливая жизнь» и «Реанимация», появление которых вызвало новую волну интереса к «Гражданской Обороне», как среди широкой публики, так и в прессе. В это же время появились переиздания альбомов «Солнцеворот» и «Невыносимая лёгкость бытия», которые были пересведены и выпущены под новыми названиями «Лунный переворот» и «Сносная тяжесть небытия» соответственно. В мае 2007 года вышел альбом «Зачем снятся сны?», ставший последним альбомом группы. Впоследствии этот альбом был назван Егором ым лучшим.

Смерть

Скоропостижно скончался в Омске 19 февраля 2008 года в 16.57 по местному времени в 43-летнем возрасте, по первоначальной версии причиной смерти стала остановка сердца, хотя позже появилась другая версия: острая дыхательная недостаточность, развившаяся от отравления алкоголем, но это было опровергнуто женой музыканта Натальей и остальными участниками группы. На сайте «Гражданской обороны» было опубликовано, что Егор Федорович умер от остановки сердца. Похоронен в Омске на Старо-Восточном кладбище, рядом с могилой матери.

Егор Летов - советский и российский музыкант и поэт, основатель группы «Гражданская оборона ».

Биография Егора Летова

Егор Летов родился 10 сентября 1964 года в Омске. Мать Егора была врачом, а отец военным, прошедшим Великую Отечественную войну, позднее занявшим должность секретаря райкома КПРФ. У Егора также есть старший Сергей - музыкант и саксофонист.

После окончания школы Летов переехал в Подмосковье к своему брату, чтобы поступить в московское строительное ПТУ. Однако вскоре после поступления он был отчислен за неуспеваемость и вернулся в родной город. В 1982 году Егор создал рок-группу «Посев », названную в честь общественно-политического журнала.

Спустя два года Летов сформировал группу «Гражданская оборона ». Вскоре после создания группа стала популярна и за пределами Сибири. В 1985 году Летов был принудительно госпитализирован в психиатрическую лечебницу, где пробыл в течение нескольких месяцев.

К началу 1990-х годов группа «Гражданская оборона» записала несколько альбомов и стала одной из самых популярных советских рок-групп. В мае 2007 году вышел последний альбом группы, под названием «Зачем снятся сны?», который позднее был признан лучшим альбомом Летова .

19 февраля 2008 года музыкант скоропостижно скончался в возрасте 43 лет по причине остановки сердца.

В память о Егоре Летове было снято несколько документальных фильмов и было издано несколько томов со стихами музыканта. На данный момент Летов является одним из самых ярких представителей русского рока и ключевой фигурой в «сибирском андеграунде».

Будущий «патриарх сибирского рока» Игорь Летов (Егор – псевдоним) появился на свет 10 сентября 1964 года в Омске, в обычной советской семье. Отец Егора был военным, затем исполнял обязанности секретаря городского райкома КПРФ, мать работала врачом. По слухам, в детстве Летов 14 раз перенес клиническую смерть.

У мальчика с детства перед глазами был живой пример неисчерпаемой любви к музыке: старший брат Егора Сергей – известнейший саксофонист, музыкант, работающий в разных стилях. Учился Егор в средней школе №45 города Омска, которую благополучно окончил в 1982 году. После окончания школы Летов уехал к брату в Подмосковье. Там Егор поступил в строительное ПТУ, но спустя год был отчислен за неуспеваемость.

Вернувшись в Омск, Летов продолжил работать над проектом под названием «Посев», который он основал в 1982 году. С этой поры биография и жизнь пионера «русского панк-рока» была неразрывно связана с музыкой и творчеством.

В те годы Егор Летов трудился на шинном и мотостроительном заводах Омска. В должности художника музыкант рисовал портреты Ильича и агитплакаты для коммунистических митингов и собраний, позже подрабатывал дворником и штукатуром.

Музыка

Свои песни группа «Посев» записывала на магнитоальбомы. Процесс этот проходил в обычных квартирах на примитивном оборудовании, благодаря чему звук получался глухим, дребезжащим и нечетким. Впоследствии, даже получив доступ к нормальной звукозаписывающей технике, Летов не отказался от «квартирного» метода, сделав «гаражный звук» своим фирменным стилем.

Неповторимость кустарного звучания, характерного и для поздней «Гражданской обороны», во многом была обусловлена музыкальными пристрастиями лидера обеих групп. В интервью Летов не раз упоминал, что на его песни повлиял американский гаражный рок 1960-х и творчество исполнителей, работающих в духе экспериментального, панковского, психоделического рока.


Группа «Посев» завершила свое существование в 1984 году. Примерно в это же время была образована легендарная «Гражданская оборона», известная также как «Г.О.» или «ГрОб». Летов продолжал работать в своем излюбленном «гаражном» стиле, одновременно открыв независимую студию звукозаписи «ГрОб-рекордс».

Студия располагалась в квартире обычной омской хрущевки. На деньги, вырученные от концертов, Егор издавал альбомы «Г.О.» и других групп, имеющих отношение к сибирскому панк-року.


Выпущенные альбомы, подпольные концерты, распространявшиеся с рук записи и совершенно неповторимый стиль исполнения наряду с матерными текстами песен, исполненными глубоким смыслом, принесли «Гражданской Обороне» оглушительную популярность у советской молодежи. Песни Летова отличает небывалая энергетика, узнаваемый ритм и самобытный звук.

По словам его коллег по цеху, Егор смог доказать, что играть рок можно, даже не умея виртуозно брать сложные аккорды или гениально использовать барабанную установку. Удивительно, но сам Летов никогда не причислял себя к панковскому движению, он просто всегда был «против». Против строя, системы, устоявшихся стереотипов, против самого себя. И этот нигилизм наряду с критичностью текстов взяли за образец последующие советские и русские панк-группы.

Спецслужбы и психиатрическая больница

На заре своей музыкальной карьеры лидер «Г.О.» был убежденным противником коммунизма и устоявшегося строя, хотя против самой советской власти он никогда не выступал. Однако политический и философский контекст его песен так явно проглядывал сквозь напускное панковское безразличие, что группой и ее создателем не могли не заинтересоваться соответствующие органы.


Егору неоднократно делались внушения сотрудниками КГБ. Они требовали прекратить деятельность группы. Поскольку Летов ответил отказом, в 1985 году его поместили в психиатрическую лечебницу. К музыканту применяли насильственные методы лечения, накачивая сильнейшими нейролептиками. Такие препараты применялись для полнейшего изменения психики «пациента», а сам Летов сравнивал их действие с лоботомией.

К счастью, заключение длилось всего 4 месяца. Выбраться из психбольницы Егору помог брат Сергей, который пригрозил опубликовать в западных СМИ историю о том, как в СССР борются с неугодными музыкантами.

Творчество

В период с 1987 по 1988 годы Егор возвращается к проекту «Гражданская Оборона» и записывает несколько альбомов, среди которых «Мышеловка», «Все идет по плану» и другие. Он сам исполняет песни, играет на инструментах, выступает в роли звукорежиссера и саундпродюсера. В 1988 году на студии Фирсова записан бутлег «Русское Поле Эксперимента».


В 1989 году были записаны альбомы нового проекта Егора «Коммунизм», чуть ранее он познакомился и стал работать с , выдающейся рок-исполнительницей, автором песен, чья жизнь трагически оборвалась в 1991 году. После смерти Янки Егор доделал и выпустил ее последний альбом «Стыд и Срам».

В 1990 году Летов распустил «Гражданскую Оборону», отыграв концерт в Таллине. Решив, что его проект превращается в попсу, музыкант увлекся психоделическим роком. Результатом этого увлечения стал очередной проект «Егор и О...зденевшие», в рамках которого вышло два альбома. В 1993 году Летов реанимировал «Гражданскую Оборону», продолжая работать в составе обеих музыкальных групп.


В последующие годы музыкант выпустил несколько альбомов, часть из которых были составлены из заново записанных старых песен. Последний концерт «ГО» состоялся в Екатеринбурге 9 февраля 2008 года.

На рубеже веков Летов увлекся политикой, состоял в НБП, водил дружбу с Лимоновым, Анпиловым, Дугиным. В 2004 году Егор Летов официально отрекся от политики.

Личная жизнь

Личная жизнь столь неординарного человека, как Летов, была довольно бурной. Знакомые описывали его как очень разностороннюю личность. Егор был способен неоднократно менять свои взгляды. На его мнение мог легко повлиять фильм, книга, при этом он был прирожденным лидером, рядом с которым тускнели все остальные.


На редких фото музыкант изображен во время концертов, с друзьями или с соратниками по рок-группам, а дома – исключительно с котами, однако это не означает, что в его жизни не было женщин. Официально женат Летов был один раз, неофициально – дважды, детей у музыканта не было.

В конце 80-х гражданской женой лидера «Гражданской Обороны» была Янка Дягилева, возлюбленная, муза и коллега Летова. Вместе они записали несколько альбомов и сыграли немало концертов-квартирников.


После трагической и загадочной смерти Янки женой музыканта стала подруга Дягилевой Анна Волкова, также принимавшая участие в записи некоторых альбомов «Г.О.». В 1997 году Летов женился на Наталье Чумаковой, по совместительству бас-гитаристкой группы.

Смерть

У Егора было немало творческих идей, среди которых проект фильма по роману Кортасара «Игра в классики» и альтернативные музыкальные проекты. Однако этим планам было не суждено осуществиться.


19 февраля 2008 года музыкант и певец скончался. Причиной смерти Летова официально названа остановка сердца, однако впоследствии была обнародована альтернативная версия: острая дыхательная недостаточность как следствие отравления этанолом.

Похороны, на которые приехало немало народу, в том числе из обеих столиц, сопровождались гражданской панихидой. Егора Летова похоронили в Омске рядом с могилой матери.

Дискография

Сольные альбомы:

  • «Русское поле эксперимента», 1988;
  • «Концерт в городе-герое Ленинграде», 1994;
  • «Егор Летов, концерт в рок-клубе «Полигон»», 1997;
  • «Братья Летовы» (с Сергеем Летовым), 2002;
  • «Егор Летов, ГО, Лучшее» (сборник питерских концертов), 2003;
  • «Вершки и корешки», 2005;
  • «Все как у людей», 2005;
  • «Апельсин. Акустика», 2011.

Другие проекты:

  • «Песни в пустоту» (акустика с Е. Филатовым), 1986;
  • «Музыка весны» (пиратский сборник), 1990-1993;
  • «Пограничный отряд гражданской обороны», 1988.

Лучшие песни:

  • «Русское поле экспериментов»;
  • «Вечную весну»;
  • «Про дурачка»;
  • «Все идет по плану»;
  • «Я всегда буду против»;
  • «Зоопарк»;
  • «Моя оборона» и другие.

Вспоминаем Егора Летова. Своими воспоминаниями и мнением о нем с нами делятся:
Вадим Кузьмин (Чёрный Лукич), лидер группы «Сионизм» Игаль Розенберг, Илья Мамонтов группа «Эпидемия», лидер группы «Гулаг» Павел Григорьев,а также Валентин (Джек) Сохарев (группа «Медведь Шатунъ»).

Солдатами не рождаются…

В детстве он 14 раз перенёс клиническую смерть. Он никогда не боялся смерти, она шла с ним нога в ногу. Он знал её в лицо. Для кого-то он был великим музыкантом, для кого-то поэтом, писателем, философом… У него было много талантов. Для меня Игорь Фёдорович Летов был солдатом, который воевал в мирное время. Хотя почему был? Егор продолжает жить, он остался в сознании тысяч людей. Ведь тот, кто не боится смерти, не может умереть! И чтобы он оставался живым хотя бы для меня и ещё нескольких человек, прочитавших мои размышления, я решил написать о нём. «Что ещё можно писать о Летове?! ВСЁ уже сказано!» - скажут многие из вас. Можно. Можно писать о нём бесконечно, и всё равно всего не раскрыть. Он был очень неординарной личностью, постоянно противоречил своим словам, менял взгляды во всём: в политике, в музыке, в жизненной позиции. Но неизменным оставался один принцип: «Я всегда буду против!» Он был против идеалов, стереотипов, системы, против себя самого. Из-за этого принципа многие пытались сломать его, но ни психиатрическая лечебница, ни непонимание, ни даже угроза смерти не сломали его. Он оставался всё тем же солдатом, что и был раньше.

На песнях Егора выросли и воспитаны многие рок музыканты, может даже благодаря Егору они и стали таковыми. Я решил узнать у этих самых музыкантов, кто же такой Летов для них. Конечно, многие из них просто проигнорировали мою просьбу, но некоторые любители «Гр.об.» согласились немного поговорить об Игоре Фёдоровиче.

Никто не мог так точно сказать о Егоре, как человек, знавший его лично, это хороший поэт, музыкант, ну и просто замечательный человек - Вадим Кузьмин, также известный, как Чёрный Лукич.

-Скажите, как Игорь Фёдорович и «Гражданская оборона» повлияли на молодёжь, ведь его слушали тысячи?

Мне сложно судить как он повлиял на молодёжь того времени, так как я уже не был молодёжью. Одно могу сказать: панки, которые слушали Летова, переняли у него много нигилизма. Хотя он и не был таковым. Наши ребята вообще были очень добрыми. Могу сказать про себя. Очень сильно повлиял. Потому что многие коллективы, если их можно так назвать, поиграли, надоело и бросили. А Егор был «одержим» музыкой. Он был готов творить днями и ночами, что меня в нём, как в музыканте, очень привлекало. Упорство и талант сделали своё дело. Из него «выросло» очень много групп. Мы сотрудничали с ним, но, в конце концов, разбежались. Но, я считаю, хорошо, что так случилось, так как наше творчество сильно отличалось от музыки Летова. Это как в букете: если все цветы одинаковые, то букет не будет таким красивым, как с разными цветами.

-Егор часто противоречил себе. Менял взгляды. С чем это связано?

Очень интересный вопрос. Менял взгляды он, наверно, потому, что был человеком сильно увлечённым. Ему было достаточно прочитать одну книгу, чтобы поменять свою точку зрения. Так, например, в политике. В юности был ярым анархистом. Позже стал одним из основателей НБП. Я тоже поддерживал национал-большевиков, но не верх партии, а простых ребят, которые борются за права народа. Но все наши ребята всегда поддерживали советскую власть и очень хорошо к ней относились. Я вообще считаю, что СССР развалили воры и предатели. Но как сказал Черчилль: «Кто в молодости не был радикалом - у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума.»

--А какие отношения были у вас с Летовым? Вы были друзьями или просто сотрудниками по цеху?

В 87-м – начале 88-го мы очень дружили, я думаю, что были даже лучшими друзьями. Но с середины 88-го мы практически перестали общаться. Мы могли не видеться годами. Может быть из-за того, что он не умел признавать своих ошибок. У него был талант перевернуть всё так, что он был ни при чём. Он мог привести кучу аргументов, и всех убедить, что он один только и прав. А ещё у него была какая-то врождённая самоуверенность, что ли. Игорь всегда был лидером, и пытался всех держать в кулаке. Это в какой-то мере и хорошо, но не в дружбе. Я бы даже сказал, что он был узником собственных идей.

-А как у него было с алкоголем и наркотиками?

В юности он вообще не пил. В то время как мы с манагером курили, да и Кузя покуривал, он даже к сигарете не притронулся. Позже немножко выпивал, но это не было постоянно, это были единичные случаи. Что касается наркотиков, то, как мне кажется, он больше говорил об этом. Может, когда он начал играть психоделику, он попробовал несколько раз, чтобы почувствовать, что это такое, но это тоже были единичные случаи. Но это чисто моё мнение, не знаю, как было на самом деле. Помню, мы давали концерт толи в Москве, толи в Питере, и после концерта зашли в бар отдохнуть, выпить. Так в то время как все выпивали, Егор просто сидел за столиком. За вечер одну бутылку пива выпил. А вообще, мы больше пили.

-Что насчёт вас? Как ваша музыка изменилась за это время? Понятно, что с возрастом вкусы меняются, но в какую сторону?

Даже не знаю. Как-то после записи первого альбома, мы сидели и прослушивали, что получилось, и, после записи, я сказал: «Всё, буду играть детские песенки». Так вот, по сегодняшний день играю. Я бы большинство своих песен именно так бы и назвал. Но я, наверно, единственный человек из всех наших ребят, который играл то, что действительно хотел. И по сей день играю. Я не ограничиваю себя рамками. Когда-то играл панк, но теперь это стало неинтересно. Просто играю то, что хочу и всё.

-Не менее интересно сказал лидер группы «Сионизм» Игаль Розенберг:

-Игаль, скажи, кто для тебя Егор Летов?

Прежде всего - самый оригинальный и влиятельный рок музыкант пост советского пространства. Человек, равного которому по масштабам творчества не только в экс СССР, но и во всём мире очень мало. Лично же для меня Егор - очень важный духовно человек, повлиявший на меня как на музыканта и вообще как человека. Ну и, конечно, я Игорю Фёдоровичу благодарен за затыкание рта всем технарям и формалистам от рока. Он доказал, что даже если ты не умеешь особо технично играть на музыкальных инструментах, ты можешь многого добиться.

-Как он повлиял на молодёжь тех лет?

Я вообще-то с трудом представляю, как Летов влиял на вашу молодёжь? Могу сказать про тех, с кем я рос. Влияние, конечно, было большим. В основном у подобающей молодёжи. Гопота у нас Летова не слушала, больше Круга. В музыкальном плане Летов - фигура тотальная. Трудно быть фанатом «Гражданской Обороны» и, допустим, ДДТ.

-Можно ли его музыку считать панк-роком? И Егора – панком?

Не знаю. Вопрос из серии "был ли Боб Дилан хипом?". На основании что хипари его любят и сам Дилан любил ЛСД и траву. Летов видимо поначалу сам хотел быть панком. Потом это стало, наверное, не актуально. В любом случае между Гражданской Обороной и, допустим, Грин Дей ничего общего нет...

-Какой вклад он внёс в советский (русский) рок?

Я не знаю что такое русский рок. Если я, например, - еврей, израильтянин, напишу песню на русском языке, будет ли это русским роком? Считаю Егора фигурой международного масштаба, значение которого ещё предстоит осмыслить. Он внёс огромный вклад в рок музыку. Но если смотреть шире, то - это редкое оправдание существования рок музыки в вашей стране.

-А почему его слушало столько молодёжи?

Не думаю, что большое количество молодёжи его слушало. Думаю, Летовские рейтинги были пониже, чем у Алисы или даже у Юры музыканта. Это вот как раз и создавало эксклюзивный клуб любителей "ГО".

-Очень интересная точка зрения у Ильи Мамонтова (группа «Эпидемия»)

-Услышал его еще в школе, под начало спада пика популярности - год 92й-93й, наверное. Явление было настолько сильным, что его имя и фамилия стали именем нарицательным практически сразу. Не менее нарицательным стало и известное изображение ("Все идет по плану"), так же как и символика и имидж и даже детали имиджа. Это было настолько ни на что не похоже и влиятельно, что часто поглощало знакомых полностью. Я знал обладателей огромных коллекций его бесчисленных записей, так же людей, слушавших его песни ежедневно, или начинавших творить под влиянием его творчества. Однозначно можно сказать, что единожды послушав Егора, его невозможно ни с кем перепутать. Я даже не могу определить его стиль. Панк же, - скорее, описание образа жизни или модное слово, которое привлекало молодежь, тем более, в конце 80-х этот термин стал очень обсуждаться. Думаю, что если они и называли себя так, то только по началу. Прожив какое-то время и послушав музыки, я пришел к выводу, что суть подавляющего большинства советско-российского рока в музыке - это заимствование из западной культуры, которое зачастую оторвано от реальности, в силу своей инородности. Так вот, Егор Летов - это одно из немногих явлений, отражающих именно советско-российские реалии, явление по настоящему показывающее, каким является рок в СССР и России. Даже по части оборудования и продюссирования - это 100% отечественное явление. Говорить о вкладе бессмысленно, так как, по сути, он и является олицетворением советско-русского рока. О влиянии «ГО» сложно сказать, я его представляю скорее неким транслятором, рупором эпохи и ярким представителем и создателем жанра. По этому, каждый находил свое в его творчестве, которое часто служило катализатором для переживаний. Кроме того, его сложно воспринимать буквально, это скорее энергетический посыл, в первую очередь и передача атмосферы, причем ограниченным набором средств. Я считаю Егора человеком, которому уделили внимание меньше, чем следовало. И совершенно точно самым ярким и оригинальным представителем именно отечественной рок-музыки.

-Несколько строчек написал лидер группы «Гулаг» Павел Григорьев:

Для меня Егор Летов - талантливейший музыкант, поэт и художник. Его музыка насквозь пропитана духом бунтарства 90х. Такие люди, как Егор, рождаются раз в сто, а может и в тысячу лет... Он не просто за кем -то повторял, он основал свой стиль - сибирский панк рок. На почве творчества Игоря Фёдоровича, мы создали панк проект "ГУЛАГ". Молодежь его любила и продолжает любить. Наверно, за бунтарский дух. На мой взгляд, Летов - это самый яркий представитель русского рока, абсолютно не похожий ни на одну группу.

-Но среди рок музыкантов не все так думают о Егоре Летове. Так, например, считает Валентин (Джек) Сохарев (группа «Медведь Шатунъ»):

-Я Летова не любил. Не как автора, а как феномен. Янка на его фоне была гораздо харизматичнее. Но "Мышеловку" и "Прыг-скок" я всегда считал шедеврами, до которых многим и мне ещё очень и очень далеко. Для меня Егор Летов никем не являлся. Может только одним из немногих авторов, чьими парой-тройкой альбомов я был вполне доволен. Да, какой-то вклад в музыку он внёс, но величину этого вклада обсуждать дело неблагодарное. Да и на молодёжь он повлиял сокрушительно. Больше половины моих друзей и знакомых, слушали и боготворили "ГО". За 20 лет из-за алкоголя, наркотиков и самоубийств я потерял 17 человек. Но он был таким популярным из-за того, что в начале 1989 года Юрий Юлианович Шевчук всем уже приелся. Молодёжи нужен был другой, обновлённый флаг. А тут и выскочили как черти из табакерки, с одной стороны - Ласковый май, с другой - Гражданская оборона. Короче говоря "Гражданская Оборона" была самой настоящей попсой, только рычащей и плохо записанной. А попсу наш народ всегда любил. Также потому, что творчество Летова было универсальным. Кто хотел, слышал в нём матерные панк-рок песенки про нашу русскую правду-матку, кто хотел - заумности всякие философско-эзотерические. В общем, так получалось, что творчество Летова было востребовано довольно разными слоями населения.
Каждый видел Егора Летова таким, каким хотел. В этом и заключается его неповторимость. Не обязательно, как мне кажется, любить «Гражданскую оборону», не обязательно даже быть поклонником таланта самого Егора, но важно просто не забывать его…Пусть Егор живёт хотя бы в нашем сознании…

Интервью Летова.

Запись концерта 20 лет гражданской обороне.

Мелеховец Дмитрий, г. Пинск

Жизнь Егора Летова отличается от жизни многих советских исполнителей, его талант и природный нигилизм принесли ему огромную популярность. Всю свою жизнь музыкант и создатель легендарной группы "Гражданская оборона" посвятил своему любимому делу - написанию и исполнению песен.

Детство и юношество музыканта

Настоящее имя артиста - Летов Игорь Федорович. Родился исполнитель в городе Омске 10 сентября 1964 года. Еще при рождении Егору Летову пришлось бороться за свое существование, так как роды были очень тяжелыми, что ставило под угрозу его жизнь. Рос Летов очень сообразительным мальчиком, и уже с двух лет очень хорошо разговаривал, рано освоил чтение, очень любил географию. Уже в шесть лет будущий музыкант по памяти мог рассказать всю карту мира. Летов Егор очень любил коллекционировать и изучать разные вещи, которые хотя бы чуть-чуть могли его заинтересовать. Мама Егора была врачом, а отец долгое время занимал военный пост, впоследствии стал исполнять обязанности секретаря городского райкома КПРФ.

В школе Егор Летов учился с переменным успехом и обладал искусным мастерством обводить вокруг пальца своих преподавателей. Играть на гитаре он начал еще со школьной скамьи, шесть лет занимался с преподавателями. Будучи подростком, Летов взялся сочинять тексты песен вместе с товарищами. После этого музыка стала для Егора не просто увлечением - он погрузился в нее с головой.

В семье Летовых Егор был не единственным музыкантом, с детства у мальчика была привита любовь к музыке благодаря старшему брату Сергею. Сергей Летов - известный музыкант, саксофонист, импровизатор. В 1982 году Егор окончил школу и переехал к брату в Подмосковье, поступил в ПТУ на строителя, но после года обучения был отчислен за неуспеваемость. После чего, вернувшись обратно в Омск, Егор начал трудиться на двух промышленных заводах Омска в должности художника-оформителя. Позже Летов Егор подрабатывал штукатуром и дворником.

Музыка Егора Летова

В 1982 году, перед поступлением в ПТУ, Летов начал трудиться над созданием музыкального проекта «Посев». По возвращению в Омск будущий «патриарх сибирского рока» продолжил активно заниматься музыкой и развитием своего музыкального проекта.

Свои первые песни участники группы «Посев» записывали на магнитоальбомы. Этот процесс происходил в домашних условиях без использования профессионального оборудования. Звук получался очень глухим, а иногда и нечетким. В будущем, когда у коллектива появилась возможность записывать свои песни на качественном звукозаписывающем оборудовании, в песнях все равно присутствовало дребезжание звука. В своих интервью Летов Егор не раз отмечал, что осознано отказывался от чистоты звука, для того чтобы создать в своих песнях ощущение «гаражной атмосферы», что стало его фирменным стилем исполнения.

Создание легендарной группы «Гражданская оборона»

В 1984 году музыкальный проект «Посев» завершил свое существование, после чего сразу образовалась легендарная группа «Гражданская оборона», именуемая также «Гроб» или «Г.О.». Летов получал удовольствие от своего занятия и был полностью погружен в написание песен, которые так и продолжал исполнять в любимом «гаражном» стиле.

Когда деятельность группы начала приносить деньги, Летов с друзьями открыл независимую звукозаписывающую студию, которая носила название «Гроб-рекордс», на ней же и записывались популярные по сегодняшний день альбомы группы. Была расположена студия в обыкновеной квартире, и Егор давал возможность также и другим сибирским рок-музыкантам записывать в ней свои песни.

Советская молодежь моментально оценила «Гражданскую оборону» за уникальный стиль исполнения и очень откровенные для того времени песни. Магнитоальбомы с записями группы передавались из рук в руки, а концерты организовывались подпольно. Этот дух авантюризма очень любил Егор Летов. Песни становились все популярнее с каждым днем и полюбились слушателям благодаря глубокому смыслу, оригинальному звучанию и запоминающемуся ритму.

Природный нигилизм Летова и его вечное «против» воодушевляли молодежь, а врожденный талант и высокий авторитет мог повести за собой любого. Доказательство этой авторитетности - множество русских панк-групп, которые по сегодняшний день стараются быть похожими на «Гражданскую оборону».

Специальные службы и психиатрическая больница

В пик популярности «Гражданской обороны» Егором Летовым заинтересовались спецслужбы. Летов был противником устоявшегося строя и коммунизма, но при этом не возражал против советской власти. В его песнях присутствовал политически-философский подтекст, который было не спрятать за панковским безразличием.

Летов неоднократно подвергался встречам с сотрудниками Комитета государственной безопасности СССР, они требовали прекращения деятельности «Гражданской обороны». В 1985 году, после того как Летов Егор ответил отказом, его поместили в психиатрический диспансер. Насильственным путем к нему была применена терапия сильнодействующими нейролептиками, которые обладают свойством менять психику пациента. После сам Летов сравнивал эти методы с лоботомией.

Спустя четыре месяца Егора выписали благодаря старшему брату, который пригрозил опубликовать в западных средствах массовой информации историю о том, как Советская власть борется с неугодными музыкантами.

Творчество Летова после выписки из психиатрической больницы

С 1987 по 1988 год Летов продолжил заниматься проектом «Гражданская оборона» и записывает свои популярные альбомы, такие как «Все идет по плану» и «Мышеловка». В этот же период написал Егор Летов тексты, которые в будущем покорили сердца любителей рока. В этот момент музыкант стал самостоятельным исполнителем своих песен, звукорежиссером и продюсером. В 1989 году он начал работать с Яной Дягилевой. В 1990 году Летов закрыл проект «Гражданская оборона», но уже в 1993-м воссоздал его заново. Последний концерт группа «Гражданская оборона» дала незадолго смерти музыканта - 9 февраля 2008 года.

Личная жизнь

В неофициальном браке Летов состоял со своей коллегой по музыкальной деятельности Янкой Дягилевой. Пара вместе играла на концертах и проводила вместе большую часть времени. Янка была его подругой, музой и практически родным человеком. К сожалению, в 1991 году Яна Дягилева загадочно и трагически умерла.

В 1997 году Летов официально вступил в брак с Натальей Чумаковой.

Смерть музыканта

Умер музыкант в 2008 году, 19 февраля. По официальной версии причиной смерти была сердечная недостаточность, но через некоторое время причину сменили на дыхательную недостаточность вследствие отравления этанолом. Похоронен Егор Летов в Омске, возле могилы своей матери.

Отец Егора в своем интервью после смерти сына подчеркивает, что в последнее время Егор очень много пил, и это сказалось на его здоровье.

Всю свою жизнь Егор посвятил музыке, но, к сожалению, не все его идеи были реализованы. В своей жизни и в творчестве очень многого добился Егор Летов. Аккорды его песен даже сегодня звучат во дворах многих городов, а сам Егор живет в сердцах своих поклонников.

 

 

Это интересно: