→ Конспект занятия по рисованию в подгот группе. Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему. «Сказочная птица» - городецкая роспись

Конспект занятия по рисованию в подгот группе. Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе. план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему. «Сказочная птица» - городецкая роспись

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе с использованием нетрадиционной техники рисования и здоровьесберегающих технологий «На морском дне» Программное содержание: Расширить представление детей о подводных обитателях и растениях, познакомить с нетрадиционной техникой изображения. Формировать навыки самостоятельного тонирования бумаги. Развивать фантазию и воображение. Научить передавать в рисунке не только форму, но и пластику предмета, и его характер с помощью мелких деталей. Развивать зрительный контроль. Использовать здоровьесберегающие технологии, физминутка, пальчиковая игра, гимнастика для глаз, музыкотерапия. Материал: тонированная бумага, запись «шум моря», установка мультимедиа, краски разных цветов и оттенков, кисточки, овощи, нож, тарелки, фартуки, тазики с водой для мытья рук. Предварительная работа: беседы о подводном мире и его жителях, рассматривание иллюстраций. Перед занятием дети тонируют бумагу по мокрому фону: волнистые широкие линии – голубая, зеленая и т.д., последняя внизу – желтая. Словарная работа: (актиния, коралл, акваланг, батискаф). Ход занятия. Воспитатель: Ребята, а вы были когда-нибудь в подводном царстве? (Дети отвечают.) А хотите попасть в мир волшебства и красоты, подводный мир растений и необычных обитателей? Тогда решайте, на чем можно опуститься на дно. (На подводной лодке, на батискафе, в акваланге, в водолазном костюме.) - Так как мы впервые опускаемся на дно морское, то, думаю лучше всего это сделать в подводной лодке. Но лодка у нас волшебная и не опустится на дно морское, если мы не отгадаем загадки о его обитателях. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног – Вот и весь я - … (осьминог). Как плывут они красиво – Очень быстро и игриво! Нам показывают спины, Из морской воды… (дельфины) Кто же в море, В каменной рубахе? В каменной рубахе, В море… (черепахи). Ловко мусор собирает, Дно морское очищает. (Краб.) Что за дивная лошадка? Очень странные повадки: Конь не сеет и не пашет Под водой с рыбёшкой пляшет. Назови его дружок: Рыбок друг … (Морской конёк.) Воспитатель: Ну что ж, загадки вы отгадали, занимайте места в подводной лодке, мы отправляемся! (Дети садятся в импровизированную лодку.) Я буду исполнять роль вашего экскурсовода. Слышите музыку? Это звучит голос моря (слушают спокойную тихую музыку). Смотрите, какая красота (на слайдах) необычайные растения, подводные пещеры, необычной окраски рыбки, раковины, что-то похожее на звезды. Ой, ребята, (на экране актиния), что это такое? Дети высказывают предположение (на цветок не совсем похоже и на рыбу тоже). Мы сейчас откроем очень умную книгу – энциклопедию и прочитаем. Имя этой незнакомки – актиния. Запомним название и повторим его громко, тихо, шепотом. Далее воспитатель рассказывает и показывает это морское животное. Воспитатель: На экране появляются новые картины подводного мира. Как красиво! Волшебный подводный мир... Как в сказке. Ребята, ну раз мы с вами в сказке, то давайте попробуем превратиться в морских обитателей. Физкультминутка: (упражнения основываются на внешнем образе животных). Актиния – руки поднимаем вверх и плавно перемещаем вниз, вверх и дотрагиваемся до головы. Коралл – по воображению детей. Осьминог - наклон вперед, коснуться руками носка левой и правой ноги. Морская звезда – руки и ноги расставлены в сторону. Воспитатель. Ну что ж, наша подводная лодка продвигается дальше. Там, в глубине, в пучине вод плывут по своим морским делам и благородный дельфин, и хищница - акула, и необыкновенный морской конек, и похожий на инопланетянина осьминог... Ребята, посмотрите в бинокль (дети делают пальцами два кольца, имитируя бинокль, смотрят слайд), на нас плывут медузы, давайте с ними поиграем! Дети (да!). Пальчиковая игра «Медузы». (Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.) Две огромные медузы, Прилепились пузом к пузу. (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.) Выгнем щупальца сильнееВот как гнуться мы умеем! Какое интересное и необычное путешествие у нас получилось! А теперь пора возвращаться в детский сад. Я хочу предложить вам нарисовать удивительное, необычное морское дно и его обитателей. Дети походят к столам. Воспитатель объясняет технику рисования. Сегодня мы рисуем не совсем обычным способом - отпечатками пальцев, ладоней и даже различных предметов, овощей. Отпечаток ладони – станет веселым осьминожкой, отпечатками пальцев нарисуем рыбок и морских звезд, тыльной стороной ладони – водоросли, разрезанным картофелем – камушки. Если мы разрежем картофель пополам, проведем рубцами вилки несколько поперечных полосок, то получиться необычайная раковина (вилка и нож находятся у педагога, манипуляции выполняет он). А из разрезанной пополам луковицы получатся интересные морские растения. Пузырьки, поднимающиеся на поверхность, мы отпечатаем концом пластмассовой палочки. Кистью вы можете дорисовать необходимые мелкие детали. (Перед работой проводится гимнастика для глаз. Воспитатель выставляет карточки, для снижения напряженности глаз). Дети самостоятельно принимаются за работу. Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Какое у вас получилось морское царство! Давайте посмотрим, ваши картины, вы как настоящие художники! (Дети рассматривают свои рисунки.) Воспитатель. За такую хорошую творческую работу у меня для вас сюрприз со дна морского – ракушки и камушки, в память о нашем путешествии.

Гилязова Расима Ришатовна

Воспитатель

МДОУ детский сад "Березка"

Подарок имениннице сове.

Программные задачи .

1.Познакомить детей с жанром изобразительного искусства - графикой и одним из технических приемов изображения в графике – штриховым рисунком.

2. Учить изображать сову штрихами, передавать разные позы совы, рисовать штрихи в разном направлении в соответствии с расположением перьев на голове, теле, крыльях, использовать в рисунке легкие, вспомогательные линии для передачи строения птицы.

3.Развивать творческий подход в изображении совы, используя нетрадиционные материалы.

4.Воспитывать чувство взаимопомощи.

Предварительная работа. Рассматривание репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», А. Саврасова «Грачи прилетели», В.Васнецова «Богатыри» и. т д. Рассматривание книг с иллюстрациями В.Лебедева, В. Сутьева, Е. Рачева. Беседа о жизни и местах обитания совы. Работа с нетрадиционными изобразительными материалами.

Оборудование . Иллюстрации с изображениями совы. Нетрадиционный изобразительный материал: цветные гелиевые и шариковые ручки, цветные мелки,сангина, восковые мелки,угольки,цветные и графитные карандаши; бумага разной фактуры: белая, цветная, бархатная, виниловая (остатки обоев) наждачная бумага с мелким и более крупным зерном. Аудиозапись (голоса птиц).

Ход занятия.

Воспитатель . Ребята, сегодня на занятие по рисованию я приглашаю вас в лесную школу, а тему нам подскажет природа. Вы согласны? (Да) Тогда в путь по прямой дороге (обычная ходьба), дорога наша не простая, впереди кочки и нам придется идти, перешагивая их (ходьба с высоким подниманием колена), дальше легким бегом на носках спустимся с горки по извилистой дорожке. Вот мы и пришли, садитесь за столы.

Сюрпризный момент.

Вини - Пух и Пятачок идут и поют песню.

Куда идем мы с Пятачком. Нас ждет чудесная страна.

Большой, большой секрет. Там горы желудей.

Но, если честно, тайны в том Цветут поля и льется мед.

Ни капельки и нет. Такая вот она.

Летит сорока и объявляет новость леса.

Сорока . Внимание! Внимание! Сегодня вечером всех зверей леса Сова приглашает на именины. (Улетает)

Вини - Пух . Как здорово, Пятачок, что нас пригласили на день рождение.

Пятачок. Ой! Что же мы подарим тетушке сове.

Вини - Пух . Надо подумать. Может нам подскажут дети из детского сада «Березка»

(Пятачок и Вини - Пух идут к детям в лесную школу.)

Вини - Пух и Пятачок. Здравствуйте, ребята, подскажите, пожалуйста, что подарить тетушке сове. (Прослушивается версия детей)

Воспитатель . А, я предлагаю, ребята, каждому из вас нарисовать сову. Например, сова летит над полем, сова сидит на веточке и др.

Пятачок . Да! Да! Тетушка сова любит при луне рассматривать свои фотографии и картинки с изображением совы.

Воспитатель. Пятачок, Вини - Пух, садитесь за столы, и учитесь с ребятками рисовать.

Вопросы детям. Вспомните, как называют художников, которые пишут картины масляными красками на холсте? (Художники живописи)

Какие произведения живописи вы знаете?

Ответ: И.Левитан «Золотая осень», В.М. Васнецов «Богатыри», А. Саврасов «Грачи прилетели» и.т.д.

Воспитатель . А еще, ребята, есть рисунки и картинки, выполненные разными другими изобразительными материалами: карандашами, гуашью и акварельными красками, разными специальными красочными палочками, которые называются - уголь, пастель, сангина, восковые мелки, жидкая тушь. С некоторыми из этих материалов вы уже умеете работать.

Все рисунки и картины, выполненные на бумаге разными материалами, называются графикой. А художников называют художниками - графиками. Например: художник- иллюстратор Е. Чарушин рисовал иллюстрации к детским произведениям на бумаге, а потом его рисунки отпечатывали в типографии и помещали в тысячи одинаковых книжек.

Также печатали иллюстрации и других художников. Вот одна из книг

Е. Чарушина у меня в руке. Как вы думаете, дети, чем нарисованы эти иллюстрации? (Карандашом). Почему вы считаете, что рисунки выполнены карандашом?(Иллюстрации нарисованы и раскрашены короткими и тонкими линиями)

Воспитатель: Эти линии называются штрихами. Штрихами художники любят изображать лохматых зверей, оперение птиц и многое другое.

(Показать рисунки, выполненные штрихом.) Для того чтобы вам легче было рисовать, у меня есть таблица подсказка, где изображены штрихи разного вида.

(Обсудить по таблице, какие штрихи использовать при рисовании).

А сейчас, ребята, посмотрите на иллюстрации на доске.(рис.1,2,3) Скажите, кто на них изображен? (Сова) Давайте рассмотрите их и попробуйте рассказать, какая сова, какой формы у нее голова, какой формы туловище? Что больше: голова или туловище? Какие глаза? Какой клюв? Что делает сова? Куда смотрит? (По ходу ответов детей воспитатель рисует силуэт совы.)

А сейчас дети, мы рассмотрим расположение перьев (рис.4)на голове, на теле и крыльях, обсудим какие штрихи, будем использовать. (Рассказ сопровождается показом расположения штриха на силуэте совы). Как вы будите наносить штрихи на голове совы? (Штрихи, отходящие от центра, если дети не могут ответить словами, предложить указать номер штриха на таблице). Как расположены штрихи на теле? (Вертикальные короткие штрихи от головы к хвосту). Как расположены на крыльях? (Верхней части штрихи - зигзаг, внизу крыла – длинные вертикальные).

Физ.минутка.

Совушка - сова. Руки вытянуть вперед

Большая голова. Поднять руки вверх и через стороны опустить вниз.

На суку сидит. Руки отвести назад.

Головой вертит. Повороты головой.

Всю ночь летает. Машут руками, на носочках переминают ноги.

А станет светло. Машут руками.

Спать летит в дупло. Садятся на карточки.

Воспитатель. Мы рассмотрели внешний вид совы, фактуру перьев, а сейчас, чтобы ваши рисунки получились интересными и разными, я предлагаю вам для изображения совы использовать разные виды материалов. Ребята на столе карандаши, мелки, угольки, пастель, гелиевые ручки, а также бумага разной фактуры, цветной картон, альбомный лист, бархатная и наждачная бумага – все это для вас знакомо, мы их использовали на предыдущих занятиях. Вы должны выбрать нужный материал и преступить к работе. Советую не торопиться, чтобы взятое направление штрихов не искажалось

Включить аудиозапись с голосами птиц . Поощрять детей, которые вносят в свои рисунки интересные дополнения. Следить за осанкой детей. В конце занятия надо рассмотреть работы. Предложить детям отобрать наиболее интересные, выразительные рисунки.Спросить детей, почему им понравилось эта работа? Что делает сова? Поощрять детей, которые использовали нетрадиционную фактуру бумаги, разнообразные изобразительные материалы. Если работ окажется много положить все в заранее приготовленный фотоальбом и передать Вини - Пуху и Пятачку. Герои мультфильма благодарят за оказанную помощь и уходят.

Воспитатель: Чем мы сегодня занимались? Какой прием рисования мы использовали при изображении совы? (Штрихование)

Похвалить детей за доброту и отзывчивость.

Рисунок 1 Сова сидит.

Рисунок 2 Сова летит.

Рисунок 3 Книга Е. Чарушина.

Рисунок 4

Литература.

1. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. РГ Казаковой – М.: ТЦ Сфера,2005.-128 с.

2.Кожохина, С К. Сделаем жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского творчества - Ярославль,ПК Химический завод «Луч»,2007г – 80.,ил.

3. Швайко, Г.С.. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2001.- 176с.

Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Релаксация: «Солнышко»

Солнце ласково смеётся,

В круг зовет своих друзей!

Мы друг другу улыбнемся,

Станем мы еще добрей!

Дети давайте улыбнемся солнышку

и нашим гостям и поздороваемся с ними.

    Какое настроение у вас стало?

Целеполагание: сообщение цели и темы занятия.

    Вступительная беседа.

Воспитатель: Сегодня я хочу пригласить вас в волшебную страну Рисовандию.

    Что это за страна? Давайте узнаем?

С помощью волшебного шарика мы с вами отправимся в путешествие.

Я воздушный шар держу,

Стать волшебником хочу.

И отправлюсь я в полет.

В ту страну, где чудо ждет.

Крепко за ниточку шарик держи!

В страну Рисовандия с нами лети!

Воспитатель: Вот мы с вами прилетели! Как здесь красиво!

В этой стране живут сказочные волшебники; по улицам разгуливают девочки-кисточки,

а вот побежал быстрый мальчик-карандаш, бегают непоседы краски, гордо вышагивают листы бумаги.

Билингвальный компонент: кисточка - қолғап,қарындаш – карандаш,бояұ - краска,үл - мальчик,қыз –девочка.

Словарная работа: нетрадиционный, Рисовандия.

Воспитатель: Они приглашают нас в гости.

    Ребята! Как вы думаете, чем дети в этой стране любят заниматься?

Воспитатель: Правильно. Ребята, а ведь мы с вами тоже любим рисовать.

Воспитатель:

Жители волшебной страны Рисовандии подготовили для нас небольшую выставку картин.

    Рассматривание картин.

    Что изображено на этих картинах?

    Какие виды живописи вы знаете?

Д / игра: « Раздели картины »

Воспитатель:

А теперь послушайте задание. Надо разделить эти репродукции повидам живописи:

портрет отложить отдельно,

натюрморт отдельно,

пейзажи – так же отдельно.

После этого прочесть стихи о своих картинах.

Чтение стихов М. Яснова « О картинах».

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу

Или груши, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это… (натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется … (портрет)

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака

Или поле и шалаш

Обязательно картина называется…(пейзаж)

Воспитатель:

    В стране Рисовандии есть чудесная поляна. И вот чудо! На поляне уже настоящее лето (показывает на поляну на доске), а у нас еще весна.

    Нравится вам этот летний пейзаж?

    Давайте попробуем нарисовать такую же красивую поляну.

Воспитатель:

    Скажите обычно мы с вами, чем рисуем?

    Вот досада! В стране Рисовандия не рисуют кисточками и карандашами. Как быть? Может, попробуем нарисовать деревья, цветы и бабочек без кисточек и карандашей? А чем можно рисовать?

    П оказ приемов рисования

Монотипия – это сложенный лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, наносим кисточкой несколько ярких цветных пятен. Потом быстро складываем лист по тому же сгибу и хорошенько проглаживаем его ладошкой. Открываем и смотрим: что же получилось?

Кляксография – рисование соломкой, коктельной трубочкой. Поставим на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуем на каплю. Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем.

Мятой бумагой. Смять кусочек бумаги, примакнуть в сырую краску, затем примакиванием нанести рисунок.

Вилками. Пальчиками. Ватными палочками.

Нитью. Одну, две, нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, а верхний лист придерживайте рукой.

Физ.минутка.

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад .)

Руки ставим перед грудью,

В стороны разводим.

Мы разминку делать будем

При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны .)

Руку правую поднимем,

А другую вниз опустим.

Мы меняем их местами,

Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно - поднимается .)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте .)

Вспомнить правило работы с красками.

Что нам понадобится для выполнения работы?

4. Самостоятельная работа детей.

Индивидуальная помощь, тем детям, которые затрудняются.

Напомнить о правильных приемах.

Пока наши работы подсыхают мы послушаем стихотворение

А. Шлыгина «Разноцветный шар земной».

Если б в поле расцветали

Только белые цветы,

Любоваться бы устали

Ими вскоре я и ты.

Если б в поле расцветали

Только желтые цветы,

Мы б с тобой скучать бы стали

От подобной красоты!

Хорошо, что есть ромашки,

Розы, астры, васильки,

Одуванчики и кашки,

Незабудки и жарки!

У ромашки белый цвет,

У гвоздики красный

Цвет зеленый у листвы

Это так прекрасно!

Выставка детских работ.

Анализ выполненных работ .

    Кто хочет рассказать о своей работе?

    Чем тебе понравилась эта работа?

    Что вызывало затруднение, при рисовании?

    Какой способ вам понравился больше всего?

Какой замечательный пейзаж у нас получился, вы молодцы. Наше удивительное путешествие по стране Рисовандиизаканчивается, и нам пора возвращаться в группу.

Итог занятия .

    Ребята, а скажите, что мы с вами сегодня делали на занятии?

    Где мы с вами побывали? В какой стране?

    Скажите чем мы сегодня занимались?

На память об этом путешествии возьмите частичку лета- бабочку.

    Кому понравилось занятие –возьми красный цветок,

    Кому не совсем- синий,

    А кому не понравилось- зелёный.

Я бы хотела закончить наше занятие этим стихотворением:

И в шесть и десять лет, и в пять

Все дети любят рисовать

И каждый смело нарисует

Все, что его интересует:

Цветы, рисунки, лес и сказки

Все нарисуют, были б краски,

Да лист бумаги на столе,

И мир в семье и на земле!

Мне тоже очень понравилось, я рада была встретиться с вами, хочу вас поблагодарить за совместную работу.

Класс: д/с

Ключевые слова: Занятие по рисованию в детском саду , выставка , альбом , кинезиологические упражнения , подготовительная группа

Цель: Приобщить детей к миру изобразительного искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать умение детей изображать пейзаж с деревом на фоне земли и живописного неба.
  • Закрепить приемы рисования сухой кистью методом “тычка”, продольных линий.
  • Формировать умение строить композицию рисунка.
  • Закрепить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
  • Проявлять самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения.

Развивающие:

Развивать:

  • познавательный интерес, мыслительную активность, наблюдательность;
  • цветовое восприятие в целях обогащения колористической гаммы рисунка;
  • фантазию, творчество, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать:

  • чувство прекрасного;
  • аккуратность, самостоятельность при оформлении альбома;
  • эмоционально-положительное отношение к творчеству.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Здоровье”.

Предварительная работа:

Наблюдения на улице за деревьями круглый год;

Беседы с детьми о красоте природы, об инструментах художника, о жанрах живописи;

Чтение художественной литературы (стихи поэтов: Ф.И. Тютчев “Есть в осени первоначальной…”, А.С. Пушкин “Осень”, “ Зимнее утро”, З. Федоровская “Осень”, Н.А. Некрасов “Не ветер бушует над бором…”, А.Н. Плещеев “Мой садик”, И.З. Суриков “Зима”, “Лето”, А.К. Толстой “Осень”, К.Д. Бальмонт “Веселая осень”, С. Есенин “Береза”, И.А. Бунин “Крупный дождь в лесу зеленом…”, С. Козлов “Зима”.

Рассматривание репродукций пейзажей (И.И. Левитан “Золотая осень”, “Избушка на лугу”, “Март”, Е.Е. Волкова “Поздняя осень”, К. Я. Крыжицкий “Весна”,

К. И. Горбатов “Зимний пейзаж”, В. Д. Орловский “Летний день”, А. К. Саврасов “Оттепель”, И. И. Бродский “Поздняя осень”, А. А. Рылов “Закат”, И.Э. Грабарь "Февральская лазурь", И. Ю. Михайлов - цикл картин “Времена года”).

Консультации для родителей “Картины природы в творчестве маленьких художников”, "Рисование - это большая радость!".

Активизация словаря: Крона, макушка, развесистое, “тычки”.

Методы и приёмы: наглядные, словесные, практические.

Материал: белый лист бумаги формата А4, акварельные краски, гуашь, 3 кисточки (тонкая №3, толстая №8 и жесткая кисть “щетина”), стакан с водой, салфетка, палитра, фотоиллюстрации пейзажей с деревьями в разное временя года, аудиозапись со звуками природы, папка с файлами для альбома.

Ход непосредственно образовательной деятельности

I часть. Вводная

Воспитатель:

Отгадайте загадку.

“Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает”.

Дети: - Дерево.

Воспитатель: - Как вы догадались, что это дерево?

Дети: - А потому что, оно и веселит, и питает, и согревает.

Воспитатель: - Объясните, как дерево весной веселит?

Дети: - Появляются зеленые листочки. Мы радуемся их появлению.

Воспитатель: - Как летом холодит дерево?

Дети: - Под деревом в жару прохладно, тень.

Воспитатель: - Как осенью дерево питает?

Дети: - На деревьях созревают плоды: яблоки, груши.

Воспитатель: - Как вы понимаете, что дерево зимой согревает?

Дети: - Печки топят дровами.

Гимнастика для глаз.

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь зажмурим глазки
Открываем их вот так.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

1. Подняли глаза вверх, опустили вниз, посмотрели вправо, влево, голова неподвижна.

2. Круговые вращения глазами в одну и в другую стороны.

3. Посмотрели прямо перед собой, поставили палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевели взор на кончик пальца и посмотрели на него, опустили руку.

4. Зажмурили глаза, открыли (сделали 2-3 раза).

II часть. Основная

Воспитатель: - Еще раз зажмурили глаза, открываем. Сегодня мы с вами будем художниками, а находимся мы в художественной мастерской. Посмотрите, как много здесь картин, чистых холстов и много-много разных кистей. Ребята, а что это за кисть? (Показ жесткой кисти.)

Дети: - Это кисть “щетина”.

Воспитатель: - Какие приемы работы этой кистью вы знаете?

Дети: - Приемы “тычка”, продольными линиями.

Воспитатель: - А сейчас мы с вами будем писать пейзаж с деревом в разное время года. В какое время года дерево будете рисовать вы, выберите сами.

Воспитатель: - Давайте мы с вами вспомним, как выглядят деревья в разное время года. Как вы будете рисовать дерево зимой?

Дети: - Дерево голое, на ветках лежит снег, на земле тоже снег, сугробы.

Воспитатель: - Как можно изобразить дерево весной?

Дети: - На деревьях начинают появляться маленькие листочки, цветы, на земле лужи от таяния снега, начинает появляться зеленая травка.

Воспитатель: - Какое дерево бывает летом?

Дети: - Все зелёное, трава тоже зелёная, растут цветы.

Воспитатель: - Чем отличается дерево осенью?

Дети: - Листья жёлтые, оранжевые, красные, коричневые, трава сухая, коричневого и жёлтого цвета, бывает листопад.

Воспитатель: - Прежде чем начать рисовать дерево, что нам нужно нарисовать? (Фон). Что в пейзаже является фоном?

Дети: - Небо и земля, которые соединяются линией горизонта.

Воспитатель: - Какое может быть небо?

Дети: - Голубое, с белыми облаками, серое, на закате – ярко красное, ночью – темное, живописное (с разными оттенками).

Воспитатель: - Сейчас вам нужно выбрать время года, в котором будет изображено ваше дерево, и начать рисовать фон. Какой краской будем рисовать фон?

Дети: - Акварелью.

Воспитатель: - Какой кистью вы будете рисовать фон?

Дети: - Толстой кистью.

Воспитатель: - Маша, а какое время года выбрала ты? Какие цвета ты выберешь для своего фона?

(На доске у воспитателя - чистый альбомный лист. Дети и воспитатель параллельно начинают изображать небо и землю).

Воспитатель: - Пока сохнет фон на нашей будущей картине, давайте немного разомнемся.

Физминутка. Кинезиологические упражнения.

1. “Лезгинка”. Левую руку складываем в кулак, большой палец отставляем в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой. После этого одновременно меняем положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добиваемся высокой скорости смены положений.

2. “Ухо-нос”. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук “с точностью до наоборот”, 6 раз.

3. “Горизонтальная восьмерка”. Вытягиваем перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив указательный палец вытянутым. Рисуем в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинаем с центра и следим глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключаем вторую руку. Сначала движения в одном направлении, затем – в разных направлениях, по 4 раза.

4. “Перекрестный шаг”. Шагаем на месте. При этом пытаемся локтем правой руки достать левое колено. И наоборот: локоть левой руки тянется к колену правой ноги, по 8 раз на каждую сторону.

5. “Облако дыхания”. Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох через нос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисую круг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем три раза.

Воспитатель: - Спасибо, юные художники. Вы – молодцы! Теперь продолжим наше творчество.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель: - Кто знает, с чего мы начнём рисовать дерево?

Дети: - Со ствола.

Воспитатель: - Какой кистью мы будем рисовать дерево?

Дети: - Тонкой кистью.

Воспитатель: - Кто покажет и расскажет, как нарисовать дерево?

Дети: - Начинаем рисовать дерево снизу вверх всем ворсом кисти. Внизу ствол толще, чем на макушке, поэтому к верху линия становится тоньше. Затем рисуем ветки. Большие ветки растут внизу ствола, рисуем, не сильно нажимая на кисточку, их всего нарисуем 3 или 4, они все смотрят вверх. Мелкие ветки рисуем только кончиком кисточки, не делая нажим. Чем мелких веток больше, тем дерево будет развесистее и красивее.

(Показ детей с объяснением. Остальные дети тоже рисуют.)

Воспитатель: - У вас на столах осталась еще одна кисть, которую мы не использовали. Как вы думаете, для чего она?

Дети: - Для кроны дерева.

Воспитатель: - Мои дорогие художники, давайте вспомним приёмы рисования жёсткой кистью.

Дети: - Рисуем сухой кистью, держим ее вертикально, “тычки” делаем быстро. Продольные линии делаем короткими мазками.

(Показ приемов рисования в воздухе. Дети приступают к работе.)

Выполнение работы детьми.

Воспитатель: - Ребята, а где стоит ваше дерево, что вокруг него? Давайте закончим наш пейзаж. Как предметы располагаются в пейзаже?

Дети: - Чем предмет ближе, тем он кажется больше, чем дальше – тем кажется меньше.

Воспитатель: - Деревья растут на поляне, в лесу, в роще и там, где растут деревья, много звуков. Эти звуки помогут вам представить и вообразить ваш пейзаж.

(Воспитатель включает аудиозапись со звуками природы. Дети заканчивают работу.)

III часть. Заключительная

Воспитатель: - Ребята, художники всегда дают названия своим картинам. А теперь вы придумайте названия своим картинам.

Дети: - Я назвала “Красивое дерево зимой”. У меня “Летнее дерево”. А я нарисовал “Осенний пейзаж”. Я назвала “Цветущее весеннее дерево”.

Воспитатель: - Молодцы, мои счастливые художники! У вас получились замечательные пейзажи! Сейчас мы разместим их на выставке и рассмотрим.

(Размещение картин на выставке в группе).

Воспитатель: - Стёпа, тебе чья картина понравилась? Чем? А как ты думаешь, чем она отличается от твоей картины? Какие цвета использовались в этой картине? (Ответы детей.)

(Опрос 3 – 5 детей.)

Воспитатель: - Как можно назвать одним словом все наши картины?

Дети: - Пейзажи.

Воспитатель: - Какие замечательные картины получились у наших художников. Предлагаю вам сделать альбом “Путешествие по временам года”, где мы разместим наши рисунки и стихи, которые вы разучивали перед занятием.

Дети заполняют альбом своими работами.

Воспитатель: - Молодцы! Какой замечательный альбом получился! Наша художественная мастерская сегодня заканчивает свою работу. Спасибо вам, мои юные художники!

Приветствую вас, мои друзья и случайные посетители моего блога! С вами Татьяна Сухих. Как вы думаете, лепка, аппликация, рисование в подготовительной группе важны для будущего школьника или лучше делать упор на занятия по счету, письму? Почему мы, воспитатели, относимся к изобразительным видам искусства в системе дошкольного воспитания не менее серьезно, чем к обучению грамоте и азам математики? Прошу, высказывайте свое мнение, мне очень интересно его услышать!

Мне бы хотелось сегодня рассказать о том, что представляет собой занятие по рисованию для деток, которые совсем скоро станут первоклассниками. Я сделаю акцент на том, что дает пяти-шестилеткам искусство передачи на бумаге окружающего мира.

Но сначала, как всегда, обзор полезных для воспитателей и родителей материалов из Интернета.

Традиционно богатый ассортимент интернет-магазинов «УчМаг» и «OZON.RU» не может не радовать покупателей и меня, конечно, тоже.

Так, нашла интереснейшие пособия для воспитателей детских садов и активных родителей:

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – отличный материал о разных способах рисовать, плюс – основные лексические понятия, которые нужны детям для развития речи. Книга разработана для логопедических дошкольных учреждений, но она прекрасно подойдет, если нужно разработать интересный конспект НОД по рисованию в старшей и подготовительной группах.

Еще недавно только в школах применялись печатные рабочие тетради, но сегодня можно ввести их в практику детских садов. Например, есть интересный вариант – серия «Художественный труд. Подготовительная группа». Такая рабочая тетрадь не только сделает занятия по эстетическому развитию интересней, но и подготовят детей к подобной деятельности, которая ожидает их в школе.

Если вы не знаете, чем развлечь деток летом, когда они не посещают садик или школу, предложите им заняться творчеством прямо на асфальте. Подспорьем вам станет очень своевременное для лета пособие «Рисование на асфальте с детьми 4-7 лет». Ведь мало просто дать малышу мелки, нужно суметь заинтересовать его так, чтобы он с воодушевлением проводил время на свежем воздухе и с пользой для общего развития. В книге подана методика обучения детей изображению разных предметов, пейзажей, портретов обыкновенными мелками.

Ну, и как же может проходить рисование без альбомов? «УчМаг» предлагает красочные и недорогие альбомы на спирали из серии «Monster High», которые в первую очередь понравятся девочкам.

Хочу заметить, что предложенные мною методические материалы разработаны по ФГОС и могут спокойно применяться в ДОУ.

Чем мы занимаемся на занятиях по ИЗО в детском саду?

Представим себе, что нам нужно составить перспективный конспект по рисованию на весь учебный год. Хотите заглянуть, что там написано?

Итак, сентябрь начинаем с того, что вспоминаем лето. Обычно мы предлагаем детям подготовительной группы рисовать на тему: «Как я лето провел?»

Изображать дети могут разное, в основном, рисуют море, речку, деревню, дачу. Если малыш задумал море и песок, можно предложить технику мокрый рисунок акварелью. Кто не знает – это рисование краской на мокрой бумаге. Краски при этом размываются, контуры расплываются, что создает изумительный эффект…

Какие при этом мы преследуем цели:

учим детей передавать задуманное на лист бумаги, развиваем воображение, подсказываем, как строить композицию, обучаем разным техникам рисования. Кроме того, ребята учатся работать аккуратно, доводить задуманное до конца.


Проводив лето, встретим осень!

Осенние темы рисования обязательно предусматривают изображение даров осени. Подготовительная группа рисует натюрморты: корзинки с овощами, кувшины с осенними листьями и т.п. Интересно получается рисовать техникой тычок. Дети рисуют эскизы простым карандашом, а потом кистью заполняют эскиз цветом, делая кисточкой тычки по бумаге. Тык, тык гуашью сначала по контуру, потом заполняем пространство внутри контура так, чтобы не оставалось пробелов. Красиво получается, прямо как настоящая живопись!

Нетрадиционная техника рисования в подготовительной группе широко используется, дети этого возраста уже достаточно умело владеют карандашом, кистью, поэтому легко воспринимают другие способы изображения. Например, если хотим нарисовать осенний пейзаж, можно делать это техникой отпечатков. Рисуем сначала стволы деревьев, а затем наносим краску на листок клена и делаем оттиск на бумаге – это крона дерева. Либо наносим на бумагу краску пальцами, получаем множество листочков на деревьях.

Какие программные задачи выполняют дети, рисуя осень? Они переживают эмоциональный подъем, стараясь передать красоту осени на бумаге, таким образом, обогащают личный опыт восприятия этого времени года. Помимо того, дети закрепляют навыки смешивания красок, создание новых оттенков, различают теплые и холодные цвета.

Завершаем осень хохломой – рисуем характерные узоры на бумаге разной формы. Это могут быть полоски, круги, треугольники. Дети учатся соотносить элементы узора с формой бумаги, представляя, что они расписывают тарелку, ленту, платок.


Зимушка-зима пришла!

Конспект занятия по рисованию зимы включает обучение изображению городского пейзажа – заснеженных улиц родного города. Дети учатся рисовать несложные композиции, где присутствуют дома, городской транспорт, прохожие.

Нетрадиционное рисование на эту тему в детском саду (подготовительная группа) – например, граттаж. Это процарапывание черного фона деревянной шпажкой или пустым стержнем шариковой ручки. В двух словах: белый или цветной фон натираем свечой, потом закрашиваем черной гуашью с добавлением средства для мытья посуды. Когда полностью высохнет – процарапываем контуры задуманного рисунка.

Зимой мы часто рисуем зверей в зимнем лесу, новогодний праздник, зимний пейзаж. Обязательно изображаем птиц на кормушке разными техниками.

Также углубляем знания о народных видах росписи. Мы закрепляем навыки рисования красками, карандашами, учимся рисовать живую и неживую природу разными методами.


Что мы рисуем весной?

Конечно, март ассоциируется, в первую очередь, с женским днем. Мы обязательно в подготовительной группе рисуем портрет мамы. Что мы хотим привить ребятам во время занятия? Мы воспитываем эмоциональное восприятие образа матери, вырабатываем умение изображать лицо человека крупным планом, стараемся научить новым техникам рисования, например, используя шаблоны. Можно заготовить самим или купить готовые шаблоны элементов лица человека – глаза, губы, нос. Это облегчит обучение рисованию портрета и разнообразит занятия с детками.

Далее на тему: «Весна» детки рисуют капель. Это можно сделать по-разному. Я уже, кажется, рассказывала о рисовании капели пластилином? Это несложно: рисуем дом, на крыше которого лежит снег. Затем по краю крыши размазываем вертикально шарики белого пластилина, имитируя сосульки.

Какая весна обходится без цветов? Цветочная тема – очень интересная, дети любят изображать известные и фантастические бутоны всех цветов радуги. Что касается фантастики, то советую предложить детям нарисовать сказочную страну цветов – это полезно для развития воображения и художественного вкуса. Кроме того, мы развиваем эстетическое восприятие весенней поры, закрепляем знания о цвете, о возможностях различных материалов, обучаемся использовать белила для создания нежных оттенков.

Занятие по рисованию (весна) предполагает также иллюстрирование сказок. Мы даем детям готовый сюжет или они сами выбирают сказку, которую будут рисовать, и технику исполнения рисунка.

Вот как необычно можно изобразить ежика с яблочком: туловище и яблоко рисуем кистью, а иголочки и травку – пластмассовыми вилками. Просто прикладываем зубья вилки к бумаге перпендикулярно. Это техника отпечатка. Получается очень реалистично и выразительно!

Традиционно конспект рисования на тему: «Весна» не обходится без сюжета о 9 Мая. Дети рисуют на патриотическую тему: композиция «Победа», салют, флаг России, сюжеты о войне и т.п.


Что ребенок должен усвоить весной? Дошкольник должен уметь самостоятельно придумать сюжет рисунка, продумать композицию, подобрать цвета, сделать эскиз, правильно разукрасить, не оставляя пробелов и не выходя за контур. Также он умеет смешивать цвета в правильных пропорциях и заранее знает, какой оттенок получится при смешивании определенных цветов. Дошкольник освоил способы передачи характерных особенностей живых существ и предметов. Он знает, чем характерен пейзаж, портрет, натюрморт, роспись.

НОД в подготовительной группе по ИЗО – это важный этап в жизни будущего школьника. Ребенок закрепляет все полученные навыки и знания, которые понадобятся ему в дальнейшем. Он развивает ловкость пальцев, мастерство владения карандашом и кистью, тренирует пространственное мышление, укрепляет интерес к творчеству. Все это, несомненно, пригодится ему в школе для успешной адаптации.

А пока буду прощаться, но напомню о том, что нужно делиться с друзьями информацией, то есть, ссылками не нее! А также желательно подписываться на новые материалы!

C уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

 

 

Это интересно: