→ Народная эсхатология - Stranger in a Strange Land. Пророчества космы этолийского о научных открытиях и технических изобретениях

Народная эсхатология - Stranger in a Strange Land. Пророчества космы этолийского о научных открытиях и технических изобретениях

Декабрь 21, 2009

Точность, с которой святой Косма предсказал научные открытия будущего, поражает наше воображение. Мы, люди, живущие в XXI веке, легко узнаём в его пророчества х предметы нашей повседневной жизни: автомобили, самолёты, телефоны. Однако современники Святого, слушая его слова, лишь недоумевали. Пророчества Космы Этолийского были бы восприняты как сказка, не имеющая ничего общего с действительностью, если бы не безграничное доверие слушателей.

68. “Вы увидите, как люди будут летать по небу, словно коршуны, и посылать огонь на мир. Те, кто будут жить тогда, побегут на кладбище и будут кричать: выходите, мёртвые, чтобы мы заняли ваше место”.

69. “По небу будут летать птицы с металлическими носами и крыльями”.

70. “Вас съедят птицы с железными клювами”.

В этих пророчествах Святой предсказал появление военной авиации.

71. “Вы увидите, как повозка без лошадей будет мчаться быстрее зайца”.

72. “Придёт время, и по степи будут разъезжать повозки без лошадей”.

73. “Появятся железные лошади, передвигающиеся чрезвычайно быстро”.

Святой предсказал появление автомобилей.и железнодорожного транспорта.

Метки: ,

Ноябрь 30, 2009

Пророчества Святого Космы Этолийского – о том как Константинополь и 1/3 турок станет православными

В Первом послании к коринфянам апостол Павел перечисляет дары Святого Духа Церкви Христовой: “Каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков” (1 Кор. 12,7-10). Всеми этими дарами Господь щедро наградил Своих учеников и апостолов: неграмотные рыбаки стали богословами, пророками и учителями. Они проповедовали Евангелие правды во всём мире, совершали удивительные чудеса, а в конце жизни удостоились принятия мученического венца.

Не случайно Святая Церковь называет равноапостольным и святого Коему Этолийского. Будучи пламенным и искренним проповедником, он ещё при своей жизни совершил множество чудес и исцелений и сподобился мученической кончины.

Святой был не только выдающимся православным просветителем, он по праву считается великим пророком нового времени. Святой Косма Этолийский оставил множество пророчеств о будущем всего человечества. Многие из его предсказаний уже сбылись, некоторые ещё ожидают своего исполнения.

Чесслово)) знаю не больше Вашего. В книгах Библии о железных птицах ничего нет.

Вот, прямой текст Евангелия о признаках конца света (сорри за объём):

Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "Я Христос", и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это - начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: "вот, [Он] в пустыне", - не выходите; "вот, [Он] в потаенных комнатах", - не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.

сайт продолжает публикацию глав из книги «Житие и пророчества Космы Этолийского». Второе издание книги (которое выйдет в ближайшее время) значительно доработано: содержит тропарь, кондак, величание Косме Этолийскому, новый иллюстративный материал, а также более сорока пророчеств святого, которые на русском языке публикуются впервые.

12. Один будет видеть, как другой говорит с ним, и, хотя они будут находиться очень далеко друг от друга, говорить они будут, словно находятся рядом ”.

Речь идёт о видеотелефоне, Интернете, новом поколении сотовой связи.


13. Придёт время, когда можно будет слышать, как умершие, говорят и даже их видеть ”.

В этом пророчестве было предсказано появление видео- и аудиозаписей.

14. Придёт время, когда дьявол войдёт в коробку и будет кричать оттуда. А из коробки будут торчать его рога ”.

Очевидно, что речь идёт о телевизоре. Святой Косма предсказал растлевающее и зомбирующее влияние телевидения.

Делатели массовой культуры, заинтересованные в расширении потребительских настроений в обществе, стремятся низвести людей до состояния «ходячих желудков». Способность человека к духовно-личному общению резко понижается или даже полностью утрачивается. Телевизор отчуждает друг от друга людей, живущих в одном доме, семье, заменяя живое общение иллюзорными и мечтательными призраками экрана. Потеря чувства живого человека ведёт к утрате любви к нему и сострадания. ТВ, - отмечает доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий (Берестов), - предлагает одну и ту же бездуховную пищу всем людям, и они из-за этого теряют индивидуальность, становятся духовно похожими друг на друга”. От психотропного воздействия телепрограмм у человека уничтожается способность к индивидуальному мышлению, осмысленному восприятию происходящих событий и, наконец, к формированию собственного мировоззрения. “С помощью телевидения, - говорит старец Паисий Святогорец, - некоторые хотят оболванить мир. То есть, по их замыслам, остальные должны верить тому, что услышали по телевизору, и поступать в соответствии с этим”.

) Старец Паисий Святогорец. Т. 1. ... С. 147.

И.А. Бессонов Образ чудовищных птиц в эсхатологических рассказах. В народных эсхатологических рассказах, бытующих на территории славянских стран, встречается мотив «железного», «механического» мира: появление железных птиц, железных коней и железный паутины, которая перед концом света опутает весь мир. Этот мотив исследовали К.А. Маслинский и М.А. Козлова ; А.Ф. Белоусов рассматривает его как важную составляющую образа «металлического мира» в народной эсхатологии . В данной статье рассматривается образ железных птиц в эсхатологических рассказах, его происхождение, структура и функционирование. Рассказы о железных птицах главным образом распространены в крестьянской среде, включая старообрядцев. Для современных горожан, в том числе православных, этот мотив нетипичен, не встречается он и в пророчествах русских святых и старцев. Как правило, о появлении птиц сообщается, как об одном из признаков наступающего конца света (наряду с появлением железных коней и паутины). Эти птицы неизменно ассоциируются с современной авиацией: Миша-то Иванов был, у него дедко-то был девяносто годов, да дедко всё читал [Библию]. Придём, а он: "Ой-ёй-ёй, девки! Доживём - деревню всю проволокой обмотают. По нёбу залетают железные птицы". А мы хохочём - молодые были: "Чого, дедушка, ты тут ворожишь? Какие железные птицы? Кто обмотат проволокой деревню?" Всё так и есть. Там так и написано (с. Кречетово, 1996 г., КА). [Увидев самолёт, старики говорили:] Конец света: летит сверху. Железная птица летит. Конец жизни, значит, конец света <…> Испугались (с. Казаково, 1998 г., КА). У нас двоюродный брат нашёл Библию <...> В Библии там всё было и написано <...> Что в последнее время будут... по полям будут ходить стальные кони, будут летать стальные птицы (с. Лекшма, 1998 г., КА). Чудовищные апокалиптические птицы очень часто связываются не только с железом, но и с огнем. Они либо называются огненными, либо извергают огонь: Вот, например, у моего отца была Библия. И вот, верите, я сейчас вспоминаю, такая толстая книжечка, и я в ней, тогда не было ни свету, ни электричества, ничего. И я так сидела, открыла, почитала. И там написано: «Придет время, будут летать в небе огненные птицы. Будут каркать – там так написано – по-своему. Они будут каркать огнем. Весь белый свет будет опутан столбам и проволокой» Там [в Библии] предсказания, они все, между прочим, совпадают. Там, значит, пишут так - значит, буут огненные птицы, стальные кони, так, чево там ещё? (с. Ошевенск (д. Ширяиха), 1999 г., КА). Обычно железным птицам, несмотря на их устрашающий вид, не приписывается никаких конкретных функций; они являются только знамением конца света. Однако в некоторых текстах мы находим описание их действий: А веть вот... А в Библии уже это всё писала. Писала, што будут - будут, грят, глаза клевать железные птицы, будут железные кони по земле ходить (д. Лукино, 2001 г., КА). Наконец, в рассказе, записанном автором от вятской крестьянки-старообрядки В.Н. Кочкиной, содержится еще более интересное описание: Птицы будут, говорит, с человеческими волосами на голове летать, вырывать, говорит, будут плоть из этого..» (с. Шурма Уржумского р-на Кировской обл., АКФ, т. 7, № 103). Таким образом, мотив устойчиво связывается с библейским текстом; упоминание о чудовищных птицах является неизменным компонентом «рассказов о сбывшихся предсказаниях» - наиболее фольклоризованной формы эсхатологического рассказа. Рассмотрим источники указанного мотива и историю его развития. Очевидно, что отождествление железных птиц с авиацией – позднее явление. Этот образ упоминается уже в записях XIX века: «Для умерщвления же людей живущих слетят находящиеся до сих пор на небе птицы с длинными железными клювами» . Однако ни библейские тексты, ни святоотеческая литература, ни апокрифы этого мотива не содержат. Наиболее раннее упоминание о железных птицах мы находим в популярных в Греции и Албании пророчествах св. Космы Этолийского – греческого просветителя и проповедника XVIII в. Св. Косма пользовался огромной популярностью среди населения Эпира, как греков, так и албанцев и турок. Его пророчества об освобождении Константинополя широко известны и в современной Греции. Греческая рукописная традиция, восходящая к началу XIX в. , также содержит целый ряд эсхатологических пророчеств св. Космы, местами поразительно напоминающих славянскую фольклорную традицию: 69. “По небу будут летать птицы с металлическими носами и крыльями”. 70. “Вас съедят птицы с железными клювами” (курсив мой - И.Б.). 72. “Придёт время, и по степи будут разъезжать повозки без лошадей”. 73. “Появятся железные лошади, передвигающиеся чрезвычайно быстро”. 74. «Придёт время, когда весь мир будет опоясан (связан) одной ниткой» . Как видно, в пророчествах соединяются три мотива, известных народной славянской традиции: появление железных птиц, железных коней и опоясывающей мир нити (аналог паутины в славянской традиции). В ряде случаев мы находим почти текстуальную перекличку с народными рассказами: Птицы будут, говорит, с человеческими волосами на голове летать, вырывать, говорит, будут плоть из этого.. И вода вот вся высохнет огородах ничего не будет расти. Но это там написано у нее, у прабабушки, видимо, записала./…/ Под конец-то света люди, говорит, уже бессильные будут. У них, говорит, даже смертей-то не будет, вот в этой тетради написано. Они не будут умирать, а у них один бок будет гнить, а другой, говорит, зарастать. И эти люди пойдут ко своим родителям на могилу, руками, говорит, будут разгребать и скажут: возьмите нас, мы уже, говорит... (В.Н. Кочкина, с. Шурма Уржумского р-на Кировской обл., 2004 г., АКФ, т. 7, № 103). Ср. с пророчеством Космы Этолийского: 68. “Вы увидите, как люди будут летать по небу, словно коршуны, и посылать огонь на мир. Те, кто будут жить тогда, побегут на кладбище и будут кричать: выходите, мёртвые, чтобы мы заняли ваше место” . Связь текстов, по-видимому, не выходит за рамки сочетания общих мотивов и близкого образного решения мотива «поисков смерти». Судя по всему, в основе обоих текстов лежит один общий источник - Апокалипсис, где изображается чудовищная саранча с «железными бронями», причиняющая людям такие страдания, что те возжелают смерти, но не найдут ее: И из дыма вышла саранча на землю и дана ей была власть, какую имеют земные скорпионы. И сказано была ей, чтобы не делала вреда траве земной, и никакой зелени, и никакому дереву, а только одним людям, которые не имеют печати Божией на челах своих. И дано ей не убивать их, а только мучить пять месяцев; и мучение от нее подобно мучению от скорпионов, когда ужалит человека. И в те дни люди будут искать смерти, но не найдут ее; пожелают умереть, и смерть убежит от них. По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; и на голове у ней – как бы венцы, похожие на золотые, лица же ее – как лица человеческие. И волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были как у львов. На ней были брони, как бы брони железные, а шум от крыльев ее – как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну; у ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала (Откр. 9: 3-10). (Ср. также соответствия: волосы, «как у женщин», у апокалиптической саранчи и «птицы с человеческими волосами» из приведенного выше устного текста».) Образ описанных в Апокалипсисе чудовищ возник в результате длительной исторической эволюции. Его непосредственным источником послужило изображение нашествия (возможно, навеянное вторжением скифов в Переднюю Азию в 612 г. до н.э. ) в книге пророка Иоиля, описывающее «народ многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после того не будет в роды родов. Перед ним пожирает огонь, а за ним палит пламя; перед ним земля как сад Едемский, а позади него опустошенная степь, и никому не будет спасения от него» (Иоил 2: 2-3). Целый ряд образов Откровения Иоанна Богослова напрямую отсылает к описанию нашествия в книге Иоиля: «Скачут по вершинам гор как бы со стуком колесниц» (Иоил 2: 5) «зубы у него – зубы львиные, и челюсти у него – как у львицы» (Иоил 1: 6). Упоминается в книге Иоиля и саранча: «Оставшееся от гусеницы ела саранча, оставшееся от саранчи ели черви, а оставшееся от червей доели жуки» (Иоил 1;4) (следует отметить, что русский перевод данного стиха перефразирует оригинал, в котором говорится о четырех видах саранчи ). Каким же образом саранча Апокалипсиса могла превратиться в чудовищных птиц из народных рассказов? По нашему мнению, тут сыграл роль целый ряд факторов. Во-первых, изображения саранчи в лицевых апокалипсисах (пользовавшихся в XVII-XIX вв. огромной популярностью) и на церковных фресках могли дать повод отождествить ее с фантастическими антропоморфными птицами древнерусской книжности (Сирин, Алконост). Саранча предстает как летающие ящерицы или кузнечики с женскими лицами, увенчанными золотыми коронами, птичьими крыльями и жалами на хвостах. Интересно свидетельство митрополита Харьковского Никодима, в 1970-е гг. посетившего Дионисианский монастырь на Афоне: Неизгладимое впечатление на всех нас, паломников, произвело посещение Дионисианского монастыря <…> Там находится галерея, стены которой расписаны 400 лет тому назад необычайно одаренным художником-монахом. Он, несомненно, обладал, кроме дара художника, еще и даром предвидения. Четыре столетия тому назад он изобразил на стенах галереи птиц с железными клювами, из которых извергается всеиспепеляющий огонь. Прямо во время полета птицы несут яйца. При падении этих яиц на землю возникают грибовидные облака, которые как две капли воды похожи на облака, образующиеся при взрывах атомных бомб . Нам не удалось найти изображения птиц на фотографиях знаменитых настенных изображений Страшного Суда в Дионисианском монастыре; да и сомнительно, что по фресковому изображению можно определить, что у этих птиц «железные клювы». Однако на фресках Дионисианского монастыря изображена саранча, в виде кузнечиков с женскими головами, птичьими крыльями и хвостами скорпионов на фоне грибовидного облака дыма. Скорее всего, митрополит Никодим видел именно эту картину – а впоследствии его просто подвела память, заставив обратиться к образу популярной народной легенды. Также можно сопоставить описанное изображение с приведенным выше предсказанием св. Космы: «Вы увидите, как люди будут летать по небу, словно коршуны, и посылать огонь на мир». Другой причиной отождествления саранчи с птицами могла стать неясность славянского текста Откровения, где саранча называется церковнослаянским словом «пруг» (мн. ч. прузи), котрое к XVII в. в восточнославянских языках заменилось тюркским заимствованием «саранча» и стало непонятным большинству читателей. В то же время из текста Апокалипсиса очевидно, что «прузи» выступают как вредители сельскохозяйственных культур: «…да не вредятъ травы земныя, ни всякого злака, ни всякого древа…» (Откр 9: 4), благодаря чему могла возникнуть ассоциация с птицами. Устойчивая ассоциация чудовищных птиц с огнем может быть обусловлена следующим за описанием саранчи отрывком из Апокалипсиса: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера» (ср.: «они будут каркать огнем» ). Ассоциацию апокалиптической саранчи с птицами мы находим и в фольклорных произведениях, сохранивших ее более аутентичное описание – эсхатологических духовных стихах: Пошлю от Черного моря страшных зверей, Головы у них человечьи, власы до земли И те поедят скоты ваши и поля ваши. Наведу на землю вашу гады, Страшных зверей, аспиды и скорпию, И те поедят землицу вашу. И еще пошлю на вас птицы и мухи, И те начнут есть плоть вашу и пить кровь вашу . Как видно, в стихе упоминается множество «страшных зверей»: аспиды (змеи), скорпионы, птицы, мухи, но не говорится ни о «саранче», ни о «пругах». Единый образ как будто рассыпается, выделяя из себя животных, из которых изначально был сконструирован. Образ летающих чудовищ мог проникать в народную традицию не только через Апокалипсис, но и опосредованно, через Житие Андрея Юродивого, где содержится подробный рассказ о конце мира, включающий, в частности, такой эпизод: А тем, кто поверит антихристу, Господь Бог пошлет крылатых зверей, по слову Иезекиля, имеющих на хвостах своих жала, наполненные ядом. И те, у которых не будет на челе знака печати Христовой, цельного и чистого, будут укушены этими зверями и, отравленные опасным ядом, умрут горестной смертью . Есть еще один фрагмент Апокалипсиса, который мог стать источником народных рассказов о чудовищных птицах: И увидел я одного Ангела, стоящего на солнце; и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим посредине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысяче начальников, трупы коней, трупы всех свободных и рабов, и малых, и великих (Откр. 19: 17-18). В русских лицевых апокалипсисах существовало две типовых иллюстрации к этим стихам. В одном случае изображался ангел, стоящий на солнце в середине неба, и множество хищных птиц (скорее всего, орлов), слетающихся к нему со всех сторон. На второй изображалась эсхатологическая битва: войска земных царей поражаются воинством ангелов, а с неба на них устремляется множество хищных птиц (ср. приведенную выше запись из сборника П.П. Чубинского - данный текст, скорее всего, сложился под влиянием описанных иллюстраций, изображающих хищных птиц, которые слетаются на землю, по направлению к сражающимся войнам). Таким образом, источником образа железных птиц стали два отрывка Апокалипсиса и книжные иллюстрации к ним. Именно по этой причине этот образ стал однозначно ассоциироваться с Библией. Однако библейского текста было бы явно недостаточно для сложения образа железных птиц, если бы он изначально не присутствовал в сознании его читателей. В восточнославянской традиции образ железных птиц встречается в целом ряде фольклорных жанров, чаще всего в заговорных текстах: «Под восточной стороной есть трех девять птиц: носы железны, крылья булатны…» ; «Под восточной стороной стоит дерево, на том дереве сидят птицы, железные носы, булатные когти» . В некоторых заговорных текстах говорится и об огненных птицах: птица огненная, когти белы, нос булатный . Формульное выражение железные носы мы находим и в заговорах против укусов ос: осы, железные носы . Функция железных птиц в заговорах состоит в выклевывании болезней, любовной тоски, сглаза и т.д. Зачастую ту же функцию в заговорах выполняют другие персонажи, например: щука, зубы железны, крылья железны . Для некоторых заговоров в принципе характерно использование названий металлов (железный, золотой, медный) как сквозных эпитетов, применяющихся ко всем реалиям, встречающимся в заговоре, например: «Стоит ступа железная, на той ступе железной стоит стул железный, на том стуле железном седит баба железная, и прялица у ней железная, прядет она кужель железной» . Таким образом, железные птицы являются вполне органичным, но все-таки не слишком важным компонентом художественного мира русских заговоров. Образ железных птиц иногда встречается и в других фольклорных текстах. Так в сказке из сборника А.Н. Афанасьева «Золотая гора» героя, зашитого в лошадиную шкуру, в «иное царство» переносят «вороны черные, носы железные» ; в финале сказки они заклевывают «семисотного купца», антагониста героя. В сборнике Кирши Данилова также фигурируют вороны с железными клювами: в них превращаются сыновья Соловья-разбойника, пытаясь заклевать Илью. Таким образом, в сказках и былина железные птицы предстают перед нами как вороны с железными клювами; они ассоциируются со смертью и с иным миром и представляют опасность для человека. Очевидно, что ассоциация этих птиц с «последними временами» представляется вполне естественной. Таким образом, мы можем заключить, что образ чудовищных апокалиптических птиц начал складываться самое позднее в XIX в. (а, скорее всего, на 100-150 раньше). По всей видимости, он бытовал в разных вариантах: как в образе фантастических полуженщин- полуптиц (переосмысленная саранча Апокалипсиса), так и в образе птиц с железными клювами (фольклорный образ, подкрепленный иллюстрациями к лицевым апокалипсисам). У нас нет оснований полагать, что эти образы тогда занимали важное место в народных эсхатологических рассказах. Все изменилось в 1910-30-е гг. В боевой авиации, применявшейся в Первой мировой и Гражданской войнах, русские крестьяне увидели чудовищных птиц из апокалиптических пророчеств. В 1920-30-е гг. образы «железных коней» - тракторов и «железных птиц» - самолетов закрепляются в фольклорной традиции, во многом под влиянием речевых клише того времени: ...А в Библии уже это всё писала. Писала, што будут, будут, грят, глаза клевать железные птицы, будут железные кони по земле ходить. Так вот кони-то железные-то, кони-то – это трактора-то пахали землю. А железные птицы – самолёты-то. Те песни-то: «Мы с железным конем все поля обойдем, соберем, и посеем, и спашем» (д. Лукино, 2001 г., КА). По свидетельству В.П. Аникина представление о железных птицах - самолетах и их ассоциация с концом света уже в 1930-е гг. стали общераспространенными. В эсхатологических рассказах складывается образ металлического мира: железных коней, железных птиц и железной паутины – проводов. Художественный мир эсхатологических легенд 1930-х гг. начинает напоминать художественный мир заговоров с его сквозными металлическими эпитетами. Синкретический по своему происхождению образ чудовищных птиц становится одним из центральных образов народной эсхатологии, оставаясь таковым до 1990-х гг. Литература 1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 1985. Т. 2. 2. Белоусов А.Ф. Последние времена // Aequinox: Cб. Памяти А. Меня. М., 1991. С. 9 -33. 3. Вейнберг Й. Введение в Танах. Пророки. Иерусалим; М., 2003. 4. Житие Андрея Юродивого. СПб., 2011. 5. Зоитакис А. Житие и пророчества Космы Этолийского. М. 2007. 6. Зоитакис А. Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008. 7. Козлова М.А. Конец света и время настоящее. Эсхатология в современной деревне // Полевые исследования студентов РГГУ. Вып. 3. М., 2008. 8. Маслинский К.А. Эсхатологические рассуждения современных крестьян // Традиция в фольклоре и литературе. СПб., 2000. С. 91-104. 9. Никодим, митрополит. На Востоке Ойкумены (http:// www.voskres.ru/bogoslovie/nikodim6.htm). 10. Русские заговоры и заклинания. М., 1998. 11. Стихи духовные. М., 1991. 12. Топорков А.Л. Заговор в русской рукописной традиции XV-XIX вв. М., 2005. 13. Труды статистической экспедиции в западнорусский край, снаряженной Русским географическим обществом: Юго-западный отдел: Материалы и исследования, собранные П.П. Чубинским. Т. 1. СПб., 1872. 14. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь русского языка. Т. 2. М. 1999. Сокращения АКФ - Архив кафедры фольклора МГУ им. М.В. Ломоносова. КА - Каргопольский архив РГГУ. Живая старина. № 1, 2012. С. 4-7.

Анастасия: Почти как в начале Библии, где сказано о сотворении мира: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».

Ригден: Это сейчас в русском синодальном переводе Библии — бездна. А изначально в древнемесопотамском тексте, откуда еврейскими жрецами была заимствована шумеро-вавилонская космология, это были «первозданные мировые воды», «море». И если ты посмотришь на значение глагола «носился» в оригинале, с которого делался перевод, то увидишь, что он также применялся и к «наседке», которая высиживает своих птенцов в гнезде. А «дух божий» (в русской транскрипции — «руах элохим») происходит от древнесемитского корня, родственен арабскому «рух». От этого корня образовано имя гигантской мифической птицы Рух, которая до сих пор фигурирует в древних сказках арабов.

Анастасия: Вы хотите сказать, что этот библейский сюжет был сделан на основе более ранних мифов других народов о том, что мир сотворила большая птица, витающая над первозданным мировым океаном? В общем-то, да. Ведь мотив извлечения земли из первозданных вод именно птицей является довольно распространённым мифом среди народов мира. Выходит, что здесь весь смысл в движении, действии и в творении свыше этого мира .

В этой части будут приведены примеры мифов, в которых птица ныряет за землёй, данный сюжет очень распространён среди народов России и как уже отмечено выше, народов мира.

Негидальцы

Негидальцы поселка Им связывали происхождение земли с деятельностью гагары, доставшей со дна моря песчинку — первооснову земли.

Ненцы

Когда-то очень давно земли нигде не было, повсюду одна вода плескалась. На поверхности воды жили два существа - краснозобая гагарка и собачонка. Оба они плавали на воде. Краснозобая гагарка ныряла под воду, по три дня не показывалась, а когда всплывала, тогда приносила по одной травинке и отдавала собачонке, говоря:

Однако внизу есть земля.

Собачонка сказала:

Эй, гагарка, у нас обоих ведь совсем нет сухой земли. Хорошо бы сделать землю.

Так, постоянно добывая травинки, краснозобая гагарка нарастила сухую землю. День ото дня земля росла

Собачонка сказала:

Вот теперь наша земля большая и сухая. На сухой земле жить, конечно, хорошо.

Когда земля стала большой, краснозобая гагарка куда-то уплыла и больше не появлялась. А собачонка пошла по сухой земле и плавать больше не плавает.

По представлениям юраков (ненцы с устья Енисея), вначале была вода, гагара, выдра и горностай. Гагара нырнула в воду и через 7 недель поднялась на поверхность с кусочком земли в клюве . Выплюнула землю. Тогда горностай приказал ей заснуть на этом кусочке земли. Гагара заснула. Когда проснулась, увидела вокруг себя землю (сообщено А. А. Поповым).

Ногайцы

Сохранилась легенда о Кара-бапий (Черной утке), создавшей землю. Когда всюду была вода, на ней плавала Кара-бапий. Она три раза ныряла в воду и достала ил, из ила она свила гнездо, гнездо разрослось и стало землей, материком . Согласно легенде поэтому у утки от ныряния в воду до сих пор нос красный и длинный.

Нганасаны

Землю наладившая утка.

№ 5. Турдагин Атакай. 31. VIII. 1957, пос. Усть-Боганида.

Запись и подготовка текстов Б.О. Долгих

Опубл.: Мифологические сказки и исторические предания нганасан. М., 1976,

Утка здесь сперва была, здесь сидела. “Аа!” - сказала и вниз ушла, в воду.

Вниз пошла и маленько земли принесла. Утка черная и земля черная.

Сперва земля черная не была.

Землю положили на сопку. Царапали землю, и сопка стала.

Потом на вершине сопки родила Солнца мать (Коу-нямы) , теплый день дала. Трава вышла как остров, сухо стало. От Коу-нямы потом земля кругом стала, эта уткой принесенная земля.

Утка заикается, как заика. Она говорить не хотела. С уткой говорила гагара. Дёйбу-нгуо колет носом гагары, чтобы лечить, и отсюда так стали колоть.

Утка с гагарой договорились, что утка достанет землю, а гагара будет носом болезни выпускать, прокапывая тело больных.

Утка принесла от девяти Сырада мох, пустила его посреди воды, и так земля стала.

Гагара вверх полетела, к Дёйбу-нгуо полетела, и сказала, что земля сделалась, и спросила:

А я что буду делать?

А ты будешь носом колоть, - сказал Дёйба-нгуо.

Удэгейцы

Очень-очень давно, когда не существовало ни сопок, ни камней, ни единой песчинки, разливалось без конца и края море. Водились в нём рыбы, плавали гуси, лебеди, утки. Но зверям и людям невозможно жить ни в воде, ни на воде, и потому их еще не было на свете совсем.
Однажды утка Гая, гоняясь за проворной рыбёшкой, так увлеклась, что попала на очень большую глубину. И ткнулась клювом во что-то твёрдое. Отщипнула кусочек и скорее вынырнула на поверхность . Едва выпустила добычу из клюва, в море образовался остров. На нём трава начала расти, цветы появились. Обрадовалась утка, стала на этом острове жить. Позавидовали ей другие утки. Вот и просят: “Научи нас, Гая, где можно землю найти?”.
Гая рассказала, как надо нырять глубоко-глубоко, до самого дна, чтобы ухватить кусочек волшебной земли. Утки стали нырять. Их становилось всё больше, слетались со всех сторон моря. И каждая добывала землю, которая на поверхности превращалась в островок. Островки постепенно соединялись, земля становилась такой большой, что на ней смогла вырасти тайга. Лес всех прокормит, поэтому появились на нём всякие звери, в кущах деревьев загнездились птицы, которые до того летали в небе и могли отдыхать лишь на облаках.

Эвенки

ПРО ГАГАРУ

Амака сделал воду и пустил на нее птиц. Птицам плодиться нужна была земля. Амака призвал к себе гагару и сказал:

Укон, ты умеешь нырять лучше всех. Ныряй и со дна достань мне песку, а я сделаю из него землю (сушу).

Гагара нырнула, достала песок, но не отдала его Амаке. Она сама хотела сделать землю.

Амака рассердился на гагару. Он позвал к себе гоголя и сказал ему:

Момуро, ты умеешь нырять хорошо. Достань мне со дна песку. Из него я сделаю землю. Гоголь достал из воды песок и отдал его Амаке.

Амака сделал землю, поймал гагару и наказал ее. Он вырвал у гагары ноги из живота и воткнул их к хвосту, чтобы она не умела ходить по земле; а голову гоголя украсил длинным перышком.

Осень. 1923 г.

Рассказал Мароненок.

Согласно другому эвенкийскому мифу землю достаёт гагара. В мифах о сотворении мира, гагара играет роль помощника верхновного божества демиурга Сэвэки. По сюжету мифа гагара приносит по просьбе верховного творца кусочек земли со дна моря и из этого клочка земли Сэвэки творит землю. По традиционным эвенкийским верованиям гагара могла быть вместителем души шамана в водной стихии.

Можно считать, что у эвенков существует культ гагары , ее образ используют в изображениях на одежде, орнамент или вышивка из бисера, на нагрудных украшениях. В атрибутике эвенкийского шамана могли быть металлические или серебряные подвески в виде гагары, потому что образы своих покровителей, помощников или вместилищь они вешали на бубен или ритульный костюм.

Гагара

Железные фигурки гагары. В мифах народов Сибири гагара - создатель земли.

Татары

Булгары эту птицу представляли в виде утки. Во время раскопок на территории города Биляра было найдено около двадцати золотых фигурок утки. На основании изучения археологических материалов, А.Х. Халиков делает вывод, что в Булгаре был известен сюжет, объединивший два мифологических мотива. Первый исходил из того, что птица достает со дна Океана кусочек ила или глины, и так создается суша. Второй миф распространен среди индоиранских народов. У этих народов водоплавающая- символ среднего мира и земной жизни. Три её сущности - умение летать, ходить и плавать отражают земную жизнь. Поэтому у птицы должны быть три атрибута:высота неба, земная твердь, глубина воды.

Вариант этой легенды сохранился до наших дней легенды.

«В древние времена мир состоял только из воды. Людей еще не было. В воде существовали только рыбы и водоплавающие. Однажды одна утка нырнула на дно и вынесла в клюве кусочек глины . Он увеличился, и так появилась земля»

В серьгах, найденных на территории Биляра, изображена утка, держащая в клюве золотую крупицу. Две другие крупицы прикреплены к крылу и хвосту. Золотая крупица символизирует троекратное погружение утки в воду за тремя комочками песка. После принятия ислама в легенду были внесены новые штрихи, но прежний сюжет сохранился. «Аллах своей мощью создал озеро. Он пустил туда утку и велел:

“Проглоти весь песок со дна озера”. Утка проглотила весь песок. После этого Аллах велел: “Выплюнь весь песок”. Утка часть песка оставила для пропитания, но песок стал увеличиваться у нее внутри. Она выплюнула оставшийся песок». В варианте, записанном Н.Ф. Катановым, утка выступает как демиург. Она является творцом земной суши. Под влиянием Ислама она теряет божественность и превращается в вспомогательную силу, выполняющую повеления Аллаха. Изображения лебедя, гуся, утки можно встретить в бытовой утвари тюркских народов. Г.М. Давлетшин пишет, что утка в этих изображениях выступает как символ солнца, неба.

Основа подвески - кольцо, на него надеты три полые бусины, внутри этой композиции помещена фигурка птиц - уточки. В раскрытом клюве она держит золотое зернышко. Голова и клюв птицы украшены зернью - напаянными на заготовку шариками из золота диаметром 0,01 до 2 мм. Всего при изготовлении этого изделия было использовано более 1500 шариков зерни. Крылья и шейка уточки покрыты сканью - узором золотой проволоки, сплетенной из двух тонких проволочек.

Здесь исследователи видят древний сюжет мифологии тюрко-угорских и индо-иранских племен. Согласно древней легенде, уточка, нырнув на дно первоначального моря-океана, достала комочек земли, и от него пошло начало всей суши. Утка, которая летает в небе, ходит по земле, плавает в воде, символизирует мир в трех стихиях - небесный свод, земную твердь, водную глубину. Эти символы отображены в височном кольце тремя бусинами на самом кольце и тремя подвесками на ажурных цепочках.

Коми

Согласно мифам, сохранившимся в памяти жителей с. Верх-Иньва, в безбрежной водной стихии земля рождается таким актом космогонии:

«Кругом мрак, туман. Нигде никого нет. Только Ен в виде голубя летит над землей. На пути он встретился с Умелем. Ен и Умель побратались. Ен в виде голубя полетел ко дну мрака и тумана. Оттуда Ен достал землю. Эту землю Ен посеял. Из этой земли посеянной образовалась наша земля».

Манси

В мифах народа манси о возникновении Земли отмечается, что вода первоначальна, она основа жизни. Сначала была только вода, не было видно земли, она находилась глубоко под водой. Однако на воде все же плавал торфяной клочок (тунра сяхыл), и на нем размещался домик. В нем жили муж и жена; откуда они появились, не отмечается. В одном варианте сказания говорится, что у этих мужа и жены была гагара и другая водоплавающая птица, называемая лулы. Эта птица лулы по просьбе мужа и жены, плавающих на торфяном клочке земли, с большим трудом достает из-под воды на клюве крохотный кусок земли , прикрепляет ее на уголок домика.

В другом же варианте сказания говорится, что гагара и лулы - железные птицы, появляются они с Верхнего Мира. Лулы достает землю . Земля постепенно начинает расти и растет кругом так, как расширяются волны от упавшего в воду предмета, а “она все вращается вокруг” (аквмус ёцхи), О круглой форме Земли, о ее росте и вращении, жене и мужу все докладывает белый ворон “их внук” Однажды он долго не возвращался с разведки, проверяя окружность Земли -Земля стала большая, выросла. Во время долгого пути ворон проголодался, пищи нет, но нашел человеческий труп (где-то тоже есть люди), и он попробовал оттуда три крошечных кусочка, стал черным.

Земные дед и бабушка выразили недовольство этим поступком ворона и присудили ему навсегда остаться черным...
Земля первоначально была гладкая, неустойчивая, легкая и шаталась. Однажды она семь дней грохотала, появились каменистые горы, тогда Земля укрепилась, больше не шаталась.

Тюркские народы

Вначале не было ни Земли, ни Неба, а был один всепоглощающий хаос - Мировой Океан. На поверхности Океана плавали две удивительные утки. Одна из них забавлялась тем, что ныряла в черную пучину Океана и подолгу плавала там. Холодный мрак глубины не пугал ее, а привлекал и становился родным. Ее все сильнее тянуло вниз. И она уже не могла подолгу находиться на поверхности воды. Другая оставалась в ожидании. Черная пучина Океана не привлекала ее, и она с грустью привыкала к своему одиночеству. Но однажды, глядя на ровную гладь поверхности воды, она задумала сотворить мир. Для этого она решила создать землю. Вынырнувшая утка сказала, что на дне Океана есть песок, из которого можно сделать землю. Тогда послала она ее за песком на дно океана. Посланница принесла песок, отдала, но не весь. Утка-Творец, получив песок, толкла его колотушкой девять дней , и в результате образовалась земля с ровной поверхностью. Не успевала Она наглядеться на свое творение, как посыльная утка высыпала из клюва песок, который она утаила, - и образовались горы, ущелья и впадины, - чтобы не все сотворенное на земле принадлежало Утке-Творцу. В наказание за гордыню и утайку Утка-Творец не дала второй Утке земли для проживания. - Мир, задуманный мною, не был миром для гордыни, тщеславия и обмана, - сказала Она. Провинившаяся все-таки выпросила земли размером со след трости, проткнула ее и ушла в отверстие. - Будь по-твоему, владычествуй Низом, - произнесла Утка-Творец. Так Утка-Творец признала право Утки быть владычицей нижнего мира.

Отрывок из книги «Алтай в зеркале мифа» САГАЛАЕВ Андрей Маркович.

Андрей Маркович Сагалаев (1953-2002 гг.) - этнограф и обществовед, преподавал в вузах Томска, Новосибирска, Иллинойса и Вайоминга и известен как исследователь мифологии и ритуала, шаманизма и буддизма народов Сибири. Сфера науч. интересов - архаичное мировоззрение и духов. культура корен. народов Юж. и Зап. Сибири, проблема взаимодействия мировоззрения корен. народов Сибири и «больших» религий, мифология урало-алт. народов Зап. Сибири.

В хакасском мифе о сотворении мира говорится так.

«Сначала была утка. Сделавши другую утку товарищем, она послала ее за песком на дно реки. Принесенное один раз она взяла и послала в другой раз. Принесенное во второй раз она взяла и послала в третий раз. Принесши в третий раз, рассыльная утка не отдала всего. Своей рассыльной она говорит: „Оставшееся у тебя во рту вырастет камнем, упирающимся у тебя во рту!“ Песок, взятый самою, она рассеяла; рассеявши, толкла его колотушкой девять дней. Когда она, колотивши девять дней, повернувшись, посмотрела земля ее растет, подымаясь пылью; выросли большие горы. Горы выросли после того, как давешняя рассыльная утка повыбрасывала камни, выросшие у нее во рту. Потом, вернувшись, сама говорит: „Зачем ты так сделала? Я не дам тебе земли!“ Рассыльная ее говорит: „Дай земли величиною с место, занимаемое юртою!““ Та отвечает: „Не дам!“».

Безымянные утки в этом мифе чуть ниже оборачиваются уже знакомыми нам фигурами: это Кудай и Эрлик; здесь нужны были не птицы, а божества антропоморфного облика, продолжающие обустройство мира.

В Хакасии сохранилась еще более архаичная версия мифа — здесь мы видим в роли демиургов двух птиц. Некогда и на Алтае существовала подобная версия, ее отголоски мы обнаруживаем в рассказе об Ульгене и Эрлике. Видимо, не случайно говорится, что-Ульгень пребывает над водой,— это намек на его-птичью ипостась. Эрлик же водоплавающая: во всех вариантах нырять за землей приходится именно ему. Исходная версия мифа могла выглядеть таким образом: две птицы вместе творят мир, но вторая — самая активная! — лишается своей доли. Ее почему-то оттесняют, обвиняя в неудачном содействии. Миф о ныряющей птице имеет широчайшее распространение среди урало-алтайских народов. О древности его возникновения говорит тот факт, что он обнаружен и у ряда племен индейцев Северной Америки. Их далекие предки, переселяясь в Новый Свет, унесли этот миф из глубин Азии.

Думается, что древние аборигены Сибири использовали в данном мифе свои наблюдения за жизнью и повадками водоплавающих. Тут сама Природа предложила им модель сотворения мира: обитающая на севере водоплавающая птица (поганка) действительно ныряет на дно водоема (озера) и приносит в клюве землю, ил. Из этого материала осторожная птица «лепит» маленький остров, плавающий в отдалении от берега. Там она высиживает яйца, оберегая их от хищников . Неудивительно, что изобретательная птица привлекла внимание обитателей севера, а ее действия, возвышенные до космических масштабов, составили каркас мифа. Еще одно важное обстоятельство: этой птице равно доступны все сферы пространства: воздух, земля и глубины вод, что придает ее созидательной деятельности особый смысл. Она делает видимым невидимое (поднимая землю на поверхность воды), связывает воедино различные среды, она вездесуща. В ее образе жизни мышление древних угадало идею медитации , легшую в основу сибирского шаманизма. Шаман, как и водоплавающая птица, может проникать во все миры с тем, чтобы поддерживать их динамическое равновесие. И вот что еще интересно. В шаманской поэзии тюрков Алтая Эрлик — грозный владыка подземного мира, богатырь. И все же память о его былом птичьем облике сохранилась. Иногда его именуют трехзобым, намекая на зоб птицы .

Где родина этого мифа — сказать трудно. Был ли он занесен на юг Сибири древними мигрантами с севера или его самостоятельно «сформулировали» предки южно-сибирских тюрков? Вряд ли мы когда-нибудь узнаем об этом наверняка. Удовлетворимся пока осознанием того, что миф о двух птицах-творцах имел в Сибири широчайшее распространение, а сама тема птицы пронизывает всю мифологию и мироощущение сибиряков.

В этом отрывке я бы выделил несколько интересных моментов:

1. Сама природа подсказала птицу-героя мифа. Птицу, которая ныряет за илом, а затем строит гнездо и высиживает яйца.

Распространение . Красношейная поганка живет от Онежского озера на восток до Сахалина, в южной части лесной зоны, в степях и лесостепях, на Алтае иногда высоко в горах. Повсюду довольно редка.

Места обитания . Предпочитает небольшие озера, старицы в поймах рек.

Гнездо и кладка . Гнездятся как обособленными парами, так и небольшими колониями, нередко рядом с чайками, крачками, утками, другими поганками. Гнезда из водорослей, гнилых растений и ила чаще всего не плавающие, а на какой-то основе. Нередко гнезда хорошо укрыты в траве или в прибрежных кустах, но бывают и совсем открытые. Кладка из 4-5, редко 3 или 6 яиц белого или бледно-зеленого цвета, без рисунка. Яйца вскоре после начала насиживания сильно загрязняются.

2. Эта птица (так же как и мифические уточки) может плавать по воде, летать по воздуху и ходить по земле. В какой-то мере она универсальна, а разделение на 3 мира присутствует в мифологии разных народов.

Пирамида.

… Затем покидаем эту верхушку пирамиды и следуем выше, выходим на уровень отрешённого от материального мира Наблюдателя. Другими словами, становимся выше мыслей, выше материи, достигаем состояния отрешённости от земного, от того, что так или иначе привязывает нас как Личность к материи. Часто на первых этапах освоения медитации помогает представление, что медитирующий выходит сознанием из своей конструкции пирамиды, зависая и наблюдая за ней с высоты птичьего полёта. Если использовать современные ассоциации, то сознание как бы находится на этой высоте, словно в вакууме, в невесомости. Такое состояние Наблюдателя от Духовного начала, помогает обрести полный внутренний покой, расширенное состояние сознания, беспристрастность самого наблюдения за происходящими процессами, позволяет абстрагироваться от материального тела, мыслей и исследовать свою энергетическую конструкцию с позиции нового видения. Далее пребываем в таком состоянии сознания и наблюдаем извне свою пирамидальную конструкцию и заключённую в ней Душу.

После происходит самая значимая часть медитации. Совершаем максимально возможное прямое приближение сознания (Личности) к Душе, причём осуществляем это на глубоком чувственном уровне. То есть погружаемся (как Наблюдатель) через верхушку пирамиды, внутреннюю энергетическую структуру самой пирамиды в самый её центр — к Душе. При выполнении этой части медитации мозг часто выдаёт ассоциативное восприятие, как будто человек погружается на глубину, словно при нырянии в воду , но без характерного при этом физическом процессе давления. Люди, которые по своей природе особо чувствительны к энергетическим процессам, особенно те, у которых развито интуитивное восприятие, при таком погружении замечают даже фазы постепенного переключения режима работы своего сознания на новые, неведомые им ещё уровни чувственного восприятия. Итак, необходимо максимально приблизиться к светящемуся кокону в центре пирамиды, где находится эта частица из духовного мира. А затем соприкоснуться с ней на уровне глубоких чувств. Конечно, до конца прочувствовать Душу и объять её духовную глубину человеку невозможно, пока он духовно не созрел и не слился с ней. Но даже это соприкосновение чувств порождает состояние, которое, например, те же буддисты называют соприкосновением с Нирваной, другие — состоянием благости, божественного блаженства, достижения гармонии и так далее.

книга АллатРа стр. 524-525

Яйцо.

«Ригден: Совершенно верно. Так вот, Первичный Звук породил Вселенную в форме шара (мировое, космическое яйцо, Золотой Зародыш, первичное семя)»

АллатРа стр. 55

«…Так вот, таким образом во Вселенной возникло две прямо противоположные силы: большая сила, которая раскручивает Вселенную вовне, и малая сила, которая ей противодействует внутри самой Вселенной. После проявления этих двух сил Вселенная утратила форму шара и уплостилась под их действием, то есть, сжалась, сделалась более плоской. Этот момент зафиксирован в космических легендах народов мира в виде раскалывания мирового яйца, разделения его на две половинки, из которых было сотворено небо и земля, а между ними помещены деления (пространства) и воды. В других случаях говорится о том, что оставшиеся после раскола яйца компоненты расширились и превратились во Вселенную…»

АллатРа стр. 57-58

В ряде мифологических сюжетов связанных с Сотворением Вселенной присутствует Яйцо. Рождение мира из яйца утки является одним из наиболее распространенных космогонических сюжетов не только у тюрков, но и у многих других народов мира. В Евразии он бытовал от эвенков на востоке до финнов и латышей на западе.

Татары

«...В давние времена весь мир состоял из воды - великого первичного океана. И плавала в нем одна-единственная утка. Снесла утка яйцо, и образовалась Земля, снесла второе - засияло Солнце, снесла третье - получилась Луна...»

Вепсы

Винокурова И.Ю. - Мифолого-религиозные представления вепсов.

У вепсов сюжет, где водоплавающая птица играет роль «ныряльщика за землей», неизвестен, чего не скажешь о мифе, рассказывающем о создании мира из яйца утки.

Летит утка через море,
Садится утка на кочку,
(голос не льется)
Несет утка три яйца,
Выводит утка трех птенцов.
Куда утке птенцов положить?
Старшего положила в бороздку,
Среднего в сеточку,
Младшего в неводок.
Куда утке самой идти?
По дорогам журавлем петь,
По болотам постукивать.

О мифологической связи моря, утки и яйца напоминает и вепсская пословица: «Utk meres, munaperskes» — «Утка в море, яйцо в заду» (иносказание, обозначающее упущенную возможность).

Водь. Сотворение мира из яйца.

Ласточка, солнечная птичка,
эта чудесная воздушная птичка,
летала летними днями,
играла тёмными ночами,
искала землю, чтобы поспать,
траву, чтобы снести яйца,
листья, чтобы отдохнуть,
поля, чтобы гнезда свить.
Увидела кочку в море,
посреди синего моря.
Отлила медное гнёздышко,
снесла золотые яйца.
Поднялся ветер, настоящий ветер,
морской вихрь грозный,
толкнул гнездо в Лугу реку,
покатились яйца в воду.
Стала ласточка плакать.
Ласточка плачет, слеза катится.
Полетела на крышу кузнеца:
«Кузнец мой, братец мой,
Ковал раньше, ковал вчера,
куй и сегодня!
Сделай мне грабли,
отлей медную рукоятку,
вставь зубцы из стали,
которыми сгребу море,
соберу золотые яички!»

Тофалары

В представлении тофаларов существовало три мира: верхний, где располагался Бурхан , творец всего сущего на земле; средний мир, где живут люди и все живые существа; и нижний мир, мир мертвых, где господствовал Эрлик-хан , владыка этого мира. У тофов есть краткая легенда о сотворении мира, в которой говорится, что не было ничего. Летела утка и в это ничего снесла яйцо. Когда это яйцо разбилось, то из вытекшей жидкости образовалась вода, озера, реки, моря, а из скорлупы - земная твердь, горы. Потом бурхан сотворил человека .

Ногайцы

Об изначальном происхождении всей Вселенной у ногайцев сохранилась легенда о космической Лебеди Ак-ку . Это космическое существо снесло яйцо, внутри которого находится Вселенная .

***

Древний миф, известный всем финно-угорским народам , повествует о том, что изначально существовал лишь бескрайний океан. Над ним в поисках гнезда летала одинокая птица — в разных рунах это могли быть утка, гусь, орел и даже ласточка. Птица и увидела колено первого человеческого существа, которое торчало из воды: то было колено мудрого старца Вяйнямёйнена или (в других рунах) его матери — небесной («воздушной») девы Ильматар, чье имя напоминает имена небесных богов других финно-угорских народов. Птица снесла яйцо на колено, но, конечно, оно скатилось вниз и разбилось: из этого первичного материала птица-творец и должна была создать мир (в некоторых рунах мир создает первочеловек Вяйнямёйнен, а небосвод кует кузнец Ильмаринен). В карельских рунах рассказывается, что щука — враждебное существо нижнего, водного мира — успела проглотить три яйца, снесенные орлом; но орел поймал рыбу и вспорол ей брюхо. Из верхней половины яйца было создано небо, из нижней — земля, из желтка — солнце, из белка — луна, из скорлупы — звезды .

Хакасы

Давным-давно суши на земле совсем не было. А было темно и мрачно от густого тумана, поднимающегося с океана. Лишь иногда маленькие смелые лучи солнца пробивались сквозь серую пелену, которую не мог разогнать даже колючий ветер. И тогда можно было увидеть, как появлялась и вновь исчезала странствующая утка Хас. Она отчаянно кричала, потому что вот-вот на свет должно было появиться яйцо, а кусочка суши для гнезда так и не находилось. Отчаявшись, утка Хас глубоко вдохнула, набрала побольше воздуха и камнем упала в пучины волн. Её клюв уткнулся в мягкий чёрный ил. Она схватила кусочек ила и, оттолкнувшись лапами от дна океана, устремилась вверх. Добыча была так мала, что её не хватило для сооружения гнезда, и поэтому, отдышавшись, утка Хас снова нырнула. Потом ещё и ещё…

Вскоре ей были не страшны ни злой океан, ни холодный ветер. На дне океана она нашла тот самый кусочек суши, которого ей так не хватало для гнезда. Ветер подсушил ил и он превратился в настоящую землю. В последний раз поднялась утка Хас высоко в небо, осмотрела с гордостью свою работу и с победным криком легко заскользила вниз, потому что настал момент… яйцо появилось на свет.

… Вот так и появилась на нашей планете земля. И всё это произошло благодаря смелой утке Хас…

Тюркские народы

Это было Время до Времени, когда царили темнота и хаос. Затем хаос стал сгущаться и появился Великий океан. Из темноты выплыли гигантские и бессмертные железные рыбы, несущие на себе мироздание.

От начала начал, от дней сотворения мира Великий океан плавно нес свои волны, которым не было предела и преграды. Сколько это продолжалось - не знает никто. Ибо не было тогда солнца и луны, а значит восхода и заката, дня и ночи, не было самого Времени.

Но однажды неведомо откуда прилетела птица Умай . Долго летала она над водной гладью на восток и запад, север и юг. Но нигде не нашла даже маленького клочка суши. И решила она снести яйцо прямо в воздухе. Но яйцо упало в волны океана, и утонуло в его глубинах. Так продолжалось несколько раз. И, наконец, птица опустилась на воду и решила свить свое гнездо на волнах. Вырвала она перья из своей груди и стала вить гнездо. Но сильные волны разбили его и уносили перья в черную глубину океана. И поняла Умай, что сначала нужно сотворить земную твердь. Набравшись смелости, нырнула птица так глубоко, что достигла дна Великого океана. Взяла она в свой клюв глину и
вытащила ее на поверхность. Из этой глины появилась земля, которая постепенно стала расти и расти, и превратилась в Великую сушу. Так Умай сотворила Землю .

Серьги с изображением одного из зооморфных символов Умай Энэ

Подвеска с изображением богини Умай, найденная в степи. Западно-сибирские тюрки представляли Мать Умай в образе красивой женщины, спускающейся с неба, которая порой превращалась в сказочную птицу, гнездящуюся в воздухе.

Продолжение следует…

Подготовил: Игорь (г. Вятка)

 

 

Это интересно: