→ Бурятские обряды. Бурятские традиции и обычаи. Культурные традиции бурятского народа как основа здорового образа жизни

Бурятские обряды. Бурятские традиции и обычаи. Культурные традиции бурятского народа как основа здорового образа жизни

Бурятские поселения - улусы появились на берегах озера Байкал в 17 веке. Семейный уклад основывался на патриархально-родовом строе. Совместно с бурятами селились группы монголов-джугаров, сартолов, которые бежали из Монголии из-за родовых междоусобиц. Когда у бурята просят назвать свою клановую принадлежность, то он начинает перечислять предков по мужской линии вплоть до седьмого колена.

Буряты выживали в суровых сибирских условиях только благодаря своему опыту взаимовыручки, с общей помощью ставились юрты, женщины валяли войлок и выполнялись семейные обряды (свадьбы, похороны). Даже при столь сильной традиции взаимопомощи, в среде кланов существовало социальное неравенство. Верхушка клана была более богатой, тогда как рядовые члены клана попадали в кабальную зависимость к богачам, которые нашли способ использовать бедняков-скотоводов в своих интересах.


В среде бурятов строго соблюдались следующие вековые традиции:

  • Если скотовод резал живность, то на свежатину приглашались все ближайшие соседи;
  • У охотников была своя традиция, по которой часть своей добычи они относили соседу, если тот не мог придти к охотнику на угощение.
  • Буряты славятся своим гостеприимством и почитают нищих, которым щедро раздают подаяние. Не обделяют своим гостеприимством и заезжих гостей, и путешественников, выделяя им, при необходимости и стол и дом.

Гостевание – одна из древнейших традиций, когда собираются гости и обходят близлежащие улусы. Обычно такое гостевание происходит летом во время религиозного праздника – тайлагана.


Почему буряты особенно ценят белый цвет?

Белый цвет очень почитаем бурятами, которые олицетворяют этот цвет с чистотой и благородством. Усадить гостя на войлок белого цвета – значит оказать ему почести. Буряты, причисляющие себя к знати, считали себя белокостными: саган ясу, а бедняков, соответственно называли хара ясу, то есть чернокостные.

Важно!!!

Традиционно, в знак причисления себя к саган ясу, знатный бурят селился в юрте из белого войлока. Шаманы, которые так же причисляли себя к белокостными, носили только белую одежду и для верховой езды предпочитали лошадей белой масти.


Жизнь бурята-скотовода не была однообразной. Развлекались они, устраивая танцы, игры и хоровое пение. Игры, в основном, были выражением охотничьих традиций:

  • «Хурайн наадан» (тетеревиный танец);
  • «Баабгайн наадан» (Медвежья игра).

Совет

Во всех играх и танцах исполнители старались, как можно точнее воспроизвести движения, повадки и голоса изображаемых животных. Для детских игр из шерсти скатывали мяч. Детей с малолетства учили стрелять из лука, ездить верхом и заниматься борьбой.


Вечеринка

Специальных онгонов-нааданов приглашали на вечеринки молодежи, где они развлекали собравшуюся молодежь. Некоторые игры и танцы несли обрядовый характер. Массовая игра «Земхэн» устраивалась для того, чтобы молодежь из соседних улусов перезнакомилась между собой. В процессе игры могли образоваться парочки и, если между родителями жениха и невесты достигалось взаимопонимание, то родители невесты устраивали девичник.

Галина Прокопчук
Конспект НОД для подготовительной группы «Обычаи и традиции бурятского народа»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центра развития ребенка – детский сад №23

Красносельского района Санкт – Петербурга

Конспект НОД для подготовительной группы .

Тема : «»

Используемые технологии :

1. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) .

2. Здоровьесберегающая (физкультурная минутка)

Составила :

Воспитатель Прокопчук Г. Н.

Санкт – Петербург

Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа »

Тема : «Обычаи и традиции бурятского народа »

Цель : приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа .

Задачи :

1. Обогатить и расширить знания детей об обычаях и традициях бурятского народа .

2. Развивать образность речи с помощью лексических и грамматических упражнений.

3. Обогащать словарь детей малыми формами фольклора : пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками.

4. Формировать у детей навыки коллективной игры, интерес к культуре бурятского народа

5. Воспитывать уважение к людям коренной национальности, интерес, любовь и уважение к обычаям и традициям .

Оборудование : войлочная юрта, бурятская шапка , куклы, мешок с костями - лодыжками, карточки для игры «Юрта» . Занятие сопровождалось показом слайдов на мультимедиа.

Предварительная работа :

1. Оформление развивающей среды «Мой край родной»

2. Рассматривание иллюстраций : животных, птиц, национальной одежды, посуды, иллюстраций быта бурят . (

3. Беседы по темам : "Бурятская юрта ", "Кто такие буряты ?", "Родословное древо", "Орнамент", "Одежда бурят ", "Пища бурят ", "Ремесло".

4. Чтение художественной литературы : "Медведь", "Омулевая бочка", "Легенда о девушке - лебеде", "Легенда о Байкале и Ангаре", "Гэсэр".

5. Знакомство с бурятским фольклором - загадки, пословицы, поговорки, чистоговорки, сказки.

6. Дидактические игры : "Найди пару", "Подбери похожий орнамент", "Найди бурятский костюм ", "Одень мальчика, девочку", "Собери предметы одежды".

7. Подвижные бурятские игры : "Рукавичка", "Верблюд и верблюжонок", "Шапка, нитка, узелок".

8. Посещение музея истории Бурятии .

Ход занятия

Воспит. Здравствуйте, дорогие гости, друзья! Привествуем, Вас, с пожеланием счастья и добра, чтобы помнить и возродить наши добрые традиции .

Заходят дети в бурятских костюмах .

Воспит. Сегодня на занятии мы с вами попадем в культуру и быт бурятского народа . То о чем вы узнаете, сами расскажите, вы должны запомнить, чтобы запомнить и продолжить обычаи и традиции наших предков .

Кто такие предки? (Это наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки - это кто нас родил)

- Отгадайте мою загадку : Дом без крыши и окон,

А живут в нем дружно люди (юрта)

Посмотрите на эту юрту, в таких юртах жили буряты . По бурятскому обычаю мальчики садитесь с правой стороны, а девочки с левой. Дети рассаживаются.

Воспит. Давайте вспомним, как мы были в гостях в музее. истории Бурятии . Что видели в юрте? (очаг, божница, где размещались священные книги, бурятские предметы ; кровати, орудия труда)

А как называлось поселение, где жили буряты ? (улус) ^Каждый улус состоял из нескольких юрт. В одном улусе жили одни родственники, один род. Все вместе занимались хозяйством, дружно жили. В улусах буряты жили только зимой и поэтому их юрты назывались - зимниками.

А из чего строили юрту? (основа деревянная, деревянные рейки, а сверху прикреплялся войлок) . Самыми лучшими кусками покрывали северную сторону от холодного ветра.

Летом часто переезжали с места на место, и поэтому юрты были деревянными, легко разбирались и собирались.

Я предлагаю поиграть в очень интересную игру.

Игра "Юрта ".

Дети становятся на красную ленту, у каждого ребенка своя дорожка, дорожка составлена из цветных прямоугольников. Кто ответит на вопрос, переходит на следующий прямоугольник.

Внимание на экран (на экране - юрта)

1. - Что это? (юрта)

2. - Какая она? (круглая, белая, красивая и т. д.)

3. - Что делают в юрте? (живут, отдыхают, играют и т. д.)

4. - Кто живет в юрте? (буряты , люди)

Составим красивое предложение их ваших слов - ответов.

В круглой красивой юрте живут буряты .

Как можно по-другому назвать юрту? (Жилище, дом, жильё)

Ребята, юрта - лучшее жилье, придуманное человеком - кочевником. Она легкая, быстро обогревается, легко выдерживает мороз и холод. (Дети садятся)

Каких животных разводили буряты ? (коз, овец, коров, лошадей и верблюдов) Дидактическая игра : "Детеныши животных"

У козы детеныш. (козленок, а если много. (козлята)

У коровы.

У лошади.

У верблюда.

Молодцы, очень хорошо знаете детенышей животных. Буряты часто кочевали с места на место вслед за стадом.

Проблемная ситуация

Воспит. Почему они кочевали? (искали хорошие пастбища, где росла трава густая и сочная)

Для чего нужны хорошие пастбища? (животные наедались травой и давали много мясо и молока, шерсти, откармливали детенышей)

А сейчас мы с вами перекочуем на летнее пастбище. Рассматривание и рассказывание "летнего пастбища"

Составьте рассказ о животных, которых мы видим на пастбище, (дети садятся на свои места) .

Назовите основные продукты питания бурят ?

Дидактическая игра "Молочные продукты и мясные блюда"

Показ на экране молочных продуктов : сметана, молоко, сыр, пенка-урмы, масло и т. д. Мясные блюда -бууза, шарбин, хушуур, кровяная колбаса, мясная колбаса и т. д.

Заходит Будамшуу под музыку Буд. - Сайн байна, ухибууд! Сагаан Ьараар! Сагаалганаар!

Сейчас продолжается праздник Белого месяца и Вас всех поздравляю. В гости ходят с подарками. Как хозяйке вашего дома ч Полине Булгатовте - преподношу хадак.

Узнали вы меня? Я - веселый Будамшуу, люблю играть и веселиться. Давайте поиграем! Я вас научу чистоговоркам на бурятском и на русском языке . Повторяйте за мной

бурятские русские

1. Са - са- са - Са - са - са - Санжа сасали сасаа Беясит хитрая лиса

2. Са - са - са - Сы - сы - сы- СаЬа сасан сагалхяа У лисы усы

3. Са - са - са - Су - су - су - Сарюун дайда сагарна Видели лису?

Буд. Вот, молодцы! Сейчас я проверю ваш ум и смекалку - загадаю вам бурятские загадки :

1. Куда нос, туда и хвост, (иголка с ниткой)

2. Шелковый круг - семь дыр вокруг, (голова)

3. Два брата рядом живут, а друг друга не видят (глаза)

Воспит. - А наши дети знают бурятские пословицы

1 реб. Чем опозорить свое имя - лучше сломать кости.

2 реб. Дал слово - надо сдержать, начал работать - надо завершать.

3 реб. Глядя на свою тень - красивым становишься, глядя на своих сверстников

Умным становишься.

4 реб. Гнев мучает тело, а гора - коня.

Буд. Какие у вас хорошие дети, такие умные пословицы знают. За это я вам еще один подарок хочу преподнести. (Вытаскивает из коробки шапку - малахай) . Я вам ее подарю, если вы со мной сыграете в игру - "Шапка Будамшуу" Подвижная игра "Шапка Будамшуу"

Буд. Какие у вас дети - быстрые, ловкие, не мог их догнать. Я дарю вам эту шапку - малахай, будете играть в группе . (Отдает воспитателю)

А еще какие предметы национальной одежды бурят вы знаете ? (Ответы детей)

Воспит. Сейчас мы покажем праздничную одежду бурят . (Показ слайдов)

Я вам предлагаю дидактическую игру "Одень бурятские куклы " дети одевают куклы и рассказывают о своих куклах (Как зовут, во что одели и т. д.) . Буд. А знаете ли вы, что самой любимой игрой в семейном кругу издревле считается игра в кости, которая называется "Шагай". Игра "Шагай" - лодыжки, кости - это старинная бурятская игра , в нее любили играть и взрослые и дети. Разновидности игры : "Соберем большую кучу", "Угадай сколько косточек в руке", "Подкидывание", А теперь усаживайтесь поудобней, давайте поиграем. Игра "Шагай"

Благие пожелания :

1 реб. Чтоб стада тучнели.

2 реб. Чтоб уют царил в вашем доме.

3 реб. Чтоб все были здоровы.

4 реб. Чтоб в семье жили удача и успех.

Буд. Ой, спасибо вам, дети, большое за хорошие пожелания. Ну, а мне пора идти к другим детям. Баяртай!

Дети : Баяртай!

Воспит. Всем спасибо за внимание!

Буряты, или буряад - самый северный монгольский народ, коренной народ Сибири, ближайшими родственниками которых, согласно последним генетическим исследованиям, являются корейцы. Буряты отличаются своими древнейшими традициями, вероисповеданием и культурой.

История

Народ образовался и освоился в районе озера Байкал, где сегодня расположена этническая Бурятия. Ранее территория носила название Баргуджин-Токум. Предки этого народа курыканы и байырку начали осваивать земли по обе стороны Байкала, начиная с 6 века. Первые заняли Предбайкалье, вторые заселили земли к востоку от Байкала. Постепенно, начиная с 10 века эти этнические общности начали взаимодействовать более тесно друг с другом и к периоду создания Монгольской империи образовали единую этническую группу под названием баргуты. В конце 13 века по причине междоусобных войн баргутам пришлось покинуть свои земли и уйти в Западную Монголию, в 15 веке они перешли в Южную Монголию и стали частью юншиэбуского тумена монголов. На свою родину баргу-буряты вернулись только в 14 веке, после того, как часть восточных монголов двинулась на запад к землям ойратов. Позже на них стали нападать халхи и ойраты, в результате часть баргу-бурят оказалась под влиянием халхаских ханов, часть вошла в состав ойратов. В этот период началось завоевание бурятских земель Русским государством.

Буряты подразделяются на этнические группы:

  • сартулы
  • узоны
  • забайкальские буряты («черные мунгалы» или «братские ясашные Турукая табуна»)
  • шошолоки
  • коринцы и батуринцы
  • шарануты
  • табангуты
  • сэгэнуты
  • корчины
  • икинаты
  • хонгодоры
  • булагаты
  • готолы
  • ашибагаты
  • эхириты
  • куркуты
  • хатагины
  • тэртэ
  • алагуй
  • шараиты
  • шуртосы
  • атаганы

Все они населяли территории этнической Бурятии в 17 веке. В конце 17 и начале 18 века из других регионов Внутренней Азии к ним переселилась этническая группа сонголы.

Со второй половины 17 по начало 20 века существовали этнотерриториальные группы бурят, которые также подразделялись в зависимости от места проживания.

баргуты (буряты) Цинской империи:

  • старые баргуты или чипчин
  • новые баргуты

забайкальские буряты, проживающие в Забайкальской области:

  • хоринские
  • баргузинские
  • агинские
  • селенгинские

иркутские буряты, проживающие в Иркутской области:

  • закаменские
  • аларские
  • окинские
  • балаганские или унгинские
  • кудинские
  • идинские
  • ольхонские
  • верхоленские
  • нижнеудинские
  • кударинские
  • тункинские

Где живут

Сегодня буряты населяют земли, где исконно проживали их предки: Республику Бурятия, Забайкальский край России, Иркутскую область и округ Хулун-Буир, расположенный в автономном районе Внутренней Монголии Китайской Народной Республики. В странах, где проживают буряты, они считаются отдельной самостоятельной национальностью или одной из этнических групп монголов. На территории Монголии буряты и баргуты поделены на разные этнические группы.

Численность

Общая численность населения бурят составляет около 690 000 человек. Из них примерно 164 000 проживают на территории КНР, 48 000 - в Монголии и около 461 389 - в Российской Федерации.

Название

До сегодняшнего дня происхождение этнонима «буряад» спорно и до конца не выяснено. Впервые он упоминается в «Сокровенном сказании монголов» 1240 года, второй раз этот термин был упомянут только в конце 19 века. Существует несколько версий этимологии этнонима:

  1. от выражения буру халядг (смотрящий в сторону, сторонний).
  2. от слова бар (тигр);
  3. от слова буриха (уклоняться);
  4. от слова бури (заросли);
  5. от этнонима курыкан (курикан);
  6. от слова бу (древний и старый) и слова ойрот (лесные народы). В целом два этих слова переводятся как коренные (древние) лесные народы.
  7. от слова хакасского происхождения пыраат, которое восходит к термину бури (волк) или бури-ата (волк отец). Многие древние бурятские народы почитали волка и считали это животное своим прародителем. Звук «б» в хакасском языке произносится как «п». Под этим названием о предках бурят, проживавших к востоку от хакасов, узнали русские казаки. Позже слово «пыраат» подверглось трансформации в слово «брат». Монголоязычное население, проживающее на территории России, стали называть браты, брацкие мунгалы и братские люди. Постепенно название было принято хори-бурятами, булагатами, хондогорами и эхиритами как общее самоназвание «буряад».

Религия

На вероисповедании бурятов отразилось влияние монгольских племен и период Российской государственности. Изначально, как и многие монгольские племена, буряты исповедовали шаманизм. Этот комплекс верований еще называют пантеизм и тенгрианство, а монголы в свою очередь называли его хара шашын, что переводится черная вера.

В конце 16 века в Бурятии стал распространяться буддизм, а с 18 века стало активно развиваться христианство. Сегодня на территории проживания бурят существуют все эти три религии.


Шаманизм

Буряты всегда особенно относились к природе, что отразилось и на их древнейшей вере - шаманизме. Они почитали небо, считали его верховным божеством и называли Вечное Синее Небо (Хухэ Мунхэ Тэнгри). Природу и ее силы - воду, огонь, воздух и солнце они считали одушевленными. Ритуалы проводили на открытом воздухе у определенных объектов. Считалось, что так можно достичь единства между человеком и силами воздуха, воды и огня. Ритуальны праздники в шаманизме называются тайлаганы , их проводили недалеко от озера Байкал, в местах, которые особо почитались. Буряты воздействовали на духов через жертвоприношение и соблюдение особых традиций и правил.

Шаманы были особой кастой, в них сочеталось сразу несколько характеристик: сказители, целители и манипулирующие сознанием психологи. Стать шаманом мог только человек с шаманскими корнями. Их обряды очень впечатляли, иногда посмотреть на них собиралось большое количество людей, до нескольких тысяч. Когда в Бурятии начали распространяться христианство и буддизм, шаманизм стал притесняться. Но эта древняя вера глубоко залегла в основу мироощущения бурятского народа и не может быть полностью уничтожена. По сей день сохранились многие традиции шаманизма, а духовные памятники и сакральные места являются важной частью культурного наследия бурят.


Буддизм

Буряты, проживающие на восточном берегу, начали исповедовать буддизм под влиянием живущих по соседству монголов. В 17 веке в Бурятии появилась одна из форм буддизма - ламаизм. Буряты привнесли в ламаизм атрибуты древней веры шаманизма: одухотворение природы и природных сил, почитание духов-хранителей. Постепенно в Бурятию пришла культура Монголии и Тибета. На территорию Забайкалья были привезены представители этой веры, которые назывались ламы, открылись буддийские монастыри, школы, развивалось прикладное искусство и выпускались книги. В 1741 году императрица Елизавета Петровна подписала указ, который признал ламаизм одной из официальных религий на территории Российской империи. Был официально утвержден штат из 150 лам, которых освободили от уплаты налогов. Дацаны стали в Бурятии центром развития тибетской медицины, философии и литературы. После революции 1917 года все это прекратило свое существование, дацаны разрушили и закрыли, лам репрессировали. Возрождение буддизма снова началось только в конце 1990-х годов, и сегодня Бурятия является центром буддизма в России.

Христианство

В 1721 году в Бурятии была создана Иркутская епархия, с которой началось развитие христианства в республике. У западных бурят стали распространены такие праздники, как Пасха, Ильин день, Рождество. Христианству в Бурятии сильно препятствовала приверженность населения к шаманизму и буддизму. Российские власти решили повлиять на мировоззрение бурят посредством православия, началось строительство монастырей, власти использовали и такой метод, как избавление от налогов при условии принятия православной веры. Браки между русскими и бурятами начали поощряться, и уже в начале 20 века из всего населения бурят 10% были метисами. Все усилия властей не прошли даром и в конце 20 века было уже 85 000 православных бурят, но с началом революции 1917 года христианская миссия была ликвидирована. Деятели церквей, особенно самые активные, были сосланы в лагеря или расстреляны. После Второй мировой войны некоторые православные храмы были возрождены, но официально православная церковь была признана в Бурятии только в 1994 году.

Язык

В результате эпохи глобализации в 2002 году бурятский язык был занесен в Красную книгу как вымирающий. В отличие от других монгольских языков, бурятский имеет ряд фонетических особенностей и делится на группы:

  • западнобурятская
  • восточнобурятская
  • старобаргутский
  • новобаргутский

и диалектные группы:

  • аларо-туникская, распространена к западу от озера Байкал и делится на несколько диалектов: унгинский, аларский, закаменский и тункино-окинский;
  • нижнеудинская, этот диалект распространен на западных территориях проживания бурят;
  • хоринская, распространена к востоку от озера Байкал, говорит на ней большинство бурят, проживающих в Монголии, и группа бурят в Китае. Делится на диалекты: североселенгинский, агинский, тугнуйский и хоринский;
  • селегинская, распространена на юге Бурятии и делится на диалекты: сартульский, хамниганский и сонгольский;
  • эхирит-булагатская группа преобладает в Усть-Ордынском округе и территориях Прибайкалья. Диалекты: баргузинский, боханский, эхит-булагатский, байкало-кударинский и ольхонский.

Буряты пользовались старомонгольской письменностью до середины 1930-х годов. В 1905 году ламой Агваном Доржиевым была разработана письменность под названием вагиндра. Стоит отметить, что буряты являются единственным коренным народом Сибири, который владеет литературными памятниками и основал собственные исторические письменные источники. Они получили название бурятские летописи и были написаны в основном в 19 веке. Буддийские наставники и священнослужители после себя оставили богатое духовное наследие, свои труды, переводы по буддийской философии, тантрическим практикам, истории и тибетской медицине. Во многих дацанах Бурятии были типографии, в которых ксилографическим способом печатались книги.


Жилище

Традиционным жилищем бурят является юрта, которую многие монгольские народы называют гэр. У этого народа были переносные юрты, сделанные из войлока, и юрты из дерева, которые строились на одном месте.

Деревянные жилища изготавливались из бревен или сруба, были 6-ти или 8-ми угольными, без окон. В крыше было отверстие больших размеров, предназначенное для освещения и выхода дыма. Крышу жилища устанавливали на 4 столбах, которые называются тэнги, на потолок укладывали большие куски коры хвойных пород внутренней стороной вниз. Сверху накладывали ровные куски дерна.

Дверь в юрту всегда устанавливалась на южной стороне. Внутри помещение делилось на две половины: правая была мужской, левая женской. По правую сторону юрты, принадлежавшей мужчине, на стене висели лук, стрелы, сабля, ружье, сбруя и седло. На левой стороне были расположены кухонные принадлежности. Посередине жилища расположен очаг, вдоль стен стояли лавки. По левую сторону стояли сундуки и стол для гостей. На против входа была полка с онгонами и бухранами - буддийскими скульптурами. Перед жилищем буряты устанавливали коновязь (сэргэ), которая была выполнена в виде столба с орнаментом.

Переносные юрты обладают небольшим весом, их легко собирать и разбирать, благодаря конструкции. Это было очень важно для кочевых бурят, которые переходили с места на место в поисках пастбищ. В зимний период в очаге разводили огонь для отопления жилья, летом его использовали в качестве холодильника. Решетчатый остов переносной юрты покрывали войлоком, пропитанным для дезинфекции смесью соли, табака или кислого молока. Сидели буряты вокруг очага на стеганом войлоке.

В 19 веке богатые буряты начали строить избы, которые заимствовали у русских переселенцев. Но в таких избах сохранялось все убранство элементов национального жилища бурят.


Еда

В кухне бурят всегда важное место занимали продукты животного и животно-растительного происхождения. Заготавливали впрок кислое молоко (курунга) особой закваски и сушеную спрессованную творожистую массу. Пили буряты зеленый чай с молоком, в который добавляли соль, сало или масло, готовили алкогольный напиток из перегонки курунги.

В бурятской кухне значительное место занимает рыба, травы, специи и ягоды земляника и черемуха. Очень популярное блюдо национальной кухни - копченый байкальский омуль. Символом бурятской кухни является бууза, которое русские называют позы.


Характер

По характеру буряты отличаются скрытностью, обычно они миролюбивые и кроткие, но мстительные и злые, если их оскорбить. Сострадательны по отношению к родственникам и никогда не отказывают беднякам в помощи. Несмотря на грубость внешнюю, любовь, справедливость и честность к ближнему у бурят очень развита.

Внешность

Цвет кожи бурят коричнево-бронзовый, лицо плоское и широкое, нос приплюснутый и небольшой. Глаза маленькие, расположены косо, в основном черного цвета, рот большой, борода редкая, волосы на голове черного цвета. Рост средний или малый, телосложение крепкое.

Одежда

У каждого бурятского рода есть своя национальная одежда, которая отличается большим разнообразием, особенно у женщин. У забайкальских бурят национальная одежда дэгэл - вид кафтана, пошитого из выделанной овчины. Наверху на груди опушенная вырезка треугольной формы. Опушены и рукава, суженные у кисти. Мех для опушения использовали разный, иногда очень ценный. В талии кафтан стягивали ременным кушаком. На него подвешивали нож и принадлежности для курения: кисет с табаком, огниво и ганзу - маленькую трубку из меди с коротким чубуком. В нагрудной части дэгэла вшивались 3 полосы разного цвета: внизу желто-красная, в середине черная и наверху разнообразные: зеленые, белые, синие. Первоначальным вариантом были желто-красные, черные и белые вышивки.

В непогоду сверху дэгэла надевали сабу, это вид шинели с большим воротником из меха. В холода, особенно если буряты шли в дорогу, они надевали широкий халат даха, который шили шерстью наружу из выделанных шкур.

Летом дэгэл иногда заменяли кафтаном из сукна такого же кроя. Часто в Забайкалье летом носили халаты, которые шились у бедных бурят из бумажной материи, у богатых из шелка.


Штаны буряты носили длинные и узкие, пошитые из грубой кожи, рубашку шили из синей ткани. Зимой в качестве обуви носили унты из кожи ног жеребят, весной и осенью надевали сапоги с заостренным вверх носком, которые называются гуталы. Летом носили вязаную из конских волос обувь, с кожаными подошвами.

В качестве головных уборов женщины и мужчины носили шапки круглой формы с небольшими полями и красной кисточкой наверху. Цвет и детали убора имеют свой смысл и символику. Остроконечный верх шапки является символом благополучия и процветания, серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки символизирует солнце, которое освещает всю Вселенную своими лучами. Кисти обозначают лучи солнца. Развевающийся на верхушке шапки залаа означает непобедимый дух и счастливую судьбу, узелок сомпи символизирует крепость и прочность. Буряты очень любят синий цвет, для них он является символом вечного и синего неба.

Женская одежда от мужской отличалась вышивкой и украшениями. Женский дэгэл кругом оторачивается сукном синего цвета, наверху в области спины он украшен вышивкой в виде квадрата. На дэгэл нашиваются украшения из медных и серебряных пуговиц и монет. Женские халаты состоят из пришитой к юбке короткой кофты.

В качестве причесок девушки носят косички, заплетают их в количестве от 10 до 20 и украшают большим количеством монет. На шее женщины носят золотые или серебряные монеты, кораллы, в ушах - серьги огромных размеров, которые поддерживаются перекинутым через голову шнуром. Сзади ушей надевают подвески полты. На руках носят медные или серебряные бугаки - браслеты в виде обручей.

Мужчины, принадлежащие к духовному званию, подстригали волосы на передней части головы, сзади носили косичку, в которую часто вплетали конские волосы для густоты.


Жизнь

Буряты делились на кочевых и оседлых. В основе хозяйства было скотоводство, держали обычно 5 видов животных: баранов, коров, верблюдов, коз и лошадей. Занимались и традиционными промыслами - рыболовством и охотой.

Буряты занимались переработкой шерсти, шкур и сухожилий животных. Из шкур шили постельные принадлежности, шорные изделия и одежду. Из шерсти изготавливали войлок, материалы для одежды, головных уборов и обуви, матрасы. Из сухожилий делали ниточный материал, который применяли при изготовлении веревок и луков. Из костей производили игрушки и украшения, применяли при изготовлении стрел и луков.

Мясо использовали для приготовления продуктов питания, перерабатывали его по безотходной технологии, делали деликатесы и колбасы. Селезенка животных использовалась женщинами при шитье одежды в качестве клейкого материала. Из молока производили различные продукты.


Культура

Фольклор бурят состоит из нескольких направлений:

  • легенды
  • улигеры
  • шаманские призывания
  • поговорки
  • сказки
  • загадки
  • легенды
  • пословицы
  • культовые гимны

Музыкальное творчество представлено различными жанрами, некоторые из них:

  • эпические сказания
  • танцевальные песни (особенно популярен танец-хоровод ёхор)
  • лирические обрядовые

Буряты поют различные песни лирического, бытового, обрядового, застольного, хороводного и плясового характера. Песни-импровизации называются у бурят дуунууд. Ладовая основа относится к ангемитонной пентатонике.


Традиции

Единственный государственный праздник в Республике Бурятия, когда все население отдыхает официально, это первый день Нового года по Лунному календарю - праздник Белого месяца под названием Сагаалган.

Отмечают в Бурятии и другие праздники в соответствии с религиозными и национальными традициями:

  • Алтаргана
  • Сурхарбан
  • Ёрдынские игры
  • День древнего города
  • День Улан-Удэ
  • День Байкала
  • Гуннский Новый год
  • Зура Хурал

По традиции буряты приглашают близких соседей на свежину, когда режут барана, быка или коня. Если сосед не мог прийти, хозяин отправлял ему куски мяса. Дни перекочевок тоже считаются торжественными. По этому случаю буряты готовили молочное вино, резали баранов и устраивали гулянья.


Дети занимают важное место в жизни бурят. Всегда почиталась многодетность. Родители, у которых много детей пользуются большим почтением и уважением. Если в семье не было детей, это считалось наказанием свыше, остаться без потомства, означает прекращение рода. Если бурят умирал бездетным, говорили, что потух его огонь. Семьи, в которых дети часто болели и умирали, обращались к шаманам и просили их стать крестным отцом.

С малых лет детей учили знанию обычаев, родного края, традиций дедов и отцов, старались привить им трудовые навыки. Мальчиков учили стрелять из лука и ездить верхом, девочек учили заботиться о малышах, носить воду, разжигать огонь, мять ремни и овчину. С ранних лет дети становились пастухами, учились переживать холод, спали под открытым небом, ходили на охоту и сутками находились при стаде.

Бурятская свадьба - отправная точка новой семьи Бурятии, значимое событие в судьбе каждого. Вне зависимости от цвета кожи, принадлежности к той или иной нации, народности каждый старается организовать запоминающееся веселье. Организаторы используют отработанные схемы, виновники торжества придумывают идеи, подключая всю свою фантазию. Привлекаются декораторы, аниматоры, ди-джеи и артисты. Торжества проходят в замках, в горах, на воздушных шарах и даже в морской пучине.

В Бурятии живучи национальные традиции и обычаи, на них основано проведение бурятской свадьбы. Отражая культуру народа, его менталитет, они хранят память и дыхание предков, устои общества, укоренившиеся веками. В энергетическом плане, по мнению исследователей, оказывают мощную поддержку молодоженам, формируя надежный фундамент для благополучия и процветания молодой семьи. Бурятский народ вобрал в себя мудрость предков, хотя в наши дни несколько видоизменил обычаи, впрыснув немного современности. В результате синтеза старого с новым получилась интересная вариация, широко применяемая в городах и селах. Вкратце остановимся на них.

P.S. Если Вам будет интересно, Вы можете сравнить различия традиции женитьбы бурятов и .

У бурят существует несколько видов браков:

  1. Брак, при котором в ходе выкупа суженной платится калым.
  2. Брак, осуществляемый путем обмена суженными (андаляата). Когда в двух семьях растут по сыну и дочке, родители, в целях экономии, заранее договариваются по обмену дочерями для сыновей. Таким образом удается избежать калыма.
  3. Тайный брак или брак с похищением девушки.

В основе первых двух - сватовство, брак заключается по предварительной договоренности родственников со стороны жениха и невесты.

Выкуп любимой с выплатой калыма сегодня больше дань традиции, носит развлекательный характер.

При создании семьи буряты издревле придерживались экзогамных запретов. Не разрешалось вступать в брачные отношения с родственниками по отцовской линии до 7-9 колена, тогда как по материнской линии - не возбранялось.

Обряд «умыкания любимой» присущ тайному браку. Различают мнимые похищения и насильственные, без согласия девушки. Первое вызвано бедностью жениха или нежеланием выплачивать калым, проводится обычно по предварительной согласованности сторон. Второй вид похищения еще встречается, но уже редко.

Бурятская свадьба — сватовство

Предвестником бурятской свадьбы является хадаг табилга, что означает сватовство.

В старые времена будущего зятя и невестку выбирали заранее, когда дети находились еще в люльках. Договоренность скреплялась отцами обменом кушаками и хадагами, что было равнозначно нерушимому юридическому акту. При нарушении договоренности провинившаяся сторона обязана была выплатить «неустойку» — хватало 1-2 голов крупного рогатого скота. Ныне эта традиция уже практически искоренилась, а кое-где видоизменилась. Теперь достаточно выдернуть нить с поднесенного хадага и передать обратно - так обозначается отказ невесты. За суженной сохраняется право отказа до самого главного дня церемонии.

Бурятам, исповедовавшим шаманизм, шаман проводит ритуал по задабриванию духов, а ламаизм — лама выбирает благоприятный день для сватовства и свадьбы. Выбор производится по зухраю.

В день сватовства представители жениха (в основном только мужчины) в количестве 5 или 7 человек (иногда 3) едут в дом девушки, где заранее осведомлены, сколько гостей намечается. При наборе группы случаются отступления от нечетных чисел. Допускается их четное количество. Предполагается обмен подарками, поэтому этот факт не маловажен. Самого почетного представителя сватов называют худын туру. Почетного звания удостаивается непременно социально благополучный, физически здоровый и многодетный семьянин со здоровым потомством.

Есть определенные требования к «послам»:

  1. Не приемлема «хромая лошадь» — выбирается исправный автомобиль. Не допустима парковка против входа в дом новобрачной, считается дурной приметой.
  2. Сваты проходят в дом самостоятельно по «нара зуб» (по ходу солнца). В некоторых регионах — сразу к бурхану и делают подношение.

Далее начинается ритуальные беседы. В переговорах важны наделенность природным умом, находчивостью и обладание чувством юмора. Хотя все обговорено давно и заранее, сторона девушки делает вид, что совсем не в курсе причины визита гостей, а сторона жениха в шутливой форме пытается с достоинством справиться с создавшей ситуацией и органично подвести разговор к идее встречи. Нелегкая задача.

Что такое бурхан и хадак

Многие, прочитав незнакомые слова бурхан и хадак, наверняка, задумались.

Ведь именно с провозглашения почетного свата: «Бурхан разрешил»,- начинается застолье и обмен подарками в момент сватовства.

Наиболее популярными являются отрезы тканей для женщин (5 м) и рубашки мужчинам. Застолье имеет ограничение по времени - не более 3 часов. В конце обе стороны договариваются по поводу времени проведения свадьбы. Обычно это лето или осень, раньше день выбирали, придерживаясь хозяйственного календаря кочевника, но жизнь новоиспеченной семьи непременно должна начаться в новолуние или полнолуние. Конкретное число и месяц устанавливали позже, на дацане.

Бурхан (в переводе с тюркского — «хозяин места») - культовое место в доме с изображением Будды или другого Бога буддистского пантеона.

На открытой местности он размещается на возвышенности или перекрестке дорог. Именно здесь совершаются жертвоприношения, дань Бурхану преподносится из всего самого ценного для конкретного человека. Для кого-то это спички, которые при нем, для другого - деньги. Представлен высоким старым деревом, огромным валуном и столбами, которые по традиции обвязывают разноцветными ленточками.

Иначе Бурхан - наследие язычества, так называют верховного Бога Байкала.

В тех краях ему по сей день воздаются почести вне зависимости от вероисповедания.

Свадебная церемония непременно останавливается возле каждого святого места - бурхана, а их в каждой округе множество. Пропускают чарочку-другую, плотно закусывают, иногда бурхан просто обливают тарасуном, оставляют подношение.

Молодых встречают хадаками и белой пищей — традиционно это пиала с молоком.

Осыпают молодоженов рисом, монетами, зерном, лепестками роз.

Важно: Хадак - это длинный прямоугольный шарфик от 0,5 - 1 м (редко 4 м), имеющий в буддистской философии сакральный смысл - служит предметом обряда. Присутствует в геральдике бурят. В зависимости от цвета может быть символом процветания, счастья, мира или каких-то других добрых намерений. Бурятский хадаг имеет 5 цветов. Им буряты выражают свое почтение и преподносят друг другу в честь важного события в жизни. В доме верующего бурята присутствуют хадаки всех 5 цветов.

Ритуальные церемонии

Свадьба в Бурятии богата не только традициями и обычаями, но и ритуальными церемониями.

После сватовства в доме девушки проходит «Басаганай наадан». В современной интерпретации это не традиционный в европейском понимании девичник, а своего рода проводы красавицы. Вечер характерен облачением новобрачной в новый наряд, заплетанием кос…

В дом невесты приглашается вся родня, потом застолья продолжаются поочередно в домах всех родственников. Веселье длится неделю, новобрачная принимает угощения и подарки - всё это отвозится в дом жениха.

Обряд «ТухереЭн» примечателен угощением родственниками жениха родни со стороны невесты. На заранее выбранном месте разжигается огромный костер, происходит задабривание духов приношениями из мяса и молочной водки, обращение к божествам, покровителям местности.

Обряд «хунжэлэй найр». Самым важным атрибутом в приданом невесты считалось одеяло. Женихом предоставлялись выделанные шкуры овцы, а невестой - готовое одеяло. Вот тут-то девушка и проявляла все свое мастерство и творческий подход. Работа невесты вывешивалась на всеобщее обозрение и оценивалась публично.

В невесте, вне принадлежности к социальному слою, ценились красота, здоровье, расторопность, смекалистость, хозяйственные навыки, умение шить и вышивать.

Мерилом хорошего жениха было обладание 9 качествами:

  • знание кузнечного дела;
  • владение ремеслом;
  • умение вязать кнут;
  • натягивание тетевы лука;
  • хороший наездник;
  • отличный охотник;
  • умение бороться;
  • хороший мастеровой;
  • победитель в состязаниях на силу и ловкость.

Заключительный этап

Завершал свадебную церемонию обряд, выказывающий важную способность невесты. В юрте свекра при стечении близкой родни проверялись хозяйственные навыки невесты. Основной упор делался на умении приготовить молочную водку (тарасун): разжечь огонь, правильно установить аппарат над пылающим огнем, не опалив меховой манжет и кромку рукава. Скорость и качество приготовленного тарасуна были главным мерилом хозяйственности невесты. Новобрачная, выдержавшая с честью этот экзамен, удостаивалась высшей похвалы и прославляла весь свой род.

После проведенной церемонии молодые заселяются в новый дом (юрту, обитую белым войлоком). Через месяц совместного проживания молодая жена отправляется проведать родителей в отчий дом. Там она гостит неделю, а в случае признания ее нерадивой хозяюшкой может остаться навсегда.

Богатая на традиции и обычаи свадьба бурятов, празднуется она всей округой, стол ломится от яств, веселье продолжается на протяжении недели.

В меню бурятской свадьбы в изобилии присутствует вареное мясо баранины, самое почетное блюдо - голова барана. Мясо подается цельными кусками в сочетании с гарниром. На этом делается основной акцент. Горячих блюд обычно три. Из безалкогольных напитков предлагаются неоднократно чаи, соки, морсы. На десерт - фрукты.

Программа свадебного вечера в городах традиционна:

  • встреча гостей с молодоженами;
  • молодых;
  • художественная часть (конкурсы, концерт);
  • дискотека.

Самобытная культура бурятского народа представлена ярким красочным празднеством свадебных церемоний. Побывать на бурятской свадьбе хотя бы раз - окунуться в многообразие обычаев и традиций, ритуальных обрядов и щедрых угощений, в простую благодушную атмосферу всеобщей радости и веселья - непременно стоит.

Бурятия – это страна за Байкалом, страна, где всегда светит солнце. Страна живописных пейзажей, широких степей, высоких гор и синих рек, страна, где живут буряты… Особый дух у Бурятии, и у ее столицы, особая культура, – это ещё не Азия, но уже не Европа. На стыке культур сложилась архитектура города, её особый стиль. В новых, современных зданиях, наряду с западным «функционалом» присутствуют и очертания бурятской юрты.

В Улан-Удэ самые вкусные и натуральные мясные и молочные продукты, на всю Сибирь славится продукция Улан-Удэнского мясокомбината. Мясные блюда в бурятской кухне весьма изысканы и разнообразны. Самое первое место в занимают, конечно же, знаменитые бурятские Буузы (позы). Это блюдо должен попробовать каждый гость города. Буузы это культовое блюдо в Бурятии. Вариантов приготовления бууз множество и каждая хозяйка в Бурятии имеет свой секрет.



Еще одно национальное блюдо-это бухлёр. Готовится бухлёр из свежего, мелко нарубленного говяжьего или бараньего мяса с добавлением картофеля, в старину его готовили только из мяса и дикого лука. Уникальность этого блюда в простоте приготовления. Душистый, наваристый, горячий мясной бульон в условиях холодной Сибири, что лучше покажет заботу о госте, прошедшем, быть может, неблизкий путь.

Пустым считается у бурят стол без молочных продуктов. Ханачан зоохей (саламат), хургэчэн ээзгэй (творожные снежки), урмэн (сушеные пенки). Молоко и молочные продукты считаются у бурят священной белой пищей (Сагаан эдеэн). Её подносят богам, угощают почетных гостей, её первой ставят на праздничный стол.



А самое главное в Бурятии – это её люди. Самые красивые бурятки живут в Улан-Удэ. Самые образованные буряты живут в Улан-Удэ. Самые талантливые художники живут в Улан-Удэ. Самые гостеприимные люди живут в Улан-Удэ.



Как и у всех Сибирских народов, гостеприимство - главная традиция у бурят. И сегодня, приглашая гостя в бурятскую семью, вас будут принимать, соблюдая бурятские традиции. При входе в бурятскую юрту необходимо переступить через порог. В древности считалось, что гость, специально наступивший на порог, указывает на свои недобрые намерения, и смело может считаться врагом.

Считалось также, что оставляя оружие и другую свою поклажу снаружи юрты, гость, показывает свои добрые намерения и уважение к хозяевам. Вход юрты всегда обращен на юг. Такое расположение сохраняется сегодня. Северная часть юрты более почетна, здесь принимают гостей. Но без приглашения гость не может расположиться там. Восточная половина юрты – женская, западная половина – мужская.



Поднося гостю угощение, хозяйка, в знак уважения, подает пиалу двумя руками. И так же её должен принять гость – показывая уважение к дому. Многие традиции пришли к бурятам из Монголии, тесно переплетаются культуры этих двух кочевых народов. Так, например, почитаемый обычай правой руки. Подавать угощение и принимать любое подношение следует только правой рукой или двумя руками. Приветствуя гостя, чтобы подчеркнуть особое уважение, ему подают две руки, сложенные ладонями вместе, как при буддийском поклоне, пожатие рук в ответ делается тоже двумя руками.



Как и во многих других странах с буддисткой культурой, заходя в дом, принято снимать обувь у порога. У бурят есть приятная традиция одаривать почетного гостя. Нельзя отказываться от подарка, и хорошо бы тоже подарить что-нибудь хозяевам. Подарок – это знак уважения к вам, но это и знак вашего уважения к хозяевам. Об этом обычае говорит бурятская пословица: «Руки, протянутые с подарком, назад с подарком не отнимают».

Вы окажете большое уважение хозяевам, выслушав их рассказы о семье, родителях, родословной, так как родственные отношения у бурят – это народная ценность. Тосты в бурятском застолье также имеют свои давние традиции и свою последовательность: сначала несколько тостов произносят хозяева, а уж потом тосты произносит гость.

Из уважения к хозяевам нужно попробовать все блюда, вы не пожалеет, ведь бурятские национальные блюда очень вкусны, а главная задача хозяев, принимающих гостя – накормить и напоить его досыта. Невежливо торопиться уйти, потому, что гость в доме у бурят это большая радость, и вас непременно постараются задержать подольше. Несколько раз нужно предупредить хозяев о своем уходе, прежде чем покинуть дом. С посещения бурятского дома начинается дружба. С посещения бурятской столицы начинается знакомство с Бурятией, а с посещения Байкала начинается любовь к удивительному краю, где каждый для себя найдет объект особого обожания.

 

 

Это интересно: