→ Базаров и его мать отношения. Как относится Базаров к родителям? Любит ли их? Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Базаров и его мать отношения. Как относится Базаров к родителям? Любит ли их? Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Поведение Базарова во взаимоотношениях с Одинцовой противоречиво. Ещё одним противоречием главного героя романа становится отношение Базарова к родителям. Последние нарисованы Тургеневым с необыкновенной симпатией.

Отец Базарова — Василий Иванович — отставной полковой лекарь, разночинец по своему происхождению, «плебей», как он сам себя аттестует. Чувством гордости наполнены его слова о том, что он у самого Жуковского «пульс щупал». И в походах русской армии он участвовал непосредственно, и героев прошлого «знал наперечёт». Жизнь свою он строит в соответствии с просветительскими идеалами прошлого: живёт своим трудом, интересуется наукой и политикой. Важным шагом в его жизни стало то, что «не без чувствительных для себя пожертвований посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу». Он тянется к молодому поколению, как отец Аркадия, хочет понять искания и притязания сына. Но жизнь так неудержимо идёт вперёд, столь круты перемены, происходящие в ней, что между ним и сыном вырастает какая-то глухая стена и открывается глубокая пропасть. «Конечно, — обращается он к юношам-друзьям, — вам, господа, лучше знать, где ж нам за вами угнаться? Ведь вы нам на смену пришли». Во многом Василий Иванович живёт ещё старыми представлениями. Он и говорит-то нередко языком XVIII столетия, пользуясь замысловатыми фразами и словами.

Мать героя — Арина Власьевна — также сформирована прошедшей эпохой. Она живёт старыми традициями и обычаями, она, говоря словами Тургенева, «настоящая русская дворяночка прежнего времени». Она обаятельна, особенно в минуты, когда эта добрая женщина суетливо хлопочет, чтобы попотчевать своего любимого сына, которым она так гордится, но за которого так пугливо тревожится.

Отношение Базарова к родителям очень неровно. С одной стороны, он пытается подавить в себе сыновнее чувство, стыдится его проявлений. Не раз он весьма резко говорит об отце и матери, считая любовь к ним противоестественной сентиментальностью. А с другой — он проявляет большую человеческую нежность к «старичкам». Он направляется к Одинцовой, но по дороге вспоминает о тех, кто ждёт его дома, поскольку это день его именин. И тут же пытается прикрыть своё чувство к родителям, бросая небрежно фразу: «Ну, подождут, что важность». А вот Базаров дома, накануне прощания с Одинцовой. Поведение его снова противоречиво. Он явно не желает выполнить просьбу своего отца, такую важную для старика. Но здесь же трогательно и нежно характеризует Одинцовой родителей: не надо разуверять ни в чем детски простодушного отца. «И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнём не сыскать». В этих противоречивых суждениях и чувствах тургеневский герой раскрывается особенно красноречиво.

Кульминационный момент романа - не дуэль, даже не объяснение. Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Во время свидания Одинцова обратилась к нему с традиционной для таких мгновений просьбой: «Расскажите мне что-нибудь о самом себе... то, что в вас теперь происходит». На протяжении нескольких вечеров Базаров упорно уклоняется от этого вопроса. Не из «скромности», не по опасению, что «аристократка» его не поймет. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». «Происходит, - возмущается уязвленный Базаров, - точно я государство какое или общество!» Но процесс самоосознания уже начался. Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии: «Та осина <..> напоминает мне мое детство... я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом… Ну, теперь я взрослый, талисман не действует». Впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме <...> кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже».

Впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Великая цель противопоставила его остальным людям - простым, заурядным, но счастливым: «Хорошо моим родителям жить на свете!», спустя мгновенье возвращается к той же мысли: «Как посмотришь… на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется, чего лучше?» Да и сама цель теперь представляется не такой уж безусловной. Почему один человек (самоценная личность) обязан жертвовать собой ради другого (такой же личности)? Чем он хуже? «…Ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - размышляет он, обращаясь к Аркадию, - …Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение…» Аркадий, конечно, повторял слова учителя о том, что «всякий из нас должен этому (счастью народа ) способствовать». Но реакция Базарова оказывается для него полной неожиданностью: «А я и возненавидел этого последнего мужика <…>, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не cкажет… Ну, будет он жить в белой избе. А из меня лопух расти будет<…>?» «И каким бы пугающим ожесточением ни веяло от такого признания, это тоже симптом прибавления человечности в Базарове. Конечно, ненависть - страшное чувство, но это именно чувство, а как раз чувств и не было в прежнем базаровском отношении к людям. Теперь «Филипп или Сидор» ненавистен и, значит, ощутим: для Базарова он впервые живой человек, а не <…> абстрактный знак вопроса».

«Да правда-то где, на какой стороне?» - добивается простодушный Аркадий. Новый Базаров уже не знает ответа на все вопросы: «Где? Я тебе отвечу как эхо: где?» Нельзя сказать, чтобы новый Базаров понравился себе. Открытие собственной души приводит к печальному выводу: ты такой же, как все; так же уязвим, так же причастен смерти. «Что за безобразие!» Порой Базаров завидует даже …муравью. «Тащи ее (муху ), брат, тащи! Пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания!..» Бросить вызов.., но кому? Кто теперь его враг?

Отсюда непрязненное отношение к Аркадию. Младший Кирсанов на сей раз предстает не в качестве друга, а как двойник. Вернее, двойник прежнего Базарова. Которому так легко было жить и которого мучительно пытается воскресить в себе. Базаров ему завидует, и ненавидит, и провоцирует: «Полно, пожалуйста, Евгений, мы наконец поссоримся». Но Базаров как раз и хочет ссоры - «до истребления». Снова, к ужасу Аркадия, пробудилось в Базарове зверино-самолюбивое начало: «…Лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах…» Базаров изо всех сил хочет остаться прежним Базаровым. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною.., тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Ответ:
Во взаимоотношениях Евгения Базарова с другими героями романа ярче всего раскрывается его образ. Так, например, во взаимоотношениях Базарова с родителями мы видим еще одну грань человека - нигилиста.
Отец Базарова, Василий Иванович Базаров, старается не отставать от своего сына, хотя, отец прекрасно чувствует, что между ними существует огромная пропасть: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли».
Мать Базарова, Арина Власьевна, добродушная женщина, всем сердцем любящая своего сына. Но в то же время она боится своего сына. Боится того, кем он стал. Возможно, она осознает то, что судьба Базарова – это трагическая судьба.
Евгению скучно со своими родителями в деревне. Он не знает, о чем говорить с ними. Он делится своими мыслями и ощущениями с ближайшим другом Аркадием: «Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец от меня ни на шаг». Но на самом деле Евгений Базаров очень любит своих родителей. Несмотря на то, что жизнь, какую ведут Василий Иванович и Арина Власьевна кажется молодому человеку глухой, он не может не любить их. И когда, будучи на смертном одре, Евгений Базаров полностью открывается и ведет душевную беседу с Анной Сергеевной Одинцовой, он говорит ей о своих родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Даже перед смертью он думает о судьбе своей семьи, о любящих его всем сердцем людях.
Таким образом, мне кажется, что Евгений Базаров очень любит и уважает своих родителей, Василия Ивановича и Арину Власьевну. Он отзывается о них с теплотой, он заботится об их счастье и не хочет причинить им вреда. Однако, отсутствие духовного родства, нигилизм, отрицание всякой привязанности, гордыня отделяют молодого человека от его стариков. И только в самом конце молодой нигилист и родители наконец воссоединяются. Базаров проводит свои последние дни в кругу семьи.

(11 )

Образы родителей Базарова — это тоже типы «отцов», но они ничего общего не имеют с Кирсановыми. Родители Базарова — бедняки, плебеи, «маленькие люди» и написаны Тургеневым удивительно тепло, ярко. Они запоминаются надолго и волнуют своей добротой, сердечностью, искренностью. Мать Базарова -типичная патриархальная дворяночка старого времени. Ей, по словам писателя, следовало бы «жить лет за двести, в старомосковские времена».

Арина Власьевна — религиозная, боязливая и чувствительная женщина, верившая во всевозможные гаданья, заговоры, сны, приметы, в конец света и т.д. Она вся отдалась заботам о сыне. Арина Власьевна больше всего думала о том, чтобы не помешать и не надоесть ему. Для нее вся жизнь и весь ее смысл заключались только в нем. Доброту, заботу матери Евгений всегда чувствовал и высоко ценил. В глубине души он любил ее. Больной, он просил ее, чтобы она причесала его. Базаров умирает с думой о матери. «Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?»,- говорил он в полубредовом состоянии. И хотя Тургенев писал, что подобные женские типы исчезали, все же в них он находил то простое, человечное, что было ему дорого и близко.

Отец Базарова — самобытный человек, жизнерадостный «штаб-лекарь», провинциальный философ. Это человек труда, дела; в то же время он любил помечтать, поговорить о великих мира сего — о Руссо, Горации, Цинциннате, о мифологических героях. Ему пришлось в жизни многое увидеть, потереться в различных сферах, побывать на войне против Наполеона, где он, как медик, щупал пульс у князя Витгенштейна и Жуковского. Василий Иванович свободно пользуется, хотя и недостаточно точно, латынью, научной терминологией. Живя в деревне, он стремится к тому, чтобы не зарасти мохом, не отстать от века в науке. Отец Евгения чувствует происходящие изменения в жизни и считает, что теперь настало такое время, « … что каждый должен собственными руками пропитанье себе доставать, на других нечего надеяться: надо трудиться самому».

Главными жизненными принципами Василия Ивановича являются труд и свобода. Он сам любит работать в саду, огороде, оказывает медицинскую помощь окрестным поселянам. Василий Иванович считает себя человеком отжившим, в сыне он видит свою смену. Все думы и помыслы его были связаны с ним, о нем он расспрашивал Аркадия. В отце заговорило чувство гордости, когда Аркадий сказал ему, что Евгений — «один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался».

Василий Иванович верил, что Евгений прославит свое имя, будет знаменит, как ученый, получит известность в будущем не только как врач, но, очевидно, и как общественный деятель. Стоически, мужественно переносил он страдания, болезнь сына. Зная о безнадежности его состояния, Василий Иванович старался утешить себя, жену мыслью о выздоровлении. С каким восторгом говорил он о приезде Анны Сергеевны и врача. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен! -сказал Базаров-отец. — Жена! жена! .. К нам ангел с неба».
Но это был только последний и безнадежный крик самоуспокоения. В образах скромных, незаметных старичков Базаровых Тургенев показал таких людей, которых, по выражению Евгения, в большом свете днем с огнем не найдешь. Писатель создавал их с самой искренней любовью. Он опоэтизировал родителей в эпилоге, сказав о них трогательные слова.

Встреча Базарова с родителями – один из самых сложных конфликтов, в которые приходилось вступать новым людям – конфликт с собственными родителями – «отцами» в прямом смысле этого слова. Задача нашего урока заключается в том, чтобы понять, какие и почему сложились у Базарова отношения с родителями.

Вопрос

Как относятся к Евгению его отец и мать? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к началу XX главы романа.

Ответ

«Аркадий вытянул голову из-за спины своего товарища и увидал на крылечке господского домика высокого, худощавого человека, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетого в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца.
Лошади остановились.
- Наконец пожаловал, - проговорил отец Базарова, все продолжая курить, хотя чубук так и прыгал у него между пальцами . - Ну, вылезай, вылезай, почеломкаемся. Он стал обнимать сына... «Енюшка, Енюша», - раздался трепещущий женский голос . Дверь распахнулась, и на пороге показалась кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке. Она ахнула, пошатнулась и наверно бы упала , если бы Базаров не поддержал ее. Пухлые ее ручки мгновенно обвились вокруг его шеи, голова прижалась к его груди, и все замолкло. Только слышались ее прерывистые всхлипывания ». (Гл. XX)

«- Ваш сын - один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, - с живостью ответил Аркадий.
Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук.
- Итак, вы полагаете... - начал он.
- Я уверен, - подхватил Аркадий, - что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи.
- Как... как это было? - едва проговорил Василий Иванович. Восторженная улыбка раздвинула его широкие губы и уже не сходила с них .
- Вы хотите знать, как мы встретились?
- Да... и вообще...
Аркадий начал рассказывать и говорить о Базарове еще с большим жаром, с большим увлечением, чем в тот вечер, когда он танцевал мазурку с Одинцовой.
Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы - и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо.
- Вы меня совершенно осчастливили
, - промолвил он, не переставая улыбаться, - я должен вам сказать, что я... боготворю моего сына ; о моей старухе я уже не говорю: известно - мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний; многие его даже осуждают за такую твердость его нрава и видят в ней признак гордости или бесчувствия; но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином , не правда ли? Да вот, например: другой на его месте тянул бы да тянул с своих родителей; а у нас, поверите ли? он отроду лишней копейки не взял, ей-богу!
- Он бескорыстный, честный человек, - заметил Аркадий.
- Именно бескорыстный. А я, Аркадий Николаич, не только боготворю его, я горжусь им , и все мое честолюбие состоит в том, чтобы со временем в его биографии стояли следующие слова: «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...» - Голос старика перервался. (Гл. XXI)

Душевное состояние героев показано лаконичными, но предельно выразительными деталями внешнего поведения.

Вопрос

Что же собой представляют эти люди?

Ответ

Василий Иванович – не дворянин, а разночинец, сын дьячка, ставший врачом. Он был военным врачом у генерала Кирсанова, по-видимому, очень хорошим так как за работу во время чумной эпидемии в Бессарабии его наградили орденом Владимира. Гордился тем, что знал декабристов из «Южного общества».

«Ведь я что? Отставной штаб-лекарь, волату ; теперь вот в агрономы попал. Я у вашего дедушки в бригаде служил, - обратился он опять к Аркадию, - да-с, да-с; много я на своем веку видал видов. И в каких только обществах не бывал, с кем не важивался! Я, тот самый я, которого вы изволите видеть теперь перед собою, я у князя Витгенштейна и у Жуковского пульс щупал! Тех-то, в южной- то армии, по четырнадцатому, вы понимаете (и тут Василий Иванович значительно сжал губы), всех знал наперечет. Ну, да ведь мое дело - сторона; знай свой ланцет, и баста! А дедушка ваш очень почтенный был человек, настоящий военный». (Гл. XX)

«Напоминает мне ваше теперешнее ложе, государи мои, - начал он, - мою военную, бивуачную жизнь, перевязочные пункты, тоже где-нибудь этак возле стога, и то еще слава Богу. - Он вздохнул. - Много, много испытал я на своем веку. Вот, например, если позволите, я вам расскажу любопытный эпизод чумы в Бессарабии.
- За который ты получил Владимира? - подхватил Базаров. - Знаем, знаем... Кстати, отчего ты его не носишь?
- Ведь я тебе говорил, что я не имею предрассудков, - пробормотал Василий Иванович (он только накануне велел спороть красную ленточку с сюртука) и принялся рассказывать эпизод чумы». (Гл. XXI)

Сейчас это мелкий землевладелец (в имени его жены 22 души) и по-своему трудовой человек. Сад обработан его руками, он и сейчас еще занимается врачебной практикой: лечит крестьян, и притом бесплатно. Это очень добрый, мягкий человек. Он готов любить все, относящееся к его сыну.

«- Сколько у твоего отца душ? - спросил вдруг Аркадий.
- Имение не его, а матери; душ, помнится, пятнадцать.
- И все двадцать две, - с неудовольствием заметил Тимофеич». (Гл. XX)

«- Здесь есть мужичок, он страдает иктером...
- То есть желтухой?
- Да, хроническим и очень упорным иктером. Я прописывал ему золототысячник и зверобой, морковь заставлял есть, давал соду; но это все паллиативные средства; надо что-нибудь порешительней. Ты хоть и смеешься над медициной, а, я уверен, можешь подать мне дельный совет». (Гл. XXI)

Вопрос

В области науки Василий Иванович пытается не отстать, идти в ногу с веком. Удается ли ему это?

Ответ

«… я стараюсь, по возможности, не зарасти, как говорится, мохом, не отстать от века.
Василий Иванович вытащил из кармана новый желтый фуляр, который успел захватить, бегая в Аркадиеву комнату, и продолжал, помахивая им по воздуху:
- Я уже не говорю о том, что я, например, не без чувствительных для себя пожертвований, посадил мужиков на оброк и отдал им свою землю исполу. Я считал это своим долгом, самое благоразумие в этом случае повелевает, хотя другие владельцы даже не помышляют об этом: я говорю о науках, об образовании.
- Да; вот я вижу у тебя - «Друг здравия» на тысяча восемьсот пятьдесят пятый год, - заметил Базаров.
- Мне его по знакомству старый товарищ высылает, - поспешно проговорил Василий Иванович, - но мы, например, и о френологии имеем понятие, - прибавил он, обращаясь, впрочем, более к Аркадию и указывая на стоявшую на шкафе небольшую гипсовую головку, разбитую на нумерованные четырехугольники, - нам и Шенлейн не остался безызвестен, и Радемахер.
- А в Радемахера еще верят в *** губернии? - спросил Базаров.
Василий Иванович закашлял.
- В губернии... Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли. И в мое время какой-нибудь гуморалист Гоффман, какой-нибудь Броун с его витализмом казались очень смешны, а ведь тоже гремели когда-то. Кто-нибудь новый заменил у вас Радемахера, вы ему поклоняетесь, а через двадцать лет, пожалуй, и над тем смеяться будут. - Скажу тебе в утешение, - промолвил Базаров, - что мы теперь вообще над медициной смеемся и ни перед кем не преклоняемся». (Гл. XX)

Все, о чем они говорят с сыном далеко от современной Базарову науки, газета «Друг здравия» почернела от старинной пыли – она четырехлетней давности (1855 года).
Василий Иванович гордится, что понимает что-то во френологии, а это ложная наука, и тогда уже бывшая бесконечно устаревшей.
Высшим авторитетом Василий Иванович считает Радемахера, последователя ученого, жившего еще в XVI веке.
И то, что кажется прогрессивным, и действительно прогрессивно, по сравнению с деятельностью других есть не что иное, как «паллиативная»* мера. А Базаров – сторонник не половинчатых, а крутых, революционных мер.

* «Паллиативная» (половинчатая) мера – то, что дает лишь временный эффект.

Арина Власьевна – человек иного времени, иного образа жизни, чем ее сын. Но в романе она показана главным образом как беспредельно любящая мать.

«Арина Власьевна была настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена. Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать - и строго постилась; спала десять часов в сутки - и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни одной книги, кроме Алексиса, или Хижины в лесу, писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места. Арина Власьевна была очень добра и, по-своему, вовсе не глупа. Она знала, что есть на свете господа, которые должны приказывать, и простой народ, который должен служить, - а потому не гнушалась ни подобострастием, ни земными поклонами; но с подчиненными обходилась ласково и кротко, ни одного нищего не пропускала без подачки и никогда никого не осуждала, хотя и сплетничала подчас. В молодости она была очень миловидна, играла на клавикордах и изъяснялась немного по-французски; но в течение многолетних странствий с своим мужем, за которого она вышла против воли, расплылась и позабыла музыку и французский язык. Сына своего она любила и боялась несказанно; управление имением предоставила Василию Ивановичу - и уже не входила ни во что: она охала, отмахивалась платком и от испуга подымала брови все выше и выше, как только ее старик начинал толковать о предстоявших преобразованиях и о своих планах. Она была мнительна, постоянно ждала какого-то большого несчастья и тотчас плакала, как только вспоминала о чем-нибудь печальном... Подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает - следует ли радоваться этому!» (Гл. XX)

Вопрос

Какую роль родители играли в воспитании сына? Как они смотрят теперь на его деятельность?

Ответ

Родители делали все, что могли. Василий Иванович гордится тем, что «ничего не жалел для его воспитания». «Сын простого штаб-лекаря, который, однако, рано умел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания...»

Они помогали сыну, чем могли, хотя сами жили небогато. К чести Базарова нужно отметить, что он у них «отроду лишней копейки не взял» (Гл. XXI). Василий Иванович говорит, что рано умел разгадать сына, понять, что он человек очень умный, и дать ему дорогу в науку (Гл. XXI).

Вопрос

Какие надежды возлагает Василий Иванович на сына?

Ответ

«…ведь он не на медицинском поприще достигнет той известности, которую вы ему пророчите?» «Он будет знаменит!» (Гл. XXI).

Василий Иванович понимает, что Базаров – человек необыкновенный, а вместе с тем очень бескорыстный и не бесчувственный. Отец угадывает даже, что сын не на медицинском поприще достигнет своей известности, но больше всего его волнует не то, чем будет заниматься его Евгений, а то, что он будет знаменит. Василий Иванович гордится сыном, хотя вряд ли понимает его цели.

Вопрос

Как же Базаров относится к родителям?

Ответ

Базаров глубоко любит своих родителей. Он просто говорит об этом Аркадию: «Люблю, Аркадий!» А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него: «Аге, ге! Как он, однако, поседел, бедняга!» «…Сядь лучше вот тут на диван да дай на себя посмотреть». (Гл. XX)

Вопрос

Разделяют ли родители взгляды своего сына? Устраивает ли Базарова образ жизни родителей?

Ответ

При всей любви у них нет единства: Базаров не может закрывать глаза на разницу взглядов и целей жизни. «Глухая жизнь, жизнь в себе», по устоявшимся законам, оживляемая лишь «великодушничанием» с крестьянами – такую жизнь принять Базаров не может.

Примечательно, что Базаров не только не спорит с отцом, но даже не поддерживает заводимых отцом разговоров о политике: «о тяжких опасениях, внушаемых ему наполеоновской политикой и запутанностью итальянского вопроса», о подготавливающейся реформе. Он даже обвиняет себя в том, что однажды «подразнил» (его выражение) отца, сконфузив его тем, что знает, как тот приказал высечь оброчного мужика. Задача Базарова – основы жизни переделать: «исправьте общество, и болезней не будет». А переделать основы жизни у родителей нельзя.

Вопрос

Легко ли Базарову перенести такое положение?

Ответ

Нельзя говорить о его бесчувственности. Базарову не хочется огорчать родителей. Решившись уехать, он целый день не мог сказать об этом отцу и, лишь прощаясь с ним, сказал «с натянутым зевком». Он огорчен тем, что сконфузил отца перед отъездом, ему «совестно» от него запираться во время работы, он пытается заговаривать с матерью, но… «выйдешь к ней – и сказать ей нечего». Это сложный и безвыходный, по-своему трагический конфликт с родителями, любимыми и любящими людьми. Лучший выход в таком положении – «определить территории», свою и родительскую, и встречаться лишь на «нейтральной полосе». Базаров так и вынужден делать.

Вопрос

Как сам Тургенев смотрит на этот конфликт, осуждает он Базарова или нет и какое чувство останется у читателя, прочитавшего это главы?

Ответ

Тургенев не осуждает Базарова, он объясняет, почему так получилось, но вместе с тем Тургенев сочувствует родителям в их большой печали, так как чувство родительской любви – «святое, преданное чувство».

«Чти отца и матерь свою». Даже если взгляды на жизнь разные, это не должно мешать взаимному уважению и дружбе между родителями и детьми.

Литература

Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть первая. М., 1999
Н.И. Якушин. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. М.: Русское слово, 1998
Л.М. Лотман. И.С. Тургенев. История русской литературы. Том третий. Ленинград: Наука, 1982. С. 120 – 160

 

 

Это интересно: