→ Ортодоксальные школы древнеиндийской. Шпаргалка: Неортодоксальные школы древней Индии. Общая характеристика древневосточной философии

Ортодоксальные школы древнеиндийской. Шпаргалка: Неортодоксальные школы древней Индии. Общая характеристика древневосточной философии

Древнеиндийская философия возникла примерно в середине I тысячелетия до н.э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы), которые оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религии.

Дофилософские знания передавались в Ведах. Веды – древнейший памятник индийской литературы. В Ведах выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной жизни. Веды делятся на четыре части. Древнейшая из них – Самхиты . Вторая часть – Брахманы сборник ритуальных текстов. Третья часть Вед – Араньяки , правила поведения для отшельников.

Четвертая часть – Упанишады., собственно философская часть. Центральной темой Упанишад является проблема философии. Это поиски того, что есть истина. Откуда мы произошли, где мы живем и куда мы идем? В Упанишадах особенно выдвигается идея перевоплощения. Те, кто обладает правильным знанием и выполняет свой долг, снова родятся после смерти для бессмертия

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитет Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков- локаятиков.

2. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древнеиндийской философии.

Неортодоксальные учения индийской классической философии

Джайнизм В своей главной части – этическое учение, указывающее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Джайнизм опирается на особое учение о бытии. Согласно этому учению, существуют множество вещей, наделенных реальностью и обладающих с одной стороны, постоянными, с другой – случайными, или преходящими свойствами. Основная причина, порождающая зависимость души, ее сильные желания, или страсти. Причина страстей состоит в незнании жизни. Познание должно освободить душу от материи.

Буддизм – одна из мировых религий – находится в одном ряду с христианством и мусульманством. Учения буддизма основываются на легенде об его основателе принце Сиддхартхи, или Гаутаме Будде (Просветленный) 560–480 гг. до н.э.

Основа буддийского вероучения – четыре «благородные истины»:

1) Жизнь исполнена страданий (Это рождение, старость, болезни, смерть, соединение с тем, что нежеланно, недостижение всего, что хочешь достичь);

2) Существует причина возникновения страданий; Страдание обусловлено желанием: желание наслаждения, желанием существования, желанием гибели.

3) Имеется возможность прекращения страданий. Цель познания – освобождение человека от страданий. Избавление от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей жизни. Такое прекращение страданий называется у буддистов нирваной. Буквальное значение этого слова «угасание» Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.

4) Истина пути: Тот кто проходит путь этического совершенствования достигает восьми добродетелей, состоящих в правильном поведении, в правильном видении, правильном образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, правильном внимании, правильном сосредоточении.

Философия Локаята (или чарвака) – система древнего материализма. Весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний нет никакой другой реальности. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды, земли. После смерти организмы разлагаются на первоначальные элементы. Сознание существует реально. Оно не может быть свойством духовной и нематериальной сущности, а является свойством живого материального тела. Человек испытывает и наслаждение, и страдание. Полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными.

Ортодоксальные системы

В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на Веды. Здесь Веды рассматриваются в качестве священных книг.

Миманса . Отличительная черта мимансы в том, что она уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых, чувственно невоспринимаемых истин постулатами.

Веданта . Это идеалистическое учение. Впервые его систематически развил Бадараяна . В этом учении можно отметить два различных аспекта: 1) душа и Бог принципиально различны; 2) душа и Бог в сущности едины;

Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, упражнялся в размышлении над ее истинами, пока не достигнет непосредственного, и притом постоянного, созерцания истины. Душа связанная со своим телом не свободна. Она жаждет чувственных удовольствий и испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты.

Философия Санкхъя . Основатель учения санкхья Капила жил около 600-х годов до н. э. Учение санкхья предполагает два начало: вещественное и духовное. Исходным понятием санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Философия санкхья, как и ряд других школ, главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.

Система йога . Слово «йога» означает, по-видимому, «сосредоточение». Основателем Йоги является Патанджали .

Вера в бога рассматривается как условие успешной практической деятельности, избавляющей от страданий. Среди средств, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть – к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам жизни. В числе правил йоги содержится ряд проверенных предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т.п.

Материалистическая система ньяя . Основателем ньяи считается мудрец Гаутама . Философия ньяя – учение о познании, в частности о логическом выводе, развитое на основе материалистической теории бытия. Она призвана служить практической задаче – освобождению человека от всех страданий. Истинное знание может быть постижением или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью сравнения. Восприятие обусловлено органами чувств и дает непосредственное знание о предмете. Для логического познания требуется вычленение признака, неотделимого от познаваемого предмета.

Материалистическая система вайшешика . Вайшешика возникла приблизительно в VI – V вв. до н. э. Основателем ее считается Канада . Философия вайшешика возникла как материалистическое учение о бытии и теории атомизма. В последствии в круг вопросов вайшешики были включены вопросы логики. Как и ньяя, вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания – незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т.е. через истинное постижение реальности.

О г л а в л е н и е

1 Введение………………………………………………………………..2стр.

2 Буддизм…………………………………………………………………3стр.

3 Джайнизм………………………………………………………………7стр.

4 Чарвака………………………………………………………………..10стр.

5 Адживика……………………………………………………………..14стр.

6 Заключение…………………………………………………………...17стр.

7 Список литературы…………………………………………………..18стр.

Введение

Индийская философия развивалась беспрерывно с древних времен. И многие положения и взгляды остаются актуальными в наше время.

Почти вся литература по индийской философии написана на языке знатоков искусства – санскрите . Философия Индии уделяла особое внимание религии и размышлением над познанием. Это было вырожено в Ведах – религиозные писания, под воздействием которых возникли первые элементы философского сознания. Крупнейшим разделом Вед, явлется Упанишады (свыше 200 произведений). В Упанишадах основой всего сущего признается Атман , который состоит из речи, дыхания. Атман – внутренний правитель, духовное начало, душа, Я, который связывает и этот и тот мир, и всё сущее.Помимо Атмана в Упанишадах признается Брахман , который является началом всего остального. Совпадение Атмана и Брахмана открывает человеку путь к высшему блаженству, что является мокшей .

Для древних индийских философов развитие шло в рамках школ. Все они делились 2 группы: Ортодоксальные и Неордоксальные.

Ортодоксальные – те, которые признают ученье Вед и жизнь после смерти.

Неортодоксальные – те, которые не признают ученье Вед.

К ортодоксальным относятся:

1. Миманаса

2. Веданта

3. Санкхья

4. Йога

5. Вайшешика

К неортодоксальным относятся три школы:

1. Буддийская

2. Джайниская

3. Материалестическая(чарвака)

Именно об этих школах и их основателях пойдет речь в данной работе.

БУДДИЗМ.

В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной

из трех философских теорий:

Ортодоксальным индуизмом, основанный на ведийских знаниях и строгом соблюдении ритуалов и предписаний;

Аскетической практикой и медитацией, которую проповедовали независимые духовные учителя (отшельники – шраманы),;

Материалистической и гедонистической философией школы локаята.

Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города и, как результат, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций. Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.

Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха

Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Названный в последствии Буддой (буквально пробужденный, просветленный). Прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет, отшельник, мудрец) после чего «прозрел» (527 г. До н.э.)и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма – «средний путь» жизни между двумя крайними:

-«путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и

морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

Средний путь – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана – высшая благодать.

Ключевые концепции буддизма

Пратитья Самутпада. Представляет фундаментальную концепцию буддийской философии и может быть переведен трояко.

Зависимое начало;

Обусловленное воспроизводство;

Взаимосвязь.

Общий смысл концепции можно передать следующими словами: «Сущностным является то, что возникает; то что погибает, перестает быть таковым». Т.е. при определенных условиях объект проявляется, а с изменением этих условий – исчезает. Предусматривает три признака проявления вселенной.

Анигга. Все в мире подвержено постоянному процессу перемен.

Анатта. Все сущее не только изменчиво, но и попросту не существует само по себе.

Дукха. Термином дукха обозначают все неприглядные стороны жизни, даже удовольствие, ибо известно, что все рано или поздно кончается.

Четыре благородные (арийские) истины, открытые Буддой

1. Жизнь есть не что иное, как дукха (страдание и неудовлетворенность)

2. Причиной страданий является танха (привязанность к жизни как к

источнику страдания; иллюзорное отношение к реальности, когда желаемое выдается за действительное) .

3. С избавлением (ниродха) от привязанностей исчезает причина страдания.

4. Во избежание привязанностей следует придерживаться срединного пути, называемого маггой.

Этапы «Восьмиричного Пути Освобождения»

1. правильное видение –понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

2. правильная мысль – жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

3. правильная речь – слова человека, его речь воздействуют на его душу,

характер;

4. правильное действие – жить в согласии с собой и другими людьми.,

непричинение зла другим;

5. правильный образ жизни - соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

6. правильное умение – усердие и трудолюбие;

7. правильное внимание – контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

8. правильное сосредоточение – регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

Тройственный путь

Благородный восьмиступенчатый путь не является единственным способом осуществления Дхармы. Весьма распространенной является доктрина, представляющая следующие аспекты:

Сила (нравственность) – свод заповедей;

Самадхи (медитация) – расширение сознания;

Праджня (мудрость) – отражение двух предыдущих аспектов в практическом воплощении. Мудрость достижима на трех уровнях:

Шрутамайя-праджня – мудрость, почерпнутая во время чтения сутр;

Чинтамайя-праджня – мудрость, почерпнутая в ходе самосозерцания и

размышления;

Бхаванамайя-праджня – высшая мудрость, обретенная в прцессе духовной практики.

Анатта . Учение Будды стало с одной стороны, творческим развитием

индуистских традиций и понятий с другой – полностью опровергло некоторые религиозно-философские концепции. Индуизм придерживается понятия высшего «Я» (Атмана), которое хоть и присуще физическому телу, но в то же время полностью независимо от него. В учении анатты Будда отрицает концепцию Вечного Атмана. Истинное «Я» - это то, что чувствует, видит, думает и осуществляет жизненный выбор. Иными словами, не существует никакой неуловимой субстанции.

Буддизм никогда не был застывшей и окончательно оформленной

религиозной доктриной. Так что неудивительно, что со временем возникло множество философско-религиозных школ и течений. Более того, в процессе развития буддизм органично впитал в себя многие культурные и религиозные традиции, которые были интерпретированы в русле базовых концептуальных подходов.

ДЖАЙНИЗМ.

Центральной идеей этого религиозно-философского учения является

принцип ахимсы (непричинение вреда). Подобно другим философским школам, ждайнизм не довольствуется чисто умозрительными рассуждениями и главной целью ставит реализацию средств преодоления людских страданий. Адепты учения видят спасение в победе над мирскими страстями, ограничивающими возможности сознания. Само слово джина означает победитель. В джайнской традиции существовало 24 вероучителя, известных как создатели брода, то есть те, кто вел своих последователей через бурный поток мирских невзгод навстречу спасению и покою. Существует исторически достоверное свидетельство о последнем из них Махавире (599 -527гг.до н.э.). Как и Сидхартха Гаутама ушел из дома и в течении нескольких лет вел аскетический

образ жизни. Во время своих скитаний познакомился с основателем

оппозиционной индуистской секты аджавиков –Госалой. Так же есть сведения о его встрече и диспуте с Буддой. В 42 года достиг просветления, с тех пор стал известен как Джина, а его последователи стали называться джайнами –соратниками победителя.

Базовые концепции

Главным трудом по философии джайнизма является «Таттвартха-

сутра».Центральные темы: непричинение вреда, отказ от категоричных

суждений и отказ от собственности.

Анекантавада. Неприятие абсолютных истин. Суть вещей следует воспринимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Т.е. любое знание является условным.

Атомизм и анимизм . Джайнизм основан на учении о дискретном, прерывном строении материи и различает четыре вида проявления микрочастиц (атомов): воздух, огонь, воду, землю. Атомарные образования этих первоэлементов объединены в скандхи, из которых в свою очередь формируются феноменальные объекты. Однако мир состоит не только из материальных предметов, но и атрибутов более тонкого плана, реальность которых тем не менее очевидна. К ним относятся радость, печаль и жизнь как таковая, причем последняя обозначается как душа или джива. Т.е. мы имеем дело со вселенной, в которой все находится во взаимодействии физических и не физических структурных

элементов. Феноменальный мир по сути дела вечен, несмотря на условность его земных проявлений.

Атеизм и вечно меняющаяся вселенная. В своей основе джайнизм атеистичен. Не признает конечного слияния Атмана с Брахманом. Вместо этого признается достижение душой конечной реальности. Мир безначален, но находится в постоянном процессе эволюции и инволюции. При этом никаких доказательств не требуется, процесс перемен осуществляется в соответствии с кармическими законами. Следовательно, вселенной управляет не Бог, а карма.

В джайнизме сосуществуют два направления: секта дигамбаров (одетых

сторонами света) и шветамбаров (одетых в белое). С точки зрения крайнего аскетизма монах не должен владеть чем-либо или испытывать привязанность к чему бы то ни было. Поэтому, коль скоро одежда может стать объектом вожделения, джайнский монах должен быть обнаженным. Обе секты признавали справедливость утверждения, но шветамбары пошли на компромисс и позволили своим последователям носить одежду, а дигамбары воплотили монашеский идеал на практике, хотя в наше время на публике их адепты прикрываю свое тело.

Несмотря на аскетическую этику джайнизма, светские адепты учения нередко становятся преуспевающими дельуами. У мирян элемент непривязанности к земным благам принимает форму благотворительности. Так состоятельные последователи традиции финансируют строительство храмов и материально

поддерживают общины.

В заключении можно сказать, что межу философией Буддизма и джайнизма есть много общих аспектов: и Гаутама и Махавира исповедовали атеизм и указывали на изменчивость и непостоянство окружающего мира; оба подчеркивали значимость доктрины ахимсы как ключевого понятия морали и духовного роста; оба указывали на путь от мирского существования к монашеству как наиболее желательный; отрицали авторитет ведийских знаний и культовой практики. Однако между учениями есть существенное различие.

Буддизм не признает ни самости Эго, ни дживы, как некой материальной

субстанции, напротив, «Я» провозглашается лишь как условная концепция. Неменее важно отметить, что джайнизм (как и санкхья) охотно поднимает вселенские вопросы и рассуждает о жизни после смерти, в то время как буддизм считает подобные мудрствования бесплодными и уводящими в сторону.

ЧАРВАКА

Чарвака (чарвака-локаята) - пожалуй, самая неартодоксальная школа древнеиндийской философии. Ее влияние на индийскую культуру нельзя считать очень уж значительным. Более того, она оказалась неконкурентоспособной в исторической борьбе идей на индийской культурной сцене. Учение этой школы со временем потеряло влияние. Все ее произведения погибли или были сознательно уничтожены теми, кого они беспощадно критиковали, сохранились лишь отрывки ее доктрин и высказывания о ней в сочинениях других древнеиндийских авторов. И тем не менее для духовной атмосферы и идейной борьбы Древней Индии она характерна. Кроме того, учение чарваков важно и еще в одном отношении - оно подтверждает генетическое единство (в т. ч. и примерно одинаковое разнообразие) философских сюжетов в основных культурных центрах мировой цивилизации.
Как школа, даршана, т. е. доктрина с последователями, чарваки конституировались приблизительно в середине 1-го тыс. до н. э. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати . Этимология названия неясна.

По одной версии слово “чарвака” происходит от глагола “чарв” - “есть, жевать” и является презрительным прозвищем для древнеиндийских материалистов-гедонистов, якобы проповедовавших: “Ещь! пей! веселись!”. В соответствии с другой версией термин “чарвака” происходит от “чару” - “приятный” и “вак” - “слово”, давая в результате “доходчивое, приятное слово”.

“Локаята” - синоним термина “чарвака”. Он тоже неоднозначен. Санкритское “лока” означает “мир, универсум, место-уровень”, а во множественном числе - “люди, народ, человечество”. Прямая расшифровка термина “локаята” звучит как “ограниченность миром опыта простых людей”.
Чарваков отличало резко негативное отношение к ведийским авторитетам, к религиозной догматике в целом. Они утверждали, что Веды “страдают пороками - лживостью, противоречивостью, многословием”. “Мошенники, шуты, бродяги - вот кто составил… Веды”, - говорил сам Брихаспати. Чарваки высмеивали религиозные обряды жрецов-брахманов, показывали нелепость жертвоприношений. Они не верили в реальность Брахмана и Атмана, закона Кармы, рая и ада, вообще любого другого мира. Соответственно отрицали они и существование души после смерти: “Когда тело обратится в прах, разве может оно возродиться вновь? Если то, что покидает тело, уходит в иной мир, почему же не возвращается оно опять, влекомое любовью к своим близким?”. Поминовение усопших, равно как и другие религиозные обряды были в их глазах лишь способом прокормления многочисленной армии брахманов.
Единственно реальным чарвака-локаята признавала только этот чувственный материальный мир. Он, полагала она, образовался из спонтанного соединения четырех первоначал (первоначала - махабхуты, “великие сути”): земли, воды, воздуха (ветра), огня (света). В дальнейшем некоторые представители этой школы к четырем названным первоначалам добавляли пятый - эфир. Первоначала изначально активны и самодеятельны. Каждая вещь, по учению чарваков, обладает индивидуальной природой или сущностью - свабхавой. Свабхава делает любую вещь уникальной и самодетерминированной. Внешние воздействия, чуждые природе данной вещи, бессильны изменить ее судьбу, непреложный, каузальный ход ее внутренних изменений. Все, что происходит или случается в этом мире, непременно должно было произойти вне зависимости от того, хотим мы этого или нет.
Душа отождествлялась чарваками с органами чувств и умом. Она, в их понимании, возникает тогда, когда первоэлементы, или махабхуты, должным образом соединяясь между собой, образуют живое тело. В махабхутах самих по себе никакой души, никакого сознания нет. Это - эффект целостности, то новое, что появляется в результате соединения, соответствующей комбинации исходных элементов. К подобному выводу чарваков склоняли простые жизненные наблюдения. Например, такой: при смешении кинвы и некоторых других веществ возникает опьяняющая сила, ранее отсутствовавшая. Вместе со смертью тела, а это не что иное, как распадение его на исходные первоэлементы, исчезает и душа.
Все знание чарваки выводили из чувств. В этом смысле они были сенсуалистами. Чарваки разрабатывали также теорию умозаключений. Они различали, в частности, два вида умозаключений:

1) умозаключения, основанные на данных чувственного восприятия - они доказательны, им можно доверять.

2) умозаключения, не опирающиеся на данные чувственного восприятия и потому лишенные доказательной силы, по сути ложные. К таким ложным умозаключениям локаятики относили, в частности, брахманистское доказательство бытия Бога и бессмертия души.
Чарваки были гедонистами: смысл жизни в счастье, а счастье в наслаждении. Они прославляли естественные чувства и радости людей. “Мудрость состоит в том, - считали они, - чтобы пользоваться теми удовольствиями, которые нам доступны, и по мере возможности избегать сопровождающих их страданий… Как сказал мудрец, радости, доставляемые человеку чувственными вещами, надо отвергать, поскольку они сопровождаются страданием, - но таково требование глупцов. Но какой человек, желающий себе настоящей пользы, выбросит зерна риса из-за того, что они покрыты шелухой и только?” Зло и добро, по мнению чарваков, - иллюзия, созданная человеческим воображением. Реальны только страдания и наслаждения, из них выткана ткань человеческого бытия. Исключить страдания из человеческой жизни нельзя, но стремиться сделать их минимальными можно и должно. Отрицание аскезы, бывшей одной из главных ценностей древнеиндийской культуры, жесткий материализм и последовательный гедонизм делают учение чарваков заметным явлением в истории индийской философии.

АДЖИВИКА

Адживика - одно из неортодоксальных древнеинд. учений, отрицающее существование души. А. первоначально была связана с буддизмом и, возможно, даже являлась разновидностью последнего, поскольку буддисты древности тоже категорически отрицали понятие «души». Основателем А. по традиции считается живший в 6-8 вв. до н. э. мудрец Маркалидева . Согласно средневековым ведантистским трактатам, в основе адживики лежит атомистическая идея, которая определяет др. идеи и представления этого учения. По учению адживики существуют четыре разновидности атомов, из которых строятся четыре стихии природы:

Все атомы обладают способностью к сочетанию. Жизнь не есть нечто атомарное, она есть то, что воспринимает, познает сочетания атомов. Разновидности атомов и жизнь образуют пять сущностей, которыми исчерпывается все существуют шее. Сознание - особый агрегат сверхтонких атомов, входящих в конфигурацию «жизни». Атомы вечны, неделимы, никем не сотворены и неунич-тожимы. Адживика выступала как реалистическое и в основном материалистическое учение, которое противостояло древ-неинд. религиям и философии брахманизма (Индийская философия). Адживика отрицала брахманские доктрины кармы, самсары и мокши; это отрицание переходило иногда в проповедь этического релятивизма.

Накануне создания двух социально-организованных реформаторскихсистем (джайнизма и буддизма) появляются проповедники, оказавшиестоль значительное влияние на духовную жизнь, что имена их не былипреданы забвению. Буддистская традиция говорит о «шести учителях», ставших главными оппонентами Будды в религиозно-философских диспутах, и среди них о Госале - основателя движения адживиков, которое просуществовало два тысячелетия, до XVI в.н.э., когда буддизм как таковой практически исчез с территории Индии. Характерно, что слово «адживика» первоначально употреблялось для обозначения аскетов и мудрецов, порвавших с ортодоксальной брахманской традицией и ведущих особый образ жизни «аджива». Большинство шраман отрицали авторитет вед, а отсюда вытекало их категорическое несогласие с притязаниями брахманства на особое положение в обществе и на роль единственных носителей истины.По мысли шраманов, каждый ученик, потрудившийся над ее усвоением, спо-собен овладеть ею. Шраманы, принадлежащие в подавляющем большинстве к другим варнам, отрицали социальные превилегии жречества последовательно и бескомпромисно. Растворение наименований ранее независимых друг от друга антибрахманских доктрин в одном учении адживиков, отражало реальный процесс поглощения различных «еретических» школ самым разработанным течением. Госала в большей степени, чем его оппоненты, старался соединить водном учении взгляды различных шраманских сект. Адживики пользовалисьбольшой популярностью при дворах царей, поскольку многие из них былиастрологами и занимались предсказаниями. Цари строили для них богатыеобители, купцы делали денежные подношения их общинам. Учение о предс-казании составляло существенную часть учения адживиков. Его место вней обуславливалось центральной идеей о признании предопределенностивсех явлений природы и человеческой жизни. В противоположность ведийс-кой религии, утверждавшей всемогущество богов, которые непрестанновмешиваются в естественное течение событий, и магическую силу жре-цов-жертвователей, чьи ритуальные действия давали им власть даже надбогами, адживики выдвигали единый принцип -всеобъемлющую и безличную судьбу. Прошедшее, настоящее и будущее всех существ и вещей заложено в ней. В мире, говорили они, нет ничего сверхестественного, самые сложные процессы так же закономерны, как и самые простые.

Заключение

Прочитав данный доклад я могу с уверенностью сказать, что каждая из неортодоксальных школ серьёзно относилась к своей философии.

Древняя Индия является одним из самых больших очагов древней цивилизации, где зародилась философия.

Индийская философия - это истинно «живые плоды», пpодолжающие питать своими соками миpовую человеческую мысль.Ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та пpитягательность целительных pецептов, котоpые помогают человеку выжить. Главная ценность дpевнеиндийской философии состоит в ее обpащении к внутpеннему миpу человека, она откpывает миp возможностей нpавственной личности, в этом-то, веpоятно, и кpоется тайна ее пpитягательности и живучести.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев.Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Список используемой литературы

1. Философия древнего мира и средних веков – Зыиревич В.Т. – Москва 2004г.

2. Великие мыслители востока – Ян П. Мак-Грил – Москва 1998г.

3. История философии – Мареев С.Н., Мареева Е.В. – Москва 2004г.

4. Философия: сдаем без проблем(Базовый курс) – Халин К.Е. – Москва 2010г.

5. Учебник для ВУЗов: Итория философии – Ильин В.В. – Москва 2003г.

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы. Первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).

Веды - совокупность канонических текстов с комплексом религиозно-философских представлений о мире и человеке, его месте в мире, смысле бытия и предназначении.

Ортодоксальные школы: Миманса «Миманса» — буквально «проникновение», «исследование», «рассуждение», «дискуссия». Миманса обосновывала авторитет Вед, необходимость выполнения предписаний и ритуалов. Также эта школа занималась проблемами теории познания. Миманса отстаивала реальность внешнего мира, а также других объектов (души, бога и проч.), о которых человек узнает на основании чувственного восприятия (которому в мимансе уделяется особое внимание).

Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами. Эта школа знаменовала сравнительно высокую ступень развития логики.

Веданта Слово «веданта» означает «последнюю цель вед», «завершение вед».Веданта так же как и Миманса целиком и полностью признает авторитет Вед. Веданта провозглашает материальный мир видимостью, иллюзией, проистекающей из незнания подлинной природы вещей. Веданта подробно анализирует индивидуальную душу, человеческое Я.

Согласно веданте, душа, связанная со своим телом, несвободна — она жаждет чувственных удовольствий, испытывает длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Веданта продолжает учение Вед о Брахмане и Атмане.

Брахман - высшая, объективная реальность, безличное, абсолютное духовное начало, из которого возникает мир и все сущее.

Атман - субъективное духовное начало, «Я» (сознание человека), душа.

Атман противопоставляется брахману и в то же время совпадает с ним в силу способности человека приобщиться к абсолюту путем его мистического познания. В процессе познания атман и брахман сливаются. Душа освобождается. Веданта требовала, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в ее мудрость, упражнялся в постоянном размышлении над ее выводами до тех пор, пока не достигнет непосредственного и постоянного созерцания истины. Логика этой школы вела сознание к мистике, к созерцательности, к отказу от активной деятельности и к подчинению философской мысли релгии.


Санкхья . Учение Санкхья также признает авторитет Вед. Санкхья предполагает, что в мире существует две силы - пракрити (материя) и пуруша (дух). Пракрити - активная творческая сила, первопричина существования всего. Пуруша - пассивная сила. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникает все множество предметов, наполняющих Вселенную.

Йога . Предполагаемое значение слова «йога» - «сосредоточение». Корни йоги очень древни; уже в Ведах говорится о достижении сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики; в эпических произведениях описывается обращение аскетов к йоге с целью получения магических способностей.

Основателем йоги считается мудрец Патанджали , живший около II в. до н. э. Главное содержание йоги - разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Для этого используются практика аскетизма, особая этика, основанная на сочувствии всем формам и видам жизни. В рекомендациях йоги немало рациональных и в известной мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания, физическим упражнениям и т. д.

Неортодоксальные школы Джайнизм Основателем джайнизма считается странствующий проповедник Вардхамана, которому впоследствии присвоили эпитеты: Махавира (санскритское «великий герой») и Джина («победитель»), В дальнейшем их стали употреблять как имена проповедника, а по последнему получило свое название религиозно-философское движение в целом. В джайнизме отрицались святость Вед, жертвоприношения, жречество, религиозное освящение индийской кастовой системы варн, решающее влияние богов на судьбы людей и т. д. В центре учения - бытие личности. Спасение достигается только благодаря личным качествам и усилиям людей, а не происхождением или божественным вмешательством.

Для джайнизма характерно учение о карме. Карма - закон воздаяния за все совершенные человеком поступки в земной жизни, как положительные, так и отрицательные. Карма определяет не только благополучие или неблагополучие существования (здоровье - болезнь, богатство - бедность, счастье - несчастье, а также пол, срок жизни, социальный статус индивида и т. д.), но в конечном счете прогресс или регресс человека по отношению к его главной цели - достижению нирваны , то есть высшего, не отягощенного материей блаженства в соединении с божеством. Душа человека (атман) совершает действия — хорошие и дурные.

Общая сумма их и их последствий — проявление кармы в широком смысле слова. На накопленную карму оседает новая и новая... Остановить этот процесс, разрушить и счистить налет, оградить себя впредь от него непросто. Этого можно достичь лишь большими нравственными и физическими усилиями в течение продолжительного времени: длительным постом, умерщвлением плоти, изучением священных текстов, строгой дисциплиной поведения. Другими словами, монашеским образом жизни. Джайнские монахи принимают пять обетов, запрещающих убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние и владение собственностью.

В джайнизме предельно выражен принцип ахимсы — ненанесения ущерба живым существам. Поэтому употребление в пищу мяса абсолютно запрещено исповедующим джайнизм. Даже жизнь насекомых считается неприкосновенной — джайнские монахи носят марлевую повязку, покрывающую рот, дабы при ходьбе не проглотить случайно какую-либо еле заметную букашку. С той же целью они фильтруют питьевую воду. Всегда с собой носят специальную метелку, чтобы сметать с дороги муравьев и червяков, боясь их раздавить. Монаху было запрещено разжигать огонь — ведь он уничтожает жизнь как в топливе, так и в окружающем воздухе.

Но и тушить его он не имел права, ведь тем самым уничтожал бы жизнь самого огня. Джайнам-мирянам запрещалось заниматься земледелием, ибо оно сопряжено не только с уничтожением растений, но и убийством мелких тварей, обитающих в почве.

Буддизм . Время жизни Будды относится к VI в. до н. э. Принц Сиддхарти из рода Гаутамы оставил семью, царский образ жизни, став нищенствующим учителем. Будда в переводе с санскрита значит «просветленный», «пробужденный».

Стержнем буддизма является проповедь Будды о «четырех благородные истинах»:

1) Жизнь полна страданий.

2) Существует причина возникновения страданий - желание. Жизнь человека переполнена желаниями: стремлением к наслаждению и утехам, успеху, богатству, власти.

3) Освобождение от страданий - притушение страстности желаний, избегание крайностей. Такое прекращение страданий - достижение нирваны (на санскрите значение этого слова «затухание» «остывание»), т.е. состояния полной невозмутимости, освобождения от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.

4) Существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий. Этот путь состоит в следовании восьми «добродетелям».

Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости. Локаята (Чарвака) Древнейшее материалистическое философское течение. Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли.

После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой другой реальности. Последователи локаяты считали веру в существование бога, души, рая, загробного мира ложной, а предметы этой веры недоступными для восприятия.

По учению локаяты полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными. Что касается обычных этических понятий о добродетели и о пороке, то они выдумка авторов священных книг. Такая же выдумка ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.

Ортодоксальные школы

В отличие от не ортодоксальных школ (чарваков, джайнизма, буддизма) в истории древне-индийской философии существовали и ортодоксальные школы, которые неотрицали авторитета Вед, а, напротив, опирались на них. Рассмотрим основные философские идеи этих школ

Веданта (завершение Вед) - наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, - это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания - соблюдение нравственных норм и медитация , которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.

Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях). Эта система касается объяснения ритуала Вед. Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой - идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.

Санкхья (число, перечисление) - в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрита ). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пуруши) . Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.).

Таким образом, санкхья представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма.

Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание). Философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение. Ее теоретическая основа - санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма ), овладение дыханием при определенных положениях (позах) тела (асана ), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара ), концентрация мысли (дхарана ), медитация (дхьяна ), состояние отторжения (самадхи ). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.

Вайшешика . На раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы - шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.

Ньяя (правило, логика) - учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики . Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.

Неортодоксальные школы . Среди множества приверженцев новых взглядов, восставших против авторитета Вед, следует назвать прежде всего представителей таких систем, как: чарвака (материалисты), джайнизм , буддизм . Все они относятся к неортодоксальным школам индийской философии.

Чарвака отрицает концепцию брахмана, атмана, сансары и кармы. Основой всего сущего здесь выступает материя в виде четырех первоэлементов: земли, воды, огня и воздуха. Онтологической сущности этого учения соответствует и теория познания. Ее основа - чувственное восприятие мира. Истинно лишь то, что познается с помощью непосредственного восприятия. Поэтому для существования другого мира, не воспринимаемого чувствами, нет никаких оснований. Никакого иного мира существовать просто не может. Следовательно, религия - это глупое заблуждение.

Джайнизм. Его основателем считается Махавира Вардха-мана (VI в. до н. э.). Он получил также имя Джина, что означает Победитель (имеется в виду победа над круговоротом перерож­дений). Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности - решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное. И хотя карма решает все, наша настоящая жизнь, которая находится в нашей собственной власти, может изменить воздействие прошлого. А с помощью чрезмерных усилий мы можем избежать и воздействия кармы. Поэтому в учении джайнистов нет абсолютного фатализма, как это может показаться на первый взгляд.

Следует отметить, что философия джайнизма сохраняет и сегодня свое влияние в Индии.

Буддизм так же, как и джайнизм, возник в VI в. до н. э. Его основатель - индийский принц Сиддхартха Гаутама , получивший впоследствии имя Будды (пробужденный, просветленный), так как после многих лет отшельничества и аскезы достиг пробуждения, т. е. пришел к пониманию правильного жизненного пути, отвергающего крайности . Характерная особенность этого учения - его этико-практическая направленность , а центральный вопрос, который его интересует, - бытие личности .

Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности - это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. С этим связана важнейшая концепция буддизма в нравственной сфере - концепция терпимости (толерантности) и относительности .

С этикой буддизма органично связана и его концепция познания . Познание здесь является необходимым способом и средством достижения предельной цели бытия личности.

В буддизме устраняется различие между чувственной и рассудочной формами познания и устанавливается практика медитации

Основные философские школы древнего Китая: конфуцианство, даосизм, легизм.

Конфуцианство. Это одно из наиболее важных направлений развития китайской философии, охватывает периоды древнего и средневекового китайского общества. Основателем этого направления был Конфуций (551 - 479 до н. э.). В литературе он часто именуется Кун-цзы, что означает учитель Кун. И это не случайно, уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как самый знаменитый педагог Китая. Главный источник его учения - книга «Лунь юй » («Беседы и суждения ») - высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями.

В центре его учения - человек , его умственное и нравственное развитие и поведение. Обеспокоенный разложением современного ему общества, падением нравов, Конфуций главное внимание уделяет вопросам воспитания идеального, благородного человека (цзюнь-цзы), которое должно осуществляться в духе уважения к окружающим людям и обществу.

Следует обратить внимание и на концепцию «золотой середины » Конфуция. «Путь золотой середины» - один из основных элементов его идеологии и важнейший принцип добродетели, ибо «золотая середина, как добродетельный принцип, является наивысшим принципом».

Даосизм

В центре учения даосов находится категория Дао (буквально - путь, дорога). Дао - это невидимый всеобщий естественный закон природы, человеческого общества, поведения и мышления отдельного индивида. Дао неотделим от материального мира и управляет им. Не случайно дао иногда сравнивают с логосом . древнегреческого философа Гераклита.

В даосизме каждому необходимо соблюдать принцип следования дао в качестве всеобщего закона спонтанного возникновения и исчезновения всей Вселенной. С этим связана и одна из главных категорий даосизма - бездействие , или недеяние . Соблюдая закон дао, человек может бездействовать. Лао-цзы поэтому отрицает любое усилие как индивида, так и общества по отношению к природе, ибо всякое напряжение ведет к дисгармонии и увеличению противоречий между человеком и миром. И тот, кто стремится манипулировать миром, обречен на неудачу и гибель. Главный принцип поведения личности - это сохранение «меры вещей». Поэтому недеяние (у вэй ) и является одной из основных и центральных идей даосизма, именно оно приводит к счастью, процветанию и полной свободе.

Легизм .

Становление легизма происходило в острой борьбе с ранним конфуцианством. Хотя и та, и другая школы стремились к созданию мощного, хорошо управляемого государства, однако они по-разному обосновывали принципы и методы его построения. Конфуцианство исходило, как известно, из нравственных качеств людей, делало акцент на роли и значении ритуала, нравственных норм в утверждении порядка в стране и принципов управления. Легисты же, напротив, исходили из законов , утверждая, что политика несовместима с моралью. По их мнению, главное воздействие на массы правителю следует осуществлять при помощи награды и наказания . При этом наказанию принадлежит основная роль. Управление государством и его развитием должно осуществляться не на основе благих пожеланий, а путем развития земледелия, укрепления армии и вместе с тем одурачивания народа.

Концепция государства, созданная легистами, была теорией деспотического государства. Перед законом должны быть равны все, кроме самого правителя, который является единственным творцом законов. Именно легизм сыграл решающую роль в формировании императорско-бюрократической системы управления в Китае, просуществовавшей до начала XX столетия. Вместо традиционного принципа наследования должностей они предложили систематическое обновление государственного аппарата путем назначения на должности чиновников, равные возможности при выдвижении на административные посты, унификацию мышления чиновников, их личную ответственность.

7Космоцентризм античного философского мышления и проблема первоначал (философия досократиков).

Источником возникновения греческой философии послужила мифология.

Из мифов первые греческие философы заимствовали представле­ние о первичном хаосе мира, мотив разделения неба и земли, олицет­воряющих мужское и женское начала мироздания, идею эволюции мира в сторону большей упорядоченности, мотив периодической ги­бели и нового рождения космоса. Для философских воззрений гре­ков, в отличие от мифологических, характерна уверенность в том, что космос - гармоничное целое, возникшее из хаоса благодаря логосу (уму. естественному порядку, принципу строения мира), что мир познается разумом, и разум должен быть главным "авторитетом" в решении человеческих проблем. Мифологический рассказ (преда­ние) о порождении мира путем совокупления мужских и женских стихий философия заменяет аргументированным рассуждением о причинах возникновения вещей.

Ранних греческих философов обычно называют "физиками", "физиологами" или натурфилософами. Важнейшим для них был вопрос об "архе" (первоначалах мира).

Милетская школа

Первой философской школой Древней Греции считается ми­летская школа (г. Милет, VI в. до н. э.). Ее основатель Фалес (око­ло 625 - около 547 гг. до н. э.) - один из полулегендарных "семи мудрецов". Космологическая концепция Фалеса сводилась к трем положениям: 1) все произошло из воды, 2) земля плавает на воде, подобно куску дерева, 3) все в мире одушевлено, или "полно богов".

Анаксимандр (около 610 - после 547 гг. до н.э.) - второй вид­ный представитель милетской школы. Свое учение он изложил в книге, которая считается первым в истории греческой мысли на­учным сочинением, написанным прозой. Источником всего суще­го Анаксимандр считал некое вечное и беспредельное начало, ко­торое он называл "божественным", утверждая, что оно "всем уп­равляет". Важнейшее свойство этого первоначала Анаксимандр называл словом апейрон, то есть "беспредельное".

Последний крупный представитель милетской школы Анаксимен (VI в. до н. э.) считал, что все вещи происходят из воздуха либо путем разрежения, связанного с нагреванием, либо же путем охлаждения и сгущения.

Пифагорейская школа.

Пифагор(580 – 500 г.до н.э.). Философской основой пифагореизма является учение о числе., числа у пифагорейцев понимались как принципы строения мира и вещей. В отличие от натурфилософов, пифагорейцы обращали внимание не на вещественность, а на ее математическую структуру.

Философия Гераклита(544 – 483 г.до н.э.)

Обособленно от школ философствовал Гераклит (конец VI -начало V в. до н. э.). В его учении важнейшим понятием является "логос". Логос "существует вечно", и "все происходит согласно это­му логосу". Логос - естественный порядок, закон, незримо правя­щий всем мирозданием. Вместе с тем логос еще и "огонь", живая энергия, приводящая все в движение и изменение. Логос также и слово, задающее порядок мысли.

Важнейшая идея Гераклита - идея борьбы и единства противо­положностей. Все в мире состоит из противоположностей. Их борьбой определяется сущность любой вещи и процесса.

Вторая важнейшая идея Гераклита, связанная с его учением о логосе-огне, - это идея становления, безостановочной изменчиво­сти вещей, их текучести. В сознание последующих поколений Ге­раклит вошел прежде всего как философ, учивший, что "всё течет". "На входящих в одни и те же речные струи текут все новые и новые воды.

Огонь-логос - первооснова космоса, то есть упорядоченного, организованного мира (в этом значении термин "космос" впервые встречается именно у Гераклита).

К 6 в. до. н. э. в Индии складываются предпосылки для экономического, политического, социального и, следовательно, духовного перелома в развитии страны – появление первых государств, скачок в развитии производительных сил, связанных с переходом от бронзы к железу, формирование товарно - денежных отношений, рост научных знаний, критика установившихся нравственных представлений и установок. Эти факторы послужили основой для появления ряда учений или школ, которые подразделяют на две большие группы. Первая группа- это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед.

Материалистическое учение локаята отрицает существование нечувственных субстанций и загробной жизни, другими словами, иных миров кроме феноменального. Вера в подобные явления считается плодом фантазии. Коль скоро логическое осмысление непроявленных объектов невозможно, а умозаключение не является достоверным источником знания, безусловное доказательство существования духовных категорий несостоятельно. Умозаключение становится весомым доказательством лишь тогда, когда подтверждается хотя бы возможностью чувственного восприятия объекта.

Однако, как указывал Вернер, истинность (или ложность) исходной посылки материализма (то что не видимо - не существует) сама по себе недоказуема, а является своего рода метафизическим постулатом. Иначе говоря, все зависит от интерпретации эмпирических данных. Последователи локаяты учат тому, что личное удовольствие не должно причинять страданий другим людям. В этом смысле жертвоприношения животных и агрессивные действия считаются неприемлемыми.

Индийская религия, возникшая около VI в. до н. э. Основоположник - Махавира. ДЖАЙНИЗМ исходит из постулата, что Вселенная вечно существовала и будет вечно существовать. Бесконечные изменения мира происходят благодаря действию естественных сил природы и не связаны с каким-либо божественным вмешательством. Согласно ДЖАЙНИЗМУ, Вселенная проходит чередующиеся циклы развития, восходящие и нисходящие, каждый из которых продолжается не поддающееся счету время.

Один восходящий и один нисходящий цикл составляют эпоху. В каждом цикле бывает 24 главных тиртханкара (перевозчик через океан бытия), 12 главных императоров и 64 великих человека. В восходящий период сам человек увеличивается в размерах, длительнее становится его жизнь, отсутствует необходимость в законах или собственности, поскольку существуют условия для удовлетворения всех его потребностей. В период упадка уменьшаются размеры тела человека, уменьшается его сила во всех областях жизни, и прежде всего в морали, пока он не превращается в слабовольное существо. Сейчас человечество живет в эпохе упадка, и последний из 24 тиртханкаров пришел и уже ушел.

Главным трудом по философии джайнизма является «Таттвартхасутра» . Центральные темы: непричинение вреда, отказ от категоричных суждений и отказ от собственности. Анекантавада. Неприятие абсолютных истин. Суть вещей следует воспринимать в зависимости от угла зрения, под которым они рассматриваются. Т. е. Любое знание является условным.

ВАЙБХАШИКА (санскр. vaibhās ik ā – разъяснение, описание) – школа индобуддийской философии хинаяны, развивавшая идеи сарвастивады. В течение восьми веков вайбхашика была главным оппонентом школ махаяны и индуизма. Название происходит от «Вибхаши» – комментария на «Абхидхарма-питаку» , составленного после собора буддистов при императоре Канишке (1– 2 вв.) и сохранившегося в китайском переводе. Основателем школы считается Васумитра, стоявший во главе авторов «Вибхаши» . Известны имена вайбхашиков 3– 6 вв. : Бхаданта, Дхарматрата, Гхошака, Буддхадева, Сангхабхадра. Наиболее крупные центры вайбхашиков находились в монастырях Кашмира вплоть до изгнания оттуда буддистов мусульманами в 9 в. Основной источник - трактат Васубандху «Абхидхармакоша» . Развила буддийское учение о дхармах.

Философия школы опирается на теорию дхармо-частиц (см. Дхарма) потока сознания, реально существующих в прошлом, настоящем и будущем. Для каждой отдельной частицы пребывание в этих трех временах составляет 1/75 долю секунды. За это мгновение дхарма успевает возникнуть, произвести действие или войти в какое-то сочетание частиц и исчезнуть, уступив место следующей дхарме непрерывно меняющегося потока бытия. Таковых частиц пульсирующей природы неисчислимое множество, они подразделяются на 75 классов. Три из них суть непременные (нитья) «участники» индивидуального потока, ибо они создают условия для освобождения от изменчивости остальных дхармо-частиц – это пространство и два класса частиц, прекращающих (ниродха) пульсацию дхарм. Пока она действует, существует мир сансары, прекращение же ее тремя названными дхармами означает уход в мир успокоения, в нирвану, которая так же реальна, как и сансара.

Философия вайбхашиков последовательно проводила идеи невечности сансары, отсутствия в ней нетленной самости. Богатворца мироздания. Нет в мире ни личности, ни ее воли (как неэмпирических сущностей), все индивидуальные устремления обусловлены причинно-следственной цепью взаимозависимости (пратитья-самутпада). Личность и душа уступают место потоку дхармо-частиц особи. Но последние таковы лишь в феноменальном мире сансары, когда же волнение дхарм успокоено, они суть недвижимы и самосущи (свабхава), они вне зависимости и причинности. Поскольку оба мира равны по своему онтологическому статусу (т. е. реальны) и состоят из одинакового набора дхарм, постольку природа 72 классов их в сансаре резко отличается от их природы в нирване. Сансара есть лишь потоки пульсирующих энергий, неведомые источники которых таковы же, как и в нирване, но в ней они сами по себе (свабхава-дхарма), самостоятельны (свадхарма). Они не суть субстанция, как и пульсация не есть присущее им качество, ибо при подобном предположении частицы нирваны нельзя было бы признать абсолютно покойными и независимыми.

САУТРАНТИКА (санскр. sautrāntika– приверженец сутр) – школа индобуддийской философии хинаяны, возникшая в результате раскола на соборе буддистов при императоре Канишке (1– 2 вв.). Саутрантики словом Будды считали только Сутра-питаку (см. Трипитака) и не согласились признать аутентичными тексты Абхидхарма-питаки – третьей «корзины» буддийского канона, что сделали последователи вайбхашики, составившие на них комментарии («Вибхаша»). Первым философом школы, сформулировавшим ее принципы, был Кумаралата (2 в.). Его труды, как и его последователей, не сохранились. Единственный дошедший до нас трактат школы – «Спхутартха» («Открытие значений») – написан последним из саутрантиков, Яшомитрой (8 в.), и является комментарием на «Абхидхармакошу» Васубандху. Саутрантика отрицала возможность существования прошлых и будущих дхармо-частиц потока сознания в настоящем, признавая за ними только номинальное (праджняпти) существование и возражая против положения вайбхапшки о двойственной природе сущего. Согласно саутрантике, сущность (дравья) неотличима от ее действия и лишь проявления сущности доступны познанию; сущностно то, что в одно мгновение является и исчезает, а понятие «вещи» есть только условное обозначение настоящего и реального сочетания мгновений сознания. Для саутрантики восприятие внешних объектов весьма относительно: объект дает органу восприятия лишь импульс для создания определенной формы, чтобы стать осознанным. Сознание актуально в настоящем, когда оно суть самосознание, т. е. освещает и объекты, и самое себя подобно лампе. Саутрантика полагала, что сансара реальна, а нирвана не реальна, поскольку не существует независимо от сансары. Нирвана – это конец перерождений, не представляющая собой какого-либо иного бытия.

Саутрантика отрицала абсолютную реальность и в понимании мадхьямики как пустоты (шуньята), и в понимании йогачары как сознания-сокровищницы (алаявиджняна). Она также прославилась искусными доводами, опровергающими доктрину «Я» (Атмана). В отличие от вайбхашики саутрантика не отвергала подлинность сутр махаяны, хотя и считала их вторичными. Как и махаянисты, саутрантики признавали Тело Закона Будды (дхарма-кайя) в качестве единого принципа мироздания. Поэтому школу называли переходной от хинаяны к махаяне. Влияние саутрантиков на историю индийской философии заключалось не столько в их собственных взглядах, сколько в беспощадной критике чужих воззрений.

ЙОГОЧАРА «практика йоги» , также Виджнянава да, Читтаматра, Виджняптиматра - одна из двух основных (наряду с мадхъямакой) философских систем буддизма махаяны, Школа Йогачары сформировалась в IV-V веках. Учение Йогачары было особенно распространено в Тибете, в Китае (школы Фасян, Шэлунь, Дилунь), в Японии (школа Хоссо) и в Монголии.

Представители йогачары Йогачару считают произошедшей из третьего поворота Колеса Учения. Главные представители: Майтрея-Натха и Асанга (IV век), Васубандху (V век), логики Дигнага (VI век) и Дхармакирти (VII век). В Тибет учение принёс Дхармаракшита, ученик Атиши, элементы этого учения были приняты многими школами тибетского буддизма. Сознание в Йогачаре определяется через восемь уровней. Эта теория пытается объяснить циклическое существование живых существ в сансаре, механизм нового рождения и как проявляется карма. В частности ответить на вопросы, почему результаты тех или иных деяний не проявляются немедленно, и почему карма ждёт возможности проявить себя. Для этого вводится понятие алая-виджняна (вместилище сознания), предполагающее запоминание событий и деяний, алая-виджняна является и кармической памятью, и механизмом кармического последействия. При этом метафорически используется также понятие биджа - семя. Смысл этого понятия в том, что деяния вызывают зарождение семян, которые впоследствии прорастают и приводят к кармическим результатам. Качество и характер этих семян определяют также будущее перерождение - когда, в какой семье, в какой стране, в каком сословии, какого пола и т. д. . При этом кармические энергии, созданные в данной жизни, называются «энергиями привычки» (санскрит: васана). Васана создаётся и поддерживается любыми деяниями. Васана, накапливаясь, превращается в биджу (семя), семя потом прорастает и порождает снова васану, что приводит к определённого рода событиям и поведению, обсуловленному прошлыми деяниями.

МАДХЬЯМИКА (санскр. mādhyamika, от mādhya – средняя, срединная) – первая философская школа индийской махаяны. Основана Нагарджуной во 2 в. Название школы перекликается с понятием Срединного Пути (мадхьяма-пратапат), которое являлось наиболее древним и общим самоназванием буддизма. Другие названия школы: шунья-вада, или учение о пустоте, нихсвабхава-вада, или учение об отсутствии самостоятельной сущности. Мадхьямика возникла в условиях религиозно-идеологического соперничества с другими школами раннего буддизма и философскими течениями древней Индии. Историческое значение мадхьямики состоит в том, что ее мыслители распространяли и защищали в полемике идеи, принципы и основные положения Слова Будды, запечатленного в неизвестном дотоле цикле сутр «Совершенствования мудрости» («Праджня-парамита» ; см. Праджняпарамиты сутры) и иных раннемахаянских источниках. Нагарджуна и его последователи редактировали и комментировали эти тексты, объясняя их ритуальноэзотерическое содержание, создавали трактаты, в которых посредством философских учений и логико-полемических приемов стремились передать религиозную сущность махаяны, доказать ее превосходство, как среди буддийских школ, так и среди всех религий Индии. Последняя функция осуществлялась также через участие в общественно-идеологическом строительстве путем непосредственного обращения с посланиями и наставлениями к имущим и царям с разъяснениями и махаянскими оценками всех сторон жизнедеятельности государства и поведения государя, его внутренней и внешней политики, образа мыслей и чувств.

Тексты мадхьямики, предназначенные для широкой аудитории, отличаются от общебуддийских только тем, что дополняют их изложением махаянских доктрин. Гораздо более оригинальными являются произведения наставников, адресованные ученикам-монахам, в которых либо сжато формулируются религиознофилософские устои школы, либо даются практические советы по практике медитации (напр. , «Четыре гимна буддам» Нагарджуны), либо разъясняются махаянские сутры. Здесь редко используются полемические приемы и апофатический стиль, а довольно ясно и доверительно сообщается, что мадхьямики учат недвойственному Абсолюту, называемому также Телом Закона Будды (буддха-дхарма-кайя), которое хотя и не описуемо, тем не менее постижимо в высшем состоянии мистической интуиции, Просветлении (бодхи).

(«разумное взвешивание» , или «перечисление»). В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель философии санкхьи - отвлечение духа от материи. Санкхьяик - тот, кто производит исчисление. Санкхья по праву считается древнейшей философской школой, о чем свидетельствуют многочисленные ссылки на это учение в «Швегашватараупанишаде» и «Бхагавадгите» . Однако не исключено, что в древних источниках термин санкхья (знание, мудрость) употреблялся в утилитарном смысле.

Ключевыми понятиями системы являются пракрити (материя) и пуруша (духовное начало). Учит, что существует первичная материальная первопричина мира. Превращение из аморфной формы в мир существ и предметов осуществлялось под влиянием трех качественных элементов - стремление, тьма, ясность. В каждой вещи преобладает один из этих трех качественных элементов. В санкхье признается существование абсолютной души, которая независима от материальной основы мира. Ее нельзя наблюдать и обнаружить. При соединении возникает двадцать пять исходных принципов: материальные и духовные.

Санкхья представляет собой философию дуалистического реализма, создание которой приписывается мудрецу Капиле. Она признает наличие двух независимых друг от друга первичных реальностей: пуруши и пракрити. Пуруша есть некое разумное начало, у которого сознание (чайтанья) является не атрибутом, а самой его сущностью. Пуруша - это Я» совершенно отличное от тела, чувств и ума. Находясь вне мира объектов, оно представляет собой вечное сознание, являющееся свидетелем происходящих в мире изменений и действий, - сознание не действующее и не изменяющееся. Пракрита, или прадхана, являясь первопричиной вещей, должно иметь три элемента: саттва, раджас и тамас, обладающие свойствами вызывать соответственно удовольствие, страдание или безразличие, а также - проявление, активность и пассивность. Что касается проблемы бытия бога, то философия санкхьи отвергает всякую веру в божественное. Согласно этой системе, бытие бога не может быть доказано никоим образом. Концептуальная основа школы построена на тех же тезисах, что провозглашают и другие индуистские учения, - осмысление реальности бытия и поиск путей к освобождению от страдания. Практические рекомендации духовного роста дает сопутствующая санкхье йога.

Есть практика созерцания; её теоретической основой служит санкхья, однако ею признается и личный Бог. Важный элемент тренировка. Самообладание, овладение дыханием при определенных положениях тела, изоляция чувств от внешних влияний, концентрация мысли, медитация, состояние отторжения - освобождение от телесной оболочки. Йога представляет собой совокупность религиознофилософских дисциплин, ведущих к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали (живший ок. 200 ил 400 г. н. э.), систематизировавший основные методики в своей «Йога-сутре» , древнейшем письменном руководстве по йоге.

Своей целью йога ставит освобождение Пуруши (достижение мокши), а это требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования подразумевает восемь этапов: 1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни). 2. Соблюдение предписаний – внутренней и внешней чистоты. 3. Статические упражнения (позыасаны). 4. Овладение гармоничным дыханием. 5. Направление сознания внутрь с целью подготовки физ. тела к дух. опыту. 6. Сосредоточение внимания на объекте. 7. Созерцание объекта. 8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).

Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога.

(правило, логика) Система, в которой делается упор на исследовании метафизических вопросов при помощи логики. Это реалистическая философия (теория, согласно которой вещи, объекты внешнего мира, существуют независимо от всякого познания, от отношения к уму), основывающаяся главным образом на законах логики. Эта философия рассматривает главным образом условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана), сравнения (упамана) и свидетельства, или доказательства (шабда). Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства и их объекты, познавательная способность, ум, деятельность, умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание и свобода от страданий.

Философы ньяиики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности.

Ньяиики считают Бога первопричиной созидания, сохранения и разрушения мира. Он создает мир не из ничего, но из вечных атомов, пространства, времени, эфира, умов и душ. Мыслители этой школы доказывают существование бога. Для этого они используют несколько аргументов. В частности они говорят, что все сложные объекты мира, образованные определенной комбинацией атомов (горы, моря, реки и т. д.), должны иметь причину, потому что они по своей природе являются следствиями какого-то действия, подобно тому как следствием действия гончара является горшок. Без руководства со стороны разумной причины материальные причины этих вещей не могут достигнуть того порядка, связи и координации, которые дают им возможность производить определенные действия. Очевидно человек слаб для такого созидания. Второй аргумент основан на вопросе о различности человеческих судеб. Ньяиики говорят, что причинами страдания и радости являются поступки людей совершенные в нынешней и прошлых жизнях. Если мир совершен богом, не только всемогущим, но и морально совершенным, то, очевидно страдание человеку даётся за плохие поступки, а радость за хорошие. Если бог является и творцом и моральным руководителем мира, то получается, что человеческие существа отвечают перед богом за свои поступки. Из этого естественно и необходимо следует, что бог награждает нас за хорошие поступки и наказывает за плохие.

Третий аргумент в пользу бытия бога основывается на авторитете Вед. Значение системы ньяйи заключается в ее методологии, то есть в теории познания, на которой строится эта философия. Ньяя применяет метод логической критики для решения всех жизненно важных и философских проблем. Ньяя не дает систематического представления о мире в целом в свете единого абсолютного принципа.

Существуют постоянные изменения, вечный и циклический процесс возникновения и упадка. В этом процессе, однако, имеется устойчивый элемент атом. Вайшешика является школой, тяготеющей к метафизическому осмыслению бытия, и представляет космологические аспекты познания. В рамках этой школы был предпринят структурный анализ базовых элементов – земли, воды, огня и воздуха – и сопряженных с ними понятий – вкуса, цвета, осязания и запаха. Она стремилась установить различия между всем, что противостоит нам во внешнем и внутреннем мире. Вайшешика развивала учение о категориях и атомистику; будучи теистической, она видела освобождение человека в отделении души от всего материального и превращении её в орган мышления. За основу философской системы принимается личный опыт, приобретенный на чувственном уровне. Полученный опыт анализируется, и определяется категория проявления падартха, которая поддается познанию и вербальному описанию. Таких категорий семь: вещество, качество, действие, общность, особенность, присущнось и небытие. Все семь признаются как реальные. Иными словами, реально все, что поддается эмпирическому изучению, представляет субстанциональное начало, конкретные характеристики и находится во взаимосвязи с другими объектами. При этом характеристики и взаимосвязи не менее реальны, чем само материальное проявление.

Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под семь категорий: субстанция (дравья) качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).

Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас). Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и имеют соответственно специфические качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами материи. Атомы – это несотворенные, вечные сущности, представление о которых мы можем получить посредством дробления материальных объектов на все более и более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше. Эфир, пространство и время - неосязаемые субстанции, каждая из которых является единственной, вечной и всеобъемлющей. Манас - вечная субстанция, непротяженная и, подобно атому, бесконечно малая. Это внутреннее чувство, которое прямо или косвенно имеет дело со всеми психическими функциями, такими, как познавательная способность, эмоции, воля. Душа - вечная и всеобъемлющая субстанция, представляющая собой субстрат явлений сознания. Индивидуальная душа осознается внутренне, умом индивида, когда, например, говорят: «Я счастлив» . Верховная душа, или бог, считается творцом мира и всего сущего. Бог сотворил мир из вечных атомов. Происхождение и распад сложных предметов объясняются соединением и разъединением атомов. Но двигаться и действовать самостоятельно атомы не могут. Первоисточник их действий - воля бога, направляющего их перемещения в соответствии с законом кармы. Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым моральным достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления. Такова атомистическая теория вайшешики. Это скорее телеологическая, чем механистическая и материалистическая теория, какими являются другие

(«разъяснение» ведийского текста о жертвоприношениях) Основные принципы школы - обрядность (ортопраксия), антиаскетизм и антимистика. Центральная цель школы - разъяснение природы дхармы, понимаемой как обязательное исполнение набора ритуалов, выполняемых определенным образом. Природа дхармы не доступна, для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед, считающихся вечными и непогрешимыми. Школа оказала огромное влияние на формирование социальной системы индуистского общества. Более интересная особенность школы Мимамса - своя уникальная эпистемологическая теория свойственной законности всего познания как такового. Считается, что все знание в силу самого факта знания верно (Сатахпраманьявада). Таким образом, то что требует доказательств, не является истинным знанием, но ошибочно за него принимается. Последователи Мимамсы использовали эту теорию для обоснования неоспоримой истинности Вед.

Ритуализм зиждется на авторитете вед, и поэтому школа мимансы выдвинула теорию о том, что веды не являются произведениями какоголибо лица и потому свободны от свойственных людям ошибок. Согласно мимансе, веды вечны и существуют самостоятельно; написанные или изустно распространяемые веды – это лишь временное обнаружение их через особых пророков. Для доказательства обоснованности вед школа мимансы выдвигает тщательно разработанную теорию познания, которая прежде всего должна показать, что достоверность всякого познания самоочевидна. Когда имеются достаточные условия - знание возникает. Авторитет вед неоспоримым, То, что веды предписывают выполнять, - правильно. То, что они запрещают, - неправильно. Долгом каждого человека является исполнение того, что правильно, и воздержание от того, что запрещено. Долг следует исполнять во имя долга. Ритуалы, предписанные ведами, должны выполняться не с расчетом на получение какой-либо награды за это, но именно потому, что они предписаны. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов, которое возможно только при знании и самоконтроле, постепенно уничтожает кармы и делает возможным осуществление освобождения после смерти.

Душа должна рассматриваться как бессмертная, вечная субстанция, ибо если мы допустили, что душа гибнет со смертью тела, то ведийские предписания, требующие выполнения известных обрядов для достижения блаженства на небесах, были бы бессмысленны. Создатели философии мимансы, как и представители школы джайнизма, приводят ряд оригинальных аргументов в доказательство существования бессмертной души, опровергая точку зрения материалистов, не допускающих наличия чего-либо, кроме тела. Однако они не считают сознание чем-то внутренне присущим душе. Сознание возникает в душе только тогда, когда она соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находится перед органами познания (пятью внешними органами чувств и внутренним органом, называемым (манасом). Освобожденная и покинувшая телесную оболочку душа обладает не фактически существующим сознанием, а лишь его потенциальной возможностью. Все что выходит за рамки предписаний, представляет очевидную угрозу отягощения кармы и соответственно, умножения страданий в будущем.

(завершение «Вед») Веданта - важнейшая среди ортодоксальных школ древнеиндийской философии. Она так прочно укоренена в индийскую культуру, что именно с ней связывают особенности, характер и направление развития всей индийской философской мысли. Базовые тексты - Упанишады (IX - V вв. до н. э.), Бхагавадгита (IX VI вв. до н. э.) и Брахма-сутра (V II вв. до н. э.). Центральная идея Веданты - идея Брахмана. Брахман раскрывается как безличный абсолютный дух, генетическое и субстанциональное начало, равно как и завершающий конец всего сущего. Из него все вещи происходят, им они поддерживаются и в нем растворяются

Брахман характеризуется единством бытия, сознания и ничем невозмутимого спокойствия, или блаженства. Материальный мир есть эмпирическое проявление Брахмана. Проявление неистинное, лишь по видимости реальное, так как оно не имеет в самом себе оснований для своего бытия. Это - иллюзия, майя. Вся и единственная реальность существования такого мира заключена в Брахмане. Лишь для обыденного сознания и вообще незнания чувственно воспринимаемый мир оказывается реально существующим. “Для того, кто достиг состояния истины и реальности (т. е. Брахмана), весь видимый мир исчезает”, - сказано в Брахме-сутре. Проявлением заложенной в Брахмане творческой энергии является периодическое возрождение и гибель мира. В определенное очередным циклом время мир исчезает в Брахмане, чтобы затем снова возродиться из него. В силу своей сущностной тождественности Брахману Атман универсален, непреходящ, сверхчувственен. Он открывается во внутреннем опыте человека, независимом от внешних ощущений, через некое сокровенное, потаенное чувство ума. Как эмпирическое, или проявленное, бытие Брахмана Атман имманентен (внутренне присущ) каждому индивиду - как его жизненное дыхание. Постижение субстанциального единства Брахмана и Атмана освобождает человека от оков нескончаемого потока-круговорота жизни, делает его просветленным, подлинным, свободным.

В веданте развито представление о четырех основных сторонах жизни: каме, артхе, дхарме и мокше. Кама есть чувственные влечения и страсти, стремление к удовольствиям, желание наслаждения, в частности любви. Артха - материальные блага, выгода, польза, приобретение богатства, стремление к мирскому процветанию. Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне пользуется большой популярностью. Ключевым понятием считается Брахман – конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к следующему: Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество учений, которые, в свою очередь отличаются богатством идей (порой противоречивых) и воззрений.

Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения. Такой характер индийской философии привел к образованию особого метода философского рассмотрения. Этот всеобъемлющий характер индийской философии - терпимость одних ее философских школ по отношению к другим - имел то положительное значение, что каждая философская система приняла обоснованный и завершенный вид.

 

 

Это интересно: