→ Проекты по краеведению в сельских домах культуры. Продвижение краеведческой информации: из опыта работы библиотек. Организации, участвующие в реализации проекта

Проекты по краеведению в сельских домах культуры. Продвижение краеведческой информации: из опыта работы библиотек. Организации, участвующие в реализации проекта


Где б мы ни были, Мы издали торопимся В несказанные отцовские места, Где свои нам перелески, Рощи, тропы все, Где и сам ты свой для каждого куста… Д.И. Блынский Где б мы ни были, Мы издали торопимся В несказанные отцовские места, Где свои нам перелески, Рощи, тропы все, Где и сам ты свой для каждого куста… Д.И. Блынский


Состоит, прежде всего, в том, что литературное краеведение, являясь составной частью библиотечного краеведения, пропагандирует лучшие в идейно-художественном отношении произведения, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, и тем самым, содействует воспитанию у читателя чувства связи с родной землей, со своей «малой родиной», знакомит читателя с историей литературы края, воссоздает панораму современной литературной жизни, рассказывает о лучших людях края земляках и уроженцах, оставивших значительный след в литературе.


Изучение жизни и творчества местных писателей, родившихся в крае и тесно с ним связанных, изучение жизни и творчества писателей-классиков в плане регионально- краеведческих связей, исследование современной литературной жизни в крае и история развития литературы в крае, отражение региона в художественной литературе; русские писатели на Ливенской земле.




Роль литературного краеведения в пропаганде лучших в идейно- художественном отношении произведений, в которых нашла яркое отражение жизнь Ливенского края, в приобщении читателей-лицеистов к истокам народной культуры, к культурным и духовным ценностям своего народа.






1. Пробуждение чувства патриотизма, любви к родному краю. 2. Развитие творческих способностей читателей. 3. Формирование культурно - исторического сознания читателей лицеистов. 4. Интеллектуальное и духовное развитие личности читателя лицеиста. 5.Самостоятельное создание новых документов первичной или вторичной информации по литературному краеведению; написание сценариев массовых мероприятий краеведческой тематики, разработка методических пособий. Ожидаемые результаты


Сроки реализации проекта Проект долгосрочный. « » учебный год 1.Создание при Библиотечно- информационном центре лицея клуба «Родники»; 2. Создание биобиблиографических пособий по творчеству ливенцев, в том числе и учащихся лицея. 3. Провести исследования «Паустовский и Ливны.


Нормативно- правовая база по литературному краеведению Закон РФ « Об образовании» Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» Государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на гг. Закон Орловской области «Об образовании в Орловской области» Комплексная программа нравственного и патриотического воспитания граждан в Орловской области. Закон РФ «О библиотечном деле»


Фонд краеведческой литературы Книжный фонд по литературному краеведению, насчитывает почти 300 экземпляров книг, брошюр, периодических изданий. Это литературоведческие документы, в том числе издания произведений современных ливенских авторов (Ф. Ковалева, Г. Рыжкина, Н. Провалова, М. Беляева, Ю. Бондарева, О. Сафоновой, Ю. Гритченко, Ю. Воробьева, А. Смирных, Н. Барабанова и других). Источники печатных изданий по литературному краеведению: издания местной периодической печати; библиографические указатели и календари знаменательных дат.


Справочно-библиографический аппарат по литературному краеведению - универсальная картотека «Наш город. Наша область»; - тематическая картотека «Люби и знай свой край»; - фонд справочных и библиографических пособий по литературному краеведению; - архив выполненных библиографических справок по литературному краеведению; тематические и библиографические папки «Литературные Ливны» и «Творчество наших читателей».


- «Писатели и поэты Ливенского края»; - «Их имена связаны с Ливенским краем»; - «Поэзия»; - «Литературная критика»; - «Литературная жизнь района до 1917 года»; - «Фольклор края. Сказители»; - «Ливенский край в художественной литературе». Универсальная картотека «Наш город. Наша область»




Основные направления литературного краеведения: Массовая работа (литературные вечера, вечера- встречи, вечера- портреты, конференции, устные журналы, литературные часы, часы поэзии, премьеры книг и т.д.) Информационно- библиографическая деятельность (сбор данных для досье, введение в компьютер полнотекстовых баз данных, выполнение справок, организация картотек по тематике). Издательская деятельность (выпуск библиографических пособий, буклетов, дайджестов, библиодайджестов, информационных списков, факт-листов и т.д.)









Клуб «Родники» ДЕВИЗ КЛУБА. «Мы должны жить на земле так, Как колесо вертится: Чуть только одной точкой касается земли, А остальными непременно стремится вверх» Благословление святого Амвросия. УСТАВ КЛУБА. Наш клуб обращается ко всем, кто любит «России скромный уголок – город Ливны – нашу малую Родину», кто хочет знать его историю, традиции, великих земляков, узнавать новые имена в поэзии и прозе и самому прославлять наш город» – приходи к нам.
26

«Сохраним историю родного поселения»

Информационно-исследовательский проект

Актуальность проекта: В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны, изучения прошлого и настоящего «малой родины». Малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его историю. Чем дальше время уходит вперед, тем меньше мы знаем о событиях прошлого.

Проблема изучения и сохранения истории своего населённого пункта актуальна для каждого из нас, ведь знание его истории даёт неоценимую возможность использовать полученные знания при воспитании новых поколений, формировании гражданина-патриота, сохранении историко-культурного наследия малой родины; увековечивает имена и дела известных земляков.

Краеведческий фонд библиотек Изобильненского городского округа представлен интересными и познавательными изданиями: «История городов и сёл Ставрополья», «Станицы Ставрополья», «Ставропольеведение», особую ценность представляют книги по истории Изобильненского района краеведа А.Е. Богачковой: «История Изобильненского района», «Сказы седого Егорлыка», «Мои земляки - Изобильненцы», бесценны рукописные и машинописные материалы краеведа В.А. Бочарникова по истории села Московского.

Сотрудники библиотек активно ведут поисково-исследовательскую и летописную работу собирают и бережно хранят статьи из местных газет, воспоминания старожилов, фотодокументы по истории населённых пунктов, видеоматериалы (видео-интервью с ветеранами войны). На сегодняшний день ими накоплены значительные материалы: летописи сёл, папки-досье о земляках, биографии выдающихся личностей разных поколений, героев Великой Отечественной войны, фотографии, а также тематические папки по истории, природно‐климатических особенностях местности, экологии населённых пунктов, о предприятиях и учреждениях, традициях и культуре казачества.

Итоги многолетнего сбора информации по истории поселений были отражены библиотеками в рефератах и представлены на библиотечных семинарах и конференциях. Библиотеки работают в тесном контакте с музеями истории, архивами, в библиотеке №20 ст. Баклановской действует мини-музей «Истории казачества».

Пока краеведческие материалы раздроблены и не дают возможности объёмного, целостного восприятия истории всех поселений. Поэтому возникла необходимость подвести некоторые итоги многолетнего сбора информации и создать единую электронную базу по истории населённых пунктов, с последующим изданием летописи. Проект «Сохраним историю родного поселения» ориентирован на более глубокое и подробное изучение истории населённых пунктов, мы постараемся постепенно воссоздать славную летопись нашей малой родины.

Содержательные линии проекта:

Образовательная линия - знакомить пользователей с историей, интересными фактами из истории населённых пунктов Изобильненского городского округа, знаменитыми земляками.

Ценностная линия - предполагает формирование, изучение и сохранение истории населённых пунктов Изобильненского городского округа.

Деятельная линия - способствует профессиональному обучению библиотекарей: создание медиа-презентаций, видео-коллажей об истории населённого пункта, летописей сёл, ретроспективных списков литературы.

Творческая линия - предусматривает развитие творческих способностей библиотекарей, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента, поиск инновационных форм работы с краеведческими материалами, овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской, учетно-хранительной, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной работы.

Цель проекта: создание единой электронной базы по истории населённых пунктов Изобильненского городского округа, изучение и популяризация историко-культурного наследия Изобильненской земли.

Задачи:

Активно развивать сотрудничество с музеем истории Изобильненского района, школьными и краеведческими музеями при СДК, архивами, Советом ветеранов;

Установить тесную связь с краеведами, старожилами, творческими людьми;

Проводить поисково-исследовательскую работу совместно с учащимися, активом библиотеки, волонтёрами по всестороннему изучению истории населённых пунктов, активно использовать компьютерные технологий в поисковой деятельности;

Проводить познавательные видео-экскурсии по родному краю, населённому пункту;

Организовывать встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, вести запись, обработку и хранение их воспоминаний, проводить сбор документальных и предметных свидетельств по истории населённых пунктов, видео и фото фиксацию сохранившихся объектов истории, культуры, природы;

Периодически обновлять и пополнять краеведческие книжные и документальные экспозиции, разрабатывать и оформлять новые тематические выставки;

Организовывать и проводить мероприятия, посвященные истории края, района, села, землякам;

Углублять исторические знания жителей Изобильненского городского округа по истории населённых пунктов, повышать интерес подрастающего поколения к истории и культуре малой родины;

Проанализировать результаты поисково-исследовательской работы библиотек в области сохранения истории населённых пунктов, популяризировать имеющиеся краеведческие материалы.

Участники проекта - сотрудники библиотек МКУК «ЦБС ИГО СК» г. Изобильный

Ожидаемые результаты : постоянное развитие и совершенствование краеведческой работы библиотек, активизация поисково-исследовательской деятельности, пополнение фонда библиотек новыми краеведческими материалами, создание единой электронной базы по истории населённых пунктов, представление особо значимых и интересных материалов в рубрике «Открывайте район с нами» библиотечного блога «МКУК «ЦБС ИГО СК» г. Изобильный, издание «Летописи населённых пунктов Изобильненского городского округа.

Средства реализации проекта : фонд архивных материалов: тематические папки, папки-досье, воспоминания старожилов, издательская продукция библиотек по истории населённых пунктов, видео и фотоматериалы, медиа-презентации.

В рамках реализации проекта будет проведена:

1.Поисково-исследовательская деятельность. На данном этапе осуществляется реализация краеведческих проектов, сбор документальных свидетельств по истории населённых пунктов, видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы, организация и проведение встреч со старожилами, ветеранами войны и труда, тружениками тыла, творческими людьми, запись, обработка и хранение их воспоминаний, установление тесных связей с архивами, музеями.

Данное направление реализуется на основе активного сбора и изучения краеведческого материала. Проведение бесед, опросов, анкетирования у непосредственных участников и очевидцев исторических событий.

2.Информационно-просветительская деятельность:

Информационная : создание единой электронной базы краеведческих материалов по истории населённых пунктов Изобильненского городского округа. Библиотекам предстоит провести инвентаризацию краеведческих материалов (тематические папки, паки-досье, издательская продукция: буклеты, ретроспективные библиографические пособия, летописи), составить библиографическое описание имеющихся краеведческих материалов и их сканирование.

Просветительская: проведение на основе краеведческих материалов встреч, видео-экскурсий, краеведческих викторин, создание книжных и документальных экспозиций, участие в конкурсах, районных краеведческих конференциях, семинарах, сотрудничество с СМИ, представление краеведческих материалов по истории населённых пунктов на библиотечном блоге «МКУК ЦБС ИМР СК» г. Изобильный.

Издательская деятельность: издание ретроспективных библиографических пособий «Летопись села».

Этапы реализации проекта:

1 этап Июнь 2018 г.- декабрь 2019 г. На первом этапе будет проведена систематизация поступивших в ИМО краеведческих материалов в электронном формате.

2 этап Декабрь 2019 г. - ноябрь 2020 г. На данном этапе будут отобраны интересные материалы по истории населённых пунктов и представлены в рубрике «Открывайте район с нами» библиотечного блога МКУК «ЦБС ИГО СК» г. Изобильный. В преддверии 125-летия г. Изобильного и 96-летия Изобильненского района, на основе имеющихся источников, будет издана летопись «Изобильненский городской округ: история населённых пунктов».

Здесь я живу и край мне этот дорог

Библиотечное краеведение - приоритетное направление в работе Первомайской сельской библиотеки

В последнее время энергично обсуждается модельный стандарт деятельности библиотек, согласно которому большая роль отводится творчеству и инициативе работников библиотек.

Стимулом для дальнейшего творчества, поиска новых форм работы для работников Первомайской сельской библиотеки является осознание необходимости и значимости их деятельности для жителей села.

Приоритетным направлением в работе Первомайской сельской библиотеки является библиотечное краеведение.

Библиотека начинается с выставки

Первомайская сельская библиотека начинается, как правило, с краеведческой выставки и с выставок художников и народных умельцев села Первомайский: «Живут на селе интересные люди», «Когда приходит вдохновенье», «Перекрёсток судеб и времён», «Моё село- мой Первомайский», «Люди и время», «Вечный огонь памяти».




В библиотеке постоянно можно видеть выставки работ народных умельцев села:

«Её рукам послушна глина» - работы гончара Воронцовой А.Л, резьба по дереву и картины художника Козлова В. Л., «Песнь дереву» - работы народного умельца Копанёва Н. Ю., «Бабушкин сундучок» - работы мастериц из семейной династии Хоренковых - Тимошкиных, «Иголка-волшебница» -вышивка Зориной В.И. «Умелых рук мастерство» - вышивка бисером и крестиком работы Переверзевой Г.И. «Лоскутная мозаика» - работы Семёновой Н.С. «С любовью вышитый рушник» - работы Борисенковой В.В., «Красота ненаглядная» - вышивка крестиком и гладью труженицы тыла Шабановой М.А.





Незабытая старина

Помещение Первомайской сельской библиотеки небольшое, поэтому стенд «Незабытая старина» был оформлен в коридоре.

На нём - сведения о Первомайском сельском поселении в настоящее время, сведения о колхозах, существовавших на территории Первомайского сельского Совета, список деревень, исчезнувших в послевоенные годы с карты Первомайского сельского Совета, промыслы и ремёсла, существовавшие в посёлке Первомайский, народные умельцы села Первомайский, художники по стеклу Первомайского стекольного завода.

Кроме этого, в уголке «Незабытая старина» можно увидеть предметы народного быта, утварь, вышивку, старинную одежду, характерную для посёлка Первомайский.





Живут на селе интересные люди

Первомайский славится талантами,

Много разных интереснейших людей,

И почти в любом из них - изюминка,

Но молчат о ней из скромности своей.

Работниками библиотеки создано и пополняется множество папок-накопителей о селе Первомайский, о народных умельцах, мастерах и мастерицах села: «Заслуженный художник России Бердников Владимир Иванович», «Литературные таланты села Первомайский», «Наши юные таланты», «Герои газетных страниц», «Люди и время», «Творческая биография Владимира Васильевича Филипенкова», «Здесь я живу и край мне этот дорог», «История Первомайского стекольного завода», «Живут на селе интересные люди», написана «История Первомайской сельской библиотеки».


Работа клуба «Юный краевед»

Для детей среднего школьного возраста в Первомайской сельской библиотеке действует клуб «Юный краевед». Мероприятий проводится множество: «Часы исторического рассказа», «Уроки памяти», «Уроки мужества», «Виртуальные путешествия» по Первомайскому сельскому поселению, памятным и историческим местам Шумячского района и Смоленской области, встречи с интересными людьми. Ребята побывали на экскурсии в музее стекла Первомайского стекольного завода, в цехах завода. Юные краеведы совершили немало добрых дел: весной мастерили и развешивали в парке скворечники, зимой - кормушки для птиц, принимали участие в акциях «Ветеран живёт рядом», «Письмо ветерану», «Священная память». Цель акции «Священная память» -рассказать ребятам обо всех памятниках, обелисках и памятных знаках, расположенных на территории Первомайского сельского поселения и совершить экскурсию по этим памятным местам.

Наша работа - о людях забота

Клуб пожилых людей «Завалинка»

Клуб пожилых людей «Завалинка» существует в Первомайской сельской библиотеке уже шесть лет. Библиотека для пожилых людей - место досуга, общения, активного отдыха.

Традиционными стали тематические вечера, посвященные многодетным матерям, рукодельницам и мастерицам, посещающим библиотечные посиделки, заслуженным стеклоделам, награждённым за труд орденами и медалями, детям войны, труженикам тыла. Пожилые люди с удовольствием отмечают в библиотеке праздники: Крещение, Масленицу, 8 Марта, Новый год, День пожилых людей и др., ведь они имеют возможность проявить свои артистические способности: разыгрывают вместе с работниками библиотеки моментальные спектакли, интермедии, с удовольствием поют любимые песни, читают монологи и стихи, участвуют в конкурсах. Библиотечные посиделки стали очень популярными, здесь женщины общаются, обмениваются кулинарными рецептами, они могут получить правовую информацию по актуальным вопросам, посмотреть работы народных умельцев села, послушать музыку, посмотреть любимую телепередачу.

Много лет в библиотеке действует такая форма работы как «Бюро добрых услуг» - обслуживание библиотечной книгой на дому участников войны и тружеников тыла, ветеранов труда, детей-инвалидов и молодёжь с ограниченными физическими возможностями. Такие дети и юношество привлекаются к участию в различных творческих конкурсах районного и областного значения. Так, неоднократно принимали участие в конкурсах и по итогам конкурсов награждались памятными подарками и дипломами Пайсов Денис и Корнеева Катя.

Все дети - талантливы

Читатели Первомайской сельской библиотеки активно участвуют и становятся победителями районных и областных краеведческих конкурсов, из последних - по творчеству писателя-земляка Соколова-Микитова И.С., по Отечественной войне 1812 года. Областная юношеская библиотека в 2012 году наградила Первомайскую сельскую библиотеку благодарственным письмом «За отличную организацию патриотического воспитания молодёжи и популяризацию знаний о государственной символике Российской Федерации и Смоленской области», призовые места и заслуженные награды получили наши читатели в областном юношеском конкурсе «История моего города (населённого пункта)»: Иванькова Оля (11 класс) написала работу «Стеклоделами славится село Первомайский», Тарасенкова Яна (9 класс) - о художниках по стеклу Первомайского стекольного завода, а Никитина Нина (9 класс) награждена дипломом за работу «Первомайский стекольный завод - одно из старейших предприятий Смоленщины».

Родному селу Первомайский - наш издательский опыт

Сейчас, в век высоких информационных технологий, трудно удивить изданием печатной продукции.

Руководствуясь тем, что малая родина должна изучаться в самых разных аспектах и направлениях, мы работаем над изданием информационно-библиографических пособий по истории села Первомайский.

Для юношества созданы памятки о художниках и народных умельцах села Первомайский:

«Её рукам послушна глина» - о Воронцовой А.Л. «Волшебник, который живёт рядом с нами» - о главном художнике Первомайского стекольного завода, заслуженном художнике России Бердникове В.И., «Мастер резца» - о народном умельце Копанёве Н.Ю. Эти памятки мы вручаем читателям при проведении массовых мероприятий.


Созданы памятки для юношества о героях села Первомайский и Шумячского района: «Орден мужества за храбрость» - памятки о жителях села Первомайский Моисеенкове К.В., награждённом орденом Мужества посмертно, Иванове В.Н, награждённом орденом Мужества, проживающем в настоящее время в селе Первомайский, «Они не вернулись из боя»- о наших земляках, погибших в Чечне, «Из пламени Афганистана» - о наших земляках, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, о полном кавалере Орденов Славы, уроженце села Первомайский Сударькове Н.М., о Героях Советского Союза Гоманкове И.П. и Ватагине А.И. Эти памятки мы используем и вручаем слушателям при проведении таких мероприятий как «Урок памяти», «Урок мужества» «Час исторической памяти», «Час исторического рассказа» и т.д. Их используют преподаватели на уроках краеведения, читатели пользуются для участия в краеведческих конкурсах, для творческих работ и рефератов.


«Это надо живым» -

альбом народной памяти Первомайского сельского поселения.


Над созданием этого альбома работники библиотеки трудились не одно десятилетие: беседовали со старожилами посёлка, участниками и ветеранами ВОВ, тружениками тыла, узниками концлагерей, собирали фотографии и документы из семейных архивов, работали с краеведческими изданиями. В альбоме несколько глав.

«Пусть живые запомнят, пусть поколения знают»

Здесь можно найти сведения обо всех памятниках, обелисках и памятных знаках, расположенных на территории Первомайского сельского поселения.


Стела павшим воинам села Первомайский


Памятный знак на месте массового расстрела евреев


Обелиск погибшим воинам окрестных деревень поселения в деревне Слобода

«Дорогой памяти. Накануне войны»

На этих страницах - жизнь Первомайского сельского Совета до войны: какие колхозы существовали, сколько было жителей, скота, инвентаря, описание деревень, исчезнувших в послевоенные годы, воспоминания старожилов села о довоенной жизни.

« И помнить страшно, и забыть нельзя. Начало войны, годы оккупации»

Воспоминания очевидцев, выписки из документов музея, материалы из краеведческих изданий, список мирных жителей, замученных, расстрелянных, казнённых фашистами, угнанных в рабство в Германию.

«Ставшее легендой поколение»

О тех, кто погиб на фронте или пропал без вести во время Великой Отечественной войны. Документы, фотографии. Было известно только 77 фамилий погибших и пропавших без вести жителей села Первомайский, но благодаря проделанной исследовательской работе стало известно 159 фамилий павших земляков.

«В безмолвие уходят ветераны»

Это - список инвалидов, ветеранов, участников Великой Отечественной войны, встретивших День Победы, но умерших в послевоенные годы и их воспоминания, записанные работниками Первомайской сельской библиотеки, наградные документы, фотографии, публикации о них из краеведческих изданий.

«Мы будем помнить вас всегда»

На этих страницах - фотографии проходивших мероприятий, посвящённых Великой Отечественной войне, стихи и сочинения детей, творческие работы.

Работа над «Альбомом народной памяти» продолжается. Появляются новые публикации, открываются новые факты, становятся известными новые имена.

Хоть та гроза отгрохотала,

Не покидает боль сердца…

У этой книги есть начало,

Но не предвидится конца.

«По труду и честь»

Работниками библиотеки собран материал о знатных стеклоделах Первомайского стекольного завода, награждённых высокими правительственными наградами, создано информационно-библиографическое пособие «По труду и честь».

В библиографический указатель «По труду и честь» вошли имена знатных стеклоделов Первомайского стекольного завода, награждённых правительственными наградами, о некоторых из них есть публикации в средствах массовой информации, в краеведческих изданиях, имеющихся в фонде Первомайской сельской библиотеки. О большинстве земляков сведения собраны работниками Первомайской сельской библиотеки на основании личных бесед с ними, при этом использованы документы из семейных архивов и сведения из архива Первомайского стекольного завода.

Библиографические справки расположены в алфавитном порядке фамилий, литература, журнальные и газетные публикации - в обратно-хронологическом порядке.

В приложении есть список семейных династий стеклоделов и список стеклоделов, награждённых правительственными наградами.

Немного осталось в живых тех, кто прославил наше село ратными подвигами. Постепенно уходят из жизни и потомственные стеклоделы. Нет уже в живых тех, кто строил Первомайский стекольный завод, одного за другим провожаем в последний путь и тех, кто возрождал его из руин в послевоенные годы, тех, чьими золотыми руками преображался завод и посёлок, создавались нормальные условия для труда и быта, кто своим трудом прославил родное предприятие. С теми, кто в настоящее время проживает в селе Первомайский и чьи фамилии включены в это издание, библиотека поддерживает тесную связь.

Цель данного краеведческого информационно-библиографического издания состоит в том, чтобы помочь учителям, учащимся и всем тем, кто хочет лучше знать историю села Первомайский. Преподаватели смогут использовать указатель на уроках краеведения, учащиеся для подготовки рефератов и творческих работ по истории села.

Особенная ценность данного издания в том, что в нём даны сведения о людях, которых хорошо знают все жители села. Ими могут гордиться дети, внуки и правнуки, которые являются читателями библиотеки, многие из них сами являются представителями прославленных династий потомственных стеклоделов.

Главная цель краеведческой работы Первомайской сельской библиотеки - трудиться на пользу землякам, воспитывая у своих читателей уважение к людям села Первомайский и его истории.

Поисково-краеведческая деятельность школьного музея «Память»

в МКОУ «Павловская СОШ» Новичихинского района.

Центром воспитательной работы по данному направлению является школьный музей. Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учащихся. Он соединяет воедино многие поколения педагогов и выпускников разных лет, является многолетним хранителем и продолжателем лучших традиций школьной жизни.

Опыт показывает, что школьный музей соединяет разные формы внеклассной работы, позволяющие выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, к массовому приобщению учащихся к истории, искусству, к углубленному изучению предметов, интеграции и творческому развитию отдельной личности.

Наш школьный музей начал создаваться с 1987 года. Хранитель и создатель краеведческого музея «Память» - учитель русского языка и литературы Гончарова Нина Максимовна.

Тематические экспозиции посвящены не только школе, но и отдельным периодам нашей истории: годам Великой Отечественной войны и коллективизации, истории малых сёл, гражданской войне на Алтае. Немало информации краеведческой и биографической. В музее собраны данные о героях ВОВ и воинах интернационалистах. Собирать информацию помогают жители нашего села, выпускники школы. историки-краеведы, выпускники школы.

Музей имеет историко-краеведческий профиль и следующие направления:

1.История родного края.

3.Предметы быта

5.Годы коллективизации, образование колхозов.

6.История школы.

7.Великая Отечественная война.

8.Наши земляки-защитники Отечества.

9.Воины – интернационалисты.

Данное направление деятельности музея позволяет организовать внеклассную краеведческую работу учащихся

Целью работы музея является создание оптимальных условий для учителя и учащихся в использовании краеведения при обучении и воспитании подрастающего поколения.

Главными задачами являются :

1.Воспитание у школьников чувства патриотизма, любви к Родине.

2. Развитие стремления участвовать в созидательной деятельности.

3. Формирование познавательных интересов и способностей.

4. Формирование творческой самодеятельности, общественной активности,

расширение кругозора.

5. Овладение практическими навыками поисково-исследовательской, собирательской,

учетно -хранительской, экспозиционной, массово-пропагандистской, экскурсионной работы.

Для успешной работы по данному направлению используется:

1.Работа детского общественного объединения.

2. Школьная сельская библиотека, в которой собрана литература по краеведению.

3. Возможность общения через интернет с известными краеведами.

4. Связь со школьными музеями района.

5. Тесная связь с местным советом ветеранов.

Для решения поставленных задач учитывается:

1. Организация поисково-исследовательской работы с учащимися по всестороннему изучению родного края.

2. При планировании краеведческой работы в школе учитываются предстоящие памятные события из истории и жизни родного края.

3.Проведение экскурсий по родному краю, занятий в школьном музее.

4. Встречи со старожилами, ветеранами войны и труда, запись, обработка и хранение их воспоминаний. Сбор документальных и предметных свидетельств.

5. Видео и фото фиксация сохранившихся объектов истории, культуры, природы.

6. Работа с архивными документами.

7.Периодическое обновление и пополнение экспозиций школьного музея, разработка и оформление новых экспозиций, выставок.

9. Ежегодное участие в районном краеведческом конкурсе.

10. Организация и проведение ежегодных тематических мероприятий, посвященных историческим победам русской армии, победам советских войск в годы Великой Отечественной войны и вкладу наших земляков, боевым традициям армии и флота.

Вся воспитательная работа в рамках краеведческой деятельности строится с учетом возрастного критерия по принципу поэтапной реализации действующей программы.

1-4 классы: знакомство с краеведением происходит на уровне пассивного восприятия через прослушивание и обсуждение определенных краеведческих тем, через встречи, экскурсии. Учащиеся исследуют то, что их окружает, изучают родословную своей семьи.

5-7 классы: В работе с учащимися этого возраста используется активное восприятие и участие в краеведческой работе. Учащиеся этих классов готовят небольшие исследовательские работы по родословной своей семьи, изучают историю школы и края через экскурсии и знакомство с архивом музея, выполняют разовые поисковые задания.

8-11 классы: Готовят и проводят экскурсии в школьных музеях, участвуют в подготовке тематических классных часов по краеведению в младших и средних классах, занимаются исследовательской работой, обобщают имеющиеся материалы в музее, изучают архивные документы; проводят исследования по определенной краеведческой теме, изучают историю родного края, участвуют в научных краеведческих школьных конференциях района, края..

В рамках данной деятельности можно выделить следующие разделы:

1. Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.

2. Координационная работа с общественными организациями и внешкольными учреждениями.

3. Учет и хранение фондов школьного музея.

4. Обновление экспозиций и выставок школьных музеев.

5. Массовая и экскурсионная работа школьных музеев.

6. Памятные события из истории родного края.

Школьники разрабатывают экспозиционный план школьного музея, проводят экскурсии по экспозиции музея, выступают с беседами и сообщениями перед детьми младших классов; представляют результаты изучения краеведческого материала в форме сообщений, рефератов, конспектов, творческих работ, с которыми нередко выступают не только на районном, но и краевом уровнях.

Результатами реализации деятельности поисково-краеведческой работы являются: успешная поисковая работа учащихся, интерес обучающихся к поисково-краеведческой деятельности, постоянное развитие созданного музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов, достижения учащихся на районных, областных и т.д. научно-практических конференциях и конкурсах.

« Родина – место, где мы родились,

Отечество Родина, мною осознанная».

М.Пришвин

Школьный краеведческий проект

«Сохрани историю своего села».

Актуальность и цели проекта :

- формирование основ патриотизма

воспитание уважения к истории, интереса к жизни сверстников в военное время, воспитание гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей.

Воспитательные задачи проекта:

- формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, к жизни сверстников детей, которые воевали, трудились, погибли в годы войны;

- приобщение юного поколения к знанию, какой ценой досталась нам Победа в Великой Отечественной войне.

- воспитание уважения к памяти погибших .

Принципы реализации проекта:

    личностно - ориентированная направленность: формирование патриотических качеств личности;

    деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности – создание видеофильма;

    оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;

Образовательная – знакомит с историческими фактами Великой Отечественной войны, знание истории своих сёл.

Ценностная – предполагает формирование патриотического мировоззрения, ориентацию на гуманистические ценности, знание истории России, её изучение, сохранение.

Деятельностная способствует обучению создания презентаций, фильмов в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Участники проекта – обучающиеся 4-11 классов, классные руководители , родители, жители села, совет ветеранов.

Ожидаемые результаты реализации проекта: участие в конкурсе патриотических проектов. Школьная краеведческая конференция. Районная краеведческая конференция, посвященная 70-летию Великой Победы, краевой конкурс «Будущее Алтая».

Средства реализации проекта: документы в Word , Интернет, воспоминания жителей села, документы музея.

1

План проекта .

Введение Актуальность.

Патриотическое воспитание молодого поколения - важнейшая задача, стоящая сегодня перед нашим обществом. Куда мы идем, на что ориентируемся, что является нашим духовным идеалом - эти вопросы волнуют сегодня многих. А ведь любовь к Родине, уважение к ее историческому прошлому, культурному наследию, литературе, гордость за своих выдающихся соотечественников должны прививаться молодому человеку дома или в школе. Долг настоящего учителя - бороться за утверждение в умах и сердцах молодых людей вечных ценностей. Самое главное, изначальное в деле патриотического воспитания молодежи - твердое убеждение учителя, что эта работа необходима, что в каждом человеке должно жить ощущение Родины, своих исторических корней, своей принадлежности к определенной культуре, традициям, народности. Любовь к Родине - это не только интерес к ее историческому прошлому, знаменательным событиям и историческим личностям. Это неравнодушное отношение к России сегодняшней, боль за ее судьбу, за неудачи, за трудное положение в стране, это созидание « разумного, доброго, вечного». Залогом стабильного развития государства является активная гражданская позиция. От активности молодежи в общественно-политической жизни будет зависеть темп продвижения общества по пути демократических преобразований. Поэтому гражданское воспитание - одна из приоритетных стратегических целей государственной образовательной политики. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно осуществляющегося на базе школьного музея, - позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Музейно-педагогические программы активно внедряются в школьную практику для развития механизмов, обеспечивающих рост и актуализацию профессионального потенциала специалистов системы образования. Особенно актуальной сегодня становится и проблема памяти поколений, традиций, превращения каждого образовательно-воспитательного учреждения в музейный объект. Такая постановка проблемы создает у обучающихся взаимосвязь прошлого - настоящего - будущего. ^ Программа разработана в рамках образовательного процесса школы

Цели программы: - создание условий для гражданского и патриотического воспитания обучающихся посредством музейной деятельности; - формирование духовно-нравственной культуры для решения проблем личностного развития в рамках образовательного процесса; - сохранение памяти о прошлом через изучение людей и событий своей малой родины.

^

Задачи программы:

Организация поиска материалов для пополнения музейного фонда; - развить способности и сформировать на основе уроков-экскурсий и музейной среды навыки межличностного общения; - экскурсии для взрослых, посещающих школьный музей; - интегрироваться в систему музейной сети муниципального образования «Солоновский сельский совет» в части организации совместной поисковой деятельности; - использование компьютерных технологий в поисковой деятельности музея; - воспитать визуальную и музейную культуру среди обучающихся; - прививать навыки образованного посетителя музейной экспозиции; - уделять большее внимание пропаганде семейных традиций; - развитие дополнительного образования детей средствами музейной педагогики (создание кружка, секции).

^ Содержание программы: - включение в воспитательный процесс школы музейно-педагогической тематики и музейно-педагогических технологий; - создание системы приобщения ребенка к музейной культуре, прежде всего через участие в экскурсионной работе; - разработке новых условий для творческого развития детей; - расширение воспитательной среды школы. Программа, реализуемая на базе музея, включает в себя следующие этапы:

1. Ознакомительный (информационный)

Данный этап посвящен изучению истории образовательного учреждения. Участниками этого этапа являются обучающиеся 5-6 классов по собственной инициативе. Основными качествами являются интерес к истории, развитая речь, хорошая память, желание выступать самому. Информация о музее дается в доступной форме.

2. Экскурсионная деятельность обучающихся

Данный этап включает в себя внедрение музейной педагогики в систему образования и разработанный комплекс мероприятий по повышению нравственного и патриотического воспитания на основе экспозиционной, экскурсионной деятельности. Участниками этого этапа являются обучающиеся 8-11 классов. Формы участия: подготовка тем экскурсий, которые уже разработаны и используются; обновление информации (новые факты, воспоминания, архивные материалы); разработка новых тем, создание презентаций.

    Исследовательская и поисковая деятельность

На данном этапе осуществляется создание музейных проектов, подготовка и написание докладов и рефератов по темам, связанным с событиями малой родины, публикации в СМИ. Встречи с жителями села, ветеранами войны, тружениками тыла, первыми пионерами и комсомольцами села. Архивная работа (районный архив). Связь с районным краеведческим музеем.

Историческая справка. Краеведческий музей МКОУ «Павловская СОШ» был создан в 1987 году. Выделенная комната составляла 30 кв.м. Краеведческий музей организует свою работу на основе самоуправления. Работу направляет совет музея. Руководитель музея Гончарова Нина Максимовна.
Направление, связанное с историей села наилучшим образом реализуется на основе активного сбора и изучения обучающимися краеведческого материала. Такую возможность дает создание обучающимися документов в результате бесед, опроса, анкетирования у непосредственных участников и очевидцев исторических событий.
Школа построена в 1914 году, перестраивалась в 1924 году, новая школа – 1928-1932 году, средняя школа – 1987 год. Школа была участницей исторических событий, происходивших в стране: революций, гражданской войны, коллективизации, Великой Отечественной войны.
Под краеведческую комнату было выделено помещение размером 32 кв.м. Собрано около 250 экспонатов, рассказывающих о жизни и занятиях населения, о Великой Отечественной войне. Действуют сменные экспозиции и тематические выставки. Здесь проводятся экскурсии, выставочные работы, встречи с выпускниками прошлых лет.

Образовательное пространство краеведческого музея

сельская

библиотека


районный музей

школьная

библиотека

районный


дом культуры


интернет

Солоновский с/совет

совет ветеранов


Среди экспонатов краеведческой комнаты есть много интересных предметов старины: монеты, одежда, церковная утварь, рушники, самовары и др. В своей работе мы сотрудничаем со структурами, обеспечивающими нас необходимой информацией, которая способствует формированию умения поисковой деятельности. Музейная педагогика анализирует потребности различных социальных и возрастных групп посетителей, изучает особенности их восприятия экспозиции и вырабатывает дифференцированные методики по работе с ними. В определенных случаях она вносит необходимые коррективы в содержание самой экспозиции. Одним из примеров внедрения музейной педагогики в образовательный процесс являются музейные экскурсии. Музейная экскурсия - это особый вид деятельности, которая как никакая другая форма работы, демонстрирует обучающимся связь прошлого и настоящего, дает возможность почувствовать дыхание Времени через предметы, которые когда-то держали в руках наши предки. Все это порой и выступает как основное средство воспитания подрастающего поколения. В настоящее время музейные экскурсии, являющиеся средством музейной педагогики, активно внедряются в образовательный процесс. Растет число проводимых экскурсий, в том числе и уроков- экскурсий, мини- экскурсий. В качестве апробации внедрения данного средства музейной педагогики являются проведенные уроки-экскурсии по истории Великой Отечественной войны (музейный проект). Интерес вызывает и тема повседневности. Крестьянский быт, одежда, народное творчество, ремесла не оставляют пассивных слушателей. По итогам экскурсий обучающиеся составляют творческие отчеты о посещении музея. Осуществляя правило обратной связи регулярно, экскурсионная деятельность наполняется новым содержанием.

1. Поисковая деятельность: Школьные краеведческие конференции:

1. «Святая Память» (к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне).

*«Я родом не из детства – из войны»,

*«Военное детство моё»,

*«Мир русской деревни в годы Великой Отечественной войны»,

*«Награды наших земляков»,

*Фронтовая география наших земляков»,

*«Маликов Иван Александрович – участник Великой Отечественной войны».

2.»Вехи века. История сёл Павловка и Красноярка».

Темы поисковой работы учащихся:

*«Я и мой посёлок»,

* «Усадьбы нашего села»,

*«Целина и труженики села»,

*«История села Павловка: события и люди»,

*«Откроем памяти страницы» (к 90-летию села Красноярка).

* «Демографическая ситуация в сёлах Павловка и Красноярка».

. 3. «От начальной школы до средней» (история школы сёл Павловка и Красноярка).

Темы поисковой работы уч ащихся:

*. История выпуска. (Альбомы)

*. Известные выпускники нашей школы.

*. Старые книги и журналы в семье.

*Они работали директорами и завучами школы.

*Учителя – выпускники школы.

*«Участники конкурсов»

*«Выпускники школы и учителя на дорогах войны».

*«Семейные династии выпускников»

*Экспонаты музея (аттестаты разных лет, медали, пионерская форма, ручки, прописи и.т.д.)

*Презентации на школьные темы.

2. Оформить поисковые материалы к сельским праздникам

по темам проектной работы, разместить их в сельском

доме культуры.

3. Провести в школе конкурсы фотографий (о жизни школы),

«Лучшая презентация », лучший проект,

наши таланты «Я талантлив!».

4. Проводить в музее планомерный систематический сбор

документов, памятников материальной и духовной культуры;

прием даров и случайных поступлений;

* проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников

по исследованию проблемных вопросов истории родного края;

*обобщать изученный материал в рефератах, творческих

исследованиях учащихся;

* участвовать в районных олимпиадах по историческому краеведению;

* создавать фонд мультимедийных презентаций.

2. Просветительская деятельность:
*проведение на материалах музея встреч, экскурсий, уроков-экскурсий,
*мини- экскурсий,
* создание экспозиций, разделов музея, оформление интерьера;
-*использование экспонатов музея в урочной и внеурочной деятельности;
* участие в конкурсных викторинах, посвященных памятным датам;
- участие в районных и областных краеведческих конференциях;
- сотрудничество с районной газетой « Сельчанка».


3. Оформительская работа:


*оформление экскурсий, плакатов, альбомов – раскладушек, выставок;
*создание папок - воспоминаний участников Великой Отечественной войны, детей войны, тружеников тыла, участников военных действий XX
века (Афганистан, Чечня).

За время работы нас неоднократно поощряли грамотами отдела образования

Заключение

Ожидаемый результат предполагается в виде внешнего проявления: постоянного развития музея, увеличения количества его экспонатов, появления новых разделов, увеличение количества обучающихся, желающих участвовать в поисковой деятельности, получения практических навыков: поисково- собирательной работы, исследовательской деятельности, а также внутреннего проявления - интереса к истории своего Отечества и родного края, уважительного отношения к ветеранам, старшему поколению, понимания важности сохранения исторической памяти для потомков, личностного роста обучающихся, их нравственного задела, что поможет им стать достойными гражданами России. Мир сегодня совсем иной! Изменился и человек. Он более рассудительный, прагматичный и, может быть, чувство привязанности к своей Родине, боль за ее судьбу должны уступить место каким-то иным чувствам. Но после раздумий вновь прихожу к выводу о том, что других идеалов и нравственных ценностей просто нет. История человечества сформировала вечные ценности, такие как правда, справедливость, добро, благородство, честность, любовь к Родине, сострадание, защита слабого, уважение к старшему и многое другое. И как бы не пытались переоценивать и переосмысливать эти важнейшие ценности, в том числе и высокое чувство любви к Родине, правда всегда останется правдой.

 

 

Это интересно: